Ученику

Секреты успеха в учебной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка

СЕКРЕТЫ УСПЕХА НА УРОКЕ

                                                

1. Подготовить все необходимое для урока до звонка.

2. Не отвлекаться, сосредоточиться на задании.

3. Не выкрикивать с места, поднимать руку.

4. Не жевать на уроке.

5. Не болтать с соседом по парте.

6. Не списывать.

7. Подготавливать свой ответ.

8. Соблюдать правила этикета.

9. Сидеть ровно.

10. Выключать мобильные телефоны.

11. «Перерабатывать» информацию.

Готовясь к ответу на уроке:

1. Припомни содержание материала.

2. Подумай или запиши план ответа.

3. Выдели самое главное в теме, при ответе сконцентрируй на этом внимание.

4. Каждое положение обязательно доказывай, приводи примеры, но коротко и ясно.

5. Обязательно делай обобщения и выводы из сказанного.

6. При необходимости пользуйся таблицами, схемами, пособиями, моделями.

7. Если твой ответ требует доказательства экспериментом, подготовь заранее все необходимое.

ЗАЩИТА РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Следует помнить, что на все выступление отводится не более 5–7 мин. По регламенту можно рассчитывать дополнительно на 1–2 мин, но не более. Ни о теме (ее уже объявили), ни о том,  что было прочитано (список литературы), говорить не  следует. Защита ни в коем случае не  должна сводиться к пересказу всего содержания работы. Если вы не сумели заинтересовать аудиторию за отведенное по регламенту время, его продление только усилит непонимание и раздражение слушателей.

Подготовку доклада лучше всего начать с продумывания его структуры. Четкое и ясное представление о работе у самого докладчика – залог понимания его аудиторией. Доклад можно разделить на 3 части, состоящие из отдельных, но связанных между собой блоков.

Первая часть по сути кратко повторяет введение исследовательской работы. Здесь обосновывается актуальность выбранной темы, описывается научная проблема, формулируются задачи исследования и указываются его основные методы. Для того чтобы ваш доклад вызвал интерес аудитории, очень важно правильно настроить слушателей с самого начала вашего выступления. Существует несколько способов привлечения внимания аудитории. Например, вы можете начать выступление с приведения примера, интересной цитаты, образного сравнения предмета выступления с конкретным явлением, с истории, случая, задания проблемы или оригинального вопроса.

Во второй части, самой большой по объему, вам нужно представить содержание глав. Особое внимание комиссия обращает на итоги проведенного исследования, на личный вклад в него автора. Поэтому не забудьте после краткого изложения содержания глав реферата отдельно подчеркнуть, в чем состоит новизна предлагаемой вами работы; это могут быть использованные впервые по отношению к данному материалу методики, достигнутые вами результаты исследования.

При изложении основных результатов можно использовать заранее подготовленные схемы, чертежи, графики, таблицы, видеоролики, слайды, видеофильмы. Демонстрируемые материалы должны оформляться так, чтобы они не перегружали выступление и были видны всем присутствующим в аудитории.

В третьей части целесообразно кратко изложить основные выводы по результатам исследования, не повторяя тех выводов, которые уже были сделаны в ходе изложения содержания по главам. Постарайтесь в заключении создать кульминацию выступления, предложите слушателям поразмышлять над проблемой, покажите возможные варианты дальнейших исследований, используйте цитату по теме реферата известного ученого.

Особое внимание обратите на речь докладчика. Она должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, выразительной. Если докладчик старается говорить быстро, проглатывая окончания слов, тихо, невнятно, то качество его выступления снижается. Спокойное, последовательное и хорошо аргументированное изложение материала импонирует слушателям. Но использование научного стиля отнюдь не означает пренебрежение к использованию образных сравнений, необычных контрастов, фактов, позволяющих удерживать внимание аудитории.

ОФОРМЛЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

(методические рекомендации)

Принято считать, что оформление – незначительный, чисто формальный этап создания рукописи научного исследования. На самом деле это не так. Оформление результатов исследования – один из самых трудоемких этапов работы.

Основные формы представления результатов научной работы:

– текст научного сочинения;

– статья, тезисы;

– доклад, сообщение;

– отчет и т. д.        

Основные требования к оформлению:

по содержанию:

– обоснование актуальности темы;

– главный тезис;

– аргументация, доказательства и факты, подтверждающие выдвинутый тезис;

– основные выводы;

по срокам представления:

– за 1 месяц до начала конференции;

по форме представления:

– в 2 экземплярах off line;

– в электронной версии на дискете;

– в формате Word 6.0, 7.0, 8.0;

– шрифт 14, Times New Roman.

Статья представляет собой самостоятельный научный текст, где исследователь излагает собственные мысли по проблеме. Структура статьи схожа со структурой текста научного сочинения, но представляет его как бы в миниатюре. В начале статьи выдвигается ее главный тезис, который затем подвергается аргументированному доказательству в основной части. В заключении статьи помещаются выводы, подтверждающие либо опровергающие все вышесказанное.

Заметим, что обе эти формы – и статья, и тезисы – создаются на основе текста собственно научного сочинения, где подробно рассматривается весь ход исследования и описываются его результаты. Поэтому особое внимание мы уделим именно этому главному, фундаментальному варианту оформления итогов научной работы.

Начинается оно с компоновки подготовленных текстов по главам, в соответствии с примерной структурой работы. После того как главы сформированы, следует их внимательно прочитать и отредактировать, как с точки зрения орфографии и синтаксиса, так и по содержанию (сверить цифры и факты, сноски, цитаты и т. п.). Сразу же после прочтения каждой главы и осуществления правки приступают к написанию выводов к соответствующей главе. Вывод  обычно содержит изложение сущности вопроса, разбираемого в главе, и обобщение результатов проделанного анализа.

Далее составляется заключение по всей работе. Только после этого приступают к написанию введения к работе.

Затем следует составление библиографического списка.

Титульный лист является первой страницей научной работы и заполняется по определенным правилам, которые предполагают указание автора работы, название темы работы, фамилии, имени, отчества и сложности, научной степени и звания научного руководителя.

Оглавление следует за титульным листом. Оно включает в себя указание на основные элементы работы: введение, главы, параграфы, заключение, список литературы (библиография), приложения.

Введение представляет собой наиболее ответственную часть научной работы, так как содержит в сжатой форме все основные, фундаментальные положения, обоснованию и проверке которых посвящено исследование. Введение должно включать в себя:

– формулировку темы;

– актуальность исследования;

– проблему исследования;

– объект, предмет;

– цель, задачи;

– гипотезы;

– методы исследования;

– этапы исследования;

– структуру исследования;

– его практическую значимость;

– краткий анализ литературы.

Объем введения по отношению ко всей работе небольшой и обычно составляет 2–3 страницы.

Основная (содержательная) часть работы может содержать 2–3 главы. (Название  этой  части  как  основной скорее связано с ее большим, чем  у  остальных  частей,  объемом,  нежели  со  значением, так как, например, введение является ничуть не менее значимой  частью работы).

Первая глава обычно содержит итоги анализа специальной литературы, теоретическое обоснование темы исследования.

Вторая-третья главы описывают практические этапы работы, интерпретацию данных, выявление определенных закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента. Каждая глава завершается выводами.

Заключение обычно составляет не большее 1–2 страниц. Основное требование к заключению – оно не должно дословно повторять выводы по главам. В заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования и предлагаются рекомендации. Отмечается степень достижения цели, обозначаются перспективы дальнейших исследований.

Библиографический список требует особой точности  при составлении.

Примеры правил оформления

в списке различных вариантов изданий

Книга одного и более авторов:

1. Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: Интеллектцентр, 2001. – 296 с.

2. Шишов С. Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. – М.: Российское педагогическое общество, 1998. – 354 с.

3. Госс B. C., Семенюк Э. П., Урсул А. Д. Категории современной науки: Становление и развитие. – М.: Мысль, 1984. – 268 с.

Сборник с коллективным автором:        

Теоретические проблемы и технологии инновационного менеджмента в образовании:   Сб.  науч. статей / Сост. О. С. Орлов. – Великий Новгород – РИС, 2000. – 180 с.

Статья из газеты и журнала:

Михайлов Г. С. Психология принятия решений // Журнал прикладной психологии. – 2001. – №5. – С. 2–19.

Статья из энциклопедии и словаря: 

Бирюков Б. В., Гастев Ю. А., Геллер Е. С. Моделирование // БСЭ. – 3-е изд. – М., 1974. – Т.16. – С. 393–395.

Инновация // Словарь-справочник по научно-техническому творчеству. – Минск, 1995. – С. 50–51.

Особый статус имеет такая рубрика научного текста, как приложение.

Приложение – это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимое для более полного освещения темы. Оно размещается после основного текста. По содержанию среди приложений различают копии документов, статистические материалы и т. п. По форме они представляют собой тексты, графики, карты, таблицы и др.

Основные требования при оформлении приложений:

– размещаются после библиографического списка;

– в оглавлении приложение оформляется в виде самостоятельной рубрики, со сквозной нумерацией страниц всего текста;

– каждое приложение оформляется на отдельном листе и должно иметь заголовок в правом верхнем углу.

Еще одна особая часть основного текста – это примечания.

Примечания содержат разъяснения, уточнения, дополнения, размещаемые внутри текста различным образом:

а) в круглых скобках;

б) подстрочно (оформляются как сноски);

в) после параграфов или глав.

В качестве примечания выступают:

– определение терминов или устаревших слов;

– справочная информация о лицах, событиях, произведениях;

– перевод иностранных слов и предложений;

– пояснения основного текста;

– примечания помещаются в основной текст в виде сноски.

Иллюстрации к исследовательской работе размещаются в целях придания излагаемому материалу ясности, конкретности, образности.

Рисунки лучше размещать сразу же после первого упоминания о них в контексте работы. Если после упоминания о рисунке оставшееся место на странице не позволяет его разместить, то рисунок можно разместить на следующей странице.

Таблицы, как и рисунки, располагаются после первого упоминания о них в тексте работы. Если таблицы непосредственно не связаны с текстом, то их можно располагать в приложении. Все таблицы должны иметь заголовки, которые кратко характеризуют содержание табличных данных.

Цитаты в тексте работы (во всех вариантах) обязательно заключаются в кавычки. На каждую цитату следует давать указание источника. После сведения частей работы в единое целое рекомендуется провести сплошную нумерацию сносок.

При изложении концепции какого-либо автора можно обходиться и без цитат. В этом случае основные мысли автора описываются в точном соответствии с оригиналом по смыслу. Но и в этом случае обязательно делать сноску на источник.

Цитаты можно привлекать и для иллюстрации собственных суждений. Однако исследователь должен быть крайне аккуратен в цитировании и тщательно следить за его правильностью. Неполная, умышленно искаженная и подогнанная под цель исследователя цитата отнюдь не украшает его работу и не прибавляет ей значимости.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

(Оцениваются: оформление, содержание, защита)

Параметры

Максимальная оценка

I. Содержание исследовательского проекта (max = 100 баллов)

– сформулирована личная цель исследования участника проекта

10

– поставлены исследовательские задачи

10

– содержание работы соответствует целям и задачам

10

2. Умение видеть проблему и находить пути решения

30

– сформулирована проблема исследования

10

– указаны пути решения проблемы

10

– есть обоснование выбранного пути

10

3. Наличие вывода, отражение собственной позиции

15

4. Соблюдение требований к оформлению творческой работы

25

– выходные данные (информация об авторе, учреждение, название)

5

– разнообразие источников информации

10

– соблюдение норм русского языка

10

II. Публичное представление исследования (max = 30 баллов)

5. Логичность, последовательность изложения

10

6. Ораторское мастерство (убедительность, доказательность, грамотность речи)

5

7. Оригинальность представления содержания и результатов исследования

10

8. Организованность (техническая и организационная готовность)

5

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ

(методические рекомендации для учащихся)

Учебно-исследовательская деятельность требует определенной подготовки как учащегося, так и педагога. В этой совместной работе успех зависит от подготовленности каждого из ее участников. Предлагаемые рекомендации затрагивают ключевые моменты подготовки и проведения учебно-исследовательской работы в школе и могут служить ориентиром в названной деятельности учащихся и учителей.

Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением.

К элементам исследовательской деятельности относятся:

1. Методы исследования.

2. Наличный экспериментальный материал.

3. Интерпретация данных и вытекающие из них выводы.

Научно-исследовательская деятельность – это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний.  

Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского  типа мышления.

1. Объектная область, объект и предмет.

Работа над любым исследованием начинается с определения названной “системы”. Ее составляют три элемента: “объектная  область”, “объект” и “предмет” исследования. Этот этап предшествует выбору темы исследования. Дадим краткие определения каждого из элементов “системы”.

1. Определение объектной области исследования, объекта и предмета исследования

2. Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснования предмета их актуальности

3. Изучение научной литературы и уточнение темы

4. Формулирование гипотезы

5. Формирование цели и задач исследования

Объектная область исследования – это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. В школьной практике она может соответствовать той или иной учебной дисциплине, например математике, биологии, литературе, физике и т. д.

Объект исследования – это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Объект – это своеобразный носитель проблемы, то, на что направлена исследовательская деятельность. С понятием объекта тесно связано понятие предмета исследования.

Предмет исследования – это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта). Именно предмет исследования определяет тему работы.

2. Тема, проблема и актуальность исследования.

Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения в определенном аспекте, характерном для данной работы.

Основные критерии выбора темы:

– желательно, чтобы тема представляла интерес для учащегося не только на данный, текущий момент, но и вписывалась в общую перспективу профессионального развития ученика, т. е. имела непосредственное отношение к предварительно выбранной им будущей специальности;

очень хорошо, если выбор темы обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога. Это происходит тогда, когда сам научный руководитель занят исследовательской работой и в рамках избранной им сферы выделяет требующую разработки область для изучения ее учеником. В какой-то мере это может напомнить традиционные отношения “мастер–ученик”;

тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература. Например, “Особенности мхов и лишайников городской лесопарковой зоны”. Заявленная тема не требует труднодоступных приборов или сложных полевых условий.

Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного, т. е. процесс развития научного познания. Вследствие этой причины очень ответственным этапом в подготовке исследования становится этап обоснования актуальности темы.

Обосновать актуальность – значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности исследования – обязательное требование к любой работе. Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных и необходимости проверки новых методов и т. п.

3. Изучение научной литературы и уточнение темы

Одним из удобных способов оформления извлеченной из текста информации традиционно является составление на ее основе специальных карточек. Карточки каждый может оформлять по своему усмотрению, они создаются для вашего личного пользования, поэтому должны представлять информацию удобным для вас образом (см. схему). Можно дать общие советы. Например, нумеровать карточки и обозначать шифром тему вписанной информации для легкости ее обнаружения в дальнейшем, когда ваша картотека разрастется. Карточки должны быть одинаковыми по размеру и заполняться с одной стороны. Как правило, на одной карточке помещается одна цитата, но информацию по одному и тому же вопросу с разных страниц можно группировать вместе, не забывая при этом указывать номер каждой страницы.

Схема

Основное содержание цитаты

(кратко)

Глава ___________

§___

Содержание цитируемого материала

(если дословно, то обязательны кавычки; излагаемые своими словами факты, оценки, выводы автора кавычек не требуют)

Библиографические данные издания

(с обязательным указанием страницы)

4.Определение гипотезы

Уточнив тему в результате изучения специальной литературы, исследователь может приступать к выработке гипотезы. Это один из самых ответственных моментов работы над исследованием. Сначала обратимся к определению самого понятия.

Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:

быть проверяемой;

 содержать предположение;

– быть логически непротиворечивой;

– соответствовать фактам.

При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: “если..., то...”; “так..., как ...”; “при условии что...”, т. е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей.

5. Цель и задачи исследования

В общем виде цель и задачи должны уточнить направления, по которым пойдет доказательство гипотезы.

Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Выделим наиболее типичные цели:

– определение характеристик явлений, не изученных ранее;

– выявление взаимосвязи неких явлений;

– изучение развития явлений;

– описание нового явления;

– обобщение, выявление общих закономерностей;

– создание классификаций.

Формулировку цели исследования также можно представить различными способами, традиционно употребляемыми в научной речи клише. Приведем примеры некоторых из них.

Можно поставить целью:

– выявить;

установить;

– обосновать;

– уточнить;

 разработать.

Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач. Предложим одно из определений понятия “задача”.

Задача исследования – это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.

Памятка

КАК РАБОТАТЬ НАД РЕФЕРАТОМ

I. Работа над рефератом начинается с выбора темы. Выбирая тему, задай сам себе следующие вопросы:

1. Действительно ли мне это интересно?

2. Какую практическую пользу мне принесет данная работа (кроме положительной оценки)?

Если тема тебя действительно интересует, ты хорошо понимаешь значимость для тебя данной работы, сообщи о своем выборе учителю.

II. Теперь тебе предстоит четко сформулировать цель работы.

III. Следующий очень важный этап работы над рефератом – составление плана, в котором тобой будут определены все его части, включая вводную и заключительную.

IV. Теперь тебе необходимо начать сбор информации. Первое, что необходимо сделать, – это посоветоваться с учителем, где и какую информацию по выбранной тобой теме можно получить. Скорее всего, учитель поможет тебе составить ориентировочный список литературы для работы над рефератом.

V. Покажи свой список родителям: возможно, какие-то книги и материалы есть у вас дома. В любом случае тебе необходимо будет отправиться в библиотеку и медиатеку.

VI. Когда у тебя будет собрана вся необходимая для составления реферата информация, приступай к ее изучению. Хорошо, если ты уже умеешь пользоваться компьютером (в противном случае тебе понадобится черновик). Получая необходимые сведения по выбранной теме из различных источников, записывай их в компьютер или на черновик.

VII. Систематизируй полученную информацию в соответствии с ранее составленным планом, делая собственные выводы и заключения по каждому разделу (параграфу, части) твоей работы.

VIII. В заключительной части тебе необходимо обобщить все выше-
сказанное
, вернувшись к цели работы.

IX. Как оформить реферат, подробно расскажет учитель, мы дадим лишь несколько общих рекомендаций:

1. Титульный лист должен содержать название, фамилию и имя ученика, класс, номер школы, учебный год.

2. Хорошо, если ты сумеешь набрать работу на компьютере и распечатать.

3. Введение, разделы (параграфы) и заключение должны быть выделены (заголовками, красной строкой, полужирным шрифтом и т. д.)

4. Если ты хочешь проиллюстрировать свою работу рисунками, схемами, фотографиями и др., помести их в конце в качестве пронумерованных приложений (в тексте в соответствующем месте в скобках укажи номер приложения).

5. В конце работы не забудь поместить список используемой литературы. По каждому произведению укажи: Ф.И.О. автора, название книги, издательство, год издания.

Схема работы над рефератом


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

Слайд 2

«В одном просвещении найдем мы спасительное противоядие для всех бедствий человечества!» Карамзин Н. М.

Слайд 3

Проблема В чем состоит значение науки и образования для человека и общества?

Слайд 4

Что такое наука?

Слайд 5

Наука - это сфера человеческой деятельности, основная роль которой заключается в создании и систематизации объективных знаний об окружающем мире, включающем природу и общество.

Слайд 6

Наука Деятельность Создание знаний Систематизация знаний

Слайд 7

ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ Изучают природу: ФИЗИКА ХИМИЯ БИОЛОГИЯ

Слайд 8

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ Исследуют основные сферы жизни общества. ЭКОНОМИКА –занимается изучением организации производства и экономической деятельности людей в целом.

Слайд 9

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ ПОЛИТОЛОГИЯ – Рассматривает : П олитическую организацию общества ; Устройство государства ; Деятельность политических партий, парламента, правительства .

Слайд 10

СОЦИОЛОГИЯ Изучает устройство общества, взаимодействие групп людей, входящих в него.

Слайд 11

КУЛЬТУРОЛОГИЯ Изучает духовную жизнь общества.

Слайд 12

ИСТОРИЯ Наука, изучающая прошлое человечества.

Слайд 13

ФИЛОСОФИЯ ПСИХОЛОГИЯ Стремится понять наиболее общие вопросы устройства мира Наука о внутреннем мире человека и его поведении

Слайд 14

АНТРОПОЛОГИЯ ДЕМОГРАФИЯ Наука о происхождении и развитии человека Наука, изучающая население и его состав

Слайд 15

Задание! Виды наук: Определите, к каким группам наук относятся предметы, которые вы изучаете в школе? 1. Естественные 2. Общественные

Слайд 16

Куда определить? МАТЕМАТИКу?

Слайд 17

Вопрос: Чем научные знания отличаются от других?

Слайд 18

НАУЧНЫЕ МЕТОДЫ: ОПРОС НАБЛЮДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТ ИЗМЕРЕНИЕ

Слайд 19

Ответить! Объясните смысл пословиц: Грамоте учиться – всегда пригодиться . Неграмотный будто слепой. Корень учения горек, да плод сладок. Век живи – век учись.

Слайд 20

Законодательное обеспечение права на образование : Конституция Российской Федерации: Статья 43. Федеральный закон РФ «Об образовании».

Слайд 21

Ответить! Вопросы по Конституции: - кто имеет право на образование? - какое образование в РФ должно быть бесплатным? - какое образование является обязательным?

Слайд 22

Ответить!Вопросы по Федеральному закону «Об образовании» -Какое значение имеет образование для государства? - На что должно быть ориентировано образование? -Чем определяется содержание образования?