Конкурс "Учитель года - 2015"

На этой странице представлены мои конкурсные материалы. Буду рада получить ваши отзывы и пожелания!

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «Каратунская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Профессиональный конкурс « Учитель года Республики Татарстан – 201 5 » Конкурсное задание « Методический семинар» Учитель русского языка и литературы Заббарова Алсу Галимулловна Апастовский муниципальный район

Слайд 2

Тема: «Системно- деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе» Проблема: у многих современных школьников наблюдается пассивность в учении, низкая мотивация, неумение применять имеющиеся знания на практике. Предложение: необходимо возбудить интерес к предмету, повысить самостоятельность детей в усвоении и применении учебных знаний, умений и навыков через использование активных форм обучения, при которых ученик становится не объектом, а субъектом действия. Развивающий эффект: формирование универсальных учебных действий обеспечивает успешную социализацию в любой сфере деятельности.

Слайд 3

Актуальность выбранной темы обусловлена потребностями современного общества:

Слайд 4

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД − позиция, взгляд, точка зрения на способ преподавания, при котором учащийся осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной учебной деятельности . Основная педагогическая задача: организация условий , инициирующих детское действие Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. ФГОС

Слайд 5

СДП позволяет на каждой ступени общего образования: представить цели образования в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности; на основании построенных целей обосновать не только способы действий, сформированные в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи; выделить основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся . на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского , А.Н. Леонтьева , Д.Б. Эльконина , П.Я. Гальперина , раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков . Системно- деятельностный подход (СДП) основывается:

Слайд 6

«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать – вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности…» Г . А. Цукерман , доктор псих. наук Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе: от изолированного изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач; от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения. Преимущества системно-деятельностного подхода

Слайд 7

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы личностные результаты метапредметные результаты предметные результаты готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности , личностные качества освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира

Слайд 8

Технология деятельностного метода 1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3) Выявление места и причины затруднения. 4) Построение проекта выхода из затруднения. 5) Реализация построенного проекта. 6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8) Включение в систему знаний и повторение. 9) Рефлексия учебной деятельности.

Слайд 9

Принцип деятельности - ученик , получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук ). Дидактические принципы, обеспечивающие реализацию технологии деятельностного метода в практическом преподавании:

Слайд 10

Дидактические принципы, обеспечивающие реализацию технологии деятельностного метода в практическом преподавании: Принцип минимакса – школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний ). Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора . Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Слайд 11

Учебным действием является лишь то действие, которое «цепляет» ум ученика . Это действие, выполнение которого требует изменения стереотипов, то есть самоизменения. Свойства учебной деятельности

Слайд 12

Общая структура учебной деятельности

Слайд 13

Работа учащихся по решению учебных задач осуществляется с помощью особых учебных заданий, требующих от учащихся в явном виде проведения исследования, анализа, самостоятельного изучения каких-то явлений, построения каких-то способов изучения или фиксации результатов в виде моделей этих явлений и способов их изучения. Поставить перед учащимися учебную задачу – значит ввести их в проблемную ситуацию, требующую ориентации на содержательно общий способ её решения во всех возможных частных и конкретных условиях . Учебная задача Конкретно-практическая задача Цели получение результата-ответа овладение учеником общим способом решения всех задач данного вида

Слайд 14

Последовательная реализация СДП повышает эффективность образования по показателям: придание результатам образования социально- и личностно-значимого характера; более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области; возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний ; существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых; обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Слайд 15

Моя активность как учителя уступает место активности детей, моей задачей становится создание условий для проявления их инициативы. В ходе работы над решением проблемы (познавательные УУД) ученики учатся распределять между собой полномочия (регулятивные УУД), аргументировать и отстаивать собственную точку зрения (личностные УУД), вставать на позиции других участников учебного процесса, приходить к согласию и принимать совместные решения (коммуникативные УУД). Формы реализации системно-деятельностного подхода в обучении русскому языку и литературе

Слайд 16

Результаты обучения за 3 года Русский язык Литература

Слайд 17

Достижения учеников в творческих и образовательных конкурсах

Слайд 18

Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 2012/2013 уч. год 2013/2014 уч. год 9 класс 11 класс Всего учащихся 17 27 Прошли минимальный порог 17 27 Средний балл 66,3 58,8 Количество учащихся, набравших более 80 баллов 3 3 Наибольшее количество баллов, набранное учащимися 100 87 Промежуточный экзамен (итоговое сочинение) по литературе

Слайд 19

«Делайте то, во что верите, и верьте в то, что делаете. Все остальное – пустая трата энергии и времени». Нисаргадатта Махарадж

Слайд 20

Список используемых сетевых ресурсов для презентации: Агафонова Н.Н ., Брехач Р.А., Жадаев Д.Н . Содержание общественного заказа системе образования : эффективные механизмы способов оформления профессиональной среды и механизмы предъявления результатов выполнения общественного заказа профессиональным сообществом. Материалы социологического исследования. Лаборатория социологических исследований и социального проектирования ПГПУ. – 2009. - URL : http :// www.gouo.ru/inform/practice3/book06.pdf Дата обращения 06.02.2015 Семененко Е.П . Наиболее эффективные формы реализации системно-деятельностного подхода в работе с обучающимися. - URL: http :// nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/08/22/naibolee-effektivnye-formy-realizatsii-sistemno Дата обращения 08.02.2015 Системно- деятельностный подход. - URL: http :// schoolvolk.edusite.ru/p52aa1.html Дата обращения 08.02.2015 Харитонова Н.Г. Системно- деятельностный подход. - URL: http :// nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2012/04/07/sistemno-deyatelnostnyy-podkhod Дата обращения 08.02.2015 Цукерман Г.А.. Кто учит, учится (взаимное обучение: возможности и пределы возможностей). - URL : http ://rudocs.exdat.com/docs/index-498614.html Дата обращения 08.02.2015



Предварительный просмотр:

Конкурсное задание «Методический семинар»

Объяснительная записка

Я, Заббарова Алсу Галимулловна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «Каратунская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского муниципального района РТ, работаю над методической темой «Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе» с 2013/14 учебного года.

К выбору данной темы меня подтолкнула проблема пассивности многих школьников в учении, их низкая мотивация, неумение применять имеющиеся знания на практике. Появилось решение возбудить интерес к предмету, повысить самостоятельность детей в усвоении и применении учебных знаний, умений и навыков через использование активных форм обучения, при которых  ученик становится не объектом, а субъектом действия. При этом учитывался и развивающий эффект: формирование универсальных учебных действий обеспечит успешную социализацию в любой сфере деятельности.

Актуальность выбранной темы была обусловлена потребностями современного общества: способность самостоятельно  действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных проблем – одна из ключевых компетенций школьного образования, определяемых ФГОС, которые с 1 сентября 2015 г. будут введены во всех общеобразовательных учреждениях РФ. К тому же успешная сдача выпускниками ОГЭ и ЕГЭ также предполагает их активную учебную деятельность.    

Системно-деятельностный подход (СДП) основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. СДП позволяет на каждой ступени общего образования представить цели образования в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности; на основании построенных целей обосновать не только способы действий, сформированные в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи; выделить основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся.

Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе от изолированного изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач; от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

Среди планируемых результатов освоения основной образовательной программы выделяются личностные результаты, метапредметные результаты и предметные результаты. Добиться данных результатов возможно лишь при активном, деятельностном учении, организовать которое помогает технология деятельностного метода, состоящая из следующих этапов:

1)  Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

2)  Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

3)  Выявление места и причины затруднения.

4)  Построение проекта выхода из затруднения.

5)  Реализация построенного проекта.

6)  Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7)  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8)  Включение в систему знаний и повторение.

9)  Рефлексия учебной деятельности.

Дидактические принципы, обеспечивающие реализацию технологии деятельностного метода в практическом преподавании:

Принцип деятельности - ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

Принцип минимакса – школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Учебным действием является лишь то действие, которое «цепляет» ум ученика. Это действие, выполнение которого требует изменения стереотипов, то есть самоизменения. Учебная задача отличается от конкретно-практической задачи тем, что целью второй является получение результата-ответа, а целью первой является овладение учеником общим способом решения всех задач данного вида.

Работа учащихся по решению учебных задач осуществляется с помощью особых учебных заданий, требующих от учащихся в явном виде проведения исследования, анализа, самостоятельного изучения каких-то явлений, построения каких-то способов изучения или фиксации результатов в виде моделей этих явлений и способов их изучения. Работа учащихся над этими заданиями носит теоретический характер и вводит их, тем самым, в лабораторию научной мысли, помогает им приобрести опыт подлинно творческого мышления и в то же время приносит им радость познания, эмоциональное удовлетворение от преодоления всех трудностей, которые им встретились на пути выполнения этих заданий

Последовательная реализация СДП повышает эффективность образования по многим показателям:

  • придание результатам образования социально- и личностно-значимого характера;
  • более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
  • возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
  • существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;
  • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Я использую различные формы реализации системно-деятельностного подхода в обучении русскому языку и литературе:

  • работу в парах;
  • работу в группе (обучающие структуры и приемы Сингапурской методики);
  • проектную деятельность (элективный курс в 7 классе «Основы проектной деятельности»);
  • игровые формы деятельности («Своя игра», «Последний герой» и др.);
  • творческую работу учащихся (участие в творческих конкурсах по предмету);
  • элементы проблемного обучения (постановка проблемных задач).

Моя активность как учителя уступает место активности детей, моей задачей становится создание условий для проявления их инициативы. В ходе работы над решением проблемы (познавательные УУД) ученики учатся распределять между собой полномочия (регулятивные УУД), аргументировать и отстаивать собственную точку зрения (личностные УУД), вставать на позиции других участников учебного процесса, приходить к согласию и принимать совместные решения (коммуникативные УУД).

Результаты обучения свидетельствуют о том, что я иду по верному пути. Средние показатели качества знаний учащихся по русскому языку – около 65-67%, успеваемость – 100%; по литературе – 79-84% качества знаний при 100% успеваемости. Выпускники 9-х, 11-х классов успешно проходят государственную (итоговую) аттестацию. На промежуточном экзамене по литературе – итоговом сочинении – все 26 учащихся 11-х классов получили зачет по 4-5 критериям. В 2012/13 учебном году 3 выпускника 9 класса (Печков Д., Садриев Ф. и Миннуллина Г.) получили оценку «5», при этом Миннуллина Г. набрала 100 баллов. В 2013/14 учебном году по русскому языку 60 баллов и выше набрали 12 выпускников, из них Гайнутдинова А. – 70 баллов, Сулейманова И. – 72 балла, Муратова Л. – 76 баллов, Гисматуллина А. и Залялиева А. – по 82 балла, Давлетшин А. – 87 баллов. Залялиева А. окончила школу с медалью.

Мои ученики активно участвуют в конкурсах различного уровня. В школе  проводятся дистанционные Всероссийские олимпиады и конкурсы: осенняя сессия Всероссийской олимпиады «Олимпус», всероссийские олимпиады «Родное слово», «Язык - мой друг»; Всероссийские предметные конкурсы «Молодежного чемпионата», Всероссийские олимпиады «ФГОС тест» (гуманитарный цикл), всероссийские образовательные конкурсы «Олимпис», Международные дистанционные конкурсы проектов «Новый урок», «videouroki», «Инфоурок», где учащиеся добиваются хороших результатов.

Работа по данной методической теме еще не закончена. Предстоит продолжить изучение методической литературы, новых технологий и приемов. Для меня все новое представляет интерес. Моя задача – научить и учащихся активной деятельности, мотивировать их на познание нового, воспитать в них тягу к знаниям и любовь к учебе.