Всероссийский конкурс мастер-класса учителей родного языка "Туган тел"


Предварительный просмотр:

Моё педагогическое мастерство

Эссе

Во время долгого путешествия человеку свойственно оборачиваться назад и измерять взглядом тот путь, который он успел пройти. Точно так же на жизненном пути мы делаем остановки, чтобы оценить свои успехи и неудачи, определить дальнейшую перспективу.

25 лет в школе. Много это или мало? Правильно ли выбрана дорога, такой сложный и ответственный труд – «сеять разумное, доброе, вечное»? Состоялась ли я как педагог? Сбылась ли моя детская мечта, и о чем еще я могу мечтать? Вопросов очень много. Не на все из них я смогу, наверное, ответить сама – со стороны, как правило, лучше видно. Но то, что вопросов много, не может не радовать. Значит, есть смысл идти дальше, чтобы найти на них ответы.

Меня всегда радует, когда ученики задают на уроке вопросы. Не пустые, конечно, не вопросы «ради вопроса», а настоящие, ради познания. Ученик интересующийся вселяет надежду в учителя. На своих уроках я всегда учу детей быть неравнодушными, ибо равнодушие – первый шаг к забвению, к потере собственного и народного самосознания, к духовной и нравственной смерти. Мои уроки – уроки литературы – как нельзя лучше подходят для того, чтобы заронить в души детей семена любви к прекрасному, доброму слову. Странствуя по страницам художественных произведений, ребенок учится познавать жизнь, различать добро и зло, знакомится с многообразием людских характеров и отношений, постигает азы народных традиций и обычаев… «Книга – источник знаний», – говорит народная мудрость, а я бы хотела еще добавить: хорошая книга – путеводитель по жизни, самый верный друг и наставник. Поэтому считаю себя обязанной познакомить и подружить своих учеников с хорошими книгами. Ведь, как говорил Дени Дидро, люди перестают мыслить, когда перестают читать. Именно любовь к чтению и привела меня к выбору моей профессии – учителя-словесника. Получая истинное наслаждение от процесса чтения, от восприятия особого стиля, языка, образных средств определенного писателя, чувствуешь, как душа наполняется светом и теплом, которыми хочется поделиться. Говорят, чтобы стать умным, достаточно прочитать 10 книг, но чтобы найти их, нужно прочитать тысячи. И если я смогу пробудить в учениках любовь к чтению, значит, я помогу им в поиске этих заветных «10 книг».

Человеку закоснелому, негибкому в современной школе работать очень сложно. Российская школа в наши дни как никогда подвержена реформам. И обучать детей по традиционным методикам и технологиям без различных нововведений в образование просто невозможно. В школу приходят новые дети со своими потребностями, современное общество требует от школы не только знающих учащихся, но, прежде всего, умеющих мыслить, действовать по обстоятельствам, обладающих креативностью и коммуникативными навыками. Требования новых ФГОС – это насущные требования современной жизни.

Известно, что только в процессе деятельности приобретается и накапливается опыт, потому что только при этом активизируется мозг и память, происходит социализация учащегося. Поэтому на уроках русского языка и литературы я стараюсь применять такие формы работы, при которых ученик из пассивного слушателя превращается в активного участника учебного процесса. Подспорьем для такой работы являются обучающие структуры и приемы Сингапурской технологии, которые можно применять на различных этапах урока, а также элементы проектной технологии, внедрение которых помогает пробудить в детях мотивацию к приобретению новых знаний и умений.

«Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне действовать самому – и я научусь», – гласит китайская мудрость. Ученик, который на протяжении целого учебного дня не занимался ничем творческим, не напрягал свой ум, не радовался какому-либо открытию, совершенному им на уроке, а лишь слепо копировал за кем-то определенные виды работ, не может научиться самостоятельному мышлению. От такого ребенка трудно ожидать творческого подхода, активной жизненной позиции, мобильности в принятии решений. Поэтому в своей работе я стараюсь опираться на применение системно-деятельностного подхода, когда ученик вовлекается в познание целостной картины мира, учится добывать и отбирать необходимую информацию, занимается творчеством и сотворчеством.

Есть своя специфика работы в младших, средних и старших классах. Для ученика 5-6 классов авторитет учителя довольно высок. Дети активны, доверчивы, любознательны. Всегда очень приятно увидеть в их глазах радостные искорки от познания нового, неизвестного. Но еще интереснее общаться со старшеклассниками. Хотя пока они и не обладают относительной самостоятельностью, но уже выражают собственные взгляды на жизнь, у многих сформирована самооценка, есть довольно оригинальные идеи по поводу всего, что происходит в мире. Я считаю, что уроки в старших классах проходят с обоюдной пользой: если я помогаю им «познавать мир», то они учат меня смотреть на этот мир глазами современной молодежи. Никогда не соглашусь с теми, кто утверждает, что молодые люди инертны, воспитаны в духе потребительства и не интересуются ничем, кроме интернета. Все те проблемы, которые волновали в свое время наше поколение – молодежь 80-х – интересуют и наших детей. Точно так же остро они переживают несправедливость, предательство, низость; так же, как и мы, мечтают о счастливой жизни, о любви, успехе, здоровье. Может быть, наша наивность в коммерческих вопросах вызывает у них усмешку, но они легко прощают нам наши «проколы».

Однажды я спросила у учеников 11 класса, каким, по их мнению, должен быть настоящий учитель, и есть ли у них желание вернуться в школу преподавать. Большинство учеников ответили, что настоящий учитель, в первую очередь, должен быть понимающим, добрым, мудрым и терпеливым, и лишь немногие указали, что он должен прекрасно знать и любить свой предмет, иначе не удастся пробудить к нему интерес у своих учащихся. Ребята сказали, что самые отрицательные черты, каких не должно быть у учителя – это безразличие к ученикам, чрезмерная строгость, вспыльчивость и неумение слушать. Интересно и то, что почти все одиннадцатиклассники боятся выбирать эту профессию именно из-за большой ответственности, которая возлагается на учителей. Каждый из них осознает, что труд педагога очень сложен и требует большой выдержки, ведь нужно уметь принимать ребенка таким, какой он есть, и находить общий язык с каждым. Нужно уметь «стать второй мамой», научиться быть справедливым и в меру строгим, считают они. Только тогда можно с гордостью носить звание Учителя.

Действительно, любой человек, который знает об этой профессии не понаслышке, а, как говорится, изнутри (будь то муж, жена, мать или дети педагога), скажет, что эта работа совсем не для слабых. Уж слишком за многое несет ответственность простой учитель: не только за свой урок и знания, которые он должен дать детям, но и за их воспитание, (которым, по сути, должны заниматься в первую очередь родители); и за их поведение вне стен школы. Учитель должен быть и психологом, и спортсменом, и агитатором, и вообще, как сказали мои ученики, «идеальным человеком»! Не так легко соответствовать всем этим критериям, ведь учитель – не супергерой! У него, так же, как и у всех обычных людей, есть и семейные проблемы, и проблемы со здоровьем. Да и попросту иногда хочется отдохнуть от нелегкой работы «спасать мир» от безграмотности, грубости, косноязычия! Очень редко учителю удается действительно отдохнуть всей душой и телом, особенно в сельской местности, где каждый в деревне знает, что ты педагог, а значит, ты должен быть примером во всем. Более того, примером должны быть все члены твоей семьи – как же иначе, чему может научить учитель учеников, если со своей-то семьей не справляется! «Врачу, исцелися сам!» – этот лозунг в полной мере относится и к педагогу.

Размышляя о своем жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Наверное, это и есть моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах моих учеников. Я не работаю учителем, я учитель. Мне нравится быть учителем. Много лет назад я сделала свой выбор, считаю его правильным и сейчас. Конечно, до «идеального учителя» мне далеко, но я стараюсь не останавливаться на достигнутом, постоянно идти вперед и учиться чему-то новому. А еще я искренне надеюсь, что знания, полученные на моих уроках, помогут ученикам стать еще лучше и счастливее!



Предварительный просмотр:

Характеристика

на учительницу русского языка и литературы МБОУ “Каратунская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов” Апастовского муниципального района

Заббарову Алсу Галимулловну

Заббарова Алсу Галимулловна работает в Каратунской средней школе с 2012 года учительницей русского языка и литературы.    

За время работы Заббарова А.Г. проявила себя как учитель, имеющий высокий методический уровень преподавания. Она относится к своей работе увлеченно, творчески, серьезно, в совершенстве владеет технологией урока, умело сочетая на уроках разные формы обучения, осуществляя дифференцированный подход к учащимся и используя новые педагогические технологии: метод проектов, компьютерные, интерактивные технологии, структуры и приемы инновационной методики в рамках реализации проекта «Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан».

Педагог активно распространяет свой педагогический опыт, выступает на республиканских и муниципальных семинарах, имеет многочисленные публикации в сборниках материалов международных конференций, в республиканском журнале для педагогов “Магариф” (2014, 2015 гг.), участвует в профессиональных конкурсах всероссийского и республиканского уровня.

У учителя сложилась эффективная система работы с одаренными детьми. Ее ученики являются участниками Республиканских научно-практических конференций, республиканских Кирилло-Мефодиевских юношеских научных чтений, Республиканского творческого конкурса КНИТУ «Вперед в прошлое», Международного конкурса чтецов им. Тукая, Конкурса «Нобелевские надежды КНИТУ», Всероссийского конкурса по чтению вслух «Живая классика» и др. В частности, в 2013 г. Заббарова Лейсан стала Призером Всероссийского конкурса презентаций «Гордость Отчизны» (диплом III степени); Печков Денис награжден  Дипломом II степени в номинации «Лучший рассказ» IX Всероссийской акции «Спорт-альтернатива пагубным привычкам»; в 2014 г. Нафикова Алия стала призером Республиканской олимпиады школьников по русской литературе для школ с родным языком обучения, а в 2015 г. награждена Дипломом III степени V Республиканских Онегинских чтений. В 2016 г. Заббарова Рамиля стала призером XIV Республиканской научно-практической конференции школьников им. Л.Н Толстого и награждена Дипломом  МН и О  РТ  III степени; таким же дипломом в 2017 г. награждена Валиева Раиля на XV Республиканской научно-практической конференции школьников им. Л.Н Толстого. Многие её ученики являются победителями и призерами муниципального тура республиканских и всероссийских олимпиад по русскому языку и литературе, муниципальных этапов республиканских научно-практических конференций и творческих конкурсов.  

Заббарова А.Г. успешно сотрудничает с учеными института педагогики и психологии КФУ, принимала участие в Международных научно-практических конференциях, организованных федеральным университетом, выступала на темы «Работа с текстом на уроках литературы» (Международная НПК “Современные технологии обучения и воспитания”, 2013 г.), «Что мешает современному школьнику стать книголюбом» (Международная НПК «Инновационные технологии в образовании», 2014 г.).

Алсу Галимулловна вносит большой личный вклад в реализацию достижений педагогической науки в практическую деятельность школы. Проводит открытые уроки нового типа, мастер-классы и выступает с докладами на различные методико-педагогические темы, представляет проекты-презентации научно-исследовательской деятельности на республиканских научно-практических конференциях и районных семинарах. В 2015 г. она выступила на тему «Составление разнотипных олимпиадных заданий по русскому языку» перед слушателями курсов повышения квалификации на базе ИРО РТ «Организационно-педагогические условия подготовки учащихся к олимпиадам «Русский язык» и «Литература»», в 2016 г. - «Из опыта работы с одаренными детьми» на очередном этапе данных курсов. В 2017 г. провела мастер-класс по подготовке к олимпиаде по русскому языку (задания по истории языка) на Республиканском обучающем семинаре для педагогических работников «Модернизация содержания и технологий работы с одаренными детьми. Совершенствование системы подготовки обучающихся к олимпиадам».

Участвует в профессиональных конкурсах школы, района. Обладатель гранта «Наш лучший учитель», в рамках реализации Стратегии развития образования Республики Татарстан на 2010-2015 гг., победитель Гранта Главы Апастовского муниципального района – 2010 г., Дипломант 1 степени  Всероссийского конкурса «Призвание быть учителем» Национальной премии «Золотой фонд Российского образования» (2013 г.), лауреат III степени Всероссийского конкурса презентаций «Гордость Отчизны» (2013 г.), призер Всероссийского (с международным участием) интернет-конкурса «Твоя история. Россия 90-х», (2013 г.), победитель в номинации «За развитие русского языка и сохранение культурных традиций» муниципального тура республиканского конкурса  «Учитель года-2015»; Дипломант 1 степени Учительского конкурса открытых уроков «Методические открытия» от проекта Мега-талант (2016), участник Конкурса на лучший методический проект по преподаванию русской и татарской литературы в общеобразовательных организациях Республики Татарстан (2016 г.).

Среди учителей школы и района, среди учеников и их родителей Заббарова А.Г. пользуется заслуженным авторитетом как исключительно честный, добросовестный, исполнительный, требовательный, творческий и инициативный педагог.

Директор школы:                                        И.И. Фахрутдинов



Предварительный просмотр:

https://www.youtube.com/watch?v=kXNsq9EEwPo 



Предварительный просмотр:

Ссылка на визитную карточку «Мой край родной, родная школа, моя педагогическая деятельность»  https://youtu.be/TBSgnX_mirI 



Предварительный просмотр:

https://youtu.be/qi_uo3rnDI4 


Предварительный просмотр: