Конкурсный отбор на соискание гранта «Поддержка профессионального роста учителей общеобразовательных организаций Республики Татарстан» по номинации «Учитель-наставник»

Реализация проекта "Повышение профессиональной ИКТ-компетентности учителей русского языка и литературы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурсный отбор на соискание гранта

«Поддержка профессионального роста учителей

общеобразовательных организаций Республики Татарстан»

по номинации «Учитель-наставник»

Повышение профессиональной

ИКТ-компетентности учителей

русского языка и литературы

Заббарова Алсу Галимулловна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной  категории

МБОУ «Каратунская СОШ»



2019 г.

Введение

Современной школе нужен профессионально - компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы, внедряемые в сферу образования.

Профессиональное становление педагога в психолого-педагогической науке рассматривается как становление личностных, личностно-деловых качеств, профессиональных компетентностей и профессионализма педагога.

Активные инновационные процессы в системе отечественного образования формируют новые вызовы для учителей и учащихся современных школ. Для учителей компьютер становится не опциональным средством расширения своего педагогического инструментария, а ключевым элементом организации образовательного процесса. Меняются и профессиональные требования к педагогам в разрезе информационно-коммуникационных технологий. Профессиональная ИКТ-компетентность подразумевает под собой квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах мира средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) при решении профессиональных задач, ориентированных в пространстве и во времени.

Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями, отмечено наряду с формированием универсальных учебных действий, формированием мотивации к обучению и в перечне трудовых действий, выполняемых учителем по требованиям Профессионального стандарта педагога начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Кроме того, в необходимых умениях также указано владение ИКТ-компетентностями:

  • общепользовательской ИКТ-компетентностью;
  • общепедагогической ИКТ-компетентностью;
  • предметно-педагогической ИКТ-компетентностью (отражающей профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности).

Общепользовательская составляющая может включать в себя видео и аудио- фиксацию процессов, ввод данных через клавиатуру, мультимедийную и мультиканальную коммуникацию, поиск информации в интернете и работу с базами данных.

Общепедагогическая составляющая может включать в себя: дистанционное консультирование, организацию деятельности учащихся в открытом контролируемом информационном пространстве, комплексную подготовку и проведение выступлений, обсуждений, консультаций с компьютерной поддержкой, в том числе в телекоммуникационной среде [2].

Предметно-педагогическая составляющая может включать в себя: организацию экспериментов в виртуальных лабораториях и с использованием виртуальных стендов [3], получение и накопление исходных числовых данных через системы автоматического считывания с цифровых датчиков, владение информацией о доступе к качественным информационным источникам по своему предмету, использование цифровых технологий визуального воспроизведения информации.

Одним из приоритетных направлений развития российского образования на современном этапе является обеспечение доступности и равных возможностей получения полноценного образования, а также достижение принципиально нового качества профессиональных образовательных услуг. Формирование ИКТ-компетентности учителя является важной составляющей его профессионализма.

Информационная карта проекта.

Полное наименование проекта: Повышение профессиональной ИКТ-компетентности учителей русского языка и литературы

География проекта: Апастовский муниципальный район

Цель проекта: организация помощи учителям русского языка и литературы в формировании ИКТ-компетентности в соответствии с Профессиональным стандартом педагога.

Задачи проекта: 1) разработка вопросов для анкетирования учителей;

2) проведение ознакомительных бесед с учителями о возможностях и эффективности использования интернет-сайтов информационной и образовательной направленности (таких как Российская цифровая образовательная платформа LECTA, Российская электронная школа, образовательный онлайн-ресурс ЯКласс, приложение Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей  LearningApps.org, онлайн-конструктор учебных тренажёров еТреники и др.);

3) оказание практической помощи учителям во включении материалов  образовательных платформ при преподавании предмета;

4) обеспечение постоянного освоения современных образовательных технологий;

5) проведение обмена опытом успешной педагогической деятельности в данной сфере;

6) оказание помощи в самообразовательной работе специалистов.

Сроки реализации проекта: 2019-2020 учебный год.

Этапы реализации проекта

Этапы

Мероприятия

1

2

3

Сентябрь

Октябрь – май

Май

Принятие и утверждение плана работы.

Организационные мероприятия, беседы.

Работа с учителями по программе, по плану.

Заключительные мероприятия.

Предполагаемые  участники: учителя русского языка и литературы Апастовского муниципального района РТ

Постановка проблемы:

Если общепользовательской и общепедагогической ИКТ-компетентностью обладают многие из современных педагогов, то предметно-педагогическая доступна не каждому учителю, причем не только опытным и довольно консервативным учителям «старой школы», но и молодым, недавно начавшим педагогическую деятельность, хотя молодое поколение и выросло на информационных технологиях.

В связи с этим возникает необходимость решения следующих проблем:

а) проведение диагностики уровня ИКТ-компетентности педагогов, выявление затруднений;

б) организация обучения основам использования интернет-ресурсов в целях повышения качества образования и эффективности обучения школьников.

Методические приемы:

- анкетирование;

- изучение и анализ различных источников информации по теме;

- работа с интернет – ресурсами и образовательными платформами;

- сбор, обобщение информации.

Теоретическая и практическая значимость проекта определяется возможностью его использования как в муниципальном, так и в республиканском масштабе.

Необходимые ресурсы/условия для реализации проекта –

  • наличие в школах подключенных к интернету компьютеров и проектора;
  • бесперебойная работа интернета;
  • открытость педагогов к усвоению новых технологий и приемов;
  • наличие желания и стремления к самосовершенствованию.

Возможные риски и пути их преодоления

Цель  проекта может быть частично не достигнута под влиянием следующих рисков:

- неисправность компьютера или сбой работы интернета;

- сопротивление со стороны участников проекта;

- объективные риски (болезнь, сложные межличностные отношения, конфликты).

Меры по их преодолению:

- техническое сопровождение работы компьютеров специалистами;

 - формирование позитивного мнения через совещания с руководителями, заседания методического совета, семинары учителей;

- возможные изменения по индивидуальным образовательным маршрутам;

- психологические тренинги.

Ожидаемые результаты у целевой группы (изменение модели поведения)

1. Профилактика профессионального выгорания педагогов;

2. Формирование навыков совместной деятельности по реализации коллективного проекта;

3. Формирование у наставляемых и наставников потребности к непрерывному саморазвитию;

4. Развитие методической компетентности всех участников проекта;

5. Формирование потребности в использовании в практике преподавания цифровых ресурсов и современных педагогических технологий.

6. Повышение качества преподавания.

 

Этапы и сроки реализации проекта:

Этапы

Сроки реализации

Цель

Задачи

Ожидаемые результаты:

1 этап – прогностический

Сентябрь- Октябрь

Определение уровня профессиональной ИКТ-компетентности учителя.

— определить уровень теоретической и методической подготовки учителя;

— проанализировать результаты практической деятельности педагога;

-проанализировать интересы и запросы педагога в сфере его деятельности;

— определить уровень готовности специалиста к дальнейшему образованию;

— исследование собственных возможностей и ограничений (уровень компетентности, предпочтения в методиках и др.);

— создание благоприятного психологического микроклимата, атмосферы сотрудничества, снятия барьеров в общении педагогов с наставником и друг с другом

Определение методических затруднений у педагога.

Создание методической базы для реализации проекта.

Разработка программно-методического, информационного обеспечения.

2 этап – основной (практический).

Ноябрь-Март

Проектирование индивидуального образовательного маршрута для педагога.

— определение видов и форм взаимодействия наставника;

— посещение и взаимопосещение уроков, диагностика затруднений и выбор форм оказания помощи на основе анализа его потребностей;

— демонстрация опыта успешной педагогической деятельности наставником;

-помощь наставника в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы в соответствии с требованиями ФГОС;

— ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности учащихся во внеучебное время (олимпиады, смотры, предметные недели, и др.);

— совершенствование педагогического мастерства в соответствии с моделью профессионального роста учителей.

Повышение профессиональной

компетенции педагога.

Повышение результативности обучения школьников.

Расширение возможностей для творческого развития личности ребенка, реализации его потенциальных возможностей.

    — повышение профессиональной компетентности педагога в вопросах использования ИКТ

— обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания

-совершенствование методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности школьников

3 этап – контрольно — оценочный.

Апрель -Май

Анализ, оценка, перспектива развития профессионального мастерства педагога.

— обеспечение выполнения плана образовательного маршрута педагога;

— разработка методического сопровождения процесса;

— разработка контрольно-измерительных материалов;

— разработка способов анализа ошибок, допущенных в процессе наставнической деятельности;

— организация мониторинга эффективности деятельности.

- активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания

— использование в работе современных педагогических технологий

Функциональные обязанности наставников заключаются в координации, проектировании, организации профессионального развития наставляемых, методической помощи им, а также аналитики профессиональных достижений. В то же время в рамках указанных функций задачи у наставников различные.

Наставник-учитель – педагогический работник учреждения, выполняющий роль наставника для одного или несколько молодых специалистов, менее опытных и/или менее мотивированных коллег. В рамках указанного проекта наставник определяет профессиональные дефициты наставляемого, проектирует индивидуальные маршруты развития профессиональных компетенций, участвует в организации тренингов, мастер-классов и т.д., осуществляет методическую и психологическую поддержку, контролирует, анализирует и оценивает успешность реализации индивидуального маршрута.

План работы по реализации проекта

№ п/п

Вид деятельности наставника

Примерные сроки

Место

1

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме проекта, проведение анкетирования участников семинара для выявления уровня ИКТ-компетентности

Конец сентября -начало октября

В ОУ по плану РМО

2

Мастер-классы по основам работы с образовательными сайтами:

а) образовательный онлайн-ресурс ЯКласс;

б) приложение Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей  LearningApps.org;

в) Российская электронная школа;

г) Российская цифровая образовательная платформа LECTA; д) онлайн-конструктор учебных тренажёров еТреники

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

В ОУ по плану РМО

3

Проведение открытого урока с применением образовательного онлайн-ресурса ЯКласс

Март

МБОУ «Каратунская СОШ»

4

Изготовление и распространение раздаточных материалов для учителей по применению образовательных интернет-ресурсов

Апрель

МБОУ «Каратунская СОШ»

5

Посещение, анализ и самоанализ уроков  учителей с применением образовательных интернет-ресурсов

Апрель-май

По индивидуальным заявкам

6

Обмен опытом (открытые уроки на районных семинарах, публикации в методических изданиях) по применению образовательных интернет-ресурсов между учителями Апастовского МР

Май

В ОУ по плану РМО

Методы/способы измерения результатов и успешности проекта

Анкетирование и тестирование участников, проведение опросов среди участников мероприятий различного уровня, на которых будет проводиться распространение опыта использования педагогами интернет-ресурсов.

Использованная литература

1. Никифорова Е.И. К вопросу об ИКТ-компетентности современного педагога. Журнал «Новаинфо». Педагогические науки. №54-3, 15.11.2016 [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://novainfo.ru/article/8662

2. Никифоров О.Ю., Корепина Т.А. Развитие информационно-технического потенциала сети Интернет в аспекте генерации сетевых обучающих систем // Современная техника и технологии. 2014. № 4.

3. Никифоров О.Ю., Селезнева А.Л. Виртуальные интерактивные стенды // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 4.

4. Профессиональный стандарт. Педагог начального общего, основного общего, среднего общего образования

Ссылки на образовательные сайты

1. Образовательный онлайн-ресурс ЯКласс  https://www.yaklass.ru/testwork

2. Онлайн-конструктор учебных тренажёров еТреники https://etreniki.ru/cabinet/#/trainings

3. Приложение Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей LearningApps.org. https://learningapps.org/my.php

4. Российская цифровая образовательная платформа LECTA https://lecta.rosuchebnik.ru/myclasswork 

5. Российская электронная школа https://resh.edu.ru/

Приложения

Вопросы для анкетирования учителей

по определению уровня ИКТ-компетентности

Уважаемый коллега!

Для определения степени использования информационных технологий в педагогической деятельности ответьте на следующие вопросы.

1. Используете ли Вы информационно-компьютерные технологические (нужное подчеркнуть):

- при подготовке к занятию;

- на занятии;

- для самообразования;

- другое (укажите).

2. Какие средства информационно-компьютерных технологий Вы используете (нужное подчеркнуть):

- текстовый редактор;

- электронные таблицы;

- мультимедийные диски;

- специализированные программы;

- Интернет;

- другое (укажите).

3. Как часто Вы используете информационно-компьютерные технологии (нужное подчеркнуть):

- ежедневно;

- 1 раз в неделю;

- 1-2 раза в месяц;

- 1-2 раза в четверть;

- другое (укажите).

4. Считаете ли Вы, что использование информационно-компьютерных технологий существенно облегчает подготовку к занятиям и позволяет разнообразить их?

_____________________________________________________________________________

5. Созданы ли условия в Вашем ОУ для использования информационно-компьютерных технологий? __________________________________________________________________

6. Ваши достижения в области использования информационно-компьютерных технологий?

_____________________________________________________________________________

7. Какие проблемы возникают при использовании информационно-компьютерных технологий?

_____________________________________________________________________________

8. Какие цифровые образовательные ресурсы чаще всего Вы используете?

_____________________________________________________________________________

9. Укажите в цифрах, насколько вы осведомлены о следующих образовательных ресурсах:

а) Образовательный онлайн-ресурс ЯКласс  ________

б) Онлайн-конструктор учебных тренажёров еТреники ________

в) Приложение Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей LearningApps.org. _________

г) Российская цифровая образовательная платформа LECTA ________

д) Российская электронная школа __________

 

1 – не слышал

2 – слышал, но не пользуюсь

3 – использую время от времени

4 – пользуюсь активно

10. Хотели бы вы научиться использовать эти образовательные ресурсы в своей педагогической деятельности? _______________________________________

Вопросы для оценки работы наставника

 

1. Наименование ОУ _________________________________________________________

2. Дайте оценку деятельности Вашего наставника по 10-бальной шкале. (0 - очень плохо, 10- превосходно) ___________________

3. Насколько Ваш наставник был дружелюбен и отзывчив к Вам? Дайте оценку по 10-бальной шкале. (0 - очень плохо, 10- превосходно)____________

4. Как часто Вам приходилось обращаться к наставнику за помощью? Часто_______ Время от времени ______ Почти не приходилось______

5. Опишите в свободной форме и приведите примеры, в чем именно и в каких ситуациях проявлялась помощь Вашего наставника:

____________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. Как вы считаете, Ваш наставник приложил все усилия, чтобы помочь Вам? Дайте оценку по 10-бальной шкале (0 - не прилагал усилий, 10 - приложил все усилия, чтобы помочь) _____________________

7. Вы удовлетворены оказанной Вам наставником помощью? Дайте оценку по 10-бальной шкале (0 - не удовлетворен, 10 – удовлетворен вполне) _______

8. Пригодились ли Вам в дальнейшей работе советы Вашего наставника?

Да_____________ Нет_______________