Выявление и развитие у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой , физкультурно-спортивной деятельности.

Шапило Екатерина Александровна

Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях на разных уровнях.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Диагностика по программе «Одарённый ребёнок»

Метод диагностики художественного воображения  "Рисунок".

В данном методе детям предлагают обычные, стандартные листы бумаги формата А4 и цветные карандаши либо фломастеры (не менее шести разных цветов). Детям дается задание: придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На выполнение задания отводится 5 - 10 минут. В ходе анализа каждый рисунок оценивается в баллах по следующим признакам:

- скорость процессов воображения;

- необычность, оригинальность стиля;

- богатство воображения (уровень фантазии, разнообразие);

- проработанность деталей и глубина образов;

- эмоциональность образов.

Метод диагностики воображения речевого  "Вербальная фантазия".

Ребёнку необходимо придумать рассказ (сказку, историю) о каком-нибудь живом существе — человеке, животном, или о чем-либо другом (по выбору ребенка) и изложить устно в течение 5 - 10 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (сказки, истории) отводится 1 минута, после чего ребёнок приступает к сочинению. Анализ устного произведения и оценка воображения проводятся аналогично методике "Рисунок".

Метод диагностики художественно-прикладного воображения "Скульптура".

Детям предлагается для лепки пластилин или глина и дается задание: слепить в течении 5 - 10 минут какую-нибудь фигурку, поделку. Воображение каждого ребёнка анализируется и оценивается аналогично предыдущим методикам.

Метод диагностики творческого воображения  "Спросить и угадать "

Это одна из наиболее понятных моделей определения воображения, направленная на выявление чувствительности, любознательности к новому и неизвестному, способности к вероятностному прогнозированию. При выполнении данного задания нужно задать вопросы к картинке с изображением какой-либо ситуации, попробовать угадать, что предшествовало этой ситуации (предположительные причины возникновения ситуации) и что произойдет в дальнейшем (последствия, предполагаемый результат). Любознательность выражается в количестве и качестве вопросов, определяющих способность ребёнка выйти за пределы изображённой на картинке ситуации, а предположения гипотез о причинах и следствиях событий моделируют творческую способность воображения ребёнка.

Метод диагностики "Усовершенствование игрушки ".

Одно из наиболее глубоких, сложных и показательных заданий, которое вызывает большой интерес у детей и обладает высокой степенью валидности (характеристика степени измерения).

Метод "Необычное использование".

Это модификация широко известного теста Джон Гилфорда. В этом задании испытуемым бывает трудно преодолеть ригидность - уйти от тривиальных ответов. Ригидность проявляется в том, что тестируемый фиксируется лишь на одном способе действия, например, предлагает использовать коробки только в обычной функции: как ёмкости, в которые можно складывать что-либо.

Метод "Невероятные ситуации".

В этом задании требуется объединение воображения и фантазии. Испытуемый сталкивается с невероятной ситуацией и должен представить себе все возможные выходы из неё. Данное задание является одним из наиболее эффективных, но многие дети считают его невыполнимым либо трудно выполнимым.

Тест "Нарисуй картинку".

Оригинальный тест с использованием определенного элемента рисунка в качестве исходной точки для создания картинки. Этот элемент представляет собой цветное пятно, по форме напоминающее простой, обычный предмет, образ. Художественный уровень рисунков в тестах не оценивается, здесь важна сама идея.

Тест "Закончи рисунок".

Состоит из 10 различных картинок. Сконструирован автором из нескольких тестов. Как известно из гештальтпсихологии, незаконченные фигуры вызывают желание, стремление завершить их быстро лёгким, простейшим способом. Ребёнок, способный увидеть и объединить несколько/все фигурок в одну целостную композицию, обладает чёткой целостностью восприятия, видения мира, перспективы; личностной целостностью.

Тест "Повторяющиеся фигуры"

Он аналогичен предыдущему, но стимульный материал представляет собой одни и те же фигуры, поэтому тестируемому ребёнку постоянно приходится преодолевать ригидность мышления и выдвигать новые идеи.

Таким образом, психодиагностика, как и любая другая наука, имеет методики и методы, позволяющие полноценно провести исследования и диагностику.


Методики исследования зрительного  внимания

Для исследования зрительного внимания были использованы задания методики  С.Д. Забрамной  (Забрамная С.Д., Боровик О.В. , 2008).

Методика № 1.  Исследование способности концентрации внимания «Что забыл нарисовать художник?»

Цель исследования: выявить способность концентрировать внимание на предъявляемых объектах; наблюдательность.

Описание методики: Перед ребенком кладут картинку, расположенную в верхней части таблицы 1 (наглядный материал представлен в Приложении 1), и просят назвать изображенные на ней предметы, затем предъявляют картинку, расположенную в нижней части, и просят сказать, чем она отличается от предыдущей. При этом задают вопрос: «Что здесь забыл нарисовать художник?»

Оценка результатов:

4 балла   – не допустил ни одной ошибки (названы все недорисованные предметы)

3 балла – не назвал 1-2 предмета или объекта, но исправил ошибку по ходу работы, самостоятельно

2 балла– не назвал 1-2 предмета или объекта, исправил ошибки после окончания работы

1 балл– не назвал более 2 предметов или объектов, исправил ошибки с подсказкой

0 баллов–  не назвал более 2 предметов или объектов, не исправил ошибки,  отказался от работы

Методика № 2. Исследование устойчивости, переключаемости, распределения и объёма внимания «Чем отличаются картинки?»

Цель исследования: изучить такие качества внимания, как устойчивость, переключаемость, распределение, объем.

Описание методики: Изображенные на таблице 2 картинки (наглядный материал представлен в Приложении) предъявляют одновременно. Ребенку задают вопрос: «Чем отличаются картинки?»

Найдено отличий

Стратегия исправления ошибок

Балл

9

самостоятельно, по ходу работы

4

8-7

после окончания работы с подсказкой

3

6-5

после окончания работы с подсказкой

2

4-3

после окончания работы с подсказкой

1

2 и менее

после окончания работы с подсказкой

0

Оценка результатов:

Методика № 3.  Исследование способности к сосредоточению внимания «Что тут не дорисовано?»

Цель исследования: изучить наблюдательность; способность к сосредоточению внимания; характер эмоциональных реакций.

Описание методики:  Ребенку последовательно предъявляют рисунки 3-7 (наглядный материал представлен в Приложении 3), на которых у изображенного предмета   не дорисована какая-либо деталь. Ребенку задают вопрос: «Что тут (на картинке) не дорисовано?»

Оценка результатов:

4 балла   – не допустил ни одной ошибки

3 балла   – исправил ошибку по ходу работы

2 балла  – исправил ошибку сам после окончания работы

1 балл  – исправил ошибку с подсказкой

0 баллов   – отказался от работы

 Методики исследования слухового внимания

Для исследования произвольного слухового внимания были  использованы задания нейропсихологической методики диагностики детей Л.С.Цветковой  (Цветкова Л.С. , 2001) и  методика  исследования слухового внимания Г.А. Волковой (Волкова Г.А., 2005).

Методика № 1Исследование продуктивности и устойчивости внимания

Цель: определение продуктивности и устойчивости произвольного внимания (оценка ритмов)

Описание методики:   Ребенку предлагается прослушать серию ритмов: «Скажи, по сколько раз я стучала». Предлагаются следующие ритмы:

///,   // / //,  / // /,  // // /,  // / // /.

Обработка результатов:  экспериментатор определял количество ударов, прослушанных ребенком в каждой серии и за все 5 серий, которые он прослушал. Также определялось количество ошибок (неверно названных ритмов), допущенных им в процессе работы в каждой серии и в целом за 5 серий.

Оценка результатов:

4  балла -  нет ошибок – высокая степень    продуктивности и  устойчивости слухового внимания

3 балла –1 ошибка - степень выше среднего

2 балла -  2 ошибки – средняя степень

1 балл - 3 ошибки -  степень ниже средней

0 баллов - более 3 ошибок -  низкая степень  

Методика № 2. Исследование способности к переключению слухового внимания.

Цель: определение переключаемости произвольного внимания.

Описание методики:   Тест делится на 2 задания: 1 - оценка ритмов  и 2 - выполнение по образцу

Задание 1: « ритмы». Ребенку предлагается прослушать серию ритмов: «Скажи, по сколько раз я стучала». Предлагаются следующие ритмы: ///,  // / //,  / // /, /// // /, // / // /.

Задание 2: - выполнение по образцу (постукивание пальцем или карандашом).

При этом ребенку предлагается прослушать серию ритмов и воспроизвести точно также: «Прослушай внимательно и стучи так, как я. Не говори - сколько раз я стучала, а повторяй за мной». Предлагаются следующие ритмы: / //,  ///, / / /, // // /, // /,  / ///, // /// //, / /// /.

В течение 1 минуты дети выполняют 1 задание, через 1 минуту – 2-ое. Работа проводилась в течение 5 минут, задания менялись через каждую минуту.

Оценка результатов:

4  балла - нет ошибок - высокая степень переключаемости слухового внимания

3 балла –1 ошибка - степень выше средней

2 балла -  2 ошибки – средняя степень

1 балл - 3 ошибки -  степень ниже средней

0 баллов - более 3 ошибок -  низкая степень  

Методика №3.  Исследование способности к сосредоточению слухового внимания Г.А. Волковой (Волкова Г.А., 2005).

Цель: оценка состояния способности к сосредоточению слухового внимания.

Описание методики: Экспериментатор демонстрирует ребенку звучание различных  предметов (колокольчик, листы бумаги, карандаш, ножницы, ключи). Затем закрывает руки ширмой, воспроизводит звучание одного из предметов. Ребенку предлагается определить, какой звук слышится из-за ширмы.

Оборудование:  колокольчик, листы бумаги, карандаш, ножницы, ключи.

Инструкция: «Я из-за ширмы буду производить разный шум, послушай и ответь, что я делаю».

Оценка результатов:

4  балла -  нет ошибок

3 балла –1 ошибка

2 балла -  2 ошибки

1 балл - 3 ошибки

0 баллов - более 3 ошибок

По результатам выполнения всех заданий методики  проводилось вычисление среднего балла, на основании которого  определялись уровни сформированности внимания детей.

Шкала определения уровней сформированности внимания:

Высокая степень - от 4,0 до 3,5 баллов

Выше средней - от 3,4 до 3,0 баллов

Средняя - от 2,9 до 2,5 баллов

Ниже средней - от 2,4 до 2,0 баллов

Низкая степень    - от 1,9 до 1,5 баллов

Неудовлетворительная степень  - от 1,4 баллов и ниже

- развитие связной речи;

 - развитие коммуникативных навыков;

Диагностика коммуникативных способностей ребенка

Методика 1.
Цели: определение уровня развития коммуникативных способностей (понимание ребенком задач, предъявляемых взрослым в различных ситуациях взаимодействия).
Текст задания: Сейчас мы будем рассматривать картинки, на которых нарисованы дети и взрослые. Тебе нужно очень внимательно выслушать то, что я буду говорить, выбрать картинку, на которой изображен правильный ответ и поставить крестик в кружочке рядом с ней. Ты должен работать самостоятельно. Вслух ничего говорить не нужно.

Задание 1. На какой картинке изображено, что

все дети хотят заниматься? Поставь в кружочке

рядом с ней крестик.                                      

Диагностика коммуникативных способностей. Методика 1. Задание 1

Диагностика коммуникативных способностей. Методика 1. Задание 2

 

 Задание 2. На какой картинке изображено, что всем детям нравится играть вместе?










Задание 3. Диагностика коммуникативных способностей. Методика 1. Задание 3

На какой картинке изображено, что все дети хотят слушать сказку?
Оценка:
3 балла – ребенок правильно выбрал все 3 картинки.
2 балла – ребенок правильно выбрал 2 картинки.
1 балл – ребенок правильно выбрал 1 картинку.
Интерпретация:
Оценку 3 балла получают дети, которые четко распознают различные ситуации взаимодействия, вычленяют задачи и требования, предъявляемые взрослыми в этих ситуациях, и выстраивают свое поведение в соответствии с ними.
Оценку 2 балла получают дети, которые распознают не все ситуации взаимодействия и, соответственно, вычленяют не все задачи, предъявляемые взрослыми. Поведение таких детей не всегда соответствует правилам ситуации.
Оценку 1 балл получают дети, которые почти не распознают ситуации взаимодействия и не вычленяют задачи, предъявляемые взрослыми в этих ситуациях. Такие дети, как правило, испытывают серьезные затруднения при взаимодействии и общении с другими людьми.

Методика 2.
Цели: выявление уровня развития коммуникативных способностей (понимание ребенком состояния сверстника).
Текст задания: Посмотри на картинку и подумай, что здесь происходит; вслух ничего не говори. Теперь посмотрите на выражение лиц детей (картинки справа).

Задание 1. Как ты думаешь, каким мальчикДиагностика коммуникативных способностей. Методика 2. Задание 1

кажется девочке? Рядом с нужной картинкой

поставь крестик в кружочке.

Диагностика коммуникативных способностей. Методика 2. Задание 2Диагностика коммуникативных способностей. Методика 2. Задание 3


Задание 2. Как ты думаешь, какой девочка кажется мальчику? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.



Задание 3. Как ты думаешь, каким мальчик

кажется девочке? Рядом с нужной картинкой

поставь крестик в кружочке.



Задание 4. Как ты думаешь, какой девочка кажется мальчику? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.


Задание 5. Как ты думаешь, каким мальчикДиагностика коммуникативных способностей. Методика 2. Задание 4

кажется девочке? Рядом с нужной картинкой

поставь крестик в кружочке.



Задание 6. Как ты думаешь, какой девочка кажется мальчику? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.

Диагностика коммуникативных способностей. Методика 2. Задание 1Диагностика коммуникативных способностей. Методика 2. Задание 5

 

Оценка: 
3 балла – ребенок правильно выбрал 4 и более картинки.
2 балла – ребенок правильно выбрал 2 – 3 картинки.
1 балл – ребенок правильно выбрал 1 картинку.
Интерпретация:
Оценку 3 балла получают дети, различающие эмоциональное состояние сверстников и ориентирующиеся на него в процессе общения.
Оценку 2 балла получают дети, не всегда различающие эмоциональное состояние сверстников, что иногда может приводить к трудностям в общении.
Оценку 1 балл получают дети, затрудняющиеся в различении эмоционального состояния сверстников. Такие дети, как правило, имеют существенные трудности в общении.

Методика 3
Цели: выявление уровня развития коммуникативных способностей (представление о способах выражения своего отношения ко взрослому).
Текст задания: Посмотри на картинку и подумай, что здесь происходит?

Задание 1. Отметь картинку, на которой мальчикДиагностика коммуникативных способностей. Методика 3. Задание 1

ведет себя так, что бабушка его поблагодарит.









Задание2. Отметь картинку, на которой девочка ведет себя так, что бабушка ее поблагодарит.








Диагностика коммуникативных способностей. Методика 3. Задание 2

Задание 3. Отметь картинку, на которой мальчик

ведет себя так, что мама его поблагодарит.

Задание4Отметь картинку, на которой девочка ведет себя так, что мама ее поблагодарит.

Оценка: 
3 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж сам помогает взрослому.
2 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж не помогает ему сам, а обращается к другому взрослому.
1 балл – ребенок выбрал ситуацию, в которой герой не стремится помочь взрослому.
Интерпретация: 
Оценку 3 балла получают дети, которые имеют представления об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому.
Оценку 2 балла получают дети, имеющие недостаточно четкие представления об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому.
Оценку 1 балл получают дети, не имеющие четких представлений об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому.Диагностика коммуникативных способностей. Методика 3. Задание 4Диагностика коммуникативных способностей. Методика 3. Задание 3



Методика диагностики связной речи,  предложенная Филичевой Т.Б.
       Филичева Т. Б. для обследования связной речи рекомендует картины из серии «Мы играем», «Домашние и дикие животные», а также картины из «Дидактического материала по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста».
При обследовании связной речи рекомендуется использовать разнообразные задания, например: рассказать от 1-го лица; подобрать эпитеты к определенным словам; пересказать текст, изменяя время совершаемых действий; образовать сравнительную степень прилагательных; образовать уменьшительную форму и др.
Т.Б. Филичева называет основной задачей логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи - научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств. Работа
по развитию связной речи ведется по следующим направлениям: обогащение словарного запаса; обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов; разучивание стихотворений; отгадывание загадок.
       И предлагает следующие методики коррекционной работы.

       Обучение рассказыванию.
       Методические указания. Учитывая сниженную речевую активность детей-логопатов, их быструю утомляемость, недостаточную переключаемость, логопед при построении занятий соответствующим образом
подбирает речевой материал.
Первые небольшие самостоятельные рассказы детей должны быть связаны со знакомой наглядной ситуацией.
Например, логопед дает задание: "Подойди к столу, возьми красный шар и синий мяч". Обращаясь к детям, он спрашивает: "Что можно сказать про Колю, что он сделал?" - "Коля подошел к столу и взял
 красный шар и синий мяч".
Постепенно задания усложняются: дети должны запомнить и совершить большее число действий, а затем точно рассказать о последовательности их выполнения. При этом, когда один ребенок рассказывает,
остальные дети внимательно слушают его рассказ, исправляя ошибки и неточности.


       Рассказы - описания.
       Процессу обучения детей различным видам рассказов-описаний предшествует большая работа по сравнению предметов. Сравнение активизирует мысль детей, направляет внимание на отличительные и сходные признаки предметов, способствует повышению речевой активности.
Обучение детей описанию предметов проводится при прохождении каждой лексической темы "игрушки", "посуда", "одежда", "овощи" и т. д.
Навык описания предметов полезно закреплять в ходе выполнения продуктивных видов деятельности (лепка, рисование, конструирование).
Описанию животных и птиц должна предшествовать работа по рассмотрению их чучел или изображений на картинке.
Примерный лексический материал - ЗАЯЦ.
У зайца длинные уши и вытянутая мордочка. Задние лапы у него намного длиннее, чем передние. Поэтому заяц очень быстро бегает и скачет. Шкурка у зайчика мягкая, теплая. Зимой она белая, а летом серая:
так ему легче скрываться от врагов. Заяц вместе с зайчатами живет в лесу в норе.


       Рассказы по серии сюжетных картинок.
Конкретные примы работы с сюжетными картинками многообразны, например:
Логопед раздает детям предметные картинки, а сам показывает сюжетные картинки, сопровождая их рассказов. Дети должны подобрать предметные картинки к данной серии сюжетных картинок.
Логопед читает рассказ и сам расставляет на наборном полотне картинки. Затем он их снимает и просит детей самостоятельно разложить картинки и повторить рассказ. В случае затруднения можно задать
наводящий вопрос.
Дети получают по одной картинке, и каждый рассказывает, что нарисовано у него на картинке. Один ребенок в заключении дает полный рассказ по всем картинкам.
Примерный дидактический материал.
ЛОДОЧКА (набор картинок)
На улице лето. Ярко светит солнце. Мальчик сидит на берегу реки и делает из бумаги лодочку.
 Мальчик лежит на животе и держит над водой лодочку.
Мальчик лежит, улыбается, лодочка плывет. На небе появилась большая туча.
Идет дождь, лодочка пошла ко дну. Мальчик плачет.
Светит солнце. Мальчик наклонился над водой. Лягушата приносят мальчику лодочку. Мальчик улыбается.
Было лето. Ярко светило солнце. Коля сидел у реки и делал из бумаги лодочку.
Коля сделал лодочку и лег на живот, чтобы было удобнее ее пустить по воде. И вот лодочка поплыла. Коля рад: хорошая вышла лодочка.
На небе появилась туча, стало темно, пошел дождь. Лодочка намокла и утонула. Коля заплакал. Жалко лодочку.
Около берега плавали лягушата. Увидели они, что Коля плачет, жаль им стало Колю. Лягушата достали лодочку и отдали ее Коле. А тут и дождь кончился. Коля плакать перестал.
По ходу рассказа можно задать следующие вопросы: "Какое было время года? Куда пошел мальчик? Что делал мальчик? Почему Коля плакал? Кто помог Коле? Что было дальше?

       Разучивание стихотворений.
       Методические указания к разучиванию стихотворений детьми с ОНР.
Каждое новое стихотворение должно быть выразительно прочитано логопедом (наизусть).
После прочтения стихотворения логопед говорит, что это стихотворение дети будут заучивать наизусть. Затем еще раз читает это стихотворение.
Далее логопед задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить его основную мысль.
После этого логопед выясняет, какие слова детям непонятны, в доступной форме объясняет их значение.
Логопед читает отдельно каждую строчку стихотворения. Дети проговаривают ее хором, а потом индивидуально. Логопед обязательно учитывает индивидуальные способности детей, поэтому в числе
первых рассказывает стихотворение тот ребенок, который запоминает быстрее других.
Заучивание стихотворений развивает у детей чувство ритма, поэтому полезно просить детей отхлопывать или оттопывать ритм.
Плывет, плывет кораблик,
Кораблик золотой,
Везет, везет подарки,
Подарки нам с тобой.
(С. Маршак)

       Пересказ художественных текстов.
       Методические указания. До начала чтения рассказа логопед объясняет детям смысл трудных слов, оно проговаривают хором и индивидуально. Далее проводится небольшая беседа, подводящая детей к содержанию рассказа.
Прочитав рассказ логопед задает вопросы с целью выяснить, поняли ли его дети. Только после этого детей просят пересказать прочитанное. При этом на разных ступеньках обучения пересказыванию
применяются различные виды пересказа:
Перед началом пересказа логопед составляет план рассказа.
Если ребенок пересказывает с большими паузами, то логопед задает наводящие вопросы.
Логопед пересказывает, а ребенок (в зависимости от своих речевых возможностей) вставляет слово или предложение.
Пересказ организуется "по цепочке", когда один ребенок начинает пересказывать, следующий продолжает, а третий заканчивает. Этот вид работы помогает выработать у детей устойчивое внимание,
умение слушать товарища и следить за его речью.
Часто применяется пересказ в лицах, типа простой драматизации.


       Творческое рассказывание:
пересказ текста и его продолжение с добавлением фактов, событий из жизни героев;
составление рассказа на основе личного опыта по аналогии с услышанным.
Примерные тексты для пересказа.
Как Саша первый раз увидел самолет.
Была весна, таял снег, текли ручьи. Саша пускал по воде бумажные лодочки. Вдруг вверху что-то загудело. Саша подумал, что летит птица. Вот она уже над головой. Это был самолет. Засмотрелся
Саша на самолет, а лодочки уплыли.
Ответить на вопросы:
Какое было время года?
Что пускал по воде Саша?
Что загудело в воздухе?
Что Саша спутал с птицей?
Лето.
Наступило лето. Мы гуляли по лугу. Трава выше колен, густая, зеленя. А сколько в ней цветов! Они поднимают свои нарядные головки. Одни - в лиловых колпачках, другие - в белых веночках.
А у иных головка вся золотая, будто крохотное лучистое солнышко
Ответить на вопросы:
С чем сравнивает автор цветы?
Как вы думаете, какие цветы он изобразил?
Видели вы их? Расскажите о них.
 

 ДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ

ОТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

 Данные методики можно использовать для выявления особенностей отношения детей к сверстникам. Целью такой диагностики является своевременное обнаружение проблемных, конфликтных форм в отношении к другим детям.

СОЦИОМЕТРИЧЕСКОЕИССЛЕДОВАНИЕ

ПО МЕТОДИКЕ «СЕКРЕТ»  (Т. А. Репина)

Цель: выявление существенных характеристик детских отношений в группе, определение социометрического статуса каждого ребенка.

 Психолог находится в комнате, где размещаются шкафчики для детской одежды. Он предлагает ребенку поиграть в игру «Секрет»: «Сейчас я дам тебе три картинки, и ты можешь их подарить тем детям, которым захочешь, только каждому по одной. Можно положить картинки и тем ребятам, которые болеют». Последнее говорится как бы скороговоркой, чтобы дети не воспринимали это положение как обязательное.

Далее психолог дает ребенку три картинки и спрашивает, какая из них нравится ему больше всего. Затем взрослый выясняет, какая из двух оставшихся картинок нравится ребенку больше всего. Психолог просит ребенка на минутку вернуть картинки и на обратной стороне каждой из них рядом с номером ребенка по групповому списку ставит условное обозначение: А (первый выбор), Б (второй выбор), В (третий выбор).

Затем психолог говорит ребенку: «Теперь хорошо подумай, кому из ребят ты хочешь подарить картинки, и положи их им в шкафчики, а другие ребята положат картинки тебе». Если испытуемый долго не начинает действовать, экспериментатор разъясняет: «Можешь положить картинки тем детям, которые тебе больше всего нравятся, с которыми ты любишь играть или с которыми ты хотел бы играть».

После того как испытуемый положит все картинки в шкафчики, взрослый спрашивает: «Скажи, пожалуйста, почему ты самую красивую картинку подарил… Маше?» (Называет имя ребенка, которому испытуемый подарил картинку А.) В заключение взрослый задает вопрос: «А как ты думаешь, кто из детей может подарить картинки тебе?»

В протоколе фиксируется: как ребенок относится к мысли подарить картинки сверстникам; имена детей, которым испытуемый отдал свои картинки, и время реакции выбранных детей; обоснование первого выбора; ожидаемые выборы. Через два дня в этот же протокол заносится ответ ребенка на вопрос: «Кому из детей группы ты подарил картинки, когда играли в игру „Секрет”?»

Понятно, что в каждой группе есть дети, которые по тем или иным причинам не пользуются симпатией сверстников. Поэтому детям, не получившим ни одной картинки, психолог подкладывает в шкафчик один-два подарка.

Интерпретация методики

Рекомендуется сделать таблицу, в которой напротив фамилии каждого ребенка фиксируются суммарные данные по ряду параметров социометрического статуса. В первые столбцы заносятся показатели, характеризующие статус ребенка в группе, а именно: общее количество выборов, количество баллов, при начислении которых учитывались как степень выборов, так и их взаимность. При отсутствии взаимности выборы 1 степени, обозначенные в таблице буквой А, оцениваются в 5 баллов, второй степени (выбор Б) – в 4 балла, третьей (В) – в 3 балла. При взаимности цена выборов удваивается.

Кроме того, фиксируется индекс социометрического статуса ребенка в группе – значение полученного количества баллов, которое высчитывается по формуле:

 (индекс социометрического статуса) = m/(5 (N+2)),        m__

                                                                                                 5(N+2)

где m – суммарная оценка полученных выборов (выраженная в баллах), а N – число детей в группе.

По величине индекса социометрического статуса (значению, полученному по формуле) все дети делятся на 3 группы: высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные. 

Взаимные выборы обводятся кружками, можно выделять первые и последующие выборы.

Одним из показателей благополучия складывающихся отношений является коэффициент взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в общности. Коэффициент взаимности (KB) вычисляется по формуле:

KB =          Количество взаимных выборов  х 100%

                         Общее число выборов

Показатель удовлетворенности (Коэффициент удовлетворенности КУ) детей группы в общении  определяется процентным соотношением числа детей, имеющих взаимные  выборы, к числу всех детей группы.

КУ = число детей с взаимными выборами   х 100%

                         Число всех детей группы.

МЕТОД ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ   

Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой

Цель:  выявление  умения решать социальные проблемы: проявлять интерес к сверстнику, оценить его действия, разрешать конфликт,  оказывать поддержку и помощь.

Мозаика

В игре участвуют двое детей. Взрослый дает каждому поле для выкладывания мозаики и коробку с цветными элементами. Сначала одному из детей предлагается на своем поле выложить домик, а другому — наблюдать за действиями партнера. Здесь важно отметить интенсивность и активность внимания наблюдающего ребенка, его включенность и интерес к действиям сверстника. В процессе выполнения ребенком задания взрослый сначала порицает действия ребенка, а затем поощряет их. Фиксируется реакция наблюдающего ребенка на оценку взрослого, обращенную к его сверстнику: выражает ли он несогласие с несправедливой критикой или поддерживает негативные оценки взрослого, выражает ли протест в ответ на поощрения или принимает их.

После того как домик завершен, взрослый дает аналогичное задание другому ребенку. Во второй части проблемной ситуации детям предлагается наперегонки выложить на своем поле солнышко. При этом элементы разного цвета распределены не поровну: в коробочке одного ребенка преимущественно лежат желтые детали, а в коробочке другого — синие. Приступив к работе, один из детей вскоре замечает, что в его коробочке недостаточно желтых элементов. Таким образом, возникает ситуация, в которой ребенок вынужден обращаться за помощью к своему сверстнику, просить нужные для его солнышка желтые элементы.

После того как оба солнышка готовы, взрослый просит сделать над солнышком небо. На этот раз необходимых элементов не оказывается в коробочке другого ребенка.

Способность и желание ребенка помочь другому и отдать свою деталь, даже если она нужна ему самому, реакция на просьбы сверстников служат показателями сопереживания.

Обработка данных и анализ результатов

Во всех приведенных выше проблемных ситуациях важно отмечать следующие показатели поведения детей, которые оцениваются по соответствующим шкалам:

1. Степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника. Интерес к сверстнику, обостренная чувствительность к тому, что он делает, может свидетельствовать о внутренней причастности к нему. Безразличие и равнодушие, напротив, говорят о том, что сверстник является для ребенка внешним, отделенным от него существом.

0 — полное отсутствие интереса к действиям сверстника (не обращает внимания, смотрит по сторонам, занимается своими делами, заговаривает с экспериментатором);

1 — беглые заинтересованные взгляды в сторону сверстника;

2 — периодическое пристальное наблюдение за действиями сверстника, отдельные вопросы или комментарии к действиям сверстника;

3 — пристальное наблюдение и активное вмешательство в действия сверстника.

2. Характер участия в действиях сверстника, т. е. окраска эмоциональной вовлеченности в действия сверстника: положительная (одобрение и поддержка), отрицательная (насмешки, ругань) или демонстративная (сравнение с собой).

0 — нет оценок;

1 — негативные оценки (ругает, насмехается);

2 — демонстративные оценки (сравнивает с собой, говорит о себе);

3 — позитивные оценки (одобряет, дает советы, подсказывает, помогает).

3. Характер и степень выраженности сопереживания сверстнику, которые ярко проявляются в эмоциональной реакции ребенка на успех и неудачу другого, порицание и похвалу взрослым действий сверстника.

0 — индифферентная — заключается в безразличии как к положительным, так и к отрицательным оценкам партнера, что отражает общую индифферентную позицию по отношению к партнеру и его действиям;

1 — неадекватная реакция — безусловная поддержка порицания взрослого и протест в ответ на его поощрение. Ребенок охотно принимает критику взрослого в адрес сверстника, чувствуя свое превосходство перед ним, а успехи сверстника переживает как свое поражение;

2 — частично адекватная реакция — согласие как с положительными, так и с отрицательными оценками взрослого. По-видимому, этот вариант реакции отражает скорее отношение ребенка к взрослому и его авторитету и попытку объективной оценки результата действий партнера;

3 — адекватная реакция — радостное принятие положительной оценки и несогласие с отрицательной оценкой. Здесь ребенок как бы стремится защитить сверстника от несправедливой критики и подчеркнуть его достоинства. Этот вариант реакции отражает способность к сопереживанию и сорадованию.

4. Характер и степень проявления просоциальных форм поведения в ситуации, когда ребенок стоит перед выбором действовать «в пользу другого» или «в свою пользу». Если ребенок совершает альтруистический поступок легко, естественно, без малейших колебаний, можно говорить о том, что такие действия отражают внутренний, личностный слой отношений. Колебания, паузы, оттягивание времени могут свидетельствовать о моральном самопринуждении и подчиненности альтруистических действий другим мотивам.

0 — отказ — ребенок не поддается ни на какие уговоры и не уступает партнеру своих деталей. За этим отказом, по-видимому, стоит эгоистическая направленность ребенка, его концентрация на себе и на успешном выполнении порученного задания;

1 — провокационная помощь — наблюдается в тех случаях, когда дети неохотно, под давлением сверстника уступают свои детали. При этом они дают партнеру один элемент мозаики, явно ожидая благодарности и подчеркивая свою помощь, заведомо понимая, что одного элемента недостаточно, и провоцируя тем самым следующую просьбу сверстника;

2 — прагматическая помощь — в этом случае дети не отказываются помочь сверстнику, но только после того, как выполнят задание сами. Такое поведение имеет явную прагматическую ориентацию: поскольку ситуация содержит соревновательный момент, они стремятся прежде всего выиграть это соревнование и лишь при условии собственной победы помочь сверстнику;

3 — безусловная помощь — не предполагает никаких требований и условий: ребенок предоставляет другому возможность пользоваться всеми своими элементами. В некоторых случаях это происходит по просьбе сверстника, в некоторых — по собственной инициативе ребенка. Здесь другой ребенок выступает не столько как соперник и конкурент, сколько как партнер.

Использование данных методик дает достаточно полную картину не только особенностей поведения ребенка, но также позволяет вскрыть психологические основания того или иного поведения, направленного на сверстника. Эмоциональное и практически-действенное отношение выявляются в этих методиках в неразрывном единстве, что особенно ценно для диагностики межличностных отношений.

МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ

Цель: определение характера отношения ребенка к сверстникам, степени развития потребности в общении , выявление умения найти подход к сверстникам.

Шкалы оценки параметров и показателей

Критерии оценки параметров

Выраженность в баллах

     Инициативность

 

  — отсутствует: ребенок не проявляет никакой активности, играет в одиночестве или пассивно следует за другими;

0

  — слабая: ребенок крайне редко проявляет активность и предпочитает следовать за другими детьми;

1

 — средняя: ребенок часто проявляет инициативу, однако он не бывает настойчивым;

2

  — ребенок активно привлекает окружающих детей к своим действиям и предлагает различные варианты взаимодействия

3

     Чувствительность к воздействиям сверстника

  — отсутствует: ребенок вообще не отвечает на предложения   сверстников;

0

 — слабая: ребенок лишь в редких случаях реагирует на инициативу сверстников, предпочитая индивидуальную игру;

1

 — средняя: ребенок не всегда отвечает на предложения сверстников;

2

  — высокая: ребенок с удовольствием откликается на инициативу сверстников, активно подхватывает их идеи и действия

3

    Преобладающий эмоциональный фон

  — негативный;

  — нейтральный

   — деловой;

  — позитивный

0

1

2

3

Регистрация поведения детей с помощью данного протокола позволит более точно определить характер отношения ребенка к сверстникам. Так, отсутствие или слабо выраженная инициативность (0—1 балл) может говорить о неразвитости потребности в общении со сверстниками или о неумении найти подход к ним. Средний и высокий уровни инициативности (2—3 балла) говорят о нормальном уровне развития потребности в общении.

Отсутствие чувствительности к воздействиям сверстника, своеобразная «коммуникативная глухота» (0—1 балл) говорит о неспособности видеть и слышать другого, что является существенной преградой в развитии межличностных отношений.

Важной качественной характеристикой общения является преобладающий эмоциональный фон. В случае если преобладающим является негативный фон (ребенок постоянно раздражается, кричит, оскорбляет сверстников или даже дерется), ребенок требует особого внимания. Если же преобладает положительный фон или положительные и отрицательные эмоции по отношению к сверстнику сбалансированы, то это свидетельствует о нормальном эмоциональном настрое по отношению к сверстнику.

ОРИЕНТАЦИЯ РЕБЕНКА В СОЦИАЛЬНОЙ

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И ЕГО СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Для определения уровня развития социального интеллекта можно использовать две методики: вопросы, заимствованные из теста Д. Векслера «Понятливость»  и проективная методика «Картинки».

Понятливость

Цель: выявление умения детей решать проблемные ситуации.

Для беседы можно выбрать шесть наиболее понятных детям и соответствующих современным условиям вопросов.

1. Что ты будешь делать, если порежешь себе палец?

2. Что ты будешь делать, если потеряешь мяч, который тебе дали поиграть?

3. Что ты будешь делать, если пришел в магазин за хлебом, а хлеба там не оказалось?

4. Что ты будешь делать, если маленький мальчик (девочка), меньше тебя ростом, стал(а) бы с тобой драться?

5. Что бы ты сделал, если бы увидел поезд, приближающийся к поврежденным рельсам?

6. Почему при кораблекрушении надо в первую очередь спасать женщин и детей?

Степень решения проблемы измеряется по трехбалльной шкале в соответствии с критериями, используемыми в тесте Д. Векслера:

0 баллов — отсутствие ответа;

1 балл — обращение за помощью к кому-либо;

2 балла — самостоятельное и конструктивное решение проблемы.

МЕТОД  ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ «КАРТИНКИ» 

Е. О. Смирновой и Е. А. Калягиной.

Цель: выявление коммуникативной компетентности ребёнка в общении со сверстниками, умение  решать проблемные ситуации.

Детям предлагается найти выход из понятной и знакомой им проблемной ситуации. Детям предлагаются четыре картинки со сценками из повседневной жизни детей в детском саду, изображающие следующие ситуации:

1. Группа детей не принимает своего сверстника в игру.

2. Девочка сломала у другой девочки ее куклу.

3. Мальчик взял без спроса игрушку девочки.

4. Мальчик рушит постройку из кубиков у детей.

Картинки изображают взаимодействие детей со сверстниками, и на каждой из них есть обиженный, страдающий персонаж. Ребенок должен понять изображенный на картинке конфликт между детьми и рассказать, что бы он стал делать на месте этого обиженного персонажа. Таким образом, в данной методике ребенок должен решить определенную проблему, связанную с отношениями людей или с жизнью общества.

Степень решения проблемы оценивается по  шкале.

0 баллов — отсутствие ответа;

1 балл — обращение за помощью к кому-либо;

2 балла — самостоятельное и конструктивное решение проблемы.

Помимо уровня развития социального интеллекта, методика «Картинки» может дать богатый материал для анализа качественного отношения ребенка к сверстнику. Этот материал может быть получен из анализа содержания ответов детей при решении конфликтных ситуаций. Решая конфликтную ситуацию, обычно дети дают следующие варианты ответов:

1. Уход от ситуации или жалоба взрослому (убегу, заплачу, пожалуюсь маме).

2. Агрессивное решение (побью, позову милиционера, дам по голове палкой и т. п.).

3. Вербальное решение (объясню, что так плохо, что так нельзя делать; попрошу его извиниться).

4. Продуктивное решение (подожду, пока другие доиграют; починю куклу и т. п.).

В тех случаях, когда из четырех ответов более половины являются агрессивными, можно говорить о том, что ребенок склонен к агрессивности. Если же большинство ответов детей имеют продуктивное или вербальное решение, можно говорить о благополучном, бесконфликтном характере отношения к сверстнику.

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ СВЕРСТНИКА

И САМОСОЗНАНИЯ РЕБЕНКА

Лесенка. В.Г.Щур

Цель:  определение особенности самооценки ребенка (то есть отношение к самому себе), представления ребенка о том, как его видят и оценивают сверстники, родители, а также другие люди.

Ребенку показывают рисунок лестницы, состоящей из семи ступенек. Посредине нужно расположить фигурку ребенка. Для удобства может быть вырезана из бумаги фигурка мальчика или девочки, которую можно ставить на лесенку в зависимости от пола тестируемого ребенка.

 Взрослый объясняет значение нарисованных ступенек: «Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше (показывают) ставят хороших детей, чем выше — тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке — самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже — еще хуже, а на самой нижней ступеньке — самые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставят мама (воспитательница); твой друг (подруга)?

Интерпретация результатов

1.Неадекватно завышенная самооценка

(Самая верхняя ступень). Ребенок, не задумываясь, поставил себя. Аргументирует свой выбор мнение взрослого. Считает себя только хорошим.

2.Завышенная самооценка

Несколько раздумывал перед выбором варианта. Считает, что имеет недостатки и промахи, связанные с независящими от него факторами. Мнение окружающих может быть ниже своего собственного.

3.Адекватная самооценка  

Обдумывает задание, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации. Оценка взрослого  совпадает с собственной оценкой.

4.Немного заниженная самооценка  

При выборе данной ступени обосновывает решение, словами взрослого по отношению к себе, скрывая свое несогласие.

5.Заниженная самооценка  

Самооценка порой связана со сложившейся ситуацией

6.Низкая самооценка

Ребенок считает себя плохим. Опасность заключается в том, что низкая самооценка остается на всю жизнь.

7. Резко заниженная самооценка. (Самая нижняя ступень).

Расстройство личности. Отнеся себя к «плохим парням» накапливается комплекс негативных факторов. Данная самооценка может устойчиво сохраняться у ребенка.

При анализе результатов прежде всего обращают внимание, на какую ступеньку ребенок себя поставил сам. Позитивным признаком считается, если дети ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие». В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек  говорит о явном неблагополучии в самооценке и общем отношении к себе. Это может быть связано с отвержением или авторитарным воспитанием, при котором обесценивается личность  ребенка. Гораздо большую диагностическую ценность представляет такой показатель, как наличие или отсутствие разрыва между собственной оценкой ребенка и его оценкой глазами других (мамы, воспитательницы и сверстников). Отсутствие такого разрыва (совпадение оценки себя своими глазами и глазами других) свидетельствует о том, что ребенок уверен в любви окружающих, чувствует себя защищенным. Такой ребенок не будет проявлять демонстративный или агрессивный тип поведения, пытаясь самоутвердиться, также он не будет застенчивым, обидчивым или замкнутым, пытаясь отгородиться и защититься от окружающих. В случае значительного разрыва (более трех ступенек) можно говорить о субъективном переживании собственной незначительности и недооцененности в глазах других. Такое переживание может быть источником очень многих межличностных и внутриличностных конфликтов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО ПРОВЕДЕНИЮ ДИАГНОСТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Во-первых, описанные выше методики должны использоваться в комплексе (не менее трех-четырех методик). Ни одна  из них в отдельности не может дать достаточно полной и надежной информации. Особенно важно сочетание объективных и субъективных методов. Использование проективных методик обязательно должно дополняться наблюдением за поведением детей в естественных условиях или в проблемных ситуациях. В случае расхождения результатов разных методик у одного ребенка диагностическое обследование следует продолжить, используя новые дополнительные методики.

 Во-вторых, большинство предложенных методик рассчитаны на индивидуальную работу с ребенком (или с небольшой группой детей). Присутствие и вмешательство посторонних детей и взрослых может существенно повлиять на поведение и на ответы детей, исказив реальную картину их отношений. Поэтому диагностику лучшепроводить в отдельном помещении, где ничто не отвлекает ребенка от решения предложенной задачи.

В-третьих, необходимым условием проведения всех диагностических процедур являются доверительные и доброжелательные отношения между ребенком и взрослым. Без такого доверия и чувства безопасности со стороны ребенка рассчитывать на получение достоверных данных нельзя. Поэтому диагностические методики нельзя осуществлять при первой встрече незнакомого взрослого с детьми. Нужно предварительное знакомство и установление необходимого контакта.

В-четвертых, диагностическое обследование нужно проводить в естественной и привычной для дошкольников форме игры или беседы. Ребенок ни в коем случае не должен чувствовать и подозревать, что его изучают, оценивают или обследуют. Любые оценки, порицания или поощрения недопустимы. Если ребенок отказывается от решения той или иной задачи (или от ответа на вопрос), диагностическую процедуру следует отложить или предложить ему другое занятие.

В-пятых, результаты диагностического обследования должны оставаться только в сфере компетенции психолога-диагноста. Ни в коем случае нельзя сообщать их самому ребенку и его родителям. Замечания о том, что ребенок слишком агрессивен или что его не принимают сверстники, недопустимы. Столь же недопустимыми являются похвалы и сообщения о достижениях ребенка в общении со сверстниками. Результаты диагностики могут использоваться только для выявления и более глубокого понимания внутренних проблем ребенка, что существенно облегчит оказание ему своевременной и адекватной психологической помощи.

   Следует помнить, что в сфере межличностных отношений в дошкольном возрасте еще нельзя ставить окончательный диагноз даже при использовании всех возможных методик. У многих детей отношение к сверстникам является неустойчивым; оно зависит от множества ситуативных факторов. В одних случаях они могут демонстрировать внимание и поддержку сверстникам, в других — враждебное и негативное отношение к ним. В этом возрасте сфера межличностных отношений (как и самосознания) находится в процессе интенсивного становления. Поэтому давать однозначное и окончательное заключение об индивидуальных особенностях ребенка недопустимо.



Предварительный просмотр:

                                        Программа «Одаренный ребенок»

                 Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей дошкольного

                                         возраста в условиях детского сада.

                                                          Паспорт программы

Наименование

программы

Одаренный ребенок

Разработчики программы

Творческая группа ЧДОУ № 57 ОАО «РЖД»

Цель программы

Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации

Исполнители основных мероприятий программы

Педагогический коллектив ЧДОУ № 57 ОАО «РЖД»

Соисполнители

Воспитанники ДОУ и их родители

Ожидаемые конечные результаты программы

- увеличение числа одаренных детей, которым оказывается поддержка;

- создание индивидуальных образовательных маршрутов;

- повышение квалификации педагогов в рамках самообразования по теме «Одаренные дети»;

- совершенствование системы работы с одарёнными детьми

Система контроля исполнения программы

Контроль в рамках программы осуществляет администрация детского сада. Вопросы исполнения заслушиваются на заседаниях методических объединений, педагогических советах, родительских собраниях.

1.ВВЕДЕНИЕ

     Современное состояние системы образования характеризуется всё

большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала

развития личности одаренного ребёнка. Это объясняется, во-первых,

значимостью способностей для развития личности, во-вторых, возросшей

потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением,

способных созидать новое в различных сферах жизни. Выявление одаренных

детей на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи,

памяти, логического мышления и работа с одаренными детьми должны стать

одним из важнейших аспектов деятельности детского сада.

Детство является очень благоприятным периодом для развития

одарённости. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает

практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны,

ориентацией на «среднего» ребёнка, с другой – отсутствием у педагогов и

родителей необходимых знаний о методах выявления и развития

одарённости на этапе дошкольного детства. В реальной практике

дошкольных учреждений, остро ощущается необходимость постановки

целенаправленной, планомерной и систематической работы педагогического

коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одарённых

дошкольников. В эту работу должны быть включены родители, социальные

институты, широкая общественность.

Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными

детьми, следует признать нецелесообразным выделение таких воспитанников

в особые группы. Одаренные воспитанники должны воспитываться и

обучаться в группах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия

для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для

выявления скрытой до определенного времени одаренности других

воспитанников.

Пояснительная записка

Самым сенситивным периодом для развития проявлений одаренности

является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый

ребёнок от рождения наделен огромным потенциалом, который при

благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность

каждому ребенку достигать больших высот в своем развитии. Для всех детей

главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для

раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их

последующей реализации в профессиональной деятельности. Следует

подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает

надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Таким

образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не

затормозить рост его способностей – это особо важная задача воспитания и

обучения одаренных детей в детском саду.

Занимаясь диагностированием детей в нашем дошкольном учреждении,

мы обнаружили следующее: результаты диагностики выявили достаточно

большое количество детей с высоким и выше среднего уровнем интеллекта и

креативности. При этом имеет место выше среднего уровень невротизма в

этой же группе детей, вызванный, видимо, как объективными факторами, так

и психосоциальными особенностями неординарных детей. Наличие

неординарных детей в нашем учреждении повлекло за собой составление

модели управления процессом психолого-педагогического сопровождения

работы с одарёнными детьми внутри дошкольного учреждения. Мы

поставили перед собой цель – теоретически обосновать, разработать и

апробировать эту модель внутри дошкольного учреждения.

Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная

активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной

нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых

образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного

возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность

мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость

на окружающее. Исходя из этого, для развития творческих способностей в

образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с

предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению

и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную

активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких

специалистов, родителей. Одним из приоритетных направлений работы

дошкольного учреждения, является работа с одаренными детьми, которая

является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации

творческого потенциала личности. Программа рассчитана на детей

дошкольного возраста.

Цель программы: создание условий для выявления, поддержки и

развития одаренных детей, их самореализации.

Воспитательная цель: воспитание личности, обладающей

коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на

фоне высоконравственных убеждений.

Образовательная цель: расширение единого образовательного

пространства детского сада для социально значимой реализации

индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей.

Развивающая цель: развитие способностей одаренных детей к

включению в любую духовно-практическую деятельность в зависимости от

реальных потребностей региона, страны и самой личности.

Задачи программы.

1. Создать систему целенаправленного выявления и отбора

одаренных детей, поиск и систематизация методов диагностики.

2. Создать максимально благоприятные условия для

интеллектуального развития одаренных детей, в образовательном процессе и

в свободной деятельности; для реализации их творческих способностей в

научно-исследовательской и поисковой деятельности.

3. Внедрение инновационных педагогических технологий

воспитания и обучения одаренных детей.

4. Создать условия, способствующие организации работы педагогов

с одаренными детьми в соответствии с целями опережающего развития и

реализации образовательных и творческих возможностей.

5. Совершенствовать научно-методическое и психологопедагогическое сопровождение одаренных детей.

6. Просветительская и партнерская работа с родителями, детскими

общественными организациями, учреждениями дополнительного

образования.

7. Обмен опытом педагогов по работе с одаренными детьми на

муниципальном и региональном уровне.

8. Создание банка данных одаренных воспитанников детского сада.

Механизмы реализации программы.

1. Внедрение в практику ранней диагностики одаренности и ее

дальнейшего развития методов, учитывающих быстро меняющуюся

социальную ситуацию и современные подходы к работе с одаренными

детьми.

2. Совершенствование деятельности администрации по мотивации

педагогов на управление развитием исследовательских и творческих

способностей учащихся.

3. Совершенствование технологии портфолио для построения

индивидуальной траектории развития, как учителя, так и ученика.

Выделены следующие сферы одарённости ребёнка:

 Интеллектуальная сфера

- ребёнок отличается остротой мышления, наблюдательностью и

исключительной памятью

- охотно и хорошо учится, знает больше своих сверстников и

практически применяет свои знания

- проявляет исключительные способности к решению задач

- проявляет выраженную и разностороннюю любознательность

- часто с головой уходит в то или иное занятие

- выделяется умением хорошо излагать свои мысли.

 Сфера академических достижений

- Чтение: ребёнок много читает, использует богатый словарный запас,

исключительно хорошо понимает и запоминает прочитанное.

- Математика: ребёнок проявляет большой интерес к вычислениям и

измерениям; c лёгкостью выполняет все математические операции; проявляет

необычное для своего возраста понимание математических отношений.

- Естествознание: ребёнок внимателен к предметам и явлениям;

проявляет исключительные способности к классификации; демонстрирует

опережающее его возраст понимание причинно-следственных связей;

хорошо схватывает абстрактные понимания.

 Творчество

- ребёнок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с “головой

уходить” в интересную работу, занятие;

- демонстрирует высокую продуктивность деятельности; часто делает

всё по-своему;

- изобретателен в изобразительной деятельности, играх. В

использовании материалов и идей;

- часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной

ситуации;

- способен продуцировать оригинальные идеи;

- способен по-разному подойти к проблеме или к использованию

материалов.

 Общение и лидерство

- ребёнок легко приспосабливается к новым ситуациям;

- другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнёра по играм

и занятиям;

- в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе;

- c легкостью общается с другими детьми и взрослыми;

- в общении со сверстниками проявляет инициативу;

- принимает на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные

для его возраста.

 Сфера художественной деятельности (изобразительное

искусство):

- ребёнок проявляет большой интерес к визуальной информации;

- проводит много времени за рисованием и лепкой;

- демонстрирует опережающую свой возраст умелость;

- осознанно строит композицию картин или рисунков;

- работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.

 Музыка:

- ребёнок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;

- чутко реагирует на характер и настроение музыки;

- легко повторяет короткие ритмические куски.

 Двигательная сфера:

- ребёнок проявляет большой интерес к деятельности, требующей

тонкой и точной моторики;

- обладает хорошей зрительно-моторной координацией;

- любит движения (бег, пряжки, лазание);

- прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных

упражнений;

- для своего возраста обладает исключительной физической силой,

демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков.

Основные составляющие и методические рекомендации программы

психолого-педагогического сопровождения одарённых детей:

1. Использовать перспективное планирование для организации

систематического интеллектуально познавательного развития одарённых

детей.

2. Помнить о познавательной нагрузке образовательной

деятельности. С целью оптимизации можно использовать:

 блоки дополнительной информации для индивидуального или

группового воздействия;

 модификационные и усложнённые варианты развивающих игр и

упражнений.

3. В занятиях познавательного цикла должны присутствовать

следующие блоки:

вводящие новую информацию (навыки, операции);

закрепляющие новую информацию;

систематизирующие новую информацию.

4. Использовать в работе комплексные занятия, комбинированные

занятия, психолого-педагогические тренинги. Это способствует

структурированию интеллектуального развития на основе цепи: восприятие –

мышление – воображение.

5. Систематически проводить:

 контрольные срезы для выявления умений, знаний и навыков в

соответствии с программным содержанием (1-2 раза в месяц);

 психолого-педагогическую диагностику для выявления динамики

психолого-педагогических характеристик развития (2 раза в год).

Общие принципы учебно-воспитательного процесса с одаренными

детьми:

Основополагающими подходами к работе с одаренными детьми

являются:

1. Системный подход, который реализуется через:

интеграцию различных форм воспитания и обучения одаренных детей

на всех этапах становления, развития их личности (детские дошкольные

учреждения, школы всех типов, внешкольные учреждения и т.д.);

интеграцию различных предметов и видов искусств на всех стадиях

развития одаренных детей, учитывая их способности;

взаимосвязь образования, обучения и воспитания одаренных детей с

развитием общей культуры в различных видах и формах занятий, творческой

деятельности детей;

взаимодействие обязательных занятий и факультативных форм (в том

числе спецгруппы, кружки, секции и т.д.), избираемых в соответствии с

индивидуальными способностями, склонностями и интересами одаренных

детей;

направленность на формирование целостной индивидуальности

дошкольника как системы, включающей интеллектуальную, нравственную и

эмоционально-волевую сферы;

обеспечение тесного взаимодействия сотрудничества всех субъектов

учебно-воспитательного процесса (педагогов, родителей и самого одаренного

ребенка);

наличие соответствующей подсистемы организационно-методического

обеспечения (подбор педагогических кадров, их стимулирование, подготовка

и издание методических рекомендаций, разного рода инструктивных

материалов, проведение конференций, семинаров и т.д.).

2. Деятельностный подход призван содействовать раскрытию в

человеке творческого потенциала, развитию потребности и способности

преобразовывать окружающую действительность и самого себя «по законам

разума, красоты и добра».

3. Принцип индивидуализации в обучении и развитии одаренных

детей заключается в том, что каждый одаренный ребенок должен

воспитываться, обучаться и развиваться по индивидуальной программе,

содержание которой направлено на реализацию его непосредственных

интересов и способностей. Однако ни в коем случае нельзя замыкать ребенка

в рамках того увлечения, в котором раскрывается его одаренность, т.е. нельзя

не учитывать и общее развитие ребенка, что предполагает овладение им

обязательным программным материалом.

4. Принцип непрерывности и преемственности воспитания,

обучения и развития одаренных детей предполагает, что процесс развития

одаренности будет протекать постепенно – от самого раннего детства до

завершения образования, вступления в самостоятельную жизнь.

5. Принцип развития важен для целенаправленного

программирования работы с одаренными детьми. Содержание и формы

творческой деятельности одаренных детей надо организовать таким образом,

чтобы на первом плане были не престижные цели и прагматические задачи, а

последовательное развитие способностей, восприятия, интереса к разным

видам деятельности, искусств.

6. Комплексный подход к работе с одаренными детьми

предполагает реализацию и взаимодействие следующих принципов:

принцип комплексности в преподавании различных предметов и

искусств на интегративной основе;

принцип психологической готовности одаренного ребенка заняться

любимым делом, именно тем, в котором он проявляет свою одаренность.

Если ребенок почувствует насилие над собой взрослого, то даже к любимому

делу он будет относиться с отвращением;

принцип «комфортности» в обучении включает создание

благоприятных условий для его творчества (математического, музыкального,

литературного и т.д.);

принцип «скорой помощи» заключается в следующем: нельзя

откладывать на потом ответы на вопросы ребенка, покупку каких-то игр,

музыкальных инструментов, приборов. Потом все это может оказаться

невостребованным и уже ненужным;

В обучении одаренных детей дошкольного возраста применяются

четыре основных стратегии обучения:

1. Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и

возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным

темпом развития. Но он должен применяться с особой осторожностью и

только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития

одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения

применение других форм организации учебно-воспитательной деятельности

не представляется возможным.

2. Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям,

которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной

конкретной области знания или области деятельности. При этом

предполагается более глубокое изучение ими этих знаний, деятельности.

3. Обогащение. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей

оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных

занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности.

4. Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование

личностного развития воспитанников. Специфика обучения в этом случае

состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся

сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что

способствует формированию у воспитанника личностного подхода к

изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана

сознания. Как правило, такие программы не существуют как

самостоятельные. Они являются либо компонентами обогащенных программ,

либо реализуются в виде специальных учебно-воспитательных программ

 

Направления работы в рамках программы

 Координационное направление:

 организация работы всего коллектива детского сада;

 создание предметных базовых площадок;

 интеграция в рамках данного направления деятельности

дополнительного образования;

 обеспечение нормативно-правовой базы;

 ресурсное обеспечение;

 контроль и анализ деятельности.

 Диагностическое направление:

 формирование банка методического обеспечения для выявления

одаренности;

 проведение специальных конкурсов, турниров и т.д. для

выявления одаренных детей;

 проведение диагностики одаренных детей;

 диагностика условий обучения и развития одаренных детей;

 создание банка данных «Одаренные дети ДОУ».

 Кадровое направление:

 определение критериев эффективности педагогической работы с

одаренными детьми;

 повышение квалификации педагогов на разных уровнях;

 оказание информационной, методической и финансовой помощи

педагогам;

 создание творческой группы педагогов, работающих с

одаренными детьми;

 создание условий для отработки и применения новых

педагогических технологий.

 Развивающее направление:

 создание образовательной среды для развития одаренных детей;

 организация кружков интеллектуальной, художественноэстетической направленности;

 создание условий для участия одаренных детей в олимпиадах и

других интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня;

 обеспечение материально-технической базы;

 создание системы психологического сопровождения одаренных

детей;

 использование информационно-коммуникационных технологий.

 Информационное направление:

 привлечение внимания педагогической общественности, органов

государственного управления, средств массовой информации к проблемам

одаренных детей;

 организация работы библиотеки;

 создание банка образовательных программ, диагностических и

методических материалов;

 информационная поддержка педагогов, работающих с

одаренными детьми.

Формы работы с одаренными детьми

 Индивидуальный подход в образовательной деятельности,

использование в практике элементов дифференцированного обучения,

проведение нестандартных форм занятий;

 Дополнительные занятия с одаренными дошкольниками,

подготовка к конкурсам, интеллектуальным играм, мини-олимпиадам;

 Участие в мероприятиях ДОУ, муниципальных, региональных

конкурсах;

 Психологические консультации, тренинги, тестирование;

 Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные

соревнования;

 Посещение предметных и творческих кружков по способностям,

а также спортивных секций по интересам;

 Использование современных средств информации (Интернет,

медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);

 Создание детских портфолио.

Участники реализации программы

Руководители:

- Заведующий ДОУ

- Методист

Творческая группа:

- воспитатели;

- специалисты и педагоги дополнительного образования;

- логопед

А так же:

- воспитанники детского сада

- родители детей

- педагоги ДОУ

Ожидаемые результаты

1. Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с

различными типами одаренности.

2. Разработка и реализация специализированных, индивидуальных

и дифференцированных программ поддержки и развития одаренных детей,

создание системы взаимодействия с дошкольными учреждениями, начальной

и средней школой, учреждениями дополнительного образования, родителями

учащихся.

3. Использование системы диагностики для выявления и

отслеживания различных типов одаренности.

4. Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной

работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной,

художественно-эстетической и исследовательской деятельности.

5. Обобщение и систематизация материалов педагогической

практики.

6. Повышение ответственности воспитателей детского сада при

организации работы с одаренными детьми.

7. Активизация участия родителей и окружающего социума в

работе с одаренными детьми.

8. Повышение качественных показателей учебно-воспитательного

процесса воспитанников.

9. Создание атмосферы заинтересованности и доброжелательного

отношения к одаренным детям.

Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов

1. Количественные и качественные показатели участия

воспитанников в мероприятиях разного уровня и творческих конкурсах.

2. Положительная динамика проявления интереса воспитанников к

различным видам деятельности.

3. Положительная динамика проявления интереса педагогов к

исследовательской деятельности.

4. Рост профессионального мастерства воспитателей, работающих с

одарёнными детьми.

5. Уровень социальной успешности воспитанников.

Формы организации учебно-воспитательной деятельности с одаренными детьми:

форма

задачи

Наглядное моделирование

Развитие умственных способностей ребенка:

1. Ознакомление с пространственными

отношениями.

2. Развитие элементов логического мышления.

3. Развитие речи и ознакомление с художественной

литературой.

4. Развитие элементарных математических

представлений.

5. Подготовка к обучению грамоте.

6. Конструирование.

7. Подготовка к сюжетно-ролевой игре.

8. Ознакомление с природой.

9. Ознакомление с элементарными физическими

явлениями.

10. Изобразительное искусству

Спортивные

мероприятия

Развитие физических способностей.

Экспериментальная мастерская

Выявление новых способностей у детей путем

внедрения новых педагогических технологий.

Работа по индивидуальным образовательным маршрутам

Создание индивидуальной траектории развития личности ребенка

Круглый стол

Психологическое и педагогическое сопровождение

родителей одаренного ребенка;

Совместная практическая деятельность одаренного

ребенка и родителей;

Поддержка и поощрение родителей одаренных детей

Кружки, секции, тематические недели (декады), праздники, конкурсы

Создание условий для самореализации одаренных

детей для проявления творческих и интеллектуальных

способносте

Рекомендуемая литература

1. Баландина Л.А., Гаврилова В.Г., Горбачева И.А., Захаревич Г.А., Марченко

Г.Н., Ничипорюк Е.А., Скрипкина Н.М., Тарасова Н.Е., Чернецкая Л.В.,

Шабельная Е. А. Диагностика в детском саду. Методическое пособие г.

Ростов-на-Дону, 2004.

2. Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” 2005.

3. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М.. Одаренные дети 1991. М..

4. Клименко В.В. “Психологические тесты таланта” С-Петербург 1996.

5. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М., 1998.

6. Психология одаренности детей и подростков под редакцией Н.С.Лейтеса.

2000. М.

7. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе 2000. Москва.

8.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей 1996. Ярославль