Фестиваль педагогического мастерства- 2021

Радионова Наталья Ананьевна

Методическое портфолио

Система работы на тему: "Развитие речи детей с ОВЗ посредством театрализованной деятельности "https://nsportal.ru/sites/default/files/2021/03/13...

Конспекты занятий 

Картотеки

Консультации, родительские собрания

Публикации 

Методическая разработка инсценировки сказки «Репка» для детей старшего дошкольного возраста представлена на Ведущем образовательном портале «Инфоурок» https://infourok.ru/inscenirovka-skazki-repka-v-starshej-rechevoj-gruppe-5079527.html. Методическая разработка инсценировки сказки «Волк и семеро козлят-на новый лад» для детей старшего дошкольного возраста представлена на Ведущем образовательном портале «Инфоурок» https://infourok.ru/scenarij-prazdnika-den-materi-vklyuchayushij-v-sebya-skazku-volk-i-semero-kozlyat-na-novyj-lad-v-starshej-gruppe-5078234.html

Доклады

Опыт работы на тему «Развитие речи детей с ОВЗ посредством театрализованной деятельности» представлен на методическом объединении МКДОУ № 2 2019-2020 учебный год.                  https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/03/12/obobshchenie-temy-po-samoobrazovaniyu

Сценарии

Презентации

Результаты

 imageimage

 

Видиозапись занятия

Образовательная область "Речевое развитие"

     "Заюшкина избушка"   https://youtu.be/d70twYH_JQs

 

Педагогическое эссе

Детский сад – это семья, это маленькая страна…. И я уже много лет живу в этом удивительном мире. Мне всегда хотелось и воспитывать детей, и выступать на сцене как актриса, и быть в роли психолога… https://nsportal.ru/sites/default/files/2021/03/15...

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко»

общеразвивающего вида

р.п. Каргаполье, Каргапольский район

F:\грамоты\фото 001.jpg

Радионова Наталья Ананьевна

воспитатель речевой группы

Тема опыта: "Развитие речи детей с ОВЗ посредством театрализованной деятельности"

 «Развитие речи детей с ОВЗ посредством театрализованной деятельности. 

     «В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь»

                                                                                                  (А. Е. Антипина)

    Дар речи – уникальное свойство человеческого рода. Именно с помощью речи люди общаются друг с другом, обмениваются мыслями, чувствами, создают произведения художественной литературы, научные труды.
   Однако было бы ошибочным рассматривать речь, как нечто дарованное нам в готовом виде. Наблюдая за детьми, я убеждаюсь в том, как долог и нелегок их путь от первых произнесенных звуков до осмысленных слов и выражений. И без нашей помощи, помощи педагогов им не осилить этот путь. Огорчает то, что не все взрослые свободно владеют речью. И если взрослым не можем помочь в силу тех или иных обстоятельств, то правильная, свободная речь детей - наша забота.

Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей с ОВЗ. Индивидуальные особенности развития таких детей препятствуют овладению средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Сегодня наши дети живут в мире «говорящей техники» и постепенно учатся молчать, хотя по своей натуре они очень любознательны и хотят многое постичь и узнать. А если дети молчат, то и развитие речи ребенка останавливается, их речь становится скудной и безграмотной.  

 Развитие связной речи играет огромную роль в познании окружающего мира, становлении сознания, успешного обучения в школе и развитии личности в целом. В связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи.

    У детей с проблемами речевого развития игровые действия часто сопровождаются примитивной речью, они демонстрируют стереотипную игру, отражающую деятельность людей, а не их взаимоотношения и эмоциональное состояние. Это вызвано недостаточным жизненным опытом, низкой познавательной активностью, отсутствием творческого воображения, нарушением речи.

Результаты мониторинга свидетельствуют о том, что в последнее время возросло число дошкольников, имеющих существенные нарушения в способности правильно говорить так же неуверенны и стеснительны.

Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ хочет, чтобы он хорошо разговаривал, и ничем не отличался от обычных сверстников, и поэтому главная составляющая моей работы с детьми – это формирование и развитие речи.

Многие родители полагаются в решении проблемы на детский сад, однако практика показывает, что двух занятий в неделю недостаточно для формирования речевых умений и навыков, развития коммуникативных способностей. Разнообразить речевую практику дошкольников в детском саду мне помогает театрализованная деятельность, именно театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие детей: стимулирует речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театрализованная деятельность.

Чтобы помочь детям в преодолении этих проблем и достичь лучших результатов в обучении и воспитании, я решила уделить особое внимание театрализованной игре и театрализации сказок.

   В процессе игровой деятельности детей я определила уровень развития речи каждого ребёнка. Полученные результаты зафиксировала в индивидуальных диагностических картах, это позволило мне эффективно строить работу, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Театрализованная деятельность способствует реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку.

Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс драматизации даже недостаточно активных детей и помогает преодолеть им трудности в общении.

Цель: Развитие связной речи через различные виды театрализованной деятельности.

Коррекционно –образовательные задачи:

1.Совершенствовать диалогическую и монологическую речь детей: учить рассказывать сказки, небольшие рассказы, уметь строить распространённые предложения.

2. Формировать лексико – грамматические навыки, совершенствовать связную речь, обогащать и активизировать словарь.

3. Знакомить детей с различными видами театра, обучать приёмам вождения персонажей в театре би-ба-бо, пальчиковом, ложковом, кукольном, плоскостном и т.д. театре.

Коррекционно – развивающие задачи:

1. Развивать коммуникативные качества детей, артистические способности.

2. Повышать уровень мотивации детей к театрализованной деятельности.

3.Продолжать работу над интонационной выразительностью: учить модулировать голосом - громче, тише; передавать интонацию удивления, радости, печали, испуга.

4. Развивать память, воображение, фантазию, общую и пальчиковую моторику рук.

Коррекционно –воспитательные задачи:

1. Развивать устойчивый интерес и любовь к театрализованной деятельности.

2. Воспитывать внимание, выдержку.

3. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.

Содержание занятий театрализованной деятельности по развитию речи детей включает в себя следующие упражнения:

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.

2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

Методические приемы:

-Чтение сказки с акцентированием внимания детей именно на тех чертах характера, с которыми их необходимо познакомить.

- Анализ сказки на основе наводящих вопросов с целью выделения детьми героев с различными чертами характера.

-Выполнение детьми заданий по словесному описанию внешности героев сказки, их одежды.

-Выполнение детьми заданий по передаче речи (манеры разговора и произношения) героев сказки на примере отдельных реплик.

-Выполнение детьми заданий по созданию «предлагаемых обстоятельств» для описания обстановки и ситуаций, в которых развиваются события.

-Выполнение упражнений на изображение различных эмоциональных состояний на основе имеющегося экспрессивного репертуара детей с целью его дальнейшего расширения (удивление, радость, испуг, гнев, усталость, заботу и др.).

-Проигрывание отрывка из сказок, передающие различные черты характера героев сказки.

- Этюды (сценки из жизни, передающие черты характера различных знакомых людей.

- Этюды с неопределенным концом («Как бы ты поступил в этой ситуации?»)

- Импровизации, передающих различные жизненные ситуации (уборка комнаты, сборы в гости, прощание перед разлукой, забота о больном и др.).

Этапы работы:

1 этап : Создание развивающей предметно пространственной среды.

Совместно с родителями сформировали развивающую предметно пространственную среду в группе. Она содержательно насыщена, трансформируема, вариативна, доступна и безопасна.

    Считаю, что большую роль в развитии речи детей играет правильно организованная предметно-пространственная среда. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/03/13/razvivayushchaya-predmetno-prostranstvennaya-sreda-po-teme-razvitie

В группе создан центр речевого развития, где подобраны дидактические игры по развитию речи, дидактические игры на основе сказок, различные атрибуты для артикуляционной и дыхательной гимнастики, игры для развития мелкой моторики рук.

Изготовлены: картотека веселой артикуляционной гимнастики, картотека сказочных физкультурных минуток, картотека пальчиковых игр на основе народных сказок, картотека зрительной гимнастики в стихах и т.п.) https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/03/03/zritelnaya-gimnastika-v-stihah

    Центр театрализованной деятельности:

-Театр на палочках (большой и маленький) («Сказка о глупом мышонке», «Репка», «Теремок»)

-Пальчиковый театр из фетра («Колобок», «Рукавичка», «Волк и 7-ро козлят», «Теремок»)

-Пальчиковый театр тантамарески («Заюшкина избушка», «Репка»)

-Театр на фланелеграфе («Теремок», «Петушок и бобовое зернышко», «Крылатый, мохнатый и масляный»)

-Резиновый театр («Волк и лиса», «Теремок», «Три медведя», «Репка»)

-Теневой театр на палочках («Курочка ряба», «Теремок», «Три поросенка», «Репка»)

-Театр на стаканчиках («Три поросенка»)

-Театр трубочный на пальчиках (Герои разных сказок)

-Театр на ложках («Три медведя», «Репка», «Курочка ряба», «Теремок»)

-Театр на дисках («Теремок»)

-Деревянный плоскостной театр («Волк и 7-ро козлят», «Золушка», «Теремок», «Гуси-лебеди»)

-Театр на бутылках («Зимовье зверей»)

-Театр из варежки («Заюшкина избушка»)

-Вязаный театр большой, средний, маленький («Теремок», «Колобок», «Репка»)

-Театр из платка («Гуси-лебеди»)

- костюмы, маски для исполнения ролей детьми

Центр Книги, расположен в тихом, отдаленном от игровых зон, месте. Здесь ребята знакомятся с наиболее интересными для них произведениями различных жанров, представленными в большом разнообразии.

Книга для старших дошкольников является источником информации, другом, помощником, содержит в себе множество ответов.

Центр книги представлен:

Наличием книг разных жанров художественной литературы (авторские сказки, сказки разных народов мира, рассказы, стихотворения, быль, поэмы), малые фольклорные жанры (загадки, ребусы, пословицы, поговорки, скороговорки).

2 этап: Просмотр спектаклей, мини-сценок.

Работая с детьми, я обратила внимание на их интерес к ярким костюмам и фигуркам героев сказок, шапочкам, маскам. Дошкольников, это привлекало, прежде всего, из-за возможности переодеться, а значит измениться.  

    Используя данное оборудование постепенно формировала интерес детей к театрализованным играм. Организовывала просмотр небольших кукольных спектаклей, представленных воспитателями, на основе содержания знакомых потешек, стихов и сказок. («Как зайчонок уму разуму научился», «Буратино», «Чтобы мама всегда улыбалась»)

3 этап: Организация театрализованных игр.

Театрализованные игры были организованы в утренние и вечерние часы, органично включены в различные занятия, режимные моменты и свободную деятельность.

    Также дети знакомились с театральной игрой через игры - имитации отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте). Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево). Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

   4 этап: Знакомство детей с разными видами театра. Постановка сказок, и мини-сценок. https://nsportal.ru/albom/2021/03/11/skazka-kak-kolobok-iskal-druzey

 Далее нашей задачей стало - стимулировать желание детей включаться в спектакль. Познакомив детей с разными видами театров: настольный театр, театр бибабо, плоскостной театра на фланелеграфе, включили их в процесс освоения мини постановок по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов ("Этот пальчик - дедушка. ", "Тили-бом", К. Ушинский "Петушок с семьей", А. Барто "Игрушки", В. Сутеев "Цыпленок и утенок").

    Работая над постановкой сказок, как режиссер активно участвую, озвучиваю слова автора, так же привлекаю к исполнению ролей учителя -логопеда, родителей и вместе мы активизируем детей исполнять и озвучивать их роли. («Как колобок искал друзей», «Волк и семеро козлят», «Федорино горе», «Сказка о глупом мышонке»). https://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2021/03/07/stsenariy-prazdnika-den-materi-vklyuchayushchiy-v-sebya

   5 этап: Постановка и показ спектаклей, сценок. 

На последнем этапе работы своё участие в постановке сокращала, давая детям возможность раскрыть свои творческие способности. Тем самым у детей развивается уверенность в себе. (сценка «Лентяй», «Спор овощей», «Паучок»)

В ходе регламентированной образовательной деятельности проводила работу по развитию монологической и диалогической речи. Используя при этом упражнения по формированию выразительности речи –

  • произношение скороговорок, потешек с изменением темпа речи, громкости, интонации;
  • музыкально-ритмические разминки на развитие ритмичных, четких, согласованных с музыкой движений;
  • пантомимы, которые помогают входить в образ, развивают воображение и пластичность движений;
  • упражнения по социально-эмоциональному развитию, направленные на овладение детьми средствами  эмоциональной выразительности. https://nsportal.ru/albom/2021/03/11/skazka-zayushkina-izbushka

 Работу со сказками часто сопровождала показом слайдов. С большим интересом дети воспринимают презентации по сказкам. Очень любят играть в игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой» в мультимедийном оформлении.

    Для развития связной речи, творческого воображения, памяти, внимания, мышления, изготовлены и дидактические игры («Угадай сказку», «Графические сказки», «Герои сказок», «Расскажи сказку по мнемотаблице», «Четвертый лишний», «Найди пару», картинки «Герои из сказок», «Собери картинку», «Найди тень», «Расскажи сказку» с прищепками, «Поставь заплатку», «Собери сказку», карточки «Сказочные герои из русских сказок»

     Дети взрослеют… и растет их интерес к театрализованным играм.    Постепенно они включаются в процесс игрового общения с театральными куклами. Играя в сказку с детьми, используем различные виды театра.  

  Очень нравится ребятам рассказывать сказки с помощью кукол бибабо и другими видами театра.  Такая деятельность позволяет развивать у детей творчество, фантазию, мелкую моторику, способствует запоминанию сюжета сказок. Дети с удовольствием играют самостоятельно и со сверстниками. Учатся распределять между собой роли, озвучивать героев сказок в соответствии с их ролевыми особенностями, используя при этом средства выразительности речи – интонацию и речь.

    Изготовлены и другие атрибуты (декорации, Лепбук «В театр играем речь развиваем», «Ширма») для театра. Это позволяют насыщать театрализованную деятельность творческими заданиями, проблемными ситуациями, различными словесными играми. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/03/13/razvivayushchaya-predmetno-prostranstvennaya-sreda-po-teme-razvitie

Родители стали для нас активными помощниками и участниками в развитии речи детей.

Для родителей проводились консультации, давались советы и рекомендации. Для родителей подготовлены интересные и доступные по содержанию игры, задания, упражнения, которые они могли бы самостоятельно использовать дома. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2021/03/13/teatralizovannaya-deyatelnost-kak-sredstvo-razvitiya

Трудности и проблемы при работе над данной темой
- что делать, если ролей не хватает на всех детей; - кто будет играть отрицательных персонажей? 
Первая трудность вполне решаема. Здесь возможна подгрупповая организация занятий по театральной деятельности. Кроме того, можно придумать какие-либо дополнительные роли, чтобы охватить всех детей. 
Вторая же трудность несколько сложнее и требует вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребенку. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети, в большинстве случаев, хотят исполнять роли добрых, сильных и находчивых персонажей и не хотят играть злых, жестоких, бесчестных. В таких случаях нужно подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все — и дети, и взрослые — артисты, и они должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли. Причем зачастую сыграть роль отрицательного героя намного сложнее. Однако иногда бывает и так: стремление активно участвовать в театрализованной деятельности, привлечь внимание к себе толкает ребенка к постоянному исполнению отрицательных ролей. Постепенно образ как бы прилипает к нему, и, в конце концов, этот ребенок начинает вызывать насмешки у других детей, поэтому необходимо, чтобы каждый из детей исполнял как отрицательные, так и положительные роли.

Результативность деятельности.

Подводя итог, хочется отметить, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи.

   Благодаря системной театрализованной деятельности в режимных моментах у детей развилась активная речь и выработались игровые умения. Дети научились быть доброжелательными зрителями, а в актерской игре стали самостоятельно использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, сила и тембр голоса, темп речи).

   За счет освоения театрализованной игры у детей расширился игровой опыт, обогатился и активизировался словарный запас, речь стала более отчётливой, интонационно выразительной, появились умения направленные на позитивное взаимодействия с другими участниками игры. Дети стали активно принимать участие в праздниках и развлечениях.

    С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приёмами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Разработаны Картотеки: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2021/03/03/veselaya-artikulyatsionnaya-gimnastika

-веселая артикуляционная гимнастика;

-зрительная гимнастика в стихах;

-пальчиковые игры на основе сказок;

-сказочные физкультурные минутки;

-театрализованных игр;

Презентации музыкальных физультминуток:

-Баба-Яга;

-Емеля;

-Смешарики;

-Мультяшки;

-Мы идем играть.

Конспекты НОД по развитию речи, через театрализованную деятельность: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2021/03/12/konspekt-nod-po-razvitiyu-rechi-cherez-teatralizovannuyu-0

- «Прогулка зимой в лесу.»

- «Герои сказок»

- «Страна сказок»

- «Поможем сказкам»

- «В гостях у сказки»

Дидактические игры: «Угадай сказку», «Графические сказки», «Герои сказок», «Расскажи сказку по мнемотаблице», «Четвертый лишний», «Найди пару», картинки «Герои из сказок», «Собери картинку», «Найди тень», «Расскажи сказку» с прищепками, «Поставь заплатку», «Собери сказку», карточки «Сказочные герои из русских сказок» https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/03/03/didakticheskie-igry-na-osnove-skazok

Консультации для родителей:

-«Развитие речи детей через театрализованную деятельность»

-«Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».

-«Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

-«Домашний театр » https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2021/03/13/ispolzovanie-zagadok-kak-sredstvo-formirovaniya

Родительское собрание для родителей:

-«Играем в театр»

 Опыт работы на тему «Развитие речи детей с ОВЗ посредством театрализованной деятельности» представлен на методическом объединении МКДОУ № 2 2019-2020 учебный год.                  https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/03/12/obobshchenie-temy-po-samoobrazovaniyu                                                            Методическая разработка инсценировки сказки «Репка» для детей старшего дошкольного возраста представлена на Ведущем образовательном портале «Инфоурок» https://infourok.ru/inscenirovka-skazki-repka-v-starshej-rechevoj-gruppe-5079527.html. Методическая разработка инсценировки сказки «Волк и семеро козлят-на новый лад» для детей старшего дошкольного возраста представлена на Ведущем образовательном портале «Инфоурок» https://infourok.ru/scenarij-prazdnika-den-materi-vklyuchayushij-v-sebya-skazku-volk-i-semero-kozlyat-na-novyj-lad-v-starshej-gruppe-5078234.html

Список литературы:

1. Акулова О. А. «Театрализованные игры», Дошкольное воспитание. 2005.№4

2. Антипина А. Е. «Театрализованная деятельность в детском саду». - М., 2006.

3. Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» - М., 1991.

4. Вакуленко Ю. А. «Театрализованные инсценировки сказок в детском саду». - Волгоград, 2007.

6. Доронова Т. Н. «Играем в театр» - М., 2005

7. Лора Поляк «Театр сказок» С – П. «Детство-Пресс», 2001 г.

8. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2001.

9. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры. – М.: АРКТИ, 2001.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» общеразвивающего вида р.п.Каргаполье

Конспект нод образовательная область «Речевое развитие»

  с использованием элементов театрализованной деятельности

Тема: «Заюшкина избушка»

 Старшая речевая группа

https://img11.postila.ru/data/51/21/19/bb/512119bbac77cb0dff8caed3b2114689dc9951470815d4dfb1646aa10508c94b.jpg

Радионова Н. А.

2021 г.

Цель: Развитие речи детей средствами театрализованной деятельности.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

совершенствовать монологическую и диалогическую форму речи;

обогащать словарный запас детей;

упражнять в умении образовывать притяжательные прилагательные;

упражнять в подборе слов - антонимов;

добиваться внятного и чёткого произнесения слов и фраз.

Коррекционно-развивающие:

развитие мимических мышц, дыхания, эмоциональной сферы;

развиватьть воображение и ассоциативно-образное мышление;

развивать слуховое внимание, восприятие;

развивать общую моторику.

развитие мимических мышц, речевого дыхания и артикуляционного аппарата.

Коррекционно-воспитательные:

воспитывать чувство сопереживания, сочувствия, дружеских взаимоотношений.

Предварительная работа:

Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка»; с персонажами сказки;

Обогащение словаря словами «ледяная», «лубяная», «клочки», «закоулочки».

Оборудование: ИКТ (презентация), маски зверей: лиса, заяц, петух, медведь, волк, собака, макеты домиков (лубяной и ледяной), сундучок с сюрпризом.

Ход занятия

Организационный момент.

СЛАЙД 1

Воспитатель:

-Встали детки, встали в круг, ты мой друг, и я твой друг.

Крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся!

Ребятки, а теперь давайте поздороваемся:

Здравствуйте, ладошки. Хлоп – хлоп – хлоп.

Здравствуйте, ножки. Топ – топ – топ.

Здравствуйте, щечки. Плюх – плюх – плюх.

Здравствуйте, губки. Чмок –чмок – чмок.

Здравствуйте, зубки. Щелк – щелк – щелк.

Здравствуй, мой носик. Бип – бип – бип.

Здравствуйте, гости! (дети здороваются с гостями).

Воспитатель: Дети, а вы любите когда к вам приходят гости? Сегодня к нам придет необычная гостья: бабушка Забавушка, которая любит играть и веселиться. Я ее сейчас позову:

- Бабушка Забавушка! В гости ждем тебя сюда.

Приходи к нам поиграть, сказочку нам рассказать,

Т-с-с-с, тихо, тишина, может, бабушка, пришла?

Пойду ее поищу! (воспитатель переодевается).

СЛАЙД 2

Бабушка Забавушка: Здравствуйте, дети! Какие вы хорошие, какие вы пригожие! А вы любите сказки? А какие бывают сказки? (добрые, волшебные).Я принесла волшебный сундучок. Ребята, вам интересно, что в сундучке моём? (ответы детей) Сундучок принес нам маски, чтобы мы разыграли сказку. А какую сказку вы будете разыгрывать, узнаете, отгадав загадку:

СЛАЙД 3

"Снежный терем у лисицы

Убежал весной водицей,

К зайке попросилась в дом

Да и выгнала потом".

Ответы детей: сказка «Заюшкина избушка».

Бабушка Забавушка: Правильно, это русская народная сказка «Заюшкина избушка».

СЛАЙД 4

Пальчиковая гимнастика.

           На полянке стоит лубяной дом (показать крышу)

           Там живет веселый зайчик (показать зайчика)

           В домик тихо постучим (постучать)

           В колокольчик позвоним (позвонить)

          Двери нам откроет зайчик (показать «дверь открывается»)

          Пригласит в свой домик (пригласить)

          В домике дощатый пол (показать доски ладонями)

          А на нем дубовый стол (показать стол «ладонь на кулак»)

          На столе тарелка с вилкой (показать)

          И блины гурьбой стоят (показать блины)

          Угощенье для ребят!

Но прежде чем начать показывать сказку, мы как настоящие артисты

должны подготовиться.

 Артикуляционная гимнастика.

СЛАЙД 5

1. «Зайчик» -(Зайчик фырчит, из-за кустика глядит)

-Поднять верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.

На звуке (Ф) -тихий, резкий выдох.

 СЛАЙД 6

2. «Мишка -ревун» -(Мишка ревёт, ребяток зовёт)

-Оттянуть вниз нижнюю губу, обнажая только нижние зубы. Выдох на звуке (Ы) нижней диафрагмой.

СЛАЙД 7 

3. «Лисичка улыбается» -(Лисичка улыбается, ротик открывается)

-Одновременно поднять вверх оба уголка рта. Длинный, высокий, протяжный звук (И).

СЛАЙД 8

4. «Сердитая собака» -(Сердитая собака сидит на цепи, не лает, а только губы себе кусает

-Покусать сначала верхними зубами нижнюю губу, затем нижними зубами

верхнюю губу.

СЛАЙД 9

5. «Петушок» - (Петя-петушок, сел на шесток, разинул роток О-О-О-О-.......).

-Открыть рот овалом на звуке (О) в высоком регистре пропеть на одном дыхании.

Ребята давайте вспомним сказку.

СЛАЙД 10

Беседа по содержанию. (дети дают полные, развёрнутые ответы)

-Что случилось с зайчиком в этой сказке? (лиса попросилась к зайчику погреться, а потом его выгнала)

-Какая у зайчика в сказке была избушка? (У зайчика была лубяная избушка).

-А что значит лубяная? (деревянная)

-А у лисы какая избушка? (Ледяная)

-Почему у лисы растаяла избушка? (Стало тепло)

-А какая лиса была в этой сказке? (Лиса очень хитрая, коварная, злая)

-Как лиса зверей пугала? (как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам)

-Кто лису не испугался и помог зайчишке прогнать лису?(петух)

-Каким был петушок? (смелым, храбрым, уверенным, решительным).

-Что можно сказать о зайце? Какой он? (добрый, беззащитный, слабый, трусливый, боязливый, нерешительный)

-А какие слова говорил петух ? (несу косу на плечах, хочу лису посечи)

-Какими оказались собака, волк, медведь? (трусливыми)

-А что было бы, если бы петушок не прогнал лису? (Беда ...)

-Что победило в сказке, добро или зло? (Добро)

-Чему учит нас эта сказка? (Не завидуй другим. Друзья всегда придут на помощь в трудную минуту.)

Игра «Скажи наоборот»

-Лиса выгнала зайца. Зайчик плачет, а лиса ... (Смеётся).

-Собака трусливая, а петух .... (Смелый).

-Зимой было холодно, а весной .... (Тепло).

-Зайчик маленький, а медведь ... (Большой).

-Весна пришла, а зима ... (Ушла).

Игровое упражнение на мимику "Покажи настроение".

Бабушка Забавушка:

"Бывает, без сомнения,

Разное настроение,

Его попробуй показать,

Его попробуй угадать".

-Ребята, скажите какое было настроение у зайчика и лисички, когда они

построили себе домики? Покажите радость.

(дети изображают радость) СЛАЙД 11

 -Какое чувство испытала лиса, когда вдруг ее домик стал таять?

(испуг) СЛАЙД 12 

-Каким стало настроение у зайчика, когда лиса его выгнала из домика?

(грустное). (У грустного зайчика поникшая голова, сведенные брови,

опущенные уголки губ). СЛАЙД 13 

-Какое чувство испытывала лиса, когда гнала зайчика из его домика?

(злость). (У лисы сердитая мордочка, нахмуренные брови. Она сердито

машет кулаками и топает ногами.) СЛАЙД 14

Игровое Упражнение "Скажи как ... "

Бабушка Забавушка:

СЛАЙД 15

-Дети, давайте, попробуем сказать грустно, как зайчик: «Как же мне не плакать, была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная; пришла весна избушка у лисы растаяла, попросилась она ко мне погреться и меня и выгнала» (Дети повторяют)

СЛАЙД 16

-Хитро, коварно как лиса:«Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам». (Дети повторяют)

СЛАЙД  17

-Грубо, медленно, как медведь:«О чем заинька плачешь, пойдем, я ее выгоню»

(Дети повторяют)

СЛАЙД 18 

-Смело, громко как петух «Кукареку, несу косу на плечи, хочу лису посечи, поди лиса с печи». (Дети повторяют)

СЛАЙД 19 

Физминутка

Зайка наш в избушке жил (руки над головой, пальцы соединены между собой  в виде домика)

Никогда он не тужил (головой поворачивают из стороны в сторону)

Песню весело он пел (кивают головой)

И на дудочке дудел (имитация игры на дудочке)

Но лисичка постучала (стучат кулачком о кулачок)

Зайца нашего прогнала (хлопают в ладоши)

Теперь зайчишка грустный ходит (кружатся)

Себе он места не находит (вздыхают, и разводит руки в стороны)

И собака, и медведь (виляют «хвостиком», затем качаются из стороны в сторону)

К зайцу нашему подходят (подходят друг к другу)

И ни с чем они уходят (расходятся)

Лишь единственный петух, зайцу нашему помог (машут руками вверх-вниз)

И теперь живут в дому (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика)

Припеваючи, в ладу (обнимают друг друга)

Бабушка Забавушка:

-Ну, молодцы, вот мы и вспомнили эту сказку.

-А теперь хотите её показать?

-Надевайте шапочки персонажей.

Драматизация сказки «Заюшкина избушка».

СЛАЙД 20

Бабушка Забавушка:

В мире много сказок, грустных и смешных.

И прожить на свете нам нельзя без них.

Сказка в двери к нам стучится

Скажем сказке: «Заходи»(Выходят лиса и заяц.)

Бабушка Забавушка:

У лесочка на опушке, в лубяной своей избушке

Мирно Заяц жил косой, рядом с рыжею Лисой.

Но ленивая Лисица не желала потрудиться

Дом построить лубяной, а вселилась в ледяной.

СЛАЙД 21

И весною лёд растаял

Ледяной избы не стало.

Стала хитрая Лисица

К Заюшке на печь проситься.

Лиса : Пусти меня, заюшка, погреться!

Заяц: Заходи на лавочку погрейся.

Бабушка Забавушка: Не успела Лиса войти в избушку, как тут же стала гнать бедного Зайца.

Лиса: Уходи прочь, Косой!

СЛАЙД 22

Бабушка Забавушка: Прогнала Лиса Зайца, сел он на пенёк и заплакал.

Идёт мимо собака.

СЛАЙД 23

Собака: Гав, гав, гав. О чём Заяц плачешь?

Заяц: Была у Лисы избушка ледяная, а у меня -лубяная. Пришла весна, избушка у Лисы растаяла, попросилась она ко мне жить, да меня же и выгнала.

Собака: Не плачь, Заинька! Я её выгоню.

Бабушка Забавушка:  Подошла Собака к избушке и стала гнать Лису.

Собака: Поди, Лиса, вон из заячьей избушки.

Бабушка Забавушка: А Лиса Собаку ничуть не испугалась.

Лиса:Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Бабушка Забавушка: Испугалась Собака и убежала.

Идёт мимо Волк...

СЛАЙД 24 

Волк: У-у-у О чём Заяц плачешь?

Заяц: Была у Лисы избушка ледяная, а у меня –лубяная. Пришла весна, избушка у Лисы растаяла, попросилась она ко мне жить, да меня же и выгнала

Волк: Не плачь, Заинька Я её выгоню.

Бабушка Забавушка: Подошёл Волк к избушке и стал гнать Лису.

Волк: Поди, Лиса, вон из заячьей избушки.

Бабушка Забавушка: А Лиса ничуть не испугалась Волка

Лиса: Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам

Бабушка Забавушка: Испугался Волк и в лес убежал

Идет мимо Медведь

СЛАЙД 25

Медведь: О чём, Заяц, плачешь?

Заяц: Меня Лиса выгнала из собственного дома

Медведь:Не плачь, Зайчик, я её выгоню

Бабушка Забавушка: Подошёл Медведь к избушке и стал гнать Лису

Медведь (рычит): Р-р-р Поди, Лиса,вон!

Бабушка Забавушка: А Лиса ничуть не испугалась

Лиса:Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Бабушка Забавушка: Испугался Медведь и в лес убежал

Идет мимо петух

СЛАЙД 26

Петух (гордо, важно):... Ку-ка-ре-ку! О чём Заяц плачешь?

Заяц: Как мне не плакать? Лиса меня из дома выгнала.

Петух: Я её сейчас выгоню.

Бабушка Забавушка: Подошёл Петух к избушке и стал гнать Лису.

Петух: Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечах, хочу Лису посечи! Поди, Лиса, вон!

Лиса: Шубу надеваю.

Петух: Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечах, хочу Лису посечи! Ступай, Лиса, с печи!

Бабушка Забавушка: Лиса испугалась и в лес убежала. И стали Заяц и Петух жить, да поживать в Зайкиной избушке.

СЛАЙД 27

Бабушка Забавушка:

Вот он Петя Петушок, золотой гребешок, зайке нашему помог,

От Лисицы уберег! Он и смелый, и певец,

В общем, Петя молодец!

Будет с зайкой он дружить и в домишке дружно жить!

Выходят все звери.

Бабушка Забавушка: Давайте мы лисичку простим и дружить с ней будем!

(ответы детей)

Звери лисичку простили и стали вместе жить и крепко дружить.

СЛАЙД 28

Бабушка Забавушка: Вот и сказочке конец, А кто смотрел и слушал -молодец!

(дети снимают маски и садятся на места)

Вы, ребята, молодцы, вы ребята, удальцы. Артисты были хороши! Похлопаем, друг другу от души! И за это наш волшебный сундучок приготовил для вас сюрприз.

Итог: 

-Что вам понравилось на занятии?

-Что для вас было трудно?(ответы детей)

Наше занятие окончено. Вы сегодня постарались на славу. Всем большое спасибо!



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» общеразвивающего вида р.п.Каргаполье

Педагогическое эссе «Миссия педагога»

Радионова Н. А.

воспитатель речевой группы

2021 г

Эссе «Миссия педагога»

  Детский сад – это семья, это маленькая страна…. И я уже много лет живу в этом удивительном мире. Мне всегда хотелось и воспитывать детей, и выступать на сцене как актриса, и быть в роли психолога…

Еще с детства имея много младших сестер и братьев, мне приходилось с ними оставаться и занимать их делом. Я придумывала разные веселые истории, проводила игры, соревнования, чтобы им было интересно со мной. И мне это нравилось, а самое главное нравилось детям! Часто, после школы, я шла в детский сад, к детям: петь, танцевать, рисовать, лепить. Не я выбрала профессию, она сама меня нашла! Моя мечта сбылась, я – воспитатель. А это значит, что поле для реализации творческой деятельности безгранично. Работать воспитателем невозможно без любви к своему делу, без любви к детям. В первый рабочий день на ясельной группе, первое, что я поняла: «Как мне не хватает опыта. Я не смогу…, но люблю детей!  Опыт придет со временем, а любовь в сердце должна жить постоянно!

     Общение с детьми — это каждодневный праздник и огромный труд. Каждый день я имею возможность общаться с детьми, которые имеют разные характеры, способности и возможности. С каждым годом увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Приоритетом в работе с детьми ОВЗ является индивидуальный подход, с учетом психофизических возможностей каждого ребенка. Особое внимание в своей работе уделяю социальной адаптации детей с ОВЗ. На занятиях стараюсь создать уютную, комфортную, развивающую среду, работают над развитием межличностных отношений с детьми. Я стараюсь быть для детей другом, к каждому найти свой подход, понять индивидуальность каждого, чтобы не только дать им новые знания о жизни, но и воспитать положительное отношение к окружающему их миру, к самому себе.

    Педагог, который сам не развивается — не интересен детям. Поэтому постоянно занимаюсь самообразованием, посещаю занятия коллег, участвую в конкурсах муниципального, регионального, федерального уровней. С целью распространения собственного педагогического опыта и получения новых знаний, я зарегистрирована в сети Интернет, создала личный сайт. В педагогическом процессе активно использую информационно – коммуникационные технологии, погружая детей в исследовательскую деятельность, учу проектировать, экспериментировать.

    Мне нравится заниматься методической работой. Да-да, для меня это творческий процесс, потому что переход на стандарт дошкольного образования заставляет педагогов искать новые подходы к планированию и организации работы.

     Важным направлением в своей работе считаю помощь семьям, в которых есть ребенок с особыми образовательными потребностями. Ведь так важно поддержать родителей в трудной жизненной ситуации, вселить в них надежду, показать перспективу в дальнейшей жизни.    

     К каким же результатам должен стремиться воспитатель детского сада? Могут ли все дети одновременно быть одарены от природы во всех образовательных областях? Такого, конечно, не бывает. Не каждому дано стать знаменитым музыкантом, математиком, актером, писателем. Да и нужно ли это? Жизнь измеряется победами и свершениями. Но не только теми, что происходят на сцене, в науке, в творчестве, а и теми «невидимыми», которые человек совершает, преодолевая трудности: осознает свою ошибку, преодолевает лень, уступает в чем-то товарищу. Научить учиться и быть самостоятельными – в этом я вижу образовательный результат своего труда

    Воспитатель – это больше, чем профессия. Быть воспитателем для меня – это значит жить. Но жить так, чтобы не было стыдно за каждый прожитый день. Дети не всегда умеют слушаться взрослых, но они очень хорошо умеют их копировать. И копия твоего поведения навсегда откладывается в детской душе и влияет на дальнейшую его жизнь.

     Время идёт, многие ценности и стороны жизни приобретают иное значение.  Меняются мораль, установки, приоритеты, статус педагогов … Чтобы по-настоящему содействовать прогрессивному развитию общества, педагоги, как и образовательная система, в которой они трудятся, должны быть устремлены, ориентированы на будущее.

Любые изменения в обществе влекут за собой изменение в значимости профессии педагог. В 60-х годах прошлого века детские сады называли «камерами хранения», где за детьми устанавливался присмотр. В современном обществе отношение к детским садам резко изменилось: школа требует полноценной подготовки ребенка к образовательному процессу; родители индивидуального подхода, широкого разнообразного образования, выходящего за рамки традиционного. И чтобы быть успешным педагогом- нужно соответствовать предъявляемым требованиям. В наше время профессия воспитателя не только не потеряла своей актуальности, но и приобрела особую значимость. Дошкольное образование является одной из первых ступеней образования, наша профессия стоит у истоков.     

Если бы меня спросили, хотела бы я поменять профессию, ответ был бы однозначным – нет! Я люблю свою работу! Это моя судьба! Так буду ею дальше наслаждаться. Обладая великой силой воспитателя. Умением владеть сердцами своих воспитанников.