Природоохранный социально-образовательный проект "ЭКОЛЯТА ДОШКОЛЯТА" 2021/2022 у.г.

Каменская Любовь Николаевна

Цель проекта:

сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы.

Задачи проекта:

— расширять знания детей о взаимозависимости мира природа и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной;

— стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;

— учить, в корректной форме выражать свое отношение к поступкам детей и взрослых с позиции общепринятых норм и адекватно воспринимать оценку своего поведения;

— развивать воображение, умение реализовывать свои впечатления в художественно – творческой деятельности.

Предполагаемый результат.

— Сформировать у детей отрицательное отношение к мусору на улицах родного города и желание сделать его чистым и красивым.

— Формировать у родителей интерес к проблеме экологического воспитания своих детей.

— Воспитывать бережное отношение к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчет о проведении Всероссийского  урока «Эколята-молодые защитники природы» 2021,  с детьми старшей группы «Б»

                                                                 Воспитатель: Каменская Любовь Николаевна.

МАДО МО «СГО» - д/с № 10 «Чайка», Калининградская область, город Светлый.

На тему: «Живая и неживая природа» и «Как помочь птицам?»

  Мир вокруг нас удивителен и бесконечно разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой  природе, об их взаимосвязи. Задача взрослых – расширить кругозор детей, развивать их познавательную активность, поощрять стремление самостоятельно разбираться в интересующих вопросах и делать элементарные умозаключения. Беречь природу!

10  - 11 ноября 2021 года, ребята  детского сада № 10 «Чайка», г. Светлого, приняли участие во Всероссийском  уроке «Эколята-молодые защитники природы» 2021,  на тему: «Живая и неживая природа», «Как помочь птицам?»

Цель урока: дать понять детям, что природа – это наш общий дом.  Экологическое просвещение обучающихся, формирование ответственного экологического поведения, повышение естественно научной грамотности.

Урок проходил в интерактивной, игровой  форме.

Благодаря проведенному мероприятию у детей сформировался целостный взгляд на природу и место человека в ней. Расширились представления о природных и искусственных объектах, о живой и неживой природе. Сформировался познавательный интерес к изучению окружающего мира. Ребята познакомились с видами птиц, обитающих в нашем городе: с их внешним видом, с голосом и повадками. Расширились представления о том, как можно помочь птицам  нашего города. Сформировались навыки изготовления простейших экокормушек.

Поиграли в игры: «Живая и неживая природа»,  «Где моя мама?»,  Лексическая игра  «Кто это? Что Это?», Тактильная игра «Угадайка».

Провели эксперимент «Лёд - вода» и наблюдали, что произойдет со льдом? Сделали вывод, что объекты неживой природы не дышат, не питаются, не размножаются. Но они могут изменяться.

По теме «Как помочь птицам?», ребята поиграли в игру «Прилетели птицы». Узнали, что нельзя класть в кормушку и чем можно кормить птиц, поиграв в игру «Покорми птиц». Внимательно, и  с большим интересом просмотрели видеоролик: Мастер-класс «Как помочь птицам?» Узнали, как правильно изготовить и разместить, кормушку для птиц.

Прямая ссылка: https://vk.com/wall316885770_201



Предварительный просмотр:

                           

Иргашева София

Воспитанница МАДОУ МО «СГО» - д/с № 10 «Чайка»

Калининградская область, город Светлый.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                           

Молодцова Маша

Воспитанница МАДОУ МО «СГО» - д/с № 10 «Чайка»

Калининградская область, город Светлый.



Предварительный просмотр:

Беседа с детьми старшей группы на тему: « Что такое природа?»

Цель: дать детям понять, что природа – это наш общий дом.

Задачи: Совершенствовать умения детей различать природу и не природу, называть объекты живой и неживой природы. Воспитывать любовь к природе, умение сопереживать.

Материал: иллюстрации природы: животных, растений и т.д.

ХОД.

1. Чтение стихотворения В. Орловой «Дом под крышей голубой».

Словно крыша над землёю,

Голубые небеса.

А под крышей голубою –

Горы, реки и леса,

И поляны, и цветы, и конечно, я и ты.

- Что такое природа? (солнце, воздух, вода, растения, животные, камни и т.д.)

- Что нельзя назвать природой? (то, что сделано руками человека)

- А машина есть в природе?

- Правильно нет. Это человек сделал её своими руками. А вот есть в природе, на чём ездит человек? (лошадь, верблюд)

- Лошадь и верблюд – это природа. А человек их приручил, сделал из диких домашними, они и без него существовали в природе.

- Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на природу. Вертолёт похож на стрекозу. Подводная лодка – на кита.

- Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира. Мир неживой и мир живой природы.

- На столе лежат картинки, помогите мне их разделить. На один сто положите живую природу, на другой – неживую природу.

- Живая природа – это то, что движется, растёт, развивается, размножается, умирает.

2. Игра «Живая и неживая природа».  (называют объекты живой природы: дети двигаются, неживой – стоят на месте)

3.Каждый из нас живёт в доме со стенами, потолками и полом – это наш обычный дом. Но как только мы выходим за порог нашего дома, мы попадаем в другой дом. Этот дом – природа.

- Когда-то давным-давно для человека единственным домом была природа. Человек не мог строить дома, он охотился на животных, ловил рыбу, собирал растения для еды. Шло время, и человек научился многому. Строить дома (деревянные и кирпичные), летать на самолёте и даже в космос.

- Но всё равно единственным домом для человека остаётся природа. Почему?

- Потому что человек не может прожить без природы: без воды, солнца, растений, животных.

- А в группе у нас есть природа?

Рассматривание два дома: дом природы, обычный дом, сравнение их.

- От чего в вашем доме бывает светло? (лампа)

- А что можно сравнить с лампой в природе?

- Но солнце не только светит, но и греет. (его можно сравнить с домашними обогревателями, с плитой, батареей)

- В природе идёт дождь.

- В доме есть душ.

- В природе – ветер. В доме – вентилятор.

- В доме на пол стелют ковёр. На земле растёт трава.

- В обычном доме есть каменные и деревянные стены. А в природе – горы и деревья.

- У нас горит пламя на газовой плите. В природе огонь вырывается из вулкана.

- В природе выпадает снег, накапливается лёд на высоких горах.

- А в обычном доме человек научился делать снег в холодильнике.

- В природе дикие животные. У нас – домашние.

- Точно так же есть дикорастущие и комнатные растения.

4. Дидактическая игра «Природа или руки человека» (показ картинок)



Предварительный просмотр:

Проведение экологической акции «Покорми птиц зимой»

     В нашем ДОУ стартовала экологическая акция «Покорми птиц зимой». Ребята и родители нашей группы, приняли активное участие в акции.

 Цель акции: привлечь внимание детей и взрослых к зимующим птицам, чтобы облегчить для них период зимовки, а также повысить уровень экологической активности населения.

Зима для птиц – самое трудное время года: много пернатых погибает от холода и голода. Птицы прилетают к нашим жилищам за помощью, и мы должны помочь пережить зиму пернатым друзьям.

    Такая работа способствует развитию познавательной активности, нравственного самосознания ребёнка средствами экологического образования, и являются прекрасной возможностью проявить сочувствие и доброту. А привлечение родителей способствует укреплению внутрисемейных связей, формированию добрых семейных традиций, вызывает у детей чувство гордости за себя и свою семью.

        Подкормка зимующих птиц приносит пользу не только пернатым, но и является значимой в обучении и воспитании детей. Дети через беседы, познавательные занятия и наблюдения узнают о различных видах птиц своей местности, узнают характерные особенности внешнего вида, поведения. Учатся заботиться о пернатых, испытывают радость от осознания того, что, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели.

  В рамках реализации акции родители с детьми изготовили  кормушки для птиц. У каждого они получились разные, но сделаны с душой, с теплом.

Эти кормушки были развешаны на нашем участке и организована регулярная подкормка птиц.

С ребятами был проведен мастер-класс «Как правильно изготовить корм для птиц». Проведена беседа «Что нельзя класть в кормушку?»

Покормите птиц зимой

Пусть со всех концов,

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их – не счесть

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!



Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие по экологии

«Сортируем мусор — бережем природу»

Авторское пособие «Сортируем мусор – бережем природу»

Изготовила: Воспитатель МАДОУ МО «СГО» - д/с № 10 «Чайка»

Каменская Любовь Николаевна

Аннотация.

Пособие «Сортируем мусор – бережем природу» изготовлено своими руками, ориентировано на детей старших возрастных групп.  Данное пособие мобильно к размещению в групповом пространстве, доступно в изготовлении и имеет общеразвивающий эффект, что соответствует ФГОС ДОУ. Так же помогает в игровой форме познакомить детей с правилами сортировки мусора.

Цель:

Повышение уровня экологической культуры и информированности о проблеме обращения с отходами.

Задачи:

1. Формировать представления у детей о том, что вторичная переработка мусора необходима для сохранения окружающей среды.

2. Развивать умения дифференцировать, сортировать предметы по материалам, из которых они были изготовлены.

3. Развивать логическое мышление, наблюдательность, внимание, память.

4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Описание пособия.

Представленное пособие состоит из плаката с кармашками – контейнерами. На каждом кармашке картинка с изображением того материала, который нужно в него складывать: бумага, пластик, железо, стекло, пищевые отходы (фото 1).

К пособию прилагаются карточки с изображением мусора (фото 2 ,3).

Дети, определяя материал, из которого сделан предмет, должны разложить карточки по контейнерам.

Данное пособие можно использовать в индивидуальной работе и с подгруппой детей. Детям предлагается экологическая ситуация: «Люди приехали на пикник и оставили после себя мусор. Помоги разобрать его по контейнерам «Бумага», «Пластик», «Стекло», «Металл» и «Пищевые отходы». Вот видите, как много мусора. Кучи мусора образуются очень быстро. Представьте, что получается в нашем городе каждый день …

А сколько будет за целый год? Даже подумать страшно! Целые горы старых ненужных вещей. Что же с ними делать? Какую вещь,  в какой контейнер выбросить? Что потом с ней станет, когда ее заберут на переработку? Какие вещи можно сделать из этих материалов?

Использование дидактических игр и пособий по экологическому воспитанию дошкольников способствует обобщению и систематизации знаний детей о способах решения некоторых экологических проблем, а также помогает повысить уровень экологической культуры дошкольников.



Предварительный просмотр:

                                      МАСТЕР – КЛАСС

Тема:  «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или

«Знакомьтесь, экологическая тропа!»

                Педагог 1 квалификационной категории:                                                      Каменская Любовь Николаевна

Педагог: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Здравствуйте!

                 О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…»

                 Я рада видеть вас на нашей встрече.

                 А сейчас мне нужны помощники (4-5 человек). Замечательно!

Тема встречи: Я хочу предложить вашему вниманию знакомство с экологической тропой, ее организацией, созданием паспорта экологической тропы.

На столе ватман, фломастеры, листы бумаги, ножницы, тарелочки, клей-карандаш. ручки.

1.Знакомство с темой работы:

     Формирование основ экологической культуры и экологически грамотного поведения в окружающем мире является одной из ключевых задач дошкольного воспитания и образования 21 века. Системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязь, обобщение.

Дети постоянно соприкасаются с природой. Такие встречи помогают формировать у них реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам, дать представления о том, что в природе все взаимосвязано, показать роль человека в жизни природы.

     Сегодня как никогда актуально требование бережного отношения к природе, ее ресурсам, исправление ошибок деятельности человека на планете. Человек – не царь природы, а ее разумная часть, которая может навредить или помочь природе, в том числе и себе.

   Знакомство дошкольников с экологическими знаниями, с природой мы осуществляем  в рамках проектного метода. Мы с ребятами уже третий год принимаем участие в природоохранном социально-образовательном проекте «Эколята - Дошколята»

Значение проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников.

Проектное обучение способствует:

повышению личной уверенности ребенка;

развивает “командный дух”, развивает коммуникабельность и умение сотрудничать;

обеспечивает механизм критического мышления, умение искать пути решения проблемы;

развивает у детей исследовательские умения;

вовлекает в воспитательно-образовательный процесс всех его участников: детей, педагогов и родителей.

2.  Проблема: как можно в наших условиях (на территориях наших детских садов) грамотно с пользой для детей оформить участки детских садов и разнообразить деятельность детей на прогулке?

Одним из видов экологической работы является деятельность детей на экологической тропе. Разработки экологической тропы в литературе встречаются часто. Это является хорошим методом организации деятельности детей на прогулке и помогает продуманно, с пользой оформить территорию  ДОУ.

3. Презентация «Экологическая тропа на территории дошкольного учреждения».

«Экологическая тропа» – это разработанный маршрут (в природе или на определенной территории), на котором осуществляется экологическое развитие детей путем практико-ориентированной экскурсионной деятельности. Экологическая тропа является ведущим средством формирования основ целостной, «экологической» картины окружающего мира.

- Основные задачи  экологической тропы:

1. формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания, бережного отношения к природным объектам;

2. развивать устойчивый интерес детей к природе, ее неживым и живым объектам и явлениям, потребности познания окружающего мира, вдумчивого и бережного отношения к объектам природы;

3. формировать систему практических умений по изучению и улучшению состояния окружающей природы, умения видеть причину и следствие того или иного явления, делать выводы, строить логические суждения, т.е. заложить систему экологического мышления, познания, основных законов, взаимосвязи и взаимозависимости в природе;

4. воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение ответственно ухаживать за растениями и животными, желание наблюдать за жизнью растений и поведением животных, выделять характерные особенности их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления.

- Функции экологической тропы.

В ДОУ экологические тропинки, выполняют:

познавательную,  развивающую,  эстетическую, оздоровительную функции.

- Можно выделить 3 основных типа экологических тропинок:

на территории ДОУ,

в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер),

в здании ДОУ.

- Занятия на экологической тропе.

Система занятий на экологической тропе составляется в соответствии с требованиями образовательного компонента по экологическому образованию в рамках программы, которую реализует ДОУ («Детство», «От рождения до школы» и т.д.) и дополнительной программы конкретно по экологическому воспитанию («Мы» (Азбука экологии) Н.Н. Кондратьевой, «Наш дом – природа» Н.А. Рыжовой и т.д.).

Содержание экологического образования разрабатывается для каждой возрастной группы, как части целостной программы или проекта работы на экологической тропе.

Занятия на экологической тропе проводятся в течение года, исходя из принципа сезонности, продолжительность экскурсий-путешествий в зависимости от возрастных особенностей детей может составлять от 15 до 30 минут.

- Основные критерии выбора маршрута  и объектов экологической тропы – включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников.

В качестве объектов (видовых точек) экологической тропинки выбираются различные виды дикорастущих, культурных растений (деревьев, кустарников, трав), мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса), клумбы, отдельные красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых (например, жуков-солдатиков, божьих коровок), небольшие водоемы, огороды, отдельные камни, альпийская горка, фонтаны, родники и т.д.

Взаимодействие человека с природой (положительное и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц, замусоренных водоемов за пределами территории ДОУ, скворечников.

- Формы работы на экологической тропинке (тропе):

ролевые и имитационные экологические игры,

систематические наблюдения за неживой природой и жителями экологической тропы,

проведение экологических опытов,

экологические практикумы,

ситуации эстетического восприятия природы,

продуктивная и художественная деятельность (по сезону и по погоде).

Эффективной организацией работы с детьми на экологической тропе способствует прием использования сказочных героев. В нашей группе это  сказочные герои Эколята, (Тихоня, Шалун, Умница, Ёлочка)  лучшие друзья и помощники ребят в решении экологических проблем.

- Этапы создания и оформления экологической тропы:

детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;

составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов (в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов). Картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребенка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать яркие, крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов (нарисовать в кружочке бабочку, яркий цветок, дерево и соединить эти рисунки линией-дорожкой, по которой они идут от объекта к объекту);

выбор с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания, приглашать их в гости;

фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта экологической тропы);

изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков;

составление рекомендаций по использованию объектов тропы для работы с детьми.

К оформлению экологической тропы можно привлечь родителей.

4.Работа с педагогами (за столом): листы бумаги А-3, фломастеры, картинки, клей-карандаш, ножницы.

Я предлагаю вам,  разработать мини-маршрут экологической тропы на одном из участков.  

Ваша задача: разработать маршрут экологической тропы и паспорт объектов на тропе для детей старшего дошкольного возраста на территории детского сада, который вы выбрали, опираясь на информацию, которую вы узнали.

Возьмите 3-4 объекта для начала.

Материал для описания: научные данные, стихотворения, загадки о растениях, животных, насекомых, пословицы, поговорки.

Не забудьте выбрать хозяина вашей тропы.

Как у вас замечательно получилось! Вам пригодились все ваши знания окружающего мира, знание художественных произведений…

5.Вопросы к педагогам:

Уважаемы педагоги, как вы думаете, кто, кроме педагогов, администрации ДОУ может принять участие в оформлении экологической тропы?

Как вы считаете, надо ли посещать сразу все точки тропинки?

6.Заключительная часть.

Вывод: Я надеюсь, что наша встреча вам понравилась и оказалась полезной для вашей работы.

Я считаю, что работа на экологической тропе дает много ценного для педагогов:

это позволяет более продуктивно использовать прогулки с детьми для экологических занятий и оздоровления детей на свежем воздухе;

один и тот же предмет можно рассматривать в течение долгого времени в зависимости от поставленных задач, т.е. при этом присутствует элемент незаконченности, который является одним из стимулов детской познавательной деятельности. Детям всегда хочется узнать, а что же было дальше (как в сказках);

это дает возможность получать знания об объекте в разные сезоны года;

на тропе можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии;

здесь присутствует интегрированный подход: свои впечатления об увиденном,  дети выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, подвижных играх.

Нельзя в мире рушить, сжигать и сорить,

Так мир не дано, никому сохранить!...

Давайте, мы будем дружить,

И заботу воспитывать в детях!

Тогда не страшно, будет жить,

Нам всем на этом свете!

                             Спасибо за ваше участие и за внимание!



Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования «Светловский городской округ» - детский сад № 10 «Чайка»

238340, Калининградская обл., г. Светлый, пер. Сосновый, д 12, тел. 8-40152-3-55-45,

факс 8-40152-3-23-15,  E-mail: mdouchaika@yandex.ru

Автор: Иргашева София, 5 лет.

Название рисунка: «Сортируем мусор – бережём Планету!»

   Однажды Шалун и Тихоня посмотрели на город, и очень расстроились. Повсюду обертки от конфет, бумага, пластмассовые стаканчики, стекло. Позвали они на помощь  своих подруг, Умницу и Ёлочку. И сказали: « Вы видите, что наделали люди! Давайте наведем порядок в этом городе!». Взяли метлы, совки, грабли и начали убирать весь мусор. Работа у них кипела, и они дружно припевали:

                         «Мы Эколята природы защитники,

                          Животных, растений большие друзья,

                          Оберегаем и любим природу,

                          Чтобы жизнь сохранить на планете Земля.

                          Мы с чистотой, порядком дружим,

                          А мусор нам совсем не нужен»

Друзья - Эколята убрали весь мусор. Кругом в городе стало чисто. 

Умница и Ёлочка стали разбирать весь мусор, сложенный в мешки. Умница сказала: « Это бумага — не мусор. Нужно собирать её раздельно. Ведь из неё делают новые тетради и учебники», — и разместила старые газеты, журналы, картон в контейнер для бумаги.

Ёлочка объявила: А стекло, пустые баночки и стеклянную посуду поместим в контейнер для стекла».

Шалун сказал: «Остатками еды покормим птиц и домашних животных. Остальные пищевые отходы отнесём в контейнеры для пищевых отходов.

А Тихоня продолжает: « И пластмассовые стаканчики и бутылки не будем выбрасывать. Из пластмассы будут ребятишкам новые игрушки. В природе нет мусора, нет отходов, давайте, друзья, учиться у природы», — и выбросил в мусорный ящик для пластика.

Так наши Друзья – Эколята, защитники природы, навели порядок в городе, научили  людей беречь природные ресурсы и объяснили, что для поддержания чистоты достаточно одного – не мусорить и сортировать правильно мусор!

Иргашева София

5 лет

Г.Светлый

 «Сортируем мусор – бережём Планету!»

Техника -  гуашь

Педагог: Каменская Любовь Николаевна

8 (921) 618 91 05

E-mail: kamenskaya_1975@mail.ru

МАДОУ МО «СГО»- д/с № 10 «Чайка»        



Предварительный просмотр:

Смотр конкурс Экологических макетов

Использование макетов в экологическом воспитании дошкольников в детском саду «Чайка»

         Наш детский сад уже в течении многих лет работает над проблемой экологического воспитания детей. В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и актуальной. Поэтому очень важно в корне изменить экологическое поведение и мышление людей. Самым благоприятным периодом для усвоения экологических представлений, норм и правил поведения человека в природе является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте начинается процесс становления мировоззрения человека.

Наряду с традиционными методиками мы используем инновационные педагогические технологии. Одним из перспективных способов развития в экологическом образовании детей является макетирование.

Макеты – это модель чего – либо, воспроизведенная в уменьшенном виде.

      Использование наглядных макетов — действенный метод, который позволяет формировать экологические представления дошкольников играючи, основываясь на основные принципы работы, (активного обучения, доступности, систематичности, индивидуальности, креативности, результативности). Использование наглядных макетов в экологическом воспитании дошкольников обеспечивает успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношения, существующих между ними.

    При использовании макета как результата конструктивно-творческой деятельности, вне занятий дети описывают, сравнивают, повествуют о явлениях и объектах природы, тем самым пополняют свой словарный запас. Макеты рассматриваются детьми как игровая среда, где можно развернуть различные игровые сюжеты, содействуют развитию у детей коммуникативной инициативы, способствуют развитию инициативы как целеполагания и волевого усилия, у детей повышается уровень любознательности и познавательного интереса.

     Использование макетов формирует у детей восприятие, внимание, наблюдательность развиваются и познавательные процессы, что является предпосылкой развития мышления и воображения. Обучая детей анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, проводить простейшие аналогии — все это позволяет готовить их к дальнейшему успешному обучению в школе.

  Макет представляет собой материальный заместитель реально существующих предметов, явлений природы, отражающий их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или компонентами. Для успешной  работы по использованию макетов в экологическом воспитании детей создана соответствующая развивающая среда.

Макеты должны быть устойчивы и легко перемещаться с места на место; удобными в обращении, доступны детям для свободного выбора и игры. Должны быть эстетически оформлены и служить длительное время. Макеты могут иметь разную тематику.

Процесс познания экологического мышления путем использования наглядных макетов проходит через ряд поставленных задач:

— научить при помощи наглядных макетов формировать элементарные экологические знания.

— формировать навыки использования макетов.

— научить детей создавать новые образы объектов природы с помощью наглядных макетов.     

       На занятиях по ознакомлению детей  с подводным миром используются такие макеты как: «Океан», «Пруд», ведь играя, дети запоминают лучше.

     В нашем арсенале также имеются макеты «Зимний лес», «Наша ферма», «Скотный двор», «Животные леса», «Сортировка мусора», «Наша планета», «Космос».

   В заключении хочется напомнить всем китайскую пословицу: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я пойму». Используемые нами макеты являются тем самым средством вовлечения, которое формирует целостное представление детей о природе, способствует пониманию детьми взаимосвязей в природе и с природой, вызывает огромный интерес и воспитывает любовь ко всему живому.

C:\Users\Любовь\Desktop\конкурс лучший уголок природы 2022\Конкурс экологический макет 2022\изображение_viber_2022-01-15_21-42-01-766.jpg

C:\Users\Любовь\Desktop\конкурс лучший уголок природы 2022\Конкурс экологический макет 2022\изображение_viber_2022-01-15_21-42-01-552.jpg

Январь 2022



Предварительный просмотр:

Мы с Ребятами и родителями нашей группы,  уже в течении трех лет участвуем в  природоохранном социально-образовательном проекте «Эколята- Дошколята»

 В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и актуальной. Поэтому очень важно в корне изменить экологическое поведение и мышление людей. Самым благоприятным периодом для усвоения экологических представлений, норм и правил поведения человека в природе является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте начинается процесс становления мировоззрения человека.

Однажды,  во время прогулки, ребята  обнаружили среди кустов мусор (пакеты от чипсов, сухариков, грязные бумажки). Дети стали задавать вопросы: «Как мусор попал к нам на участок? Кто его оставил здесь? Почему люди бросают мусор на землю? Почему так много мусора вокруг? Что нужно сделать, чтобы его стало меньше? Можно ли дать мусору «вторую жизнь»?». Так у нас и возникла идея создания нашего исследования «Проблема мусора».

С помощью игр, изготовленных воспитателями, и родителями,  познакомились с видами бытового мусора. На практике проследили, какого мусора скапливается больше всего дома у детей и в детском саду.  Узнали о способах утилизации мусора и о понятии «сортировка мусора».  У мусора тоже может быть «вторая жизнь».

Наряду с традиционными методиками мы используем инновационные педагогические технологии. Одним из перспективных способов развития в экологическом образовании детей является макетирование.

Макеты – это модель чего – либо, воспроизведенная в уменьшенном виде.

Так и появилась идея создания макетов «Сохраним планету Чистой»

Благодаря проведенным исследованиям у ребят нашей группы, сформировалось  отрицательное отношение к мусору на улицах родного города и желание сделать его чистым и красивым. Ребята научились оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы.

У родителей повысился интерес к проблеме экологического воспитания своих детей. Наши ребята стали  бережнее относиться к природе!



Предварительный просмотр:

https://img-fotki.yandex.ru/get/6105/23869276.f/0_86e9c_c81e5248_orig.png

                                 

                   

                           

                                 

                                   

       

           

     

    Воспитатели: Каменская Л.Н.

                         Лебедева Н.Г.

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»                                                                                         

                                                                                  Сухомлинский В. А.

Одно из требований ФГОС Дошкольное образования - правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда.

Уголок природы в групповой комнате – это одно из условий наглядного и действенного ознакомления детей дошкольного возраста с природой.

Какое значение имеет уголок природы?

Уголок природы, который органично вписывается в интерьер, будет украшением групповой комнаты и позволит детям проводить наблюдения и экспериментальную деятельность. Кроме этого, дошкольникам прививаются такие чувства, как ответственность и забота, так как дети учатся ухаживать за растениями.

Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие представления, чем картинки, книги, рассказы взрослых, производит сильные впечатления.

Познавательное развитие: расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность.

Эколого-эстетическое значение: формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение.

Воспитательное значение: формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувство патриотизма, любовь к природе).

Практическое значение: приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы и таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность.

Оздоровительное значение: растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, лечебные растения используются в лечебных целях.

Наш уголок в группе состоит из 7 зон:

1 зона – мини - лаборатория «Почемучка».

Вас здесь встречают Герои Эколята:

Он помогают знания добыть,

На все "почему" ответ получить.

Они хозяева этой лаборатории.

Введение сказочного персонажа превращает занятие в увлекательную игру, способствует пробуждению интереса к экспериментированию. С детьми дошкольного возраста проводим несложные опыты с различными объектами живой и неживой природы. Имеются папки «Картотека опытов и экспериментов», алгоритмы проведения опытов.

Задачи лаборатории: развитие первичных естественно научных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать  предмет. В мини – лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путём познают тайны живой и неживой природы:

-Специальная посуда (разнообразные ёмкости, мерные ложки, стаканчики, трубочки, тарелки, ситечки);

-Природный материал (камешки, песок, семена, ракушки, шишки и т. п.);

-Утилизированный материал (пенопласт, пробки, нитки и др.);

-Приборы – помощники (лупы, зеркала и др.);

-Медицинский материал (шприцы без иголок, пипетки, ватные палочки, колбочки);

-Мир материалов (виды бумаги, пластмассовые предметы, деревянные предметы, металлические предметы);

-Технический материал (гвозди, шурупы, болты и т. д., магниты.)

В нашей лаборатории есть материалы, которые распределены по блокам:

-«Волшебница-вода» (пищевые и непищевые красители, соль, сахар, мука, крахмал т. е. материалы для изучения свойств воды);

-«Невидимка – воздух» (трубочки, мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки и т. д., т. е. материалы для изучения свойств воздуха);

-«Свет и цвет" (зеркала, цветные стеклышки (вырезанные из пластиковых бутылок) , т. е. материалы для изучения свойств света, цвета);

-"Звук" колокольчики, дудочки, трещотки, т. е. материалы для изучения свойств звука);

-«Магнетизм» (разные магниты, скрепки, металлические предметы, т. е. материалы для изучения свойств магнита.

Находятся: - Коллекции круп.

-Гербарий.

-Коллекция ракушек.

-Коллекция камней.

Модели:  - календарь природы (времена года, дни недели;)

- алгоритмы опытов и экспериментов, которые служат для развития способностей для овладения моделирующей деятельностью, систематизации познавательного опыта и др.

*макеты (выставляются соответственно темам):

-кто живет в жарких странах (набор животных имеется);

-пустыня;

-животные наших лесов (набор животных имеется);

-пресмыкающиеся (набор имеется);

-насекомые;

2 зона – уголок растений.

В группе есть уголок растений, чтобы успешно решать задачи по живой природе, познакомить детей с функциями частей растений, чем растения дышат, питаются, как развиваются, размножаются; каково строение растений, значение растений.

На комнатные растения оформлен паспорт комнатных растений. Опыт показывает, что такой паспорт удобен для работы в уголке природы, т. к. дети, ориентируясь на условные обозначения, учатся правильно ухаживать за растениями.

Есть тематические альбомы-картинки:

-домашние животные,

-садовые цветы,

-комнатные растения,

-деревья,

-овощи,

-животный мир России, и т. п.

В уголке природы есть фартуки для дежурных, лейки, опрыскиватель, кисточки, тряпочки, лопатка и рыхлитель.

Каждый год наблюдаем за появление листьев. Имеются веточки с вербой, тополем, березой для наблюдений. Живая природа - это тоже объект исследования.

3 зона – наш методический центр.

Это центр нашей мини - лаборатории. Здесь находятся перспективные планы запланированных опытов, картотека опытов, экспериментов и дидактических игр, всевозможные алгоритмы познавательной деятельности, картотека игр с песком, картотека игр по валеологии. В центре есть правила работы с материалами, условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Тут же,  находятся информация для родителей (консультации, рекомендации, дневники наблюдений детей по выращиванию цветов, которые ведут и заполняют дети под руководством воспитателя.

4 зона – Книжный центр «Хочу всё знать!».

Стать настоящим учёным непросто, надо много, очень много знать. Дети могут рассматривать здесь познавательную литературу. В центр входят разные книги, энциклопедии, атласы. Дети любят рассматривать красочные книги «Животный мир России»«В мире животных»«Атлас животного мира»«Живая планета».

Имеются альбомы - картинки:

-времена года,

-деревья,

-растительный мир,

-грибы,

-природные явления,

-насекомые,

-птицы,

-животные жарких стран,

-домашние животные и птицы,

-дикие животные,

-животные Севера.

Красочная литература очень привлекает детей. Своевременно меняем наглядную литературу – книги, энциклопедии, атласы, альбомы с разными природными сообществами - для формирования у детей умения самостоятельно «работать» с книгой, добывать нужную информацию. Имеются наборы открыток по заповедникам по природным зонам.

5 зона – мини - музей «Чудесная кладовая».

Один из элементов нашей природной среды – мини - музей, где находятся работы воспитателей, детей и их родителей. В зависимости от изучаемой лексической темы или в связи с возникновением устойчивого интереса к какой – либо области познания периодически оформляется мини выставка.

Хранителем музейных экспонатов является также наш герой: Умница. Она  и гид, которая организует экскурсии для детей. Дети с удовольствием приходят на ее  «выставки». Это ещё одна возможность для формирования целостного восприятия и представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности, позитивного отношения к миру на основе эмоционально – чувственного опыта.

Планируется открытие  Музея  Крупы, Коллекции камней, Коллекция бумаги, Коллекция жуков, Коллекция почв.

Имеется интересный уголок «По страницам животного мира» о вымерших животных. (Набор динозавров, набор карточек по данной теме «По страницам животного мира»).

Не только детям, но и взрослым было бы интересно потрогать настоящие кости мамонта.

Умница,  рассказывает детям о лекарственных растениях по красочному журналу «Кладовая природы», по набору карточек «Лекарственные растения», по гербариям растений; проводим работу по изучению животных и растений из «Красной книги».

6 зона - наша игротека.

В игротеке находятся экологические игры, лото, разнообразные пазлы. Имеются игры по валеологии.

Создана картотека игр:

-"Кто где живет?"

-"Дары природы"

-" Мир животных"

-" Времена года"

-"Ассоциации"

-"Зоологическое лото"

-Лото "Растения и животные»

-"Большие и маленькие"

-"Кто чем питается"

-"Как растет живое"

-"Что из чего сделано"

-"Времена года"

-"Развиваем наблюдательность"

В играх дети закрепляют те знания, которые получают опытным путём.

7 зона - «Огород на окне».

На окне каждый год весной обустраивается огород. Проводим выгонку луковичных растений.

 Посадки: овес, лук, петуния, бархатцы, перец сладкий, помидор.

Огород позволяет организовать длительные наблюдения за процессом роста растений, условиями роста растений. Весной проводим посадку в открытый грунт. Каждая группа  ребят высаживает свои овощи и цветущие растения. Все лето дети ухаживают за растениями, осенью собирают богатый урожай. Детям это очень нравится.

Дети нашей группы участвуют в акции «Посади свой цветок-подари нежность». Идея для организации акции положена и направлена на развитие ребенка, его трудовое воспитание, формирование экологической культуры, положительного имиджа детского сада. Наши дети совместно с родителями посадили разные однолетние и многолетние цветы, которые  они принесли в детский сад. У нас в этом году будут очень красивые и необычные клумбы. Проводим наблюдения за ростом рассады, все лето будем ухаживать за ними.

Участвуем в разных экологический акциях, проводимых в ДОУ.

Воспитанники являются активными участниками акции «Покормите птиц зимой».

Нашими помощниками акций являются, конечно же, наши любимые родители.

В своей работе стараемся грамотно сочетать материалы и оборудование в уголке экспериментирования, тем самым способствуем овладению детьми средствами познавательного опыта. Поощряем детскую любознательность, утоляем жажду познания маленьких «почемучек» и направляем их активную деятельность к познанию, стараемся способствовать развитию детских способностей в процессе экспериментирования. У нас много интересных поделок из природного материала.

Дети нашей группы  участвуют в Природоохранном социально-образовательном проекте «Эколята-Дошколята» по формированию у детей экологической культуры и культуры природолюбия.

Принимают участие в конкурсах и викторинах, олимпиадах и онлайн уроках:

  1. Всероссийский конкурс детских рисунков «Эколята –молодые защитники природы!» (Победитель 2020 год)
  2. Являются участниками Всероссийской- олимпиады «Эколята –молодые защитники природы»! (2020, 2021,2022 г.)
  3. Принимали участие в областном творческом конкурсе рисунков на асфальте «Войди в природу другом» (2021 г.)
  4. Стали участниками Всероссийской добровольной просветительской акции «Неделя безопасности. Безопасность детей в современном мире» (2021)
  5. Победители во Всероссийском конкурсе «Эколята – молодые защитники природы» в номинации «Мастер класс» 2021 г.
  6. Стали участниками  и победителями Международного игрового конкурса по естествознанию, «ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА» (ЧИП) – который проводился 27 ноября 2021 года.
  7. Занимаются по  дополнительной общеразвивающей программе естественнонаучной направленности «Экологическое воспитание дошкольника»
  8. Наш детский сад тесно сотрудничает с Калининградским областным детско-юношеским центром экологии, краеведения и туризма  (ГАУКОДО КОДЮЦЕКТ )

Мы считаем, что если ребенок – исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь – взрослый, умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.

Наполнение уголка природы необходимым материалом зависит от возраста детей и от требований Образовательной программы.

Уголок природы в нашей группе не только для наблюдений, он способствует также и формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы мы стараемся привлекать детей к выполнению отдельных трудовых поручений.

Со средней группы ввели дежурство по уголку природы.

Уголок природы в нашей группе является необходимой составляющей, развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации.



Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования «Светловский городской округ» - детский сад № 10 «Чайка»

238340, Калининградская обл., г. Светлый, пер. Сосновый, д 12, тел. 8-40152-3-55-45,

факс 8-40152-3-23-15,  E-mail: mdouchaika@yandex.ru

   Мы с Ребятами и родителями старшей группы «Б»  нашего детского сада,  уже в течении трех лет участвуем в  природоохранном социально-образовательном проекте «Эколята- Дошколята»

   В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и актуальной. Поэтому очень важно в корне изменить экологическое поведение и мышление людей. Самым благоприятным периодом для усвоения экологических представлений, норм и правил поведения человека в природе является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте начинается процесс становления мировоззрения человека.

   Однажды,  во время прогулки, ребята  обнаружили среди кустов мусор (пакеты от чипсов, сухариков, грязные бумажки). Дети стали задавать вопросы: «Как мусор попал к нам на участок? Кто его оставил здесь? Почему люди бросают мусор на землю? Почему так много мусора вокруг? Что нужно сделать, чтобы его стало меньше? Можно ли дать мусору «вторую жизнь»?». Так у нас и возникла идея создания нашего исследования «Проблема мусора».

   С помощью игр, изготовленных воспитателями, и родителями,  познакомились с видами бытового мусора. На практике проследили, какого мусора скапливается больше всего дома у детей и в детском саду.  Узнали о способах утилизации мусора и о понятии «сортировка мусора».  У мусора тоже может быть «вторая жизнь».

   Наряду с традиционными методиками мы используем инновационные педагогические технологии. Одним из перспективных способов развития в экологическом образовании детей является макетирование.

Макеты – это модель чего – либо, воспроизведенная в уменьшенном виде.

Так и появилась идея создания макета «Сохраним нашу Планету»

Наш макет создан из бросового материала (коробки и втулок от туалетной бумаги).

Благодаря проведенным исследованиям у ребят нашей группы, сформировалось  отрицательное отношение к мусору на улицах родного города и желание сделать его чистым и красивым. Ребята научились оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы.

У родителей повысился интерес к проблеме экологического воспитания своих детей. Наши ребята стали  бережнее относиться к природе!



Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования «Светловский городской округ» - детский сад № 10 «Чайка»

238340, Калининградская обл., г. Светлый, пер. Сосновый, д 12, тел. 8-40152-3-55-45,

факс 8-40152-3-23-15,  E-mail: mdouchaika@yandex.ru

ЗАЯВКА
на участие во Всероссийском конкурсе на лучшую поделку из вторичного сырья «Наши друзья - Эколята за раздельный сбор отходов и повторное использование материалов»

Просим Вас включить дошкольную образовательную организацию МАДОУ МО «СГО» - д/с № 10 «Чайка», в качестве участника Всероссийского конкурса на
лучшую поделку из вторичного сырья «Наши друзья - Эколята за раздельный сбор
отходов и повторное использование материалов».

Полное название
образовательной
организации

Адрес
образовательной
организации

Координаты
образовательной
организации

Количество детей,
принимающих
участие в Конкурсе

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования «Светловский городской округ» - детский сад № 10 «Чайка»

238340, Калининградская обл., г. Светлый, пер. Сосновый, д 12,

тел. 8-40152-3-55-45,

факс 8-40152-3-23-15,  E-mail: mdouchaika@yandex.ru

Старшая группа «Б»

5 человек

Заведующий дошкольной образовательной организацией          Родионова С.В.

                                                                                                                  Подпись


Дата: 27.04.2022



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования «Светловский городской округ»

 - детский сад № 10 «Чайка»

«Итоговый отчет по внедрению  

Природоохранного социально-образовательного проекта

«Эколята – Дошколята»

в ДОО 20201/2022 учебный год»

Выполнила: Каменская Л.Н.

2022 год.

Выводы  и итоги участия в Природоохранном социально-образовательном  проекте «Эколята - дошколята» (2021 – 2022) по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.

            Данная программа построена на основе природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята – Дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования.

            Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

       Мы с Ребятами и родителями старшей группы «Б»  нашего детского сада,  уже в течении трех лет участвуем в  природоохранном социально-образовательном проекте «Эколята- Дошколята».

         В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и актуальной. Поэтому очень важно в корне изменить экологическое поведение и мышление людей. Самым благоприятным периодом для усвоения экологических представлений, норм и правил поведения человека в природе является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте начинается процесс становления мировоззрения человека.

       Однажды,  во время прогулки, ребята  обнаружили среди кустов мусор (пакеты от чипсов, сухариков, грязные бумажки). Дети стали задавать вопросы: «Как мусор попал к нам на участок? Кто его оставил здесь? Почему люди бросают мусор на землю? Почему так много мусора вокруг? Что нужно сделать, чтобы его стало меньше? Можно ли дать мусору «вторую жизнь»?». Так у нас и возникла идея создания нашего исследования «Проблема мусора».  И тема нашего проекта в 2021/2022 учебном году, звучит так: «Сортировка мусора».  

      С помощью игр, изготовленных воспитателями, и родителями,  познакомились с видами бытового мусора. На практике проследили, какого мусора скапливается больше всего дома у детей и в детском саду.  Узнали о способах утилизации мусора и о понятии «сортировка мусора».  У мусора тоже может быть «вторая жизнь».

      Мы с ребятами приняли участие в следующих конкурсах:

  1. Совместно с ГАУКОДО КОДЮЦЭК Центр экологии, краеведения и туризма дети нашей группы стали  Победителями во Всероссийском конкурсе «Эколята – молодые защитники природы» в номинации «Мастер- класс экологические поделки своими руками из шишек и природного материала» (сентябрь-октябрь 2021)
  2. 10 - 11 ноября 2021 года, ребята  приняли участие во Всероссийском уроке «Эколята-молодые защитники природы»  на тему: «Живая и неживая природа», «Как помочь птицам?» Цель урока: дать понять детям, что природа – это наш общий дом. Экологическое просвещение обучающихся, формирование ответственного экологического поведения, повышение естественно научной грамотности. Урок проходил в интерактивной, игровой форме.  
  3. 15-19 ноября 2021 года, мы с ребятами приняли участие во Всероссийской олимпиаде  «Эколята-молодые защитники природы», которая была организованна  «Федеральным центром  дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей »
  4. Участие педагога: Диплом победителя III степени во Всероссийской акции «ЭКОДИКТАНТ 2021» (декабрь 2021)
  5. Диплом победителя (1 степени), во Всероссийской олимпиаде для педагогов «Экология и мы», организованная сайтом «Талант педагога» (апрель 2022)
  6. Диплом участника в Общероссийском конкурсе тематических рисунков «Разноцветные капли -2021», «РОСВОДРЕСУРСЫ» Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
  7. Стали победителями 1 степени в смотре конкурсе экологических макетов на базе ДОУ.
  8. Победители в конкурсе «Лучший экологический уголок» на базе ДОУ.
  9. Победители (2 место) в конкурсе стенгазет «Земля – наш общий дом!» на уровне ДОУ.
  10. Сертификат за участие в региональном этапе Всероссийского конкурса детского рисунка «Эколята-друзья и защитники Природы!»
  11. Приняли  участие во Всероссийском конкурсе на лучшую поделку из вторичного сырья «Наши друзья - Эколята за раздельный сбор отходов и повторное использование материалов»

    Благодаря проведенным исследованиям и участию в конкурсах и выставках различного уровня,  у ребят нашей группы, сформировалось  отрицательное отношение к мусору на улицах родного города и желание сделать его чистым и красивым. Ребята научились оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы.   У родителей повысился интерес к проблеме экологического воспитания своих детей. Наши ребята стали  бережнее относиться к природе!

             Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию стали  такие формы, в которых дошкольники получили возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей сформировались  не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности.  Были  проведены:  экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения.

       Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождался  определенными формами поведения детей, которые смогли служить критерием оценки уровня их экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, в своем творчестве, ухаживать за животными и растениями).      

         Эколёнок – это ребенок, который бережет и защищает природу, ему свойственно доброе, уважительное, внимательное и заботливое отношение к ней.

В ходе реализации проекта «Эколята-Дошколята» воспитанникам детского сада и их родителям было  предложено много интересных дел: игр, бесед, ситуаций, творческих мастерских, викторин и конкурсов, подчиненных целям воспитания любви, бережного и уважительного отношения к Природе. Тематические занятия  всесторонне способствовали  формированию у детей культуры природолюбия, осознания того, что они  стали  настоящими друзьями природы.

Город Светлый  

2021/2022 учебный год.



Предварительный просмотр:

1 СЛАЙД

Выступление на августовской педагогической конференции

Тема: «Проект «Эколята - Дошколята» как модель экологического образования детей»

Каменская Любовь Николаевна,

воспитатель МАДОУ МО «СГО» - д/с №10 «Чайка»

2 СЛАЙД (цель)

С июля 2019 года наш детский сад  присоединился к природоохранному социально-образовательному проекту «Эколята – Дошколята».

   Проект «Эколята-Дошколята» направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.

    Природа – не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Необходимо посеять и взрастить в душе ребёнка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Под культурой природолюбия понимается сфера духовной культуры, организации и развития жизнедеятельности, обеспечивающая сохранение и обогащение позитивного опыта познания и взаимодействия человека и природы, накопленного в процессе естественного и общественного развития. Природолюбие помогает осознать, что каждый ребёнок является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений.

    Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру осуществляется в нашем детском саду постоянно. Данный проект «Эколята – Дошколята» -  модель экологического воспитания и образования детей.

3 СЛАЙД

    «Эколёнок» – это ребенок, который бережет и защищает природу, ему свойственно доброе, уважительное, внимательное и заботливое отношение к ней. Наши ребята гордо носят звание "Эколята - дошколята".

   

4 СЛАЙД (фото героев)

Подружиться с Природой, понять и полюбить её помогают детям весёлые сказочные герои «Эколята» – друзья и защитники Природы. Они родились в лесу, знают про него всё или почти всё. У них много друзей, приятелей и просто знакомых. Конечно, как и все дети, они иногда любят пошалить.

В рамках реализации Проекта предусматривается разносторонняя деятельность в дошкольной образовательной организации с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы. Куклы – человечки оформлены в соответствии с образами сказочных героев авторского учебного пособия Т. В. Зотовой «Азбука природолюбия».

 

5,6 СЛАЙД (фото)

Для реализации данного проекта в группе оформлен  экологический центр, который служит площадкой для проведения с детьми различных тематических мероприятий.

 В ходе реализации проекта «Эколята-Дошколята» воспитанникам детского сада и их родителям (законным представителям) было предложено много интересных дел: игр, бесед, экологических акций и ситуаций, творческих мастерских, викторин и конкурсов, сезонных экскурсий подчиненных целям воспитания любви, бережного и уважительного отношения к Природе. Тематические занятия (дни) всесторонне способствовали формированию осознания того, что они могут стать настоящими друзьями природы.

7  СЛАЙД (фото мероприятия)

10  - 11 ноября 2021 года, ребята  детского сада № 10 «Чайка» приняли участие во Всероссийском  уроке «Эколята-молодые защитники природы» 2021,  на тему: «Живая и неживая природа», «Как помочь птицам?». 

Урок проходил в интерактивной, игровой  форме. Благодаря проведенному мероприятию у детей сформировался целостный взгляд на природу и место человека в ней. Расширились представления о природных и искусственных объектах, о живой и неживой природе. Сформировался познавательный интерес к изучению окружающего мира.

8 СЛАЙД (фото мероприятия)

В нашей группе прошла экологическая акция «Посади тюльпан и загадай желание!» Из глубокой древности к нам пришла легенда, о том, что в бутоне тюльпана заключено счастье. Многие хотели заполучить это счастье, но не могли, потому что цветок не раскрывал свой бутон перед ними. Но однажды, тюльпан взял в руки маленький мальчик, не собиравшийся открывать бутон. И цветок раскрылся сам перед его чистой душой и детским смехом. С тех пор считается, что тюльпаны приносят счастье, хорошее настроение и исполняют желания. И поэтому мы объявили акцию, в которой участвовали все дети и родители, чтобы тюльпаны посаженные детьми принесли счастье, радость, хорошее настроение и исполняли заветные желания наших детишек. Условиями акции было: прийти с хорошим настроением, принести луковицу тюльпаназагадать желаниепосадить вместе с ребенком.

        9  СЛАЙД (фото мероприятия)

В рамках  Всероссийского фестиваля «Праздник Эколят – молодых защитников Природы» в нашей группе прошёл тематический день защиты морей и океанов.  У ребят сформировалось представление о богатстве подводного мира, о пользе морей и океанов для человека. Расширился кругозор детей о флоре и фауне морского дна. В этот день «эколята» играли в различные настольные и подвижные игры, посмотрели познавательный фильм для детей «Катя и Эф. Рыбный день».

10 СЛАЙД (видео мероприятия)

4 видео - Ежегодно ребята нашей группы с родителями принимают участие во Всероссийском фестивале «Праздник Эколят – молодых защитников природы» - 2021. «Друзья Земли»». На фестиваль мы представили мастер класс экологические поделки  своими руками из шишек и природного материала Тема: «Осенняя сказка». Эко-поделки, сделанные детьми и родителями нашей группы, стали доказательством того, что рукоделие - один из лучших способов времяпровождения для ребенка, поскольку позволяет не только скоротать время, но и научиться чему-то новому.

        

11 СЛАЙД (фото)

В нашем «детском кинозале» стали любимыми просмотры игровых и познавательных презентаций, викторин и мультфильмов по ознакомлении дошкольников с природой.

12 СЛАЙД

Юные «эколята» нашей группы вместе с родителями ежегодно становятся победителями конкурсов различного уровня: муниципальных, областных и всероссийских.

Уважаемые коллеги, подробнее я бы хотела остановиться на проектной деятельности. Проектное обучение способствует:

- повышению личной уверенности ребенка; развивает “командный дух”, коммуникабельность и умение сотрудничать;

- обеспечивает механизм критического мышления, умение искать пути решения проблемы;

- развивает исследовательские умения;

- вовлекает в воспитательно-образовательный процесс всех его участников: детей, педагогов и родителей.

13,14 СЛАЙД (экологическая тропа фото)

 

 Предлагаю вашему вниманию долгосрочный проект «Путешествие в мир природы по экологической тропе», который реализовался в 2021-2022 учебном году.

«Экологическая тропа» – это разработанный маршрут (в природе или на определенной территории), на котором осуществляется экологическое развитие детей путем практико-ориентированной экскурсионной деятельности. Экологическая тропа является ведущим средством формирования основ целостной, «экологической» картины окружающего мира.

        На слайде представлена экологическая тропа в виде карты с условными обозначениями. Данная тропа расположена на прогулочном участке нашей группы.

            В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и актуальной. Поэтому очень важно в корне изменить экологическое поведение и мышление людей. Самым благоприятным периодом для усвоения экологических представлений, норм и правил поведения человека в природе является дошкольный возраст.

15,16, 17, 18 СЛАЙДЫ  (фото «Сортировка мусора)

Первая остановка – видовая точка это  «Сортировка мусора».

Однажды,  во время прогулки, ребята  обнаружили среди кустов мусор (пакеты от чипсов, сухариков, грязные бумажки). Дети стали задавать вопросы: «Как мусор попал к нам на участок? Кто его оставил здесь? Почему люди бросают мусор на землю? Почему так много мусора вокруг? Что нужно сделать, чтобы его стало меньше? Можно ли дать мусору «вторую жизнь»?». Так у нас и возникла идея создания нашего исследования «Проблема мусора».

 

17, 18 СЛАЙДЫ  (фото пособий «Сортировка мусора)

           С помощью игр и пособий изготовленных совместно с родителями,  познакомились с видами бытового мусора. На практике проследили, какого мусора скапливается больше всего дома у детей и в детском саду.  Узнали о способах утилизации мусора и о понятии «сортировка мусора».  У мусора тоже может быть «вторая жизнь». Данные пособия мобильно к размещению в групповом пространстве, доступно в изготовлении и имеет общеразвивающий эффект, что соответствует ФГОС ДОУ. Так же помогает в игровой форме познакомить детей с правилами сортировки мусора.

Основные критерии выбора маршрута  и объектов экологической тропы – включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников.

В качестве объектов (видовых точек) экологической тропинки выбираются различные виды дикорастущих, культурных растений (деревьев, кустарников, трав), мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса), клумбы, отдельные красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых (например, жуков-солдатиков, божьих коровок), небольшие водоемы, огороды, отдельные камни, альпийская горка, фонтаны, родники и т.д.

         

19, 20, 21 СЛАЙДЫ

Следующая видовая точка «Огород на окне» помогает лучше познать растительную жизнь, способствует расширению представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивает этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

22,23 СЛАЙД

Видовые точки (Лиственные деревья, Хвойные деревья)

Наблюдение за Березой и Сосной. Наблюдение за деревьями и кустарниками на участке и на территории сада в разные времена года. Отмечать характерные признаки различия и сходства, умение описывать растения. Развивать способность наблюдать за живой природой.

24,25 СЛАЙД

Видовая точка «Цветы»

Разбивка клумбы, посадка растений на участке группы, уход за клумбой.

26 СЛАЙД

Видовая точка «Птицы»

Проведение акции «Покорми птиц зимой». Совместно с родителями  изготовили  кормушки для птиц. У каждого они получились разные, но сделаны с душой, с теплом. Эти кормушки были развешаны на нашем участке и организована регулярная подкормка птиц.

С ребятами был проведен мастер-класс «Как правильно изготовить корм для птиц». Проведена беседа «Что нельзя класть в кормушку?»

 Такая работа способствует развитию познавательной активности, нравственного самосознания ребёнка средствами экологического образования, и являются прекрасной возможностью проявить сочувствие и доброту. А привлечение родителей способствует укреплению внутрисемейных связей, формированию добрых семейных традиций, вызывает у детей чувство гордости за себя и свою семью.

27 СЛАЙД

Видовая точка «Насекомые»

На слайде представлены насекомые, которых мы с ребятами видели у себя на участке во время прогулок: Божья коровка, майский жук, оса, гусеница бабочки Бражник, ящерица, Муха – ктырь – хищная муха, может прокусить кожу человека. Жук черный.

 

28 СЛАЙД итог

Я считаю, что работа на экологической тропе дает много ценного для педагогов:

- позволяет более продуктивно использовать прогулки с детьми;

- один и тот же предмет можно рассматривать в течение долгого времени в зависимости от поставленных задач;

- получение знаний об объекте в разные сезоны года;

- интегрированный подход к экологическому воспитанию: свои впечатления об увиденном,  дети выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, подвижных играх.

Закончить своё выступление хочу следующим. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.

Экологическое образование дошкольников - это не просто дань «модному» направлению в педагогике. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

Нельзя в мире рушить, сжигать и сорить,

Так мир не дано, никому сохранить!...