7. Участие в педагогическом совете ДОО

Шугаипова Татьяна Ивановна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

От того, как прошло детство,              

                                кто вёл ребёнка за руку в детские годы,                                          что вошло в его разум и сердце

из окружающего мира –                

от этого в решающей степени зависит,      

                                каким человеком станет сегодняшний малыш».

/Василий Александрович Сухомлинский/

ПАМЯТКА

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями

                             

Содержание

  1. Актуальность проблемы
  2. Принципы работы с взрослыми
  3. Основные функции ведущего
  4. Главные элементы подготовительного этапа
  5. Организация пространства
  6. Виды и формы проведения
  7. Методы  активизации родителей
  8. Методы  активизации родителей

1. Актуальность проблемы

Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной и трудной. Большинство родителей традиционно доверяют своему жизненному опыту, опирающемуся на опыт собственных родителей. И нередко возникновение в семье задач, которых не было в их родительской семье, приводит к семейной дисгармонии: нет образцов, как справиться с проблемой. Ощущение несостоятельности болезненно для большинства людей. В этом случае образование  взрослых выступает фактором поддержки социальной грамотности и компетентности. Деятельность педагогического коллектива не может остаться в стороне от меняющейся ситуации в социуме.

        Взаимодействуя с семьей необходимо учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач.

2. Принципы работы с взрослыми

И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. Новые знания вводят человека в другую социальную реальность: дарят новое видение проблемы. Воздействие  нового знания на личность взрослого идет не просто, требует от него критической переоценки собственного опыта.

Мотивы и потребности в обучении родителей и воспитателей разные. И каждая группа требует подхода, понимания и владения принципами работы с взрослыми.

  • Отказ от критики участников
  • Обеспечение свободы мнения
  • Уважение плюрализма жизненных позиций
  • Удовлетворение познавательного интереса

Андрогогика – наука об образовании взрослых.

3. Функции ведущего

  • Руководящая функция. Ведущий осуществляет методическое обеспечение, предлагает программу встречи.
  • Экспертная функция. Ведущий помогает участникам провести анализ работы.
  • Аналитическая функция. Ведущий обобщает и комментирует происходящее.
  • Посредническая функция заключается в организации общения друг с другом.
  • Мобилизурующая  функция. Ведущий мобилизирует усилия родителей на решение проблем. Создает условия для эффективного взаимодействия.
  • Консультирующая функция. Обеспечение родителей  информацией.

4. Главные элементы подготовительного этапа

  • Выбор темы

Избираемая тема должна соответствовать потребностям и интересам большинства родителей. Тема должна быть достаточно серьезной, чтобы гарантировать заинтересованность.

  • Определение целей

В качестве целевых ориентиров могут быть избраны следующие:

 - Повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала знаний по конкретному  вопросу;

 - Содействие сплочению род. коллектива, вовлечение пап и мам в жизнедеятельность д.с.

 - Выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка;

 - Пропаганда опыта успешного семейного воспитания. И т.п.

  • Изучение литературы по теме

Рассмотрение вопросов, невозможно без опоры на теоретические источники и накопленный опыт.

  • Проведение микроисследований (по желанию)

Удобнее всего использовать экспресс - методики. Каждый родитель обрабатывает тест самостоятельно по инструкции. Можно использовать шкалы (активность, актуальность, настроение). Простейшие анкеты, устные опросы.

  • Определение вида, формы, этапов встречи, способов и приемов совместной работы участников (см.далее)
  • Приглашение родителей и других участников (по желанию)

Приглашать родителей целесообразно заранее. Приглашение может быть устным и письменным.

  • Разработка рекомендаций, памяток
  • Оборудование и оформление места встречи

5. Организация пространства

Организация пространства, имеет немаловажную роль, в процессе общения с родителями. Необходимо продумать расположение участников, расстояние между ними. По желанию можно использовать проектор (слайды, презентации, притчи). Стенды, доску, мольберт  - разместив на них эпиграф, правила, таблицы и т.п.

  • Расположение участников друг против друга

Если мотивом общения выступает соперничество, то люди располагаются напротив друг друга. Такое расположение эффективно тогда, когда предстоит обсуждение, дискуссия, участники которой придерживаются противоположных точек зрения.

  • Треугольник

Такое расположение эффективно при обсуждении вопросов требующих равного вклада, когда необходимо прийти к общему мнению, организовать диалог. Ведущий выполняет функцию посредника.

  • Круглый стол

Используется для обсуждения проблем, требующих выражения мнения, организации дискуссии. Наиболее гармоничное расположение участников.

  • Полукруг или полуоборот

Эффективно когда основной мотив – сотрудничество.

6. Виды и формы проведения

Форма (лат. - forma) – устройство, структура чего-либо, система организации чего-либо.

Все формы с родителями подразделяются на

  • коллективные (массовые), индивидуальные ;
  • традиционные и нетрадиционные.

Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.

Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.

Наименование

Цель использования

Формы проведения общения

Информационно-аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

  • Проведение социологических срезов, опросов, анкетирования
  • «Почтовый ящик», «Ларец пожеланий», «Волшебный сундучок»
  • Индивидуальные блокноты

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей

  • Семинары-практикумы
  • Тренинги
  • Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной          форме
  • Мини-собрания
  • Педагогический брифинг
  • Педагогическая гостиная
  • Читательская конференция
  • Устные педагогические журналы
  • Игры с педагогическим содержанием
  • Педагогическая библиотека для родителей
  • Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры.

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

  • Совместные досуги, праздники (КВН, ток шоу и т.д.)
  • Прогулки, экскурсии
  • Акции
  • Семейная мастерская
  • Выставки работ родителей и детей
  • Кружки и секции
  • Клубы отцов, бабушек, дедушек, семинары, практикумы

Наглядно

информационные

Ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

  • Информационные проспекты для родителей
  • Альманахи
  • Журналы и газеты, издаваемые ДОУ для родителей
  • Дни (недели) открытых дверей
  • Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей
  • Выпуск стенгазет
  • Паспорт здоровья
  • Организация мини-библиотек

Общее родительское собрание ДОУ. Его цель - координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанниковНа общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей.  

Педагогический совет с участием родителей. Целью данной формы работы с семьей является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей.

Родительская конференция - одна из форм повышения педагогической культуры родителей. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На конференциях выступают педагоги, работники отдела образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги-психологи и т.д. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.

Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет. Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос.

Педагогический консилиум.  Данная форма помогает лучше и глубже понять состояние отношений в конкретной семье, вовремя оказать действенную практическую помощь (если, конечно, у родителей есть желание что-то изменить в сложившейся ситуации). 

Групповые собрания родителей — это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы).

«Круглый стол». Данная форма наиболее гармонична. Предполагает беседу, группы родителей, во время которой происходит обмен мнениями, обсуждаются актуальные проблемы воспитания можно приглашать специалистов.

 Дискуссия – это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, попытка продвинуться к поиску истины, что позволяет прояснить мнение, позиции, установки и ценности участников.

       Симпозиум. Данная форма подразумевает более формализованное обсуждение, в ходе которого родители и ведущий выступают с сообщениями, представляющими свою точку зрения, свое видение проблемы.

Родительская педагогическая лаборатория.  Рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета « Родитель – ребенок – детский сад» Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, что ближе воспитатель узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

Читательская конференция. Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. За 2 недели до собрания родителям раздаются материалы на тему собрания, воспитатель просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, собрание во 2 младшей группе кризис 3-х лет. Предлагается несколько высказываний классиков и родители комментируют, как они  понимают это высказывание и дают свой совет по проблеме, как они ее решают. Наиболее удачные советы помещают на стенд « Копилка семейных советов»

Аукцион.  Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, кризис трех лет. Воспитатель дает понятия – кризиса трех, совместно с родителями он анализирует, как остро протекает этот период у детей. Воспитатель предлагает поделиться родителям, как они преодолевали данный период или как они сейчас с ним справляются. Все происходит  в виде игры и за каждый совет даются фишки, (т.е. советы продаются за фишки). Советы, набравшие большее количество фишек помещают на стенд « Копилка родительского опыта».

Семинар – практикум. На собрании могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга.

Душевный разговор. Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце собрание родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например, ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, что бы глубже узнать особенность их детей. И установить точно какая степень леворукости у ребенка слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка (нестандартного). Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью.

Мастер – класс.  Собрание, на котором педагог и/ или родители демонстрируют  достижения в области воспитания детей. Предварительно воспитатель дает тему нескольким родителям и поручает каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, как научить ребенка убирать за собой игрушки, умываться. В конце подводится итог.

Ток – шоу. Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. 

Родительский совет (комитет) группы. Родительский совет – это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы содействовать администрации ДОУ, воспитателям группы в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников, свободного развития личности; участвовать в организации и проведении совместных мероприятий.

Открытые занятия с детьми для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в занятие элементы беседы с родителями.

Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы можно рассматривать и как нетрадиционные. Например, это может быть проведение родительских собраний по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца» и других. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей.

К таким «старым формам на новый лад» можно отнести:

  • «Дни открытых дверей».   Дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас дошкольные учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него.
  • Презентация дошкольного учреждения. Это осовремененная в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы ДОУ. В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах.
  • Клубы для родителей. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей.

Устный педагогический журнал. Журнал состоит из 3—6 страниц, по длительности каждая занимает от 5 до 10 мин. Общая продолжительность составляет не более 40 минут.  Достаточно большой объем информации, размещенный в относительно коротком отрезке времени, представлял значительный интерес для родителей. Каждая страница журнала — это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, прослушиванием магнитофонных записей, вы ставками рисунков, поделок, книг.

Вечера вопросов и ответов. Это форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.

«Родительский университет». Для того чтобы работа «Родительского университета» была более продуктивной, дошкольному учреждению деятельность с родителями можно организовать на разных уровнях: общесадовском, внутригрупповом, индивидуально-семейном.

Мини-собрания. Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющие ее позиции в семейном воспитании. Таким образом, в узком кругу обсуждается интересующая всех тема.

Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение. Примерными темами игр могут стать: «Утро в вашем доме», «Прогулка в вашей семье», «Выходной день: какой он?»

Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы  общения с ним, заменять нежелательные конструктивными.

Дни добрых дел. Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями. В зависимости от плана работы, необходимо составить график помощи родителей, обговорить каждое посещение, вид помощи, которую может оказать родитель и т.д.  Подобные формы: Дни общения, День папы (бабушки, дедушки и т.д.)

Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования). К данной группе форм относятся проведение педагогами дошкольных учреждений таких традиционных совместных праздников и досугов. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса.

Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений).

Совместные походы и экскурсии. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества.

Благотворительные акции. Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать. Родители тоже не останутся равнодушными, видя, как их ребёнок с увлечением играет с друзьями в детском саду в давно заброшенную дома игру, а любимая книга  стала еще интереснее и звучит по – новому в кругу друзей. А это большой труд, воспитания человеческой души. Например, акция «Подари книгу другу». Благодаря такой форме работы с родителями может обновиться и пополниться библиотека группы.

Уголок для родителей. Невозможно представить детский сад без красиво и оригинально оформленного родительского уголка. В нем размещается полезная для родителей и детей информация: режим дня группы, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей.

Выставки, вернисажи детских работ. Их цель - демонстрируя родителям важных разделов программы или успехов детей по освоению программы (рисунки, самодельные игрушки, детские книги, альбомы и т.д.).

Информационные листы. Они могут нести в себе следующую информацию:

  • информацию о дополнительных занятиях с детьми
  • объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;
  • просьбы о помощи;
  • благодарность добровольным помощникам и т.д.

Памятки для родителей. Небольшое описание (инструкция) правильного (грамотного) по выполнению каких либо действий

Папки–передвижки. Формируются по тематическому принципу: «Чтобы наши дети не болели», «Роль отца в воспитании детей» и т.д. Папка дается во временное пользование родителям. Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки, с ними следует побеседовать о прочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и т.д.

Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Например, «Выходной день семьи», «Моя мама», «Мой папа», «Я дома» и т.д.

   Видеофильмы. Презентации. Фотовыставки. Семейные и групповые альбомы. Создаются по определенной тематике

        Брошюры.  Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.

        Бюллетень. Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.

       Еженедельные записки. Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.

       Неформальные записки. Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.

      Личные блокноты. Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дни рождения, новая работа, поездки, гости.

      Доска объявлений. Доска объявлений – это настенный экран, который информирует родителей о собраниях на день и др.

     Ящик для предложений. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.

      Отчеты. Письменные отчеты о развитии ребенка – это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.

Индивидуальные формы взаимодействия с родителями

Преимущество такой формы работы с родителями состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с детьми, как в группе, так и дома, педагоги намечают конкретные пути совместного взаимодействия с ребенком.

Педагогические беседы с родителями. Оказание родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания. Это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи.

Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника. Кроме того, беседы должны отвечать определенным требованиям:

  • быть конкретными и содержательными;
  • давать родителям новые знания по вопросам обучения и воспитания    детей;
  • пробуждать интерес к педагогическим проблемам;
  • повышать чувство ответственности за воспитание детей.

Как правило, беседа начинается с общих вопросов, надо обязательно приводить факты, положительно характеризующие ребенка. Рекомендуется детально продумать ее начало, от которого зависит успех и ход. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям. Воспитателю следует подобрать рекомендации, подходящие для данной семьи, создать обстановку, располагающую «излить» душу. Например, педагог хочет выяснить особенности воспитания ребенка в семье. Можно начать эту беседу с положительной характеристики ребенка, показать, пусть даже незначительные его успехи и достижения. Затем можно спросить у родителей, как им удалось добиться положительных результатов в воспитании. Далее можно тактично остановиться на проблемах воспитания ребенка, которые, на взгляд воспитателя, еще необходимо доработать. Например: «Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание на воспитание трудолюбия, самостоятельности, закаливание ребенка и др.». Дать конкретные советы.

Посещение семьи. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке.

Индивидуальные консультации. Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.

Индивидуальные блокноты, куда воспитатель записывает успехи детей по разным видам деятельности, родители могут помечать, что их интересует в воспитании детей.

Роль для родителей.

Гость группы. Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.

Доброволец. У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр.

Методы  активизации родителей

« Мозговой штурм»  - метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.

« Реверсионная мозговая атака, или Разнос» этот метод отличается от « мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка идеи, направленной на преодоление недостатков.

« Список прилагательных и определений»  Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики         ( прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, « Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка на пороге школы?» Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно достигается пути реализации цели.

« Ассоциации» на листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему или ее существенный момент (что мешает установлению доверия в детском коллективе или педагог для нашей группы) Затем по ассоциации изображают другой символ, пока не придет подходящая идея решения. Например, собрание на тему « Агрессия». Рисуется ассоциация по теме, затем рисунок исправляется или рисуется новый уже с решением проблемы.

« Коллективная запись» Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их  и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм». Например, тема «Как любить своего ребенка» родители заносят запись  наиболее важные моменты по их мнению. Педагог их суммирует и проводит обсуждение написанного.

« Запись на листах»  При обсуждение проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как успокоить ребенка, если он расстроен», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.

« Эвристические вопросы» К ним относятся 7 ключевых вопросов: кто, что, где, чем, как, когда? Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вопрос. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 5 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения.

« Мини- эксперимент» Этот метод позволяет включить родителей в исследовательскую деятельность, создать познавательный конфликт и использовать интеллектуальные чувства родителей (интерес, любопытство). Тема может быть любой, подводятся итоги взаимосвязи реального, желаемого и достижимого.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Дюймовочка»

Сообщение

из опыта работы по теме:

« Компьютерные развивающие игры в познавательной деятельности детей дошкольного возраста»

                                                                                                           Шугаипова Т.И.,

                                                                                                            воспитатель

г. Советский

2018г.

СЛАЙД 1 Титульный лист

 "Кто не идет в ногу со временем сегодня,

 тот рискует не попасть в завтра"

   Нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить себе без информационно-коммуникативных технологий. Их использование в воспитательно-образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении — это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Так как современное общество требует знаний работы с информационными компьютерными технологиями, целесообразно начать взаимодействие ребенка с компьютером, интерактивным оборудованием ужев дошкольном образовании. Ведь чем раньше мы это начнем, тем быстрее будет развиваться наше общество,

   Использование нами информационно-коммуникативных технологий в образовании дошкольников позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития детей. Компьютер, интерактивное оборудование являются самыми современными инструментами для обработки информации и служат мощным техническим средством в образовательной деятельности. Они играют роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников, потому что привлекательны для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они воспринимают их. На наш взгляд, использование компьютера в образовательной  деятельности является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. Образовательный процесс с использованием интерактивных комплексов становится более качественным, интересным и плодотворным. При условии постоянного применения электронных, мультимедиа обучающих программ повышается качество образования  детей дошкольного возраста.

 Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети эмоциями. Для взрослых людей информация первична, а отношение вторично. А у детей все наоборот: отношение первично, информация вторична.

Таким образом, становится очевидно, что для того чтобы повысить познавательную активность дошкольника в непосредственно образовательной деятельности,  необходимо преподносить информацию в наиболее интересной и привлекательной форме, позволяющей вызывать у ребенка положительную эмоциональную реакцию.

Игра для дошкольников –один из  самых лучших способов развития познания окружающего мира. Она  помогает сделать знания более понятными, дает возможность примерить на себя различные роли, вступить в разноплановые отношения с ровесниками и взрослыми. В игре ребенок получает возможность научиться самостоятельно находить выход из предложенных ситуаций, получать новые знания и использовать их, избавиться от страхов и психологических проблем. Использование компьютерных  игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности, дает возможность в полной мере решить все эти задачи.

На сегодняшний день в нашем образовательном учреждении применение информационных компьютерных технологий носит систематический характер. Накопленный опыт мы готовы представить вашему вниманию.

   Приглашаем вас в виртуальное путешествие «От слов к делу».

СЛАЙД 2

Наше путешествие мы условно разделим на две части: теоретическую и практическую. Начнем со СЛОВА.

СЛАЙД 4

К более глубокому изучению информационных технологий и их систематическое применение в непосредственно образовательной деятельности детей дошкольного возраста нас побудил  ряд  следующих факторов:

 - желание  повышать  интерес дошкольников к окружающей действительности;

 - стремление  повышать познавательную активность и желание самореализации ребенка в непосредственно образовательной деятельности;

 - желание организовать наиболее "привлекательный" и продуктивный образовательный процесс;

- скудность имеющегося наглядного материала;

 - несоответствие в полной мере программным задачам предлагаемых цифровых образовательных ресурсов;

 - стремление к организации современного, прогрессивного  образовательного процесса.

СЛАЙД 5

 Целью создания нами развивающих компьютерных игр и их систематическое применение являетсяповышение познавательной активности у детей дошкольного возраста  в непосредственно  образовательной деятельности образовательной области «Познавательное развитие» посредством использования компьютерных развивающих игр.

Мы ставим перед собой следующие задачи:

  1. Способствовать формированию представленийу детей об окружающем мире.
  2. Способствовать развитию  познавательной активности детей.
  3. Способствовать созданию положительной эмоциональной реакции в процессе непосредственно образовательной деятельности.
  4. Развивать умение у дошкольников работать с интерактивной доской.  

      5 . Воспитывать желание самореализации в процессе образовательной деятельности.

СЛАЙД 6

Область применения развивающих компьютерных игр:

Непосредственно образовательная деятельность образовательной области "Познавательное развитие", индивидуальная работа.

Участники: дети 4 - 7 лет (воспитанники средней, старшей, подготовительной групп).

СЛАЙД 7

Для повышения  познавательной активности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности мы создаем и применяем:

-упражнения;

-игры;

-виртуальные прогулки и путешествия;

-демонстрации;

СЛАЙД 8

В работе при создании и воспроизведении данного продукта деятельности используются следующие программы:

- PowerPoint – программа для создания презентаций, наиболее часто и широко используемая и достаточно хорошо изученная нами. Дает широкие возможностидля создания игр, упражнений, демонстраций;

- Photoshop – графический редактор, позволяющий сделать любое изображение наиболее адаптированным кзадачам и условиям конкретных  игр, демонстраций;

- MovieMaker  аудио  и видео – редактор, позволяющий нам делать нарезку видеоролика, звукового файла также в соответствии с  задачами и условиями конкретных  игры, демонстрации;

(Пример: 3  мультипликационных фильма «Баба Яга знакомит с правилами дорожного движения» (общей продолжительностью около 13 минут) скомпоновано  нами в один 3-минутный ролик. Это позволило нам уложиться во временные рамки и использовать только информацию, соответствующую возрасту детей и программным задачам.

- ActivInspire – программа, поставляемая с интерактивным оборудованием. С ее помощью мы создаем флипчарты. К сожалению, дает массу возможностей применения педагогами школ, нежели воспитателями ДОУ. Нами с удовольствием применяется, но мало изучена.

В нашем дошкольном образовательном учреждении созданы хорошие материально – технические условия для данного вида деятельности, имеется доступ к сети интернет. При создании и применении развивающих компьютерных игр нами используются следующие технические средства:

-ПК, при помощи которого осуществляется поиск и получение информации, создаются цифровые образовательные ресурсы, передается информация на интерактивную доску;

-интерактивныйкомплекс, с помощью которого воспроизводится информация с ПК, преподносится наиболее качественная публичная трансляция материала, обеспечивается  возможность коллективного участия в компьютерных играх ;

-документ – камера дает возможность воспроизводить небольшие изображения для публичной визуализации на интерактивную доску.

СЛАЙД 9

При создании и использовании развивающих компьютерных игр нами предполагается получить следующий  результат:

- Повышение качества образования в образовательной области "Познавательное развитие" у детей 4 - 7 лет ;

- повышение интереса у детей к окружающему миру;

- расширение кругозора дошкольников;

- самореализация дошкольника, желание принимать непосредственное участие в образовательном процессе, выражать свою точку зрения;

- восприятие дошкольником компьютера как естественной составляющей непосредственно образовательной деятельности.

СЛАЙД 10

Мы не собираемся останавливаться на достигнутом и планируем не только продолжать работу в данном направлении, но  и совершенствовать ее. В ближайшей перспективе нами планируется:

- использование ИКТ, цифровых образовательных ресурсов в других образовательных областях образовательной деятельности, в совместной деятельности взрослого с детьми в разных режимных моментах;

-    создание медиа – теки.

СЛАЙД 11

В заключении хотелось бы отметить, что лучшим подтверждением того, что мы делаем правильную и нужную работу в данном направлении, служат горящие глаза наших детей, их  желание участвовать в образовательном процессе,  узнавать новое, делиться накопленными знаниями,  высказывать свою точку зрения, практически (посредством работы с интерактивной доской) проверить, подтвердить ее правильность. Мы призываем педагогов использовать информационные компьютерные технологии, цифровые образовательные ресурсы, в частности, развивающие компьютерные игры в своей работе, и лучшей наградой за этот достаточно нелегкий, кропотливый труд  будет благодарность и успехи ваших подопечных.

СЛАЙД 2А теперь можно перейти к ДЕЛУ.

СЛАЙД 3 Практическая часть.

Перед вами звездная карта, где звезды – это игры, которые мы уже использовали в своей работе с начала учебного года. Компьютерные игры, обсуждения, демонстрации мы создаем в соответствии тематикой, программными задачами непосредственной образовательной и используем как часть непосредственно образовательной деятельности.

  1. «Осенний пейзаж». Игра создана в программе PoewerPoint. Проводилась с детьми средней группы.Детям было предложено поиграть в художников. Задание –необходимо выбрать из предложенных осенние признаки и создать картину - осенний пейзаж. Предлагалось озвучить свою точку зрения, попробовать обосновать, подтвердить ее правильность посредсвом игровых манипуляций с интерактивной доской.
  2. «Как готовятся к зиме  животные и растения».Демонстрация создана в программе PoewerPoint. Для создания фонового изображения была использована программа «Фотошоп», так найти картинку с одновременным на ней изображением берлоги, водоема, муравейника, опадающей лиственницы, лопуха, опавших листьев не представлялось возможным. Дети подготовительной группы закрепляли знания о том, как готовятся к зиме лягушка, муравьи, медведь, насекомые, лиственница, лопух, однолетние растения. Эта же игра была нами предложена и детям старшей группы, только им предлагалось вспомнить как готовятся к зиме только муравьи, медведь, насекомые.
  3. «Фрукты-овощи». Игра создана в программе PoewerPoint.Принцип «Что здесь лишнее?». Детям было предложено исключить лишний из ряда объектов (из фруктов – ягоду, из овощей – гриб).
  4. «Фрукты и овощи из корзины». Игра создана в программе ActivInspire.Детям средней группы предлагалось посмотреть, какой урожай лежит в корзине, доставая по одному объекту, классифицировать объекты (овощи – фрукты), в соответствии с  этим расположить овощи на изображении огорода (сняли урожай с грядки, фрукты – на изображении фруктового сада(собрали урожай в саду).
  5. «Грибы – ягоды». Игра – упражнение создано в программе PoewerPoint. Вначале, закрепление знаний о грибах и классифицируют съедобные – ядовитые (Съедобные складываем в корзину, ядовитые оставляем в лесу). Затем,  развитие речи -  дети упражняются в назывании предложенной ягоды и словообразовании, отвечая на вопрос «Какое варенье?».
  6. «Перелетные птицы». Игра создана в программе PoewerPoint. Демонстрация  с целью закрепления знаний о перелетных птицах и игра «Кто лишний?» (оставляем перелетных птиц, зимующую исключаем).
  7. «Одежда». Игра создана в программе ActivInspire.Предложенную одежду классифицируем по принципу: одежда для теплого и для холодного времени года.
  8. «Оденем куклу на прогулку». Игра создана в программе PoewerPoint. Детям средней группы предлагалось из предложенного  количества одежды выбрать осеннюю. Путем манипуляции с интерактивной доской осенняя одежда появляется на кукле, детям предлагается обосновать свой выбор. Одежду, не пригодную для данного времени года мы убираем (также предлагается обосновать свою точку зрения).
  9. «История одного платья». Демонстрация создана в программе PoewerPoint. Закрепление знаний о профессиях модельер, закройщик, швея(что делают, какие используют инструменты в работе).
  10.  «Животные нашего леса».Упражнение создано в программе PoewerPoint. Применен Photoshop для создания изображения одновременно содержащего медвежью берлогу, лисью нору, дупло, куст, пень.. По условным обозначениям вынесенным в кружки над изображением животного дети подготовительной группы составляли короткий рассказ о диких животных (заяц, белка, лиса, медведь, лось) – где живут, чем питаются, наиболее развитые органы чувств, качества, основные черты характера, педагог дополнял, обогащал их рассказы интересными фактами.
  11. «Накрываем стол».Упражнение создано в программе ActivInspire. Воспитатель озвучивает задание - манипуляции с предметами для чаепития, используя предлоги на, под, около. Ребенку необходимо выполнить озвученное задание  верно.
  12. «Вредно – полезно». Игра создана в программе ActivInspire. Детям подготовительной группы предлагалось доставать из сумки продукты питания, расположить полезные продукты на столе, а вредные для здоровья выбросить в мусорную корзину. Игра прошла очень интересно. Дети активно дискутировали что полезно для нашего организма и почему. А вредные продукты вначале с сожалением выкидывали в мусорную корзину. Но все –таки пришли к выводу о необходимости данного поступка и закрепили понимание того, что как бы ни был внешне привлекателен и приятен на вкус вредный продукт, стоит от него отказаться. Ведь главная ценность человека – это здоровье и его надо беречь.
  13. «Животные и растения жарких стран». Демонстрация создана в программе PoewerPoint. Путешествие по местам, где очень жарко, особенности их флоры и фауны
  14. «Климатические зоны». Закрепление знаний о глобусе, карте, климатическими зонами, особенностях их природных условий, флоры, фауны.
  15. «Зимний пейзаж». Игра создана в программе PoewerPoint. Позволяет создавать картину, «наполняя» ее зимними признаками (необходимо выбрать верные из предложенных). Способствует закреплению знаний о времени года «Зима».
  16. «Южанину о зиме».Демонстрация + игра  создана в программе PoewerPoint. Дети рассказывали южному мальчику о том, что такое зима. В ходе игры закрепляем знания детей о зимних признаках, зимней одежде, зимних забавах. В конце мы рассказали южному мальчику, что этому замечательному времени года посвящаются стихи, его часто изображают на картинах, о нем пишутся музыка и песни. Детям предлагалось немного расслабиться закрыть глаза и прослушать  музыкальные композиции Вивальди 4 времени года (Зима. Декабрь. Январь. Февраль), а затем подискутировать, рассказать что представляли себе во время прослушивания.
  17.  «С какого дерева лист». Игра создана в программе PoewerPoint. Детям предлагалось вначале вспомнить названия лиственных и хвойных деревьев, а затем лист, хвойную ветку верно соотнести с деревом.

 СЛАЙД 2. На этом наше виртуальное путешествие подошло к концу. И нам в свою очередь хотелось бы узнать ваше мнение,  интересен и полезен был ли для вас представленный нами опыт; правильную ли и нужную работу на ваш взгляд мы проводим.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автонннннномнное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад « Дюймовочкча » Сообщение из опыта работы по теме: «Компьютерные развивающие игры в познавательной деятельности детей дошкольного возраста.» Шугаипова Т.И., воспитатель г. Советский 2018г .

Слайд 2

ВИРТУАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ «ОТ СЛОВ - К ДЕЛУ»

Слайд 3

1 16 15 14 13 12 11 10 9 8 6 5 3 2 4 7 17

Слайд 4

Желание повышать интерес дошкольников к окружающей действительности; Стремление повышать познавательную активность и желание самореализации ребенка в непосредственно образовательной деятельности; Желание организовать наиболее "привлекательный" и продуктивный образовательный процесс; Скудность имеющегося наглядного материала; Несоответствие в полной мере программным задачам предлагаемых цифровых образовательных ресурсов,; Стремление к организации современного, прогрессивного образовательного процесса. ФАКТОРЫ, ОКАЗАВШИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ВЛИЯНИЕ НА БОЛЕЕ ГЛУБОКОЕ ИЗУЧЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ДАННОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Слайд 5

ЦЕЛЬ : ЗАДАЧИ: Повышение познавательной активности у детей дошкольного возраста в непосредственно образовательной деятельности образовательной области « Познавательное развитие» посредством использования компьютерных развивающих игр. 1. Формировать представление детей об окружающем мире. 2. Способствовать развитию познавательной активности детей. 3. Способствовать созданию положительной эмоциональной реакции в процессе непосредственно образовательной деятельности. Развивать умение у дошкольников работать с интерактивной доской. Воспитывать желание самореализации в процессе образовательной деятельности.

Слайд 6

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ: УЧАСТНИКИ: Непосредственно образовательная деятельность образовательной области «Познавательное развитие», индивидуальная работа. Д ети 4 - 7 лет (обучающиеся средней, старшей , подготовительной групп ).

Слайд 7

ПРОДУКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Упражнения ; Игра ; Д емонстрация ; В иртуальное путешествие.

Слайд 8

PowerPoint ; Photoshop ; Movie Maker; ActivInspire . ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ ПРОГРАММЫ: СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ: ПК (поиск и получение информации, создание цифровых образовательных ресурсов, передача информации на интерактивную доску); Интерактивная доска (воспроизведение информации с ПК, наиболее качественная публичная трансляция материала, обеспечение возможности коллективного участия в компьютерных играх) ; Документ - камера (воспроизведение небольшого изображения для публичной визуализации).

Слайд 9

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Повышение качества образования в образовательной области " Познавательное развитие" у детей 4 - 7 лет ; Повышение интереса у детей к окружающему миру; Р асширение кругозора дошкольников; Самореализация дошкольника, желание принимать непосредственное участие в образовательном процессе, выражать свою точку зрения; В осприятие дошкольником компьютера как естественной составляющей непосредственно образовательной деятельности.

Слайд 10

ПЕРСПЕКТИВА: Использование ИКТ, цифровых образовательных ресурсов в других образовательных областях образовательной деятельности, в совместной деятельности взрослого с детьми в разных режимных моментах; Создание медиа теки