Главные вкладки

    Методическое обеспечение образовательного процесса экологического объединения "Ритмы природы" МБУ ДО ЗЦДЮТ

    Грабовская Вера Александровна

           Данная папка содержит следующие методические материалы:

           - Дополнительную образовательную общеразвивающую программу "Экология+"; (рецензент Баханова М.В. ст. преподаватель БГУ БГФ)

           - Диагностические тестовые материалы по исследованию метапредметных, предметных и личносных результатов;

           - Мониторинговые исследования в соответствии с задачами: обучеие, развитие и воспитание;

           - Конспекты внеклассных занятий экологического объединения "РИтмы природы" МБУ ДО ЗЦДЮТ;

           - Презентации мастер-классов "Правила поведения в лесу", Завтрашний день наступит таким...";

           - Методические разработки внеклассных мероприятий;

           - Проект программы "В гостях у лета" в рамках работы лагеря труда и отдыха "Березка".;

           - Конспект внеклассного занятия экологического объединения "Ритмы природы" МБУ ДО ЗЦДЮТ первого года обучения на тему "Домовый воробей".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект мастер – класса

    «Природу любить – здоровым быть»

    для воспитанников экологического объединения

    «Ритмы природы» МБУ ДО ЗЦДЮТ

        Педагог: Грабовская В.А.

        Цель: обратить внимание на здоровье учащихся, участвующих мастер - классе

        Задачи:

     Образовательные:

        - создание доброжелательной атмосферы на занятии при взаимодействии учащихся и педагогов;

        - способствовать становлению и укреплению физического, духовного, нравственного и экологического здоровья учащихся;

         Развивающие:

       - развитие навыков группового общения;

    - способствовать внутригрупповому сплочению;

       - формирование положительного эмоционального отношения учащихся к здоровью;

          Воспитательные:

       - воспитание экологической культуры и культуры здоровья.

          Валеологические:

       - воспитание бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

    Форма занятия: тренинг – практикум с элементами коллективного творческого дела

    Приемы: разъяснение, рассуждение, общая характеристика

    Форма организации образовательной деятельности педагогов: 

       - групповая

    Методы: 

       - словесный;

       - наглядный;

       - объяснительно – иллюстративный;

       - практический

    Средства обучения: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, презентация «Несколько минут наедине с самим собой».

    Дидактический материал: карточки с заданиями.

    Раздаточный материал: ватман, маркеры.

    Тип занятия: интегрированный (экология+география+литература)

    Ключевые компетенции:

         1. Социально – личностные компетенции - умение вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение.

         2. Исследовательские компетенции - творческое применение знаний в новой ситуации.

         3. Коммуникативные компетенции - умение защищать свою точку зрения, выслушивать и принимать взгляды других.

    Педагогические технологии: личностно-ориентированная технология, технология проектного обучения, здоровье сберегающая технология

    Подходы в обучении: системно – деятельностный, исследовательский

    Методика проведения мастер - класса:

    Ход занятия:

        Вводная часть:

        Оргмомент. (Звучит музыка). 

        Дорогие ребята, мы сегодня с вами поговорим о том, что такое здоровье, как необходимо заботится о нем. Для начала прошу обратить ваше внимание на слайд, Далай – лама говорил……. Прослушав мысли Далай – ламы, что для себя вы усвоили, что он нам пытается донести …

       Правильно, он говорил о самом ценном, что есть у человека – здоровье, о том, что его ни за какие деньги не купишь. Говорит о том, что надо радоваться тому, что нас окружает, заботится друг о друге.

       Я предлагаю вам тренинг, который позволит вам немного расслабиться, отдохнуть, приятно провести время и обратить внимание на отношение к своему здоровью.

       Педагог: Начать свой мастер – класс мне хотелось бы со слов:

    Чтобы быть всегда здоровым

    Надо очень много знать,

    Красотой природы любоваться,

    Спортом надо заниматься,

    Витамины получать.

    Чтобы быть всегда здоровым,

    Надо очень постараться

    Чаще воздухом дышать,

    Оставлять дела, заботы,

    На реке, в лесу гулять!

        Уникальные уголки живой природы нашего села Новоильинск – это самое удивительные места для прогулок и отдыха, средство сохранения и укрепления нашего здоровья! Сохранять свое здоровье мне помогают свежий воздух в лесу, пение птиц на опушках, шелест листвы в парке.

    I этап тренинга

    «Я здоровый человек»

       (Звучит музыка). Сейчас я предлагаю вам ненадолго остаться с самим собой. Дорогие ребята подумайте, достаточно ли внимания уделяете своему здоровью. Для того, чтобы ответить на этот вопрос мы с вами выполним практическую работу «Я здоровый человек».

       Задание: Педагог раздает карточки с вопросами, участники пишут ответы.

       Я веду здоровый образ жизни…

       Я берегу свое здоровье…..

       Я владею…..

       Я занимаюсь…..

       Я борюсь за….

       Я участник….

       Ответы и мнение участников.

     

    II этап тренинга

    «Мои спутники, союзники, друзья»

       Педагог:  Наш тренинг продолжается, и мы переходим ко второму этапу «Мои спутники, союзники, друзья». Все мы знаем о том, что движение – это жизнь. Прогулки и пробежки на свежем воздухе, туристические походы, физические упражнения, закаливающие процедуры, солнечные ванны – это мои союзники в формировании здорового образа жизни (обращает внимание на слайд).

       Наша встреча наедине с самим собой продолжается, и я предлагаю вам записать на карточках своих союзников, спутников и друзей здорового образа жизни.

       Практическое задание: Педагог раздает карточки с предложением записать союзников здорового образа жизни.

         Мои спутники…..

         Мои союзники….

         Мои друзья….

        Педагог: Дорогие ребята, один раз в месяц мне удается бороться с физической ленью и хотя бы не много не пользоваться:

        - легковой машиной (потому что хожу пешком);

        - диваном в воскресенье, который меняю на прогулку на свежем воздухе;

        - просмотр телевизора меняю на общение с семьей.

        Наверняка каждый из вас подумал о том, достаточно ли внимания уделяете вы своему здоровью. Попробуйте, сейчас проанализировать какие предметы вам мешают, больше двигаться?

        Педагог раздает карточки с вопросами.

        Практическое задание: ответить на вопросы в карточках.

        Т – лифт

        В – кресло перед телевизором

        О – транспорт

        И – диван в воскресенье

        В – жирная пища

        Р – малоподвижный образ жизни

        А – многочисленные

        Г - часовые

        И - компьютерные нагрузки.

    III этап тренинга

    «Долина счастья»

    Релаксационная пауза

    (под звуки байкальской воды)

        Педагог: Сядьте удобнее, закройте глаза и представьте, что вы проходите через тоннель. Темно.

        Вы доходите до конца тоннеля, видите маленькую дверь, наклоняетесь и открываете ее и выходите.

        Вы в безопасности. Темнота и все тревоги позади.

        Долина счастья – это чудесное место, где может исполниться любое твое желание.

        Впереди чудесное озеро Байкал, на котором есть остров, вы видите предметы, которые мешают вам вести здоровый образ жизни. У вас на них обида.

        Помашите им. Они не могут приблизиться к вам, ведь сегодня вы расстались с ними.

        Повернитесь к ним спиной и еще раз насладитесь пребыванием в этой чудесной Долине счастья.

        Сейчас вы покидаете Долину счастья спокойным и обновленным, и самым главным желанием поменять отношение к своему здоровью. Вам хорошо и уютно.

     

    IV этап тренинга

    «Мы растем здоровыми, - с природою знакомые»

    Педагог: Упражнение «Воздушный шар» (о ценности здоровья для человека). Откройте глазки и мы продолжаем и новое задание: Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо.

        Напишите, какие  ценности важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь, счастье, успех, мудрость, общение).

        А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?

    Сейчас вам необходимо вместе разработать проект под названием «Нам нужна здоровая планета», в котором вы должны будете отразить ваше пожелание.

       Задание: Раздаются силуэты солнышка, листочков, облаков дети пишут пожелание о том, какую бы хотели они видеть природу.

       «Я хочу, чтобы всегда светило солнышко», «Я хочу, чтобы всегда пели птицы», «Я хочу, чтобы лес был красивым».

        Оформленные образцы солнышка, листочки, облака прикрепляют к ватману  и высказывают свое мнение, выслушивают другую команду.

       Педагог: Молодцы! Вы все сумели,

                       Вам желаю не лениться,

                       Поскорей с природой подружиться,

                       Больше спортом заниматься,

                       Витамины есть стараться,

                       Не болейте, улыбайтесь,

                       На природе отдыхайте,

                       Быть здоровыми старайтесь!

                       И тогда вы навсегда,

                       Будете с природою друзья!

       Релаксация. Подводится итог тренинга. Берегите себя и окружающую природу! До встречи.

       

    Список использованной литературы:

      1. Личностное портфолио старшеклассников: учебно – методическое пособие/ Молчанова З.М, Тимченко А.А, Т.В.Черникова; Под редакцией Т.В. Чениковой, - 2 – 2 издание – стереотипное – М.: Глобус, 2007. – 128с

    2. Психологическая защита у детей. И.М Никольский, Р.М. Грановская. Москва. 2000.



    Предварительный просмотр:

    Конспект внеклассного занятия экологического объединения «Ритмы природы» МБУ ДО ЗЦДЮТ первого года обучения в форме практического исследования на тему

    «Свойства воды»

    Педагог: Грабовская В.А.

    Цель: прививать интерес к исследовательской деятельности

    Задачи: учить детей наблюдать и анализировать факты

                 описывать свои наблюдения.

    Предполагаемый результат - умение детей проводить опыты, умение работать в паре, умение делать выводы, умение читать схемы

    Предварительная работа – чтение стихотворений о воде, наблюдение за лужами (отражение предметов), наблюдение за водой в аквариуме, опыты с водой (течет, разливается, не имеет формы)

    Организационный момент

    Педагог: Сегодня мы будем работать в лаборатории, проводить опыты. А с чем? Вы должны отгадать: Если руки ваши в ваксе, если на нос сели кляксы, кто тогда наш первый друг, снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама ни готовить, ни стирать, без чего мы скажем прямо, человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба, чтобы плыли корабли, чтоб варили кисели, чтобы не было беды – жить нельзя нам без (воды). Правильно.

    На доске: три схемы (вода течет, разливается, не имеет формы) Что это? Вывод: вода льется, растекается, не имеет формы.

    Проходите в нашу лабораторию. Сегодня будем продолжать опыты с водой. Воспитанники садятся за столы, педагог просит напомнить правила безопасности при работе:

    - аккуратно пользуйся емкостью для воды

    - своевременно поддерживай порядок на рабочем столе, подтирай разлившуюся на стол воду

    Педагог: Вспомним правила работы в паре: уметь слушать и слышать друг друга, советоваться друг с другом, каждый высказывает свое мнение.

    Опыт 1

    Педагог: Перед вами ребята стоят два стаканчика. В одном стаканчике налита вода, а в другом молоко. Сравните их, что заметили?

    Ответы детей.

    Вывод: вода не имеет вкуса, бесцветная, не имеет запаха. Появляются три схемы. Читаем схемы.

    Опыт 2.

    Педагог: Перед вами стаканчик с водой и набор мелких предметов: пуговицы, камешки, металлические пробки. Ребята, что значит прозрачный? Найди в группе прозрачный предмет.

    Ответы детей.

    Педагог: Докажите, что вода, стоящая перед вами в стакане, прозрачная. (Дети бросают в воду предметы, они видны.) Всегда ли вода в аквариуме прозрачная? Почему она становиться мутной? Прозрачна ли вода в луже, реке, нашем пруду? Ответы детей. Появляется схема. Читаем схему.

    Педагог: Вспомните, что вчера на прогулке мы наблюдали? Дети отвечают: смотрели на свое отражение в луже. А где еще можно увидеть свое отражение? Давным-давно, в старину, когда не было зеркала, люди рассматривали себя, наклонившись над рекой, бочкой с водой. Появляется схема: предметы отражаются в воде.

    Подведение итогов и оценка результатов

    Педагог: Ребята, сегодня мы узнали свойства воды. Что запомнилось больше всего? Ответы детей. Педагог дает оценку действиям детей, благодарит за работу.

    Задание: Ребята, подумайте, что будет с водой, если вынести ее на мороз, что будет со льдом, если внести в теплое помещение? Об этом мы поговорим на следующий раз. Спасибо.



    Предварительный просмотр:

    Конспект внеклассного занятия первого года обучения экологического объединения «Ритмы природы» МБУ ДО ЗЦДЮТ на тему: Домовый воробей

    Цель: расширить и  закрепить знания детей зимующих о птицах; познакомить с перелетными птицами;

    Задачи:

         Образовательная: учить находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления; формировать представления о научном поиске, методах работы ученых;

         Развиваюшая: развивать наблюдательность, любознательность, интерес к предмету, умение сравнивать, наблюдать, анализировать.

          Воспитательная: воспитывать заботливое отношение к птицам;

          Здоровьесберегающая: воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

    Планируемые достижения учащихся:

    Развитие знать: условия, необходимые для жизни зимующих и перелётных птиц; основные правила поведения в местах обитания птиц;

    Освоение - уметь: приводить примеры представителей групп зимующих и перелётных птиц, раскрывать особенности их жизни, усвоить, что одни птицы зимуют в наших краях, а другие улетают в теплые края, научиться приводить примеры птиц каждой группы. Использовать приобретённые на уроке знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения и сравнения; установление связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе.

    Воспитание: наблюдательности, любви к природе, к родному краю, бережному отношению ко всему живому, что нас окружает, воспитание  экологической грамотности.

    Оборудование: медиапроектор, презентация (изображение птиц, зимующих в наших краях, перелётных птиц).

    Форма занятия: беседа – практикум с ТСО

    Методы обучения: словесный, наглядно-демонстративный, частично-поисковый

    Приемы: разъяснение, рассуждение и общая характеристика

                                        Методика проведения занятия

    1.    Орг. момент – Здравствуйте ребята. Сегодня мы отправимся в новое путешествие по царству природы. Нам предстоит открыть новые тайны в мире животных.

    II.  Повторение.

     -Кто обитает в САВАННЕ?

    -Кто живет в ТРОПИЧЕСКОМ ЛЕСУ?

    -Какая разница между слонами, которые там живут?

    III. Актуализация знаний. - Ребята, к кому же мы сегодня отправимся в гости? 

    Снится ночью пауку чудо-юдо на суку:

    Длинный клюв и два крыла, прилетит – плохи дела.

    А кого паук боится? Угадали? Это…… (птица)    (Cлайд 1)

     

    -Мы сегодня отправимся в гости к птицам

    - Кто же такие птицы? - По каким совершенно определённым признакам можно узнать птиц? (тело птиц покрыто перьями)

    - Все ли птицы выглядят одинаково? (нет)

    -На какие группы можно поделить птиц?

    IV. Постановка темы и цели занятия 

    Мы продолжим знакомство с пернатыми друзьями.

    -  Сегодня поговорим о том, где и как зимуют птицы?  (Cлайд 1)          

    V. Работа над темой занятия

      1. Беседа – С приходом зимы жизнь в природе сильно изменилась. Можем ли мы сейчас, выйдя на улицу, услышать разнообразные песни птиц? Почему? (Многие птицы улетели в тёплые края.) – Как вы думаете, почему некоторые птицы улетают в тёплые края? (ответы уч-ся)

            Отгадайте загадки и вы узнаете название птиц, которые остаются у нас зимовать. (После отгадки появляется изображение птицы

    2. Работа над загадками 

     Черный жилет, красный берет,

    Нос, как топор, хвост, как упор.

    Лесной «доктор».      (Дятел)      

     Спинкою зеленовата,

    Животиком желтовата,

    Чёрненькая шапочка

    И полоска шарфика.  (синица)      

     Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков. В теплый край я не летаю, Здесь под крышей обитаю.       Чик-чирик! Не робей! Я бывалый … (воробей).       

    И в лесу, заметьте, дети,

    Есть ночные сторожа.

    Сторожей боятся этих

    Мыши, прячутся, дрожа!

    Очень уж суровы

    Филины и…..( Совы) 

    Чёрная птица, никого не боится, На зиму не улетает, нашу местность оживляет.

    В поле – помощницы, вроде, Бандитки – в саду, в огороде: Вишни и сливы, дыни, горох… От крика их в поле трактор оглох. И если устроена свалка, Там тоже окажется …(Галка)  

    Тащит в дупла лип упорно  Желуди, орехи, зерна,  Как заправский кладовщик  Бойкий ...ПОПОЛЗЕНЬ ямщик.           

    3. Беседа – Птицы, которые не улетают от нас осенью, как мы их можем назвать? (называются зимующие)

    На доске схема 

    ПТИЦЫ            ЗИМУЮЩИЕ 

    – Назовите зимующих птиц?

     – Чем они питаются? (ответы детей)

     – Зимующие птицы находят корм круглый год. Они могут питаться и семенами, и плодами, и насекомыми, держатся ближе к жилью человека.

     – Легко ли им зимой? (ответы детей) А как мы можем им помочь? (ответы детей)    

    - Чем можно кормить птиц?  А к кому прилетают в зимнюю «столовую» пернатые гости?

     – Какие птицы вы видели в своей кормушке? Зимой птице страшен не мороз, а голод. Главное, чтобы корм в кормушке был всегда, и не был засыпан снегом.

    Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов

    К нам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо.

    Не богаты их корма, Горсть зерна нужна,

    Горсть одна – и не страшна, Будет им зима. 

    VI. Физкультминутка (с игрой на внимание)

    – Сейчас я буду показывать движения и называть слова – названия птиц. Вы движения повторяйте за мной. Если вы услышите “лишнее” слово, нужно будет хлопнуть в ладоши.

    Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи. Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны. Прилетели птицы: голуби, синицы, зайцы, воробьи. Прилетели птицы: голуби, синицы, комары, кукушки.

    VII. Продолжение работы над темой занятия

    1. Беседа. 

     – А как можно назвать остальных птиц, которые улетают.  Почему Вы их назвали перелётными?                              

                                      ЗИМУЮЩИЕ     ПТИЦЫ          ПЕРЕЛЁТНЫЕ

    – Объясните это слово (эти птицы совершают перелетыперелетают из одного района Земли в другой).  - Где же зимуют перелётные птицы?  (ответы детей) 

    Подумайте, почему  зимой птицы улетают от нас в теплые края? Для них нет пищи. 

    –  Как люди узнали, что птицы улетают в тёплые края? (ответы детей)

    –  Сейчас мы знаем, что птицы улетают на зиму в теплые края. А раньше люди этого не знали. Они замечали, что птицы осенью куда-то исчезают, потом опять появляются, но весной. В прошлом, когда птичьи перелёты ещё не были изучены, существовало множество самых невероятных вымыслов. Например, в 18 веке люди утверждали, что птицы улетают на ..Луну. Добираются туда будто 60 дней и погружаются в спячку.

    Ученые орнитологи (изучающие жизнь птиц) точно определили, где именно зимуют разные птицы. А как они это сделали? Для этого они надевали птицам на лапки кольца.

    - Давайте рассмотрим эти кольца на рисунке  и подумаем, как же они могли помочь ученым. (ответы учащихся) На каждом кольце номер и адрес, где птицу окольцевали. Когда ученые орнитологи других стран встречают такую птицу, они сообщают об этом по указанному на кольце адресу. Так узнают о миграции (передвижении) птиц. Сейчас ученые используют новейшие приборы, при помощи которых информация о передвижении птиц, об их местонахождении поступает на компьютер через спутниковые системы. Ласточки летом живут практически на всей территории России, а зимуют в Африке. Журавли тоже живут в России, а на зиму улетают в Индию и в другие теплые края.

    Работа над загадками 

    Отгадайте загадки и вы узнаете название птиц, которые улетают в тёплые края . (После отгадки появляется изображение птицы)

    Угадайте, что за птичка — Темненькая невеличка. Беленькая с живота, Хвост раздвинут в два хвоста.   (Ласточка)   

    Встали братья на ходули, Ищут корма по пути. На бегу ли, на ходу ли Им с ходулей не сойти. (Журавли)       

     Нам в хозяйстве помогает и охотно заселяет

    Деревянный свой дворец тёмно-бронзовый…..( Скворец)

     В синем небе голосок, Будто крохотный звонок.       (Жаворонок)                      

     Кто без нот и без свирели лучше всех выводит трели?

    Голосистее, нежней, кто же это? (Соловей) 

    В голубенькой шапочке, бурой сорочке В саду, где набухли на яблоньке почки,

     Он ёжится, зябнет на ветке росистой. Но песни не бросит певец голосистый:

    На яблоньке звонко поёт, не смолкая, Встречая зарю долгожданную мая.   (Зяблик)      

    VIII. Физкультминутка.  Руки подняли и покачали, Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули, Ветер сбивает росу. В сторону руки – плавно помашем, Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем, Крылья сложили назад. 

    Закрепление. Работа в парах. У вас на партах листочки с заданием. В каждом столбике по три названия птиц. Нужно обвести в кружок “лишнюю” птицу и объяснить свой выбор.

    дятел ласточка журавль

    воробей скворец синица

    поползень сова жаворонок

    соловей зяблик галка

    Групповая работа: Найди и раскрась птицу в книжке – раскраске «Лесная сказка»

    1) Что зимой для птицы страшнее: голод или холод? (Голод.)

    2) Весной на берёзе можно увидеть отверстия, расположенные по стволу кольцом. Кто-то лакомился берёзовым соком. Кто этот сладкоежка? (Дятел.)

    3)Этих птиц ещё в Древней Греции использовали для отправки сообщений на дальние расстояния. Что это за птицы? (Голуби.)

    X.  Итог

    -Ребята, давайте подведём итог нашему занятию: Кто такие птицы?

    - На какие две группы мы разделили птиц? (зимующие, перелётные)

    - Где же зимуют зимующие птицы, чем они питаются?  Где зимуют перелётные птицы? (в тёплых краях).Почему перелётные птицы улетают в тёплые края?

     Игра "«Верно или нет»

    1. Верно ли, что перелетные птицы не улетают в теплые края? (0)

    2. Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+)

    3. Ласточка, соловей, скворец - зимующие птицы. (0)

    4.  Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками. (+) 5. Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+)

    Итог занятия. Домашнее задание – сделать кормушки для птиц

    Вновь разгулялась вьюга, срывая снежные шапки. 
    Совсем замерзла пичуга – Сидит, поджимая лапки. 
    Набок головку клонит И прячет ее под крыло, 
    А ельник от ветра стонет, И поле белым – бело. 
    Вот вы увидели зимний лес, послушали звуки зимнего леса, а что там можно почувствовать? Холод, мороз, сильный ветер. Посмотрите, а как живётся птицам зимой

    Инсценированное выступление "Доживем до весны". 
    Появляется взъерошенный воробей:

    Ой, спасите! Караул! Кто в меня снежком пульнул? 
    Эти скверные мальчишки Жить мешают воробьишкам. 
    То снежками, то рогаткой! А ведь нам и так не сладко! 
    Появляется синичка:                                                                                                                             Бр- р! Какой мороз трескучий! Где бы спрятаться получше? 
    Замерзаю на лету! Может быть, согреюсь тут? 
    Замечает воробья:                                                                                                                                Чик-чирикин! Что с тобой? Ты взъерошенный такой! 
    Может, кто тебя обидел? Или ты кота увидел? 
    Воробей: Ой, соседка! Тише! Тише! Видишь там троих мальчишек 
    Бессердечных, злых и грубых? Хорошо им в теплых шубах, 
    В шапках, в куртках меховых! Еле вырвался от них! 
    Синичка: Я, сосед, с тобой согласна! Птичья жизнь зимой ужасна! 
    Против нас мороз, бураны, Да еще и хулиганы! 
    Нас выслеживают кошки, И во рту с утра не крошки!                                                                       - Какие чувства к птицам у вас вызвали эти стихи? Чувства жалости, сострадания, грусти. Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, (вот вы сейчас увидели) иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. А как вы думаете, отчего птицы могут радоваться людям? А теперь посмотрите на это творение природы, послушайте их пение.                                                                Презентация «Птицы зимой» 

    5. Физкультминутка. Игра "Узнай птицу"

    Я предлагаю вам сыграть в игру " Узнай птицу".

    Ты катись весёлый мячик. Быстро, быстро по рукам. 
    У кого он оказался, Называет птицу нам 
    Ведущий: Здесь зашифрованы названия зимующих птиц нашей местности, вам необходимо собрать из букв название о птиц, найти картинки с этими птицами и прикрепить к доске. НИЦАСИ: синица БЕЙРОВО: воробей КАРОСО: сорока ЛТЯДЕ..дятел НИЕСРЬГ:.снегирь ЛЬСРИВИЕСТ..свиристель АКЙСО: сойка НАВОРО ворона ЗЕНЬПОЛПО:.поползень 
    6. Создание проблемной ситуации.

    Что страшнее и опаснее для птиц холод или голод? Несмотря на зимнюю стужу, бураны и ветер для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу, голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна.

    Но почему–то в жизни люди редко обращают внимание на трудности наших меньших братьев, хотя нельзя сказать, что все злые и жестокие. Очень приятно, что многие дети из нашего класса принимают участие в акции «Сохраним птиц», но если привлечь к этому важному делу других людей, то и результат может оказаться гораздо более серьёзным. 

       ПРОБЛЕМА: «Как привлечь внимание людей к проблемам зимующих птиц?» Во время акции все дети немало потрудились, и многое знают о птицах, имеют немалое количество информации по теме. Для того чтобы правильно использовать информацию нужно научиться её обрабатывать и систематизировать. 

    7. Формулирование целей и задач проектной деятельности. 

    Цель: учиться обрабатывать и систематизировать информацию 

    Что мы можем сделать? создать информационный стенд или газету, выпустить листовку; провести конкурс кормушек и наблюдений за птицами; провести конкурс на лучший плакат или рисунок; подготовить познавательный материал; сделать подборку книг; сочинить стихи, частушки про жизнь птиц, тем самым привлечь внимание людей.


    8. Подготовка к созданию проекта. ПЛАНИРОВАНИЕ Какие вопросы хотите рассмотреть, т.е. какую информацию хотели бы разместить? Узнать, какие птицы остаются у нас зимовать. Как правильно подкармливать птиц зимой? Как выглядят зимующие птицы? Привлечь внимание людей заботиться о птицах. Узнать, какую пользу приносят птицы. 


    1этап проекта – образование групп, определение подтем.


    1. Группа – «Исследователи» - по данной информации определяет зимующих птицах, используя компьютер, дополнительную литературу.(Визитная карточка) 

    2. Группа «Художники»- раскрашивают фигурки зимующих птиц. 

    3. Группа – «Наблюдатели», используя свой жизненный опыт, дополнительную информацию составляют меню для зимующих птиц. 

    2 этап проекта ПОИСК ИНФОРМАЦИИ 


    - самостоятельное исследование, творческая работа

    Группа – «исследователи» - написание обращения «Покормите птиц зимой!»(по принципу «Карусель»). Группа – «наблюдатели» - составление синквейна Группа «художники» - работа с деформированным текстом 

    ПРОДУКТ (оформление результатов) 


    3 этап проекта – защита проекта 

    • ПРЕЗЕНТАЦИЯ 


    Надо работу свою представить Надо проект теперь защитить,

    Чтобы наши друзья узнали, Как мы проблему сумели решить!
    Презентация 1 группы

    Бывают птицы разными: Одни бояться вьюг

    И улетают на зиму На добрый, тёплый юг.

    Другие – те народ иной: В мороз над лесом кружат.

    Для них разлука с родиной Страшнее лютой стужи. 
    К зимующим птицам нашей местности относятся:…….. 

    Презентация 2 группы

    Также остаются у нас зимовать: воробей, синица, поползень, снегирь, ворона.

    1)Воробей

    Под застройкою – жилье – В нем живет одно жулье.

    Птица-жулик, птица-вор Нам нахлебник с давних пор. (Воробей)

    Само название этой птицы возникло, видимо, из слов: «Вора бей!» Так русские крестьяне называли воробьёв, которые склёвывал в полях созревшее зерно.

    2)Синица в солнечный день звонко поёт: «Синь-синь-синь!», поэтому её так и назвали. 

    3)Поползень отличается тем, что запросто лазает по деревьям или по скалам как вверх, так и вниз головой. 

    4)Снегирь прилетает к нам вместе со снегом и живёт всю зиму. 

    5)Воронаи ворон родственны слову вороной, т.е. – "чёрный". Птиц назвали так за чёрное оперение. 
    Презентация 3 группы

    Сугробами засыпаны Дома, дворы, дорожки. 
    Не могут пташки отыскать, Ни зёрнышка, ни крошки. 
    И вот летают всё слабей, Ворона, голубь, воробей. 
    Скорей на помощь, дети! Вот в этот самый трудный час 
    Спасенья птицы ждут от нас! Кормите их, согрейте! 
    Повесьте домик на суку, Рассыпьте крошек на снегу. 
    А то и манной кашки, И оживут бедняжки. Птицы будут довольны, если вы угостите и Но ни в коем случае нельзя давать птицам……… 

    Какие обращения вы подготовили к окружающим, чтобы помочь птицам? 

    4 этап проекта - презентация проекта

    Итак, мы подошли к последнему этапу работы к презентации проекта «Зимующие птицы».

    Давайте объединим материал каждой группы и посмотрим, что у нас получилось.

    Висит кормушка на окне на радость нам и птицам.

    И каждый день по сто друзей в окно мое стучится.

    Синицы, галки, воробьи – тихони и задиры –

    Стучатся дружно по утрам в окно моей квартиры.

    Какая радость видеть птиц и слышать трель синичек!

    Я каждый раз встречаю их, как дорогих сестричек. 

    Какую пользу приносят птицы в природе? Они создают красоту природы. Являются санитарами леса, истребляют множество вредных насекомых, способствуют размножению растений.
    Итог занятия Какую цель и какую задачу ставили перед собой в начале занятия?(Учиться использовать и обрабатывать полученную информацию; создать в ходе разработки проекта макет кормушки с информационным материалом) Удалось ли вам достигнуть поставленной цели и задачи? 

    Рефлексия Оцените свою работу по листу оценивания (Приложение 3)

    Себя оценить – задача важная: Увидим успехи, заметим проблемы

    Зато теперь шагаем дальше - Теперь проекты делать умеем мы! Какие трудности встретились? Что показалось наиболее интересным? Спасибо за внимание!