Публикации авторского материала учителя физкультуры Топчеевой Г.В.

Топчеева Галина Вениаминовна (Учитель физической культуры)

На этой странице вы можете познакомиться с публикациями Топчеевой Г.В. (сертификаты, свидетельства публикаций учителя физической культуры Топчеевой Галины Вениаминовны).

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Г.В. Топчеева

Астраханский государственный университет

      Проблема одаренности являлась и является темой пристального внимания многих исследователей в области педагогики, психологии, философии и многих других наук, занимающихся изучением человека. Понятие одаренности было сформулировано еще в середине 19 века английским психологом Френсисом Гальтоном: «Одаренность – уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием, но, тем не менее, от них не зависимый». На основе идей психологов Д. Кэррола и Б. Блума, а так же их последователями была разработана методика обучения одаренных детей. Предложение отбирать и интенсивно обучать одаренных детей, впервые было высказано еще Конфуцием более двух с половиной тысячи лет тому назад. Эта идея была реализована в Древнем Китае, где для отбора особо одаренных детей использовались различные испытания (тесты) на логическое мышление, творческую фантазию, память, умение красиво писать, сочинять стихи и романы.

      В соответствии с  основными принципами концепции физической культуры и спорта в Российской федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по поиску спортивно одаренных детей и создать оптимальные условия для их развития. Поэтому изучение закономерностей формирования и развития спортивно одаренной личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей индивида для самореализации в процессе жизнедеятельности, так как спортивная деятельность – одна из важнейших моделей для изучения состояния человека в различных жизненных проявлениях. Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей моторной организации человека и его психических способностей, которые могут быть как  врожденными, так и  приобретенными в процессе деятельности. Точнее двигательную одаренность можно определить как сочетание врожденных антропометрических, морфологических, психологических, физиологических и биохимических особенностей человека, однонаправлено влияющих на успешность какого-либо вида двигательной деятельности.

      Так что же такое ОДАРЕННОСТЬ – дар природы или результат разумного воспитания? Чудо природы или чудо терпения и внимания родителей и учителей? Существует несколько мнений. Одни утверждают, что таланту ничего не надо, если он есть, то он есть. Другие, что талант надо обязательно развивать и это развитие, прежде всего, зависит от личной направленности человека, от его жизненной позиции. Задача же учителя состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, которая максимально нагружала бы спортивную активность учащегося  или создать образовательную среду для развития уже проявившихся способностей, условий для раскрытия его потенциала и удовлетворение потребностей.

      Многое в развитии одаренности зависит от того, насколько мы учитываем своеобразие человека, его специфику, насколько мы умеем найти в индивидуальности то «самое-самое», что, в конечном счете, будет определять успех.

       Одна из главных задач учителя в работе с одаренными детьми – увидеть в каждом из них индивидуальность. При этом надо учесть, что у одних она на виду и вызывает удивление и восхищение. У других она скрыта, спрятана в закоулках их внутреннего мира, заслонена различными комплексами, особенностями темперамента и характера. Поэтому талант не всегда на виду, чаще всего его надо выявлять, порой приложив определенные усилия, а затем поддержать, дать возможность развиться.

      Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период. Задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

      Хотелось бы поделиться своим опытом работы с одаренными детьми, который включает в себя следующие этапы:

- выявление одаренных детей;

- развитие творческих способностей на уроках;

- развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, секции, конкурсы, исследовательская работа);

- создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
      В своей работе использую следующие признаки одаренности  - быстрое освоение деятельности и ее выполнения, использование новых типов деятельности, проявление максимума самостоятельности в овладении и развитии деятельности, устойчивость интересов, упорство в достижении цели, широта интересов, анализ реальных достижений детей в спортивных соревнованиях  и конкурсах, наблюдение.

   При выборе содержания и методов работы с одаренными детьми мною учитывается, что каждому возрастному этапу детского развития соответствуют разные типы ведущей деятельности. Так, например, у начальной школы (дети 7-10 лет) – это игровая деятельность, направленная на развитие физических качеств, посредством игры. Стараюсь выявлять одаренных детей на начальных стадиях и привлекать их к регулярным занятиям физической культурой, посещать спортивные секции, участвовать в дистанционных олимпиадах по физической культуре и конкурсах. Здесь и немаловажно привлечение родителей, так как в развитие и формирование одаренности большое значение имеет их участие. В свою очередь стараюсь привлекать родителей к совместной деятельности: помощь в судействе соревнований и к их непосредственному участию, изготовлению нестандартного оборудования для уроков и соревнований. Традиционным стало проведение соревнований «Неразлучные друзья взрослые и дети», «Мама, папа, я - дружная семья», где родители вместе с детьми принимают активное участие. Для подросткового периода (11-15 лет) ведущим видом деятельности выступает социально-коммуникативная деятельность – совместная предметная деятельность: соревнования, конкурсы, олимпиады, проектная деятельность, как условие и средство формирования самооценки.  Стараюсь включать одаренных детей  в соревнования  с такими же одаренными детьми или более старшими, поскольку конкуренция и даже опыт поражения дает хорошие результаты.  В общении со сверстниками, одаренный ребенок довольно часто берет на себя  роль организатора групповых дел и игр, поэтому привлекаю таких детей к демонстрации упражнений,  инструкторской деятельности в работе с отстающими, судейству соревнований, к помощи в организации и проведении спортивных праздников и дней здоровья.

       Считаю, что важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеурочной и внеклассной физкультурно-оздоровительной работы в школе. Практика нашей школы показала, что более всего в работе с одаренными учащимися по физической культуре подходят следующие формы работы:

-секционные занятия по видам спорта;

-спортивные соревнования;

- конкурсы;

- участие в олимпиадах (в том числе дистанционных);

- работа по индивидуально - групповым планам;

-сотрудничество с родителями, медиками, психологами, тренерами спортивных школ; 

- сотрудничество с другими школами. 

      В своей школе мы стараемся делать все, для выявления одаренных и способных детей, чтобы им было в школе интересно учиться, показывать пример другим учащимся, приобщать их к спортивной деятельности и саморазвитию.

      Как результаты  своей работы с одарёнными детьми, можно отметить победы школьных команд в районных и областных соревнованиях по волейболу, баскетболу, мини-футболу, конкурса Дружин юных пожарных, «Браво, Парни!», «Юнармеец». Регулярное участие и победы наших детей в муниципальном и региональном этапе Всероссийской Олимпиады школьников по физической культуре. Спортсмены нашей школы показывают высокие результаты в соревнованиях по видам спорта: самбо, дзюдо, шашки, шахматы.

      Считаю, что там, где педагогами вдумчиво, заинтересованно выстроена работа по выявлению и развитию одаренности школьников, там обязательно будет успех.



Предварительный просмотр:

Современный урок физической культуры

      В последнее время общество и государство придаёт огромное значение урокам физкультуры в школе, но, к сожалению, некоторые родители до сих пор считают, что урок физкультуры не важен для их ребенка и ничего интересного и полезного в уроках нет, а лучше, чтобы их ребенок занимался дополнительными уроками по основным предметам.

      Конечно, назвать современный урок  физкультуры совершенным достаточно тяжело, да и причин этого есть множество: нехватка спортивного оборудования и инвентаря, спортивных площадок, а порой в школах нет спортивных залов. Но если подходить к уроку физкультуры более тщательно, рассмотреть то, что предлагают учителя, не пытаться увильнуть и отсидеться на скамейке, то в будущем вы поймете, что ваши дети не зря посещали уроки физкультуры  и скажете педагогам огромное спасибо.

      Теперь давайте попытаемся разобраться, в чем же реальная польза нахождения в спортзале или на спортивной площадке.

       Конечно в первую очередь, дело в физиологии человека. Молодой, растущий организм требует подвижности, чтобы иметь возможность разгонять по телу кровь. Именно поэтому дети на переменах носятся в коридорах или классах и чем больше вы пытаетесь держать их в строжайшей дисциплине, тем громче они будут кричать на перемене. Уроки физической культуры призваны уравновесить этот дисбаланс. Правильно построенная физическая разминка позволяет распределить излишки энергии по всему телу. При этом отсутствует переутомление, а также опасность получить растяжение или другого рода травму. Более того, благодаря активным физическим упражнениям происходит моральная перезарядка организма, когда мозг на время отключается от сложных математических расчетов, либо мыслей о литературном сюжете, давая возможность человеку освежить свои мысли. Очень важен и тот факт, что дети, посещая уроки физкультуры, вырабатывают в себе мотивационные качества, целеустремленность, трудолюбие и преодоление себя.

       Немаловажное значение имеет и то, что занятие физкультурой позволяет проявить у человека скрытые таланты, которые в другой обстановке он попросту будет стесняться проявить. А вот опытный педагог должен оценить возможный потенциал и развить его в дальнейшем. И сделать так, чтобы на занятии все были равны и находились в равных условиях, а над успехами детей мало кто будет шутить. Именно так и проявляются будущие футболисты, волейболисты, баскетболисты, легкоатлеты. Многие после посещения спортзала хотят развиваться самостоятельно, совершенствовать свое тело и укреплять здоровье. И именно это и ценно в школьной физкультуре, как источнике безграничных возможностей в будущем.

       Сейчас важнейшее дело специалистов физического воспитания – показывать и доказывать, что физическая культура является учебным предметом, который не сводится лишь к освоению сведений об одной или нескольких оздоровительных системах, что она не может быть заменена голой физической подготовкой, занятиями спортом, играми, подвижными переменами или рекреационными паузами и так далее. Если для детей единственной приманкой в занятиях физической культурой будут оставаться обещания за счет уроков стать сильными, ловкими, здоровыми, то не сегодня, так завтра дети от нас отвернуться, и тогда силой их уже в спортзал не завернешь .

        В наше время очень быстро изменяются мотивация учения в школе. И все же в школьном спортивном зале, на пришкольной площадке можно сделать еще очень многое.  Для детей немаловажное значение имеют сиюминутный интерес, удовольствие, испытываемые в каждый момент их деятельности. Подобрать интересные упражнения, повернуть известное неожиданной стороной, оформить урок так, чтобы увлечь детей, - забота, наверное, любого педагога, так как от этого зависят настроение его учеников, их интересы, желание выполнять полученные задания.

      Мотивируя учащихся  на добросовестные занятия, учителя физической культуры в той или иной мере говорят ученикам о пользе физических упражнений для их здоровья. Многие учителя завлекают детей, объясняя необходимость физических упражнений для успешного выполнения спортивной деятельности. Однозначного отношения – одобрения или порицания – к подобному способу мотивации нет, и не может быть. Все зависит от конкретной ситуации, контингента учащихся и многих других условий. Так же хочется отметить, что во многих школах существует мотивация учебными нормативами. Подобная мотивация закладывает определенный стиль отношений учителя с учениками. Все эти стили мотивации относятся исключительно к внешним причинам для занятий физическими упражнениями – это здоровье, спорт, нормативы. А педагоги в первую очередь должны обратить внимание на  внутренние основания занятий, т.е. то, что составляет личный интерес ребенка, ведь практика показывает, что именно личный интерес к какой – либо деятельности  служит самым сильным стимулом для занятий ею. И так, возвращаясь к выше сказанному, еще раз повторю: надо очень умело сочетать в мотивационной работе интересы учащихся и важность обучения их жизненно необходимым навыкам.

      Особое внимание учителям физической культуры следует обратить на анализ своей работы: обратиться к своим целям, провести инвентаризацию используемых средств, выявить отношение детей к занятиям, насколько их запросы удовлетворяются на уроках физической культуры, на чем основывается мотивация учения на уроках, какова используемая методика обучения - не только освоение двигательных качеств, а вообще подходы к обучению детей.  

      А в заключении хочется сказать, учитель физкультуры в прямом смысле «сильная» профессия. Здесь как на войне: каждый день идет священный бой за здоровье будущего поколения России. Разве не в этом и заключается почетное и важное служение Отечеству, которое так достойно несут наши учителя?



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОЗЕРНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 

«Внеурочная деятельность, как основа

здорового образа жизни »

(обобщение педагогического опыта)

В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. 

(Слайд 2) В послании президента В.В. Путина Федеральному Собранию (декабрь, 2012 г.) говорится о том, «...что важнейшим направлением государственной политики в области образования является развитие физической культуры и спорта, особенно среди молодежи». Далее президент отметил, что востребованы новые формы работы, широкий выбор не только спортивных, но и оздоровительных занятий, прежде всего для детей младшего возраста, так как именно в этом возрасте  на всю жизнь закладываются привычки и интересы, которые  необходимо начинать формировать в школе.

          Внеурочная деятельность — одно из основополагающих направлений развития образования в России. Школа — это не только место, где получают знания,  школа — это центр новых возможностей, где дети получают всестороннее развитие.

        (Слайд 3) Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства. Последние годы наблюдается резкое падение уровня состояния здоровья, физического развития школьников. Существует несколько причин: ухудшение экологической обстановки, перенасыщение информацией, уменьшение двигательной активности, отсутствие потребности в здоровом образе жизни, а также некомпетентность в вопросах по сохранению и укреплению собственного здоровья. Решение проблемы здоровья участников образовательного процесса, отмечается как приоритетная цель в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), который впервые определяет здоровье школьников, как один из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве главного направления деятельности образовательного учреждения.  

      (Слайд 4) Одной из составных частей внеурочной деятельности по физическому воспитанию учащихся является внеклассная физкультурно-оздоровительная    работа. Ее содержание тесно связано с действующими учебными программами по физической культуре. Являясь продолжением уроков,  внеклассная физкультурно-оздоровительная работа призвана углублять знания, совершенствовать умения и навыки, получаемые на этих уроках. Кроме этого, дополнительные физкультурные занятия, а также участие в спортивных соревнованиях позволяют учащимся укреплять свое физическое здоровье, повышать уровень физической подготовленности, получать всестороннее физическое развитие.    

     

Предлагаю Вашему вниманию обобщение опыта работы по спортивно-оздоровительному направлению в МБОУ «Озерновская ООШ»

      В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений РФ в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено спортивно-оздоровительное направление.

      (Слайд 5) Возможность, вовлечь в систематические занятия  физической  культурой и спортом  как можно большего  числа учащихся, является одной из приоритетных задач внеурочной деятельности Озерновской основной школы.

      Немало важными задачами является:

  • Освоение жизненно важным двигательным умениям и навыкам, воспитание  дисциплинированности, взаимопонимания и бесконфликтности в общении,  доброжелательного отношения к окружающим;
  • Формирование умения и привычки самостоятельно использовать доступные средства  физического воспитания в повседневной жизни с целью собственного  физического совершенствования и оздоровления;
  • Выбор спортивной специализации и достижение в избранном виде спорта  результативности  в соответствии с возрастом;
  • Широкая пропаганда физической культуры и спорта как одного из средств формирования здорового образа жизни;
  • Содействие укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащихся;
  • Повышение уровня физической подготовленности с целью отбора кандидатов в сборную команды школы по видам спорта;
  • Воспитание и развитие организаторских навыков у школьников.  

     

       Внеклассные физкультурно-оздоровительные мероприятия являются одним из основных средств формирования здорового образа жизни учащихся, а также  профилактики вредных привычек.

        В образовательной программе МБОУ «Озерновская ООШ» определена стратегия школы: создание оптимальных условий для развития потенциала обучающихся, получения доступного качественного и конкурентно-способного образования в соответствии с их образовательными потребностями и возможностями.

        Одно из важнейших направлений этой стратегии является проект «Будем здоровы!», где говорится о том, что каждый ученик нашей школы должен стать здоровым, сильным, ловким и смелым, так как ничего нет в этой жизни важнее здоровья. Исходя из этого, мною была разработана программа «Основы здорового образа жизни».

       Реализация курса «Основы здорового образа жизни» осуществляется в рамках организации внеурочной деятельности по предмету и является дополнением к основной образовательной программе.

Содержание внеклассной работы

       (Слайд 6)  По своему содержанию и организации внеклассная работа отвечает таким  требованиям, как массовость, воспитательная и развивающая направленность, свободный выбор учащимися вида занятий, соответствие содержания и методов организации занятий уровню развития и физической подготовленности детей, стимулированию физкультурной активности учащихся.

       Внеклассная работа по физическому воспитанию состоит из двух основных разделов, различаемых по признаку преимущественной направленности их содержания:

  • Физкультурно-оздоровительная работа (массовые соревнования, спортивные праздники, а также физкультурные мероприятия в режиме учебного дня);
  • Работа спортивной направленности (занятия в спортивных секциях и соревнования по видам спорта).

      (Слайд 7) Основным содержанием внеклассных занятий с детьми является материал внеурочной деятельности учащихся под редакцией В.А. Колодницкого и В.С. Кузнецова, а так же И.А. Усманова – Винер, используемый с целью совершенствования умений и навыков учащихся в выполнении различных упражнений  как в обычных условиях, так и в усложнённых, в частности на местности. Дополнительный материал берется из журналов «Физическая культура в школе», интернет источников и соответствующей литературы.

Организация внеклассной работы

       (Слайд 8) Организационной основой физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в МБОУ «Озерновская ООШ» является внутришкольная круглогодичная спартакиада.  Спартакиада включает в себя не менее шести  обязательных видов спорта:

- Весенний и осенний кросс;

- Первенство Озерновской школы по волейболу, баскетболу, пионерболу, и футболу;

- Президентское  многоборье (бег на короткую и длинную дистанции, прыжки в длину, метание мяча на дальность и т.д.);

- Веселые старты и подвижные игры для учащихся 1-4 классов.

Кроме указанных видов спорта проводится соревнование – школьный этап Спартакиады среди учащихся в ОУ Астраханской области в Икрянинском районе по шашкам, шахматам, баскетболу, волейболу, футболу, легкой атлетике. Так же в конце учебного года проводится Фестиваль ВФСК ГТО школьный этап и участие в муниципальном этапе Фестиваля. В 2017/2018 учебном году ученики нашей школы  2-4 и 5-8 классов (всего 30 учащихся) приняли участие в сдаче норм ВФСК ГТО.

        (Слайд 9) Для организации и проведения внеклассной работы по физической культуре и спорту в МБОУ «Озерновская ООШ» создан коллектив физической культуры (КФК). Общее руководство работой коллектива физической культуры возлагается на учителя физической культуры. Во всех классах школы избираются физкультурные организаторы (лучшие спортсмены класса). Они работают под руководством классных руководителей, организуя учеников своего класса для участия в различных физкультурно-массовых и спортивных мероприятиях, проводимых школой.

       В состав коллектива физической культуры входят физкультурные организаторы с 4 по 9 классы. Заседания КФК  проводятся один раз в четверть, где обсуждаются проведенные мероприятия и планируется дальнейшая работа. Кроме организации практических занятий коллектив физической культуры вместе с учителем  и тренерами  привлекает учащихся к работе по устройству новой спортивной площадки, организует изготовление простейшего инвентаря, проводит спортивные соревнования, физкультурные праздники, выступления на утренниках и других мероприятиях, помогает учителям в пропаганде физической культуры и спорта среди учащихся и родителей и т.д.

Формы внеклассной работы

      (Слайд 10) Чтобы добиться массового охвата учащихся внеклассной работой, используются самые различные формы организации и проведения занятий с детьми с учетом их возраста, состояния здоровья и физической подготовленности. Основными формами являются: походы, занятия в группах общей физической подготовки, спортивные соревнования, физкультурные праздники, занятия в спортивных секциях, Дни Здоровья.    

Спортивные секции

      Для проведения практической работы с учащимися организуются спортивные секции. В секции привлекаются как можно больше учащихся, в том числе и тех, которые несколько отстают в физическом развитии от своих сверстников. Занятия учебных групп проводятся два- три  раза в неделю, в свободное от уроков время, по расписанию, утвержденному директором школы. В период подготовки к соревнованиям создаются команды. Количество участников зависит от условий соревнований. Участники команд не прекращают занятий в секциях. Кроме того  с участниками команд проводятся дополнительные занятия (тренировки).

В каждой учебной группе избираются старосты, а в командах - капитаны. Старосты и капитаны напоминают учащимся о занятиях, учитывают посещаемость, помогают совету коллектива (кружка) и руководителям групп в их работе.

(Слайд 11) В МБОУ «Озерновская ООШ» функционируют спортивные секции:

  • Секция единоборств «Самбо, Дзюдо» (1-9 классы) - тренер Бабаев М.Б.;
  • Секция спортивных игр «Баскетбол» (1-3 классы; 4-6 классы) и «Волейбол» (4-6 классы и 7-9 классы)  - тренер Топчеева Г.В.;
  • Секция общеразвивающей подготовки «Гармоничное развитие детей средствами гимнастики» (1 – 4 классы) – учитель физической культуры Топчеева Г.В..

В 2018/2019 учебном году достраиваем многофунциональную спортивную площадку, поэтому планируем проводить секцию «Минифутбол».

     (Слайд 12) В каждой секции занимается 15-20 человек. Комплектование групп производится с учетом возраста и физической подготовленности учащихся.

Обязательными условиями для создания секций по видам спорта является наличие мест для занятий, необходимое оборудование и инвентарь, а главное - квалифицированное руководство. Разносторонняя общая физическая подготовка является основой успехов в любых видах спорта, поэтому на занятиях всех секций значительное внимание уделяется спортивным играм, легкой атлетике.

    Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность – это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми.

    Главное при этом – осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования. Поэтому в нашей школе проводятся спортивные секции от школы и дополнительного образования. Два раза в неделю на секцию «Гармоничное развитие детей средствами гимнастики»  (1 – 4 классы) и «Волейбол» (5 – 9 классы) руководство школы изыскивают возможность для подвоза детей из села Карабулак и Сергино.

                                          Спортивные соревнования

      (Слайд 13)  Спортивные соревнования являются одной из самых интересных, увлекательных форм внеклассной работы по физическому воспитанию в школе. Они содействуют привлечению учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями дома и в коллективе, повышают физическую подготовленность учащихся, сплачивают детский коллектив.

    Соревнования, как и другие виды внеклассной работы, включаются в общий годовой план работы школы. В начале учебного года точно определяются сроки проведения, положение и программы соревнований. С учетом этих сроков заблаговременно проводится подготовка к соревнованиям.

    Спортивные соревнования организуются и проводятся непосредственно учителем под общим руководством директора школы. Самое активное участие в них принимает коллектив физической культуры. Каждое соревнование проводится в соответствии с положением, в котором указываются цели и задачи соревнования, руководство, время и место проведения, участники, программа, условия проведения и зачет, порядок награждения лучших участников команд.

Программа любых соревнований разрабатывается с учетом физической подготовленности учащихся. Внутри класса соревнование организуется и проводится учителем  и активом класса.          

      Нельзя не учитывать еще один существенный фактор – привлечение к участию в физкультурно-оздоровительных мероприятиях и спортивных соревнованиях практически всех учащихся, в том числе отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе и группе лечебной физической культуры. Данный контингент учащихся с успехом привлекается к оформлению мест соревнований, участию в мероприятиях в качестве членов жюри, судейству спортивных соревнований, оформлению судейских протоколов, а также участию в различных конкурсах, например, рисунков на спортивную тему, семейных фотографий на тему «Здоровый образ жизни» и др. За участие в судействе каждого вида соревнований учащиеся получают 1 очко, которое засчитывается в общую сумму баллов класса или группы (эти ученики не входят в количество учащихся, принявших участие в соревновании и не учитываются при подсчёте среднего балла класса или группы).

       (Слайд 14, 15) Как результат работы по спортивно-оздоровительному направлению, можно отметить победы школьных команд в районных и областных соревнованиях по волейболу, баскетболу, мини-футболу, конкурса Дружин юных пожарных, «Браво, Парни!», «Юнармеец». Регулярное участие и победы наших детей в муниципальном и региональном этапе Всероссийской Олимпиады школьников по физической культуре. Спортсмены нашей школы показывают высокие результаты в соревнованиях по видам спорта: самбо, дзюдо.

      Считаю, что там, где педагогами вдумчиво, заинтересованно выстроена работа по спортивно - оздоровительному направлению школьников, там обязательно будет успех.

     

Дни здоровья

      (Слайд 16) Одной из наиболее эффективных форм работы с учащимися в спортивно-оздоровительном направлении является организация и проведение в течение учебного года ежемесячных дней здоровья и спорта.

Цель данного мероприятия: использование разнообразных активных форм отдыха, снимающих накопленное в процессе обучения психическое, интеллектуальное и физическое утомление, и способствующих улучшению физической и умственной работоспособности учащихся.

      Дни здоровья, спорта и туризма проводятся в качестве физкультурно-спортивного праздника с участием всех учащихся школы. При этом мероприятия проходят одновременно со всеми классами по подгруппам - отдельно для учащихся начальной и базовой школы.

      При выборе тематики дней здоровья, спорта и туризма учитывается возраст учащихся, климатические и погодные условия, традиции школы, наличие спортивных сооружений, оборудования и инвентаря, участие родителей, классных руководителей, других педагогических работников. Большой воспитательный эффект на учащихся оказывает присутствие  и участие в спортивных праздниках знаменитых спортсменов, чемпионов Европы, мира, Олимпийских игр.

      В содержание  дней здоровья включаю подвижные, народные и спортивные игры, игры на местности, соревнования по смотру уровня физической подготовленности учащихся в рамках «Президентских состязаний», открытые старты на лучшего бегуна, прыгуна, метателя и т.д. Особой популярностью у учащихся начальных классов пользуются такие соревнования как  «Веселые старты», «Спортландия», «Большие гонки», «Зимние забавы», «Джунгли зовут!», а для учащихся основной школы - внутришкольные соревнования по баскетболу, волейболу, пионерболу, футболу.

      В подготовке и проведении дней здоровья принимают участие не только учитель физической культуры, но и весь педагогический коллектив, а также члены совета коллектива физкультуры и родительского актива (организация тренировок и репетиций с учащимися, проведение семинаров и инструктажей для членов жюри и судей по спорту, привлечение к  судейству соревнований учащихся старших классов, проведение совещаний с классными руководителями, физоргами, капитанами команд, судьями, обсуждение и корректировка содержания положения о днях здоровья, спорта и туризма, соблюдение спортивных ритуалов (парад открытия соревнований, подъем флага под гимн РФ, награждение победителей). Администрация школы в  обязательном порядке обеспечивает во время проведения мероприятий и соревнований присутствие медицинского персонала (врача, медицинской сестры или фельдшера).

      Использование многообразных форм организации и проведения дней здоровья и спорта активизирует пропаганду регулярных занятий физической культурой и спортом среди учащихся, приобщает их к систематическим   занятиям  в физкультурных кружках и спортивных секциях.

      Одним из важнейших требований, которые предъявляются к дням здоровья и спорта, является достижение максимального оздоровительного эффекта для учащихся. Выбор и использование упражнений, подвижных и народных игр, спортивных соревнований должны соответствовать возрастно-половым особенностям учащихся и проводиться при безусловном соблюдении действующих правил безопасности занятий по физической культуре и спорту в учреждениях образования.

Экскурсии и походы

      (Слайд 17) Экскурсии и походы выходного дня проводят классные руководители вместе с учителем физической культуры и ОБЖ. Прогулки, экскурсии и походы чаще всего проводятся пешком и на велосипедах.

        Прогулки обычно совершают без определенных образовательных целей, ради отдыха на лоне природы. Экскурсии имеют определенные образовательные цели и проводятся по заранее намеченной тематике.

       В походах в отличие от экскурсий сочетается выполнение образовательных задач с условиями походной жизни (разбивка бивака, приготовление пищи, преодоление трудностей, встречающихся в любом исходе, и т. д.).

     Тематика экскурсий и походов должна соответствовать общеобразовательной подготовке детей и школьным учебным программам.

Спортивные праздники

(Слайд 18) Спортивные праздники школьников – одна из форм привлечения детей и подростков к систематическим занятиям физкультурой и спортом, которые способствуют не только физическому развитию ребят, но и укреплению их здоровья, воспитанию чувства коллективизма и взаимовыручки.

В своей работе большое внимание уделяю школьным праздникам, которые посвящены знаменательным датам. Для многих участников и зрителей спортивные праздники становятся первым шагом к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Вот почему можно с уверенностью сказать, что подобные праздники – действенное средство агитации и пропаганды физической культуры и спорта. Каждая школа проводит их по-своему, проявляя творчество, выдумку, смекалку. Важно также общественно-педагогическая и эстетическая значимость массовых спортивных праздников в воспитании учащихся.

 В нашей школе традиционно проводятся следующие мероприятия, посвященные знаменательным датам: «А, ну-ка, мальчики!» (2-4 и 5-6 классы), «Браво, Парни!» (7-9 классы), «Спортивные девчонки» (5-6 и 7-9 классы), Смотр строя и песни и другие. На Всемирный День Здоровья (7 апреля) проводятся семейные соревнования «Мама, папа, я - дружная семья!» для учащихся начальных классов, где родители вместе с детьми принимают активное участие, агитбригада «Мы – за здоровый образ жизни! (1-4 и 5-9 классы). Интересно и увлекательно проходят Малые олимпийские игры (2-4 и 5-9 классы), «Неразлучные друзья – взрослые и дети».

(Слайд 19)

Вывод: Эффективность внеклассной работы обеспечивается при соблюдении следующих условий:

  • тесная связь с учебной работой (преемственность содержания, организационно-методические приемы и т. д.);
  • доступность занятий и разнообразие форм, обеспечивающих включение в физкультурно-спортивную деятельность широкого контингента учащихся;
  • преемственность принципов и методов всей системы внеклассной образовательно-воспитательной работы при широком участии ученического актива;
  • привлечение родителей и шефов к материально-техническому обеспечению условий для занятий, к руководству секциями, командами.

        

      А в заключении хочу сказать, что основная идея моей работы сводится к утверждению валеологических принципов в школьной жизни, к руководству всей системой поддержки и укрепления здоровья обучающихся.

      Работа по данным направлениям позволит обеспечить комфортные условия обучения и воспитания подрастающего поколения, станет шагом к реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».  Ребенок, может быть, впервые задумывается над своим отношением к тому, что ему «хочется», и к тому, что «Надо», «Надо для здоровья», а, следовательно, для себя. А какое значение имеет открытие в себе чувства победы над собой?!

      Суметь заставить себя сделать чуть-чуть больше, чем ты можешь, преодолеть свою слабость - этому учит физкультура.

И как сказал В.В. Путин: Результатом нашей работы должна стать осознанная молодым  поколением необходимость в здоровом образе жизни, в занятиях физической культурой и спортом. Каждый молодой человек должен осознать, что здоровый образ жизни – это успех, его личный успех.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Вилькин Я.Р. Организация работы по массовой физической культуре / Я.Р. Вилькин, Т.М. Каневец // ФиС. - 1995. - № 6. - С 23-25.
  2.  Гузов Н.М.Узоры на стадионе/Н.М. Гузов. – М.: Физкультура и спорт, 1987.-128с.
  3.  Гуреев Н.В. Активный отдых/Н.В. Гуреев// Советский спорт. – 2006.



Предварительный просмотр:

«Развиваем самостоятельность на уроках физической культуры»

Топчеева Галина Вениаминовна

МБОУ «Озерновская ООШ», Икрянинского района, с.Озерное

Mail:ozernoeschool@mail.ru

      На сегодняшний день тему своего доклада считаю актуальной, так как формирование у учащихся потребности в систематических самостоятельных занятиях физическими упражнениями является одной из главных задач  школьного физического воспитания.

      Физическая подготовленность - один из социально значимых результатов физического воспитания. Он быстро утрачивается после завершения учебы, если не поддерживается самостоятельно. В то же время с возрастом мотивация занятий физическими упражнениями снижается. Поэтому одной из основных  задач обязательного физического воспитания является формирование устойчивых мотивов физического самосовершенствования. Они должны подкрепляться обязательным для всех общим физкультурным образованием.[1]

      В процессе урока физической культуры решаются образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Образовательные задачи заключаются в обучении детей выполнению физических упражнений, предусмотренных программой, в развитии умений и навыков применять эти упражнения в жизни. Воспитательные задачи урока состоят в воспитании у школьников внимания, дисциплинированности, аккуратности, бережного отношения к имуществу, чувства дружбы и товарищества, силы воли, целеустремленности, самостоятельности, настойчивости в преодолении трудностей.

      Важная воспитательная задача урока физкультуры — привить учащимся интерес и любовь к систематическим занятиям физической культурой, воспитание потребности и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья. Решение данной задачи в деятельности педагога по физической культуре и спорту предусматривает создание необходимых предпосылок к самостоятельным физкультурным занятиям учащихся, а это обусловливает необходимость: повышения физкультурной грамотности школьников; стимулирования положительной мотивации к физической культуре; формирования основ правильной техники выполнения жизненно важных двигательных умений и навыков; формирования организационно-методических умений, дающих возможность правильно построить школьнику свое самостоятельное занятие, дозировать нагрузку, применять адекватный метод воспитания физических качеств, осуществлять простейший самоконтроль и т.д. [8]

      Сегодня хочу поделиться с коллегами опытом работы в этом направлении. Вот уже 30 лет работаю учителем физической культуры в МБОУ «Озерновская ООШ» Икрянинского района. Когда то будучи молодым специалистом, прочитала статью в журнале «Физкультура и спорт» о развитии самостоятельности на уроках физической культуры. Данная тема меня заинтересовала, и я попробовала применить ее в своей работе.

Работая над данной проблемой, выделила для себя несколько задач, которые считаю первоочередными:

- воспитание у детей устойчивого интереса к занятиям;

- формирование умений и навыков самостоятельной работы;

 - усиление оздоровительной направленности уроков физической культуры.

       В учебном процессе мною используются методы убеждения, беседы, лекции, информации, объяснения и т. д. Таким образом, у детей формируются  социально значимые мотивы возникновения привычки к занятиям физической культуры, развивается интерес к ней, дети вооружаются необходимыми знаниями. В своей работе использую и такие методы как показ, демонстрация, инструктаж, проверка и стимулирование деятельности учащихся. Всего этого можно добиться, если данную работу проводить системно, соблюдать определенную последовательность различных видов деятельности на уроке: разъяснение, доказательство, показ, практическая работа, обязательный инструктаж относительно дозировки, темпа выполнения упражнений.  

      С целью формирования умений и навыков самостоятельной деятельности использую карточки-задания с кратким описанием последовательности выполнения упражнений, гимнастических комбинаций и схематичным изображениям. Таким образом достигается высокая результативность работы учащихся на уроке.

      Карточки задания делаю на отдельных плотных листах размером 15-20 см. В верхнем левом углу указывается класс, а в верхнем правом – пол (М.Д.) Например, карточка-задание на развитие двигательных качеств (РДК) имеет четыре ступени. Каждая ступенька содержит все более усложняющиеся задания, вызывающие соответствующий тренировочный эффект четырех уровней. На каждой ступеньке предлагается определенная нагрузка. Для выполнения упражнений самостоятельно разбиваю класс на группы, которые после усиленной разминки приступают к работе на определенной станции по карточкам-заданиям. В группах назначаются старшие, наиболее подготовленные ребята, которые могут объяснить, показать, исправить ошибки. Например, в карточке перечисляются элементы акробатики, и предлагается составить из указанных элементов акробатическую связку. Вот тут и проявляется детская фантазия, развивается самостоятельное творчество.

      Считаю, что карточки-задания можно вводить уже с четвертого класса, когда дети умеют уже хорошо писать, читать, считать. Но все же последовательность выполнения упражнений должна быть дана в графическом изображении. Если работу по карточкам – заданиям наладить основательно, то дети и этого возраста будут уже работать самостоятельно. А с графическими изображениями дети начинают знакомиться уже в третьем классе, когда мы начинаем изучать комплексы ОРУ, учимся их правильно записывать, графически изображать.

      Одной из форм развития самостоятельности так же является домашнее задание. На сегодняшний день оно просто необходимо, так как два, три урока физической культуры не обеспечивают достаточную нагрузку учащихся. В нашей школе 3 урока физкультуры в неделю в каждом классе. Моя мечта – ежедневные уроки. Считаю, что домашнее задание – это логическое продолжение урока физкультуры. С его помощью по возможности пытаюсь воспитывать у школьников потребность в систематических занятиях физическими упражнениями. В нашей школе имеются учебники физической культуры с первого по четвертый класс и с пятого по девятый класс. При необходимости учащиеся берут учебники в библиотеке, пользуются ими при выполнении домашнего задания. Практикую домашнее задание уже с 1 класса, однако ведение тетрадей ввожу лишь третьем классе. В них ребята записывают комплексы ОРУ, графические изображения упражнений, нормативы и теоретические сведения. Отмечают результаты, показанные на уроке, нормативы ВФСК ГТО.

      Для того, чтобы от домашнего задания был эффект, необходимо перед учеником поставить определенную цель. Например, выполнить один из нормативов ВФСК ГТО, наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье.  Цель перед учеником поставлена, а дальше – самостоятельная работа. В качестве домашнего задания не просто даю комплексы ОРУ, но ставлю задачу – выбрать в нем упражнения с учетом своих индивидуальных особенностей и тщательно разучить их. Результативность домашних заданий зависит и от того, когда будут осуществляться контроль и оценивание домашнего задания. Провожу самые разнообразные формы проверки домашнего задания: выборочную, коллективную. Одну из наиболее эффективной проверки считаю коллективную. Например, десять учащихся выполняют прыжки, а десять подсчитывают результаты. Затем они меняются ролями. Таким образом, за 1-2 мин. осуществляется проверка домашнего задания у всего класса. Так же провожу на уроке мини-соревнование для развития у учащихся умения оценивать выполнение упражнений их товарищами. Так, одна группа учащихся оценивает другую группу или предлагается оценить каждого члена группы.

      Систематический контроль за состоянием физической подготовленности учащихся, анализ эффективности самостоятельных занятий осуществляю с помощью тестирования, которое провожу в форме своеобразного экзамена. Оно включает челночный бег, прыжки в длину с места, подтягивание на перекладине – для мальчиков в висе, для девочек в висе лежа, сгибание туловища из положения лежа. В проведении экзамена огромную помощь оказывают подготовленные мною инструкторы-общественники.

      Развитие самостоятельности на уроках физической культуры не сводится только  к работе с карточками-заданиями, выполнению домашнего задания. Процесс развития гораздо глубже. Творческий подход к нему предполагает использование разнообразных форм и методов совершенствования учебно-воспитательного процесса. Выполняя учебную программу,  формирую у учащихся умение самостоятельно определять скорость, темп, положение тела в пространстве и т.д. Как и любая деятельность, связанная с обучением и воспитанием, обучение навыкам и умениям самостоятельных занятий требует индивидуального подхода к учащимся. Необходимо индивидуализировать нагрузку, исходя из возрастных особенностей и уровня физической подготовленности. Больше времени уделять слабым ученикам, учить их контролировать свои действия. Например, учащийся выполнил упражнение, не спешите оценивать правильность выполнения, а предложите сделать это ему самому. [3]

           Одним из основных требований, предъявляемых к учителям физической культуры, является необходимость осуществления дифференцированного подхода к учащимся в процессе физического воспитания - учет индивидуальных способностей школьников.

Важность этой работы обуславливается тем, что учащиеся даже одного возраста имеют различный уровень двигательной подготовленности, типологические и личностные особенности реагирования на учебную нагрузку и факторы внешней среды.

В 15-17 лет практически завершается морфофункциональное созревание организма, но продолжается развитие костно-мышечного и связочного аппарата: отвердение костей ног, рук, позвоночника еще незакончено (А.Г. Хрипкова, 1990), поэтому следует избегать чрезмерных нагрузок, упражняясь с тяжестями. Ориентируя юношей на самостоятельные занятия по развитию силы, надо предупредить их об этой опасности.

       Конечно, требуется немало знаний, сил, выдумки чтобы научить детей делать упражнения не механически, а продумывать каждое движение, уметь самостоятельно подбирать нужное.  

       Важно не только обучать учащихся воспроизведению каких-либо движений самостоятельно, но и знакомить их с основными положениями, правилами самостоятельных занятий. Только тогда учащиеся в соответствии с теми условиями, в которых они будут заниматься, смогут правильно подобрать упражнения, спланировать свои занятия. Следует также помнить - задавать, упражнения для самостоятельного выполнения можно лишь тогда, когда они достаточно отработаны на уроке под наблюдением учителя. Определяя сложность того или иного задания, учитель должен учитывать индивидуальные способности учащихся, их склонности, способности.

      Интересный по содержанию, глубоко продуманный, проведенный эмоционально, с подъемом, урок оставляет глубокий след в сознании детей, оказывает большое влияние на их развитие. Самостоятельность, инициативность, творческие способности как свойства личности, приобретенные на уроках физической культуры, будут способствовать в будущем овладению любыми знаниями и умениями.  С целью содействия развитию школьников как творческих личностей рекомендуется создавать условия для их активности: предоставлять возможность выбора; создавать проблемные ситуации, из которых дети ищут выход сами; предлагать придумывать новые игры, эстафеты, мини-соревнования, упражнения для своих товарищей; вычленять главное и второстепенное в изучаемом материале; нацеливать не на результат, а на способ его достижения; находить основное в технике двигательного действия, после овладения которым легче освоить остальные детали техники движений; осмысливать, контролировать и оценивать собственные действия и действия своих товарищей, развивать учебно-познавательные мотивы.

      Можно также сделать вывод о том, что применение психолого-педагогических концепций в целом, и теории учебной деятельности на уроках физической культуры в частности, будет способствовать формированию и реализации у детей потребностей и мотивов к деятельности, созданию соответствующих образцов мышления, развитию творческой личности, вносить важный вклад в развитие индивида, формировать осознанное отношение к укреплению здоровья, повысит уровень самостоятельности, самоконтроля и самооценки.

Список литературы 

  1. Дружинин В.В. Психология эмоций, чувств, воли. - М., 2003.
  2. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. – М., 1961.
  3. Жарова Л.В. Учить самостоятельности: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 205 с. – ISBN 5-09-00 3662 – 4.
  4. Кудрявцев М.Д. Методика обучения младших школьников двигательным действиям на основе теории учебной деятельности: Учебно-методическое пособие. - М.: АПК и ПРО, 2003. - 105 с.
  5. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физ. культуры. 1997, № 6, с. 10-15.
  6. Лях В.И. и др. Физическое воспитание учащихся: состояние, перспективы и пути реорганизации // Теория и практика физ. культуры. 1998, № 9, с. 49-51.
  7. Мейксон Г.Б. Самостоятельные занятия учащихся по физической культуре. - М.: Просвещение, 1986, с. 20-29.
  8. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: уч. пособие для ВУЗов. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2004. – 480 с.