Информатика и ИКТ

Васильева Людмила Валентиновна

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование 11 класс

ИНФОРМАТИКА

сроки

Кол-во

часов

тематика

Тип урока

Элементы обязательного минимума образования

контроль

Дом.

задание

Исполь

зование

ТСО

Примечание

16

ГЛАВА 1: Информационные системы и базы данных.

Сентябрь.

  1. 1

Понятие информационной системы, классификация информационных систем. Локальные компьютерные сети.

Урок-лекция.

Просмотр, создание, редактирование, сохранение записей в базах данных, получение необходимой информации по запросу пользователя.

П.  1.1

      1.2

Компьютерный практикум. Работа №1 обмен информацией в локальной сети.

Ур.обуч. задач.

Практическая работа.

Компьютер

Основные понятия баз данных. СУБД MS Access.

Урок-лекция.

П.  1.3

      1.4

 Компьютерный практикум. Работа №2 знакомство с СУБД MS Access.

Ур.обуч. задач.

Практическая работа.

   

Компьютер.

Анализ предметной области. Анализ данных.

Урок-семинар.

П.   1.5

       1.6                

Построение модели данных. Создание базы данных в среде MS Access.

Ур.ключ.задач.

П.   1.7

       1.8

Компьютерный практикум. Работа №3 создание структуры и заполнение базы данных. Работа №4 проектирование и создание базы данных.

Урок зачёт.

Практическая работа.

   

ПК,раздат.

Материал

Запросы к базе данных. Конструктор запросов в MS Access.

Ур.обуч. задач.

П.   1.9

     1.10                              

Компьютерный практикум. Работа №5 реализация простых запросов на выборку.

Урок-консул.

Практическая работа.

   

ПК,раздат.

Материал

Логические выражения и условия отбора. Ввод данных через форму.

Ур.ключ.задач.

П. 1.11

     1.12

Октябрь

Компьютерный практикум. Работа №6 ввод данных через форму.

Ур.прим. знаний.

Практическая работа.

 

ПК,раздат.

Материал

Запросы к полной базе данных. Удаление записей. Вычисляемые поля. Реализация выборки, удаления вычисляемых полей в конструкторе запросов.

Ур.обуч. задач.

П. 1.13

     1.14  

Компьютерный практикум. Работа №7 реализация сложных запросов. Работа №8 творческое задание на реализацию сложных запросов.

Ур.прим. знаний.

Практическая работа.

 

ПК,раздат.материал

Этап создание отчётов в базе данных. Создание отчётов в СУБД MS Access.

Урок-лекция.

П. 1.15

     1.16

Компьютерный практикум. Работа №9 формирование отчётов в СУБД MS Access.

Ур.обуч. задач.

Практическая работа.

 

ПК,раздат.материал

.

Геоинформационные системы. Компьютерный практикум работа №10 поиск информации в геоинформационной системе.

Урок-консул.

Практическая работа.

П. 1.17

ПК,раздат.материал

Презентационные проекты.

Урок –творчес.

Проект.

11

ГЛАВА 2: Математическое моделирование в планировании  и управлении.

Использование моделей в учебной и познавательной деятельности. Назначение и виды информационных моделей. Формализация задач из различных предметных областей. Структурирование данных. Построение информационной модели для решения поставленной задачи.

Ноябрь

Некоторые задачи планирования и управления.

Ур.ключ.задач.

П.   2.1

Табличные процессоры и электронные таблицы. Табличный процессор MS Excel.

Урок-семинар.

П.   2.2

       2.3

Компьютерный практикум. Работа №11 работа в среде табличного процессора MS Excel.

Ур.обуч. задач.

контрольнаяработа.

   

ПК,раздат.материал

Деловая графика в задачах планирования и управления. Мастер диаграмм в табличном процессоре MS Excel.

Урок повтор.

П.   2.4

       2.5

Компьютерный практикум. Работа №12 деловая графика в MS Excel.

Урок зачёт.

Практическая работа.

   

ПК,раздат.материал

.

Представление зависимостей между величинами. О статистике и статистических данных. Метод наименьших квадратов. Построение регрессионных моделей с помощью табличного процессора.

Урок-лекция.

П.   2.6

       2.7

       2.8

       2.9          

Декабрь

Компьютерный практикум. Работа №13 получение регрессионных моделей в MS Excel.

Ур.обуч. задач.

Практическая работа.

   

ПК,раздат.материал

Прогнозирование по регрессионной модели. Компьютерный практикум. Работа №14  Прогнозирование по регрессионной моделям.

Ур.обуч. задач.

Практическая работа.

П. 2.10

ПК,раздат.материал

Корреляционные зависимости. Компьютерный практикум. Работа №15 расчёт корреляционных зависимостей в MS Excel.

Урок-консул.

Практическая работа.

П. 2.11

ПК,раздат.

материал

Оптимальное планирование. Использование MS Excel для решения задачи оптимального планирования.

Урок-семинар.

П. 2.12  

     2.13

Компьютерный практикум. Работа №16 решение задачи оптимального планирования в MS Excel.

Ур.прим. знаний.

контрольнаяработа.

ПК,раздат.

материал

Презентационный проект.

Урок –творчес.

Проект.

26

Глава 3: Программирование.

Язык программирования. Типы данных. Основные конструкции языка программирования. Система программирования. основные этапы разработки программ. разбиение задачи на подзадачи.

Январь.

Организация циклов. Цикл с предусловием.

Ур.ключ.задач.

№1,2

Решение задач на циклические алгоритмы.

Ур.прим. знаний.

№5,7

Лабораторная работа №4: цикл с предусловием.

Урок зачёт.

Самостоятельная работа.

9,10

Дидактич.

материал.

Цикл с постусловием.

Ур.ключ.задач.

18,19

Решение задач на цикл с постусловием.

Ур.прим. знаний.

23,24

Цикл с параметром.

Ур.ключ.задач.

41,42

Решение циклических задач.

Ур.прим. знаний.

50,53

Февраль.

Лабораторная работа №5: цикл с параметром.

Урок зачёт.

Самостоятельная работа.

93,94,

95,96

Дидактич.

материал.

Элементарные задачи целочисленной арифметики.

Урок повтор.

99,

110

Лабораторная работа №6: задачи целочисленной арифметики.

Ур.прим. знаний.

Самостоятельная работа.

108,

128

Дидактич.

материал.

Одномерные массивы. Основные операции с массивами.

Урок-лекция.

1,2,

21,22

Решение задач по обработке одномерных массивов.

Ур.ключ.задач.

4,5,

24,25

Основные алгоритмы работы одномерными массивами.

Ур.обуч. задач.

16,17

46,47

Лабораторная работа №7: обработка одномерных массивов.

Урок зачёт.

Самостоятельная работа.

19,

49

Дидактич.

материал.

Двумерные массивы. Описание. Ввод, вывод.

Урок-лекция.

69,71

Март

Решение задач по обработке двумерных массивов.

Ур.обуч. задач.

92,93

Лабораторная работа №8: обработка двумерных массивов.

Ур.прим. знаний.

Самостоятельная работа.

120,

125

Дидактич.

материал.

Строковый тип данных. Основные операции над строками.

Урок-лекция.

1,2

38,39

Стандартные процедуры и функции для работы с символьными строками.

Урок-лекция.

8,9

44,45

Решение задач с символьными строками.

Ур.обуч. задач.

14,15

48,49

Лабораторная работа №9: символьные строки.

Урок зачёт.

Самостоятельная работа.

36,37

60,61

Дидактич.

материал.

апрель.

Подпрограммы. Процедуры и функции: назначение и описание.

Урок-лекция.

1,2

20,21

Решение задач с использованием подпрограмм.

Ур.обуч. задач.

10,11

26,27

Лабораторная работа №10: подпрограммы.

Ур.прим. знаний.

Самостоятельная работа.

18,19

41,42

Дидактич.

материал.

Графика на Турбо Паскале. Модуль CRT. Режимы экрана. Управление курсором. Управление цветом. Текстовые окна.

Урок-консул.

Модуль GRPH. Инициализация графики. Базовые процедуры и функции:  вывод точки, вывод линии.

Ур.обуч. задач.

6

ГЛАВА 4: Логическая информация и основы логики.

Свойства алгоритмов и основные алгоритмические конструкции. вычисление логического значения сложного высказывания по известным значениям элементарных высказываний.

Высказывания.

Урок-лекция.

П.        1.6.1

2,3

Логические величины, операции выражения.

Ур.ключ.задач.

П.1.6.2

7,17

Логические схемы и логические выражения.

Ур.обуч. задач.

П.1.6.3

20,21

май

Импликация и эквивалентность.

Ур.обуч. задач.

П.1.6.4

28,33

Преобразование логических выражений.

Ур.прим. знаний.

П.1.6.5

40,41

Контрольная работа.

Урок зачёт.

Контрольная работа

Создание презентации.

Урок –творчес.

Проект.

Создание сайтов.

Урок –творчес.

Проект.

Обобщающее занятие по решению задач.

Урок повтор.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование 10 класс  (68 час.)

Сроки

Кол-во

час

ов

Тематика

Тип урока

Элементы обязательного минимума образования

Конт

роль

Дом.задание

Исполь

зование

ТСО

Примечание

Сен

тябрь

1

Предмет изучения информатики. Теоретическая информатика.

Урок - лекция

Использование основных методов информатики исредств пр и анализе процессов в обществе, природе и технике

п. 1.1

п.1.2

1

Работа № 1. работа в среде операционной системы Microsoft  Windows

Урок ключевых задач

Знать основные технологии создания, редактирования, оформления информационных объектов

Практ

работа

Компьютер,

раздаточный материал

1

Ввод, редактирование и форматирование текста. Работа № 2. текстовый процессор MS Word.

Урок применения знаний и умений

Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста.

Практ

работа

п.1.3  

Компьютер,

раздаточный материал

1

Информационные технологии. Информационные ресурсы.

Развивающий урок

Представление о системах управления базами данных, поисковых системах в компьютерных сетях.

проект

п.1.4

п.1.5

Компьютер,

раздаточный материал

1

Работа № 3. шрифты, размер символов, начертания.

Урок обучающих задач

Автоматизированные средства и технологии организации текста..

 

Компьютер,

раздаточный материал

1

Национальные информационные ресурсы России. Немного истории.

Урок -семинар

Поиск и отбор  практической информации, в частности связанной с личными познавательными интересами

Сам. работа

 п.1.6

п.2.1

Дидактический

материал

1

Работа № 4. вставка объектов, работа с таблицами.

Урок обучающих задач

Средства и технологии работы с таблицами.

 

Компьютер,

раздаточный материал

2

Технические и программные ресурсы Интернета. Как работает сеть.

Урок-консультация

Локальные  и глобальные компьютерные сети.

 П.2.2

П.2.3

октябрь

2

Работа № 5. итоговая работа по текстовому процессору  MS Word.

Урок-зачет

Создание компьютерных публикаций

Контр

работа

 

Компьютер,

раздаточный материал

2

Информационные услуги Интернета.

Основные понятия World Wide Web.

Урок -семинар

Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей.

 п.2.4

п.2.5

Компьютер,

раздаточный материал

1

Работа № 6. оформление конспекта по теме «Компьютерные телекоммуникации».

Урок применения знаний и умений

Представление о средствах телекоммуникационных технологий.

Сам. работа

 

Дидактический

материал

2

Работа с браузером WWW.

Поисковая служба Интернета.

Урок-консультация

Поисковые информационные системы.

Практ

работа

 п.2.6

п.2.7

Компьютер,

раздаточный материал

2

Работа № 7. работа с электронной почтой и телеконференциями.

Урок обучающих задач

Использование средств телекоммуникаций в коллективной деятельности.

 

Компьютер,

раздаточный материал

ноябрь

4

Поиск информации в WWW.

Создание Web – сайтов.

Урок творчества

Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.

Практ

работа

п.2.8

п.2.9

Компьютер,

раздаточный материал

2

Работа № 8.  работа с браузером. Просмотр Web – страниц.

Урок применения знаний и умений

Специальное программное обеспечение средств телекоммуникационных технологий.

 

Компьютер,

раздаточный материал

2

Компьютерное информационное моделирование.

Основные понятия системологии.

Урок - лекция

Исследование  на компьютере информационных моделей из различных предметных областей.

 п.3.1

декабрь

2

Работа № 9. сохранение загруженных Web – страниц.

Урок обучающих задач

Передача  информационных объектов различного типа  с помощью современных программных информационных и коммуникационных технологий.

 п.3.2

Компьютер,

раздаточный материал

1

О типах связей и системах управления.

Урок -семинар

Использование инструментов  системы управления базами данных.

Сам. работа

 п.3.3

п.3.4

1

Работа № 10. работа с поисковыми системами.

Урок-зачет

Локальные  и глобальные компьютерные сети.

зачет

 

Компьютер,

раздаточный материал

3

Иерархические структуры и деревья.

Табличная организация данных.

Урок - лекция

Динамические таблицы как информационные объекты.

 п.3.5

п.3.6

Дидактический

материал

январь

2

Работа № 11. создание Web – сайта с помощью Web Word.

Урок обучающих задач

Ориентация в информационном пространстве.

 

3

Некоторые задачи информационного моделирования.

Урок ключевых задач

Исследование  на компьютере информационных моделей из различных предметных областей.

Сам. работа

 п.3.7

Дидактический

материал

1

Информационные революции и информационное общество. Информационное общество

Урок -семинар

Основные этапы становления информационного общества.

 п.4.1

п.4.2

февраль

2

Работа № 12. творческое задание.

Урок творчества

Эффективно применять информационные образовательные ресурсы.

Практ

работа

 

Компьютер,

раздаточный материал

2

Особенности формирования информационного общества в России. Проблема информационной безопасности личности, общества и государства.

Урок - лекция

Основные этапы становления информационного общества.

 п.4.3

п.4.4

2

Работа № 13. знакомство с пакетом презентаций PowerPoint.

Урок обучающих задач

Программные средства создания информационных объектов, организация личного информационного пространства, защиты информации.

 

Компьютер,

раздаточный материал

1

Правовое регулирование проблем, связанных с информацией и

компьютерами

Урок -семинар

Этические и правовые нормы информационной деятельности человека.

 п.4.5

март

2

. Работа № 14.  подготовка презентаций на тему «Модели и системы».

Урок-зачет

Понимать назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы.

зачет

Кон

спект

Компьютер,

плакаты

3

Работа № 15. инструментальные средства для рисования в MS Word.

Построение моделей систем на графах.

Описание иерархических систем.

Построение табличных информационных моделей.

Урок применения знаний и умений

Моделирование и формализация.

Сам. работа

Кон

спект

Компьютер,

раздаточный материал

апрель

3

Программирование. Линейный алгоритм.

Урок обучающих задач

Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Исполнители алгоритмов .Система команд исполнителя.

Задачи

в тетради

4

Программирование. Линейный алгоритм.

Урок обучающих задач

Способы записи алгоритмов. Виды алгоритмов.

Задачи

в тетради

Дидактический

материал

май

4

Программирование. Ветвление.

Урок обучающих задач

Основные алгоритмические конструкции. Переменные величины.

Сам. работа

Задачи

в тетради

4

Программирование. Ветвление.

Урок обучающих задач

Составление линейных алгоритмов.

Задачи

в тетради

2

Решение задач на программирование.

Урок повторения

Составление линейных алгоритмов

Контр.

работа

Дидактический

материал



Предварительный просмотр:

Дата

Тема

цели

Элементы обязательного минимума образования

Формы организации урока ОУУН

Виды учебной деятельности

Домашнее задание

Тема 1. «Передача информации в компьютерных сетях» 10ч.

Дать представление о назначении и структуре локальных и глобальных сетей. Познакомить учащихся с основными информационными услугами сетей, с возможностями Интернета. Обучить способам обмена файлами в локальной сети компьютерного класса. Познакомить со способами поиска информации в Интернете.

сентябрь

1

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей. Скорость передачи данных.

  • Осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или рабочими станциями одноранговой сети;
  • Осуществлять прием-передачу электронной почты с помощь. Почтовой клиент-программы;
  • Осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
  • Работать с одной из программ-архиваторов

Усвоение новых знаний

п.1, п.3

2

Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами.

Усвоение новых знаний

Практическая работа

п.1,п.3

3

Электронная почта, телеконференции, обмен файлами.

Урок - лекция

п.2

4

Работа с электронной почтой.

Усвоение новых знаний

Практическая работа

п.2

5

Интернет Служба World Wide Web. Способы поиска информации в Интернете

Усвоение новых знаний Урок - лекция

п.4

6

6 Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске.

Усвоение новых знаний

Практическая работа

п.4

7

Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем.

Усвоение новых знаний

Практическая работа

п.5

октябрь

8

Создание простейших Web-страницы с использованием текстового редактора.

Усвоение новых знаний

Практическая работа

п.5

9

Итоговая практическая работа по теме «Интернет»

Итоговый контроль и учет знаний и навыков

Контрольная работа

п.1-5

10

Итоговое тестирование по теме «Передача информации в компьютерных сетях»

Итоговый контроль и учет знаний и навыков

Семинар

Тема 2. «Информационное моделирование» - 5ч.

.

11

Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели.

Ввести понятие модели. Познакомить с основными типами информационных моделей. Рассмотреть различные варианты использования таблиц для представления информации

  • Приводить примеры натуральных и информационных моделей;
  • Ориентироваться в таблично-организованной информации;

Описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

п.6. п.7

12

Табличные модели.

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

п.8

13

Информационное моделирование на компьютере.

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

п.9

14

Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью.

Усвоение новых знаний

Практическая работа

п.6-9

15

Итоговое тестирование по теме «Информационное моделирование».

Итоговый контроль и учет знаний и навыков

Контрольная работа

Тема 3. «Хранение и обработка информации в базах данных» - 12ч.

ноябрь

16

 Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных.

Дать представление о назначении информационных систем и баз данных. Познакомить с основами реляционных баз данных. Обучить основным приемам работы с одной из реляционных СУБД. Обучить организации поиска, сортировки, редактирования данных.

  • Открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
  • Организовывать поиск информации в БД;
  • Редактировать содержимое полей БД;
  • Сортировать записи в БД по ключу;
  • Добавлять и удалять записи в Д;
  • Создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

п.10

17

Назначение СУБД.

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

п.11

18

Проектирование однотабличной базы данных. Форматы полей.

Усвоение новых знаний

Практическая работа

п.12

19

Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере.

Усвоение новых знаний

Практическая работа

п.12

20

Условия поиска информации, простые логические выражения.

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

п.13

21

Формирование простых запросов к готовой базе данных.

Усвоение новых знаний

Практическая работа

п.13

декабрь

22

Логические операции. Сложные условия поиска.

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

п.14

23

Формирование сложных запросов к готовой базе данных.

Усвоение новых знаний

Практическая работа

п.14

24

Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки.

Усвоение новых знаний

Практическая работа

п.15

25

Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение.

Усвоение новых знаний

Практическая работа

п.15

26

Итоговая работа по базам данных.

Итоговый контроль и учет знаний и навыков

Контрольная работа

п.10-15

27

Итоговый тест по теме «Хранение и обработка информации в базах данных».

Итоговый контроль и учет знаний и навыков

Семинар

Тема 4. «Табличные вычисления на компьютере» - 10ч.

28

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера


Познакомить учащихся с двоичным представлением чисел в компьютере. Раскрыть назначение электронной таблицы, ее структуру и свойства. Научить организации простых табличных расчетов с помощью электронных таблиц. Познакомить с примерами математического и имитационного моделирования на электронных таблицах.

  • Открывать готовую ЭТ в одном из табличных процессоров;
  • Редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой ЭТ;
  • Выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ; копирование, удаление, вставка, сортировка;
  • Получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
  • Создавать электронную таблицу для несложных расчетов.

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

п.16

29

. Представление чисел в памяти компьютера.

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

п.17

январь

30

Табличные расчёты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы. Данные в электронной таблице: числа, тексты, формулы. Правила заполнения таблиц.

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

п.18. п.19

31

Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование.

Усвоение новых знаний

Практическая работа

п.20

32

Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. Встроенные функции. Сортировка таблицы.

Усвоение новых знаний

Практическая работа

п.21, п.22

33

Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц.

Усвоение новых знаний

Практическая работа

п.23

34

Деловая графика. Логические операции и условная функция. Абсолютная адресация. Функция времени.

Усвоение новых знаний

Практическая работа

п.21-23

февраль

35

Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации.

Усвоение новых знаний

Практическая работа

п.21-23

36

Математическое моделирование с использованием электронных таблиц. Имитационные модели.

Усвоение новых знаний

Практическая работа

п.24

37

Итоговый тест по теме «Табличные вычисления на компьютере».

Итоговый контроль и учет знаний и навыков

Контрольная работа

Тема 5. «Управление и алгоритмы» - 10ч.

38

Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы.

Познакомить учащихся с основами кибернетики, с кибернетической моделью процессов управления. Дать представление о применении ЭВМ для автоматизации процессов управления. Ввести понятие алгоритма управления, определить свойства алгоритма. Познакомить со способами описания алгоритмов; обучить составлению алгоритмов для управления учебным исполнителем.

  • При анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
  • Пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
  • Выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
  • Составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
  • Выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

п.25

39

Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов. Выполнение практического задания.

Усвоение новых знаний

Практическая работа

п.26

40

Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод.

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

п.27

41

Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов. Выполнение практического задания.

Усвоение новых знаний

Практическая работа

п.28

март

42

Управление с обратной связью. Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием.

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

п.26.п.29.п.30

43

Работа с циклами. Выполнение практического задания .

Усвоение новых знаний

Практическая работа

п.30

44

Ветвления. Использование двухшаговой детализации.

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

п.31

45

Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений. Выполнение практического задания .

Усвоение новых знаний

Практическая работа

п.31

46

Зачётное задание по алгоритмизации. Выполнение практического задания.

Итоговый контроль и учет знаний и навыков

Практическая работа

п.27-31

47

Тест по теме «Управление и алгоритмы».

Итоговый контроль и учет знаний и навыков

Контрольная работа

Тема 6. «Программное управление работой компьютера» - 12ч.

48

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и вывод данных.

Познакомить учащихся с разделом информатики «Программирование». Обучить приемам построения простых вычислительных алгоритмов и их программированию на языке высокого уровня (Паскале). Обучить начальным навыкам работы с системой программирования.

  • Работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
  • Составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
  • Составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
  • Отлаживать и исполнять программы в системе программирования.

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

п.32, п.33

49

Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания. Линейные вычислительные алгоритмы.

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

п.34

апрель

50

Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Разработка линейных алгоритмов. Выполнение практического задания.

Усвоение новых знаний

Практическая работа

п.35

51

Оператор ветвления.

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

п.36

52

Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений. Выполнение практического задания.

Усвоение новых знаний

Практическая работа

п.37

53

Логические операции на Паскале

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

п.38

54

Циклы на языке Паскаль.

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

п.39

55

Разработка программ c использованием цикла с предусловием. Выполнение практического задания.

Усвоение новых знаний

Практическая работа

п.40

56

Одномерные массивы в Паскале.

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

п.41

57

Разработка программ обработки одномерных массивов. Выполнение практического задания.

Усвоение новых знаний

Практическая работа

п.42

май

58

Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве.

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

п.43

59

Тестирование по теме «Программное управление работой компьютера».

Итоговый контроль и учет знаний и навыков

Контрольная работа

Тема 7. Информационные технологии и

общество» - 4ч.

60

Предыстория информационных технологий. История чисел и систем счисления

Познакомить учащихся с основными событиями, открытиями, изобретениями, связанными с развитием информатики как в период до появления компьютеров, так и в компьютерную эпоху. Дать начальные представления о вопросах социальной информатики: информационном обществе, информационных ресурсах, информационном праве, информационной безопасности.

  • Регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

п.44

61

История ЭВМ и ИКТ.

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

п.45-47

62

Основы социальной информатики

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

п.48-49

63

Тестирование по теме «Информационные технологии и общество».

Итоговый контроль и учет знаний и навыков

Контрольная работа

64-68

Повторение 5ч.

Обобщающие уроки


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование ИК-компетентности учащихся на уроках информатики через использование современных информационных технологий»

Слайд 2

Концепция модернизации российского образования В Концепции модернизации российского образования выступающей в качестве одного из важнейших нормативных документов, определяющих стратегию развития отечественного образования, указывается, что «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».

Слайд 3

Компетенция и компетентность Под компетенцией, следуя В.В. Краевскому и А.В. Хуторскому , будем понимать «круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. … Компетентность в определенной области – это обладание соответствующими знаниями и способностями, позволяющими обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней». Компетентность, по существу, представляет собой категорию, определяющую систему взаимозависимости знаний, получаемых учащимся, и готовности использовать усвоенные знания, а также умения и навыки в реальной практической деятельности.

Слайд 4

А.В. Хуторским выделен следующий перечень ключевых образовательных компетенций как важнейших элементов общепредметного содержания образования: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершенствования.

Слайд 5

Роль информатики Важную роль в этом процессе играет информатика как наука и учебный предмет, так как компетентности, формируемые на уроках информатики, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся.

Слайд 6

Информационно-коммуникационная компетентность Одной из основных целей учителя является повышение уровня информационно–коммуникационной и учебно-познавательной компетентностей учащихся, способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру. Информационно-коммуникационная компетентность является одной из ключевых компетентностей современного человека и проявляется, прежде всего, в деятельности при решении различных задач с привлечением компьютера, средств телекоммуникаций, Интернета и др.

Слайд 7

Информационно-коммуникационную компетентность можно рассматривать как комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности с использованием средств ИКТ. Информационно-коммуникационная компетентность носит характер : надпредметный, общеучебный, общеинтеллектуальный.

Слайд 8

Ожидаемые результаты Информационно-коммуникационную компетентность можно определить как способность ученика решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Слайд 9

Формирование ИКК проходит три уровня развития: пропедевтический уровень (понимание, владение основными понятиями); базовый уровень (применение по образцу, выполнение задач по образцу); профильный уровень (творческое применение, выполнение заданий, для которых надо продемонстрировать нестандартное решение).

Слайд 10

Перечень умений, входящих в состав общей ИК-компетентности: Информационный блок :  поиск информации в различных источниках; использование различных ресурсов (книг, журналов, электронных пособий, Интернета) для нахождения нужной информации;  представление информации в структурированном виде, с использованием таблиц, схем, диаграмм и др. способов;  выбор способов доведения информации до пользователя с учетом возможностей современной техники.

Слайд 11

Блок компьютерной и информационной техники:  объяснение структуры современного ПК и обоснование назначения его основных устройств;  выбор компьютерной и информационной техники для адекватного решения задач;  обоснование способов взаимодействия компьютеров с другой техникой, служащей для сбора, хранения, обработки и передачи информации. Перечень умений, входящих в состав общей ИК-компетентности:

Слайд 12

Перечень умений, входящих в состав общей ИК-компетентности: Блок операционной системы: настройка пользовательского интерфейса Windows; работа с файлами; знание основных команд; использование стандартных программ Windows.

Слайд 13

Перечень умений, входящих в состав общей ИК-компетентности: Блок прикладных программ: создание и редактирование текстов с рисунками, таблицами, формулами, графиками в редакторе MS Word; построение диаграмм и графиков с помощью MS Excel; поиск информации в Интернете с использованием различных поисковых систем; создание и использование компьютерных презентаций с помощью MS Power Point . c оздание сайтов с помощью Microsoft Office FrontPage

Слайд 14

ИК-компетентности – это умение использовать компьютерную и информационную технику и присутствие такого компонента как информационная культура. Уровень информационной культуры зависит от умения: внимательно анализировать найденную, полученную информацию, проверять степень ее достоверности, полноты, актуальности. Одним из признаков информационной культуры современного человека является умение, путем эффективного использования ИКТ, в доступной и понятной форме представлять результаты своей продуктивной деятельности .

Слайд 15

Использование ИКТ в учебном процессе позволяет : поддерживать высокий уровень мотивации учащихся, насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, содействовать развитию коммуникативных аспектов навыков работы с информацией. Использование информационных технологий универсальных (базовых), мультимедиа-технологий, сетевых технологий на уроках и во внеурочное время позволяют решать задачу формирования информационной компетентности учащихся .

Слайд 16

Метод формирования информационной культуры Одним из методов формирования информационной культуры является метод применения процессуальной модели , практикуемый в разных странах. Педагогами, в первую очередь американскими и британскими, такие модели разработаны и внедряются в школьную практику уже в течение последних 19 лет. Модели привлекательны тем, что, лаконично представляя последовательность шагов , которые необходимо сделать школьнику для осуществления процесса решения поисковой задачи. Одной из наиболее обсуждаемых моделей стала разработка Майкла Эйзенберга и Роберта Берковица «Большая шестёрка умений» (“Big6 Skills ”), предложенная в 1987 г. Модель разбивает процесс решения информационных проблем на шаги: постановка задачи, поиск информации, нахождение источников и доступ к данным, потребление, синтез, оценивание информационного продукта.

Слайд 17

В России вопросы становления информационной культуры личности рассматривались многими исследователями, как, например, Г.Г. Воробьев, Б.А. Семеновкер, Н.Б. Зиновьева, А.М. Атаян, Л.У. Глухова, Ю.С. Брановский, Ю.П. Куликов, И.Г. Овчинникова, С.Д. Каракозов и др. Одна из ведущих исследователей в этой области, Н.И. Гендина, чья многолетняя работа взята за основу Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»

Слайд 18

« Информационная культура личности – одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий». Гендина Н.И.

Слайд 19

Использование информационных технологий При изучении такой темы как «HTML-конструирование» использование электронных образовательных ресурсов, в том числе мультимедийных презентаций, интерактивных электронных учебников, ресурсов сети Интернет, тестовых оболочек - позволяет легко и непринуждённо изучить довольно сложные вопросы, показать практическую значимость материала и готовый продукт как результат работы.

Слайд 20

Разработка Web-сайтов на уроках информатики Считаю, что публикация детских работ является огромным стимулом для самообразования, для эффективной и качественной работы. Перед учащимися ставятся практически значимые задачи подготовки графики для web, разработки дизайна разделов, наполнения страничек гимназического сайта, форматирования текста. Работая непосредственно на сервере, учащиеся решают действительно значимые для учреждения задачи и видят плоды своего труда, тем самым повышается мотивация, возрастает эффективность занятий, дети заинтересованы в усвоении знаний. В рамках курса информатики на изучение темы «Html-конструирование» отводится 4 часа: Форматирование текста и размещение графики. Гиперссылки на web-страницах. Формы на web-страницах. Инструментальные средства создания web-страниц. Тестирование и публикация сайта. Проектная (форма работы) технология даёт возможность за этот небольшой промежуток времени не только изучить теоретический материал, но и овладеть основными приёмами работы, получить навыки разработки web-страниц.

Слайд 21

Разработка Web-сайтов во внеурочной деятельности Курс по выбору учащихся «Web-дизайн» (10-11 кл.), «Основы HTML» (8-9 кл.) позволяет реализовать мои идеи на практике: закрепить и расширить знания по самым разным темам курса информатики на основе реальной практической деятельности, даёт возможность ребятам попробовать себя в роли IT-специалиста, что способствует профилизации школьников.

Слайд 22

Этапы проектной деятельности учащихся по разработке веб-страниц: Формирование проектной задачи. Построение модели, изучение необходимого теоретического материала. Этап разработки страниц с последующей проработкой теории. Защита проектов. Публикация работ.

Слайд 23

Вывод: Всё шире входит в практику создание собственных образовательных электронных ресурсов. Это требует высокого уровня владения педагогами ИКТ и больших временных затрат. Вместе с тем отдача от работы, как правило, окупает затраченное дополнительное время, поскольку способные учащиеся, привлечённые к этому процессу, глубоко погружаются в изучаемый предмет, а преподаватели более глубоко осваивают технологию создания современных средств информационного обеспечения как образовательной, так и своей профессиональной деятельности. Умения и навыки, формирующиеся при использовании ИКТ в современных условиях принимают общеобразовательный и общеинтеллектуальный характер и могут быть перенесены на изучение учебных предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся. Это послужит достижению информационной компетентности учащихся.

Слайд 24

Вывод Использование сетевых и Интернет-технологий способствуют повышению уровня информационной культуры (что подтверждают результаты ЕГЭ по информатике, экзамена в устной форме по информатике, победы на олимпиадах, конференциях, конкурсах от районного до Всероссийского уровней), данная форма работы позволяет двигаться к перспективе – подготовке выпускника, соответствующего современным требованиям общества.



Предварительный просмотр:

Конкурс «Кроссворд»

По горизонтали

1. Текстовый ... .

2. Устройство для выхода в Интернет.

3. «Мозг» компьютера.

4. Базовая система ввода-

вывода.

5. Программное обеспечение

для просмотра веб - сайтов.

6. Механическое счетное

устройство.

По вертикали

1. Группа файлов.

2. Системный ... (место

нахождения

 материнской платы).

3. Любые сведения.

4. Мигающая метка на экране монитора.

5. Устройство вывода информации.

6. Устройство ввода информации.

7. Французский ученый Блез ....

Конкурс «Кроссворд»

По горизонтали

1. Текстовый ... .

2. Устройство для выхода в Интернет.

3. «Мозг» компьютера.

4. Базовая система ввода-

вывода.

5. Программное обеспечение для просмотра веб - сайтов.

6. Механическое счетное устройство.

По вертикали

1. Группа файлов.

2. Системный ... (место

нахождения материнской платы).

3. Любые сведения.

4. Мигающая метка на экране монитора.

5. Устройство вывода информации.

6. Устройство ввода информации.

7. Французский ученый Блез ....