5. Физическое развитие.

Соломаха Александра Владимировна

На этой странице собраны материалы по направлению физическое развитие детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр и упражнений для формирования КГН и навыков самообслуживания.

Упражнение «Научим куклу Катю умываться»

Педагог показывает плакат «Последовательность умывания». Дети, опираясь на плакат, рассказывают кукле, что нужно делать при умывании: засучить рукава, намылить руки, тщательно смыть мыльную пену водой, вымыть лицо, досуха вытереть руки и лицо полотенцем. Все проходят в умывальную комнату и показывают кукле, как надо умываться.

Упражнение «Оденем куклу»

Перед детьми — кукла и кукольная одежда. Нужно проверить, в порядке ли она, при необходимости вывернуть на лицевую сторону. Затем дети вместе с педагогом одевают куклу в нужной последовательности.

Игровая ситуация «Накормим куклу кашей»

Цель: развитие умения отображать впечатления, полученные в повседневной жизни в игровой деятельности.

Педагог сообщает, что в кастрюлях сварилась каша, надо накормить кукол. Дети делятся на пары, у каждой пары — кукла, игрушечная мебель и посудка. По очереди каждый ребёнок ложкой накладывает «кашу» из кастрюли в тарелку и «кормит» куклу.

Упражнение «Купание куклы»

Воспитатель приносит таз с водой. Дети снимают одежду с куклы. Воспитатель и дети купают куклу, после вытирают полотенцем и одевают ей чистую одежду. Дети проговаривают, как мыли куклу.

Добрая водичка!Помоги немножко:

Вымой нашей кукле грязные ладошки!

Ты, кусочек мыла, мыль их, не жалея,

Станут ручки куклы чище и белее!

Е. Николаева (перераб.)

А у нас есть ложки

Волшебные немножко,

На тарелочке каша.

Кушай, куколка наша.

Упражнение «Стирка»

Воспитатель приносит таз с водой и привязывает верёвку за стулья. У каждого ребёнка какой-то предмет одежды, дети поочерёдно опускают его в воду, стирают, затем стараются выжать, вешают на верёвку, закрепляют прищепками. После вместе называют предметы одежды, которые они постирали.

В тазик мы нальём водички,

Чтоб носочки постирать.

Пусть мы ростом невелички,

Будем кукле помогать!

Упражнение «Кукла обедает»

Воспитатель сообщает, что кукла Катя хочет пообедать, но не знает, как правильно кушать, поэтому просит её научить. Дети рассказывают кукле о том, в какой последовательности нужно обедать, что нужно есть неспеша, пережёвывая пищу. Они помогают кукле: «кормят» её «супом» и «кашей», «поят компотом».

Упражнение «Чистая посуда»

Воспитатель предлагает помочь кукле и помыть посуду, приносит тазы с водой. У каждого ребёнка какой-либо предмет посуды. Дети по очереди моют, ставят на стол, проговаривают названия предметов посуды.

Игра «Водичка, водичка!»•

Цель:формировать интерес к самостоятельности при  выполнении навыков самообслуживания.Оборудование:две куклы.

Ход игры: взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы•хотят обедать, но у них грязные  руки и лицо. Взрослый спрашивает: «Что надо сделать? Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку. Водичка, водичка,умой мое личико,чтобы глазоньки блестели,чтобы щечки краснели,чтоб кусался зубок,чтоб смеялся роток!»Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть  свои руки и лицо по подражанию. При этом взрослый повторяет потешку «Водичка, водичка!

Игра «Вымой руки»

Цель:учить мыть руки.Оборудование:уточка резиновая.

Ход игры:взрослый обращается к ребенку: «Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Уточка будет смотреть, как мы моем ручки». Взрослый ставит игрушкуна край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени уточки хвалит ребенка.В дальнейшем навык мытья рук усложняется: ребенка учат открывать кран с водой, намыливать руки мылом, вытирать полотенцем и вешать полотенце на крючок. Игра «Сделаем лодочки»Цель:учить последовательно выполнять действия при мытьерук,  подражать действиям взрослого.

Игра «Умывалочка»

Цель:учить умываться.Оборудование:зеркало, полотенце.

Ход игры:взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит ребенка посмотреть па себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т.д. Предлагает ребенку умыться имеете с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. В процессе действиявзрослый произносит потешку:Выходи, водица, мы пришли умыться!Лейся на ладошкупо-нем-нож-ку... Нет, не понемножку —посмелей, будем умываться веселей!В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухополотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, произносит: «Ай, какой чистый ребенок, посмотри насебя в зеркало!»

Игра «Делаем прическу»

Цель:учить держать в руке расческу и расчесывать волосы движениямисверху вниз.Оборудование:зеркало, расческа, нарядная кукла.

Ход игры:взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание наее прическу: «Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровныеволосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!» Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать расчесаться самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает ему удерживать расческу, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка -не перебивать друг друга;-пользоваться приборами и салфеткой во время еды; -придвигать и отодвигать стул неслышно;-после еды не забыть поблагодарить именинника;-перед уходом попрощаться;-когда гости уходят, именинник помогает взрослым убирать посуду состола.Каждый из детей должен побыть в роли именинника. Педагог во время игры напоминает детям, как следует себя вести в той или иной ситуации. Игра эмоциональная и очень привлекает детей.

Игра "Угостим кукол чаем"

Цель:познакомить ребенка с назначением посуды, учить выполнятьпредметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки).Оборудование:куклы, детская мебель и посуда (две чашки, два блюдца, две ложки, чайник).

Ход игры:взрослый говорит малышу: "К нам в гости пришли куклы, их надо посадить за стол, угостить чаем. Давай расставим чашки и блюдца. Теперь разложи ложки к чашкам. Налей чай в чашки. Напои чаем наших гостей". Если ребенок испытывает затруднения, показать, как надодействовать. В конце игры взрослый подытоживает: "Чай мы наливали вчашки, куклы пили чай", произносит потешку:Чайник на столе поставим,Блюдца, чашки мы расставим,Будем мы гостей встречать,Кукол чаем угощать!

Что нужно кукле!

Задачи игры. Упражнять культурно-гигиенические навыки.Пособия-картинки с изображением предметов, используемых при умывании, еде, одевании, мыло, зубная щетка, полотенце, зубная паста, гребень, щетка для рук, заколка, лента для волос, скатерть, ваза, поднос, кружка, ложка, тарелка, столовый прибор, носки, ботинки, шапочка, платье, блузка, юбка, перчатки, курточка).

Ход игры. Воспитательница знакомит детей с картинками, спрашивает их, для чего нужен каждый предмет, затем перемешивает картинки и раздает их, берет куклу и говорит детям: "Наша куколка встала и хотела бы умыться, но чем?”Дети  приносят  картинки,  на  которых  нарисованы предметы, нужные кукле для умывания. Игра продолжается. Воспитатель направляет игру так, чтобы чередовались все виды  деятельности.  Например  она  говорит:  "Наша  кукла умылась  и  хотела  бы  причесаться,  но  чем?  Наш;  кукла умылась, но еще не завтракала. Что мы ей дадим есть? Наша кукла собралась на прогулку, что она наденет?”

Воспитательница  называет  по  имени  одного  ребенка: "Петя,  скажи,  что  ты  видишь  здесь?”  Ребенок  называет отдельные  предметы  и  показывает  их.  Если  он  что-либо пропустил, другие дети его дополняют до тех пор, пока все предметы не будут названы.Далее  воспитательница  задает  другому  вызванному ребенку следующий вопрос: "Яна, есть у вас дома мыло?”Когда ребенок ответит утвердительно, воспитательница просит:  Принеси  мыло.  Посмотри  на  него  внимательно  и понюхай его. Что мы c ним делаем? Для чего нам мыло?”Если ребенок не рассказал о мыле чего-либо важного, воспитательница может вызвать следующего ребенка. (Когда мыло уже не нужно, она откладывает его в сторону.)Воспитательница  может  задать  и наводящие  вопросы:  "Для  чего  мамакупила мыло?”  (Она  хочет  стирать.)  "Что  сделает  мама,  когда  полотенце  станет  грязным?” (Выстирает его.) "Для чего маме гребень? Какие гребни у вас дома?”.В заключение дети умывают и купают кукол, вытирают их и т.д

"Кукла идет на прогулку"

Цель:  формирование  у  ребенка  представлений  об  одежде,  умению  выполнять предметно-игровые действия. Оборудование: кукла.

Ход игры: взрослый говорит, что кукла собирается на прогулку: "Давай поможем кукле одеться, на улице холодно", предлагает ребенку достать из шкафчика одежду: шапку, куртку, ботиночки. Затем взрослый поочередно берет каждую вещь, показывает ее ребенку, медленно приговаривая: Надеваем курточку, проденем руки в рукава, застегнем пуговицы. Вот, куртку надели! Надеваем ботиночки на ножки, вот шнурки, я помогу тебе завязать. Вот, ботиночки надели на ножки. Надеваем шапку на голову. Вот, так, шапку надели. Кукла собралась на прогулку, может идти гулять. В целях закрепления у ребенка представлений об одежде,

"Мыльные перчатки"

Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны. Оборудование: детское мыло, полотенце.

Ход занятия: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет  в  руки  мыло  и  показывает  круговые  движения  рук  при  намыливании.  Затем передает  ребенку  кусок  мыла  и просит  его  повторить  движения  намыливания. Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: "Вот, какие у нас перчатки -белые!" Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек: Например: Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки, Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки! В кране булькает вода. Очень даже здорово! Моет рученьки сама Машенька Егорова(взрослый называет имя ребенка).Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода! В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.

"Делаем прическу"

Цель:  учить  ребенка  держать  в  руке  расческу  и расчесывать волосы движениями сверху-вниз. Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.

Ход  игры:  взрослый  демонстрирует  ребенку  куклу  и обращает внимание на ее прическу: "Посмотри, у куклы красивая  прическа:  длинные,  ровные  волосы,  бантик. Красивая  кукла!  Давай  и  тебе  сделаем  красивую прическу!" Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удерживать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.

"Кукла заболела"

Цель: учить ребенка пользоваться носовым платком. Оборудование: кукла, носовые платки.

Ход  игры:  взрослый  демонстрирует  детям  куклу  и говорит: "Вот кукла Маша, она заболела, у нее насморк, ей  трудно  дышать  через  нос.  В  кармане  у  нее  лежит носовой  платок.  Поможем  Маше  очистить  носик!" Взрослый произнести потешку: Маша заболела, трудно ей дышать, Мы платочком будем носик вытирать! Взрослый показывает детям, как правильно использовать носовой платок, демонстрируя это на кукле. Предлагает детям повторить действие

"Носики-курносики"

Цель:  учить  ребенка  пользоваться  индивидуальным  носовым платком. Оборудование:    индивидуальные    носовые    платки.

Ход занятия: взрослый произносит потешку, демонстрируя каждое действие: Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана),Будем нос им вытирать (показывает действие с платком),Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять(убирает платок в карман).Взрослый просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым платком.

Игра "Приведи куклу в порядок"

Цель: формировать у ребенка интерес к самостоятельным действиям при одевании. Оборудование: кукла, кукольная одежда.

Ход игры: взрослый достает раздетую куклу, кукольные вещи и просит ребенка помочь ему одеть куклу: "Кукла Оля не может одеться сама, ей холодно, давай оденем Олю, ей будет тепло! Сначала надо одеть трусики, потом майку, а затем платье". Взрослый предлагает ребенку одевать куклу, соблюдая последовательность. В случае необходимости применяются совместные действия.

"Оденемся на прогулку"

Цель: учить ребенка одеваться, правильно соотносить предмет одежды с частью тела, застегивать одежду с помощью застежки -липучки. Оборудование: одежда ребенка.

Ход занятия: взрослый предлагает малышу одеваться на прогулку: раскладывает перед ним вещи и объясняет, что каждый предмет одежды надо надевать на определенную часть тела. Ребенок одевается, если он испытывает затруднения, взрослый помогает ему, обращает внимание на способ застегивания - липучки.

Игра "Найди пару"

Цель: учить ребенка выделять парную обувь, подбирать нужную пару обуви.

Оборудование: обувь - сапоги, ботинки, кукла.

Ход игры: взрослый вводит ребенка в игровую ситуацию: "Маша-растеряша разбросала свою обувь по разным углам. Она не может ничего найти сама. Один ботинок нашла, а другой найти не может, один сапог нашла, а другой не знает, где найти!" и т.д. Ребенку предлагается помочь Маше найти нужную пару обуви. Взрослый показывает один ботинок, предлагает найти его пару и т.д.Далее взрослый предлагает ребенку примерить Маше найденную обувь.

Игра "Оденем кукол"

Цель: познакомить детей с разными видами застежек и способами застегивания.Оборудование: куклы, одежда на застежках (молния, пуговицы, липучки, кнопки, крючки), коляски.

Ход игры: взрослый предлагает детям одеть кукол и покатать их в колясках, говорит: "Смотри, какая у кукол красивая одежда!", вместе с детьми рассматривает каждый предмет, обращает их внимание на застежки и демонстрирует способы застегивания.Детям предлагается самостоятельно одеть кукол, после чего покатать в коляске.

Игра "Обед у кукол"

Цель: формировать интерес к самостоятельным действиям при накрывании стола к обеду. Оборудование: игрушечная посуда, скатерть, две куклы.

Ход игры: взрослый просит ребенка накрыть стол для кукол, показывает необходимые предметы и действия с ними. Затем предлагает ребенку посадить кукол за стол и угостить обедом.

"Убери со стола"

Цель: формировать самостоятельные действия: убирать посуду со стола, сметать крошки. Оборудование: посуда, щетка, совочек.

Ход занятия: взрослый показывает, как убирать посуду со стола на поднос, предлагает детям действовать по показу. При этом взрослый комментирует действия: "Мы кладем на поднос тарелку, чашку, ложку и т.д." Затем показывает, как сметать крошки со стола, комментирует свои действия: "Крошки со стола сметем и совочком уберем!"Ребенку дается возможность действовать самостоятельно.

"Вымой посуду"

Цель: формировать у ребенка самостоятельные действия: учить мыть посуду. Оборудование: посуда (тарелки), губка, два тазика.

Ход занятия: взрослый показывает тазик с грязной посудой и привлекает внимание ребенка к мытью посуды: демонстрирует, как правильно держать тарелку, смачивать ее водой, протирать мокрой губкой, ополаскивать в другом тазике с чистой водой, после чего, выкладывая тарелки на чистый поднос, ребенку предлагается вымыть свою тарелку.

"Подготовь постель ко сну"

Цель: формировать у детей самостоятельные действия: учить ребенка расстилать свою постель.Оборудование: кровать, подушка, простыня, одеяло, покрывало.

Ход занятия: перед дневным сном взрослый предлагает детям расстелить свои постели, показывает и комментирует последовательность действий: "Сначала снимаем и складываем покрывало, затем отворачиваем одеяло и поправляем подушку". После этого взрослый предлагает детям расстелить свои постели, при необходимости помогает им.

"У нас порядок"

Цель: вызвать у ребенка интерес к самостоятельным действиям: учить подметать пол.Оборудование: веник, совок, ведерко с водой, игрушки.

Ход занятия: взрослый говорит, что скоро в гости придут игрушки, обращает внимание, что в комнате беспорядок. Предлагается детям подмести пол. Затем взрослый показывает, как пользоваться веником и совком. Дается возможность детям действовать самостоятельно. После этого взрослый обыгрывает ситуацию: приходят игрушки в гости к детям (Чебурашка, Буратино, Петрушка и др.), они обращают внимание на порядок, спрашивают у детей, кто убирал в комнате.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Физкультурный уголок как средство повышения двигательной активности детей раннего возраста. Выполнил: воспитатель группы раннего возраста МБДОУ №92 Соломаха А. В.

Слайд 2

Инновационный подход к организации развивающей предметно-пространственной среды Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Слайд 3

Трансформируемость пространства

Слайд 4

Полифункциональность материалов

Слайд 5

Вариативность среды предполагает: • наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Слайд 6

Доступность среды предполагает: • доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; • свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; • исправность и сохранность материалов и оборудования. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Слайд 7

При организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации важнейшим условием является учет возрастных особенностей и потребностей детей, которые имеют свои отличительные признаки. Для детей третьего года жизни является свободное и большое пространство, где они могут быть в активном движении – лазании, катании.

Слайд 8

Нетрадиционный м атериал изготовленный руками родителей : -массаж, подвижные игры

Слайд 9

-профилактика плоскостопия, утренняя гимнастика, гимнастика после сна

Слайд 10

Спасибо за внимание!