3. Речевое развитие.

Соломаха Александра Владимировна

На этой странице собраны материалы по направлению речевое развитие детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ

СОН

Вот лежат в кроватке

Розовые пятки.

Чьи это пятки –

Мягки да сладки?

Прибегут гусятки,

Ущипнут за пятки.

Прячь скорей, не зевай,

Одеяльцем накрывай!

Бай, бай, бай, бай,

Ты, собаченька, не лай

И в гудочек не гуди

Наших деток не буди.

Наши детки будут спать

Да большими вырастать.

Они поспят подольше,

Вырастут побольше.

Спи, усни, детка Андрюшенька.

Все ласточки спят,

Все касаточки спят,

Нашему Андрюшеньке

Спать велят.

Ходит сон по лавочке

В красненькой рубашечке,

А Сониха - по другой-

Сарафанец голубой.

Они вместе идут,

Дрему Катеньке несут.

А КУДА ПОЕДЕМ ДНЕМ, ПЕРЕД СНОМ

Со станции Топтушкино,

До станции Кровать

Скорей добраться нужно нам!

И - чуточку поспать!

На станции Вставайкино

Проснешься - выйдешь сам!

И побежишь в Играйкино,

К друзьям и чудесам!

Ну а пока приехали

На станцию Кровать!

На этой сонной станциии

Так сладко засыпать...

Байки-побайки,

Прискакали зайки,

Стали люльку качать,

Сладку дрему навевать.

Стали в дудки играть,

Начал Миша засыпать.

КОРМЛЕНИЕ

Вот и полдник подошел,

Сели дети все за стол.

Чтобы не было беды,

Вспомним правила еды:

Наши ноги не стучат,

Наши язычки молчат.

За обедом не сори,

Насорил — так убери.

На моей тарелочке

Рыженькая белочка,

Чтоб она была видна,

Все съедаю я до дна.

Глубоко и мелко,

Корабли в тарелке,

Вот кораблик плывет,

Заплывает прямо в рот.

Кушай кашку, девочка,

Девочка-припевочка,

Кушай кашку, подрастай,

Всем на радость вырастай!

А у нас есть ложки

Волшебные немножко.

Вот — тарелка, вот — еда.

Не останется следа.

Посадим на ложку

Капустку, картошку — и спрячем!

Попробуй найди!

Не видно на ложке

Капустки, картошки.

И нет на тарелке — гляди!

Гойда, гойда, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Стали гули говорить,

Чем Ванюшу накормить.

Один скажет - кашкою,

Другой - простоквашкою,

Третий скажет - молочком

И румяным пирожком.

Умница, Катенька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

«Не хочу есть манную кашу!»

Кричала девочка Маша.

«Правильно» — думала каша,

Хорошая девочка Маша».

Ну и каша!

Так в рот и просится!

Нос и щеки наелись досыта.

Подбородку тоже досталось.

И мизинчик

Попробовал малость.

Чуточку съели

Лобик с макушкою,

Остальное ушки докушали!

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ

Ай, лады-лады-лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Друг другу улыбаемся.

Чистая водичка

Умоет Саше личико,

Анечке - ладошки,

А пальчики - Антошке.

Водичка серебристая

Струится из-под крана.

И мыло есть душистое,

Совсем как в нашей ванной.

В ручейке вода струится

В речке плещется вода.

Мы под краном будем мыться,

Без воды мы никуда.

«Водичка серебристая,

Ты как сюда попала?»

«Через луга росистые

Я в детский сад бежала»

«Водичка серебристая,

Зачем ты к нам бежала?»

«Чтоб все вы были чистыми,

Чтоб всё вокруг сверкало»

В ручейке вода струится

В речке плещется вода.

Мы под краном будем мыться,

Без воды мы никуда.

Знаем, знаем, да-да-да,

Где тут плещется вода.

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Моем руки, моем лица

Мылом, щеткой и водой.

Если ты не любишь мыться,

Эту песенку не пой.

Лейся на ладошки,

По-нем-нож-ку,

Нет, не понемножку - посмелей,

Будем умываться веселей.

Не умыться, не напиться без воды,

Листику не распуститься без воды,

И потому всегда

Всем, везде нужна вода.

Из колодца курица

Принесла водицы.

И цыплята всей гурьбой

Побежали мыться.

Кран, откройся,

Нос, умойся!

Мойтесь сразу оба глаза!

Мойтесь уши, мойся шейка!

Шейка, мойся хорошенько!

Мойся, мойся, обливайся,

Грязь, смывайся!

Грязь, сдавайся!

Лейся, чистая водичка,

Ты умой мне чисто личико,

Шейку, ручки умывай,

Ничего не забывай!

Мылом, мылом чисто мойся,

Ни о чем не беспокойся.

Мыло не кусается, просто умывается.

Кто не моет руки с мылом

От среды и до среды.

На мохнатом полотенце

Отпечатаны следы.

Чистим чистим трубочиста

- чисто чисто, чисто чисто

Будет будет трубочист

чист чист чист чист.

В руки мыло мы возьмем,

И водичку мы польем,

Моем руки быстро, быстро, быстро.

Моем чисто, чисто, чисто!

А потом лицо умыли,

Глазки тоже мы промыли,

Полотенцем утирались,

На себя мы любовались!

Чище умойся, воды не жалей.

Будут ладошки снега белей.

Я сегодня утром рано

Умывался из-под крана.

Я и сам теперь умею

Вымыть личико и шею.

Кран,Откройся!

Нос, Умойся!

Глаз, Купайся!

Грязь, Сдавайся!

Тёма, Тёма-малышок!

Ты садись-ка на горшок,

Не ходи угрюмый,

Посиди-подумай!

Начинаем наш урок.

Это что стоит? Горшок!

Раз-два-три-четыре-пять -

Будем мы штаны снимать!

Присядем аккуратно.

Знают все детишки:

Очень неприятно

Писаться в штанишки!

Мы все сделаем, как надо.

Мама будет очень рада!

Мы с тобой пойдем гулять

Будем прыгать и играть.

Что же ты забыл, дружок?

Сесть на Мишенькин горшок.

Молодец, теперь скорей

Побежали до дверей.

Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, коса, не путайся,

Взрослых, детка, слушайся.

Чешу, чешу волосоньки,

Расчесываю косоньки!

Что мы делаем расческой?

Тане делаем прическу.

От водички, от водицы

Все улыбками искрится.

От водички, от водицы

Веселей цветы и птицы

Катя умывается солнцу улыбается!

Уж я косу заплету,

Уж я русу заплёту,

Я плету, плету, плету,

Приговариваю:

«Ты расти, расти, коса —

Всему городу краса».

Пошел котик на Торжок,

Купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли съесть?

Либо Бореньке снесть?

Я и сам укушу,

Да и Бореньке снесу.

Как у нашего соседа

Весела была беседа:

Гуси - в гусли,

Утки - в дудки,

Овцы - в донцы,

Тараканы - в барабаны.

СИТУАЦИИ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ

Ай, не плачь, не плачь, не плачь,

Я куплю тебе калач!

Если будешь плакать -

Куплю худой лапоть!

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка хороший!

Ванечка пригожий

Кто тут плачет,

Ой-ей-ей!

Говорят, Андрюшка мой?

Нет, не плачет наш дружок,

Зря вы говорите!

Улыбается уже -

Посмотрите!

Ваня, Ваня - простота

Купил лошадь без хвоста

Сел задом наперед

И поехал в огород.

Сидит белка на тележке,

Продает орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому

Заиньке усатому,

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

Как растаял месяц - золотые рожки

Как у нашей Тани солнышко в окошке,

Яркие у солнышка лучики горят,

Русые у Танюшки косыньки весят.

Стала Маша гостей созывать:

И Иван приди, и Степан приди,

И Сергей приди, и Матвей приди.

А Никитушка - ну, пожалуйста!

Стала Маша гостей угощать:

И Ивану блин, и Степану блин,

И Сергею блин, и Матвею блин,

А Никитушке - мягкий пряничек.

ХНЫЧУ-ПЛАЧУ

А у нашего Петра

Настроенья нет с утра!

Хнычу-плачу, хнычу-плачу,

Не помогут доктора!

Ну а если доктор - Дынька?

Доктор Персик? Виноград?

Пусть приходят, прилетают!

И домой, и в детский сад!

ГОРОШЕНКИ - НЕПРОШЕНКИ

Го-ро-шинки,

Не-про-шенки,

Откуда вы взялись?

Автобусом иль поездом

До Насти добрались?

Не-е-ет, Портить настроение

Никто вас не просил!

А может ты не плакала,

А дождик моросил?

ГДЕ ТЫ, ДЕДУШКА-МОЛЧОК?

Чики-чики, чики-чок,

Где ты, дедушка Молчок?

Заходи к нам, посидим, Помолчим...

Слышишь, добрый старичок?

Тишина! Пришел Молчок!

Не спугни его, смотри,

Ничего не говори.

У нас Олеженька один,

Никому не отдадим.

Мы пальто ему сошьем,

Погулять его пошлем.

Пошла Маня на базар,

Принесла домой товар:

Родной матушке - платок,

Посередочке цветок.

Братьям - соколам -

По козловым спогам,

Сестрицам - лебедицам

Да по белым руковицам.

Из-за лесу, из-за гор

Едет дедушка Егор:

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на собачках.

ВЕРХОМ НА ЛОШАДКЕ

(на коленях)

Мы поскачем, скачем, скачем,

Скачем на лошадке!

Мы совсем уже не плачем,

Все у нас в порядке.

или:

Мы поскачем, скачем, скачем,

Скачем на лошадке!

Мы давным-давно не плачем,

Все у нас в порядке!

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Подымайся мой дружок,

Встань, мой Юрочка.

Катя, Катя маленька,

Катенька удаленька,

Пройди по дороженьке,

Топни, Катенька, ноженькой.

Тень-тень - потетень,

В огороде-то плетень.

В избе печка топится,

Бабушка торопится:

Она булочки печет,

По тарелочкам кладет.

Травушка-муравушка

Со сна поднялась,

Птица синица за зерна взялась,

Зайка - за капустку,

Мышка - за корку

Детки - за молоко

Кашку варили,
Ложечкой мешали,
Куколку кормили,
Кошечке давали.

Наблюдения

Бабочка - коробочка,

Полети на облачко,

Там твои детки

На березовой ветке.

Бабочка - коробочка,

Ветер или дождь?

Полетишь - так ветер,

Упадешь - так дождь!

Птичка, птичка,

Вот тебе водичка,

Вот и тебе и крошки

На моей ладошке.

Киска, киска, киска, брысь

-На дорожку не садись:

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет.

Божья коровка,

Черная головка,

Лети-лети за море

Там тепленько,

Здесь холодненько.

Божья коровка,

Полети на небо,

Полети на небо

Принеси мне хлеба.

Принеси мне ягод

Полное лукошко!

Сарафанчик новый

И конфет немножко.

Улитка, улитка!

Покажи свои рога,

Дам кусочек пирога,

Пышки, ватрушки,

Сдобные лепешки - высунь рожки!

Петушок-петушок

Золотой гребешок!

Выгляни в окошко

-Дам тебе горошка.

Воробей, воробей,

Не летай на песок,

Не клюй песок,

Не тупи носок.

Пригодится носок

На овсяный колосок.

Петя, Петя петушок,

Золотой гребешок,

Ты зачем так рано встал,

«Ку-ка-ре-ку» прокричал?

- А затем, - петух ответил,

-Чтобы не проспал народ

Солнца ясного восход!

Улитка, улитка,

Высунь рожки!

Дадим лепешки,

Свиные ножки,

Каши горшок,

Хлеба ворошок!

Солнышко, солнышко,

Полети на облачко!

Там твои детки

Кушают конфетки,

Хлебом заедают,

Медом запивают,

Всем раздают,

А тебе не дают.

Сорока-белобока,

Научи меня летать,

ни высоко, ни далеко,

Чтобы солнышко видать

Динь, день! Динь, день! 
Начинаем новый день! 
Дили-дили-дили-дили! 
Колокольчики будили 
Всех зайчат и ежат, 
Всех ленивых медвежат. 
И воробушек проснулся, 
И галчонок встрепенулся... 
Динь, день! Динь, день! 
Не проспите новый день!

Водичка-водичка,
Умой Настино личико,
Настя кушала кашку,
Испачкала мордашку.
Чтобы девочка была
Самой чистенькой всегда,
Помоги, водичка,
Умыть Настино личико.

Ладушки, ладушки, 
С мылом моем лапушки. 
Чистые ладошки, 
Вот вам хлеб и ложки!

От водички, от водицы 
Всё улыбками искрится! 
От водички, от водицы 
Веселей цветы и птицы! 
Катя умывается, 
Солнцу улыбается!

Знаем, знаем, да-да-да,
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
По-нем-ножку.
Лейся, лейся, лейся
По-сме-лей -
Катя, умывайся веселей!

Петушок-петушок,
Подари мне гребешок.
Ну, пожалуйста, прошу,
Я кудряшки расчешу.

Каша вкусная дымится,
Леша кашу есть садится, 
Очень каша хороша, 
Ели кашу неспеша. 
Ложка за ложкой, 
Ели понемножку.

Кашка из гречки,
Где варилась? В печке!
Сварилась, упрела,
Чтоб Мишенька ел,
Кашу хвалил,
На всех разделил!

Ладушки, ладушки,
Испечём оладушки.
На окно поставим.
Остывать заставим.
Немного погодим, 
Всем оладушек дадим.

Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки.
Маслом поливала,
Всех угощала.
Даше - два,
Паше - два,
Ване - два,
Тане - два,
Саше - два,
Маше - два,
Хороши оладушки
У нашей доброй бабушки!

Трушки ту-тушки!
Пекла бабка ватрушки.
Всем по ватрушки
Да молока по кружке.
Молоко вкусненько,
Ватрушки сладеньки!

Утка утенка, 
Кошка котенка, 
Мышка мышонка 
Зовет на обед. 
Утки поели, 
Кошки поели, 
Мышки поели. 
А ты еще нет? 
Где твоя ложечка? 
Скушай, хоть немножечко!

Это - ложка,
Это - чашка.
В чашке - гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала -
Кашки гречневой не стало!

Не плачь, не плачь, детка,
Прискачет к тебе белка,
Принесет орешки 
Для Машиной потешки.

Свети, свети, солнышко,
На зеленое полюшко,
На белую пшеницу,
На чистую водицу,
На наш садочек,
На аленький цветочек.

Солнышко-ведёрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись!
Красное, покажись!

Солнышко-вёдрышко!
Взойди поскорей, 
Освети, обогрей – 
Телят да ягнят, 
Ещё малых ребят.

Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи -
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!

Дождик, дождик,
Кап-кап-кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять -
Мы промочим ножки.

Дождик, дождик, поливай -
Будет хлеба каравай.
Дождик, дождик, припусти -
Дай капусте подрасти.
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!

Дождик, дождик, посильней -
Будет травка зеленей, 
Вырастут цветочки
На нашем лужочке.
Дождик, дождик, пуще,
Расти, трава, гуще.

Дождик, дождик, что ты льешь?
Погулять нам не даешь.
Дождик, дождик, полно лить,
Деток, землю, лес мочить.
После дождика на даче
Мы по лужицам поскачем

Курочка-пеструшечка
По двору ходит, 
Цыплят выводит,
хохолок раздувает,
Малых деток потешает.



Предварительный просмотр:

МДОАУ «Детский сад №92»

ПРОЕКТ: «Фольклор развивает речь»

(для детей1,5 – 2 лет)

Выполнила: Соломаха Александра

Владимировна

Оренбург

Тип проекта информационно- игровой, долгосрочный (сентябрь - май)

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

По времени проведения: долгосрочный

Актуальность.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко может установить с ребёнком эмоциональный контакт.

Потешки, прибаутки, первые художественные произведения, которые слышит ребёнок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, ещё не может общаться с другими детьми взрослыми. Хорошо подобранная потешка порой помогает установить контакт с ребёнком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока ещё малознакомому человеку – воспитателю. Произведения народного творчества должны отражать в себе доступный для понимания мир предметов, вещей и отношений. Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста невелик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому произведения должны соответствовать уровню развития детей. И интонация, с которой они произносятся воспитателем, должна быть понятна детям.

Цель:

Создать благоприятные условия для формирования коммуникативных навыков у детей раннего возраста, посредством русского фольклора; формировать умение проявлять положительные эмоции в общении со взрослыми и сверстниками.

Задачи:

- Развивать мелкую моторику пальцев рук и активную речь.

- Развивать интерес и любовь к фольклору.

- Воспитывать доброжелательное отношение в общении со сверстниками и взрослыми.

Содержание проектной деятельности

Этапы:

Подготовительный этап.

1.Подбор потешек, стихотворений, загадок, игр, сказок, иллюстраций.

2. Подготовка атрибутов для игр, театрализации.

3.Подготовка консультаций для родителей.

4.Составление перспективного плана основного этапа.

Практический этап. Работа с детьми: подвижные игры, игры- драматизации, хороводные игры, чтение, заучивание  художественных произведений, продуктивные виды деятельности. Работа с родителями: консультации, памятки, беседы, оформление папок-передвижек, совместное изготовление дидактического материала.

Заключительный этап. Оформление выставки  « Книжка- игрушка» (Совместное творчество родителей с детьми)

Ожидаемый результат. Дети будут заинтересованно рассматривать иллюстрации, слушать и проговаривать потешки и стихи за взрослыми, активно участвовать  в играх- драматизациях, хороводных играх.

Воспитатели пополнят развивающую среду атрибутами для игр, создадут картотеку потешек.

Родители будут активнее участвовать в жизни группы.

План реализации проекта.

Месяц

Неделя

Фольклорный материал

Взаимодействие с родителями

Сентябрь

1

Разучивание потешки «Водичка - водичка»

Цель. Доставить радость от знакомства с потешкой

Игра «Дарики, дарики летели комарики»

Цель. Закрепить названия частей тела человека, развивать мелкую моторику.

Консультация

«Детский фольклор»

2

Разучивание потешки « Расти коса до пояса»

Цель. Доставить радость от знакомства с потешкой

Игра «Это вся моя семья»

Цель. Развивать мелкую моторику.

3

Настольный театр «Курочка ряба»

Цель. Учить слушать сказку с опорой на наглядность, вызвать сочувствие к персонажам.

4

Разучивание потешки «Петушок»

Цель: учить понимать содержание потешки

Загадки о домашних животных.

Цель: учить понимать образный язык загадок.

 

Октябрь

1

 Разучивание потешки «Курочка-рябушечка»

Цель: формировать предпосылки диалогической речи

Игра: «Вышла курочка гулять»

Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.

2

Разучивание потешки «Наши уточки с утра»

Цель: вызвать радость от прослушивания знакомых потешек, желание рассказывать их вместе с воспитателем, упражнять в  звукоподражании.

Игра «Вышла курочка гулять»

Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Привлечь родителей к изготовлению атрибутов для игр

3

Повторение знакомых потешек.

Вызвать радость от прослушивания знакомых потешек, желание рассказывать их вместе с воспитателем.

Игра «Гуси-гуси»

Цель: формировать предпосылки диалогической речи

4

Настольный театр «Репка»

Цель: учить слушать сказку с опорой на наглядность, вызвать сочувствие к персонажам.

Загадки об овощах и фруктах

Цель: учить понимать образный язык загадок

Ноябрь

1

Повторное рассказывание русской народной сказки « Репка»

Цель: Учить рассматривать иллюстрации, узнавать персонажей, отвечать на вопросы по тексту.

Игра «Огуречик»

Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом..

2

Чтение потешки « Ты собачка не лай»

Цель: Вызвать эмоциональный отклик на произведение, учить проговаривать отдельные слова с воспитателем, развивать эмоциональную выразительность речи

3

. .Чтение потешки «Пошел котик на торжок»

Цель: помочь понять содержание потешки побуждать проговаривать слова вместе с воспитателем

. Игра: «Мыши водят хоровод».

Цель: Учить убегать по сигналу

4

 Чтение потешки « Вот и люди спят…»

Цель: помочь запомнить содержание потешки, название животных, которые встречаются в тексте. 

Игра «Чики-чики-чикалочки»

Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом

Декабрь

1

Разучивание колыбельной «Баю-баю, баиньки, купим сыну валенки»

Цель: вызвать у детей положительное отношение к дневному сну

Игра «Как на тоненький ледок»

Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Консультация

«Почитай мне сказку мама»

2

Рассказывание сказки «Заюшкина избушка»

Цель: учить слушать сказку с опорой на наглядность, вызвать сочувствие к персонажам.

Игра «Зайка беленький сидит»

Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.

3

Чтение потешки «Наша Маша маленькая…»

Цель: вызвать эмоциональный отклик на чтение потешки, желание передать содержание в движении

4

Чтение стихотворений о елке.

Цель: Способствовать созданию праздничного настроения, ожидания праздника.

Январь

2

Рассказывание русской народной сказки «Колобок»

Цель: помочь понять содержание сказки побуждать проговаривать слова в песенке Колобка.

Игра «У медведя во бору»

Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.

3

.Повторное рассказывание сказки «Колобок»

Цель: Учить принимать участие в драматизации отрывков из сказки, формировать интонационную выразительность речи.

Игра «Зайка беленький сидит»

Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом

4

Разучивание потешки «Иголка»

Цель: воспитывать бережное отношение к одежде

Игра «Лохматый пес»

Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Февраль

1

Разучивание потешки «Сидит белка на тележке»

Цель: развивать мелкую моторику рук

Загадки о диких животных

Цель: учить понимать образный язык загадок

2

Рассказывание русской народной сказки «Теремок»

Цель: учить слушать сказку с опорой на наглядность, помочь запомнить персонажей, последовательность их появления.

Игра «Лиса и зайцы»

Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.

3

Инсценирование  русской народной сказки «Теремок»

Цель: учить проговаривать отдельные фразы.

4

Чтение потешки « Бежала лесочком лиса с кузовочком»

Цель: поощрять попытки рассказывать потешку вместе с воспитателем.

Загадки о диких животных

Цель: учить понимать образный язык загадок

Март

1

Чтение потешки «Уж как я мою коровушку люблю»

 Цель: помочь понять содержание потешки побуждать проговаривать слова вместе с воспитателем

Игра «Бу,бу я рогатый»

Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Совместное творчество родителей с детьми изготовление «Книжки – игрушки»

2

Рассказывание сказки «Козлятки и волк» в обработке К. Ушинского

Цель: учить слушать сказку с опорой на наглядность, вызвать сочувствие к персонажам.

Игра «Коза – Дереза»

Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.

3

Рассказывание сказки «Козляткм и волк» в обработке К. Ушинского

 Цель: Учить принимать участие в драматизации отрывков из сказки, формировать интонационную выразительность речи.

4

Разучивание потешки «Вот они сапожки»

Цель: помочь запомнить содержание потешки, воспитывать положительное отношение к одеванию.

 Игра «Скачут по дорожке желтые сапожки»

Цель: развивать речевое внимание

Апрель

1

Повторение знакомых потешек.

Вызвать радость от прослушивания знакомых потешек, желание рассказывать их вместе с воспитателем.

П/и «Каравай»

Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.

2

Разучивание потешки «Из – за леса из - за гор…»

Цель: вызвать эмоциональный отклик на произведение, учить проговаривать отдельные слова с воспитателем, развивать эмоциональную выразительность речи

Игра « Ай ду – ду,ду – ду, ду – ду!»

Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.

3

Рассказывание сказки « Маша и медведь»

Цель: помочь понять содержание сказки.

4

Рассказывание сказки « Маша и медведь»

Цель: Учить принимать участие в драматизации отрывков из сказки, формировать интонационную выразительность речи.

Май

1

«Дождик, дождик веселей…»

Цель: поощрять попытки рассказывать потешку вместе с воспитателем.

2

«Солнышко – ведрышко»

Цель: помочь понять содержание потешки побуждать проговаривать слова вместе с воспитателем

3

Рассматривание иллюстраций к сказкам

Цель: вызвать радость от встречи со  знакомых персонажами, желание рассказывать сказки вместе с воспитателем.

Оформление выставки «Книжки – игрушки»

4

Повторение знакомых потешек.

Цель: вызвать радость от прослушивания знакомых потешек, желание рассказывать их вместе с воспитателем.



Предварительный просмотр:

Картотека игры по развитию речи

для детей от 1,6 – 2 лет:

        «Что звучит?»

Цель: совершенствовать навык дифференциации  звучания различных предметов (барабан, колокольчик, молоток, бубен, дудочка), называть предмет и действие с ним.

Материал: ширма, молоток и два  комплекта звучащих инструментов.

                     Ход  игры

Воспитатель показывает детям предметы, лежащие у него на столе (второй комплект лежит на столе у детей), и спрашивает, что это и как оно звучит.  Если дети затрудняются, воспитатель поясняет. Прячет за ширму инструменты, играет на них поочередно. Дети слушают (угадывают)  и приносят такой же инструмент воспитателю.                    

                

        «Кто пришёл?»

Цель: совершенствовать навык звукоподражания, учить узнавать и называть животных.

Материал: карточка с изображением животных, ширма.

                      Ход игры

Дети сидят полукругом , в центре ширма, за ней стол с картинками с изображением животных. Воспитатель предлагает пойти ребенку за ширму и выбрать себе картинку. Ребенок выбирает картинку и изображает животное. Собачка (гав-гав), петушок (ку-ка-ре-ку) и т.п. Эту игру можно провести иначе. Сначала изобразить животных, а потом найти их на картинке.

        «Поможем кукле Кате одеться на прогулку»

Цель: учить детей запоминать название одежды, обуви; последовательность одевания на прогулку.

Материал: кукла с комплектом одежды.

                            Ход игры

Воспитатель предлагает детям пойти погулять вместе с куклой Катей. И просит их помочь одеть ей одежду. (Одежда куклы по сезону).  Рассказывает, какая погода на улице и подводит детей к самостоятельному подбору  предметов одежды для прогулки. Дети достают одежду куклы из шкафчика.

   

   

        «Найди детёныша»

Цель: учить находить детенышей  домашних животных.

Материал: два  вида картинок : мамы и их детеныши.

                       Ход игры

Дети с воспитателем рассматривают картинки домашних животных. Воспитатель просит назвать животных, спрашивает, как они кричат (корова мууу, кошечка мяу и т.п.). Потом раскладывает картинки с детёнышами. И спрашивает, а это кто? Если дети затрудняются ответить, то воспитатель поясняет детям, например: это мама корова, а это её детеныш, теленок. Аналогично рассматривают другие картинки.

       «Позови»

Цель: Совершенствовать понимание речи; побуждать к обращению и активным ответным действиям (произношению звукосочетаний и облегченных слов, манипулированию с игрушками).

Материал. Игрушки (собака, заяц и др.).

                           Ход  игры

     Воспитатель ставит игрушки на стол, дает возможность детям полюбоваться ими; интересуется, понравились ли игрушки.

     Предлагает поиграть с ними, например: «Саша, позови собачку, скажи: «Иди, иди ко мне». Педагог манит игрушку рукой, зовет, побуждая ребенка подражать жесту и словам. Когда собачка «подходит», гладит ее, «кормит», спрашивает: «Что делает собачка?» (Ест, прыгает)

     Затем обращается к другому ребенку и предлагает позвать зайца (куклу и т.д.).

     Если кто-то из малышей не подражает действиям взрослого, следует вместе с ним позвать игрушку, поманить ее рукой. Одновременно подвинуть зайца (куклу и т.д.) к ребенку и сказать: «Иди, зайка, к Мише. На, Миша, возьми зайку. Скажи: «Дай зайку, дай, дай!» (Жест рукой)

     Такие же действия повторяются с другими игрушками. Главное - вызвать у детей желание звать, показывать, приносить, гладить, кормить и т.д.

Примечание. Если ребенок ничего не говорит, но показывает игрушку и выполняет нужные действия, значит, он понимает вашу речь.

Вариант игры.

Педагог поочередно прячет игрушки, спрашивает у детей, кто «убежал». Предлагает найти, позвать, принести и т.д. Игра повторяется несколько раз.

       «Кошка в гости к нам пришла»

Цель: Вызывать положительную эмоциональную реакцию детей на появление игрушки; учить по просьбе взрослого показывать уши, хвост, лапки. Побуждать к активным действиям (показать, погладить игрушку) и произношению облегченных слов: «киса», «котя», «кс-кс» и др.

Материал. Игрушка - пушистая кошка, блюдце.

                             Ход  игры

  Воспитатель достает игрушку (из-за спины, из коробки) и говорит: «Посмотрите, кто к нам пришел? Кошка, киса». Предлагает детям повторить: «Скажи, Таня, кто это? Саша, назови, кто это?» Побуждает называть игрушку разными словами: кошка, киса, котя и т.п. Вместе с детьми рассматривает игрушку: «Какая красивая кошка, мягкая, пушистая!» Предлагает ее потрогать, погладить.

     Затем берет кошку и «играет» с ней: лапками дотрагивается то до одного, то до другого ребенка: «Кошка лапками играет, у нее лапки-царапки. (Показывает.) Это лапки, лапки-царапки! Что это? Лапки. (Обращается к ребенку) Покажи и назови, что это?»

     Гладит ушки, называет: «Это уши, ушки. Что это? Уши, ушки». (Дети показывают ушки, называют.)

     Играет ее хвостиком, говорит: «Какой хвостик красивый у кошки! Где хвостик? (Дотрагивается по очереди до детей, щекочет их хвостиком.) Вот хвостик! (Действия повторяются несколько раз.) Красивая кошка к нам пришла. (Подносит игрушку к своему уху.) Кошка хочет молока, надо ее покормить. Давайте нальем молоко в блюдце. (Игровая ситуация вместе с ребенком) Кисонька-мурысенька, попей молочка!» (Кошка «пьет» молоко.)

    Воспитатель читает потешку:

    Котя, котенька, коток (произносит выразительно),

   Котя - серенький хвосток (поглаживает игрушку),

    Приди, Котя, в гости к нам,

    Молочка тебе я дам.

    Я тебе, коту, своих деток покажу.

Вариант игры.

     Можно в конце игры предложить покатать кошку в машине. Дети с удовольствием это делают. Воспитатель незаметно опрокидывает грузовик и говорит:

     Нет, напрасно мы решили

     Прокатить кота в машине,

     Кот кататься не привык,

      Опрокинул грузовик.

                             (А. Барто)

     Игра повторяется. Игрушку опять сажают в машину. Когда машина переворачивается, дети произносят слова: «бух», «пал». Игра доставляет им много радости.

     

Примечания:

  • можно рассказать другую потешку, например «Кисонька-мурысенька»;
  • вместо кошки взять мишку, зайца и т.п., а в завершение прочитать стихотворение или потешку об этой игрушке.

        «Зайчик - побегайчик»

Цель: Расширять знания детей об окружающем; вызывать активную эмоциональную, двигательную и речевую реакцию на происходящее; побуждать к произношению звукоподражательных и облегченных слов, например: «зая», «бо-бо», «ой-ой» (больно) и др.; вызвать желание пожалеть зайчика.

               Ход  игры

  •      Игрушечный заяц спрятан в мешочке или коробке. Воспитатель сообщает, что к детям кто-то прибежал из леса: маленький, с длинными ушками, любит морковку. Спрашивает: «Кто это?» Показывает из мешочка уши зайца: «Кто здесь, кто? У кого длинные уши? Зайчик, зайка к нам в гости пришел. Поздоровайтесь с ним. Зайчик, иди к детям». Обращается к малышам: «Позовите зайчика, скажите: «Иди, иди». (Жест рукой.) Дети по очереди зовут зайчика. Воспитатель говорит: «Вот какой зайчик, зайка, зая». (Выделяет голосом.)
  •     Педагог показывает заячьи уши, спрашивает: «Что это у зайчика? Уши, ушки. Какие уши? Большие». Предлагает потрогать их, назвать. (Дети могут использовать облегченные слова или жесты.)
  • Воспитатель шевелит заячьим хвостом, спрашивает: «Это что у зайчика? Хвостик. Какой хвостик у зайчика? Маленький. (Подчеркивает это слово интонацией и жестом, дети повторяют.) Хороший зайчик пришел к нам, давайте поиграем с ним в прятки. (Незаметно передает игрушку другому взрослому, а сам идет с детьми искать.) Куда убежал зайчик, зайчик - побегайчик? Давайте поищем его. (Обходят комнату и находят зайца.) Вот зайчик. (Обращается к кому-либо из детей.) Саша, позови зайчика. Скажи: «Заяц, зайка т.д. (Игра повторяется два-три раза, при этом зайца прячут в разные места.)

  После того, как игрушка несколько раз найдена, дети садятся на стулья. Воспитатель говорит: «Вот наш зайка - побегайка. Теперь он не будет прятаться от нас».

Читает   стихотворение   (выделенные слова произносит несколько раз).

  Скачет зайка по лужайке -

   Скок, скок, скок.

   Наколол зайчишка лапку

  На сучок.

Больно зайке! Ой! Ой! Ой!

 Прискакал едва домой.

   Предлагает пожалеть зайца, погладить лапку, посадить на стул или на ковер.

       «Кукла Ляля и я»

Цель: Формировать у детей знания о себе и ближайшем окружении (знакомство с именами), развивать понимание речи взрослого; упражнять в произношении звукосочетаний и облегченных слов; развивать внимание, память.

                            Ход  игры

  •      Воспитатель ставит перед детьми куклу и радостно спрашивает: «Кто к нам пришел? Это кукла Ляля в гости к нам пришла!» Предлагает детям поздороваться с куклой: «Здравствуй, Ляля». Подходит к каждому ребенку, побуждает к произношению слов и звукосочетаний: «Кукла («ку-ка») Ляля».
  •      Затем педагог спрашивает малыша: «А тебя как зовут?» и сам отвечает: «Это Саша! Саша, дай руку Ляле. (Можно взять ребенка за руку) Где руки у Саши? Покажи, Саша, свои руки. (Поглаживает руки ребенка, просит похлопать, сказать «хлоп-хлоп») Молодец, Саша!» Обращается к кукле: «Ляля, покажи, где Саша? Вот Саша!» (Показывает на ребенка рукой куклы.)
  •      Затем воспитатель подходит к другому ребенку, и игровые действия повторяются.
  •      После этого проводится игра в прятки. Педагог закрывает куклу салфеткой, спрашивает: «Где Ляля? Куда она спряталась? (Дети ищут.) Вот Ляля! (Несколько индивидуальных обращений к детям.) Скажи: «Где Ляля? Вот Ляля!»
  •      Аналогично проводится игра в прятки с детьми: воспитатель накрывает салфеткой ребенка, спрашивает: «Где Саша? (Где Вова? И т.д.)». Затем открывает и говорит: «Кто это? Саша (Вова и т.д.)».

Примечание.

  •      Если кто-то из малышей сам подходит к педагогу, показывает на свою голову, берет салфетку и что-то произносит - значит, проявляет инициативу, хочет поиграть. Такие действия надо обязательно поддержать и похвалить ребенка.

       «Купаем куклу»

Цель: Закрепить представления детей о предметах одежды; упражнять в повторении облегченных слов (мыло, вода, купать и др.); поддерживать инициативные действия детей, обращение к взрослому (жестами и речью); создавать радостное настроение.

Материал. Кукла и предметы для купания (ванночка или таз с водой, мыло, полотенце).

               Ход  игры

     Воспитатель. Посмотрите, что случилось с нашей Лялей? (Берет куклу в руки.) Ах ты, девочка чумазая, где ты руки так измазала? Черные ладошки, на локтях - дорожки. (Куклу заранее можно немножко испачкать) Что же делать, как ей помочь? (Индивидуальное обращение.) Какие руки у Ляли? Что надо сделать? Помыть. (Подносит куклу к уху.) Наша Ляля хочет купаться. Давайте поможем ей. Что сначала надо сделать? Снять одежду. Что сначала будем снимать? (Показывает рукой на платье.) Платье. (Индивидуальное обращение.) Помоги Ляле снять платье. (Ребенок помогает. Затем дети снимают другие предметы одежды - трусы, носки - и называют их.) Всю одежду сняли. (Педагог предлагает кому-то из детей аккуратно положить одежду куклы на стул, хвалит.) Сейчас будем купать Лялю. (Все предметы должны, быть заранее приготовлены.) В чем будем купать Лялю? В ванночке. Где ванночка? (Индивидуальное обращение.) Покажи. Где мыло? Мыло какое? Мыло душистое. (Дети трогают, нюхают мыло) Ах, какое душистое мыло! (Воспитатель сажает куклу в ванночку, моет ей лицо, руки, ноги. Называет действия, которые производит, просит детей повторить. Кукла «радуется, шлепает» рукой по воде.) Ой, как радуется наша Ляля, как ей нравится купаться!

     Воспитатель предлагает детям облить Лялю водой из лейки. Малыши могут только поддерживать лейку, но и этого достаточно, чтобы вызвать у них радость от совместных действий. Педагог поливает и говорит:

     Теплую водичку

     Льем на нашу птичку.

     Ой, с гуся вода,

     С Аленушки худоба.

                     (Е. Благинина)

     «Вот и вымыли Лялю! Чем ее вытереть? Полотенцем. Где полотенце? Саша, принеси полотенце! Вот оно какое мягкое и пушистое. (Прикасается полотенцем к щеке, рукам ребенка.) Давайте вытрем Лялю. Какая наша Ляля стала? Чистая! Хорошая! Теперь можно поиграть с ней».

Примечание. Игру «Купаем куклу» следует проводить в присутствии 5-6 детей, чтобы они имели возможность активно действовать. В следующий раз воспитатель приглашает других детей.

     Такие игры интересны и для малышей старше полутора лет. Варианты могут быть разными, например: кукла «играет» в воде с мячом, рыбкой или любой другой игрушкой. Дети находят эти игрушки, называют их, приносят, дают кукле, говорят: «На, Ляля, мяч (утку - «утю»)», «разговаривают» с куклой и т.д.

       «Кто как кричит»

Цель: Закреплять умения находить и выбирать знакомую игрушку; повторять, подражая взрослому, звукосочетания и слова; называть слова по собственной инициативе.

Материал. Игрушки (собака, кошка, курица, петух и др.).

               Ход  игры

     Обыгрывается неожиданное появление каждой игрушки (можно доставать их из мешочка или яркой коробки).

     Воспитатель показывает игрушку, производит действия с ней. Например, берет пушистую собаку, «ведет» ее, прикасается поочередно к каждому ребенку и говорит: «Ой, какая собачка! Хорошая собачка! Саша, что делает собачка? (Собака «бежит» к Саше.) Как собачка лает? Ав, ав! (Обращается поочередно к детям.) Повтори».

     Такие же действия производятся с другими игрушками. Звукосочетания (мяуканье, кудахтанье и т.д.) произносятся тихо и громко, с разной интонацией.

     Затем педагог предлагает каждому ребенку принести любую игрушку, назвать ее, спрашивает, как она «разговаривает» (лает, рычит и т.д.), повторяет за малышом произнесенные им звуки, поправляет, если он допустил ошибку. Можно поставить ребенка в условия выбора: «Какую игрушку ты хочешь взять?» Или сразу предложить принести, например кошку. Спросить: «Кого ты принес? Кошку, кису принес. Как кошка мяукает? Правильно, кошка мяукает; «мяу, мяу».

     Педагог задает аналогичные вопросы, если ребенок приносит другую игрушку.

Примечание. Задания и вопросы зависят от индивидуальных особенностей подготовленности детей.

Игру можно усложнить: спрятать игрушку в комнате и предложить ребенку позвать, например: «Мяу-мяу, где кошка; Мяу-мяу, иди сюда!» и т.д.


                «Прятки»

Цель: Учить ориентироваться в пространстве, узнавать, где находятся игрушки, приносить их и называть общеупотребительными словами вместо звукоподражательных и облегченных; стимулировать активность; развивать внимание и память.

Словарь. Обобщающее слово «игрушки» (пассивный словарь); названия игрушек: мяч, утка, мишка, зайчик (зайка) и др.; названия действий: катится, лежит, кричит и т.п.

Материал. Игрушки (мяч, утка, мишка, заяц и др.) находятся в разных местах комнаты.

               Ход  игры

     Воспитатель (держит в руках куклу). К нам в гости пришла кукла Катя. Она хочет посмотреть наши игрушки. (Обобщающее слово выделяется голосом.) Катя, какую игрушку тебе принести? (Говорит за куклу) Зайца, зайку. (Обращается к детям.) Давайте позовем зайца: «Зайчик - побегайчик, где ты? Иди к нам, иди, иди!» (Слова произносятся вместе с детьми.)

     Педагог и дети ищут игрушку, подходят сначала к игровому уголку, затем - к шкафу, где лежит заяц.

     Воспитатель. Где же наш зайчик (зайка)? (Радостно.) Вот он! Кто это? Назовите. Зайчик! (Несколько индивидуальных повторений) Где зайчик сидит? В шкафу. Покажи, Саша. (Ребенок может, показать пальцем или сказать «там», «здесь». Его действия поощряются.) Кого мы нашли? (Ответы детей) Кому дать зайчика? Миша, скажи: «Катя, на зайку». Давайте посадим зайчика рядом с Катей. Что делает зайчик? Сидит».

     Заяц может «поиграть» с детьми: «попрыгать», «побегать», «поздороваться» и т.п.

     Кукла «дает новое задание» - просит принести мяч. Малыши ищут, находят, называют. Воспитатель обращается индивидуально к нескольким детям: «Что ты нашел? Где лежал мяч? Отнеси мяч Кате. Скажи: «Катя, возьми мяч, на мяч» и т.д.

     Аналогичные действия повторяются с другими игрушками.

     В конце игры воспитатель говорит: «Вот сколько игрушек мы нашли для Кати: зайца, мяч, мишку, утку. Это наши игрушки (выделяет слово голосом)».

     Предлагает детям поиграть вместе с Катей игрушками.

Варианты игры.

1.         Найти игрушку и назвать ее цвет, форму (мяч), отдельные части (уши, лапы)  и т.д.

2.         Один ребенок прячет игрушку, а воспитатель с остальными детьми ищут ее. Если в подгруппе не более 5-6 детей, можно предложить каждому спрятать игрушку.


        «Кто-то в гости к нам пришел»

Цель: Упражнять детей в назывании игрушек и их частей. Подводить к пониманию употребления слова-понятия «игрушки». Расширять пассивный словарь. Побуждать к эмоциональному отклику и инициативной речи.

Материал. Набор (4-5 штук) знакомых детям игрушек: заяц, мишка, кошка и др. (в коробке).

               Ход  игры

     Раздается стук в дверь. Воспитатель открывает и вносит в группу игрушечного зайца. Обращается к детям: «Посмотрите, кто к нам в гости пришел! Хороший зайчик? Поздоровайтесь с ним. Откуда ты прибежал, заяц? (Отвечает за зайца.) Из леса».

     Берет игрушку в руки, читает стихотворение и сопровождает слова действиями.

     Жил-был зайчик,

     Длинные ушки.     (Гладит заячьи уши.)

     Отморозил зайчик

     Носик на опушке.   (Гладит носик)

     Отморозил хвостик  (Гладит хвостик.)

     И поехал греться

     К ребятишкам в гости.

     Здесь тепло и славно,

     И дают морковку на обед.

                                        (В. Хорал)

     Воспитатель. Давайте угостим зайца морковкой. (Достает заранее приготовленную морковь.) Таня, возьми морковку, дай зайцу! Скажи: «На, заяц, ешь!» Все скажем: «Ешь, заяц, ешь». Посмотрите, он нам «спасибо» говорит, кивает головой.

     Можно предложить детям пожалеть зайца, погладить (показать и назвать) его уши, нос, хвост - это активизирует игровые действия и словарь детей.

     Воспитатель. Зайка что-то хочет сказать. (Изображает (разговор» с зайцем.) Он нашел красивую коробку и не знает, как ее открыть.

     Давайте поможем ему и посмотрим, что там лежит. (Открывает коробку с помощью детей.) Что здесь? Игрушки. (Выделяет слово голосом.) Много игрушек! Какие игрушки? (Педагог обращается индивидуально к каждому ребенку.) Назови. Возьми. Покажи всем детям. Какую игрушку взял Саша? Мишку. Мишка какой - большой или маленький? (Помогает показать руками.) Давайте погладим мишку по голове, пожалеем его. (Показывает уши, лапы) Что это? (Индивидуальное обращение к каждому ребенку.) Назови. Покажи. (Хлопает лапами игрушки.) Что делает мишка? Хлопает лапами, радуется, что в гости к нам пришел. Давайте его позовем: «Иди, иди, мишка, к нам!» (Побуждает детей к повторению слов «иди, иди»)

     Таким же образом рассматриваются другие игрушки. В конце игры воспитатель еще раз спрашивает: «Что принес заяц? Игрушки. Красивые игрушки». (Выделяет голосом.) Предлагает поиграть с ними.

        «Курочка и цыплята»

Цель: Обогащать словарь детей (курица, цыплята, цыпленок, клюет); содействовать употреблению простых фраз; побуждать к диалогу, создавать радостное настроение.

Материал. Заводная курица, цыплята (из картона).

               Ход  игры

     Около двери движется и «клюет» заводная игрушка - курица.

     Воспитатель. Кто к нам в гости пришел? Курица, курочка - рябушка. Поздоровайтесь с курочкой. Здравствуй, курочка - рябушка! Ко-ко-ко, ко-ко-ко! Кого зовет курочка? (Обобщает ответы.) Курица-мама зовет своих деток-цыплят. Где же детки-цыплята? Давайте спросим у курочки. (Индивидуальные обращения.) Таня, спроси, где цыплята? Давайте позовем цыплят: «цып-цып-цып!» (Поддерживает и поощряет речевую активность детей. Достает коробку с цыплятами.) Кто это пищит: «пи-пи-пи»? Цыплята. (Поддерживает эмоциональную реакцию детей. Предлагает взять цыплят, рассмотреть) Какие цыплята? Маленькие, хорошие. Курочка зовет цыплят: «Ко-ко-ко! Ребятки - желтые цыплятки, идите ко мне!»

     Педагог предлагает детям разместит цыплят рядом с курочкой. Спрашивает каждого ребенка, что он сделал, кого отнес курочке. Обращает внимание детей на реакцию курицы: «Курочка-мама рада, что нашла своих деток-цыплят, и благодарит вас». Располагает курицу и цыплят рядок спрашивает: «Курица какая? Большая. Цыплята какие? Маленькие. Как зовет курица своих деток? Как пищат цыплята?» (Ответы детей.)

     Заводит курицу. «Что делает курочка? Клюет зернышки, зовет своих деток-цыплят».

     Ко-ко-ко-ко!

     Не ходите далеко,

     Лапками гребите,

     Зернышки ищите!

Воспитатель предлагает детям показать, как курочка клюет зернышки (постучать пальцами по столу) и сказать: «клю-клю-клю».


                «Покатаемся на лошадке»

Цель: Познакомить детей с новой игрушкой и способами действий с ней; продолжать учить сравнивать игрушки по личине; обогащать словарь; побуждать звукоподражанию, употреблению простых фраз и участию в диалоге.

Материал. Большая лошадка-качалка, маленькая игрушечная лошадка, зайчик.

               Ход  игры

     Обыгрывается появление большой лошадки: взрослый «вводит» ее в группу, цокает языком: «цок-цок-цок!»

     Воспитатель. Кто к нам в гости пришел? Лошадка! (Дает детям возможность рассмотреть игрушку, погладить ее.) Какая лошадка пришла к нам? (Если потребуется, задает дополнительные вопросы: красивая? Большая? Маленькая?)Большая красивая  лошадка. (Предлагает детям повторить.) А как кричит большая лошадка? Иго-го! (Произносит низким голосом. Просит нескольких детей повторить, затем качает лошадку.) А еще у нас есть маленькая лошадка. Давайте найдем ее. (Дети, знакомые с этой игрушкой, по просьбе взрослого приносят ее. Маленькую лошадку желательно поставить рядом с большой.) Какая это лошадка (показывает рукой на качалку) - большая или маленькая? (Несколько индивидуальных ответов.) А это какая лошадка (показывает на другую) - большая или маленькая? (Ответы детей.) Большая лошадка кричит: «иго-го-го!» (произносит низким голосом); маленькая лошадка кричит: «иго-го-го!» (произносит высоким голосом). (Дети повторяют) Сегодня к нам в гости пришли большая и маленькая лошадки. Что делает большая лошадка? (Качает ее.) Качается. Что делает маленькая лошадка? Стоит. Давайте покатаем на большой лошадке зайца. Спросите зайчика: «Хочешь покататься на лошадке?» Саша, посади зайчика на лошадку. Что делает зайчик? Сидит на лошадке. Едет на лошадке. (Педагог стимулирует индивидуальные ответы. Затем читает стихотворение.)

     Едет зайка на лошадке,

    По дорожке ровной, гладкой.

     Катя (Саша, Таня), хочешь покататься на лошадке? Скажи: «Хочу покататься на лошадке». Скажи: «Но, поехали! Но!»

     В конце игры можно прочитать стихотворение.

     Я люблю свою лошадку,

     Причешу ей шерстку гладко,

     Гребешком приглажу хвостик

     И верхом поеду в гости.

                           (А. Барто)