1. Социально-коммуникативное развитие.

Соломаха Александра Владимировна

Предварительный просмотр:

Современные технологии социально-коммуникативного развития детей раннего возраста.

Социально-коммуникативное развитие является одним из приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС ДО. Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Социально-коммуникативное развитие ребенка раннего возраста предполагает формирование у него положительного отношения к себе, социальных навыков, развитие игровой деятельности, общения со сверстниками.

Решая задачи социально-коммуникативного развития, мы должны учитывать психологические особенности детей раннего возраста.

У детей 1,5- 2 лет поведение ситуативно и почти всегда складывается из импульсивных поступков. Внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес; им трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными. Детям раннего возраста свойственны подражательность, лёгкая внушаемость. Преобладает зрительно-эмоциональная память и наглядно-действенное мышление. 

В короткий период раннего детства закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, но именно в этом возрасте как ни в каком другом развитие тесно связано с физическим состояние и настроением малыша. Несмотря на то, что раннее детство является чрезвычайно важным этапом в развитии человека, до недавнего времени литературы по этому периоду было крайне мало. Педагогам, работающим с малышами, приходилось адаптировать под ранний возраст технологии, разработанные для дошкольников. В последнее время сделано много для возрождения педагогики раннего детства: создаются новые программы, методики, разрабатываются современные технологии.

Об одной  технологии применяемой в нашей группе хотелось бы рассказать.

Технологию «Утро радостных встреч» нельзя назвать новой. Аналогом ее являются: утренний сбор, который пришел в детские сады вместе с методикой Марии Монтессори и Вальдорфской педагогикой, а также «утренний кружочек» программы «Золотой ключик» (Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов и др.) и «утро радостных встреч» программы «Радуга» (Т. Н. Доронова и др.). И хотя в литературе ее представляют как  методику которую можно использовать во всех возрастных группах, именно ее применение с детьми раннего возраста практически не освещается. Поэтому «Утро радостных встреч» с уверенностью можно назвать технологией адаптированной педагогами раннего развития.

Утро радостных встреч — это режимный момент, являющийся формой организации образовательного процесса при совместной деятельности взрослых и детей, который проводится сразу после завтрака. Занимает 10-15 минут. Этапы группового сбора и приёмы их проведения в группе раннего возраста

  1. Приветствие (1–3 минуты).

В качестве приветствия мы используем песенки «Приветственная»  Ирины Барминой, «Ты мне ручкой помаши» Дины Степанчишиной, «Привет» Марины Федоровой и т.п. Они же служат сигналом к началу.

  1. Игра (2–5 минут). Этот этап у детей самый любимый.

Играем в пальчиковые игры, делаем логоритмические упражнения. Сначала предлагаем детям новую игру или ту, с которой познакомились недавно. Например сейчас игры связанные с зимой «Раз рука, два рука. Лепим мы снеговика…», «Снег снежок» и т.д.

Потом спрашиваем детей, в какую игру они хотели бы поиграть. Сейчас, когда  мы выучили много игр, дети могут сказать или показать во что бы им хотелось поиграть.

Этапы  3.  Обмен новостями и  4. Составление плана дня. У нас объединяются в один. Это в основном рассказ воспитателя о погоде за окном, о том чем сегодня будем заниматься, представление новенького ребенка и т.п.

Таким образом технология способствует формированию внимательного отношения детей друг к другу, повышению эмоционального фона, улучшению психоэмоционального климата в группе, развития чувства уверенности в себе.

Этапы

Приёмы

Введение

Приветствие

  1. Музыкальное приветствие с использованием песенок (например, «Приветственная»  Ирины Барминой, «Ты мне ручкой помаши» Дины Степанчишиной, «Привет» Марины Федоровой и т.п.)
  2. Стихотворное - с использованием небольших стихотворений

Например:

Собрались все детки в круг…;

Здравствуйте, ручки! Хлоп-хлоп-хлоп!;

Здравствуй, солнце золотое… и т.д.

  1. С использованием предмета: мячик, клубочек, колокольчик, перышко и т.п
  2. От имени игрушки кошки, собаки, куклы, мишки, зайки и т.п
  3. От имени сказочного персонажа Колобок курочка Ряба…

Основной (игры)

  1. Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением и без.
  2. Логоритмические упражнения.
  3. Игры малой подвижности
  4. Хороводные игры
  5. Подвижные игры

Заключительный

Обмен новостями

Составление плана дня


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные технологии социально-коммуникативного развития детей раннего возраста Соломаха А.В., воспитатель МДОАУ «Детский сад №92» г. Оренбурга

Слайд 2

Социально-коммуникативное развитие одн о из приоритетных направлений деятельности дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО. Основн ая цель - позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Слайд 3

Социально-коммуникативное развитие ребенка раннего возраста предполагает формирование социальных навыков; формирование навыков общения со сверстниками; формирование положительного отношения к себе; развитие игровой деятельности.

Слайд 4

Некоторые психологические особенности детей 1,5- 2 лет поведение ситуативно любят подражать взрослым и сверстникам внимание сохраняется, пока сохраняется интерес память зрительно-эмоциональная мышление наглядно-действенное

Слайд 5

Утро радостных встреч

Слайд 6

Этапы группового сбора и приёмы их проведения в группе раннего возраста Этапы Приёмы Введение Приветствие Музыкальное приветствие с использованием песенок (например, «Приветственная» Ирины Барминой , «Ты мне ручкой помаши» Дины Степанчишиной , «Привет» Марины Федоровой и т.п.) Стихотворное - с использованием небольших стихотворений Например: Собрались все детки в круг…; Здравствуйте, ручки! Хлоп-хлоп-хлоп!; Здравствуй, солнце золотое… и т.д. 3. С использованием предмета: мячик, клубочек, колокольчик, перышко и т.п 4. От имени игрушки кошки, собаки, куклы, мишки, зайки и т.п 5. От имени сказочного персонажа Колобок курочка Ряба…

Слайд 7

Этапы Приёмы Основной (игры) Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением и без. Логоритмические упражнения. Игры малой подвижности Хороводные игры Подвижные игры Заключительный Обмен новостями Составление плана дня

Слайд 8

Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сюжетно - ролевая игра в младшем дошкольном возрасте.

Слайд 2

Условия появления сюжетно - ролевой игры: наличие разнообразных впечатлений; накопление предметных игровых действий; наличие специально организованной игровой среды; общение со взрослым.

Слайд 3

Задачи: группа детей раннего возраста - Помогать играть рядом, не мешая друг другу; - Учить проявлять интерес к игровым действиям сверст ников; -Развивать умение иг рать вместе со сверстниками. - Формировать умение выполнять несколько действий с одним пред метом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой; - Вы полнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединен ных сюжетной канвой. - Учить самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-за местители. -Подводить детей к пониманию роли в игре. -Формировать начальные навыки ролевого поведения; - Учить связывать сюжетные действия с ролью. младшая группа · - Поощрять участие детей в совместных играх. -Помогать детям объединяться для игры в группы по 2-3 человека на основе личных симпатий. · -Обогащать игровой опыт объединяя отдельные дейст вия в сюжетную линию. -Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той пли иной роли; -Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками не сколько взаимосвязанных действий. - Формировать умение взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами ; -Показывать детям способы ролевого поведения, используя обучаю щие игры.

Слайд 4

Первые сюжетные игры протекают как игры безролевые или игры со скрытой ролью. Это цепочка из двух-трех действий многократно повторяющихся. Основным содержанием игры являются разнообразные действия с предметами. Форма игры: индивидуальная, или игра «рядом». Действия с предметами, игрушками осуществляются каждым из играющих самостоятельно, и основания для объединения у них еще нет. Совместные игры малышей возможны лишь при участии взрослого.

Слайд 7

Сначала воспитатель сам разыгрывает сюжет на глазах у детей.

Слайд 8

При последующем повторении игры он подключает к игре одного двух малышей:

Слайд 9

На этом этапе работы наряду с сюжетными игрушками вводяться в совместную игру с детьми предметы-заместители (например, палочку вместо ложки, кубик вместо пирожка и т. п.).Очень важно, чтобы предмет-заместитель в играх с детьми данного возраста сочетался с реалистической сюжетной игрушкой, например, если булочка замешается кубиком, то тарелка, на которой она лежит, должна быть «как настоящая».

Слайд 10

Во второй половине третьего года жизни в игре появляется роль. Вначале она присутствует как бы в скрытом виде: ребенок, действуя определенным образом, еще не называет себя именем взрослого. Затем свою роль в игре ребенок обозначает словом (мама, доктор, строитель), но только после того, как им был совершен ряд соответствующих действий. Через некоторое время уже в самом начале игры ребенок берет себе роль, обозначает ее словом и начинает действовать в соответствии с этой ролью.

Слайд 11

Прежде всего это роли взрослых, знакомые ребенку по его жизненной практике, реализующиеся через понятные для него действия, имеющие яркий отличительный внешний атрибут.

Слайд 12

По форме первые ролевые игры чаще всего продолжают оставаться играми рядом: дети чаще всего осуществляют действия независимо друг от друга. В такой игре отсутствует подготовительный период: ребята начинают игру как бы с ходу. Чаще всего толчок к возникновению игры дает игрушка, попавшая в поле зрения ребенка. Обогащение ролевых действий в играх отдельных детей постепенно приводит к появлению совместной игры, объединяющей вначале двух-трех, а затем и большее количество детей. Такие объединения еще очень кратковременны, быстро распадаются. Сюжет игры малышей несложен: в нем дети преимущественно отражают жизнь семьи, детского сада.



Предварительный просмотр:

Появление сюжетно-ролевой игры у детей младшего дошкольного возраста.

Появление сюжетно-ролевых игр в младшей группе детского сада связано с рядом условий: наличием разнообразных впечатлений от окружающего, накоплением предметных игровых действий, наличием игрушек, частотой общения со взрослым, развитием  ребенка.

Первые сюжетные игры малышей протекают как игры безролевые или игры со скрытой ролью. Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющую жизненный смысл. Эта цепочка состоит из двух-трех действий и многократно повторяется. Основным содержанием, как и в предметной игре, являются разнообразные действия с предметами. Неизменной остается и форма игры: или как индивидуальная, или как игра «рядом». Действия с предметами, игрушками осуществляются каждым из играющих самостоятельно, и основания для объединения у них еще нет. Совместные игры малышей возможны лишь при участии взрослого.

Формирование у детей третьего года жизни условных предметно-игровых действий прежде всего должно быть совмещено с организацией предметного игрового взаимодействия, что облегчает детям в дальнейшем вступление в совместную сюжетную игру друг с другом. С этой целью воспитатель должен использовать любые катающиеся предметы (мячик, тележку и т. п.) — ковровую дорожку или скамеечку, направляющие движение игрушки. Очень важно, чтобы первоначально взаимодействие двух партнеров осуществлялось с одним большим предметом (один мяч, одна машина и т. п.).

Дальнейшая игра воспитателя с детьми с целью формирования предметного взаимодействия может принимать разнообразные формы: это совместная постройка башни из кубиков, сбор пирамидки и т. п. Например, воспитатель предлагает двоим малышам: «Давайте вместе построим башню. Я первый кубик положила. Саша, теперь ты клади кубик сверху. А теперь — Света. Теперь — опять Саша. Получилась высокая башня». Параллельно с организацией парного предметного взаимодействия воспитатель формирует у детей простейшие условные действия с сюжетными игрушками и предметами-заместителями. Для этого он развертывает сюжетную игру на глазах у детей, он может одушевлять кукол и другие игрушечные персонажи.

По мере того, как идет усвоение детьми действий с сюжетными игрушками воспитатель переходит к показу игры, включающей уже не одну, а две смысловые ситуации, связанные друг с другом, например, варит суп на игрушечной плите, а затем кормит им кукол; стирает кукольное платье в игрушечном тазике, а затем гладит его утюгом и т. п. Все эти сюжеты должны непременно включать в себя действия, уже известные детям, которые они неоднократно наблюдали в реальной жизни.

Сначала воспитатель сам разыгрывает такой «двухфазный» сюжет на глазах у детей. При последующем повторении игры он подключает к игре одного двух малышей: «Коля, я зайку покормила, теперь ему спать пора. Уложить его спать?» и т. п.

На этом этапе работы воспитатель должен наряду с сюжетными игрушками вводить в совместную игру с детьми предметы-заместители (например, палочку вместо ложки, кубик вместо пирожка и т. п.). Постепенно в разных играх педагогу необходимо расширять круг действий с предметами-заместителями: использовать один и тот же предмет для выполнения разных игровых действий (например, в одной игре палочка — это ложка, в другой — карандаш, в третьей — расческа); использовать разные предметы для выполнения одного и того же игрового действия (например, в одной игре вместо мыла предлагается кубик, в следующий раз — брусочек и т. п.).

Очень важно, чтобы предмет-заместитель в играх с детьми данного возраста сочетался с реалистической сюжетной игрушкой, например, если булочка замешается кубиком, то тарелка, на которой она лежит, должна быть «как настоящая».

Для того чтобы дети в своей самостоятельной деятельности после игры со взрослыми могли развертывать игровые действия, воспитателю следует сохранять предметно-игровую среду или специально ее организовывать.

Педагогами и психологами было замечено, что во второй половине третьего года жизни в развитии сюжетных игр детей происходит значительный скачок – в игре появляется роль. Вначале она присутствует как бы в скрытом виде: ребенок, действуя определенным образом, еще не называет себя именем взрослого. Затем свою роль в

игре ребенок обозначает словом (мама, доктор, строитель), но только после того, как им был совершен ряд соответствующих действий. Через некоторое время уже в самом начале игры ребенок берет себе роль, обозначает ее словом и начинает действовать в соответствии с этой ролью.

Появление роли в игре связано с изменением направленности сознания ребенка (по мере накопления впечатлений и опыта) с предмета и действия с ним на того, кто действует, то есть на человека. Благодаря умению переносить действие с одного предмета на другой у детей развивается способность отождествлять свои действия с действиями других людей. Это и служит основанием для появления роли в играх детей. Игры становятся сюжетно-ролевыми.

Чтобы переход к ролевой игре произошел, необходимо, прежде всего, чтобы ребенок умел выделять специфические для определенного взрослого действия, воспроизводить их в игре с игрушками. Педагог должен отчетливо представлять, какие роли целесообразно вводить в детскую игру на данном этапе. Самое главное, это должны быть роли взрослых, знакомые ребенку по его жизненной практике, реализующиеся через понятные для него действия, имеющие яркий отличительный внешний атрибут. Например роль «доктора» (доктор измеряет температуру, делает уколы, дает лекарство; внешним атрибутом роли «доктора» может быть белая шапочка или халат), роль «шофера» (шофер водит машину, автобус, возит пассажиров, грузы; специфическим предметом, обозначающим эту роль, может быть руль).

Воспитатель должен предварительно подготовить несколько наборов игрушек и ролевых атрибутов и постепенно вводить их в игры. Каждый набор обязательно обыгрывается педагогом. Например, воспитатель достает заранее приготовленную коробку с «медицинскими принадлежностями», надевает белую шапочку и на глазах у детей начинает играть, принимая на себя роль «доктора»: «Я доктор. Буду лечить детей. Здесь у меня больница. Зайка, ты заболел? Что у тебя болит? Покажи горлышко. Сейчас температуру тебе измерим. (Ставит зайке градусник.) Теперь послушаю тебя. У тебя ангина».

Игра воспитателя, естественно, привлекает внимание детей. Теперь детей можно вовлечь в нее: «Лена, твоя дочка тоже заболела? Веди ее в больницу. Я доктор, полечу ее». Процедура «лечения» может повторяться с двумя-тремя куклами или зверушками, которых дети «приводят» в больницу. Также наравне с куклами воспитатель может «полечить» и кого-нибудь из ребят: «Рома, давай как будто ты заболел и тоже пришел в больницу. Сейчас доктор и тебя полечит». После такой игры воспитатель спрашивает детей: «Кто теперь хочет быть доктором? Вася? Надевай шапочку. Теперь ты будешь лечить детей».

Во время игры педагог должен неоднократно называть свою игровую роль, связывая ее со специфическими ролевыми действиями.

Наличие роли в игре приводит к быстрому увеличению разнообразных действий; постепенно обогащается и эмоциональное содержание игры: ребенок переживает чувства, связанные с конкретной ролью.

По форме первые ролевые игры чаще всего продолжают оставаться играми рядом: дети чаще всего осуществляют действия независимо друг от друга.

В такой игре отсутствует подготовительный период: ребята начинают игру как бы с ходу. Чаще всего толчок к возникновению игры дает игрушка, попавшая в поле зрения ребенка.

Обогащение ролевых действий в играх отдельных детей постепенно приводит к появлению совместной игры, объединяющей вначале двух-трех, а затем и большее количество детей. Вначале они группируются на основе действия по его направленности: ведет машину шофер, а пассажир едет в ней; врач лечит больного, парикмахер стрижет маму и т. д. Такие объединения еще очень кратковременны, быстро распадаются. Сюжет игры малышей несложен: в нем дети преимущественно отражают жизнь семьи, детского сада.

Задачи педагога при организации сюжетно-ролевой игры

2-3 года

3-4 года

​ Формировать умение проявлять интерес к игровым действиям сверст​ников.

​ Помогать играть рядом, не мешая друг другу.

​ Развивать умение иг​рать вместе со сверстниками.

​ Формировать умение выполнять несколько действий с одним пред​метом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой; вы​полнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединен​ных сюжетной канвой.

​ Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-за​местители.

​ Подводить детей к пониманию роли в игре.

​ Формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью.

​ Поощрять участие детей в совместных играх.

​ Развивать интерес к раз​личным видам игр.

​ Помогать детям объединяться для игры в группы по 2-3 человека на основе личных симпатий.

​ Развивать умение соблюдать в ходе игры элемен​тарные правила.

​ В процессе игр с игрушками, природными и строительными материала​ми развивать у детей интерес к окружающему миру.

​ Способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений;

​ Обогащать игровой опыт/ посредством объединения отдельных дейст​вий в единую сюжетную линию.

​ Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками не​сколько взаимосвязанных действий.

​ Формировать умение взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами ; в индивидуальных играх с игрушками-заместителями исполнять роль за себя и за игрушку.

​ Показывать детям способы ролевого поведения, используя обучаю​щие игры.

​ Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той пли иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками.

​ Усложнять, обогащать предметно-игровую среду за счет использования предметов полифункционального назначения и увеличения количества игрушек.

​ Учить детей использовать в играх строительный, простейшие деревянные и пластмассовые конструкто​ры, природный материал; разнообразно действовать с ними.

​ Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той пли иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками.

​ 



Предварительный просмотр:

Игры на формирование положительных контактов со сверстниками.

Общение является одним из условий психического развития ребенка. Оно сказывается на результатах всех важнейших видов деятельности: учебу, труд, игру, социальную ориентацию и т.д. Но главным образом общение оказывает влияние на становление личности детей способствует их социализации и интеграции в группу сверстников. В то же время оно не является врожденным видом деятельности. Поэтому только путем специально организованного обучения и воспитания можно достичь значительных успехов в развитии общения.

В возрасте 2-3 лет с момента, когда начинает проявляться интерес к другому ребенку, нужно учить детей общаться друг с другом.

В целях общения детей взрослый:

- помогает ребенку увидеть в сверстнике – человека;

- организует совместные игры детей;

- учит доброжелательному общению;

- поощряет привлечение внимания к сверстникам, называние по имени, ласковые слова и т.п.

Игра «Ласковое имя» 

Цель: учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребенка.

Дети встают в круг, каждый из них по очереди входит в центр. Все остальные дети при помощи взрослого называют варианты ласкового имени ребенка, стоящего в центре круга.

Игра «Вместе играем» 

Цель: учить детей взаимодействию и вежливому обращению друг с другом. 

Оборудование: парные игрушки (шарик-желобок, паровозик-вагончик, машина-кубики).

Взрослый раздает детям игрушки, расставляет детей парами, предлагает поиграть вместе. Затем он помогает каждому из детей выполнять предметно-игровые действия в соответствии с назначением каждой игрушки. В конце игры взрослый фиксирует, кто с кем играл, называя каждого ребенка по имени: «Аня играла с Дашей – катали шарик, Дима играл с Васей – возили паровозик, Петя играл с Леной – нагружали и возили кубики в машине».


Игра «Наше солнце» 

Цель: способствовать объединению и взаимодействию детей в группе.

Взрослый рисует на ватмане круг. Затем обрисовывает ладони детей, создавая таким образом лучики солнца. При помощи взрослого дети раскрашивают нарисованные ладошки. В итоге получается красивое разноцветное солнце, которое вывешивается в группе.


Игра «Кто лучше разбудит» 

Цель: способствовать у детей умения любить окружающих.

Один ребенок превращается в кошечку и засыпает – ложиться на коврик в центре группы. Ведущий просит по очереди будить «спящую кошечку». Желательно делать это по-разному (разными словами и прикосновениями), но всякий раз ласково. В конце упражнения дети все вместе решают, кто «будил кошечку» наиболее ласково.



Игра «Покажу, как я люблю» 

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Взрослый говорит, что можно показать человеку, что ты его любишь, только прикосновениями, без слов. Далее один из ребят превращается в маму, другой- в её сыночка, и показывают, как они любят друг друга. Следующая пара – «мама» и «дочка», потом «бабушка» и «внук» и т.п. 

Игра «Листочек падает» 

Цель: развивать умение сотрудничать.

Взрослый поднимает над столом лист бумаги (на расстояние около метра), затем опускает его и обращает внимание детей на то, как плавно он опускается вниз и ложится на стол. После этого ведущий просит детей превратить свои руки в листочки бумаги. Ведущий снова поднимает лист бумаги-дети поднимают руки вверх. Взрослый опускает лист, он спускается на стол. Детям нужно сделать тоже самое, то есть плавно опустить руки на стол одновременно с листом бумаги. Упражнение можно повторить несколько раз. Ведущий подчеркивает умение ребят действовать согласованно, вместе.


Игра «Паровозик» 

Цель: учить ребенка отзываться на свое имя, запоминать имена сверстников, действовать по показу и словесной инструкции.

Взрослый объясняет детям, что сейчас, они будут играть в паровозик. Главным паровозом будет взрослый, а дети – вагончики. Он поочередно подзывает к себе детей, эмоционально комментируя происходящее: «Я буду паровозом, а вы вагончиками. «Петя, иди ко мне, становись за мной, держи меня за пояс, вот так. Теперь Ваня, иди сюда, встань за Петей, держи его за пояс», После того как все дети выстроились, «поезд» отправляется в путь. Взрослый, имитируя движение паровоза «Чух-чух, у-у-у!» побуждает детей повторить их.


Игра «Передай мяч» 

Цель: учить взаимодействовать со сверстниками.

Дети стоят напротив друг друга. Взрослый, показывая детям, как нужно правильно удерживать и передавать мяч другому ребенку, называя его по имени («На, Петя!»). Игра эмоционально поддерживается взрослым. 

Игра «Ласковый ребенок» 

Цель: продолжить учить детей подражать эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия партнером.

Дети сидят на стульчиках полукругом перед взрослым. Он вызывает к себе одного из детей и показывает, как можно его обнять, прислониться, смотреть в глаза, улыбаться. «Ах, какой хороший Саша, иди ко мне я тебя обниму, вот так.

Посмотрите детки, как я обнимаю Сашу, вот так. Я ласковая! Затем взрослый приглашает еще одного ребенка к себе и предлагает ему повторить все свои действия, эмоционально акцентируя каждое действие ребенка и при необходимости оказывая ему помощь. В конце игры взрослый подчеркивает, подытоживает все действия ребенка: «Ваня обнял Сашу, посмотрел ему в глазки, улыбнулся. Вот какой Ваня, ласковый ребенок!». Затем взрослый поочередно вызывает оставшихся детей и игра повторяется. 

«Прилетела птичка» 

Цель: развивать внимание к сверстнику. 

Материал: игрушечная птичка. 

Ход: педагог показывает птичку и выполняет действия в соответствии с текстом:

Прилетела птичка,

Синичка-невеличка.

К Лене прилетела (сажает птичку на ручку Лене и по очереди другим детям).

На деток посмотрела,

Дальше полетела.

«Прячемся от дождика» 

Цель: стимулировать подражание сверстникам, развивать стремление находится вместе. 

Материал: зонт 

Ход: педагог привлекает внимание детей, показывая закрытый зонт, и выполняет действия вместе с детьми в соответствии со словами:

На прогулку вышел дождик. Кап-кап-кап!

Кап-кап-кап! /движение пальчиков о ладошку/

Не промочат дети ножки. /поднимают ножки/

Всех их зонтик соберет, /открывает зонтик и крутит его/

От дождя убережёт. /все прячутся от дождя под зонт/

Педагог комментирует: «Все-все-все сюда. И Люда, и Света, и Владик.. Все здесь…

Ближе, ближе подходите, а то все не поместятся под зонт».


«Разноцветные клубочки» 

Цель: развивать умение выполнять одновременно одинаковые действия и достигать общего результата. 

Материал: корзина с разноцветными клубочками. 

Ход: педагог показывает корзину и произносит слова:

Разноцветные клубочки

Укатились от ребят. – высыпает клубочки

Будем мы сейчас клубочки

Все в корзину собирать.

Ты клубочек отыщи - подходит к каждому ребенку и

И в корзину положи.- обращается к каждому ребенку.

Когда клубочки собраны, педагог показывает детям полную корзину и говорит, называя всех детей: «Лена собирала, Валя собирала… Все дети собирали. Много разных цветных клубочков».


«Зайки» 

Цель: развивать умение выполнять одновременно одинаковые действия и достигать общего результата. 

Материал: игрушечный заяц. 

Ход: педагог привлекает внимание детей к игрушке, читает стихотворение и побуждает детей вместе выполнять действия:

По лесной лужайке разбежались зайки.

Вот какие зайки, зайки-побегайки.

Сели зайчики в кружок, роют лапкой корешок.

Вот какие зайки, зайки-побегайки. 


«Топ-топ-топ» 

Цель: развивать умение выполнять одновременно одинаковые действия по инструкции взрослого, подражая ровесникам. 
Ход: педагог привлекая внимание детей, читает стихотворение и побуждает одновременно выполнять действия: 
Мы шагаем топ-топ-топ, Топ-топ, ножки, топ!

А в ладоши хлоп-хлоп-хлоп! Хлоп-хлоп-хлоп, ручки, хлоп!

По дорожке мы шагаем Ай да малыши!

И в ладошки ударяем. Ай да крепыши! /А.Ануфриева/


«Флажки» 

Цель: развивать умение обмениваться со сверстниками предметами. 

Материал: флажками 

Ход: педагог показывает детям флажки и говорит:

Очень любят малыши

Разноцветные флажки (дети берут по флажку)

Вы флажками помашите

И другой флажок возьмите.

Педагог помогает детям обменяться флажками, например: «Дай Сереже флажок, а он тебе даст свой флажок. Помашите вместе флажками».


 «Солнышко»

 

Цель: создание положительного настроя в группе; развивать умение использовать в общении друг с другом ласковые слова.

Ход игры.

Проводится утром с использованием игрушки « Доброе солнышко». Дети встают в круг, взявшись за руки. Использование круга, как известно, является гарантией защищенности того, кто находится в нем. Доброжелательность и теплота круга определяют общую атмосферу жизни детей.

Воспитатель: Доброе утро, ребята! Посмотрите, наше Солнышко заждалось нас и очень хочется поздороваться, согреть вас своим теплом. Давайте с ним поздороваемся. У кого в руках солнышко, тот назовёт своё имя ласково. Но сначала все вместе проговорим волшебные слова и будем передавать солнышко из рук в руки, когда слова закончатся и у кого в руках останется наше солнышко с того и будет начинаться игра.

Ходит солнышко по кругу

Дарит деточкам свой свет.

А со светом к нам приходит

Дружба – солнечный привет.

Также можно использовать следующие эмоциональные настрои, которые могут проводиться как утром, так и днем.

«Солнышко»

Солнышко, солнышко, в небе свети! (дети тянутся руками верх, встают на ноги)

Яркие лучики нам протяни. (Вытягивают руки вперед ладошками вверх)

Ручки мы вложим (разбиваются на пары, протягивают друг другу руки)

В ладоши твои. Нас покружи, оторвав от земли. (Кружатся парами)

Вместе с тобой мы пойдем на лужок (выстраиваются в цепочку, держа друг друга за руки)

Там все мы встанем дружно в кружок (образовывают круг)

С песнями водим мы хоровод.

Солнышко снами по кругу идет. (Идут по кругу)

Хлопают радостно наши ладошки, (хлопают в ладоши)

Быстро шагают резвые ножки. (Идут быстрым шагом)

Солнышко скрылось, ушло на покой (приседают, голову закрывают руками, потом руки под щечку)

Мы же на место сядем с тобой (тихо, спокойно садятся на свои места)

«Давайте порадуемся»

Давайте порадуемся солнцу и птицам, (дети поднимают руки вверх)

А также порадуемся улыбчивым лицам (Улыбаются друг другу)

И всем, кто живет на этой планете, (разводят руками)

«Доброе утро!» скажем мы вместе (берутся за руки)

«Доброе утро!» - маме и папе

«Доброе утро!» - останется с нами.

«Доброе утро!»

Цели: создание положительного эмоционального климата в группе;

снятие эмоционального напряжения, психологического барьера с помощью

тактильных ощущений (прикосновений).

Ход игры.

Взрослый вместе с детьми напевно произносит текст:

Доброе утро, глазки! (касаемся глаз кончиками пальцев)

Вы проснулись? (хлопки в ладоши)

Доброе утро, носик! (дотрагиваемся до кончика носа)

Ты проснулся? (хлопки в ладоши)

Доброе утро, ушки! (касаемся кончиками пальцев обоих ушек)

Вы проснулись?

Доброе утро, ротик! (касаемся указательным пальцем губ)

Ты проснулся?

Доброе утро, ручки! (кистями обеих рук делаем «фонарики»)

Вы проснулись?

Доброе утро, животик! (круговое поглаживание ладонью по животику)

Ты проснулся? (хлопки в ладоши)

Доброе утро, детки! Все проснулись?! К солнышку потянулись! (руки наверх, потягиваемся)

«Рычи, лев, рычи!»

Цели. Помочь детям преодолеть скованность и

пассивность.

Взрослый говорит: «Все мы - львы, большая дружная семья.

Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу:

«рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание».

«Тихо и громко»

Цель: снятие эмоционального напряжения, научить детей попеременно

изменять ритм движений по указанию педагога.

Ход игры.

Играющие дети встают в круг. Педагог берет в руки бубен, располагается в центре круга и объясняет детям правила игры, которые заключаются в следующем: под громкие и частые удары бубна дети активно двигаются, не сходя с места: прыгают на месте, сильно топают ногами, размахивают руками и т. д., в зависимости от пожеланий ребенка. Когда удары бубна становятся редкими и слабыми, дети снижают активность и бесшумно шагают на месте – крадучись, медленно и приподнимаясь на цыпочки. В начале игры педагог меняет ритм через определенные промежутки времени, например, через 3–4 минуты. Дальше игра становится более импульсивной, ритмы и сила ударов бубна меняются часто, через разные промежутки времени. Дети должны научиться резкой смене темпа деятельности. Игру можно проводить достаточно часто, несколько раз в неделю. Когда дети хорошо ознакомятся с игрой, педагог может предложить выполнение роли ведущего кому-то из детей – по желанию.

«Побежали, побежали деточки скорей»

Цель: развивать умение слушать и слышать другого человека,

снятие психологического барьера с помощью

тактильных ощущений (прикосновений).

Ход игры.

Воспитатель произносит слова, сопровождая их движениями.

Побежали, побежали деточки скорей

И друг другу погрозили

Сориться не смей,

Хлопнули в ладоши

И крепко обнялись

Друг другу улыбнулись

И за руки взялись. (Затем слова повторяются)

Дети пытаются повторить движения воспитателя.

«Пускание мыльных пузырей»

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

создание положительного эмоционального климата в группе;

снятие эмоционального напряжения.

Материал: мыльные пузыри.

Ход игры: воспитатель пускает мыльные пузыри и говорит:

Осторожно, пузыри!

Ой, какие! Посмотри!

Раздуваются! Блестят!

Отрываются! Летят!

Вот — со сливу!

Вот — с орех!

Вот не лопнул дольше всех!

Дети ловят мыльные пузыри.

«Раздувайся пузырь»

Цели: Создать благоприятной атмосферы в группе. Поднять настроения.

Ход игры:

Воспитатель говорит слова, сопровождая их действиями (разводит руки в стороны).

Раздувайся пузырь,

Раздувайся большой,

Да, не лопайся. (На последних словах хлопает разведенными руками).

Дети стараются повторить действия за педагогом.

 «Солнечные зайчики»

Цели: Снятие эмоционального напряжения. Создание благоприятной

атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной

близости.

Ход игры:

Воспитатель зеркалом делает на стене солнечного зайчика, направляя взгляд детей на него, проговаривая слова.

Прыгнул зайчик на окошко –

Яркий, шустрый, озорной.

Посидел он там немножко

Заглянул ко мне в ладошку,

Забрался на потолок….

И запрыгал: скок да скок.

Дети пытаются поймать солнечного зайчика.

«В нашей группе»


Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
— создание положительного эмоционального климата в группе;
— снятие эмоционального напряжения;
— знакомство детей друг с другом.
Ход игры:
Педагог предлагает детям сесть в круг, хлопать в ладоши, приговаривая:
В нашей группе, в нашей группе,

Много маленьких ребят,
Много маленьких ребят,

Вместе рядышком сидят.
Называем по очереди всех детей:

А у нас есть … Настя
А у нас есть … Петя и т.д.
Много маленьких ребят,
Много маленьких ребят
Вместе рядышком сидят.
Игра повторяется несколько раз, чтобы дети запомнили друг друга.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей « Игры в период адаптации».

Начиная посещать детский сад малыш испытывает стресс. Очень сложно пережить расставание с родителями, освоить непривычную обстановку, влиться в коллектив незнакомых детей и взрослых. У ребёнка начинается другая жизнь с новыми правилами и отношениями. Сгладить адаптационный период помогут игры, направленные на эмоциональное взаимодействие ребенка с взрослым. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду. В данный период нужны и индивидуальные, и фронтальные игры, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Дети раннего возраста эмоционально заражаемы и впечатлительны, испытывают потребность в любви и поддержке. До ребёнка важно донести то, что он уже большой, потому что пришёл в детский сад, и это здорово! В детском саду его любят, ждут и рады всегда видеть. Он много чего уже умеет делать сам, а ещё большему научится с помощью взрослых. Ребенок дома играет в основном один.

Главное, что может сделать взрослый, – это научить его играть вместе с другими детьми. Важно показать, что играть друг с другом, гораздо интереснее, чем одному. Кроме того, организуя совместную, согласованную игру детей, помогая им понять действия и желания другого, взрослый воспитывает потребность и способность к сотрудничеству. Даже самые маленькие дети испытывают интерес друг к другу – легко подражают движениям и действиям партнёра, заражают его эмоциями и настроениям.

Я применяю в своей работе следующие приемы:

  • Подвижная игра (эта игра способствует отработке основных движений – бега и ходьбы.).
  • Игры-забавы (имитация движений, звуков стимулирует создание образовательных представлений, которые ложатся в основу формирования ролевого поведения).
  • Пальчиковые игры (развивается зрительно-двигательная координация.)

Уважаемые коллеги, я порошу вас побыть в роли детей раннего дошкольного возраста.

Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я – паровоз, а вы вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», – говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.

– Когда дети уже с удовольствием включались в игру, на остановках мы встречаем разных животных и имитируем их, или собираем ягоды, грибы, цветы ( кубики, другие игрушки). Потом садимся в поезд и отправляемся в детский сад. Приведенная игра одобряет робкого и развеселит плачущего, вновь пришедшего ребенка. А так же успокаивает слишком расшалившегося ребенка.

Малышей сделают друзьями игры, где дети действуют одновременно и одинаково, соблюдая простые и понятные для них правила. Это самый верный путь показать детям, что играть вместе весело и интересно. Здесь малыши удовлетворяют потребности в движении, в общении и в образном поэтическом слове. По сути игры просты и доступны детям раннего возраста. Важно, чтобы ведущий мог организовать, увлечь, эмоционально заразить весельем вновь пришедших детей. Не беда, если не все дети сразу включаются в процесс, как показывает практика, очень скоро все без исключения занимаются с интересом.