Дошкольная логопедия. Буклеты, рекомендации.

Мельникова Оксана Викторовна

Буклеты, пособия, памятки, информация по лексической теме...

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Видимо каждую семью, где растет малыш беспокоит вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте целом, и речевое развитие в частности.

Требования, предъявляемые к развитию речи ребенка (подготовительная к школе группа)

  1. Умение произносить все звуки речи, различать их на слух.
  2. Умение употреблять разные части речи точно по смыслу.
  3. Использовать в речи синонимы, антонимы.
  4. Умение отвечать на вопросы и задавать их.
  5. Умение составлять рассказ (по плану, предложенному взрослыми).
  6. Умение находить лишний предмет, дать ответ, почему он лишний.
  7. Уметь правильно употреблять предлоги в словосочетаниях и предложениях (в, на, по, под, за, у, без, до, для, из, к, над, с, из-за, из-под и др.).
  8. Иметь представление о сезонных явлениях природы.
  9. Уметь правильно объединить предметы в группы по общим существенным признакам (посуда, одежда, головные уборы, мебель, транспорт, домашние животные, птицы, рыбы, цветы, деревья, овощи, фрукты и др.)
  10. Знать домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.

«Звуковая»  азбука

Звук мы слышим и произносим. Звуки речи на письме обозначаются буквами.     Буквы мы видим, пишем и читаем.

Звуки бывают гласные и согласные. Звуки, которые можно петь и при произношении   которых воздух изо рта выходит свободно, не встречает преград,    называются гласными. Звуки, которые нельзя петь и при произношении которых         воздух во рту встречает на своем пути преграду в виде языка, губ или зубов,        называются согласными.

Гласные звуки и буквы

Гласные звуки мы можем петь. Мы обозначаем их красным квадратом.

В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [и], [э], [ы]. На письме гласные звуки обозначаются буквами гласных звуков, в русском алфавите их 10: а, о, у, и, ы, э, я, е, ю, ё.

Запомните: нет гласных звуков «я», «ю», «е», «ё». Это буквы, которые состоят из звуков: я-[й][а], ю-[й][у], е-[й][э], ё-[й][о]. Если есть задание придумать  слово с гласным звуком, подбирайте только те слова, в которых звук стоит под ударением. Например: нельзя на звук «о» придумать слово «огурец», т.к. пишем «о», а слышим «а».

Согласные звуки и буквы

В русском языке 36 согласных звука: [б/б’], [в/в’], [г/г’],[д/д’], [ж], [з/з’],[й], [к/к’], [л/л’],[м/м’], [н/н’], [п/п’],[р/р’], [с/с’], [т/т’],[ф/ф’], [х/х’], [ц],[ч], [ш], [щ]. На письме согласные звуки обозначаются буквами согласных звуков, их в русском алфавите 21: б, в, г, д, ж, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч ,ш, щ, й.

- Согласные звуки бывают мягкими и твердыми (добрыми и сердитыми).

Твердые согласные звуки мы обозначаем синим кружком, а мягкие – зеленым кружком. Если есть задание придумать слова на согласный звук, не забывайте, что помимо твердого звука есть еще и мягкий.

Например: лось  - в начале слова стоит звук Л (твердый); лимон – в начале слова стоит звук Ль (мягкий).

Запомните: после твердого звука мы пишем буквы а, о, у, э, ы; после мягких согласных мы пишем гласные и, я, ю, е, ё.

 -Согласные звуки бывают звонкие и глухие.

При произнесении звонких согласных ([в], [з], [ж], [б], [г], [д], [л], [р]),  горлышко «дрожит» (положите ладонь на горло и произнесите звук «з»).

При произнесении глухих согласных

([к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ]) горлышко не «дрожит» (положите ладонь на горло и произнесите звук «с»).

!!! Подбирайте только те слова, которые пишутся и произносятся одинаково.

Удачи:)

Условные обозначения звуков:

      - гласный звук,

      - твёрдый согласный звук,

      - мягкий согласный звук.

с. т.. 8-999-452-90-55

Ссылка на мой сайт:

http://nsportal.ru/melnikova-oksana-viktorovna

ДО  «Теремок»

«Звуковая» АЗБУКА

Подготовила: учитель-логопед

                           О. В. Мельникова

г. Москва, 2019



Предварительный просмотр:

Консультация логопеда

Профилактика речевых нарушений у дошкольников

Лето прекрасное время для игр, отдыха и оздоровления детей!

Очень важно следить за речевым дыханием ребёнка - базой для правильного развития речи. С детьми дошкольного возраста полезно проводить ежедневно следующие игры:

1.Дуть на лёгкие шарики, карандаши, катать их по столу, пускать в тазу с водой уточек, лодки, кораблики, играть на духовых музыкальных инструментах (дудочках, губных гармошках).

2.Дуть на привязанные к натянутой ниточке снежинки, лёгких разноцветных птичек. Сдувать с руки пушинки. Дуть на мыльные пузыри.

3.Дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, мыльному пузырю.

Игра «Эхо». Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей тихо произносит звук (а), другая громко. Можно употреблять сочетания ау, уа, иа, ио.

«Вьюга». Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу воспитателя: «Вьюга начинается» тихо произносят: у- у - у; по сигналу «Сильная вьюга» громко произносят: у – у – у; по сигналу «Вьюга затихает» произносят тише, по сигналу «Вьюга затихла» - замолкают.

«Гудок». Дети становятся в ряд лицом к воспитателю и поднимают руки через стороны вверх, прикасаются ладонями, но не производят хлопка. Затем медленно опускают через стороны вниз. Одновременно с опусканием рук дети произносят звук (у) сначала громко, а затем постепенно всё тише и тише.

«Кто кого». Воспитатель вызывает двух детей и ставит их лицом друг к другу. По сигналу педагога дети одновременно начинают протяжно произносить сначала тихо, а затем громко гласные звуки. Кто дольше другого тянет звук, тот выигрывает.

 «Усатый кот».  Кто либо из детей – кот, притаившись, подходит произносит вполголоса: «Я усатый жадный кот, слышу ваш мышиный ход», а остальные дети мышки – тихо проходят мимо него и шепчут: «Тише мыши, кот всё ближе». Кто скажет громко, того кот хватает.

«Буря в стакане воды». Наполняем стакан водой, опускаем коктейльную трубочку, дуем с силой так, чтобы образовались пузыри.

«Фокус».  Улыбнуться, приоткрыть рот, приблизить широкий кончик языка к верхней губе и сдуть ватку с кончика носа. Воздух должен идти посередине языка, а ватка лететь прямо вверх. Нижней челюстью не помогать. Для игры соревнования вызываются два ребёнка. Выигрывает тот, кто верно выполнит все условия игры и у кого ватка взлетит выше.



Предварительный просмотр:

        Видимо каждую семью, где растет малыш беспокоит вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте целом, и речевое развитие в частности.

            Развитие речи ребенка начинается с самого рождения. Навыки правильной речи ребенок приобретает в семье. Все то, что делают родители для общего и речевого развития своего ребенка имеет большое значение для всей дальнейшей жизни.

         Развитие подвижности органов артикуляционного аппарата - важный шаг на пути к правильной речи.

Артикуляционная гимнастика

Для правильного звукопроизношения необходимо, чтобы артикуляционный аппарат ребенка - язык, губы, челюсти – также работал правильно и четко. В формировании и развитии движений органов артикуляционного аппарата важную роль играет артикуляционная гимнастика, которая состоит из упражнений для тренировки подвижности и переключаемости определенных положений языка и губ, необходимых для произнесения требуемого звука.

Что необходимо знать!

1. Выполнять артикуляционные упражнения следует несколько раз в день.

2. Артикуляционные упражнения выполняются перед зеркалом.

3. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10-15 раз.

Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.

4. Артикуляционные упражнения лучше всего проводить в игровой форме.

5. Не заставляйте ребенка выполнять все упражнения сразу, лучше хорошо     сделать 2-3 и передохнуть.

6. Внимательно читайте инструкцию к выполнению каждого упражнения.

7. Поощряйте ребенка, даже если сделать правильно не получилось.

Правила выполнения домашнего задания.

1. Тетрадь с заданием логопеда выдается в пятницу.

2. Получив тетрадь, ознакомьтесь с заданием.

3. Если возникли вопросы, обратитесь за разъяснениями к логопеду.

4. Убедитесь, что предыдущие домашние задания были выполнены вами верно. Если нет - доделайте эти задания (или переделайте).

5. Внимательно причитайте новое задание логопеда. Постарайтесь понять, на что направлено задание (активизация словаря (лексическая тема), повторение предлогов (грамматический строй), работа над фразой и связной речью ребенка (построение предложений) и т.д.)

6. Подберите наглядный материал (картинки и пр.), который должен быть доступен для ребенка (он знает что это, может назвать )

7. Обсудите с ребенком выбор материала, помогите ему вырезать картинки, наклеить их.

8. Поговорите с ребенком по поводу данной лексической темы: задайте вопросы, вспомните примеры из жизни, покажите ( по возможности), продемонстрируйте, как это работает, как перемещается, для чего используется и т.д.

 - Из каких частей состоит предмет? Чем отличается (если сравнение возможно) от других, изученных предметов?

- Что может делать этот предмет (или что можно сделать с ним)?

 - Подберите возможные глаголы (слова-действия).

         - Какой он? Подберите возможные прилагательные (слова-признаки).

9. Помогите ребенку овладеть грамматической формой: правильно согласовывать слова во фразе и в предложении, правильно употреблять предложно-падежные конструкции, обращайте внимание на окончание слов в предложении, употребление слов в нужном числе и роде и т.п.

10. Больше читайте ребенку произведений художественной литературы, пейте колыбельные песни, исправляйте речевые ошибки.

11. Ошибки нужно исправлять тактично, это должна быть помощь ребенку в овладении новым (в данном случае родным языком). При этом не стоит наказывать детей за ошибки.

Постарайтесь заинтересовать ребенка, подобрать такой мотив, такой ключик, чтобы ребенок сам захотел узнать новое, выполнить задание.

12. Приносите тетрадь вовремя (не позднее понедельника следующей недели),

отдавайте тетрадь в руки воспитателю.

«Звуковая»  азбука

Звук мы слышим и произносим. Звуки речи на письме обозначаются буквами.     Буквы мы видим, пишем и читаем.

Звуки бывают гласные и согласные. Звуки, которые можно петь и при произношении   которых воздух изо рта выходит свободно, не встречает преград,    называются гласными. Звуки, которые нельзя петь и при произношении которых         воздух во рту встречает на своем пути преграду в виде языка, губ или зубов,        называются согласными.

Гласные звуки и буквы

Гласные звуки мы можем петь. Мы обозначаем их красным квадратом.

В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [и], [э], [ы]. На письме гласные звуки обозначаются буквами гласных звуков, в русском алфавите их 10: а, о, у, и, ы, э, я, е, ю, ё.

Запомните: нет гласных звуков «я», «ю», «е», «ё». Это буквы, которые состоят из звуков: я-[й][а], ю-[й][у], е-[й][э], ё-[й][о]. Если есть задание придумать  слово с гласным звуком, подбирайте только те слова, в которых звук стоит под ударением. Например: нельзя на звук «о» придумать слово «огурец», т.к. пишем «о», а слышим «а».

Согласные звуки и буквы

В русском языке 36 согласных звука: [б/б’], [в/в’], [г/г’],[д/д’], [ж], [з/з’],[й], [к/к’], [л/л’],[м/м’], [н/н’], [п/п’],[р/р’], [с/с’], [т/т’],[ф/ф’], [х/х’], [ц],[ч], [ш], [щ]. На письме согласные звуки обозначаются буквами согласных звуков, их в русском алфавите 21: б, в, г, д, ж, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч ,ш, щ, й.

- Согласные звуки бывают мягкими и твердыми (добрыми и сердитыми).

Твердые согласные звуки мы обозначаем синим кружком, а мягкие – зеленым кружком. Если есть задание придумать слова на согласный звук, не забывайте, что помимо твердого звука есть еще и мягкий.

Например: лось  - в начале слова стоит звук Л (твердый); лимон – в начале слова стоит звук Ль (мягкий).

Запомните: после твердого звука мы пишем буквы а, о, у, э, ы; после мягких согласных мы пишем гласные и, я, ю, е, ё.

 -Согласные звуки бывают звонкие и глухие.

При произнесении звонких согласных ([в], [з], [ж], [б], [г], [д], [л], [р]),  горлышко «дрожит» (положите ладонь на горло и произнесите звук «з»).

При произнесении глухих согласных

([к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ]) горлышко не «дрожит» (положите ладонь на горло и произнесите звук «с»).

!!! Подбирайте только те слова, которые пишутся и произносятся одинаково.

Удачи:)

Ссылка на мой сайт:

http://nsportal.ru/melnikova-oksana-viktorovna

До «Теремок»

Копилка советов

Подготовила: учитель-логопед

                           О. В. Мельникова

г. Москва, 2019