Практические семинары с элементами тренинга

Мельникова Оксана Викторовна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приветствие : « Здравствуйте! Сегодня замечательный день, потому что …». Упражнение «Плюсы молодого специалиста »

Слайд 2

Мотивация. М отивация молодого специалиста является ключевым в его профессиональном росте. Задача педагога (ФГОС) – не столько обучать, сколько создавать условия для мотивации к деятельности ребенка. Основной принцип современного педагога: «Не надо обучать, а надо жить с детьми интересной общей жизнью» , т. е. создавать условия для развития ребенка. Упражнение «Благодаря моей профессиональной деятельности…»

Слайд 3

Педагог- психолог О. В. Мельникова Новосибирск 2014 МКДОУ д\с №171 «Черничка» Семинар-практикум «Создание психологического комфорта в группах детского сада»

Слайд 4

Вопрос для обсуждения: что вы понимаете под термином «здоровье»?

Слайд 5

Известный врач-психотерапевт Элизабет Кюблер -Росс выдвинула такую идею: здоровье можно представить в виде круга, состоящего их четырех квадрантов: - физического; - эмоционального; - интеллектуального; - духовного.

Слайд 6

Почему столь важно сохранять психическое и психологическое здоровье детей ? Последствия психологического дискомфорта для ребенка: - появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности; - переход психологических переживаний в соматические расстройства (некий инстинкт самосохранения организма); - проявление психологических травм, полученных в детском возрасте, в более зрелом возрастном периоде в виде психологической защиты – позиция избегания (замкнутость, наркотики, суицидальные наклонности), проявление агрессивных поведенческих реакций (побеги из дома, вандализм и т. п .). Вопрос для обсуждения: для нас, как для педагогов осуществляющих воспитательно -образовательный процесс, зачем создавать психологический комфорт в группе и ДОУ?

Слайд 7

для сохранения и укрепления психического здоровья ребенка; для развития личности ребенка. Вопрос для обсуждения: создать психологический комфорт, это значит что сделать?

Слайд 8

Создать психологический комфорт, это значит создать атмосферу принятия и доверия, в которой можно обсуждать любые проблемы. Все чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой . Атмосфера (климат) в группе определяется: отношениями между воспитателями и детьми; отношениями между детьми; отношениями между воспитателями и родителями; отношениями внутри педагогического коллектива группы. Вопрос для обсуждения: от кого в большей степени зависит качество группового климата ? С чего начать?

Слайд 9

Условия эмоционального благополучия ребенка: - доброжелательный стиль общения воспитателей между собой и помощником; - доброжелательный стиль общения воспитателя с родителями; - защищенность, внутреннее спокойствие; - чувство принятия в детском сообществе – переживание чувства «МЫ»; - предметно-развивающая среда соответствующая возрастным и индивидуальным потребностям ребенка (активное участие в совместной деятельности, задания с учетом разного уровня развития детей); - доброжелательный стиль общения воспитателя с детьми (со всеми!!!). Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Слайд 10

Педагогическая копилка Психологические речевые настройки Лучше выбрать время для произнесения настройки утром, после приема детей. Усадить в кружочек. Кроме психологической речевой настройки, на таком сборе группы: - можно поделиться впечатлениями детей о проведенных выходных, вечере в кругу семьи, интересном событии или впечатлении, о том, что их порадовало; - напомнить тему дня; - рассказать о том, какую образовательную (совместную) деятельность вы запланировали для детей; - вспомнить правила группы; - подвести итоги дня, поделиться впечатлениями (вечерний сбор). Основное предназначение: установка на хорошее настроение. Примерные схемы РН: 1.Сегодня я рада видеть всех вас в детском саду, в нашей группе! Этот день мы проведем все вместе. Пусть он принесет нам всем радость. Давайте постараемся радовать друг друга. 2.Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у нас у всех сохранилось до самого вечера. А для этого мы все должны чаще улыбаться. Будем радоваться друг другу. 3.Здравствуйте , мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро. А в нашей группе тепло, светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы будем с вами чаще улыбаться друг другу. Задание в группах: составить РН.

Слайд 11

Влияние стилей педагогического общения на психологический комфорт в группе Вопрос для обсуждения: какие стили педагогического общения вы знаете?

Слайд 12

1) Авторитарный стиль : педагог живет по принципу «Доверяй, но проверяй». Прямо и публично указывает ребенку на его ошибки, недостатки поведения. (Как указать косвенно?) Воспитатель - руководитель, организатор, а дети исполнители. Они обязаны внимательно слушать, наблюдать, запоминать, выполнять, отвечать. Несамостоятельность и безынициативность детей – следствие авторитарных тенденций к гиперопеке . 2) Либеральный (попустительский) стиль: находится во власти желаний детей, часто ситуативен , непоследователен в решениях и действиях . Человек настроения: если в хорошем настроении, то у него преобладают положительные оценки, если в плохом – усиливаются негативные оценки. 3) Демократический стиль: проявляет допустимый максимум требований к детям и максимум уважения к ним . Потребность в обратной связи от детей (как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности). Использует знания о симпатиях и антипатиях между детьми. В оценке больше положительных, нежели отрицательных реплик. Предпочитает более плодотворный разговор с ребенком наедине. Примером косвенного замечания могут быть замечания взглядом, привлечения внимания к карточкам с правилами. Педагогические установки меняются в зависимости от обстоятельств.

Слайд 13

Вывод : наиболее благоприятен, эффективен и оптимален демократический стиль общения. Служит формированию у детей сознательной дисциплины, активной жизненной позиции. Именно правильно выбранный стиль общения педагога с детьми поможет создать ребенку благоприятный психологический комфорт в группе!!! Воспитатель – культурный вариант взаимодействия с окружающими! Педагогический практикум.

Слайд 14

Практический инструментарий « Живем по правилам » Для поддержания порядка в группе предлагается вводить правила поведения, которые формулируют сами дети. Они касаются разных аспектов: - коммуникативные (регулируют взаимоотношения между детьми: если поссорился, надо помириться; помочь, если у друга что-то не получается); - организационные (убери после игры; по лестнице надо идти друг за другом); - коммуникативно - организационные («Я здесь играю – не убирайте» - ребенок кладет ладошку со своим именем). Правила изображают графически (картинкой) и для краткости обозначают одним словом: «Помирись», «Помоги», «Поиграл – убери» и т. п.

Слайд 15

Существуют определенные требования к правилу: 1)четкость , разумность, соответствие уровню развития ребенка (группы); 2)избегать частицы «не»; 3)небольшой объем; 4)взрослые придерживаются этого правила; 5)одновременно не больше 5 правил; 6)вырабатываются взрослыми совместно с ребенком (детьми); 7)согласованность действий взрослых; 8)тон взрослого - дружественно-разъяснительный; 9 )если ребенок взволнован – ему не до правил, вернуться к правилам после того, как ребенок успокоится.

Слайд 16

Технология введения и соблюдения правил: 1)правила вводятся постепенно, поэтапно; 2)предпочтительно введение в начале учебного года; 3)правила должны быть четкими, с объяснением, почему нужно делать именно так; 4)правила демонстрируются воспитателей или ребенком (проигрывание); 5)правила периодически повторяются; 6)правила иллюстрируются картинками с изображением соответствующих ситуаций; 7 ) напоминайте о правилах заранее, непосредственно перед той ситуацией к которой они будут относиться. 8)продумать способы и критерии оценки и самооценки, например: игра «Светофор» с последующим обсуждением на вечернем сборе.

Слайд 17

Что делать, если правила нарушаются: 1)дать детям дополнительный шанс выполнить правило; 2)похвалить тех, кто выполнил правило; 3)оценивать поведение, а не личность ребенка; 4)проверить , не были ли вызваны нарушения самим педагогом: возможно поведение воспитателя было непоследовательным или слишком нерешительным; 5)вовлекайте менее популярных или изолированных детей в совместную деятельность.

Слайд 18

Уголки уединения для детей Наличие невысоких легких передвижных ширм и разноцветных драпировок разной величины, используемых, например, в некоторых детских садах, гораздо больше соответствует решению задачи индивидуализации пространства, чем стационарный уголок уединения. С помощью ширмочек и стульев ребенок сам выгораживает себе пространство требуемой площади. А используемые при этом ткани, их цвет, плотность и фактура отражают его эмоциональное состояние.

Слайд 19

Приемы снятия эмоционального напряжения у педагогов Упражнение «Воздушный шар » Притча «Обучение»

Слайд 20

Подведение итогов 1.Рефлексия впечатлений участников. 2.Раздача памяток. 3 . Домашнее задание: 1)ввести правила поведения в группе, подобрать иллюстрации для их обозначения; 2)анализ психологического климата в группе и перечень конкретных действий для улучшения психологического климата в группе, уровни: - дети – дети, - родители – дети, - воспитатель – воспитатель – помощник, - воспитатели – родители, - родители – родители.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагог- психолог О. В. Мельникова Новосибирск 2014 МКДОУ д\с №171 «Черничка» Семинар-практикум « Секреты превращения «трудного» родителя в доброго помощника»

Слайд 2

Приветствие «Здравствуйте ! Я хороший воспитатель, потому что …» Трудности и ожидания Игра « Шанхайцы »

Слайд 3

Упражнение-самодиагностика «Я в лучах солнца » Фронтальная работа «Ожидания родителей»

Слайд 4

Правила построения эффективного общения Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд ! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов » : • улыбка ( искренняя, доброжелательная) , • имя собеседника, • косвенный комплимент (хвалим то, что дорого) .

Слайд 5

Приемы установления хорошего контакта с собеседником : 1. К онтакт глаз . Но не следует «сверлить» собеседника взглядом. 2.Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). 3.Убрать «барьеры». 4.Использовать открытые жесты . 5.Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе). 6.Использовать прием присоединения , т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». 7.Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» Чаще говорить «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»

Слайд 6

Игра «В о л ш е б н ая ш л я п а » «Спасибо, мне очень приятно! Мне это тоже в себе нравится!»

Слайд 7

Работа в подгруппах Упражнение «Рецепт: как сделать человека (родителя) агрессивным » Задание : создать рецепт, следуя которому можно «сделать» агрессивного родителя.

Слайд 8

Основы построения беседы с «трудным » родителем Вопрос для обсуждения: к аких родителей можно назвать «трудными »? Основная цель общения педагога с родителями – объединение совместных усилий для решения конкретной проблемы ребенка (н/р, отставание по программе, плохое поведение). На первой фазе общения с такими родителями, необходимо сохранить эмоциональную отстраненность

Слайд 9

Основы построения беседы с «трудным » родителем На первой фазе общения сохранять эмоциональную отстраненность. Упражнение « Р е з е р в у а р »

Слайд 10

Основы построения беседы с «трудным» родителем Вторая фаза беседы с родителем – конструктивный диалог, обсуждение вариантов решения проблем: - п роявлять сдержанную доброжелательность и открытость; - п одчеркнуть значимость родителей в воспитании собственного ребенка; - п оказать родителю свою положительную настроенность по отношению к его ребенку - не надо стремиться, во что бы то ни стало отстаивать свою позицию, навязывать своё мнение родителям (давление приводит к протесту); - обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка и его родителей; - выразить уверенность в том, что если будут организованы совместные усилия семьи и педагогов, то существующая воспитательная проблема будет успешно решена: «Мы вместе против проблемы, а не против друг друга».

Слайд 11

Игра « П у т а н и ц а »

Слайд 12

Этапы разворачивания сотрудничества ДОУ и семьи 1.Диагностический . 2.Мотивационный . 3. Основной ( деятельностный , практический). 4. Контрольно-оценочный (рефлексивно-диагностический) План работы с родителями

Слайд 13

Игра-фантазия « Посылай и воспринимай уверенность »

Слайд 14

1.Рефлексия 2.Раздача памяток 3. Упражнение «Подари улыбку »


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развивающая предметно-пространственная среда в условиях реализации ФГОС

Слайд 2

Основные принципы ФГОС ДО: ● поддержки разнообразия детства ; ● полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития; ● создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями ; ● содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром ; ● приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; ● формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности; ● учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

Слайд 3

Образовательные области: ● социально‑коммуникативное развитие; ● познавательное развитие; ● речевое развитие; ● художественно‑эстетическое развитие; ● физическое развитие.

Слайд 4

Цель создания развивающей среды Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы («создаем» мотивацию) в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие.

Слайд 5

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: - содержательно насыщенной, - трансформируемой , - полифункциональной и вариативной , - доступной, - безопасной , - соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию ООП.

Слайд 6

Функции предметно-пространственной среды Информационная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Стимулирующая – должна быть мобильной и динамичной. В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности. Развивающая – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.

Слайд 7

Предметно – развивающая среда в детском саду должна: Иметь привлекательный вид; Выступать в роли естественного фона жизни ребенка; Снимать утомляемость; Положительно влиять на эмоциональное состояние; Помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир; Давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.

Слайд 8

Показатели оценки развивающей среды: Положительное эмоциональное ощущение ребенка в группе; Отсутствие конфликтов среди детей; Наличие продуктов детской деятельности; Динамика развития ребенка; Невысокий уровень шума.

Слайд 9

Функции педагога Функция педагога заключается в том, чтобы, используя предметно - развивающую среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку . Поэтому особое внимание в детском саду уделяется конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника. Цель воспитателя: сконструировать многоуровневую многофукциональную предметно – развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКДОУ детский сад №171 «Черничка» Практический семинар «Педагоги и родители: конфронтация или сотрудничество» Подготовила: педагог-психолог О. В. Мельникова Новосибирск 2014 г.

Слайд 2

Семья и ДОУ – важнейшие институты социализации ребенка. В подгруппах: Что может дать ребенку только семья? В чем ценность ДОУ для воспитания и развития ребенка?

Слайд 3

Семья ДОУ Потребности Удовлетворяет потребность быть безусловно принятым и любимым. Удовлетворяет потребность в общественном признании и уважении равных ему сверстников. Освоение общения Освоение уникального особого вида общения основанного на любви, заботе, равенстве – личностного: Я - ТЫ (доверительного, эмоционально окрашенного). Деловое общение (партнеров по деятельности) – опыт функционально-ролевых отношений.

Слайд 4

Семья ДОУ Приобщение к ценностям Приобщение к ценностям семьи данного рода, т. е. родовым ценностям (традиции семьи). Приобщение к общественно-культурным, общечеловеческим ценностям (общекультурные нормы). Воспитатель – носитель ценностей общества! Освоение социальных ролей (моделей поведения) Осваивает роли: внучки( ка ), ребенка, дочери, сына, сестры, брата. Наблюдает, переживает, осмысливает модели поведения родителей, прародителей. Отношения: детско-родительские, супружеские (75% переносят в свою семью). Создаются условия для освоения роли воспитанника ДОУ, друга, партнера по деятельности.

Слайд 5

Семья ДОУ Осознание себя Осознание неповторимости своей личности, уникальности и индивидуальности Я. Учится быть частью МЫ. Формирование чувств Любовь к людям Уважение, товарищество, партнерство. Развитие способностей Развиваются те способности, которые проявляются с раннего возраста, как задатки и которые являются ценными для семьи. Развивает способности востребованные обществом. Интеллектуальное развитие Определяет отношение к образованию. Системность самого процесса (есть стандарты, программы, методики).

Слайд 6

Семья и ДОУ – важнейшие институты социализации ребенка, определяющие развитие маленького человека, но у них разное предназначение. У каждого своя уникальная миссия, поэтому семья и ДОУ не могут друг друга заменить!

Слайд 7

Конфронтация или сотрудничество? - Зачем родителю взаимодействовать с педагогом? (Обратитесь к своему опыту с позиции родителя). - Зачем педагогу взаимодействовать с родителем?

Слайд 8

Зачем родителю взаимодействовать с педагогом? 1. Педагог – носитель педагогической культуры. Их знания о закономерностях, особенностях и условиях развития помогут родителям найти правильный подход к воспитанию ребенка на разных возрастных этапах, избежать ошибок в общении с ним. Какие темы актуальны для Вас как для родителя?

Слайд 9

Зачем родителю взаимодействовать с педагогом? 2. В совместной деятельности с педагогами могут приобрести ценный практический опыт, необходимый для воспитания, общения, развития и оздоровления ребенка в условиях семьи. Какой практический опыт, умения хотели бы получить?

Слайд 10

Зачем родителю взаимодействовать с педагогом? 3. Диалог с педагогами помогает глубже понять своего ребенка (особенности поведения, деятельности, общения с взрослыми и сверстниками вне семьи). ДОУ может создать условия для удовлетворения тех потребностей ребенка, которые не могут быть удовлетворены в семье (в силу разных причин). Приведите пример.

Слайд 11

Зачем родителю взаимодействовать с педагогом ? 4. Диалог с педагогами позволяет своевременно обнаружить проблемы, отклонения в поведении и развитии ребенка и начать совместную коррекционную работу.

Слайд 12

Зачем родителю взаимодействовать с педагогом? 5. Позволяет увидеть ребенка как бы со стороны, более объективно , чем в условиях семьи, и при необходимости – скорректировать методы воспитания. Подтверждается ли этот тезис вашим родительским опытом? 6. В трудных жизненных ситуациях семья может получить эмоциональную поддержку именно от педагогов.

Слайд 13

Вывод: открытость семьи детскому саду усиливает ее позиции.

Слайд 14

Зачем педагогу взаимодействовать с родителями? 1. Достоверные знания о ценностях, традициях семьи, о микроклимате царящем в семье, о стиле семейного воспитания – необходимы педагогу, чтобы помочь ребенку и найти с ним общий язык. 2. Родители могут дать информацию о склонностях, способностях, интересах ребенка. Данная информация позволит найти индивидуальный подход к ребенку.

Слайд 15

Зачем педагогу взаимодействовать с родителями? 3. Информация о здоровье ребенка , что важно для организации оздоровительной работы и питания, поможет избежать перегрузок при физической нагрузке. 4. Более успешно решать многие задачи воспитания, развития , привлекая к этому родителей ( н-р , расширить представления о профессиях, оформить выставку).

Слайд 16

Зачем педагогу взаимодействовать с родителями? 5. Родители могут оказать эмоциональную поддержку . 6. Для успешной коррекционной работы.

Слайд 17

Вывод: положительное отношение родителей к воспитателю складывается в процессе сотрудничества и определяет положительное отношение ребенка к педагогам, к посещению ДОУ.

Слайд 18

Сотрудничество – совместный труд, объединение усилий для обеспечения максимально благоприятных условий для развития и воспитания ребенка в семье и ДОУ. Предполагает: - объединение усилий; - совместную деятельность; - партнерские отношения.

Слайд 19

Этапы разворачивания сотрудничества ДОУ и семьи Диагностический. Мотивационный. Основной ( деятельностный , практический). Контрольно-оценочный (рефлексивно-диагностический).

Слайд 20

1. Диагностический « Давайте познакомимся» Цель: изучение семьи воспитанников для налаживания сотрудничества. Что будем делать на данном этапе? Задачи: выявить характерные стили воспитания; выявить типичные трудности родителей в воспитании детей; выявить положительный опыт семейного воспитания; выявить ожидания родителей относительно ДОУ и степень готовности к диалогу и совместной деятельности; осуществить выбор диагностического инструментария (анкеты, опросники ).

Слайд 21

2. Мотивационный « Давайте подружимся» Цель: актуализация у родителей потребности в диалоге с педагогами. - Каким образом можем у родителей актуализировать потребность в диалоге, сотрудничестве? Родительское собрание «Давайте познакомимся». Создание обменного фонда книг, игрушек. Планирование совместных мероприятий. Издательскую деятельность.

Слайд 22

3. Основной ( деятельностный , практический) «Давайте действовать вместе» Цель: обеспечение благоприятствующих условий для воспитания и развития ребенка в семье и ДОУ. Наблюдения за детьми – фиксация достижений (блокноты, записки, письма …) . Индивидуальные встречи с родителями. Сбор материалов для индивидуального портфолио ребенка. Участие в проектной деятельности (ОБЯЗАТЕЛЬНО: благодарности родителям !!!). Вовлечение в воспитательно-образовательный процесс. Мероприятия для родителей и детей с использованием нетрадиционных форм организации.

Слайд 23

Нетрадиционные формы работы с родителями можно разделить на познавательные, информационно – аналитические, досуговые , наглядно – информационные . Познавательные : семинары – практикумы, родительские клубы, педагогические гостиные, родительские собрания. Информационно – аналитические: анкетирование, социологические опросы, «Почтовый ящик». Досуговые : совместные досуги, праздники, участие в выставках, конкурсах, экскурсиях. Наглядно-информационные : дни открытых дверей, родительские уголки, фотовыставки, копилка Добрых дел.

Слайд 24

4. Контрольно-оценочный (рефлексивно-диагностический ) Показатели качества взаимоотношений воспитателей и родителей : Родители и воспитатели рассматривают эти взаимоотношения как совместное сотрудничество. И родители, и воспитатели предоставляют друг другу информацию о ребенке. В саду всегда рады родителям. Они могут участвовать в воспитательно-образовательном процессе . Ежедневные записи о ребенке каждый день просматриваются родителями, родители задают вопросы, уточняют. Данные о развитии ребенка, его достижениях есть как у родителей, так и у воспитателей . Родителям оказывается поддержка в их воспитательской роли.

Слайд 25

Используйте навыки позитивной коммуникации • Старайтесь больше слушать родителей, а не задавать им вопросы и давать советы. • Регулярно предоставляйте родителям письменную и устную информацию о прогрессе их детей . • Назначайте встречи с родителями в удобное для них время. • При общении с родителями, говорите понятным им языком . • Реагируйте на предложения, идеи и просьбы родителей в позитивном ключе и своевременно .

Слайд 26

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: педагог-психолог О. В. Мельникова младший возраст: 3 – 4 года

Слайд 2

Особенности развития ребенка 3 – 4,5 лет Физическое развитие – бурный физический рост. Потребность в движении. Стремление к самостоятельности. Ребенок начинает говорить о себе не в третьем, а в первом лице. Ребенок осознает себя как отдельного человека со своими желаниями и особенностями. КРИЗИС

Слайд 3

А натомо-физиологические особенности 1. О порно-двигательный аппарат: кости и суставы легко подвергаются деформации; крупная мускулатура в своем развитии опережает мелкую. 2. Дыхательные пути. Предрасположенность к воспалительным заболеваниям органов дыхания. Не м ожет сознательно регулировать дыхание и согласованность его с движением. 3. Сердечно-сосудистая система. Хорошо работает при условии посильных нагрузок. 4. Центральная нервная система. Процессы возбуждения и торможения в коре г. м. легко иррадиируют . Знать приемы перключения внимания! Возбудимость ведет к быстрой утомляемости. Взаимодействие сигнальных систем несовершенно: в момент выполнения упражнения не могут воспринимать словесные коррективы взрослого: оказать непосредственную помощь.

Слайд 4

Развитие личности Формирование личности ребенка: - система «Я» (самооценка: стремление соответствовать требованиям взрослых); - самосознание (противопоставление себя окружающим). 2. Формирование его деятельности.

Слайд 5

Кризис – движущая сила развития Любой кризис - это внутреннее противоречие между «хочу» и «могу». С одной стороны, многие желания ребенка не соответствуют его реальным возможностям (внутренний конфликт), а с другой стороны, он сталкивается с постоянной опекой взрослых (внешний конфликт). И что делать в такой ситуации? Сопротивляться или смириться. Вот малыш и сопротивляется , как может! Послушный ребенок Неустойчивость настроения негативизм упрямство истерики

Слайд 6

Негативизм Ребенок поступает вопреки не только родителям, но порой даже своему собственному желанию. Малыш отказывается выполнять просьбы не потому, что ему не хочется, а только потому, что его об этом попросили. Что делать ? Превратить негативизм в игру или поставить перед выбором. Например, вместо вопроса, «Ты будешь кушать?», задайте вопрос: «Ты будешь кушать гречневую кашу или рисовую?»

Слайд 7

Упрямство Когда ребенок упрямится, он настаивает на чем-то не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал: «Я так решил!». Например, малыш просит дать ему мяч. Но мяча нет, и воспитатель предлагает ему замену. Малыш понимает, что замена интереснее, чем мяч. Но все равно настаивает на своем: «Дай мяч!» Почему? Потому что не он сам так решил.

Слайд 8

Капризность Это действия, которые лишены разумного основания, т.е. «Я так хочу и все!!!» ПРОЯВЛЕНИЯ КАПРИЗОВ Продолжить начатое дело Двигательное перевозбуждение Недовольство, раздражительность Плач

Слайд 9

ИСТЕРИКА Яркость, гротескность. «Игра на публику». Наличие зрителей Громогласный плач. Крики. Битье головой о стену или пол. Расцарапывание лица. Возникают в ответ на обиду или неприятное известие, усиливаются при повышенном внимании окружающих и могут прекратиться после того, как это внимание иссякнет.

Слайд 10

Как предотвратить приступы истерики у детей Научитесь предупреждать вспышки. Переключайте детей на действия. Назовите ребенку его эмоциональное состояние. Скажите ребенку правду относительно последствий.

Слайд 11

Если истерика все же началась: не раздражаться; не стоит в момент истерики пускаться в длинные объяснения, пытаться достучаться до сознания и совести малыша; постарайтесь отвлечь .; твердо и простыми словами объясните, почему вы не будете выполнять его требование ; не поддавайтесь на провокации. научите ребенка извиняться за свои поступки .

Слайд 12

Симптом обесценивания Изменяется отношение ребенка к любимым вещам и игрушкам (он может бросать их, ломать) и к людям (малыш может стукнуть или обозвать маму грубыми словами). Это следующий этап исследовательской деятельности ребенка (не путайте с агрессией). Потом он поймет, что такое его поведение может быть неприятно другим людям. А пока… Пока он подражает взрослым, ему интересно смотреть на их реакцию (а что будет, если…) Что делать? Направляйте энергию ребенка в мирное русло. Подключите свою фантазию, обыграйте неприятный момент с использованием игрушек.

Слайд 13

Развитие личности Формирование личности ребенка. Формирование его деятельности: - формируются преднамеренность и произвольность действий (элементы предварительного планирования игры или продуктивных видов деятельности ) ; - деятельность носит неустойчивый характер (важен мотив деятельности!); - игра с 1-2 ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами; - начинают формироваться игры с правилами; - стремление к самостоятельности: «Я сам» (есть способность к целеполаганию , умение представить результат и активно действовать) ----- - » ощущение компетентности.

Слайд 14

Ребенок: «Я сам» Справляется Не может справиться самостоятельно (или ему не позволяют) Получает одобрение---» верит в себя ---» ставит новые цели Теряет интерес ---» Не приобретает веры в свои силы ---» в ыученная беспомощность (пассивность)

Слайд 15

Развитие психических процессов Восприятие (формы, 4 основных цвета, их соотнесение, пространственных отношений, анализ расположения фигур в пространстве). Игры: «Коробка форм», «Подбери фигуру». Развивать способность отделять свойства от предмета !!! 2. Внимание (способность концентрировать внимание на предлагаемых объектах, наблюдательность). Игры «Парные картинки», «Чего не стало». Объем возрастает от 2 объектов до 4. Активное внимание 7-8 минут. Отрицательно влияет импульсивность поведения.

Слайд 16

Развитие психических процессов 3. Мышление - пытается анализировать то, что видит вокруг себя, сравнивать предметы в наглядно-действенном плане, но появляется способность решать задачи по представлению; - могут сравнивать по цвету, форме, выделять отличия ; - обобщать по цвету, форме, величине.; - ч аще появляются родовые понятия (собирательные названия). Игры «Матрешка» (3-х составная), «Разрезные картинки» (2-3-составные).

Слайд 17

Развитие психических процессов 4. Память (непроизвольность: 2 из 6, преобладает узнавание). Игра «Кто убежал». 5 . Воображение развито слабо (элементы предварительного планирования игры или продуктивных видов деятельности). 6 . Речь: - ситуативная и диалогическая, но становится более сложной и развернутой.; - индивидуальные различия колеблются от 600 до 2300 слов; - возрастает доля глаголов, прилагательных и др.; -появляются сложные предложения; -« приборматывание ».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра «Пересядьте все те, кто…»

Слайд 2

Правила работы в группе: искренность в общении; активность; каждый участник говорит за себя, от своего имени; прислушаться друг к другу, не перебивая друг друга. Анимационный фильм «Спички» «Сказ о богатыре и драконе»

Слайд 3

Практический семинар с элементами тренинга «Конфликты и пути их решения» Составила: педагог-психолог О. В. Мельникова

Слайд 4

Конфликт – это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мотивов и потребностей одного человека. Конфликты могут быть: Социальные - межличностные - между личностью и группой - внутри группы - межнациональные - межгосударственные Внутриличностные «между «хочу» и «хочу» могу» и «не могу» «хочу» и «не могу» «хочу» и «нужно» «нужно» и «нужно» «нужно» и «не могу»

Слайд 5

Упражнение «Руки» Инструкция: соедините ладони на уровне груди, а затем надавите правую ладонь на левую.

Слайд 6

Одной из причин возникновения конфликта есть конфликтогены поведения . Это слова или действия (или бездеятельность), которые порождают конфликт. 1.Упражнение «Дерево конфликтогенов» 2.Игра «Испорченный телефон» 3.Упражнение «За спиной»

Слайд 7

Стадии конфликта: 1.Рост напряженности в отношениях. 2.Открытое противоборство. 3.Решение конфликта. 4.Завершение открытого противоборства. Как вы считаете, на какой стадии проще и с меньшими потерями? Возможно разрешить конфликтную ситуацию?

Слайд 8

Поведение в конфликте Упражнение «На мостике» Задача игроков – пройти как можно быстрее на другую сторону. Тот, кто заступился за дорожку, считается упавшим в пропасть.

Слайд 9

Упражнение-тест 1. Откажетесь резать, попросите кого-нибудь из гостей или родных об этом, дабы никого не обидеть. 2. Разрежете сами, на свое усмотрение, кому какой кусок – не важно, себе – лучший. 3. Учтете пожелания гостей, себе возьмете кусок, какой достанется. 4. Постараетесь поделить поровну между всеми участниками праздника, включая и себя. 5. Скажете, что торта вам не очень хочется, пусть он весь достанется гостям, а вот шоколадные фигурки вы бы съели.

Слайд 10

Упражнение-тест Стратегия поведения Характеристика стратегии 2. Конкуренция, соперничество («акула») Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. 4. Сотрудничество («сова») Выбор альтернативы, максимально отвечающей интересам обеих сторон. 5. Компромисс («лиса») Выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет. 1. Избегание, уклонение («черепашка») Уход от конфликтных ситуаций, отсутствие как стремления к кооперации, так и попыток достижения собственных целей. 3. Приспособление («медвежонок») Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого.

Слайд 11

Упражнение «Невербальный контакт» Средства невербального общения дают дополнительную информацию о собеседнике и помогают установить контакт. Невербальные средства: улыбка, контакт глаз, организация пространства общения, разворот тела, легкое движение вперед – навстречу партнеру.

Слайд 12

- Что чувствует человек на пике конфликта? Во время конфликтной ситуации можно использовать два вида утверждений: 1. «Я-утверждение » - концентрируем свое внимание на том, что мы сами думаем или чувствуем в конфликтной ситуации. 2. «Ты-утверждение» - предъявляем обвинение и осуждаем других людей, ведёт к углублению конфликта. Упражнение «Другими словами» (в группах)

Слайд 13

«В любом конфликте виноват тот, кто умнее» Упражнение «Айм Сори» Сори. Извините, пожалуйста. Простите. Сожалею о случившемся. Обсуждение: - Что вы чувствовали когда задевали других? - Что вы чувствовали когда вас задевали? - В каких жизненных ситуациях можно использовать данный прием? - Трудно ли вам было извиняться?

Слайд 14

Упражнение «Согласие» Развитие конфликта зачастую напоминает снежный ком. Есть техники, которые позволяют в некоторой степени смягчить напряженность ситуации даже, когда одна или обе из конфликтующих сторон теряют контроль над собой. Одна из таких техник состоит в том, чтобы найти в словах партнёра что- то, с чем можно согласиться, и ответить на его выпад (оскорбление, обвинение, приказ) не противостоянием, что только усугубит конфликт, а согласием, при этом, не отступая от своей позиции. Например: «Ты совсем с ума сошла!» -----» «Иногда может показаться, что я действую не как обычные люди».

Слайд 15

Разрешить конфликт – это значит найти решение, приемлемое для обеих конфликтующих сторон. Знаменитый российский психолог Игорь Вагин дает такие советы: - любые конфликты легче решаются в комфортной обстановке ; - наберитесь терпения и выслушайте своего оппонента ( прояснение ); - максимально дистанцируйтесь от отрицательных эмоций вашего оппонента (он расстроен – имеет право, он просто человек ); - дождитесь, пока спадет накал страстей ( дать выговориться, частичное согласие ); - постарайтесь отсечь историю конфликта ( здесь и сейчас ); - перейдите к обсуждению возможных вариантов решения конфликта («Давайте подумаем, что мы можем сделать …») ; - тщательно контролируйте свою речь , мимику, жесты .

Слайд 16

1. Ролевая игра «Реши проблему» - Какие чувства возникали во время общения? - Легко ли было вам сыграть свою роль? - Можете ли определить, благодаря чему вы бы развязали вашу ситуацию? 2.Игра «Мы с тобой похожи тем, что…» 3. Обсуждение памятки «Пути разрешения конфликта» - На какой способ решения конфликта нацелены данные советы?

Слайд 17

Притча «Солнце и ветер»

Слайд 18

Спасибо за работу! Пусть Вы и окружающие вас люди всегда будут готовы к сотрудничеству!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Есть дети с острым умом и любознательные, но «дикие» и упрямые. Таких обычно считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом». Ян Амо́с Ко́менский

Слайд 3

Вспомните ситуацию, когда Вы были наказаны своими родителями, педагогами: - Что вы чувствовали тогда? - Каковы были ваши телесные ощущения? - О чем вы тогда думали? - Что вам хотелось сделать?

Слайд 4

Психологическое насилие ( эмоциональное , моральное) — это форма насилия, которая может приводить к психологической травме, в том числе тревожности, депрессии, посттравматическому стрессовому расстройству. Обсуждение: -Что относится к психическому насилию?

Слайд 5

К проявлениям психологического насилия также относят действия, направленные на подрывание самооценки и самоуважение человека (например, постоянную критику, преуменьшение способностей человека, оскорбления ), запугивание, угрозы причинения физического вреда самому себе и другим, уничтожение личных вещей, насильственную изоляцию, газлайтинг (отрицание фактов насилия в прошлом). Эмоциональное насилие может быть намеренным или неосознанным, но это всегда длящееся поведение, а не единичный случай. Единичный инцидент не является эмоциональным насилием.

Слайд 6

Последствия психологического насилия У детей, выросших в семьях, где применялось межличностное насилие, в том числе психологическое, наблюдаются такие серьёзные нарушения, как хроническая депрессия, тревожность, посттравматическое стрессовое расстройство. Психологическое насилие также часто приводит к затруднениям в различении и проживании своих эмоций ( алекситимии ). Как отмечают исследователи, последствия эмоционального насилия существенно не отличаются от последствий физического насилия.

Слайд 7

Для людей, склонных к эмоциональному насилию, характерны такие черты, как повышенная подозрительность и склонность к ревности, внезапные и резкие перепады настроения, недостаток самоконтроля, склонность к оправданию насилия и агрессии. Также у людей, совершающих психологическое и физическое насилие, часто наблюдаются расстройства личности . Обсуждение: Н асилие и наказание. В чем разница?

Слайд 8

Дисциплина – это система определенных запретов, необходимая ребенку для ощущения защищенности. Только взрослый с помощью дисциплинарных мер может обеспечить его безопасность, помочь разобраться в этом многогранном мире, его законах и особенностях.

Слайд 9

Обсуждение: А что происходит, если нельзя все? Ч то же происходит, когда все можно?

Слайд 10

Что происходит, если нельзя все? У ребенка возникает непреодолимое и обоснованное желание нарушать такие запреты. Он рассматривает каждую просьбу или требование как навязанную ему повинность и активно учится сопротивляться ей, а иногда делает все наоборот. Что происходит, когда все можно? У ребенка возникает повышенная тревожность, неуверенность в себе, он не может научиться принимать решения, во всем сомневается, может проявляться в виде агрессии. Не усваивает нормы и правила предъявляемые окружением, как детским, так и взрослым. Возможна ли «золотая середина»?

Слайд 11

Зеленая зона – это все, что можно ребенку всегда и везде по его собственному усмотрению. Желтая – действия, в которых ребенку предоставляется относительная свобода. Можно действовать по собственному выбору, но соблюдая некоторые правила. Эта зона очень важна, т. к. именно здесь ребенок приучается к внутренней дисциплине. Внешние ограничения со временем переходят в собственные самоограничения. Красная зона – действия ребенка, которые для него неприемлемы ни при каких обстоятельствах. Работа в подгруппах П одумайте, какие правила возможны для детей вашей возрастной группы.

Слайд 12

Если существуют запреты, то неизбежно возникает вопрос о наказаниях, поскольку запреты в силу тех или иных причин могут нарушаться. В ыделим и проанализируем основные формы воздействия на детей.

Слайд 13

физическое наказания изоляция наказание словом лишение приятного

Слайд 14

Физическое наказания . Родители и педагоги, наказывающие детей, могут стать для них примером. Ребенок, подражая взрослому, тоже станет решать свои проблемы силовым способом. Шлепнуть ребенка можно быстро, не затрачивая время и усилия на объяснения. Что это дает? Любой человек инстинктивно боится физического наказания (попросту говоря, удара), а кроме того, ребенок еще и слабее взрос­лого. В ребенка вселяется страх. Боясь наказаний, ребенок может начать лгать и обманывать родителей. Если сам факт наказания слишком расстраивает детей, они могут забыть, за что их наказывают.

Слайд 15

Наказание словом. Что есть крик? Это бессилие взрослого, педагогическая беспомощность. Любой крик – это стресс для нервной системы ребенка, которая является более гибкой и чувствительной, чем у взрослых. В состоянии стресса ребенок не слышит запрета. У ребенка чаще всего ответная реакция – страх, замкнутость, протест. Крик ничего не дает ребенку. А постоянный крик либо перестает ребенком замечаться, что, в свою очередь, рождает у него манеру разговаривать так же, просто потому, что он к ней привык, либо приводит к неврозу. Когда можно кричать? Когда ребенок подвергает свою жизнь опасности или его действия могут причинить вред окружающим.

Слайд 16

Изоляция – часто применяемый способ, когда ребенок выводится (отделяется) из группы сверстников или из игры на определенный период времени. При этом изоляция должна быть организована. Желательно оговорить с детьми заранее время изоляции (пока пересыпается песок в часах, движется стрелка на период конкретной игры). Время, которое проводит ребенок, наблюдая движение стрелки часов, пересыпание песка, становится для него периодом успокоения, дает ему возможность побороть свои импульсы. В итоге изоляция из наказания перерастает в способ помощи справиться со своими эмоциями. Не путать с игнорированием!!!

Слайд 17

Лишение приятного – наиболее приемлемый способ регулировать поведение ребенка. Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое. Очень хорошо, если в группе есть какой­-либо ритуал, традиция. И отказ ребенку в праве участвовать в совместном ритуале станет для него сильным переживанием. Наказание ли это? Конечно же, и довольно ощутимое! И главное, не обидное и не оскорбительное. Ведь дети хорошо чувствуют справедливость, а это справедливо. Нужно иметь запас больших и маленьких праздников, «зону радости». Отменяйте их, только если случился проступок, действительно ощутимый, и вы на самом деле расстроены. Обсуждение: как наказывать ребенка, не унижая его?

Слайд 18

Тест «Можно и нельзя» Внимательно прочтите и оцените предложенные ситуации. Как вы считаете, можно ли наказывать ребенка в данных ситуациях? Отметьте значком выбранный вами вариант ответа. Наказание невозможно Наказание возможно Ребенок болеет Перед сном Сразу после сна Во время еды Во время занятий Во время игры Непосредственно после душевной или физической травмы Ребенок искренне старается что-­то сделать, но у него не получается Воспитатель находится в плохом настроении

Слайд 19

Всегда соблюдайте четкую позицию: «Я взрослый». Учитывайте соответствие, равноценность проступка наказанию. Общайтесь с ребенком «глаза в глаза», на уровне роста ребенка, уверенным голосом. В особых ситуациях необходимо брать ребенка за плечо, руку, останавливая его действия.

Слайд 20

Наказание лучше действует, когда: оно применяется сразу после проступка, а не спустя некоторое время; после проступка всегда (а не иногда) следует наказание; наказание сопровождается объяснением того, почему ребенка наказали и что должен делать ребенок, чтобы его не наказывали в будущем; у ребенка теплые, любящие отношения с человеком, применяющим наказание. Очень важно помочь ребенку исправить ситуацию. Спросить его: «Давай подумаем: как это исправить?»

Слайд 21

Вводить правила в группе после обсуждения с детьми!!! Правила должны быть нарисованы и прикреплены на видное место. Работа в подгруппах: решение педагогических ситуаций.

Слайд 22

Правила поведения взрослого при воспитании детей: Нельзя унижать ребенка. Никогда не нужно угрожать. Не следует вымогать обещания. Неразумно требовать немедленного повиновения. Не нужно допекать, опекая. Нельзя слепо потакать ребенку. Нужно быть последовательным, чтобы достичь понимания.

Слайд 23

Жалуясь на жизнь, подумайте о тех, кто рано из нее ушел… Жалуясь на мужа, представьте, сколько девушек мечтают выйти замуж… Жалуясь на непослушных детей, подумайте о тех, кто каждый день просит Бога об их появлении…

Слайд 24

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ

Слайд 2

ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ 1. Общее состояние здоровья 2. Зрительно-двигательная координация 3. Развитие крупной и мелкой моторики. Психологическая готовность

Слайд 3

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ: Личностная готовность – самооценка, умение договариваться, работать в коллективе. Мотивационная готовность - положительное отношение к школе и желание учиться, познавательный мотив. Умственная или познавательная готовность (интеллектуальная) - достаточный уровень развития мышления, памяти и др. познавательных процессов, наличие определенного запаса знаний и умений.

Слайд 4

Эмоционально-волевая готовность - достаточно высокий уровень развития произвольного поведения: ребенок способен поставить цель; принять решение; наметить план действия, исполнить его; проявить определенные усилия в случае преодоления препятствия; оценить результат своего действия; адекватно относится к неудачам, стремится к успеху. Коммуникативная готовность - способность устанавливать отношения со сверстниками, готовность к совместной деятельности и отношение ко взрослому как к учителю.

Слайд 5

СПЕЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ Знает буквы. Различает звуки на слух. Большой запас слов. Считает в пределах 10. Имеет элементарный запас знаний по математике. Развитая мелкая моторика руки. Умеет правильно держать ручку, карандаш. Умеет обращаться со школьными принадлежностями. Обладает элементарными навыками самообслуживания .

Слайд 6

ГОТОВНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ: - все время поддерживать ребенка; - научиться сопереживать с ребёнком тяжёлые моменты; - удержаться от замечаний и претензий; -относится к ребёнку крайне деликатно; -много разговаривать, искренне интересоваться мыслями маленького школьника, его чувствами, а не только тем, сделал ли он уроки и что ел на обед; - относится с уважением к педагогу.

Слайд 7

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ОТ РЕБЁНКА Любите меня и не забывайте выражать свою любовь (взглядом, улыбкой, прикосновением). Любите меня просто за то, что я есть, и я стану еще лучше. Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне, особенно это касается ваших родительских требований. Я должен знать границы дозволенного. Не сравнивайте меня с другими. Я имею право быть другим и я единственный такой на всей земле. Я очень вас люблю и всегда хочу быть любимым вами. Поэтому не огорчайтесь, когда я раздражаюсь и злюсь на вас, когда капризничаю или кричу. Это пройдет. Мои чувства, как и ваши, не вечны. Возможно, я хочу, чтобы вы больше обращали на меня внимания. Никогда не обзывайте меня. Это больно ранит меня, тогда рушатся все мои надежды и я не верю в себя .

Слайд 8

Не бейте и не унижайте меня. Я вырасту и буду мстить всему миру, наказывая себя и своих детей и делая вас несчастными. Дайте мне право на ошибку и не заставляйте меня считать, что мои ошибки - преступления. Всем люди могут ошибаться. Никто не совершенен. Найдите время и выслушайте меня. Иногда мне хочется рассказать о себе и моих проблемах. Не вызывайте у меня чувство вины и не говорите: "Из-за тебя в моей жизни ничего не складывается!" Ведь я не отвечаю за проблемы взрослых. Помните, что я многому учусь у вас и хочу быть похожим на вас. Будьте готовы воспринимать меня как личность, отдельную от вас и не похожею на вас. Представляйте требования, которые соответствуют моему возрасту. Не делайте мне замечаний в присутствии других людей. Заботьтесь обо мне!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКДОУ д\с №171 «Черничка» Гиперактивный ребенок или С Д В Г Подготовила: педагог-психолог О. В. Мельникова

Слайд 2

тест Называйте только ц в е т предлагаемых слов:

Слайд 3

Жёлтый

Слайд 4

Красный

Слайд 5

Синий

Слайд 6

СДВГ – это одна из форм проявления минимально-мозговой дисфункции (ММД), то есть очень легкой недостаточности мозга, который проявляется в дефиците определенных структур и нарушении созревания более высших этажей мозговой деятельности. Основные проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности (Ю.С. Шевченко, Н.Н. Заваденко и др.). : - гиперактивность, - дефицит внимания, - импульсивность .

Слайд 7

Возникновение СДВГ (по результатам исследования Н.Н. Заваденко): -- из-за раннего повреждения центральной нервной системы в период беременности и родов встречается в 84% случаев, - генетические причины — в 57%, - негативное действие внутрисемейных факторов — в 63%, Группа риска!

Слайд 8

Анализ возрастной динамики СДВГ показал два всплеска проявления синдрома: первый отмечается в 5—10 лет и приходится на период подготовки к школе и начало обучения; второй — в возрасте 12—15 лет. Среди мальчиков 7—12 лет диагностируются в 2—3 раза чаще, чем среди девочек.

Слайд 9

Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством и суетливостью, многочисленными беспорядочными движениями, которых ребенок часто не замечает. Для детей с СДВГ характерна чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на одном месте, продолжительность сна всегда меньше нормы. В двигательной сфере: нарушения двигательной координации, несформированности мелкой моторики и праксиса. Это — неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножницы и иголку, несформированный почерк.

Слайд 10

«Кричалки—шепталки—молчалки» Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции. Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — «кричалку» можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — «шепталка» — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» — зеленая ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчанками».

Слайд 11

Нарушения внимания м огут проявляться в трудностях его удержания, в снижении избирательности и выраженной отвлекаемости. Такие дети характеризуются непоследовательностью в поведении, забывчивостью, неумением слушать и сосредоточиться, частой потерей личных вещей. Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность.

Слайд 12

«Найди отличие» Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях. Ребенок рисует любую несложную картинку ( котик, домик и др) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Слайд 13

Импульсивность : часто действует не подумав, перебивает других, может без разрешения встать и выйти, не умеют регулировать свои действия и подчиняться правилам, не умеют ждать, часто повышают голос, эмоционально лабильны (часто меняется настроение). По международной классификации выделяют три формы СДВГ : 1) гиперактивность сочетается с нарушениями внимания; по распространенности это самая частая форма заболевания; 2) преобладают нарушения внимания; 3) преобладает гиперактивность.

Слайд 14

«Говори!» Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия. Скажите детям следующее: «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «Говори!».

Слайд 15

К подростковому возрасту, повышенная двигательная активность в большинстве случаев исчезает, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются. По результатам исследования Н.Н. Заваденко, поведенческие нарушения сохраняются почти у 70% подростков и 50% взрослых, имевших в детстве данный диагноз.

Слайд 16

Практические рекомендации родителям гиперактивных детей

Слайд 17

Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку: — проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании ; избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребенку; — контролируйте поведение ребенка, оговаривая правила; — реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т.д.); — повторяйте свою просьбу спокойно и многократно одними и теми же словами повторять мно­гократно (нейтральным тоном); - не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения; - не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит). .

Слайд 18

2. Изменение психологического микроклимата в семье: — выслушивайте то, что хочет сказать ребенок; — проводите досуг всей семьей; — не допускайте ссор в присутствии ребенка. 3. Организация режима дня и места для занятий: — установите твердый распорядок дня для ребенка и для всех членов семьи; — оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач; — по возможности избегайте больших скоплений людей; — помните , что переутомление приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

Слайд 19

4. Специальная поведенческая программа: — придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение; — не прибегайте к физическому наказанию(!); — составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ; — не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка; — помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как для него это самый трудный этап; — не давайте одновременно несколько указаний.

Слайд 20

Помните , что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными. Для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»: — лишение удовольствия, привилегий; — запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры, компьютерные игры; — прием «выключенного времени» (изоляция, «кресло штрафников» с песочными часами и т.д.).

Слайд 21

Ребенок, чьи родители подходят к его воспитанию в тесном взаимодействии с педагогом и действуют в одном направлении, очень скоро начинает понимать, что требуют от него взрослые. Как только исчезает рассогласованность в действиях взрослых, ребенок становится спокойнее и увереннее в своих силах.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фон «Еж » Приветствие «Веселые обзывалки »

Слайд 2

Агрессивность у детей дошкольного возраста Подготовила : педагог-психолог О. В. Мельникова

Слайд 3

Упражнение «Клубок моих чувств» «Сталкиваясь с агрессией я чувствую…»

Слайд 4

Педагогу необходимо знать: 1. Что такое агрессия / агрессивность. 2. Каковы возможные причины появления. 3. Как ее корректировать.

Слайд 5

Агрессивное поведение одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, т. к. это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели. Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования в обществе, наносящее вред объектам нападения ( одуш . И неодуш .), приносящее физический и моральный ущерб. Агрессивность - это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.

Слайд 6

Причины агрессивности Наследственно-характерологические признаки Резидуально-органические признаки (ММД, травмы головного мозга и пр.) Социально-бытовые признаки (стиль сем. воспитания, насилие в семье, соц\экон . нестабильность) Реактивность (ответная агрессия на присутствие новых взрослых, сверстников) Введение ограничений в поведении ребенка (увеличение темпа или сложности деятельности, отрицательная оценка успешности) Новизна, увеличивающая тревогу, или привыкание, снижающее ответственость за агрессивное поведение в новой ситуации Нарастание утомления или пресыщения

Слайд 7

По мнению М. Н. Ильиной, нарушения в поведении ребенка обусловлены , как правило, следующими факторами : - период возрастного кризиса; - сложные жизненные ситуации (защитная функция самосохранения физического / эмоционального) ; - семейная среда и неправильным воспитанием: а) одобряемые агрессивные формы поведения (агрессивное /жестокое обращение с ребенком), б) широта границ дозволенного, в) типичные реакции на поступки, действия (пример значимых взрослых) , г) запрет на выражение агрессивных чувств, д ) дефицит ласки и внимания, е) не допускают проявления детьми инициативы, ж) недостаток двигательной активности. - определенной незрелостью нервной системы .; - «эффект переноса», когда родители, сами того не подозревая, переносят свои эмоциональные проблемы на ребенка. Очень важно разобраться в причинах плохого поведения ребенка и только после этого его корректировать.

Слайд 8

Классификация проявлений агрессии Направленность агрессии: на животный , предметный мир, на другого, на себя ( аутоагрессия ). Наблюдаемость / ненаблюдаемость : - скрытое, - открытое проявление агрессии. Временные признаки: частота и длительность проявлений агрессии. Простанственные признаки: в семье, школе, на улице и пр. По особенностям психических действий : - физическая , - вербальная ; - в агрессивных мыслях, - чувствах и пр. По социальной опасности агрессивных действий: - девиантные ( нарушение прав других лиц без юр.ответ.); - делинквентные (с юридической ответст .)

Слайд 9

Классификация агрессии (по О. В. Хухлаевой ): 1. Защитная агрессивность. 2. Деструктивная агрессивность (противоречивое поведение). 3. Демонстративная агрессия (поведение неадекватное ситуации, преимущественно вербальная агрессия, лживость, воровство). Причины? Почему ребенок демонстрирует именно этот вид агрессии?

Слайд 10

В сех агрессивных детей объединяет одно общее свойство – невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого, ощущение собственной малоценности . Почему? (вопрос для обсуждения)

Слайд 11

Коррекция агрессивности Стратегия на стимуляцию гуманных чувств. Стратегия на осознание. Стратегия ориентации на состояние. Стратегия на отреагирование . Моделирование (провокация) и преодоление. Стратегия на перелючение . Стратегия на положительное подключение, похвалу. Стратегия на игнорирование. Стимуляция положительных эмоций. Стимуляция чувства юмора. Стимуляция телесного контакта.

Слайд 12

Поняв причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что уровень агрессивности ребенка снизится. Практикум (работа по подгруппам) Причина Методы коррекции 1. Недостаток двигательной активности, физической нагрузки - соответствие продолжительности прогулок сан. нормам; - организация п одвижных игры во время прогулки с привлечением всех детей; - спортивные эстафеты во вторую половину дня или при невозможности прогулки; - малоподвижные игры; - «минутки непослушания» (песочные часы); - физминутки во время СООД. Игра ««Маленькое привидение»

Слайд 13

Причина Методы коррекции 2. Дефицит родительского внимания, неудовлетворенная потребность в родительской любви и принятии. 3. Повышенная тревожность (комплекс несоответствия) - налаживание эмоционального контакта с ребенком; - работа с родителями (отмечаем положительные стороны ребенка); - привлечение родителей к проектной деятельности (но задания: ребенок + родители); - телесный контакт, «поглаживания»; - игры на телесный контакт; - релаксационные этюды; - игры способствующие повышению самоценности ребенка. Игра «Волны» Игра « Похваляшки » Игра «Липучка»: «Я — липучка — приставучка , я хочу тебя поймать».

Слайд 14

Причина Методы коррекции 4. Усвоение эталонов агрессивного поведения в семье - налаживание эмоционального контакта с ребенком; - работа с родителями ; - «поглаживания»; - игры на телесный контакт; - игры на напряжение / расслабление; - упражнения и игры на выход агрессии; - физические силовые упражнения; - игры способствующие повышению самоценности ребенка; - введение правил жизни группы со зрительным подкреплением; - игры с правилами; - установить четкий запрет на агрессивное поведение, напоминать о нем (вспоминаем правила группы); - чтение с последующим обсуждением чувств героев, причин поведения (осознание отрицательных черт характера); - направление родителей к психологу. Игра «Непослушные мячики» Упражнение «Сердитые кулачки»

Слайд 15

Причина Методы коррекции 5. С тимулируемая агрессивность, в том числе и косвенная (СМИ, игрушки) - препятствовать появлению в группе таких игрушек – ЗАПРЕТ!!! ; - работа с родителями (активные методы) ; - введение правил жизни группы со зрительным подкреплением: - чтение с последующим обсуждением чувств героев, причин поведения; - проигрывать и обсуждать сюжеты положительных мультфильмов, сказок, рассказов; - доводить до сведения родителей список полезной литературы для детей данного возраста; - давать варианты и образцы миролюбивых способов общения (обыгрывать с помощью пальчиковых и др. кукол); - перевод драк в конструктивное русло (игры в пиратов, похитителей сокровищ…); - направление родителей к психологу. Игра «Серебряное копытце» (Павлова Я. А.) Цель: снятие излишнего мышечного напряжения, сплочение детей.

Слайд 16

Причина Методы коррекции 6. Непопулярность ребенка в детском социуме - налаживание эмоционального контакта с ребенком; - работа с родителями по поводу внешнего вида (индивидуальные формы) ; - повышение ценности ребенка в глазах детей: ! ответственные поручения, ! похвала значимых взрослых, ! поручение на двоих с последующей положительной оценкой деятельности, ! организация игровой деятельности взрослым с привлечением непопулярного ребенка, ! помочь раскрыть ребенку сильные стороны (организация персональной выставки, участие в проектной деятельности), ! при детях отзывать о ребенке только положительно ! Игра «Комплимент Ягуше »

Слайд 17

Ребенок с выраженными проявлениями патологии ЦНС плохо управляет собой и не может оптимально контролировать свои действия: а) сначала делает, а потом думает; б) не может правильно оценить ситуацию и ее последствия; в) свойственна инфантильность; г) часто попадается на глаза взрослым , в то время как другие участники неблаговидных действий остаются незамеченными (!!!) ; д ) часто неадекватно реагирует на внешние раздражители: не то сказали, задели, карандаш с парты уронили, воспринимает как злонамеренность, желание оскорбить, обидеть. При этом ответные меры, принимаемые им, часто не соответствуют словам или действиям «обидчика »: — наступили на ногу — а в ответ камнем разбил голову; — назвали дураком — поставил синяк под глазом; е) все, что происходит вокруг (и на самом деле не имеет к ребенку никакого отношения ), привлекает его внимание и «задевает» его. Таким образом постоянно оказывается в гуще событий, проявляя при этом свойственные ему неумение общаться, несдержанность.

Слайд 18

При взаимодействии с ребенком имеющим выраженные проявления патологии ЦНС специалисты советуют … P . S .: Дети не автоматы! Методика нервно-мышечной релаксации « Г и м н а с т и к а п о Д ж е к о б с о ну» Картотека игр Рефлексия: заполнение отзывов Прощание «Пожелание дня» Мультфильм «Агрессия»

Слайд 19

Литература Козлова С.А. Анализ причин проявления агрессивности у современных дошкольников. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Агрессивные дети. Иванова М. О детской агрессивности. Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивнось .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Ребенок с ОВЗ в ДОУ: особые образовательные потребности и особые образовательные условия» Подготовила: учитель-логопед О. В. Мельникова Новосибирск, 2017

Слайд 2

Дети с ОВЗ - ….

Слайд 3

«дети с проблемами» «дети с особыми нуждами» «нетипичные дети» «дети с трудностями в обучении» «аномальные дети» «исключительные дети»

Слайд 4

Дети с ОВЗ - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания , то есть это дети - инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.

Слайд 5

Дети с ОВЗ (по классификации В. А. Лапшина и Б. П. Пузанова ) дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); дети с нарушением речи (логопаты); дети с нарушением опорно-двигательного аппарата ; дети с ЗПР ; дети с нарушением поведения и общения; дети с УО; дети с комплексными нарушениями психофизического развития (сложными дефектами: слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Слайд 6

Специальные условия . Какие?

Слайд 7

Специальные условия : технологии, способы, методы, программы, учебники, пособия, мотивирующая среда и другие средства .

Слайд 8

Особые образовательные потребности. Я нуждаюсь …

Слайд 9

ООП обучающихся с ОВЗ: 1 группа — ОП, связанные с особой организацией образовательного процесса ; 2 группа — ОП, связанные с адаптацией содержания основной образовательной программы ДОУ; 3 группа — ОП, связанные с адаптацией способов подачи учебного материала ; 4 группа — ОП, связанные с преодолением трудностей в социализации и адаптации .

Слайд 10

1 группа . ОП, связанные с особой организацией образовательного процесса: а) компетентность специалистов; б) индивидуализация образовательного маршрута, комплексное психолого-педагогическое сопровождение ; в) адаптация образовательной среды (мотивирующая среда) (например, при РДА: создание четко организованного и упорядоченного пространства, визуальной временной структуры всего пребывания ребенка в ДОУ, мотивирующей комфортной среды).

Слайд 11

Создание мотивирующей среды включает: а) эмоциональный контакт с педагогом; б) толерантное, доброжелательное отношение со стороны всех участников образовательного процесса; в) предупреждение и избегание ситуаций, вызывающих сенсорную перегрузку ребенка; г) использование в процессе обучения дидактических и учебных материалов, видов деятельности, к которым ребенок испытывает интерес; д ) дополнительное поощрение и подкрепление; е) пролонгированный адаптационный период.

Слайд 12

В адаптационный период для ребенка с РАС: а) регулярный, но гибкий график посещения ДОУ ( препятствующий его сенсорной перегрузке, вызванной усталостью, пресыщением, перевозбуждением и чрезмерной тревогой); б) помощь тьютора : - помощь в организации деятельности ребенка в соответствии с распорядком дня, - психологическая поддержка, - предупреждение сенсорной перегрузки, - помощь в социально-бытовых и коммуникативных ситуациях . По мере завершения адаптационного периода помощь тьютора минимизируют для достижения максимальной самостоятельности ребенка. Основная задача адаптационного периода - привыкание и принятие ребенком с РАС посещения ДОУ.

Слайд 13

Потребность в комплексном психолого-педагогическом сопровождении при освоении АОП Учитывая характер ООП воспитанника, трудности освоения ООП ДОУ, проблемы социальной адаптации, им оказывается комплексная помощь специалистов психолого-педагогического сопровождения (воспитатель, педагог - психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, тьютор ). Потребность в согласовании действий педагогов и родителей ( ПМПк )

Слайд 14

2 группа . ОП, связанные с адаптацией содержания ООП ДОУ а) индивидуализация содержания; б) !!! формирование социальных (жизненных) компетенций (коммуникации, социальное взаимодействие, социально-бытовые навыки, усвоение социальных норм поведения и т. д.)

Слайд 15

3 группа. ОП, связанные с адаптацией способов подачи учебного материала а) потребность в упрощенных способах подачи учебного материала ( трудности переработки слухоречевой информации, понимания абстрактных понятий …). Необходимо адаптировать способы объяснения: использовать упрощенную речь и дополнительные наглядные средства.

Слайд 16

б) потребность в упрощении инструкции (обработка и выполнение длинных многоступенчатых инструкций может вызывать серьезные трудности у этих детей). Способы упрощения инструкции: - наглядная демонстрация действия; - разбивка на части, - замена вербальных инструкций пиктограммами. в) потребность в дополнительной визуальной поддержке .

Слайд 17

г) потребность в устранении двойных требований (слушай и аккуратно пиши т.д.). Выбрать – что приоритетно в данной ситуации. д ) потребность в дроблении учебных задач на отдельные последовательные шаги. Дозированная подача и деление на более мелкие последовательные шаги.

Слайд 18

4 группа . ОП, связанные с преодолением трудностей в развитии, социализации и адаптации - выработка социально приемлемого поведения; - формирование навыков социального взаимодействия, поддержка и развитие коммуникации; - формирование социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания; - накопление и расширение социального опыта; - расширение представлений о социальных явлениях, событиях и ситуациях, о себе и своём окружении; - формирование представлений об эмоциях, способах их выражения, причинах. коррекционная работа специалистов ДОУ в ходе психолого-педагогического сопровождения и воспитателей по рекомендациям специалистов.

Слайд 19

ИОМ для детей с ОВЗ включает: 1. Введение (общие сведения о ребенке, причина составления ИОМ, цель, задачи). 2. Диагностические данные на ребенка. 3. Коррекционно-развивающий блок. 4. Результаты динамических наблюдений. 5. Работа с родителями (система мер, способствующая включению родителей (законных представителей ребёнка ), рекомендации).

Слайд 20

Индивидуальная программа развития: - направлена на оказание помощи ребёнку с ОВЗ в том числе и инвалидов в освоении примерной образовательной программы дошкольного образования, реализуемой в ДОУ; - ориентирована на индивидуализацию образования и предоставление ребёнку с ОВЗ равных стартовых возможностей для обучения в образовательном учреждении.

Слайд 21

Структура ИПР общие сведения о ребёнке; М-п-п характеристика с заключением педагогов и специалистов ПМПк ДОУ и (при наличии) ТПМПК; коррекционно-развивающий маршрут (план); предполагаемые результаты; возможные риски и сбои при реализации ИПР; характеристика команды специалистов ; пояснительная записка (условия и особенности организации психолого-медико-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ и ООП); планирование деятельности по реализации ИПР; промежуточные и итоговые результаты .

Слайд 22

ИОИ (конструктор по Боряевой ) ФИ ребенка Психологическое сопровождение Программа занятий (название и цель) Рекомендации для воспитателей и других специалистов Логопедическое сопровождение Направления работы (расписывает учитель-логопед по плану, кратко) Рекомендации для воспитателей Педагогическое сопровождение Индивидуальная работа воспитателя (включается в план работы) с ребенком, направленная на преодоление проблем) Включение в дополнительное обучение (кружки, спортивные секции, в соответствии с индивидуальными особенностями детей) Медицинское сопровождение Основные направления работы Рекомендации для учителей и педагогов Социальное сопровождение Направления работы, связанные с оформлением различных документов, справок и др. (социальный педагог) Работа, направленная на социализацию личности (воспитатель, специалисты)

Слайд 23

Дорогу осилит идущий ...