Автоматизация, дифференциация звуков

Мельникова Оксана Викторовна

Дополнительный материал для организации занятий в условиях семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Запасайтесь нитками, вилками, скалками, крахмалом… Творите, обсуждайте, придумывайте невероятные, сказочные, интересные истории. https://i.mycdn.me/image?id=870246920246&t=0&plc=WEB&tkn=*c3SM3ycmL96wXnTh5yUff36Qg3A

         Итак, несколько идей….

Ниточный мир

Вы пробовали рисовать нитками? Если нет, то срочно ищите дома цветные нитки! Возьмите лист бумаги, нарисуйте на нём контуры предмета и предложите ребёнку выложить («закрасить») предмет нитками. Нитки хорошо клеятся на клей ПВА. Это и творчество, и мелкая моторика в одном флаконе.

Раскатайте… радугу

Если для такого рисования ребёнок ещё мал, то возьмите скалку, обмотайте её нитками, налейте на скалку красок и рисуйте, катая скалку по листу бумаги. Это легко! Это весело! Это необычно!

Цветные гонки

Думаете, весело и размашисто рисовать можно только скалкой? А вот и нет! Обмакните в краску колёса машинок вашего ребёнка и катайте их по листу ватмана. Чем больше лист ватмана — тем веселее!

Необычное эскимо

А льдом вы пробовали рисовать? Возьмите формочки для заморозки, наполните их водой напополам с краской, вставьте в воду палочки от мороженого (или просто палочки) — и заморозьте. Когда ваши «краски» замёрзнут, доставайте и рисуйте!

Ветер волосы… разбрызгал

А трубочками рисовали?

Это не только весело, но и тренирует дыхательную систему. Нарисуйте рожицу на листе бумаги. Капните рожице на голову краску, предложите ребёнку дуть на пятно с краской через коктейльную  трубочку. Струйки краски потекут в разные стороны, а у рожиц образуются необычные причёски.

Смять-погладить, разбрызгать — высушить

Вот ещё один необычный способ рисования. Возьмите лист бумаги и сомните его. Потом распрямите и прогладьте утюгом (это лучше делать самим, а ребёнку можно дать возможность погладить только если вы контролируете, чтобы он не обжёгся). В пульверизатор наливаем воду и подкрашиваем её краской или пищевыми красителями. Разбрызгивайте цветную воду на наш лист бумаги и ждите, когда краска высохнет.

Где твоя вилка, художник?

А теперь рисуем на крахмале. Как? Смешайте воду с крахмалом, чтобы она стала белой. Наберите в пипетку краску и капайте на наш раствор. Тоненькой палочкой или вилкой начните чертить линии сквозь капельку краски. Линии краски расплываются в разные стороны, приобретая причудливые формы. Это очень красиво.

Платья из лепестков

Попробуем порисовать с помощью цветов? Нарисуйте куколку (принцессу, феечку, бабочку и т.д.) и предложите ребёнку украсить её лепестками цветов, или травинками, или листками. Сразу скажу: срывать цветы не обязательно. Просто соберите лепестки, которые сами упали. Они ещё свежие и вполне годятся для такого творчества.

На земле, как на холсте

Идеи для творчества можно найти не только под рукой, но и прямо на земле, практически под ногами. Соберите природный материал: шишки для поделок, камни, веточки, листики и т.д. И попробуйте выложить из них картину прямо на траве.

Необычные идеи для творчества часто лежат на поверхности, главное — начать их искать.

Увлекательных вам игр, весёлого творчества и ярких идей!

https://i.mycdn.me/image?id=870246924342&t=3&plc=WEB&tkn=*I-SFO6-X3BGnWOj5q_f-OK8NQ2E

          Успехов!!!

       МКДОУ д\с №414 «Чебурашка»

https://i.mycdn.me/image?id=870246917430&t=0&plc=WEB&tkn=*OxfXBqQ8KdESP-TlTAxA1Jx_KG4

«Необычные идеи для творчества и развития ребёнка»

(консультация для родителей)

Подготовила: учитель-логопед

О. В. Мельникова

Новосибирск, 2018 г.



Предварительный просмотр:

ББК 74.3 С72

С72

Спивак, Е.Н.

Звуки С, Сь, 3, Зь, Ц. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет / Е.Н. Спивак. -М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009. - 40 с.

ISBN 978-5-296-01035-3

В данном пособии предлагается практический материал по автоматизации и дифференциации свистящих звуков С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Материал пособия подобран с учетом произносительных возможностей детей, максимально наполнен автоматизируемыми звуками и расположен в порядке усложнения («от простого к сложному»).

Данное пособие адресовано логопедам, воспитателям логопедических групп и родителям детей с речевыми нарушениями.

ББК 74.3

Издатель - А.П. Казаков Редактор   Н.Е. Арбекова Корректор - В.В. Шапошникова Оригинал-макет - Н.М. Кудрякова

ООО «Издательство ГНОМ и Д» Тел.: 8-926-215-10-05, 8-925-046-44-46 Эл. почта: gnomJogoped(amewmail.ru

Подписано в печать 25.08.2009. Печать офсетная. Объем 2,5 п.л. Формат 60x90/16. Тираж 1000 экз. Заказ № 387/09

Отпечатано в соответствии с качеством предоставленного оригинал-макета в ООО «Вторая типография». 129085, Москва, пр-т Мира, д. 105. Тел./факс: (495) 682-93-96.

ISBN 978-5-296-01035-3

©Спивак Е.Н.,2007

 Оформление. ООО . Издательство ГНОМ и Д .. 2009 в ЗАО «МЦФЭР», 2009

ВВЕДЕНИЕ

Устранение недостатков звукопроизношения у детей - одна из основных задач логопеда ДОУ. Для того чтобы повысить речевую активность ребенка и сделать его речь понятной окружающим, логопед должен устранить искажения, пропуски, замены и недостаточную дифференциацию звуков родного языка.

В данном пособии представлен речевой материал по автоматизации и дифференциации свистящих звуков С, Сь, 3, Зь, Ц у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий. При составлении данного пособия учитывались особенности детей с ОНР: нарушение произношения большого количества звуков из разных групп (свистящие, шипящие, сонорные звуки), искажение слоговой структуры слова, бедный словарный запас.

Материал пособия подобран с учетом произносительных возможностей детей, максимально наполнен автоматизируемыми звуками и расположен в порядке усложнения («от простого к сложному»). Речевой материал на автоматизацию звуков С, Сь, 3, Зь, Ц представлен в следующем порядке:

- произнесение изолированного звука;

- автоматизация звуков в слогах (прямых, обратных, слогах, где автоматизируемый звук находится между гласными, прямых и обратных слогах со стечением согласных);

- автоматизация звука в словах (с отрабатываемым звуком в начале, середине и конце слова; имеющих несколько автоматизируемых звуков в разных частях слова);

- автоматизация звука в словосочетаниях;

- автоматизация звука в предложениях, пословицах и поговорках;

- автоматизация звука в загадках и стихах;

- автоматизация звука в рассказах и сказках;

- автоматизация звука в скороговорках.

Лексический материал на дифференциацию звуков С-СЬ, 3-ЗЬ, С-3, СЬ-ЗЬ, С-Ц предлагается в аналогичном порядке.

Пособие позволит провести эффективную коррекционную работу по закреплению свистящих звуков С, Сь, 3, Зь, Ц в речи.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА С

1. Спой «песенку насоса». Произнеси звук С длительно на одном выдохе: с-с-с...

2. Повтори прямые слоги со ззвуком С: са-со-су-сы.

3. Повтори обратные слоги со звуком С. ас-ос-ус-ыс-ис-ес-ес-юс-яс.

4. Повтори слоги, где звук С находится между гласными.

аса-асо-асу-асы
уса-усо-усу-усы

оса-осо-осу-осы
ыса-ысо-ысу-ысы

5. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

ста-сто-сту-сты

спа-спо-спу-спы
сма-смо-сму-смы
ска-ско-ску-скы
сна-сно-сну-сны
сва-сво-сву-свы

6. повтори обратные слоги со стечение согласных

аст-ост-уст-ыст-ист-ест-ёст-юст-яст

аск-оск-уск-ыск-иск-еск-ёск-юск-яск

асп-осп-усп-ысп-исп-есп-ёсп-юсп-ясп

асм-осм-усм-ысм-исм-есм-ёсм-юсм-ясм

асв-осв-усв-ысв-исв-есв-ёсв-юсв-ясв

7. Повтори слова, где звук С находится в начале слова

Са: сад, сани, сатин, самокат, сайка, сам, Саня, сапоги сауна, сабо, садок, Савва; событие, совёнок, совок, совет, сова, софа.

Со: сок, сон, сом, соя, сода, Софья, Соня, сопка, сотня, сойка соты, сонный.

Су: суп, сумка, суббота, судно, сукно, сундук, сухо, суета,

сутки, сухой, суматоха, субботник. Сы: сын, сыт, сынок, сыпать.

Стечение согласных: сваи, свобода, свой, свод, скамейка, скакать, скат, скоба, скобка, скука, смотать, снова, сноп, сны, спать, спокойно, спутник, спутать, спугнуть, стая, стакан, станок, стадо, ставни, ставить, стать, стадион, стог, сто, стук, ступенька, ступа, студить, студент, стынуть.

8. Повтори слова, где звук С находится в середине слова.

Са: оса, коса, писать, кусать, посадка, гусак, Анфиса.

Ас: паста, пастух, настанет, каскад, каска, маска, опасно.

Со: песок, кусок, осока, носок, босой, высокий, поясок.

Ос: пост, воск, мост, киоск, хвост.

Су: несу, пасу, посуда.

Ус: куст, пусто, капуста, август, фокусник.

Ис: писк, миска, диск, аист, аистёнок, пианист, танкист.

Сы: косынка, посыпать, весы, бусы, гусыня.

Ыс: выступ, выставка.

Ес: место, тесто, тесно, теснота, весна.

Юс: бюст.

Яс: ясный.

9. Повтори слова, где звук С находится в конце слова. Ас: квас, бас, нас, погас, ананас.

Ос: нос, покос, поднос, кокос.

Ус: вкус, кактус, укус, фокус, автобус, фикус, минус. Ыс: мыс, кумыс. Ис: Денис.

Ёс: пёс, овёс, утёс, унёс. Ес: навес. Яс: пояс.

10. Повтори слова с двумя звуками С.

Стас, соска, сосна, уксус, насос, соус, Сусанна, Самсон, космос, саксофон, сосуд, стамеска.

11. Повтори словосочетания.

вкусный суп
навесной мост
мамины бусы

усатый сом
сосновый сук
мягкий воск

высокая сосна
сухая косынка
высокий утёс

сонная киска
искусный фокусник
сафьяновые сапоги
тенистый сад
пустой автобус
автобусная остановка

медовые соты
опасный выступ
пустая миска
ананасовый сок
сытный студень
тонкое сукно

ясный день
сдобное тесто
густой сок
сатиновый пояс
мясной соус
пустая комната

12. Повтори предложения.

Три слова: В саду осы. У сома усы. Сын ест суп. Пастух пас стадо. Денис пьёт кумыс. Сын моет посуду. Саня моет посуду.

Четыре слова: В саду много ос. Соня сама ест суп. Анфиса пьёт вкусный сок. На мосту стоит автобус. Пёс ест кусок мяса. Савва готовит суп киске. У сада высокий мост. Скамейка стоит в саду. Дениска сам надевает сапоги.

Пять слов: В саду стоит высокая сосна. Под сосной стоит собака Сойка. У Сони коса до пояса. Соня ставит сумку на скамейку. У Сани санки едут сами. На сосновом суку два совёнка. Стас и Соня идут в сад. У высокой сосны навесной мост. По мосту едет пустой автобус. Анфиса сама готовит вкусный обед.

Шесть слов: В субботу Стас идёт в сад. Мама готовит вкусный суп с капустой.

Семь слов: У Сани в сумке ананас и капуста. У Саввы фикус, а у Сони кактус. Соня и Саня идут на выставку собак. Денис ставит свой самокат у скамейки.

Семь слов: У Сани в банке сом с усами.

Восемь слов: У нас в саду кусты и высокие сосны.

13. Повтори пословицы, и поговорки.

Не гони коня кнутом, гони коня овсом.

В тесноте, да не в обиде.

14. Повтори и отгадай загадки.

Куда нос, туда и хвост. (Иголка)

Мету, мету - не вымету,
Несу, несу - не вынесу.
(Тень)

Идут, идут,

А с места не сойдут. (Часы)

15. Повтори, стихи и чистоговорки.

Я несу суп-суп!
А кому?
Псу-псу!
А. Шибаев

Киска, киска, где твоя миска?
Ест киска суп из миски:
Сыта киска - пуста миска.

Ас-ас-ас - у нас дома квас,
ас-ас-ас - у нас дома ананас,
ос-ос-ос - в саду много ос,
ус-ус-ус - у Сони кактус,
ус-ус-ус - у Сани новый автобус,
ыс-ыс-ыс - Денис пьёт кумыс.
Е. Спивак

Сту-сту-сту, сту-сту-сту,
Едет Савва по мосту.
Сты-сты-сты, сты-сты-сты,
Тут высокие мосты.
А. Хмелёва

В саду сани Стаса, Вани.
На санях Стае
Катает нас.
А. Хмелёва

Вот носы, носы,
Вот усы, усы,
Вот хвосты, хвосты,
Вот и сами коты.
Е. Спивак

Су-су-су, су-су-су,
Гусака в тени пасу.
Су-су-су, су-су-су,
Гусаку овёс несу.
Са-са-са, са-са-са,
Пуста миска - нет овса.
А. Хмелёва

Су-су-су, су-су-су,
Сумку я домой несу.
Су-су-су, су-су-су,
Стасу сок домой несу.
А. Хмелёва

16. Послушай рассказ. Назови слова со звуком С. Перескажи рассказ.

Самокат

Е.Спивак

У Сани новый самокат. Саня думает: «Стану ногой на самокат, самокат и покатит меня. На то он и самокат!» Ставит Саня ногу на самокат, а самокат ни с места, никуда Саню не катит.

Едет мимо Сани Денис на своём самокате. «Ага, вот как надо ехать!» - думает Саня. И понёсся Саня на своём самокате в тенистый сад.

17. Повтори скороговорки.

Без пастуха не стадо.     У Сысоя усы до пояса. Сани у Сани едут сами.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА СЬ

1. Спой «песенку водички». Произнеси звук Сь с улыбкой длительно, на одном выдохе: сь-сь-сь...

2. Повтори прямые слоги:

си-се-сё-сю-ся.

3. Повтори обратные слоги:

 ась-ось-усь-ысь-ись-есь-ёсь-юсь-ясь.

4. Повтори слоги, где звук Сь находится между гласными.

аси-асе-асе-асю-ася
уси-усе-усе-усю-уся
иси-исе-исё-исю-ися

оси-осе-осе-осю-ося
ыси-ысе-ысё-ысю-ыся

5. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

сти-сте-стё-стю-стя

спи-спе-спё-спю-спя

сми-сме-смё-смю-смя

ски-ске-скё-скю-скя
сни-сне-снё-сню-сня
сви-све-свё-свю-свя

6. Повтори слова, где звук Сь находится в начале слова. Си: Сима, Симона, синий, сидит, сито, сифон, синька, синяк, сияние, сидение, симфония, сиять, синева, синеть.

Се: сено, семь, семья, семя, сев, Сеня, Сева, сеть, сети, сеют, сени, сетка, семена, седой, сегодня, секунда, сеять, семейка.

Сё: Сёма, сёмга. Сю: сюита, сюда. Ся: сядь, там-сям.

Стечение согласных: стихи, спина, спит, снимок, свинья, свинка, свинина, свиновод, свита, стена, стенка, стекать, Степан, степь, снег, снеговик, снегопад, смех, смена, сметана, свет, Света, светить, схема, снять.

7. Повтори слова, где звук Сь находится в середине слова Ась: Васька.

Ось: авоська, моська, восьмой.

Си: такси, осина, осинка, оси, носик, носить, гуси, косить, Максим, подосиновик, пёсик, усики, босиком, Осип, бусина, бусинка.

Ись: письмо.

Се: осень, восемь, ясень, песенка, песенник, Васенька, насекомое, беседка, наседка, кассета, непоседа, кисея, кисет, бассейн, висеть.

Есь: тесьма.

Сё: всё, тесёмка.

Сю: всюду.

Ся: Ася, Вася, гусята, Тося, косяк, овсянка, десять, дедуся, бабуся, десяток, носят, косят, месят.

8. Повтори слова, где звук Сь находится в конце слова. Ось: ось, авось.

Усь: гусь.

Ысь: высь.

Ись: надпись, подпись, нагнись. Есь: весь.

Юсь: боюсь, моюсь, умываюсь, одеваюсь, поднимаюсь.

9. Повтори слова с двумя звуками Сь.

Сесть, семьдесят, сюсюкать, снести, смесь, смеюсь, свистеть.

10. Повтори словосочетания.

гусиная семья
восьмой дом
синяя тесёмка
смятая ткань
новый костюм

синий кисет
тонкая осинка
седой дедуся
осиновая беседка
синяя бусина

осенний день
весенний сев
степные гуси
семь вагонов
гусиный косяк

11. Повтори пословицу.

Кабы этот смех - да на всех.

12. Повтори предложения.

Три слова. Ася моет сито. Максим сеет семена. Пёсик ест сосиски. У гуся гусята. Вася пасёт гусей. Сеня несёт письмо. У осины подосиновик. Сева поёт песенку. Свинки едят овсянку. Максим ходит босиком.

Четыре слова: Сеня свистит в свисток. Вася едет в автобусе. Свинка спит на сене. У бабуси десять гусей.

У Аси мамины кассеты. Гусята сидят на сене. На Васиной кассете надпись. Света светит на стену. Котик Васенька катает бусинки. Сито висит на стене. У Се-ниного котика усики. У дедуси синий кисет. Моська сидит на снегу. В пакете семь сосисок. Бабуся сидит под осиной.

Пять слов. На осине сидит кот Васька. Сегодня Сева идёт в гости. У Асиного окна тонкая осинка. Кот Вася идёт по снегу. Ася несёт домой осенний букет. Моя семья сидит в беседке.

Шесть слов. В сетях у Семёна много сёмги. Ася и Тося едут в такси. Наседка сидит в сенях у стены. У седого деда Семёна много семян.

Семь слов. Сосед Вася ходит в гости к Максиму.

13. Повтори, и отгадай загадки.

Висит сито, да не нами свито. (Паутина)

Всех оденет, а себя - никогда. (Игла)

Кто на себе дом носит? (Улитка)

У кого дом на спине? (Улитка)

Кто ходит в костяном костюме? (Черепаха)

Не пух, не мех, а оденет всех. (Хлопок)

Идут, идут, а всё тут да тут. (Часы)

14. Повтори стихи и чистоговорки.

Мои дедуся и бабуся
У осины пасут гуся.
А. Хмелёва

Ася сеет семена,
Вся семья иди сюда!
Е. Спивак

- Пёсик! Носик у тебя,
Будто пуговка моя.
А. Хмелёва

У бабуси и дедуси

В сенях гуси, гуси, гуси.

А. Хмелёва

Семь котят, семь котят
Под осиною сидят.
Под осиною сидят
Семь бабусиных котят.
А. Хмелёва

Васенька

Непоседа Васенька
Не сидит на месте,
Непоседа Васенька
Всюду с нами вместе.
Есть усы у Васеньки,
На усах сединки,
Хвост дугой у Васеньки
И пятно на спинке.
Л. Успенская, М. Успенский

Си-си-си, си-си-си,
Сено в сени к нам неси.
Ся-ся-ся, ся-ся-ся,
У осинки два гуся.
Усь-усь-усь, усь-усь-усь,
Два гусёнка, один гусь.
Есь-есь-есь, есь-есь-есь,
Тает снег весною весь.
Юсь-юсь-юсь, юсь-юсь-юсь,
Темноты я не боюсь.

Разговор

Гуси,гуси,
Га-га-га!
Пить хотите?
Да-да-да.

- Гуси, гуси,
Вот вода.

- Га-га-га!

- Га-га-га!

- Гуси, гуси!

- Га-га-га.

- Есть у вас еда, вода?
А в ответ мне гуси:
-Да!

Есть у нас еда, вода,
Есть у нас гусята.

- Много их?

- Десяток!

15. Послушай рассказы. Назови слова со звуком, Сь. Перескажи рассказ.

Гуси

Е.Спивак

Гусь и гусята сидят в сенях. Ася несёт им сено. - Сидите, гуси, на сене!

Гусята

А. Хмелёва

У моей бабуси гусыня и десять гусят. Гусятам всего восемь дней. А они такие непоседы! Не сидят в сенях на сене. То увидят какое-то насекомое и бегут туда. То бегут в будку к пёсику, то к свинке.

А сегодня один гусёнок посидит, посидит на спине у мамы-гусыни, съедет вниз, побегает, побегает и опять к маме на спину.

Вот такие у бабуси гусята!

Пёсик-хвастун

А. Хмелёва

Сидят под осиною пёсик и гусёнок. Пёсик гусёнку:

- У меня есть носик, как пуговка. А у тебя?

- У меня не носик, а клюв.

- А у тебя есть усики?

- Нет у меня усиков.

- А у меня и усики, и хвостик, и спинка в сединках. И бегаю я босиком по воде.

А гусёнок - в воду и уплыл от хвастуна.

16. Повтори скороговорки.

Не все песни о степи спеты.
Всем бы вместе сесть и поесть.
Осенью у Сени сени в сене.

Побеседуй с соседом -
Седым домоседом.

Седой Семён Семёнов
Семёну даёт сена тонну.
А. Хмелёва

Осень, осень, осень
У осин и сосен,
У осин и сосен
Осень, осень, осень.
А. Хмелёва

Сено Сене Костя косит,
В сени сено Сеня носит.

Сегодня днём письмо несём,
Я и Сеня от деда Сени.
Е.Спивак

Купит дедуся бабусе
Гусыню и гуся.
А. Хмелёва

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА 3

1. Спой «песенку комара». Произнеси звук 3 длительно на одном выдохе: з-з-з...

2. Повтори прямые слоги: за-зо-зу-зы.

3. Повтори обратные слоги: аз-оз-уз-ыз-из-ез-ёз-юз-яз*.

4. Повтори слоги, где звук 3 находится между гласными.

аза-азо-азу-азы
уза-узо-узу-узы
оза-озо-озу-озы
ыза-ызо-ызу-ызы

5. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

зна-зно-зну-зны
зва-зво-зву-звы
зма-змо-зму-змы
зда-здо-зду-зды

6. Повтори слова, где звук 3 находится в начале слова.

За: запад, зайка, замок, завод, забава, забота, закон, загадка, закат, задание, занятие, заехать, заохать, захотеть, запах, загон, забег, забияка, забыть, запонка, зато, забегать, забодать, заветный, завиток, завыть, загадать, загнать, заготовить, заготовка, задавака, задумать, задуть, заинька, зайти, закопать, закидать, закинуть, закипеть, закуток, запев, затея, затянуть.

Зо: Зоя, зонт, зонтик.

Зу: зубы, зуб, зубок, зубной, зубатка.

Зы: зыбкий.

Стечение согласных: знать, знак, звать, звонок, звук, знамя, званый, звон, звонить, звонкий, знакомый, знаток, зной, знакомить.

7. Повтори слова, где звук 3 находится в середине слова. За: Ваза, база, коза, егоза, назад, мозаика, мимоза, фазан, незабудки, наказать, мазать, показать, указать, медуза, казак, указание.

Аз: азбука, название, назвать. Зо: бизон, возок. Оз: воздух.

Зу: везу, внизу, мазут.

Зы: называть, язык, возы, тазы, козы, вазы, музыкант, музыка.

Из: изба, избыток, изгиб, издание, измять, изнанка. Стечение согласных: взмах, вздох.

8. Повтори слова с двумя звуками 3.

Завязать, зазвонить, зазнайка, зазывать, замазать, заноза, изъездить.

9. Повтори словосочетания.

новый зонт
забавный зайка
новые тазы
знакомая музыка
знакомый музыкант

знойный день
звонкий звонок
званый обед
забавный котёнок

заводная коза
Зоина затея
тёмный закуток
зубная нить

10. Повтори предложения.

Три слова. У Зои коза. У Зои зонт. Зоя покупает азбуку. Зоя загадывает загадки. Зоин папа - музыкант.

Четыре слова. Зоя знает много загадок. Зоя опаздывает на занятия. Зоя показывает азбуку зайке. Зонного зайку зовут Зазнайка, Мама даёт Зое новый зонтик.

Пять слов. Фазаны пьют воду из таза. Тётя Зоя звонит в звонок. Зоя под зонтом пасёт козу. На возу везут много замков. У тёти Зои нет зонта. Зоин зайка забияка и зазнайка. В вазах мимозы и незабудки.

Шесть слов. У замка много незабудок и мимоз. Мама загадывает Зое загадку о зайке.

11. Повтори и отгадай загадки.

Ходит, ходит, а в избу не заходит. (Дверь)

По сеням ходит, а в избу не идёт. (Дверь)

Ты за ней - она от тебя,

Ты от неё - она за тобой. (Тень)

Языка не имеет, а у кого побывает Тот много зияет. (Галета)

12. Повтори, стихи и чистоговорки.

Две козы и два бизона
Потоптали все газоны.
Е. Алифанова, Н. Егорова

Идет коза, коза-егоза,
За-за-за, за-за-за.
Зайка идет вместе с козой,
Зой-зой-зой, зой-зой-зой.
Зоя ведет зайку, козу,
Зу-зу-зу, зу-зу-зу.
А. Хмелёва

В избе зайка -
Забияка и зазнайка.
А. Хмелёва

За-за-за, за-за-за,
Идёт Зоина коза.
Зы-зы-зы, зы-зы-зы,
Завиток у той козы.
Зу-зу-зу, зу-зу-зу,
Напою водой козу.
За-за-за, за-за-за,
У избы в тени коза.
А. Хмелёва

13. Послушай рассказы. Назови слова со звуком 3. Перескажи рассказы.

Звонок

А. Хмелёва

Звенит звонкий звонок. Он зовёт Зою на занятие. У Зои азбука. Она знает много букв.

Заботливая хозяйка

А. Хмелёва

У Зои в загоне коза. Зовут козу Егоза. Зоя заботится о козе. У козы всегда в тазу вода. В знойный день Зоя пасёт козу под зонтом.

14. Повтори скороговорки*.

В загоне бизоны,
И козы в загоне.

Не забудет тётя Зоя
Загадать загадку Зое.

На возах тазы,
У возов две козы.

У избы мимозы,
У избы и козы.

Даёт тётя Зоя
Зое зонт от зноя.

Под мимозами козы
Едят мимозы.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА ЗЬ

1. Спой «песенку комарика». Произнеси звук Зь с улыбкой, длительно, на одном выдохе: зь-зь-зь...

2. Повтори прямые слоги: зи-зе-зё-зю-зя.

3. Повтори слоги, где звук Зь находится между гласными.

ази-азе-азе-азю-азя
узи-узе-узё-узю-узя
изи-изе-изё-изю-изя

ози-озе-озе-озю-озя
ызи-ызе-ызё-ызю-ызя

4. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

зми-зме-змё-змю-змя

зви-зве-звё-звю-звя

5. Повтори слова, где звук Зь находится в начале слова. Зи: зима, Зина, зимовье, зимовать, зимовка.

Зе: зевать, зенит, зевака.

Зя: зябко, зябнуть.

Стечение согласных: змея, змей, змейка, звенеть, звено, звякать.

6. Повтори слова, где звук Зь находится в середине слова. Зи: магазин, бензин, бузина, возить, Тузик, тазик, Азия,

визит, гимназия, дивизия.

Зе: музей, газета.

Езь: обезьяна, обезьянник, обезьянка. Зё: везет, поземка. Зю: изюм, изюминка.

Зя: хозяин, хозяйка, козявка, озябнуть, Кузя. Узь: Кузьма.

Стечение согласных: гвозди, гвоздика, взять, вездеход.

7. Повтори словосочетания.

зимний день
козий пух
тонкий гвоздь
зимний отдых

уютное зимовье
подземный ход
новая газета
худой Тузик

умная обезьяна
ядовитая змея
зимняя погода
новый магазин

8. Повтори предложения.

Три слова. У Кузи газета. У хозяйки изюм. У Кузьмы обезьянка. Зимой метёт позёмка. Зинаида наденет зипун. Хозяин везёт бензин.

Четыре слова. Зина зимует в зимовье. Кузьма идёт в музей. У дома Зины бузина. Тузик зевает у магазина.

Пять слов. Кузя подаёт гвозди деду Зиновию. Зина ведёт Тузика на оводке. Кузя купит изюм в магазине.

Шесть слов. Мама и Кузя едут в музей.

9. Повтори стихи и чистоговорки*.

В магазин везёт меня
Конь копытами звеня.

Зи-зи-зи, зи-зи-зи,
Кузе гвозди отвези,
Зю-зю-зю, зю-зю-зю,
Я изюминку возьму.

Метёт позёмка зимой,
Не озябнет хозяин мой.
У хозяина дом дубовый,

...

У хозяина дом новый.

10. Повтори скороговорки.

В вазе не гвоздики, в вазе гвоздики.
Везёт Кузя Зину к новому магазину.
На поезде еду я к Зине и деду.
У Кузьмы Кузьмина у дома одна бузина.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ц

1. Подражай девочке, которая просит не шуметь. Произнести звук Ц чётко, отрывисто, на одном выдохе: ц-ц-ц...

2. Повтори обратные слоги: ац-оц-уц-ыц-иц-ец-ёц-юц-яц.

3. Повтори слова, где звук Ц находится в конце слова. Ац: бац.

Ец: боец, конец, отец, певец, танец, птенец, индеец, мизинец, кузнец, китаец, немец, купец, гонец. Яц: паяц, заяц.

4. Повтори слова, где звук Ц находится в середине слова. Ца: овца, птица, певица, пуговица, единица, куница, умница, охотница, модница, водица, девица, темница, медведица, пятница, конница.

Цо: яйцо, пунцовый.

Цы: танцы, отцы, певцы, концы, птенцы, пуговицы, немцы, зубцы, куцый.

Ци: акация, авиация.

Це: зацепка, зацепить, оценка.

5. Повтори прямые слоги: ца-цо-цу-цы-це.

6. Повтори слоги, где звук Ц находится между гласными.

аца-ацо-ацу-аци-аце
уца-уцо-уцу-уци-уце
еца-ецо-ецу-еци-еце
оца-оцо-оцу-оци-оце
ица-ицо-ицу-ици-ице

7. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

цва-цво-цву-цвы-цви-цве-цвё-цвю-цвя

8. Повтори слова, где звук Ц находится в начале слова. Цо: цокать, цокот.

Цу: цукат.

Цы: цыган, цыганка, цыпки, цып-цып. Ци: циновка, цинк.

Це: цепь, цемент, цех, цена, цедить, цепкий.

Стечение согласных: цветок, цвет, цветной, цветник, цветовод.

9. Повтори слова с двумя звуками Ц.

Цуцик, цыц.

10. Повтори словосочетания.

цветные пуговицы
цветные нитки
меткая охотница
цыганская кибитка

мохнатая овца
тонкая циновка
пунцовый цветок
букет цветов

утиное яйцо
дикая медведица
немецкий язык
тонкая акация

11. Повтори предложения.

Три слова. Мой отец - кузнец. Овцы пьют водицу. Отец покупает пуговицы. Птица пьёт водицу.

Четыре слова. Идёт девица по водицу. У дома цветёт акация. У дома цветут цветы. У меня цветная пуговица. На окне цветут цветы.

Пять слов. У птицы в гнезде птенцы. Мохнатая овца идёт к цветам. У моего дома цветут цветы.

Шесть слов. У Тани на окне цветут цветы. Дима и Таня танцуют детский танец. У Кати в цветнике цветут цветы. Зоя в пятницу идёт на танцы.

Семь слов. У коня копыта цокают: цок, цок, цок. У купца цветные нитки и цветные пуговицы.

12. Повтори стихи и чистоговорки*.

Мои отец и певец,
И кузнец, и купец.

Цо-цо-цо, цо-цо-цо,
Вам водица и яйцо.
Цы-цы-цы, цы-цы-цы,
Вам цветные бубенцы.
Ца-ца-ца, ца-ца-ца,
Вам мохнатая овца.

Ца-ца-ца, ца-ца-ца,
Тут мохнатая овца.

Цо-цо-цо, цо-цо-цо,
Ей от зайца письмецо.
Цы-цы-цы, цы-цы-цы,
На акации птенцы.

Ца-ца-ца, ца-ца-ца,
Тут овца и там овца.

13. Послушай рассказы. Назови слова со звуком. Ц. Перескажи рассказы*.

Цветок

Видит как-то муха-цокотуха цветок. Цветок необыкновенный, пунцовый, мёдом пахнет. Думает муха: «Нет у меня дома. Будет этот цветок моим домом!»

- Цветок, цветок! Будь моим домом.

А цветок: «Пои меня водицей, и я буду твоим домом.»

Какие мухи бывают?

- Это какая муха на цветке?

- Обыкновенная.

- А необыкновенная бывает?

- Бывает.

- Какая?

- Муха-цокотуха.

- А где она, та муха-цокотуха?

- В сказке.

- В какой?

- О мухе-цокотухе.

Сказка о коне, медведице и кузнеце

Идёт конь и цокает копытами: цок, цок, цок. Идёт мимо коня медведица.

- Конь, а конь, мне бы цокать, как ты: цок, цок, цок. А конь:

- Иди к кузнецу, он тебя подкуёт.

Идёт медведица к кузнецу.

- Кузнец, кузнец, подкуй меня, буду цокать, как конь: цок, цок, цок.

А кузнец медведице:

- У коня копыта, на копытах подковы, вот он и цокает ими. А где твои, медведица, копыта? Нет копыт, нет и подков.

14. Повтори скороговорки.

У птицы птенцы.
В цветнике цветут цветы.
У кольца нет конца.
Кузнец куёт цепь.

Дай, девица, мне воды напиться.

В пятницу девица идёт по водицу.

В цветнике цветы цветут,
Птицы в цветнике поют.
А. Хмелёва

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С - СЬ

1. Повтори звуки С - Сь.

Дифференцируя изолированные согласные звуки С - Сь, рекомендуется использовать картинки-символы: С - насос, Сь - струйка воды, льющаяся из-под крана.

2. Повтори прямые слоги со звуками С - Сь.

са-ся — ся-са
су-сю - сю-су
со-сё — сё-со
сы-си - си-сы

3. Повтори обратные слоги со звуками С-Сь.

ас-ась - ась-ас
ыс-ысь - ысь-ыс
ёс-ёсь - ёсь-ёс

ос-ось - ось-ос
ис-ись - ись-ис
юс-юсь - юсь-юс

ус-усь - усь-ус
ес-есь - есь-ес
яс-ясь - ясь-яс

4. Повтори слоги, где звуки С-Сь находятся между гласными.

аса - ася
оса - ося
уса - уся
ыса - ыся
асо - асе
осо - осё
усо - усё
ысо - ысё
асу - асю
осу - осю
усу - усю
ысу - ысю
асы - аси
осы - оси
усы - уси
ысы - ыси

5. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

ста - стя
сма - смя
сва - свя
сна - сня

сто - стё
смо — смё
сво - свё
сно - снё

сту - стю
сму - смю
сву - свю
сну - сню

сты - сти
смы - сми
свы - сви
сны - сни

6. Повтори слова со звуками С -Сьв начале слова.

сад - сядь
Саня - сено
спасать - списать
совок - севок
сом - семь
Саня - Сёма

сам - сям
Санька - синька
сын - синь
сани — сени
соты - сети
сонная - синяя

Саня - Сеня
стояние - сияние
стоять - сиять
сама - Сима
Соня - Сеня
спать - спеть

сова - Сева
сама - семя
согнал - сигнал

сони - сени
соло - село
Слава - слива

суда - сюда
слово - слева
сало - село

7. Повтори слова со звуками С-Сьв середине слова.

место - мести
носок - носик
просо - Прося
несу - неси
осанка - осинка
поспать — поспеть
краса - крась

кусать - косить
насадка - наседка
бросать - бросить
такса - такси
песок - пёсик
касатка - кассетка
краснеть - красить

коса - Костя
носат - носят
коса - коси
осы - оси
паста - пасти
оса - Ася
пасу - паси

8. Повтори слова со звуками С -Сь в конце слова.

навес - навесь
квас - квась
голос - голоси

нос - носи
вес - весь
укус - укуси
покос - покси

9. Повтори слова со звуками С - Сь в одном слове.

сосиска

свисток

смесь

совсем

спастись

стесать

сестра

спрясть

сосенка

сеанс

свинопас

спасение

списывать

таксист

силос

строгость

сенокос

сосед

свисать

спасибо

список

Стасик

согласие

стюардесса

списать

соседка

свист

спасти

спустить

семьсот

спросить

10. Повтори пословицы и поговорки.

Как ни тесно, а всё есть место.

Весна да осень - на дню погод восемь.

11. Повтори и отгадай загадки.

Всегда ходят, а с места не сходят. (Часы)
Кто на голове лес носит? (Олень)
Сетка густая мух не отпускает. (Паутина)
Кто на себе свой домик носит? (Улитка)

Мохнатенькая,
Усатенькая,
Ест и пьет,

Песенки поёт. (Кошка)

12. Повтори словосочетания.

вкусная сосиска
Сонины гусята
семейный совет
вкусная сметана
восьмая ступенька
небесная синева
стеклянная посуда

высокая сосёнка
сухое сено
капустные семена
сытая свинка
босой Сеня
сосновая беседка
вкусный кисель

синяя миска
сухая сеть
густая сметана
пустая авоська
высокая стена
гусиная стая
курносый носик

13. Повтори предложения.

Три слова. Ася моет посуду. Таксист водит такси. Стоит сухая осень. Весной тает снег. Бабуся месит тесто. Соня поёт песенки. Пастух пасёт стадо. Пес сидит у будки. Дедуся косит косой. Осенью опадает листва.

Четыре слова. Сегодня Сима помоет посуду. Савва поедет в такси. В санях сидит Света. Соня едет в автобусе. Сима носит синие бусы. В садах много насекомых. Наступает весенний сев. На суку сидит сова. В окне погас свет.

Пять слов. В осеннем небе гусиная стая. Саня сеет капустные семена. На подносе несут стаканы. Сегодня Соня идёт в гости. Снегокат у Сени едет сам. Сито висит на высокой стене. Васина семья идёт на сенокос. Беседка стоит у высоких сосен. На восьмой ступеньке сидит собака. В сосновой беседке сидит соседка. В саду сосны и осинки. Васятка гонит стаю гусей домой. Котик Васенька спит на сундуке. Сима и Соня споют песни. Стасик ведёт собаку на поводке. Денис слепил снеговика из снега. На столе стоит стеклянная посуда.

Шесть слов. У стога сидят гуси с гусятами. Соня и Денис плавали в бассейне. Осенью гусиные стаи улетают на юг.

Семь слов. В субботу Вася и Сима идут в бассейн. Сима и Ася сидят на скамейке в саду.

14. Повтори стихи.

Всюду вместе вся семья:
Света, Стасик, Сёма, я.
А. Хмелёва

На сметане месим тесто,
В миске тесту станет тесно,
Когда тесто подойдёт,
Сима сдобу испечет.
А. Хмелёва

У высоких сосен
Пасёт пастух восемь
Гусаков, гусыню,
Да свинью Аксинью.

А. Хмелёва

В саду темно,

Все спят давно,

Одна сова не спит,

На суку сидит.

Произв. народн. творчества

Всё в снегу, снегу, снегу -
Кустики, осинки,
И я снег с собой несу
На носке ботинка.
А. Хмелёва

В саду стоит беседка,
В беседке сидит соседка.
У беседки сидит кот,
Он ей песенки поёт.
Е. Спивак

Мы видим на суку совят
Совята вместе все сидят.
Когда не спят, они едят,
Когда едят, они не спят.
С.Маршак

Кот овса не ест из миски,
Дайте котику сосиски.

A. Хмелёва

Мяукает киска:
«Пустая миска!»
- Вот тебе, киска,
Вода да сосиска.
Е. Спивак

Сыпься, сыпься,
Снег, снег
Посыпай
Всех, всех!

B. Левин

Месим тесто сами,
Помогаем маме,
Моем мы посуду,
Успеваем всюду.
А. Хмелёва

В сумке Стаса
Два ананаса.
В сумке Степана
Банка сметаны.
А. Хмелёва

Ну и свинки у деда:
От обеда до обеда
То спят, то едят,
То едят, то спят.
А. Хмелёва

Гусяток Стас
Под осиною пас,
Гусята Сани
Пасутся сами.
А. Хмелёва

Вкусный сок у Сени,
Вкусный суп у Сони.
Сеня ест у Сони суп,
Соня пьёт у Сени сок.
А. Хмелёва

За окном темным-темно,
Дети спят давным-давно,
Ну а совы всё не спят,
На суках в саду сидят.
А. Хмелёва

15. Послушай рассказы и сказки. Назови слова со звуками С - Сь. Перескажи рассказы.

Денис и Соня

Е. Спивак

У Сони есть снегокат, а у Дениса - сани. Соня и Денис идут в сад по мосту. Весь сад в снегу: и сосны, и кусты, и скамейки. Все спит под снегом! Соня катает Дениса на снегокате а Денис катает Соню на санках.

Именины у бабуси

Е. Спивак

Сегодня у бабуси именины. Она готовит вкусные сайки Сима и Вася ей помогают.

Из теста бабуся и внуки готовят сайки. Дети сами ставят их в духовку. Сайки готовы. Бабуся угостит сайками всю семью. В гостях у тёти Сони

У мамы сын Савва. Савве пять лет. Он сам надевает костюм, носки и ботинки. Сегодня сын и мама едут в гости к тете Соне на автобусе. Дом тёти Сони у тенистого сада

Тетя Соня и мама готовят под навесом вкусный суп и мясо. Тетина киска и Савва сидят в саду на скамейке под высокой сосной. Савва поёт киске песни, а мама и тётя Соня подпевают.

Письмо

А. Хмелёва

У Сони письмо от Сени. Сеня отдыхает у деда Семёна. У деда Семена есть гуси, свинка и пёс. Сеня помогает деду пасти гусей.

А сегодня Сеня и дед пойдут на сенокос. Дед будет нести косу, а Сеня авоську с едой. Много сена накосит дед Семён.

Водное такси

А. Хмелёва

На воде гусыня и семь гусят. Один гусёнок сидит на спине гусыни. Дети стоят у воды и думают:

- Гусёнок боится воды?

- Да нет, этот гусёнок какой-то особенный, поэтому его мама-гусыня катает на своей спине. Спина у гусыни - будто водное такси.

16. Повтори скороговорки.

У осы не усы, а усики.
Сене всё бы спать на сене.
Десять совят на сосне сидят.
Сюда сядут семь совят.
Аист с аистятами на ясене сидят.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Босой Сысой сено косит косой.

На скамейке семь котят,
Все котята есть хотят.

Под снегом - сноп сена,
И стог сена под снегом.

Семь совят, семь совят
На суку сосны сидят.
А. Хмелёва

Носит Сеня сено в сени.
Спать на сене будет Сеня.

Вовсе не восемь на утёсе сосен,
Совсем не восемь, а семь.

Саня с Соней сено косят,
Ася с Настей в сени носят,
Носят, носят сено в сени,

Спать на сене будет Сеня.

Ты не бойся: это гусь,
Я сама его боюсь.

Саня — в сани,

А Сенька - на санки.

На усы снеговику
Сено я с сеней несу.
А. Хмелёва

Семенит к скамейке
Гусят семейка.

Везёт Сенька Саньку
С Сонькой на санках.

Сеня во сне
Сидит на сосне.
Сидит на сосне
Сеня во сне.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ 3 - ЗЬ

1. Повтори изолированные звуки 3 - Зь.

Дифференцируя изолированные звуки 3 - Зь, рекомендуется использовать картинки-символы: 3 - большой комар с колокольчиком, Зь - маленький комарик с колокольчиком.

2. Повтори прямые слоги со звуками 3 - Зь.

за - зя
зя - за
зо - зё
зё - зо
зу - зю
зю - зу
зы - зи
зи - зы

3. Повтори слоги, где звуки 3 - Зь находятся между гласными.

аза - азя
азо - азё
азу - азю
азы - ази

оза - озя
озо - озё
озу - озю
озы - ози

уза - узя
узо - узё
узу - узю
узы - узи

ыза - ызя
ызо - ызё
ызу - ызю
ызы - ызи

4. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

зна - зня
зма - змя
зва - звя
зда - здя

зно - знё
змо - змё
зво - звё
здо - здё

зну - зню
зму - змю
зву - звю
зду - здю

зны - зни
змы - зми
звы - зви
зды - зди

5. Повтори слова со звуками 3 - Зь в начале слова. Зов - зев

6. Повтори слова со звуками 3 - Зь в середине слова.

коза - Кузя возы - вози.

7. Повтори слова со звуками 3 - Зь в одном слове. Зазвенеть, звезда, звёзды, завозить, звёздный, зазеваться, зазимовать, занозить, звездопад, зигзаг, звездолёт, звездочёт, зазеленеть, заморозить, загрузить.

8. Повтори словосочетания.

зимний закат
звёздное небо
забавная обезьянка
зоологический музей

забытая газета
зелёные глаза

9. Повтори предложения.

Три слова. Кузьма забивает гвозди. Кузин папа-музыкант. Под бузиной зайка.

Четыре слова. Зина звенит в звонок. Мама завязывает Зине бант. Зина загадывает загадки Зое. У Зины заводной зайка. У Зинаиды коза-егоза. Зоя покупает козий пух. У хозяйки дубовая изба. У Зои зелёные глаза. В зоопарке забавные обезьянки.

Пять слов. Кузя и Зина покупают змея. Зоя зимует в уютном зимовье. У Зины звонок звенит звонко. У Тузика в зубах газета. Зина заходит домой за Зоей. Зина едет в зоологический музей.

Шесть слов. Зоя и Зина едут на поезде. Зоя и Зина знают много загадок. Тётя Зоя в магазине покупает тазик. Мама на зиму заготовит много компотов.

Семь слов. В знойный день Зина идёт под зонтом. В вазе у Зои мимозы и гвоздики.

Восемь слов, Мама и Зоя идут в магазин за покупками.

10. Повтори стихи.

Зое азбука дана,
Знает буковки она.
Зина буковок не знает,
На занятиях зевает.
А. Хмелёва

Мама Лизы, мама Зины
Побывали в магазине.
Лизе купили зайку,
А Зине-мозаику.
Е. Алифанова, Н. Егорова

11. Послушай рассказы. Назови слова со звуками 3 - Зь. Перескажи рассказы.

Звенит звонок

Е. Спивак

Звенит звонкий звонок. Он зовёт Кузю, Зину и Зою на занятия. У детей новые азбуки.

Зоя и Зина

Е. Спивак

Зоя и Зина знают много загадок. Зина их загадывает Зое, а Зоя - Зине. Зина отгадывает Зоины загадки, а Зоя Зинины.

Гвоздик

Е. Спивак

У Зоиного папы умная собака Гвоздик. «Гвоздик, газету!» -командует папа. И Гвоздик несёт ему в зубах газету.

Паук

А. Хмелёва

Идут мимо бузины Зоя и мама. Видят, как паук ткёт паутину. А ниток-то у него нет! «Вот так паук!» - думает Зоя. -И как паук ткёт паутину без ниток?» А мама Зое: «Возьми книгу и узнай!»

12. Повтори скороговорки*.

Кузе и Зине покупают обновки в магазине.
Купит Кузя Зине гвоздики в магазине.

Звонок звонко звенит:
Дзинь-дзинь-дзинь!

Зинаиду зовут Зиной,
А Кузьму зовут Кузей.

Кузьма, гвозди купи.
Кузьма, гвозди вези
Кузьме Кузьмину.
Да Кузьме Фомину.

Зинаиде не везёт:
Зину поезд не везёт.

У Зины - мозаика,
У Зои - зайка.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С - 3

1. Повтори изолированные звуки С - 3.

Дифференцируя изолированные согласные звуки С - 3, рекомендуется использовать картинки-символы: С - насос, 3 - большой комар с колокольчиком,

2. Повтори прямые слоги со звуками С - 3.

за - са
са - за
зо - со
со - зо
зу - су
су - зу
зы - сы
сы - зы

3. Повтори слоги со стечением согласных.

сна - зна
зна - сна
сма - зма
зма - сма
сва - зва
зва - сва
сно - зно
зно - сно
смо - змо
змо - смо
сво - зво
зво - сво
сну - зну
зну - сну
сму - зму
зму - сму
сву - зву
зву - сву
сны - зны
зны - сны
смы - змы
змы - смы
свы - звы
звы - свы

4. Повтори слова со звуками С-3 в начале слова.

суп - зуб
согнуть - загнуть
значок - сачок
сыпь - зыбь
собрать - забрать

совет - завет
сойка - Зойка
соя - Зоя
сойти - зайти

сайка - зайка
слой - злой
советы - заветы
собор - забор

5. Повтори слова со звуками С - 3 в середине слова.

коса - коза
усы - узы
косу - козу

басы - базы
роса - роза
заносы - занозы

посади - позади
косы - козы
лиса - Лиза

6. Повтори слова со звуками С-3 в одном слове.

засуха

засада

засыпать

застава

зоосад

заступ

созрел

заскучать записка

занавеска

застудить

закваска

заставить

заступник

рассказать

заслонить

засов

сазан

заснуть

созыв

создание

занавес

застроить

зарисовать

завеса

запас

смазать

засохнуть

зубастая

запасы

заразить

заносы

записать

созвать

запуск

сказание

созвал

рассказы

7. Повтори словосочетания.

косой зайка
Сонина азбука
сухой зонтик
запасной насос
сосновая изба
аистиное гнездо
знойный август

забавная собака
заводной автобус
сосновый возок
пустое здание
измятый поясок
зубная паста
запасной выход

забытая сумка
знакомый садовник
зыбкий песок
сатиновая занавеска
субботний закат
сонный зайка
Зоины бусы

8. Повтори предложения.

Три слова. Зоя пьёт кумыс. Под кустом зайка. У Зои бусы. Коза ест капусту. Зоин папа - пастух.

Четыре слова. У Сони забавный зайка. В избе стоит сундук. Саня загадывает Стасу загадки. Софья звонит в звонок. Коза ест из таза. Зоя пьёт ананасовый сок. Зайка не ест сайку. Стас знает много сказок. Зоина мама моет посуду. У Зои новые сапоги. На заводе много станков. Ваза стоит на подоконнике. У нас новые тазы. На возу везут капусту. У завода высокий мост. Соня покупает зубную пасту.

Пять слов. Соня моет зайку в тазу. У здания сосны и кусты. У Зои коса до пояса. Зоя ставит мимозы в вазу. Садовник посадит у здания незабудки. На окне тонкая сатиновая занавеска. Соня катает зайку на санках. Соня и Зоя пьют квас. Мама купает Саню в тазу. Денис показывает свой самокат Зое.

Шесть слов. Ваза с мимозами стоит на подоконнике. В тенистом саду мимозы и незабудки. В Зоиной сумке азбука и зайка.

Семь слов. В ясный день Зоя оставит зонт дома. Зоя ставит на поднос стакан с соком.

9. Повтори и отгадай загадки.

Зубастые, а не кусают. (Грабли)

Зубов много, а ничего не ест. (Пила)

10. Повтори стихи и чистоговорки.

Ас-азу, ас-азу, Зоей я козу зову.
Ас-азы, ас-азы, у загона нет козы.
Ас-азу, ас-азу, не найду нигде козу.
А. Хмелёва

Заботится Зоя о зайке,
А зайка о Зое - хозяйке.
Даст Зоя капусту зайке,
А зайка даст пуху хозяйке.
А. Хмелёва

Новый зонт у тёти Зои.
Он от солнца и от зноя.
Создаёт тот зонтик тень
В самый-самый знойный день.
Е. Алифанова, Н. Егорова

11. Послушай рассказ. Назови слова со звуками С-3. Пе рескажи рассказ.

Зайка и коза

По Л. Успенской, М. Успенскому (адаптированный текст) У Зои зайка и заводная коза. Заведут козу - она забегает по доске. Забавная такая! Зоя сама заводит козу. А о своём зайке совсем забыла.

12. Повтори скороговорки.

Запустим спутник в космос.

Сане незнакомо название сказки.

Стоит воз овса,
Возле воза коза.
Л. Ульяницкая

На возу везу, везу
Фикус в Зоином тазу.
А. Хмелёва

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ СЬ - ЗЬ

1. Повтори изолированные звуки Сь - Зь.

Дифференцируя изолированные звуки Сь - Зь, рекомендуется использовать картинки-символы: Сь - струйка воды льётся из-под крана, Зь - комарик звенит.

2. Повтори прямые слоги со звуками Сь - Зь.

си - зи
зи - си
се - зе
зе - се
сё - зё
зё - сё
сю - зю
зю - сю
ся - зя
зя - ся

3. Повтори слоги, где звуки Сь - Зь находятся между глас ными.

аси - ази
асе - азе
асе - азё
асю - азю
ася - азя

оси - ози
осе - озе
осё - озё
осю - озю
ося - озя

уси - узи
усе - узе
усё - узё
усю - узю
уся - узя

иси - изи
исе - изе
исё - изё
исю - изю
ися - изя

4. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

сни - зни
сми - зми
сви - зви

сне - зне
сме - зме
све - зве

снё - знё
смё - змё
свё - звё

сню - зню
смю - змю
свю - звю

сня - зня
смя - змя
свя - звя

5. Повтори слова со звуками Сь - Зь.

Сима - зима
севок - зевок
семья - змея
сядь - зять
синеть - звенеть

6. Повтори словосочетания.

синий тазик
седой Кузьма
синяя звезда
Кузины гусята
Кузино письмо

Кузина семья
зимняя степь
смятая газета
Васина обезьянка
Сёмина гвоздика

восемь гвоздик
Зинины гуси
Светин изюм
Асина газета
Зинины бусинки

7. Повтори и отгадай загадку.

Зимой - звезда, весенним днем - вода. (Снежинка)

8. Повтори стихи и чистоговорки*.

Везёт Кузя Свету и Зину к магазину.

Си-си-си, зи-зи-зи,
На зимовье отвези.
Зя-зя-зя, ся-ся-ся,
На зимовье вся семья.

Си-си-си, зи-зи-зи,
Кузе гвозди отвези.
Зе-зе-зе, се-се-се,
Отвезём мы гвозди все.
Сём-сём-сём, зём-зём-зём,
Гвозди мы везём, поём!

Си-си-си, зи-зи-зи,
Тазики сюда вези.
Зе-зе-зе, се-се-се,
Тазики везём не все.
Зю-зю-зю, сю-сю-сю,
Тазик Сене отдаю.

9. Послушай сказку. Назови слова со звуками Сь - Зь. перескажи сказку.

Добрый Тузик

Е.Спивак

Зябко зимой. Метёт позёмка. Всё в снегу. Сидит Тузик в будке, не зябнет. Идёт мимо будки котёнок.

- Мяу-мяу! Впусти меня, Тузик, в будку, я озяб.

- Иди, вместе зимовать будем. Идёт мимо будки петух.

- Ко-ко-ко! Впусти меня, Тузик, в будку, я озяб.

- Иди, вместе зимовать будем. Идёт мимо будки индюк.

- Бу-бу-бу! Впусти меня, Тузик в будку, я озяб.

- Иди, вместе зимовать будем.

Так и зимуют они все вместе и не зябнут!

10. Повтори скороговорки*.

Зимой на сене
Не зябко Сене.

Кузьма, гвозди купи.
Да Степану отвези.

У хозяйки восемь гусей,
Да восемь свиней.

Купи, Кузя, Зине
Сито в магазине.

Зина и Сёма,
Сидите дома!

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С - Ц

1. Повтори изолированные звуки С - Ц.

Дифференцируя изолированные согласные звуки С — Ц, рекомендуется использовать картинки-символы: С - насос, Ц - девочка просит не шуметь.

2. Повтори прямые слоги со звуками С - Ц.

са- ца
ца - са
со - цо
цо - со
су-цу
цу-су

3. Повтори обратные слоги со звуками С — Ц.

ас - ац
ис - иц
ац - ас
иц - ис
ос - оц
ёс - ёц
оц - ос
ёц - ёс
ус - уц
юс - юц
уц - ус
юц - юс

ыс - ыц
яс - яц
ыц - ыс
яц - яс

4. Повтори слоги, где звуки С - Ц находятся между гласными.

аса - аца
оса - оца
уса - уца
ыса - ыца
асо - ацо
осо - оцо
усо - уцо
ысо - ыцо
асу - ацу
осу - оцу
усу - уцу
ысу - ыцу
асы - ацы
осы - оцы
усы - уцы
ысы - ыцы

5. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

ста - цта
цта - ста
сва - цва
цва - сва
сма - цма
цма - сма
сна - цна
цна - сна

сто - цто
цто - сто
сво - цво
цво - сво
смо - цмо
цмо - смо
сно - цно
цно - сно
сту - цту
цту - сту
сву - цву
цву - сву
сму - цму
цму - сму
сну - цну
цну - сну
сты - цты
цты - сты
свы - цвы
цвы - свы
смы - цмы
цмы - смы
сны - цны
цны – сны

6. Повтори обратные слоги со стечением согласных.

аст - ацт
ацт - аст
асв - ацв
ацв - асв
ост - оцт
оцт - ост
осв - оцв
оцв - осв
уст - уцт
уцт - уст
усв - уцв
уцв - усв
ыст - ыцт
ыцт - ыст
ысв - ыцв
ыцв - ысв

7. Повтори прямые слоги со стечением согласных С - Ц.

сца - сцо - сцу - сцы - сце

8. Повтори слова со звуками С - Ц в начале слова.

сок - цок
цели - сели
светик - цветик
сабля - цапля
степной - цепной
свет - цвет

9. Повтори слова со звуками С - Ц в середине слова.

осенить — оценить
присел - прицел
лиса - лица
рассвет — расцвет
кольцо - колесо

10. Повтори слова со звуками С - Ц в конце слова. бас - бац   матрос - матрац

11. Повтори слова со звуками С - Ц в одном слове.

самоцвет

станция

гусеница

гостинцы

скворцы

масленица

страница соцветие

спутница

солнце

гостиница

лисица

сухарница

пословица

спица

свинец

песец

столица

цистерна

ресница

расцветать

сцена

месяц

красавица

лестница

сестрица

салатница

супница

12. Повтори словосочетания.

садовые цветы
синяя пуговица
ситцевая косынка
садовый цветок
весенний цветок
пёстрая курица

цветная капуста
вкусный цукат
куцый хвост
высокая оценка
детский костюм
песцовая шапка

стая птиц
сонный птенец
высокая акация
степные цветы
цветная косынка
свежая водица

13. Повтори предложения.

Три слова. На сцене цветы. Цветам опасны гусеницы. Весной цветет акация.

Четыре слова. У овцы куцый хвост. Заяц ест цветную капусту. Много цветов цветёт весной. Поезд подходит к станции. В году двенадцать месяцев. Весной птицы вьют гнёзда. В кустах свистят синицы. В саду много птиц. В саду цветёт акация. Соня и Саня смеются. Птица сидит на ветке. В саду много цветов. Соня покупает цветные пуговицы. Солнце светит в оконце. На сцене выступают певцы.

Пять слов. Птицы поют песни в саду. На ветке акации си-

дит синица. Овца ест цветы в цветнике. Заяц сидит под

кустом акации. Наступит весна - будут цвести цветы.

Сегодня целый день светит солнце.

Шесть слов. Собака сидит на цепи у будки. На Сониной

косынке цветы и птицы. Весь день в небе сияет солнце.

Синица склевала гусеницу на сосновом суку.

Семь слов. Высоко на ветке сосны спит птенец совы. Саня

видит стаю птиц высоко в небе. Саня и Соня на сцене

поют песни.

14. Повтори пословицы и поговорки.

И месяц светит, когда солнца нет.
Не цвести цветам на снегу.
Весной цветы, а осенью снопы.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

15. Повтори и отгадай загадки.

Нос как спица, а не птица. (Комар)

На всех садится, никого не боится. (Снег)

Сидит девица в темнице, А коса на улице. (Морковь)

На цветке - цветок, Пьёт вкусный сок. (Бабочка)

16. Повтори стихи и чистоговорки.

Ец-ец-ец, ец-ец-ец,
Видит гусениц птенец.
Ец-ец-ец, ец-ец-ец,
Поёт песенки птенец.
Ца-ца-ца, ца-ца-ца,
У воды стоит овца.
А. Хмелёва

По ночам сове не спится.
Ведь сова -
Ночная птица.
В. Шульжик

17. Послушай сказки*. Назови слова со звуками С - Ц. Перескажи сказки.

Кот и птица

Сидит на акации птица и поёт: «цив, цив, цив». А кот Цап-цап тут как тут. «Дай-ка поймаю эту птицу, - думает

кот, - «Да отнесу своим котятам. Пусть она им песни поёт, а то никак не хотят спать без песен».

А птица Цап-цапу: «Нет, не буду я одним твоим котятам петь песни. Я пою на свободе всем».

Как гусеница овцу хотела обмануть Несёт овца зайцу гостинец - капусту. «Какой вкусный у овцы гостинец, вот бы и мне такой, - думает гусеница.

- Овца, овца! Отдай мне капусту. Такую капусту заяц не ест. Он ест цветную капусту.

- Заяц ест всякую капусту. А тебе, гусеница, стыдно меня обманывать,

* Автор всех сказок, приведенных в данном разделе, -А. Хмелёва.

18. Повтори скороговорки*.

У сосны птица пьёт водицу.

Весной посадим цветы и акации кусты.

Купец Сысой идёт с косой.

Птицам и птенцам на акации не спится.

Под навес овёс отец Сани унёс.

Под акацией водица,
Пьёт водицу там синица.

Пусть метёт метелица.
По лесу снегом стелится.

Цветут цветы, цветут цветы
В цветах сады, в садах цветы.

Цветут весной
Акация с сосной.

На суку сухом
Птица с птенцом.

Весна в цветах,
Птица в кустах.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение...................................................................3

АВТОМАТИЗАЦИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ

Автоматизация звука С............................................. 4

Автоматизация звука СЬ ........................................... 8

Автоматизация звука 3.......................................... 13

Автоматизация звука ЗЬ .......................................... 16

Автоматизация звука Ц............................................ 18

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ

Дифференциация звуков С - СЬ................................. 22

Дифференциация звуков 3 - ЗЬ ................................. 28

Дифференциация звуков С-3................................... 31

Дифференциация звуков СЬ - ЗЬ............................... 34

Дифференциация звуков С - Ц .................................. 36



Предварительный просмотр:

ББК 74.3 Б82

Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Стихи для закрепления звуков (для Б82 детей 4-6 лет). Тетрадь. — Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2009. — 32 с.

Уважаемые родители и педагоги!

Предлагаем Вашему вниманию ряд стихотворений для закрепления звуков [с], [ш], [ж], [ч], [л], [л'], [р], [р']. В рифмованных строчках быстрее автоматизируются звуки. Заучивание стихотворений происходит ненавязчиво, в игровой форме. Ребёнок будет рассматривать картинки, называть слова с закрепляемым звуком, подбирать слова-рифмы, а выученное стихотворение малышу захочется рассказать родным и друзьям!

После каждого стихотворения вы найдёте серию заданий на словообразование, словоизменение, согласование разных частей речи друг с другом, а также на развитие логического мышления и воображения.

Занимайтесь по тетради в хорошем настроении, следите за правильным произношением звуков, поощряйте ребёнка за малейшие успехи!

Тетрадь рассчитана на совместную работу родителей и детей. Она может быть использована на логопедических занятиях в дошкольных учреждениях, а также в начальных классах школ для детей с нарушениями речи. Наибольший эффект от занятий Вы получите, включив в работу также тетради «Фонетические рассказы и сказки» (Н.Созонова, ЕКуцина).

Желаем успеха Вашему ребёнку!

© Н.Н.Созонова, Е.В.Куцина,

                  Пылесос

Буду маме помогать —

Пылесосом пыль сгонять

С пола, с коврика, с дивана...

 Пылесосить не устану.

Вдруг залаял пёс Барбос:

«Гав, гав, гав, пусти мой хвост!»

Посуда

Стеклянный стакан, сковородка, кастрюля,

 Столовый сервиз, красивый поднос,

Солонка, маслёнка — всё это посуда.

И мисочка с супом, что любит Барбос.

 Собака съест суп и хвостом завиляет,

А после обеда с миской играет.

  • Назови предметы посуды со звуками [С] и [С].

Отгадай кроссворд. С ключевым словом составь 2-3 предложения.

Малыш

Малыш шагает по дорожке —

 Топ-топ-топ!

Ай да ножки, ой да ножки —

Топ-топ-топ!

Ямка — шлёп! —

Малыш упал,

Тут же камушек поднял.

Малыш дальше пойдёт,

 Опять камушек найдёт.

Назови все слова со звуком [Ш] из стихотворения.

Измени слово и составь словосочетания:

Реши логическую задачу, соедини имена детей с соответствующими картинками:

Миша, Маша и Наташа играют игрушками: матрёшкой, мишкой и машинкой. Скажи, кто чем играет, если Миша свою игрушку катает по дорожке, а у Маши не плюшевая игрушка

Миша        Маша        Наташа

Кто кому мешает

Наташа шьёт рубашку —

Котёнок мешает Наташе.

Миша читает книжку —

Шарик мешает Мише.

Мама варит кашу —

Маме мешает Маша.

Не мешайте, потерпите,

Шоколадку получите.

Назови все слова со звуком [Ш] из стихотворения.

♦ Соедини слова с соответствующими картинками.

МОЙ        моя        мои

Подбери предмет к признаку: Меховая ... (шапка, шуба, ...). Большой ....

Шумный ....

Исключи лишнее слово. Объясни свой выбор: Миша, Маша, Наташа, Даша.

Рубашка, шорты, шапка, шарф. Кошка, собака, корова, котёнок

Пижама

Жёлтую пижаму Мама мне купила.

 А на ней жирафы, Ежи и крокодилы.

Жирафы шею тянут —

Вот-вот листок достанут.

Будут листики жевать —

 Как же мне в пижаме спать?

  • Назови все слова со звуком [Ж] из стихотворения.
  • Исключи лишнее слово. Объясни свой выбор. Жёлтый, оранжевый, синий, тёплый. Пижама, берет, пиджак, жилет. Жираф, носорог, журавль, ёж.
  • Выяви закономерность, подбери подходящее слово:

Зубы — жевать, глаза — ....

 Жираф — шерсть, ёжик — ....

 Жёлтый — цвет, железный — ....

 Пижама — одежда, жук —....

 Раскрась пижамы у мальчика и у девочки.

Жёлуди

Каждый листочек на дубе дрожит,

На травке под дубом свинка лежит.

С дуба жёлуди упали,

Свинке в рот они попали.

Свинка жёлуди жуёт, Жмурит глазки и поёт.

Назови все слова со звуком [Ж] из стихотворения.

♦        Дай кличку свинке.

Ф Объясни слова.

Жёлуди — это .... Жираф — это .... Жук — это ....

♦        Отгадай ребус по первым звукам слов. С получившимся словом составь 2-3 предложения.

Живут животные в доме

Живут животные в доме,

Дом четырёхэтажный.

Кто на каком этаже —

Помнит детёныш каждый.

На первом этаже — ужата,

 На втором живут ежата,

А на третьем — жирафята,

На четвертом –медвежата.

Назови все слова со звуком [Ж] из стихотворения.

*        Скажи ласково:

Сапог — сапожок,        пирог — ...,

берег — ...,        флаг — ...,

снег — ...,        утюг — ...,

нож — ...,        дождь — ....

Клеточка

В клеточку тетрадка,

В клеточку рубашка,

В клеточке живёт

 Птичка целый год.

Крючок

Ключ

Чтоб на скрипочке играть,

 Ключ скрипичный надо знать.

Ключ железный дверь откроет,

 Ключ в лесу водой умоет.

Ручка

Детская ручка играет игрушкой.

Ручка с чернилами пишет слова. Ручка дверная дверь открывает, Ранец за ручку держу я сама.

Птички

На дереве веточки,

 На веточках почки.

Лопнули почки, Появились листочки.

Прилетят птички, Птички-невелички.

Посмотрят на листочки, Улетят на кочки.

У кочек водичка — Хорошо птичкам.

Водички попьют, Песни запоют.

Назови все слова со звуком [Ч] из стихотворения.

бык — ..., крюк — ..., внук — ..., шкаф — ... вагон — ... костюм —

Скажи ласково:

Бак — бачок, знак — ..., волк — ..., забор — ..., стакан — ..., трамвай — ...,

Подбери рифму к словам.

Почка — кочка (точка, бочка, дочка ... ).

Тачка — ....

Птичка — ....

Тучка — ....

Реши задачу:

На двух кочках сидело пять птичек. На маленькой кочке — две птички. Сколько птичек сидело на большой кочке?Нарисуй их.

Научусь-ка я читать

Научусь-ка я читать,

 Чтобы многое узнать:

 Как устроены качели?

Почему метут метели?

 Отчего грохочет гром?

Из чего построен дом?

 Буду книжки я читать,

 Буду много узнавать!

Назови все слова со звуком [Ч] из стихотворения.

Скажи, как зовут папу у Ивана Андреевича? У Владимира Алексеевича? У Виктора Ильича? У Антона Викторовича? У Евгения Петровича? Не забывай отвечать полным предложением — «Папу у Ивана Андреевича зовут Андрей».

♦ Реши логическую задачу:

Танечка, Сонечка и Ниночка вышли на прогулку. Кто из девочек чем занялся, если Танечка не любит качаться на качелях, а Сонечке нравится прыгать.

Соедини имена детей с соответствующей картинкой.

Полдник

Бабушка на кухне оладушки пекла.

Славу и Володю полдничать звала.

 Слава сел — все оладьи съел.

Володя опоздал — очень долго спал.

Володе достался сладкий салат И спелое яблоко...

Он очень рад!

Назови все слова со звуком [Л] из стихотворения.

♦ Внимательно посмотри на картинки и разгадай кроссворд.

Телефон

Маленький весёленький Мобильный телефон.

 Песенки любимые Названивает он.

 У мамы есть, у папы есть, И бабушке купили.

 А мне не покупают... Я думаю, забыли!

  • Назови все слова со звуком [Л'] из стихотворения.
  • Подбери слова, противоположные по значению:

Большой — маленький, длинный — ..., лёгкий — ..., медленный — ..., больной — ..., сильный — ....

Замени первый звук в каждом слове на звук [Л']. Какое слово получится?

Мёд — лёд,

вес — ..., тюк — ...,

репка — ..., пень — ..., песок — ....

Маленькие и большие

Маленький домик, Маленький гномик,

Маленький мальчик, Маленький пальчик.

 А голова у льва большая, И хобот у слона большой.

 И крошка-сын уже мечтает, О том, что будет он большой,

Назови все слова со звуком [Л'] из стихотворения.

маленький

маленькая

Ф Соедини слова с подходящими картинками.

Скажи, что может быть большим.

* Подбери рифму к словам:

Маленький — удаленький, гномик — ..., мальчик — ..., медаль — ..., Толя — ....

Я люблю

Я люблю читать и бегать,

 Вкусно я люблю обедать:

Котлеты, блинчики, оладьи,

Кисель, конфеты в шоколаде.

Люблю на улице гулять,

Люблю я мячик попинать.

Кино и мультики люблю.

Люблю и всю свою семью!

  • Назови все слова со звуком [Л'] из стихотворения.
  • Закончи предложение:

Мой любимый напиток — .... Мой любимый фрукт — .... Мой любимый мультик — .... Моя любимая сказка — .... Моя любимая игрушка — .... Мой любимый цвет — .... Мои любимые конфеты — ....

  • Назови все слова со звуком [Л'] из стихотворения.
  • Закончи предложение:

Мой любимый напиток — .... Мой любимый фрукт — .... Мой любимый мультик — .... Моя любимая сказка — .... Моя любимая игрушка — .... Мой любимый цвет — .... Мои любимые конфеты — ....

Еду я в трамвае

Еду, еду я в трамвае,

Город вижу из окна я.

Вижу парк с берёзами,

 И газончик с розами.

А здесь идёт строительство.

А это — Дом правительства.

А там играет детвора.

А вот и выходить пора!

Назови все слова со звуком [Р] из стихотворения.

♦        Внимательно посмотри на рисунки и разгадай кросворд.

Осень

Осень. Сыро. Грязь и дождик.

Мне не хочется играть.

Я возьму из шкафа краски

И усядусь рисовать.

 Нарисую берег южный,

Загоревших малышей,

Море, брызги, пляж горячий.

Хоть бы лето поскорей!

  • Назови все слова со звуками [Р], [Р'] из стихотворения.
  • Внимательно посмотри на рисунки и разгадай кроссворд.

Шарик

Сыр, печенье, бутерброд Шарик каждый день жует.

А по воскресеньям Шарик ест варенье.

 Я варенья не хочу, А хочу я мармелад.

 Если угостят пирожным, Тоже буду очень рад.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: