Мои наработки

ШКОДА ЛЮБОВЬ ВЛАДИМИРОВНА

Своими наработками я делюсь на страницах различных электронных периодических изданий. В этой папке я попыталась их собрать все вместе.

      

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Какой бывает транспорт (конспект урока)48 КБ
Microsoft Office document icon Методика работы над изложением в начальной школе62.5 КБ
Microsoft Office document icon Равенство. Неравенство (конспект урока)467 КБ
Microsoft Office document icon Лиственные и хвойные растения зимой (конспект урока)90 КБ
Microsoft Office document icon Методика обучения младших школьников приемам понимания текста54 КБ
Package icon Конспект и презентация урока русского языка по теме: "Слова-предметы. Слова-действия" по УМК Перспективная начальная школа713.42 КБ
Microsoft Office document icon Особенности и условия формирования нравственных ценностей младших школьников46 КБ
Microsoft Office document icon Сочинение по предметной картинке «Дыня» с УУД (конспект урока)74.5 КБ
Microsoft Office document icon Посуда. Чайник (конспект урока)52.5 КБ
Microsoft Office document icon Число и цифра 6 (конспект урока, УМК "Перспективная начальная школа")2.32 МБ
PDF icon Учебное задание – основное средство реализации деятельностного подхода в руках учителя942.99 КБ
Microsoft Office document icon Журнал "ПРОСВЕЩЕНИЕ" Выпуск №1. 2018г. «Формирование познавательного интереса в процессе внеурочной деятельности по русскому язы43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Терентьевская средняя общеобразовательная школа»

Прокопьевского района Кемеровской области

Конспект урока окружающего мира
во 2 классе

«Какой бывает транспорт»

УМК «Школа России»

подготовила

учитель начальных классов

Шкода Любовь Владимировна

с. Терентьевское 2014

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Тема: "Какой бывает транспорт".

Цель: познакомить со старинными и современными видами транспорта.

Задачи: - формировать представление о назначении транспорта;

                 - развивать интерес, внимание, логическое мышление, память;

                 - воспитывать любознательность.

Оборудование: учебник "Мир вокруг нас" 2 класс А.А.Плешаков, тетрадь с печатной основой, картинки: сани, телега, карета.

Ход урока

I. Организация класса на работу.

Здравствуйте! Я очень рада вас видеть!

Садитесь. Сейчас у нас урок окружающего мира. Ребята, проверьте, чтобы у вас на парте был учебник, тетрадь и пенал.

II. Актуализация знаний учащихся.

Учитель. Сегодня на уроке мы с вами совершим небольшое путешествие. Вы любите путешествовать?

Дети. Да.

У. Где вы бывали?

Д. С родителями ездили на море.

     - Отдыхали у бабушки...

У. Скажите, а как вы добирались до места, это ведь бывает так далеко?

Д. На поезде, самолетом, на машине, на автобусе...

У. Как одним словом мы можем назвать эти средства передвижения?

Д. Эти средства передвижения - транспорт.

У. Именно о видах транспорта мы будем говорить сегодня на уроке.

III. Изучение нового материала.

У. Что это за слово такое - транспорт? Откуда оно пришло? Может быть, кто-нибудь из вас знает?

Д. Нет.

У. Ребята, слово "транспорт" пришло в русский язык из Греции. В переводе с греческого языка оно обозначает "перемещать". Вначале транспортом называли грузовые морские суда. "Огромные парусные суда вставали на якорь, для того чтобы выгрузить товары, привезенные из дальних стран: чай, кофе, различные восточные пряности. В освободившееся место загружали новые товары, которые купцы продавали в других странах. Разгружали такие суда люди с утра до вечера, ведь в те времена не было кранов, которые бы поднимали различные тяжелые грузы".

Корабли такими были,

Как игрушечные плыли.

Плыли месяц, плыли год...

Появился пароход!

А сегодня в океаны

Выплывают великаны.

Удивляет белый свет

Быстрота морских ракет.

В ХIХ веке слово "транспорт" стало означать "доставка чего-либо". Зачем нам нужен транспорт? Ведь обходились же люди без него в далеком прошлом, ходили пешком из одного поселения в другое на большие расстояния.

Д. Транспорт необходим для облегчения передвижения, для перевозки грузов.

У. Первые транспортные средства появились в ХII веке: телега, которой пользовались в летний период времени, и сани, на которых ездили зимой. Чем отличаются друг от друга телега и сани?

Д. Сходство в том, что они деревянные, а различие в том, что у телеги колеса, а у саней - полозья.

У. В каких сказках вы видели сани?

Д. В сказках "Морозко", "Снегурочка", "По щучьему веленью"...

У. Затем появились кареты.

- Карета - это крытая телега. Предназначалась она для перевозки не грузов, а людей, причем богатых.

У. Для передвижения по земле, воде, воздуху и даже под землёй, для перевозки грузов и пассажиров служит транспорт.

Транспорт делится на наземный, подземный, водный, воздушный.

Что такое наземный транспорт? Приведите примеры наземного транспорта.

Что такое водный транспорт? Приведите примеры.

Что такое воздушный транспорт?

Еще с древних времен мечтали летать, как птицы. Одним из таких был юноша Икар.

Он очень любил наблюдать за птицами. Однажды Икар решил сделать крылья, как у птиц. Он собрал перья и соединил их с помощью воска. Икар взобрался на высокую гору и, надев крылья, взлетел. Он парил высоко-высоко. Ему было хорошо, и он забыл, что подниматься высоко к солнцу опасно. Воск растаял, и крылья рассыпались, Икар упал и разбился. Такую легенду сложили люди в Древней Греции.

Но люди продолжали мечтать. В ХVIII веке была еще одна попытка совершить полет, но уже на воздушном шаре.

Лишь одним ветрам послушным,

Поднимался шар воздушный.

Человек умел мечтать,

Человек хотел летать!

Миновал за годом год -

Появился самолет!

Приведите примеры воздушного транспорта.

- Ребята, а кто управляет самолетами?

Д. Летчик.

У. Правильно. Лётчик — человек, управляющий летательным аппаратом, а также означает профессию. Эту профессию иногда называют: пилот, авиатор. Исторически сложилось так, что в России в военной авиации используется термин лётчик, а в гражданской авиации — пилот.

Летчик должен обладать следующими качествами: отличное здоровье

- ответственность;

- собранность;

- высокий профессионализм;        

- крепкая нервная система;

- аккуратность.

Что такое подземный транспорт? Приведите примеры.

У. В зависимости от того, что транспорт перевозит, он делится на пассажирский, грузовой и специальный.

- Как вы думаете, что мы отнесем к специальным видам транспорта?

Д. Специальные средства передвижения - машины скорой помощи, пожарные, милицейские.

Прочитайте, что пишут в нашем учебнике на стр. 115 про специальный транспорт.

По какому номеру мы вызовем скорую помощь? (03)

Пожарную машину? (01)

Милицию? (02)

IV. Физкультминутка.

А сейчас мы поиграем в игру:

Он в безбрежном океане

Туч касается крылом.

Развернётся над лугами,

Отливая серебром. (самолёт)

Кто управляет самолётом? (пилот)

Мы пилоты, заводим двигатели. Полетели:

Самолёты загудели, (вращение руками)

Самолёты полетели, (руки в стороны, бег на месте)

На площадку тихо сели (присесть)

Да и снова полетели.

V. Знакомство с новой темой (продолжение)

А ещё транспорт можно разделить на личный и общественный.

Какой транспорт можно назвать личным? Приведите примеры.

Какой транспорт называют общественным?

VI. Закрепление нового материала.

А сейчас мы выполним задание в тетради на стр. 42 №1., №2.

Самостоятельное выполнение № 3 стр.44.

VII. Итог урока.

У. О чем мы говорили сегодня?

Д. О разных видах транспорта.

У.  Какой бывает транспорт?

Д. Транспорт бывает наземный, водный, воздушный, подземный.

У.  На какие еще группы можно разделить транспорт?

Д. На пассажирский, грузовой и специальный.

У. Молодцы! Вы все запомнили и очень хорошо работали.

Используемая литература

1. Плешаков А.А. Учебник "Мир вокруг нас" 2 класс.- Москва: Дрофа,  2010.

2. Плешакова А.А. Что меня окружает. 2 класс. Рабочая тетрадь к учебнику "Мир вокруг нас".- Москва:  Дрофа, 2010 г.



Предварительный просмотр:

        

Подготовил: Шкода Любовь Владимировна

учитель начальных классов

МБОУ «Терентьевская сош»

Кемеровская обл., Прокопьевский р-н, с. Терентьевское

МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ИЗЛОЖЕНИЕМ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Требования к текстам для изложений. 

  1. Тексты должны быть высокохудожественными. Темы изложений должны быть ценными в воспитательном отношении, должны расширять познавательный опыт учащихся, формировать их мировоззрение.
  2. Тексты доступны и интересны детям, не перегружены новыми для них трудными словами, оборотами речи, требующими сложного и длительного разъяснения. Школьники должны хорошо понять содержание, идейный смысл, образы и язык передаваемого текста
  3. Текст должен быть не сложным по композиции, с небольшим количеством действующих лиц. Следует учитывать грамматические умения учащихся

Под изложением: 

М. Р. Львов понимает «письменный пересказ образцовых текстов».

По М. Е. Львовой изложение – это «вид самостоятельной работы по развитию речи в начальных классах».

Роль письменных изложений состоит в том, чтобы на фоне разнообразной устной речевой деятельности тренировать школьников в составлении таких текстов, которые могли бы быть обдуманы учеником. Изложения являются показателями прочности и осознанности приобретенных учащимися умений и навыков в области родного языка, позволяют судить, насколько продуманно построено связное высказывание и насколько оно соответствует поставленной теме.

М. Р. Львов особенно подчеркивает роль изложения как «упражнения, приобщающего детей к лучшим образцам языка. Высокохудожественные тексты, написанные выдающимися мастерами слова и затем письменно пересказанные детьми, способствуют формированию правильных речевых навыков, очищают речь, повышают ее культуру, прививают художественный вкус, развивают языковое чутье».

Изложение чужого текста поможет в накоплении собственного речевого опыта только в том случае, если будут выполняться следующие условия.

Текст по содержанию, по способам формулирования мыслей не только будет доступен учащимся, но и сможет повести их за собой, т. е. если он содержательнее, богаче, выразительнее, чем речь самих учащихся.

Этапы работы над изложением

  1. Подготовка к восприятию текста.
  2. Чтение текста учащимися (по книге или с доски)
  3. Беседа по содержанию (определение темы, основной мысли, анализ заголовка и ключевых слов).
  4. Языковая подготовка (словарная работа: объяснение значения непонятных слов, анализ стиля и жанра).
  5. Повторное чтение.
  6. Коллективное составление плана (в первом классе дается готовый план).

План может состоять из цитат, иметь форму вопросов или назывных предложений.

  1. Орфографическая и пунктуационная работа: объяснение написаний, запись на доске трудных слов, словосочетаний и предложений.
  2. Устный пересказ текста по плану.
  3. Письмо изложения.
  4. Самопроверка написанного.

  • Особенности работы при создании подробного изложения.

Работая над подробным изложением, надо пересказать текст, сохранив последовательность повествования и языковые особенности автора. Изложение можно вести как от первого лица, так и от третьего (но излагать можно только в каком-то одном лице).

Подробное, близкое к тексту изложение небольшого рассказа или отрывка, имеющего сюжет, проводятся во всех классах. Этот вид изложений развивает умения учащихся  в составлении связного текста. В первом классе работу над изложением затрудняют слабые орфографические навыки учащихся. С целью предупреждения ошибок на ранних  степенях обучения текст, составленный учащимися, записывается на доске. Тексты в 1 классе должны быть повествовательные или описательные. Со 2 класса работа над подробным изложением усложняется: текст подбирается так, чтобы он предусматривал ознакомление учащихся с новыми для них особенностями в области лексики, синтаксиса, композиции текста, с повествованием, элементами описания. В 3-4 классах учащиеся, работая над подробными изложениями, обращают внимание на  детали, подробности в повествовании и описании, приучаются к точности речи, учатся связывать предложения, соблюдая временную последовательность, причинно-следственные связи, правильные пространственные соотношения. Всё это развивает детей умственно, способствует воспитанию их мышления.

Особенности работы при создании сжатого изложения.

Сжатое изложение самое трудное для школьников, так как требует выделить в исходном тексте главное, не нарушая смысла и последовательности. Чтобы ученики научились сжимать информацию, необходимо ознакомить их с механизмами сжатия (обобщение, исключение лишнего, нахождение ключевых слов). Перестройки требует языковое оформление текста: прямую речь необходимо переделать в косвенную, изменить структуру предложений и т.д. Таким образом, урок сжатого изложения предполагает тщательную подготовительную работу, которая приведет к созданию нового текста, а не записи ряда предложений, кое-как связанных между собой. Недостаток сжатых изложений: сокращение неизбежно объединяет художественный текст, изложение превращается в сухое перечисление фактов.

Происходит переработка текста с двух сторон - меняется содержание и язык исходного текста, ученику нужно использовать свой языковой багаж.

Для того чтобы ребенок успешно сжал текст:

  1. Ребенку необходимо объяснить, что такое сжатый текст (изложение).
  2.  Механизмы сжатия.
  1. Обобщение – если есть ряд синонимов, то можно вместо них написать обобщающее слово.
  2. Исключение лишнего.

1 ступень в обучении изложению.

На доске записаны предложения под цифрами. На другой половинке доски вопросы к этим предложениям. Дети в тетради пишут ответы.

В структуре урока сжатого изложения обязательно должен быть этап, связанный с применением механизма сжатия. Обязательна работа над словами-связками и фразами-скрепками.

К словам – связкам относятся:

1. Местоимения.

2. Наречия.

3. Синонимы.

4. Имя собственное заменить именем нарицательным.

5. Учим находить лексические повторы и исправлять их.

6. Связь слов. Предварительные упражнения – одинаковые видовременные глаголы.

7. Наличие в тексте слов, организующих лексическую связь.

Особенности работы при создании выборочного изложения.

Выборочное  изложение  основано на группировке языкового материала. Изложить выборочно – значит выбрать из текста ту часть, которая соответствует узкой теме, например, изложение отдельного эпизода, отдельной сцены, отрывков, взятых из разных частей. Работа над выборочным изложением предполагает два этапа: сбор материала и воспроизведение его.

Структура выборочного изложения:

1.Орг. момент (обратите внимание на специфику выборочного изложения)

2. Подготовка к первичному восприятию.

3. Первичное восприятие.

4. Анализ первичного восприятия.

  А) беседа по содержанию, лексическая работа.

  Б) определение границ темы ( сбор материала)

5. а)  словарно-семантическая работа.

    б) работа над планом

    в) определение границ каждой части,  средствам связи и последовательность предложений.  (Предложить ребенку несколько вариантов начала)

     г) орфографическая работа

     д) пунктуационная работа

     е) текстовая работа

6. Итоговое восприятие

7. Самостоятельное написание.

Особенности работы при создании творческого изложения.

Творческое изложение – это изложение с творческими изменениями (с изменением лица рассказчика) и переработкой или дополнением сюжетных линий. В изложении сталкиваются две на первый взгляд противоположные задачи: подражание образцу и творчество. Творческие изложения представляют собой переходную форму от изложения к сочинению. Творческие изменения и дополнения в письменном варианте пересказа не должны быть большими – дети пишут медленно.

Переработка готового текста.

  1. В 1-2 классе – смена лица рассказчика.
  2. Додумать, продолжить, а 3-ю часть самостоятельно, дописать текст, текст-повествование.
  3. Текст готов, в конце текста вопрос, на него необходимо ответить.

Структура:

  1. Беседа по содержанию.
  2. Устная текстовая работа.
  3. Беседа по содержанию (определение темы, основной мысли, анализ заголовка и ключевых слов).
  4. Языковая подготовка (словарная работа: объяснение значения непонятных слов, анализ стиля и жанра).
  5. Повторное чтение.
  6. Коллективное составление плана (в первом классе дается готовый план).

План может состоять из цитат, иметь форму вопросов или назывных предложений.

  1. Орфографическая и пунктуационная работа: объяснение написаний, запись на доске трудных слов, словосочетаний и предложений.
  2. Устный пересказ текста по плану.
  3. Письмо изложения.
  4. Самопроверка написанного.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Голубь В.Т. Сборник текстов для изложений в начальных классах. Практическое пособие. - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007.
  2. Бобкова Н.Н. Русский язык. 1-4 классы: сочинения и изложения. - Волгоград: Учитель, 2010.
  3. Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения. - Москва: Просвещение, 1984.
  4. Пленкин Н.А. Изложение с языковым разбором текста. -  Москва: Просвещение, 2008.
  5. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и методика нач. обучения»,  Москва: Просвещение, 1998.



Предварительный просмотр:

5Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Терентьевская средняя общеобразовательная школа»

Прокопьевского района Кемеровской области

Конспект урока по математике
в 1 классе
УМК «Школа России»

«Равенство. Неравенство»

подготовила

учитель начальных классов

Шкода Любовь Владимировна

с. Терентьевское 2014

"Равенство. Неравенство"

Цель: познакомить с терминами « равенство», « неравенство».

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать умения сравнивать числа и числовые выражения с помощью знаков >, <, =.

Развивающие:

  • Развивать наблюдательность, умение сравнивать и анализировать количество предметов.

Воспитательные:

  • воспитание чувства взаимосотрудничества, взаимопомощи.

Оборудование: Учебник и рабочая тетрадь (М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова), математические наборы, счетный материал, иллюстрации из сказки «Репка», математический веер.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

Организация класса на работу

Актуализация знаний

Изучение и закрепление

новой темы

Физкультминутка

Повторение и обобщение

Итог урока

Внимание, проверь дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ли на месте, всё ли в порядке
Книга, ручка и тетрадки?
И цветные карандаши
Ты на парту положи,
И линейку не забудь
В математику держим путь!

А сейчас, ребята, поудобнее садитесь,
Не шумите, не вертитесь,
И внимательно считайте
А спрошу вас – отвечайте.
Вам условие понятно?

Это слышать мне приятно
Путешествие зовёт
Первоклашек на урок!

(Дети садятся на свои места)

Устный счет.  Работа с веером.

В домике живет цифра 5. Нужно узнать какой цифры не хватает на каждом этаже, чтобы результат был равен 5.

Счет «цепочкой» от 1 до 10 прямой и обратный от 10 до 1.

По очереди посчитайте от 1 до 10.

– Теперь в обратном порядке от 10 до 1.

Откройте математические наборы.

– Положите 4 красных квадрата, рядом 1 квадрат другого цвета.

Сколько квадратов стало?

Составьте пример, пользуясь цифрами из математического набора.

– Как записать?

– Оставьте цифры 4 и 5.

Какое число меньше?

– Какую запись записать?

– Прочитаем запись

– Какое число больше 4?

– Поставьте цифру 5 слева от 4.

– Какой знак между ними поставить?

– Прочитайте запись.

– Какие записи у вас получились?

– Уберите математический набор.

Работа на доске.

– Поставьте 3 морковки сверху.

– Поставьте 3 репки снизу.

– Что можно сказать о количестве морковок и репок?

– Какой знак поставим между цифрами?

Учитель записывает на доске 3=3.

Это равенство

(Карточка со словом РАВЕНСТВО)

Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
А потом кругом, кругом
И бегом, бегом.
Тише-тише не спешите
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два
Вот и кончилась игра

На доску вывешивается картинка со сказкой репка.

Какую сказку узнали по картинкам?

Предлагается драматизация сказки «Репка», раздаются сказочные персонажи:

  • репка
  • дедка
  • бабка
  • внучка
  • Жучка
  • кошка
  • мышка

– Встаньте по порядку, как стояли сказочные герои в сказке.

Дети проговаривают последовательность персонажей сказки (кто за кем стоит).

Сколько репок вытащили герои сказки?

– Что нужно сделать с репками, которые расположены на доске?  (убираем 1 репку)

– Сколько морковок?

– Сколько репок осталось?

– Как узнали?

На доске запись 3 2

Какой знак поставим между цифрами?

– Сколько репок?

– Сколько морковок?

– Какой знак поставим между цифрами?

– Это неравенство.

(Карточка со словом НЕРАВЕНСТВО)

Откройте учебник на стр. 44

       

Прочитайте сначала равенства, а потом неравенства. Запишите в тетрадь 1 столбик равенства, а второй столбик неравенства

Проверьте друг у друга, правильно ли вы выполнили задание.

Задание со «звездочками»

Работа выполняется по рядам, а последний столбик выполняют все.

(У доски с каждого ряда по 1 ученику, а последний, взаимопроверка)

Самостоятельная работа Стр.44

1вариант – 1 строку, 2 вариант- 2 строку. (после выполнения, обмениваются тетрадями и сравнивают выполненные работы с работой на доске).

Стр.45 (задание сверху)

Сколько монет у Миши?

Сколько монет у Коли?

У кого больше монет?

Как это запишем?

Сколько рублей у Миши?

Сколько рублей у Коли?

А как мы получили 3 рубля?

У кого рублей больше?

Давайте математически запишем наши ответы

Как называются получившиеся математические записи?

Рассмотрите иллюстрацию ниже.

Сколько кукол у Лены?

Сколько кукол у Веры?

Сколько всего  кукол? Запишите математически, как вы получили 5 кукол.

Как называется это выражение?

– Какой математический знак используется при записи равенства?

– Какие знаки при записи неравенства?

– Какие задания понравились?

-Какие задания вызвали затруднения?

– Да!

Дети показывают ответ с помощью математического веера

5

4+1=5

4+1=5

4

4<5,

Четыре меньше пяти

5

5>4

Пять больше четырех

4<5, 5>4

(Проговаривают  вместе с учителем)

 Их поровну. Столько же.

Равно.

«Репка»

1

Убрать 1

3

2

3-1=2

>

2

3

<

3-1=2            4-1>1

4+1=5           5-1<5

1+1=2           3+1>2

Одна

Две

У коли монет больше

2>1

5 рублей

3 рубля

У Коли 2 монеты, одна достоинством в 1 рубль, а другая в 2 рубля. Вместе 1+2 =3

У Миши больше рублей.

5>1+2

5>3

Неравенства

2

3

5

2+3=5

Равенство

1-2 мин.

Учитель заходит в класс

Список использованной литературы

1. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. 1 класс.- Москва:  Просвещение,  2012 г.

2. Кремнева С.Ю. Математика. 1 класс. Рабочая тетрадь к  учебнику Моро М.И., Волковой С.И., Степановой С.В. "Математика. 1 класс".- Москва:  Просвещение,  2012 г.
        



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Терентьевская средняя общеобразовательная школа»

Прокопьевского района Кемеровской области

Конспект урока окружающего мира
во 2 классе

«Лиственные и хвойные растения зимой»

УМК «Школа России»

подготовила

учитель начальных классов

Шкода Любовь Владимировна

с. Терентьевское 2014

Тип урока: Предметный урок.

Тема урока: Лиственные и хвойные растения зимой.

Цель: Научить распознавать деревья зимой по внешним особенностям.

Задачи:  Образовательные: - продолжать формирование умения работать с  

                                                     гербарием;

                                                  - закрепить знания о признаках зимы в жизни  

                                                    лиственных и хвойных растений.         

      Воспитательные:  – формировать бережное отношение к живой               природе;                                                                                                              

 Развивающие:       –  формировать умение сравнивать лиственные          

                                       и хвойные растения по внешнему виду;

                                   -  развивать мышление, наблюдательность и  

                                      умения анализировать и обобщать.  

                           

Оборудование: учебник "Мир вокруг нас" 2 класс А.А.Плешаков, тетрадь с печатной основой, гербарий хвойных и лиственных растений, почки сирени, шишки, таблица «Строение почки растения».

Ход урока.

1. Организация класса на работу.

М. Слово – учителя.

У: Сегодня вы станете маленькими ученными, вы  будете делать выводы, проводить эксперимент с живой почкой.

2. Фенологическая минутка.

Ученик рассказывает о погоде и делает записи на доске.

3. Вводное объяснение учителя.

М. Слово – учителя.

У: Мы с вами уже ходили на зимнюю экскурсию и на ней изучали деревья, кустарники  и их плоды. Сегодня вам предстоит самим изучить некоторые растения из нашего гербария.

4. Самостоятельная работа учащихся.

М. Самостоятельная работа учащихся по инструкции.

У: Разделите побеги (ветки) растений на 2 группы. По какому признаку вы произвели деление?

у: Разделили на 2 группы: хвойные и лиственные растения. Деление произвели по листьям.

У: Сравните побеги лиственных и хвойных растений:

- что их различает?

- в чем сходство?

- есть ли плоды?

у: У хвойных растений есть листья в виде иголок. Только у лиственницы нет, так как они опадают осенью. Схожи они наличием почек. У хвойных растений есть плоды - шишки.

У: Рассмотрите строение почки (раздаем учащимся живые почки). Зарисуй почку. Ребята, почки я собирала с нижних веток сирени, чтобы не навредить дереву. Так как эти ветки весной будут обстригать.

у:

У: Почки бывают листовые – и в них только зачаточные листья, бывают цветовые – в них только зачаточный цветок, и смешанные – в них и зачаточные листья, и зачаточный цветок.

Сравните хвойные растения:

- по иголкам (размер, форма, окраска, количество иголок в пучке);

- по шишкам (разложите шишки к нужному побегу, сравните размер, цвет, как она растет).

у: Самые длинные иголки у кедра, у пихты – самые короткие, у сосны обыкновенной – средние. У пихты иголки мягкие, уплощенные с поперечной бороздкой. У сосны обыкновенной иголки колкие. У кедра иголки более мягкие, чем у сосны. У пихты в пучке 1 иголка, хвоя самая темная по цвету. У сосны 2 иголки в пучке. У кедра – 5 иголок, хвоя такая же темная, как и у пихты. В пучке у лиственницы от 10 до 30 иголок, хвоя самая светлая.

У кедра самая большая шишка по размерам, растет она вниз. У лиственницы самая маленькая шишка, растет вниз. У пихты шишка растет вверх. У сосны тоже растет вниз.

У: Заполните таблицу.

Признак

Вид

Форма иголки (рисунок)

Количество иголок в пучке

Шишка (рисунок)

Ель

1

Пихта

1

Сосна обыкновенная

2

Сосна сибирская

5

Лиственница

10-30

У: Назовите побеги лиственных растений, сравните их:

- цвет коры;

- форма и размер почки;

- опушение, запах, смола.

у: У березы бородавчатой кора почти черная с бороздками, почка удлиненная, на конце заостренная. У калины цвет коры светло-зеленый, серый, почки попарные, округлые, по размеру больше чем у березы. У осины кора зеленовато-серая, листовые почки заостренные, цветовая почка-барашек опушенная. У вяза мелколистного самые мелкие почки, кора светло-серая. У клена ясенелистного сизый налет на коре, почки попарные. У тополя кора светло-коричневая, самые крупные почки, осмоление.

5. Закрепление и выводы.

У: Сделайте вывод о том, как зимуют хвойные и лиственные растения.

у: Большинство хвойных растений зимуют с зелеными листьям – иголками. И только лиственница зимует без листьев. На её голых ветках зимой можно наблюдать множество шишек. Лиственные растения ещё осенью сбросили листья, но на их ветках остаются почки. Почки бывают лиственные, цветочные и смешанные.

6. Итог урока.

М. Оценочное суждение, слово-учителя.

У: Ребята, вы сегодня работали очень активно и стали настоящими естествоиспытателями. Теперь вы, несомненно, не перепутаете хвойные и лиственные растения, а также их названия и признаки. Подготовьте доклад о любом хвойном или лиственном растении.

Используемая литература:

1. Плешаков А.А. Учебник "Мир вокруг нас" 2 класс.- Москва: Дрофа,  2010

2. Плешакова А.А. Что меня окружает. 2 класс. Рабочая тетрадь к учебнику "Мир вокруг нас".- Москва:  Дрофа, 2010 г.



Предварительный просмотр:

Подготовил: Шкода Любовь Владимировна

учитель начальных классов

МБОУ «Терентьевская сош»

Кемеровская обл., Прокопьевский р-н, с. Терентьевское

Методика обучения младших школьников приемам понимания текста

 1. Понимание текста - это обращение опыта человека на текст с целью освоения его содержательности.

С точки зрения лингвистики (теория лингвиста И.Р. Гальперина) понимание текста – это вычитывание разных видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной.

Понимание текста — это раскрытие темы, акцентирование внимания в сочинении на наиболее важных моментах, их комментирование, анализ, выражение суждений по сути вопроса.         

В школьной практике, под умением понимать  текст - традиционно рассматривается способность воспроизводить содержание текста, делить его на законченные части, выделять в них главное, определять с помощью учителя смысл всего текста в целом

Под пониманием текста подразумевается сложный речемыслительный процесс, в ходе которого осуществляется выполнение ряда мыслительных задач с целью усвоения некоторого содержания, выраженного в языковой форме

Антиципация -  это вероятностное прогнозирование – способность по отдельным моментам домысливать целое.

Диалог с текстом –  процесс понимания: поиск непонятного, формирование вопросов, вероятное прогнозирование ответов на поставленный вопрос или дальнейшее содержания текста, проверка собственных предположений.

Концепт текста - система взглядов автора текста, которая нашла в нем отражение и может быть объективирована читателем в ходе работы над пониманием текста.

Поликодовый текст - это текст, в котором сообщение закодировано разнородными средствами — вербальным и невербальным компонентами, объединение которых представляет собой определенную структуру, характеризующуюся проявлением взаимозависимости составляющих как в содержательном, так и в формальном аспектах.

Речевой жанр - это разновидность устных и письменных текстов, которые существуют в самых различных сферах общения, воспроизводятся говорящими и пишущими и узнаются по их языковым (вербальным и невербальным) средствам.

Фактуальная информация – фабула, описание фактов, событий, места и времени действия, движение сюжета. Эта информация создает препятствия в понимании, способствует возникновению разночтений.

Концептуальная информация выражает мировоззрение автора, систему его взглядов, замысел, но не сводится к идее произведения. Концептуальность «держит» текст, не дает ему рассыпаться на факты и рассуждения. Эта информация зачастую не выражена в тексте словами.

 Подтекстовая информация возникает благодаря способности слов, словосочетаний, предложений в отрезках текста таить в себе скрытый смысл.  Подтекстовая информация извлекается из фактуальной и влияет на концептуальную. (И.Гальперин)

2. Методика обучения младших школьников приемам понимания текста

Первый этап. Работа читателя до чтения.

1.Знакомство с заголовком

«Заголовок – это «входная дверь текста»…Заголовок будоражит весь «личный багаж» человека, актуализируя в уже имеющемся опыте представления…Заголовок рождает загадку, вызывает вопросы и гипотезы, является основой прогнозирования, то есть дает установку на определенное ожидание. Заголовок настраивает на последующий диалог с текстом» (Граник Г.Г., Концевая Л.А., Бондаренко С.М.).

Формы работы с заголовком

Обсуждение заголовка до чтения и дальнейшее сопоставление его с содержанием текста.

Придумывание заголовка к тексту, причем разных типов: вопрос, загадка, символ.

2.Роль эпиграфа в тексте

«Эпиграфы …берут на себя огромный труд. Прямо или иносказательно, вызывая аналогии или какие-нибудь другие ассоциации, они являются полномочными представителями главной мысли» (Граник Г.Г., Концевая Л.А., Бондаренко С.М.).

Второй этап. Работа читателя по ходу чтения.

1.Возникновение вопроса

Признаком начавшегося процесса, его пусковой фазой является возникновение у

человека вопросов. Л.М.Веккер характеризует вопрос как «информацию о дефиците информации». При этом вопрос может быть просто «наведением справки», а может быть проблемным. Возникновение у человека проблемного вопроса создает условия, при которых он может сформулировать мыслительную задачу.

2.Вероятностное прогнозирование

«Читатель сознательно или неосознанно, правильно или неправильно в общих чертах предугадывает, о чем пойдет речь дальше…Встреча текстовой информации с жизненным опытом читателя приводит к возникновению вероятностного прогнозирования» (Граник Г.Г., Концевая Л.А., Бондаренко С.М.).

3.Установка

Выдвинув определенное предположение, человек ждет подтверждения своей правоты. В связи с этим возникает ожидание – установка. Дальнейшее чтение окрашено этой установкой. «Умственные действия, которые мы описали: возникновение вопроса, вероятностное прогнозирование возможных ответов на него и дальнейшего содержания текста, появление установки – все это заполняет сцепления и составляет особый вид общения читателя с текстом, который условно можно назвать диалогом. Руслом для протекания диалога является продвижение мысли по тексту – перецентровка…Три попутчика сопровождают читателя в его движении сквозь текст: выявление связей причин и следствий, установление сходств и различий, выяснение правдоподобия и неправдоподобия…А заставляет их работать одна из самых важных мыслительных

операций – операция сравнения» (Граник Г.Г., Концевая Л.А., Бондаренко С.М.).

4.Выделение главной мысли

«Мы рассматриваем диалог с текстом как систему следующих операций: постановка вопросов к тексту, выдвижение предположительных ответов на эти вопросы и гипотез относительно дальнейшего содержания текста, проверка этих ответов и гипотез…Среди операций диалога особенно важную роль играет вопрос, так как он «запускает» другие операции…Прежде всего это скрытые в тексте вопросы, которые дают начало диалогу. Однако научить школьников видеть в тексте эти вопросы – особая и достаточно трудная задача…Следующая группа вопросов связана с формулировкой суждения. Это вопросы которые помогают выделить главную мысль текста,  связывают ее с заголовком» (Граник Г.Г., Концевая Л.А., Бондаренко С.М.).

Третий этап. Работа читателя после чтения текста.

Создание вторичных текстов

План, пересказ, тезисы, конспект и тому подобное. Это итог понимания и начало произвольного запоминания.

3. Анализ текста

Фактуальная информация реализуется последовательным развертыванием сюжета в описании поступков, состояний, характеристик персонажей: Афони и деда Тита, а также прямым указанием на места действия (изба, поляна) и косвенным указанием на время протекания этого действия. Вот сочетания слов, представляющих этот вид информации: Маленький Афоня… Белые глаза, Борода дедушки… без трех девяносто будет,… Афоня же остался один в избе … Афоня подходил к печке, слушал, как дышит там спящий дед … Дед повел Афоню полевой дорогой, и они вышли на пастбище, где рос сладкий клевер для коров, травы и цветы … Там солнце высоко стояло….

Концептуальная информация выражена словами: А цветок, ты видишь, жалконький такой, а он живой, и тело себе он сделал из мертвого праха. Стало быть, он мертвую сыпучую землю обращает в живое тело, и пахнет от него самого чистым духом. Вот тебе и есть самое главное дело на белом свете, вот тебе и есть, откуда все берется. Цветок этот — самый святой труженик, он из смерти работает жизнь.

 Этими словами открывается  тайна самого большого блага - жизни вечной,  высказано понимание (концепция) смысла жизни. Прослеживая развертывание сюжета, можно обнаружить подтекстовую информацию. Платонов использует перенесение свойств одного предмета на другой. В данном случае легко провести параллель между образом цветка и образом человека: цветок, превзойдя все невзгоды, растет на мертвом песке, тянется к теплу и свету, так и человек должен трудиться всю свою жизнь, чтобы чего-то достичь в этой жизни.

Образность заглавия  символизирует жизнь на земле, олицетворяющую назначение человека-творца. 

Список используемой литературы:

  1. Г.Г. Граник, С.А. Шаповал, Л.А, Концевая, С.М. Бондаренко. Учимся понимать художественный текст.- Москва: Астрель, АСТ, 2003.
  2. http://slovari.yandex.ru/.


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Терентьевская средняя общеобразовательная школа»

Прокопьевского района Кемеровской области

Конспект урока по Русскому языку

тема:

«Слова-предметы. Слова-действия»

подготовила

учитель начальных классов

Шкода Любовь Владимировна

Тема: «Слова-предметы. Слова-действия»

Цель урока:  познакомить и расширить  знания учащихся о словах-предметах и словах-действиях.

Задачи урока:

Образовательные:

  • формировать представление о словах-предметах и словах-действиях;
  • учить ставить вопросы кто? что? к словам- предметам и вопросы что делает? что сделают? к словам- действиям;
  • формировать умение отличать слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?;
  • познакомить со схематическим изображением слов- предметов и слов-действий;

Развивающие:

 - развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные задачи урока:

  • воспитывать аккуратность и прилежание.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь  «Русский язык,  1 класс – Н.А. Чуракова, Е.Р. Гольфман, презентация «Слова-предметы. Слова-действия», карточки с задание, аудиозаписи.

Ход урока.

I. Организационный момент. (слайд №2)

Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.

И тихонько сели.

 II. Введение в главу

Откройте учебник на стр. 14

- Прочитайте название главы, которую мы начинаем изучать.

(“Миша и Маша знакомятся с миром слов”.)

- Как, обозначено начало урока? ( Голубая вертикальная полоса с бабочкой.)

- Почему бабочка одна? (Это первый урок по теме.)

- Сколько уроков по данной теме в учебнике? (4 урока.)

- Как вы догадались? ( На голубой полоске, вместо бабочки, появилась птичка, это значит – первый урок другой темы.)

- Посмотрите в оглавление. На какой странице начинается третья глава? Это действительно так?

( Да, на странице 14.)

III. Чистописание.

Упражнения для рук. (слайд №3)

Наши пальчики сплетем,
Руки вытянем потом.
Пальцы выгнутся чуть-чуть-
Их расслабить не забудь.

- Прочитайте буквы, записанные на доске. ( А, б, в, г.)

- Какую букву следует писать после буквы “г”? (Д.)

- Как вы догадались? (Буквы записаны по алфавиту.)

- Какая буква в ряду “лишняя”? Почему?( Буква “а”, обозначает гласный звук.)

- Что общего у оставшихся букв? ( Они обозначают согласные звуки.)

- Какие слоги можно составить из данных букв? ( ба, ва, га,)

- Придумайте слова, в которых есть эти слоги.

( бабушка, труба, корова, гараж и т.д.)

Подведение к теме урока: (слайд №4)

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на картинки. Какие предметы вы видите?

Дети отвечают на вопрос.

Учитель: Давайте, сравним картинки про гномов, назовите предметы изображенные на картинках.

Дети находят сравнение  на картинках и называют предметы.

Учитель фиксирует на доске.

Первая картинка

Вторая картинка

Гном

Гном

Шапка

Шапка

Бревно

Бревно

Свитер

Свитер

  Этап постановки вопроса. 

Учитель: Ребята, картинки одинаковые?

Дети: Нет. На первой картинке гном пилит, на второй гном рубит.

Учитель:    Что называет первое слово?      

Дети: Слово  гном называет живой  предмет.

Учитель: А может ли называть слово-предмет неживой предмет? Если да, приведите пример

Дети: Может, дерево, труба, топор и т.д.

Учитель:  То есть слово-предмет может обозначать живые и неживые предметы.

                    А что же называет второе слово?

Дети: Второе слово говорит о том, что гном пилит, рубит.

Учитель: То есть это слова-действия.

Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. О каких словах мы с вами сейчас говорили? ( О словах-предметах и словах-действиях)

Ребята действительно, тема нашего урока называется Слова-действия и Слова-предметы.

А какая тогда цель урока?

Работа в учебнике упр.1

Слова-предметы отвечают на вопросы  КТО? ЧТО?- вопрос к слову предмету задается от того признака -  живой ли неживой этот предмет. Если живой предмет то вопрос – КТО?

Если неживой предмет вопрос – ЧТО? (слайд №5)

СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? (если действие совершает только один предмет) и ЧТО ДЕЛАЮТ? (если действия совершают сразу несколько предметов) (слайд №6)

Учитель:  Как мы можем обозначить слово-предмет и слово-действие?

(ПРЕДЛОЖЕНИЯ УЧЕНИКОВ)

Учитель: В русском языке, эти слова называют разное и придумал два разных значка.

                                                               

                                      (слайд №7)        (слайд №8)

                            Слова - предметы          Слова - действия

VI. Закрепление изученного материала.

1. Работа по карточкам.

Учащиеся работают по группам:

1-й ряд называет слова-предметы с вопросом;

2-й ряд – слова-действия с вопросом.

Карточка 1. (слайд №9)

Идет сильный дождь. Марат делает уроки. Алина рисует куклу. Миша чистит зубы. Доктор лечит больных. Шофер водит машину.

Карточка 2. (слайд №10)

Скакал зеленый кузнечик. Желтела рожь. Журчал ручей. Стрекотала бойкая сорока. На цветке блестела роса.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

2. Работа по тетради. Упражнение 1, с.6.

Рисунки 1-2 – по вариантам; рисунки 3-4 – с комментированием; рисунок 5 – самостоятельно.

Упражнение 2. стр.7 (самостоятельное выполнение задания)

Какие слова-действия отвечают на вопрос что сделаю? (Топну, позову)

Какие слова-действия отвечают на вопрос что сделают? (Влетят, залают, завоют,  застучат, дадут, аукнут)

- Найдите в каждой строчке лишнее слово и назовите его. (слайд №11)

  • Лента, песня, гудят, клюква.
  • Взял, труба, сидит, строит.
  • Морской, красный, быстрый, книга.

- Соедините стрелками пары слов по смыслу. (слайд №12)

КТО?

ЧТО ДЕЛАЕТ?

Мальчик

прыгает

Белка

долбит

Дятел

читает

VII. Итог урока.

Мы сегодня с вами знакомились с миром слов

- Какие слова вы узнали? (слова-предметы, слова-действия.)

- На какие вопросы отвечают слова-предметы? Как их обозначают на схеме?

- На какие вопросы отвечают слова-действия? Как их обозначают на схеме?

Ребята достигли мы цели нашего урока.

На этом наш урок закончен. Спасибо за внимание. (слайд №13)

Список литературы:

  1. Чуракова Н.А. Русский язык. 1класс: Учебник, — М.: Академкнига/Учебник.
  2. Гольфман Е.Р. Тетрадь для самостоятельных работ. 1 класс. — М.: Академкнига/Учебник.
  3. Чуракова Н.А., Гольфман Е.Р. Русский язык. 1-4 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник.



Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Подготовил: Шкода Любовь Владимировна

учитель начальных классов

МБОУ «Терентьевская сош»

Кемеровская обл., Прокопьевский р-н, с. Терентьевское

              Ученые в  области  педагогики  выявили,  что  в  различные  возрастные

периоды существуют неодинаковые возможности  для  формирования нравственных ценностей. Ребенок, подросток и  юноша,  по-разному  относятся  к  нравственным ценностям. Знания и учет достигнутого  человеком  в  тот  или  иной  период жизни помогает проектировать в формировании нравственных ценностей его дальнейший рост.  Формирование нравственных ценностей ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне  развитой личности.

         Работая   над   проблемами   формирования нравственных ценностей младших школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности:

   1) Склонность к игре. В условиях игровых  отношений  ребенок  добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение и нравственные ценности. В играх, более чем где- либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети  с  особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают  свое  осуждение  нарушителю. Если ребенок не подчинится мнению большинства, то  ему  придется  выслушать много неприятных слов, а  может,  и  выйти  из  игры.  Так  ребенок  учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от  ее  участников  умения  действовать  по  правилам.  «Каков ребенок в игре, таков во многом  он  будет  в  работе,  когда  вырастет»  - говорил А.С.Макаренко.

       2)  Невозможность  долго  заниматься  монотонной  деятельностью.  Как

 утверждают психологи, дети 6-7-летнего возраста не могут  удерживать  свое  внимание на одном  каком-либо  предмете  более  7-10  минут.  Дальше  дети начинают  отвлекаться,  переключать  свое  внимание  на  другие  предметы, поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий.

       3)  Недостаточная  четкость    представлений о нравственных ценностях в  связи  с небольшим опытом.

4) Может существовать противоречие между знанием, как нужно, и  практическим применением (это касается этикета,  правил  хорошего  тона,  общения).  

5) Неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и  сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице).

              Среди  основных  задач,  которые  ставит  современное  общество  перед народным образованием,  выделяется  актуальная  задача  воспитания  активной сознательной творческой личности.

              В младшем школьном возрасте, констатирует М.Н. Аплетаев,  особую  роль выполняет  учебная  деятельность,  происходит  переход  от:   «ситуативного» познания  мира  к  его  научному  изучению,  начинается  процесс  не  только расширения, но и систематизации и углубления знаний. Учебная деятельность  в этом возрасте создает условия для овладения  учащимися  приемами,  способами решения различных умственных и нравственных задач, формирует на этой  основе систему отношений детей к окружающему миру.

              Младший школьник в процессе учебы в  школе  постепенно  становится  не только объектом,  но  и  субъектом  педагогического  воздействия,  поскольку далеко не сразу и не во всех случаях  воздействия  учителя  достигают  своей цели. Действительным объектом  обучения  ребенок  становится  только  тогда, когда педагогические воздействия вызывают в нем  соответствующие  изменения.

Это касается, тех знаний, которые усваиваются  детьми,  в  совершенствовании умений,  навыков,  усвоении  приемов,  способов  деятельности,   перестройки отношений учащихся. Естественная и необходимая «ступенька» важна в  процессе развития ребенка в младшем школьном возрасте.

              Включаясь в учебную деятельность, младшие школьники учатся действовать целенаправленно  и  при  выполнении  учебных  заданий,  и  при   определении способов своего поведения. Их действия приобретают осознанный характер.  Все чаще при  решении  различных  умственных  и  нравственных  проблем  учащиеся используют приобретенный опыт.

              Значимой особенностью субъекта деятельности является  и  осознание  им своих возможностей, и умение (возможность) соотнести их и свои стремления  с условиями объективной действительности.

              Э.П.  Козлов  считает,  что   развитию   этих   качеств   способствует

мотивационный компонент учебной деятельности, в  основе  которого  возникает потребность  личности,  которая  становится  мотивом  при   возможности   ее осознания   и   наличия   соответствующего   отношения.   Мотив   определяет возможность и необходимость действия.

              Здесь мы подходим к  вопросу  о  значимости единства  всех  трех  компонентов  учебной   деятельности   (мотивационного, содержательного, операционного) для становления учащихся  начальных  классов как субъекта учебной деятельности. Причем, суть  значимости  этого  единства можно рассматривать в двух аспектах.

              Первое – это возможность  развития  каждого  из  них  на  основе  двух

других. Так,  формирование  мотивационной  сферы  учащегося  невозможно  без достаточного развития и содержательной, и операционной стороны, поскольку  и сознание   своих   возможностей   и   возникновение   отношения    (чувств), соответствующих «сигналов» возможно лишь в том случае, если ребенок  владеет определенным  содержанием,  на  основе  которого  возникает  потребность,  и комплексом приемов, - способов удовлетворения этих потребностей.

              Таким  образом,  учащийся  становится  активным  участником   процесса обучения, т. е. субъектом  учебной  деятельности,  только  тогда,  когда  он владеет определенным содержанием, т. е. знает, что делать и для чего.  Выбор того, как делать, определятся  и  его  знаниями,  и  его  уровнем  овладения операционными структурами, и мотивами данной деятельности.

              Второй  аспект,  раскрывающий  сущность  значимости  единства   данных компонентов, представляет  собой  следующее:  на  сегодняшний  день  процесс обучения в начальной школе в  значительной  степени  направлен  на  усвоение знаний  и  приемов,  способов  учебной  работы,  т.е.   упор   делается   на содержательный и частично операционные компоненты. При этом  предполагается, что в ходе этого процесса идет и  умственное  развитие,  и  нравственное.  В определенной своей  части  это  положение  верно,  но  при  целенаправленном формировании содержательных элементов, в  какой  –  то  степени  «стихийное» развитие  операционной  и  мотивационной  сторон  неизбежно  отстает,   что, естественно, начинает тормозить и процесс усвоения знаний, не дает в  полной мере  использовать  заложенные  в  учебной  деятельности   возможности   для умственного и нравственного развития учащихся.

              Проблема формирования нравственных ценностей  младших школьников в процессе обучения взаимосвязана с тремя факторами, которые определяет Т.В. Морозова.

          Во-первых,  придя  в  школу,  ребенок  переходит  от  «житейского»

усвоения окружающей действительности, в том  числе  и  морально–нравственных норм, существующих в обществе, к его научному и целенаправленному  изучению. Это происходит на уроках  чтения,  русского  языка,  природоведения  и  т.д. Значение  такого   же   целенаправленного   обучения   имеет   и   оценочная деятельность учителя в процессе уроков, его беседы,  внеклассная  работа  т.п.

              Во-вторых,  в  ходе  учебной  работы  школьники  включены  в  реальную коллективную  деятельность,  где  также  идет  усвоение  нравственных  норм, регулирующих  взаимоотношения  учащихся  между   собой   и   взаимоотношения учеников с учителем.

              И третий фактор: в процессе обсуждения положения в  современной  школе все чаще звучит тезис о том, что обучение  в  школе  –  это,  прежде  всего, формирование нравственной личности. В связи с  этим  предлагается  увеличить удельный вес гуманитарных наук в общем объеме  школьной  программы.  Учебная деятельность  имеет  все  возможности,   позволяющие  развивать  у  учащихся нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета.

              С этой  точки  зрения  и  необходимо  решать  проблему  умственного  и нравственного развития учащихся в процессе школьного обучения,  в  единстве, в тесной взаимосвязи одного и другого. С этих позиций  учебная  деятельность является фактором целостного развития личности ребенка.

              Начальное обучение в  настоящее  время  строится  таким  образом,  что развивает  у  школьников  познавательные  способности;  вырабатывает  навыки активного овладения  учебным  материалом,  ведет  к  объединению  полученных знаний в целостную систему,  направленную  на  осознание  окружающего  мира.

Развитие мышления,  овладения  разнообразными  способами  работы  с  учебным материалом оказывает прямое влияние на усвоение детьми нравственных  знаний; организация  учебного  процесса  и  его   методы   способствуют   накоплению нравственного опыта.

              Формирование нравственных ценностей происходит в школе на  всех  уроках.  И  в этом отношении нет главных и  неглавных  предметов.  Воспитывает  не  только содержание, методы и организация обучения, учитель,  его  личность,  знания, убеждения,  но  и  та  атмосфера,  которая  складывается  на  уроке,   стиль отношений педагога и детей,  детей  между  собой.  Воспитывает  себя  и  сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания.

              Для   формирования нравственных ценностей важно   организовать   учение   как коллективную  деятельность,  пронизанную  высоконравственными   отношениями. Учебная деятельность становится  коллективным  трудом,  если  познавательная задача ставится перед детьми как общая, для ее  решения  нужен  коллективный поиск. В начальных классах требуются специальные приемы, чтобы  дети  смогли осознать учебную задачу и как общую, и как относящуюся лично к ним.

Список используемой литературы:

1.  Аплетаев  М.Н.  Система  воспитания  личности   в   процессе   обучения:

Монография /Омск. гос. пед. ун-т – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998.

2. Божович  Л.И.  О  нравственном  развитии  и  воспитании  детей//  Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975.

3. Воспитание  личности  школьника  в  нравственной  деятельности:  Метод. Рекомендации /Ом. гос. пед. ин-т им. Горького – Омск: ОГПИ, 1991

4. Козлов Э.П. Воспитание нравственного сознания школьников. Изд-во

Ростовского ун-та, 1983.

5. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. –  Т.5.  – М.: Просвещение, 1976.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Терентьевская средняя общеобразовательная школа»

Прокопьевского района Кемеровской области

Конспект урока по русскому языку
в 1 классе
УМК «Перспективная начальная школа»

«Сочинение по предметной картинке «Дыня» с УУД»

подготовила

учитель начальных классов

Шкода Любовь Владимировна

с. Терентьевское 2012

Тема урока: Сочинение по предметной картинке «Дыня».

Тип урока: Сочинение по картине.

Цель: способствовать формированию умения описывать  предметную картинку.

Задачи: Образовательные: - научить писать сочинение  по картинке.

                Воспитательные: - воспитывать самостоятельность и творческую                                   активность ребенка.

                Развивающие: – развивать мыслительные операции;

                             – развивать речь учащихся.

Оборудование и литература: картинка, тетради.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Формируемые УУД

1. Организация класса на работу.

1. Слово – приветствие.

Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении.

2. Слово – инструктаж.

3. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы будем писать сочинение-описание по предметной картинке.

- В чем особенность сочинения-описания?

4. Сообщение типа текста.

-Ваше сочинение по типу текста будет описание.

- В чем особенность текста-описания?

- Описать предмет на картинке и общее впечатление от него.

- Это текст, цель которого состоит в описании внешнего вида предмета.

Регулятивные действия. Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

2. Подготовка к первичному восприятию.

1. Ввод картины.

- Что изображено на картине?

2. Анализ личных наблюдений.

- Дыня – это фрукт, овощ или ягода?

- Как и где растет дыня?

- Какого цвета бывает дыня?

- Есть ли запах у этой ягоды?

- Какой вкус у дыни?

- Какие блюда готовят из дыни?

3. Установка на рассматривание картинки.

- Посмотрите внимательно на картинку и подумайте, с чем можно сравнить дыню изображенную на ней.

Дыня.

- Дыня – это ягода.

- Она растет на огороде или даче. Этот плод растет на зеленом плетистом растении.

Желтого, зеленого

- Да, он очень ароматный.

- сладкий вкус.

- употребляется дню в пищу в сыром виде, порезанная на ломтики, с удалением внешней кожуры, а также её перерабатывают в повидло, цукаты.

Коммуникативные  УУД.

Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

Познавательные УУД.

Анализ объекта с целью выделения признаков, характеризующих данный объект.

3. Первичное восприятие.

Рассматривание картины.

4. Анализ первичного восприятия.

1. Проверка установки.

- С чем же можно сравнить дыню, изображенной на картинке?

2.Эмоционально-оценочная беседа.

- Понравилась ли вам дыня, изображенная на картинке?

- Любите ли вы дыни?

- Что вы себе представляете, когда слышите слово дыня?

3. Беседа по содержанию.

- Какой формы этот овощ?

- Какого размера и цвета дыня?

4. Работа над заголовком картинки.

- Выберите наиболее удачный заголовок к картинке из предложенных вариантов.

«Спелая дынька»

«Дыня»

«Необычная ягода»

- Предложите свой вариант заголовка.

- С мячом для регби, она такая же овальная.

- Да, сразу захотелось попробовать.

- Да, когда они спелые то очень сладкие.

- Большую ягоду очень сочную, сладкую.

- Дыня овальной формы.

- На картинке изображена большая дыня желтого цвета.

- «Спелая дынька», потому что этот заголовок передает характеристику дыни, которая изображен на картинке.

- «Ароматная дыня», «Желтая дынька», «Сочная ягода».

Коммуникативные  УУД.

Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

5. Языковая подготовка.

1. Словарно-семантическая работа.

а) подбор синонимов.

- Замените слово помидор другим словом.

- Замените слово желтый, другими словами.

- Подберите как можно больше прилагательных к словам помидор, вкус, овощ.

б) работа над изобразительно-выразительными средствами.

- Вы уже сказали, что дыня похожа на мяч для игры в регби. С чем ещё его можно сравнить?

2. Структурно-композиционная работа.

- Составим план будущего сочинения.

- Сколько пунктов плана у нас будет?

- Давайте составим план. Как мы назовем каждый пункт?

3. Сравнение впечатлений.

- Сравните ваше впечатление от картинки от впечатления после нашего разговора о ней? Чем? И почему?

4. Работа над орфографией.

- Запишите слова, написания которых нужно запомнить.

- Составьте с этими слова словосочетание.

5. Пунктуационная работа.

- Ребята, вспомните, что мы ставим в конце каждого предложения? Почему?

6. Устное создание текста сочинения.

- Послушайте мое сочинение, которое я написала по этой картинке.

   Дыня – это ягода.

    Дыня очень ароматная и желтого цвета. Она овальная и крупная. Дыня очень сочная, сладкая и нежная  на вкус.

   Дыни  чаще всего едят сырыми. Я, например, люблю повидло их дыни и цукаты.

- Теперь составьте вы свой текст сочинения по плану устно.

- ягода, она.

- Солнечный

- Дыня – вкусная, сладкая, овальная, сочная, спелая, ароматная, нежная.

Вкус – приятный, любимый, сочный, сладкий, нежный.

Ягода –  питательная, вкусная, любимая, сочная, желтая

Круглая дыня похожа на мячик, шар

- 3 пункта.

1. Название ягоды.

2. Описание ягоды:

• цвет;

• размер;

• форма;

• запах;

• вкус.

3. Употребление в пищу.

- Да отличается, потому что после беседы мы узнали много нового о дыне и, глядя теперь на картинку, очень много сразу вспоминаем о ней.

- ягода, желтая

- Большая ягода, жёлтая ягода, спелая ягода, любимая ягода, желтая дыня.

- Точку, потому что это законченная мысль.

Учащиеся устно составляют свое сочинение.

Регулятивные УУД: планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий

Познавательные УУД.

Извлечение необходимой информации из прослушанного текста. 

6. Итоговое восприятие картины.

Рассматривание картины.

- Ещё раз внимательно рассмотрите картинку, вспомните все сочинения, которые составили устно ребята.

Регулятивные УУД: понимание поставленной цели.  

7. Создание письменного текста сочинения.

1. Запись текста в черновике.

2. Редактирование черновика.

3. Переписывание в чистовик.

4. Самопроверка.

Вспомните, какую цель вы поставили перед собой вначале урока, достигли ли вы этой цели?

Спелая дынька.

    Дыня – это ягода. Она овальная и желтая.

Познавательные УУД: Умение составлять и записывать предложения из 2-3 слов.

Регулятивные УУД: Оценивание результатов деятельности.

Личностные УУД:

смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? Что дал урок

Список использованной литературы:


1.
Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению. Азбука. «Академкнига / Учебник», 2011.

2. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука: 1 кл.: Методическое пособие / Учебник, 2007.



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Терентьевская средняя общеобразовательная школа»

Прокопьевского района Кемеровской области

Конспект урока по технологии
в 1 классе
УМК «Перспектива»

«Посуда. Изделие Чайник»

подготовила

учитель начальных классов

Шкода Любовь Владимировна

с. Терентьевское 2012

Тип урока: Урок по изготовлению изделия.

Тема урока. Посуда.

Изделие: «Чайник».

Цель: Развивать навык анализа последовательности изготовления изделия.

Задачи:  Образовательные  – формировать навык планирования

                                                     предстоящих трудовых действий;

              - закрепить правила организации рабочего места;

              - формировать навык решения изобретательских задач.

    Воспитательные – формировать интерес к данному виду труда;

                                    - воспитывать стремление к освоению новых технологий и способов деятельности.

  Развивающие – развивать навык практического выполнения задания.

Оборудование: демонстрационное изделие  «Чайник», пластилин, стеки, клеенка.

Ход урока:

№ п./п., время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационная часть. (1-2 минуты)

2. Объяснение материала. (15 минут)

3. Самостоятельная работа по плану. (25 минут)        

4. Итог урока. (2-3 минуты)

Проверка наличия оборудования у школьников.

- Посмотрите у себя на рабочем месте, все ли вы приготовили к уроку: пластилин, стеки и клеенки.

Гостей и близких привечаем,
Мы ароматным сладким чаем.
Он от недуга исцеляет,
И усталость прогоняет.
Силы новые дает,
И друзей за стол зовет.
Чай - это прекрасный, полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость и поднимает настроение.
Кто из вас любит чай?

В наши дни, как в старину, празднично накрытый стол с кипящим самоваром символизирует русское гостеприимство.
Не зря наш народ придумал поговорку: Чай пить - приятно жить или выпей чайку - позабудешь тоску.
Чай пьют не только в России, но и во многих других странах. Например, китайцы и японцы пьют зелёный чай, англичане – чёрный, цейлонский и индийский чаи с молоком или сливками,
Ребята, а какая посуда необходима для чаепития?

А вы знаете, что первый электрический чайник появился в 16 веке. Раньше, он совсем не был похож на современный.
А вот чайники, которыми мы пользуемся сейчас.
История создания электрических чайников очень интересна, а вот заварочные чайники и раньше были похожи на современные, только изготавливались из глины.
В наше время чайники и другую посуду для чаепития изготавливают разной формы и из различных материалов
.
А ещё такими сервизами украшают дом.

Сегодня мы сделаем  изделие из пластилина «Чайник».

Посмотрите внимательно на изделие «Чайник». Из скольких частей он изготовлен?

Из каких деталей он состоит?

Какая фигура лежит в основе сосуда нашего изделия?

Давайте решим изобретательскую задачу: ''Изменение формы частей и объектов''. В моем изделии,  в основании сосуда лежит  фигура цилиндр. Изготовьте изделие «Чайник», в основе сосуда которого лежит шар.

Прежде чем выполнить изделие, давайте составим план нашей работы.  Что мы будем делать первым?

Что потом?

А последним пунктом будет – украшение изделия.

Перед тем как вы начнете работы, вспомним  «Правила организации рабочего места»:

  1. Работай на своем месте.
  2. Прежде чем начать работу правильно приготовь рабочее место.
  3. Во время работы держи рабочее место в порядке.
  4. Береги инструменты, экономь материал, всегда думай, как сделать работу лучше.
  5. Кончил работу, аккуратно убери рабочее место.

Выполнение изделия.

Учитель осуществляет контроль.

Посмотрите на ваши изделия  и скажите, решили ли вы изобретательскую задачу ''Изменение формы частей и объектов''?

Как вы это сделали?

Молодцы! Значит все изделия, изготовлены с учетом задания?

Кружка, чайник, ложка, сахарница.

 Из 2 частей: чайник и крышечка

Состоит из 4 деталей: сосуда, носика, ручки, крышечки

цилиндр

  1. Подготовь рабочее место.
  2. изготовь сосуд в форме шара.
  3. сделай крышку для чайника.
  4. Изготовь носик и ручку для чайника.
  5. Соедини части.
  6. Надень крышку.
  7. Укрась чайник.

Список использованной литературы

1.Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. 1 класс. –  М: Просвещение,  2011


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Подготовил: учитель начальных классов

Шкода Любовь Владимировна

МБОУ «Терентьевская сош»

Кемеровская обл., Прокопьевский р-н, с. Терентьевское

Формирование познавательного интереса в процессе внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе.

Современная школа должна сформировать у учащихся не только определенный набор знаний, но и пробудить у них стремление к самообразованию, реализации своих способностей, развить желание и умение учиться. Поэтому одной из главных задач современного обучения является формирование стойкого познавательного интереса у учащихся, который в конечном итоге определяет качество обучения. Не случайно в нормативных актах и программно-методических материалах утверждается, что развитие любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем в современной начальной школе. Основная задача на ступени начального общего образования – развитие мотивации к учебной деятельности, включая социальные и учебно-познавательные мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей.

Современный  ученик – это прежде всего творческая личность, которая хочет и умеет учиться, поэтому она ориентирована на получение непрерывного образования. Однако, как свидетельствуют отзывы педагогов, опросы учеников и учителей, опубликованные в СМИ, сегодня можно, к сожалению, констатировать тенденцию на снижение познавательного интереса к получению образования в целом, и к предметам гуманитарного цикла в частности (русский язык, риторика, литература).

Известно, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые ученики считают его скучным предметом.  Одна из основных причин  снижения интереса к русскому языку заключается в том, что учителя, как правило, делают упор на теоретической нормативной стороне языка вместо того, чтобы ярко и убедительно показать учащимся богатство русского языка, научить им пользоваться в практических целях. Еще одной причиной, подавляющей интерес к изучению русского языка, является использование на уроках однотипных заданий, не предполагающих усложнение учебного материала и организацию продуктивной деятельности. Отсутствие интереса, нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность, плохую успеваемость и по другим предметам.

Большие возможности для формирования познавательного интереса открываются во внеурочной деятельности.

Урок, даже самый удачный, имеет один недостаток: он спрессован во времени и не допускает отвлечений, даже когда ученики остро интересуются каким-либо вопросом. Другое дело – внеурочное занятие, в котором учитель не ограничен жесткими временными и плановыми рамками. Правильно организованная внеурочная деятельность одновременно является и продолжением работы на уроках, и способом воспитания и формирования личностных качеств младшего школьника, и средством развития познавательного интереса к предмету. С 2012 года, согласно ФГОС НОО второго поколения, основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением в том числе и через внеурочную деятельность.

Традиционно внеурочная деятельность по русскому языку принимает формы групповых и массовых занятий: это кружки, тематические вечера, конференции, олимпиады по русскому языку. В ходе внеурочной работы по русскому языку учащиеся, как и на уроке, получают новые лингвистические знания, работают над культурой речи, при этом разнообразные  занимательные  средства обучения, применение которых во внеурочной деятельности имеет свою специфику, способствуют повышению эмоционально-положительного отношения к русскому языку, познавательного интереса к предмету.

Однако ФГОС предоставляет свободу учебным учреждениям в организации внеурочной работы, поэтому  разрабатывать и апробировать наиболее эффективные средства и формы осуществления внеурочной деятельности учителю приходится самостоятельно.

Требования, выдвигаемые современной школой, переосмысление принципов и методов обучения, появление новых видов и форм внеурочной деятельности.

Исследовать проблему формирования познавательного интереса к русскому языку у младших школьников начали отечественные ученые еще во второй половине XVIII века. Феномен познавательного интереса рассматривался К.Д. Ушинским, С.Н. Рубинштейном, Н.Г. Морозовой, Г.И. Щукиной и др., однако в разные времена сущность познавательного интереса понималась и исследовалась с разных точек зрения. Сегодня проблема познавательного интереса анализируется в контексте разнообразной деятельности учащихся и рассматривается как важнейший стимул развития личности.

Несмотря на отсутствие в науке единой трактовки познавательного интереса, в основе всех определений лежат общие компоненты познавательного интереса: эмоциональное отношение к предмету, к содержанию предмета, к процессу учения. Большинство ученых считают, что познавательный интерес – это потребность человека к познанию, постоянному углублению и творческому использованию имеющихся знаний, которая позволяет развивать гибкость мышления, фантазию и интуицию.

Исходя из имеющихся компонентов познавательного интереса, Г.И. Щукина условно выделяет пять стадий формирования познавательного интереса: любопытство, любознательность, интерес к предмету, интерес к содержанию предмета, творческий познавательный интерес.

Анализ особенностей формирования познавательного интереса у младших школьников показал, что эффективной формой работы для  формирования познавательного интереса является внеурочная деятельность. Согласно новому Стандарту, это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Внеурочная работа по русскому языку в начальной школе разнообразна: она может быть организована в виде кружка, конференции, олимпиады, КВНа, тематического вечера и т.д. Но в любом случае она, во-первых,  тесно связана с программой, во-вторых, преследует комплекс задач, в том числе развитие познавательного интереса к предмету «русский язык» и повышение общей языковой культуры.

При организации внеурочной деятельности, возможно, руководствоваться концепциями, разработанными Г.И. Щукиной и Н.Г. Морозовой. Основные методические положения:

1. Одним из важнейших условий формирования познавательного интереса к предмету является использование занимательного материала 

2. При организации внеурочных занятий в начальных классах необходимо использовать различные виды и формы работы.

3. Использование творческих упражнений – необходимый этап в развитии самостоятельности и познавательной активности школьников.

4. Для формирования стойкого познавательного интереса и развития творческого мышления необходимо использовать деятельностный подход к обучению.

Система внеклассных мероприятий, как показала практика,  которые наиболее результативны для повышения уровня познавательного интереса следующие: заседание любителей русского языка; конкурс чистописания «Писать красиво - нелегко»; лингвистический КВН;  интеллектуальная игра «Поле чудес»; олимпиада по русскому языку.

Обучающиеся стремятся к изучению научной литературы по русскому языку за пределами занятий. Регулярное проведение внеурочных занятий по русскому языку помогают выработать у учеников чувство внутренней самоорганизации, а использование разнообразных форм и видов деятельности способствовать повышению положительного эмоционального фона внеурочной деятельности.

Список используемой литературы:

  1. Морозова  Н.Г.  Учителю  о  познавательном  интересе  /  Н.Г.  Морозова.  М.:  Знание,  2009. 
  2. Якимова  М.С.  Развитие  познавательного  интереса  у  младших  школьников  во  внеурочной  деятельности  //  Историческая  и  социально-образовательная  мысль.  —  2012.  —  №  4.  —  С.  122—124.