Всероссийский конкурс "Учитель года России "

ШКОДА ЛЮБОВЬ ВЛАДИМИРОВНА

Материалы заочного муниципального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года России 2019"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Эссе22.37 КБ
Файл Семинар1.83 МБ
Файл Пояснительная записка к семинару166.43 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Я - учитель»

 на конкурс «Учитель года 2019»

«Как из копеек составляются рубли,

 так и из крупинок прочитанного составляется знание»

В. Даль

Задачей современной школы становится формирование человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно приниматьрешения и отвечать за свои поступки, искать нужную ему информацию в различных источниках, анализировать ееи применять в повседневной жизни.

Но кто этому научит ребенка? Ответ простой –учитель. Возникает вопрос«Как он долженэто сделать?».

Это одна из самых сложных задач на первом уровне обучения - научить читать школьника. Не просто читать, а читать внимательно, осознанно знакомиться с произведениями, стараться прочувствовать все переживания героев, понять идею автора, взять из прочитанного что-то полезноедля себя.

Чтение – это окошко, через которое каждый ребенок видит мир и познает не только окружающую действительность, но и самого себя,расширяет словарный запас, развивает мышление, воображение, память. Именно оно способствует развитию усидчивости и выработки навыков самостоятельной работы, заставляет думать, анализировать. Чтение формирует мировоззрение, жизненные ценности, убеждения, личную философию каждого человека.

Чтение необходимо не только при изучении всех учебных дисциплин, но и во всех жизненных ситуациях. Учитель становится проводником для ребенка в удивительный и неповторимый мир книг – источника информации.

Учитель – это творческий, независимый, разносторонний, культурный, нравственно и духовно развитый человек, любящий свою работу и получающий удовольствие от своей деятельности и результатов своих воспитанников. Найти общий язык с каждым учеником, не подавлять в нём инициативу, направить на нужный путь, создать такиеусловия, чтобы каждый ребенок мог проявить себя – задача современного учителя. Необходимоприложитьвсе усилия, для того чтобы достичь той тонкой и хрупкой грани взаимопонимания, при которой дети увидят перед собой не только наставника, но товарища и друга. Именно уважение, терпение и любовь к детям делает личность педагога уникальной.

Настоящий учитель всю жизнь учится сам, развивается.Работа педагога не только неимоверно тяжела, но столь же и интересна: онадает возможность безграничного творчества в практическойдеятельности.

Много добрыхслов сказано опрофессии педагога. По моему мнению, сущность этого понятия кроется в самом слове «УЧИТЕЛЬ»:

У –умный, универсальный, умеющий многое;

Ч – читающий,честный, человечный, чуткий, с чувством юмора;

И – искренний, интересный, информационный;

Т – тактичный, творящий, толерантный, терпеливый;

Е – естественный, единомышленник;

Л – любящий детей и свою работу, ласковый;

Ь – и очень мягкий, как мягкий знак и само слово!

И в этом ему помогает КНИГА!

Если главная цель педагогической деятельности – подготовить обучающегося к достойному вступлению в жизнь, сложную, непредсказуемую и противоречивую, то современному педагогу необходимо приложить максимум усилий, чтобы школьная жизнь ребенка была интересной, радостной, успешной,ему необходимо понимать проблемы обучения и видеть достоинства каждого ученика. Таким образом, образование детей – словно «пазл», где образ складывается из кусочков, которые необходимо собрать воедино. Эта работа очень кропотливая и трудоёмкая.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Шкода Любовь Владимировна учитель начальных классов, первой квалификационной категории МБОУ « Терентьевская СОШ» https://nsportal.ru/shkoda-lyubov-vladimirovna

Слайд 2

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Терентьевская средняя общеобразовательная школа» Методический семинар «Развитие читательской компетентности младших школьников»

Слайд 3

«Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда» В. А. Сухомлинский

Слайд 4

Цель: развитие читательской компетентности младших школьников Задачи: совершенствовать навыки беглого и осознанного чтения, посредствам использования разнообразных форм урочной, внеурочной и внеклассной деятельности; развивать читательскую активность младших школьников; вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность

Слайд 5

Методы работы с текстом эвристический метод творческого чтения исследовательский репродуктивный метод проектов

Слайд 6

В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: осознанность (сознательность) правильность выразительность беглость

Слайд 7

Работа над осознанностью чтения Смысловая сторона чтения – это понимание читающим: - значений слов, употребленных в тексте, как в прямом, так и в переносном смысле; - содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями; - предметного плана содержания отдельных частей текста и смысла этих частей; - основного смысла всего содержания текста .

Слайд 8

Логические упражнения 1 .«Найди четвёртое » Даны три слова, первые два находятся в определённой зависимости. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существует такая же связь. Песня – композитор; самолёт - ? аэродром, горючее, конструктор, лётчик, истребитель. Нож – сталь; стул -? Вилка, дерево, стол, пища, скатерть. - «Что общего в словах и чем они различаются?» Мел – мель, мал – мял, мыл – мил. - «Чем похожи следующие слова?» Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан

Слайд 9

Игры со словами Упражнение « Найди животное » . Найдите животных, которые «спрятались» в зоопарке . Пришли ребята в зоопарк. Воз ле в хода – п олень я. И объявление: «Мухо мор ж аренный». Рысь ю пробежал охранник. Ребята за ним, но по пути за слон . Послыша лось рычание. «Принес ти гр абли!» – скомандовал охранник. Принес ли са мые новые. «Вели ка бан ка, - почему-то сказал охранник. И добавил: - Зоопарк закрыт»

Слайд 10

Лексическая работа с текстом 1. Выявление в тексте непонятных слов , объяснение и нахождение данных слов в толковом словаре 2. Показ предмета, его изображения, демонстрация действия 3. Замена непонятного слова синонимом, значение которого известно детям 4 . Использование антонима 5. Обращение к составу или этимологии слова 6 . Развернутое пояснение по типу статьи толкового словаря 7. Понимание смысла слова из контекста

Слайд 11

Упражнения по работе с деформированными, неоконченными предложениями и текстами - «Составь текст » (перестановка предложений ). Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали и ничего впереди не видели и в лужу упали. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Пришла весна, потекла вода. - «Составь предложение» используя слова. Школа, класс, парты, дежурный, тетрадь, пенал, урок. Утро, облака, ветерок, вода, лодка, рыбалка, мальчики, удочки. - «Закончи рассказ» Дежурные . Дима и Коля дежурные. Они рано пришли в школу. Коля…

Слайд 12

Работа над беглостью чтения Беглость – скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает осознанное восприятие читаемого. Упражнения для развития беглости чтения Игра « Фотоглаз »: показывается слово (группа слов), а дети воспринимают и запоминают их за короткое время « Ежеурочные пятиминутки чтение» урок по любому предмету начинается с того что дети 5 минут читают свои книги.

Слайд 13

Упражнения для развития беглости чтения «Жужжащее чтение и пение» когда все ученики читают одновременно вполголоса, каждый со своей скоростью. Игра «В прятки» учитель начинает читать текст с любого места, называя только страницу, обучающиеся должны найти и подстроиться под чтение учителя. Игра « Догоняшки » вверху над текстом кладется листе бумаги, который передвигается в низ по странице. Ученик должен успеть охватить глазом всю строку (пока лист ее не закрыл) и прочитать

Слайд 14

Работа над правильностью чтения Правильность чтения выражается в том, чтобы ребёнок не допускал : замены, пропусков, перестановки, добавления, искажения, повторов букв (звуков), слогов и слов, ошибок при постановке ударения в словах, этому способствуют упражнения, в которых наиболее точно отражаются признаки, свойства предметов, которые направлены на развитие запоминания, а значит развивают память и внимание

Слайд 15

Упражнения для правильного чтения Упражнение «Чтение перевёртышей» Игра «Не ошибись». Дети читают предложения, затем учитель убирает окончания слов, дети должны прочитать его ещё раз. Избуш . оказа . пус . . Хозяи . не бы. , то есть он, вероят ., отправил. на озе . осматри . какую – нибудь рыболов. снасть.

Слайд 16

Работа над выразительностью чтения Выразительное чтение - это воспроизведение голосом идеи и темы произведения. Цель данного чтения: истолкование внутреннего содержания произведения, выявление темы, предмета изображения, авторского отношения к предмету изображения: гнев, восторг, ирония, спокойствие, веселость, грусть, насмешка, восхищение

Слайд 17

Упражнения для развития выразительности чтения - чтение слова, фразы с разными оттенками интонации , соответствующей конкретной ситуации - упражнения для дыхания - упражнения для развития голоса - упражнения для дикции - чтение небольших стихотворений прочитать, передавая радость (возмущение, печаль, гордость) в зависимости от текста - чтение по ролям, в лицах

Слайд 18

Развитие читательской компетентности в школе будет эффективным, если в системе проводить упражнения на выразительность и правильность чтения, начиная с самых простых и постепенно усложнять их. Использование различных способов и приёмов способствует формированию осознанного и беглого чтения, поможет сделать уроки интересными, живыми и эмоциональными. Разнообразие заданий привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах

Слайд 19

До новых встреч! https://nsportal.ru/shkoda-lyubov-vladimirovna



Предварительный просмотр:

Муниципальный этап Всероссийского конкурса

«Учитель года России 2019»

Конкурсное задание «Методический семинар»

Шкода Л.В.,

Учитель начальных классов

МБОУ «Терентьевская СОШ»

Пояснительная записка

к методическому семинару

«Развитие читательской компетентности младших школьников»

«Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда»

В. А. Сухомлинский

Чтение – это окошко, через которое каждый ребенок видит мир и познает не только окружающую действительность, но и самого себя, расширяет словарный запас, развивает мышление, воображение, память.

В рамках реализации муниципального проекта «Читающая школа» методический семинар «Развитие читательской компетентности младших школьников» становится наиболее актуальным. Так как, в настоящее время, наблюдается противостояние книжной и активно формирующейся электронной культуры. Книга перестала быть повседневным атрибутом  современного человека,  люди все чаще предпочитают использование  смартфонов, планшетов  и других «гаджетов». К сожалению, первым отказывается от чтения молодое поколение, которое не видит наглядного примера от старших. А ведь читательская деятельность необходима не только при изучении  учебных дисциплин, но и во всех жизненных ситуациях.

Дети, которые прошли хорошую семейную школу воспитания культуры чтения, у кого дружба с книгой стала привычной с раннего возраста, отличаются широтой и устойчивостью читательских запросов, их избирательностью, возможностями восприятия сложных для возраста произведений, развитыми критериями оценочного отношения к книге, то есть, сформирована читательская компетентность.

Как же научить ребенка осознанно правильно читать, формировать навык работы с разными видами текстов, определить уровень понимания прочитанного? Как привести учащихся к пониманию смысла любого текста: арифметической задачи, грамматического правила или задания. Каждый учитель задумывается над этим вопросом, и по - своему старается решить проблему совершенствования навыка осознанного, выразительного, беглого чтения.

Заинтересовать, заинтриговать и привлечь внимание каждого ребенка к книге – задача одна из первостепенных,  а цель  учителя начальных классов – развивать читательскую компетентность младших школьников, которая подразумевает: владение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, умение работать с текстами, знанием книг и умением их самостоятельно и осознанно выбирать.

Для достижения поставленной задачи в своей деятельности использую следующие методы:  эвристический, исследовательский, репродуктивный, метод проектов и творческого чтения.

Из опыта своей деятельности хочу поделиться наиболее продуктивными технологиями для формирования навыка осознанного, правильного, выразительного, беглого чтения.

- При знакомстве с книгой или объемным произведением  использую буктрейлеры – это небольшие видеоролики, которые рассказывают в произвольной художественной форме о книге или произведение определенного автора (приложение 1);

- посещение книжных выставок, организованных в библиотеках села Терентьевское: Терентьевская сельская модельная библиотека и Терентьевская детская библиотека;

- организация «посещения» виртуальных выставок на сайтах библиотек России (приложение 2); 

- «Литературный флеш-моб», проводимый в рамках родительских собраний.

 - Внеклассные мероприятия помогают организовать активную, творческую деятельность учащихся, развитие интеллекта, личностных, коммуникативных качеств, саморазвитие, самообразование, самовоспитание, обогащение словарного запаса: литературные утренники и балы, литературно-художественные гостиные, беседы, инсценирование произведений, викторины, конкурсы сочинений и рисунков, конкурс чтецов, литературные турниры. 

- Участие в предметных неделях: создание газет, книжек малышек, мини проектов, подбор материалов и выступление с докладом, сообщением, стихотворением.

 - Подготовка и участие в традиционных календарных праздниках (Новый Год, 8 Марта, День Победы, День учителя, День Защитников Отечества), народные православные праздники (Рождество, Масленица)

Для совершенствования навыков осознанного чтения в своей работе использую:

- Логические упражнения, (приложение 3)  учат  находить общие и отличительные признаки в различных связях, объединять в одно целое эти признаки, устанавливать связь между различными явлениями и понятиями, применять логическое мышление: «Что общего в словах и чем они различаются?», «Назови одним словом», «Чем похожи следующие слова?», «Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог», «Составь новое слово, взяв у каждого второй слог», «Найди четвёртое», «Какие буквы, слог, слово лишнее».

- «Игры со словами», (приложение 4) требуют от учащихся внимания к слову, к его частям: «Превратите лес в деревья», «Найди животное», «Найди слово в слове», «Слово рассыпалось» загадки, ребусы, кроссворды,  шарады

- Упражнения по работе с деформированными, неоконченными предложениями и текстами, данные упражнения являются основой использования приема антиципации или предвосхищения, то есть смысловой догадки: «Восстанови текст», «Прочти, спроси, ответь!», «Составь предложения», «Закончи рассказ», «Поставь знаки препинания».

- Работа обучающихся с текстом способствует отработке осмысливания произведения. Деление текста на части, их смысловая группировка и приводят к выделению смысловых опорных пунктов, углубляющих понимание и облегчающих последующее запоминание материала: словарная работа, выборочное чтение, деление текста на части, составление плана, составление вопросов по тексту или по части текста, «Составление диафильма», подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста, составление викторин, кроссвордов к тексту или нескольким текстам, «Придумай продолжение рассказа».

Для развития правильности чтения (приложение 5) использую упражнения, в которых наиболее точно необходимо отразить признаки, свойства предметов, которые направлены на развитие запоминания, а значит развивают внимание, память учащихся: «Повтори, что сказал учитель», «Выбери слова на данный звук», «Выбери из всех слогов» «Выбери название предмета, в котором…», разучивание скороговорок, четверостиший, «Чтение слов, отличающихся одной буквой», «Чтение перевёртышей», «Предварительное послоговое чтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав», Игра «Не ошибись».

Для обучения выразительности чтения  использую  упражнениями для отработки правильной артикуляции, дикции, гибкости голоса (умения говорить громче - тише, выше – ниже): «Хоровое чтение», «Громкое чтение», «Чтение шепотом»,  «Чтение в парах», «Чтение с убыстрением темпа», «Чтение с переходом на незнакомый текст», «Чтение в темпе скороговорки».

Для обучения беглости чтения (приложение 6) использую приемы, которые обеспечивают сознательность восприятия при чтении и соответствуют темпу устной речи: игра «Фотоглаз», «Зрительные диктанты по текстам И.Т. Федоренко», «Прием многократного чтения в течение 1 минуты все», «Ежеурочные пятиминутки чтения», «Жужжащее чтение и пение», «Продуктивное многочтение», игра «В прятки», игра «Догоняшки».

Несомненно, эти формы работы не исчерпываются описанными упражнениями. Но такие приемы, позволяют комплексно и систематически развивать у обучающихся обязательные умения и навыки для осознанного, выразительного, беглого чтения, значительно повышает культуру и чтеца, и его слушателя.

Приложение 1

Буктрейлеры

  1. Book Treilers [Электронный ресурс]. – Режим доступа:   http://booktrailers.ru/video/hudozhestvennoe/dlja-detei/page-2, свободный. - Загл. с экрана. (дата обращения: 07.10.2018).

  1. Муниципальное автономное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система" г. Пскова [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://bibliopskov.ru/4children/bookchit.htm,  свободный. - Загл. с экрана. (дата обращения: 07.10.2018).

  1. Муниципальное бюджетное учреждение «Муниципальная информационно-библиотечная система г. Новокузнецка» ЦГБ им. Н.В. Гоголя [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://libnvkz.ru/chitatelyam/dlia_detei_i_ne_tolko/v-vistavki, свободный. - Загл. с экрана. (дата обращения: 10.10.2018).

  1. Н.В. Рыжкина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://proshkolu.ru/user/Ljdufqkj/folder/892043,  после регистрации на Web-ресурсе - Загл. с экрана. (дата обращения: 10.10.2018).

  1. Современный учительский портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://easyen.ru/index/poisk/09?searchid=2165504&text=Буктрейлеры&web=0, свободный. - Загл. с экрана. (дата обращения: 05.10.2018).

Приложение 2

Виртуальные выставки книг

  1. Муниципальное бюджетное учреждение «Воронежская областная универсальная научная библиотека имени И.С. Никитина» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://vrnlib.ru/vystavki/virtualnye-vystavki/ , свободный. - Загл. с экрана. (дата обращения: 05.10.2018).

  1. Муниципальное бюджетное учреждение «Детская библиотека Республики Карелия» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://dubrk.karelia.ru/virtualnie_vistavki.html, свободный. - Загл. с экрана. (дата обращения: 09.10.2018).

  1. Муниципальное бюджетное учреждение «Муниципальная информационно-библиотечная система г. Новокузнецка» ЦГБ им. Н.В. Гоголя [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://libnvkz.ru/chitatelyam/dlia_detei_i_ne_tolko/v-vistavki, свободный. - Загл. с экрана. (дата обращения: 10.10.2018).

Приложение 3

Логические упражнения

1.Что общего в словах и чем они различаются?

Мел – мель, мал – мял, мыл – мил.

2. Назови одним словом.

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж.

Зелёный, синий, красный, жёлтый.

Телевизор, утюг, пылесос, холодильник.

3.Какое слово лишнее и почему?

Ель, сосна, кед, осина.

Василий, Фёдор, Семён, Иванов, Пётр.

4. Чем похожи следующие слова?

Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.

У них одинаковое количество букв: они одного рода; они состоят из двух слогов.

5. Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.

Колос, рота, ваза. (корова)

Кора, лото, боксёр. (колобок)

Молоко, нерест, тарелка. (монета).

6. Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.

Змея, рама. (яма)

Пуговица, молоток, лава. (голова)

7. Найди четвёртое. Даны три слова. Первые два находятся в определённой зависимости. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существует такая же связь.

Песня – композитор; самолёт - ? аэродром, горючее, конструктор, лётчик, истребитель.

Нож – сталь; стул -? Вилка, дерево, стол, пища, скатерть.

8. Какие буквы, слог, слово лишнее.

а у р о ы

ма ра ла ны та

река, речка, ручей, ручка, ручеёк.

Приложение 4

Игры со словами.

 

  «Превратите лес в деревья»

Необходимо заполнить таблицу. Первое слово  состоит из трех букв, последующее слово должно быть на одну букву длиннее предыдущего, но при этом все придуманные слова подчинены одной теме.

1 ряд

2 ряд

3 ряд

дом

лес

сом

3 буквы

этаж

гриб

щука

4 буквы

дверь

трава

судак

5 букв

тамбур

тишина

удочка

6 букв

комната

деревья

пароход

7 букв

                

     Упражнение «Найди животное». 

 Найдите животных, которые «спрятались» в зоопарке.

Пришли ребята в зоопарк. Возле входа – поленья. И объявление: «Мухомор жаренный». Рысью пробежал охранник. Ребята за ним, но по пути заслон. Послышалось рычание. «Принести грабли!» – скомандовал охранник. Принесли самые новые. «Велика банка, - почему-то сказал охранник. И добавил: - Зоопарк закрыт».

Так и не увидели ни одного зверя. А жаль их здесь вон сколько.

Упражнение «Найди слово в слове» 

Например:  гроза, газета, ярмарка, поднос, шутка.

Упражнение «Слово рассыпалось»

ТОГЬС (гость), РУПАС (парус),  УНЧЕИК (ученик)

Приложение 5

Упражнения для правильного чтения

Упражнение «Повтори, что сказал учитель» 

бочка – точка, бабушка – бабочка, кошка – ложка.

Упражнение «Чтение слов, отличающихся одной буквой»

 мел – мель – мыл – мыль – мал – мял; 


мышка -мошка-мишка-миска.

Упражнение «Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы»

куст – стук, сосна – насос, мех – смех, мышка – камыш,

марка – рамка, марш – шрам, масло – смола, мошкара – ромашка.

Упражнение «Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания»

Приехал, пришёл, пришил, принёс, припев.

Красное, белое, голубое, чёрное, жёлтое.

Кукла, мама, папа, лапа, ложка.

Упражнение «Чтение перевёртышей»

Игра «Не ошибись». Дети читают предложения один раз, затем учитель убирает окончания слов, а дети должны прочитать его ещё раз.

(Избуш... оказа… пус... . Хозяи… не бы... , то есть он, вероят... , отправил. на озе… осматри... какую-нибудь рыболов... снасть). 

Приложение 6

Упражнения для обучения беглости чтения

         Игра «Фотоглаз»: показывается слово (группа слов), а дети воспринимают и запоминают их за короткое время, игра «Угадай» на доске напечатано к…р...д…р. В нашей квартире узкий к....

Зрительные диктанты по текстам И Т Федоренко. Тексты составляют 18 наборов, в каждом по 6 предложении. От набора к набору постепенно, по 1-2 буквы, происходит наращивание длины предложений (от 8 букв а первом до 46 букв в последнем предложении).

«Прием многократного чтения в течение 1 минуты все» дети читают один и тот же текст и замечают до какого слова дочитали, затем следует повторное чтение этого же отрывка, в результате чего ученики прочитают на несколько слов больше( читать не больше 3-х раз)

«Ежеурочные пятиминутки чтение» урок по любому предмету начинается с того что дети 5 минут читают свои книги.

«Жужжащее чтение и пение» когда все ученики читают одновременно вполголоса, каждый со своей скоростью.

Игра «В прятки» учитель начинает читать текст с любого места, называя только страницу, обучающиеся должны найти и подстроиться под чтение учителя.

Игра «Догоняшки» вверху над текстом кладется листе бумаги, который передвигается в низ по странице. Ученик должен успеть охватить глазом всю строку (пока лист ее не закрыл) и прочитать.