Главные вкладки

    Консультация для воспитателей «Художественная литература - важное средство формирования личности ребёнка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей».

    Горкина Светлана Сергеевна

     

    Литература влияет на формирование нравственных чувств и оценок, нормального поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств.

    Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, образными выражениями. Литература помогает ребёнку изложить своё отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл khudozhestvennaya_literatura.docx24.18 КБ

    Предварительный просмотр:

     Консультация для воспитателей «Художественная литература - важное средство формирования личности ребёнка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей».

    Составитель: Горкина С.С. МБДОУ ПГО « Пышминский детский сад №7» Свердловская область

    Литература влияет на формирование нравственных чувств и оценок, нормального поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств.

    Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, образными выражениями. Литература помогает ребёнку изложить своё отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы.

    Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей раскрывается в работах Е. А. Флериной, М. М. Кониной,  Н. С. Картинской. Особенности восприятия художественной литературы дошкольниками- в работах А. В. Запорожную, Т. А. Репиной, Л. Я. Панкратовой, М. М. Гурова.

    Художественная литература является универсальным развивающее-образовательным средством ребёнка дошкольного возраста. Функции художественной литературы в развитии ребёнка условно можно разделить на два больших класса: познавательно-нравственные и эстетические функции.

    К познавательно-нравственной функции можно отнести: развитие и активизацию воображения, образного мышления; расширение представлений, осведомлённости о мире (явлениях, не данных непосредственно в наблюдении и практически-действенном опыте); освоение таких средств упорядочения мира, как временные и причинно-следственные связи событий; освоение моделей человеческого поведения в разных  обстоятельствах, формирование эмоциально-ценностных установок по отношению к разным аспектам действительности  (природному и рукотворному миру, миру человеческих отношений) в сцепке с представлениями о них.

    К эстетической функции относится приобщение к словесному искусству, как таковому в его различных формах и развитие хорошей разговорной речи во встрече с литературным языком, ориентировка ребёнка на словесное  творчество через прототипы, данные в художественных текстах, воспитание культуры чувств и переживаний.

    Реализация этих развивающих функций осуществляется, во-первых, за счёт смысловой наполненности и структуры художественных текстов (лежащих в их основе метафоры и повествования, позволяющих создавать многообразные воображаемые миры, каждый из которых особым образом моделирует действительность) и, во-вторых, через сопереживание, эмоциональное принятие читающим (слушающим) авторской позиции или позиций персонажей художественных произведений.

    Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс  взаимосвязанных задач нравственного, умственного и эстетического воспитания. Процесс развития эстетического  восприятия очень заметен в дошкольном возрасте. Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений,  ребёнок может уже в 4-5 лет. Исследователи отмечают такую особенность  художественного восприятия ребёнка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Например, вместе с героями сказки дети испытают чувство страха в напряжённые драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости. Художественное произведение привлекает ребёнка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажем, используя в своих суждениях сложившийся у них под явлениях воспитания критерии поведения человека в обществе. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребёнку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а концу дошкольного возраста – перевёртыши, небылицы. Недостаточный уровень развития отвлечённого мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого.   Исследователями установлено, что дошкольники способны к овладению поэтическим слухом и могут понимать основные различия между прозой и поэзией. Дети старшего дошкольного возраста под воздействием целенаправленного руководства воспитателей  способны увидеть единство содержания произведения и его художественной формы, найти в нём образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами.   Задачи детского сада по ознакомлению детей с художественной литературой строятся с учётом рассмотренных выше возрастных особенностей эстетического восприятия. В настоящее время в педагогике для определения речевой деятельности,  имеющий ярко выраженную эстетическую направленность, принят термин «художественно-речевая деятельность детей». По своему содержанию это деятельность, связанная с восприятием литературных произведений и их исполнением, включающая развитие начальных форм словесного творчества (придумывание рассказов, сказок, загадок, рифмованных  строк), а также образности и выразительности речи. В соответствии с «Программой» педагоги должны знакомить детей в каждой возрастной группе с большим количеством произведений детской художественной литературы. Обеспечить усвоение ребёнком содержания произведений, правильное их понимание – важная задача. Воспитатель формирует у детей умение воспринимать литературное произведение. Слушая рассказ (стихотворение и т.д.) ребёнок должен не только усвоить его содержание, но и пережить те чувства, настроения, которые хотел передать автор. Важно также учить детей сопоставлять прочитанное (услышанное) с фактами жизни. К моменту поступления в школу каждый ребёнок должен уметь определить основных героев (о ком говорится в произведении), высказать своё отношение к ним (кто нравится и почему); определить жанр произведения (стих, рассказ, сказка и т.д.), уловить наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения). Часть программных произведений дети должны выучить наизусть (стихи), часть – уметь передавать близко к тексту (пересказывать). Кроме того, ребёнок овладевает способами исполнения ролей в инсценировке, в игре- драматизации по литературным сюжетам. Одна из важных  задач- формировать самостоятельность детей в художественно- речевой и театрально- игровой деятельности, развивать их творческие способности.    

    В дошкольной педагогике и в детской литературе на основе общих положений разработаны требования к художественным произведениям для детей (тематика, содержание, язык, объём) и оформлению книг, а также принципы составления репертуара для чтения детям. В «Программе воспитания в детском саду» помещены списки литературы для каждой возрастной группы,  в которых представлены устное народное творчество (сказки, песенки, потешки народов России и зарубежных стран), произведения русских и зарубежных писателей.  Весь рекомендуемый материал равномерно распределён по кварталам учебного года с учётом воспитательной-образовательной работы, которая проводится на каждом временном  отрезке. В «Программе» указываются методы ознакомления детей с этими произведениями. Предлагаемые списки художественной литературы облегчают отбор текстов, но не исчерпывают его.  Воспитателям нужно знать, с какими произведениями знакомились дети в предыдущих возрастных группах, чтобы постоянно закреплять их.          

    Программа в детском саду предусматривает  ознакомление детей с художественными произведениями на специальных занятиях и вне занятий (во время игр, театрализованных представлений, в уголке книги и т.д.). Одна  из задач таких занятий состоит в том, чтобы  научить детей слушать чтеца или рассказчика. Только научившись слушать чужую речь, дети получают способность запоминать её содержание и форму, усваивать норму литературной речи.

    Занятие по ознакомлению  с художественным произведением детей разных возрастных ступеней  организуется педагоги по- разному: с детьми раннего возраста воспитатель работает индивидуально или с группами по 2-6 человек; в средней и старших группах занимаются одновременно со всеми детьми.

    Чтобы занятия было интересным, воспитывающим, обучающим, педагогу следует: 1) Развивать способность слушать литературные произведения различных жанров и тематики-сказку, рассказ, стихотворение, малые формы поэтического фольклора; эмоционально реагировать на их содержание и следить за развитием сюжета; 2) Использовать художественную литературу как источник расширения и культурного обогащения мира ребёнка представителями о близком и далёком, о сказочных героях, и их характеристиках, о реалистичных событиях, поступках взрослых и детей; задавать вопросы на понимание прочитанного и обсуждать его; 3)Привлекать детей к участию в совместном с воспитателем в рассказывании знакомых   произведений, к их полной или частичной драматизации, выражению слушания художественного текста во внешних действиях; 4) Создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества, игровых вариаций, различных импровизаций на основе литературных произведений;  5) Обогащать  литературными образами игровую,  изобразительную деятельность детей, конструирование и т.д.; 6) Вырабатывать отношение к книге как к произведению эстетической культуры- бережное обращение, стремление самостоятельно и повторно рассматривать иллюстрации, желание повторно послушать именно эту книгу; 7) Знакомить детей как с отдельными произведениями, так и циклами, объединёнными одними  и теми же героями; 8)Читать детям ежедневно, выбирая для этого удобное время и соответствующие произведения (перед сном, перед едой, на прогулке); 9) использовать высокохудожественные иллюстрации как одно из основных опорных средств, позволяющих ребёнку следить за развитием действия и понимать текст; представить ребёнку некоторые произведения без зрительной опоры с целью развития его воображения, умения слушать и воспринимать художественную речь; 10)Способствовать вовлеченью родителей в систематическое чтение в семье.

    В своей педагогической деятельности я использую различные приёмы по ознакомлению с художественной литературой: 1)Литературный герой – на занятиях он приходит из разных книжек:  Кисонька- Мурысонька, машина из стихотворения В. Берестова… Но особую роль играет литературный персонаж, которому  суждено стать связующим звеном на всех занятиях. Детские книги дают нам для этого массу вариантов. Главное, чтобы этот персонаж был любим, узнаваем, мог бы знакомить детей с книжками, задавать вопросы, реагировать на высказывания, устраивать игры и поощрять.  2) Колокольчик- звук колокольчика влечёт, созывает, завораживает, помогает привлечь внимание детей, а также знакомит с новой книгой,  героем или с писателем, поэтом. 3) Пальчики- мелкая моторика в наших занятиях – важное звено. Так как с помощью пальчиков используются настольные кукольные театры, варежковые, а также ловкость рук – преобразованием пальчиков в героев, например, если поднять два пальчика вверх – получится заяц с двумя ушками, потом опускаем их вниз- получаются ножки, которые отправляются путешествовать… 4)Слушание- слушание сочетается с другими видами деятельности. При чтении стихов я стремлюсь донести до детей красоту поэтического слова, мелодию, ритм, и настроение стиха. Слушание, как правило, чередуется со звукоподражанием, движениями, перевоплощениями, проигрыванием диалогов. Часто сказки читаются с опорой на иллюстрацию, с использованием игрушек, поделок.

     5) Игры- игры всегда  включены в занятиях и помогают созданию образа. Они разные: с пальчиковыми куклами, с загадками, спортпризами, с движениями рук и ног, с хороводами, беганьем и прыганьем. 6) Музыкальное сопровождение – очень часто использую музыку. Она помогает создавать построение, вводит в атмосферу литературных произведений, способствует возникновению творческого состояния. Каждое  занятие – это погружение  детей в литературную среду, в атмосферу художественного слова, образа, в мир звуков, ритмов и рифм. Художественная литература позволяет по – новому взглянуть  на природу, на животных, на игрушки, на отношение  между людьми. Художественные тексты воздействуют как на литературное, так и на общее развитие ребёнка. Например: 1) Для создания весёлого настроения можно использовать стихотворение М.Яснова «Громкое утро», для лирического  А. Белого «Снега белей»; 2)  Чтобы побудить детей к сопереживанию, состраданию, сочувствую, читаем сказки В. Берестова «Большая кукла», К. Чуковского «Айболит и воробей»; 3) Для звукоподражания слушаем и повторяем фольклорную песенку «Кисонька - Мурысонька» и т.д. ; 4) Для стимулирования подражательных движений разыгрываем с детьми эпизоды из рассказа Е. Чарушина «Почему Тюпа не ловит птицу» (схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю!); 5) Для разыгрывания диалогов разучивание стихотворения К. Чуковского «Айболит», инсценировка сказки В. Бианки «Лис и мышонок»; 6)Для игры в перевоплощение читаем стихотворение «Кем быть» В. Маяковского (изображаем самолёты); 7) Для определения ощущений – например вкусовых – обращаемся к образу Кузи из сказки Т. Александровой (Кузьма любит ватрушки, пирожки); для формирования представлений об  осязательных ощущениях читаем стих Б. Заходера «Что ты, ёж, такой колючий?»; 8) Для усвоения противоположных понятий учим стихи А. Введенского «Села кошка на окошко», К. Чуковского «Котауси и Мауси» и т.д.;

    Таким образом, опыт показал, что наши занятия помогают малышам постепенно овладевать и техникой чтения, и счётом, и чувством ритма. Но главное, они привлекают чутьё к родному языку, любовь к художественному слову, интерес к книге.