Логопедические проекты для дошкольников

Симонова Ольга Викторовна

Учебные проекты для работы с детьми-логопатами по лексическим темам в рамках коррекционной деятельности.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Логопедические проекты38 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедические проекты  для дошкольников

Тема проекта : Речь как средство общения.

Основной вопрос : Что такое речь?

Основной вопрос : Что такое речь?

Участники : старшая и подготовительная группы МДОУ.

Дидактические цели проекта :

Развитие речевой активности детей, обогащение их словарного запаса, совершенствование навыка лингвистического отношения к речи,  развитие и совершенствование навыков межличностного общения.

Методические задачи :

Сформировать у дошкольников желание общаться друг с другом, развить представление о речи как средстве общения,  научить применять различные виды предложений в зависимости от речевой ситуации,  совершенствовать коммуникативные умения.

Проблемы самостоятельных исследований :

«Как общаются друзья?»,  «Как разговаривают взрослые?», «Почему нельзя перебивать другого, когда он говорит?» «Надо ли учиться говорить?».

Этапы и сроки проведения проекта :

I этап : Игра «Молчанка»,  речевые игры и упражнения «доскажи словечко», «кто знает, тот продолжит», «Кто больше назовёт..» , придумывание загадок-описаний и др. – 1 неделя.

II этап : разыгрывание речевых ситуаций «Смешные диалоги», участие в сюжетно-ролевых играх «Зоопарк», «Встречаем гостей», «На рыбалке», «Больница», «Путешествие», самостоятельные наблюдения детей за общением взрослых и знакомых – 2 неделя.

III этап : пересказывание и составление рассказов, инсценировки  диалогов(речевого этикета) и сказок «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят» и др. – 3 неделя.

Тема  учебного  проекта:  «Обучение детей  звуко – слоговому  анализу  и синтезу.»

Основной  вопрос : «Обучение детей элемента звукового анализа  в старшей логопедической группе».

Вопрос учебной темы:

Какими  методами и приемами можно сформировать у детей  навыки звуко – слогового анализа и синтеза.

Учебные  предметы: логопедические занятия , занятия по обучению грамоте.

Участники : дети  старшей логопедической  группы 5-6 лет.

Дидактические цели проекта :

Ознакомление со звуковой стороной слова.Этапы организации коррекционной игры с детьми . Аналитико- синтетический метод обучения в игре.

Методические задачи :

Научить детей различать гласные и согласные звуки. Различать твердые и мягкие согласные . Познакомить с понятием  «звук», «слог», «слово».

Проблемы  самостоятельных исследований:

  «Почему звуки А, У, И , Ы , Э ,О – называются гласными звуками ?»  , « Угадай  гласный  звук  по  артикуляции»,

« Прочитай  слово по начальным звукам картинок».

  Результаты  представления исследования: Создание карточек – схем , подбор для самостоятельной  работы дидактических игр с картинками  и  схемами.

Проблемы  самостоятельных исследований:

  «Почему звуки А, У, И , Ы , Э ,О – называются гласными звуками ?»  , « Угадай  гласный  звук  по  артикуляции»,

« Прочитай  слово по начальным звукам картинок».

  Результаты  представления исследования: Создание карточек – схем , подбор для самостоятельной  работы дидактических игр с картинками  и  схемами.

Тема проекта: "Пальчики помогают говорить".

Основной вопрос: Как пальчики помогают говорить?

Вопрос учебной темы: Как двигаются пальцы?

Дидактическая цель  проекта::  

формирование мелкой моторики рук у детей, имеющих нарушения речи.

Методические задачи:

изучить  состояние мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи; подобрать индивидуальные методы и приемы работы с ребенком, имеющим нарушения тонкой моторики; развивать и совершенствовать тонкую моторику рук в процессе индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий.

Проблемы (темы) самостоятельных исследований: выполнение статических упражнений по развитию пальчиковой моторики; выполнение динамических упражнений по развитию пальчиковой моторики; выполнение движений с декламированием (физминуток); работа с пособиями по развитию тонкой моторики.

Этапы и сроки проведения проекта:

Фронтальное  обследование детей – 1 урок, 25 минут.

Индивидуальное обследование детей – 5 уроков, 15 минут.

Формирование подгрупп для проведения занятий – 1 урок, 15 минут.

Выбор творческого названия проекта (совместно с учащимися) – 1 урок, 20 минут.

Занятия по формированию общих движений кистей рук – 2 урока, 20 минут.

Индивидуальные занятия по формированию навыков самомассажа  пальцев рук – 3 урока, 10 минут.

Подгрупповые занятия по развитию статических движений – 5 уроков, 20 мин

Подгупповые занятия по  развитию динамических движений с декламированием –6 уроков, 20 минут.

Самостоятельная работа с использованием пособий по развитию моторики -3 урока, 20 минут.

Тема  учебного  проекта: Насекомые.

Основной  вопрос: Нужны  ли  людям  насекомые?

Вопрос  учебной  темы: Какие  насекомые  существуют  в  природе?

Участники:Дети  6-7 лет.

Информационные  ресурсы:Филичева Т.Б.  Чиркина Г.В. Программа  обучения  и  воспитания  детей  с  ОНР.-М., 1993. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Логопедическая  работа  с  дошкольниками. М.,2003.

Дидактические  цели  проекта:

Развитие  речи, активизация  экологической  грамотности. Обогащение  словаря  по теме: «Насекомые».

Методические  задачи:

Научить  внимательно  наблюдать  за  жизнью  насекомых, сравнивать  и  обобщать  полученную  информацию  проводимых  экспериментов. Отражать  свои  наблюдения  в  речи, составлять  связный  рассказ.

Проблемы (темы) самостоятельных  исследований:

1.Почему  майский  жук,  бабочка,  паук-насекомые?  

2. Почему  кузнечик  зеленый  а  божья  коровка  красная?

3. Где  лучше  жить  насекомым?

Этапы  и  сроки  проведения  проекта:

Введение: 1 занятие  - 25-30 мин.

Основная  часть: 3  занятия, 2  наблюдения,  1 эксперимент.

Заключение : логопедический  досуг.

Тема учебного проекта: «Слово как единица языка».

Основной вопрос:  Что такое слово?

Вопросы учебной темы:

•          Для чего нужны слова?

•          Из чего состоят слова?

•          Какие  бывают  слова?  

Участники: воспитанники подготовительной к школе группы.

 Дидактические цели проекта:

Формирование начальных навыков обучения грамоте детей дошкольного возраста, развитие чувства языка, приобретение навыков самостоятельной работы со словом.

Методические задачи:

Дать детям понятие о звуковом строении слов, учить выделять заданные звуки из позиции слова, различать гласные и согласные, различать согласные по твердости и мягкости, звонкости, глухости; научить детей делить слова на слоги, выделяя ударный слог.

Проблемы самостоятельных исследований:

« Какими словами мы приветствуем друг друга?»,

«Как красиво звучат ваши имена?»

«О чем мы можем говорить по телефону?»

 «Подарим друг другу комплименты!»

  Этапы и сроки   проведения проекта:

«Мы в гостях у Звукознайкина» (формирование знаний о звуковом строении слов) – 1 урок, 25 минут.

«Красный – синий»

(знакомство с гласными  и согласными звуками) – 2 урока, по 25минут.

«Отгадай, где живет звук?» (выделение заданных звуков из позиции слов) - игровые упражнения  в свободное время.

«В гостях у Тома и Тима» ( различение согласных по твердости и мягкости) – дидактическая игра  в свободное время.

«Ищу свой домик» (учим детей делить слова на слоги, выделяя ударный слог) – дидактическая игра на занятиях, в свободной деятельности.