Кураторство "Для родителей"


Предварительный просмотр:

Анкета для родителей «Портрет моего ребенка»

Цель: выявление индивидуальных особенностей подростка, черт его характера, интересов, отношения к колледжу, а также взаимоотношений между родителями и подростками.

1.  Как ребенок относится к Вам? К другим членам семьи? С любовью, уважением, равнодушно, грубо. (Нужное назовите).

2.  Какие качества характера проявляет ваш ребенок особенно ярко? Какова главная черта его характера?

3.  Что отличает Вашего ребенка в поведении, привычках, состоянии здоровья?

4.  Что больше всего действует на него: ласка, просьба, требование, угроза, наказание?

5.  Какова роль ребенка в семье:

его обязанности —

его права —

разовые и постоянные поручения —

6.  Есть ли у ребенка друзья? Охарактеризуйте круг его товарищей.

7.  Где, как, с кем проводит ребенок свободное от уроков время?

8.  Какие учебные предметы нравятся ребенку? Какие можно назвать его любимыми предметами?

9.  Как ребенок относится к колледжу: охотно ли идет туда, охотно ли готовит уроки, как относится к внеклассным занятиям, совместным делам?

10.  Рассказывает ли он вам о своей группе? Что ему нравится? Что не нравится?

11.  Кто из взрослых является для него авторитетом?

12.  Какой Ваш ребенок в коллективе? Общительный, необщительный, добрый, недобрый, щедрый, жадный, необидчивый, обидчивый, командует, подчиняется, недрачливый, драчливый, помогает, не помогает другим, уступает, не уступает в конфликтной ситуации.

13.  Что бы Вы хотели изменить в вашем ребенке?



Предварительный просмотр:

Лекция для родителей 

ИГРА В БЕЛУЮ СМЕРТЬ.

(лекция для родителей)

Знаете ли Вы, господа родители, что вашим детям то и дело предлагают НАРКОТИКИ. Любые, по сходной цене и даже бесплатно!?

Страшно то, что случилось в последнее время: массовое подростковое и молодежное сознание признало наркотики банальностью. Сегодня раскурить «косячок» в школьном туалете – доблесть не большая, чем некогда затянуться «Космосом». Сегодня молодое поколение становится полноправным участником большой игры в «белую смерть», клиентом криминальной системы, устроенной именно так, как рассказывают телесериалы о наркомафии. О последствиях новообращенные не задумываются. Они верят в безвредность препаратов, передают друг другу верные рецепты самолечения.

В ночных клубах, которые посещают не только молодежь, но и школьники-старшеклассники, и где можно достать все что угодно, очень популярно «экстази» в виде таблеток, марок, наклеек, жвачек и, так называемой, «энергетической» воды. Всё продается почти легально. Ты – прыщавый, закомплексованный, робкий, нескладный. «Глотни экстази». Ну что ты, какой же это наркотик! Это эликсир свободы и наслаждения для маменькиных сынков и дочек – считают «эксперты» по ночной жизни. И случится чудо: робость и скованность исчезнут. Как упоительно танцуется в стиле супертехно! Как замечательно почувствовать себя неотразимым! А абстиненция (похмелье, когда организм требует новой дозы) не так уж тяжела и не способна испортить прекрасные воспоминания. «Вот видишь, а ты боялся,»- скажут бывалые. И он (она) уже не боятся. А если здесь замешана любовь, первое и самое сильное чувство, способна ли ваша девочка устоять, когда он, её избранник, умеет ловить кайф посредством глотания «колес», понюшек кокаина? «Кто не рискует, тот не пьет кайф!» - объяснила чудесная девочка шестнадцати лет с пестрыми от уколов венами. Какое уж там шампанское – атавизм, когда есть анаша, «винт», «химка», морфий, героин. И вот уже ваши дети в паутиновом лабиринте, из которого ВЫХОДА ИНОГДА НЕТ.

Наши дети стали объектом охоты для тех, кто стремится заработать– много, гарантированно, быстро и любой ценой. Сегодня наркологи уверяют: ваше семейное благополучие больше не спасение для ваших детей от губительного пристрастия. К наркотикам приобщаться не страшно (не в грязном подвале), а весело: в ревдансинге, например, где цвет и свет так завлекающе пульсируют вместе с музыкой, или возле школы в солнечный день, когда внезапно потеплело и не хочется расходиться , или в уютной гостиной на вечеринке у приятеля, а можно и в институте, когда не хочется идти на неинтересную лекцию, или повздорил с преподавателем, не сдал зачет, экзамен. А может быть ты «все» уже испытал и одолевает скука, нужны острые ощущения. Вот тут и появляются «благожелатели», предлагающие тебе плюнуть на все и расслабиться или оттянуться. Когда впервые предлагают наркотик, возникает ситуация выбора: попробовать или нет. И в этой ситуации соблазна или провокации должна помочь заложенная ранее «культура отказа». Конечно, можно просто решительно отказаться, но это не всегда легко и даже не всегда возможно.

Попав в трудную ситуацию выбора ( ведь отказ «действовать, как все» может означать отказ провести вечер в приятной, на первый взгляд, компании, разрыв с любимым человеком, потерю друзей), можно сослаться на то, что наркотики на неё(него) очень плохо действуют или просто не нравится цвет или запах.

Отказ с извинением, подобный универсальному водительскому: «Я за рулем» или «У меня аллергия», «Я поддерживаю форму для спорта, …», «А у меня сегодня еще встреча». Попробуйте провести дома со своим сыном или дочерью подобного рода ролевой тренинг. Не отстраняйтесь, считая, что вам этого не нужно делать. Наивно предполагать, что у ваших детей никогда не возникнет ситуация первого предложения (если, конечно, вы не собираетесь всю жизнь держать их в клетке без права выхода в мир). Поэтому-то их нужно вооружить разными способами отказа. Как предостеречь детей от наркотиков?

В первую очередь – быть предельно открытыми с ними. Не пугать и, тем более, не угрожать им. Они мало думают о будущем и живут настоящим. Свобода, независимость и мнение сверстников, а не родителей – вот его главные ценности. Постарайтесь уважать эту его свободу и ненавязчиво говорите с ним о будущем.

Если же вы убедитесь в том, что ваш сын или дочь пробовали наркотики, отыщите хорошего врача, т.к. употребление наркотиков не баловство, а серьезное заболевание с физической и психологической зависимостью. При этом доверяйте не рекламным буклетам, а рекомендациям знающих людей. Как бы вы ни стыдились, всегда оказывается, что не только вас коснулась эта беда.

СПЕЦИАЛИСТЫ ОБРАЩАЮТ ВНИМАНИЕ НА СЛЕДУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ ВОЗМОЖНОГО ПРИСТРАСТИЯ К НАРКОТИКАМ:

- резкое ухудшение поведения, изменение пищевых привычек, резкая смена друзей;

- частые случаи забывчивости, бессвязная речь, незаконченные фразы, абсурдные заявления;

- на фоне полного здоровья – расширение зрачков, покраснение глаз, кашель, насморк, рвота;

-частые и внезапные нарушения координации движений;

- резкие перемены настроения, причем эти перепады ни в коей мере не связаны с окружающей реальной действительностью (от депрессии к эйфории), или тонуса (от гиперактивности к сонливости и наоборот);

-полная утрата прежних интересов;

- частое упоминание наркотиков и соответствующей терминологии в разговорах и шутках;

- постоянное наличие денег или необъяснимое отсутствие, если вы их даете на какие-то покупки.

НЕКОТОРЫЕ ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ:

1.Амфитамины (экстази, ЛСД): низкая утомляемость, подвижность, неадекватно повышенное настроение

2.Производные конопли (анаша, гашиш,«центр», марихуана): покраснение глаз, сухость во рту, жажда, тягучая речь; беспричинный смех или чувство страха; обжорство.

ПРИ ПЕРЕДОЗИРОВКЕ: рвота, учащенное сердцебиение с перебоями, отсюда ощущение скорой смерти из-за остановки сердца. Опасность в употреблении анаши: снижение умственных способностей, снижение результатов учебы в школе, институте, на работе, так называемое «перегорание» у подростков: замедленное половое развитие, поражение легких, возможны галлюцинации; нередко переход у так называемым тяжелым наркотикам – опиатам.

3. Опиаты (морфий, героин, кодеин, «ханка», «химка»): красные глаза, как у кролика, и резко суженные до точки глаза; зуд всего тела, особенно крыльев носа; сухость во рту, понижение аппетита; непродолжительная эйфория, вслед за которой наступает сонливость.

ПРИ ПЕРЕДОЗИРОВКЕ наблюдается процесс «зависания», когда закатываются глаза и человек засыпает на ходу. Опиаты, особенно, героин, быстро вырабатывают зависимость, что приводит к физическим и психическим нарушениям, а также к необходимости увеличения дозы для получения того же эффекта.

4. Производные эфедры хвощевой (эфедрин, эфедрон, «винт», «мулька», «дасеф»): красные глаза, но зрачки резко увеличены; жажда, потеря аппетита; нервное возбуждение, болтливость; неусидчивость, дрожание рук; бессонница иногда до 5-7 дней; учащенное сердцебиение.

После инъекции эфедрона человек становится не в меру бодрым, активным, переживает обманчивое состояние «острого ума», необычайное сексуальное возбуждение, состояние невесомости. Физическая и психическая зависимость слабее, чем у опиатов, но через полгода может наступить интеллектуальная деградация. После неоднократного приема этих препаратов развивается потребность быстрого повторного введения наркотика, иногда через 20 минут. Частое в\в употребление наркотика ведет к образованию ярко видимых на руках «дорог» от уколов. Прием производной эфедры приводят к быстрому «изнашиванию» организма. Поэтому эфедриноман со стажем 1 год считается долгожителем. ПОЧЕМУ среди наркоманов преобладает такой большой процент молодежи? Дело в том, что молодежь – это случай особый. Кто-то больше других стремится к вседозволенности, кто-то считает слишком тесными те рамки, в которые его пытаются загнать. Иными словами, таким вот образом подростки выражают свой протест обществу, в котором они живут, растут и воспитываются.

Бытует мнение, что наркоманами становятся дети из неблагополучных семей. ЭТО ЗАБЛУЖДЕНИЕ! В качестве подтверждения приведем несколько примеров:

Истории из жизни

Родители никогда не занимались моим воспитанием. Я дитя улицы, рос сам по себе, делал все, что хотел. Моими школьными успехами никто не интересовался. В результате попал в плохую компанию, стал принимать наркотики. Родители по-прежнему ничего не замечали в моем поведение. В Центр я обратился сам. Вовремя спохватился. Теперь надеюсь вылечиться и вернуться к нормальной жизни.

(Григорий, 20 лет)

Я рос очень избалованным ребенком. Мне покупали все, что я просил, и исполняли все мои прихоти. Я никогда не знал слова «нельзя». Может быть, поэтому я и стал употреблять наркотики. Это был в своем роде мой ответ тому обществу, в которое я попал, когда вырос. Именно из этого общества я и ушел в мир наркотических иллюзий, где мне было очень хорошо. Как я сюда попал? Спохватились родители. А теперь я и сам понял, что так больше жить нельзя.(Иван, 23 года)

Меня всегда воспитывали очень строго: туда не ходи, этого не делай, говори только хорошие слова, руки на столе держи правильно… То есть шаг вправо – шаг влево рассматривался как в зоне. Поэтому мое бегство от действительности можно рассматривать как бегство из собственной семьи. Как ни странно, тревогу забила моя бывшая одноклассница, которая где-то прослышала об этом Центре. Она «поставила на уши» моих родителей и вот я здесь. Что будет дальше – не знаю. Такая апатия ко всему,что даже лечиться не хочется. Может быть, это пройдет, и врачи помогут мне вернуться в нормальный мир, мир без наркотиков. Потому что умом я понимаю, что это очень плохо, жить так, как жила я.(Елена, 18 лет)

Подводя итоги вышесказанного, можно сделать вывод, что наркоман – это далеко не всегда выходец из явно неблагополучной семьи. Наоборот, семья юного наркомана в большинстве случаев благополучна и даже очень респектабельна, по крайней мере, чисто внешне.

Что делать?

Итак, в семье трагедия – ребенок стал наркоманом. Разумеется, его надо лечить. Это нелегко. Прежде всего нужно уяснить для себя то, что наркомана можно успешно лечить только после того, как он сам этого захочет. Раньше многих наркоманов после лечения просто заставляли идти работать, но это не спасало их от возобновления наркотизации, ведь по сути, они плохо адаптированы к жизни в реальном мире. Они не готовы в полной мере к той ответственности, которая на них сваливается после отказа от наркотиков. Иными словами, без хорошей психологической мотивизации не может быть и положительного результата. Процесс избавления от наркотической зависимости довольно длительный, и нельзя проводить его спустя рукава. Нельзя пролечить ребенка в клинике и выбросить его на улицу. На протяжении всего процесса реабилитации пациенту требуется психологическая поддержка, причем не только специалиста, но и родителей.

После снятия интоксикации для пациента начинается процесс реабилитации. Он может занимать несколько месяцев.

Лучше, если в период реабилитации, пациент будет находиться в условиях закрытого загородного Центра. Там он полностью изолирован от нежелательных контактов. Помимо этого, его постоянно консультирует и психотерапевт, и психолог. Цель таких консультаций – выработка умения противостоять соблазну наркотизации, активизация его адаптивного потенциала, выработка и закрепление навыков трезвости и здорового образа жизни. В процесс реабилитации с ребенком могут находиться родители. Они могут либо навещать его в любое время, либо постоянно проживать с ним. Именно реабилитационное звено является важнейшей частью комплексной программы излечения, и именно родители играют важную роль в выздоровлении собственного ребенка. Потому что, если с помощью родителей ребенок найдет свое место в реальной жизни,он сам будет шарахаться от наркотиков.

Десять лет назад внутривенных наркоманов в Казахстане было немного. Рухнул Советский Союз, и территория постсоветского пространства стала заполняться не только «тяжелой рекламой»,но и тяжелой наркотой. Дешевый африканский и пакистанский опий, китайские эфедриносодержащие препараты, ЛСД и экстази из стран Европы хлынули широкими потоками. Появилось большое количество дискотек, ночных баров,где вчерашние домашние девочки и мальчики осваивали все, включая наркотики. Среди некоторой части молодежи наркотики приобрели культовое значение, стали модным, а порой обязательным атрибутом. Наркодельцы же успешно осваивают этот рынок, рекрутируя армию наркоманов, как в институте, так и в школах.

Родители, будьте более внимательны к своим детям, постарайтесь уберечь их от этого страшного зла,т.к. лечить это заболевание очень и очень трудно.

Запомните эти смертельные названия:

1.Амфитамины (экстази, ЛСД)

2.Производные конопли (анаша, гашиш,«центр», марихуана)

3. Опиаты (морфий, героин, кодеин, «ханка», «химка»)



Предварительный просмотр:

"Воспитание ненасилием в семье"

Семья – колыбель духовного рождения человека.  Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшее детали поведения ребенка – все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.  Скудность, однообразие, монотонность эмоционального опыта в раннем детстве могут определить характер человека на всю его жизнь.

Как много сердечного тепла было загублено из-за неспособности понять другого и самого себя! Сколько больших и малых драм не происходило бы, обладай их участники и окружающие умением сочувствовать, прощать, любить.  Любить тоже надо уметь и это умение не дается матерью-природой.

Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, - это дефицит ласки.  Родители не находят времени, забывают, а может быть, даже стесняются приласкать своего ребенка просто так, повинуясь какому – то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей, особенно мальчиков, заставляют отца или мать быть чрезмерно суровыми с детьми.

Оправдывая свои действия, родители ссылаются на различные примеры из истории человечества. Да, мы знаем, какую жесткую школу проходили мальчики на мужской половине дома в Древней Спарте.  Но ведь из них готовили сильных, мужественных, беспощадных воинов.   Или индийские племена, где 4-летних мальчиков отправляли в другой лагерь, где воспитатель учил их всем премудростям жизни, воспитывал отважных воинов, следопытов. Индейцы считали, что мальчики должны расти далеко от матери, не зная ее нежности и ласки.  Такое воспитание обусловливалось  особенностью жизни индийских племен.

В последнее время  получило распространение такое понятие, как синдром опасного обращения с детьми (СООСД). Это поведение родителей по отношению к ребенку, сопровождающееся нанесением физической, психологической и моральной травмы. Понятие СООСД включает в себя различные варианты: от физического насилия, угрожающего жизни ребенка, до неправильного воспитания.

Семьи, где регистрируется СООСД, обычно относят к категории неблагополучных. Пьющие люди, матери-одиночки, лица с низким образованием и воспитательным цензом.  К категории неблагополучных относятся и семьи вполне материально обеспеченные, если родители не уделяют ребенку внимания, предпочитая откупаться от него подарками, обилием игрушек, разнообразной пищей, одеждой.  Им некогда. Не будучи подготовленными в области воспитания, папы и мамы используют простой и эффективный путь: физическое насилие.  Последнее ч,аще всего применяется матерями, нежели отцами.  Мать обычно вымещает на детях накопившееся утомление и раздражение. СООСД наблюдается в 3 раза реже к девочкам, чем к мальчикам. Последние более подвижны, своим бегом и криками раздражают родителей.

Дети – первые, кто пострадал, глубоко и трагически от дефицита времени у взрослых.  Возникла проблема детей, как обузы, шире стали применятся физические воздействия.

Атмосфера семьи определяется ее прочностью, ее нравственными идеалами, дальними и близкими  целями, эмоциональным складом. И, чем больше положительных эмоций получает в семье ребенок, тем лучше. Семья, при всех свойственных ей заботах, хлопотах, огорчениях и даже несчастьях должна приносить человеку радость.

Дети по своей природе чрезвычайно жадны до впечатлений.  Дома должно быть интересно, семья должна давать добрую пищу воображению и чувствам.  Дети как губка, впитывают все, что происходит вокруг них. Они не умеют хитрить и приспосабливаться.

С помощью родителей у детей должно закладываться  представление о том, какой должна быть семья, ее быт, взаимоотношения между членами семьи. Зачастую семья, в которой человек вырос, становится моделью его будущей семьи.  О взаимоотношениях в семье, о поощрениях и наказаниях, о доброте и нежности, о семейных праздниках и традициях поведем мы разговор на нашем собрании

Текст для коллективного обсуждения.

Л.Рыбина

Обнять, прижать, потормошить…

Разговорилась однажды с одним немолодым уже человеком.  Он вспоминал своё детство. Оттуда, из детства, в котором было немало лишений, шел тем не менее ясный, согревающий свет.  Он озарял лицо моего собеседника, рассказывающего вроде о вещах, далеко не радостных.

-Довоенные годы были тяжелыми для семьи.  Отец был в заключении, работал где-то недоступно далеко на строительстве Беломор-канала.  Пятеро сыновей остались на руках одной матери, да и ее целыми днями не было: пошла работать продавцом.

Младшему в семье, моему рассказчику было 3 года.  Босоногие, голодные мальчишки были предоставлены сами себе.

Многие взрослые вспоминают детство в романтическом свете, со сладкой щемящей тоской.  В словах этого мужчины была не только грусть по ушедшему и невозвратному, но ясно обозначился тот источник, из которого шёл  свет.

Приходила мама усталая, но такая нежная, мягкая, целовала в головы своих грязных до неузнаваемости сыновей и с неизбежным постоянством, зарываясь в наши вихры, счастливо задохнувшись, повторяла: «Головушки у детушек пахнут солнышком».

Наверное, у этой матери, которую спустя десятилетия помнят и преданно любят, глубоко уважают постаревшие уже сыновья, были и другие секреты воспитания. Но и это одно уже не мелочь.

У психологов есть понятие тактильного голода.  Бывает он у детей, которых вполне достаточно кормят, но мало ласкают.  Это одна из основных бед детей, воспитывающихся в детских домах.  Некому их обнять, поцеловать, прижать, потормошить, подбросить (пока это возможно) или потрясти тяжёлой отцовской рукой за холку.  Это не запишешь ни в какие должностные инструкции.  На это способны только родители в минуты, когда их переполняет любовь и они не в силах сдержать свой порыв.  Но в наш  стремительный век мы становимся всё закаленнее и выдержаннее.  Многие родители переносят и в дом привычку быть подчеркнуто сдержанными, научились подавлять желание прижаться к родной головке.  Говорю это не голословно. Знаю многие и многие семьи, где боязнь избаловать детей вытесняет родительскую ласку, а призывы относиться к детям, как к равным, воспринимаются слишком буквально.

Однажды я случайно услышала, как одна старушка рассказывала другой: «По телевизору говорили, что если не гладить никогда ребенка по головке, то сухотка спинного мозга наступит».  Не знаю, что такое «сухотка спинного мозга», но думаю, что ничего страшного со спинным мозгом всё-таки не произойдет. И пусть смешна подобная народно-наукообразная интерпретация, но в ней для всех нас, родителей, предупреждение: не лишать наших детей, растущих в семье, главного преимущества семьи.  В нашем стремлении воспитывать правильно, не стараться уподоблять наше общение с ребенком общению учителя и ученика.  Учитель, в первую очередь, обращается к мысли ребенка, а мы, родители, к душе.  Учитель спросит у ученика: «Что ты понял из прочитанного?».  А мама с сыном заплачут на последних страницах «Белого пуделя», прижмутся друг к другу и ничего не надо будет говорить. И, может быть, воспоминания б этом горько сладком миге останутся с сыном надолго, уйдут с ним во взрослую жизнь и будут волновать сердце внезапной теплой волной до седин.  А память, которая, к сожалению, не удержит многое из времени детства, этот миг сохранит, и через десятилетия воспроизведет в точности ощущение мягких, но надежных маминых рук, прижимающих и ласкающих.

Так давайте подарим детям такие ощущения, чтобы остаться с ними на всю жизнь.

(Учительская газета.  2003г.19 января.)

Вопросы к тексту:

1.      Нужно ли ребенка ласкать?

2.      Не будет ли это баловать

Е.Агашкова   «Ремень по наследству»

Эта история трёх поколений.  Мать жестоко избивала свою дочь.  Дочь, когда выросла, пальцем не тронула своего ребенка.  Казалось бы, всё хорошо, но. . .

Очень много писем о жестокости родителей, о том, что жестокость порождает жестокость, я с этим согласна, н считаю, что надо добраться до первопричин.

Хочу поделиться случаем из своего детства.  Когда началась война, я уже была без отца, разошлись отец с матерью, когда мне было три года…  Неудачи в личной жизни, война, лишения – всё это сказалось на состоянии моей матери, вызывало у нее раздражение даже против единственной маленькой дочери…

Первый случай побоев я помню, когда мне исполнилось 4 года. Недосмотрела воспитательница детского сада, заговорилась с подружкой, а с меня сняли красивое плюшевое пальто в тот момент, когда мы гуляли по саду.  Велико было горе матери, когда в субботу она пришла брать меня домой, а я без пальто зимой, в военные годы когда ничего нельзя было купить, достать, когда детские пальто стоили очень дорого.  Всю дорогу домой она шла, и била меня, раза два её останавливали работники милиции, грозились отнять ребенка.  Пришли домой, она меня не пустила, так я и уснула у порога дома, как щенок.

Помню далее, била меня уже в школьные годы за все: за то, что не вымыла посуду к её приходу домой, за то, что не подмел пол.  Била особенно жестоко, каждый раз выдумывая приемы, то мокрым полотенцем, то проволокой, то ставила коленками на горох…  Помню, в 4 классе рассмеялась на уроке, кто-то меня рассмешил, а я не могла остановиться.  Так учительница вызвала мать, которая тут же, при всех в школе стала бить меня, как попало, с такой злостью, что учителя стали отнимать меня у нее.  После этого она ни разу в школу не приходила, учителя ее вызывать боялись, да и не за что было, училась я хорошо.

Била она меня однажды за разбитый  графин уже в 5 классе, а мне обидно было не за то, что бьёт, я считала, что заслужила, а за то, что я целый день до её прихода стояла на коленях перед иконой и молилась, чтобы не била (кто-то из подруг посоветовал), потом со злости на бога я спрятала икону так, что ее и мать не могла найти.

Однажды, начитавшись про героизм, про пытки, казни, про партизан, я решила не плакать, если будет бить, а вообразить себя партизанкой на пытках и терпеть.  Бьёт она меня очередной раз, сильно бьёт, зажав между колен, а я молчу, она бьёт, а я молчу, страшно ей стало, что она с ребенком сделала, почему молчит, почему не кричит?  Посмотрела она мне в глаза, погладила и горько заплакала, дала мне денег на кино и попросила, что если она когда-нибудь еще начнет бить, чтобы я бежала.

Пришел такой случай, я и побежала, а она догнала меня на улице, добавила еще и за то, что позорилась, бежала по улице.

Конец всем этим избиением все же пришел, когда мне исполнилось 16 лет, я не вытерпела, считала себя уже не девочкой, а самостоятельной девушкой, скрутила ей руки и повалила на кровать.  Это был взрыв, она остолбенела, ничего не понимая, что случилось. Её послушная, забитая, худенькая, маленькая дочка подняла на нее руки, как же так?

После этого она меня не тронула ни разу, мы с ней стали как подруги, дружили всю жизнь до последнего ее дня.  Я свою дочку вырастила, ни разу не тронув, только иногда говорила ей: «И тебе, Танюшенька, не стыдно?».  Этого было достаточно, чтобы Танюшенька разревевшись, сама себя ставила в темный угол, сама себя наказывала на неопределенный срок, сама себя освобождала из угла.

Сейчас Таня сама уже мама, воспитывает дочку и сына, и я поражаюсь, когда она их бьёт за шалости, откуда эта озлобленность?  Я ведь ни разу ее не била.  Неужели от бабушки?  Может быть, от всяких неприятностей на работе, дома?

Сейчас я работаю преподавателем в СПТУ, работаю с трудными детьми, являюсь классным руководителем группы, запрещаю мастеру производственного обучения бить учащихся, убеждаю родителей, что бить детей – это не педагогичный прием, это не принесет положительных результатов в воспитании.

Но все-таки никак не пойму, почему у меня дочка такая злая с детьми?

Вопросы для коллективного обсуждения:

1.      Нужно ли наказывать ребенка? Как?

2.      Оправдывают ли себя физические меры наказания

И Никонов.

Из биографии Саньки.

Однажды, папу, маму и Саньку пригласили в гости в приличный, как говорится, дом. Папа наставлял Саньку: « Веди себя так, как будто тебя вовсе нет. И, пожалуйста, рта не раскрывай. Спросят – ответь, но в рассуждения не пускайся. Ясно?» И надо сказать,  держалась она молодцом, говорила сквозь зубы « да»  и «нет». Пока не сели за стол.

Саньку ошеломило обилие салфеток, ножей, вилок, тарелок. Но у неё хватило соображение не спешишь, а подражать во всем взрослым. Однако напряжение было велико. И тут хозяйка обратилась к Саньке с пустяковым вопросом.

Санька начала отвечать и немного расслабилась. И вот, произнося монолог,  она небрежно взяла левой рукой кусок мяса с тарелки и основательно насадила его на вилку, которую держала в правой руке, как знамя.

Мама с малиновым звоном уронила свою вилку на тарелку, а потом закашлялась.Воспитанные хозяева сделали вид, что ничего такого не заметили.

А где ,собственно говоря, Санька могла учиться хорошим манерам? В  круглосуточном  садике? На продлёнке?

И мама поздновато , конечно, решила налаживать светское воспитание Саньки по субботам  и воскресениям.

К завтраку на стол кладутся салфетки, ножи и вилки(нож- справка, вилка – слева). Извлекаются красивые тарелки из свадебного сервиза. В плетёной корзиночке- хлеб, в вазочке- икебана (мама любит усложнять жизнь!).

И начинается завтрак:

Спинку держи прямо! Не бери вилку в кулак. Не спеши. Не сопи ( это папа ). Не забивать рот. Не чавкай Прожуй- потом говори…

И вечерами , когда всё семейство в сборе, ужин – с ножами и вилками.

И вот папа прилетает с работы, мамы ещё нет. Сооружается на скорую руку какой-нибудь  ужин, и Санька не спешит доставать ножи.

- Папа, давай сегодня без церемоний, а?

-         Ладно машет рукой папа.- Только постарайся не чавкать

-         - А если очень вкусно?

-         Всё равно постарайся…

Что делать, если…

         Ребёнок плохо ведет себя на улице или в гостях?  Короче, в тот момент, когда на вас устремлены взоры других людей?  Что делать в таком случае?

Что делать, если…

         Что делать, если к вам пришли гости? Отправить ребёнка погулять? Уложить его спать пораньше? Или, следуя правилу 19 века, постараться, чтобы дети были видны, но не слышны?

Что делать, если…

         У ребенка нет желания делиться с вами своими мыслями и бедами и слушать то, что ему говорите вы?

Когда ребенок вам что то рассказывает, старайтесь дать ему понять, что вы его внимательно слушаете.  Не надо в это время вытирать пыль, просматривать газеты или красить ногти.  Ребенок сразу чувствует, что он не в центре вашего внимания и у него сразу пропадает охота говорить.

Смотрите в глаза ребенку, чтобы он знал, что вы сосредоточены на том, что он говорит вам.  Поощряйте его продолжить рассказ, спрашивайте: «А что было дальше?», «Он действительно так делал, да?»

Когда вы отвечаете на вопрос ребенок. постарайтесь не быть многословным. Пусть речь ребенка преобладает в вашем разговоре с ним.

Имейте мужество предстать перед своим ребенком со всеми своими  человеческими чувствами и слабостями.  Если у вас хватит мужества раскрыть их перед ребенком, это пойдет н пользу вам обоим.  Исследования показывают, что когда один человек в чем то признается другому, он как правило получает в ответ аналогичное признание.  Наверняка то же получится с вами и вашим ребенком.

Расскажите ребенку о своих «приключениях», начиная с того времени, когда вы были маленьким.  Попробуйте рассказать ему о таких вещах, которые родители, как правило,  не рассказывают, считая, что детям это неинтересно.  О хороших и плохих учителях в школе, где вы учились, о ваших драках с мальчишками, о жизни в пионерском лагере, о первом свидании и т.д. Вы увидите, все это будет интересно вашему ребенку, вы предстанете перед ним живым человеком.  Не надо из каждой истории выводить мораль. Просто расскажите.



Предварительный просмотр:

Профилактическая беседа  с семьей.

Цель: профилактика возникновения конфликтов в семье, стабилизация отношений между супругами, предотвращение ситуации «на гране развода».

Беседа проводится с супругами.

Ход беседы:

 1 этап

Упражнение «Первая встреча».

Партнерам раздаются карточки:

Эмоции

Факты

Первое впечатление о партнере: мысли, чувства, страхи:

Время, место, обстоятельства и ситуация знакомства.

Какие мысли возникли при знакомстве?

Когда вы познакомились?

Чего боялись во время и после встречи?

Где вы познакомились?

Какие мысли возникали при первом разговоре?

Как вы познакомились?

 

Партнерам предлагается вспомнить первую встречу друг с другом.

2 этап.

Упражнение «Что я знаю о его (ее) детстве?»

Попробуйте ответить на вопросы о партнере, касающиеся его (ее) детства. В случае незнания попросите партнера помочь.

1.Где он (она) родился (родилась)?

2. Кто заботился о нем ( о ней), когда он (она) был (была) маленьким (-ой)?

3. Какими были отношения с родителями, с семьей?

4.Какие были у него (у неё) любимые игры, любимая игрушка?

5.Как он (она) учился (училась) в школе?

6.Какими были отношения со сверстниками, с кем он (она) дружил(-а)?

7.Кем он (она) мечтал (-а) стать в будущем?

8. Чего он (она) боялся (боялась) больше всего?

Партнерам предлагается проанализировать, много ли они знали о партнере. Если нет, то, что удивило и заинтересовало каждого о событиях, произошедших в детстве у партнера.

3 этап.

Упражнение «Что я знаю о его (ее) вкусах предпочтениях?»

 Супругам раздаются карточки-анкеты, которые каждый из партнеров должен заполнить:

Я

ПАРТНЕР

Любимый цвет

Любимое время года

Любимая книга

Любимое блюдо

Любимый день недели

Любимая одежда

Любимый фильм

Хобби

Любимая музыка

Результаты сопоставляются. Супругам необходимо проанализировать результаты: совпали ли они, много ли они не знали о предпочтениях друг друга.

4 этап.

Упражнение «Важные события и ценности в совместной жизни»

Супругам задаются вопросы для рассуждения.

Им предлагается: вспомнить о самых важных событиях, произошедших в их совместной жизни, подумать о таких событиях, которые обоими партнерами воспринимаются, как ценные, значимые, важные.

(Например, рождение ребенка, смена места работы, места жительства и др.)

Партнерам необходимо проанализировать результаты своих размышлений: поговорить о том, что они воспринимают одинаково, а что они не вспомнили без помощи друг друга.

5 этап.

Упражнение «Сердце».

Графическое упражнение.

Супругам  раздаются листы бумаги. Работа выполняется каждым по отдельности.

Им предлагается нарисовать большое сердце, внутри этого сердца – другое поменьше и т.д. Затем, на границе самого большого сердца каждому необходимо написать то поведение, те поступки, которые он (она) может легко простить супругу (супруге) (например, недостаточное внимание к своей персоне), на следующей границе то, что ему (ей) сложнее простить и т.д. В итоге в последнем сердце, в центре рисунка должно оказаться то, что он (она) не готов (-а) простить.

6 этап.

Упражнение «Семейная история»

Творческое задание.

Супругам предлагается пофантазировать о будущем совместного союза с помощью истории, рассказать ее поочередно, начиная со слов: «Жили-были муж и жена…»

Затем проанализировать их: были ли расхождения и какие, присутствует ли в историях оптимизм. Супругам следует задаться вопросом: «Каким вы видите продолжение ваших отношений?».

Затем можно попробовать составит совместный рассказ и проанализировать: что из него следует; хотят ли супруги чтобы этот рассказ стал реальностью.

7 этап.

Упражнение «Общий анализ беседы»

Партнерам предлагается проанализировать результат беседы, путем опроса:

  1. Что нового вы узнали, почувствовали после этой беседы?
  2. Что хотели бы изменить? (в себе и в отношениях)
  3. Изменилось ли ваше отношение к партнеру, совместному союзу?



Предварительный просмотр:

Алкоголь и подросток


От вина гибнет красота,
вином сокращается молодость.
Гораций

В книге Б. Тучина "Бахус и Антибахус" пересказывается такой отрывок из лекций профессора - психиатра: "Дионис, Бог виноделия, изображался древними веселым и беззаботным малым. Шествует он по земле, даря удовольствие и радости. А уместнее было бы видеть покровителя пьянства в облике другого мифологического персонажа - Минотавра, злого чудовища с бычьей головой, сидящего внутри запутанного лабиринта и пожирающего все новые и новые жертвы". Сегодня у нас нет оснований для благодушия, тем более что специалисты показали, что жертвами Минотавра оказались и молодые люди.

Об омоложении пьянства говорит тот факт, что, согласно статистике, в 1925 году пьющих в возрасте до 18 лет было 16,6 %, а в последние десятилетия - 90-95 %. Омолодился и средний возраст больных алкоголизмом (по данным ряда исследователей, в среднем на 5-7 лет).

Рассмотрим влияние алкоголя на физиологические процессы, происходящие в организме человека.

Под влиянием алкоголя нарушается координация мышечной деятельности, с этим связаны аварии на транспорте, травмы в быту и т.д. Координация мышечной деятельности человека связана с функциями мозжечка. После того, как человек принял спиртное, ему кажется, что он стал сильнее. Но это обманчивое ощущение. Объективна только наука: прием 75 граммов водки уже через 20 минут снижает мышечную силу на 16-17 % и это воздействие продолжается несколько часов. После кружечки пива или рюмки вина у машинисток и наборщиков скорость печатания падает на 15-20 %, а количество ошибок увеличивается на 30 %.

Исследования Французской Академии наук показали, что 88,7 % погибших от несчастных случаев находились в состоянии опьянения, причем у 59,2 % оно было легким. Таким образом, даже самые малые дозы спиртного оказывают тормозящее влияние на нервную систему, снижают работоспособность.

Американские физиологи установили, что алкоголь является идеальным тромбообразующим веществом, вызывающим свертывание красных кровяных телец (эритроцитов). Движимые потоком крови тромбы попадают в капилляры, закупоривают их, от повышения давления капилляры лопаются, вслед за этим гибнут целые участки органов, питающиеся через эти капилляры. Каждый глоток спиртного, таким образом, вызывает мельчайшие микроскопические кровоизлияния во всем теле человека. В том числе человек теряет сотни миллионов нервных клеток. Известно, что в мозге человека нервных клеток 14-17 млрд., но "работают" из них только 5-7-я часть, а от спиртного гибнет именно работающая часть мозга. Установлено, что мозг пьяниц и алкоголиков весит меньше, чем людей непьющих. Кроме того, доказано, что потребление спиртного в юности приводит к разрушению левого полушария мозга.

Образование тромбов - не единственная коварная роль алкоголя. При достижении алкоголя в крови 5 промилле (десятая часть процента) процесс свертывания красных кровяных телец подходит к своему критическому пределу, в результате чего организм не получает кислорода и человек гибнет.

Потребляя алкоголь внутрь во время простудных заболеваний, человек обрекает себя на дополнительные мучения, так как спиртное способствует охлаждению организма. Кровь за счет расширения периферических сосудов приливает к поверхности тела, нагревает кожу, и тепло выделяется в пространство. Человеку субъективно кажется, что ему стало тепло. На самом же деле организм охлаждается. Этим механизмом объяснимы печальные случаи, когда после выпитых 100-200 граммов человек замерзает на улице в мороз.

Органы дыхания алкоголиков и пьющих подвергаются заболеваниям в 3-4 раза чаще, чем непьющих. Алкоголь оказывает токсическое действие на легочную ткань. Пьющие, как правило, и курят. Алкоголь и никотин в сочетании уничтожающе действуют на легкие. Уровень онкологических заболеваний у пьющих по сравнению с непьющими выше на 12,9 %.

В целом заболеваемость пьющих намного выше: неврозами - на 11,7%, гипертонической болезнью - 28,8% , желчно-каменной - на 42,5 %.

Американские ученые, обследовав группу пьяниц и алкоголиков, установили, что у 59 % из них на слизистой носоглотки обитают болезнетворные бактерии, способные вызывать тяжелые формы пневмонии. У людей непьющих такие бактерии обнаруживаются у 2-18 %.

Показательно действие алкоголя на животных. Например: если прибавлять алкоголь в прикорм пчелам, то они будут вести себя более буйно, а соты делать с нарушением симметрии. Однажды ученые "напоили" паука, впрыснув ему мизерное количество алкоголя. Насекомое, которое перед "употреблением алкоголя" со знанием дела плело свою сеть, идеально переплетая горизонтальные и вертикальные нити, вдруг суетливо забегало по своей сетке вниз-вверх, вправо-влево... И вот уже нет стройного рисунка паутины. "Пьяный" паучок под воздействием алкоголя разом "забыл" все свои ткаческие навыки. Разрушающее воздействие алкоголя на слизистую оболочку органов пищеварения создает почву для возникновения рака.

При частом потреблении алкоголя возникают тяжелые последствия, которые проявляются в таких заболеваниях как алкогольный полиневрит, психические расстройства.

При потреблении алкоголь вначале действует как эйфоризующее средство, в чем и заключается его притягательная сила для многих людей. Однако уже через несколько минут даже малые дозы спиртного вызывают заметное торможение высших отделов центральной нервной системы.

Необходимо подчеркнуть, что принятый алкоголь в мозгу человека находится до 18-21 суток, несмотря на небольшую продолжительность субъективно воспринимаемого опьянения.

Алкогольная атака расшатывает гормональную защиту в организме человека. Причем у девушек и женщин этот гормональный барьер сильнее, устойчивее, но если дозы алкоголя все же пробьют в нем брешь, то дальнейшее разрушение организма идет быстрее, чем у мужчин.

Даже редкое потребление спиртных напитков сказывается на функции мужских половых желез. У пьющих 1-2 раза в месяц число сперматозоидов в сперме на 66 % меньше, чем у непьющих совсем, а подвижность их ниже на 20%. У пьющих чаще 2-х раз в месяц сперматозоидов меньше уже на 74 %, а подвижность их ниже почти на 47 %. Среди систематически употребляющих алкоголь 15,6 % - бездетные. Исследования показали, что в печени мужчин имеется белок, способный "связывать" женский половой гормон эстроген, нейтрализуя его воздействие на организм. Алкоголь разрушает этот белок, и эстроген, в обычных условиях "связанный" и поэтому пассивный, освобождается, давая тем самым начало гормональному сдвигу в женскую сторону. У целого ряда пьяниц и алкоголиков появляется типично женское свойство - гинекомастия (разрастание грудных желез), половая функция снижается.

Потребление алкоголя (простое потребление, а не злоупотребление) тяжело сказывается на деторождении. Об этом должны знать каждый юноша и каждая девушка. Сам алкоголизм по наследству не передается. Бытовую характеристику "наследственный алкоголик" можно принять лишь в педагогическом варианте: алкоголик отец не рождает алкоголика, но может его воспитать. Алкоголизм родителей приводит к олигофрении и другим психическим заболеваниям детей. У 60 % детей, страдающих эпилепсией, - родители алкоголики.

В ходе длительной эволюции организм матери "научился" защищать зародыш - плод от влияния вредных бактерий и инфекций, находящихся в организме беременных. Для этого существует детское место - плацента, через которое к плоду поступают питательные вещества. Материнский организм, даже перенося сам различные заболевания, пытается оградить от вредных воздействий развивающийся организм ребенка. Однако плацента оказывается бессильной выполнить свою роль защиты плода против ряда новых, незнакомых ей веществ, к числу которых принадлежат некоторые лекарства, и в особенности алкоголь. Это и понятно: ведь плацента и ее функции сформировались задолго до того, как у человека завязались отношения с его случайным попутчиком - алкоголем. Установлено, что алкоголь, во-первых, сам легко проникает через плаценту к зародышу и плоду, во-вторых, повреждает ее и через эти повреждения к развивающемуся, еще беспомощному организму устремляются вредоностные возбудители заразных болезней. Есть данные, что смертность детей, рожденных алкоголиками, равна 10 %, а у выживших детей часты судорожные припадки, ночное недержание мочи, нередко уродства и предрасположенность к различным внутренним болезням.

Потомство женщин, которые не отказывают себе в спиртных напитках во время беременности, также страдает от алкоголя, хотя и в меньшей степени. Нужно помнить твердо установленный наукой факт: никаких лечебных и полезных для аппетита, сна и т.д. доз алкогольных напитков для беременной женщины не существует. Опытами доказано, что в плоде устанавливается такая же, как в материнском организме, концентрация алкоголя спустя 7-12 минут после приема спиртного напитка. При этом алкоголь более всего влияет на нервную систему развивающегося организма.

Среди несчастий, которые приносит потомству алкоголизм родителей - психические и нервные заболевания, отклонения и уродства. Американские исследователи доказали, что более 40 % детей с врожденными пороками сердца были зачаты родителями в состоянии опьянения. Наблюдения российских ученых показывают: дети алкоголиков склоны к малокровию и туберкулезу, очень восприимчивы к инфекционным заболеваниям, отстают в развитии.

Алкоголь и его последствия могут достать маленького человека и через молоко матери. В древнем Карфагене кормилицу, пившую вино, приговаривали к смертной казни. В наше время зарубежными исследователями была экспериментально проверена и выведена такая закономерность: в грудном молоке кормящей матери алкоголь обнаруживается минут через 15 после приема даже очень небольшого количества различных спиртных напитков, включая пиво. Это особенно важно помнить в связи с распространенным предрассудком о том, что систематическое употребление вина или пива кормящей матерью якобы способствует увеличению количества молока. Если последнее и верно, то тем хуже: значит, женщина будет кормить свое дитя большим количеством молока, то есть спаивать его и отравлять.

Второй путь, каким алкоголь в раннем детстве доходит до ребенка, - это употребление спиртных напитков им самим. Разумеется, в этом опять виноваты родители, те, у которых спиртные напитки (водка, вино, пиво) - продукт повседневного употребления и которые считают полезным с детства приучать ребенка к алкоголю. Для гибели малолетнего ребенка бывает достаточно 2-3 столовых ложек водки. В 6-8 лет, как правило, смертельными оказываются 100 граммов водки. Однократного угощения спиртным напитком может быть достаточно для возникновения у ребенка эпилепсии или другой тяжелой болезни.

Нужно помнить и о третьем пути, каким алкоголь может оказать пагубное влияние на детей. Имеется в виду алкоголизм, пьянство или даже умеренное потребление вина взрослыми, в семье которых растут дети. Алкоголь становиться в этих семьях как бы членом семьи, отравляющим быт. Дети в пьющих семьях страдают психическими, нервными расстройствами, медленнее развиваются, хуже учатся.

8 класс

Мотивы употребления алкогольных напитков подростками

(1 час)

В настоящее время во всем мире отмечается рост употребления алкогольных напитков подростками. В связи с этим во многих странах мира все больше внимания уделяется проблеме распространения алкоголизма среди молодежи, проводятся исследования с целью изучения мотивов употребления спиртных напитков подростками.

Зарубежные исследователи отмечают, что современные подростки раньше приобщаются к употреблению алкоголя. При этом немало места в своих работах зарубежные исследователи отводят изучению обстоятельств приобщения подростков к алкоголю. Указывают две основные формы приобщения: в кругу родных (родители, родственники) и в кругу друзей. Родители побуждают детей к выпивке в 60,5 % случаев (возраст 6-10 лет). Приобщение к алкоголю в кругу друзей происходит в более старшем возрасте.

Исследования, проведенные в нашей стране, показывают, что среди подростков, употребляющих алкогольные напитки, сравнительно небольшое число злоупотребляют ими, однако сам факт раннего приобщения вызывает серьезную озабоченность и тревогу.

По имеющимся данным, употребление алкогольных напитков подростками очень разнообразно и по частоте, и по количеству, и по поводам.

В зависимости от формы и характера употребления ими алкогольных напитков они подразделяются на следующие группы:

- не употребляющая (вообще или единственный случай употребления спиртного);

- редко употребляющая (до 4-5 раз в год, исключительно в связи с какими-либо торжествами и в очень незначительных количествах);

- "традиционно" употребляющие (до 10-12 раз в год по традиционным поводам: праздники, семейные торжества, дни рождения и в небольших дозах);

- часто употребляющие (2-3 раза в месяц и более не только в связи с традиционными поводами, но и без поводов, "просто так". Имеет место употребление алкоголя в больших дозах, что приводит к асоциальному поведению в состоянии опьянения).

С возрастом употребление алкогольных напитков подростками нарастает. Изменяются и мотивы употребления алкоголя. У мальчиков вначале основными мотивами являются: желание казаться взрослее, быть сильными и храбрыми. Формирование подростковых групп знаменует появление таких мотивов, как "праздник с друзьями, за компанию", а у части подростков и "просто так с друзьями", "от нечего делать". У девочек мотивы употребления алкоголя за период отрочества не подвергаются трансформации. Единственным значимым поводом является употребление по случаю праздников и семейных торжеств. Плохое настроение служит чрезвычайно редким поводом для употребления алкоголя и встречается, в среднем, в 1,7 % случаев у мальчиков и в 0,3 % случаев у девочек. Практически никогда подростки не употребляют алкогольные напитки в одиночестве.

В раннем возрасте мальчики в 4 раза чаще пробуют спиртные напитки, чем девочки. Процесс приобщения к алкоголю у девочек протекает медленнее. Они позже, в среднем, на 2 года, чем мальчики, знакомятся с алкоголем, в более старшем возрасте происходит у них и наибольшее приобщение к употреблению спиртного, в 15 - 16 лет (у мальчиков в 13-14 лет).

Поводы первого приобщения к алкоголю очень разнообразны. Но прослеживается характерная эволюция в зависимости от возраста. До 11 лет первое знакомство с алкоголем происходит либо случайно, либо его дают "для аппетита", "лечат вином" или же ребенок сам из любопытства пробует спиртное (мотив, присущий главным образом мальчикам). В более старшем возрасте мотивами первого употребления алкоголя становятся традиционные поводы: "праздник", "семейное торжество", "день рождения", "гости" и т.д. С 14-15 лет появляются такие поводы, как "неудобно было отставать от ребят", "друзья уговорили", "за компанию", "для храбрости" и т.д. Мальчикам свойственны все эти группы мотивов первого знакомства с алкоголем.


Всего одна рюмка



В глубокой древности познакомился человек с необычным веселящим действием некоторых напитков. Самое обычное молоко, мед, соки плодов, постояв на солнце, меняли не только свой внешний вид, вкус, но приобретали способность возбуждать, вселять ощущение легкости, беззаботности, благополучия. Правда, на следующий день человек расплачивался головной болью, разбитостью, дурным настроением.

Наши далекие предки и догадываться не могли, какого страшного врага они приобрели. К сожалению, печальные последствия употребления спиртного привлекали к себе меньше внимания, чем улучшение настроения, сопутствующее употреблению алкоголя. Пьянство стало процветать, а за ним следовали его неизменные спутники - разврат, преступления, тяжелые болезни.

Основным действующим началом опьянения любого напитка является алкоголь - этиловый или винный спирт. Принятый внутрь, он через 10-15 минут всасывается в кровь и разносится по всему организму. Алкоголь - яд для любой живой клетки. Проникнув в организм, алкоголь очень скоро расстраивает работу тканей и органов. Быстро сгорая, он отнимает у них кислород и воду. Клетки сморщиваются, деятельность их затрудняется. При значительном и частом попадании алкоголя в организм клетки разных органов, в конце концов, погибают. Под действием алкоголя нарушаются чуть ли не все физиологические процессы в организме, а это может привести к тяжелым заболеваниям. Перерождается ткань печени, почек, сердца, сосудов и другие.

Быстрее и губительнее всего алкоголь действует на клетки головного мозга, при этом, в первую очередь, страдают высшие отделы головного мозга. Быстро доставленный током крови к головному мозгу, алкоголь проникает в нервные клетки (при этом разрушается), в результате чего связь между различными отделами мозга расстраивается. Алкоголь влияет также на кровеносные сосуды, несущие кровь к мозгу. Сначала они расширяются, и насыщенная алкоголем кровь бурно приливает к мозгу, вызывая резкое возбуждение нервных центров. Вот откуда чрезмерно веселое настроение и развязность пьянеющего человека!

Ученые выяснили, что под влиянием спиртных напитков в коре больших полушарий головного мозга вслед за усиливающимся возбуждением наступает резкое ослабление процессов торможения. Кора перестает контролировать работу низших, так называемых подкорковых отделов мозга. Вот почему опьяневший человек как бы теряет контроль над собой и критическое отношение к своему поведению. Утрачивая сдержанность и скромность, он говорит и делает то, чего не сказал и не сделал бы в трезвом состоянии. Каждая новая порция спиртного все больше парализует высшие нервные центры, словно связывая их и не позволяя вмешиваться в хаотическую деятельность резко возбужденных низших отделов мозга. Русский психиатр С.С. Корсаков так описывал это состояние: "Опьяненный не думает о последствиях своих слов и действий и относится к ним крайне легкомысленно... Страсти и дурные побуждения выступают без всякого прикрытия и побуждают к более или менее диким поступкам". А ведь в нормальном состоянии тот же человек может быть и хорошо воспитанным, и скромным, даже застенчивым. Все в его личности, что сдерживается воспитанием, навыками приличия, как будто вылезают наружу. В состоянии опьянения человек может выболтать любую тайну; он теряет бдительность, перестает быть осторожным. Недаром говориться: "Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке".

Ученые выяснили, что алкоголь, введенный в организм, не сразу выводится оттуда, и какое-то количество этого вещества продолжает свое вредное действие на органы в течение 1-2 суток, а в некоторых случаях и дольше.

Алкоголь вызывает приятное, приподнятое настроение, а это побуждает к повторному употреблению спиртного напитка. В первое время при желании и твердости характера еще можно отказаться от вина. В противном случае под влиянием алкогольной интоксикации (и уговоров друзей) воля ослабевает, и человек уже не может противостоять влечению к алкоголю. Под влиянием алкоголя получают простор инстинкты, ослабляется воля и самоконтроль, и люди нередко совершают поступки и ошибки, в которых раскаиваются всю жизнь.

Очень опасен алкоголь для юных, особенно для девушек, поскольку их организм в период роста легче подвергается воздействию наркотиков. С незапамятных времен наши предки считали единственно пригодными напитками для детей воду и молоко. В Древней Греции и Риме юношам до определенного возраста вообще запрещалось пить вино.

Алкоголь оказывает отрицательное влияние на потомство. Об этом знали еще в глубокой древности. В греческой мифологии богиня Юнона родила от опьяневшего Юпитера хромого Вулкана. Правитель Спарты Ликург запрещал в день свадьбы употребление спиртных напитков под угрозой тяжелого наказания. Гиппократ указывал, что причиной идиотизма, эпилепсии и других нервно-психических заболеваний является пьянство родителей, которые пили вино в день зачатия.

Пьющие (особенно женщины) под влиянием алкоголя делаются развязными, болтливыми, несдержанными, недостаточно критичными к своему поведению. В пьяном виде женщина теряет стыд, женское достоинство, она склонна к легкомысленному поведению, половой распущенности. Последствия случайных половых связей, наступивших в результате опьянения, бывают трагичными. Венерические заболевания, рождение неполноценных детей - это ведь не только слова, за ними искалеченная, безрадостная жизнь.

Если пьянство - результат неправильного воспитания, слабоволия, распущенности, подражания дурным привычкам, то алкоголизм - серьезная болезнь, требующая специального лечения.

Нужны большие усилия, чтобы перевоспитать человека, злоупотребляющего алкоголем. Нередко эти усилия оказываются напрасными. Нет ничего ужаснее мужа-пьяницы, заставляющего страдать жену и детей.

Вы уже достаточно взрослые и должны уметь выбирать друзей. В вашем окружении не должно быть людей, не представляющих себе удовольствия без рюмки, не говоря уже о том, что сами Вы должны избегать употребления спиртного. Надо найти в себе мужество противостоять тем, кто пытается склонить тебя к употреблению спиртного. Все эти застолья с обязательным "пить до дна", "штрафными" для опаздывающих - удел обывателей. К сожалению, велика сила инерции, втягивающая людей в сферу обязательных выпивок. Кто как не женщина, должна бороться с этим не только личным, но и общественным злом! Вокруг каждого, злоупотребляющего алкоголем, должна быть создана атмосфера осуждения и нетерпимости. Избегайте вечеринок, собирающихся с целью выпить, и людей, не представляющих себе веселья без выпивки.

Исследования ученых доказали, что у юношей и девушек алкоголизм как тяжелая, трудно лечимая болезнь возникает и развивается в 4 раза быстрее, чем у взрослых. Разрушения личности также происходят гораздо быстрее.

При употреблении вина у девушек, юношей поражаются все органы, но особенно центральная нервная система, резко падает память, нарушается психика, снижается контроль за своими действиями.

Некоторые школьники приобщаются к рюмке старшими по возрасту ребятами, подругами: неудобно, мол, не поддержать компанию.

В этих обстоятельствах, безусловно, требуется мужество, твердость характера и здравый ум.


Почему алкоголь называют ядом


(яд без противоядия)

В многочисленных научно-популярных изданиях, кинофильмах, телепередачах присутствует столько информации о воздействии алкоголя на внутренние органы и системы человека, что практически невозможно не повториться. Но не очень остро звучит оценка алкоголя как ядовитого вещества. А ведь алкоголь - яд, причем единственный, против которого не найдено противоядие!

В последнее время стали обращать особое внимание на наркотическое действие алкоголя, подчеркивать, что при более или менее длительном употреблении происходит болезненное привыкание к нему.

Некоторые особенности развивающегося организма ребенка, а также функциональное несовершенство отдельных органов и тканей делают организм ребенка более чувствительным к спиртному, чем организм взрослого человека.

Средний возраст знакомства с алкоголем у мальчиков 13-14 лет, у девочек 15-16 лет. Более 30 % учащихся пробовали спиртное неоднократно. К 8-му классу, по данным Е.С. Скворцовой, алкоголь употребляют 61,6 % мальчиков и 48,4 % девочек, к 9-му классу соответственно 78,1 % и 68,7 % ,к 10-му классу 88,7 % и 83,6 %. Через некоторое время мальчики и девочки станут мужьями и женами, начнут рожать детей...

Попадая в организм ребенка, алкоголь прежде всего проникает в самые богатые водой кровь и мозг. Вследствие незрелости нервных клеток, слабости тормозных процессов и повышенной возбудимости коры больших полушарий в ответ даже на небольшие дозы алкоголя у детей часто возникают тяжелые отравления с судорогами.

После приема спиртного вначале преобладает возбуждение, которое сменяется резким торможением нервных процессов. Искажается объективное восприятие окружающей обстановки, суждение становятся поверхностными, снижается память, затрудняется речь, резко падает внимание, замедляются все реакции, страдает чувство времени. Движения утрачивают быстроту, точность и ловкость. Нарушаются даже привычные движения. Трудно себе представить, что люди могут добровольно подвергать себя эксперименту и сознательно убивать свой мозг, в котором насчитывается 14-15 миллиардов нервных клеток. При каждом тяжелом алкогольном опьянении погибает около 20 миллионов нервных клеток. Надо ли убыстрять процесс своей деградации с помощью медленного самоубийства? "Пьянство есть упражнение в безумии", - сказал древнегреческий философ Пифагор.

"Пьянство "зажигает зеленый свет" злокачественным новообразованиям. Не исключается наличие в алкогольных напитках канцерогенных веществ. Являясь хорошим растворителем, алкоголь помогает их проникновению в организм. У злоупотребляющих алкоголем, особенно в молодом возрасте, риск развития рака полости рта в 10 раз выше, а если они еще и курят, то в 15 раз выше по сравнению с непьющими.

Алкоголь губительно действует на клетки головного мозга (в том числе и на клетки, регулирующие деятельность половой системы) и на половые центры, расположенные в спинном мозге. Одновременно ослабевает деятельность молочных желез, а в дальнейшем она может и прекратиться. Ученые выявили: здоровые половые железы только у половины обследованных ими хронически больных алкоголизмом. Установлено, что у мужчин, злоупотребляющих алкоголем, отмечается ослабление потенции.

У женщин алкоголь нарушает выработку половых гормонов и созревание яйцеклетки, менструальный цикл.



Предварительный просмотр:

"ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА В СЕМЬЕ"

В семье дети получают первые уроки гражданственности. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребенком в форме требований, предъявляемых к нему родителями, предстают воплощенными во всем образе жизни семьи, и, даже еще не осознаваясь, усваиваются как единственно возможный способ поведения. Именно в семье в основном происходит формирование привычек, жизненных принципов. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. Да, первые уроки гражданственности дает сама жизнь семьи.

Первостепенная задача семьи - научить ребенка жить среди людей, жить по нормам и принципам общества, тех самых, которые закреплены в Конституции. В.А. Сухомлинский утверждал: "Важнейшая мудрость жизни, которую должен постигнуть наш гражданин,- это человеческие взаимоотношения". В эти отношения ребенок вступает буквально с самого своего рождения. Следовательно, и гражданское воспитание начинается с первых же дней его жизни.

Отношения дошкольника не выходят за пределы непосредственных связей с семьей, товарищами по играм, соседями, воспитателями детского сада. Большой окружающий мир начинает входить в его жизнь из рассказов взрослых, он пока только начинает узнавать о нем. А вот отношение к людям у него уже формируется.

Сегодня общение ребенка ограничено кругом его семьи, по мере его роста оно будет все более и более расширяться. Какие традиции отношений с людьми перенесет ребенок из семьи в школу, а затем в наше общество в целом? Принесет ли он в общественную жизнь своекорыстные претензии эгоиста или будет думать, чувствовать и действовать как коллективист? Это во многом зависит от отношений, которые» сложились у ребенка в его самой первой социальной среде - семье.

Есть только один способ воспитать гражданина - включить его с самого рождения в отношения, соответствующие нашему строю, обществу, образу жизни, в отношения гуманности, справедливости. Эти отношения предполагают, с одной стороны, уважение всех окружающих к ребенку, с дру-гой стороны, его уважение ко всем окружающим.

Значит, семья должна быть подлинным коллективом, где каждый окружен любовью и заботой, каждый имеет и права, и обязанности, где не только взрослые, но и дети участвуют в ведении общего хозяйства, где потребности и взрослых, и детей удовлетворяются разумно. Семья, обладающая всеми признаками коллектива, говорил А.С. Макаренко, - это "организация воспитания и счастья". В такой семье радостно жить. В ней нет деспотизма взрослых и приниженности детей. В ней нет и людей, которые добровольно приносят себя в жертву остальным. Взрослые в такой семье - старшие члены коллектива, ответственные за него перед обществом. В ней каждый готов прийти другому на помощь.

Чтобы ребенок рос хорошим человеком, ему очень важно повседневно быть свидетелем и участником самых дружеских, самых справедливых отношений между членами семьи.

Он видит, как заботливы к нему родители, но это не создает у него ощущения собственной исключительности: ведь так же внимательны родители и друг к другу. Внимания к матери требует от него отец. Да и мать постоянно учит его, как проявлять заботу об отце, что сделать, чтобы его порадовать. Так в семье принято, это традиция, неписанный закон. И ребенок ухе в семье следует этому закону заботы всех о каждом и каждого обо всех, даже еще не зная, что это один из главных законов общественной жизни.

Семья - ячейка общества, и в ней, как в капле воды, отражаются отношения в обществе. Семья должна строиться на началах любви и взаимопонимания, заботы друг о друге. В.А. Сухомлинский говорил: "Я сразу вижу ребенка, родители которого по-настоящему любят друг друга: у него мир и покой'в душе, вера в добро, красоту человека, в слово воспитателя" .

А.С. Макаренко писал: "Если вы желаете родить гражданина и обойтись без родительской любви, то будьте добры, предупредите общество о том, что вы желаете сделать такую гадость. Люди, воспитанные без родительской любви,- часто искалеченные люди". У ребенка, воспитанного без родительской ласки, возникает ощущение, что мир вокруг него холодный и неприветливый. Весь окружающий мир в этом возрасте заменяют для ребенка его родители; холодны они - значит холоден весь мир, в котором ребенок появился, чтобы начать в нем жизнь. Он пугается этого мира, еще не зная его. У него рождается состояние страха и агрессивности по отношению к другим людям, он оказывается способным на жестокость, тогда как дети, воспитанные в условиях постоянных дружеских контактов с родителями, как правило, миролюбивы и покладисты.

На первый взгляд это звучит натяжкой, - то, что ласковые родительские прикосновения к ребенку, колыбельная песня, улыбка - все это уже начало социального воспитания. Но это так. У кавказских народов есть такая пословица: "Если человек плохой, значит, мать у колыбели не пела ему песен". Нет материнской ласковой улыбки, нежного взгляда, мелодичной песни - и у ребенка остается неразбуженной душа.

Исследования показывают: едва родившись, ребенок уже чувствует, какие руки его касаются - любящие или безразличные, и реагирует на недостаток родительской любви так остро, что это принимает характер психической травмы.

Родители любят ребенка красивого и некрасивого, здорового и болезненного, послушного и озорного - любят не за какие-то достоинства, а просто за то, что он есть на свете. Отец и мать замечают каждый, казалось бы, незначительный успех ребенка, они от души радуются этому успеху, и у ребенка возникает желание чаще доставлять им эту радость и чаще переживать ощущение того, что им довольны. Любовь близких является для него постоянным свидетельством ценности его бытия.

Все мы родом из детства, говорил Экзюпери. Все мы родом из нашего отчего дома, все мы вышли из наших семей, связаны с ними, как дерево связано с почвой, на которой выросло. Стремление человека внести в отношения с другими людьми теплоту и душевность имеет своим истоком сердечность отношений в родительском доме - доме его детства.

Познавая мир, ребенок познает и нас. Сначала он познает тепло наших рук, нашу улыбку, добрый взгляд. Потом он узнает, как мы ловки, быстры, хлопотливы в домашнем труде. Он с удовольствием отмечает про себя, что мы дружелюбны и приветливы с людьми. А когда он подрастет, его будет интересовать, как мы работаем, что для нас в жизни самое главное.

Мы хотим получить одобрение наших детей. Хотим, чтобы детям было за нас не стыдно, хотим быть для них примером. Пример родителей всегда у ребенка перед глазами, причем особенно он восприимчив к тем чертам характера, которые раскрываются в непосредственном общении с ним. Мать добра и справедлива к детям - этой доброте и справедливости они учатся у нее легко и естественно, потому что, обращенные к ним, эти качества становятся частицей их личного опыта Родительский пример становится примером доброты и справедливости.

Если у нас с нашими детьми дружеские, доверительные отношения, они начинают любить то, что любим мы, ненавидеть то, что мы ненавидим, наши убеждения становятся их убеждениями.

Пример родителей накрепко западает в душу: их готовность откликнуться на чужую беду, их умение трудиться не покладая рук, их приветливость и такт, их стойкость в борьбе с трудностями и жизненными невзгодами .

"Сынок, все, что ты делаешь, надо делать честно, на совесть, - говорит отец. - Делать так хорошо, как только можешь". Сын знает: эти слова - от души. Потому, что видит, каков сам отец в деле. Отцовское наставление навсегда западает в душу, потому что оно подкреплено примером его собственной жизни.

Все что есть у нас - это воспитано строем, школой, воспринято от родителей. И это духовное наследство изо дня в день передается подрастающему поколению. Передаем все то, что составляет силу, гордость, славу народа, и что бережно хранится в семейных традициях-. В семье, в быту, в межсоседском общении особенно отчетливо проявляется, насколько высок уровень нашей культуры. В семье над человеком нет контроля в такой мере, как на работе, где он на виду у десятков, а то и сотен глаз.

В семье, в быту человек ведет себя так, как для него стало естественным вести себя, здесь в полной мере проявляется то, что вошло в его плоть и кровь, стало его второй натурой, его действительной сущностью. Здесь человек раскрывается в тех своих качествах, которые стали для него органичны. Здесь проходит проверку истинный уровень нашей нравственности и гражданственности.

Проблема трудных детей и подростков - это всегда проблема трудной семьи. То, что семья неблагополучная, иногда прячется глубоко за ее стенами, тщательно скрывается от посторонних глаз. И обнаруживается, выявляется в том, какими растут в семье дети. Недаром существует изречение: не хвали человека за мудрость и добродетель, пока не увидишь, что получилось из его детей.

Каков взгляд родителей на людей - добрый, признательный или недоверчивый, отмечающий только недостатки? Недобрый взгляд даже в очень хорошем человеке отыщет что-нибудь плохое, и это плохое заслонит от него все хорошее: за деревьями можно ведь и не разглядеть леса. И ребенок усваивает, впитывает в себя как медленно действующую отраву этот недобрый взгляд на людей. Такой ребенок приучается смотреть на окружающих через пелену зависти, подозрительности. Родители порой и не задумываются о том, что одновременно у ребенка складывается и представление о себе - такое же в глубинной своей сути: еще неосознанно, но и себя ребенок ощущает как существо мелкое и неблагородное, способное на недостойный поступок.

Ребенку необходимо расти в атмосфере широких дружеских связей родителей с их товарищами по работе, соседями, их радушия по отношению к друзьям сына, дочери. Дом, открытый для всех, как д^/ша, распахнутая настежь, дружелюбие, приветливость, искренняя симпатия родителей к окружающим людям - вот самая благодатная почва для духовного развития детей. Семье необходимо быть коллективом, ощущающим себя частью общества.

Особенно благоприятные условия для воспитания создаются в многодетной семье. В ней ребенок растет в коллективе, он с детства привыкает к мысли, что должен привыкать во внимание не только свои желания, но и желания братьев, сестер. Многочисленная семья, особенно такая, где совместно проживает несколько поколений, представляет собой могучий воспитательный коллектив, который направляет и контролирует поведение ребенка. В таких семьях дети следят за младшими, помогают старшим, учатся ответственности за свои поступки, правилам общежития, необходимости труда. Когда детям надо ухаживать за маленькими сестренками и братишками, за старенькими бабушками и дедушками, эти семейные, обстоятельства как бы сами по себе взывают к доброте ребенка, к его человеколюбию.

Но сейчас, по данным переписи населения, наиболее распространенным типом семьи является семья из супругов и одного ребенка. В них нет старших братьев, которые являются наставниками, нет младших, которых надо опекать. В таких условиях усложняется воспитание правильных взаимоотношений старших и младших, нет чувства привязанности к малышам, ответственности за них, взаимопомощи. Это ведет к тому, что ребенок становится объектом всеобщего внимания, чрезмерной заботы со стороны взрослых. И часто обожаемый "вундеркинд" на горе родителей очень быстро превращается в деспота.

Статистика показывает, насколько ныне качественно изменился состав бабушек и дедушек. Значительно возрос их культурный и образовательный уровень. Привлечение к воспитанию бабушек и дедушек значительно обогащает его возможности. Они большое подспорье в воспитании не только в семье, но и в школе: холят с ребятами на экскурсии и в театры, проводят беседы, организуют кружки. Они оказывают помощь в контроле за учебой и режимом дня. Им обычно лучше других известны взаимоотношения между ребятами во дворе, и они могут дать информацию об этом. Эти люди имеют большой жизненный опыт и могут поделиться им с остальными.

Но слишком много помогать так же плохо, как и слишком мало. Очень важно не пропустить и не угасить первые попытки самостоятельности, активности. Возникшая активность ребенка легко гасится, если взрослые сами начинают выполнять за него нужные действия. Но она угасает и тогда, когда цель не достигнута без помощи взрослых. Помощь взрослого должна быть строго дозирована. Неумеренный руководящий нажим лишь тормозит процесс нравственного и психического развития, происходит деформация в процессе формирования воли. Тогда вырастают не в меру послушные, безынициативные люди, ни за что не отвечающие, ничем не интересующиеся.. Активность и чувство ответственности не возникают -сами собой: они только воспитываются.

Порядочность - понятие очень емкое, многогранное, но есть категории, без которых оно немыслимо, - это честность, правдивость, точность, верность слову. Вряд ли можно уважать человека, если ему не свойственны эти черты характера. А ведь все они не врожденные, а даются воспитанием, тренировкой в нравственном поведении. В основе характера лежат привычки, которые вырабатываются. Будешь к себе снисходителен, не будешь бороться с дурными привычками, станет нормой твоего поведения обман, забывчивость, опоздания, безответственность - и ты уже безнравственный человек, обуза для близких и общества.

Нравственное воспитание, воспитание гражданственности предполагает выработку у человека активной жизненной позиции, то есть сознательное сочетание общественных и личных интересов, умение подчинять личное общественному, чувство долга и ответственности, единство слова и дела.

Чтобы выработать высокие нравственные принципы у ребенка, необходимо, чтобы родители сами придерживались этих принципов. При этом важно не только создать положительный социально-нравственный опыт семьи, но и учитывать, как он усваивается самим ребенком: что из обстоятельств семейной жизни им принимается, что отвергается и почему. А последнее в свою очередь зависит от уровня психического и нравственного развития маленького человека.

Ответы на анкеты для родителей показали, что большинство родителей достаточно четко представляют себе задачи нравственного воспитания. Только очень небольшая группа родителей не могла сформулировать, какие качества характера они хотели бы сформировать в своих детях. О таких родителях А.С. Макаренко говорил: "В некоторых семьях можно наблюдать полное бездумье в этом вопросе. Просто живут рядом родители и дети, и родители надеются на то, что все само собой получится. У родителей нет ни ясной цели, ни определенной программы. Конечно, в таком случае и результаты будут всегда случайны, и часто такие родители потом удивляются, почему это у них выросли плохие дети. Никакое дело нельзя хорошо делать, если неизвестно, чего хотят достигнуть".

Нравственное воспитание тогда эффективно, когда за провозглашением высоких моральных принципов стоим адекватное им реальное поведение. В противном случае воспитание нравственности и гражданственности сводится к пустому морализированию.

Людям инициативным, социально ответственным свойственно одно качество, ценность которого все возрастает. Это морально-психологическая готовность к сложной и разнообразной работе. Человек, который морально и психологически не готов к изменениям, не может в должной мере содействовать прогрессу производства, науки и техники. Ояветственность, надежность, морально-психологическая готовность личности рождаются и укрепляются в тех ситуациях, когда трудно, когда надо найти выход и выполнить задачу. Создание нового в науке и технике, свершение в труде - это всегда преодоление невозможного, зачастую преодоление себя.

Ребенок видит, каким уважением у всех окружающих пользуются его родители, и ему хочется заслужить в будущем такое же уважение. Он понимает, что это уважение можно заслужить только честной, трудовой, достойной жизнью. Не столько из слов родителей, сколько из наблюдении за их поведением, ребенок выносит свои первые понятия о чести, долге, любви к Родине.

Родители сами должны жить полной, сознательной, нравственной жизнью гражданина - вот главный секрет воспитания. Макаренко писал: "Вы должны быть не только отцом и шефом ваших детей, вы должны быть еще и организатором вашей собственной жизни, ибо вне вашей деятельности как гражданина, вне вашего самочувствия как личности не может существовать и воспитатель".

И в заключение - несколько правил, разработанных психологами для детей-школьников:

1) Дорожи своим именем. Добрые дела могут быть неприметными, потому что доброе дело - это норма. А вот твой скверный поступок способен надолго запятнать твое имя.

2) Твое имя - это твоя честь и достоинство. Если ты не дорожишь своим именем, значит, ты не дорожишь именем семьи, именем родителей, именем твоего коллектива.

3) Научись уважать свое имя. А это значит, ты должен каждый день прибавлять к своей доброй славе такие дела и поступки, которые способны украсить твое имя.

4) Помни: богатство коллектива - это достоинство отдельных личностей, способных приумножать богатство добрых отношений и развивать формы общения.

5) Не торопись судить товарища, помоги ему научиться дорожить своим именем.

6) Умей вникнуть в чужую судьбу. Помни: сегодня человек мог совершить проступок, а завтра и всю жизнь он окажется способным на благородные дела.

7) Никогда не покидай отверженных. Если ты покидаешь человека, попавшего в беду, ты уничтожаешь лучшее, что есть в тебе.

8) Высшее призвание человека состоит в том, чтобы стать гражданином. Это означает способность разрешать острые противоречия, возникающие в жизни. Это значит быть причастным к судьбе своего народа, Родины.