Конкурс " Учитель года 2017"

Эссе учителя географии

Любите то, что преподаете, и тех, кому преподаете.

В.О. Ключевский

 

           Каждый человек должен оставить о себе память. Мир стремительно изменяется, одни государства перестают существовать, образуются новые. Так и с профессиями. Одни безвозвратно теряются, заменяются новыми, которые постепенно становятся привычными, но есть профессии вечные, неподвластные времени, без них не может существовать ни одно государство. Одна из таких профессий – учитель. Как сказал философ  И.  Ильин: «Учитель  в тебе, во мне, в нас». И, наверное, более ёмко и точно сказать невозможно! У человека любой профессии  обязательно были учителя, с их помощью он становился тем, кто есть сегодня.

У каждого учителя складывается своя педагогическая философия и система мировоззрения, которую он старается привить ребёнку. Моими принципами стали индивидуальный подход к каждому ученику, стремление раскрыть именно его таланты и вызвать в нём желание к саморазвитию, самосовершенствованию. Найти общий язык с каждым учеником и не подавлять в нём инициативу – такова цель моего общения с детьми. Я стараюсь достичь той тонкой грани взаимопонимания, при которой дети видят в учителе не только наставника, но и друга, при этом не теряя к нему уважения как к старшему и как к педагогу.

            О работе учителя рассказывать сложно и одновременно просто. Почему я выбрала профессию учителя? Примером стала моя первая учительница Светлана Васильевна. Не могу забыть её добрых глаз, требовательный, но ласковый  голос, доброжелательное отношение к нам, «своим детям». И сегодня я ощущаю трепетную радость, вспоминая минуты, когда мы начали только читать первые слова. Совместные прогулки, экскурсии, праздники, уроки-путешествия на другую планету – всё это сохранилось в моей памяти, поэтому при выборе профессии у меня не было никаких сомнений. Уже в детстве я решила, что стану учителем.

Предметом преподавания я выбрала географию. Почему географию? Не знаю.  Просто я любила все на Земле: песок, с которой дети играют, звезды, которые манят красотой, ветер, который щекочет  лицо, далекие города… Все это так и манило, всё хотелось познать. А это все объединял только один предмет – География.

Мою профессию можно сравнить с киносъёмкой. Я сама – режиссёр и актёр в своих фильмах. Моя площадка – мой класс. Моя съёмочная группа – мои ученики. И своё «кино» я снимаю уже 18 лет. Надо признаться, что, как и фильмы, уроки бывают разные: здесь тебе и приключения, и мелодрамы, и фентэзи… Но, как режиссёр, я стараюсь найти в каждом своем актёре-ученике ту единственную искру индивидуальности, которая отличает его от других детей и разжигать ее всеми силами, отдавать каждому ребёнку частицу того, что есть у меня, ничего не навязывая и не ставя себя над ними. Моя задача – поддержать ученика, развить то, что уже заложено, и научить чему-то новому, сделать ребенка еще лучше, опираясь на свой педагогический и личный жизненный опыт. А для этого необходимо быть в постоянном профессиональном поиске.

С чего начинается мой школьный день? С уроков. Чем заканчивается день для меня? Уроками. Казалось бы, замкнутый круг. Но в том-то и дело, что это круг, а не просто окружность. Он плотно заполнен разными событиями – приятными и не очень, встречами –  интересными и скучными, замечаниями – моими и чужими, советами, нотациями (без этого не обойтись!), разговорами, смехом, удивлением, шумными переменами, вкусными обедами в столовой, дежурством, совещаниями, собраниями, заседаниями… У меня бурная жизнь благодаря моей любимой профессии. Мне некогда скучать. Иногда кажется, что я чего-то не успеваю, недоделываю, недорабатываю… Поэтому часто на уроках мы идём с опережением, как говорят учёные, «ориентируясь на зону ближайшего развития ребёнка». А потом, когда при изучении новой темы выясняется, что это мы уже «проходили», вздыхаю облегченно: успела, уже понимают, осталось только закрепить.

         Собираясь на урок, я преследую цель: должно быть понятно и интересно. Конечно, путь познания труден и тернист, нужно прилагать усилия, чтобы чего-то добиться, но перед каждым конкретным учеником нужно ставить только преодолимые для него задачи. Он должен постоянно, как говорит замечательный педагог Виктор Фёдорович Шаталов, находиться «в состоянии успеха». Поэтому на своих уроках стараюсь создавать проблемные, поисково-исследовательские ситуации с целью включения ребят в творческий поиск решения поставленных учебных задач.

Наверное, нет  родителей, которые не мечтали бы о  том, что их дети станут успешнее, чем они. Дети разные, и каждый ребёнок неповторим, индивидуален, у кого-то способности  проявляются раньше, у кого- то позже.

Разве может учитель не любить детей? И. А. Бунин сказал: «Уменьшение любви и доброты есть всегда уменьшение жизни…» И я дарю каждому ребенку это тепло и любовь. Самая большая награда для меня за мой труд – это горящие, понимающие глаза учеников на уроке!

Школа – это мой дом. Ей я отдаю свое время и силы. Жить по-другому уже не умею и не хочу. А когда не остаётся сил, вспомню горящие глаза своих учеников и с новыми силами начинаю следующий учебный день.

Жизнь – это разноцветная радуга, где красный – это цвет любви; зелёный – цвет надежды, молодости, обновления; оранжевый – цвет солнца и тепла; синий – это цвет глубины и совершенства; белый – цвет чистоты помыслов. Вот то главное, с чем должен идти учитель к своим ученикам.

Поразмышляв обо всём, прихожу к выводу, что я – счастливый человек: у меня есть любимая профессия. И завтра я опять иду в школу… «снимать кино».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая система23.79 КБ

Предварительный просмотр:

 Развитие учебной самостоятельности обучающихся средствами современных образовательных технологий

Из юного поколения мы должны создать                                                   сильных людей, а сильными людьми мы называем людей самостоятельных и свободных.

М.Монтессори

Актуальность темы моего опыта состоит в следующем:

1.Становление учебной самостоятельности обучающихся  составляет одну из главных задач современного школьного образования в свете требований ФГОС.

2. Потребность в формировании у обучающихся способности к самоизменению и саморазвитию в современных условиях.   

Противоречия:                                                                                                                                   

1) между современными требованиями к организации учебно-воспитательного процесса (деятельностный подход), результатам обучения и низким уровнем самостоятельной активности    обучающихся;                     

  2) между необходимостью  активной самостоятельной деятельности обучающихся и недостаточным уровнем  знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно добывать знания и осуществлять самостоятельную деятельность.

Цель:  Развитие учебной самостоятельности обучающихся в процессе изучения географии.

Задачи деятельности:

1.Определить наиболее эффективные  методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, способствующие развитию учебной самостоятельности на уроках    географии.                                     

 2.Разработать систему разноуровневых заданий, направленных на развитие самостоятельности мысли, самостоятельности суждений и выводов.                                  

3.Повысить мотивацию к обучению и результативность учебного процесса по предмету «География» посредством использования современных образовательных технологий.

 

Теоретической основой моей методической системы являются исследования Исаака Яковлевича Лернера, Симона Львовича Соловейчика, Сергея Измайловича Заир-Бека, Юрия Константиновича Бабанского.

В трудах ученых трактовка понятия «самостоятельность» лишена однозначности, существует множество определений. Мне ближе  определение понятия «самостоятельность», которое сформулировал Юрий Константинович Бабанский. По его мнению, самостоятельность – это не только одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами, но оно предусматривает и ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, в том числе требующих нестандартных решений.

Инновационный педагогический опыт заключается в использовании следующих технологий:    - информационно-коммуникационных технологий; -технологии педагогики сотрудничества;   технологии развития критического мышления;   - технологии проблемного обучения.                                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                                        

 Сущность   инновационного опыта состоит в разработке  комплекса приемов и методов  по  развитию учебной самостоятельности обучающихся в процессе изучения географии

Поэтому стараюсь на каждом уроке показывать своим ученикам, что знания, которые они приобретают  в школе, обязательно пригодятся в дальнейшей жизни.

Эффективность процесса обучения напрямую зависит от того, в каких условиях был проведен урок.  Использование информационно-коммуникационных технологий – требование времени. Использование ИКТ развивает самостоятельность при обработке информации и приобретении новых знаний, повышает мотивацию к изучению предмета, позволяет осуществлять индивидуальный подход.  Ни один из школьных предметов не нуждается в наглядности в такой степени, как география. В моем кабинете имеются  мультимедиа-проектор, компьютер с выходом в Интернет, комплект мультимедийных средств обучения. Электронные образовательные ресурсы позволяют реализовать принцип разноуровневого обучения. В настоящий момент я использую ресурсы таких порталов, как: федеральный портал Единой коллекции образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru), Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) (http://fcior.edu.ru/), сайт Promethean Planet (http://www.prometheanplanet.ru).

Для достижения максимального взаимодействия и взаимопонимания с учениками огромную роль играет педагогика сотрудничества. Метапредметность современного образования предполагает перенос акцента на развитие самостоятельности и освоение универсальных учебных действий. Я считаю технологию  обучения в сотрудничестве наиболее успешной для формирования самостоятельности  и активно применяю ее на своих уроках. Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Одной из активных форм организации учебной деятельности в технологии педагогики сотрудничества является работа в команде, основанная на взаимодействии друг с другом и с учителем. В ходе работы над решением ученых задач формируются  познавательные УУД, учащиеся учатся распределять между собой обязанности (регулятивные УУД), аргументировать и отстаивать свою точку зрения (личностные УУД), приходить к согласию и принимать совместные решения (коммуникативные УУД). Анализ ситуации в ходе проведения уроков показывает, что обучающиеся   не всегда хотят воспринимать иную точку зрения, вставать на позиции другого человека. Преодоление данных трудностей становится возможным посредством активного обучения и организации командной работы при применении таких приёмов как, «Пила», «Мудрая сова», « Вертушка» и т.д. Я как учитель лишь регулирую процесс и занимаюсь его общей организацией, создаю необходимые условия для проявления ученической инициативы.

Важную роль в развитии учебной самостоятельности обучающихся  играет технология развития критического мышления, главной целью которой является развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно.  Работа, построенная в режиме данной технологии, позволяет осуществить рефлексивное взаимодействие и на этапе совместной постановки цели, и в совместной деятельности на стадии осмысления, а на стадии рефлексии оценить собственную деятельность. Приёмы «Верите ли вы, что… », «Корзина идей», «Кольца Венна», «Телеграмма» создают необходимые условия для развития умений учеников самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем.

Особое место в моей методической системе занимает технология проблемного обучения, так как данная технология обеспечивает оптимальное сочетание самостоятельной поисковой деятельности обучающихся с усвоением готовых знаний. Уникальность данной технологии в том, что нет надобности искусственно создавать проблемные ситуации, так как реальными проблемами полна вся история развития научного знания. На своих уроках я активно использую приём создания парадоксальных ситуаций: «вода бесцветная, а море синее», «Аргентина получила свое название от латинского слова «аргентум» – серебро. Но в пределах страны нет ни одного месторождения серебряных руд». Проблемное обучение, в отличие от любого другого, способствует не только приобретению обучающимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и формированию у них способности к самообучению, самообразованию. Обе эти задачи могут быть реализованы с большим успехом именно в процессе использования технологии проблемного обучения, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности обучающихся, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач.  Проблемный вопрос  может содержать в себе скрытое противоречие, вызывать различные, порой противоположные позиции при его разрешении. Например, «можно ли рассматривать пояс гор Южной Сибири как один природно-территориальный комплекс?»; «какие изменения, наступают в природе в средней полосе России после рубки леса?». Поиски ответов на подобные вопросы стимулируют мысль, активизируют мышление, заставляют ученика думать. При этом я использую такие нестандартные формы уроков, как  уроки-семинары, заочные уроки- экскурсии,  уроки-исследования, уроки-путешествия.

Большие возможности для развития учебной самостоятельности дает использование  проектной технологии. Выполняя проекты, ученики овладевают новыми способами деятельности. Школьники выполняют такие проекты как, «Путешествие капельки», «Глобальные проблемы человечества», «Вулканы», «Путешествие к центру Земли», « Природные зоны в мультфильмах» и другие.

Повышать интерес обучающихся к своему предмету, способствовать развитию самостоятельной учебной деятельности школьников, формировать  самостоятельное мышление обучающихся стараюсь, используя разнообразные активные приемы и методы обучения. Например, приёмы развития ассоциативно- образного мышления через опорные сигналы, фрагменты музыкальных  произведений, элементы народного творчества; фрагменты литературных произведений, кроссенс. В переводе с английского языка слово КРОССЕНС означает «пересечение смысла». Кроссенс представляет из себя ассоциативную цепочку, замкнутую в стандартное поле из девяти квадратиков для «Крестиков-ноликов». Задача – объяснить кроссенс, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством  взаимосвязи изображений.

Эффективный метод развития учебной самостоятельности – проведение различных видов самостоятельных работ. Чтобы самостоятельные работы дали наибольший эффект, задания должны отвечать следующим основным требованиям: отражать ведущие понятия, причинно – следственные связи, мировоззренческие идеи; охватывать все компоненты знаний; обеспечивать формирование умения работать с различными источниками знаний; способствовать развитию познавательных способностей, самостоятельности, творческого мышления учащихся; вызвать у школьников интерес и занимать как можно меньше времени; отражать этапы формирования знаний и умений. Я использую следующие виды  самостоятельных работ: традиционные задания, задания тестового характера, фото-тесты. А также усовершенствованные традиционные задания, расчлененные на отдельные вопросы, требующие, как и тесты, краткихответов.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Применение современных образовательных технологий позволило:

1)Повысить уровень сформированности всех видов УУД ( использую программно диагностический комплекс САНАТО-ДО).

2) Повысить качество знаний обучающихся.

      Во многом достижению таких показателей способствует применение современных педагогических технологий, использование активных методов обучения, способствующих  развитию учебной самостоятельности, которая является одной из сторон личностного развития школьника, способностью расширять свои знания, умения по собственной инициативе, т.е. умение учить себя. Спасибо за внимание.