ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ С 11.05.2020 ПО 16.05.2020


Предварительный просмотр:

План проведения дистанционного урока

Образовательная организация: «Барсовская детская школа искусств» - филиал МБОУ ДО «Белоярская ДШИ»

Преподаватель: Свистунова Алия Равкатовна (тел.89825097636)

Программа: Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор»

Срок обучения: 8 лет

учебный предмет «Народное музыкальное творчество»

Класс: 1, мелкогрупповое занятие

Дата и время урока: 12.05.2020 13.40

16.05.2020 13.40 (урок за 05.05.2020)

Оборудование и материалы: Музыкальный инструмент, нотные сборники, конспект.

Технические средства связи: компьютер или ноутбук с выходом в Интернет, оснащенный веб-камерой с микрофоном; телефон, в т.ч. смартфон с выходом в сеть интернет.

Инструменты связи: сотовая связь, интернет-связь:

  • программа для обмена сообщениями и аудио- и видеозвонками WhatsApp - по телефону
  • электронная почта преподавателя: gafurova1982@mail.ru 

Тема урока: «Быт и уклад: Русские народные инструменты».

Цель: Создать условия для ознакомления детей с историей, традициями и обычаями русского народа, раскрыть суть и смысл.

Задачи: 

 Образовательные: 
активизация интереса к предмету,  к старинным русским обрядам через заклички, приметы 

формирование умений применять полученные знания
формирование умений взаимодействия в коллективе
Воспитательные: 
воспитать систему взглядов на окружающий мир 
воспитать нормы социального поведения детей;  воспитать уважительное отношение к традициям и обычаям русского народа 
Развивающие: 
развитие речи, мышления, памяти,  внимания
развитие умственной деятельности, способности наблюдать, делать выводы

Ход урока

  1. Посмотрите видео https://youtu.be/DX1WZE2cmKo 

Домашнее задание:

1. Ответь на вопросы (письменно)

1. Перечислите струнные музыкальные  инструменты

2. Перечислите духовые музыкальные  инструменты

3. Перечислите ударные музыкальные  инструменты

4. Какие мы используем инструменты на уроке фольклорный ансамбль

5. Нарисуй любой музыкальный инструмент



Предварительный просмотр:

План проведения дистанционного урока

Образовательная организация: «Барсовская детская школа искусств» - филиал МБОУ ДО «Белоярская ДШИ»

Преподаватель: Свистунова Алия Равкатовна (тел.89825097636)

Программа: Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор»

Срок обучения: 8 лет

учебный предмет «Народное музыкальное творчество

Класс: 2, мелкогрупповое занятие

Дата и время урока: 14.05.2020 13.40

Оборудование и материалы: Музыкальный инструмент, нотные сборники, конспект.

Технические средства связи: компьютер или ноутбук с выходом в Интернет, оснащенный веб-камерой с микрофоном; телефон, в т.ч. смартфон с выходом в сеть интернет.

Инструменты связи: сотовая связь, интернет-связь:

  • программа для обмена сообщениями и аудио- и видеозвонками WhatsApp - по телефону
  • электронная почта преподавателя: gafurova1982@mail.ru 

Тема урока: «Народный календарь. Весенние традиции и обряды: Красная горка»

Задачи:

Образовательные: 
активизация интереса к предмету,   формирование умений применять полученные знания
формирование умений взаимодействия в коллективе
Воспитательные: 
воспитать систему взглядов на окружающий мир 
воспитать нормы социального поведения детей;  воспитать уважительное отношение к традициям и обычаям русского народа 
Развивающие: 
развитие речи, мышления, памяти,  внимания
развитие умственной деятельности, способности наблюдать, делать выводы

Ход урока:

Ознакомить с традициями и обрядами праздника «Красная горка»

Красная горка отмечается в первое воскресенье после Пасхи. Это народно-христианский праздник. В этот день Православная Церковь вспоминает о воскресении Иисуса Христа и встречу апостола Фомы с воскресшим Спасителем, поэтому  этот день называют еще и Фоминым воскресеньем.

Красная Горка — праздник очень необычный, яркий и веселый. Он включает в себя как древнеславянские, так и христианские традиции.

По древнеславянскому обычаю считалось, что в этот день всему покровительствуют добрые силы — этот праздник образно можно представить, как праздник света и тепла.

Традиции на Руси

В Древней Руси в этот день на холмах зажигали костры в честь Даждьбога. Рядом с этими огнями совершались мольбища и жертвоприношения, а также вершился суд — «полюдье».

В XIX в. Красная горка отмечалась широко и празднично: во многих местах именно к ней приурочивалось начало девичьих хороводов или окончание первых весенних, начинавшихся с Пасхи, ярмарки невест, праздничные угощения девушек и женщин, обряды встречи весны, а также обходы дворов с поздравлением — «окликанием» молодоженов.

Красная горка или «Кликушное воскресенье» в древней Руси символизировала обновление Солнца-Ярило — главного божества славян и победу весны над зимой, жизни над смертью.

Главенствующая роль в нем отводилась женской половине общины: с утра женщины и девушки собирались, выходили на самую высокую горку, где встречали Красно Солнышко, затем шли поклониться предкам, а потом возвращались на ту же горку, где уже собиралась вся община и наступала пора всеобщего гулянья и веселья.

Народ веселился вовсю, по преданию: чем больше веселья, тем больше будет успехов и богаче урожай. К вечеру наступало время гулянья молодежи, время знакомств парней и девушек, свадебных сговоров.

Во многих местах Красной Горкой считали не один день, а целую неделю. Так что, сговорившись на Красную Горку, в нее же можно было и пожениться!

По христианской традиции в этот день впервые после долгого перерыва, связанного с Великим постом, можно было проводить венчания.

Во многих отдаленных местностях священнослужителю, чтобы объехать весь приход и провести все обряды венчания едва хватало и недели. Даже в этом опять совпадение — Красная Горка и пора начала венчаний и свадеб могут продолжаться целую неделю!

Но почему для многих так важно заключить брак именно в это время?

Дело в том, что существует древнее поверье-примета, выражаемое народной поговоркой: «Кто на Красну Горку женится — тот во век не разженится!»

Обычаи и традиции Красной Горки

С этого воскресенья начинается период свадеб, так как Фомино воскресенье — первый день после Великого Поста, когда в церкви разрешены венчания.

Традиция «красногорочных» свадеб

По традиции полагается, что свадьба, заключенная в день Красной горки будет точно залогом счастливой и весьма долгой жизни молодых влюбленных. На самом деле, все дело в том, что Красная горка есть самый первый день после достаточно длительного Великого поста и пасхальной недели, когда священники могли снова венчать абсолютно всех кто пожелает. И именно тот, кто успел пожениться, в этот день, а это было достаточно тяжело, так как батюшка просто физически не успевал поженить всех желающих, то молодые, в свою очередь, просто обязаны были быть ну очень счастливыми в семейной жизни.

Со стороны язычества, в этот день свадьбы играли лишь потому, что он был посвящен Яриле – богу солнца. То есть все браки, заключенные в этот воскресный день, благословлялись с неба. Семейные пары освящались Солнцем и поистине должны были быть весьма богатыми, искренне счастливыми, а также с обильным потомством.

Хороводные игры

Во время хоровода происходил символический переход вышедших недавно замуж девушек в круг замужних женщин. После возращения с кладбища девушки и молодушки переодевались в праздничные наряды и собирались вечером на первое весеннее гуляние.

Разделившись на две группы, они становились друг напротив друга в два ряда, и начиналась хороводная игра «А мы просо сеяли...», во время которой каждая из линий, которая пела очередной куплет, приближалась к другой, а за тем отходила на свое место. В песне, сопровождавшей хоровод, пелось о том, что одни просо посадили, а другие угрожали его вытоптать конями, им предлагали различные подарки, чтобы они не делали этого, но они соглашались отступить только тогда, когда им обещали дать в качестве выкупа девушку; в завершение игры девушки пели.

Смотрины невест

Во многих местах в Фомино воскресенье утраивались смотрины невест: прогулки заневестившихся девушек по улице в лучших нарядах на глазах у предполагаемых женихов; часто тогда же происходил свадебный сговор и рукобитье.
Девушки и парни собирались на улице и играли в «А мы просо сеяли», разделившись на две партии. При этом приведенные выше слова игры имели несколько иную окраску: девушку в качестве невесты требовали парни.

Встреча весны

В южнорусских губерниях на Красную горку приходилась встреча весны. Кликание весны начиналось рано утром и обычно происходило с вершины холма, отчего возможно и произошло название праздника «Красная горка».

Девушки, собравшись на ближайшем холме, становились в хоровод, в центр выходила запевальщица-«хороводница» и, благословясь, начинала произносить заговор:

 «Здравствуй, красное солнышко! Празднуй, ясное ведрышко! Из-за гор-горы выкатайся, на светел мир воздивуйся, по траве-мураве, по чветикам по лазоревым, подснежникам лучами-очами пробегай, серце девичье лаской согревай, добрым-молодцам в душу загляни, дух из души вынь, в ключ живой воды закинь. От этого ключа ключи в руках у красной девицы, зорьки-заряницы. Зоренька-ясынька гуляла, ключи потеряла. Я, девушка (имя-рек), путем-дорожкой шла-пошла, золот ключ нашла. Кого хочу, того люблю, кого сама знаю — тому и душу замыкаю. Замыкаю я им, тем золотым ключом, доброго молодца (имя-рек) на многие годы, на долгие весны, на веки веченские заклятьем тайным нерушимым. Аминь!»

Все присутствующие повторяли за ней слова, вставляя свое имя и имена полюбившихся парней. Затем девушка, положив на землю посредине круга красное яйцо и хлеб, затягивала веснянку: «Весна-красна! На чем пришла...». Весь хоровод подхватывал, затем пели другие песни, а завершала празднование веселая пирушка.

Во многих местах женщины и девушки закликали весну, собираясь в обычных местах молодежных гуляний, в том числе на площади перед церковью.

Опахивание села

Чтобы огородиться от несчастий на весь предстоящий год, женщины и девушки в первое воскресенье после Пасхи опахивали село. В полночь все деревенские бабы и девки выходили за околицу с песнями.
За деревней их поджидали три молодые женщины с сохой и три старые с иконой Казанской Божьей Матери. Девушки расплетали косы, бабы снимали платки, затем несколько женщин садилось на доски, положенные поверх сохи, которую придерживали сзади девушки, остальные брались за привязанные к сохе веревки и тащили ее вокруг села, останавливаясь на всех перекрестках, чтобы чертить кресты.

Впереди процессии шли молящиеся старухи с иконой. Обойдя деревню и возвратясь на исходное место, женщины угощались и праздновали, при этом к ним присоединялись парни. Пирушка продолжалась до трех часов, а затем все расходились по домам, так как гулять после третьих петухов считалось грехом. Крестьянки верили, что после совершения обряда все бедствия и несчастья должны оставаться за бороздой и не будут иметь силы ее переступить.

«Окликание молодых»

У славян было принято ходить по дворам супружеских пар с поздравлениями. Окликанье на Красную горку также называли вьюнством. На пасхальной неделе, в субботу, в каждом поселении несколько парней объединялись в небольшие группы от пяти человек. Они облачались в праздничные рубахи, яркие шаровары.

Окликать нужно было те пары, которые сочетались браком после прошлогодней Пасхи. Старт веселья был в родной деревушке, но постепенно парни перемещались в соседние поселения. Под окнами дома молодоженов окликальщики заводили веселые песни и плясали. После каждого двустишья, в качестве припева, парни в предрассветной тиши кричали: «Вьюнец молодой, вьюница молодая!». Это было своеобразным обращением к мужу и жене. В ответ на поздравления супруги выносили дары.

Домашнее задание (ответь на вопросы письменно):

 1.На какое время года выпадает праздник Красная горка?

А) Осень.

Б) Весна

В) Зима

2. В какой день недели отмечается Красная горка?

А) Понедельник

Б) Воскресенье

В) Четверг

3. После какого великого праздника отмечается Красная горка?

А) Пасха

Б) Троица

В) Рождество

4. Какое еще название имеет Красная горка?

А) Фомин день

Б) Федоров день

В) Ильин день

5. На Красную горку начинались первые весенние…?

А) Гуляния

Б) Пахоты

В) Свадьбы

 6. Запиши любую примету на Красную горку.



Предварительный просмотр:

План проведения дистанционного урока

Образовательная организация: «Барсовская детская школа искусств» - филиал МБОУ ДО «Белоярская ДШИ»

Преподаватель: Свистунова Алия Равкатовна (тел.89825097636)

Программа: Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор»

Срок обучения: 8 лет

учебный предмет «Народное музыкальное творчество

Класс: 4, мелкогрупповое занятие

Дата и время урока: 13.05.2020 15.00

Оборудование и материалы: Музыкальный инструмент, нотные сборники, конспект.

Технические средства связи: компьютер или ноутбук с выходом в Интернет, оснащенный веб-камерой с микрофоном; телефон, в т.ч. смартфон с выходом в сеть интернет.

Инструменты связи: сотовая связь, интернет-связь:

  • программа для обмена сообщениями и аудио- и видеозвонками WhatsApp - по телефону
  • электронная почта преподавателя: gafurova1982@mail.ru 

Тема урока: «Фольклорные традиции своего региона  (на основе Тюменской области)»

Задачи:

• расширять представления детей о родной стране

• познакомить детей с историей музыкальной культуры Тюменской области  

• помочь детям представить старинный город, осмыслить значение его   географического расположения, воспитывать интерес к истории

 • развивать сообразительность, логическое мышление

• пополнить словарь с новыми терминами

Ход урока:

  1. Ознакомить с темой

Формирование музыкальной культуры Тюменской области в XVII в. происходило на базе опыта и традиций Европейской части России. В то же время, в результате взаимодействия культуры пришлого русского населения и культуры древних обитателей края начала складывалась местная сибирская культура, региональный вариант художественных стилей и норм.  Преследуемые  московскими властями пришли в Сибирь скоморохи.  Песенники и музыканты  были любимы сибирским народом.  На праздниках, ярмарках часто звучали частушки в их исполнении. В деревне же частушки называются по – разному: «грубиянка»,  «подгорная», «частоговорки»,  «проходачная» и исполнялись народом  под гармошку и балалайку.

В это же время в Сибири  широко распространяются  исторические песни: «Взятие Казани», «Кострюк», песни о Ермаке, Степане Разине и др. Неслучайно наиболее полный вариант песни о походе Ермака находится в сборнике К. Данилова, составленным им, грамотным сибирским певцом – скоморохом в 1722 -1724 гг.

 Бросая общий взгляд на историю края XVIII века и первой половины XIX века без труда можно заметить, что вся культурная жизнь  развивалась в едином общероссийском русле, проходила те же этапы (с некоторым отставанием во времени) и составляла органическую часть истории страны. Одним из крупных очагов  в первой половине 19 века был Тобольск, особенно значительна роль Тобольской семинарии.  Заметную роль в культурной жизни региона играли лица с ярко выраженным дарованием, временно оказавшиеся в ссылке. Одним из таких ссыльных был композитор  А. А. Алябьев.

Организованным собиранием и изучением славянского музыкального фольклора Тюменской области началось с 1987 года. Результаты исследований показали сосуществование несколько народно – песенных традиций, представляющих творчество различных социальных слоёв населения пришедших на эти земли в разное время из разных регионов Европейской части России.  Наиболее  показательна для данной территории старожильческая культура,  сформировавшаяся ранее других традиций преимущественно под влиянием северорусской и казачьей культур.   Именно старожильческая традиция в значительной степени определила облик местного песенного фольклора. Особое место было уделено исследованиям детского  песенного и игрового фольклора. Многие детские песни и игры воспроизводят события и время прошлых лет, что помогает познать быт и культуру наших предков.

Ведущим жанром в музыкальной жизни различных групп населения является лирическая песня. У сибирских «старожилов» она будет под названием «проголосной», «глубокой», «стародавней». Тематика её разнообразна. Это и любовные, семейные песни, песни ссылки и каторги.

Праздники и обряды Тюменского края объединяют ценности народной и православной культуры, совмещая крестьянский земледельческий годовой цикл и церковный круг ритуалов и праздников.

Церковная культура позволяла сельчанам и горожанам приобщаться к высокой нравственности и эстетике. К календарным праздникам приурочивались общинные события, к местным «престольным» праздникам – ярмарки и торжки. Регламентирующую роль в годовом круге праздники и обряды выполняют церковные службы и, наряду с Пасхой, православные праздники: Рождество Христово, Крещение Господне, Вербное воскресенье, Пасха, Троица.

В колядовании принимали участие взрослые и дети.  В период между Новым годом и Крещением занимались гаданием. Цикл завершался Крещением в рамках православной обрядности, с крестным ходом на иордань. В это время выпекали кресты, на иордани набирали святую воду, при этом крепкие мужчины купались в ледяном проруби.
        Праздники весеннего цикла открывала Масленица – весёлое народное гуляние, сохранившее атрибуты двух древних культов: плодородия и почитания предков. Русские забавы в дни Масленицы: катание с горок, хождение на блины, игры в снежки. В снежном городе устанавливался столб из строевого бревна, облитый водой или обмазанный салом, с призом – добычей для желающих участвовать в этой потехе. У старожилов края традицией был масленичный поезд – цепочка саней и подвод, на одной из которых укреплялась жердь с колесом и соломенным чучелом в лопоти – Маслянка. Чучело на завершающих этапах праздника сжигалось.
        Встречая весну, на Сороки пекли из теста булочки в виде птиц – жаворонков, пташек, закликали весну, совершали обрядовые действия, окуривали домашний скот. В Пасхальную неделю готовили куличи, христосывались – обменивались поцелуями и дарили друг другу пасхальные яйца; молодёжь устраивала массовые игры, водила хороводы, традицией были качели. В конце весеннего цикла наступала Троица. В это время гуляли в лугах и лесах, исполняя круговые песни, украшали церкви и дома берёзовыми ветками. В Троицкую неделю девушки и женщины обряжали берёзку лентами, цветами, проходили с нею по деревне с песнями и плясками, за деревней деревце бросали в озеро (д.Калмак Армизонского ра-на). Цикл завершался Петровым днём; далее следовали летняя страда и осенний сбор урожая. В ХХ – ХХI вв. в Тюменской области традиционными праздниками остаются Рождество, Новый год, Крещение, Пасха, Троица.

Домашнее задание

  1. Ответьте на вопросы (письменно) и запишите в тетради:
  1. Кто такие скоморохи
  2. Как называют частушку по-другому
  3. Напишите православные праздники
  4. Напишите праздники, которые относятся к весеннему циклу
  5. Нарисуйте рисунок «Мое представление о  традициях и праздниках»



Предварительный просмотр:

План проведения дистанционного урока

Образовательная организация: «Барсовская детская школа искусств» - филиал МБОУ ДО «Белоярская ДШИ»

Преподаватель: Свистунова Алия Равкатовна (тел.89825097636)

Программа: Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор»

Срок обучения: 8 лет

Учебный предмет «Фольклорный ансамбль»

Класс: 1-4, мелкогрупповое занятие

Дата и время урока: 11.05.2020 13.00 (2 учебных урока)

                                 13.05.2020 13.00 (2 учебных урока)

Оборудование и материалы: Музыкальный инструмент, нотные сборники.

Технические средства связи: компьютер или ноутбук с выходом в Интернет, оснащенный веб-камерой с микрофоном; телефон, в т.ч. смартфон с выходом в сеть интернет.

Инструменты связи: сотовая связь, интернет-связь:

  • программа для обмена сообщениями и аудио- и видеозвонками WhatsApp - по телефону
  • электронная почта преподавателя: gafurova1982@mail.ru 

Тема урока: Подготовка к выступлению. Работа над движениями в песнях.

I. Цель и задачи

Цель: развитие мелодического и ритмического слуха в фольклорной манере пения на основе шуточной песни.

Основными задачами урока являются:

  • Знакомство, изучение, практическое освоение песенно-музыкальных фольклорных образцов;
  • Тренировка у детей мелодического и ритмического  слуха на основе песенно-музыкальных фольклорных образцов;
  • Привитие интереса, уважительного отношение к традиционной культуре;
  • Приобщение  детей к совместным формам музыкальной и творческой деятельности;
  • Создание благоприятной психологической среды для активного взаимодействия детей в ансамбле, самовыражения ребенка средствами различных видов фольклорного искусства.

II. Структура и организация урока

Урок посвящен изучению нового материла. Для занятия выбран комбинированный тип урока, включающий объяснение нового материала, показ, практическое занятие, анализ.

Структура урока включает несколько этапов:

1) Подготовительный. На данном этапе планируется разминка певческого аппарата.

3) Основной. Включает получение новых навыков на примере упражнений и освоение нового музыкально-песенного материала; использование и проработка полученных навыков на конкретном музыкальном примере;

4) Итоговый. Самостоятельное исполнение песенного образца, повторение упражнений, закрепление полученных навыков.

III. Содержание урока

  1. Вводная, организационная и подготовительная часть

- Приветствие. Постановка целей занятия;

- Распевание. Упражнения:

  • на укрепление дыхательного аппарата («Шарик», «задуй свечу», «цветочки» и т.д.)
  • артикуляционная гимнастика («пчелки», «комарики», «карлсон» и т.д.)
  • речевая разминка (проговаривать по 10 раз  скороговорки):
  1. На дворе трава

      На траве дрова

      Не руби дрова

      На траве двора

  1. Как на горке у пригорка

      Стоят  тридцать три Егорки.

  • Вокальные упражнения

Ай,я,я….эй,е,е….ой,о,ё,ё…(использовать разные интонации)

Тра-та-та (четкое проговаривание), от медленного к быстрому темпу

Зеленейся, луг (открыто, не зажимать звук)

Ягода малина

Ты, береза (с хлопками)

Гори, гори ясно

Петушок

2. Основная часть

- Знакомство детей с  жанром «шуточная песня»

- Выявление знаний детей о традиционном фольклорном музыкально-песенном, инструментальном и хореографическом творчестве;

- Освоение упражнений для развития мелодического и ритмического слуха

- Повторение пройденного репертуара (календарные святочные, масленичные, веснянка, шуточная «Жил я у пана», рнп «Как за двором, за двором»)

  • Разучивание текста
  • Работа в метроритме
  • Разучивание мелодии
  • Петь выразительно
  • Искать сценический образ (работа перед зеркалом)
  • Придумать элементарные движения
  1. Итоговая часть

Исполнение календарных (святочные, масленичные, веснянка), шуточная «Жил я у пана», рнп «Как за двором, за двором» с применением полученных новых навыков

IV. Предполагаемые методы работы

Из методов формирования новых знаний и способов действий

на занятии используются:

- объяснительно-иллюстративный и репродуктивный (когда педагог излагает и демонстрирует новый материал, показывает упражнения и способы освоения)
- проблемный и частично-поисковый методы (когда ученикам предстоит понять различия между прежними навыками и новым опытом и практически их реализовать)
- исследовательский (творческий) метод  (когда ученикам будет предоставлена возможность выбирать, моделировать, импровизировать)

Из методов организации деятельности обучающихся на занятии используются:

- методы, предполагающие взаимодействие с учителем:

                а. Игровой метод – использование приёма «переклички», «Эхо»

                б. Метод погружения в ситуацию – совместное исполнение с учителем, когда ученики должны «подстраиваться», успевать, преодолевая ошибки, остановки и возникающие трудности

- методы самостоятельной работы:

а. выполнение упражнений

б. сравнение и анализ старого и нового опыта, прогнозирование будущего использования навыков.

Из методов контроля и самоконтроля на занятии используются:

- визуальный, слуховой и мышечно-двигательный контроль деятельности (как со стороны педагога, так и собственный);

- беседа, вопросо-ответная система разбора материала (используется также приём «смена ролей», когда учитель выступает в роли ученика и просит объяснить и показать ему осваиваемый материал);

- сравнение (своего исполнения с исполнением учителя или с аудиозаписи);

- работа «со счётом».

Из методов формирования личностных результатов на занятии используются:

- создание позитивной атмосферы на занятии (положительные высказывания о предыдущих результатах, настрой на активную деятельность, возможность у учеников высказаться, поделиться впечатлениями);

- создание «соревновательной» ситуации (с педагогом, с другими учениками, с самим собой). Использование дополнительных стимулирующих и поощрительных материалов (наклейки, карточки, графические знаки и др.)

- внушение, убеждение в правильности выбранной деятельности и её значимости (примеры, аналогии и др.)

- словесное одобрение положительных результатов урока, повышающее самооценку учеников.

V. Заключение

- Рефлексия;

- Разбор домашнего задания;

- Преподаватель благодарит учеников за работу, отмечает положительные моменты совместной работы, активное участие в освоении новых навыков, внимание и интерес;

- Прощание.



Предварительный просмотр:

План проведения дистанционного урока

Образовательная организация: «Барсовская детская школа искусств» - филиал МБОУ ДО «Белоярская ДШИ»

Преподаватель: Свистунова Алия Равкатовна (тел.89825097636)

Программа: Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор»

Срок обучения: 8 лет

Учебный предмет «Фольклорный ансамбль»

Класс: 5-7, мелкогрупповое занятие

Дата и время урока: 12.05.2020 16.20 (2 учебных урока)

                                 13.05.2020 16.20 (1 учебный урок)

                                 14.05.2020 16.20 (2 учебных урока)

Оборудование и материалы: Музыкальный инструмент, нотные сборники.

Технические средства связи: компьютер или ноутбук с выходом в Интернет, оснащенный веб-камерой с микрофоном; телефон, в т.ч. смартфон с выходом в сеть интернет.

Инструменты связи: сотовая связь, интернет-связь:

  • программа для обмена сообщениями и аудио- и видеозвонками WhatsApp - по телефону
  • электронная почта преподавателя: gafurova1982@mail.ru 

Тема урока: Вечорошные песни и кадрили.

Цель: развитие мелодического и ритмического слуха в фольклорной манере пения на основе фольклорной песни.

Основными задачами урока являются:

  • Знакомство, изучение, практическое освоение песенно-музыкальных фольклорных образцов;
  • Тренировка мелодического и ритмического  слуха на основе песенно-музыкальных фольклорных образцов;
  • Привитие интереса, уважительного отношение к традиционной культуре;
  • Приобщение  детей к совместным формам музыкальной и творческой деятельности;
  • Создание благоприятной психологической среды для активного взаимодействия детей в ансамбле, самовыражения ребенка средствами различных видов фольклорного искусства.

II. Структура и организация урока

Урок посвящен изучению нового материла. Для занятия выбран комбинированный тип урока, включающий объяснение нового материала, показ, практическое занятие, анализ.

Структура урока включает несколько этапов:

1) Подготовительный. На данном этапе планируется разминка певческого аппарата.

3) Основной. Включает получение новых навыков на примере упражнений и освоение нового музыкально-песенного материала; использование и проработка полученных навыков на конкретном музыкальном примере;

4) Итоговый. Самостоятельное исполнение песенного образца, повторение упражнений, закрепление полученных навыков.

III. Содержание урока

  1. Вводная, организационная и подготовительная часть

- Приветствие. Постановка целей занятия;

- Распевание. Упражнения:

  • на укрепление дыхательного аппарата («Шарик», «задуй свечу», «цветочки» и т.д.)
  • артикуляционная гимнастика («пчелки», «комарики», «карлсон» и т.д.)
  • речевая разминка (проговаривать по10 раз скороговорки)
  • Вокальные упражнения

Ты не стой, не стой колодец

На горе, на горенке

Не летай соловей

Ае, е-о-е-а (распев на одном дыхании)

2. Основная часть

- Знакомство детей с  жанром «Вечерошняя песня и кадриль»

- Выявление знаний детей о традиционном фольклорном музыкально-песенном, инструментальном и хореографическом творчестве;

- Освоение упражнений для развития мелодического и ритмического слуха

- Знакомство с новыми образцами музыкально-песенного фольклора – кадрильная (частушки) «Выгоняла стара баба» (приложение):

  • Разучивание текста, четкое проговаривание
  • Смена размера, слова обрывы
  • Работа в метроритме
  • Разучивание мелодии
  • Работа над партитурой песни
  • Исполнение каждой партии по отдельности
  • Исполнение в распевном, умеренно быстром характере
  • Работа над художественным образом произведения
  • Прослушивание аутентичного исполнения
  1. Итоговая часть

Исполнение кадрили (частушки) «Выгоняла стара баба» с применением полученных новых навыков

IV. Предполагаемые методы работы

Из методов формирования новых знаний и способов действий

на занятии используются:

- объяснительно-иллюстративный и репродуктивный (когда педагог излагает и демонстрирует новый материал, показывает упражнения и способы освоения)
- проблемный и частично-поисковый методы (когда ученикам предстоит понять различия между прежними навыками и новым опытом и практически их реализовать)
- исследовательский (творческий) метод  (когда ученикам будет предоставлена возможность выбирать, моделировать, импровизировать)

Из методов организации деятельности обучающихся на занятии используются:

- методы, предполагающие взаимодействие с учителем:

                а. Игровой метод – использование приёма «переклички», «Эхо»

                б. Метод погружения в ситуацию – совместное исполнение с учителем, когда ученики должны «подстраиваться», успевать, преодолевая ошибки, остановки и возникающие трудности

- методы самостоятельной работы:

а. выполнение упражнений

б. сравнение и анализ старого и нового опыта, прогнозирование будущего использования навыков.

Из методов контроля и самоконтроля на занятии используются:

- визуальный, слуховой и мышечно-двигательный контроль деятельности (как со стороны педагога, так и собственный);

- беседа, вопросо-ответная система разбора материала (используется также приём «смена ролей», когда учитель выступает в роли ученика и просит объяснить и показать ему осваиваемый материал);

- сравнение (своего исполнения с исполнением учителя или с аудиозаписи);

- работа «со счётом».

Из методов формирования личностных результатов на занятии используются:

- создание позитивной атмосферы на занятии (положительные высказывания о предыдущих результатах, настрой на активную деятельность, возможность у учеников высказаться, поделиться впечатлениями);

- создание «соревновательной» ситуации (с педагогом, с другими учениками, с самим собой). Использование дополнительных стимулирующих и поощрительных материалов (наклейки, карточки, графические знаки и др.)

- внушение, убеждение в правильности выбранной деятельности и её значимости (примеры, аналогии и др.)

- словесное одобрение положительных результатов урока, повышающее самооценку учеников.

V. Заключение

- Рефлексия;

- Домашнее задание (анализ лирической песни, приложения);

- Преподаватель благодарит учеников за работу, отмечает положительные моменты совместной работы, активное участие в освоении новых навыков, внимание и интерес;

- Прощание.