УЧЕНИКАМ

Перепелюк Ирина Викторовна

Учимся проектировать

Проект это - ...

Проект – это самостоятельная творческая работа ученика, решающая определённую проблему и имеющая продукт деятельности.

«Технологический проект» - это осуществляемая под руководством учителя самостоятельная учебная работа школьника по решению практической задачи творческого характера (от выявления проблемы, технологического обеспечения базовой идеи до её материализации и анализа полученных данных).

«Социальный проект» – это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Её реализация будет способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном регионе, социуме».

«Исследовательский проект»– имеет четко обозначенную исследовательскую проблему, акцент  делается на том, что учащиеся ожидают что-то выявить, установить взаимосвязь между какими-то факторами, выяснить причины, попытаться установить хотя бы примерное соотношение».)

«Инженерное проектирование» сложный и многовариантный процесс.  Главное в нем – это способность создать новые объекты и предметы сначала в идеальном виде, то есть в виде идей, замыслов, идеальных устройств, а затем материально воплотить эти идеи и замыслы в конкретных условиях. 

 

Как создать технологический проект

1. Определение  потребностей

Описывает ситуацию необходимости создания чего-либо, возможности решения какой-либо проблемы.

2. Цель  и задачи

Описывает цель проекта и задачи, которые являются поэтапными шагами достижения цели.image

Пример:

Цель - разработать и изготовить приспособление для хранения канцелярских товаров.

Задачи: 1. Выбрать технологию изготовления

               2. Провести исследовательскую работу

               3. Выдвинуть идею модели.

               4. Продумать технологию изготовления.

               5. Изготовить изделие.


 3. Исследование и анализ

В данном разделе может быть большое количество подразделов. В них учащийся может исследовать потребности человека, которому предназначено разрабатываемое изделие; аналоги, имеющиеся на рынке, технологию производства в промышленности, возможный способ производства в промышленности и в школьных условиях, доступность материалов и оборудования, способы обработки, цветовые сочетания и т.д.

1 страница - план исследований, далее по порядку сами исследования: варианты идей, их анализ положительными или отрицательными комментариями, вывод в конце каждого исследования.

4. Дизайн - спецификация

Спецификация – это конкретный перечень того, каким критериям должно удовлетворять разрабатываемое изделие для того, чтобы быть качественным.

Если исследование проведено достаточно хорошо, то спецификация будет очевидна. Она может включать в себя следующее:

  • Что за изделие
  • Конечный потребитель (покупатель, группа, рынок)
  • Какая потребность будет удовлетворена
  • Функциональное назначение (что это изделие должно делать)
  • Допустимые пределы стоимости (экономическое обоснование)
  • Единичный экземпляр (партия), массовое производство, (прототип)[*]
  • Человеческий фактор (Психологический, физиологический (антропометрический)
  • Материалы (доступность, стоимость, лёгкость в обработке, материалы для частей, вопросы, связанные с окружающей средой).
  • Способ производства (оборудование, необходимое для изготовления; методы  изготовления)
  • Техника безопасности (в процессе изготовления, в процессе эксплуатации изделия)
  • Внешний вид (стиль, цвет, отделка, форма)
  • Соответствие стандартам

5. Первоначальные идеи

В данном разделе располагаются ваши творческие разнообразные идеи посредством быстрой зарисовки. Все они должны соответствовать требованиям дизайн-спецификации. Идеи комментируются. Комментарии простые описательные  и оценочные. Все идеи отражаются на одном листе.

6. Выбор лучшей идеи

Осуществляется качественно или количественно.

При качественной оценке обучающийся пишет свои комментарии «за» и «против» по отношению к каждой идее.

При количественной  обучающийся присваивает определённое количество баллов каждой идее в соответствии с критериями дизайн-спецификации.

7. Проработка идеи

Проводят экспериментирование с материалами и различными формами изделия, способами обработки и т.д. Запись принятых решений, выводов, заключений имеет место. В данном разделе – эскизы, пробные образцы с аннотациями.

8. Изготовление изделия

Описание изготовления изделия выполняется в форме инструкционной карты, технологической последовательности, схем с описаниями и др. Выбор формы обосновывается способом изготовления. Описание должно быть полностью понятным, соответствовать стандартам (условные обозначения, схемы, швейная терминология). По нему возможно изготовить ваше изделие.
10. Экологическое обоснование проекта

11. Экономическое обоснование проекта
12.Самооценка
13. Самооценка изделия

Можно выполнить в форме атрибутивного анализа или ответить на следующие вопросы:

  • Почему вы начали изготавливать что-то?  Удовлетворяет ли ваше изделие эту потребность? Опишите.
  • Обращаясь к спецификации: соответствует ли ей полученное изделие?
  • Комментарии пользователей или посторонних людей (отзывы). Результаты испытаний (как изделие работает на практике)
  • Как его можно улучшить и (или) направления для дальнейшего исследования.

14. Самооценка процесса

Правильно ли сформулирована цель и задачи?

Было ли твоё исследование сфокусированным, и насколько ты его использовал?

Написал ли ты точную спецификацию? Как она могла быть улучшена? Обосновал ли ты каждый из критериев?

Разнообразны ли были идеи?

Обосновал ли ты своё решение при выборе одной из них?

Была ли полной проработка выбранной идеи?

Соответствовал ли результат проработки тому изделию, которое вы собирались изготовить?

Качественно ли выполнено изделие?  Что могло бы быть сделано лучше?

Адекватно ли была осуществлена проверка изделия?

Насколько хорошо вы спланировали и использовали время?

Что могло бы быть сделано по-другому, если бы вы снова начали разрабатывать это изделие?

Источники информации:

  1.  Мелехина С.И. Обучение учащихся 8-9 классов проектной деятельности на уроках технологии. Методическое пособие. - Киров: Изд-во Кировского областного ИУУ, 2002.-250 с.
  2. Павлова М.Б. и Питт Д. Образовательная область  «Технология»: теоретические подходы и методические рекомендации.- Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр,1998.-96 с.

 

Оформление проекта

image

              Выбор темы проекта

                  Оформление титульного листа

1.  Название проекта

2. Руководитель проекта

3. Учебный предмет

4. Возраст обучающихся 

5.  Сроки выполнения: 1.09.2014-01.04.2015

6. Введение

7. Цель проекта

8.  Задачи

9. Проблемные вопросы

10. Необходимое оборудование

11. Аннотация или актуальность

12. Предполагаемый продукт

13.  Этапы работы над проектом (расписать)

14. Техника безопасности

15. Экономический расчет

16.   Заключение

17.  Список используемых источников информации

18.  Приложения

 

  Подготовка к защите

 

Рекомендации обучающимся по подготовке доклада для защиты  проекта

Доклад – текст краткого выступления, рассчитанного на 5-7 минут. Дополнительно 2-3 минуты отводится на вопросы выступающему. В ходе доклада автор проекта должен: представиться, если в аудитории есть люди, которые не знают его, изложить тему проекта, проблему и актуальность темы, кратко, достаточно полно и лаконично рассказать о постановке и решении задач проекта; демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения; анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения; демонстрировать найденное решение; анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом; проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивалось решение. В ходе доклада необходимо обязательно представить  результат – продукт проектной деятельности, дать ему оценку, проанализировать его успешность, соответствие поставленной цели, отразить его недостатки, а так же представить перспективы развития проекта или перспективы усовершенствования своего продукта, результаты апробации продукта.

Доклад должен быть  утверждён руководителем проекта, т.е. должен иметь в конце подпись. Наличие подписи руководителя говорит о допуске к защите.

Уважаемые ученики - авторы проектов!

Вы создали свой уникальный проект, получили достойный результат. Перед вами стоит задача – успешно его презентовать. Как это сделать? Прежде всего, внимательно изучите «Рекомендации обучающимся по подготовке доклада для защиты  проекта», затем подумайте, какую форму защиты вам выбрать. Выбрать её надо удачно, чтобы произвести наилучшее впечатление о своей работе. Если вы создали проект игры, то можно выбрать форму защиты – игра.  Это даст более полное представление о ней. Если обоснованием проекта стал случай из жизни, то расскажите о нём. Не забывайте, вы представляете ПРОЕКТ, а не раскрываете содержание своего продукта – допустим, если это брошюра, газета. Об их содержании может быть сказано кратко.

Перед каждым выступающим возникает проблема соблюдения регламента. Регламент - вещь скучная, но принципиальная, ибо выделение 10 минут на выступление ставит нас в одни рамки, тридцати минут - в другие, полутора часов в третьи. Необходимо заранее просчитать время выступления и самим его контролировать. Не надо выпрашивать лишних минут и пытаться затягивать время выступления. Нужно иметь как можно более подробный текст выступления, но не читать его или, по крайней мере , делать вид, что не читаешь. Высший класс - говорить столько же, что и другие, но суметь сказать больше.  Кроме того, если мы затягиваем время выступления, то некорректно поступаем по отношению и к другим выступающим, и к ведущему. Игнорировать замечания ведущего о дефиците времени столь же неприлично, как и ссылаться на свою неопытность.  Нередко встречаются дешёвые спекуляции вроде: "К сожалению, из-за недостатка времени наиболее существенные результаты моей работы остались за кадром". Всё это оставляет слушателей глубоко неудовлетворёнными, с подспудным ощущением того, что они зря потратили время, так и не узнав главного, а докладчик расписывается в собственном непрофессионализме. Если мы не сумели сказать главного, то возникает вопрос: о чём же простите мы тогда говорили?

Существуют три модели представления результатов работы: классическая, индивидуальная и творческая.

Классическая модель (сосредоточение внимания на принципиальных вопросах работы)

Алгоритм выступления:

  • тема, её актуальность;
  • круг изученных источников и основные научные подходы к проблеме;
  • новизна работы(выдвижение новых идей, версий, подходов к решению проблемы).

Индивидуальная модель (раскрытие личностных аспектов работы над проектом)

Алгоритм выступления:image

  • обоснование выбора темы проекта;
  • способы работы над проектом;
  • оригинальные находки, собственные суждения, интересные моменты работы над проектом;
  • личный вклад в проделанную работу над проектом;
  • перспектива работы по данной теме.

Творческая модель

Алгоритм подготовки выступления:

  • оформление стенда с документальными и иллюстриративными материалами по теме проекта, комментарии к ним;
  • демонстрация слайдов, видеозаписей, прослушивание аудио-записей, сделанных в процессе работы над проектом;
  • яркое, оригинальное представление фрагментов основной части проекта.

Если вы собрали фотоколлекцию,  отображающую процесс работы над проектом, процесс создания нового продукта, то вам желательно это показать. Можно создать небольшую презентацию или ролик, они будут сопровождать ваш доклад. Во время демонстрации вы будете комментировать ход вашего проекта. Уместно, чтобы на экране появлялось изображение того, о чём вы говорите. Не совершайте ошибок: не пишите тот же текст, который вы говорите, на слайде презентации или кадре ролика. Если результатом вашего проекта является презентация, то её надо успеть представить во время доклада, хотя бы частично. Отведите для этого часть времени вашего доклада, при этом расскажите, как вы её создавали и обоснуйте все принятые вами решения при её создании.  В данном случае не нужно для защиты готовить другую презентацию, как вы её создавали. Поясню: презентация может быть создана как результат проектной работы, для какой-то определённой цели проекта; как способ представления проекта на защите, тогда в ней содержится тема проекта, цель проекта и представляются его этапы и результат. То, что трудно объяснить словами, лучше показывать наглядно изображениями. Компьютерная презентация(далее КП) даёт ряд преимуществ перед обычной бумажно-плакатной. КП позволяет использовать её как легальную шпаргалку, а с другой стороны, даёт возможность членам комиссии одновременно изучать проектную работу и контролировать выступление ученика. Начните её создание с титульного листа. Каждый слайд должен содержать  ограниченное количество информации. Текст должен содержать только основные идеи. Не нужно переполнять презентацию текстом, вы его можете рассказать устно. Завершите итоговым слайдом: в нём разместите благодарности всем, кто давал ценные консультации и рекомендации. Оформление презентации выполняйте в соответствии с требованиями. Не злоупотребляйте анимацией. Динамическая анимация эффективна тогда, когда в процессе выступления происходит логическая трансформация существующей структуры в новую структуру, предлагаемую вами. Настройка анимации, при которой происходит появление текста по буквам или словам, может вызвать негативную реакцию со стороны членов комиссии, которые одновременно должны выполнять три различных дела: слушать выступление, бегло изучать текст работы и вникать в тонкости подачи материала. Визуальное восприятие слайда занимает от 2 до 5 секунд, в то время как продолжительность некоторых видов анимации может превышать 20 секунд. Презентация легко поможет вам провести доклад, но она не должна его заменить. Если вы только читаете текст слайдов, то для комиссии это сигнал о том, что вы не ориентируетесь в содержании. Но если вы растерялись или не можете проглотить комок в горле, то прочтение презентации будет единственным вашим спасением. Желательно подготовить к каждому слайду заметки по докладу. Распечатайте их и используйте при подготовке, а в крайнем случае - на самой презентации. Можно распечатать некоторые ключевые слайды в качестве раздаточного материала для слушателей. Используйте интерактивные элементы(гиперссылки, управляющие кнопки). Это может пригодиться при ответе на вопросы, когда вас попросят вернуться к определённому слайду. Проконтролируйте временной интервал своего доклада.

И вот, когда Ваш доклад готов, прежде чем пойти на защиту проекта, почитайте советы психолога.

Желаю Вам творческих успехов!

 


Советы по подготовке к публичному выступлению:

Сейчас  вы все  задумываетесь о том, как же вам достойно выступить, как вам правильно готовиться и как успокоить свои нервы и сохранить душевное равновесие перед выступлением. Хочется дать вам несколько полезных советов о том, как лучше готовиться к публичному выступлению и как вести себя на нем:

Как подготовиться психологически:

·         Начинай готовиться к выступлению заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие;

·         Если очень трудно собраться с силами и мыслями, постарайся запомнить сначала самое легкое, а потом переходить к трудному;

  • Ежедневно выполняйте упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения и усталости:

·         Что делать, если устали глаза? В период подготовки сильно увеличивается нагрузка на глаза, а если устали глаза, то устал и весь организм в целом и ему может не хватить сил для  выступления. Поэтому нужно сделать так, чтобы твои глаза отдохнули. Для этого выполни два любых упражнения из предложенных:

ü  Посмотри попеременно вверх-вниз (25 секунд), влево-вправо (25 секунд);

ü  Напиши глазами свое имя, фамилию, отчество;

ü  Попеременно фиксируй взгляд  то на близком, то на далеком предмете;image

ü  Нарисуй квадрат, треугольник глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

 

 Как запомнить большое количество материала (доклад):

ü  Повторяй материал по частям;

ü  Читая доклад, выделяй для себя главные мысли – это опорные пункты ответа;

ü  Попробуйте составить план ответа на предполагаемые вопросы, которые могут возникнуть у аудитории.

ü  Потренируйтесь, почитайте свой доклад родителям, друзьям, знакомым и попросите задать, возникшие у них вопросы. Таким образом, вы сможете доработать свой доклад, чтобы не возникало подобных вопросов у аудитории.
 

       Некоторые закономерности запоминания:

ü  Трудность запоминания растет пропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем небольшое изречение;

ü  Количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания;

ü  Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу;

ü  Эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение;

ü  Если работаешь с двумя материалами – большим и меньшим, разумно начинать с большего;

ü  Во сне человек не запоминает, но и не забывает.

 

   Условия поддержки работоспособности во время подготовки к публичному выступлению:

ü  Чередуйте  умственный и физический труд;

ü  Сделайте для снятия напряжения насколько физических упражнений, причем следует отдать предпочтение кувыркам, «свече», стойке на голове, т.к. они усиливают приток крови к клеткам мозга;

ü  Делайте перерыв каждые 30-40 минут;

ü  Минимум телевизионных передач!!!

 

 

 

Рекомендации по поведению до и в момент публичного выступления:

·         Накануне выступления постарайтесь ничего не делать. Даже если чего-то не доучил, лучше не пытайся, т. к. «Перед  смертью не надышишься». Отдыхай, развлекайся, постарайся не вспоминать о выступлении.

·         Самое главное – это выспаться. Ученые считают, что перед выступлениями необходимо хорошо поспать, и тогда оно будет гораздо успешней, чем, если продолжать учить доклад всю ночь. Если есть возможность, начни утро с контрастного душа, который тонизирует организм и приводит в норму кровообращение; если нет – подставь руки под струю воды, чередуя холодную и горячую.

·         Плотно позавтракай, это позволит пополнить запасы энергии, так необходимой для умственной работы, и поможет твоему организму выдержать эмоциональную нагрузку. О кофе и крепком чае на время придется забыть. Ведь перед выступлением нервная система сильно напряжена и дополнительная ее стимуляция просто недопустима. Наоборот, это может привести к нежелательным последствиям – рассеиванию внимания, беспокойству, дрожанию рук и частому посещению туалета.

·         Чтобы твой мозг продуктивно работал, позаботься о питании, насыщенном витаминами и микроэлементами. Тебе понадобятся в первую очередь:

·         железо – оно доставляет в мозг кислород: содержится в шпинате, кураге, постном мясе, грецких орехах;

·         витамины группы В – способствуют стабильной работе нервной системы; содержатся в зелени, морепродуктах, обезжиренном молоке, апельсинах, бананах;

·         холин  и лецитин – участвуют в выработке вещества, дополнительное количество которого необходимо клеткам мозга при длительной напряженной работе: содержатся в рыбе, шоколаде;

·         употребление живительной влаги (воды) не менее 8 стаканов в день – помогает ясно мыслить.

·         При выборе одежды перед публичным выступлением  постарайся избежать чересчур ярких, кричащих цветовых сочетаний, слишком вызывающих деталей костюма, чтобы не вызвать волну раздражения у людей, перед которыми предстоит выступать.

·         Следующий немаловажный момент – время на дорогу к месту выступления. Когда человек куда-то торопиться, то начинает сильно нервничать. Такое состояние может надолго выбить из колеи. Поэтому, чтобы не опоздать на ответственное мероприятие, выходи из дома пораньше. Но нужно помнить, что очень длительное ожидание своей очереди предстать перед аудиторией утомит, снизит уверенность и решимость.

·         Ты стоишь перед дверью. Успокойся!!! Выполни дыхательные упражнения для снятия напряжения:

·         Глубокий вдох через нос (4-6 секунд).

·         Задержка дыхания на 2-3 секунды.image

·         Сожми кисти в кулак и резко расслабь их.

·         Скажи несколько раз: «Я спокоен! Я совершенно спокоен!» иди выступать, чем дольше ты не будешь заходить и оставаться в окружении переживающих одноклассников, тем больше будет нагнетаться напряжение, чувство неуверенности, страха.

·         Соберись с мыслями, приведи в порядок свои эмоции.

·         Смело входи в класс с уверенностью в том, что у тебя все получится.

·         Когда для подготовки к выступлению сделано все, что нужно – успокойся и положись на судьбу. Выходя отвечать, не суетись. Твоя излишняя нервозность может навести слушателей на мысль, что ты не готов. Не пугайся, если на первый взгляд, ты не можешь сориентироваться в смысле вопроса. Вдохни и выдохни так, чтобы выдох был длиннее, чем вдох. Незаметно напряги все мышцы, а потом расслабься. Это поможет тебе успокоиться и мобилизовать все силу организма для сосредоточения на ответе.

·         Встань удобно, выпрями спину. Подумай о том, что ты всех умнее и у тебя все получится лучше всех.

·         Слушай вопросы внимательно, не отвлекайся, чтобы в дальнейшем  не переспрашивать и не  задавать лишних вопросов слушателям .

·         Постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих. Для тебя существуют только доклад.

 

Поведение во время ответа

·         Перед началом ответа выходи уверенно, спокойно. Не обращай внимания на то, что у тебя сильно бьется сердце и пересыхает в горле. Многие расценивают эти признаки как симптомы страха и думают, что из-за этого их ждет неудача. На самом деле такая реакция организма означает лишь то, что человек готов действовать, и она свойственна очень многим людям. Подобное состояние помогает мобилизовать все силы, энергию для того, чтобы выступить как можно лучше. Значит, ты готов действовать.

·         Помни и том, что улыбка – это один из эффективных способов снятия нервного напряжения. Ну и потом, улыбка очень украшает человека, на него приятнее смотреть, а, следовательно, это еще один способ укрепить уверенность в себе. А что же делать, если тебя не слушают? Прежде всего, не воспринимай это на свой счет и не обижайся. Если ты отвечаешь и тебе кажется, что тебя не слушают, продолжай отвечать, как отвечал. Скорее всего, тебе только показалось, что слушатели отвлеклись (а может быть и к лучшему, что отвлекаются?)

·         Если тебе задают дополнительные вопросы, на которые, как кажется, ты не знаешь ответа. Не пугайся. Подумай, прежде чем ответить, сформулируй ответ в уме. А если ты считаешь, что не сможешь ответить на вопрос, лучше сказать об этом прямо. Незнание не унижает, а оттягивание ответа, лепетание может вызвать негативное чувство у слушателей,  и не спасет от нежелательной оценки, а будет унизительным.

·         Если ты уже заканчиваешь ответ, как вдруг вспомнил о том, что забыл сказать что-то очень важное. Ничего страшного. Закончи мысль, о чем говорил до этого, а затем скажи то, что пропустил. Не надо прерывать ответ ради того, о чем ты неожиданно вспомнил, каким бы важным это ни казалось. «Да, я забыл сказать о …» – говорить не стоит. Лучше так: «Необходимо добавить к сказанному…» Или: «Кроме того, надо сказать, что …»

 

Оформление списка источников

 

Библиография - наука о способах и методах систематизации и описания книг и других изданий; тематический указатель литературы по какому-либо вопросу, это, наконец, список литературы,  использованной при написании книги, статьи, реферата.

Список используемых источников

Список должен содержать сведения об источниках, используемых при выполнении работы. Библиографическое описание документа  приводится в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1- 2003 "Библиографическая запись. Библиографическое описание"

           Элементы библиографического описания книг:


1. Фамилия, инициалы автора, название книги, её подзаголовок(если есть).image
2. Порядковый номер издания(если книга издаётся впервые, то он не указывается)
3. Порядковый номер тома, части, выпуска;
4. Место издания;
5. Название издательства;
6. Год издания;
7. Количество страниц.


Пример библиографического описания книги:
Ионов И.Н. Российская цивилизация в IX - начале XX вв.:Учеб. для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.-4-е издание.-М.: Просвещение, 2001.-319с.

Элементы библиографического описания статьи:
1. Фамилия, инициалы автора;
2. Название статьи, подзаголовок;
3. Наименование журнала(газеты, сборника);
4. Год выхода журнала (число выхода газеты);
5. страницы журнала, сборника, занимаемые статьёй.


 

Пример описания статьи:
Скрынникова Т. Две Монголии: особенность средневековых идентификационных практик / / Вестник Евразии. 2005. № 2(28).- С. 29-66.

Некоторые сокращения, допустимые в библиографическом описании (но не в названии работы):
дет. лит.
иностр. лит.
учеб. пособие
метод. пособие
ин-т
ун-т
библ.
матер.(материалы)
лит. (литература)
высш. шк.
сб. науч. тр.

Как расставить знаки?
":" ставится перед вторым заголовком, перед названием издательства;
"," ставится после названия издательства;
"." ставится после названия работы, года издания.
Маленькая буква "с" обозначает количество страниц в работе и ставится после указания числа страниц;
большая буква "С" обозначает страницы, на которых размещена статья и ставится перед номером страниц.

Библиографическая запись — наименьшая единица библиографического списка, состоящая из заголовка и библиографического описания. Используется для идентификации документа и осуществления библиографического поиска..

Пример записи для книги:

  • Один автор: Иванов В. П. Материализация бреда / В. П. Иванов. — М.: Лженаука, 2000. — 123 с.
  • Не более трёх авторов: Иванов В. П. Материализация бреда / В. П. Иванов, А. Б. Иванова. — М.: Лженаука, 2000. — 123 с.

Расшифровка записи: Основной (или единственный) автор; название книги; все авторы; место издания; издательство; год издания; количество страниц.

  • Четыре и более авторов: Материализация бреда / В. П. Иванов [и др.]. — М.: Лженаука, 2000. — 123 с.

Пример записи для статьи:

  • Не более трёх авторов: Иванов В. П. Материализация бреда / В. П. Иванов, А. Б. Иванов // Вестник психиатрии. — 2000. — № 13. — С. 123—134.

Расшифровка записи: Основной (или единственный) автор; название статьи; все авторы; название издания, в котором опубликована статья; год издания; том или номер периодического издания; страницы, на которых опубликована статья.

imageimage

Список используемой литературы:

1.     Е.Ю. Петряева, В.М.Пластинина, Л.П.Содномова Реферат и исследовательская работа:рекомендации по написанию и представлению.-М.;Библиотека журнала "Исследовательская работа школьников", 2008.-48с.