Рабочая программа творческой мастерской в младшей группе "Говорушки - топотушки"

Московкина Галина Владимировна

Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции – общения, передачи накопленного человечеством опыта, регуляции поведения и деятельности. Для того чтобы выполнить все свои функции, речь проходит сложный и большой путь развития, тесно связанный с общим психическим с тановлением ребенка - обогащением его деятельности, восприятия, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы.

Не секрет, что часто нашей речи помогают наши руки.  В  младшем    возрасте  дети больше изображают, показывают, чем  говорят. В этом возрасте артикуляционные органы еще «не успевают» за мыслями, чувствами, желаниями, а руки, тело уже освоили способы передачи информации. Причем сообразительные и разговорчивые дети пользуются руками при объяснении, ничуть не реже, чем не многословные. 

        Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа "Говорушки - топотушки"79.94 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I

Целевой раздел

3

1.

Пояснительная записка

3

1.1.

Цели и задачи реализации программы

4

1.2.

Принципы и подходы к реализации программы

4

1.3

Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста.

5

2.

Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками программы

6

Раздел II

Содержательный раздел

2.1

Описание образовательной деятельности

6

2.1.1

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

9

2.2

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

11

2.3

Мониторинг

12

Раздел III

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1

Моделирование воспитательно-образовательного процесса

13

3.2

Организация режима пребывания детей. Общий объем нагрузки

13

3.3

Тематическое планирование

13

3.3.1

Календарно – тематическое планирование

13

3.3.2

План работы с родителями

14

3.4

Материально-техническое обеспечение Программы

14

3.5

Методическое обеспечение Программы

15

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции – общения, передачи накопленного человечеством опыта, регуляции поведения и деятельности. Для того чтобы выполнить все свои функции, речь проходит сложный и большой путь развития, тесно связанный с общим психическим становлением ребенка – обогащением его деятельности, восприятия, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы.

 Правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка, процесса социальной адаптации.

 Главным аспектом, в развития дошкольника является развитии речи и мелкой моторики движений пальцев рук.

  Развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом. Не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики движений рук и речи должна стать важной частью подготовки к школе. Выполняя пальчиками различные упражнения, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма и речи.

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет   наибольший эффект от упражнений. Важным моментом в работе с детьми, являются задания, упражнения, речевые, пальчиковые игры и т. д., которые должны приносить ребенку радость, не допускать скуки и переутомления.

  У большинства детей речь нарушена из года в год, к сожалению, эта проблема не уменьшается. У детей отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, т. к. движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

  Формирование мыслительной деятельности и развитие речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, тем самым мысль и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга, укреплению мышц рук, развитию речевой деятельности.

С каждым годом необходимо усложнять пальчиковые игры и упражнения, обращая внимание на овладение ребенком простых, но в тоже время жизненно важных умений 

Не секрет, что часто нашей речи помогают наши руки.  В  младшем    возрасте  дети больше изображают, показывают, чем  говорят. В этом возрасте артикуляционные органы еще «не успевают» за мыслями, чувствами, желаниями, а руки, тело уже освоили способы передачи информации. Причем сообразительные и разговорчивые дети пользуются руками при объяснении, ничуть не реже, чем не многословные.  

Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание. 

Занятия в творческой мастерской «Говорушки - топотушки» способствует     благотворительному влиянию на общее развитие, помогут   стать более самостоятельными и уверенными в себе, дадут толчок для развития речевого аппарата и мелкой моторики рук.

Творческая мастерская «Говорушки-топотушки» разработана на основе образовательной области «речевое развитие» основной образовательной Программы НРМДОБУ «Д/С «БУРАТИНО».  

  1. Цель и задачи реализации Программы

Цель: Развивать речевую активность и познавательную мотивацию через различные пальчиковые игры.

Задачи:

Обучающие:

-Учить детей вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства и элементарные этикетные формулы общения;

-формировать первичный опыт социальной жизни (о том, что можно делать, а чего делать нельзя; учить здороваться, отвечать на приветствие взрослого, благодарить; поддерживать проявления первых самостоятельных желаний («хочу», «не хочу»);

Развивающие:

Развивать умение использовать дружелюбный, спокойный тон, речевые формы вежливого общения со взрослыми и сверстниками: здороваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться.

- Развивать умение понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.

- Развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2-3 простых фраз.

- Развивать умение воспроизводить ритм стихотворения, правильно пользоваться речевым дыханием.

- Развивать умение слышать в речи взрослого специально интонируемый звук.

Воспитательные:

 - воспитывать стремление к игровому общению со сверстниками;

- совершенствовать умение выражать различные эмоции в мимике и пантомимике – радость, грусть, страх, тревога и т.д., разнообразные по характеру настроения;

- воспитывать самостоятельность, уверенность, ориентацию на одобряемое взрослым поведение.

1.3.Принципы и подходы к формированию программы

Концептуальной основой деятельности детского сада «Буратино», является обеспечение непрерывного, адекватного развития детей на фоне физического, психического и социального комфорта и создание предпосылок для успешной подготовки детей к школе. В этом помогают следующие принципы организации деятельности:

Принцип доступности – обеспечивающий адаптацию научного знания к специфике возрастных, половых, особенностей личностного развития детей дошкольного возраста.

Принцип последовательности – обеспечивающий постепенное обогащение содержания.

Принцип системности – предполагающий формирование у дошкольников обобщенного представления об окружающем мире, в котором все объекты, процессы, явления находятся во взаимосвязи и взаимозависимости.

Принцип интегративности -  предусматривающий возможность использования содержания познавательных представлений и их реализацию в разных видах деятельности.

Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка - создание условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредоточивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через  развития игры ситуации.

1.3 Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст являются уникальными и самоценными периодами развития, когда происходит наиболее стремительно физическое и психическое развитие ребенка, первоначально формируются физические и психические качества, необходимые человеку в течение всей последующей жизни, качества и свойства, делающие его человеком. Формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой «заделы» на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода.

Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима, для правильной организации осуществления образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях Организации (группы).

На третьем году жизни

младший дошкольный возраст 2-3 года

На третьем году жизни заметно возрастает речевая активность детей, они начинают проявлять живой интерес к слову. Это обнаруживается в детских высказываниях и вопросах, а также в игре словами. Малыши изменяют слова, придумывают новые, которых нет в речи взрослых; идет быстрое освоение грамматических форм.

Под влиянием общения со взрослыми, речевых игр и упражнений к трем годам ребенок начинает успешно использовать простые и распространенные предложения, воспроизводить небольшие стишки и потешки, отвечать на вопросы. Своевременное развитие речи имеет огромное значение для умственного и социального развития дошкольников.

Общение детей с воспитателем постоянно обогащается и развивается. Это и эмоциональное общение (обмен положительными эмоциями), и деловое, сопровождающее совместную деятельность взрослого и ребенка, а кроме того, познавательное общение. Дети могут спокойно, не мешая друг другу, играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, развивать несложный игровой сюжет из нескольких взаимосвязанных по смыслу эпизодов, выполнять вместе простые поручения.

На четвертом году жизни

младший дошкольный возраст 3-4 года

В 3—4 года ребёнок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Однако ему всё ещё нужны поддержка и внимание взрослого.

Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь. Словарь младшего дошкольника состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребёнок овладевает грамматическим строем речи, начинает использовать сложные предложения. Девочки по многим показателям развития (артикуляция, словарный запас, беглость речи, понимание прочитанного, запоминание увиденного и услышанного) превосходят мальчиков.

В 3—4 года в ситуации взаимодействия с взрослым продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Круг чтения ребёнка пополняется новыми произведениями, но уже известные тексты по-прежнему вызывают интерес.

  1. Планируемые результаты

Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

- Ребенок активен и инициативен в речевых контактах с воспитателем и детьми;

- Проявляет интерес и доброжелательность в общении со сверстниками. Легко понимает речь взрослого на наглядной основе и без наглядности, использует в разговоре форму простого предложения из 4-х и более слов, правильно оформляет его;

- Самостоятельно использует форму приветствия, прощания, просьбы и благодарности.

 - Умеет использовать дружелюбный, спокойный тон, речевые формы вежливого общения со взрослыми и сверстниками: здороваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться.

- Понимает обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.

- Отвечает на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2-3 простых фраз.

- Использует в речи правильное сочетание прилагательных и существительных в роде, падеже.

- Умеет воспроизводить ритм стихотворения, правильно пользоваться речевым дыханием.

- Слышит в речи взрослого специально интонируемый звук.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Описание образовательной деятельности

Программа «Говорушки – топотушки» составлена на основе основной образовательной Программы НРМДОБУ «Д/С «БУРАТИНО» по образовательной области «речевое развитие». Программа рассчитана на детей младшего дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей детей.

Построение педагогического процесса предполагает преимущественное использование наглядно – практических методов и способов организации детской деятельности.

Программа рассчитана на один год обучения и реализуется через разнообразную детскую деятельность.    

        

               

    Речевое развитие

  • речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. (Извлечение из ФГОС ДО)

Третий год жизни. 2-я младшая группа

Задачи образовательной деятельности

  • Воспитывать у детей интерес к общению со взрослыми и сверстниками;
  • Обучать детей вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства и элементарные этикетные формулы общения;
  • Развивать желание детей активно включаться в речевого взаимодействие, направленное на развитие умения понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.
  • Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов-названий предметов, объектов, их действий или действий с ними, некоторых ярко выраженных частей, свойств предмета (цвет, форма, размер, характер поверхности).

Содержание образовательной деятельности Связная речь.

Понимание обращенной речи, сначала с опорой на наглядность, а постепенно и без нее. Реагирование на обращение, используя доступные речевые средства, ответы на вопросы воспитателя используя фразовую речь или форму простою предложения. Отнесение к себе речи взрослого, обращенной к группе детей, понимать ее содержания.

Инициативная связная разговорная речь как средство общения и познания окружающего мира. Переход ребенка от однословной, фразовой речи к использованию в речи предложений разных типов, отражающих связи и зависимости объектов.

В словарь входят:

  • названия предметов и действий с предметами, некоторых особенностей предметов;
  • названия некоторых трудовых действий и собственных действий;
  • имена близких людей, имена детей группы;
  • обозначения личностных качеств, особенностей внешности окружающих ребенка взрослых и сверстников.

Грамматическая правильность речи.

Освоение большинства основных грамматических категорий; окончаний слов; уменьшительно-ласкательных суффиксов; явление словотворчества. Проявление способности выражать свои мысли посредством трех-четырехсловных предложений. Самостоятельная речь детей.

Звуковая культура речи. Развитие звуковой культуры речи включает в себя три основных раздела:

В звукопроизношении для детей характерна общая смягченность речи. В двухлетнем возрасте такое несовершенство произношения еще не требует специальной коррекции. Для его успешного преодоления и предупреждения возможного нарушения звукопроизношения требуется активная профилактическая работа по укреплению мышц органов артикуляционного аппарата: губ, языка, щек.

В словопроизношении ребенок пытается произнести все слова, которые необходимы для выражения его мысли. В использовании разных по сложности слов наблюдается устойчивое воспроизведение ритма слова. Преодоление явления пропуска слогов в словах по образцу взрослого.

Выразительность речи через сопровождение жестами, мимикой, пантомимикой (движениями). Выражение своего отношения к предмету разговора при помощи разнообразных вербальных средств. Проявление эмоциональной непроизвольной выразительности речи ребенка.

Результаты образовательной деятельности

Достижения ребенка

(«Что нас радует»)

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

-ребенок активен и инициативен в речевых контактах с воспитателем и детьми;

  • -проявляет интерес и доброжелательность в общении со сверстниками. Легко понимает речь взрослого на наглядной основе и без наглядности, использует в разговоре форму простого предложения из 4-х и более слов, правильно оформляет его;

-самостоятельно использует форму приветствия, прощания, просьбы и благодарности.

-ребенок не проявляет интереса к общению: в общении с воспитателем недоверчив и насторожен, в общении со сверстниками недоброжелателен или замкнут;

  • -понимает речь только на наглядной основе, нуждается в повторении обращенной к нему речи;
  • -отвечает на вопросы преимущественно жестом или использованием упрощенных слов.

-самостоятельно вступает в речевой контакт только с воспитателем.

-элементарные формулы речевого этикета (приветствия, прощания, просьбы и благодарности) использует фрагментарно, только по напоминанию взрослого.

Четвертый год жизни. 2-я младшая группа

Задачи образовательной деятельности

- Развивать умение использовать дружелюбный, спокойный тон, речевые формы вежливого общения со взрослыми и сверстниками: здороваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться.

- Развивать умение понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.

- Развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2-3 простых фраз.

- Использовать в речи правильное сочетание прилагательных и существительных в роде, падеже.

- Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных особенностях.

- Развивать умение воспроизводить ритм стихотворения, правильно пользоваться речевым дыханием.

- Развивать умение слышать в речи взрослого специально интонируемый звук.

Содержание образовательной деятельности

Владение речью как средством общения и культуры

- Освоение умений: по инициативе взрослого называть членов своей семьи, знакомых литературных героев и их действия на картинках, разговаривать о любимых игрушках; элементарно договариваться со сверстником о совместных действиях в игровом общении; с помощью воспитателя определять и называть ярко выраженные эмоциональные состояния детей (радуются, смеются, испугались, плачут), учитывать их при общении: пожалеть, развеселить, использовать ласковые слова.

- Освоение и использование основных форм речевого этикета в ситуациях общения: приветствие (здравствуйте), просьба (дайте пожалуйста), благодарность (спасибо), знакомство (как тебя зовут, меня зовут…, давай играть); различать формы обращения ко взрослому и ребенку (здравствуйте - здравствуй); называть детей в группе по именам, использование ласковых форм имен.

Развитие связной, грамматически правильной

 диалогической и монологической речи

- Освоение умений диалогической речи: отвечать на вопросы и обращения взрослого; сообщать о своих впечатлениях, желаниях; задавать вопросы в условиях наглядно представленной ситуации общения (Кто это? Как его зовут? и т.п.)

- Освоение умений монологической речи: по вопросам воспитателя составлять рассказ по картинке из 3-4 предложений; совместно с воспитателем пересказывать хорошо знакомые сказки; читать наизусть короткие стихи, слушать чтение детских книг и рассматривать иллюстрации; согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже; правильно использовать в речи названия животных и их детенышей в единственном и множественном числе: кошка- котенок, котята; использовать в речи простое распространенное предложение; с помощью воспитателя строить сложные предложения.

- Освоение способа словообразования на основе имитации звуков: кошка «мяу-мяу»- мяукает.

Обогащение активного словаря

- Использование в речи: названий предметов и объектов близкого окружения, их назначения, частей и свойств, действий с ними; названий действий гигиенических процессов умывания, одевания, купания, еды, ухода за внешним видом (причесаться, аккуратно повесить одежду) и поддержания порядка (убрать игрушки, поставить стулья); названий некоторых качеств и свойств предметов (мягкость, твердость, гладкость и др.; предметы рвутся, бьются, размокают); материалов (глина, песок, бумага, ткань); объектов и явлений природы: растения близкого окружения, овощи и фрукты, домашние и некоторые дикие животные и их детеныши.

- Понимание значения обобщающих слов: игрушки, одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы, животные, звери и др.

Развитие звуковой и интонационной культуры речи,

фонематического слуха

- Развитие умений: правильно произносить гласные звуки; твердые и мягкие согласные звуки (м,б,п,т,д,н,к,г,х,ф,в,л,с,ц); слышать специально интонируемый в речи воспитателя звук (песенка для укладывания куклы спать – а-а-а, песенка ветра – у-у-у, колокольчика – з-з-з, жука – ж-ж-ж, мотора – р-р-р, насоса – с-с-с).

- Развитие правильного речевого дыхания, слухового внимания, фонематического слуха, моторики речевого аппарата.

Знакомство с книжной культурой, детской литературой

Воспитание интереса к фольклорным и литературным текстам, желания их слушать. Развитие умения воспроизводить короткие ролевые диалоги из сказок и прибауток в играх-драматизациях, повторять за взрослым знакомые строчки и рифмы из стихов, песенок, игр с пальчиками.

2.1.1 Описание вариативных форм, способов, методов и средств

реализации программы

Младший возраст

- Общение воспитателя с каждым ребенком — индивидуально или в маленькой подгруппе детей (2—3 ребенка).

- Активизирует общение со сверстниками у каждого ребенка, и соответственно обогащает детский опыт.

- Основной образовательной единицей педагогического процесса является образовательная игровая ситуация, т.е. такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и организуется педагогом с целью решения определенных задач развития и воспитания с учетом возрастных особенностей и интересов детей.

- Согласование содержания разных разделов программы, комплексность, взаимосвязь образовательных областей.

- Развивающая проблемно-игровая ситуация.

- Использование в образовательной деятельности игровых персонажей, которые в течение недели становятся инициаторами и участниками интересных событий, проблемных ситуаций, образных игр-импровизаций, экспериментирования, наблюдений и разговоров.

Практический метод.

Чтобы знания были усвоены,   применяю их в практической деятельности. После общего показа и объяснения,  предлагаю выполнить под моим  непосредственным руководством    фрагмент  пальчиковой  игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, предлагая  единичные указания.

Игровой метод.

Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей младшего возраста. К ним относятся пальчиковые игры, которые поднимают у детей интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой.   Применяемые   игровые приемы,   помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:

- различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;

- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;

- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.

Дети, особенно в раннем возрасте быстро развиваются, и задача  заключается в том, чтобы применяемые и  методы способствовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития.

Приёмы развития мелкой моторики рук.

- Массаж кистей и пальцев рук. (Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти).

- Ежедневные пальчиковые игры (со стихами, скороговорками).

- Работа с предметами и материалом (пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы и др.)

- Пальчиковый театр.

- Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.

- Выкладывание фигур из счетных палочек

- Игры с предметами домашнего обихода.

В своей работе использую следующие педагогические технологии:

Здоровье сберегающие технологии.

 -  использую динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксацию, гимнастики: пальчиковую, дыхательную, бодрящую; интегрированный и комплексный НОД по физической культуре, игровой самомассаж.

Игровые технологии.

С помощью игровых технологий развиваю творческие способности детей. В результате систематического использования игровых технологий повысился темп работы в процессе НОД, возросла активность дошкольников.

• Личностно–ориентированные технологии обеспечили комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития детей.

Результатом использования личностно – ориентированных и гуманно- личностных технологий стало обеспечение рационального и эмоционального единства в обучении, что благоприятно отразилось на произвольности мотивации детей.

  

Игровые методы и приемы: 

  • словесные игры и упражнения;
  • пальчиковые игры;
  • практические задания;
  • наглядный материал;
  • наглядные пособия;
  • массаж кистей рук;
  • физкультминутки;
  • пальчиковые игры со стихами;
  • организация и демонстрация детских умений;

Методы обучения

Приемы как части метода,

дополняющие и конкретизирующие его

Наглядные

Наглядно-зрительные приемы:

- показ слайдовых презентаций;

- использование наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии);

- имитация (подражание);

- зрительные ориентиры (предметы, игрушки).

Наглядно-слуховые приемы:

- музыка, звуковые эффекты.

Тактильно-мышечные приемы:

- непосредственная помощь педагога.

Словесные

- объяснения;

- пояснения;

- вопросы к детям;

- образный сюжетный рассказ;

- беседа;

- словесная инструкция.

Практические

-  пальчиковые игры.

         

          Реализация программы осуществляется один раз в две недели, по четвергам, во вторую половину дня. Занятия проводятся на основе познавательно – игровой, деятельности. Совместно со взрослыми.

2.2 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Один из принципов дошкольного образования, заложенных в ФГОС - это сотрудничество ДОУ с семьей. Родители, наряду с воспитанниками и педагогами, должны быть активными, равноправными участники образовательного процесса. Отношения в семье имеют решающее значение в процессе воспитания ребенка.  Поэтому участие семьи в воспитательно-образовательном процессе позволяет повысить качество образования в целом, и успешно решать задачи физического развития, в частности.

В задачи взаимодействия с семьями воспитанников выделены следующие направления:

 - формирование у родителей воспитанников установки на сотрудничество через знакомство их с результатами диагностики речевого развития их детей;

 - согласование представлений родителей и педагогов о задачах речевого развития детей в ДОУ и семье;

 - постановка специфических проблем педагогического сотрудничества с дифференцированными группами родителей и организация индивидуальных и подгрупповых консультаций;

 - обучение родителей и воспитателей функциям сотрудничества через использование традиционных и нетрадиционных методов общения;

 - развитие творческой инициативы детей и взрослых в процессе организации совместной деятельности по методу творческих проектов, мероприятий, детско-родительских встреч.

Формы работы взаимодействия с семьей по вопросам речевого воспитания.

  1. Анкетирование, опросники - позволяют получать информацию от родителей по вопросам воспитательно-образовательной работы в детском саду, информацию о ребенке, о его жизни в семье, анализировать качество проводимой работы с родителями.
  1. Родительские собрания, творческие гостиные, «круглые столы» - знакомят с задачами и методами познавательно-речевого развития (с учетом возрастных особенностей воспитанников); пропагандирующие лучший опыт семейного воспитания.
  1. Беседа – наиболее доступная и эффективная форма установления связи воспитателя с семьей, во время которых можно обменяться мнениями или оказать родителям своевременную помощь.
  2. Групповые, индивидуальные и тематические консультации - организуются с целью получения ответов на все интересующие родителей вопросы.
  3. Наглядно – информационные формы взаимодействия направлены на обогащение знаний родителей:

- информационные стенды – информация о достигнутых результатах воспитанников в области «речевое развитие», используемых в детском саду; перечь рекомендуемой литературы; игры и упражнения, которые можно делать в домашних условиях и др.;

- папки – передвижки – информация о играх на развитие мелкой моторики, о том, чему можно научить ребенка в определенном возрасте;

- рекомендации, практические советы.

- ведение рубрики на сайте ДОУ.

  1. Открытые показы непосредственной образовательной деятельности для родителей.
  2. Совместные (детско-родительские) встречи в клубе «На встречу друг другу».

Использование данных форм общения с родителями играет важную роль в формировании педагогической культуры родителей, способствует возникновению интереса к воспитательно – образовательной работе в ДОУ.

        Этому способствует доверительное общение детей и родителей в различных ситуациях и, естественно, совместная их деятельность.

 

2.3 Мониторинг

Мониторинг детского развития проводится на основании образовательной Программы НРМДОБУ «Д/С «БУРАТИНО», два раза в год (сентябрь, май).  Для проведения мониторинга детского развития используется учебно-методическое пособие «Мониторинг в детском саду» /науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». В проведении мониторинга участвуют педагоги и медицинский работник. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.

Мониторинг включает в себя два компонента: мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития. Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.

Мониторинг образовательного процесса.

Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы) проводится педагогами, ведущими занятия с дошкольниками. Он основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов, которые описаны в соответсвующем разделе программы.

Мониторинг освоения образовательной программы проводится педагогом на основе наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности. В ходе мониторинга заполняется таблица.

Мониторинг детского развития

Диагностика коммуникативных и речевых способностей предполагает выявление способности ребенка понимать состояния и высказывания другого человека, находящегося в наблюдаемой ситуации, а также выражать свое отношение к происходящему в вербальной и невербальной форме. Особое внимание уделяется диагностике построения высказывания ребенка и диагностике межличностных отношений внутри группы.

Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения и тестовых методов. На основе проведенных методик составляется индивидуальная карта развития каждого ребенка и выстраивается индивидуальная траектория развития.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Моделирование образовательного процесса

Программа реализуется в течение учебного года с октября по май. Одно занятие в 2 недели. В соответствии с учебным планом образовательной Программы ДОУ - первые две недели сентября (с 01.09.17г. по 15.09.17г.) – адаптационный период, третьи и четвертые недели сентября (с 18.09.17г. по 29.09.17г.) и мая (с 23.04.18г. по 11.05.18г.) – диагностический период.

         Адаптационный период – это время привыкания детей к среде ДОУ, где педагогами осуществляется образовательная деятельность, направленная на социализацию ребенка в коллективе сверстников.

        Диагностический период – педагогами организуются образовательная деятельность, направленная на определение зоны «ближайшего развития» детей, уровня освоения программного материала, динамику развития детей.

3.2 Организация режима пребывания детей. Общий объем нагрузки

Возрастная группа

Количество НОД

Длительность НОД

Дошкольники младшего возраста

(2– 3 года)

0,5

10 минут

Старший младшего возраста

 (3-4 года)

0,5

15 минут

Возрастные группы

Количество НОД

Общее кол-во часов в год

Неделя

месяц

  1. 1.

Дошкольники младшего возраста

(2– 3 года)

0,5

2

15

2.

Старший младшего возраста

 (3-4 года)

0,5

2

15

3.3 Тематическое планирование

3.3.1   Календарно-тематический план

№ п/п

Сроки

Тема

Количество занятий/часов

1

Октябрь

- Тема: «Тема: «Сорока – белобока…»

- Тема: «Апельсин»

2 занятия

2

Ноябрь

- Тема: «Морковка»

- Тема: «Орехи»

- Тема: «Что спряталось в комочке»

3 занятия

3

Декабрь

- Тема: «Маленький конструктор»

- Тема: «Лыжи»

2 занятия

4

Январь

- Тема: «Снегопад».

- Тема: «Дорисуй ветку, на которой сидит воробей»

2 занятия

5

Февраль

- Тема: «Маленькие столяры»

- Тема: «Помощники»

2 занятия

6

Март

- Тема: «Моя семья»

- Тема: «Бусы для мамы»

2 занятия

7

Апрель

- Тема: «Червячки», «Паучок»

- Тема: «Посадка фасоли»

2 занятия

Итого:

15 занятий

3.3.2 План работы с родителями.

Месяц

Формы работы с родителями

Октябрь

 Изучение консультации на тему: «Значение мелкой моторики у младших дошкольников»

Встреча в семейном клубе «Навстречу друг другу» по теме: «Давайте познакомимся»

Ноябрь

Изучение консультации на тему: «Мелкая моторика – это……»

Декабрь

Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок.

Январь

 Изучение памятки «Моторика».

Встреча в семейном клубе «Навстречу друг другу» по теме: «Играем пальчиками – развиваем речь».

Февраль

 Изучение рекомендации на тему: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики».  

Март

 Изучение рекомендации «Игры с конструктором, мозаикой», «Пальчиковая гимнастика за столом».

Апрель

Изучение рекомендации: «Игры с пуговицами».

Встреча в семейном клубе: «Колобок».  

3.4 Материально-техническое обеспечение программы

        Построение развивающей среды в групповой комнате с учетом всех принципов обеспечивает воспитанникам чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию творческих способностей, овладению разными способами речевой активности.

 Созданная эстетическая среда, вызывает чувство радости, эмоционально-положительное отношение к литературному творчеству и познавательно – речевой деятельности. Желание заниматься в творческой мастерской, побуждает к  игровой активности, способствует развитию ребенка в области «речевое развитие». 

Детские центры развития, их функциональная роль

Элементы РПС

Речевое развитие, психических процессов (тактильной, зрительной, двигательной памяти, мышления, воображения

Интеллектуально-эстетическое развитие детей. Развитие речи, и мелкой моторики рук.

Литературный центр:

-  столик для общения с книгой

- тематическая подборка детской художественной литературы

- аудиоматериалы

- дидактические пособия

- настольно-печатные игры

- наборы картинок для группировки: животные, птицы, овощи, фрукты, одежда, посуда, мебель, транспорт, игрушки

-игры по познавательному и речевому развитию

-  

Центр речевого развития:

1.Игры и оборудования для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма:

- тактильные дощечки, разные на ощупь (5*10см)

- коллаж (лист картона, на который наклеиваются или накладываются (рисуются) различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры

- настольно-печатные игры

2. Театрализованная деятельность:

- шапочки, маски для игр – драматизации на темы любимых сказок

- кукольный театр

- театр из игрушек-самоделок

- театр резиновых игрушек

- пальчиковый, перчаточный, варежковый театры

- театр из ложек

- плоскостной театр

- теневой театр и другие виды

- ширмы

- театр би-ба-бо

- «Уголок ряженья»: костюмы, разнообразные украшения – кулоны, бусы, пояски, браслеты, манжеты, короны, бабочки, жабо, платочки с кружевами, косыночки, шарфики, шляпки, ленточки на ободках и т.д.

- атрибуты для театрализованных и режиссерских игр (элементы костюмов)

3.5 Методическое обеспечение

         

Название методического пособия, издательство, год выпуска

Автор

1

Мониторинг в детском саду, ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014

Т.И. Бабаева

А.Г. Гогоберидзе

2

Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014

Е.Е. Хомякова

3

Развитие речи детей 3-4 лет, М.: Вентана-Граф, 2014г

О.С.Ушакова, Е.М.Струнина

4

Весёлая пальчиковая гимнастика. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015

Н.В. Нищева

5

Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-пресс»,2013.

И.А. Бойчук

Т.Н. Попушина

6

Развитие речи вторая младшая группа. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014

В.В. Гербова

7

Игры с детьми 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2013

Е.О. Смирнова

В.А. Забзеева

8

Игры с детьми раннего возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2013

Т.В. Ермолова

С.Ю. Мещерякова

9

Игры и упражнения для развития речи. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013.

Быкова Н.М

10

Сказки – пересказки. Обучение дошкольников пересказу – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015.

Куликовска Т.А.

11

http://открытыйурок.рф/статьи/524302/ 

12

http://ped-kopilka.ru/blogs/irina-vladimirovna-zhabina/konsultacija-dlja-roditelei-doshkolnikov-oznakomlenie-detei-doshkolnogo-vozrasta-s-prazdnikami.html