*Почитай-ка*

Суворова Ирина Дмитриевна

Полезная информация для юных читателей и их родителей

Lib.Ru. Литература для детей
http://www.lib.ru/TALES
Литература для детей: проза, переводы,  поэзия, фантастика,  детективы,  классика история. Лирические сказки для взрослых и детей
– для детей  младшего школьного возраста

Большая книга сказок
http://fairy.big-book.net
Сказки народов мира
– для детей  младшего школьного возраста

Классика.ру — библиотека русской литературы
http://klassika.ru
На сайте представлены тексты произведений русских классиков
– для детей  среднего и  старшего школьного возраста

Лукошко сказок
http://www.lukoshko.net
Народные сказки, писатели-сказочники, стихи для детей, книжки о детишках, ребятам о зверятах
– для детей  младшего школьного возраста

Международная электронная детская библиотека
http://ru.childrenslibrary.org
Электронная библиотека для детей всего мира. Найдите лучшую детскую книгу бесплатно на родном языке
– для детей  младшего и среднего школьного возраста

Сказки
http://www.skazki.org.ru
Сказки знаменитых народных писателей, а также авторские сказки
– для детей  младшего и среднего школьного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дети и книги: как подружить их?

Лена Чарлин   

 

Дети и книги: как подружить их?

Некоторое время назад Рунет облетела социальная реклама чтения, ставшая победителем конкурса издательства ЭКСМО, под лозунгом «Читать не вредно. Вредно не читать». Ребенок, взобравшись на высокую стопку книг, смотрит вдаль из-за кирпичной стены, исписанной дворовыми ругательствами, и видит перед собой воображаемую и реальную красоту мира. Так, благодаря чтению, он становится выше всего примитивного, уличного, дикого и открывает для себя новый мир. 

Книга, однажды покорив человека, может стать любовью на всю жизнь. Росток этой любви может дать одно особенное произведение, которое повстречалось в детстве. Или родители, много читающие и привившие интерес к любимому занятию своим детям. Или естественная литературная среда, в которой растет ребенок: шкафы с книгами, разговоры о прочитанном, книга как лучший подарок. 

Но это все в теории. А как на практике привить интерес к чтению современным детям? 

С первых дней

Для начала чтения не существует возраста. Чтение – это не только сидение с книгой в руках, это еще и пересказ наизусть того, что отложено в памяти. Мерный ритм таинственного «Лукоморья», которое мама рассказывает, покачивая на руках засыпающего младенца, становится первой колыбельной и приучает к мелодике стиха. 
А когда ребенок учится хватать пальчиками предметы, в его жизнь входят книги-игрушки, те, что сложно порвать: из ткани и плотного картона, непромокаемые, неподвластные первым зубам. С простыми картинками – мяч, пирамидка, котенок. 

Годовалый ребенок, взявший в руки 
«Очень голодную гусеницу», будет в восторге: книга плотная, ее легко перелистывать, в нее можно засовывать пальчики, история короткая и понятная – скорее всего, все слова ребенку известны, даже если он еще не может их произносить. Мамам и папам останется лишь в сотый раз подряд читать полюбившуюся историю. 

Мультфильмы, с количеством которых неустанно борются родители, могут наоборот стать союзниками. Бывает, ребенок сначала увидит мультфильм, а потом узнает в книге знакомых героев и просит ему почитать истории о них. Сказки Сутеева – идеальный пример такого братства мультфильмов и книг для малышей: в них много красивых картинок, простой текст и узнаваемые персонажи. 

Чтение – маленький домашний театр, где родитель работает артистом. Выдерживает паузы, меняет голоса персонажей так, что ребенок верит, что пес грозно рычит, дракон пышет огнем, лиса хитрая, а колобок – веселый, неунывающий и непослушный товарищ. 

Книги по возрасту и ситуации

По понятным причинам мамы и папы торопятся перейти к более увлекательным книгам: повестям Линдгрен, мемуарам Муми-папы, приключениям Волшебника Изумрудного Города. Но дети должны пройти и через потешки, и через русские народные сказки, короткие стихи и песенки. Каждому возрасту – свои книги. В сказках для малышей не должно быть много вводных слов и сложных речевых оборотов. Чуковский писал, что детские стихи нельзя загромождать эпитетами, основной смысл в них несут глаголы и существительные, а каждая строфа – графична, ведь дети мыслят образами. И если двустишие невозможно нарисовать, значит, такие стихи непригодны для детей. 
Книги  должны быть увлекательными, а ситуации, описанные в них – знакомыми. Сначала любимыми героями детей являются животные, а когда читатели вступают в период социализации (обычно это связано с началом посещения детского сада в возрасте 3-4 лет), им становятся интересны книги о сверстниках. Поэтому родителям нужно интересоваться содержанием, изучать книжные обзоры, отзывы и рецензии других читателей. 

Кажется, сейчас есть литература на любой случай жизни: приучение к горшку, рождение младших братьев и сестер, первая поездка на море, визит к врачу, дружба со сверстниками. Это полезная возможность
 прочитать о знакомых детям ситуациях, проговорить вещи, которых они боятся и о которых много думают. 

Как поддерживать интерес к чтению

В одной из лучших книг о чтении «Как роман» французский писатель Даниэль Пеннак сформулировал 10 правил детского чтения: 

1. Право не читать. 
2. Право перескакивать. 
3. Право не дочитывать. 
4. Право перечитывать. 
5. Право читать что попало. 
6. Право на боваризм (восторженно-возвышенное отношение к прочитанному, нежелание увидеть грань между фантазией и реальностью) 
7. Право читать где попало. 
8. Право читать вслух. 
9. Право втыкаться («выудить с полки первую попавшуюся книгу, открыть ее на любой странице и воткнуться на минутку, потому что у нас в распоряжении только эта минутка и есть»)


10. Право молчать о прочитанном. 

К этим правилам, которые подробно и очень увлекательно разбираются в «Как романе», можно добавить и еще некоторые советы: 

– Не делайте чтение наказанием, не принуждайте детей к чтению и не лишайте книг за какой-то проступок. 

– Если вы считаете, что до каких-то книг ребенок еще не дорос, просто уберите их из вида. Ко всей остальной литературе, будь то физика для любознательных или собрание сочинений Лескова дети должны иметь свободный доступ. 

– Не отказывайте в совместном чтении. Если вы не заняты делом экстренной важности, не ссылайтесь на невозможность побыть вместе и почитать. 


– Читайте вслух, даже если ребенок уже научился читать самостоятельно. Для детей это не только погружение в сюжет, но и бесценное время с родителем, которое у него никто не отнимет. 

– Пользуйтесь детскими увлечениями. Поддерживайте волны интереса к рыцарям, космосу, насекомым и Древнему Риму книгами на полюбившуюся тематику. 

– Дарите книги на праздники, как своим детям, так и детям, к которым вы идете в гости. 

– Берите книги в качестве развлечений в поездки, читайте в очереди в поликлинике или пока стоите в автомобильной пробке. 

– Отвечайте на вопросы, которые возникают у детей в ходе чтения. Любознательность – это замечательно. Хотя если вопросов слишком много, предложите сначала дочитать главу, а потом ответить на все вопросы сразу. 

– Запишитесь в библиотеку и выбирайте книги вместе с детьми. В библиотеке вы к тому же встретите много книг из собственного детства, некоторых из которых не найти даже у букинистов. 

– Вместе ходите в книжные магазины. 

– Заведите дневник читателя, куда вы или ребенок будете вписывать прочитанные произведения. Это и хороший мотиватор, и простой пример организованного подхода к чтению. 

– Подпишитесь на детские журналы. Ребусы, раскраски, лабиринты вперемешку с рассказами и стихотворениями вызывают у детей интерес. 

– Создайте собственную книгу! Например, из детских рисунков. Придумайте собственную историю или возьмите готовую. Картинки персонажей можно найти в интернете, а можно и самим нарисовать, текст тоже можно распечатать, а можно написать от руки. 

– Поощряйте детскую выдумку. Вместе сочиняйте истории на прогулках, перед сном, в повседневных разговорах. Записывайте в одну тетрадь все интересное, что сочиняется на ходу, даже самые простые двустишия, сказки и нелепицы. 

– Вовлекайте прочитанное в игры. Играйте в сказки, берите сюжеты для ролевых игр, декламируйте стихи во время прогулок, рисуйте и лепите любимых персонажей. 

– Пусть дети видят в ваших руках не только электронные книги, но и бумажные. Говорите о том, что читаете сами. Рассказывайте о любимых книгах своего детства. Все-таки любовь к чтению не всегда, но в большинстве случаев, передается по наследству. 



Предварительный просмотр:

Игры со словами: закрепляем навыки чтения

Екатерина Чинарова    

Игры со словами: закрепляем навыки чтения

Итак, читать научились, теперь пора бы закрепить навыки и наращивать скорость чтения. Конечно, самый лучший совет – больше читать. Но пятилетние дети от книг могут устать. За годы практики мы придумали несколько игр, которые помогают закрепить интерес к чтению и улучшить технику. 

Мелькание слов

Несколько карточек со складами и словами: ма, мак, маг, мат, марка. Быстро показывайте карточку и убирайте ее. Прочитал – получил карточку. Удивительно, что обычно ребята быстро фокусируются и начинают внимательно, даже порой жадно смотреть на слова. Выходят к чтению целым словом. 

Лото

Кто из нас не любит лото? "Дети процессора", несмотря на их сдвинутость на технологиях, тоже любят эти игры. Напишите на листе формата А4 слова: названия животных, игрушек, растений, насекомых и т.д. Разрежьте их на карточки. А дальше -  по сценарию. Вы называете карточку, показываете ее, а ребята должны искать на своих картонках ответы. 

Скороговорки

Развивать речевой аппарат ребенка помогают скороговорки и чистоговорки. Лучше всего играть в компании детей. Можно просто распечатать скороговорки на листе А4, разрезать на полоски. Вы говорите скороговорку, а дети по очереди повторяют. Кто сказал ближе к тексту, тот и получает полоску со скороговоркой. Соревновательный момент добавит азартности. 

Записки

Елена Афанасова, педагог, много лет преподающий по Зайцеву, советует вести таинственную переписку со своим ребенком. "Здравствуй, сын (первая записка обычно ждала его около подушки на кровати). Когда ты пойдешь умываться, на верхней полке в ванной комнате, под мыльницей найдешь секрет. Желаю успеха! Мама." А там лежала следующая записка: "Я очень рада, что ты нашел эту записку! Следующая - в серванте на нижней полке слева в стопке тарелок, под первой сверху. Будь осторожен!"... И так штук 10-15. Последняя обязательно должна привести к сюрпризу: раскраска, банан, билет в цирк: - то, что ценно для вашего малыша. Не забудьте порадоваться его успеху... "Ура!!! Как здорово, что ты его (ее) все-таки нашел! Я горжусь тобой!!!" У Вас может появиться своя игра. Кстати, поделитесь с нами своей находкой! 

Мы с сыном перебрасывались записками так. Я сворачивала свой листок - послание в трубочку и перевязывала ниткой. Он писал ответ и кидал им в меня. Я же, исправив ошибки, возвращала ему записку с ответом. Переписка, а точнее жизненно важная переписка - один из эффективных способов создать у ребенка потребность писать. Содержание ваших взаимных посланий зависит от ребенка и его опыта, а также его интересов. 

Малыш может написать свое первое письмо Деду Морозу, а Дед Мороз ответит ему. И тогда читать это долгожданное письмо будет проще. В книге "Как научить ребенка читать" приводят замечательный пример переписки девочки с папой. Папа, ясное дело, занят, постоянно на работе, в командировках. И поэтому дочке он оставляет послания - длинные, интересные. Тетрадь, которую девочка Даша увидела возле своего дивана, едва открыв глаза, она принялась листать тут же. Потому что на обложке красовались магические слова "Даше от папы". Каждый вечер, когда девочка спала, папа писал ей несколько строк о своих делах, о том, как он оценивает Дашино поведение, что думает по поводу ее успехов, планирует совместные вылазки на выходные. Переписка дочки и папы переросла в общий дневник, на страницах которых девочка и папа беседуют о мире. 

Тетрадь взаимных обещаний

Отличный способ стимулировать желание читать - завести тетрадь взаимных обещаний. Наверняка, у вас есть о чем попросить своего ребенка? Не разбрасывать игрушки, вымыть посуду, пропылесосить в комнате. А у ребенка, наверняка, есть о чем попросить вас - от подарков до похода в какое-нибудь кино. Свои пожелания к маме малыш пусть напишет на другой стороне листа. Если просьба выполняется на этой неделе, ставится плюс, и добавляются новые пожелания, благодарности и т.д. 

Книга обо мне

Когда мой ребенок только попал в австралийскую школу, учительница подарила ему спустя неделю после начала его учебы замечательную книжку. Книжку про Мишку. Фотографии (учительница специально фотографировала ребенка в разных ситуациях) были снабжены подписями. Миша на качелях, Миша работает, Миша читает, Миша играет с друзьями, Миша обедает, Миша на перемене, Миша с учительницей и т.д. Точно такую же книгу я сделала ему на русском. Сегодня "книгопечатение" возможно на дому, а можно заказать фотокнигу в ближайшем отделении фотоателье. И она будет не только напечатана на хорошей бумаге, но и сверстана. Сюжетом может быть поход в зоопарк, совместная поездка и т.д. Текст книги должен быть очень коротким, на странице - одно предложение из 3-4 слов. 

Моя книжка

Подарите ребенку книжку, на которой написано "Необыкновенные приключения Маши (вставьте имя ребенка). Желательно составлять "приключения" из коротких предложений, оставляя место для собственных рисунков. Оборвать повествование лучше на самом интересном месте. И тогда чтение, сочинительство и письмо войдут в обиход ребенка.

Волшебная книжка

Совершенно удивительный педагогический прием удался папе пятилетней Сони. К чтению она относилась настороженно, в игры с буквами не играла. Папа соорудил книжку "Сказки о Соне", в которой Сонино имя было выделено ярким маркером. Когда он взял эту книжку с полки, он искренне удивился: Соня, что это за книжка? Какая странная.... В ней же ничего не написано. 
- Как не написано, вот же мое имя - подсказывает Соня. 
- Не вижу. Ничего не понимаю, ни одной буквы. 
Соня обошла весь дом и убедилась, что книжка и в самом деле волшебная. Ни папа, ни мама, ни бабушка прочитать в этой книжке не могут ни слова. А буквы в ней ( и это очевидно!) - есть. 
- Да, волшебная книга, - подтвердил папа. Прочитать ее может только тот, про кого она написана. Так было преодолено Сонино упрямство 

Песни – плакаты

Когда у вас уже есть такие стихи и песни - плакаты, то самое время освоить эхо-чтение. Эхо-чтение - это когда педагог громко и выразительно читает вслух, ребята отслеживают текст глазами и вторят за ним, как эхо. Когда читаете вы, ребенок в это время читает "внутренним голосом", и эта работа очень для него очень важна. "Чтобы при чтении вслух не попасть впросак", - считает Зайцев, - "надо научиться глазами заглядывать на несколько слов вперед, видеть знаки препинания, не просто прочитывать слово, а с выражением". "Когда перенимать с умом", — читает учитель. "Когда перенимать с умом", — тут же вторят дети, глядя на плакат. — "Тогда не чудо" ("Тогда не чудо", — вторят дети) "и пользу от того сыскать" ("и пользу от того сыскать"); "а без ума перенимать" ("а без ума перенимать")," и Боже сохрани" ("и Боже сохрани"), "как худо!" ("как худо!"). "Я приведу пример тому" ("Я приведу пример тому") "из дальних стран" ("из дальних стран"). "Кто обезьян видал" ("Кто обезьян видал"), "те знают" ("те знают"), "как жадно" ("как жадно") "всё" ("всё") "они перенимают" ("они перенимают")". Текст надо делить на интонационно-смысловые кусочки, постепенно увеличивая периоды, доводя их до целых предложений. Эхо-повторение — прекрасный способ овладения чтением не только для детей, но и для взрослых, изучающих иностранный язык. 

Через пару-тройку повторений ребенок знает текст наизусть и может продемонстрировать, как "по-взрослому" умеет читать. В крыловские времена еще понимали, что читать нужно с чувством, толком, расстановкой. Так и учителя детей наставляли: "Читай с выражением, а не монотонно"; "Не кричи, Серёжа, не глухие же вокруг"; "А ты, Наташа, читай погромче, а то не всем тебя и слышно"; "Вера вечно спешит куда-то, тараторит"; "Юре нужно побыстрей читать". Объясняли, где и какой продолжительности паузы делать и прочее. 

Сегодня на занятиях мы возрождаем эти традиции. Читаем один и тот же текст по очереди, по цепочке. Среди наших любимых стихов "Белеет парус одинокий", "Утес", "У Лукоморья", "Звезда", "Узник", "Утро". А также веселые стихи Тима Собакина, Ренаты Мухи, Владимира Левина, Даниила Хармса. С малышами мы поем песни хором из "Читай и пой", по заказу учеников делаем плакаты со словами любимых песен, например, "33 коровы", "Колыбельная медведицы", "Товарищ цирк" и т.д. 

Большинство детей, так или иначе, начитают читать в период 4-8 лет. Родители могут помочь освоению навыка чтения, создав соответствующую атмосферу. В частности, каждый или почти каждый день читают ребенку книги вслух, вместе просматривают книжки. Однажды в австралийском детском саду мне довелось познакомиться с мальчиком пяти лет, который уверенно говорил и читал (!) на трех языках – русском, английском и иврите. На вопрос, кто научил его читать, он ответил: «Бабушка!». Заинтригованная, я решила подождать бабушку. Разговорившись с ней, я спросила, что делает для развития речи и навыков чтения. «А ничего я не делаю… Много читаю и задаю вопросы о том, что прочитали». 



Предварительный просмотр:

Учимся читать: три методики

Екатерина Чинарова    

Раньше все было просто: исполнилось четыре – вот тебе «Азбука», стукнуло шесть – держи «Букварь». Сегодня одной заветной книгой, да еще подходящей по возрасту, не обойдешься. Из огромного разнообразия методик я выделила три основных способа научить читать - целым словом, по складам и звукам. 


Метод 1. Целым словом 

Создатель методики Глен Доман верит, что наилучшими учителями малыша являются его родители, заинтересованные в успехах отпрыска. Чем меньше младенец, тем он способнее, тем лучше он впитывает новую информацию, знания: ведь на данном этапе развития - это основная задача малыша. Как следствие, Доман считает, что начинать опережающее обучение чтению нужно как можно раньше, то есть, буквально с пеленок. Предпосылка Домана такова: чтение основано на запоминании и воспроизведении слов, поэтому и обучают детей чтению, начиная с целых слов, потом словосочетаний, затем простых предложений и, наконец, сложносочиненных и распространенных предложений. Заключительный шаг – чтение книг. 

Слова – те же биты информации по Доману, которые наносятся на картонные карточки красным маркером. Размеры букв -  7 см. Карточки можно сделать самостоятельно. В книгах Домана приводятся подробные рекомендации. Если вы хорошо владеете английским, то на
сайте «Нежная революция», принадлежащем Глену Доману, можно заказать специальные карточки и маркер. Хотя я бы не стала тратиться на специальный картон. Проще купить обычный картон, нарезать его в соответствии с рекомендациями Домана. 

К слову, карточки как способ обучения подходят не только и не столько младенцам. Их можно использовать для закрепления навыка чтения у дошкольников. Тони Бьюзан, создатель теории ментальных карт, отмечает также, что метод Домана гармонично сочетается с ассоциативным принципом работы памяти и развитием словарного запаса. Когда ребенок накапливает словарный запас, он слышит звук и соотносит его с соответствующим предметом. При чтении происходит совершенно идентичный процесс. Ребенок видит слово (а для детского мозга не имеет значения, получает ли он ассоциативную информацию в виде звуковых или световых колебаний) и точно также ассоциирует его с объектом. 

Готовые карточки надо ребенку показывать несколько раз в день. Начинать с 10-15 слов, знакомых ребенку. Затем следует наращивать словарный запас. Так как обучение по Доману - это игра, ее следует прекращать раньше, чем ребенок устанет, то занятия не должны длиться долго. Поддержать интерес и любознательность в ребенке Доман предлагает с помощью скорости и новых слов. 

Домановский метод подходит далеко не всем детям, и, главное, не всем родителям. Хотя методика очень проста, она трудоемкая и объемная, подготовка карточек занимает много времени, да и само обучение однообразно. Кроме того, методика Домана рассчитана, в первую очередь, на детей-визуалов, для которых зрение – базовый канал восприятия. Ребенок же может быть аудиалом или кинестетиком, то есть, получать новую информацию через слух или осязание. И в этом случае карточки будут малоэффективны. 


Метод 2. Метод Монтессори 

Основная идея обучения чтению по Монтессори заключается в том, что заставлять ребенка читать нельзя ни в коем случае. Интерес к письму и чтению так или иначе проснется «под влиянием природных импульсов». И когда этот интерес проснется, научиться читать ребенку помогут специально разработанные Монтессори дидактические материалы: «карточки для пополнения словарного запаса», металлические рамки и вкладыши, шершавые буквы, поднос с манкой, доска с мелом, подвижный алфавит, розовая серия материалов для интуитивного чтения целыми словами. 

   Очень важной особенностью метода Монтессори является принцип «путь к чтению лежит через письмо». Чтение – сложный процесс, который требует понимания значения письменных речевых символов, умения абстрактно мыслить. Зато интерес к письму просыпается у детей самопроизвольно и довольно рано. Дети, не задумываясь о том, что учатся писать и читать, обводят и заштриховывают геометрические фигуры, ощупывают шершавые буквы и составляют слова из букв подвижного алфавита. Причем, буквы, с которыми знакомится ребенок, прописные, а не строчные. Сначала дети проходят гласные, затем согласные, не давая названий буквам, а произнося звук: не «эм», а «м». 

Письмо это нельзя назвать сознательным, это, конечно, поначалу механическое письмо, так как ребенок не обращает внимания на смысл слов, которые выкладывает. Но это механическое складывание слов из букв подвижного алфавита – основа для будущего чтения. Ребенок пока просто переводит звуки в знаки. Следующий шаг – перевод знаков в звуки (так называемое механическое чтение) и, наконец, тотальное чтение, когда ко всему прочему добавляется понимание. 

Почему же все-таки письмо предшествует чтению? Юлия Фаусек, одна из известных российских последовательниц метода Монтессори, считала, что процесс составления слов из подвижного алфавита достаточно медленный. Но именно он дает ребенку время подумать над значками, которые нужны ему для создания слов. Ребенок, который может составлять слова из подвижных букв, читает написанные им же слова, достаточно медленно, как если бы писал их. Если малыш прочитает слово, написанное им, то есть перевел знаки в звуки, ему предлагают прочитать тоже самое, только быстрее. И еще быстрее. Тогда слово раскрывает свой смысл. 

Еще одно отличие Монтессори-чтения в том, что ребенку предлагают начинать с изучения звуков, а не букв алфавита. Например, в нашем Монтессори-садике утро начиналось с игры «Мой глаз-алмаз». Я выкладывала на коврик фигурку из отделения с соответствующим звуком и говорила: «Мой глаз-алмаз видит что-то, начинающееся на «С» (не на «эс», а именно на «с»). Детям предлагалось угадать, что это. Собака. А что еще начинается на «с»? Слон. Развитие фонематического слуха, распознавание звуков – неотъемлемая часть программы обучения чтению по Монтессори. 

Данный метод, на мой взгляд, самодостаточный. Однако «работает» он полностью только в подготовленной Монтессори-среде, с квалифицированным педагогом. В то же время многим удается успешно заимствовать идеи Монтессори (обучение звукам) и материалы (шершавые буквы, подвижный алфавит) и сочетать с другими методиками, например, Зайцева. 


Метод 3. Методика Зайцева 

Логическая и стройная система обучения чтения Зайцева прекрасна, прежде всего, тем, что учитывает потребности ребенка дошкольного возраста – в движении, в активности и в самостоятельности. Если в садике говорят – не вертись, сиди смирно, слушай внимательно, смотри в книгу, то на занятиях «по Зайцеву» все иначе: дети прыгают, поют, притопывают, прихлопывают, маршируют, бегают с кубиками из одного конца комнаты в другой, смеются, строят паровозы и башни, и… читают. Да с удовольствием, стараются. Ведь, прочитав слово, можно подольше подержать в руках умную указку или получить долгожданную команду «Выходи!». 

Методика обучения чтению по Зайцеву основана на складовом принципе - то есть читать детей учат не по слогам, не по буквам, а по складам. Зайцеву удалось создать стройную, логичную и красивую систему обучения чтению, которая не только удобна для преподавателя, но учитывает интересы и потребности ребенка.



Склад - это фонема, которую образует отдельно стоящая буква (П, В, Б, А, Я и т.д.) , сочетание согласной с гласной (БУ, МУ, ЛО, РО, ВЫ), а также согласная с твердым или мягким знаком (пь, мь, вь, сь, шь). «По слогам читать непросто – от одной до десяти букв в них бывает, - пишет Зайцев, - «Псков, вскользь, встрянь, всласть». Другое дело – склады. Даже длинное слово «КОМПЬЮТЕР» легко раскладывается на «КО - М- ПЬ- Ю- ТЕ-Р». Девять букв и всего шесть нажатий на таблице – клавиатуре. Такой «экономный» способ письма позволяет много писать, не напрягая руку малыша упражнениями в тетрадках. 

Как и Монтессори, Зайцев считает, что путь к чтению лежит через письмо. Поэтому с самого первого занятия с малышами много пишут: слов, словосочетаний, предложений - кубиками или указкой по таблице. 

Таблица складов Зайцева, по Шаталову, является типичной опорным конспектом учителя – предметника, который талантливо систематизировал материал. Выделены цветом гласные и согласные, размером – твердые и мягкие, звуком и цветом - глухие и звонкие. Звонкие кубики звенят, а глухие – гремят. Принципиально то, что ребенок видит все склады сразу, а не по одному. Из этих складов, как из кирпичиков малыш строит слово, постепенно переходя от письма к чтению. 

Выход в чтение через пение – неотъемлемый принцип методики. Поэтому склады поются. Поются, а не проговариваются на кубиках (одновременно показываем и называем), поются по таблицам (слева направо, сверху вниз), поется и «Алфавит», с которым знакомятся чуть позже. Отслеживание песенок глазами помогает малышам запоминать склады, а также готовит к будущему чтению: глазки ребят скользят по строчке слева направо. 

Чтобы научить ребенка чтению по Зайцеву, понадобится несколько пособий. Самое важное - набор «Кубики Зайцева», включающий в себя таблицы, развертки кубиков, аудиодиск с попевками и методичку. Сегодня также можно купить собранные кубики, готовые к работе. Они, в отличие от классических картонных, из пластмассы, таблицы меньшего размера легко расположить на стене любой квартиры. 

Очень хорошо дополняет кубики музыкальное пособие «Читай и пой» - русские народные и авторские песенки Г. Струве, которые можно петь с листа. Слова песен набраны крупным шрифтом по складам, с выделением ударного склада. 

«Складовые картинки», на мой взгляд, полезно иметь не только для обучения чтению, но и речевому развитию, расширения кругозора. Картинки с крупными подписями объединены в тематические группы: «Кто вокруг меня живет?», «Что вокруг меня растет?», «Продуктовый магазин», «Детский мир». 

Научить ребенка читать можно по любой методике, особенно если малыш к этому готов и хочет научиться, но с помощью кубиков Зайцева это можно сделать гораздо быстрее, легче и эффективнее. 


Первые занятия по Зайцеву 

Пение по таблице 

Пропевать попевки по таблице желательно каждый раз, когда вы занимаетесь. Позвольте ребенку двигаться, а сами пойте попевку и показывайте на склады. Очень помогает игра «сели – встали». Когда поем «большие» склады, встаем на носочки, когда поем «маленькие» - приседаем. 

Поедем через железную страну 

Я сажаю малышей в поезд на стульчики и говорю, что сейчас поедем по «железной стране», пою только звонкие склады. Внимание держится до конца строки. 

Сортировка 

Это упражнение по сортировке кубиков – очень важная ступень в понимании методики. Кубики станут ребенку ближе и понятней, если он несколько раз разнесет их по разным кучкам: сюда – деревянные, сюда – железные. Послушай: эти звенят, а эти – гремят. 

Классифицировать можно не только по цвету и наполнителю, но и размеру. Маленькие отнеси на стол, а большие будем складывать вот сюда – на диван. Раскладывать будем еще и по объему: двойные и одинарные, а также по весу (есть кубики тяжелые, а есть легкие). 

Меткий стрелок 

Если кубики у вас новые, из плотного картона, да к тому же заклеены скотчем, можно поиграть в меткого стрелка. Для этого вам понадобится корзина и кубики. В ведро нужно аккуратно бросить все железные кубики, а все деревянные пусть лежат на полу. 

Кегли 

Возьмите несколько пластиковых бутылок из-под лимонада. В середине сделайте отверстие. В отверстие положите кубики. А теперь приготовьте небольшой мягкий мячик. Будем сбивать кегли. Как только сбили бутылку с кубиком, кубик надо вытащить, он «споет» малышу песенку и отправится спать в коробку. И так пока все четыре кубика не будут пропеты. 

Поющие башенки 

С маленькими детьми из кубиков можно строить башенки, домики, замки. Так, одной полуторагодовалой девочке, с которой я играла, очень нравилось строить огромную башню. Каждый новый этаж восхищал ее. А потом все склады башни я ей пропела. 

Паровоз 

По квартире на полочках и столах раскладываем кубики. Говорим малышу: сейчас поедем на поезде. Когда поезд едет, надо говорить: чух-чух-чух, а когда подъезжает к станции - «ту-ту». Все пассажиры готовы? Двигаемся держа друг за друга за талию (мама, разумеется, вприсядку), а когда подъезжаем к какому-нибудь кубику на пути, пропеваем его. Мы приехали на станцию – БУ. 

Неси кубик! 

Дети очень хорошо отзываются на такую игру. Неси мне кубик, я спою тебе песенку. Спели – отложили в сторону, неси другой. Даже если кроха не пытается за вами повторить песенку, надо продолжать играть, пока играется. 

Как тебя зовут? 

Этот пример отлично описал в своей методичке Н. Зайцев: "Как тебя зовут? - Ка-тя. Всего два кубика. Походи со своим именем, покажи папе, бабушке, братику. А теперь поиграем с именем. Поменяем кубики местами. Ты КЫТЬ? Ты ТЮКА? Ты ТЬКА?" 



Предварительный просмотр:

Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступное становится доступным, нереальное реальным. Именно поэтому читать сказки любят и дети, и взрослые. У каждого народа есть свои сказки с их особенностями – национальными героями, бытом.

Важное значение для развития ребенка, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, имеет сказка. Сказка вбирает и хранит в себе народную мудрость, особенности национального характера, общечеловеческие ценности и идеалы. Сказка - повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил, - говорится в словаре С.И. Ожегова.

Детские сказки – необходимый элемент воспитания ребенка, они доступным языком рассказывает ему о жизни, учат, освещают проблемы добра и зла, показывают выход из сложных ситуаций. Сказки для детей - это язык, для них он наиболее информативен, нежели стиснутая пресная взрослая речь. Рассказывая и читая сказки, мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Чтение сказки формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая или читая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие маленького человека.

Детские сказки

    1.  http://detskie-skazki.com

    2.  По разному приходят к вам сказки, ребята. То они тихонько прокрадываются в комнату и навевают вам, словно добрые волшебники, чудесные сны, то сказки писателей-сказочников приплывают вместе с Дюймовочкой на листе кувшинки. Вас навсегда пленит любовь мужественной и нежной Русалочки, любовь, которая делает ее бессмертной. Но чаще всего сказки смело и весело  врываются в мир нашего детства, учат вас разбираться в людях, помогают понять, что такоеСправедливость, Правда, Красота и Любовь. Кроме того на сайте представлены  легендымифыбылины народов мира. А также наиболее известные произведения русских и зарубежных писателей-сказочников таких как:Л.Толстой,  В. ГаршинА. С. ПушкинК. ЧуковскийС. МаршакП. ЕршовБратья ГриммХ.К. АндерсенШарль ПерроВ. Гауф и многих других. Иллюстрации к произведениям выполнены известными художниками. Для любителей послушать сказки онлайн создан этот раздел
Итак, в добрый путь ребята - Дорогами сказок. 
  http://www.teremok.in/index.htm

    3. Мальчишки и девчонки, а также их родители!

Давно ли вы услышали первую сказку? Конечно, ещё задолго до того, как пошли в школу. Бабушка, мама, папа рассказывали вам сказки, когда вы едва научились произносить первые слова.

Занимательные и поэтичные, весёлые и страшные сказки являются вашими спутниками на жизненном пути в большой мир взрослых. Знакомые с детства сказки с наслаждением читаются и в зрелом возрасте.

Народные сказки возникли очень давно, в самом далёком прошлом. Однако это не значит, что все сказки родились во времена седой древности. На протяжении всей своей истории народы слагают сказки, песни, легенды, присказки, поговорки.

На материале народных сказок писатели разных стран тоже стали сочинять сказки. У каждого народа были свои писатели-сказочники: в России — А. Пушкин, в Дании — Г.X. Андерсен, в Германии — братья Гримм, во Франции — Ш. Перро и т.д.

Сказки, стихи и рассказы помещённые в Лукошке, помогут вам ближе познакомиться с богатыми народными сокровищами и лучшими достижениями детской литературы.

http://lukoshko.net

 

     4. Лучшие  сказки, стихи, видео и  игры  для детей

 

Читайте детям. Читайте вместе с детьми. Читайте книги, которые помогут ребенку познать этот сложный мир. Прививайте любовь к книге. Ведь от того, какие книги читает ребенок, во многом зависит,   каким  человеком он станет.

У сказок есть множество функций, о которых большинство родителей даже не догадываются. Например, сказки помогают развитию в ребенке такого важного понимания внутреннего мира людей.

Хорошие детские сказки снимают тревоги и воспитывают уверенность в себе. Переживая вместе с героями сказок, ребенок учится  состраданию, учится радоваться  или сопереживать. Практически в любой неадаптированной (т.е. сохранившей первоначальный вид) сказке можно найти ее глубинный смысл и понять, что она может дать детям (и не только детям).

http://www.chitaikin.ru/index.htm



Предварительный просмотр:

Рассказы про озорника Дениску Кораблева писатель Виктор Драгунский начал писать ещё в 1960 году, благодаря чему мгновенно стал жутко популярным среди дошколят и младших школьников. Первые его почитатели уже давным — давно стали бабушками и дедушками, но произведения классика детской литературы живут и переиздаются до сих пор. Без сомнения, знакомство Вашего ребенка с приключениями озорного и наблюдательного московского мальчишки Дениса Кораблева вызовет только положительные эмоции и научит ценить дружбу и доброту.

http://audioknigi.club/dragunskiy-viktor-deniskiny-rasskazy-4cd