Однажды в сказке

Капов Даниэль

Пояснительная записка смены «Однажды в сказке»

с 23 по 31 марта 2016 года

Полное название смены:

"Однажды в сказке"

Продолжительность смены: 9 дней.

Возраст участников программы: 7-16 лет

Ведущий методист смены:

Капов Д. М. -педагог-психолог\воспитатель УВО ЗЦ ДЮТ "Зеркальный"

Координаторы:

Нагаева А. А. -старший воспитатель УВО ЗЦ ДЮТ "Зеркальный";

Аверьянова Н. А.- старший воспитатель УВО ЗЦ ДЮТ "Зеркальный"

Организаторы смены:

Капов Д. М. -педагог-психолог\воспитатель УВО ЗЦ ДЮТ "Зеркальный"

Тепловодская С. В. –воспитатель УВО ЗЦ ДЮТ "Зеркальный"

 

 

Сюжет смены:

 

Программа смены «однажды в сказке» основана на сюжете одноименного произведения  «Once Upon a Time» Эдварда Лоуренс Китсиса.

 

Одним вечером, желая понять секрет волшебства  старинной книги сказок, 10-ти летняя девочка начинает ее трясти.

В этот момент происходит волшебство, и герои всех сказок книги попадают, а точнее вываливаются, в нашу реальность.

Выпав из книги сказок, герои в панике пытаются понять, что же все-таки произошло.

Герои начинают объединяться в маленькие общества, - таким образом, сформировались отрядные ячейки смены.

Объединившись, все герои, начинают создавать свой мир, уже на тех условиях, которые имеют - Содержание программы смены.

Постепенно, перед героями возникают испытания, которые им необходимо преодолеть - Ключевые дела смены, отвечающие основной цели программы.

Но, как бы не старались герои, вернуться обратно в книгу сказок им уже не суждено, и остается лишь одно- адаптироваться к новой реальности, делая ее комфортной для самих себя.

 

Основная идея:

Создание игрового пространства в стиле фэнтези, построенного на сюжете одноименного произведения, в котором участники смены смогут раскрыть и реализовать свои способности.

 

Актуальность:

В настоящее время, в силу динамично меняющейся структуры общества, увеличивается и поток информации, требующей к себе особого внимания. 

В связи, с чем возникает необходимость развития мыслительных процессов, направленных на быстрое освоение информации.

В современном обществе, возрастают требования к развитию личности, обладающей гибким творческим мышление, активным воображением, лидерским позиционированием, для того, что бы решать задачи, возникающие в процессе жизни. развитию ее творческих способностей и гибкости мышления. 

Развивая дивергентное мышление, ребенок открывает для себя более широкий взгляд на окружающий его мир, и видит перед собой множество путей преодоления возникающих перед ним сложностей.


Новизна программы

Программа смены представляет собой продукт слияния интерактивной и развивающей форм работы. Развивающая  часть программы направлена на раскрытие и развитие уже заложенного потенциала, а параллельно идущая интерактивная часть направлена на применение своих творческих способностей.

Программа позволяет ребенку в интерактивной форме получать новые знания, умения и навыки, раскрывать и развивать свой потенциал, правильно использовать собственные ресурсы.

Межпредметные и внутрипредметные связи.

 

Программа  смены «Однажды в сказке» является частью программы развития дивергентного мышления "Творческая лаборатория "Креативный бум", являющейся  модулем комплексной программы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»-  "Шкатулка Пандоры".

 

Цель смены:

Основополагающей целью программы смены является: развитие дивергентного мышления личности ребенка, через включение в игровую модель смены.

 

Основные Задачи:

Ø    Воспитательная:

·                  создание условий для развития и реализации потенциала ребенка, проявления индивидуальности в достижении общей цели;

·                  создание условий для раскрытия и развития дивергентной формы мышления;

Ø    Обучающая:

·                  обучение механизмам использования собственных ресурсов;

·                  обучению умению выражать свои мысли и ощущения.

Ø    Развивающая:

·                  формирование положительно мотивации к творческой деятельности;

·                  развитие внимания и воображения.

·                  расширение активного словаря;

 

Особенность программы

 

Каждый игровой день программы (со 2-го по 8-й) посвящен конкретным героям сказочных историй.

Героями сказок становятся сами участники программы.

Вся концепция программы строится на единой сюжетной линии, которая не имеет превосходства одних героев над другими. Сюжет смены выстраивается постепенно, приобретая целостную картину лишь к завершению.

От начала и до конца герои «распутывают» новую, еще неизведанную реальность, таким образом, создавая свой мир, в котором они все собраны воедино, и представляют его многообразие.

 

Принципы реализации программы:

Ø    Добровольность включения участников смены в подготовку и проведение массовых дружинных дел;

Ø    Сочетание индивидуального и коллективного включения в различные виды деятельности (творческие, спортивные, интеллектуальные, развивающие);

Ø    Обязательное и систематическое информирование о условиях участия в различных мероприятиях, и  промежуточных результатах конкурсов, соревнований;

Ø    Многообразие предлагаемых видов деятельности (право выбора участия в деле);

Ø    Создание различных ситуаций взаимодействия, в том числе и ситуаций успеха;

Ø    Создание условий для возможности переключения между различными видами деятельности.

Педагогические условия, обеспечивающие  достижение поставленных задач:

¨                Включение детей и подростков с построение социально значимых связей;

¨                Стимулирование и поощрение детской активности;

¨                Создание условий для выбора актуальной деятельности;

¨                Привлечение детей и подростков к передаче полученного опыта друг другу.

Педагогическая модель:

Ø    Игровая модель

Ø    Модель развивающего образования;

Ø    Аналитическая модель,

Ø    Феноменологическая модель.

 

Кадровое обеспечение:

Один из самых актуальных вопросов  организации работы в лагере- его кадровое обеспечение. Основная ответственность за реализацию программы смены ложится на ее организатора.

Полноценная реализация программы подразумевает наличие следующих категорий сотрудников: Ведущий методист (организатор) смены, отрядные воспитатели и вожатые, инструктора по физической культуре, музыкальный руководитель, методисты.

 

Педагогические кадры:

Старший вожатый: несет ответственность за соблюдением режима дня, организацию и содержание досуговой деятельности, анализирует деятельность отрядов.

 Отрядные воспитатели и вожатые: организуют и поддерживают работу отрядов, несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение плана учебно-воспитательной работы, проведение массовых дружинных дел.

Методисты: помогают в организации отрядных и массовых дел, консультируют вожатых по актуальным вопросам, отвечают за результативность отрядной работы.

Специальные кадры (инструктор по фк, библиотекарь, музыкальный руководитель) осуществляют специализированную педагогическую деятельность в рамках функциональных обязанностей. Могут привлекаться для поддержки педагогической работы и организации досуговых мероприятий.

 

Методическое и материально-техническое обеспечение смены:

Ø    наличие общей программы воспитательно-педагогической деятельности, плана смены, планов работы отрядов;

Ø    должностные инструкции, инструктажи по ТБ;

Ø    подбор методического материала, в соответствии с программой смены;

Ø    подбор стилизованного реквизита, обеспечивающего погружение в атмосферу дела (костюмы, бутафория);

Ø    разработка системы отслеживания личностного роста участников программы, результатов педагогической деятельности, подведения итогов;

Ø    наглядное обеспечение гласности достигнутых успехов;

Ø    мультимедийное оборудование;

Ø    спортивно-игровой инвентарь;

Ø    канцелярские товары;

Ø    призовой фонд.

 

Нормативно-правовое обеспечение

•                   Конституция Российской Федерации;

•                   Конвенция ООН о правах ребенка;

•                   Закон РФ «Об образовании в РФ»;

•                   СанПин;

•                   Указ президента РФ от 12 июня 2014 года №426 «О проведении в Российской Федерации Года литературы»;

•                   Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» с изменениями и дополнениями от 28 июля 2012 г., 5 апреля, 2 июля 2013 г., 14 октября 2014 г.

•                   Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей 2012-2017 годы»;

•                   Подпрограмма «Обеспечение реализации государственной программы Санкт-Петербурга «Развития образования в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы»;

•                   Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года;

•                   Постановление Правительства Санкт-Петербурга №242 от 15марта 2012 года «О мерах по реализации главы 6 «Социальная поддержка в сфере организации отдыха и оздоровления детей и молодежи в Санкт-Петербурге» закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга»;

•                   Программа развития обособленного структурного подразделения Государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных» Загородного центра детско-юношеского творчества «Зеркальный» на 2015-2020 годы.

 

Механизмы реализации программы:

Реализация программы предполагает работу в 5 основных этапов.

1.                Подготовительный этап:

ü    Работа с информационными ресурсами;

ü    Разработка основной концепции смены, проработка дружинных  и отрядных дел;

ü    Работа с отрядными воспитателями и вожатыми: погружение в легенду смены, анализ возможности вариаций внутри и межотрядных дел, проведение школы вожатского мастерства по ключевым мероприятиям смены.

2.                Организационный этап:

ü    Подготовка необходимых, вспомогательных, технических и канцелярских средств;

ü    Адаптация и корректировка дружинных мероприятий.

3.                Основной этап:

ü    Реализация самой программы смены.

4.                Заключительный этап:

ü    Подведение итогов смены;

ü    Получение обратной связи от участников,

ü    Анализ индивидуальных и групповых достижений.

5.                Рефлексивный этап:

ü    Определение «+» и «-» в реализации программы смены;

ü    Количественно-качественный анализ программы.

 

 

Факторы и минимизация риска:

Фактор риска

Минимизация риска

1

Индивидуальные особенности

Входное анкетирование с целью выявления способностей детей\подростков, и их соотнесение с участием  в программе смены

2

Разновозрастной состав участников смены

Определение возраста участников программы на подготовительном этапе, Адаптация всех дружинных мероприятий смены согласно возрастному контингенту

3

Погодные условия

Подготовка дополнительного варианта  дружинных мероприятий, на случай плохой погоды;

Подготовка «запасных» мероприятий, адаптированных на проведение в закрытом помещении.

4

Эмоциональная нестабильность участников смены

Проведение занятий по эмоциональной разгрузке

5

Недостаточная материально-техническая база для реализации программы

Заранее подготовить все необходимые вспомогательные материалы и средства;

 

 

Ожидаемые результаты:

Предполагается, что у участников будут динамично развиваться творческое мышление, познавательные процессы, лидерские и организаторские навыки.        В ходе реализации программы смены, все ее участники приобретают навык как самостоятельной, так и групповой деятельности.

        Создание творческой атмосферы смены предполагает развитие творческих способностей личности ребенка\подростка, а так же расширения представлений о социально-культурном пространстве.

        В ходе совместной деятельности у участников смены развиваются коммуникативные способности, и формируются навыки разностороннего построения процесса взаимодействия.

        Участие в творческой составной смены предполагает развитие у детей способности развивать и использовать свой творческий потенциал как активный процесс личностного роста, а так же формирование позиции достижения успеха.

 

для участника программы:

Ø    Воспитательные:

·                  созданы условия для развития и реализации потенциала ребенка;

·                  сформирован навык проявления индивидуальности в достижении общей цели;

·                  созданы благоприятные условия для раскрытия и развития дивергентной формы мышления.

Ø    Обучающие:

·                  сформирован и развит навык использования собственных ресурсов;

·                  участники программы обучены умению выражать свои мысли и ощущения.

Ø    Развивающие:

·                  сформирована положительная  мотивация к творческой деятельности;

·                  развито внимание, воображение, расширен словарный запас;

·                  сформировано представление о нестандартных способах решения ситуаций,  вариаций их использования;

·                  развита эмоциональная устойчивость.

Результаты, способствующие развитию воспитательной системы ЗЦ ДЮТ "Зеркальный":

Ø    апробация новой модели программы;

Ø    совершенствование методик индивидуальной и массовой форм работы,

Ø    возможность представления полученных результатов в программе обмена опытом.

 

Форма анализа полученных результатов:

Внутренняя форма анализа

Внешняя форма анализа

1.

Входно-выходная анкета обратной связи

Независимая экспертиза

2.

Самостоятельные анализы отрядных и межотрядных дел

Трансляция событий в социальные сети в режиме  on-line, получение обратной связи

3

Анализ продуктов отрядной и дружинной деятельности

Программа обмена педагогическим опытом (Портал Сети работников образования nsportal.ru)

4

Анализ системы (таблицы) индивидуального и группового роста

 

5.

Анализ отрядных дневников

 

6.

Педсоветы начала и окончания смены

 

 

Виды и форма отчетных материалов:

ü  количественно-качественный аналитический отчет;

ü  анкета обратной связи отрядных воспитателей, вожатых и педагогов;

ü  фото и видео материалы;

ü  анкета обратной связи участников программы.

 

Содержание смены:

Оргпериод:

Адаптация в условиях временного коллектива. Погружение в сюжет смены  и  субкультуру "Зеркального". Активное игровое взаимодействие.

Ø    Вечер знакомства с героями «И случилось волшебство»

Ø    Традиционный сбор "Здравствуй, "Зеркальный";

Ø    Игра- квест - "Загадка Румпельштильцхена

Ø    Дискотека- «На балу у Золушки».

Основной период:

Ø    Тематические мастерские - «Книга мастеров»;

Ø    Отрядные и межотрядные дела;

Ø    Сюжетно-ролевая ирга "Ожерелье Светланы";

Ø    Спортивные состязания «Богатырская удаль»;

Ø    Шоу-сказка «Однажды в сказке»;

Ø    Дискотека- «Рыцарский турнир».

Заключительный период:

Ø    Традиционный сбор "До свидания, "Зеркальный" с награждением по итогам смены;

Ø    Прощальные огоньки- «Волшебство было, есть и будет!», подведение итогов внутри отрядной работы.

 

Полная план-сетка смены «Однажды в сказке» (приложение 1)

 

 

 

Логика смены:

     7-я зимняя смена посвящена  погружению в мир сказок.

Все отряды будут представлены в качестве чистых книг, в которые будет записываться новая сказка, в соответствии с тематикой смены.

 Основополагающими мероприятиями смены стали такие дружинные дела как: игра-квест  на местности «Загадка Румпельштильцхена», мастерские  «Город мастеров», сюжетно-ролевая игра «Ожерелье Светланы», шоу-сказка «Однажды в сказке».

     За победы и активное участие в мероприятиях отряды получают золотые монеты. По итогам межотрядного рейтинга лучший отряд будет награжден сувенирами с символикой «Зеркального».

Система самоуправления:

Ø   Совет командиров. Тесное взаимодействие с ведущим методистом смены, двусторонняя передача информации "Отряд-методист смены", фиксация результатов личного и отрядного роста, взаимодействие с другими отрядами.

Ø   Совет трубадуров. Участники совета, ежедневно, предоставляют красочное описание дня своего отряда, интересные фотоматериалы, различные сюжеты.  Все полученные материалы, после обработки, размещаются в группе, в сети «ВКонтакте», с целью трансляции событий смены родителям, гостям группы, а так же участникам уже прошедших смен.

 

Система стимулирования. (Приложение 2.)

Отрядные достижения.

За участие в организации и проведении дружинного дела, победы в творческих и спортивных мероприятиях, выполнение дополнительных заданий, отряд получает золотые монеты.

Наглядность системы стимулирования и роста.

Личный рост:

На каждом отряде, в рамках концепции оформления отрядного места (или, в соответствии с тематикой смены- Сказочных красот), существует свиток, в который, ежедневно, заносятся успехи каждого.

 

Отрядный рост:

На главном информационном стенде расположен  горшочек. В течении смены, организаторы кладут в горшочек монеты. Для каждого отряда свое количество, основанное на достижениях.  После подведения итогов дня, количество монет меняется, таким образом, видны достижения каждого отряда.

 

Содержание (план-сетка прилагается):

Основные дела:

Составитель:

Д. М. Капов

Педагог-психолог\воспитатель

УВО ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»

Название мероприятия

Место проведения

Идея мероприятия

Кол-во участников

1

Дружинный сбор «Здравствуй, «Зеркальный»

Кино-Концертный зал ЗЦ ДЮТ

Традиционный сбор открытия смены, приветствия и знакомства отрядов

296

2

Игра-квест

«Загадка Румпельштильцхена»

Территории

ЗЦ ДЮТ

Стилизованная игра-квест.

Игра направлена на развитие дивергентного мышления, коммуникативных способностей, визуального восприятия окружающей действительности, и умения ориентироваться на территории.

299

3

Мастерские

«Книга мастеров»

Главный корпус

ЗЦ ДЮТ

Творческие и прикладные мастерские, на которых участники смены делятся опытом друг с другом, обучают «своему» мастерству.

298

4

Сюжетно-ролевая игра «Ожерелье Светланы»

Школа и Кино-Концертный зал

ЗЦ ДЮТ

Стилизованная сюжетно-ролевая игра.

Игра направлена на развитие дивергентного мышления, развитие коммуникативных навыков, развитие умения пользоваться собственными ресурсами.

298

5

Фото-история «Сказочная путаница»

Территория ЗЦ ДЮТ

В сказке каждого отряда появляются новые, вводные, персонажи, которые не только потеряли свои сказки, но и перепутались между собой. Задача- снять фото и написать историю о том, как эти персонажи попали в конкретный отряд, и что произошло потом.

316

6

Шоу-сказка

«Однажды в сказке»

Кино-Концертный зал ЗЦ ДЮТ

Шоу-концерт, повествующий о событиях смены в форме сказочного мюзикла.

316

7

Дружинный сбор

 «До свидания, «Зеркальный»

Кино-Концертный зал ЗЦ ДЮТ

Традиционный сбор прощания , подведение итогов смены и Проекта "Открытая сцена". Церемония награждения особо отличившихся зеркалят, участников и победителей "Открытой сцены"

313

Итого:

2136

 

 

Выводы

Седьмая зимняя смена  «Однажды в сказке» прошла на отличном организационном уровне. Концепция смены была осуществлена в полной мере, что было подтверждено на итоговом педсовете смены.

 Для проведения мероприятий был задействован весь ландшафт Центра, школа, кино-концертный зал, физкультурно-оздоровительный комплекс.

В ходе смене активно работали органы детского самоуправления: «Совет командиров», «Совет Трубадуров».

Совет Трубадуров активно участвовал в написании отрядных сказок, а также выкладывал свои работы на интернет портале, один из разделов которого был создан специально для работы совета.

По итогам смены все участники советов были отмечены благодарностями, и награждены памятными сувенирами с символикой «Зеркального».

Все дружинные дела полностью соответствовали тематике смены.

Из плана смены не было «выброшено» ни одного мероприятия, и все мероприятия состоялись в запланированное время.

Некоторые дружинные мероприятия явились новшеством, и получили множество положительных отзывов. К их числу относятся: игра-квест «Загадка Румпельштильцхена», фото история  «Сказочная путаница», конкурс костюмов  «На балу у Золушки».

Смена показала, что данная игровая модель полностью отвечает воспитательным задачам современной Российской педагогики:

·         формирование патриотического самосознания;

·         формирование активной жизненной позиции;

·         социализация личности и осознание ответственности перед обществом;

·         становление духовности и нравственности;

·         формирование дивергентного мышления;

·         умение  принимать решение и нести за него ответственность;

·         развитие коммуникативных навыков.

 

По итогам смены, каждый отряд был отмечен за вклад в реализацию программы смены, и 1  отряд был признан лучшим отрядам смены.

Участникам советов смены были вручены благодарности за активное участие в работе советов.

Победителем смены был признан отряд № 11- старший состав Театра Кукол, Театрально-художественного отдела ГБНОУ «СПБ ГДТЮ».  Отряд был награжден дипломом победителя смены, а так же, сувенирными браслетами с логотипом «Зеркального»

Особая Благодарность, за участие в подготовке и проведении дружинных мероприятий смены, была вручена отряду № 8 – клуб «Стажёр», (воспитатели: Светлана Максимова, Лейсан Шагзадина),  Отдела гуманитарных программ и детских социальных инициатив ГБНОУ «СПБ ГДТЮ». Ребята из клуба, не только были участниками смены, но и активно выступали в качестве помощников и организаторов дружинных мероприятий, чем показали отличный уровень работы внутри отряда.

 Отчет смены представлен  на личной странице методиста смены Капова Д. М. на портале Сети работников образования http://nsportal.ru/user/495286/page/odnazhdy-v-skazke

фото материалы можно посмотреть в альбоме "Однажды в сказке" https://vk.com/album-23659558_230057281