Опросы и анкеты

Смирнова Елена Анатольевна

Предварительный просмотр:

ТИПЫ  ТЕМПЕРАМЕНТА

Чтобы помочь вам разобраться в себе, мы предложим несложные тесты, своеобразные “паспорта” темперамента. В “паспорте” отметьте знаком “+” те качества своего характера, которые вы у себя замечаете. Если количество плюсов в том или ином “паспорте” составит 16 – 20, это значит, что у вас ярко выражен данный тип темперамента. Если положительных ответов насчитывается 11 – 15, значит, соответствующий этому “паспорту” темперамент выражен у вас неярко, но всё равно присущ вам в значительной степени. Если же знаков “+” наберётся 6 – 10, то, следовательно, качества данного типа присущи вам лишь в небольшой степени.

“Паспорт” холерика

Вы:

  1. Неусидчивы, суетливы.
  2. Невыдержанны, вспыльчивы.
  3. Нетерпеливы.
  4. Резки и прямолинейны в отношениях с людьми.
  5. Решительны и инициативны.
  6. Упрямы.
  7. Находчивы в споре.
  8. Работаете с урывками.
  9. Склонны к риску.
  10. Незлопамятны и необидчивы.
  11. Обладаете быстрой реакцией, страстной, со сбивчивыми интонациями речью.
  12. Неуравновешенны и склонны к горячности.
  13. Агрессивный забияка.
  14. Нетерпимы к недостаткам.
  15. Обладаете выразительной мимикой.
  16. Способны быстро действовать и решать.
  17. Неустанно стремитесь к новому.
  18. Обладаете резкими, порывистыми движениями.
  19. Настойчивы в достижении поставленной цели.
  20. Склонны к резким сменам настроения.

“Паспорт” сангвиника

Вы:

  1. Веселы и жизнерадостны.
  2. Энергичны и деловиты.
  3. Часто не доводите начатое дело до конца.
  4. Склонны переоценивать себя.
  5. Способны быстро схватывать новое.
  6. Неустойчивы в интересах и склонностях.
  7. Легко переживаете неудачи и неприятности.
  8. Легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам.
  9. Легко, с увлечением берётесь за любое новое дело.
  10. Быстро остывает, если дело перестаёт вас интересовать.
  11. Быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую.
  12. Тяготитесь однообразием, будничной, кропотливой работой.
  13. Общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми людьми.
  14. Выносливы и работоспособные.
  15. Сохраняете самообладание в неожиданной, сложной обстановке.
  16. Обладаете громкой, быстрой, отчётливой речью.
  17. Обладаете всегда бодрым настроением.
  18. Быстро засыпаете и пробуждаетесь.
  19. Часто несобранны, проявляете поспешность в решениях.
  20. Склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться.

“Паспорт” флегматика

Вы:

  1. Спокойны и хладнокровны.
  2. Последовательны и обстоятельны в делах.
  3. Осторожны и рассудительны.
  4. Умеете ждать.
  5. Молчаливы и не любите болтать попусту.
  6. Обладаете спокойной, равномерной речью без резких эмоций и жестов.
  7. Сдержаны и терпеливы.
  8. Доводите начатое дело до конца.
  9. Не растрачиваете попусту сил.
  10. Строго придерживаетесь выработанного распорядка в жизни и работе.
  11. Легко сдерживаете порывы.
  12. Маловосприимчивы к одобрению и порицанию.
  13. Незлобивы, проявляете снисходительность к критике в свой адрес.
  14. Постоянны в своих отношениях и интересах.
  15. Медленно включаетесь в работу и переключаетесь в работе.
  16. Ровны в отношениях со всеми.
  17. Любите аккуратность и порядок во всём.
  18. С трудом приспосабливаетесь к новой обстановке.
  19. Обладаете выдержкой.
  20. Замкнуты.

“Паспорт” меланхолика

Вы:

  1. Стеснительны и застенчивы.
  2. Теряетесь в новой обстановке.
  3. Затрудняетесь установить контакты с незаконными людьми.
  4. Не верите в свои силы.
  5. Легко переносите одиночество.
  6. Чувствуете подавленность, растерянность при неудачах.
  7. Склонны уходить в себя.
  8. Быстро утомляетесь.
  9. Обладаете тихой, слабой речью.
  10. Невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника.
  11. Впечатлительны до слезливости.
  12. Чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию.
  13. Предъявляете высокие требования к себе и окружающим.
  14. Склонны к подозрительности и мнительности.
  15. Болезненно чувствительны и легкоранимы.
  16. Чрезвычайно обидчивы.
  17. Скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими мыслями.
  18. Малоактивны и робки.
  19. Безропотны и покорны.
  20. Стремитесь вызвать сочувствие и помощь окружающих.

Теперь выведем формулу темперамента, и пусть вас не смущает её “очень математический” вид:

,

где Т — формула темперамента; Х — холерический темперамент; С — сангвинический; Ф — флегматический; М — меланхолический; АХ — общее число “+” в паспорте “холерика”; АС, АФ, АМ — количество “+” соответственно в “паспортах” сангвиника, флегматика, меланхолика; А — общее число плюсов во всех паспортах. В конечном виде формула темперамента может выглядеть так, например:

Т = 53% + 13% + 20% + 14%

Это значит, что данный темперамент на соответствующее количество процентов холерический, флегматический и т.д. Если относительный результат положительных ответов по какому-либо типу составляет 40% и выше, значит, данный тип темперамента у вас доминирует.

Ответы, на поставленные вопросы удобнее всего оформить в виде таблицы:

Фамилия

Х

С

Ф

М

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

Общее число плюсов,  А

%

ПАСПОРТ  ХОЛЕРИКА

  1. На вид. Суетлив, неусидчив, нетерпелив, несдержан, вспыльчив. Обладает выразительной мимикой, резкой и порывистой жестикуляцией. Склонен к резкой смене настроений. Говорит быстро, сбивчиво, не подбирая слов.
  2. Среди людей. Резок и прямолинеен в отношении с другими. Необидчив и незлопамятен. Ревнив. Агрессивен, нетерпим к чужим недостаткам. Находчив в спорах и затруднительных ситуациях.
  3. В деле. Любит работать, легко берется за дело. Способен действовать быстро, без предварительного плана. Легко отказывается от намеченной цели, склонен к риску в решениях и поступках. Решителен и инициативен.

ПАСПОРТ  САНГВИНИКА

  1. На вид. Весел и жизнерадостен. Говорит отчетливо и громко, выразительно жестикулируя. Как правило бодр. Быстро засыпает и просыпается. Живо откликается на все, что привлекло его внимание.
  2. Среди людей. Общителен и отзывчив. Не чувствует скованности в отношениях с незнакомыми людьми. Дисциплинирован. Хорошо владеет собой, способен сдерживать свои чувства. Легко переживает неудачи и неприятности.
  3. В деле. Работает быстро, увлеченно, ровно. Легко привыкает к новым требованиям и обстановке. Быстро приобретает навыки, усваивает знания. Тяготится однообразными, будничными занятиями. Из-за многообразия интересов, бывает несобран.

ПАСПОРТ  ФЛЕГМАТИКА

  1. На вид. Хладнокровен и невозмутим. Молчалив, не любит пустой болтовни. Говорит спокойно и ровно без выраженной мимики и жестикуляции. Слабо откликается на внешние замечания. Терпелив и сдержан в проявления чувств.
  2. Среди людей. Постоянен в отношениях и интересах. С трудом сходиться с новыми людьми, плохо приспосабливается к смене обстановки. Ровен с окружающими, умеет ладить со всеми. Незлобив, спокойно относится к замечаниям в свой адрес. Даже при больших неприятностях остаётся спокойным.
  3. В деле. Любит аккуратность и порядок во всём. Медленно и неохотно переключается с одного дела на другое. Не тратит сил попусту, строго соблюдает распорядок и систему в работе. Не любит проявлять инициативу в делах. Начатое дело, как правило, доводит до конца.

ПАСПОРТ  МЕЛАНХОЛИКА

  1. На вид. Стеснителен и застенчив. Говорит невыразительно и тихо, почти без жестикуляции. Чувствителен и легко раним, незначительный повод может вызвать слёзы. Очень впечатлителен и восприимчив. Чрезмерно обидчив и мнителен, склонен к подозрительности.
  2. Среди людей. Предъявляет высокие требования к себе и окружающим. скрытен и необщителен, не любит делиться своими мыслями. Невольно приспосабливается к характеру собеседника. Затрудняется установить контакт с незнакомыми людьми. Чувствует подавленность и растерянность при неудачах.

III. В деле. Быстро утомляется, нуждается в перерывах при работе. В делах активности не проявляет. Не верит в свои силы, стремиться вызвать сочувствие и помощь окружающих. Теряется в новой обстановке, не любит менять занятий. Легко отвлекается от работы и с трудом сосредотачивается.

_______________________________

“Чистые” темпераменты встречаются крайне редко. Чаще всего, в одном человеке сочетаются черты разных типов, хотя преобладают свойства какого-то одного. Причём, по темпераменту холерик ближе к сангвинику, а меланхолик к флегматику. И ещё, не нужно путать черты характера со свойствами темперамента. Лживым или честным, грубым или вежливым, трусливым или смелым, дисциплинированным или расхлябанным можно быть при любом темпераменте!



Предварительный просмотр:

Анкетный опрос родителей на первом

родительском собрании в учебном году

  1. Как Вы думаете, чего ждёт Ваш ребёнок от семьи, в которой живёт:
  1. хорошей организации быта;
  2. радости общения;
  3. покоя и защищенности.

  1. Что более заботит Вас как родителей в Вашей семье:
  1. здоровье детей;
  2. хорошая учёба;
  3. трудовое участие детей в жизни;
  4. настроение детей и причины его изменения.

  1. Одинок ли Ваш ребёнок в семье:
  1. да;
  2. нет;
  3. не знаю.

  1. Как Вы думаете, захочет ли Ваш ребёнок, чтобы его будущая семья была похожа на родительскую:
  1. да;
  2. нет;
  3. не знаю.

  1. Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по Вашему мнению, для ребёнка наиболее значимой:
  1. быть материально обеспеченным человеком;
  2. встретить любовь;
  3. иметь много друзей;
  4. реализовать свои интеллектуальные возможности.

  1. Знаком ли Ваш ребёнок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье:
  1. да;
  2. нет.

  1. Есть ли у Вашего ребёнка секреты от своей семьи:
  1. да;
  2. нет;
  3. не знаю.

  1. Что для Вашего ребёнка вечер дома:
  1. радость общения;
  2. возможность быть самим собой;
  3. мучения и пытка.


Предварительный просмотр:

Анкета «Классный руководитель глазами воспитанников»

Данная анкета проводится для самоанализа деятельности педагога. Ее цель — побудить классных руководителей «поставить» себя на место своих учеников и посмотреть на образовательный процесс «их» глазами.

Также ее можно предложить заполнить и учащимся, однако сделать это может лишь довольно уверенный в себе учитель, который не боится узнать о себе мнение собственных учеников.

Инструкция

Уважаемый классный руководитель, Вы завершили очередной год работы с классом. А теперь остановитесь, передохните и посмотрите на себя глазами какого-либо своего воспитанника. Попробуйте оценить свою деятельность с его позиций.

1. С каким настроением ты чаще всего идешь в школу?

  • с радостью;
  • с равнодушием;
  • с предчувствием неприятностей;
  • скорей бы все это кончилось.

2. Как часто бывают у тебя в школе неприятности?

  • часто;
  • редко;
  • никогда.

3. Если неприятности все же бывают, то от кого они чаще всего исходят?

  • от учителей-предметников;
  • от классного руководителя;
  • от учеников вашего класса;
  • от учеников другого класса.

4. Как часто у тебя бывают конфликты с классным руководителем?

  • часто;
  • редко;
  • никогда.

5. Какую роль, по-твоему, исполняет в классе твой классный руководитель?

  • контролер за успеваемостью и дисциплиной;
  • «вторая мама»;
  • организатор досуга;
  • помощник в трудных обстоятельствах, старший товарищ;
  • другое (укажите свой вариант).

6. Что присуще классному руководителю по отношению к тебе?

  • хвалить;
  • подбадривать;
  • делать замечания;
  • ругать;
  • жаловаться родителям;
  • быть вечно недовольным;
  • другое (укажите свой вариант).

7. Какое чувство ты испытываешь к своему классному руководителю? (ответ сформулируй сам).

____________________________________________

____________________________________________

8. Что тебе хотелось бы перенять от своего классного руководителя?

  • великодушный характер
  • манеру поведения;
  • умение хорошо выглядеть;
  • разносторонние знания;
  • другое  (укажите свой вариант).

9. Что ты посоветовал бы своему классному руководителю? (пожелание сформулируй сам).

___________________________________________

___________________________________________

10. Ты считаешь, что твой класс:

  • сплочен и дружен;
  • разбит на группы;
  • каждый живет сам по себе.

11. Какие классные мероприятия, которые проводились в прошлом учебном году, тебе понравились больше всего?

_______________________________________________

_______________________________________________

12. Можно ли сказать, что тебе повезло, что ты учишься в этом классе?



Предварительный просмотр:

АНКЕТА

(семья и родители глазами ребенка)

  1. Любите ли вы свой дом, домашнюю атмосферу, есть ли в ней что-то войственное только вашей семье?
  2. Уезжали ли вы из дома надолго и что вы тогда чувствовали?
  3. Интересуются ли ваши родители вашими учебными делами?
  • всегда;
  • иногда;
  • никогда;
  • оба;
  • больше отец;
  • больше мать.

4. Интересуются ли ваши родители вашими отношениями с товарищами в классе?

  • всегда;
  • иногда;
  • оба;
  • больше мать;
  • больше отец.

5.Посещают ли они школу?

  • часто;
  • редко;
  • только по вызову;
  • больше отец;
  • больше мать.

6.Помогают ли они школе, классному руководителю?

  • в организации классных дел;
  • в проведении экскурсий, походов;
  • в проведении ремонта.

7.Как, по-вашему, они относятся к школе и педколлективу?

  • доверяют;
  • не доверяют;
  • равнодушны.

8.Довольны ли они своей работой, своей специальностью?

  • довольны;
  • недовольны;
  • некуда деваться, работают из-за зарплаты;
  • работают из-за квартиры и т.д.

             9.Какие праздники в семье вы любите больше всего?

             10.Принято ли в вашей семье дарить подарки? Какие?

  1. Есть ли у вас бабушка или дедушка?
  2. Каковы ваши отношения с ними?
  3. Что, по-вашему, обещает ваше будущее?
  4. Каким, по-вашему, обещает быть ваше будущее?
  • светлым;
  • неясным;
  • мрачным.

15.На кого вы надеетесь?

  • на самого себя;
  • на государство;
  • на родителей.

16.        Как, по-вашему, будите ли вы счастливым?

Спасибо за ответы!



Предварительный просмотр:

Авторы теста Я.А.Варга, В.В.Столин.

Опросник родительского отношения к ребёнку.

Инструкция.
«Внимательно прочтите предложенные утверждения, касающиеся вашего отношения к своему ребенку, и в случае согласия сделайте соответствующую отметку «Да» - «Нет»

Вопросы.
1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
2. Я считаю своим долгом знать всё, что думает мой ребенок.
3. Я уважаю своего ребенка.
4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
6. Я испытываю к ребенку расположение.
7. Хорошие родители ограждают своего ребенка от трудностей жизни.
8. Мой ребенок часто неприятен мне.
9. Я всегда стараюсь помочь моему ребенку.
10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
12. Мой ребенок ничего не добьётся в жизни.
13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.
15. Для своего возраста мой ребенок немножко взрослый.
16. Мой ребенок ведёт себя плохо специально, чтобы досадить мне.
17. Мой ребенок впитывает в себя всё дурное, как губка.
18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всём старании.
19. Ребенка следует держать в жёстких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
21. Я принимаю участие в своём ребенке.
22. К моему ребенку липнет всё дурное.
23. Мой ребенок не добьётся успеха в жизни.
24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немножко стыдно, что мой ребенок немножко не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
25. Я жалею своего ребенка.
26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
27. Я с удовольствием провожу с ребенком всё своё свободное время.
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растёт и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
35. В конфликте с ребенком я часто могу ошибаться.
36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
37. Я всегда считаюсь с ребенком.
38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
39. Основные причины капризов моего ребенка – эгоизм, упрямство и лень.
40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство, всё остальное – приложится.
42. Иногда мне кажется, что мой ребенок ни на что хорошее.
43. Я разделяю увлечения своего ребенка.
44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
45. Я понимаю огорчения своего ребенка.
46. Мой ребенок часто раздражает меня.
47. Воспитание ребенка – сплошная нервотрёпка.
48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49. Я не доверяю своему ребенку.
50. За строгое воспитание дети благодарят потом.
51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
52. В моём ребенке больше недостатков, чем достоинств.
53. Я разделяю интересы своего ребенка.
54. Мой ребенок не в состоянии что-нибудь сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Обработка результатов.

   Авторы теста (Я.А.Варга, В.В.Столин) выделяют 5 типов отношения родителя к своему ребенку: принятие – отвержение, кооперация, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, маленький неудачник.

Положительные ответы.
1. Принятие – отвержение: 3, 4, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.


2. Кооперация: 6, 9, 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.


3. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.


4. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.


5. Маленький неудачник: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

Подсчитайте количество положительных ответов по каждому показателю и обратитесь к следующим описаниям.

1. Принятие – отвержение.

   Если вы получили высокие значения (11 баллов и выше) по этому показателю, можно сказать, что ваш ребенок нравится вам таким, какой он есть. Вы уважаете, индивидуальность ребенка, симпатизируете ему. Стремитесь проводить с ним много времени, одобряете его интересы и планы.

   Если вы получили низкие значения (9 баллов и ниже) по этому показателю, то, скорее всего, считаете своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Вам кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Часто испытываете к ребенку злость, досаду, раздражение обиду. Не доверяете ему, и не уважаете его.

2. Кооперация.

   Если вы получили высокие значения (9 баллов) по этому показателю, можно предположить вашу заинтересованность делами и планами ребенка. Вы стараетесь во всем помогать ему, проявляете сочувствие. Высоко оцениваете интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытываете чувство гордости за него. Поощряете инициативу и самостоятельность ребенка, стараетесь быть с ним на равных. Доверяете ребенку, стараетесь встать на его точку зрения в спорных вопросах.

   Низкие значения (8 баллов и ниже) говорят о недостаточной выраженности такого типа отношения.

3. Симбиоз.

   При высоких значениях (4 балла и выше) по этому показателю можно считать, что вы стремитесь к симбиотическим отношениям с ребенком. Это означает, что вы ощущаете себя с ребенком единым целым, стремитесь удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Постоянно ощущаете тревогу за ребенка. Он кажется вам маленьким и беззащитным. По своей воле вы никогда не позволяете проявлять ему самостоятельность.

   Низкие значения (2 балла и ниже) по этому показателю говорят о наличии межличностной дистанции в общении с ребенком, которая совершенно необходима в любом взаимодействии между людьми.

4. Авторитарная гиперсоциализация.

   При высоких значениях (4 балла и выше) по этому показателю в вашем отношении к ребенку просматривается авторитаризм. Авторитарные родители обычно требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Они не в состоянии разделить точку зрения ребенка, стараются во всем навязать ему свою волю. За проявление своеволия сурово наказывают. Пристально следят за социальными достижениями ребенка, требуют от него постоянных успехов. Такие родители хорошо знают своего ребенка, его привычки, мысли, чувства.

   Низкие значения (2 балла и ниже) являются показателями отсутствия авторитаризма в отношении к ребенку.

5. Маленький неудачник.

   При высоких значениях (2 балла и выше) по этому показателю в вашем отношении, скорее всего, преобладает стремление приписать ребенку личную и социальную несостоятельность, представить его инфантильным, более младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся вам детскими, несерьёзными. Ребенок воспринимается неприспособленным, открытым для дурных влияний. Такие родители не доверяют своему ребенку, досадуют на его неумелость. В связи с этим стараются оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

   При низких значениях (0 баллов) подобные стремления бывают сведены к минимуму.



Предварительный просмотр:

Оценка уровня личностного роста учащегося

Цель:  получение целостного представления о  различных сторонах развития личности учащегося, определение задач его развития по заданным параметрам, оценка  сформированности конкретных качеств на определенном возрастном этапе  развития личности.

№ п/п

Содержание показателей

 Баллы

1.

Мотивация учебно-познавательной  деятельности:

  • учится охотно,  стремится получать прочные знания и вне школьной работы способствует активной познавательной деятельности учащихся в классе, охотно помогает в реализации познавательных возможностей товарищам;
  • учится с интересом,  участвует в познавательной деятельности, не ограничивается рамками школьной программы, но под контролем педагогов и наставников или только по интересующим его предметам;
  • учится под контролем педагогов и наставников, не охотно, познавательная активность низкая, ограничивается рамками школьной программы;
  • не проявляет особого интереса к приобретению знаний, познавательная активность крайне низкая, школьную программу знает плохо;
  •  равнодушен к учению, познавательная активность отсутствует, знания образовательной программы неудовлетворительны.

 

   5

 

 

  4

 

  3

 

   2

 

   1

2.

Сформированность интеллектуальных умений (анализа, синтеза, сравнения, установления закономерностей):

  • высокая,  самостоятельно определяет содержание, смысл (в том числе скрытый), анализируемого, точно и емко обобщает, видит и осознает тонкие различия при сравнении, легко обнаруживает закономерные связи;
  • хорошая, охотно определяет содержание, смысл анализируемого с  незначительной помощью взрослых, умеет обобщать, способен  найти различия в сравнении, закономерные связи обнаруживает при внешней стимуляции взрослых;
  • средняя,  задания,  требующие анализа, синтеза, сравнения, обобщения и установления закономерных связей выполняет не всегда охотно и при соответствующей стимулирующей помощи взрослых;
  •  низкая,  задания выполняются с организующей и направляющей помощью учителя,  не может перенести освоенный способ деятельности на сходное задание, закономерные связи обнаруживает с большим трудом;
  • очень низкая,  при выполнении задания необходимо обучающая помощь, предлагаемая помощь воспринимается с трудом, самостоятельный перенос освоенных способов деятельности не осуществляется, способность к установлению закономерностей практически отсутствует.

 

 

 5

 

 

  4

 

 

 

  3

 

 

   2

 

 

  1

3.

Степень обучаемости:

  • высокая, усваивает учебный материал на  уроке, свободно применяет все виды памяти, обладает высокой способностью к переключению внимания;
  • хорошая,  учебный материал усваивает, в основном, на  уроке; при необходимости использует наиболее развитые виды памяти; при желании свободно переключает внимание;
  • средняя,  для усвоения учебного материала необходимо дополнительная  домашняя проработка,  использует лишь один вид памяти, способность к переключению внимания развита недостаточно;
  • низкая,  учебный материал усваивает плохо, память развита  слабо, способность к переключению внимания  практически  отсутствует;
  • очень низкая, учебный материал не усваивает, память не  развита, способность к переключению внимания отсутствует.

 

  5

 

  4

 

 

  3

 

 

  2

 

  1

 

4.

Навыки учебного труда:

  • высокие, умеет планировать и контролировать свою деятельность, организован, темп работы стабильный, высокий;
  • хорошие,  может планировать и контролировать свою деятельность с помощью учителя, не всегда организован, темп работы не всегда стабильно хороший;
  • средние,  с трудом  планирует и контролирует свою деятельность, не организован, темп работы замедленный;
  • низкие, не планирует свою деятельность, способность к самоконтролю развита слабо, темп работы низкий;
  • очень низкие,  не умеет и не хочет планировать свою деятельность, темп работы крайне низкий.

 

  5

 

  4

 

 

  3

 

  2

 

  1

5.

Результативность индивидуальных занятий:

  • высокая,  наблюдается постоянно возрастающий интерес, проявляется практическая инициатива;
  • хорошая, интерес к занятиям стабилен, но инициатива  проявляется не всегда;
  • удовлетворительная,  интерес к занятиям ситуативен, инициатива проявляется только по требованию наставника  или учителя;
  • низкая, интерес к занятиям практически отсутствует, инициатива не проявляется;
  • очень низкая,  интерес к  знаниям отсутствует.

 

  5

 

  4

   3

 

  2

   1

6.

Уровень утомляемости:

  • очень низкий,  хорошо развита способность к необходимой концентрации, внимания, постоянно соблюдается режим дня и питания;
  • низкий,  развита способность к концентрации внимания, режим дня и питания соблюдается не всегда;
  • значительный, способность к концентрации внимания развита недостаточно, режим дня и питания нередко нарушается;
  • достаточно высокий,  способность к концентрации внимания развита очень слабо, режим дня и питания  постоянно нарушается;
  •  высокий,  способность к концентрации внимания не развита, режим дня и питания не соблюдается.

 

  5

 

   4

 

  3

 

  2

 

  1

 

7.

Целеустремленность:

  • умеет ставить перед собой цель и  добиваться её осуществления, осознает, кем и каким хочет  стать, стремится к знаниям в сфере  выбранного жизненного становления;
  • может  поставить перед собой цель, но не всегда добивается её осуществления, осознает, кем  и каким хочет стать, но  упорства в  обогащении знаниями не проявляет;
  • не считает  нужным ставить перед собой конкретные цели, четко не представляет, кем и каким хочет стать, полагается на рекомендации взрослых, сверстников и воспринимает это как необходимость;
  • не способен  ставить перед собой цели, в выборе жизненного пути следует «за всеми», не проявляет активности в личностном становлении;
  • отсутствует  полностью, не задумывается о дальнейшем  жизненном становлении, не хочет знать, кем и каким будет.

 

  5

 

 

  4

 

 

   3

 

 

   2

 

  1

8.

Дисциплина и  организованность:

  • высокая, самоорганизован, выполняет Правила внутреннего распорядка, проявляет постоянную готовность в оказании помощи другим (одноклассникам, учителям), в их соблюдении, осознает значение этих качеств;
  • хорошая,  готов оказать содействие в  соблюдении Правил внутреннего распорядка по просьбе взрослых, осознает значение этих качеств для воспитанника;
  • удовлетворительная,  проявляет эти качества по указанию учителей и наставников, слабо осознает их значение;
  • низкая, пассивен в их проявлении, характерная позиция «исполнитель по необходимости», не осознает их  значение;
  • полностью отсутствует, не считает эти качества необходимыми.

 

  5

 

 

  4

 

   3

 

  2

 

  1

9.

Коммуникабельность, степень влияния в  коллективе:

  • явный лидер, легко контактирует с окружающими, умеет создавать и поддерживать  благоприятные, положительные отношения в коллективе, пользуется уважением среди воспитанников и взрослых;
  • лидер, умеет находить контакт с окружающими, поддерживает доброжелательные отношения в коллективе, но сам редко выступает инициатором их создания, пользуется уважением среди большинства воспитанников;
  • неровен в отношениях,  с окружающими может стать  источником межличностных конфликтов, не способен поддерживать нормальные отношения в коллективе,  пользуется уважением среди небольшого количества воспитанников;
  •  конфликтен,  часто безразличен к состоянию взаимоотношений в коллективе, уважением среди сверстников практически  не пользуется;
  • часто осложняет отношения в коллективе,  безразличен к их состоянию, не способен к адекватному анализу ситуации, уважением в коллективе не пользуется;

 

  5

 

 

  4

 

 

   3

 

 

   2

 

  1

10.

Соблюдение правил личной гигиены, уровень развития навыков самообслуживания:

  • постоянно соблюдает и активизирует товарищей на их освоение,  высокие навыки самообслуживания, не требующие контроля со стороны наставников;
  • соблюдает выборочно, готов к самообслуживанию по требованию наставника;
  • соблюдает неохотно, навыки самообслуживания  развиты слабо, к их развитию не стремится;
  • соблюдает только под присмотром наставника, навыки самообслуживания развиты крайне слабо;
  • не соблюдает, не хочет заниматься самообслуживанием. 

 

   5

 

   4

   3

 

  2

 

  1 

11.

Внешний вид и аккуратность:

  • соответствует  требованиям учебного заведения, способствует развитию этих качеств в товарищах, пропагандирует их значение;
  • соответствует требованиям, способствует развитию этих качеств у одноклассников лишь по просьбе наставника; 
  • не всегда соответствует требованиям, не хочет развивать в себе эти качества;
  • крайне редко соответствует требованиям, не хочет развивать в себе эти качества;
  • не соответствует требованиям, высмеивает наличие этих качеств у других;

 

  5

 

  4

 

  3

   2

   1

12.

Интересы и увлечения:

  • любит читать, проявляет  постоянный и живой интерес  к музыке,  живописи, мировой культуре и её значению, охотно делится своими знаниями с товарищами, привлекает их к культурному просвещению;
  • много читает,  интересуется музыкой, с удовольствием посещает культурные центры, осознает значение культурного наследия, делится своими знаниями с товарищами лишь по просьбе учителя;
  • читает, посещает культурные центры по рекомендации взрослых, недостаточно понимает значение культурного наследия;
  • интереса к чтению не проявляет, культурные центры посещает редко и неохотно, не проявляет желания к культурному росту и совершенствованию;
  • не хочет читать художественную литературу, отказывается посещать культурные центры, не проявляет интереса своему культурному просвещению.

 

  5

 

 

   4

 

 

 3

 

  2

 

  1

 

13.

Уровень этической культуры:

  • высокий,  не допускает неуважительного отношения к себе и окружающим, соблюдает общепринятые нравственные нормы поведения,  разъясняет необходимость их соблюдения среди одноклассников,  обладает устойчивым иммунитетом к безнравственной некорректной лексике;
  • хороший, соблюдает общепринятую этику взаимоотношений, но инициатором её соблюдения среди сверстников не выступает, корректен;
  • средний,  соблюдает нормы общепринятой этики взаимоотношений под давлением взрослых, неразборчив в выборе лексики,  допускает неуважительное отношение к окружающим;
  • низкий, использует  нецензурную лексику, часто неуважителен к окружающим,  редко задумывается над необходимостью работы над собой;
  • очень  низкий,  неуравновешен, часто использует нецензурную лексику, неуважителен и не сдержан в выборе средств самовыражения.

 

  5

 

 

 

  4

 

   3

 

 

2

 

   1

 

14.

Работа над вредными привычками:

  • активно работает над искоренением вредных привычек, постоянно  проявляет инициативу в поиске оптимальных результатов,  внимательно прислушивается к взрослым и сверстникам;
  • активен в искоренении вредных привычек, но в работу включается по инициативе других; 
  • особой активности не проявляет,  в работу включается по мере необходимости и под контролем старших;
  • пассивен  в работе над собой, включается в неё лишь под воздействием необходимых стимулов;
  • уклоняется от работы над собой, безразличен к мнению  окружающих.

 

  5

 

 

   4

 

  3

 

  2

 

  1

15.

Отношение к физической культуре и спорту:

  • активно участвует  в занятиях спортивных секций, посещает бассейн, ежедневно занимается утренней гимнастикой, выполняет  водные закаливающие процедуры, ведет здоровый образ жизни и пропагандирует его среди сверстников, постоянно улучшает свои спортивные достижения;
  • занимается в спортивной секции, посещает бассейн, занимается утренней гимнастикой, не всегда проводит закаливающие водные процедуры, пропагандирует здоровый образ жизни по просьбе старших, спортивные достижения  нестабильны;
  • активность в занятиях физкультурой ситуативна, не всегда посещает спортивную секцию и бассейн, не проявляет интереса к необходимости  ЗОЖ. Безразличен к своим  спортивным достижениям, не всегда делает утреннюю гимнастику, старается не выполнять закаливающие процедуры;
  • пассивен в занятиях физкультурой и спортом, редко  делает утреннюю гимнастику, старается не посещать  бассейн, не выполняет закаливающие процедуры, уровень спортивных достижений низкий;
  • безразличен к физической культуре и спорту, ЗОЖ, не выполняет закаливающие процедуры, не делает утреннюю гимнастику, не посещает спортивную секцию, уровень спортивных достижений  очень  низкий. 

 

  5

 

 

 

  4

 

  

  3

 

 

 

  2

 

 

  1

16.

Общественная активность:

  • постоянно  выступает инициатором и организатором внеклассных мероприятий, проявляет активность в решении поставленных задач, стремится к вовлечению большего  числа одноклассников в общественно-значимые мероприятия;
  • ответственно  относится к порученным заданиям, но  безынициативен, не старается проявлять  организаторские способности без особой надобности;
  • активность в делах коллектива ситуативна,  организаторские способности развиты слабо, не стремится довести  дело до конца, старается не участвовать в общественно значимых мероприятиях;
  • пассивен.  Характерная позиция -   «слушатель»,  «наблюдатель», «зритель».
  • безразличен ко всем делам коллектива и отдельных групп, часто мешает  выполнению поставленных задач.

 

  5

 

  

  4

 

   3

 

 

  2

  1

 

17.

Исполнение должностных обязанностей:

  • работает активно, инициативно, доводит до конца любое порученное дело, аккумулирует активность подчиненных;
  • работает хорошо, но особой активности не проявляет;
  • не проявляет интереса к порученному делу, безынициативен, не ведет документацию, для выполнения работы необходимо давление взрослых;
  • активность ситуативна,  порученное дело не доводит до конца, необходим постоянный контроль со стороны  взрослых;
  • не выполняет своих обязанностей, к решению поставленных задач безразличен.

 

  5

 

  4

  3

 

  2

 

  1

 

Ф.И.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Показатели

                         Фамилия, имя учащихся

      Количество

           баллов

Средний уровень

личностного роста



Предварительный просмотр:

"Как определить уровень воспитанности" (анкета)

Анкета ученика (цы)_________ класса _____

Долг и ответственность

1

Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше.

4

3

2

1

0

2

Вношу предложения по совершенствованию работы класса.

4

3

2

1

0

3

Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе.

4

3

2

1

0

4

Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.

4

3

2

1

0

Бережливость

1

Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами.

4

3

2

1

0

2

Бережно отношусь к школьной мебели ( не рисую, не черчу на партах.

4

3

2

1

0

3

Бережно отношусь к своей одежде ( слежу за чистотой и опрятностью).

4

3

2

1

0

4

Экономлю природные ресурсы(электроэнергию, воду бумагу - до конца использую тетради,).

4

3

2

1

0

Дисциплинированность

1

Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы.

4

3

2

1

0

2

Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения учителя.

4

3

2

1

0

3

Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе ( в школе).

4

3

2

1

0

4

Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса.

4

3

2

1

0

Ответственное отношение к учебе

1

Прихожу в школу с выполненным домашним заданием.

4

3

2

1

0

2

При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи взрослых.

4

3

2

1

0

3

Использую дополнительную литературу ( пользуюсь средствами Интернета).

4

3

2

1

0

4

Аккуратен, исполнителен, точен.

4

3

2

1

0

Отношение к общественному труду

1

Своевременно и точно выполняю порученные мне задания.

4

3

2

1

0

2

Принимаю участие в трудовых рейдах (уборке класса, школы, пришкольного участка, сборе макулатуры).

4

3

2

1

0

3

Выполняю трудовые поручения родителей.

4

3

2

1

0

4

Добросовестно выполняю все поручения.

4

3

2

1

0

Коллективизм, чувство товарищества

1

Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам.

4

3

2

1

0

2

Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях.

4

3

2

1

0

3

Готов помочь своим одноклассникам выполнять домашнее задание или поручения взрослых.

4

3

2

1

0

4

Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.

4

3

2

1

0

Доброта и отзывчивость

1

Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними.

4

3

2

1

0

2

Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим.

4

3

2

1

0

3

Не реагирую на случайные столкновения в школьных вестибюлях, помогаю младшим .

4

3

2

1

0

4

Ко мне всегда можно обратиться за помощью.

4

3

2

1

0

Честность и справедливость

1

Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки.

4

3

2

1

0

2

Честно сознаюсь, если что-то натворил.

4

3

2

1

0

3

Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре.

4

3

2

1

0

4

Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом.

4

3

2

1

0

Простота и скромность

1

Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей.

4

3

2

1

0

2

Понимаю, что человека уважают не за деньги.

4

3

2

1

0

3

Иногда люблю похвастаться.

4

3

2

1

0

4

Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности

4

3

2

1

0

Культурный уровень

1

Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц.

4

3

2

1

0

2

Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы ( из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино…) Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую.

4

3

2

1

0

3

Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно.

4

3

2

1

0

4

Соблюдаю правила поведения в общественных местах ( в том числе транспорте)

4

3

2

1

0

Расчет делать по каждому пункту.

Детям сказать: “Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 5-балльной шкале (расшифровка дана на доске)”

  • “0” - всегда нет или никогда.
  • “1” - очень редко, чаще случайно.
  • “2”- чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.
  • “3”- чаще да, чем нет, иногда забываю.
  • “4”- всегда да, постоянно.

Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 ( максимальное кол-во баллов) ( 3+4+3+4)/16

Затем складываются показатели по всем пунктам и делятся на 9. ( 1+0,9+0,7+0,6+0,5+1+1+1+0,2)/9

  • До 0,5 – низкий уровень воспитанности
  • 0,6- уровень воспитанности ниже среднего
  • 0,7 -0,8 средний уровень воспитанности
  • До 0,9 уровень воспитанности выше среднего
  • 1- высокий уровень воспитанности

Затем складываются показатели каждого ученика и делятся на количество учащихся, получаем уровень воспитанности класса. (от учеников).

Учителя предметники оценивают учеников класса без вспомогательных вопросов по 9 пунктам по 5-балльной шкале.

Так же оценивают родители.

Затем показатели сравниваются и делаются выводы.

Уровни воспитанности мы взяли из методики диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой и др.

  • Низкий уровень: слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизации и саморегуляции ситуативны.
  • Средний уровень: свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция.
  • Хороший уровень: положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна.
  • Высокий уровень: устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция



Предварительный просмотр:

 ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

(методика М. И. Рожкова)

Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Ход опроса

Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 – всегда;

3 – почти всегда;

2 – иногда;

1 – очень редко;

0 – никогда.

1. Стараюсь слушаться во всем своих педагогов и родителей.

2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.  

3. За что бы я ни взялся – добиваюсь успеха.

4. Я умею прощать людей.

5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.

6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.

7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

8. Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни.

9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.

10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

12. Мне нравится помогать другим.  

13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

16. Переживаю неприятности других, как свои.

17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.

18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.

19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

На примере ответов …

1

5

9

13

17

Сред.зн.

3

3

2

4

3

3

2

6

10

14

18

2

2

2

2

2

2

3

7

11

15

19

2

3

3

2

3

2,6

4

8

12

16

20

4

4

4

3

3

3,6

Среднее значение

2,8

ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ

Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности – с третьей строчкой. Оценка приверженности подростков гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) – с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка, если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный подросток (или группа подростков) имеет низкий уровень социальной адаптированности.      



Предварительный просмотр:

Методика исследования мотивов учения

1. Цель: выяснить ведущие мотивы учебной деятельности.

2. Метод: анкета-рейтинг.

3. Инструкция: оцени причины, побуждающие тебя заниматься учебной деятельностью, по пятибалльной системе:

«5» – причина имеет очень важное значение;

«4» – причина имеет большое значение;

«3» – причина имеет небольшое значение;

«2» – причина имеет малое значение;

«1» – причина не имеет никакого значения.

Выполнение инструкций

№ п/п

МОТИВЫ

1

2

1

Понимаю, что ученик должен хорошо учиться по всем предметам

2

Осознаю свою ответственность за учение перед классом

3

Хочу получать одобрение и похвалу учителя

4

Хочу быть лучшим на занятиях

5

Планирую в будущем быть лучшим по предмету

6

Хочу развить в себе гибкость и аналитический склад ума

7

Хочу быть образованным человеком, развитым человеком

8

После школы надеюсь поступить в вуз

9

Нравится участвовать в предметных олимпиадах

10

Люблю заниматься самообразованием

11

Нравится, когда учитель объясняет новый материал

12

Интересно выполнять сложные упражнения и задания

Обработка полученных данных:

1. Социальные мотивы

а) широкие социальные – 1, 2 пункты;

б) узкие специальные – 3, 4 пункты.

2. Познавательные мотивы – 9, 10, 11, 12 пункты.

3. Мотивы личностного роста – 5, 6, 7, 8 пункты.

Подсчитать средний балл по каждой группе мотивов (сумму баллов разделить на количество участников анкеты). По среднему баллу сделать вывод о преобладании тех или иных мотивов.

Познавательные мотивы реализуют потребность ребенка в знаниях, они связаны с проявлением интереса, любознательности, стремлением узнать новые факты, сведения.

Социальные мотивы:

а) широкие социальные мотивы связаны с пониманием своего долга и ответственности перед обществом (группой, классом, командой и т. д.), необходимости учения;

б) узкие социальные выражаются в желании получить социальное одобрение, признание, расширить социальные права.

Мотивы личностного роста проявляются в потребности самосовершенствования, саморазвития, самореализации, самоактуализации, самоопределения.

Результаты проведенного исследования подкрепить данными наблюдения, схема которого прилагается.

Схема наблюдений.

1. Познавательные мотивы:

– ученики охотно сотрудничают с учителем, одноклассниками при обсуждении возможных вариантов ответов на поставленные вопросы;

– проявляют максимум активности, заинтересованность при встрече с чем-то новым, неизвестным;

– проявляют готовность к выполнению задания содержательного характера (освоить новое упражнение, овладеть техникой исполнения и т. д.);

– проявляют неудовлетворенность при поверхностном, схематичном, формальном подходе к учебной работе;

– всегда стремятся дойти до сути явления, понятия;

– используют в учебе источники получения знаний – словари, энциклопедии, дополнительную литературу и т. д.).

2. Социальные мотивы:

– учащиеся проявляют чувство долга, ответственность, желание и готовность выполнять любое поручение учителя, необходимую работу, но, с их точки зрения, престижную;

– проявляют высокую инициативность в выборе сложного задания, доказывающего его высокий статус как ученика;

– ориентируются на высокую оценку со стороны педагогов, одноклассников;

– отличаются стремлением к сотрудничеству, взаимопомощи, взаимодействию с окружающими людьми.

Мотивы личностного роста:

– учащиеся проявляют большую заинтересованность в получении дополнительных сведений о предмете, стремятся получить консультации по самосовершенствованию от учителя ФК;

– стремятся найти способы и средства саморазвития;

– доброжелательно принимают психологическую поддержку и помощь со стороны учителя и от одноклассников;

– в ходе самонаблюдений и самоанализа обсуждают различные стороны своего отношения к учебе, людям, мыслям, чувствам;

– положительно реагируют на заинтересованность и внимание со стороны окружающих к успехам, продвижение к деятельности, освоение нового задания.



Предварительный просмотр:

АНКЕТА « МОЯ ОЦЕНКА МЕРОПРИЯТИЯ»

Выбери, пожалуйста, нужный ответ на каждый вопрос.

1. Мое общее впечатление?

А) это было прекрасное мероприятие;

Б) я с уважением и признательностью отношусь к тем, кто проводит такие мероприятия;

В) я мог бы сделать это лучше;

Г) меня очень увлекло мероприятие, так как я мог участвовать в интересных делах;

Д) мне понравилось, так как я смог посоревноваться с другими;

Е) мне понравилось, потому что было очень красиво;

Ж) мне понравилось, так как я узнал много нового;

З) было приятно, что для меня подготовили такое мероприятие;

И) мне было скучно, и я очень устал.

2. Что заставило меня принять участие в мероприятии?

А) я хотел помочь, чтобы мероприятие прошло хорошо;

Б) я хотел поучаствовать в мероприятии вместе со всеми;

В) я хотел, чтобы меня похвалили за старание;

Г) я хотел проверить свои возможности, посоревноваться с другими;

Д) я хотел заняться увлекательным делом;

Е) я хотел узнать что-то новое;        

Ж) я хотел расслабиться и отдохнуть;

З) я не хотел никого обижать и расстраивать;

И) мне пришлось заставить себя поучаствовать в этом мероприятии.

3. Что захотелось сделать после мероприятия?

А) помочь в проведении следующего такого же мероприятия;

Б) провести такое же мероприятие с друзьями;

В) принять более активное участие в подготовке и проведении следующего мероприятия;

Г) попробовать самому сделать что-то подобное;

Д) прочитать интересную книгу на эту тему;

Е) рассказать друзьям о том, как все прошло;        

Ж) отдохнуть и расслабиться;

З) ничего.

4. Насколько интересно было мероприятие?

А) было намного интереснее, чем я ожидал;

Б) я так и думал, что будет интересно;

В) я надеялся, что будет интереснее;

Г) всем очень понравилось;

Д) многие остались довольны;

Е) некоторым было безразлично;        

Ж) совсем не интересно;

З) ничто не понравилось.

5. Примешь ли ты участие в следующем мероприятии?

А) с удовольствием;

Б) да;

В) нет.

СПАСИБО!!!



Предварительный просмотр:

Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников (составлен доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой, адаптирован В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым)

Цель: выявить нравственную воспитанность учащихся 3-4 классов.

Ход проведения. Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, анонимность (возможно лишь указать половую принадлежность, поставив в углу листа букву «м» – мальчик, «д» – девочка).

Предварительно подготавливаются листы бумаги для более удобного подсчета результатов.

Номер вопроса

Буква ответа

а

б

в

1
2
3

*


*



*

Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности.

Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.

Учащимся предлагается выбрать один из трех предложенных ответов и обозначить его в графе (а, б, в) знаком *.

  1. На пути стоит одноклассник. Тебе надо пройти. Что ты сделаешь?
  • а) обойду, не потревожив;
  • б) отодвину и пройду;
  • в) смотря какое будет настроение.
  1. Ты заметил среди гостей невзрачную девочку (мальчика),которая (который) одиноко сидит в стороне. Что ты делаешь?
  • а) ничего, какое мое дело;
  • б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;
  • в) подойду и непременно заговорю.
  1. Ты опаздываешь в школу. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты делаешь?
  • а) тороплюсь в школу;
  • б) если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;
  • в) звоню по телефону 03, останавливаю прохожих...
  1. Твои соседи переезжают на новую квартиру. Они старые. Как ты поступишь?
  • а) предложу свою помощь;
  • б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь;
  • в) если попросят, я, конечно, помогу.
  1. Ты узнал, что твой одноклассник несправедливо наказан. Как ты поступишь в этом случае?
  • а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;
  • б) ничего: жизнь вообще несправедлива;
  • в) вступаюсь за обиженного.
  1. Ты дежурный. Подметая пол, ты нашел деньги. Что делаешь?
  • а) они мои, раз я их нашел;
  • б) завтра спрошу, кто их потерял;
  • в) может быть, возьму себе.
  1. Ты пишешь контрольную работу. На что ты рассчитываешь?
  • а) на шпаргалки;
  • б) на усталость учителя: авось, пропустит;
  • в) на свои знания.
  1. Ты пришел на уборку школы и видишь, что все уже трудятся. Что ты предпримешь?
  • а) поболтаюсь немного, потом видно будет;
  • б) ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;
  • в) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.
  1. Некий волшебник предлагает тебе устроить твою жизнь обеспеченной без необходимости учиться. Что ты ему ответишь?
  • а) соглашусь с благодарностью;
  • б) сначала узнаю, скольким он обеспечил таким образом существование;
  • в) отказываюсь решительно.
  1. Тебя учитель просит выполнить общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как ты поступишь?
  • а) забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет;
  • б) выполняю, конечно;
  • в) увиливаю, ищу причины, чтобы отказаться.
  1. Ты был на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщишь ли ты кому-нибудь об этом?
  • а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;
  • б) не знаю, как придется;
  • в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.
  1. Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для твоего класса работу. Ты знаешь, что способен это сделать. Как ты поступишь?
  • а) поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу;
  • б) сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию;
  • в) я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.
  1. Уроки закончились, ты собрался идти домой. И вот говорят; «Есть важное дело. Надо». Как ты поступишь?
  • а) напомню о праве на отдых;
  • б) делаю, раз надо;
  • в) посмотрю, что скажут остальные.
  1. С тобой разговаривают оскорбительным тоном. Как тык этому относишься?
  • а) отвечаю тем же;
  • б) не замечаю, это не имеет значения для меня;
  • в) разрываю все отношения с этим человеком.
  1. Ты узнал, что школу закрыли по каким-то причинам. Как ты реагируешь?
  • а) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;
  • б) обеспокоен, думаю, как дальше учиться;
  • в) буду ждать новых сообщений.
  1. Что ты чувствуешь, когда на твоих глазах хвалят кого-то из твоих одноклассников?
  • а) ужасно завидую, мне неудобно;
  • б) я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;
  • в) мне все равно.
  1. Тебе подарили красивую необычной формы авторучку. На улице взрослые мальчишки требуют отдать подарок им. Что ты делаешь?
  • а) отдаю – здоровье дороже;
  • б) постараюсь убежать, говорю, что ручки у меня нет;
  • в) подарков не отдаю, сражаюсь с ними.
  1. Уезжая надолго из дома, как ты себя чувствуешь вдали?
  • а) быстро начинаю скучать;
  • б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;
  • в) не замечал.
  1. Тебя просят послать книги в детский дом. Что ты делаешь?
  • а) отбираю интересное и приношу;
  • б) ненужных книг у меня нет;
  • в) если все принесут, я тоже кое-что отберу.
  1. Когда ты слышишь о подвиге человека, что чаще всего приходит тебе в голову?
  • а) у этого человека был, конечно, свой личный интерес;
  • б) человеку просто повезло прославиться;
  • в) уважаю таких людей и не перестаю восхищаться ими.

Большое спасибо за ответы!

Обработка полученных данных. Количество выборов, сделаных школьниками в каждом случае, необходимо подсчитать и выразить в процентном отношении к общему числу учащихся.

Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:

Графа а. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 11, 12, 18, 19.
Графа б. Сосчитать * на вопросы 6, 10, 13, 15, 16.
Графа в. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 9, 14, 17, 20.

Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:

Графа а. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 6, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 17, 20.
Графа б. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 5, 8, 14, 18, 19.
Графа в. Сосчитать * на вопросы 11, 12.

Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.



Предварительный просмотр:

Анкета для определения школьной мотивации

1. Тебе нравится в школе?

а) да

б) не очень

в) нет

2. Ты всегда с радостью идёшь в школу?

а) иду с радостью

б) бывает по-разному

в) чаще хочется остаться дома

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошёл в школу или остался дома?

а) пошёл бы в школу

б) не знаю

в) остался бы дома

4. Тебе нравится, когда отменяются какие-нибудь уроки?

а) не нравится

б) бывает по-разному

в) нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких д/з?

а) не хотел бы

б) не знаю

в) хотел бы

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

а) нет

б) не знаю

в) хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школе своим друзьям?

а) часто

б) редко

в) не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель, менее строгий?

а) мне нравится наш учитель

б) точно не знаю

в) хотел бы

9. У тебя в классе много друзей?

а) много

б) мало

в) нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

а) нравятся

б) не очень

в) не нравятся

Интерпретация теста:

За каждый ответ а) – 3 балла; б) – 1 балл; в) – 0 баллов.

Максимальное количество баллов: 30 баллов. Чем выше сумма баллов, тем выше школьная мотивация.

25-30 баллов – сформировано отношение к себе, как к школьнику, высокая учебная активность.

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

20-24 балла – отношение к себе как к школьнику практически сформировано.

Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

10-14 баллов – отношение к себе как к школьнику не сформировано.

Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе.

Менее 10 баллов – негативное отношение к школе, дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Могут плакать, проситься домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать нормам, правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения нервно - психического здоровья. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

Оказывается, в целом ряде экспериментов было показано, что высокая мотивация формируется только в тех семьях, где родители постоянно повышали уровень своих требований к детям и одновременно могли предлагать им ненавязчивую помощь и поддержку, а также отличались мягкостью и теплотой в отношениях со своими детьми.

И, напротив, семьи, в которых родители игнорировали своих детей, были безразличны к ним или осуществляли очень строгий надзор, директивную опеку над ними, у детей, как правило, доминирующим становилось стремление избегать неудач и, следовательно, формировался в целом низкий уровень мотивации достижения в целом.