Методическая разработка

Мухамеджанова Зульфия Гумаровна

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Тема: Использование мультимедийных презентаций  на уроках технологии

        Подготовила учитель технологии

 МОУ СОШ с.п.Тамбовское

 Мухамеджанова З.Г.

        2022г.

Пояснительная записка

Представленная методическая разработка  «Использование мультимедийных презентаций на уроках технологии» является  вспомогательным пособием  при проведении уроков в 5-11 классах, в таких разделах учебной программы как: кулинария, материаловедение, конструирование, семейная экономика, проектирование, моделирование, поузловая обработка. Разработка состоит из 60 мультимедийных презентаций  по разделам учебника.

Опыт преподавания предмета « Технология» позволяет автору утверждать, что использование мультимедийных презентаций на уроках на разных уровнях обучения предмета, значительно повышает динамику  знаний по предмету. Так же можно наблюдать в среднем и старшем звене, где по программе включена защита проектов, самостоятельная работа по выполнению презентации к проекту.

Общая характеристика методической разработки

Программа «Использование мультимедийных презентаций на уроках технологии» составлена с учетом  полученных знаний и умений, полученных учителями на курсах повышения квалификации по ИКТ.

 Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
  • овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
  • развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;
  • воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;
  • формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

Согласно рекомендациям примерной программы по технологии предлагаемая методическая разработка  также состоит из разделов кулинария, материаловедение, конструирование, семейная экономика, проектирование, моделирование, поузловая обработка.

 Каждый из перечисленных разделов разработки  включает в себя основные теоретические сведения и практические работы, для проведения которых используется метод проектов.

При создании проектов учащиеся решают прикладные задачи, выполняют практические работы, занимаются моделированием и конструированием с использованием компьютерных технологий; участвуют в экскурсиях (реальных и виртуальных). Разработка и защита каждого проекта оцениваются преподавателем и обсуждается на публичной защите. Требования к выполнению проекта определяются преподавателем заранее так, чтобы степень соответствия проекта требованиям можно оценить достаточно точно. При создании группового проекта чётко описывается вклад каждого участника. Таким образом, каждый проект является зачётной работой по изученной теме. Качество подготовки учащихся в целом оценивается по результатам проектной деятельности по прохождении каждой темы.

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей.

Согласно примерной программе по технологии для 5 – 11 классов основными результатами освоения учащимися образовательной области "Технология" являются:

  • овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда;
  • овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
  • формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению;
  • развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.

Предлагаемая разработка  также ориентирована на достижение этих результатов.

Проблема:

Из-за увеличения умственной нагрузки на уроках снижается   у    учащихся интерес к изучаемому предмету и  их активность на протяжении всего урока

Цели: выявить эффективные способы организации обучения школьников

Задача:

  1. Изучить методическую литературу для учителей по применению мультимедийных презентаций в периодической печати и на сайтах;
  2. Подготовить разработки по темам;
  3. Подобрать материал для уроков и внеклассных мероприятий;
  4. Оформить собранный материал в виде презентаций.
  5. Поместить наработанный материал по темам разработок  на сайте.

План работы над темой методической разработки:

  1. Выбор темы.
  2. Определение цели и задачи.
  3. Изучение литературы в периодической печати и на сайтах по теме.
  4. Оформление методической работы по следующему плану:
  • Мультимедийная презентация – один из эффективных методов организации обучения на уроках.
  • Преимущества мультимедийных презентаций
  • Недостатки мультимедийных презентаций
  • Советы для создания эффективной, информативной, наглядной, т.е. для «идеальной презентации».  (Требования)
  • Причины выбора темы
  • Роль урока или внеклассного мероприятия с применением презентации
  • Вывод.
  • Список использованной литературы.
  • Адреса сайтов о применении ИКТ в образовании.
  1. Зафиксирование результатов.
  2. Защита своей работы.
  3. Наметить программу дальнейших поисков

Мотив выбора темы методической разработки:

  • Для удовлетворения личных интересов: найти такие способы, которые позволят сделать урок интересным и насыщенным, а самое главное,  помогут вызвать интерес учеников к изучаемому предмету
  • Помочь своим коллегам узнать больше о возможностях мультимедийных презентаций
  • Агитировать коллег применять в работе мультимедийные презентации

Гипотеза: все учителя широко используют мультимедийные презентации в работе

Актуальность:

  • Мультимедийная презентация урока позволяет экономить время и дает возможность решения большего числа задач.

Методы исследования темы разработки:

  • Наблюдение
  • Беседа
  • Составление таблиц

Источники исследования темы разработок:

  • Интернет
  • Методическая литература

Трудности, возникшие при работе над методической разработкой:

  • Плохо оснащена данная тема в периодической печати для учителей технологии
  • В продаже отсутствуют пособия по применению мультимедийных презентаций в обучении
  • В продаже отсутствуют методические пособия готовых уроков с презентациями

Результаты методической разработки:

№№

п/п

Список работ

Изучена литература по данной теме

Разработана методическая разработка « Коллекция ЦОР на уроках технологии»

Составлен собственный электронный сборник презентаций и  проектных работ   с применением мультимедийных презентаций

Составлена база сайтов для применения в урочной и внеурочной деятельности

Показала открытое внеклассное мероприятие на творческом отчете школы

Разместила конспект открытого урока и презентацию к нему на веб-странице сайта школы

Подготовила учащихся для участия в научно-практической конференции « чтения памяти Вернадского»,районную и республиканскую конференции для учащихся 9-11 классов « Первые шаги в науку»,республиканский конкурс « Созидание и творчество»,районную конференцию учащихся 5-8 классов Малые чтения НОУ « Первые шаги в науку»(при защите исследования использовала мультимедийную презентацию)(приложение)

Учащиеся, занимающиеся разработкой ученических творческих и исследовательских проектов, становятся победителями и призерами районных и республиканских олимпиад, конкурсов, конференций

год

мероприятие

Ф.И. учащегося

класс

результат

1

2009-2010

 Районная олимпиада

Шомахова Алина

10

победитель

2

2009-2010

Районная олимпиада

Дзагаштова Алина

11

победитель

3

2009-2010

Республиканская  олимпиада

Шомахова Алина

10

призер

4

2009-2010

 Республиканская  олимпиада

Дзагаштова Алина

11

призер

5

2010-2011

Районная олимпиада

Шомахова Алина

11

призер

6

2010-2011

Районный фестиваль АЮЛИ

Арамисова Анжела

8

лауреат

7

2010-2011

Конференция «Сигма» «Творчество юных»

Шомахова Алина

11

участник

8

2011-2012

 конкурс  «Религия и толерантность»

Кандрокова Санета

11

победитель

9

2011-2012

 Районная конференция «Чтения памяти В.И. Вернадского»

Кандрокова Санета

11

призер

10

2011-2012

Районная конференция «Чтения памяти В.И. Вернадского»

Арамисова Анжела

9

призер

11

2011-2012

 Республиканская конференция «Чтения памяти В.И. Вернадского»

Кандрокова Санета

11

призер

12

2011-2012

Республиканская конференция «Чтения памяти В.И. Вернадского»

Арамисова Анжела

9

участник

13

2011-2012

Районная олимпиада

Кампарова Ася

7

призер

14

2011-2012

 Районная конференция «Сигма» «Творчество юных»

Машоков Анзор

11

победитель

15

2011-2012

Районная конференция «Сигма» «Творчество юных»

Умарова Азина

10

победитель

16

2011-2012

Районная конференция «Сигма» «Творчество юных»

Шериева Алеся

9

призер

17

2011-2012

 Республиканская конференция «Сигма» «Творчество юных»

Машоков Анзор

11

призер

18

2011-2012

Районная конференция «Сигма» «Творчество юных»

Умарова Азина

10

 участник

19

2011-2012

Районная конференция «Сигма» «Творчество юных»

Шериева Алеся

9

участник

20

2011-2012

Районная конференция «Сигма» «Творчество юных»

Кандрокова Санета

11

призер

21

2011-2012

Республиканский конкурс – проектов « Созидание и творчество»

Кандрокова Санета

11

участник

22

2011-2012

Районная конференция

« Малые чтения НОУ» СИГМА» «« Первые шаги в науку»

Кампарова Ася

7

призер

23

2011-2012

Районная конференция

« Малые чтения НОУ» СИГМА» «« Первые шаги в науку»

Абазова Ася

7

участник

24

2011-2012

Районная конференция

« Малые чтения НОУ» СИГМА» «« Первые шаги в науку»

Шомахова Карина

7

призер

Адрес использования методической разработки:

  • Для себя
  • Для учителей технологии района
  • Для заинтересованных родителей учеников

Программа моих дальнейших действий:

  • Быть в курсе методических новинок по применению мультимедийных презентаций в начальной школе
  • Найти новые адреса сайтов по применению мультимедийных презентаций в начальной школе
  • Изучить подробно о возможностях интерактивной доски
  • Применять интерактивную доску при обучении своих учеников

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. «Компьютерные презентации: от риторики до слайд-шоу» Автор: Т. М. Елизаветина, Издательство: КУДИЦ-ОБРАЗ Год издания: 2003.

2. Мануйлов В. Г. Мультимедийные компоненты презентаций Power Point XP, Информатика и образование № 12 - 2004, №1, №2, №5 - 2005.

3. Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя Краткий курс М.: Инфра-М, 2000.- 480с; 2001.- 480с 1997.- 480с.

 4.http://pedsovet.su/load/214

 5.http://live.bibnout.ru/2011/09/09/ресурсы/презентации-к-урокам-технологии-веб-у/

6..http://www.openclass.ru/node/34075