Советы психолога

Мухамеджанова Зульфия Гумаровна

Предварительный просмотр:

родительского собрания по теме:

               «Как уберечь ребенка от курения и употребления алкогольных напитков?»

Цель: 1) Познакомить родителей с проблемами алкоголизма и табакокурения   в современном обществе и их разрушительным воздействием на развивающий организм.

2) Обсудить  с родителями причины и мотивы приобщения к ним подростков.

3) Развивать у родителей потребность в поддержании своего авторитета и  положительного примера  для своих детей.

4) Развивать у родителей интерес к совместному общению и обсуждению проблем воспитания детей.

Форма: круглый стол.

Участники: родители учащихся, классный руководитель, врач-нарколог, социальный педагог, психолог.

Подготовительный этап:

       1) Классный руководитель и психолог школы проводят анкетирование детей и родителей с целью  выяснения их отношения к обсуждаемым проблемам. Классный руководитель обрабатывает,  анализирует, обобщает результаты анкетирования  учащихся и родителей, представляет их в виде диаграмм и готовит материал для сообщения на родительском собрании.                              

       2) Подготовить  рабочие места для групп родителей по 5-7 человек

       3) Приготовить бумагу, маркеры, магниты.

       4) Подготовить для каждого родителя буклеты и рекомендации психолога.

Оборудование, оформление:

             1) На доске пишется тема родительского собрания и задания  для каждой группы родителей.

              1 группе: « Что является причиной курения и употребления пива в подростковом возрасте?»

              2 группе: «Что мы, родители, можем сделать, чтобы предотвратить курение и употребление пива?»

              3 группе: «Какое содействие со стороны школы вы ожидаете?»

             2) На доске оформляются   эпиграфы и диаграммы  результатов анкетирования учащихся и их  родителей.

                «Табак и пиво  приносят вред телу, разрушают разум»

                «Здоровье- это дар. Сохраните его.»

                «Если появились проблемы, давайте решать их вместе.»

                «В разговорах с подростками нужно обращаться не столько к разуму, сколько к чувствам»

                «Защитим детей вместе!»

Ход собрания.

 1.Родители по желанию занимают места за рабочим столом той или иной группы

2. Социальный педагог, психолог образуют группу экспертов.

3.  Вступительное слово классного руководителя: 

Здравствуйте, уважаемые родители и гости! Сегодня на нашем родительском собрании присутствуют врач- нарколог, социальный педагог и психолог школы. Проблемы, которые мы сегодня обсуждаем, очень серьезные и актуальные. Гигиенисты многих поколений, отмечая, что большинство болезней взрослых уходит корнями в детство, указывали на особую роль школы в формировании как непосредственно здоровья ребёнка, так и его отношение к своему здоровью , реальным действиям и поступкам, создающим предпосылки для формирования навыков  здорового образа жизни. Действительно, школа проводит большую работу по формированию навыков здорового образа жизни. Наше родительское собрание проводится в рамках двухмесячника по формированию навыков здорового образа жизни и в рамках реализации плана по первичной профилактике употребления психоактивных веществ (ПАВ) среди подростков. На предыдущем собрании вы высказали пожелания о встрече с врачами – наркологами. Сегодня мы пригласили к нам на родительское собрание врача – нарколога из психоневрологического диспансера.

 

4.   Врач – нарколог:

 На основе статистических данных разных стран можно сделать вывод, что в настоящее время до 60% мужчин и 20% женщин – в мире - систематически курят. Из систематически курящих мужчин 16,9 % начали курить в 8 – 9 лет. Установлено, что 80% закуривших детей не бросают этой привычки, а если подросток выкурил две сигареты, то в 70% случаев он будет курить систематически. Привыкание к табаку формируется от нескольких недель до 10 лет в зависимости от особенностей организма и интенсивности курения. Чаще всего табакозависимость устанавливается за год.

      Никотин – это алкалоид чрезвычайно сильный, но действующий преимущественно на нервную систему, пищеварение, а также на дыхательную и сердечно – сосудистую системы. Даже одна сигарете не безобидна для живого организма. Подсчитано, что смертельная доза никотина для человека составляет 1 мг на 1 кг массы тела, т.е. около 50 – 70 мг для подростка. Но при этом нужно учесть, что растущий организм примерно в 2 раза чувствительнее к никотину, чем взрослые. Следовательно, смерть  может наступить, если подросток одномоментно выкурит полпачки сигарет, ибо в целой пачке как раз и содержится 1 смертельная для взрослого доза никотина. Вегетативная нервная система, мышечная система, надпочечники страдают от никотинового яда. Курение вызывает склероз сосудов и становится одним из важнейших факторов, повышающих риск  инфаркта миокарда, инсульта, заболеваний артерий сердечной мышцы м мозга. У курящих резко повышена частота заболеваний дыхательных путей – хронического бронхита и эмфиземы. Но самой грозной расплатой за курение оказывается рак лёгких. 90% всех установленных случаев рака лёгких приходится на долю курящих. Как показывает статистика, в течение года в лёгкие заядлого курильщика попадает около килограмма табачного дегтя.

Данные государственной статистики свидетельствуют о значительных масштабах алкоголизации молодого поколения россиян и вытекающих из этого негативных последствиях. Рассмотрим структуру потребляемых алкогольных напитков учащимися различных классов. Согласно полученным в ходе исследования ответам, в 5 – 6 классах трезвый образ жизни ведёт едва ли половина учеников. Более 40% шестиклассников 12-летнего возраста потребляют пиво, а уже в 9 классе каждый четвёртый пьёт водку. Но сегодня пиво, по мнению врачей и общественности, создаёт угрозу пьяного будущего России. Виной всему – повальное увлечение молодёжи пивом. То, что оно не отнесено к алкогольным напиткам, - жестокий самообман, поскольку токсически действует на организм человека, особенно подростка. У них очень быстро формируется алкогольная зависимость, и болезнь протекает особенно тяжело.

Чем опасно потребление пива для несовершеннолетних?

  • При анализе связи развития сердечно – сосудистых заболеваний с употреблением пива установлено, что оно увеличивает вероятность возникновения ишемической болезни сердца.
  • В пиве присутствуют биогенные амины, именно они ответственны за появление головных болей, повышения артериального давления и поражение почек у некоторых любителей этого напитка.
  • Употребление пива увеличивает риск развития злокачественных образований в мочевыводящих путях.
  • Пиво содержит множество токсических микроэлементов, которые оказывают воздействие

 на эндокринную систему

  • Систематическое употребление пива ведёт к тяжёлому поражению печени и сердца.
  • Пивной алкоголизм негативно влияет на сосуды и клетки головного мозга – грубо говоря, человек медленно глупеет
  • Употребление пива в большом количестве приводит к агрессивному поведению, расторможенности.

В подростковый период происходит формирование психики, а употребление алкоголя приводит к :                                                                                        

  • Психопатизации личности;
  • Нервным срывом;
  • Суицидальному поведению;
  • Росту преступности среди подростков.

При систематическом потреблении пивного напитка в организме не остаётся ни одного здорового нормально функционирующего органа. Хорошо, если бы каждый ребёнок – подросток, начиная курить, пить пиво задал себе вопросы: «Что я делаю? Зачем я собираюсь отравлять свой организм? Неужели я настолько безвольный, чтобы заведомо портить себе здоровье?». В этом им могут помочь в первую очередь их родители, и не только беседуя с подростками на эту тему, но и личным примером. В период, когда идёт поиск себя, когда подросток хочет утвердиться, необходимо дружески объяснить, что курение и алкоголь не будут помощниками в этом. Родителям необходимо формировать опыт практического использования установки на отрицательное отношение к курению и алкоголю.

5.   Социальный педагог:

 Необходимо знать, что за распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции несовершеннолетними в возрасте до 16 лет, к ним применяется административное наказание в виде административного штрафа согласно Статье 20. 22. Кодекса об административных правонарушениях.

Статья 20. 22.

Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах.

Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ на улицах, в стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах – влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от трёх до пяти минимальных размеров оплаты труда.

6. Классный руководитель:

С целью  выяснения  отношения детей и родителей к  обсуждаемым проблемам, было проведено анкетирование  по следующим анкетам. Приложение 1. Данные анкетирования представлены в удобной графической форме – круговой диаграмме,  в которой  обобщаются индивидуальные отношения учащихся   в их процентном соотношении. Ссылаясь на  результаты  диагностики,  можно  сделать вывод, что  нам нужно обсудить  пути и способы решения этих  проблем.

6. Работа в микрогруппах и коллективное обсуждение в группах по 1 вопросу

Каждая микрогруппа получает по вопросу для коллективного обсуждения:

1-я  группа:,, Что является причиной курения и употребления пива в подростковом возрасте?”

2-я  группа:,,Что мы, родители, можем сделать, чтобы предотвратить курение и употребление пива?”

3-я  группа: ,, Какое содействие со стороны школы вы ожидаете?”

 

  Совместная деятельность участников при обсуждении каждого вопроса осуществляется в соответствии со следующим алгоритмом:

а) проблемная постановка вопроса;

б) выявление мнений в группах;

в) презентация групповых мнений (выступления от групп);

г) комментарий экспертов, в котором используются результаты предварительного анкетирования детей и родителей, обобщаются и (при необходимости) корректируются коллективные и индивидуальные суждения участников собрания.

Например:

1-я группа родителей

 

 

7. Свое мнение высказывает школьный психолог:

 

8. Обсуждается и принимается решение родительского собрания в форме рекомендаций родителям.

Родителям на заметку:

Как же уберечь ребёнка?

(Памятка родителям)

  • Дать универсальный совет невозможно. Каждый случай уникален. Но хочется обратить внимание на то, что значительную роль играют установка их родителей, их личный пример. Поэтому, уважаемые родители, начинать надо с себя.

  • Если Вы хотите, чтобы Ваши дети не попали в неприятную историю, старайтесь больше общаться с ними: внимательно выслушивайте, обсуждайте их проблемы, расспрашивайте о друзьях. Когда ребёнок приходит домой, интересуйтесь, где он был, что видел, с кем провёл время, что ему понравилось, с помощью ненавязчивого контроля за поведением ребёнка можно заметить малейшие изменения в его поведении, а доверительные отношения помогут во время узнать, что с ним происходит, и принять необходимые меры.

  • Чтобы у ребёнка не оставалось времени на безделье, постарайтесь увлечь его спортом, танцами, музыкой, туризмом и т. д.  Выезжайте всей семьёй на природу. Заведите домашнее животное. Пусть подросток, заботясь о нём, поймёт, что такое ответственность.

  • Если у Вас появились подозрения, что с ребёнком не всё ладно, понаблюдайте за тем в каком состоянии он приходит домой. Плохое настроение, тоска, тревога или раздражительность, чувство вины и собственной неполноценности, потеря интереса к учёбе говорят о том, что нужно срочно обратиться за советом к психологу или психиатру – наркологу. Только ни в коем случае не угрожайте ребёнку, не унижайте его. К встрече со специалистами подростка необходимо подготовить, убедив его в том, что Вы желаете ему только добра, любите его, готовы ему помочь, а вместе будет легче преодолеть полосу неудач.

9. Родителям вручаются буклеты и  памятка . Приложение 2.

 

Список использованной литературы

  1. Классные часы ( беседы, устный журнал, уроки мужества, ток – шоу ). 1 – 11 классы. / Авт. – сост. С. В. Шевченко и др. – Волгоград: Учитель, 2003. – 70 с.
  2.  Лупоядова Л. Ю, Мельникова Н. А. , Якимович И Г. Родительские собрания. 8 – 9 классы: беседы, лекции, тесты, практикумы, анкеты для родителей. – Волгоград: Учитель, 2006. – 120с.
  3. Абрамова Р.Стоит ли идти за «Клинским» // Воспитанию школьников. 2005. №2.
  4. Коробкина З. Пиво делает сердце дряблым // Воспитание школьников. 2007. №4.
  5. Кодексы Российской Федерации: Выпуск 2. Кодекс об административных правонарушениях. – М.: ИНФРА – М, 2002. – 283с.

        

       

       

       



Предварительный просмотр:

ШКОЛЬНЫЙ ТЕСТ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (ШТУР)

(разработан учеными НИИ ОПП РАЯ)

Цель: исследовать умственное развитие учащихся подросткового и юношеского возраста.

Ход проведения. Учащимся зачитывается следующая инструкция: «Сейчас Вам будут предложены задания, которые предназначены для того, чтобы выявить Ваши умения рассуждать, сравнивать предметы и явления окружающего мира, находить в них общее и различное. Эти задания отличаются от тех, что Вам приходится выполнять на уроках. Для выполнения заданий Вам понадобятся ручка и бланки, которые я Вам раздам. Вы будете выполнять разные наборы заданий. Перед началом предъявления каждого набора заданий дается описание теста и на примерах объясняется способ его решения. На выполнение каждого набора заданий отводится ограниченное время. Начинать и заканчивать работу надо будет по нашей команде. Все задания следует решать строго по порядку. Не задерживайтесь слишком долго на одном задании. Старайтесь работать быстро и без ошибок». После того, как исследователь убеждается в том, что учащиеся подготовлены к работе с тестом, школьникам предлагается выполнить поочередно шесть наборов заданий (субтестов). Каждый субтест выполняется за ограниченный промежуток времени:

  1. Осведомленность 1 — 8 минут.
  2. Осведомленность II — 4 минуты.
  3. Аналогии — 10 минут.
  4. Классификации — 7 минут.
  5. Обобщения — 8 минут.
  6. Числовые ряды — 7 минут.

Перед выполнением учащимися каждого субтеста зачитывается описание и разбираются примеры очередного субтеста. Далее экспериментатор спрашивает: «Есть ли вопросы?» При их отсутствии дается указание начать выполнение заданий. По истечении времени, отведенного на выполнение первого субтеста, исследователь прерывает работу испытуемых и зачитывает инструкцию к следующему субтесту.

Фамилия, имя_____________________________

Класс____________________

Дата___________________

Наборы заданий субтестов.

Описание и примеры набора заданий № 1

В каждом из предложений не хватает одного слова. Из пяти приведенных слов вы должны подчеркнуть одно слово, которое правильно дополняет данное предложение (в примерах правильный ответ выделен другим шрифтом).

Примеры:

1) Одинаковыми по смыслу являются слова «биография» и ...

а) случай; б) подвиг; в)  жизнеописание; г) книга; д) писатель.

Правильный ответ — выделенное слово «жизнеописание».

2) Противоположным к слову «отрицательный» будет слово ...

а) неудачный; б) спорный; в) важный; г) случайный; д) положительный.

Правильный ответ — выделенное слово «положительный».

Набор заданий № 1

1.        Начальные буквы имени и отчества называются ...

а) вензель; б) инициалы; в) автограф; г) индекс; д) анаграмма.

2. Краткая запись, сжатое изложение содержания книги, лекции, доклада — это ...

а) абзац; б) цитата; в) рубрика; г) отрывок; д) конспект.

3.        Система взглядов на природу и общество есть ...

а) мечта; б) оценка; в) мировоззрение; г) кругозор; д)   иллюзия.

4.        Гуманный — это ...

а) общественный; б) человечный; в) профессиональный; г) агрессивный; д) пренебрежительный.

5.        Наука о выведении лучших пород животных и сортов растений называется ...

а) бионика; б) химия; в) селекция; г) ботаника; д) физиология.

6.        Одинаковыми по смыслу являются слова «демократия» и ...

а) анархия; б) абсолютизм; в) народовластие; г) династия; д) классы.

7.        Свод законов, относящихся к какой-либо области человеческой жизни и деятельности, называется ...

а) резолюцией; б) постановлением; в) традицией; г) кодексом; д) проектом.

8.        Противоположностью понятия «лицемерный» будет ...
а) искренний;  б) противоречивый;  в) фальшивый;  г) вежливый;  д) решительный.

9.        Если спор заканчивается взаимными уступками, тогда говорят о ...

а) компромиссе;  б) общении; в) объединении; г) переговорах; д) противоречии

10. Отсутствие интереса и живого активного участия к окружающему – это …

а) рациональность;  б) пассивность;   в) чуткость;  г) противоречивость;  д) черствость.

11. Начитанность, глубокие и широкие познания – это…

а) интеллигентность;  б) опытность;  в) эрудиция;  г) талант; д) самомнение

12. Этика — это учение о ...

а) психике; б) морали; в) природе; г) обществе; д) искусстве.

13. Противоположностью понятия «идентичный» будет...
а) тождественный; б) единственный; в) внушительный; г) различный; д) изолированный.

14.        Цивилизация — это ...

а) формация; б) древность; в) производство; г) культура; д) общение.

15.        Оппозиция — это...        

а) противодействие; б) согласие; в) мнение; г) политика; д) решение.

16.        Человек, который скептически относится к прогрессу, является...

а) демократом; б) радикалом; в) консерватором; г) либералом;  д) анархистом.

17.        Одинаковыми по смыслу являются слова «приоритет» и ...[

а) изобретение; б) идея; в) выбор; г) первенство; д) руководство.

18.        Коалиция — это ...

а) конкуренция; б) политика; в) вражда; г) разрыв; д) объединение.

19.        Одинаковыми по смыслу являются слова «альтруизм» и ...
а) человеколюбие; б) взаимоотношение; в) вежливость;
 г) эгоизм; д) нравственность.        

20. Освобождение от зависимости, предрассудков, уравнивание в правах — это ...

а) закон; б) эмиграция; в) воззвание; г) действии; д) эмансипация.

Описание и примеры набора заданий № 2

 К слову, находящемуся в левой части бланка, надо подобрать из четырех предложенных слов такое, которое совпадало бы с ним по смыслу, т.е. слово-синоним, и подчеркнуть его. Примеры:

1)        Век — а) история; б)   столетие; в) событие; г) прогресс.

Правильный ответ — выделенное слово «столетие».

2)        Прогноз — а) погода; б) донесение; в) предсказание; г) причина.

Правильный ответ — выделенное слово «предсказание».

Набор заданий № 2

1. Прогрессивный — а) интеллектуальный; б) передовой; в) ловкий; г) отсталый.

2.        Аннулирование — а) подписание; б) отмена; в) сообщение; г) отсрочка.

3.        Идеал — а) фантазия; б) будущее; в) мудрость; г) совершенство.

  1.   Аргумент — а) довод; б) согласие; в) спор; г) фраза.
  2.  Миф — а) древность; б) творчество; в) предание; г) наука.
  3.  Аморальный — а) устойчивый; б) трудный; в) неприятный; г) безнравственный.
  4.  Анализ — а) факты; б) разбор; в) критика; г) умение.
  5.  Эталон — а) копия; 6) форма; в) основа; г) образец.
  6. Сферический — а) продолговатый; б) шаровидный; в) пустой; г) объемный.

10.        Социальный — а) приятный; б) свободный; в) запланированный; г) общественный.

  1. Гравитация — а) притяжение; б) отталкивание; в) невесомость; г) подъем.
  2. Аграрный — а) местный; б) хозяйственный; в) земельный; г) крестьянский.
  3. Экспорт — а) продажа; б) товары; в) вывоз; г) торговля.
  4. Эффективный — а) необходимый; б) действенный; в) решительный; г) особый.
  5. Радикальный — а) коренной; б) ответный; в) последний; г) отсталый.
  6. Негативный — а) неудачный; б) ложный; в) отрицательный; г) неосторожный.
  7. Мораль — а) этика; б) развитие; в) способность; г) право.
  1. Модифицировать — а) работать; б) наблюдать; в) изучать; г) видоизменять.
  2. Субъективный — а) краткий; б) общественный; в) личный; г) скрытый.

20.        Сентиментальный — а) поэтический; б) чувствительный; в) радостный; г) странный.

Описание и примеры набора заданий № 3

Вам предлагаются три слова. Между первым и вторым словом существует определенная связь. Между третьим и одним из пяти слов, предлагаемых на выбор, существует аналогичная, та же самая связь. Это слово Вам следует найти и подчеркнуть.

Примеры;

1)        Песня : композитор = Самолет :

а) аэропорт; б) полет; в) конструктор; г) горючее; д) истребитель.

Правильный ответ — выделенное слово «конструктор»,

2)        Добро : зло = день :

а) солнце; б) ночь; в) неделя; г) среда; д) сутки. Правильный ответ — выделенное слово «ночь».

Набор заданий № 3

1.        Глагол : спрягать = существительное :

а) изменять; б) образовывать; в) употреблять; г) склонять; д) писать.

2.        Фигура: треугольник = состояние вещества:

а) жидкость; б) движение; в) температура; г) вода; д) молекула.

3.        Тепло : жизнедеятельность = кислород:

   а) газ; б) вода; в) растение; г) развитие; д) дыхание.

4.        Роза : цветок = капиталисты :

а) эксплуатация; б) рабочие; в) капитал; г) класс; д) фабрика.

5.        Холодно : горячо = движение :

а) инерция; б) покой; в) молекула; г) воздух; д) взаимодействие.

6.        Слагаемое : сумма = сомножители :

а) разность; б) делитель; в) произведение; г) умножение; д) число.

7.        Числительное : количество = глагол :

а) идти; б) действие; в) причастие; г) часть речи; д) спрягать.

8.        Растение : стебель — клетка:

    а) ядро; б) хромосома; в) белок; г) фермент; д) деление.

9.        Молния: свет = явление тяготения :

а) камень; б) движение; в) сила тяжести; г) вес; д) Земля.

10.        Стихотворение : поэзия = рассказ :

а) книга; б) писатель; в) повесть; г) предложение; д) проза.

11.        Север : юг = осадки :

   а) пустыня; б) полюс; в) дождь; г) засуха; д) климат.

12.        Первобытнообщинный строй: рабовладельческий строй = рабовладельческий строй :

а) социализм; б) капитализм; в) рабовладельцы; г) государство; д) феодализм.

13.        Горы : высота = климат :

а) рельеф; б) температура; в) природа; г) географическая широта; д) растительность.

14.        Старт: финиш = пролог:

а) заголовок; б) введение; в) кульминация; г) действие; д) эпилог.

15.        Война: смерть = частная собственность:

а) феодалы; б) капитализм; в) неравенство; г) рабы; д) крепостные крестьяне.

16.        Диаметр : радиус = окружность :

    а) дуга; б) сегмент; в) отрезок; г) линия; д) круг.

17.        Колумб : путешественник = землетрясение :

а) первооткрыватель; б) образование гор; в) извержение; г) жертвы; д) природное явление

18.        Папоротник: спора = сосна:

а) шишка; б) иголка; в) растение; г) семя; д) ель.

19.        Понижение атмосферного давления : осадки  = антициклон :

а) ясная погода; б) циклон; в) климат; г) влажность; д) метеослужба.

20.        Рабовладельцы : буржуа = рабы :

а) рабовладельческий строй; б) буржуазия; в) рабовладельцы; г) наемные рабочие; д) пленные.

21.        Молоток: забивать = генератор :

а) соединять; б) производить; в) включать; г) изменять; д) нагревать.

22.        Прямоугольник: плоскость = куб :

а) пространство; б) ребро; в) высота; г) треугольник; д) сторона.

23.        Эпителий: ткань — аорта :

а) сердце; б) внутренний орган; в) артерия; г) вена; д) кровь.

24.        Богатство: бедность = крепостная зависимость:

а) крепостные крестьяне; б) личная свобода; в) неравенство; г) частная собственность; д) феодальный строй.

25.        Роман: глава = стихотворение :

а) поэма; б) рифма; в) строфа; г) ритм; д) жанр.

Описание и примеры набора заданий № 4

Вам даны пять слов. Четыре из них объединены общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Его надо найти и подчеркнуть.

Пример:

а) тарелка; б) чашка; в) стол; г) кастрюля; д) чайник.

Первое, второе, четвертое и пятое слова обозначают посуду, а третье слово — мебель. Поэтому оно выделено.

Следующий пример:

а) идти; б) прыгать; в) танцевать; г) сидеть; д) бежать.

Четыре слова обозначают состояние движения, а выделенное слово «сидеть» — состояние покоя.

Набор заданий № 4

  1. а) приставка; б) предлог; в) суффикс; г) окончание; д) корень.
  2. а) прямая; б) ромб; в) прямоугольник; г) квадрат; д) треугольник.
  3. а) параллель; б) карта; в) меридиан; г) экватор; д) полюс.
  4.    а) очерк; б) роман; в) рассказ; г) сюжет; д) повесть.
  5. а) рабовладелец; б) раб; в) крестьянин; г) рабочий; д) ремесленник.
  6. а) треугольник; б) отрезок; в) длина; г) квадрат; д) круг.
  7. а) пролог; б) кульминация; в) информация; г) развязка; д) эпилог.
  1. а) литература; б) наука; в) живопись; г) зодчество; д) художественное ремесло.
  2. а) аорта; б) вена; в) сердце; г) артерия; д) капилляр.

10.        а) описание; б) сравнение; в) характеристика; г)        сказка; д) иносказание.

  1. а) пейзаж; б) мозаика; в) икона; г) фреска; д) кисть.
  1. а) цитоплазма; б) питание; в) рост; г) раздражительность; д) размножение.
  1. а) дождь; б) снег; в) осадки; г) иней; д) град,
  1. а) скорость; б) колебание; в) сила; г) вес; д) плотность.
  2. а) товар; б) город; в) ярмарка; г) натуральное хозяйство; д) деньги.
  1. а) Куба; б) Япония; в) Вьетнам; г) Великобритания; д) Исландия.

17.        а) пословица; б) стихотворение; в) поэма; г) рассказ; д) повесть.

  1. а) барометр; б) флюгер; в) термометр; г) компас; д) азимут.
  2. а) углекислый газ; б) свет; в) вода; г) крахмал; д) хлорофилл.
  3. а) длина; б) метр; в) масса; г) объем; д) скорость.

Описание и примеры набора заданий № 5

Вам предлагаются два слова. Нужно определить, что между ними общего. Старайтесь в каждом случае найти наиболее существенные общие признаки для обоих слов. Напишите свой ответ рядом с предложенной парой слов.

Примеры:

1)        Ель — сосна.

Правильный ответ — «хвойные деревья». Эти слова нужно написать рядом с предложенной парой слов.

2)        Дождь — град.

Правильный ответ — «осадки». Это слово и следует написать.

Набор заданий № 5

  1. Сказка — былина.
  2. Атом — молекула.
  3. Ботаника — зоология.
  1. Мозаика — икона.
  2. Азия — Африка.
  3. Ампер — вольт.
  4. Сердце — артерия.
  5. Копенгаген — Манагуа.
  6. Феодализм — капитализм.
  1. Стойкость — мужество.
  2. Канал — плотина.
  3. Сумма — произведение.
  4. Жиры — белки.
  5. Облачность — осадки.
  6. Газ — жидкость.
  7. Наука — искусство.
  8. Цунами — ураган.
  9. Классицизм — реализм.
  10. Иносказание — описание.

Описание и примеры набора заданий № 6

В предлагаемых рядах чисел Вам надо определить число, которое было бы продолжением соответствующего ряда, и написать его. Каждый ряд построен по своему правилу. В некоторых заданиях при нахождении правила построения ряда Вам необходимо будет пользоваться умножением, делением и другими действиями.

Первый пример: 2 4 6 8 ...

В этом ряду каждое последующее число на 2 больше предыдущего. Поэтому следует написать 10, которое и будет следующим числом.

Второй пример: 9 7 10 8 11 9 12 ...

В этом ряду поочередно отнимается 2 и прибавляется 3.  Следующее число должно быть 10. Его и нужно написать.

Набор заданий № б

1) 6  9  12  15  18  21 ...

  1.   9 1  7  1  5  1 ...
  2.   2  3  5 6  8  9 ...
  3.  10  12  9  11  8  10 ...
  4.  1  3  6  8 16  18 ...
  5.  3  4  6   9 13  18 ...
  6.  15  13  16  12  17  11 ...
  7.  1  2  4  8  16  32 ...

9) 1  2  5 10  17  26 .,.

10) 1  4  9  16 25  36 ...
11) 1 2  6  15  31 56...

  1.   31  24  18  13  9  6 ...
  2.   174   171   57   54  18  15 ...
  3.   54  19  18  14  6   9 ...
  4.   301  294  49  44  11  8 ...

Обработка полученных результатов. Индивидуальные показатели по каждому субтесту (за исключением № 5) определяются путем подсчета количества верно выполненных заданий. Правильные ответы следующие:

№ 1

№2

№3

№ 4

№6

16

16

1) 24

26

2) 3

Зв

Зг

Зд

3) 11

46

4) 7

56

5) 36

бв

6) 24

76

76

7) 18

8) 64

96

9) 37

106

10г

10д

10г

10) 49

11в

11а

11г

11д

11) 92

126

12в

12д

12а

12) 4

13г

13в

136

13в

13) 5

14г

146

14д

14б

14) 2

15а

15а

15в

15г

15) 4

16в

16в

16а

16в

17г

17а

17д

17а

18д

18г

18г

18д

19а

19в

19а

19г

20д

206

20г

20б

21б

22а

23в

24б

25в

Результаты выполнения субтеста № 5 оцениваются в зависимости от качества обобщения 2, 1 и 0 баллами. Оценку 2 балла получают обобщения, аналогичные приведенным ниже:

  1. Устное народное творчество.
  2. Мельчайшие частицы вещества; состав вещества; составные части вещества.
  3. Биология; наука о живой природе.
  4. Изобразительное искусство; произведение изобразительного искусства.
  5. Части света.
  6. Электрические единицы измерения.
  7. Органы кровообращения; кровообращение.
  8. Столицы.
  9. Общественный строй; строй; социально-экономическая формация.
  1. Положительные черты характера.
  2. Искусственные водные сооружения; водные сооружения.
  3. Результаты математических действий.
  4. Органические вещества.
  1. Атмосферные явления; климатические (погодные) явления.
  1. Агрегатные состояния вещества; состояние вещества.
  2. Культура.
  3. Стихийное бедствие.
  4. Направление в искусстве; художественный стиль.
  5. Литературные приемы.

Более широкие по сравнению с приведенными обобщения оцениваются в 1 балл. Нулевую оценку получают неправильные ответы.

Индивидуальным показателем выполнения теста в целом является сумма баллов, полученных при сложении результатов решения всех наборов заданий. Групповыми показателями могут служить значения среднего арифметического.



Предварительный просмотр:

Цели исследования. Выявить уровень зрительного восприятия, наглядно-образного мышления; внимания.

Процедура проведения. Ребенку поочередно показывают таблицы (из теста Равена) с изображениями, содержащими пробелы. Ребенок должен найти среди внешне похожих вставок ту, которой стоит заполнить пробел. Трудность заданий постепенно нарастает, а принцип выполнения остается тот же.

Чтобы придать работе игровой характер и с целью оказания помощи, можно вырезать пробел и вставки. Это позволит проследить за характером выполнения задания (ищет соответствующую вставку или пробует втолкнуть в пробел все вставки наугад).

Анализ результатов.

 Дети с нормальным умственным развитием уже в 5—б-летнем возрасте понимают инструкцию и выполняют задание. Как правило, они действуют осознанно, находя подходящую вставку на основе зрительного сопоставления, при этом проявляют живой интерес к работе и испытывают радость при ее удачном выполнении.

Дети с задержкой психического развития к 7 годам при оказании организующей помощи выполняют таблицы 11—15. При выполнении таблиц 16—20 нужна значительная помощь.

Умственно отсталые дети 8—9-летнего возраста нуждаются в разъяснении инструкции. Они пытаются заполнить пробел наугад взятыми вставками, при указании помощи справляются с наиболее легкими заданиями (табл. 11—15). Однако более сложные задания (табл. 16—20) оказываются для них непосильными и при таком условии. Дети не усваивают принципа выполнения задания. У умственно отсталых детей нет стойкого интереса к данной работе. При нарастании сложности таблиц интерес угасает.

 



Предварительный просмотр:

АНКЕТА

ОЦЕНКА УСПЕШНОСТИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ

(С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ) 

1. Кто из учителей, на Ваш взгляд, справедливо выставляет оценки?

____________________________________________________________

2. Домашние задания, по каким предметам Вы делаете с интересом?

____________________________________________________________

3. На уроках, каких учителей Вам интересно?

____________________________________________________________

4. Творческие задания, по каким предметам  Вы выполняли в этом учебном году?_______________________________________________________

 

5. Кто из учителей проявляет к Вам особое внимание, поддерживает Вас?

____________________________________________________________

6. К кому из учителей Вы подойдете поделиться сокровенным, совет кого из учителей для Вас очень значим?______________________________________

7. Назовите три предмета, которые вам нравятся._______________________

8. У кого из учителей Вы получаете устойчивые знания?__________________________________________________________

9. С кем из учителей Вам нравиться общаться?_________________________________________________

10. Факультатив, по каким предметам Вам хотелось бы посещать?_________________________________ ________________

11. Уроки, по каким предметам  Вы хотели бы прогулять?__________________________________________________

Методика обработки полученных результатов достаточно проста. В основу анкеты положен принцип управления успехом, поэтому все вопросы нацеливают учащихся на  отслеживание позитивных моментов в работе учителя и только один вопрос является контрольным. За каждое упоминание фамилии учителя или предмета, который он преподает, начисляется 10 баллов (вычитается только при упоминании в пункте 11). Затем полученные  очки суммируются. Таким образом, определяются достоинство учителей школы, как по баллам, так и по разделам деятельности.

Учителя, набравшие наименьшее количество баллов или вообще не попавшие в список,- это как  раз тот контингент, с которым администрации школы  предстоит целеустремленно, кропотливо и серьёзно работать с целью раскрытия достоинств, повышения качества учебно-воспитательной деятельности.



Предварительный просмотр:

АНКЕТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ТРУДНОВОСПИТУЕМЫХ В КЛАССЕ

ИНСТРУКЦИЯ

        Для организации работы по предупреждению и преодолению трудновоспитусмости важную роль играет психолого -педагогическая диагностика. Часто незнание индивидуальных особенностей личности ведет к появлению и закреплению ряда отрицательных качеств трудного.

        Поэтому первый этап диагностики трудного - это общее изучение личности всех воспитанников.

        В случае задачи преодоления трудновоспитуемости необходимо уже специальное психологическое изучение "комплекса трудного". Для учителя это является сложным делом, в котором необходима помощь специалиста-психолога.

        Можно применить и упрощенную, педагогическую методику, которая фиксирует только самые яркие, существенные проявления трудновоспитуемости. В ее основе - анкета, дополняемая наблюдениями, беседами. Достоверность анкеты обеспечивает также проведение или уточнение её одновременно с учащимся, учителем, классным руководителем, родителями, общественным активом класса.

        Анкета содержит 45 вопросов, разделенных на 3 поданкеты. Содержание анкеты учитывает следующие параметры: учеба (вопросы 1-3), дисциплина (4-6), общественно-трудовая активность (7-9), отношения с классом (10-12) и асоциальные проявления (13-15).

        При проведении анкеты недопустимо специальное выискивание недостатков и подчеркивания отрицательного в поведении ученика.

Анкета №1

1.Интересно ли тебе на уроках?

2.Стремишься ли ты узнать новое по школьным предметам?

3.Пытаешься ли найти ответ, если что-то непонятно?

4.Пытаешься ли не опаздывать на уроки?

5.Стремишься ли вести себя так, что-бы не получить замечания?

6.Переживаешь ли, если приходится по какой-либо причине пропускать уроки?

7.Сам ли стираешь себе рубашки?

8.Принимаешь ли участие в трудовых делах класса?

9.Помогаешь ли дома по хозяйству?

10.Совершая что-либо, задумываешься ли, как оценит это класс?

11.Пытаешься ли поддерживать класс, если его мнение не совсем совпадает с твоим личным интересом?

12. Тревожит ли тебя, какое о тебе мнение в классе?

13. Употребляешь ли иногда спиртные напитки?

14. Куришь ли ты?

15. Приходилось ли убегать из дома?

Анкета №2

1.Приходилось ли тебе пропускать уроки без уважительной причины?

2.Занимаешься ли на уроке посторонними делами?

3.Были ли случаи, когда приходил на урок неподготовленным?

4.Приходилось ли в кабинете завуча или директора держать ответ за плохое поведение в школе?

5.Случалось ли быть участником драки в школе?

6.Доводилось ли помогать проводить классные или школьные мероприятия?

7.Бывали ли случаи, что ты сбегал с классных мероприятий?

8.Пытался ли избегать общественных поручений?

9.Пробовал ли остаться в стороне, когда проводились сборы, диспуты, уроки мужества и т. д.

10.Приходилось ли делится самым сокровенным с ребятами, которые не учатся в школе?

11.Случалось ли с нетерпением ждать часа, когда можно уйти из школы к другим ребятам?

12.Участвовал ли в делах, которые шли бы празрез с интересами ребят твоего класса?

13.Старался ли избежать драки в школе, если представлялась такая возможность?

14.Можешь ли ты устоять, если представляется возможность присвоить чужую, но нужную тебе вещь?

15.Мучает ли тебя совесть за то, что приходилось лгать?

Анкета №3

1.С полной ли отдачей ты работаешь на уроке?

2.Выполняешь ли ты домашние задания?

3.Связываешь ли получение знаний в школе со своим будущим?

4.Вежлив ли со взрослыми вне школы?

5.Во-время ли возвращаешься нечером с улицы домой?

6.Считаешься ли с мнением родителей?

7.Проявляешь ли инициативу в проведении интересных дел в классе?

8.Выбирали ли тебя в актив класса?

9.Делаешь ли какое-либо полезное для класса дело?

10.Стремишься ли иметь авторитет у ребят своего класса?

11.Хочешь ли иметь много друзей в своем классе?

12.Стараешься ли отстаивать честь своего класса?

13.Приходилось ли объясняться по поводу своего поведения в милиции.

14.Бывал ли у вас дома инспектор (участковый) по причине плохого поведения на улице?

15. Встречаешься ли с ребятами, которые не работают и не учатся?

На каждый вопрос могут быть три варианта ответа: да, нет, иногда.

Обработка результатов сводится к следующему: каждый ответ оценивается баллом +1, -1, 0 (иногда).

Подсчитывается алгебраическая сумма баллов (N) по данному параметру. При N>6 учащийся по данному параметру относится к благополучным. Другие результаты определяют уровень запущенности ученика.Сумма баллов по параметру        Уровень педагогической запущенности        Итоговая сумма баллов

6>N>3        I - Начальный уровень трудновоспитуемости        

30>N>15

3>N>0        II — Дезорганизаторы        

15>N>0

N<0        III — Особотрудные        

N<0

Характеристика уровней (по итоговой сумме)

Уровень, качества личности (признаки)

I уровень: отдельные конфликты; неустойчивость, случайность отклонений в поведении; отдельные пробелы в общем развитии (успеваемость удовлетворительная, иногда чередуются 2 и 5); ярко проявляется какой-либо недостаток; нестандартностность характера; слабая самокритичность и требовательность к себе.

II уровень: невосприятие педагогических воздействий; эгоцентричность; негативное отношение к школе; проблемы в умственном развитии; проявляются 2-3 серьезных недостатка, устойчиво взаимодействующих между собой; завышенная самооценка; уровень требований к другим, больше чем к себе.

III уровень: противодействие воспитательному процессу; поведение на грани правонарушения; негативное отношение к школе, к сверстникам, к нормам морали; ярко выраженная отрицательная направленность; пробелы в умственном, нравственном, волевом развитии; болезненная психика, обостренное самолюбие, странности; требовательность к себе отсутствует.



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей первоклассников

Класс________________

Школа__________________________________

Фамилия, имя ребенка_________________________________________

Просим Вас ответить на приведенные ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к Вашему ребенку.

  1. Охотно ли идет ребенок в школу?
  • неохотно
  • без особой охоты
  • охотно, с радостью
  • затрудняюсь ответить
  1. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное новый распорядок?
  • пока нет
  • не совсем
  • в основном, да
  • затрудняюсь ответить
  1. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?
  • скорее нет, чем да
  • не вполне
  • в основном да
  • затрудняюсь ответить
  1. Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?
  • иногда
  • довольно часто
  • затрудняюсь ответить
  1. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?
  • в основном отрицательные впечатления
  • положительных и отрицательных примерно поровну
  • в основном положительные впечатления
  1. Сколько времени в среднем тратит ребенок ежедневно на выполнение домашних заданий? (укажите конкретную цифру)
  2. Нуждается ли ребенок  в Вашей помощи при выполнении домашних заданий?
  • довольно часто
  • иногда
  • не нуждается в помощи
  • затрудняюсь ответить

  1. Как ребенок преодолевает трудности в работе?
  • Перед трудностями сразу пасует
  • Обращается за помощью
  • Старается преодолеть сам, но может отступить
  • настойчив  в преодолении трудностей
  • затрудняюсь ответить
  1. Способен ли ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?
  • сам этого сделать не может
  • иногда может
  • может, если побудить к этому
  • как правило, может
  • затрудняюсь ответить
  1. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?
  • довольно часто
  • бывает, но редко
  • такого практически не бывает
  • затрудняюсь ответить
  1. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения?
  • нет
  • скорее нет, чем да
  • скорее да, чем нет
  • затрудняюсь ответить

Анкета для определения школьной мотивации учащихся начальных классов

  1.  Тебе нравится в школе или не очень?
  • не очень
  • нравится
  • не нравится

  1. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
  • чаще хочется остаться дома
  • бывает по разному
  • иду с радостью

  1. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?
  • не знаю
  • остался бы дома
  • пошел бы в школу

  1. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
  • не нравится
  • бывает по разному
  • нравится

  1. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
  • хотел бы
  • не хотел бы
  • не знаю

  1. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
  • не знаю
  • не хотел бы
  • хотел бы

  1. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
  • часто
  • редко
  • не рассказываю

  1. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
  • точно не знаю
  • хотел бы
  • не хотел бы

  1. У тебя в классе много друзей?
  • мало
  • много
  • нет друзей

  1. Тебе нравятся твои одноклассники?
  • нравятся
  • не очень
  • не нравятся


Предварительный просмотр:

Анкета для определения уровня мотивированности

к обучению и школьной жизни    

1 насколько тебе нравиться школа?

-нравится

-не нравится

-не очень нравится

2 Утром, когда ты просыпаешься, то всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

-иду с радостью

-бывает по-разному

-чаще всего хочется остаться дома

3 Если бы учитель сказал ,что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам и желающие могут остаться дома, то ты бы пошел в школу или остался дома?

-не знаю точно

-остался бы дома

-пошел бы в школу

4 Ты доволен, когда в школе отменяют какие-либо уроки?

-доволен

-бывает по-разному

-не доволен

5 Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

-хотел бы

-не хотел бы

-не знаю

6 Ты хотел бы, чтобы в школе не было уроков, но остались одни перемены?

-хотел бы

-не хотел бы

-не знаю точно

7 Часто ли ты рассказываешь своим родителям о школе?

-часто

-иногда

-почти никогда не рассказываю

8 Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

-точно не знаю

- не хотел бы

-хотел бы

9 много ли у тебя друзей в классе?

   -не очень много

-много

-почти нет

10 Тебе нравятся твои одноклассники?

-нравятся

-не очень

-не нравятся



Предварительный просмотр:

АНКЕТА «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ»

Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные свойства психологического климата в вашем коллективе.

Прочтите сначала предложенный текст слева, затем справа, и после этого знаком «+» отметьте в средней части листа ту оценку, которая соответствует истине по вашему мнению.

Оценки:

3-свойство проявляется в коллективе всегда;

2-свойство проявляется в коллективе в большинстве случаев;

1-свойство проявляется в коллективе редко;

0-проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.

Показатели

Оценки

Показатели

1.Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения

3

2

1

0

-1

-2

-3

Преобладает подавленное настроение

2 Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии

Конфликтность в отношениях, антипатии

3. В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание

Группировки конфликтуют между собой

4. Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности

Проявляют безразличие к более тесному общению, деятельности выражают отрицательное отношение к совместной

5. Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов коллектива

Успехи или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство

6. С уважением относятся к мнению друг друга

Каждый считает свое мнение главным, нетерпим к мнению товарищей

7. Достижения или неудачи коллектива переживают как свои собственные

Достижения или неудачи коллектива не находят отклика у членов коллектива

8. В трудные минуты для коллектива происходит эмоциональное единение «один за всех и все за одного»

В трудную минуту коллектив раскисает, возникают ссоры, растерянность, взаимные обвинения

9. Чувство гордости за коллектив, если его отмечают руководители

К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно

10. Коллектив активен, полон энергии

Коллектив инертен, пассивен

11. Участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива, помогают им освоиться в коллектива

Новички здесь чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность

12. Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно

Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах

13. В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту

Коллектив заметно разделяется на привилегированных, пренебрежительное отношение к слабым


Анализ результатов анкетирования

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что в коллективе преобладает бодрый, жизнерадостный тон, доброжелательность в отношениях, взаимная симпатия. Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности. Коллектив активен, полон энергии, доброжелательно относится к новичкам, переживает успехи и неудачи товарищей, прислушивается к мнению каждого члена. Хотя, в трудные минуты в коллективе возникают разногласия, растерянность. В коллективе заметно деление на группировки. Тем не менее, присутствует чувство гордости за коллектив, если его отмечают руководители.


Анкета для учителя

Ф.И.О. учителя____________________________________________________

Предмет:__________________________________________________________

Класс:____________________________________________________________

Просим Вас оценить свою деятельность и возможности по предлагаемым параметрам.

Старайтесь избегать самобичевания или восхваления при самооценке. Помните, лучшая позиция – предельная объективность!

Отметьте выбранный Вами вариант ответа. Отвечайте на все вопросы подряд, предварительно прочитав весь предложенный веер ответов.

  1. Знание своего предмета:

А) твердое, в рамках программы, есть интерес к специальной и методической литературе;

Б) на уровне программы, но есть пробелы, допускаются фактические искажения в преподавании и проверке занятий;

В) глубокое, значительно превышающее программу, свободная ориентация в специальной и научно – популярной литературе.

  1. Отношение к предмету:

А) с интересом;

Б) равнодушно;

В) с увлечением, есть потребность в педагогической деятельности.

  1. Умение планировать учебную программу:

А) тематическое и поурочное планирование осуществляется в основном правильно;

Б) часто используются штампы в планировании, не всегда учитываются особенности класса;

В) ведется работа над системой уроков по теме, разнообразием форм и методов обучения с учетом особенностей класса.

  1. Чувство нового:

А) положительное отношение к новым педагогическим идеям,  но их реализация только при воздействии администрации;

Б) скептическое или отрицательное отношение, затруднено вовлечение в процесс решения новых задач;

В) самостоятельный поиск новых идей, решение новых педагогических задач.

  1. Знание психолого – педагогических основ обучения:

А) достаточная ориентированность в основных современных психолого – педагогических концепциях обучения, на редкое применение их на практике;

Б) свободная ориентация в современных концепциях, использование их как основы своей педагогической деятельности;

В) наличие лишь общих представлений о современных концепциях.

  1. Педагогический такт:

А) при внешнем соблюдении наблюдаются срывы в отношении с учащимися;

Б) имеется в достаточной степени, нарушения редки;

В) является основой в отношениях с детьми, присутствует уважение, доверие, требовательность и справедливость.

  1. Индивидуальный подход к учащимся:

А) в основном обеспечивается;

Б) имеется в достаточной степени, нарушения редки;

В) систематически изучаются особенности учащихся, дифференцируются объем, сложность знаний, помощь отстающим, контроль учащихся разных «уровней».

  1. Развитие у учащихся навыков учебного труда:

А) скептическое отношение к этой работе, нет положительных результатов решения этой задачи;

Б) стремление к формированию у учащихся навыков рациональной организации учебного труда;

В) целеустремленная и систематическая работа в этом направлении (развитие самоконтроля в учении, рационального планирования. Должный темп чтения, письма, вычислений и т.п.)

  1. Развитие у учащихся мышления:

А) выполняются основные рекомендации программ по усилению развивающего обучения, применяются лишь некоторые меры по развитию мышления;

Б) обеспечивается эффективное развивающее обучение, глубокое и всестороннее;

В) формальное выполнение рекомендаций программ, ориентация учащихся лишь на запоминание.

  1. Развитие у учащихся интереса к предмету:

А) в основном ведется работа по развитию интереса к предмету;

Б) такая работа не ведется;

В) используются специальные приемы (например: показ практической значимости знаний, занимательность, индивидуальный подход к учащимся).

  1. Умение оценить качество ЗУН:

А) допускается формализм и необъективность при оценке знаний;

Б) объективность в оценке ЗУН соблюдается;

В) тщательное изучение критериев оценок, умелое использование их на практике, объективность.

Дата заполнения:

Подпись:


Квалификационная карта учителя

(предмет)

(Фамилия, имя, отчество)

Уровень выраженности

Критерии оценки профессионального уровня учителя

Умение определить цели и задачи урока

Умение определить структуру и организовать урок

Умение отобрать учебный материал

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты урока

Очень высокий

(А)

Высокий (Б)

Средний

(В)

Низкий

(Г)

Анкета

для изучения трудностей в работе учителя

Ф.И.О. учителя______________________________________________________________

Виды и элементы педагогической деятельности

Степень затруднения

Очень сильно

сильно

средне

Почти нет

Поурочное планирование:

  • В определение обучающей, развивающей, воспитательной цели темы;

  • В планировании текущего и обобщающего повторения;

  • В определении мер по предупреждению возможных затруднений уч-ся;

  • В планировании проверки результатов на каждом этапе и результатов урока в целом;

  • В планировании учебно – познавательной деятельности уч-ся, в том числе коллективной, групповой и индивидуальных форм.

Использование разнообразных форм работы на уроке, в том числе нестандартных.

Соблюдение логики поэтапного усвоения учебного материала:

подготовка к восприятию –

восприятие – осмысление –

предварительный учет –

предварительное совершенствование –

закрепление – итоговый учет –

итоговое совершенствование.

Обеспечение самостоятельной и активной работы уч-ся в течение всего урока.

Использование методов развивающего обучения.

Использование новых педагогических технологий.

Проведение практических работ.

Формирование умений и навыков учебного труда (планирование, самоконтроль, чтение, счет и т.п.)

Развитие интереса к учению и потребности в знаниях.

Выявление типичных ошибок и затруднений школьников в учении.

Осуществление индивидуального подхода к уч-ся в процессе обучения

Использование межпредметных связей.

Выявление типичных причин неуспеваемости.

Объективный учет и оценка знаний, умений и навыков уч-ся.

Работа с родителями.

Умение провести самоанализ урока.

Дата:

Подпись


Технологическая карта контроля

Учителя____________________________ школы

На 200___ - 200___ учебный год.

Предмет:_______________________________

Пед.стаж:_______________________________

Разряд:_________________________________

Аттестация:_____________________________

Нагрузка:_______________________________

Классы:_________________________________

Тема контроля:________________________________________________________________

Цель контроля:________________________________________________________________

Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, административный, индивидуальный.

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Самоопределение в группах:

Группа А: цель, задача, мотивация, типы урока.

Группа Б: структура, дозировка, методы, приемы, самоанализ урока.

Группа В: урок – творчество – качество.

Формы представления наработанного материала:

Изучение литературы по теме (самообразование ):

Выступление на пед.совете:

Тема:

Дата:

на методическом объединении:

Тема:

Дата:

на административно – методическом совете:

Тема:

Дата:

на семинаре:

Тема:

Дата:

Другое:

Открытые уроки, классные часы:

Тема:

Дата:

Класс:

Лекции: 

Тема:

Дата:

Класс:

Разработка уроков, тестов, лекций, семинаров, практических занятий.

Подборка игр, раздаточного и дидактического материала.

Темы:

Классы:

Информационная карта учителя№ п/пФ.И.О. учителя, год рождения2002 - 20032003-20042004-20052005-2006

1.Предмет2.Учебная нагрузка (час)3.Квалификационный разряд4.Сведения об образовании5.Специальность по диплому6.Общий педагогический стаж7.Стаж работы по должности8.Звания, награды9.Выполнение учебного плана, программ:количество часов по программедано фактическивыполнение практической части программыколичествоконтрольных работзачетовтворческих работ10.Показатели результативности работыУровень успеваемостиКЗ учащихсяСОУ11. Посещенные курсы (место, тема)12.Открытые уроки (школа, район)13.Призовые места олимпиадшколарайонобласть14.Внеклассные мероприятия по предмету15.Изготовленные в течение учебного года дидактический материал (класс, тема)16.Педагогические находки и инновации17.Участие в научно – исследовательской, экспериментальной работе.18.Какие трудности в работе испытываете, в какой методической помощи нуждаетесь.

Анкета для учителяФ.И.О.Элементы каких технологий используете в своей работе?Лучшие ученики по вашему предмету:Каким опытом работы вы можете поделиться?Ваши предложения по улучшению успеваемости:Ваши трудности в педагогической работе:Чья и в какой форме необходима помощь?8. Ваши предложения по планированию работы школы на следующий учебный год:



Предварительный просмотр:

МКОУ СОШ с.п. Тамбовское

Классный час на тему «Как здорово жить!»

(Профилактика суицида в начальной школе.)

Для учащихся 2-4классов

                                                                                                                                 

                                                                                                                 Автор :   педагог- психолог Мухамеджанова З.Г.            

                                                 

2020

Классный час на тему «Как здорово жить!»

                         (Профилактика суицида в начальной школе.)

         Цель:

     формирование у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса          сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.

Задачи:

  • Обучающие:  учить оказать помощь и защиту другому, учить уметь  принять помощь от окружающих,обеспечить себе безопасность; учить умению снять стрессового состояния; учить умению принимать эффективное решение проблем, возникающих в психическом состоянии , общении, обучении.
  • Воспитывающие: воспитывать внимательное отношение к людям; сострадание и щедрость по отношению к близким, милосердие.
  • Развивающие: привитие существующих в обществе социальных норм поведения,  развитие ценностных отношений в социуме.
  • Способствовать формированию позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, карточки со словами (жизненные ценности), конверты с изображением солнца и лучиками, на которых написаны слова, картинки с изображением туч и каплей дождя, корзина с карточками, бумажные звёзды  с афоризмами , магниты, конверты с цветами, клей , альбомные листы.

C:\Users\Света\Desktop\0_98450_ac8dcdfa_orig.pngПлан мероприятия:

Интерактивная беседа. Мотивация к классному часу.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами! Я хочу с вами познакомиться . Вы желаете? Дело в том, что я не очень люблю, когда называют фамилии, часто бывает, что одинаковых имён много, то предлагаю такой способ знакомства: вы называете своё имя и любимый предмет в вашей жизни, без которого вы не можете обойтись. И так я начинаю: Меня зовут Светлана Геннадьевна, я очень люблю детей! А вы?

-Мы только что услышали , что каждый из вас к чему-то или кому-то очень привязан. И мы не можем обойтись без того, что мы любим. Правда? Значит оно для нас имеет большую цену .

Классный руководитель.  Ребята, что не имеет цены ? Что называют « бесценным»? ( ответы детей)

Видео «Урок бабочки»

Классный руководитель.  Сейчас мы с вами просмотрим видео «Урок Бабочки». https://www.youtube.com/watch?v=wOYRv8kTGpM 

Анализ просмотренного видео.

Классный руководитель: Как вы думаете, для чего был создан этот ролик? Что пытался сделать человек? Как помочь? А помог ли? Так ли легко достаётся жизнь любому живому существу на земле? (ответы детей)

Классный руководитель. Всегда ли нужна помощь и во всём ли?  Почему бабочка умерла?

Классный руководитель. Точно так же на свет появляется человек. Он тоже испытывает большие преграды, прикладывает много усилий , и не только он, но ещё и мама, которая ждала своего маленького человечка, мечтая о том , каким он будет счастливым и здоровым. ( слайд с изображением матери с ребёнком)

Классный руководитель. C:\Users\Света\Desktop\133675032212.jpgИ нет для матери большего богатства, как жизнь этого малыша, и нет для малыша большего богатства, как его жизнь, которую ему подарила мама.Так что же называют «бесценным»? (ответы детей)

-Верно, жизнь.

Классный руководитель. Что такое жизненные ценности? И есть ли они у каждого? ( ответы детей)

2. Учебный Диалог

(Слайд 2.)

Главные жизненные ценности человека

Сложно очертить их четкий круг. То, что может быть жизненно важно для одного, для другого не имеет принципиального значения. Но все же можно найти какое-то среднеарифметическое, которое и будет представлять основные жизненные ценности человека. Итак, что же к ним относится?

(Слад 3)

1. Первое, что назовет каждый – любовь. Причем не только к противоположному полу, но и к родным, близким, друзьям. Любовь порождает сострадание, а без него не обходятся ни один список жизненных ценностей.

2. Понимание – обязательный пункт, который включают в себя жизненные ценности любого человека. Каждый хочет быть понятым, но и понимание других ведет к разрешению и предотвращению конфликтов.

3. Уважение позволяет вдохновляться положительными чертами других, найти недостатки в себе и исправить их. Но что самое приятное – это те жизненные ценности, транслируя которые мы лишь приумножаем их в своей жизни.

4. Дисциплина, которую многие стараются избегать. Мало кто относит ее к жизненным ценностям человека. Многие считают это рутиной, но на самом деле это выполнение своих обязанностей. Не всегда это тяжелый и унылый труд. Выполнять их можно с радостью.

5. Вера в людей, в том числе и в себя. Транслируя эти жизненные ценности, вы заражаете уверенностью окружающих и укрепляете веру в себя самого.

6. Благодарность – это то малое, что может поднять в другом волну энтузиазма и дружелюбия.

7. Прощение помогает нам повернуться лицом к будущему и не мучиться обидами и болями.

8. Дружба – это жизненные ценности человека, на которые он опирается в трудную минуту.

9. Надежда не дает нам опустить руки, когда кажется, что впереди уже ничего не светит.

10. Оптимизм помогает противостоять плохому – попросту его не замечать.

11. Терпение позволяет принимать верные решения.

12. Толерантность помогает уметь ладить со всеми людьми. Независимо от личных предпочтений.

C:\Users\Света\Desktop\Image18.gif13. Честность. У кого бы вы ни спросили, какими являются его основные жизненные ценности, место честности найдется всегда. Она помогает признавать свои ошибки, изменить себя к лучшему, выстроить доверительные отношения.

Классный руководитель. Человек, обладая такими жизненными ценностями –богатый человек. Не в золоте богатство. Сейчас каждый из вас расскажет и покажет нам своё  богатство в жизни, создав некоторую модель.

3. Моделирование.

Классный руководитель Сейчас мы сделаем свою модель богатства и превратим её в солнышко. Сам круг солнца будет представлять собой вашу жизнь, а его лучи C:\Users\Света\Desktop\animaytsiya-kartinki-solnyiyshko-15.jpg расскажут ,насколько богата она  у каждого из вас. На лучике вы отметите свои жизненные ценности. (дети работают, учитель направляет)

Самое богатое солнышко мы поместим на доску.

4. Беседа « Умеем ли мы избежать беды» , «Умеем ли мы решать свои проблемы?»

Классный руководитель . Как характеризуют погоду, когда на небе светит солнышко, ни дождика, ни ветра?

Но не всегда , ребята, небо бывает безоблачным, денёк теплым и без осадков. Набегают тучки, льёт дождь, поднимается ветер.

 Классный руководитель ( Помещаю на доску тучи, капли дождя)

Так же и в жизни каждого из нас не всегда всё протекает без проблем, обид, ошибок.

Я хочу вас попросить , что бы каждый из вас , называя ситуацию, которую считаете для себя проблемой, подходил к доске и убирал капельку дождя.

(Дети , рассказывая о своих обидах и проблемах, выходят к доске по одному и убирают капли дождя)

C:\Users\Света\Desktop\лл.pngПосмотрите, наш дождь уже прекратился. Погода улучшается и наше настроение тоже. Что же поспособствовало этому? (ответы детей)

Конечно же наши жизненные ценности: (слайд 4)

  1. Мы честно поделились своими проблемами.
  2. Толерантно отнеслись к друг другу, выслушав внимательно и с пониманием.
  3. Слушали друг друга терпеливо и ждали своей очереди открыться.
  4. Рассказывали о своих ошибках с надеждой на то, что вас поймут.
  5. С оптимизмом налаживали «погоду» , иначе говоря нашу жизнь на сегодняшний день себе и окружающим.

И  таким образом мы не обошлись ни без одной жизненной ценности, что бы « прогнать дождь», иначе говоря решить проблему , не забывая о понимании, дружбе, прощении.

Вот и тучки рассеялись на нашем небосклоне.(Убираю тучи с доски). А ведь ни так всё плохо и было, правда? Сколько полезного мы все-таки нашли для себя, да и другим помогли!

5.Игра и тренинги
« Интересная рыбалка»

C:\Users\Света\Desktop\main_589493_original.pngКаждый участник группы «ловит рыбу», доставая из корзинки карточку с неоконченным предложением. После этого он зачитывает предложение, завершая его своими собственными словами.

Предложения на карточках:

Самый большой страх — это…

Я не доверяю людям, которые…

Я сержусь, когда…

Я не люблю, когда…

Мне грустно когда… 

Когда я спорю…

Когда на меня повышают голос, я…

Самое грустное для меня…

Человек считается неудачником, если…

Мне скучно, когда…

Я чувствую неуверенность, когда…

 Акция «Мечтатели»  

 Цель: создание позитивного настроения, развитие умения замечать положительные качества в себе  и говорить  об этом. На бумажных бабочках заканчивают   фразу:  

мне  нравится что я…

Тренинг «Я люблю тебя жизнь»  

Цель: формирование толерантных установок в отношении жизненных ситуаций. Групповое чтение и  свое продолжение цепочки  из  афоризмов   о ценности жизни, написанных на разноцветных   бумажных звездах

6. Рефлексия (Слайд5 ,музыкальный)

-У вас на столе лежат бумажные зонтики. Они изготовлены из разноцветных полос. Сегодня на нашем занятии мы учились с вами чему? С помощью чего решать проблемы ? Мне бы очень хотелось, что бы вы  на каждой полосе зонтика ,как должны относится к друг другу люди, что бы не обидеть никого.

- И если вы считаете, что после нашей беседы  проблемы сможете уже решить без зонтика, то поместите его на доске. А теперь давайте полюбуемся, какие мы все замечательные, сколько в нас добра и жизнелюбия!

        C:\Users\Света\Desktop\umbrella_PNG494.png


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дистанционный классный час по профилактике суицида в 1- 4 классах МКОУ СОШ с.п .Тамбовское 2020г.

Слайд 2

Что такое жизнь?

Слайд 3

Самое ценное- это жизнь «Жизнь – есть величайшее благо, дарованное Творцом. Смерть же есть величайшее и последнее зло» Н.А.Бердяев.

Слайд 4

Естественные права – это права, данные человеку от рождения. Обладание им есть естественная необходимость человеческого бытия. К ним относятся право на жизнь, свободу и собственность. Из них право на жизнь занимает главное место в иерархии прав человека, т.к.при лишении человека данного права не имеет смысла говорить о каких-либо других правах и свободах .

Слайд 5

4. Разные люди видят жизнь по разному, и каждый из нас должен находить смысл в своей собственной жизни. Что думают люди о смысле жизни? Жизнь – путь к победе (Ю. Цезарь). Жизнь – миссия (Н.Ф. Федоров) Жизнь – игра (У. Шекспир) Жизнь – посвящение себя другому (А.П. Чехов) Жизнь – любовь (Франсуа Фенелон) Жизнь – постоянные перемены (Игорь Северянин) Жизнь – счастье (Ф. М. Достоевский) Жизнь – творчество (Н.В. Гоголь)

Слайд 7

Согласно одной из ведущих теорий развития Э. Эриксона выделяется восемь фаз в психосоциальном становлении человека. Младенчество (от рождения до 1 года). В это время формируется базовое доверие к миру Раннее детство (1 — 3 года). Появление чувства стыда, осознание собственной независимости и самостоятельности. Дощкольный возраст (4 — 6-7 лет). Игровое развитие инициативы, появление чувства вины и ответственности. Школьный возраст (7-8 — 12 лет). Формирование трудолюбия и навыков. Юность (13 — 19 лет). Возраст самосознания и осознания своего места в мире. Молодость (19-35 лет). Начало зрелости, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, годы до начала среднего возраста. Взрослость (35-60 лет). Период, когда человек прочно связывает себя с определенным родом занятий, а его дети становятся подростками. В это время происходит борьба творческих сил против косности и застоя. Старость (от 60 лет). Период, когда основная работа жизни закончилась, подведение итогов. Окончательное цельное представление о себе, своём жизненном пути в противовес возможному разочарованию в жизни и нарастающему отчаянию. Сегодня с учетом увеличения продолжительности жизни рубежи старости отодвигаются. Многое здесь зависит от социо - культурных различий, в частности отличие европейского образа жизни от азиатского. По классификации Всемирной организации здравоохранения от 2015 г. рубежи старости отодвинулись и предложена такая периодизация жизни. 25-44 – молодой возраст; 44-60 – средний возраст; 60-75 – пожилой возраст; 75-90 – старческий возраст; После 90 – долгожители. Однако согласно социологическому исследованию, проведенному в Великобритании, большинство жителей этой страны считают, что пожилой возраст начинается после 70, а молодость заканчивается в 55 лет.

Слайд 8

Выбор жизненных ценностей

Слайд 9

Жизнь – наслаждение,

Слайд 10

жизнь – созидание,

Слайд 11

Один мудрец взял пустой кувшин и наполнил его доверху небольшими камнями. Собрал своих учеников и задал им первый вопрос: «Скажите, уважаемые, полон ли мой кувшин?» На что те ответили: «Да, полон». Тогда мудрец взял банку с горохом и высыпал её содержимое в кувшин с камнями. Горох заполнил все промежутки между ними. Задал мудрец второй вопрос: «Полон ли теперь мой кувшин?» Ученики вновь подтвердили, что да, полон. Тут мудрец взял коробку с песком и его тоже высыпал в кувшин. Песок просочился сквозь горох и камни и занял всё свободное место. Еще раз спросил мудрец своих учеников, полон ли кувшин, и снова услышал утвердительный ответ. Тогда достал мудрый человек кружку, полную воды, и вылил ее в банку до последней капли. Засмеялись ученики, видя все это.

Слайд 12

Сказал мудрец: «Я хотел, чтобы Вы осознали, что кувшин — это наша жизнь. Камни — самая главная составляющая жизни каждого: дети, семья, здоровье, друзья. Горох — это те вещи, которые иметь приятно, но всё же это не самое важное: дом, работа, машина, драгоценности и пр. Песок же символизирует мелочи, которых полно в жизни любого человека. Если сначала кувшин наполнить песком, не останется места для гороха и тем более для камней. Так же и в жизни: если тратить время на пустяки, его совсем не остается на самое главное. Уделяйте внимание своим родным и близким, себе и друзьям, а заняться уборкой, ремонтом, шопингом всегда найдется возможность. Мудрец уже собирался уходить, когда один из учеников задал вопрос: «А для чего же была нужна вода?» Учитель с улыбкой ответил: «Я добавил в кувшин воды, чтобы показать Вам, что как бы ни занята была ваша жизнь, всегда найдется место для отдыха». .

Слайд 13

Самые важные вещи(семья, дети, здоровье) – менее значимые (работа, квартира, машина) – мелочи жизни (повседневная жизнь) -

Слайд 14

Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы… Н. Островский Как басня, так и жизнь ценится не за длину, но за содержание. Сенека Благо - не всякая жизнь, а жизнь хорошая. Сенека Кто не ценит жизнь, тот недостоин её. Леонардо да Винчи. В конце концов, человеку дана всего одна жизнь – от чего же не прожить ее как следует? Д. Лондон Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала своё хорошее настроение. Б Спиноза

Слайд 15

Любите жизнь во всех её проявлениях, радуйтесь каждому дню и будьте счастливы!



Предварительный просмотр:

Бланк ответов

_______________Ф.И.

Номера вопросов

Категории обследова-

ния

расшифровка

1 балл

2 балла

1

РО

РО- родительское отношение

2

3

4

НГШ

НГШ- неготовность к школе

5

6

Л

Л -леворукость

7

8

9

10

11

НС

НС - невротические симптомы

12

13

14

15

16

И

И - инфантилизм

17

18

19

20

21

ГС

ГС - гиперкинетический синдром, чрезмерная расторможенность

22

23

24

25

26

ИНС

ИНС - инертность нервной системы

27

28

29

30

НП

НП - недостаточная произвольность

31

32

33

34

35

НМ

НМ - низкая мотивация учебной деятельности

36

37

38

39

40

АС

АС - астенический синдром

41

42

43

44

45

46

НИД

НИД - нарушения интеллектуальной деятельности

Бланк ответов

_______________Ф.И.

Номера вопросов

Категории обследова-

ния

расшифровка

1 балл

2 балла

1

РО

РО- родительское отношение

2

3

4

НГШ

НГШ- неготовность к школе

5

6

Л

Л -леворукость

7

8

9

10

11

НС

НС - невротические симптомы

12

13

14

15

16

И

И - инфантилизм

17

18

19

20

21

ГС

ГС - гиперкинетический синдром, чрезмерная расторможенность

22

23

24

25

26

ИНС

ИНС - инертность нервной системы

27

28

29

30

НП

НП - недостаточная произвольность

31

32

33

34

35

НМ

НМ - низкая мотивация учебной деятельности

36

37

38

39

40

АС

АС - астенический синдром

41

42

43

44

45

46

НИД

НИД - нарушения интеллектуальной деятельности