Статьи, выступления
Статьи на инфосайтах, выступления на заседаниях МО
Скачать:
Предварительный просмотр:
Совершенствование
орфографических и пунктуационных навыков в процессе обучения русскому языку
в 7-9 классах
Современная методика предлагает достаточно активные методы и приемы обучения. Заниматься выработкой орфографических и пунктуационных навыков необходимо постоянно: при изучении всех разделов языка (морфологии, словообразования, синтаксиса и т. д.) и на всех этапах обучения (объяснения нового материала, закрепление, повторение и т. д.).
Бесспорно, повышение орфографической и пунктуационной грамотности остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в школе.
Есть такие ученики, которые хорошо знают теоретический материал, но не всегда применяют его при написании. В результате допускают орфографические и пунктуационные ошибки. Трудности в овладении орфографическими навыками зависят не только от незнания правил или грамматических понятий, но и от неумения применять их в практике письма. Пользоваться правилом практически - значит рассуждать, опознавать и квалифицировать орфограммы. Все это требует сложной работы. Для многих учеников это утомительно и трудно. Словесники настойчиво ищут причины этого неблагополучия, чтобы принять меры по их устранению.
Можно выделить несколько причин безграмотности учащихся:
- неумение «видеть» орфограммы
- понижение уровня познавательного интереса учащихся; не все ученики пытаются запомнить правила, осознать,
- понижение уровня чтения, особенно самостоятельного;
Способность видеть орфограммы - это необходимое условие для овладения орфографическими нормами, для успешного применения правил. Значит, эту способность у учащихся нужно воспитывать.
Главным средством воспитания орфографической зоркости является правильное, своевременное формирование понятия об орфограмме. При этом обучение умению находить орфограммы - ставить орфографические задачи - рассматривается как первоначальный и специальный период в обучении правописанию.
В деятельности учителя можно выделить несколько направлений:
1. Поиск интенсивных приемов формирования орфографической зоркости учащихся;
2. Формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков учащихся путем создания творческой атмосферы на уроке;
3.Реализация задачи развития логического мышления учащихся, обучения школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
4. Усиление практической направленности обучения русскому языку;
5. Поддержание и совершенствование умения и навыков, сформированных в начальной школе.
Навыки грамотного письма требуют непрерывной целенаправленной работы.
Среди упражнений, с помощью которых происходит формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков, используется списывание (простое и осложненное), обучающие диктанты, а также упражнения творческого характера: конструирование словосочетаний и предложений, изложения и сочинения малых форм; разные виды грамматического разбора. В методике разработаны различные виды обучающих диктантов. Рассмотрим их виды и приемы проведения.
Комментированное письмо. Учитель назначает комментатора и его помощника. Первый объясняет написание продиктованного и одновременно записывает слово или предложение. Помощник дополняет объяснение, если что-то было пропущено. Главная цель этого вида работы – предупреждение ошибок, поэтому класс должен писать одновременно с комментатором, не опережая его. Попутно развивается орфографическая и пунктуационная зоркость.
Списывание играет большую роль в развитии орфографических навыков учащихся. Это тренировка руки и глаза. Списывание большими порциями, без единой ошибки, иногда с грамматическими заданиями, типа: запомнить, указать, подчеркнуть, выделить. Такой прием эффективен в 5-7 классах.
Кроме орфографической, в русском языке существует и пунктуационная грамотность. Умело и свободно пользоваться знаками препинания школьники смогут лишь тогда, когда не только овладеют какой-то определенной суммой знаний, но и будут хорошо представлять себе природу пунктуации – ее значение, принципы, функции отдельных знаков препинания.
Важным этапом формирования у школьников соответствующих умений и навыков является выполнение пунктуационных упражнений, большинство которых строится на текстах, напечатанных без знаков препинания.
Основная цель обучения пунктуации в школе – научить учащихся применять те правила пунктуации, которые в их обыденности являются базой русской пунктуации. Это четкие, постоянно действующие не допускающие исключений правила. Они учитывают и смысловую сторону и структурно-грамматическую. Эти правила предусмотрены программой, а отклонения от них – ошибка. – Усвоение этих правил создает хорошую основу для осуществления этих целей развернуть углубленную и разностороннюю по усвоению учащихся пунктуации, как средство, помогающего передать на письме оценки мыслей и чувств, которые в звучащей речи передаются интонационно, или очевидно вытекают из ситуации общения. Это особый разряд правил.
Содержание пунктуации включает пунктуационное понятия и умения. Пунктуационные понятия: - знак препинания (особый графический знак, служащий для выделения смыслового отрезка речи), - пунктуационно смысловой отрезок (смысловой отрезок речи, требующий постановки знака препинания), - пунктуационное правило (это инструкция, в которой перечислены условия выбора места для необходимого знака).
Пунктуационная ошибка – это использование необходимого знака препинания, или употребления его там, где он не нужен.
Работа над пунктуационными ошибками складывается из тех звеньев, что и при изучении орфографического правила. Работа над ошибками – важный этап в деле формирования пунктуационных умений. Она складывается из специальной работы по предупреждению пунктуационных ошибок, фиксации учителем пунктуационных ошибок, учета слов с ошибками при подготовке урока работы над ошибками, работа над ошибками на уроке.
Упражнения, которые обеспечивают при обучении пунктуации большую самостоятельность, активность в мыслительной и речевой деятельности учащихся, могут быть самыми разнообразными. Рассмотрим некоторые из них.
Упражнения аналитического характера
Пунктуационный разбор. Важнейшим видом упражнений при обучении пунктуации является пунктуационный разбор, т. е. объяснение уже поставленных знаков препинания в текстах упражнений.
Письмо по памяти. Отдельные тексты, насыщенные знаками препинания на целый ряд правил, после детального пунктуационного разбора заучиваются, а затем (через несколько дней) записываются по памяти. Чтобы предупредить списывание, хорошо предложить сидящим рядом ученикам записывать разные тексты.
В работе по формированию орфографической зоркости у учащихся наиболее эффективными следует считать следующие орфографические упражнения:
1. Списывание текста с пропущенными буквами. При выполнении упражнения важно не просто списать, но и вставить буквы, объяснить свои действия.
2. Письмо по памяти. Для этого вида работы чаще всего предлагаются стихотворные тексты, которые заранее заучиваются наизусть, а потом ученик текст по памяти.
3. Объяснительные диктанты. Учитель диктует текст по предложениям, а учащиеся записывают в тетрадях. После записи один из учеников читает свою запись и объясняет орфограммы и пунктограммы, остальные следят за своими тетрадями и исправляют допущенные ошибки. Такое упражнение повышает самостоятельность учащихся и повышает у них фонематический слух.
4. Подготовленные диктанты. Этот вид упражнения предлагает учебник. Дома учащиеся записывают слова с пропущенными орфограммами, а в классе эти же слова учащиеся пишут под диктовку.
5. Контрольный диктант. Контрольный диктант является основным средством проверки грамотности учащихся и усвоения ими изученного материала. Контрольные диктанты проводят после изучения определенной темы, в конце учебной четверти, полугодия, учебного года. Виды контрольных диктантов: полный (контрольный диктант без изменения текста), контрольный диктант с грамматическим заданием.
6. Контрольный тест. Контрольный тест позволяет за короткое время проверить знания, умения и навыки учащихся по определённой теме.
7. Пользование орфографическими словарями. На уроках русского языка ученики работают с орфографическими словарями. Орфографическая зоркость, наблюдательность, запоминание формы слова, самоанализ – вот результаты такой работы.
8. Работа над ошибками. В классе проводится работа над ошибками, но некоторым ученикам после проведенных диктантов предлагаются индивидуальные задания по допущенным ошибкам.
Выработка навыков правописания — процесс длительный. Чтобы научить детей успешно преодолевать орфографические трудности, нужно систематически работать на протяжении многих лет.
Основные причины орфографических ошибок:
-бедный словарный запас
-отсутствие орфографической зоркости
-влияние просторечий, диалектов
-отсутствие занятий по обобщению правил
-неумение пользоваться словарями и т.д.
Предупреждает появление орфографических ошибок вся система работы по орфографии. Она имеет две формы: самоконтроль учащихся за выполнением работы и организуемая учителем словарно-орфографическая работа.
Самоконтроль ученика. Самоконтроль - намеренное перечитывание учеником написанного с целью нахождения возможных ошибок и их исправления. Пишется исправленное слово и 2 примера на ту же тему.
Развитию у учащихся подлинной грамотности помогают:
- нетрадиционные задания;
- применение эталонных в речевом отношении текстов для анализа;
- доступная учащимся форма подачи лингвистических знаний.
В качестве примера нетрадиционных заданий приведем примеры задания из «Методических рекомендаций к курсу русского языка» под редакцией М.М. Разумовской.
В некоторых случаях требуется указать по схеме принадлежность слова к той или иной части речи или объяснить значение слова, опираясь на его схему: ∩ ист •. (Ответ: шахматист, гитарист, парашютист – то есть человек определенной профессии, занятия.) А с каким удивлением и радостью открытия знакомятся ученики со знаменитой фразой академика Л.В. Щербы о «глокой куздре»!..
В практике уместно использование лингвистической игры «Аукцион», суть которой заключается в том, что учащимся предлагается рассказать о слове, например, зимушка, с точки зрения разных разделов лингвистики:
- фонетика – 7 букв и 7 звуков, три слога, 1-ый – ударный, звуки [з], [м] – звонкие, звуки [ш] и [к] - глухие и т.д.; Λ
- словообразование – зимушка – зима + -ушк- (суффиксальный способ образования);
- морфология – имя существительное, неодушевленное, нарицательное, 1-го склонения, женского рода, единственного числа, в именительном падеже.
Таким образом, мы говорим о слове, давая ему различные характеристики. Победителем оказывается тот, кто последним назовет отличительный признак данного слова.
В качестве нетрадиционных упражнений приведем следующие примеры:
- Превратите данный текст сначала в текст, состоящий только из:
-ССП
- СПП
- БСП
- Предложений с разными видами связи
Игра
Мальчишки гоняли по тротуару шайбу. Она щёлкала звонко, летала легко и отчего – то крошилась.
Я приблизился и увидел. Мальчишки играют пряником вместо шайбы. Ржавым, медовым, круглым пряником. Такие нам в детстве давали по праздникам. Бывало, перед надкусыванием пряника долго слизываешь с него сладь. Она застывала разводами, пятнами и лунками.
Пряник походил на маленькую далёкую луну. Он, как луна, был манящ, недоступен и призрачен.
(По В. Астафьеву)
- «Выудите» слова, которые вместе образуют устойчивые словосочетания. Запишите их, объясните значения:
Шить изобилие истина калач ярлык заварить рог площадка развесистый наклеить смотреть волк лыко тёртый прописной клюква каша стартовый
- Проведите «синтаксические раскопки». Их смысл: в приведённом тексте необходимо расставить все знаки препинания, определив границы предложений и все случаи обособления внутри них. Разделите текст на абзацы. На работу отводится 10-15 минут.
Когда Лёва был ещё мальчишкой во дворе их дома проживал пёс неопределённого цвета и неустановленной породы пёс был ничейный жил под домом кормили его все и он любил всех и страдал от обжорства и добродушия у него была одна страсть гонять кошек увидев противника Дэвик так вычурно звали пса превращался в преследователя никто никогда не видел чтобы Дэвика кошку поймал однажды Лёва стал свидетелем позора всеобщего любимца Дэвик по своему обычаю крутился во дворе когда из-за сарая вышел серый обычной полосатой раскраски кот и сел глядя на окружающий мир с равнодушным презрением как умеют смотреть только кошки да получившие неожиданное и большое наследство мещане Дэвик увидел кота рванулся казалось пёс способен разорвать на клочки и тигра Лёва открыл было глаза чтобы крикнуть неразумному коту беги кот беги кот жмурился вылизывал лапу когда до его смерти оставалось всего несколько метров кот открыл глаза поднял лапу и замер как Дэвик тормозил он выставил передние сел на задние лапы подняв облако пыли сумел остановиться в метре от своей «жертвы» остановившись пёс встряхнулся с лживой безразличностьб зевнул и стороной стороной затрусил к сараям по своим собачьим надобностям кот зажмурившись начал долизывать свою лапу.
Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом как основной дидактической единицей. Тексты должны быть эталонными в речевом отношении. Хорошим подспорьем для учителя являются тексты учебника-практикума по русскому языку для старших классов А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой (М.: Вербум – М, 2004), практического курса Т.М. Пахновой (М.: Вербум – М, 2001). Текст должен быть еще и интересным, познавательным для учащихся, поэтому рекомендуем работу со сборником А.Г. Нарушевича «Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку» (Библиотечка «ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ», серия «Русский язык», выпуск 23. М.: Чистые пруды, 2008), текстами сборников, рекомендованными ФИПИ.
Урок по комплексному анализу текса можно проводить в форме зачёта. Предлагаются на карточках тексты для анализа. Вопросы и задания могут быть такими:
- Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова, которые отражают тему текста.
- Определите стиль текста. Докажите своё мнение.
- Докажите, что это текст. (Доказательство должно строиться на конкретном материале — анализе лексических, морфологических, синтаксических средств, обеспечивающих главные свойства текста — цельность и единство).
- Каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является данный текст?
- Какие средства связи между предложениями используются в тексте (в одном абзаце)? Какой способ связи между предложениями?
- Объясните, пользуясь словарём, значение выделенных слов.
- Подберите к выделенным словам синонимы, антонимы. Чем отличаются слова, входящие в ряд синонимов? Почему из ряда синонимов в тексте используется данное слово?
- Найдите в тексте два - три многозначных слова. В каких значениях они употребляются? Составьте словосочетания (предложения), чтобы доказать многозначность данных слов.
- Найдите в тексте заимствованные слова. Объясните их значения.
- Озаглавьте текст. Объясните смысл названия. На что указывает заглавие: на тему или основную мысль текста?( Предложите свои варианты названия)
- Какие языковые средства помогают автору выразить своё отношение, оценку?
- Какова роль односоставных предложений? Как их использование связано с содержанием текста?
- Какие орфограммы встретились в словах текста? Можете сгруппировать их?
- Какие пунктуационные правила можно встретить в предложении?
- Составьте план текста, перескажите текст.
- Выполни разные виды грамматического разбора.
- Подготовьтесь к выразительному чтению текста, (выберите нужный тон, определите место коротких и длинных пауз; отметьте слова, на которых следует сделать логическое ударение; обратите внимание на интонацию в предложениях с вводными словами, обращением и т.д.)
Кроме того, для успешного обучения, в том числе орфографии и пунктуации, необходимо:
- обеспечение условий для формирования мотивационной сферы учащихся;
- применение индивидуального подхода к учащимся;
- создание ситуации успеха для каждого ученика.
Предварительный просмотр:
Развитие монологической речи на уроках литературы
Анализ состояния преподавания русского языка и литературы показывает, что в школе недостаточно формируются навыки и умения устной и письменной речи. Теоретические сведения о русском языке, литературе не используются в полной мере для формирования практической речевой деятельности. А это означает, что проблема соотношения знаний о языке и практического владения языком еще не решена. Один из путей решения данной проблемы – продолжение формирования коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку и литературе.
Необходимо прежде всего продолжить обучение решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть сформировать у него коммуникативную компетенцию.
Одна из основных задач учителя русского языка и литературы - обучение ребят навыкам устной и письменной речи, которые являются главными составляющими развития критического мышления. Развивать устную речь - значит способствовать тому, чтобы она была более логичной, точной, выразительной и образной. И если логически правильной, точной и содержательной делают речь все уроки понемногу, то выразительность, образность, эмоциональность, связность и интонационная насыщенность приобретаются в большей степени благодаря урокам литературы.
Для этого использую на уроках следующие виды работ по развитию коммуникативных умений:
Устные дискуссии. Основная цель этого вида работы – научить слушать и слышать, формулировать свои мысли и аргументировать их. Темы дискуссий должны быть интересны и в то же время хорошо знакомы ребятам, это может быть, например, то художественное произведение, которое они вместе читали, или какое-то волнующее их событие.
Лингвистическая работа с опорой (опорным сигналом или опорным конспектом). Опорный конспект (например, по теме «Лексика») первоначально его читает учитель, на следующем уроке читают ребята. Группа задает вопросы, делает замечания, предлагает примеры и просит их объяснить, затем оценивает ответы. В данном случае от отвечающего требуется не импровизация, а точность, ясность речи, в том числе умение правильно употреблять термины, объяснять их, формулировать абстрактные положения, подкрепляя их конкретными примерами.
Доклады и сообщения. Сегодня это одна из наиболее распространенных форм работы в школе. Ученики готовят доклады и сообщения на разные темы на любом уроке. Учитель-филолог обязан научить ребенка готовить и оформлять сообщение: отделять главное от второстепенного, абстрактное от конкретного, структурировать, строить сообщение так, чтобы заинтересовать слушателей.
Пересказ художественного текста с различными заданиями: от имени героя, участника какого-либо события и т.п.
Все эти виды работ могут использоваться на каждом уроке русского языка наряду с обычным тренингом орфографических и пунктуационных навыков и лингвистической работой, однако развитие речи не должно восприниматься ребятами только как довесок к обычной работе и не должно отделяться от других видов учебной работы.
Эффективность использования образовательных технологий зависит от многих объективных и субъективных факторов. Важнейшими из этих факторов являются состояние здоровья учащихся и их психологические особенности. Поэтому необходимо:
- учитывать индивидуальные особенности ребят;
- добиваться оптимальных результатов при минимальных затратах времени и сил;
- обеспечивать психологический комфорт.
Выбор образовательных технологий осуществляется в зависимости от того, какие цели поставлены. Цель современного урока - формирование таких компетенций, которые ведут к мотивации обучения, то есть осознанному получению знаний, умений и навыков, учат быть успешным, повышают самооценку. Результативным является проблемно-диалоговый метод обучения, в ходе которого учащиеся самостоятельно открывают общую идею. На начальном этапе изучения той или иной темы я знакомлю учащихся с общей идеей. После этого ребята выдвигают собственные гипотезы и идеи, проводят исследования, собирают информацию для доказательства или опровержения выдвинутой гипотезы, подводят итоги, планируют дальнейшую работу. Этот метод обучения обеспечивает высокую познавательную мотивацию ребят и требует постоянного творческого подхода.
Пересказ художественного текста заменяется другими разновидностями речевой деятельности, высказываниями продуктивного характера, содержащими анализ, оценку произведения, раскрытие собственных позиций выступающего.
На уроках используется следующую классификацию монологических высказываний на литературные темы:
I. Репродуктивные высказывания: воспроизводящие и творческие пересказы художественного текста, пересказы статей учебника, фрагментов литературоведческих и литературно-критических статей, мемуарных и эпистолярных материалов.
II. Продуктивные высказывания:
1. Научные, литературоведческие: развернутый устный ответ, сообщение, доклад.
2. Литературно-критические: литературное обозрение, критический этюд, критическое эссе, "слово о писателе" и др.
3. Искусствоведческие: рассказ или доклад о произведении искусства (картине, скульптуре, архитектурной постройке), речь экскурсовода, режиссерский комментарий и т.д.
4. Публицистические: речь о герое произведения, ораторское выступление, репортаж и т.д.
5. Художественно-творческие: а) литературно-художественные - стихи, рассказы, очерки, пьесы и т.д., самостоятельно сочиняемые школьниками; б) художественно-критические: художественно-биографический рассказ, рассказ о литературном событии, художественная зарисовка и др.
Использование перечисленных видов работ на уроках русского языка показало, что меняется отношение к предмету, ребята не боятся проявлять свою инициативу в решении предлагаемых заданий, высказывать свое собственное мнение, стремятся овладеть программным материалом на более высоком уровне, чтобы справиться с заданиями.
Таким образом, использование инновационных методик на уроках русского языка и литературы позволяет получать новые знания, создавать речевые произведения различных жанров, чувствовать собственную ответственность за результат.
Литература:
Ладыженская, Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка. – М., 1991. – 166 с.
Львов, М.Р. Основы теории речи. - М.: Педагогика, 2000. – 232 с.
Филичева, Т.Б, Т.В.Туманова. Совершенствование связной речи - М., 1994. - 154 с.
Предварительный просмотр:
Диагностика психологического климата в классном коллективе. Исследование межличностных отношений в классных коллективах.
Учителям хорошо известно, что есть классы, куда идѐшь с ощущением радости, работа в них вызывает прилив энергии, вдохновляет на поиск новых методических решений. Но есть и такие ученические группы, контакты с которыми хотелось бы сократить до минимума или вовсе избежать.
Обучение в школе занимает добрую долю жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности. Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, важным условием благополучного развития личности школьников является наличие в школе и классе благоприятного социально-психологического климата.
А.С. Макаренко выдвигал следующие основные признаки благоприятного психологического климата:
1. Проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость. Наличие чувства собственного достоинства у каждого члена коллектива,гордость за свой коллектив.
2. Единство коллектива, единение всех его членов.
3. Защищенность всех членов коллектива.
4. Разумная и полезная активность всех членов коллектива.
5. Умение быть сдержанным в действиях и словах.
По мнению А.С. Макаренко, результативность влияния коллектива на личность определяется самочувствием личности в коллективе, эмоциональном благополучии.
Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата:
- В классе преобладают подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другу, присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, ребята позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных.
- В классе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, он заметно разделяется на "привилегированных" и "пренебрегаемых", здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их, новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность.
- Такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете.
- Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, класс невозможно поднять на общее дело.
- Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство.
- В классе возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности.
- В трудных случаях класс не способен объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения; коллектив закрыт и не стремится сотрудничать с другими коллективами.
К условиям, определяющим эффективность влияния педагогов на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие:
- личностные качества педагогов (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность)
- профессиональные качества педагогов (теоретическая и методическая вооружённость).
- ориентация педагогов на эмоциональный комфорт школьников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности к действиям, формирующим благоприятный психологический климат.
Наиболее эффективными способами формирования и поддержания социально-психологического климата в классе, которые могут использоваться и педагогами и школьными психологами, являются следующие:
- так как социально-психологический климат - это результат совместной деятельности учащихся класса, их межличностного взаимодействия, то для его укрепления необходимо ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность;
- находить общие интересы, которые объединили бы детей класса и на их основе организовывать общие дела;
- формировать традиции класса, участвовать в общешкольных традиционных делах;
- если есть свободное время - привлекать ребят проводить его вместе: сходить в поход, отдохнуть и т.п.
- создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка. Для этого важно наличие активной позиции педагога по отношению к детям и классу;
- привносить общечеловеческие ценности в жизнь классного коллектива, поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций; не навязывать друг другу свое мнение, а, выслушивая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению;
- создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в школе и сохранению стабильно - положительных отношений между учителями и учащимися;
- развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;
- развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение
Таким образом, психологический климат в классе является важным инструментом, регулирующим всю систему социальных отношений, формирует личность каждого ученика. Поведение, самочувствие, работоспособность, способность мыслить и принимать разумные решения, все в конечном итоге зависит от климата классного коллектива. Влияние это может быть самым разнообразным, и его характер зависит от множества факторов, которые были рассмотрены в данной статье.
Советы для поддержания благоприятного психологического климата:
- Перед началом урока лучше «оставить за дверью» плохое настроение.
- Самый приятный звук для человека - это его имя.
- Помните, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».
- Не сравнивайте успехи отдельных учащихся.
- Если ребенка постоянно критикуют, он учиться ненавидеть.
- Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
- Если ребенка хвалят и поддерживают, он учится быть благодарным и
учится ценить себя.
Таким образом, благоприятный психологический климат создается гуманным
отношением учителя к ученику.
Эффективным инструментом, позволяющим определить психологический климат в классе, является тест.
Тест «Состояние психологического климата в классе»
1. С каким настроением ты обычно идешь в школу?
1) с отличным настроением;
2) обычно с хорошим настроением;
3) с безразличным настроением;
4) чаще с плохим настроением;
5) как правило с плохим настроением.
2. Нравятся ли тебе твои одноклассники?
1) Нравятся;
2) кто-то нравится, кто-то нет;
3) все равно;
4) мало кто нравится, большинство нет;
5) Все не нравятся.
3. Хотел бы ты перейти в другую школу?
1) Нет;
2) Иногда думаю об этом;
3) Без разницы;
4) Часто думаю об этом;
5) Хотел.
4. Нравится ли тебе учиться?
1) Да;
2) Скорее да, чем нет;
3) Все равно;
4) Скорее нет;
5) Нет.
5. Какие у тебя отношения с классный руководитель?
1) Все отлично;
2) Хорошо;
3) Все равно;
4) Скорее плохие;
5) Плохие.
6. В какой форме обычно к тебе обращаются учителя?
1) Уговаривают, дают советы, просят;
2) Обычно вежливо;
3) Все равно;
4) Чаще негативно;
5) Негативно.
Обработка результатов.
Бал за каждый ответ соответствует его порядковому номеру. Все баллы суммируются.
6-12 баллов — ученику комфортно учиться в классе, у него хорошие отношения с одноклассниками, он высоко оценивает психологический климат в классе.
13-18 баллов — ученику безразличен класс в котором он обучается и одноклассники. Наиболее вероятно, что у него имеется другая группа единомышленников, с которыми он активно общается.
19-30 баллов — ученик дает плохую оценку психологическому климату в классе.
