В помощь учителю географии

Шапкина Елена Викторовна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Географические знания в Древней Европе 5 класс Самара География

Слайд 2

Проверка домашнего задания Тест Что такое география? А) Наука, изучающая природу, население и его хозяйственную деятельность; Б) Наука, изучающая природу Земли; В) Наука, изучающая население Земли.

Слайд 3

2. Кого считают «отцом географии»? А) Марко Поло; Б) Эратосфена; В) Аристотеля. 3. На какие вопросы отвечала древняя география? А) Что это? Б) Почему это происходит? В) Какое строение имеет Земля?

Слайд 4

4 . Что изучает физическая география? А) Животных Земли; Б) Население Земли; В) Природу Земли. 5. Где был изобретён первый компас? А) В Китае; Б) В Греции; В) В Индии.

Слайд 5

6 . Где довольно точно определяли продолжительность года и был создан солнечный календарь? А) В Индии; Б) В Греции; В) В Египте. 7. Кто из древних учёных в 5 веке до нашей эры назвал Египет «Даром Нила»? А) Эратосфен; Б) Геродот; В) Тур Хейердал.

Слайд 6

8. Какие науки развивались в Древности в Индии? А) Письменность, культура; Б) Математика, астрономия; В) Религии, медицина.

Слайд 7

Правильные ответы А); Б); А); В); А); В); Б); А), Б), В).

Слайд 8

Познание Земли и развитии географии Многие идеи и достижения учёных и философов Древней Греции и Древнего Рима унаследованы современной географии

Слайд 9

№ Древние учёные Географические знания и открытия 1. Анаксимандр Милетский 2. Гекатей Милетский 3. Александр Македонский 4. Аристотель 5. Страбон 6. Клавдий Птолемей

Слайд 10

1. Расцвет древнегреческой цивилизации Существование с середине 2-го тыс. до н. э. Высший расцвет – с 8 по 2 век до н. э. Посещение стран Востока, имевшие более древнюю культуру. Описание суши и морских берегов мореплавателями. Изучение причин землетрясений, ветров, разливов Нила, распределение тепла на Земле. Самые важные работы греческих географов.

Слайд 11

Расцвет древнегреческой цивилизации Картография – наука о создании карт. А) Анаксимандр Милетский – автор книги «О природе». Составил древнейшую карту в 6 веке до нашей эры . Карта имела форму круга . В центре была изображена Греция , а вокруг другие земли, известные тогда учёным. Вся суша на карте была окружена океаном

Слайд 13

Расцвет древнегреческой цивилизации Страноведческая география – это география, описывающая страны (земли) и народы. Б) Гекатей Милетский в 5 веке до нашей эры составил описание Ойкумены – так греки называли весь известный им в то время мир. Положил начало страноведческому направлению в географии.

Слайд 14

Расцвет древнегреческой цивилизации В) Походы Александра Македонского Греки расширили представления о мире. Получили сведения об Индии , берегах Аравийского моря, Персидского залива . Узнали о Египте .

Слайд 15

Расцвет древнегреческой цивилизации Идея о шарообразности Земли. Г) Аристотель в 4 веке до нашей эры привёл доказательства шарообразности Земли . Высказал идею об оболочках Земли. Основоположник физической географии .

Слайд 16

2. Древний Рим Географические представления складывались благодаря военных походов. Завоевания почти всё побережья Средиземного моря, берегов Персидского залива на востоке. Путь через пролив Ла-Манш на север Европы.

Слайд 17

Древний Рим А) Страбон представлял страноведческое направление в географии. Много путешествовал и свои впечатления и наблюдения описал в знаменитой «Географии» (в 17 книгах).

Слайд 18

Первое описание почти всех стран Европы, Азии и Африки.

Слайд 19

Древний Рим Математическая география Б) Клавдий Птолемей изложил в «Руководстве по географии» способы построения карт и привёл перечень нескольких тысяч пунктов с указанием их точного местоположения . Составлена карты мира . Написан труд «География» (в 8 книгах) – полный свод географических знаний древности.

Слайд 22

Домашнее задание Параграф 4. Ответить на вопросы и задания в конце параграфа. Задание № 3 стр. 4 (т/т), принести АТЛАС


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГЕОГРАФИЯ В ДРЕВНОСТИ 5 класс

Слайд 2

Подумаем Какие приспособления позволяли людям в древности совершать плавания? Почему люди в древности плавали вдоль берегов? Могли ли в древности люди совершать кругосветные путешествия?

Слайд 3

ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ 1. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ Древний Египет – одна из древнейших мировых цивилизаций, зародившаяся в Северо-Восточной Африке, в долине Нила («речная» цивилизация) Принято считать, что слово «Египет» происходит от древнегреческого « Айгюптос ». Оно возникло, вероятно, от Хет -ка-Птах — города, который греки впоследствии именовали Мемфисом . Сами же египтяне называли свою страну «Та Кемет » — Черная Земля — по цвету местной почвы. По словам Геродота , Египет — «дар Нила», ибо Нил был источником неиссякаемого плодородия, основой всей хозяйственной деятельности населения.

Слайд 4

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ Египтяне определили продолжительность года (12меяцев) и суток (24ч.); разработали солнечный календарь

Слайд 5

ЭКСПЕДИЦИЯ В Пунт 1482-1481 до н.э Страна Пунт ( «Земля Бога ») восточная оконечность Африки Статуя царицы Хатшепсут , снарядившей экспедицию по Красному морю в Пунт

Слайд 6

2. Древняя индия Южная Азия, полуостров Индостан Теперь на ее территории существуют пять государств - Индия , Пакистан, Непал, Бангладеш, Шри-Ланка.

Слайд 7

ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ В Индии развивались Письменность, культура, м атематика, астрономия. В Индии рано началась эпоха морских путешествий. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МИРЕ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ (стр. 15)

Слайд 8

3.ДРЕВНИЙ КИТАЙ Изобрели первый компас ПЕРВЫЕ КАРТЫ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ - IV в. до н. э. были сделаны в древнем царстве Цинь . Первое известное употребление геометрической сетки и градуированной шкалы встречается в записях картографа Пэй Сю (224- 271).

Слайд 9

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: П. 3 СТР. 15 УСТНО ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ 1,2,3. т/т ( Тетрадь-тренажёр): с. 4 №1,2; с. 7 № 1,2; с.12 №1, с. 13 № 3 Принести атлас и т/т №1


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Атмосферное давление и ветер 6 класс

Слайд 2

1. Атмосферное давление Атмосферное давление – это сила, с которой давит на каждую единицу земной поверхности столб воздуха, находящийся между поверхностью Земли и верхней границей атмосферы. Единицы измерения - мм рт. ст. Прибор для измерения – барометр.

Слайд 3

2. Изменение Атмосферного давления А) Нормальное (среднее) атм. давление На уровне моря на параллели 45 при температуре воздуха 0 0 С нормальным будет давление в 760 мм рт. ст.) Б) Низкое (Н) и высокое (В) давление Атмосферное давление Повышенное Нормальное Пониженное Распределите цифры по группам: 785; 750; 760; 770; 745

Слайд 4

в) Изменение давления с высотой С поднятием вверх воздух становится менее плотным и понижается на каждые 10 м на 1 мм рт ст

Слайд 5

Задание № 1 А) Альпинисты поднимаются на гору, высота которой 5100м. У подножья горы давление было 720 мм рт . ст. На сколько изменится давление на вершине? 5100 : 10 = 510 720 – 510 = 210 мм рт. ст Ответ: на 210 мм рт. ст . б) Определите, на какой высоте летит самолет, если за бортом самолета давление 450 мм рт. ст., а у поверхности Земли 750 мм. рт. ст. 1). 750 – 450 = 300 мм рт. ст. 2). 10 * 300 = 3000 м Ответ : на высоте 3000 метров

Слайд 6

3. Ветер - горизонтальное перемещение воздуха. Главная причина образования ветра – это разница в атмосферном давлении над разными участками земной поверхности. Ветер всегда дует из областей Земли с высоким атмосферным давлением к областям, где атмосферное давление ниже . Направление ветра – по стороне горизонта откуда он дует ( примеры стр. 111 учебника)

Слайд 7

Задание № 2 Покажите стрелками в каком направлении будет дуть ветер. 760 720 740 720 735 754 Где сила ветра будет больше? Чем больше разница в атмосферном давлении, тем сильнее ветер.

Слайд 8

4. Постоянные ветры Постоянные ветры образуются вследствие существования на Земле поясов повышенного и пониженного давления ( примеры: пассаты, ветры западного переноса)

Слайд 9

Быстрее нагревается и остывает суша 756 мм +20 С 758 мм +15 С 5. Сезонные и суточные ветры

Слайд 10

А) Муссоны Б) Бризы (дневной, ночной) В) местные ветры (фён, бор) Муссоны — это ветры, меняющие направление на противопо­ложное два раза в год. Муссоны, так же как бризы, возникают из-за различий в на­гревании и охлаждении суши и океана. Но, в отличие от бризов, это различия, возникающие по сезонам года.

Слайд 12

Зимой муссоны дуют с более холодного континента на теплый океан, а летом — на­оборот: с более холодного океана на теплый материк. Летние муссоны приносят на континенты морской воздух и много осадков. Зимние муссоны — сухие, так как дуют с континентов на океан. Наиболее ярко муссоны проявляются на юге и востоке Евразии (Индия, Восточный Китай, Дальний Восток России).

Слайд 13

Как образуется ветер бриз? водоём Н в суша бриз

Слайд 14

суша водоём в н Ночной бриз

Слайд 15

На метеорологических станциях за направлением и скоростью ветра наблюдают с помощью флюгера

Слайд 16

Задание № 3 Смоделируйте ветры, которые могут возникнуть в жаркий летний день над местностью. Для этого перерисуйте рисунок в тетрадь. лес речка лес

Слайд 18

Географическая задача. Инспектор Варнике (герой печатавшихся в 70-е годы в журнале «Наука и жизнь» популярных комиксов) расследовал дело об убийстве, совершенном в полдень в нескольких километрах от берега моря. На допросе, проводимом инспектором, один из подозреваемых настаивал на своем алиби. Он утверждал, что в момент совершения преступления гулял по набережной моря и затратил почти целый час, пытаясь достать из воды унесенную с его головы шляпу, которую легким ветерком отгоняло все дальше и дальше от берега. Почему же этот рассказ заставил инспектора Варнике усомнится в алиби подозреваемого?

Слайд 19

6. Роза ветров

Слайд 21

Задание № 4 «Построение розы ветров» Данные календаря погоды Направление ветра С Ю З В СЗ СВ ЮЗ ЮВ Количество дней с ветром такого направления 4 6 10 2 3 1 2 2 Примечание : 1 деление-2 дня.

Слайд 22

План анализа розы ветров В течение какого промежутка времени велись наблюдения Количество дней для ветра каждого направления Направление ветра с наибольшим количеством дней Направление ветра с наименьшим количеством дней Направление, в котором ветер не дул вообще

Слайд 23

Домашнее задание П. 43 Сделать задания № 1-4 из презентации Т/т стр. 21 № 8,9,10; стр. 29 №4,5; стр. 30 №6,7,8; стр. 35 № 9,10 Календарь погоды заполнить до конца Декабря


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Природные зоны Африки Цель урока: Выделить и дать характеристику природным зонам Африки. Задачи урока: Продолжить формирование представлений о природе Африки; Познакомиться с органическим миром экваториальных лесов, саванн и пустынь; Закрепить и углубить знания о взаимодействии природных компонентов и их влияние на формирование природных зон.

Слайд 2

Определение понятия Природная зона – это крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности и животного мира.

Слайд 3

План изучения природной зоны Географическое положение Климат Почвы Растительный мир Животный мир

Слайд 4

Природные зоны Африки

Слайд 5

Природные зоны Африки Влажный экваториальный лес Саванна Пустыня

Слайд 6

Влажный экваториальный лес- это природная зона, для которой характерна вечнозеленая растительность, расположенная ярусами Климат Почвы Растения Животный мир 23 0 сш 0 0 23 0 сш Влажный экваториальный лес

Слайд 7

Почвы Красно-желтые ферраллитные Содержат много железа Органические вещества разлагаются до конца и не накапливаются Обилие влаги приводит к непрерывному промыванию на большую глубину почв Происходит заболачивание Климат Экваториальный пояс Экваториальные воздушные массы – влажные и жаркие t и +24 0 С t я +24 0 С осадков 1000-2000мм Дожди идут равномерно в течении всего года

Слайд 8

Растительность 1000видов В лесу сумрак и сырость. Растительность вечнозеленая, расположена ярусами. На стволах и ветвях деревьев селятся растения –паразиты. Множество лиан, пальмы, фикусы, хлебное дерево, мимозы, эбеновое дерево, красное дерево, железное дерево, масличная пальма, бананы и др.

Слайд 9

Животный мир Горилла Леопард Окапи Шимпанзе

Слайд 11

Саванна- это природная зона, для которой характерна смена сухого и влажного сезонов года, преобладает травянистый покров с отдельными деревьями или группами деревьев Климат Почвы Растительность Животный мир 23 0 сш 0 0 23 0 сш саванна саванна

Слайд 12

Субэкваториальный пояс Летом господствуют экваториальные воздушные массы – влажные и жаркие; зимой – тропические – сухие и жаркие t и +24 0 С t я +24 0 С Осадков 1000-2000мм Выделяются сезоны: сезон дождей - лето сезон засухи -зима Почвы Красно-бурые саванн Плодородные Органические вещества накапливаются в сухой сезон Климат

Слайд 13

Растительность Молочаи Баобабы Зонтичные акации Масличные пальмы Различные травы У растения развились приспособились к сухому сезону года: жесткие, сильно опушенные листья, толстая кора.

Слайд 14

Животный мир Антилопы Гну Носорог Зебра Жираф Саванны богаты растительной пищей, поэтому там много крупных травоядных животных. Эти животные вынуждены пробегать большие расстояния в поисках воды . Слоны Буйволы Бегемоты Лев Гиена

Слайд 16

Пустыня- это природная зона с очень малым количеством осадков, редкой растительностью, а местами лишенной её Климат Почвы Растительность Животный мир 23 0 сш 23 0 сш 0 0 Сахара Намиб

Слайд 17

Климат Тропический пояс Тропические воздушные массы – сухие и жаркие t и +32 0 С t я +16 0 С Осадков менее 100мм Почвы Тропические пустынные Мало перегноя Много минеральных солей. Из-за отсутствия дождей соли из почв не вымываются. При искусственном орошении на таких почвах можно получать хорошие урожаи.

Слайд 18

Растительность Растения имеют: длинные корни листья-колючки Вельвичия Пейзаж в пустыне Сахара Намиб Алоэ

Слайд 19

Животный мир Шакал Змея Верблюд Фенек Страус

Слайд 21

Домашнее задание П. 23 Таблицу природных зон перечертить в тетрадь Т/Т с.38-39 №8-16; с. 45 № 2,3,4. Вопрос: Почему зона пустынь на севере материка занимает большую территорию, а на юге протянулась вдоль западного побережья?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Глобальные экологические проблемы

Слайд 2

1. Глобальная проблема Одно из определений относит к глобальным "проблемы, возникающие в результате объективного развития общества, создающие угрозы всему человечеству и требующие для своего решения объединенных усилий всего мирового сообществ. Экологическая проблема — это изменение природной среды, в результате антропогенного воздействия или стихийных бедствий , ведущее к нарушению структуры и функционирования природы

Слайд 3

2. Концепция устойчивого развития. Конференция ООН по окружающей среде и развитию

Слайд 5

Два пути устойчивого развития: Промышленный: внедрение экологически чистых производств Природный: ограничение потребления

Слайд 6

3. Глобальные экологические проблемы

Слайд 7

Проблема загрязнения Примеры Источники загрязнения Последствия загрязнения Пути решения проблемы Загрязнение атмосферы ТЭС, металлургия, химическая, нефтехимическая, целлюлозно-бумажная отрасли промышленности, автомобильный транс-порт, радиоактивное загрязнение. Загрязнение литосферы Твердые отходы, грязные отрасли промышленности- энергетика, металлургия, химическая, целлюлозно-бумажная; горные выработки. Токсичные и радиоактивные отходы. Загрязнение гидросферы Промышленность (черная и цветная металлургия, энергетика, нефтепереработка и нефтехимия, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная), транспорт, коммунальное хозяйство. .

Слайд 8

3.1. Загрязнение атмосферы. Основными загрязнителями атмосферы на сегодняшний день являются окись углерода и сернистый газ . Сейчас общепризнанно, что наиболее сильно загрязняет воздух промышленное производство. Источники загрязнений - теплоэлектростанции, которые вместе с дымом выбрасывают в воздух сернистый и углекислый газ; металлургические предприятия, особенно цветной металлургии, которые выбрасывают в воздух оксиды азота, сероводород, хлор, фтор, аммиак, соединения фосфора, частицы и соединения ртути и мышьяка; химические и цементные заводы. Вредные газы попадают в воздух в результате сжигания топлива для нужд промышленности, отопления жилищ, работы транспорта, сжигания и переработки бытовых и промышленных отходов.

Слайд 9

Проблема озонового слоя. Как известно, жизнь на Земле появилась только после того, как образовался охранный озоновый слой планеты, прикрывший ее от жестокого ультрафиолетового излучения. Многие века ничто не предвещало беды. Однако в последние десятилетия было замечено интенсивное разрушение этого слоя. Проблема озонового слоя возникла в 1982 году, когда зонд, запущенный с британской станции в Антарктиде, на высоте 25 - 30 километров обнаружил резкое снижение содержания озона. С тех пор над Антарктидой все время регистрируется озоновая "дыра" меняющихся форм и размеров. По последним данным на 1992 год она равна 23 миллионам квадратных километров, то есть площади, равной всей Северной Америке. Позднее такая же "дыра" была обнаружена над Канадским арктическим архипелагом, над Шпицбергеном, а затем и в разных местах Евразии, в частности над Воронежем.

Слайд 10

Проблема кислотных осадков. Кислотные дожди вызывают не только подкисление поверхностных вод и верхних горизонтов почв. Кислотность с нисходящими потоками воды распространяется на весь почвенный профиль и вызывает значительное подкисление грунтовых вод. Кислотные дожди возникают в результате хозяйственной деятельности человека, сопровождающейся эмиссией колоссальных количеств окислов серы, азота, углерода . Эти окислы, поступая в атмосферу, переносятся на большие расстояния, взаимодействуют с водой и превращаются в растворы смеси сернистой, серной, азотистой, азотной и угольной кислот , которые выпадают в виде “кислых дождей” на сушу, взаимодействуя с растениями, почвами, водами. Одна из причин гибели лесов во многих регионах мира – кислотные дожди. Для решения этой проблемы необходимо увеличить объём систематических измерений соединений загрязняющих атмосферу веществ на больших территориях.

Слайд 11

3.2. Загрязнение воды. На свои нужды человечество использует главным образом пресные воды. Их объём составляет чуть больше 2% гидросферы, причём распределение водных ресурсов по земному шару крайне неравномерно. В Европе и Азии, где проживает 70% населения мира, сосредоточено лишь 39% речных вод. Общее же потребление речных вод возрастает из года в год во всех районах мира. Известно, например, что с начала нынешнего века потребление пресных вод возросло в 6 раз, а в ближайшие несколько десятилетий возрастёт еще, по меньшей мере, в 1,5 раза. Недостаток воды усугубляется ухудшением её качества. Используемые в промышленности, сельском хозяйстве и в быту воды поступают обратно в водоёмы в виде плохо очищенных или вообще неочищенных стоков. Таким образом, загрязнение гидросферы происходит, прежде всего, в результате сброса в реки, озера и моря промышленных, сельскохозяйственных и бытовых сточных вод. Согласно расчетам ученых, в конце ХХ века для разбавления этих самых сточных вод может потребоваться 25 тыс. км 3 пресной воды, или практически все реально доступные ресурсы такого стока! Нетрудно догадаться, что именно в этом, а не в росте непосредственного водозабора – главная причина обострения проблемы пресной воды.

Слайд 12

Загрязнение воды . В настоящее время к числу сильно загрязненных относятся многие реки – Рейн, Дунай, Сена, Огайо, Волга, Днепр, Днестр и др. Растет загрязнение Мирового океана. Причем здесь существенную роль играет не только загрязнение стоками, но и попадание в воды морей и океанов большого количества нефтепродуктов. В целом, наиболее загрязнены внутренние моря – Средиземное, Северное, Балтийское, Внутреннее Японское, Яванское, а также Бискайский, Персидский и Мексиканский заливы. Одним из основных санитарных требований, предъявляемых к качеству воды, является содержание в ней необходимого количества кислорода. Вредное действие оказывают все загрязнения, которые, так или иначе, содействуют снижению содержания кислорода в воде. Нарастающее загрязнение водоемов и водостоков наблюдается во всех промышленных странах. Информация о содержании некоторых органических веществ в промышленных сточных водах предоставлена ниже: ЗАГРЯЗНЯЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА КОЛИЧЕСТВО В МИРОВОМ СТОКЕ МЛН.Т./ГОД 1. Нефтепродукты 26,563 2. Фенолы 0,460 3. Отходы производств синтетических волокон 5,500 4. Растительные органические остатки 0,170 5. Всего 33,273

Слайд 13

3.3. Загрязнение почвы. Почвенный покров Земли представляет собой важнейший компонент биосферы Земли. Именно почвенная оболочка определяет многие процессы, происходящие в биосфере. Почти все загрязняющие вещества, которые первоначально попали в атмосферу, в конечном итоге оказываются на поверхности суши и воды. Оседающие аэрозоли могут содержать ядовитые тяжелые металлы – свинец, ртуть, медь, ванадий, кобальт, никель. Обычно они малоподвижны и накапливаются в почве. Но в почву попадают с дождями также кислоты. Соединяясь с ним, металлы могут переходить в растворимые соединения, доступные растениям. В растворимые формы переходят также вещества, постоянно присутствующие в почве, что иногда приводит к гибели растений.

Слайд 14

Пути решения экологических проблем. Главное, однако, не в полноте списка этих проблем, а в осмыслении причин их возникновения, характера и, что самое важное, в выявлении эффективных путей и способов их разрешения. Подлинная перспектива выхода из экологического кризиса -в изменении производственной деятельности человека, его образа жизни, его сознания. Научно-технический прогресс создаёт не только "перегрузки" для природы; в наиболее прогрессивных технологиях он даёт средства предотвращения негативных воздействий, создаёт возможности экологически чистого производства. Возникла не только острая необходимость, но и возможность изменить суть технологической цивилизации, придать ей природоохранительный характер. Одно из направлений такого развития – создание безопасных производств. Используя достижения науки, технологический прогресс может быть организован таким образом, чтобы отходы производства не загрязняли окружающую среду, а вновь поступали в производственный цикл как вторичное сырьё. Пример даёт сама природа: углекислый газ, выделяемый животными, поглощается растениями, которые выделяют кислород, необходимый для дыхания животных.

Слайд 15

1 . Главным виновником химического загрязнения воды является: 1 ) водная эрозия; 2 ) ветровая эрозия; 3 ) человек; 4 ) гниение растений. 2. Причиной обмеления малых рек является: 1) севообороты; 2 ) глубокая вспашка; 3 ) вырубка лесов; 4 ) строительство дорог 3. Научно-технический прогресс: 1 ) должен развиваться с учетом законов природы; 2 ) должен устанавливать новые законы развития природы; 3 ) не должен учитывать законы природы; 4 ) развивается вне зависимости от развития природы. . 4. В крупных городах основным источником загрязнения воздуха являются: 1) тепловые электростанции ; 2)пищевые предприятия; 3) предприятия строительных материалов; 4 ) автотранспорт. 5. Экологически чистые источники энергии: 1 ) тепловые электростанции; 2 ) дизельные двигатели; 3 ) атомные электростанции; 4 ) солнечные батареи. 6. Самые крупные экологические катастрофы связаны с авариями в промышленности: 1) атомной; 2 ) нефтедобывающей; 3 ) химической; 4 ) металлургической. 7. Главный виновник уничтожения озонового слоя: 1) угарный газ 2 ) фреон; 3 ) углекислый газ; 4) сернистый газ .. 8. Основная причина кислотных дождей – наличие в атмосфере Земли: 1 ) угарного газа; 2) углекислого газа 3 ) сернистого газа; 4 ) аэрозолей. 9. Созданию парникового эффекта способствует наличие в атмосфере Земли: 1 ) углекислого газа; 2) сернистого газа; 3 ) фреон 4 ) аэрозолей. . 10. Массовая гибель рыбы при разливе нефти в водоемах связана с уменьшением в воде: 1) световой энергии; 2) кислорода; 3) углекислого газа; 4) солености. .

Слайд 17

Вопросы для обсуждения 1. Расскажите, об опасности загрязнения вод Мирового океана нефтью и нефтепродуктами. 2. Как можно решить проблему обеспечения пресной водой населения Земли? 3. Докажите, что решение проблем охраны окружающей среды необходимо решать совместными усилиями всех стран мира. 4. Что значит термин “парниковый эффект”? Что является причиной этого явления? 5. Расскажите , каковы причины и возможные последствия разрушения озонового слоя . 6 . Расскажите об основных путях решения природоохранных проблем.

Слайд 18

Задания из ВПР Используя географические знания, сформулируйте и обоснуйте Вашу точку зрения относительно того, существует ли связь между человеческой деятельностью и глобальными климатическими изменениями. Сформулируйте и обоснуйте Вашу точку зрения на эту проблему. Запишите рассуждения, подтверждающие Вашу точку зрения. 1. Глобальные изменения климата, наблюдаемые на Земле, вызывают тревогу и находятся под пристальным вниманием учёных. Данные многолетних наблюдений свидетельствуют о повышении за последние 40 лет общепланетарной температуры и об изменении состава атмосферы. Существуют разные точки зрения относительно причин происходящих изменений климата и состава атмосферы. Одни учёные считают их причиной хозяйственную деятельность человека, другие указывают на естественные природные факторы.

Слайд 19

2. Запасы полезных ископаемых, расположенные на дне морей, составляют 50% газовых богатств России и четвёртую часть нефтяных. Существуют разные точки зрения относительно экологической целесообразности и экономической эффективности добычи полезных ископаемых на шельфе. Экологи считают, что такая деятельность опасна, экономисты указывают на необходимость развития нефте - и газодобычи в северных регионах страны. Используя географические знания, сформулируйте и обоснуйте Вашу точку зрения относительно необходимости добычи полезных ископаемых в северных регионах России. Сформулируйте и обоснуйте Вашу точку зрения на эту проблему. Запишите рассуждения, подтверждающие Вашу точку зрения. 3. Всего в России работает 13 гидроэлектростанций мощностью более 1000 мегаватт. И ещё более сотни ГЭС меньшей мощности. Богучанская ГЭС, когда будет достроена, займет пятую строчку в этом списке. Энергетики продолжают считать строительство ГЭС одним из наиболее эффективных направлений развития энергетики, экологи указывают на отрицательное воздействие на природу и хозяйственную деятельность выше и ниже створа плотины. Существуют разные точки зрения относительно экологической целесообразности и экономической эффективности строительства ГЭС. Используя географические знания, сформулируйте и обоснуйте Вашу точку зрения на эту проблему. Запишите рассуждения, подтверждающие Вашу точку зрения.

Слайд 20

Домашнее задание П. 10, заполнить таблицу, решить тест, подготовить устный ответ на вопросы, письменный ответ на задания из ВПР.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема «Население» при подготовке к ЕГЭ По материалам банка данных ФИПИ

Слайд 2

В заданиях части А проверяются: ч исленность , воспроизводство населения мира; половой, возрастной и этнический состав населения; крупнейшие народы, языковые семьи и их географическое распространение; мировые религии; миграция населения; размещение и расселение населения мира; крупнейшие города и городские агломерации . При изучении этих вопросов необходимо анализировать много статистических показателей, характеризующих численность и воспроизводство населения, его плотность, уровень урбанизации, возрастную структуру. Невозможно удержать в памяти все статистические данные. Достаточно знать хотя бы первую десятку (по убыванию) крупнейших по численности стран мира и крупнейшую по числу жителей страну отдельного крупного региона; иметь общее представление о тех регионах, где наибольшая и наименьшая плотность населения; знать, каково соотношение городского и сельского населения в развитых и развивающихся странах.

Слайд 3

С оотношение доли детей и населения других возрастов в структуре населения страны или региона зависит непосредственно от показателей рождаемости, смертности, воспроизводства в целом . Чем выше показатель рождаемости , тем больше доля детей в возрастной структуре населения (характерно для развивающихся стран). Чем выше продолжительность жизни , зависящая от качества жизни (характерно для развитых стран), тем больше в возрастной структуре населения людей пожилого возраста, значит, показатель смертности на тысячу жителей ниже. 1.Численность , воспроизводство населения мира

Слайд 4

Сравниваемые черты Первый тип воспроизводства Второй тип воспроизводства Уровень рождаемости низкий Высокий Уровень смертности В странах, в которых проявляется « старение»населения , смертность высокая Смертность высокая, но не во всех странах, в основном смертность относительно низкая из-за высокой доли детей Уровень естественного прироста низкий Высокий страны Развитые Развивающиеся Доля детей Низкая Высокая Доля пожилых людей Высокая Низкая На что направлена демографическая политика На повышение рождаемости На понижение рождаемости 1.1. Типы воспроизводства

Слайд 5

Высокие темпы прироста вызывают ряд проблем: 1.Продовольственную - нехватка продуктов питания. 2.Истощение земель – нерациональное их использование. 3.Загрязнение окружающей среды – свалки мусора, и т.д. 4.Проблема нехватки чистой воды

Слайд 7

Низкие показатели рождаемости Высокие показатели рождаемости высокий уровень урбанизации (более 75 %) высокий уровень жизни. высокий уровень образования и возрастание лет, затраченных на учебу. увеличение расходов на содержание ребенка. Изменение статуса женщин: эмансипация, желание сделать карьеру и т.д. увеличение доли пожилого населения. последствия войн, конфликтов, террора. увеличение возраста вступления в брак преобладание сельского образа жизни. низкий уровень жизни. религиозные традиции, поощряющие многодетность. традиции многодетности подневольное положение женщин, ранние браки. рост уровня медицины. улучшение санитарной культуры. . 1. 2. Социально-экономические причины, влияющие на рождаемость

Слайд 8

Страны с наибольшей численностью населения: . Страны с численностью населения более 100 млн. человек По прогнозам к 2050 году Россия будет занимать 17 место, уступая Мексике, Филиппинам, Вьетнаму, Ирану, Египту, Японии и тд . тд . № Страна Население 1 КНР 1,322,178,190 2 Индия 1,131,191,071 - Европейский союз 491,018,683 3 США 307,200,664 4 Индонезия 235,382,136 5 Бразилия 190,256,710 6 Пакистан 172 800 042 7 Бангладеш 156,746,427 8 Нигерия 152,740,000 9 Россия 141,828,023 10 Япония 127,417,000

Слайд 9

По­ка­за­тель 2010 г. 2011 г. 2012 г. Чис­лен­ность по­сто­ян­но­го на­се­ле­ния на1 ян­ва­ря, че­ло­век 2 641 016 2 633 550 2 631 073 Сред­не­го­до­вая чис­лен­ность на­се­ле­ния,че­ло­век 2 637 570 2 632 312 2 633 176 Есте­ствен­ный при­рост на­се­ле­ния,че­ло­век, зна­че­ние по­ка­за­те­ля за год –3067 –1670 1478 Задание 33 № 1 Ис­поль­зуя дан­ные таб­ли­цы, опре­де­ли­те по­ка­за­тель есте­ствен­но­го при­ро­ста на­се­ле­ния (в ‰) в 2011 г. для Перм­ско­го края . При расчётах ис­поль­зуй­те по­ка­за­тель сред­не­го­до­вой чис­лен­но­сти на­се­ле­ния . За­пи­ши­те ре­ше­ние за­да­чи. По­лу­чен­ный ре­зуль­тат округ­ли­те до де­ся­тых долей про­мил­ле. Чис­лен­ность и есте­ствен­ный при­рост на­се­ле­ния Перм­ско­го края

Слайд 10

2012 г. 2013 г. 2014 г. Численность по­сто­ян­но­го на­се­ле­ния на 1 января, человек 143 056 000 143 347 059 143 657 134 Среднегодовая чис­лен­ность населения, человек 143 201 721 143 502 097 — Естественный при­рост населения, человек, зна­че­ние по­ка­за­те­ля за год –4251 22 913 — Задание 33 № 2 Используя дан­ные таблицы, опре­де­ли­те по­ка­за­тель есте­ствен­но­го при­ро­ста на­се­ле­ния (в ‰) в 2013 г. для Рос­сий­ской Федерации. При расчётах ис­поль­зуй­те по­ка­за­тель сред­не­го­до­вой чис­лен­но­сти населения . За­пи­ши­те ре­ше­ние задачи. По­лу­чен­ный ре­зуль­тат округ­ли­те до де­ся­тых долей промилле. Численность и есте­ствен­ный при­рост на­се­ле­ния Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

Слайд 12

Распространение основных языков

Слайд 13

3.Основные языки по числу говорящих

Слайд 14

4. мировые религии

Слайд 15

5. миграция населения

Слайд 16

6. Размещение и расселение населения мира Размещение населения по территории земного шара крайне неравномерно. Выделяют три главных ареала размещения населения: - Восточная, Юго-Восточная и Южная Азия, где проживает половина населения Земли; - Европа (около 520 млн. человек); - Восток США (более 200 млн. человек).

Слайд 17

Городское и сельское население мира. Более половины населения мира живёт в сельских населённых пунктах. Существуют групповая (деревенская) и рассеянная (фермерская) формы расселения. Первая форма характерна для Европы, России, Китая, Японии, развивающихся стран. Вторая – преобладает в США, Канаде, Австралии, Северной Европе. Единого понятия «город» для всех стран не существует. В Исландии, Финляндии, Швеции, Дании городом считается населённый пункт с числом жителей более 200 человек; в Канаде, Австралии – более одной тысячи; в Германии, Франции – более 2 тыс.; в США – 2,5 тысячи; в Индии – более 10 тысяч; В Нидерландах – более 20 тысяч человек. Крупнейшим городом мира по численности населения является Токио (27 млн. человек). Роль городов усилилась с ростом промышленного производства. Рост городов, повышение их роли в обществе, распространение городского образа жизни называется урбанизацией. Различают темпы урбанизации (рост городского населения) и уровни урбанизации (доля горожан). Между этими понятиями существует взаимообратная связь: чем выше уровень урбанизации, тем ниже её темпы, и наоборот. Уровни и темпы урбанизации различны по странам и регионам мира. 7. Урбанизация

Слайд 18

Примеры заданий по теме «Население » № 1

Слайд 19

2. Расположите пе­ре­чис­лен­ные стра­ны в по­ряд­ке воз­рас­та­ния в них по­ка­за­те­ля доли лиц млад­ше 15 лет в общей чис­лен­но­сти населения, на­чи­ная со стра­ны с наи­мень­шим зна­че­ни­ем этого показателя . 1) Кения 2) Великобритания 3) Аргентина 3. Расположите перечисленные страны в порядке возрастания в них показателя средней ожидаемой продолжительности жизни населения, начиная со страныс наименьшим значением этого показателя . 1) Чад 2) Великобритания 3) Болгария При решении задач такого типа основываемся на том, что доля лиц старше 65 связана с продолжительности жизни. Наиболее высока она у Японии и Скандинавских странах, потом идут страны Европы, США, Россия и СНГ, далее наиболее развитые из развивающихся стран (Бразилия, Аргентина, Мексика и др.) и замыкать список будут наименее развитые страны мира.

Слайд 20

4. Расположите пе­ре­чис­лен­ные стра­ны в по­ряд­ке воз­рас­та­ния в них по­ка­за­те­ля доли лиц млад­ше 15 лет в общей чис­лен­но­сти населения, на­чи­ная со стра­ны с наи­мень­шим зна­че­ни­ем этого показателя. 1) Канада 2) Перу 3) Чад 5. Расположите пе­ре­чис­лен­ные стра­ны в по­ряд­ке воз­рас­та­ния в них по­ка­за­те­ля доли лиц старше 65 лет в общей чис­лен­но­сти населения, на­чи­ная со стра­ны с наи­мень­шим зна­че­ни­ем этого показателя. 1) Эфиопия 2) Венгрия 3) Мексика Наибольшая доля пенсионеров наблюдается в странах с высоким уровнем жизни. Это, в первую очередь экономически развитые страны. Там высокие показатели продолжительности жизни. Поэтому там самая высокая доля лиц старше 65 лет

Слайд 21

6. Установите со­от­вет­ствие между стра­ной и диаграммой, от­ра­жа­ю­щей рас­пре­де­ле­ние её эко­но­ми­че­ски ак­тив­но­го на­се­ле­ния по сек­то­рам экономики: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца При ре­ше­нии за­да­ний этого типа опи­ра­ем­ся на сле­ду­ю­щие положения: боль­шая доля сель­ско­го хо­зяй­ства в струк­ту­ре на­се­ле­ния ука­зы­ва­ет на то, что стра­на — развивающаяся. Вы­со­кая доля сферы услуг ха­рак­тер­на для раз­ви­тых стран

Слайд 22

7. Какие три из пе­ре­чис­лен­ных го­ро­дов Рос­сии имеют наи­боль­шую чис­лен­ность населения? 1) Астрахань 2) Екатеринбург 3) Пермь 4) Сургут 5) Ижевск 6) Челябинск Место Город Население на 1 января 2018 года (тыс .) 1 Москва 12 506 2 Санкт-Петербург 5 352 3 Новосибирск 1 613 4 Екатеринбург 1 469 5 Нижний Новгород 1 259 6 Казань 1 244 7 Челябинск 1 202 8 Омск 1 172 9 Самара 1 163 10 Ростов-на-Дону 1 130 11 Уфа 1 121 12 Красноярск 1 091 13 Пермь 1 052 14 Воронеж 1 048 15 Волгоград 1 013

Слайд 23

8. Используя данные диаграммы, определите величину миграционного прироста населения в абсолютных величинах (чел.) Нижегородской области в 2008 г. Ответ запишите цифрами. Данные диаграмм — в промилле. Миграционный прирост определяется разницей между прибывшими из других регионов и стран и выбывшими. Выбыли: 9,9 + 0,5 = 10,4 Прибыли: 10,2 + 6,8 = 17,0 Прирост: 17,0 – 10,4 = 6,6 Так как данные диаграммы приведены в промилле, т. е. на тысячу человек, то: 6,6 · 1000 = 6600 чел. Ответ: 6600.

Слайд 24

9. Примеры заданий по теме МИГРАЦИЯ

Слайд 25

10. Используя дан­ные диаграмм, опре­де­ли­те величину ми­гра­ци­он­но­го прироста на­се­ле­ния Республики Ка­ре­лия в 2010 г. Ответ за­пи­ши­те цифрами.

Слайд 28

Задания по теме «Население» Какая из обозначенных буквами на карте мира территорий имеет наименьшую плотность населения?

Слайд 29

Примеры заданий