Образовательные технологии

Дронина Наталья Александровна

Применение и описание популярных и эффективных образовательных технологий для детского сада

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №27 «Филиппок»

        

Популярные и эффективные

 образовательные технологий

для детского сада 

воспитатель: Дронина Н.А.

г. Нижневартовск

Популярные и эффективные образовательные технологий

для детского сада


Название технологии

Задачи

Формы организации

Личностно-ориентированные технологии

·   Гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ.

·   Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов.

·   Приоритет личностных отношений.

·   Индивидуальный подход к воспитанникам, сотрудникам ДОУ.

·   Субъект-субъектное взаимодействие.

·   Игры, занятия, спортивные досуги.

·   Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность.

·   Упражнения, игры, гимнастики, массаж.

·   Тренинги, этюды, образно-ролевые игры.

Социоигровые технологии

·   Развитие взаимодействия «Ребёнок – ребёнок»,

«Ребёнок – родитель»,

«Ребёнок – взрослый» для обеспечения душевного благополучия.

·   Коррекция импульсивного, демонстративного, протестного, агрессивного, конформного поведения.

·    Формирование умений и навыков дружеского коммуникативного взаимодействия.

·    Решение задач социального «закаливания».

·    Создание условий для развития личностных качеств и способностей всех субъектов открытого образовательного пространства.

Развитие навыков полноценного межличностного общения, помогающего ребёнку понять самого себя.

·   Коллективные дела, работа в малых группах на занятиях, тренинги на умение договариваться.

·   Игры с правилами, игры-соревнования,  игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, режиссёрская игра.

·   Приёмы социально-направленные на создание ситуации успеха и комфортности.

·   Сказкотерапия.

·   Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки.

·   Тренинги.

·   Самопрезентация

Технология проектирования

·    Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

·   Работа в группах, парах.

·   Социально-активные приёмы (методы): метод взаимодействия, метод экспериментирования, метод рефлексивной деятельности, метод наблюдения, сравнения.

·   Беседы, дискуссии.

Здоровьеразвивающие технологии

·    Овладение набором простейших норм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья всеми субъектами открытого образовательного пространства.

·    Формирование субъектной позиции по отношению к собственному здоровью и ценностного отношения к своему здоровью у детей, сотрудников, родителей.

·    Увеличение резервов здоровья.

·   Пальчиковая гимнастика.

·   Гимнастика для глаз.

·   Дыхательная гимнастика.

·   Артикуляционная гимнастика.

·   Музыкально-дыхательные тренинги.

·   Динамические паузы.

·   Релаксация.

·   Арттерапия.

·   Сказкотерапия.

·   Двигательная терапия.

·   Музыкотерапия.

·   Цветотерапия.

·   Звукотерапия

·   Песочная терапия.

Управленческие технологии

·    Организация образовательной деятельности ДОУ.

·    Мониторинг образовательно-воспитательного и оздоровительного процессов.

·    Диагностическое целеполагание, планирование, проектирование педагогического процесса.

·   Работа органов самоуправления.

·   Коллективные и индивидуальные формы организационно-методической работы.

·   Мониторинг (оценка состояния), методики исследования.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №27  «Филиппок»

Тема: «Игры с правилами как способ формирования произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста в группах компенсирующей направленности».

 

Воспитатель

МБДОУ №27

Дронина Наталья Александровна,

высшая квалификационная категория

г. Нижневартовск – 2014

г.

Проанализировав уровень сформированности регуляторных способностей, как одно из условий социальной готовности детей к школе. Было выявлено : что из всех показателей развития регуляторных способностей имеют низкий уровень следующие показатели.

  • Умение слушать взрослого и выполнять его просьбы, задания, поручения;
  • Умение понимать задания в целом и самостоятельно выполнять в соответствии с алгоритмом действия;
  • Умение договариваться со сверстниками в игре и выполнять взятые на себя роли;
  • Умение с помощью взрослого анализировать свои ошибки и исправлять их;
  • Умение регулировать свои действия, по словам «надо», «можно», «нельзя».

 Как Вы думаете? Как же помочь ребенку осознать свое поведение?

Наиболее эффективным средством формирования данных показателей в дошкольном возрасте мы считаем игру с правилами. Именно в такой игре дети начинают соотносить свое поведение с образцом поведения, который задан в правиле, а значит, задумываться, правильно ли они действуют.

Игра - это школа социальных отношений для ребенка; в ней он учится сотрудничеству, тем качествам, которые помогают и воспитателю и детям стать партнерами в общем деле. В игре со сверстниками ребенок освобождается от всего, что "давит" на него в повседневной жизни, забывает о страхе, злости, печали и т.д. В процессе игры осуществляется своеобразная групповая психотерапия; идет настоящая жизнь для ребенка. Однако в игре с правилом средство осознания своего поведения (правило) обычно задается взрослым или кем-то другим. Вместе с тем очевидно, что осознание своего поведения не может ограничиваться выполнением инструкций и правил, даже если они присваиваются ребенком и становятся средством организации его действий.

 Как с вашей точки зрения, появляется способность сознательно ставить цели и действовать в их направлении? 

Очевидно, что эта способность предполагает, прежде всего, осознание своих целей (знание того, чего я хочу) и своего поведения (что и как я для этого делаю), т.е. она требует определенного уровня развития самосознания. Но иногда наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психическом развитии: наблюдается повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, депрессивные состояния, негативизм, чувство  ущемленности. Особенности поведения таких детей отмечаются и в их играх. Становление произвольного поведения ребенка проходит ряд этапов и связано с выделением и осознанием правил своего поведения и становлением функции контроля.

Этапы формирования регуляторных способностей через игры с правилами.

1. Знакомство с правилами игры (прямое руководство, воспитатель играет ведущую роль).

2. Организация игры с правилами совместно с детьми (воспитатель в роли координатора по выполнению  правил игры).

3. Самостоятельная организация игры детьми (без помощи взрослого).

Приведу пример организации и проведения игры с правилами  «Найди игрушку». В этой игре дети получают навык действия по правилам, что создает условия для управления своими эмоциями, произвольностью и анализу своего поведения.

В начале игры дети располагаются  перед  фланелеграфом. На нем воспитатель, при участии детей, делает план комнаты.

Затем  один из детей (водящий) выходит из комнаты, а воспитатель вместе  с остальными  ребятами  прячет игрушку в комнате, делая отметку на плане красным кружком. Пользуясь этой отметкой,  водящий отыскивает игрушку.

Водящими по очереди становятся все играющие.

Цель: Научить детей слушать взрослого и выполнять его просьбы, задания, поручения; регулировать свои действия, по словам «надо», «можно», «нельзя»; договариваться со сверстниками в игре и выполнять взятые на себя роли;

На первом этапе знакомства с игрой обучаю детей слушать взрослого и выполнять правила задаваемые взрослым по ходу игры. После проведенной игры  провожу анализ вместе с детьми: интересуюсь понравилась или не понравилась  игра. Что именно понравилось и не понравилось. Какое из правил игры было труднее выполнить и почему. Все ли дети выполняли правила игры. Данный совместный анализ игры позволяет  учить детей с помощью взрослого анализировать свои ошибки, регулировать свои действия словами «надо», «можно», «нельзя».

На втором этапе  организую игру, предложив роль ведущего ребенку. При этом   участвую в игре,  являясь, в тоже время , координатором выполнения правил игры. Данная моя позиция  позволяет показать образец выполнения правил. Дети учатся  понимать задание в целом и самостоятельно выполнять их в соответствии с алгоритмом действия. Дети вместе с ведущим составляют план игровой зоны, где спрячут игрушку. Если дети забыли, что-то изобразить на плане, то я могу подсказать или помочь, что нужно еще добавить. Затем ребенка, которого выбрали при помощи считалки, выходит из групповой комнаты. Дети прячут игрушку и обозначают флажком на плане. Ребенок, который выходил, заходит в группу, ему показывают  план, чтобы он смог найти игрушку. Остальные дети должны вести себя сдержано: не выдать место нахождения игрушки, эмоционально не  реагировать на ошибки или удачи ищущего игрушку, то есть должны произвольно управлять своими эмоциями и действиями. Кроме того дети учатся договариваться со сверстниками в игре. В конце проведения игры также проводится анализ:   получилась ли игра,  все ли дети выполняли правила, как еще можно было сделать. В случае, когда кто то из детей не справился с правилами предлагаю ребенку в слух проговорить, как он в следующий раз будет выполнять правила игры, то есть создаю модель будущего поведения.

И на третьем этапе, при организации игры с правилами, я выступаю в роли координатора (наблюдателя) по мере необходимости.

 Данная игра показывает уровень сформированности регуляторных способностей каждого ребенка. Чем выше уровень развития регуляторных способностей у детей, тем меньше требуется участие воспитателя в знакомой для детей деятельности.

Мы пришли к выводу, что алгоритм технологии обучения детей данной игре, может быть применен и в обучении другим видам деятельности.

Таким образом, игру можно считать школой произвольного поведения. Содержание  игр сосредоточено, главным образом, вокруг норм отношений между людьми, то есть ее основным содержанием являются нормы поведения, существующие среди людей. Игра имеет значение и для формирования:  дружного детского коллектива, самостоятельности, и положительного отношения друг к другу.  

Игры с правилами с нашей точки зрения решают  задачу развития саморегуляции  ребенка.

Развитие регуляторных способностей формируются в разных видах игр.

1. Дидактические игры - «Домино», «Мозайка», «Сложи квадрат», «Найди игрушку» и т.д.

2. Сюжетно-ролевые игры - «Больница», «Почта»,«Парикмахерская»,«Ателье», «Больница» и т.д.

3. Настольно-печатные игры - «Домашние животные», «Зеленый луг», «Сад»

4. Словесные игры - «Сделай, как я », «Скажи коротко », «Кто что делает» и т.д.

5. Тетрализованные игры - «Кот, петух и лиса»,«Гуси-лебеди»,«лиса и волк»

6. Творческие игры - «Идем по лесу», «Радость и грусть», «Маша и медьведь»

7. Подвижные игры - «Гуси-лебеди», «Горелки», «Веселые ребята», «Два Мороза», « Хитрая лиса»

Поэтому в группе  создаём атмосферу уюта, комфорта, игровой материал расположен удобно, доступно.  Дети большое предпочтение отдают подвижной игре. Так как в ней они чувствуют себя более раскрепощено. Подвижная игра учит искренности, товариществу, в ней формируется дисциплинированность, характер, воля. Подвижные игры помогают жизненные впечатления и переживания детей  отражать в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси-Лебеди», «Горелки », «Веселые ребята», «Два Мороза », «Хитрая лиса», хороводная игра «Огуречик» и др.).

Игра требует внимания, выдержки,  проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи, ответственности.  В подвижных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Например, зачины, дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, безоговорочное и точное выполнение правил.

Мы убеждены, что хорошо подобранная и правильно организованная игра, является сильным средством воспитания детей дошкольного возраста. Игра выполняет важные социальные функции, поскольку в ней ребенок ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива.

Использование игр с правилами позволило добиться положительной динамики в развитии регуляторных способностей детей.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: