Современные оценочные средства (мониторинг)

Дронина Наталья Александровна

Реализация основной образовательной программы дошкольного образования предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

      Диагностика педагогического процесса разработана с целью оптимизации образовательного процесса в МБДОУ ДС №27 «Филиппок». Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребёнком содержания образовательной программы ДО. В ходе образовательной деятельности педагоги создают диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мониторинг54.17 КБ
Файл Диагностические задания29.62 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностические задания для мониторинга в старшей группе детского сада

Диагностические задания образовательная область «Познание» для старшей группы.

Что изучается

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Материалы к заданию

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

Формирование целостной картины мира. Предметное и социальное окружение

1

Знания детей о видах транспорта, предметах, облегчающих труд человека в быту, и предметах, создающих комфорт

А) Дидактическая игра «Виды транспорта» (классификация видов транспорта: пассажирский, грузовой, транспорт специального назначения).

Б) Дидактическая игра «Найди пару».

Предметные картинки: троллейбус, автобус, трамвай, грузовик, самосвал, скорая помощь, милицейская машина, пожарная машина и другие.

Предметные картинки: веник, пылесос, нож, блендер, стиральная доска, стиральная машина, печатная машинка, компьютер и другие

1. Ребенок рассматривает картинки с различными видами транспорта.

Задание: разложи картинки по видам транспорта (пассажирский, грузовой, специальные машины).

2. Ребенок рассматривает картинки и сравнивает их.

Задания: сравни предметы и назови те, которые облегчают труд человека в быту и создают комфорт; разложи все картинки попарно (веник и пылесос, стиральная доска и стиральная машина и т. д.)

Высокий уровень - ребенок различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд людей в быту, легко справляется с заданиями без помощи педагога.

Средний уровень- ребенок допускает 1-2 ошибки при классификации видов транспорта и предметов, облегчающих труд людей в быту. Требует дополнительных инструкций.

Низкий уровень - ребенку требуются дополнительные пояснения, допускает более 3 ошибок, затрудняется в операции обобщения

2

Знания о свойствах и качествах различных материалов

Дидактическая игра «Что из чего?»

Материал: предметы разного качества: мячи резиновый, теннисный, футбольный; стакан стеклянный, пластмассовый; кружка фарфоровая; кубики пластмассовые, деревянные; ложки пластмассовые, металлические; салфетки бумажные, матерчатые.

1.Объедини предметы сделанные из стекла, пластмассы, резины и т. п.

2.Охарактеризуй деревянную ложку, называя свойства и качества материала, из которого она сделана (твердая или мягкая, хрупкая или прочная, температура поверхности теплая или холодная и др.). Затем педагог просит по этому же алгоритму дать характеристику еще 2-3 предметов.

3.Сравни металлическую ложку с деревянной матрешкой (металл холодный - дерево теплое), стеклянный стакан с металлической кружкой и другие.

Высокий уровень — ребенок без ошибок классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны. Самостоятельно характеризует свойства и качества этих материалов: структуру поверхности, твердость — мягкость, хрупкость - прочность, блеск, звонкость, температуру поверхности.

Средний уровень - при определении материалов, из которых сделаны предметы, допускает 1-2 ошибки. Требует дополнительных пояснений при определении свойств и качеств этих материалов, допускает неточности.

Низкий уровень - ребенок не может классифицировать предметы самостоятельно и допускает много ошибок

Уровень знаний о родном городе, правилах дорожного движения

3

Знания о некоторых правилах дорожного движения

Дидактическое упражнение «Школа пешеходных наук».

Материал: сюжетная картинка с изображением улицы, тротуара, светофора; предметные картинки знаков: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход»

Ребенок рассматривает сюжетную картинку и отвечает на вопросы:

1.Как называют людей, идущих по улице?

2.Как правильно ходить по улице?

3.Назови знаки, с помощью которых пешеход может определить место, где можно перейти через улицу.

Ребенок рассматривает предметные картинки.

- Расскажи о значении разрешающих и запрещающих сигналов светофора

Высокий уровень - ребенок знает, что улицу переходят в строго определенном месте, называет знаки, знает сигналы светофора, проявляет интерес к изучению правил дорожного движения.

Средний уровень- ребенок знает правила перехода через улицу, значение сигналов светофора, затрудняется в названии знаков.

Низкий уровень - ребенок затрудняется в определении места перехода улицы, но знает сигналы светофора, интереса к изучению правил дорожного движения не выражает

Формирование целостной картины мира. Ознакомление с природой.

4

Знания о зимующих птицах (синица, воробей, ворона, снегирь, галка, сорока)

Дидактическая игра «Кто прилетает к кормушке».

Материал: иллюстрация с изображением кормушки (с прорезями) на фоне зимнего пейзажа; карточки с изображением зимующих и перелетных птиц.

1.Ребенок рассматривает картинку, уточняет изображенное время года.

Вопросы:

- Как можно назвать птиц, которые остаются зимовать? (Зимующие.)

- Найди и помести на кормушку зимующих птиц.

- Расскажи, какие птицы прилетели к кормушке.

2.Ребенок рассматривает картинку

Вопросы:

- Какая птица лишняя и почему?

- Назови зимующих птиц, изображенных на картинке .

Высокий уровень —без помощи взрослого находит и называет 5-6 зимующих птиц.

Средний уровень— ребенок самостоятельно находит и называет 3-4 зимующих птиц.

Низкий уровень — ребенок называет 1-2 птицы, затрудняется в классификации птиц (зимующих и перелетных)

Диагностические задания образовательная область «Коммуникация» Развитие речи для старшей группы

Что изучается

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Материалы к заданию

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

Формирование словаря, связная речь

1

1 . Умение самостоятельно составлять по образцу рассказы из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок.

2. Умение сочинять концовки к сказкам.

3. Умение последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие

литературные произведения

1. Предложить ребенку сюжетные картинки из серии «Семья».

2. Сказки Дж. Родари «Собака, которая не умела лаять» и «Волшебный барабан».

3. Сказка К. Д. Ушинского «Бишка» или любое литературное произведение, неизвестное ребенку

картинки из серии «Семья», Сказки Дж. Родари «Собака, которая не умела лаять» и «Волшебный барабан»,

Сказка К. Д. Ушинского «Бишка» или любое литературное произведение, неизвестное ребенку

1. Вопросы по содержанию картинки:

- Кто нарисован на картинке, чужие люди или родственники?

- Как можно назвать их вместе, одним словом?

- Назови членов семьи, изображенных на картинке.

- Что делает семья на этой картинке, трудится или отдыхает?

Задание: расскажи о своей семье, назови имена членов семьи, профессию (взрослых) и занятия детей, какие обязанности и какую работу выполняют дома члены семьи.

2. Ребенка знакомят с основной частью сказки, а он придумывает разные концовки.

3. Ребенок слушает и пересказывает сказку

Высокий уровень — ребенок составляет рассказ о семье из личного опыта, употребляя сложные предложения разных видов. Придумывает концовки к незнакомым литературным произведениям. Последовательно пересказывает литературное произведение без помощи

взрослого, выразительно передавая диалоги действующих лиц, характеристику персонажей. Пользуется прямой и косвенной речью.

Средний уровень - рассказывает по сюжетной картинке, редко употребляя

сложные предложения. С помощью дополнительных примеров воспитателя ребенок подбирает концовку. Пересказывает литературный текст с опорой на иллюстрации. Не пользуется прямой и косвенной речью.

Низкий уровень - ребенок затрудняется рассказать по картинке и из личного опыта. Затрудняется в придумывании концовок к сказкам, даже при помощи воспитателя. Делает существенные пропуски при пересказе, демонстрирует отдельные эпизоды

Грамматический строй речи

1

1 . Умение согласовывать прилагательные с существительными, подбирать к существительному несколько прилагательных.

2. Умение заменять слово другим со сходным значением

А) Упражнение «Какой? Какая? Какое?»

Б) Игра «Как сказать по-другому?»

Материал: предметные картинки

лимон, яблоко, елка и другие.

Ребенок рассматривает картинки, называет предметы и отвечает на вопросы :

Лимон - какой? (Желтый, сочный, кислый.)

Яблоко - какое? (Красное, круглое, вкусное.)

Елка - какая? (Высокая, зеленая, колючая.)

Задание: Об одном и том же можно сказать разными, но похожими словами. Такие слова называют близкими по смыслу или словами-«приятелями». Придумай слова-«приятели» к следующим словам:

1. Метель (вьюга, буран, пурга).

2. Смешной (забавный, потешный, комичный).

3. Грустный (невеселый, печальный).

4. Торопиться (спешить)

Высокий уровень - ребенок без затруднений подбирает ко всем существительным

по 2-3 и более прилагательных, заменяет слово другим со сходным значением.

Средний уровень- ребенок затрудняется в подборе прилагательных, называет к каждому существительному не более одного прилагательного. В подборе синонимов требуется дополнительная инструкция (примеры), подбирает не более 1-2 синонимов.

Низкий уровень- не может подобрать правильно прилагательные и синонимы к заданным словам

Звуковая культура речи

1

Умение определять место звука в слове

Дидактическая игра «Определи место звука в слове».

Материал: предметные картинки с изображением мальчика, арбуза, рябины, танка, абрикоса и др. (или любые другие, но чтобы один и тот же звук был в начале, в середине и в конце слова).

1. Ребенок рассматривает предметные картинки и раскладывает их так, чтобы в одной стопке оказались слова со звуком [а] в начале, в другой - со звуком [а] в середине слова.

- Почему остались лишние картинки? (Ребенок должен сказать, что осталась картинка с изображением рябины, т. к. звук [а] не стоит ни в начале слова, ни в середине.)

Высокий уровень - ребенок без ошибок определяет место звука в слове.

Средний уровень - ребенок без ошибок определяет место звука в начале слова, допускает ошибки при определении звука в середине или в конце слова.

Низкий уровень - ребенок допускает большое количество ошибок

Диагностические задания Образовательная область «Познание»: Формированию элементарных математических представлений для старшей группы

Что изучается

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Материалы к заданию

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

Уровень знаний о количестве, умение считать в пределах 10

1

Умение считать (отсчитывать) в пределах 10, пользоваться количественными и порядковыми числительными

А) Дидактическое упражнение «Скажи сколько».

Б) Дидактическое упражнение «Скажи, который по счету предмет».

Материал: предметные картинки или мелкий счетный материал: матрешки, солдатики, овощи, цветы и т.п. Количество каждой группы предметов разное (например, 6 матрешек, 7 цветов, 9 солдатиков, 10 бабочек).

Материал: можно использовать материал первого задания, только расставить (разложить) картинки по одному (бабочка, солдатик, цветок и т. п.)

1. Ребенок считает количество предметов в любой группе.

Вопросы:

- Посчитай солдатиков. Сколько их всего?

- Посчитай бабочек. Сколько их? И т. д.

2. Ребенок рассматривает предметные картинки (предметы) и определяет, каким по счету стоит солдатик, какая по счету бабочка? И т. п.

Высокий уровень - ребенок правильно считает (отсчитывает) предметы в пределах 10. Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными. Понимает и правильно отвечает на вопросы «Сколько?», «Который по счету?».

Средний уровень - ребенок правильно считает (отсчитывает) предметы в пределах 10. Правильно пользуется количественными числительными. Понимает вопрос «Сколько?» и правильно отвечает на него. Допускает ошибки при ответе на вопрос «Который по счету?».

Низкий уровень — ребенок допускает ошибки при счете (отсчитывании) предметов

2

Умение сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, уравнивать неравное число предметов

Дидактическое упражнение «Пусть станет поровну»..

Материал: мелкий счетный материал

Расставлены две группы предметов так, чтобы в одной их было меньше на один. Например: 6 солдатиков и 7 матрешек. Задание: посчитай группы предметов.

- Сколько всего солдатиков?

- Сколько матрешек?

- Кого больше (меньше)?

- На сколько?

- Сделай так, чтобы их стало поровну.

- Как еще можно это сделать?

Высокий уровень - ребенок умеет сравнивать, устанавливать, какое число больше (меньше) другого; уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаления и добавления единицы).

Средний уровень - ребенок умеет сравнивать, устанавливать, какое число больше (меньше) другого. Затрудняется сразу уравнять группы предметов (делает это после дополнительных инструкций) или уравнивает их, но только одним способом.

Низкий уровень – ребенок считает правильно, но затрудняется установить, какое число меньше (больше) другого. Уравнять предметы не может

Уровень знаний об эталонах величины.

3

Умение сравнивать предметы различной величины

А)Дидактическая игра «Построй солдат».

Б) Дидактическое упражнение. «Сравни ленточки».

Материал: плоскостные солдатики (7-10 штук) разные по высоте.

Материал: ленточки разной длины и ширины, 7-10 штук

Задание:

Построй солдатиков в ряд в порядке убывания (возрастания), пользуясь словами «самый высокий», «поменьше», «еще ниже», «самый низкий».

Вопросы:

- Что ты видишь на столе?

- Посмотри, все ли солдатики одинаковы?

- Чем они отличаются?

Высокий уровень - ребенок самостоятельно справился с заданием, не сделав ни одной ошибки. Правильно размещает предметы в порядке возрастания (убывания) размера (длины, ширины, высоты).

Средний уровень — правильно размещает предметы в порядке возрастания размера, высоты, допускает ошибки при расположении ленточек. Пользуется приемом наложения и приложения при выполнении задания.

Низкий уровень- ребенок требует дополнительных инструкций и помощи взрослого при выполнении упражнений. Допускает большое количество ошибок

Ориентировка в пространстве.

4

Знания о форме предметов

Дидактическая игра «Что где лежит?».

Материал: набор геометрических фигур - круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник. Предметные картинки: мячик, шарик воздушный, пирамидка, колпак клоуна, кубик, пуговица, чупа-чупс, дыня, дорожный знак (треугольной формы), квадратные часы, квадратная коробка, конверт, флажок, книга, овальный поднос

Задания:

- Рассмотри все геометрические фигуры и картинки.

- Какие геометрические фигуры ты видишь?

Назови их.

- Чем отличаются круг и овал от других фигур?

- Соотнеси картинку с геометрической фигурой.

- Разложи фигуры в ряд, под каждой из них положи картинку похожей формы

Высокий уровень- ребенок самостоятельно соотносит предметы по форме, называет геометрические фигуры и раскладывает их по соответствующему признаку.

Средний уровень - ребенок знает все геометрические фигуры. Допускает 1—2 ошибки при соотнесении с предметами.

Низкий уровень- ребенок не знает всех геометрических фигур, затрудняется выполнить задание на соотнесение с формой предметных картинок

Ориентировка во времени.

5

Знания о днях недели, последовательности частей суток.

А)Дидактическая игра «Наш день».

Б) Дидактическое упражнение «Назови соседей»

Материал: сюжетные картинки, где изображены разные виды деятельности детей, следующие друг за другом на протяжении дня: уборка постели, гимнастика, умывание, завтрак, занятие и т. д.

1. Ребенок рассматривает картинки,

изображающие разные виды деятельности детей, следующие друг за другом на протяжении дня: уборка постели, гимнастика, умывание, завтрак, занятие и т. д.

Задание: разложи картинки по порядку, начиная с утра. Назови одним словом утро, день, вечер, ночь. (Сутки.)

2. Вопросы:

- Если вчера было воскресенье, какой день недели сегодня?

- А какой день недели следует за четвергом? И т. п.

Высокий уровень - ребенок справился с заданием, не сделал ни одной ошибки, безошибочно ответил на все вопросы воспитателя.

Средний уровень - ребенок безошибочно разложил картинки в соответствии с временем суток, но обобщающее слово назвать затрудняется. Допускает 1-2 ошибки при ответе на вопросы о днях недели.

Низкий уровень - ребенок не справился с заданиями даже после наводящих вопросов

Диагностические задания образовательная область «Коммуникация» основы грамоты для старшей группы

Что изучается

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Материалы к заданию

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

1

Умение определять место звука в слове

Дидактическая игра «Подбери слово с заданным звуком»

Задание:

Придумай слово на любой заданный звук, например: звук [м].

Придумай слово, чтобы заданный звук был в середине (в конце) слова

Высокий уровень - ребенок без ошибок определяет место звука в слове.

Средний уровень- ребенок без ошибок определяет место звука в начале слова, допускает ошибки при определении звука в середине или в конце слова.

Низкий уровень - ребенок допускает большое количество ошибок

2

Умение подбирать близкие по звучанию слова

Дидактическая игра «Слова – друзья»

Предметные картинки.

Воспитатель приводит пример схожего звучания слов (кошка – ложка). Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию (пушка – игрушка, сушка, лягушка и другие)

Высокий уровень - ребенок без ошибок подбирает близкие по звучанию слова.

Средний уровень - ребенок допускает ошибки при подборе слов.

Низкий уровень- ребенок допускает большое количество ошибок.

3

Умение выполнять звуковой анализ слова, пользуясь фишками.

Упражнение : « Составь схему»

Раздаточный материал, фишки трех цветов(синий, зеленый, красный)

Воспитатель предлагает детям выполнить звуковой анализ слов.

Высокий уровень - ребенок без ошибок выполняет звуковой анализ слова, знает какие фишки, какие звуки обозначает.

Средний уровень- ребенок допускает ошибки при выполнении звукового анализа, после наводящих вопросов, исправляет ошибку.

Низкий уровень - ребенок допускает большое количество ошибок

Диагностические задания по вариативному компоненту «Экспериментальная деятельность» для старшей группы

Что изучается

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Материалы к заданию

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

1

Умение определять свойства воздуха

«Имеет объём».

Целлофановый пакет, воздушные шары, мыльные пузыри, резиновая уточка.

С помощью какого оборудования можно определить свойство воздуха «Имеет объём». Проведи опыт.

Высокий уровень - ребенок без ошибок выбирает нужное оборудование для определения , верно выполняет опыт с необходимым оборудованием.

Средний уровень- ребенок допускает ошибки при выборе оборудования, но правильно выполняет действия с ними.

Низкий уровень - ребенок допускает большое количество ошибок

2

Умение практически доказывать , проводить самостоятельно опыты.

«Передвижение воздуха»

Дудка, шприц, веер, фен, кораблик.

С помощью чего можно доказать, что воздух может передвигаться? Проведи опыт и докажи это.

Высокий уровень - ребенок без ошибок выбирает нужное оборудование для определения , верно выполняет опыт с необходимым оборудованием.

Средний уровень- ребенок допускает ошибки при выборе оборудования, но правильно выполняет действия с ними.

Низкий уровень - ребенок допускает большое количество ошибок

3

Умение различать и называть свойства предметов.

Отметь стрелками свойства песка.

Карточки с картинками, простой карандаш.

Отметь стрелками свойства песка.

Высокий уровень - ребенок без ошибок выполняет задание, верно отмечает свойства предметов.

Средний уровень- ребенок допускает ошибки при выполнении задания.

Низкий уровень - ребенок допускает большое количество ошибок

5

Умение различать и называть свойства предметов

Отметь стрелками свойства камней.

Карточки с картинками, простой карандаш.

Отметь стрелками свойства камней.

Высокий уровень - ребенок без ошибок выполняет задание, верно отмечает свойства предметов.

Средний уровень- ребенок допускает ошибки при выполнении задания.

Низкий уровень - ребенок допускает большое количество ошибок