НОУ "Эврика"

Толкова Светлана Валерьевна

Предварительный просмотр:

Требования к оформлению научно – исследовательских работ обучающихся

     К исследовательской работе школьника, к ее оформлению предъявляются те же требования, что и к любой научной статье или отчету. Необходимо придерживаться стандартов и правил, выработанных за многие годы в научной литературе.

1. Оформление работы.

  • Шрифт - Times New Roman, размер 14 кегль
  • Интервал полуторный
  • Границы сверху и снизу – 2 см: слева – 3 см, справа – 1,5 см
  • Нумерация страниц должна быть обязательно. На первой странице – титульном листе-  № не ставится
  • В тексте необходимо установить функцию переноса слов
  • Оформление должно быть единообразным на протяжении всей работы, то есть используемые варианты выделений в тексте должны сохраняться во всех разделах работы.

2. Требования к комплектности работы.

  • Титульный лист
  • Содержание
  • Введение
  • Основное содержание работы
  • Список использованных источников и литературы
  • Приложения (если в них есть необходимость)

2.1. Титульный лист.

На нем должна быть отражена следующая информация:

  • Где выполнена работа
  • Название темы (оно должно отражать суть исследования и соответствовать поставленной цели). Кто выполнил
  • Научный руководитель (учитель какого предмета, ученые степени)
  • Город и год выполнения.

Внимание! Шапка на титульном листе должна быть обязательно. Для участников школьных секций НОУ она оформляется в соответствии с Уставом школы. Обязательно указать, что это научное общество учащихся.

2.2. Содержание.

Пример:

Содержание.                                                                                                                         Стр.

                                                                                                                                                                                       

Введение                                                                                                                                   3

Глава 1 ………………………….                                                                                             5

           1.1 ………………………..                                                                                             6

           1.2 ………………………..                                                                                             9

Глава 2 ………………………….                                                                                             12

           2.2 ………………………                                                                                               15

           2.3 ………………………                                                                                               19

Заключение                                                                                                                               22

Список использованных источников и литературы                                                            24

Приложение                                                                                                                              

После слов «введение», «заключение», «список используемых источников и литературы, а также после цифр, обозначающих нумерацию глав и подглав, точки не ставятся.

2.3 Введение.

Введение должно содержать обоснование актуальности выбранной темы и цели работы. Для достижения поставленной цели необходимо обозначить ряд задач. Обычно во введении содержится обзор литературы по интересующей автора проблеме. Особое внимание уделяется анализу источников, который показывает уровень понимания автором выбранной темы, правильность постановки цели.

2.4. Основной текст.

Каждую главу необходимо начинать с новой страницы. Разделы должны иметь порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами. Подразделы должны иметь нумерацию, состоящую из номера раздела и подраздела, разделенные точкой.

Пример:

  1. ……

1.1.

1.2.

  Обратите внимание! Дословное воспроизведение какого-либо текста в виде цитаты, а также заимствования из источника или научной литературы   без оформления цитаты, обязательно должны сопровождаться ссылкой на источник информации и оформлением сноски, в которой необходимо привести те библиографические сведения и цитируемом, рассматриваемом ил упоминаемом документе, которые необходимы для его идентификации и поиска. Сноски должны быть постраничными с точным указанием страниц, при этом сначала ставится заглавная буква С с точкой, а потом идут страницы.

Сноска делается следующим образом: курсор ставится в конце заимствованного текста, вверху, на панели инструментов, нажать Вставка, выбрать Ссылка, в Ссылке выбрать Сноска.

Пример:

Русская национальная идея – это не просто набор сухих фраз, с которыми согласно большинство населения, это «понятное всем духовное обоснование предназначения русского народа и само его раскрытие».[1]

2.5. Заключение.

В заключении отражаются выводы, полученные в каждой главе. В целом автор должен подвести итоги своего исследования. Заключение – это только аналитика автора без цитат, сносок, заимствований. Также можно указать основные направления, по которым следовало бы продолжать научную работу в выбранном направлении.

2.6. Список использованных  источников и литературы.

Список составляется по категориям. В первую очередь описываются источники, справочные издания (словари).

Обязательно указывать место и год выпуска книги, а также количество страниц.

Обратите внимание! Материалы из Интернета могут быть и в разделе Источники, и в других разделах списка.

Обязательно описание книг должно стоять в алфавитном порядке по фамилии автора. Нумерация сквозная через весь список.

Пример:

Список использованных источников и литературы:

  1. Источники:
  1. Бердяев Н. Русская идея. Судьба России/Н.Бердяев//М., ООО: «Издаельство В. Шевчук». – 2000.-541 с.
  2. Достоевский Ф. Дневник писателя/ Ф. Достоевский// htp://www.panasia.ru.
  3. Ельцин Б.Записки президента/ Б. Ельцин. – М.: Огонек, 1994.-416 с.
  1. Исследования:
  1. Внешняя политика Российской Федерации (1992-1999): Учебн. Пособие/Отв.ред. А Торкунов. – М.:РОССПЭН, 2000.-237 с.

III. Статьи:

  1. Алексеева Т., Капустин Б.Каковы идеологические условия общественного согласия в России?/ Т. Алексеева ,Б.  Капустин//Полис.-1997.-№3.-С. 42-46.

IV.Справочные издания:

       6. ……………


[1] Бердяев Н. Русская идея. Судьба Росси/Н. Бердяев//М., ООО: «Издательство В. Шевчук».-2000.-С.402.



Предварительный просмотр:

        

Научное общество учащихся

МАОУ «Лицей №82»

Тема работы

«Законы физики на службе нашего здоровья. Артериальное

давление»

Выполнила:

Ганеева Диана Маратовна

учащаяся 8А класса

Руководитель:

Толкова Светлана Валерьевна

учитель физики МАОУ «Лицей №82»

г. Нижний Новгород

2019

Оглавление

Введение        3

Глава 1. Как работает сердце?        4

1.1.        История открытия кровообращения        4

1.2.        Сердце – насос        5

    1.2.1.Режим работы сердца        7

    1.2.2.Пульс человека        8

1.2.3.        Скорость пульса        8

1.3.        Что действует на кровь при движении?        9

1.3.1.        Сила трения        9

1.3.2.        Давление        9

1.3.3.        Расчет давления в сосудах        10

1.4.

1.4.1.        Условия измерения давления        12

1.4.2.        Какие тонометры лучше использовать?        13

Глава 2. Экспериментальная часть        14

2.1. Моделирование работы сердца        14

2.2. Анкетирование        15

2.3. Результаты анкетирования        15

2.4. Измерение артериального давления        21

   2.4.1. Зависимость А/Д от пола        21

2.4.2. Зависимость А/Д от веса        22

2.4.3. Зависимость А/Д от возраста        22

2.4.4. Зависимость А/Д от физ. нагрузок        23

Заключение        24

Список использованных источников и литературы        24


Введение

Проблема:

В наше время болезни, связанные с сердечнососудистой системой, занимают второе место после онкологии по вероятности летального исхода.

Актуальность:

Понимание работы кровеносной системы с помощью законов гидродинамики, изучение способов влияния на показания артериального давления.

Цель:

Выяснить, какие физические законы определяют процесс движения крови по сосудам разного диаметра, и определить взаимосвязь между показаниями артериального давления и внешними факторами.

Задачи:

  1. Изучить научную литературу, в которой рассматриваются законы гидродинамики, гемодинамики, работа системы кровообращения с точки зрения физических законов.
  2. Доказать, что работу системы кровообращения можно описать с помощью законов физики.
  3. Провести замеры артериального давления учащихся с целью выявления зависимости показателей от внешних факторов.
  4. Провести мониторинг среди учащихся и выяснить, насколько внимательно они относятся к своему артериальному давлению.
  5. Создать модель работы сердца.

Глава 1. Как работает сердце?

  1. История открытия кровообращения

Клавдий Гален

Довольно близок к открытию кровообращения оказался Клавдий Гален. Он подробно разобрал механизм дыхания, причём последовательно разобрана работа мышц, легких и нервов; целью дыхания он считал ослабление теплоты сердца. Главным местом, где помещается кровь, признавал печень. Питание по Галену состоит в заимствовании из крови нужных частиц и удалении ненужных; каждый орган отделяет особую жидкость.

Клавдий Гален и все его последователи считали, что основная масса крови содержится в венах и сообщается через желудочки сердца, а также через отверстия («анастомозы») в сосудах, проходящих рядом. Несмотря на то, что все попытки анатомов найти отверстия в перегородке сердца, указанные Галеном, были тщетны, авторитет Галена был настолько велик, что его утверждение обычно не подвергалось сомнению. Арабский врач Ибн аль-Нафиз (1210-1288) из Дамаска, испанский врач М. Сервет, А. Везалий, Р. Коломбо и другие только частично исправляли недостатки схемы Галена, но истинное значение легочного кровообращения до Гарвея оставалось неясным.

Уильям Гарвей

Уильям Гарвей пришел к выводу, что укус змеи только потому опасен, что яд по вене распространяется из места укуса по всему телу. Для английских врачей эта догадка стала исходной точкой для размышлений, которые привели к разработке внутривенных инъекций. Можно, рассуждали врачи, впрыснуть в вену то или иное лекарство и тем самым ввести его в весь организм. Но следующий шаг в этом направлении сделали немецкие врачи, применив на человеке новую хирургическую клизму (так тогда называли внутривенное впрыскивание.

После приезда из Падуи одновременно с практической врачебной деятельностью Гарвей проводил систематические экспериментальные исследования строения и работы сердца и движения крови у животных. Свои мысли он впервые изложил в очередной люмлеевской лекции, прочитанной им в Лондоне 16 апреля 1618 года, когда он уже располагал большим материалом наблюдений и опытов. Свои взгляды Гарвей коротко сформулировал словами, что кровь движется по кругу. Точнее по двум кругам: малому (через легкие) и большому (через все тело). Его теория была непонятна слушателям, настолько она была революционна, непривычна и чужда традиционным представлениям. «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» Гарвея появилось на свет в 1628 году, издание было опубликовано во Франкфурте-на-Майне. В этом исследовании Гарвей опроверг господствовавшее 1500 лет учение Галена о движении крови в организме и сформулировал новые представления о кровообращении.

Большое значение для исследования Гарвея имело подробное описание венозных клапанов, направляющих движение крови к сердцу, данное впервые его учителем Фабрицием в 1574 году. Самое простое и вместе с тем самое убедительное доказательство существования кровообращения, предложенное Гарвеем, заключалось в вычислении количества крови, проходящей через сердце. Гарвей показал, что за полчаса сердце выбрасывает количество крови, равное весу животного. Такое большое количество движущейся крови можно объяснить только исходя из представления о замкнутой системе кровообращения. Очевидно, что предположение Галена о непрерывном уничтожении крови, оттекающей к периферии тела, нельзя было согласовать с этим фактом. Другое доказательство ошибочности взглядов об уничтожении крови на периферии тела Гарвей получил в опытах наложения повязки на верхние конечности человека. Эти опыты показали, что кровь течет из артерий в вены. Исследования Гарвея выявили значение малого круга кровообращения и установили, что сердце является мышечным мешком, снабженным клапанами, сокращения которого действуют как насос, нагнетающий кровь в кровеносную систему.

  1. Сердце – насос

Принцип работы сердца основан на законе гидродинамики в сообщающихся сосудах, жидкость течёт из сосуда с большим давлением с сосуд с меньшим давлением. 

Чтобы определить каким законам подчиняется движение крови по сосудам разного диаметра, причины возникновения артериального давления, пульса в организме человека, рассмотрим строение, функции и движение крови по сосудам разного диаметра.

Кровеносная система включает: сердце, кровеносные сосуды.

Название

Физиологическое понятие

Физическое понятие

Сердце

 Полый

конус,

состоящий

Поршневой

жидкостный

из мышечной ткани.

насос

Кровеносные

Полые

трубки

разного

Сообщающиеся

сосуды

сосуды

диаметра (артерии, вены,

разного диаметра

капилляры), пронизывающие

все наше тело.

Физиологическое понятие

Физическое понятие

Имеет 4 отдела – правый желудочек, левый желудочек, правое предсердие и левое предсердие, которые сообщаются между собой отверстиями.

Отверстия перекрываются клапанами: между левыми отделами – митральный клапан, между правыми – трехстворчатый. Правый желудочек выталкивает жидкость в малый круг кровообращения – через легочный клапан к легочному стволу. Левый желудочек имеет более плотные стенки, так как выталкивает кровь к большому кругу кровообращения, через         аортальный клапан, т. е. должен создать достаточное давление. После того как порция жидкости выбрасывается из отдела, клапан перекрывается, чем обеспечивается движение жидкости по одному направлению. Сердце имеет собственный круг кровообращения, который составляет коронарные артерии с венами.

Насос состоит из цилиндра, внутри которого ходит вверх и вниз плотно прилегающий к стенкам поршень 1. В нижней части цилиндра и в самом поршне установлены клапаны 2, открывающиеся только вверх.

При движении поршня вверх вода под действием атмосферного давления входит в трубу, поднимает нижний клапан и движется за поршнем. При движении поршня вниз вода, находящаяся под поршнем, давит на нижний клапан он закрывается. Одновременно под давлением воды открывается клапан внутри поршня, и вода переходит в пространство над поршнем. При последующем движении поршня вверх вместе с ним поднимается и находящаяся над ним вода, которая и выливается в отводящую трубу.

Причинами движения крови в сосудах являются сокращение миокарда, гладкомышечного слоя сосудов и разница давления крови в артериях и венах. Рассмотрим эти процессы с точки зрения физики. 

  1.  Режим работы сердца

Хотя сердце выбрасывает кровь в аорту порциями, она течет по сосудам непрерывно. Стенка артерий и аорты обладает высокой эластичностью, поэтому, когда кровь поступает в аорту, ее стенки начинают расширяться, чтобы вместить очередную порцию крови. Это происходит до тех пор, пока приток крови не остановится. Стенки аорты приобретают максимум потенциальной энергии, пытаются под действием силы упругости вдавить кровь в отдаленные от сердца сосуды, чтобы принять свою первоначальную форму, т.к. обратному току препятствует клапан сердца. Приобретенная потенциальная энергия превращается в кинетическую энергию движения крови. Запаса энергии, полученной аортой во время систолы, хватает на то, чтобы движение крови не прекращался в течение диастолы. И так повторяется до бесконечности. Таким образом, после каждого сокращения сердца вдоль артерии от сердца идет волна деформации.

https://cf.ppt-online.org/files/slide/u/uXS5x7A0FajeiZYMECVrn18hdDm42NgGQbvfzy/slide-23.jpg

  1. Пульс человека

        

Сосуды образуют пульсовые волны. Эти удары волн мы ощущаем, приложив палец у основания большого пальца на запястье или боковой поверхности шеи– это пульс! Измерять частоту пульса люди научились еще III тыс. лет до н. э., когда китайский император Хоам Ту с придворным врачом Ли - Пе использовали регуляцию пульса для постановки диагноза.

Пульс является основным показателем здоровья и в настоящее время. У взрослого человека в состоянии покоя частота пульса составляет 60-70 уд. / мин.

Пульс - это колебания стенок сосудов. В момент расширения аорты в ее стенке возникают механические колебания. Они распространяются в стенках всех сосудов вплоть до мельчайших артериол и затухают только в капиллярах.

Источником пульсовых волн является сердце. Графическое изображение этих волн получают с помощью ЭКГ сердца.

  1. Скорость пульса

Так как волны - это колебания, распространяющиеся в пространстве с течением времени, то они распространяются с какой - то скоростью. Вследствие непрерывности движения крови ее отток от сердца равен притоку.

Впервые формула для скорости распространения пульсовых волн в артериях была выведена Томасом Юнгом в 1809 г.

Выражение для скорости распространения пульсовой волны:

=

υ- скорость

Е - модуль Юнга

h – толщина стенки

ρ – плотность

d - внешний диаметр артерии.

Скорость пульсовой волны зависит от упругости стенки артерии, ее модуля Юнга.

  1. Что действует на кровь при движении?

Движение крови по сосудам подчинено законам гидродинамики и определяется:

  • сопротивлением, которое она испытывает при трении о стенки сосудов;
  • давлением, влияющим на движение крови.
  1.  Сила трения

Причинами возникновения силы трения является шероховатость поверхностей соприкасающихся тел и взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел. При движении крови по сосудам возникает сила трения, которая препятствует перемещению крови, в результате скорость ее течения становится меньше.

  1.  Давление

Давление в сосудистой системе создают сокращения сердца. Сопротивление кровотоку зависит от диаметра сосудов, их длины, тонуса, а также от объема циркулирующей крови и ее вязкости. При каждом сокращении сердца кровь выбрасывается в артерии под большим давлением. Вследствие сопротивления кровеносных сосудов ее передвижению в них создается давление, которое называют кровяным давлением. Величина его неодинакова в разных отделах сосудистого русла. Наибольшее давление в аорте и крупных артериях. В мелких артериях, артериолах, капиллярах и венах оно постепенно снижается; в полых венах давление крови меньше атмосферного. Итак, согласно законам физики, кровь движется от артерий к венам.

Кровообращение – это движение крови по «трубам» - кровеносным сосудам. Движение крови по сосудам напоминает движение воды по водопроводу. Согласно закону Паскаля, неподвижная жидкость в сосуде передает внешнее давление одинаково во всех направлениях. Но когда жидкость течет по трубе (кровь движется по сосудам без учета трения жидкости о трубу), площадь поперечного сечения которой на разных ее участках различна, то давление оказывается неодинаковым вдоль трубы (сосуда).

В узких местах трубы высота столбика жидкости меньше, чем в широких. Это значит, что в этих узких местах давление меньше.

  1. Расчет давления в сосудах

 - скорость жидкости через сечение

 - скорость жидкости через сечение

За время ∆t объемы жидкостей, протекающих через эти сечения, будут равны:

=

=

Так как жидкость несжимаема, то ∆V1 = ∆V2.

Следовательно,

Это значит, что частицы жидкости при переходе из широкой части трубы в узкую ускоряются. Следовательно, на жидкость, поступающую в более узкую часть трубы, действует со стороны жидкости, еще находящейся в широкой части трубы, некоторая сила. Такая сила может возникнуть только за счет разности давлений в различных частях жидкости.

= ps                                      ∆ = s*( –)

Так как сила направлена в сторону узкой части трубы, то на широком участке трубы давление должно быть больше, чем в узком.

Из уравнения следует, что скорости жидкости в двух любых сечениях обратно пропорциональны площадям сечений.

 =   => =   =>   =

Вывод: при стационарном течении жидкости давление меньше в тех местах, где больше скорость течения, и, наоборот, больше в тех местах, где скорость течения меньше. К этому выводу впервые пришел Д. Бернулли, поэтому данный закон называют законом Бернулли.


  1. Артериальное давление

Систолическое давление – это уровень давления крови в момент максимального сокращения сердца.

Диастолическое – это уровень давления крови в момент максимального расслабления сердца.

Величина кровяного давления является одним из показателей функционального состояния организма.

  1. Условия измерения давления

  • Перед измерением артериального давления необходимо отдохнуть не менее 5 минут.
  • Не менее 30 минут до измерения артериального давления необходимо воздерживаться от курения и употребления кофеина (кофе, кола, чай).
  • Во время измерения нужно сидеть, опираясь на спинку стула, и неподвижная рука должна удобно лежать на столе.
  • Не следует разговаривать во время измерения.
  • Манжеты должна быть обернута вокруг предплечья с центром надувного мешка прямо над плечевой артерией.
  • Надувной мешок манжеты должен быть на уровне сердца во время измерения.
  • Ноги при измерении не должны быть скрещены.
  • Ступни должны находиться на полу.
  • Плечо не должно сдавливаться одеждой.

  1. Какие тонометры лучше использовать?

Для измерения артериального давления существует несколько типов устройств: 

  • Аускультативный метод: ртутные устройства, анероидные ("циферблатные") и электронные ("гибридные") устройства для измерения артериального давления используются одновременно со стетоскопом. 
  • Электронные автоматизированные приборы для измерения артериального давления на уровне плеча, запястья и пальцев.

Электронные приборы для измерения артериального давления на уровне плеча, будь то полуавтоматические (ручные манжеты надуваются путем сжатия груши) или автоматические (работающие на батарейках или от сети) являются более предпочтительными для самостоятельного измерения артериального давления в домашних условиях. Эти устройства просты в использовании, требуют минимальной подготовки и многие из них доступны по разумной цене. Предпочтительными являются тонометры с памятью, которые автоматически хранят каждое измерение (с указанием даты и времени) и средние величины всех измерений до визита врача. Наручные устройства менее точны и не рекомендуются, кроме случаев, когда плечевое измерение артериального давления невозможно или очень затруднительно. Пальцевые устройства не рекомендуются. Ртутные тонометры требуют тщательного обучения и были запрещены в некоторых странах по экологическим соображениям. Анероидные устройства также требуют подготовки и регулярной калибровки. Использование этих устройств должно быть ограничено пациентами, у которых автоматические измерения невозможны или неточны.

Глава 2. Экспериментальная часть

2.1. Моделирование работы сердца

Для демонстрации работы сердца мной была построена модель.

Шарик и нижняя часть воздушного шарика на построенной модели служат клапаном, который пропускает жидкость в одном направлении, как и клапаны сердца. Натянутый воздушный шарик на горлышко воронки - это сердечный мускул, который сжимается и разжимается ритмично, и в результате кровь под давлением течёт ко всем органам.

При надавливании на «сердечный мускул» создаётся давление, которое выталкивает кровь из «сердца» в «артерию». Количество «крови», которое выбрасывается очень мало, т.к. мы создаём очень низкое давление. Этот факт свидетельствует о том, насколько высокое давление создаёт сердце, чтобы за сутки перекачивать больше 8000 литров крови.

2.2. Анкетирование

В мониторинге приняли участие 32 школьника 14-17 лет.

Целью мониторинга является выявление уровня осведомленности подростков в теме артериального давления.

Вопросы анкеты:

1. Знаете ли вы, что такое артериальная гипертония?

2. Как часто вы измеряете давление?

3. Какое у вас обычно давление?

4. Знаете ли вы о последствиях, к которым может привести повышенное артериальное давление?

5. Как думаете, какие методы борьбы с изменением АД наиболее эффективны?

6. Что, по-вашему, влияет на показатели давления?

2.3. Результаты анкетирования

1. Знаете ли вы, что такое артериальная гипертония?

«Да» - 14 человек

«Нет» - 18 человек

Артериальная гипертония – это заболевание, при котором отмечается устойчивое повышенное артериальное давление.

Более половины опрашиваемых не знакомы с данным заболеванием.

2. Как часто вы измеряете давление?

«Почти никогда» - 9 человек  

«Каждый день» - 2 человека

«Только во время болезни» - 5 человек

«Раз в неделю» - 2 человека      

«Раз в 1-3 месяца» - 5 человека    

«Раз в 6-12 месяцев» - 10 человек


Проводить мониторинг артериального давления необходимо каждому человеку. Частота измерений, конечно, будет разной. Кардиологическим больным рекомендуют контролировать уровень АД ежедневно. Среднестатистическому человеку нужно проводить измерение хотя бы раз в полгода при условии отсутствия характерных жалоб.

3. Какое у вас обычно давление?

«Нормальное» - 19 человек

«Повышенное» - 2 человека

«Пониженное» - 7 человек

«Не знаю» - 4 человека

4. Знаете ли вы о последствиях, к которым может привести повышенное артериальное давление?

«Да» – 19 человек

«Нет» – 13 человек

Учащиеся назвали последствия, к которым, по их мнению, может привести повышенное артериальное давление: сердечная и почечная недостаточность, инфаркт миокарда, инсульт, головокружение, тошнота, плохое самочувствие, снижение тонуса сосудов, гипотония, истощение сердечной мышцы, ишемия, смерть.

Последствия гипертонии бывают довольно серьезными. Формируются либо тяжелая сердечно-сосудистая недостаточность, либо ишемическая болезнь сердца. Помимо этого, гипертоники всегда страдают от одышки. При гипертонической болезни в первую очередь страдают сосудистые структуры. Они становятся неэластичными, их стенки утолщаются. Появляются такие осложнения, как ишемическая болезнь. На ее фоне происходят инфаркт миокарда либо недостаточность мозгового кровообращения и инсульт.

5. Как думаете, какие методы борьбы с изменением давления наиболее эффективны?

Не знаю – 9 человек

Лекарства – 9 человек

Соблюдать режим питания и ЗОЖ – 3 человека

Выполнять специальные упражнения – 2 человека

Не волноваться – 5 человек

Сон и отдых – 4 человека

Профилактика гипертонии

6. Что, по-вашему, влияет на показатели давления?

Не знаю – 2         Ничего – 2

Кофе – 5              Алкоголь – 2

Таблетки – 2       Климат – 2

Погода – 7          Состояние здоровья – 3

Режим дня – 3    Окружающая среда – 3

Стресс – 7           Образ жизни – 3

Генетика – 2       Курение – 2

Возраст – 1         Пол – 1

Существует множество факторов, влияющих на изменение кровяного давления. Самыми распространенными из них являются:

  • наследственность;
  • избыточный вес;
  • злоупотребление алкоголем и соленой пищей;
  • стрессы;
  • шейный остеохондроз.

2.4. Измерение артериального давления

2.4.1. Зависимость А/Д от пола

Пол

Возраст

Средние показатели давления

Систолическое

Диастолическое

Мужской

14-20

121

74

Женский

14-20

111

66

Мужской

30-50

130

78

Женский

30-50

124

70

Мужской

50-70

138

82

Женский

50-70

135

75

У мужчин среднее давление выше, чем у женщин.

2.4.2. Зависимость А/Д от веса

Вес

Средние показатели давления

Систолическое

Диастолическое

Более 70 кг

133

79

50-70 кг

120

72

Менее 50 кг

111

68

Чем больше масса тела, тем выше давление.

2.4.3. Зависимость А/Д от возраста

С возрастом давление повышается.

2.4.4. Зависимость А/Д от физ. нагрузок

        

Виды нагрузок

Средние показатели давления

Систолическое

Диастолическое

Ходьба

125

72

Приседания

130

78

Бег

138

87

Чем тяжелее физические нагрузки, тем выше давление.


Заключение

Моя задача состояла в том, чтобы изучить физические процессы в кровеносной системе человека. В ходе работы было выяснено, что сердце работает подобно поршневому насосу, в чем я убедилась при создании модели его работы. На кровь при движении действуют сила трения и давление, которое мы можем рассчитать по закону Бернулли. Также, мы можем рассчитать скорость пульсовой волны, пользуясь законом Юнга.                                         

Проведя замеры давления среди испытуемых, я на примере убедилась, от каких факторов зависят показания артериального давления.

Проведя мониторинг среди учащихся, было выявлено, что не многие из них следят за своим давлением. Следовательно, эту тему стоит поднимать в школах чаще, ведь она очень важна для здоровья человека.

Изучая физику, мы приближаемся к разгадке одной из важнейших для нас тайн – устройства человеческого тела.

Список использованных источников и литературы

https://www.syl.ru/article/142378/mod_normalnoe-atmosfernoe-davlenie-i-ego-vliyanie-na-nash-organizm артериальном давление и способы его измерения

http://tepka.ru/fizika/5.13.html зависимость давления жидкости от скорости ее течения

http://webkonspect.com/?id=4850&labelid=37438&room=profile гемодинамика

https://cardiolog.org/pacientam/vashe-rukovodstvo-po-snijeniju-ad/kak-izmerjat-ad-doma.html условия измерения давления и виды тонометров

https://bolitsosud.ru/davlenie/kogda-i-skolko-raz-izmeryat-arterialnoe-davlenie.html как часто нужно измерять давление

https://1cardiolog.ru/gipertoniya/posledstviya-vysokogo-arterialnogo-davleniya.html последствия повышенного АД

https://giperton.com/metody-lecheniya.html#h2_2 методы борьбы с повышенным АД

http://expertpokrovi.ru/obshhaya-informatsiya/chto-vliyaet-na-izmenenie-arterialnogo-davleniya.html что влияет на АД

http://biofile.ru/bio/21019.html https://studbooks.net/799521/meditsina/otkrytie_krovoobrascheniya история открытия кровообращения

                


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Научное общество учащихся МАОУ «Лицей №82» Тема работы «Законы физики на службе нашего здоровья. Артериальное давление» Выполнила : Ганеева Диана Маратовна учащаяся 8 А класса Руководитель : Толкова Светлана Валерьевна учитель физики МАОУ «Лицей №82» г. Нижний Новгород 2019

Слайд 2

Проблема: В наше время болезни, связанные с сердечнососудистой системой, занимают второе место после онкологии по вероятности летального исхода. Актуальность: Понимание работы кровеносной системы с помощью законов гидродинамики, изучение способов влияния по показания пульса и артериального давления. Задачи: Изучить научную литературу, в которой рассматриваются законы гидродинамики, гемодинамики, работа системы кровообращения с точки зрения физических законов. Доказать, что работу системы кровообращения можно описать с помощью законов физики. Провести замеры артериального давления учащихся с цель выявления зависимости показателей от внешних факторов. Собрать модель сердца.

Слайд 3

История открытия кровообращения Схема системы кровообращения по Галену Схема системы кровообращения по Гарвею

Слайд 4

Строение сердца

Слайд 5

Виды сосудов Артерии Капилляры Вены

Слайд 6

Сердце – насос Принцип работы основан на законе гидродинамики в сообщающихся сосудах, жидкость течёт из сосуда с большим давлением с сосуд с меньшим давлением.

Слайд 7

Режим работы сердца

Слайд 8

Скорость пульса

Слайд 9

Что действует на кровь при движении? Движение крови по сосудам подчинено законам гидродинамики и определяется двумя силами: сопротивлением, которое она испытывает при трении о стенки сосудов; давлением, влияющим на движение крови.

Слайд 10

Сила трения Причинами возникновения силы трения является шероховатость поверхностей соприкасающихся тел и взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел. При движении крови по сосудам возникает сила трения, которая препятствует перемещению крови, в результате скорость ее течения становится меньше.

Слайд 11

Давление Согласно законам физики, кровь движется от артерий к венам.

Слайд 12

В узких местах трубы высота столбика жидкости меньше, чем в широких. Это значит, что в этих узких местах давление меньше. Давление в сосудах

Слайд 13

Расчет давления в сосудах. Закон Бернулли При стационарном течении жидкости давление меньше в тех местах, где больше скорость течения, и, наоборот, больше в тех местах, где скорость течения меньше.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Модель сердца Для демонстрации работы сердца мной была построена модель.

Слайд 2

Эксперимент «Модель работы сердца»

Слайд 3

Артериальное давление Систолическое давление – это уровень давления крови в момент максимального сокращения сердца. Диастолическое – это уровень давления крови в момент максимального расслабления сердца. Величина кровяного давления является одним из показателей функционального состояния организма.

Слайд 4

Анкетирование В мониторинге приняли участие 32 школьника 14-17 лет. Целью мониторинга является выявление уровня осведомленности подростков в теме артериального давления. Вопросы анкеты: 1. Знаете ли вы, что такое артериальная гипертония? 2. Как часто вы измеряете давление? 3. Какое у вас обычно давление? 4. Знаете ли вы о последствиях, к которым может привести повышенное артериальное давление? 5. Как думаете, какие методы борьбы с изменением АД наиболее эффективны? 6. Что, по-вашему, влияет на показатели давления?

Слайд 5

1. Знаете ли вы, что такое артериальная гипертония? «Да» - 14 человек «Нет» - 18 человек Артериальная гипертония – это заболевание, при котором отмечается устойчивое повышенное артериальное давление.

Слайд 6

2. Как часто вы измеряете давление? «Почти никогда» - 9 человек «Каждый день» - 2 человека «Только во время болезни» - 5 человек «Раз в неделю» - 2 человека «Раз в 1-3 месяца» - 5 человека «Раз в 6-12 месяцев» - 10 человек

Слайд 7

3. Какое у вас обычно давление? «Нормальное» - 19 человек «Повышенное» - 2 человека «Пониженное» - 7 человек «Не знаю» - 4 человека

Слайд 9

4. Знаете ли вы о последствиях, к которым может привести повышенное артериальное давление? «Да» – 19 человек «Нет» – 13 человек Учащиеся назвали последствия, к которым, по их мнению, может привести повышенное артериальное давление: сердечная и почечная недостаточность, инфаркт миокарда, инсульт, головокружение, тошнота, плохое самочувствие, снижение тонуса сосудов, гипотония, истощение сердечной мышцы, ишемия, смерть.

Слайд 10

5. Как думаете, какие методы борьбы с изменением давления наиболее эффективны? Не знаю – 9 человек Лекарства – 9 человек Соблюдать режим питания и ЗОЖ – 3 человека Выполнять специальные упражнения – 2 человека Не волноваться – 5 человек Сон и отдых – 4 человека

Слайд 12

6. Что, по-вашему, влияет на показатели давления?

Слайд 13

Измерение артериального давления Зависимость А/Д от пола Пол Возраст Средние показатели давления Систолическое Диастолическое Мужской 14-20 121 74 Женский 14-20 111 66 Мужской 30-50 130 78 Женский 30-50 124 70 Мужской 50-70 138 82 Женский 50-70 135 75

Слайд 15

Зависимость А/Д от веса Вес Средние показатели давления Систолическое Диастолическое Более 70 кг 133 79 50-70 кг 120 72 Менее 50 кг 111 68

Слайд 16

Зависимость А/Д от возраста

Слайд 17

Зависимость А/Д от физ. нагрузок Виды нагрузок Средние показатели давления Систолическое Диастолическое Ходьба 125 72 Приседания 130 78 Бег 138 87

Слайд 19

Заключение Моя задача состояла в том, чтобы изучить физические процессы в кровеносной системе человека. В ходе работы было выяснено, что сердце работает подобно поршневому насосу, в чем я убедилась при создании модели его работы. На кровь при движении действуют сила трения и давление, которое мы можем рассчитать по закону Бернулли. Также, мы можем рассчитать скорость пульсовой волны, пользуясь законом Юнга. Проведя замеры давления среди испытуемых, я на примере убедилась, от каких факторов зависят показания артериального давления. Проведя мониторинг среди учащихся, было выявлено, что не многие из них следят за своим давлением. Следовательно, эту тему стоит поднимать в школах чаще, ведь она очень важна для здоровья человека. Изучая физику, мы приближаемся к разгадке одной из важнейших для нас тайн – устройства человеческого тела.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АТОМНАЯ ФИЗИКА Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа №115 Московского района г. Н.Новгорода Научное общество учащихся Выполнила: Дятел Диана Ученица 10 «А» класса МБОУ СОШ №115 Учитель : Толкова Светлана Валерьевна *

Слайд 2

ЧТО ТАКОЕ ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ? Ядерное оружие (или атомное оружие ) — совокупность ядерных боеприпасов, средств их доставки к цели и средств управления. Относится к оружию массового поражения наряду с биологическим и химическим оружием. Ядерный боеприпас — оружие взрывного действия, основанное на использовании ядерной энергии, высвобождающейся в результате лавинообразно протекающих цепной ядерной реакции деления тяжелых ядер и/или термоядерной реакции синтеза лёгких ядер *

Слайд 3

* Поражающие факторы При подрыве ядерного боеприпаса происходит ядерный взрыв, поражающими факторами которого являются: -ударная волна -световое излучение -проникающая радиация -радиоактивное заражение -электромагнитный импульс (ЭМИ)

Слайд 4

*

Слайд 5

* Все ядерные боеприпасы могут быть разделены на две основные категории: «Атомные» — однофазные или одноступенчатые взрывные устройства, в которых основной выход энергии происходит от ядерной реакции деления тяжелых ядер (урана-235 или плутония) с образованием более лёгких элементов. Термоядерное оружие (также «водородные») — двухфазные или двухступенчатые взрывные устройства, в которых последовательно развиваются два физических процесса, локализованных в различных областях пространства: на первой стадии основным источником энергии является реакция деления тяжелых ядер, а на второй реакции деления и термоядерного синтеза используются в различных пропорциях, в зависимости от типа и настройки боеприпаса.

Слайд 6

*

Слайд 7

* о За счет этого достигается существенно больший вес поражающих факторов нейтронное излучение и наведённая радиоактивность (до 30 % от общего энерговыхода), что может быть важным с точки зрения задачи уменьшения радиоактивных осадков и снижения разрушений на местности при высокой эффективности применения против танков и живой силы. Следует отметить мифический характер представлений о том, что нейтронное оружие поражает исключительно людей и оставляет в сохранности строения. По разрушительному воздействию взрыв нейтронного боеприпаса в сотни раз превосходит любой неядерный боеприпас.

Слайд 8

* Принцип действия В основу ядерного оружия положены неуправляемые цепная реакция деления тяжелых ядер и реакции термоядерного синтеза. Для осуществления цепной реакции деления используются либо уран-235, либо плутоний-239, либо, в отдельных случаях, уран-233. Уран в природе встречается в виде двух основных изотопов — уран-235 (0,72 % природного урана) и уран-238 — всё остальное (99,2745 %). Обычно встречается также примесь из урана-234(0,0055 %), образованная распадом урана-238.

Слайд 9

* б Для обеспечения «работоспособности» ядерной бомбы содержание урана-235 должно быть не ниже 80 %. Поэтому при производстве ядерного топлива для повышения доли урана-235 и применяют сложный и крайне затратный процесс обогащения урана. В США степень обогащенности оружейного урана (доля изотопа 235) превышает 93 % и иногда доводится до 97,5 %.

Слайд 10

* о Альтернативой процессу обогащения урана служит создание «плутониевой бомбы» на основе изотопа плутоний-239, который для увеличения стабильности физических свойств и улучшения сжимаемости заряда обычно легируется небольшим количеством галлия. Плутоний вырабатывается в ядерных реакторах в процессе длительного облучения урана-238 нейтронами. Аналогично уран-233 получается при облучении нейтронами тория. В США ядерные боеприпасы снаряжаются сплавом 25 или Oraloy, название которого происходит от Oak Ridge (завод по обогащению урана) и alloy (сплав). В состав этого сплава входит 25 % урана-235 и 75 % плутония-239.

Слайд 11

* Варианты детонации пушечная, иначе называемая баллистической ***детонация — это режим горения, в котором по веществу распространяется ударная волна, инициирующая химические реакции горения, в свою очередь, поддерживающие движение ударной волны за счёт выделяющегося в экзотермических реакциях тепла. Комплекс, состоящий из ударной волны и зоны экзотермических химических реакций за ней, распространяется по веществу со сверхзвуковой скоростью и называется детонационной волной . Фронт детонационной волны — это поверхность гидродинамического нормального разрыва.

Слайд 12

* Пушечная схема «Пушечная схема» использовалась в некоторых моделях ядерного оружия первого поколения. Суть пушечной схемы заключается в выстреливании зарядом пороха одного блока делящегося материала докритической массы («пуля») в другой — неподвижный («мишень»). Блоки рассчитаны так, что при соединении их общая масса становится надкритической. Данный способ детонации возможен только в урановых боеприпасах, так как плутоний имеет на два порядка более высокий нейтронный фон, что резко повышает вероятность преждевременного развития цепной реакции до соединения блоков. Это приводит к неполному выходу энергии (т. н. «шипучка», англ. fizzle ). Для реализации пушечной схемы в плутониевых боеприпасах требуется увеличение скорости соединения частей заряда до технически недостижимого уровня. Кроме того, уран лучше, чем плутоний, выдерживает механические перегрузки.

Слайд 13

* Верхний блок показывает принцип работы пушечной схемы . Второй и третий показывают возможность преждевременного развития цепной реакции до полного соединения блоков

Слайд 14

* Имплозивная схема Эта схема детонации подразумевает получение сверхкритического состояния путём обжатия делящегося материала сфокусированной ударной волной, создаваемой взрывом химической взрывчатки. Для фокусировки ударной волны используются так называемые взрывные линзы, и подрыв производится одновременно во многих точках с прецизионной точностью. Создание подобной системы расположения взрывчатки и подрыва являлось в своё время одной из наиболее трудных задач.

Слайд 15

* о Формирование сходящейся ударной волны обеспечивалось использованием взрывных линз из «быстрой» и «медленной» взрывчаток — ТАТВ (Триаминотринитробензол) и баратола (смесь тринитротолуола с нитратом бария), и некоторыми добавками) (см. анимацию). Принцип действия имплозивной схемы подрыва — по периметру делящегося вещества взрываются заряды конвенционального ВВ, которые создают взрывную волну, «сжимающую» вещество в центре и инициирующую цепную реакцию.

Слайд 16

* Запасы ядерного оружия в мире

Слайд 17

* Однако, атом может быть использован ,как в военной промышленности ,так и в выработке энергии, к примеру Атомная Электростанция (АЭС)

Слайд 18

* АЭС Атомная электростанция (АЭС) — ядерная установка для производства энергии в заданных режимах и условиях применения, располагающаяся в пределах определённой проектом территории, на которой для осуществления этой цели используются ядерный реактор (реакторы) и комплекс необходимых систем, устройств, оборудования и сооружений с необходимыми работниками (персоналом) (ОПБ-88/97).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

* Страны с атомными электростанциями. Эксплуатируются АЭС, строятся новые энергоблоки. Эксплуатируются АЭС, планируется строительство новых энергоблоков. Нет АЭС, станции строятся. Нет АЭС, планируется строительство. Эксплуатируются АЭС, строительство новых энергоблоков пока не планируется. Эксплуатируются АЭС, рассматривается сокращение их количества. Гражданская ядерная энергетика запрещена законом. Нет АЭС.

Слайд 2

*

Слайд 3

* 31 страна использует атомные электростанции. В мире действует 388 энергетических ядерных реакторов общей мощностью 333 ГВт ] , российская компания «ТВЭЛ»поставляет топливо для 73 из них (17 % мирового рынка) [. Однако 45 реакторов не производили электричество более полутора лет. Большая часть из них находятся вЯпонии. Согласно докладу о состоянии индустрии ядерной энергетики на 2014 год в отрасли наблюдается спад. Пик производство ядерной энергии был зафиксирован в 2006 году (2,660 ТВч). Доля ядерной энергетики в глобальном производстве электричества снизилась с 17,6 % в 1996 году до 10,8 % в 2013 году.

Слайд 4

* Две трети строящихся реакторов приходятся на Китай, Индию и Россию. Перспективы строительства новых реакторов в некоторых случаях вызывают сомнения. Глобально строительство восьми реакторов продолжается более 20 лет. Прослеживается тенденция к старению ядерных реакторов. Средний возраст действующих реакторов составляет 28,5 лет. Самый старый действующий реактор находится в Швейцарии, работает в течение 45 лет. 153 реактора были закрыты. Средний возраст закрытого реактора составляет 23 года. Академик Анатолий Александров считал, что «ядерная энергетика крупных масштабов явится величайшим благом для человечества и разрешит целый ряд острых проблем»

Слайд 5

* В настоящее время разрабатываются международные проекты ядерных реакторов нового поколения, например ГТ-МГР, которые обещают повысить безопасность и увеличить КПД АЭС. Россия приступила к строительству первой в мире плавающей АЭС, позволяющей решить проблему нехватки энергии в отдалённых прибрежных районах страны

Слайд 6

* США и Япония ведут разработки мини-АЭС, с мощностью порядка 10-20 МВт для целей тепло- и электроснабжения отдельных производств, жилых комплексов, а в перспективе — и индивидуальных домов. С уменьшением мощности установки растёт предполагаемый масштаб производства. Малогабаритные реакторы (см., например, Hyperion АЭС) создаются с использованием безопасных технологий, многократно уменьшающих возможность утечки ядерного вещества

Слайд 7

* -с реакторами на тепловых нейтронах, в том числе с: -водо-водяными -кипящими -тяжеловодными -газоохлаждаемыми -графито-водными -высокотемпературными газоохлаждаемыми -тяжеловодными газоохлаждаемыми -тяжеловодными водоохлаждаемыми -кипящими тяжеловодными -с реакторами на быстрых нейтронах Атомные электростанции (АЭС), предназначенные для выработки электрической энергии. При этом на многих АЭС есть теплофикационные установки, предназначенные для подогрева сетевой воды, используя тепловые потери станции. Атомные теплоэлектроцентрали (АТЭЦ), вырабатывающие как электроэнергию, так и тепловую энергию.

Слайд 8

* Принцип действия На рисунке показана схема работы атомной электростанции с двухконтурным водо-водяным энергетическим реактором. Энергия, выделяемая в активной зоне реактора, передаётся теплоносителю первого контура. Далее теплоноситель поступает в теплообменник (парогенератор), где нагревает до кипения воду второго контура. Полученный при этом пар поступает в турбины, вращающие электрогенераторы. На выходе из турбин пар поступает в конденсатор, где охлаждается большим количеством воды, поступающим из водохранилища.

Слайд 9

* Компенсатор давления представляет собой довольно сложную и громоздкую конструкцию, которая служит для выравнивания колебаний давления в контуре во время работы реактора, возникающих за счёт теплового расширения теплоносителя. Давление в 1-м контуре может доходить до 160 атмосфер (ВВЭР-1000). Помимо воды, в различных реакторах в качестве теплоносителя могут применяться также расплавы металлов: натрий, свинец, эвтектический сплав свинца с висмутом и др. Использование жидкометаллических теплоносителей позволяет упростить конструкцию оболочки активной зоны реактора (в отличие от водяного контура, давление в жидкометаллическом контуре не превышает атмосферное), избавиться от компенсатора давления.

Слайд 10

* Общее количество контуров может меняться для различных реакторов, схема на рисунке приведена для реакторов типа ВВЭР (Водо-Водяной Энергетический Реактор). Реакторы типа РБМК (Реактор Большой Мощности Канального типа) использует один водяной контур, реакторы на быстрых нейтронах — два натриевых и один водяной контуры, перспективные проекты реакторных установок СВБР-100 и БРЕСТ предполагают двухконтурную схему, с тяжелым теплоносителем в первом контуре и водой во втором. В случае невозможности использования большого количества воды для конденсации пара, вместо использования водохранилища вода может охлаждаться в специальных охладительных башнях (градирнях), которые благодаря своим размерам обычно являются самой заметной частью атомной электростанции.

Слайд 11

* Таким образом атом не только используется в военных благах, но и в обычной светской жизни.

Слайд 12

* Литература https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B8%D0%B5#.D0.9F.D1.83.D1.82.D1.8C_.D0.BA_.D1.81.D0.BE.D0.B7.D0.B4.D0.B0.D0.BD.D0.B8.D1.8E_.D0.B0.D1.82.D0.BE.D0.BC.D0.BD.D0.BE.D0.B9_.D0.B1.D0.BE.D0.BC.D0.B1.D1.8B http://www.youtube.com/watch?v=Q2AP9bQ2gPU#t=101 http://masterok.livejournal.com/947851.html http://yandex.ru/video/search?text=%D0%BF%D1%83%D1%88%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%81%D1%85%D0%B5%D0%BC%D0%B0%20%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%B1%D0%BE%D0%BC%D0%B1%D1%8B&safety=1 http://yandex.ru/video/search?p=1&filmId=G2Wxyft7UXI&text=%D1%8F%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%B1%D0%BE%D0%BC%D0%B1%D1%8B%20%D1%85%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2&_=1421066843651

Слайд 13

* http://yandex.ru/images/search?viewport=wide&text=%D0%BD%D0%B5%D0%B9%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B8%D0%B5&img_url=http%3A%2F%2Fm1.behance.net%2Frendition%2Fmodules%2F661678%2Fdisp%2F574921232898179.jpg&pos=28&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1347-wh-664-pd-1-wp-16x9_1366x768&rpt=simage&_=1421066570068 http://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fwww.bagnet.org%2Fdoc%2Fimages%2Fnews%2F6%2F58755%2F%25D1%2585%25D0%25B8%25D1%2580_main.jpg&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1347-wh-664-pd-1-wp-16x9_1366x768&text=%D1%8F%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%B1%D0%BE%D0%BC%D0%B1%D1%8B%20%D1%85%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2&noreask=1&pos=6&lr=47&rpt=simage http://lab-37.com/weapons/atomnaya-bomba/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История открытия рентгеновского излучения Ерахтина Екатерина, 10 «з» класс

Слайд 2

Рентге́новское излуче́ние — электромагнитные волны, энергия фотонов которых лежит на шкале электромагнитных волн между ультрафиолетовым излучением и гамма-излучением Оба типа излучения являются электромагнитным. Терминологическое различие лежит в способе возникновения — рентгеновские лучи испускаются при участии электронов, в то время как гамма-излучение испускается в процессах девозбуждения атомных ядер.

Слайд 3

Открытие рентгеновских лучей Немецкий физик Вильгельм Конрад Рентген открыл рентгеновские лучи в 1895 году, когда он наблюдал за флюоресценцией, возникающей при работе катодно-лучевой трубки. За это поворотное открытие в 1901 году ученый был удостоен Нобелевской премии, ставшей первой в своем роде в области физических наук.

Слайд 5

французский физик Антуан-Филибер Масон английский физик Уильям Крукс 1853 г 1878 г

Слайд 6

Рентгеновские лучи возникают при сильном ускорении заряженных частиц, либо при высокоэнергетических переходах в электронных оболочках атомов или молекул. Оба эффекта используются в рентгеновских трубках

Слайд 7

Основными конструктивными элементами таких трубок являются металлические катод и анод. В рентгеновских трубках электроны, испущенные катодом, ускоряются под действием разности электрических потенциалов между анодом и катодом и ударяются об анод, где происходит их резкое торможение. При этом за счёт тормозного излучения происходит генерация излучения рентгеновского диапазона. В настоящее время аноды изготавливаются главным образом из керамики, причём та их часть, куда ударяют электроны, — из молибдена или меди. В процессе ускорения-торможения лишь около 1% кинетической энергии электрона идёт на рентгеновское излучение, 99% энергии превращается в тепло.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Рентгеновское излучение Медицина наука промышленность безопасность

Слайд 3

Рентгеновское излучение в медицине

Слайд 4

Рентгеновское излучение в физике

Слайд 7

Кривые распределения интенсивности в спектре излучения, рассеянного под некоторыми углами

Слайд 8

Диаграмма импульсов при упругом рассеянии фотона на покоящемся электроне

Слайд 9

Λ– так называемая комптоновская длина волны, не зависящая от свойств рассеивающего вещества