Работа с родителями

Ожгибесова Елена Ивановна

Предварительный просмотр:

УНИВЕРСИТЕТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С КИ»

Долгое время неслышащие люди были обречены жить в мире безмолвия. Но с появлением кохлеарной имплантации у них появилась возможность слышать все звуки, даже самые тихие. Кохлеарная имплантация позволяет вернуть слух неслышащему человеку, а благодаря этому улучшить качество его жизни. Глухой ребенок с кохлеарным имплантантом получает возможность научиться понимать речь и говорить.

И сегодня уже не возникает сомнения, что кохлеарная имплантация является самым эффективным методом реабилитации глухих детей и взрослых.

Но многие родители думают, что сделав операцию ребенку, подключив имплант,  ребенок сам научится слышать и говорить! Это не так! Невозможно научить глухого ребенка понимать и говорить, если его родители не будут главными участниками процесса обучения.

Послеоперационная реабилитация – самый длительный и трудоемкий этап кохлеарной имплантации. Ее цель — научить слышать и понимать речь с помощью импланта. Родители должны быть терпеливыми и знать, что в любом случае результаты использования КИ будут видны не сразу, и потребуется долгая кропотливая работа, в результате которой ребенок сможет понимать речь и говорить.

Длительность и эффективность реабилитации ребенка с кохлеарным имплантом зависит от многих факторов: (СЛАЙД)

  1. Ранний возраст имплантации (чем раньше проведена имплантация, тем лучше результат);
  2. Наличие слухового опыта (потеря слуха после 1,5-3 лет, прогрессирующее снижение слуха, раннее слухопротезирование и постоянное использование ИСА);
  3. Отсутствие аномалий в строении улитки и слухового нерва;
  4. Отсутствие сопутствующих нарушений интеллекта, внимания, памяти, специфических речевых расстройств;
  5. Сформированность коммуникативных и познавательных навыков, устной речи, чтения, и других умений, которые важны для развития слухоречевого восприятия и собственной речи.

Ведущим фактором в эффективности и длительности  реабилитации является

возраст имплантации.

Перспективность использования КИ (СЛАЙД)

Дети, имеющие слуховой опыт.

- Если ребенок потерял слух в период овладения речью (1-5 лет), то результаты реабилитации оцениваются как хорошие

Дети, не имеющие слухового опыта.

- имплантация в возрасте до 2-х лет – очень хорошие результаты при отсутствии у ребенка сопутствующих нарушений и адекватной реабилитации. Речевое развитие приближается к норме.

- имплантация в возрасте до 2-3 лет – результаты хорошие при правильной организации реабилитации и отсутствии у ребенка сопутствующих нарушений.

- имплантация в возрасте 3-7 лет – результаты от незначительных до хороших в зависимости от возраста имплантации, опыта использования ИСА, уровня речевого развития, состояния памяти, эмоционально-волевой сферы, организации процесса реабилитации, наличия сопутствующих нарушений

- имплантация в возрасте 7-15 лет – результаты от незначительных до хороших в зависимости от многих факторов

- дети с комплексными нарушениями. Дети не могут научиться хорошо понимать речь на слух и говорить, но большинство из них научаются ориентироваться в мире звуков, узнавать их, понимать простые фразы, произносить звуки и слова.

У детей с врожденной глухотой длительность слухоречевой реабилитации составляет 5 и более лет.

Королева Инна Васильевна, профессор, доктор психологических наук разработала положение  о 4-х этапах слухоречевой реабилитации после КИ (СЛАЙД)

Номер этапа

Название этапа

Длительность (примерно)

1 ЭТАП

Начальный этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ

Длительность - 3-12 недель

2 ЭТАП

Основной этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ

Длительность – 6-18 месяцев

3 ЭТАП

Языковой этап развития восприятия речи и собственной  речи

Длительность – более 5 лет

4  ЭТАП

Этап развития связной речи и понимания сложных текстов

         При общении и научении малыша с КИ на 1 и 2 этапах взрослые должны следовать следующим принципам:

  1. Правильно располагайтесь по отношению к ребенку во время общения (глаза ребенка и взрослого на одном уровне)
  2. Развивайте у малыша умение смотреть на лицо (глаза) взрослого (контакт «глаза в глаза»)
  3. Устанавливайте совместное внимание (взгляд) ребенка и свое на предмете или действии. (смотреть вместе на один предмет)
  4. Следите за направлением вниманием ребенка. (на что обратил внимание ребенок, на том предмете можно и обучать)
  5. Проявляйте искренний интерес к игре и действиям ребенка.
  6. Комментируйте (проговаривайте) все свои действия и действия ребенка. (В процессе одевания, умывания, приема пищи)
  7. Оставляйте паузу между своими фразами, давая ребенку возможность ответить вам.
  8. Задавайте ребенку вопросы, комментируя свои действия и действия ребенка. (речь – это диалог)
  9. Реконструируйте высказывания ребенка при общении с ним. (ответьте за ребенка, сделайте паузу, чтобы ребенок мог повторить высказывание)
  10. Моделируйте жесты, мимику, звуки, слова, которым вы хотите научить ребенка.
  11. Подражайте действиям/жестам/мимике ребенка, а также поощряйте его, если он подражает вашим действиям/жестам.
  12. Создавайте для ребенка привычные, повторяющиеся ситуации и действия. (это облегчает ребенку запоминание требуемых от него действий, произносимых слов)
  13. Используйте ситуации, удивляющие ребенка.
  14. Используйте при обучении случайные ситуации.
  15. Всегда хвалите и поощряйте ребенка за его действие.
  16. При общении с ребенком говорите короткими фразами голосом разговорной громкости, с интонацией
  17. Сопровождайте речь естественными жестами.

На 1 этапе необходимо: (СЛАЙД)

Формировать слуховое восприятие в новых условиях:

- достичь оптимального уровня настройки КИ, позволяющего ребенку воспринимать звуки всего частотного диапазона на расстоянии более 2 метров;

- научить ребенка обнаруживать наличие или отсутствие звука, различать неречевые звуки при парном сравнении;

Подготовить к овладению устной речью:

- научить подражать речи, соотносить слова и действия,

- научить ребенка сопровождать действия речью.

Крайне важна в этот период роль родителей. Так как они имеют большие возможности в привлечении внимания ребенка к окружающим бытовым шумам, звукам улицы и т.п., вызывают у него интерес к слушанию, побуждают пользоваться голосом нормальной высоты и силы. Сурдопедагог в этот период консультирует и обучает родителей специфическим методам и приемам.

Ребенок  умеет обнаруживать наличие или отсутствие звука, различает неречевые звуки при парном сравнении, умеет подражать речи, соотносит слова и действия, сопровождает действия речью.

На 2 этапе необходимо:

Развивать слуховое восприятие:

- достичь оптимального уровня настройки КИ, позволяющего ребенку воспринимать звуки всего частотного диапазона на расстоянии более 4 метров;

-  продолжать развивать интерес к любым звукам (речевым и неречевым);

- связывать звуки с вызывающими их предметами, действиями, а слова с обозначаемыми предметами (действиями, признаками).

Развивать речь:

- активизировать спонтанную голосовую активность, вызывать у ребенка интерес к собственному голосу, возможностям его изменения;

- продолжать учить обнаруживать и различать звуки по акустическим признакам;

- учить выполнять упражнения дыхательной и артикуляционной гимнастики, движения пальчиковой гимнастики

- учить использовать простые слова в рамках предметно-практической и игровой деятельности

- учить использовать простые фразы в рамках предметно-практической и игровой деятельности

Ребенок знает различные признаки речевых и неречевых звуков,  умеет различать неречевые звуки, музыкальные инструменты, различает на слух звуки, слова с большим количеством слогов,  умеет говорить слитно на выдохе короткие слова, изменять силу, громкость и высоту голоса, пользоваться речью.

 Для реализации задач 1 и 2 этапа можно использовать такие игры и упражнения:

«Где звучало?»

«Кто позвал?»

«Что ты слышишь?»                                            

«Послушай и повтори»

«Что звучало?»

«Слушай заданный звук» 

«Кто как голос подает?»

Различение звучаний  с электронных носителей.

Различение звучаний в условиях зашумленности.

Упражнения для развития   мелкой         моторики и     ориентировки в пространстве.

Упражнения дыхательной и артикуляционной гимнастики и тд.

Практическая часть. Мы сейчас с вами поиграем.

Игра «Веселый язычок» Развитие артикуляционной моторики.  Родителям предлагается послушать рассказ о язычке и выполнять действия. Жил язычок в своем домике. Проснулся и осмотрелся. Выглянул за калиточку (язычок высовывается из открытого рта), посмотрел наверх, светит солнышко (кончик языка поднимается вверх), потом посмотрел вниз, нет ли луж на земле (кончик языка опускается вниз). Понравилось язычку на улице, и захотел он погулять (кончик языка поворачивается вправо, влево, вверх, вниз). Устал язычок и решил поесть, чтобы сил больше набрать. И стал молочко лакать как кошечка (языком производить лакательные движения). Наелся язычок, а губки испачкал молоком. Почистил губки, сначала верхнюю, потом нижнюю (облизывание кончиком языка верхней и нижней губы). А теперь почистил зубки верхние и нижние (почистить верхние и нижние зубы). Увидел язычок качели и стал качаться на качеле (постепенно поднимается высунутый язык к носу и опускается к подбородку). Устал язычок и пошел в свой домик спать. Закрыл калиточку (язык распластать во рту и сомкнуть губы).

Игра «Действия» Игра на развитие умения слушать и выполнять действие. Выбрать несколько родителей, один «ребенок». Сначала нужно научить ребенка выполнять вместе с вами команды «беги», «иди», «стой», «ложись», «большие шаги», «маленькие шаги» и тд. Потом ребенок выполняет самостоятельно действия по просьбе родителя.

Игра «Где звучало?» Игра на определение локализации звука. Пригласить несколько родителей. Родители стоят в ряд. У одного колокольчик. Выбирается «Ребенок». Ему предлагается закрыть глаза и угадать, где позвонили. Если угадал, кто позвонил, то колокольчик передается. А если не угадал направление, то он снова водит

Игра «Ляля спит» Игра на различение звука по громкости.  Пригласить несколько взрослых.  Подойти тихо к спящей в кроватке кукле, и произнести папапа (вставай). Кукла не просыпается. Произнести громким голосом ПАПАПА. Кукла просыпается и пляшет.

На 3 этапе необходимо:

Развивать адекватные слуховые представления:

- распознание многосоставных фраз

- распознание речи в различных акустических условиях: помехи (шум, вербальная интерференция), опосредованные ситуации (телефон, телевизор).

- развитие фонематического слуха.

Развивать речевое общение:

- формирование фонетики (коррекция произношения),

- формирование лексики (синонимы, антонимы, обобщающие слова, применение качественных и количественных прилагательных, образование множественных и уменьшительно-ласкательных форм слов, образование глаголов совершенного и несовершенного вида и др),

- формирование грамматики (употребление предлогов, междометий, согласование существительных и числительных, глаголов, прилагательных с существительными в роде и числе, падеже)

- развитие связной речи (ответы на вопросы, составление предложений, составление диалога, составление рассказа по серии картинок, пересказ)

Ребенок умеет воспринимать на слух фразы на расстоянии 6 метров, различать на слух рифмованные фразы, воспринимать шепотную речь, речевой материал в различных акустических условиях, дифференцировать звуки на слух,  передавать своё эмоциональное состояние речевыми и неречевыми средствами (выражением лица, естественными жестами и т.п) в рамках принятого речевого этикета, у ребенка сформированы лексико-грамматические представления о речи, умеет осуществлять самоконтроль за произносительной стороной устной речи.

Практическая часть.

Игра «Кто больше слов назовет?» Игра для развития фонематического слуха, активизации словаря.

Пригласить несколько родителей. Сейчас мы с вами будем называть слова, в которых есть звук, например, З. Родители образуют круг. Один из играющих бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мяч должен сказать слово с нужным звуком. Тот, кто назвал слово, получает фант. Тот, кто не назвал – ничего не получает.

        Игра «Найди, что надо» Игра направлена на развитие умения склонять существительные по падежам.(грамматика)

        Раздать карточки: карандаш, ложка, полотенце, санки и тд. Нужно слушать внимательно и тот, у кого имеется нужная карточка, должен ответить на вопрос одним словом  или фразой.

«Вова пошел кататься с горки. И что он взял с собой?» (санки)

«Нина вымыла руки и вытерла их. Чем?» (полотенцем)

«Оля села за стол и стала есть суп. Чем?» (ложкой)

«Зина нарисовала домик. Чем?» (карандашом)

        Игра «Скажи наоборот» Формирование семантических полей, расширение словаря антонимами. (горячо, светло, тепло, пасмурно, грязно, и тд) (лексика)

Взрослые стоят в шеренге лицом к ведущему. Ведущий произносит слово и бросает мяч одному из игроков. Поймавший мяч должен назвать антоним к заданному слову и вернуть мяч. Если слово-антоним подобрано верно, то взрослый делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто быстрее дойдет до условной линии.

        Игра «Эхо» Развитие умения образования сложных слов.

        Родителям предлагается хором образовывать сложные слова. Листья падают – листопад; сам ходит – самоход; мед носит – медонос; разводит сады – садовод; звезды падают – звездопад, ходит на атомной энергии – атомоход; воду возит – водовоз; вода падает – водопад; снег падает - снегопад

        Игра «Я начну, а ты продолжи» Развитие связной речи.

Выпал первый …

Утром дети …

Девочка Маша играет ..

Жила была девочка … Однажды она … А навстречу ей …

        Можно использовать любые речевые игры и упражнения. Игры подбираются совместно с сурдопедагогом, учителем – логопедом с учётом тематического планирования и индивидуальных особенностей детей с КИ.  Например, В.И Селеверстов «Речевые игры с детьми»

Родителям кохлеарноимплантированных детей надо помнить, что:

  • для лучшей реабилитации детей с кохлеарной имплантацией необходимо обучение в естественных ежедневных ситуациях;
  • большое значение придавать чтению книг в семье, правильно его организовать - ребёнок научится размышлять и анализировать,  грамотно выражать свои мысли;
  • формировать привычку показывать ребенку каждый день, что он живет в мире разнообразных звуков.
  • устная речь имплантированных детей должна быть по возможности внятной, двусторонней (родитель – ребенок – родитель), связной, а не отрывочной, ситуативной, естественной;
  • дозировать нагрузку во время занятий;
  • присутствовать на занятиях с сурдопедагогом и логопедом,  выполнять с детьми ежедневные домашние задания, следовать их рекомендациям;
  • помимо обучения стремиться к созданию условий для всестороннего развития своего ребенка, способствовать обогащению его личного опыта. Следует поощрять интерес к наблюдениям в окружающем мире, экспериментированию, художественному творчеству, занятиям музыкой, танцами, спортом. Это могут быть экскурсии, поездки, посещения музеев, театров и т.д., воспитание интереса к чтению художественной и научно-популярной литературы с обязательным обсуждением увиденного или прочитанного и др., совместный отдых и занятия спортом. Все перечисленные моменты создают большие возможности для развития словесной речи в семье.

Но в любом случае крайне важно учитывать индивидуальные психофизические возможности и способности ребенка, его интересы, стремление к сохранению личного пространства.

Спасибо Вам за участие. До свидания.


Родителям кохлеарноимплантированных детей надо помнить, что:

  • для лучшей реабилитации детей с кохлеарной имплантацией необходимо обучение вестественных ежедневных ситуациях. В домашней обстановке можно наиболее успешно создавать и использовать ситуации для расширения словарного запаса и развития речи ребенка, для закрепления понятий, полученных в школе. До начала изучения той или иной темы родителям следует: 1) ознакомить ребенка с содержанием учебного материала, используя другие источники информации (иллюстрированные книжки, энциклопедии, интернет); 2) выяснить,  значение  каких слов и речевых оборотов ребенок не понимает или понимает неправильно и разъяснить их смысл. Такая домашняя работа подготовит ученика с кохлеарнымимплантом к восприятию темы, обеспечит условия для успешного участия ребенка в последующей работе над текстом;
  • большое значение придавать чтению книг в семье, правильно его организовать - ребёнок научится размышлять и анализировать,  грамотно выражать свои мысли, как в устной форме, так и в письменной, найдёт надёжные нравственные ориентиры в жизни;
  • формировать привычку показывать ребенку каждый день, что он живет в мире разнообразных звуков. Ребенок начинает чувствовать, что окружающие звуки дома имеют большое значение и становятся также частью его поведения. Некоторые примеры вещей и предметов, которые являются источником звуков в квартире:

- смех, кашель, телевизор, телефон, закрывание и открывание дверей, ложки, ножи, тарелки, стиральная машина, пылесос, лающая собака или мяукающая кошка, пение птиц, дрель, швейная машина, дверной и телефонный звонок,  музыкальные инструменты и многое другое.

Вне дома – на улице, в магазине, поликлинике, зоопарке и прочее ребенок также может слышать много звуков. Имеются много ситуаций, в процессе которых регулярно возникают звуки:

- транспортные средства: автомобили, велосипед, мотоцикл, автобус, трамвай и так далее, которые производят звуки – гудки, шум мотора, шум торможения или шум колес;

- зоопарк: животные, которые производят различные звуки – лошадь, корова, львы, обезьяны и другие;

- стройка: стук, сверление, бурение, шумы, шумы моторов и различных строительных машин;

- железнодорожная станция: стук колес движущегося поезда, визг тормозов, гудок поезда при отправлении и так далее.

В целом можно сказать, что различные места вне дома обладают своей специфической акустической характеристикой. Нормально слышащие люди не осознают богатства акустической среды, потому что это естественная часть нашей жизни. Ребенок с кохлеарнымимплантом находится в другой ситуации, так как он никогда раньше не слышал окружающие звуки. И родители должны осознанно помогать ребенку входить в этот мир. С этой целью можно завести слуховую тетрадь, которая позволит накапливать слуховой словарь неречевых звуков. Можно предложить ребёнку зарисовать звуки, которые он слышит. И результаты будут тем лучше, если эта работа будет вестись постоянно, целенаправленно, важно помнить, что излишняя опека, как и излишняя критичность, неумение похвалить ребёнка, порадоваться успеху мешают не только слухоречевой, но и социальной реабилитации;

  • устная речь имплантированных детей должна быть по возможности внятной, двусторонней (родитель – ребенок – родитель), связной, а не отрывочной, ситуативной, естественной;
  • дозировать нагрузку во время занятий. Возникающие порой перегрузки являются причиной недостаточного усвоения ребенком требуемого объема знаний, а отнюдь не его упрямством или ленью, как иногда считают. Избежать перегрузок помогут игры (предметные, настольно-печатные, словесные), с помощью которых дети качественно усваивают сложный дидактический и речевой материал, активизируют мыслительную деятельность. Игры подбираются совместно с сурдопедагогом, учителем – логопедом с учётом тематического планирования и индивидуальных особенностей детей с КИ;
  • активно заниматься развитием слуха с КИ ребёнком - наблюдать за его поведением, контролировать правильность настройки КИ, регулировать режим его работы, информировать сурдопедагога и аудиолога о реакциях ребёнка на различные звуки, об особенностях восприятия речи с помощью КИ;
  • присутствовать на занятиях с сурдопедагогом и логопедом,  выполнять с детьми ежедневные домашние задания, следовать их рекомендациям. Полезно, чтобы часть занятия проводил родитель, а педагог наблюдал и корректировал его ошибки;
  • помимо обучения стремиться к созданию условий для всестороннего развития своего ребенка, способствовать обогащению его личного опыта. Следует поощрять интерес к наблюдениям в окружающем мире, экспериментированию, художественному творчеству, занятиям музыкой, танцами, спортом. Это могут быть экскурсии, поездки, посещения музеев, театров и т.д., воспитание интереса к чтению художественной и научно-популярной литературы с обязательным обсуждением увиденного или прочитанного и др., совместный отдых и занятия спортом. Все перечисленные моменты создают большие возможности для развития словесной речи в семье.

Но в любом случае крайне важно учитывать индивидуальные психофизические возможности и способности ребенка, его интересы, стремление к сохранению личного пространства.

Использованная литература.

Королева И.В. Реабилитация глухих детей и взрослых после кохлеарной и стволомозговой имплантации. С-П.: КАРО, 2016

Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников./ Под.ред. О.С.Ушаковой. М.: Просвещение, 1996

Программа реабилитации дошкольников после кохлеарной имплантации. Автор: И.Е. Рычкова, 2017

Программа педагогического сопровождения обучающихся школьного возраста после кохлеарной имплантации. Авторы: В.А.Трусова, Г.В.Школьная, 2017

Селеверстов В.И. Речевые игры с детьми. М.: ВЛАДОС, 1994


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль родителей в реабилитации детей с КИ Подготовила: учитель-дефектолог Ожгибесова Е.И.

Слайд 2

Факторы, влияющие на длительность и эффективность реабилитации ребенка с КИ Ранний возраст имплантации; Наличие слухового опыта; Отсутствие аномалий в строении улитки и слухового нерва; Отсутствие сопутствующих нарушений; Сформированность коммуникативных и познавательных навыков, устной речи, чтения.

Слайд 3

Этапы слухоречевой реабилитации после КИ Номер этапа Название этапа Длительность (примерно) 1 ЭТАП Начальный этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ Длительность - 3-12 недель 2 ЭТАП Основной этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ Длительность – 6-18 месяцев 3 ЭТАП Языковой этап развития восприятия речи и собственной речи Длительность – более 5 лет 4 ЭТАП Этап развития связной речи и понимания сложных текстов

Слайд 4

На 1 этапе реабилитации Ребенок привыкает слышать звуки, учится распознавать и реагировать на них.

Слайд 5

На 2 этапе реабилитации Ребенок учится различать речевые и неречевые звуки, учится использовать простые слова и фразы в рамках предметно-практической деятельности.

Слайд 7

На 3 этапе реабилитации Ребенок учится воспринимать на слух фразы на расстоянии 6 метров; различать на слух рифмованные фразы; воспринимать шепотную речь; речевой материал в различных акустических условиях; дифференцировать звуки на слух; передавать своё эмоциональное состояние речевыми и неречевыми средствами (выражением лица, естественными жестами и т.п ) в рамках принятого речевого этикета; у ребенка формируются лексико-грамматические представления о речи; учится осуществлять самоконтроль за произносительной стороной устной речи.

Слайд 8

Результаты 4 этапа реабилитации умеет воспринимать и понимать сложные тексты. сформированы все стороны речи (фонетика, лексика , грамматика). умеет осуществлять самоконтроль за произносительной стороной устной речи.

Слайд 9

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

«Аграмматизмы и их исправление»

Аграмматизм – это нарушение способности пользоваться грамматическим строем речи.

Этот дефект состоит в неправильном употреблении склонений, спряжений, согласования и управления, в пропуске предлогов, в неправильной расстановке слов в предложении, в пропуске слов и тд.

Устранение:

  • Обратить внимание на ошибку. «Ты сказал неверно. У тебя ошибка в окончании»
  • Постоянное повторение речи педагога, родителей. Этот приём вырабатывает чувство форм языка.
  • В затруднительных случаях полезно задержаться на образовании и тренировке отдельных форм (склонение, спряжение)

Упражнения для тренировки

Игра «Один-много» Инструкция: я назову предмет в единственном числе, а ты назови во множественном числе (или наоборот).Например, ложка-ложки, кофта-кофты.

Для закрепления материала предложите составить предложение со словом в ед.ч. и во мн.ч.

Игра «Поручения»

Винительный падеж объекта.

Что ты видишь? – Я вижу машину(ед.ч.), машины(мн.ч.)– ж.р.

Принеси стакан (ед.ч.), стаканы (мн.ч.) –ж.р. Что ты принес? – Я принес стакан, стаканы.

Винительный падеж направления с предлогами В, НА, ЗА, ПОД.

Положи ручку в пенал (м.р.) Что ты сделал? – Я положил ручку в пенал. Во что ты положил ручку? – Я положил ручку в пенал.

Дательный падеж адресата.

Покажи платье маме (ж.р.), папе (м.р.) – ед.ч. Что ты сделала? – Я показала платье маме, папе. Кому ты показала платье? – Я показала платье маме, папе.

Дательный падеж с предлогами К, ПО.

Подойди к ребятам (мн.ч.).Что ты сделал? – Я подошел к ребятам. К кому ты подошел? – к ребятам.

Творительный падеж.

Нарисуй квадрат карандашем (м.р.), ручкой (ж.р.) – ед.ч. Что ты сделал? – Я нарисовал квадрат ручкой, карандашем.

Творительный падеж места с предлогами ЗА, ПОД, НАД, ПЕРЕД, МЕЖДУ.

Держи мяч за спиной (ж.р.), за головой (ж.р.) – ед.ч. Что ты делаешь? – Я держу мяч за спиной, за головой.

Предложный падеж объекта речи.

Расскажи о маме (ж.р.), папе (м.р.) – ед.ч.Что ты сделал? – Я рассказал о маме, папе.

Предложный падеж места с предлогами В и НА.

Поищи тетрадь на полках. – мн.ч. Что ты сделал? – Я искал тетрадь на полках.

«Измени по падежам»

Падежи

Слова-помощники

Вопросы

Предлоги

Именительный

Есть

Кто? Что?

Родительный

Нет

Кого? Чего?

От, до, из, у, с, для, около, возле

Дательный

Даю

Кому? Чему?

К, по

Винительный

Вижу

Кого? Что?

В, во, на, под, про, через, за

Творительный

Горжусь

Кем? Чем?

С, со, за, под, над, между, перед

Предложный

Думаю

О ком? О чём?

О, об, в, на, при

Затем можно предложить ребёнку составить предложение со словом. Или составить предложение по схеме.

Например, измени по падежам слово Машина. Машина-машины-машине-машину-машиной-о машине. Составь предложение со ловом Машины. Или более сложное задание «Составь предложение по схеме _ _ на машине.»

«Измени предложение»

Я иду по улице.

Ты …      Он …

Мы …     Она …

Вы …      Они …

«Вставь нужный предлог»

Ребёнку предлагается вставить нужный предлог в предложении. Например, Я еду на машине (куда?) (в, за, про, на, под) отпуск



Предварительный просмотр:

«Глухота  не приговор!»

Ежегодно каждое последнее воскресенье сентября во всем мире отмечается Международный день глухих.

Цель – привлечь внимание общества к проблемам людей с ограниченными возможностями. Более 4% жителей Земли страдают нарушениями слуха. В России таких людей 13 млн., из них 1 млн. – дети.

Ребенок может родиться глухим или потерять слух в любом возрасте. Беда еще и в том, что неслышащие дети не умеют говорить. Даже если до наступления глухоты малыш разговаривал, эта способность утрачивается. А ведь обучать глухого ребенка речи можно и нужно. У малышей с любой степенью глухоты сохраняются остатки слуха, которые необходимо развивать. Научить говорить глухого ребенка возможно.

Под нарушением слуха принято подразумевать частичную или абсолютную утрату человеком возможности восприятия и распознавания звуков. Речь о глухоте ведется специалистами тогда, когда имеет место полная потеря слуха; во всех остальных случаях патология обозначается термином тугоухость.

Нарушения слуха делятся на:

-кондуктивную тугоухость (повреждение в наружном и среднем ухе – нарушение проведения звука);

- сенсоневральную тугоухость (повреждение волосковых клеток, других структур улитки, слухового нерва – нарушение восприятия звука);

В зависимости от природы происхождения, нарушения слуха классифицируют на три категории:

- наследственные (передающиеся от родителей детям на генетическом уровне);

- врожденные (обусловленные нарушениями внутриутробного развития плода или родовыми травмами);

- приобретенные (возникающие в течение жизни пациента как следствие перенесенных болезней, травм, токсического воздействия медикаментов и т.д.)

Коррекционно-реабилитационные мероприятия при нарушениях слуха начинаются сразу же после постановки ребенку диагноза. В зависимости от специфики и степени тяжести патологии, лечение может осуществляться различными способами.

Выделяют следующиеметоды реабилитации детей с нарушениями слуха:

  1. медицинские (консервативное и хирургическое лечение);
  2. технические (слухопротезирование – слуховые аппараты, кохлеарные и стволомозговыеимпланты, FM-системы)
  3. психолого-педагогические

Технические методы:

В настоящее время созданы разнообразные технические устройства, обеспечивающие людям с разной степенью и типом нарушения слуха возможность воспринимать окружающие звуки и речь:

- слуховые аппараты;

- имплантируемые слуховые аппараты и импланты среднего уха;

- кохлеарныеимпланты;

- стволомозговые слуховые импланты;

- FM-системы

Слуховые аппараты

В зависимости от используемой в слуховом аппарате технологии они делятся на несколько типов.

Аналоговые (линейные) - преобразовывают звуковые сигналы в электрические, которые в дальнейшем усиливаются и изменяются в соответствии с возможностями аппарата. Настраиваются по состоянию слуха с помощью специальных регуляторов, находящихся внутри аппарата

Программируемые - тоже линейные аппараты, но настраиваются через компьютер с помощью специальной программы. Это дает возможность подобрать и настроить аппарат наиболее точно по аудиограмме пациента.

Цифровые - самый совершенный вариант аппарата; звуковой сигнал в нем преобразуется в цифровой код, который затем обрабатывается с помощью компьютерной программы с учетом всех акустических особенностей слуха пациента. В конечном счете, достигается высочайшее качество звучания и разборчивости, подавление шумов, слабые звуки делаются различимыми, а сильные комфортными.

Кроме того, аппарат автоматически меняет настройку в зависимости от ситуации - разговор, телевизор, улица, концертный зал и т. п.  Еще одно важное преимущество, которым обладают слуховые аппараты для слабослышащих цифрового типа, — это их устойчивость к различным видам электромагнитных излучений, поэтому пациент сможет без ограничений пользоваться компьютером, сотовым телефоном и другими устройствами.

Имплантируемые слуховые аппараты и импланты среднего уха

Имплантируемые слуховые аппараты  располагаются в височной кости в среднем ухе. Эти слуховые аппараты используются при сенсоневральной, кондуктивной и смешанной тугоухости, рассчитаны на небольшие и средние потери слуха.

При моноуральном слухопротезировании человек носит слуховой аппарат только на одном ухе. При бинауральном слухопротезировании человек носит два слуховых аппарата – на правом и левом ухе. Бинауральное слухопротезирование предпочтительно в большинстве случаев, потому что оно по сравнению с моноуральным обеспечивает:

- лучшее восприятие речи в условиях шума;

- лучшую разборчивость речи в условиях общения с несколькими говорящими;

- лучшую локализацию источника звука в пространстве;

- позволяет использовать более низкий уровень усиления;

- исключает эффект «тени головы»

Поэтому детям с двухсторонней тугоухостью рекомендуется носить два слуховых аппарата!

Кохлеарные импланты

В большинстве случаев детям с нарушениями слуха помогают слуховые аппараты. Однако при больших потерях слуха, когда у ребенка повреждена большая часть слуховых рецепторов и большая потеря слуха, слуховой аппарат мало помогает. Глухим детям рекомендуется использование кохлеарного импланта.

В отличие от обычного слухового аппарата, который усиливает звуки, кохлеарный имплант заменяет погибшие рецепторы улитки и преобразует звуки в электрические импульсы, стимулирующие слуховой нерв. Эти импульсы передаются по слуховому нерву в мозг и вызывают там слуховые ощущения – человек слышит речь, окружающие звуки, музыку.

FM-системы

Для решения проблемы восприятия речи в шуме и на расстоянии у детей со слуховыми аппаратами и кохлеарными имплантами разработаны FM-системы.

Психолого-педагогические методы

У детей даже небольшие нарушения слуха приводят к вторичным нарушениям развития не только понимания речи и собственной речи, но также навыков общения, мышления, эмоционально-волевых качеств. Поэтому все эти дети нуждаются в длительной психолого-педагогической помощи при использовании любых медицинских и технических методов реабилитации. Эту работу проводят сурдопедагоги, логопеды, психологи, социальные педагоги.

При выявлении у ребенка нарушений слуха в раннем возрасте занятия с сурдопедагогом по развитию речи и других навыков должны начаться немедленно.

Реабилитация тугоухих и глухих детей включает:

- развитие навыков общения – способность взаимодействовать с окружающими людьми, используя любые формы общения;

- развитие слухового восприятия окружающих звуков и речи с помощью СА, КИ – способности обнаруживать, различать, опознавать неречевые звуки  и речевые сигналы.

- развитие языковой системы - овладение значением слов, их звуковым составом, правилами изменения и соединения слов в предложении

- развитие устной речи

- развитие мышления и других психических процессов

- социальную адаптацию, обеспечение и воспитание ребенка.

В настоящее время разработаны и успешно применяется целый ряд методик реабилитации детей с различными слуховыми нарушениями:

  • Метод LRS - «Слушание-чтение-говорение».Детей с проблемами слуха учат вслушиваться в речь. Чтение с губ не используется.
  • Метод Е.И.Леонгард. В основе метода лежит идея «материнской школы» - создание условий для речевого общения ребенка с нарушенным слухом посредством вовлечения родителей в процесс развития у него речи. Большое внимание уделяется развитию понимания речи, накоплению пассивного словаря.
  • Верботональная методика. Аппаратный метод для развития слухового восприятия и улучшения качества речи, разработан академиком Петаром Губериной (Хорватия). С помощью специальной аппаратуры ребенок переходит от мультисенсорного восприятия звуков к качественному слуховому восприятию.
  • Билингвистический метод. Предполагает использование жестовой речи при обучении и общении с глухим ребенком наряду с употреблением устной, письменной и дактильной речи.
  • Методика Т.К.Королевской. Развитие слуховосприятия у слабослышащих и глухих детей происходит в специальных образовательных учреждених.
  • Адаптивный метод.Суть метода состоит в следующем: после того как ребенок с нарушением слуха приобретает определенную уверенность на одной из достигнутых ступеней, например в понимании отдельных слов, сурдопедагог может переходить к более высокой ступени, например к обучению понимания предложений.
  • Полисенсорный метод. Дети с нарушениями слуха осваивают речь благодаря тому, что постоянно сравнивают свою собственную речь с речью окружающих. Это возможно  и в том случае, когда он воспринимает их речь не полностью.
  • Целостный метод развития слуха и речи. Направление, при котором ребенок с нарушением слуха должен научиться интерпретировать речевое сообщение, понимать его содержание, несмотря на наличие, возможно, только акустического фрагмента. Необходимый для этого навык ребенок приобретает только благодаря богатому опыту разнообразной речевой деятельности.

Разнообразие обучающих методик дает возможность выбора при индивидуальном подходе к коррекционной работе с нарушением слуха у детей.

Не нужно скрывать глухоту ребенка от окружающих, пусть все знают, как мужественно ваш малыш борется с недугом, проникнутся сочувствием и захотят помочь. Научите его рисовать, танцевать, делать акробатические элементы – пусть ребенок станет интересным для других. Это поможет привлечь друзей и поднимет самооценку.

Источники:

И.В.Королева Реабилитация глухих детей и взрослых после кохлеарной и стволомозговой имплантации

https://medaboutme.ru

Подготовила:

Ожгибесова Е.И.,

учитель-дефектолог

высшей квалификационной категории



Предварительный просмотр:

        

Рекомендации для родителей

«Развитие речи детей с проблемами слуха дома»

  1. Закрепляйте дома полученные детьми навыки устной речи, т.е. навыки произношения, чтения с губ.
  2. Дома, во время выходных, обратите особое внимание на понимание глаголов. Понимание поручений типа: принеси, помоги, дай, покажи, нарисуй. Привлекайте внимание ребенка к движению губ и, произнося слова обычным голосом, вам следует убедиться, что ребенок усвоил смысл обращенных к нему слов.
  3. Если Вы не можете объяснить что-либо ребенку, записывайте слова и фразы в блокнот. Например: ребенок видит и показывает Вам пальцем летящий самолет. Здесь же напишите фразу: «Летит самолет». Ребенок видит, как вы готовите обед, запишите и дайте ему прочитать: «Я готовлю обед», «Я приготовила обед».

После чтения хорошо ему эту же фразу повторить устно. Изо дня в день будут вырастать возможности ребенка понимать и запоминать такие фразы. Постарайтесь, чтобы он повторил каждую фразу на память. Если вы будете делать так систематически, у Вашего ребенка будет развиваться самостоятельная речь.

  1. Записывайте впечатления, полученные им дома в специальной тетради, альбомы последовательно фиксируйте все, что он видел и делал дома. Необходимо не только составлять такие записи, но и помочь пересказать их. Ребенок должен ясно представлять себе содержание каждой написанной фразы.
  2. Помните, что индивидуальные слуховые аппараты ребенок должен носить постоянно. Потому что, если не носить аппарата, не развивать остатки слуха, ребенок теряет слух совсем.
  3. Знайте, что эффект усвоения устной речи зависит не только от постановки звуков, которую осуществляет специалист, но и в большой мере от вашего внимания к произношению ребенка в процессе общения с ним. Внимательно прислушивайтесь к произношению ребенка, даже, не зная, как исправить тот или иной дефект. В случае плохого произношения попросите его повторить сказанное. Это напоминание заставить ребенка попытаться восстановить знакомые ему ощущения правильного произношения и самому исправить ошибку. Если будете следовать этому правилу постоянно, это приучить ребенка к тому, что нужно всегда стараться говорить хорошо. Следите за слитным произношением слов. Следите за правильным ударением в словах.


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Роль бинаурального слухопротезирования в коррекции слуха и речи

Большое значение в развитии подрастающего поколения отводится слуху. 

С помощью слуха человек определяет голоса, узнаёт сигналы опасности, учится подражать звукам и учиться общаться с другими людьми.

Органы слуха очень важны, так как занимают немаловажное место в развитии человека, определении индивидуальных характерных черт личности.

Если у ребёнку  двусторонняя тугоухость, глухота, то ему показано бинауральное протезирование, т.е. пользование двумя слуховыми аппаратами.

Плюсы бинаурального слухопротезирования.

  • Так как дети со сниженным слухом считывают информацию с губ, то ему важно быстрое определение расположения говорящего. Если ребёнок при двустороннем снижении слуха носит один аппарат, то он хуже слышит со стороны непротезированного слуха.
  • Человек, который носит два слуховых аппарата,  лучше разбирает речь в окружающем, в бытовом шуме. Необходимость меньшего усиления слуховых аппаратов, чем при монауральном протезировании.
  • Доказано, что люди с двухсторонней тугоухостью, глухотой при ношении двух слуховых аппаратов, получают большее удовлетворение качеством звучания голоса и восприятием звуков.
  • При ношении двух слуховых аппаратов для восприятия речевого и неречевого  материала требуется меньшая концентрация, и прослушивание делается удобнее и проще.
  • При бинауральном слухопротезировании ребёнок может быстрее определить источник и характер звука.
  • Воспринимаем мы звуки мозгом, и получаем в качестве образца электрические импульсы по нервам.  Если отказаться от ношения одного или двух слуховых аппаратов, то накопленные слуховой и речевой опыт будут распадаться или искажаться.

Ознакомлены (подпись родителей):



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Способы быстрого исправления дефектов

Произносительные навыки глухих учащихся формируются на основе различных компенсаторных механизмов, таких как, зрительный, двигательный, кожный, слуховой. Для того чтобы произносительные навыки формировались полно и прочно необходимо использовать все сохранные анализаторы.

Сегодня мы поговорим о том, как с помощью зрительного, слухового, тактильно-вибрационого восприятий помочь ребёнку исправить ошибки произношения.

Неполная закрытая гнусавость

Это когда вместо М, Н говорят дети МБА, МПА, НДА, НТА  (самболёт,  мпыло,  ндос,  кнтига). Это происходит потому, что мягкое нёбо поднимается при переходе к гласному звуку не одновременно с размыканием губ, а несколько раньше. Причина – неправильная работа мягкого нёба, редко – нарушения проходимости носа (аденоиды и тд). Это грубый, стойкий дефект, часто даёт рецидивы.  

Устранение

  1. Обратить внимание ребёнка на ошибку и предложить её исправить
  2. Графическое изображение ошибки.
  3. Дать прослушать протяжное М (н) и одновременно видит артикуляцию, затем пытается сам произнести.
  4. Протяжное М, при этом осуществляется контроль за вибрацией щёк и крыльев носа. Затем просим произнести М в обратных слогах АМ_______, ВОСЕМЬ_____
  5. При произнесении М почувствовать вибрацию гортани и характер воздушной струи.

Призвуки (неправильное участие голоса в артикуляции)

При произнесении звуков П, Т, К в конце слова или перед глухими согласными слышится призвук в виде гласного, напоминающего А, Э, Ы (супэ, лукэ, апэтека, кэто). Это происходит, потому что после взрыва смыкаются и приходят в колебание голосовые складки. Дефект негрубый, распространённый.

Устранение.

  1. Если хорошие остатки слуха, то устраняется на основе сл-зр и слухового подражания.
  2. Представить ошибку графически
  3. Сопоставить правильное и дефектное воспроизведение слов с опорой на тактильно-вибрационный контроль.  Приложить руку ребёнка у своей гортани и попеременно произносить СУПЭ-СУП, УПЭ-УП, несколько преувеличивая силу и длительность призвука. Вслед за этим вы побуждаете ребёнка произнести сначала слог, затем слово без призвука

Дефекты гласных

  • Неправильное положение языка (кончик языка недостаточно оттянут назад)

Гласные звучат как О-О, У-И

Устранение.

Обратить внимание ребёнка положение языка. Можно показать при помощи положении рук, можно посмотреть профиль

  • Расширенная артикуляция гласных

 Сущность в том, что гласный произносится при более широком, чем обычно, растворе рта. (А звучит как Э, о-А, У-О, Э-А, И-Э, Ы-Э).  При контроле обратить внимание на расстояние между резцами (перед зеркалом)



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Упражнения для развития связной речи дома

Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

В последнее время коммуникативному развитию школьников придается особое значение, поскольку успех в речевом развитии определяет результативность усвоения других школьных дисциплин, создает предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, вооружает детей необходимыми навыками речевого поведения, культурой речевого развития. 

Упражнения по развитию связной речи, которые можно применять дома:

* Составление предложений по представленным словами;

*Составление текста по представленным предложениями;

*Определение границ предложений;

* Ответы на вопросы;

*Составление рассказа по вопросам;

Составить рассказ по вопросам:

- Какое время года наступило?

- Как меняется продолжительность дня весной?

- Какие изменения в жизни растений и животных происходят в это время года?

- Каких ты знаешь птиц, которые возвращающихся с юга весной?

- Как ты понимаешь пословицу «Весенний день год кормит»?

- Какие деревья люди сажают в саду?

- С какой целью они это делают?

- Какое время года тебе нравится больше всего?

- Как человек ухаживает за садом?

- Кто вредит деревьям?

- Кто охраняет сад от вредителей?

- Как нужно заботиться о птицах?

*Составление рассказа по рисункам и вопросам;

Составить рассказ по картинкам и вопросам:

Рисунок - Зайчик

- Что за зверь изображен на картинке?

- Видел ли ты его когда-нибудь?

- Опиши внешность зайчика?

- Где он живет?

- Чем питается?

* Составление рассказа по серии рисунков(фото);

*Составление рассказа с началом, придумывание начала, составление рассказа с основной частью, придумывание основной части, составление рассказа с концовкой, придумывание концовки;

Составить рассказ по началу.

Наступила золотая осень. Собрались Лена и Саша в лес по грибы. Долго ходили они по лесу, набрали полные корзины грибов. Сели отдохнуть под кустом терна, вдруг видят ...

Составить рассказ по окончанию.

... дети встретили скворцов. И скворцы отблагодарили детей: поселились они в саду и все лето оберегали деревья от вредных насекомых.

* Вопрос к каждой части текста, придумывание названия; 

Задай вопрос к каждой части текста, дай название

*Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Синквейн позволяет  обогащать и активизацировать глагольный словарь, словарь прилагательных, в грамматическом оформлении фразы, в развитии ассоциативного и наглядно-образного мышления. 

           К основным правилам составления синквейна относятся следующие:  

 

         - первая строка включает одно слово, слово-предмет, отражающее главную идею;

        -  вторая строка — два слова, слова-признаки, характеризующие предмет;

        - третья строка — три слова, слова-действия, описывающие действия в рамках темы;

         - четвертая строка — фраза из нескольких слов, показывающая отношение автора к теме;

        - пятая строка — слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово) [1].

          Пример составления синквейна:

1. Лето.

2. Жаркое, солнечное.

3. Купаются, отдыхают, играют.

4. Лето - любимое время года.

5. Каникулы.

Таким образом, чтобы правильно составить синквейн, важно: иметь достаточный словарный запас в рамках темы; владеть: анализом, обобщением, понятиями: слово-предмет (живой—неживой), слово-действие, слово-признак; уметь подбирать синонимы; научиться правильно понимать и задавать вопросы; согласовывать слова в предложении; правильно оформлять свою мысль в виде предложения.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Чтение с губ

Восприятие речи осуществляется у неслышащих детей на слух и слухо-зрительно (чтение с губ). Чтение с губ – это сложный процесс зрительного восприятия устной речи по видимым движениям речевых органов. Он возможен тогда, когда каждый звук можно увидеть на губах человека.

Процесс с/зр восприятия происходит так: зрительное восприятие звуков речи, проговаривание вслед за говорящим, осмысливание воспринятого материала. Все эти процессы происходят одновременно.

                           Трудности,  возникающие при сл/зр восприятии: 
- Не все фонемы видны на губах человека: х, г, к и т.д. 
- Многие фонемы похожи друг на друга: п, м, б; к, г, х.

- Фонемы выглядят по-разному в зависимости от их места в слове: осень – сушка.

- По чтению с губ трудно увидеть словесные ударения: зАмок - замОк. 
- Темп устной речи такой, что в секунду произносится 12-15 артикулем. 
- Затрудняет чтение с губ индивидуальные особенности произношения.

- Недостаточный уровень владения словесной речью (словарь, владение грамматическим строем языка)

 Для успешного чтения с губ необходимы определенные условия: внешние и внутренние

Внешние: 
1. достаточная освещенность;

2. лицо говорящего человека должно находиться на уровне глаз читающего;
2. профиль искажает артикуляцию;  
3. нужно учитывать организацию внимания ребенка, т.е. ребенок должен не отвлекаться при чтении с губ;
4. артикуляция говорящего человека должна быть четкой, немного замедленной, плавной;
5. нельзя утрировать артикуляцию, т.к. это искажает артикулему и слово; 
6. нельзя слова произносить по слогам;
7. лицо должно быть достаточно эмоциональным, но не должен постоянно кивать головой; должно быть естественное выражение.

Внутренние:

Для материала по чтению с губ необходимо учитывать уровень сформированности словесной речи, т.е. словарный запас ученика, степень владения им грамматическим строем языка.