Самообразование

Ожгибесова Елена Ивановна

Предварительный просмотр:

коу «нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1»

отчет о самообразование

тема: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ НЕСЛЫШАЩИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

подготовила:

учитель-дефектолог

ожгибесова Е.И.

Г. Нижневартовск, 2020


Развитие речи неслышащих дошкольников

через использование современных инновационных технологий

контроль за самообразованием педагога

Предмет

Ф.И.О.

учителя

Этапы профессионального развития

Развитие своего опыта

Освоение чужого опыта

Освоение научной разработки

Создание новой практики через эксперимент

Развитие речи, ФЭМП, РСВ и ОП, индивидуальная работа

Ожгибесова Елена Ивановна,

учитель-дефектолог

      Одним из важнейших аспектов коррекционно-воспитательной работы с детьми, у которых нарушен слух, является формирование речи. Решение этой задачи необходимо как для подготовки неслышащих дошкольников к школе, так и для успешной их социализации.

Педагогу, работающему с детьми со сниженным слухом, нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность в процессе свободного общения и на занятиях. Применение инновационных методов и приемов развития речи у дошкольников помогают активизировать решить эту задачу.  Поэтому, необходимо отобрать и адаптировать те современные инновационные технологии для развития речи, которые будут развивать неслышащих дошкольников в соответствии с их возрастом, индивидуальными, слухоречевыми возможностями.

Ширнина Л.  Современные технологии для развития речи дошкольников.

Международный образовательный портал http://www.maam.ru/

Степанова Л.Н. Метод интеллект-карт в образовательном процессе ДО.

 Обухова Т.И. Методика формирования речи детей раннего и дошкольного  возраста с нарушением слуха. 

Одним из важных аспектов коррекционно-воспитательной работы с детьми, у которых нарушен слух, является формирование речи. В развитие речи выделяет три основных направления: структурное – фонетика, лексика, грамматика; функциональное – развитие связной речи и речевого общения; когнитивное – способность к элементарному осознанию  языковых и речевых явлений.

Педагогическая библиотека

 https://pedlib.ru/   

М.И. Лынская Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий.

Создание интерактивных презентаций для развития речи по темам: «Весна», «Осень», «Животные», «Мебель», «Овощи», «Одежда», «Профессии», «Фрукты», «Зима»;

Изготовление

- книжек-малышек по темам развития речи;

- Фланелеграф с демонстрационным материалом

- Рабочих тетрадей (1, 2 уровни) по развитию речи дома для воспитанников 2 г.о., для старших дошкольников

- Создание интеллект-карт, мнемотаблиц для неслышащих дошкольников

  1. Экспозиция  

В настоящее время число детей с нарушениями слуха увеличивается. Поэтому одной из главных задач коррекционно-воспитательной работы дошкольного отделения является формирование речи у таких дошкольников. Так как от уровня развития коммуникативных умений воспитанников со слуховой депривацией зависит их успешное обучение в школе, их интеграция в общество.

Состояние речи неслышащих дошкольников разнообразно и зависит от ряда факторов:

- степени и срока снижения слуха. Чем больше потеря слуха, чем раньше наступило снижение слуха, тем сильнее страдает речь;

- наличия медико-педагогической помощи ребенку и семье. Чем раньше ребенок слухопротезирован, организована с ним коррекционная работа, включен в речевую среду, тем более успешно будет развиваться малыш;

- уровня психического и общего развития ребенка.

В основном дети, которые поступают в детский сад, имеют низкий уровень речевого развития: от полного отсутствия речи, голосовой реакции, знания небольшого количества слов, которые дети воспроизводят усеченно, в виде лепетных слов до владения короткой фразой с аграмматизмами. Понимание обращенной речи неслышащими детьми тоже нарушено: от полного ее непонимания до понимания речи в ситуации ограниченного наглядного выбора.

Поэтому мне, педагогу, работающему с детьми со сниженным слухом, важно любыми способами стимулировать речевую активность в процессе свободного общения и на занятиях. Всем известно, что если ребенок вовлечен и увлечен какой-то интересной деятельностью, то результат этой деятельности будет лучше. Реализуя ФГОС дошкольного образования, где важным является решение речевых задач через детскую деятельность, не подменяя ее учебной, педагог должен ориентироваться и уметь применять новые технологии речевого развития с неслышащими дошкольниками. Инновационные педагогические технологии – это система методов, форм, способов, приёмов, которые ориентированы на развивающуюся личность ребенка. Следовательно, необходимо отобрать и адаптировать те современные инновационные технологии для развития речи, которые будут развивать неслышащих дошкольников в соответствии с их возрастом, индивидуальными, слухоречевыми возможностями.

2. Цель: Формирование речи неслышащих дошкольников посредством современных инновационных технологий.

Задачи: 

  1. Проанализировать  методическую литературу по теме самообразования.
  2. Определить уровни развития речи воспитанников.
  3. Отобрать, адаптировать и внедрить в практику наиболее эффективные современные инновационные технологии для развития речи детей со слуховой депривацией.
  4. Разработать интерактивных презентаций, рабочей тетради по лексическим темам.

3. план работы по теме самообразования

Содержание

2017-2018 год

2018-2019 год

2019-2020 год

1.Планирование и анализ деятельности

  1. Анализ профессиональных затруднений.
  2. Определение целей и задач темы.
  3. Составление плана работы по теме самообразования.
  4. Изучение методической, педагогической литературы по теме.
  5. Курсы повышения  квалификации «Психолого-педагогическое сопровождение детей после КИ».
  6. Открытое занятие по данной теме.
  7. Участие в окружном семинаре.
  1. Изучение опыта работы педагогов по теме самообразования.
  2. Отбор и адаптация современных инновационных  технологий по развитию речи (интерактивные игры, рабочая тетрадь).
  3. Разработка и реализация рабочей программы по развитию речи 3 г.о. с использованием современных инновационных технологий
  4. Открытое занятие по теме самообразования.
  5. Курсы повышения квалификации по теме «Организация работы учителя-дефектолога при обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями»
  1. Анализ результатов и определение эффективных инновационных технологий развития речи неслышащих детей.
  2. Открытое занятие по теме самообразования.
  3. Курсы повышения квалификации по теме «Инновационные технологии в работе с детьми с ОВЗ в условиях ДОО»

2.Диагностика деятельности обучающихся

Диагностика усвоения и сохранности программного материала проводятся, опираясь на методические рекомендации: Николаевой Т.В. «Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста с нарушенным слухом». Диагностика проводится 2 раза в год: 1-2 неделя сентября, 3-4 неделя мая.

Результаты усвоения программного материала по разделу «Развитие речи» за  2017-18 учебного года воспитанников 2 г.о. показали, что 34% детей имеют средний уровень развития речи, 66% - низкий уровень.

Результаты усвоения программного материала по разделу «Развитие речи» на начало 2018-19 учебного года воспитанников 3 г.о. показали, что 40% детей имеют низкий уровень развития речи, 50% - средний уровень, 10 % - высокий уровень.

Результаты усвоения программного материала по разделу «Развитие речи» на начало 2019-20 учебного года воспитанников 4 г.о. показали, что 33% детей имеют низкий уровень развития речи, 67% - средний уровень.

3.Изучение новых технологий, методик, их апробация

  • Е.Н.Балышева  Ребенок плохо слышит: Развивающие занятия для детей с проблемами слуха.-СПб.: «Литера» 

Автор в пособии предлагает комплекс упражнений, игр по развитию слухового внимания, речи и интеллекта для детей раннего и дошкольного возраста. Представлен образец дневника достижений малыша. Даны рекомендации для родителей и педагогов как заниматься с ребенком с недостатками слуха. Все игры и упражнения, представленные автором, способствуют  формированию всех компонентов речи ребенка.

  • Изучение интерактивных игр для развития речи «Шаг за шагом», «Смотри и говори», «Развивающие игры», «В помощь логопеду (Мерсибо)», «Профессор Хиггинс»

Внедрение  в практику интерактивных игр для развития речи «Шаг за шагом», «Смотри и говори», «Развивающие игры», «В помощь логопеду (Мерсибо)», «Профессор Хиггинс»

Степанова Л.Н. Метод интеллект-карт в образовательном процессе ДО.

4.Выбор организационных форм в рамках темы (нестандартные уроки)

Методы повышения эмоциональной активности детей:  игровые ситуации, сюрпризные моменты.

Интегрированные занятия. (развитие речи+развитие слухового восприятия; развитие речи + формирование элементарных математических представлений и тд)

Занятия по развитию речи с применением ИКТ

Технология дифференцированного (индивидуального) обучения

5.Изучение литературы по теме

 Королева И.В. Реабилитация глухих детей и взрослых после КИ и стволомозговой имплантации.

Королева И.В.  раскрывает  все аспекты проблемы  кохлеарной имплантации. Анализирует особенности развития слуха и речи у разных категорий пациентов с КИ. Подробно описывают методы развития слуха и речи у детей с КИ:  как развивать остаточный слух до операции, как развивать слуховое восприятие после подключения КИ, как развивать произносительные навыки и устную речь в дооперационный и послеоперационный этапы. Предлагает  примерные сценарии занятий, игры и упражнения  для развития слуха и речи у детей до и после КИ.

Мухина А.Я. Методика обучения чтению детей с недостатками слуха в дошкольном возрасте. М.: 2004

В пособии раскрываются наиболее эффективные формы и методы обучения неслышащих детей чтению

Обухова Т.И. Методика формирования речи детей раннего и дошкольного  возраста с нарушением слуха. 

Обухова указывает, что одним из важных аспектов коррекционно-воспитательной работы с детьми, у которых нарушен слух, является формирование речи. В развитие речи выделяет три основных направления: структурное – фонетика, лексика, грамматика; функциональное – развитие связной речи и речевого общения; когнитивное – способность к элементарному осознанию  языковых и речевых явлений.

Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом: Пособие для учителя-дефектолога. – М.:ВЛАДОС, 2003

В пособии изложены задачи и содержание работы по РСВ и ОП. Раскрыты особенности работы на разных этапах, определена последовательность.

Ширнина Л.  Современные технологии для развития речи дошкольников.

С введением ФГОС ДО педагог ДО должен уметь ориентироваться в выборе современных технологий. ИТ – это система методов, способов, приемов, средств обучения, направленных на получение положительного результата за счёт динамических изменений в личности дошкольника. В современных образовательных технологиях передача знаний идет в форме решения проблем.

Современные образовательные технологии для развития речи дошкольников: дифференцированное обучение; игровые технологии; здоровьесберегающие технологии; метод моделирования.

http://www.maam.ru/

М.И. Лынская Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий.

Раскрыт опыт с безречевыми детьми, представлен комплексный подход к формированию структурных компонентов речи средствами инновационных технологий

6.Изучение передового опыта (посещение уроков коллег)

*  Взаимопосещение подгрупповых занятий: Артемовой Л.Л. (ФЭМП 5г.о), Пашниной И.В. (ФЭМП 3 г.о.), Рычковой И.Е. (развитие речи 1 г.о.)    

индивидуальных занятий: Трусовой В.А (8 А),   Стариковой Н.В (5 А), Школьной Г.В. (5 б), Кузнецовой Е.В. (логопедичекий массаж)

  • Посещение открытых занятий учителей-дефектологов, воспитателей дошкольных групп.
  •  Участие в вебинарах (сайт Мерсибо): «Создание предпосылок для правильного звукопроизношения у детей с ОВЗ с помощью интерактивных игр», «Выявление дизартрии у детей во время речевого обследования», «Новые подходы к обучению чтению детей с ОВЗ с помощью интерактивных и настольных игр»
  • Посещение открытых занятий учителей-дефектологов, воспитателей дошкольных групп.
  • Участие в заседаниях Форсайт-центра «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников через использование коррекционных и здоровьсберегающих технологий» г. Нижневартовск.

7.Формы отчётности и практические выходы (доклады, выступления, открытые мероприятия)

  • В составе рабочей группы приняла участие в разработке варианта 2.3  АООП НОО для обучающихся с ОВЗ  на 2017-2018 учебный год.
  • Транслировала педагогический опыт на мероприятии окружного уровня: «Диссеминация опыта работы с детьми, имеющими особенности развития»  (открытое занятие)
  • Выступление на заседаниях МО учителей-предметников, воспитателей ГПД по теме «Способы беглого исправления дефектов»
  • В рамках «Университета для родителей» провела семинар-практикум по теме «Роль родителей в реабилитации детей с КИ»
  • Открытое занятие на МО учителей-дефектологов по развитию речи по теме «Мебель» в группе 2 г.о. с применением ИКТ
  • В составе рабочей группы приняла участие в разработке АООП НОО дошкольного образования на 2018-2019 учебный год.
  • Мастер-класс на заседании МО воспитателей ГПД по теме «Речевые зарядки на общеобразовательных уроках»
  • Открытое индивидуальное занятие на МО учителей-дефектологов по теме «Профессии» с воспитанницей 3 г.о.
  • Консультация для родителей на сайте школы в рамках «Курсы для родителей» по теме «Развитие речи у детей с проблемами слуха дома в игровой деятельности»
  •  Отчет о самообразовании на МО учителей-дефектологов (май 2019)
  • В составе рабочей группы приняла участие в разработке АООП НОО дошкольного образования на 2019-2012 учебный год.
  • Открытое занятие на МО учителей-дефектологов группой 4 г.о. с применением инновационных технологий.
  • Обобщение опыта работы по теме самообразования на МО учителей-дефектологов (январь 2020)
  • Выступление на заседании Форсайт-центра «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников через использование коррекционных и здоровьсберегающих технологий» г. Нижневартовск. по теме «Формирование речевых навыков у дошкольников с нарушением слуха»
  • Консультация для родителей «Использование интеллект-карт для развития речи»
  • Опубликовала статью «Развитие речи неслышащих дошкольников посредством инновационных технологий» в международном научно-методическом журнале «Вопросы дошкольной педагогики» №1 (28) январь 2020 г.
  • Победитель во Всероссийском дистанционном конкурсе с международным участием в номинации «Лучший открытый урок»

8.Организация творческой деятельности обучающихся во внеурочное время (олимпиады, проекты)

В рамках взаимодействия с социальными партнерами мои обучающиеся принимали участие:

- в городском фестивале  творчества детей с ОВЗ «Шаг навстречу» (номинация « Выразительное чтение»), 1 место;  

- в городском фестивале художественного творчества детей с ОВЗ «Солнце для всех» (номинация «Выразительное чтение»), 1 место;

- в городском фестивале  для людей с ОВЗ «Я талант» (номинация «выразительное чтение»), победители;

- в III Международном музыкальном фестивале «Волшебная симфония» для детей и подростков с ограниченными возможностями по слуху (номинация «Стихотворение»)

В рамках взаимодействия с социальными партнерами мои обучающиеся принимали участие:

- в городском фестивале  творчества детей с ОВЗ «Шаг навстречу» (номинация « Выразительное чтение»), победитель;  

- в интернет-олимпиаде «Родник знаний», 1 место;

В рамках взаимодействия с социальными партнерами организован участие:

- в городском фестивале  творчества детей с ОВЗ «Солнце для всех» (номинация «Выразительное чтение»);  

- в интернет-олимпиаде «Родник знаний»;

- Третий Всероссийский конкурс «Надежды России»

9. Изготовление вспомогательных дидактических материалов

- интерактивные презентации для развития речи по темам: «Весна», «Осень», «Животные», «Мебель», «Овощи», «Одежда», «Профессии», «Фрукты», «Зима»;

- книжки-малышки по темам развития речи;

- рабочая тетрадь по развитию речи дома (1, 2 уровни);

- подбор картинок и речевого печатного материала по всем темам развития речи

- интерактивные презентации для развития речи по лексическим темам: «Весна», «Осень», «Животные», «Мебель», «Овощи», «Одежда», «Профессии», «Фрукты», «Зима» (усложнение в соответствии с программой 3 г.о.)

- интерактивная рабочая тетрадь по развитию речи дома (3 г.о.);

- интерактивные презентации для развития речи по лексическим темам: «Игрушки», «Осень»,  «Овощи», «Одежда», «Представления о себе», «Фрукты», «Зима» (усложнение в соответствии с программой 4 г.о.)- рабочая тетрадь по развитию речи для старших дошкольников по теме «Природа: животные, времена года, овощи, фрукты, птицы»

- создание интеллект-карт

-создание мнемодорожек и мнемотаблиц для дошкольников с нарушенным слухом

10. Выводы по каждому году

Подводя итоги за 1-ый год работы над темой можно сделать вывод, что поставленные задачи были реализованы в полном объёме.

Подводя итоги за 2-ой год работы над темой можно сделать вывод, что поставленные задачи были реализованы в полном объёме.

На 3-ом году работы над темой продолжить изучение опыта работы педагогов, внедрить в практику наиболее эффективные современные инновационные технологии для развития речи детей со слуховой депривацией (интерактивные комьютерные игры, интерактивные презентации и рабочая тетрадь по лексическим темам ). Обощить опыт работы по теме на уровне МО учителей-дефектлогов.

        План работы реализован в полном объеме.


 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИГРУШКИ /

Слайд 2

КУКЛА МИШКА ЗАЙКА ЮЛА МЯЧ МАШИНА КУБИК РЫБА ПИРАМИДА МАТРЁШКА

Слайд 3

СОСЧИТАЙ ОДНА ЮЛА, ДВЕ ЮЛЫ И ТД А /

Слайд 4

ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНА? ИЗ РЕЗИНЫ ИЗ ПЛАСТМАССЫ

Слайд 5

ОПИШИ ИГРУШКУ. А / /

Слайд 6

У Антошки есть игрушки: Вот веселая лягушка. Вот железная машина. Это мяч. Он из резины. Вот красивая матрешка И пушистая кошка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФР У КТЫ О ВОЩИ

Слайд 2

Где растёт?

Слайд 3

?

Слайд 4

?

Слайд 5

сад огород


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

м е бель

Слайд 2

сидеть

Слайд 3

Чего нет у …?

Слайд 4

Где можно…?

Слайд 5

спать

Слайд 6

лежать

Слайд 7

писать

Слайд 8

кушать

Слайд 9

Хранить вещи

Слайд 10

Как а я карт и нка л и шняя?

Слайд 11

Как а я карт и нка л и шняя?

Слайд 12

Сост а вь расск а з. А Что это? Из чего сделан? Какой по цвету? Какой по величине? Какие детали? Зачем? Где стоит? ?

Слайд 13

Сост а вь расск а з. А Что это? Какой по цвету? Какой по величине? Какие детали? Зачем? ?

Слайд 14

? ? ? ? ?

Слайд 15

? ? ? ? ?

Слайд 16

Скаж и наобор о т

Слайд 17

Скаж и наобор о т

Слайд 18

Скаж и наобор о т


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОВОЩИ / А

Слайд 2

ПОМИДОР ОГУРЕЦ ЛУК КАРТОФЕЛЬ КАПУСТА МОРКОВЬ СВЁКЛА

Слайд 3

СОСЧИТАЙ ОДИН А /

Слайд 4

СОСЧИТАЙ ОДНА А /

Слайд 5

СОСТАВЬ РАССКАЗ. А / / ?



Предварительный просмотр:

казённое общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

 «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1»

Технологическая карта индивидуального  занятия

по формированию речевого слуха и  

произносительной стороны устной речи

в 1 «А» классе, вариант 2.2

Тема: Автоматизация Ш. Дифференциация Т-Д

«Санитар»

Ожгибесовой Е.И.

                                                                   учителя-дефектолога

2017 - 2018 учебный год

Тема: Автоматизация Ш. во всех позициях. Дифференциация Т-Д

Фразы по теме «Санитар»

Дата проведения: 25.10.2017г.

Задачи:

I. Обучение произношению.

1. Автоматизировать звук Ш во всех  позициях на материале слогов, слов, предложений.

2. Дифференцировать звуки Т-Д.

3. Формирование навыков слитного произношения слов, с ударением, с соблюдением звукового состава.

4. Закреплять знание правила орфоэпии «Безударное О».

II. Развитие слухового восприятия

  1. Развитие слухового восприятия на речевом материала по теме «Санитар».
  2. Восприятие и различение на слух общеобразовательных и обиходно-разговорных фраз.
  3.  Восприятие и различение на слух голосов животных.
  4. Развитие памяти, внимания, мышления на материале занятия.

III. Воспитательные задачи

  1. Воспитание познавательного  интереса к индивидуальному занятию.

Планируемые результаты

Предметные

  • произносить  звук Ш во всех позициях;
  • дифференцировать звуки  Т-Д;
  • воспринимать и различать на слух слова, фразы, предложения по теме «Санитар», обиходно-разговорные и учебные фразы;
  • отвечать на вопросы;
  • воспроизводить диалог по ролям

Личностные

  • проявлять интерес к занятию
  • проявлять интерес к речи,  к слушанию устной речи
  • проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий

Межпредметные связи:Окружающий мир, развитие речи, математика, социально-бытовая ориентация

Ресурсы занятия: презентация к уроку, разрезные картинки «Собери букву», таблички, «Профессор Хиггинс», буквы

Ход занятия

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося

I. Организация начала занятия

Педагог предлагает поздороваться.

- Поздоровайся

- Спроси у меня, что будем делать?

- Будем слушать, говорить, играть, читать, писать. Повтори.

-Как твоя фамилия?

- Чурик София, сядь.

- Соня, говори хорошо, думай.

Конверт с буквами. За каждое задание я буду давать тебе букву, а потом ты составишь слово. (молодчина)

Ребенок стоит около двери.

- Здравствуйте, Елена Ивановна

- Елена Ивановна, что будем делать?

-Будем писать и тд

- Чурик

II. ФП

Автоматизация Ш

1)д/и «Разрезная картинка»

Ребенку предлагается составить букву ШЭ.

- Будем говорить звук Ш.  Расскажи о звуке Ш.

2) д/и «Кубик»

Прочитай слоги.

ША, ШКО, ШКУ, УШ, ОШ

3) д/и «Ребусы» (карточка)

Школа, шкаф, карандаш, шахматы

4) д/и «Дополни предложение»

Ребенку предлагается дополнить предложение по картинкам

Около окна стоит … (шкаф)

В портфеле лежат …(карандаш), тетради, книги.

Ребята идут …(школу)

Я люблю играть … (в шахматы)

Дифференциация  Т-Д

Послушай, какие звуки мы будем говорить.

Программа Пр Хиггинс воспроизводит звуки Т-Д.    

Чем звуки Т и Д не похожи?

2) «Узнай звук»

Слушай, я буду говорить звуки разные, если услышишь Т, то хлопни 1 раз, Д – 2 раза

-Слушай и повтори слоги. (ПрД.Хиг)

3) д/и «Назови слова со звуками Т и Д»

Ребенку предлагается картинка «Класс»

4) Составь предложение из слов.

В шкафу лежат книги и тетради.

Скажи предложение на одном выдохе.

Микроитог.

Что мы делали?

Ребенок составляет букву.

Язык вверху, губы округлены, воздушная струя теплая.

Ребенок бросает кубик и повторяет слоги.

Решает ребусы

Ребенок выполняет задание.

Ребенок сидит около доски (4 м)

Т-Д

Т-глухой. Д-звонкий

Повторяет слоги.

Парты, доска,  стулья, дети, тетради, карандаши, телевизор, девочка, портфель, тумба

Составляет предложение.

Мы говорили звуки Ш, Т-Д

III. РСВ

- Будем слушать.

-Как ты слышишь? (шепот)

-Назови дни недели. (шепот)

- Какая тема?

- Будем рассказывать диалог.

-Что такое диалог? (картинка)

- Будем слушать.

- Я слышу хорошо.

- Понедельник, …

- Санитар

- Разговор двух и более человек.

IV. Итог занятия.

Составь слов из букв.

Что мы делали?

Как ты занималась? Тебе было интересно? Трудно?

 Отметь,  как занималась?

Ребенок составляет слово.

Мы …

Я занималась хорошо.



Предварительный просмотр:

ЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ФОРСАЙТ-ЦЕНТРА Г. НИЖНЕВАРТОВСКА «СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННЫХ И ЗДОРОВЬСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Формирование речевых навыков у дошкольников с нарушением слуха

Слух – это способность организма воспринимать и различать слуховые сигналы посредством слухового анализатора. Сохранность слуха очень важна для развития ребенка, тк большой объем информации об окружающем мире мы получаем через слуховой анализатор.

(СЛАЙД)Категория детей с нарушенным слухом крайне разнородна по степени и характеру снижения слуха, времени ее наступления, уровню речевого развития. Выделяют глухих (глубокое, стойкое, двустороннее нарушение слуха), позднооглохших(потеря слуха после 3 лет), слабослышащих(частичная, в резкой степени выраженная слуховая недостаточность), кохлеарноимплантированных детей. Чаще в массовый детский сад могут прийти дети слабослышащие и кохлеарноимплантированные.

(СЛАЙД. )Состояние речи плохо слышащих детей дошкольного возраста многообразно и зависит от таких факторов

- степень и сроки снижения слуха,

- уровень психического развития,

- наличия педагогической помощи,

- речевая среда, в которой находится ребенок.

Большинство неслышащих детей находятся на низком уровне речевого развития: они знают небольшое количество слов, в основном названия игрушек, и произносят их в лепетной или усеченной форме, при наличии короткой фразы отмечаются аграмматизмы. Восприятие речи окружающих тоже страдает: дети не понимают обращенную речь, либо понимают с помощью естественных жестов, в ситуации наглядного выбора.

Поэтому развитие речи детей является главной задачей коррекционно-педагогической работы, которая направлена на преодоление тяжелых вторичных нарушений, обусловленных снижением слуха.

Для того чтобы формирование речевых навыков неслышащего ребенка было эффективным, необходимо соблюдать ряд условий:(СЛАЙД.)

- создание речевой среды, т.е. постоянное речевое общение с детьми всех взрослых; Взрослые организуют постоянное мотивированное общение с детьми, связанное с их бытовыми потребностями, играми, рисованием;

- постоянное использование детьми индивидуальных слуховых аппаратов, речевого процессора, которые обеспечивают более полное восприятие речи и звуков окружающего мира, формирование устной речи и общения;

- осуществление контроля за речью детей со стороны взрослых;

- требования к речи взрослых. Речь взрослых должна соответствовать нормам орфоэпии, быть интонированной, иметь нормальный темп и громкость.

Формирование речевых навыков: лексических, грамматических, произносительных происходит параллельно с использованием различных форм речи. (устной, письменной)

Как происходит формирование различных форм речи?

На всех этапах обучения речи  устная речь выступает как исходная и основная.

Сначала ребенок воспринимает слова и фразы слухо-зрительно, а в собственной речи приближенно произносит слова. Однако устная речь не может выступать для плохо слышащего ребенка единственной формой восприятия и воспроизведения речи. (СЛАЙД.ФОТО).Поэтому параллельно используют письменную речь: глобальная (целостное восприятие слов, написанных на табличках).В результате глобального восприятия речевого материала у детей накапливается определенный багаж речевых единиц, что приводит  к многочисленным заменам слов по графическому облику, и вызывает ошибки в различении недостаточно усвоенного материала. Поэтому, вводится аналитическое чтение, письмо печатными буквами, работа с разрезной азбукой.

А для детей со сложными недостатками развития или теми ребятами, кто длительное время не овладевает аналитическим чтением, не запоминает состав слова, в качестве вспомогательного средства используется дактильная форма речи. Это своеобразная форма речи, воспроизводящая слова пальцами рук. Имплантированный ребенок не нуждается в использовании дактильной формы речи.(ФОТО)(ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ - дактилирование слов).

Но всегда ведущая роль принадлежит устной речи, а письменная речь привлекается для уточнения воспринимаемого на слухо-зрительной основе речевого материала, лучшего его запоминания и воспроизведения. На основе сформированных навыков чтения происходят обогащение словаря детей, дети более точно передают звуко-буквенную структуру слова, овладевают грамматическими формами,  развивается навык разговорной и описательно-повествовательной речи.

Овладение словарным составом языка — необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, формирования звуковой культуры речи.

Весь речевой материал группируется тематически и расширяется с каждым годом (25 тем). Слова включаются в наиболее распространенные типы коммуникативных высказываний: побуждения, вопросы, сообщения, отрицания. Это позволяет расширять возможности употребления слов, уточнять и дифференцировать их значение. Становление лексической системы происходит постепенно. СЛАЙДСначала дети соотносят предметы с их названиями (понимание вопросов Что это? Кто это?), выделяют характерные признаки (Какой? Какая? Какое?), подбирают слова-действия (Что делает?). Затем дети учатся использовать обобщающие слова, слова обозначающие целое и его части, слова синонимы, слова различной степени обобщенности (кухонная, столовая, чайнаяитд), слова антонимы, слова, обозначающие из чего сделан предмет, многозначные слова, слова, обозначающие черты характера. Речевой материал дети усваивают в разных видах речевой деятельности: от сопряженно-отраженного проговаривания, глобального чтения до устного называния и аналитического чтения, письма.

ВИДЕО (Какой? Какая?)

Например, пример накопления словаря на разных годах обучения и усложнение типов высказывания. Тема «Транспорт». Сначала ребенок обозначает предмет лепетными словами типа би-би, ту-ту, авто. Далее появляется фраза: Это машина. Машина едет. Расширение фразы: у Вовы самолет, а у Саши пароход. Самолет летит, пароход плывет. А позднее — разные высказывания о наземном, воздушном, водном транспорте, о водителях, пилотах, капитанах, пассажирах, о кабинах, рулях, колесах.

Для развития словаря используются речевые игры и ситуации

(ВИДЕО КИРА)

СЛАЙД С целью формирования грамматического строя речи детей учат замечать аналогии в образовании вопросов, побуждений, сообщений и отрицаний; накапливать запас устойчивых словосочетаний, употреблять их в соответствующих предложениях.

Формирование грамматического строя речи включает работу над морфологией, словообразованием и синтаксисом.

Морфологический строй речи включает почти все грамматические формы. Самое большое место занимают имена существительные и глаголы. Однако в процессе речевого развития детей растет употребление других частей речи — имен прилагательных, местоимений, наречий, имен числительных.

На слайде представлены различные некоторые речевые игры, направленные на формирование грамматического строя речи.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ЧИСЛАМ, ПО ВРЕМЕНИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПИКТОГРАММ. ВИДЕО

ОПОРА НА ТАБЛИЧКУ (ЧЕГО НЕ СТАЛО? АМИНА)

От соотнесения слов с предметами, объектами, свойствами, качествами, действиями, состоянием постепенно дети овладевают составлением словосочетаний, затем предложений, связных высказываний с последующим переходом к составлению рассказа. Посмотрите видео, на котором девочка с помощью интеллект-карты составляет рассказ о семье (ВИДЕО КИРА РАССКАЗ О СЕМЬЕ)

Работа над произношением в дошкольный период ведется на основе аналитико-синтетического метода: детей учат произносить как целые слова и фразы, так и отдельные элементы — звуки, слоги; но конечной целью всегда является слово, фраза.

В овладении произносительными умениями выделяется несколько этапов. (СЛАЙД)Первый этап - формируется способность к подражанию звучащей речи в любой доступной ребенку форме (беззвучное ориентирование, голосовые реакции, звукоподражания и т. д.).

Второй этап основывается на естественном овладении детьми звукопроизношением на основе подражания речи взрослого на слухо-зрительной и слуховой основе.

Основной методический прием — сопряженное и отраженное проговаривание с последующим самостоятельным называнием предметов, действий, изображений и т. д. Слова могут произноситься точно, усеченно и приближенно.

На всех этапах обучения речи неслышащих дошкольников применяется речевая ритмика..(СЛАЙД)Данный методический прием позволяет учителю-дефектологу формировать ритмико-интонационную структуру слова и фразы, более естественную, слитную, ритмичную и интонированную речь.

Дети, подражая педагогу, должны выполнять различные движения тела, рук, ног, и сопровождать их произнесением звуков, слогов, слов, фраз.

РЕЧЕВАЯ РИТМИКА. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Работа над звуками, словами

Звук М. Можно сесть по-турецки, можно встать.

  1. Руки согнуть на уровне груди, развести вверх в стороны, затем плавным движением подвести  к щекам: А___М___
  2. Руки (плавно) отвести от щек  вперед, а затем развести вверх в сторону: М___А___
  3. Правой рукой нежно погладить левую руку от плеча к кисти М____А___ мама

Работа по формированию произносительных умений ведется не только над звуками, но и над другими различными сторонами речи: над отделением одного слога от ряда слогов, над долготой, слитностью, темпом, ритмом, силой и высотой голоса, интонацией, словом и фразой.

Интонация

А) легкий взмах руки перед собой (повествовательная интонация) МАМА.

Б) Руки согнуть на уровне груди, быстрым движением развести  руки вверх в стороны. Голос радостный МАМА!!!!(восклицательная интонация)

В) Руки согнуть на уровне груди, выполнить движение, обозначающее вопрос: МАМА?(вопросительная интонация)

Г) Детям предлагается  как говорит педагог и повторить интонацию . Учитель отворачивается спиной к детям, говорит слов МАМА , а дети должны повторить интонацию и соответствующее движение.

Упражнения на отделение одного слога от другого

Сжимать пальцы обеих рук в кулак — афафаф; сжать пальцы одной руки в кулак — аф.

Изменение высоты голоса

Ф____ - движение на звук Ф(поднять ко рту руки, сжатые в кулаки, быстро и резко разжать кулаки, слегка вытянув при этом руки вперед, произнося Ф__

Взять две игрушки: кошку и собаку. Движения и проговаривания выполняются синхронно с учителем.)

Как фыркает кошка? – Движени, обозначающее вопрос.

Ф___!Ф___! Движение на звук Ф

Ка лает собака? – движение вопрос

Ав___!   Ав___! – подражают лаю собаки

Разделить детей на 2 группы: кошки и собаки. Кошки задают вопрос собакам, те отвечают. Педагог берет две собаки – большую и маленькую

- Как лает большая собака? (движение вопрос)

- Ав! Ав! (низким голосом)

- Как лает маленькая собака? – движение вопрос

- Ав! Ав! – высоким голосом

Игра с двумя группами детей. Сначала кошки фыркают на маленькую собаку. Та отвечает высоким голосом. Потом кашка фыркает на большую собаку. Та отвечает низким голосом. (Группы менять)

Упражнения на долготу звучания

-Укачивание куклы: кукла (ляля) спит — а-а-а(протяжное произнесение), кукла проснулась и прыгает — ааа (краткое произнесение).

Медленно развести руки в стороны, произнося а; быстро закрыть лицо руками — а

Медленно вытянуть руки вперед в стороны — н-а, резко вытянуть руки вперед —на.

Упражнения на формирование темпа произнесения

-Руки в стороны на уровне плеч («самолет»); слегка покачиваясь руками в быстром темпе, произнося вавава; медленно опускать руки, перекрещивая их, и поднимать на уровень плеч, произнося в-ав-ав-а-.

Упражнения на изменения силы голоса (встать)

- «Ляля спит», и дети тихо подходят к спящей в кроватке кукле (мишке, зайке...), произнося тихим голосом папапа; детям предлагается разбудить куклу; дети громко топают, произнося громким голосом ПАПАПА; кукла просыпается, и дети пляшут с ней.

Упражнения для работы над высотой голоса

- Изобразить большого и маленького мишку (зайку, собаку); большой мишка идет медленно, произнося низким голосом А—А—А, маленький мишка бежит, произнося высоким голосом а—а—а.(Со старшими – сказка «Три медведя»)

Упражнения  над ритмами

- Сидя, ударять ладонями по коленям, произнося безударный слог па; произнося ударный слог ПА, стучать кулачками о стол.

- Воспроизведение повторяющихся двусложных и трехсложных ритмов в сочетании с различными движениями: шагать на месте, ходить по кругу, хлопать в ладоши: ТАтата, папаПА, паПАпа и т. д.

Упражнения над интонационной стороной речи

- Побуждать к произнесению гласного О с интонацией боли, вопросов, осуждения, радости, усталости. Для выработки соответствующей интонации разыгрываются различные сценки (например, собака спит, дети подходят и будят ее сначала тихо: «о! о! вставай!», потом громко: «О! О! ВСТАВАЙ!». Собака просыпается, лает и бежит за детьми. Испуганные дети убегают и кричат: «Ой! Ой! Ой!».