Рабочая программа

Рабочая программа подготовительной группы МДОУ детский сад «Сказка» р.п. Дергачи составлена:

В соответствии с нормативными документами:

 - Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- Письмом МО РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «О реализации права  ДОУ на выбор программ и педагогических технологий»;

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва

"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций""

- Уставом ДОУ

- Конвенцией о правах ребенка, принятой резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН от 20 ноября 1989 года;

- Конституцией Российской Федерации;

- Порядком проведения самообследования образовательной организацией, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 года № 462;

- Постановлением правительства от 5 августа 2013 года № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;

- Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования « От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы,   Т.С. Комаровой,  М.А Васильевой.  Москва Мозаика - Синтез 2011 год, которая является доработанным и обновленным вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Изд 3-е Мозаика – Синтез 2005 в соответствии с ФГОС.

1.Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

1.1.1.Цели:

- с целями и задачами, определёнными Уставом МДОУ «Сказка», разработана рабочая учебная  программа для детей 6 – 7 лет группы общеразвивающей направленности, которая определяет содержание и организацию образовательного процесса детей шестого – седьмого года жизни. Программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми и обеспечения физического развития, художественно-эстетического, социально-коммуникативного, познавательного и речевого развития детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Основные задачи:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Основные задачи программы:

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном

всестороннем развитии каждого ребенка;

• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного от-

ношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительны-

ми, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к само-

стоятельности и творчеству;

• максимальное использование разнообразных видов детской де-

ятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспита-

тельно-образовательного процесса;

• творческая организация (креативность) воспитательно-образова-

тельного процесса;

• вариативность использования образовательного материала, позво-

ляющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклоннос-

тями каждого ребенка;

• уважительное отношение к результатам детского творчества;

• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного об-

разовательного учреждения и семьи;

• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемствен-

ности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании

образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие

давления предметного обучения.

Данная рабочая программа:

 

v Имеет развивающий характер;

v Отражает интеграцию всех образовательных областей;

v Реализует комплексный подход к воспитанию и обучению в детском саду;

v Обеспечивает рациональную совместимость основных видов детской деятельности и позволяет педагогам развивать предусмотренные программой интегративные качества воспитанников.

Структура программы

Возраст детей

Количество НОД

в год

Количество НОД  

 в неделю

Длительность одного НОД

6 – 7 лет

612 

 

17 занятий

8ч 30 мин.

30 минут

 

 

1.1.2. Возрастная характеристика контингента детей 6-7 лет, воспитывающихся в образовательном учреждении

Физическое  развитие

      К  7   годам  скелет  ребенка  становится  более  крепким,  поэтому  он  может  выполнять  различные  движения,  которые  требуют гибкости,  упругости, силы.  Его тело  приобретает  заметную  устойчивость,  чему  способствует  усиленный  рост  ног. Ноги  и  руки  становятся  более  выносливыми,  ловкими,  подвижными.  В  этом  возрасте  дети уже  могут  совершать  довольно  длительные  прогулки,  долго бегать,  выполнять  сложные  физические  упражнения.

У  семилетних  детей  отсутствуют  лишние  движения.  Ребята  уже  самостоятельно,  без  специальных  указаний  взрослого,  могут  выполнить  ряд  движений  в  определенной  последовательности,  контролируя   их,  изменяя  (произвольная регуляция  движений).

Ребенок  уже  способен  достаточно  адекватно  оценивать  результаты  своего  участия  в  подвижных  и  спортивных  играх  соревновательного  характера.  Удовлетворение  полученным  результатом  доставляет  ребенку  радость  и  поддерживает  положительное отношение  к  себе  и  своей команде  («мы  выиграли,  мы  сильнее»).

Имеет  представление  о  своем  физическом  облике  (высокий,  толстый,  худой,  маленький  и  т.п.)  и  здоровье,  заботиться  о  нем. Владеет  культурно-гигиеническими  навыками  и  понимает  их  необходимость.

Социально-коммуникативное  развитие

К семи годам у ребенка ярко проявляется уверенность в себе и чувство собственного достоинства, умение отстаивать свою позицию в совместной деятельности. Семилетний ребенок способен к волевой регуляции поведения, преодолению непосредственных желаний, если они противоречат установленным нормам, данному слову, обещанию. Способен проявлять волевые усилия в ситуациях выбора между «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен». Проявляет настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности. Может сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме. Произвольность поведения — один из важнейших показателей психологической готовности к школе.

Самостоятельность ребенка проявляется в способности без помощи взрослого решать различные задачи, которые возникают в повседневной жизни (самообслуживание, уход за растениями и животными, создание среды для самодеятельной игры, пользование простыми безопасными приборами — включение освещения, телевизора, проигрывателя и т.п.).

     В  сюжетно-ролевых играх  дети  7-го  года  жизни  начинают  осваивать  сложные  взаимодействия  людей, отражающих характерные  значимые  жизненные  ситуации,  например, свадьбу,  болезнь и т.п.  Игровые  действия  становятся  более  сложными,  обретают  особый  смысл,  который не всегда  открывается  взрослому.  Игровое  пространство  усложняется. В  нем  может  быть  несколько  центров,  каждый из  которых  поддерживает  свою  сюжетную  линию.  При  этом  дети  способны  отслеживать  поведение  партнеров  по  всему  игровому  пространству  и  менять  свое  поведение  в  зависимости  от  места  в  нем (например,  ребенок обращается  к  продавцу  не  просто как покупатель/,  а  как  покупатель-мама). Если логика игры требует появления  новой роли, то ребенок может по ходу  игры  взять  на  себя  новую  роль,  сохранив при этом роль, взятую  ранее.

Семилетний  ребенок умеет заметить изменения настроения взрослого и сверстника, учесть желания других людей; способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками. Ребенок семи лет отличается большим богатством и глубиной переживаний, разнообразием их проявлений и в то же время большей сдержанностью эмоций. Ему свойственно «эмоциональное предвосхищение» — предчувствие собственных переживаний и переживаний других людей, связанных с результатами тех или иных действий и поступков («Если я подарю маме свой рисунок, она очень обрадуется»).

Познавательное  развитие

     Происходит  активное  развитие  диалогической  речи.  Диалог  детей  приобретает характер  скоординированных предметных  и  речевых  действий.  В  недрах  диалогического  общения старших дошкольников  зарождается  и  формируется  новая  форма  речи -  монолог. Дошкольник  внимательно слушает  рассказы  родителей,  что  у  них  произошло  на  работе,  живо  интересуется  тем,  как  они  познакомились,  при  встрече  с незнакомыми  людьми  спрашивают,  кто  это,  есть  ли  у  них  дети  и  т.п. 

У  детей  продолжает  развиваться  речь:  ее  звуковая  сторона,  грамматический  строй,  лексика. Развивается  связная  речь.  В  высказываниях  детей  отражаются  как  расширяющийся  словарь,  так  и  характер  обобщений,  формирующихся  в  этом  возрасте.  Дети  начинают активно употреблять  обобщающие  существительные,  синонимы,  антонимы,  прилагательные  и  т.д.

Речевое  развитие

Познавательные  процессы  претерпевают  качественные  изменения;  развивается  произвольность  действий.  Наряду  с  наглядно-образным  мышлением  появляются  элементы  словесно-логического  мышления.  Продолжают  развиваться   навыки  обобщения  и  рассуждения,  но  они  еще  в  значительной  степени  ограничиваются  наглядными  признаками  ситуации.  Продолжает  развиваться  воображение,  однако  часто  приходится  констатировать  снижение развития  воображения  в  этом  возрасте  в  сравнении  со  старшей  группой.  Это  можно  объяснить  различными  влияниями,  в  том  числе  средств  массовой  информации,  приводящими  к  стереотипности   детских  образов.    Внимание  становится  произвольным,  в  некоторых  видах  деятельности  время  произвольного  сосредоточения  достигает  30  минут.  У  детей  появляется  особы  интерес  к  печатному слову,  математическим  отношениям.  Они  с  удовольствием  узнают  буквы,  овладевают звуковым  анализом  слова,  счетом  и  пересчетом  отдельных  предметов.

К  7  годам  дети  в  значительной  степени  освоили  конструирование  из  строительного  материала. Они  свободно  владеют  обобщенными  способами  анализа  как  изображений,  так  и  построек.  Свободные  постройки  становятся  симметричными и  пропорциональными.  Дети  точно  представляют  себе  последовательность,  в  которой  будет  осуществляться  постройка.  В  этом  возрасте  дети уже  могут  освоить  сложные  формы  сложения  из  листа  бумаги  и  придумывать  собственные.  Усложняется  конструирование  из  природного  материала.

Художественно-эстетическое  развитие

  В  изобразительной  деятельности  детей  6-7 лет  рисунки  приобретают   более  детализированный  характер,  обогащается их  цветовая  гамма.  Более  явными  становятся  различия  между  рисунками  мальчиков  и девочек. Мальчики  охотно  изображают  технику,  космос,  военные  действия;  девочки  обычно  рисуют  женские  образы:  принцесс,  балерин,  и  т.д.  Часто встречаются  бытовые  сюжеты: мама  и  дочка,  комната  и  т.п.   При  правильном  подходе  у  детей  формируются  художественно-творческие  способности  в  изобразительной  деятельности.   Изображение  человека  становится еще  более  детализированным  и  пропорциональным.  Появляются  пальцы  на  руках,  глаза,  рот,  нос,  брови,  подбородок. Одежда может  быть  украшена  различными  деталями.   Предметы,  которые  дети  лепят  и  вырезывают,  имеют  различную  форму,  цвет, строение,  по-разному расположены  в  пространстве.  Вместе  с  тем  могут  к  7-ми  годам  передать  конкретные  свойства  предмета  с  натуры. Семилетнего ребенка характеризует активная деятельностная позиция, готовность к спонтанным решениям, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация достижений, развитое воображение. Процесс создания продукта носит творческий поисковый характер: ребенок ищет разные способы решения одной и той же задачи. Ребенок семи лет достаточно адекватно оценивает результаты своей деятельности по сравнению с другими детьми, что приводит к становлению представлений о себе и своих возможностях.

Значительно  обогащается  индивидуальная  интерпретация  музыки.  Ребенок  определяет  к  какому  жанру  принадлежит  прослушанное  произведение.  Чисто  и  выразительно поет,  правильно передавая  мелодию  (ускоряя, замедляя).  Дошкольник  может  самостоятельно  придумать  и  показать  танцевальное  или  ритмическое  движение.

Освоение детьми образовательных областей: «Физическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие осуществляется в процессе образовательной деятельности по организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, элементарно – трудовой деятельности, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, изобретательной, конструктивно - модельной, восприятие художественной литературы, двигательной).

         В процессе психолого-педагогической деятельности воспитатели и специалисты ДОУ могут использовать традиционные и инновационные формы работы с детьми (занятия, экскурсии, развлечения, детское экспериментирование и т.д.)

         Выбор программ и технологий, методов и приемов педагогической деятельности осуществляется на основе качественного и количественного анализа уровня развития детей с учетом срока посещения дошкольного образовательного учреждения каждым ребенком группы.

При необходимости проводятся дополнительные занятия по освоению образовательных областей и консультации для родителей по содержанию психолого-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях  семьи. Общее время дополнительных занятий не должно превышать 30 мин в день

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов (организация питания, сна) преимущественно направлена на охрану здоровья ребенка, физическое и социально-личностное развитие.

Самостоятельная игровая деятельность детей в группе детского сада обеспечивается соответствующей возрасту детей предметно-развивающей среды.

Организация прогулок для детей старшего дошкольного возраста предусматривает возможность оказания индивидуальной помощи ребенку по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию.

Взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в подготовительной группе осуществляется в утреннее время с 7.30. до 8.15. и в вечернее время с 17.00.до18.00.

 

1.1.3. Основные принципы дошкольного образования:

1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьёй;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учёт этнокультурной ситуации развития детей.

 

1.2.  Целевые ориентиры (планируемые результаты)

ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

  1. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях.

Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

 

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):

      Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

 Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребёнка дошкольного возраста:

1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

2) характер взаимодействия со взрослыми;

3) характер взаимодействия с другими детьми;

4) система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.

Образовательную область «Познавательное развитие» ФЭМП «Математика для детей 6-7 лет» проводим: с детьми 6 – 7 лет два раза в неделю как НОД;

Приложение № 1 Перспективные планы и конспекты НОД автора  Е.В.Колесникова «Математические ступеньки»

Образовательную область «Речевое развитие»

Развитие речи проводим: с детьми 6 –  7 лет один раз в неделю как НОД;

Приложение № 2 Перспективные планы и конспекты НОД авторов О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной «Развитие речи»;

Подготовка детей к обучению грамоте проводим  с детьми 6 –  7 лет два раза в неделю как НОД.

Приложение № 3 Перспективные планы и конспекты НОД автора Л.Е. Журовой «Тайны слов и звуков»,  Л.Е. Журовой «Играем и читаем вместе»;

Чтение художественной литературы с детьми 6 – 7 лет проводим Ежедневно, автор О.С. Ушакова. «Ознакомление детей с художественной литературой»

Приложение № 4 Перспективные планы и конспекты НОД авторов О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной «Ознакомление детей с литературой»;

Образовательную область «Социально-коммуникативное развитие»

с детьми 6 – 7 лет проводим в совместной образовательной деятельности с детьми в течение дня.

Приложение № 5 Перспективные планы автора А. Берлова «Игры со сказками. Слушаем и рассуждаем»;

Образовательную область «Художественно-эстетическое развитие»

с детьми 6 – 7 лет проводим как часть НОД;

Приложение № 6 Перспективные планы автора Т.И. Баклановой «Музыкальный мир»;

Образовательную область «Физическое развитие»

с детьми 6 – 7 лет проводим как дополнительное образование в форме дополнительного образования один раз в две недели.

Приложение № 7 Перспективный план авторов В.Т. Кудрявцева, Б.Б. Егорова

«Развивающая педагогика оздоровления».

2.2. Особенности организации образовательного процесса  (климатические, демографические, национально - культурные и другие)

Задачи по национальному и региональному компоненту

Одним из направлений работы педагогического коллектива детского сада является гражданско – патриотическое гражданское воспитание дошкольников через региональные и национальные особенности родного края, основываясь на местные национальные традиции, историю и культуру.

1)  Климатические  особенности:   Процесс воспитания и развития в детском саду является непрерывным, но, тем не менее,  график образовательного процесса составляется в соответствии  с  выделением двух периодов:

1.                    холодный  период:  учебный год (сентябрь-май), составляется  определенный режим дня и расписание организованных  образовательных  форм 

2.                    летний период (июнь-август), для которого составляется другой  режим дня 

2)  Обучение  и  воспитание   в  ДОУ  осуществляется  на  русском  языке  (в  соответствии  с  Уставом  ДОУ)

3)  Организация образовательной среды, направленной на обеспечение краеведческого образования, осуществляется с учетом реализации принципа культуросообразности и регионализма, предусматривающего становление различных сфер самосознания ребенка на основе культуры своего народа, ближайшего социального окружения, на познании историко-географических, этнических особенностей социальной, правовой поволжского региона, с учетом национальных ценностей и традиций в образовании.

·                   Одной из задач детского сада является нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Чувство любви к родине у детей начинается с отношений между своими самыми близкими людьми – мамой, папой, дедушкой, бабушкой и пр. Это те корни, которые связывают его с домом и непосредственным окружением. Цель воспитателей – зародить в душе ребенка привязанность к дому, семье, улице, городу, детскому саду. Уже в таком возрасте необходимо развить интерес к народным традициям, ознакомить малыша с национальными символами, развить чувство гордости и ответственности за достижения страны. Все эти задачи можно решить на специальных занятиях, в развивающих играх, даже в быту.

·                   Проводя работу по воспитанию любви к родному краю, педагоги должны формировать бережное отношение к природе и всему живому, а также толерантность, уважение к другим народам, их обычаям и традициям. Именно воспитание толерантности у дошкольников стало в последнее время актуальной проблемой. Без терпимости невозможно мирное взаимодействие людей, невозможен мир и улучшение условий жизни. Нужно помнить, что толерантность – это, прежде всего умение терпеть, уважать чужое мнение, ценности и позиции других людей, при этом четка отстаивая свою собственную позицию.

·                   Формирование у детей таких нравственных понятий, как патриотизм и толерантность являются главными задачами этического воспитания. Недооценка этих задач может в дальнейшем привести не только к искаженным понятиям нравственности, но и стать причиной неверной практики поведения.

·                   Воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям). 

 

2.3.Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.

Подготовительную группу  посещают дети разных национальностей: русские (18 чел), татары  (4 чел),  казахи (8 чел).

В группе созданы условия для развития толерантности, проявления уважения к другим народам их традициям и обычаям. Подобраны образцы художественной  литература:  стихи, сказки, потешки,  игры, пословицы и поговорки разных национальностей. Имеются методический материал: книги и пособия - «Знакомство с русской культурой», «Костюмы народов мира», «Писатели мира детям» «Подвижные игры разных народов», имеется на дисках: мультфильмы, песни, танцы для знакомства с культурой разных национальностей.

2.4. Способы и направления поддержки детской деятельности

Дополнительное образование (кружковая работа) в подготовительной к школе группе, проводится во 2 половину дня, согласно графику, длительностью в соответствии с возрастными особенностями детей и максимальной нагрузки к образовательной деятельности.

График кружковой работы

в подготовительной к школе группе.

МДОУ детский сад «Сказка» р.п. Дергачи

 

Кружок

Руководитель

Программа

автор

Цель

Направление

Время

проведения

«Игралочка»

Балдина Л.В.

воспитатель

З.А.Михайлова

«Занимательные задачи для дошкольников»

«Москва – Просвещение»

2005г.

Развивать логическое мышление, воображение, находчивость, наблюдательность, самостоятельность, конструктивные навыки.

Познавательное развитие

Вторник (через неделю)

15.25.-15.25.)

«Ручеек»

 

Тихонович Г.В. муз.руководитель

Г.М.Науменко

«Фольклорный праздник»

«Линка –Пресс»2002г., Т.И.Бакланова, Г.П.Новикова «Музыкальный мир» «Вентана-Граф» 2008г..

Развивать у детей танцевальные навыки, прививать любовь к разным видам танцев.

Художественно – эстетическое развитие

Четверг

(через неделю)

16.25.-16.25.

«Речевичок»

Нестерова М.В. логопед

 

 

Речевое развитие

Вторник (через неделю)

15.25.-15.25.)

«Мир волшебства»

Мухаметжанова Н.Р. воспитатель

Н.А.Рыжова «Наш дом – природа», О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»

Развитие у детей познавательной активности, посредством познавательно-исследовательской деятельности

Познавательное развитие

Четверг

(через неделю)

16.25.-16.25.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

 В современных  условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей,  то есть  имеющим возможность оказывать  на неё  определенное влияние.   

  В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

·        единый подход к процессу воспитания ребёнка;

·        открытость дошкольного учреждения для родителей;

·        взаимное доверие  во взаимоотношениях педагогов и родителей;

·        уважение и доброжелательность друг к другу;

·        дифференцированный подход к каждой семье;

·        равно ответственность родителей и педагогов.

На сегодняшний день в ДОУ  осуществляется интеграция общественного и семейного воспитания дошкольников со следующими категориями родителей:

                   - с семьями воспитанников;

                   - с  будущими родителями.

Приведя ребенка в детский сад, родители хотят, чтобы их детей не только готовили к школе,  но и обеспечивали широкий спектр знаний, развивали умения, навыки общения, выявляли способности. Однако без тесного взаимодействия с семьей решить эти проблемы практически невозможно. Поэтому основной целью  взаимодействия с родителями мы считаем:

•         Возрождение традиций семейного воспитания и вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс

Задачи:

1)    формирование психолого- педагогических знаний родителей;

2)    приобщение родителей к участию  в жизни ДОУ;

3)     оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;

4)     изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.

Система работы с родителями  включает:

·     ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;

·     ознакомление родителей с содержанием работы  ДОУ, направленной на физическое, психическое и социально-эмоциональное развитие ребенка;

·     участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета

·     целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;

·     обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.     

 

2.6. Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений 

Региональный компонент:  программа «Основы здорового образа жизни» М.В. Лысогорская, М.Н.Орлова. Саратов «Научная книга» 2000 г. Используется в беседах, в проектной деятельности, на экскурсиях, в игровой деятельности.

 

Компонент ДОУ:  «Родной свой край – люби и знай» будет реализовываться в следующих формах: как часть занятия при реализации образовательной области «Познавательное развитие»: в разделах «Ознакомление с природой», «Предметное и социальное окружение»; в совместной деятельности в форме бесед, экскурсий, целевых прогулок.

Приложение № 15 Программа «Родной свой край люби и знай»

Задачи по национальному и региональному компоненту

·        Цель: прививать любовь к родному краю.

·        Задачи: Знакомить детей с климатом, географическим положением Дергачевского района, с растительным и животным миром (птицы, рыбы, насекомые, цветы, злаки, дикие и домашние животные и другое), с сезонными изменениями, природными явлениями местности.

Региональный компонент программа «Основы здорового образа жизни» М.В. Лысогорская, М.Н. Орлова, Саратов «Научная книга» 2000 г. используется как часть занятия, в беседах, в проектной деятельности, на экскурсии, в практических видах деятельности.

 

В соответствии с ФГОС ДО от 17.10.2013г. в образовательную область «Познавательное развитие» включены важные аспекты формирования патриотических чувств и любви к родному краю ребенка дошкольного возраста через компонент ДОУ по авторской программе «Родной свой край – люби и знай», который не предусматривается в инвариантной  части. Компонент ДОУ будет реализовываться в следующих формах: как часть занятия при реализации образовательной области «Познавательное развитие»: в разделах «Ознакомление с природой», «Предметное и социальное окружение»

Эта образовательная деятельность будет проводиться в форме совместной деятельности с детьми, бесед, целевых прогулок, экскурсий по родному поселку. Для реализации данной программы имеется необходимое методическое обеспечение: конспекты мероприятий, иллюстративный, наглядный материал, художественная литература.

 

Дополнительные задачи по обновлению содержания образования, внедрение развивающей программы В.Т.Кудрявцева «Тропинки»

Цель:

·        обеспечение творческих форм интеграции детей в культуру, развитие воображения как универсальной способности в разных видах детской деятельности; цель программы состоит в том, чтобы с помощью развития творческих способностей создать условия для общего психического развития детей 3 – 7 лет, в частности условия формирования у них готовности к современному школьному обучению.

Задачи:

·        Развитие творческого воображения и основанной на нем системы творческих способностей ребенка (продуктивного мышления); развитие креативности, как ведущего свойства его личности; развитие и поддержание у детей познавательной мотивации и интеллектуальных эмоций.

·        Расширение перспективы детского развития путем включения дошкольников в развивающие формы совместной деятельности с взрослым и друг с другом.

·        Формирование у детей творческого, ценностного отношения к собственному физическому и духовному здоровью.

Дополнительные задачи по обновлению содержания образования, внедрение авторской парциальной программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки»

Программа «Математические ступеньки» Е.В.Колесниковой соответствует концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В.Давыдова, т.е. содержание, формы и методы организации образовательного процесса данной программы непосредственно согласована с закономерностями развития ребенка. Отличительная особенность проведения НОД состоит в том, что детям предлагается самим сформулировать учебную задачу. Программа «Математические ступеньки» и технологии её реализации дают возможность педагогу широко использовать в работе словесные, наглядные, проблемно-поисковые методы обучения, а также метод практических заданий, что способствует развитию математических способностей.

Цель: через систему увлекательных игр и упражнений с числами, цифрами, знаками, геометрическими фигурами подготовить детей к школе.

Задачи:

·        Развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию, логическое мышление;

·        Формировать:

- Познавательную деятельность;

- Мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, классификация))

- Умение планировать, осуществлять самоконтроль, самооценку;

- Воспитывать способность к саморегуляции поведения и воли для выполнения поставленных задач.

3. Организационный раздел

3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

В группе оборудованы уголки и центры по образовательным областям.

Художественно- эстетическое развитие:

  Цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, мел для рисования на доске, ножницы, пластилин, наборы различных трафаретов, печати, раскраски.

Музыкальные инструменты (бубен, барабан, погремушки, ложки,  диски с детскими песенками и инструментальной музыкой), музыкальный центр.

Физическое развитие:

  Оборудование: мячи разного размера и из разного материала, кегли, массажные дорожки, кольцебросы, картотека подвижных игр, маски для подвижных игр, конспекты беседы о ЗОЖ

Раздаточный и демонстрационный материал о безопасности жизни ребенка «Пожарная часть», «правила пешехода»

 Социально- коммуникативное развитие:

Назначение: создать условия для развития сюжетно-образовательной и начального этапа сюжетно- ролевой игры; развивать игровой опыт детей; пробуждать интерес к игровому общению с взрослыми и сверстниками. Осуществлять коррекцию эмоционально – личностных проблем развития ребенка.

Оснащение: куклы различного размера, уголок ряженья, кроватки для кукол, коляски, постельные принадлежности, одежда для кукол.

Набор кухонной мебели и оборудования крупного размера (плита, мойка с краном, полка для посуды). Посуда чайная и столовая разного размера.

«Магазин» - весы, касса, наборы объемных игрушек изображающих овощи и фрукты.

«Парикмахерская» - туалетные принадлежности: расчески, ленты, заколки, журналы красоты.

«Больница» - чемоданчик-врача, градусник, пустые коробочки и баночки от лекарств и таблеток, халат и врачебная шапочка.

Строительный материал разного размера и фактуры (деревянный, пластмассовый).

Машины специального назначения (скорая помощь, пожарная), лодки, самолеты, рули водителя автомобиля

 Фартуки, колпаки, лейки, материалы для генеральной уборки в группе и по уходу за комнатными растениями

Познавательное развитие:

Календарь природы, наборы картинок с сезонными изменениями в природе, комнатные растения, природный материал (шишки, желуди, орехи, семена деревьев, камушки и т.д.)  Настольные игры о природных явлениях, животных и растениях. Наборы игрушек по темам: животные наших лесов, домашние. Произведения о России, о родном крае. Символы:  флаг России, герб России, флаг и герб Саратовской области, флаг и герб Дергачёвского района, дидактические игры «собери флаг», «Собери герб».

Познавательно- исследовательский центр: материалы для игр – экспериментирования с водой, снегом, льдом, магнитами, лупы, гербарий,  природный материал (песок, глина, земля, камни разных пород). Иллюстративный материал о живой и не живой природе. Иллюстрации диких и домашних животных, птиц, фруктов, овощей, цветов и деревьев, времён года, оборудование для труда в природе

Речевое развитие:      

 Художественная литература: включает в себя различные виды литературы; сказки, стихи, рассказы.  Книги различного формата – книжки- малышки, объемные книги, сенсорные. Настольно печатные игры: пазлы - герои сказок, «Узнай героя по силуэту?» Театральный уголок Разные виды театра: пальчиковый, теневой, настольный. Костюмерная: костюмы для мальчиков и девочек, головные уборы, атрибуты: сумки, ленты.

Документация группы:

План воспитательно-образовательной работы, тетрадь здоровья детей, табель посещаемости детей , паспорт группы. Перспективный план работы на учебный год. Перспективный план работы с родителями, тетрадь учёта родительской платы

Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3 - 7 лет составляет 5,5-6 часов,

Ежедневных прогулок составляет 3-4 часа

На дневной сон отводится - 2 - 2,5 часа

На самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.


3.3. Особенности организации  развивающей предметно - пространственной  среды.

         Характеристика предметно-развивающей среды.

Предметно-развивающая среда является эффективным средством формирования личности ребёнка. С учётом этого первостепенной задачей педагогического коллектива в условиях обновления дошкольного образования, в рамках решения ФГОС, является создание предметно-развивающей среды. Сегодня предметно-развивающая среда должна вовлекать детей в образовательный процесс и обеспечивать максимальный психологический комфорт. Решением этой задачи занимается наш коллектив в течение учебного года с перспективой развития и на следующий учебный год.

Организация предметно-развивающей среды осуществляться по следующим образовательным областям:

ü Познавательное развитие;

ü Социально – коммуникативное развитие;

ü Художественно – эстетическое развитие;

ü Речевое развитие;

ü Физическое развитие

  Предметно-развивающая  среда  является  важным    фактором  воспитания  и  развития  ребенка.                        

     ДОУ  предусматривает   выделение  микро-  и  макросреды  и  их  составляющих.  Микросреда  -  это  внутреннее  оформление  помещений.  Макросреда  - это  ближайшее  окружение  детского  сада  (участок,  соседствующие  жилые  дома).  

  Оборудование  помещений  соответствует  действующим  СаНПиНам.  Мебель  соответствует  росту  и возрасту  детей,  игрушки – обеспечивают  максимальный  для  данного  возраста развивающий  эффект.

  Пространство  группы  организовано в  виде  хорошо  разграниченных  зон  («центры»,  «уголки»),  оснащенные   развивающим  материалом  (книги,  игрушки,  материалы  для  творчества  и т.п.).  Все  предметы  доступны  детям.

Оснащение  уголков  меняется  в  соответствии  с  тематическим  планированием  образовательного процесса.

В  групповых  комнатах  предусмотрено  пространство  для  самостоятельной  двигательной  активности  детей,  которая  позволяет  дошкольникам  выбирать  для  себя  интересные  занятия,  чередовать   в  течение  дня  игрушки,  пособия  (мячи,   обручи,  скакалки  и т.п.).

Кроме  того,  построение   развивающей  среды  построено  на  следующих  принципах:

·        Принцип обеспечения половых различий. Предполагает наличие материалов и предметов, стимулирующих деятельность, в процессе которой происходит осознание ребенком принадлежности к определенному полу, возможности для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности

·        Принцип эмоциональной насыщенности и выразительности рассматривается как способность среды воздействовать на эмоции ребенка. Окружение должно давать ему разнообразные и меняющиеся впечатления, вызывающие эмоциональный отклик, возможность прожить и выразить свои чувства в какой-либо деятельности, побуждать к освоению полюсов «добро зло», «прекрасно – безобразно» и пр.

·        ориентация  на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми.

Реализация вышеперечисленных  компонентов  среды  позволяет  ребенку  комфортно  чувствовать   себя  в  помещении  детского  сада  и  оказывает  благоприятное  воздействие  на  всестороннее  развитие  дошкольника,  как  в  совместной,  так  и  в  самостоятельной  деятельности.

 

Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;

4) создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

5) обеспечивает открытость дошкольного образования;

6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.