3.1 Авторская методическая разработка "Поиграйка"

Шемелина Наталья Владимировна

Авторская методическая разработка «ПОиграйКА» (комплекс интерактивных игр для детей дошкольного возраста) была разработана в рамках конкурсного проекта по организации интерактивной активной предметно-развивающей среды в формате проведения краевого конкурса авторских проектов педагогических работников «ИКТ в образовании» в номинации «Лучший электронный образовательный ресурс для детей дошкольного возраста».

В условия информатизации дошкольного образования открываются новые возможности и развития методов и организационных форм воспитания детей. В связи с этим данная разработка относится к учебным материалам, способствующим приобщению детей дошкольного возраста к информационно-коммуникативным технологиям.

Разработка универсальна и предполагает использование материалов разработки музыкальными руководителями, воспитателями и педагогами ДОО, как непосредственно на занятиях, так и в самостоятельной деятельности. Данное пособие позволит в интересной форме не только повторить, закрепить, обобщить ранее изученный материал, но и расширить знания дошкольников, доставит им массу положительных эмоций, позволит превратить занятие или самостоятельную деятельность в интересную и увлекательную.

Данная разработка, будучи предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста, учитывает их основные склонности, интересы и потребности и может быть использована ими как дополнительное для самостоятельной работы дома.

Авторы-составители: Шемелина Н.В. - музыкальный руководитель

Методические рекомендации рассмотрены и рекомендованы Методическим составом МБДОУ "Дульдургинский детский сад "Чебурашка"

 


«В детском возрасте игра – это норма,

и ребенок должен всегда играть,

даже тогда когда делает серьезное дело.

У ребенка есть страсть к игре,  и ее надо удовлетворять»

А.С. Макареко

Информационно-коммуникативные технологии прочно входят во все сферы нашей жизни. Соответственно, предъявляются новые требования и к образованию подрастающего поколения, внедрению новых технологий, которые способствуют не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

Использование компьютерных ресурсов как средств воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника позволяют расширить возможности педагога, создают базу для приобщения детей к компьютерным обучающим программам.

Использование ИКТ стало неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса. И ведь если вдуматься это правильно. Подрастающее поколение живет в мире электронной культуры и подчас лучше нас разбирается в нем. Их мир игры – это компьютерные игры, электронные игрушки, игровые приставки. Дети воспринимают информацию посредством телевидения, персонального компьютера, которые не всегда несут полезную информацию. Поэтому одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и совершенствования обучения современного дошкольника, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона образовательной деятельности является работа по созданию понятных и близких, на данном этапе развития общества, электронных дидактических и познавательных пособий.

В основу интерактивных пособий положена игра. Компьютер не изолирует детей от педагогического процесса, а дополняет его. Именно интерактивное пособие позволяет автоматизировать все основные этапы – изложение нового материала, закрепление пройденного, контроль знаний. При этом весь обязательный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму. Интерактивное пособие помогает разнообразить методические приемы подачи материала для детей дошкольного возраста. Отличным является то, что интерактивное пособие не предусматривает полную замену человека на компьютер, а как раз наоборот активное общение его с детьми, так как оно выступает вспомогательным средством подачи материала.
Таким образом, интерактивное пособие – это мотивирующая к обучению, игровая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса воспитания. Таким образом, применение интерактивных пособий в образовательном процессе является мощным обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды.

В целях обобщения знаний по детским музыкальным инструментам, закрепления музыкальных произведений по слушанию, а также для повторения пройденного музыкального репертуара мною были созданы серии интерактивных игр по всем видам музыкальной деятельности.

Подобные игры могут использоваться на различных музыкальных занятиях и развлечениях и помогут не только в решении программных задач, но и позволят более эффективно взаимодействовать с детьми, заинтересовать их, удерживать внимание и интерес. 

Цели и задачи методической разработки:

  • Повторение и закрепление музыкального материала, используя интерактивные игры разной направленности.

Актуальная задача – применение и использование информационно-коммуникативных технологий в работе с дошкольниками, что позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников.

Основной формой проведения интерактивных музыкально-дидактических игр является комбинированная форма, состоящая из объяснительной и практической части, включая игровые занятия, занятие-путешествие, квест-игры и др., что стимулирует двигательную активность детей.

Ведущий принцип построения тематический (наличие пяти тематических групп, с проведением интерактивных игр, позволяющих раскрыть детям специфику языка музыки и связи искусства с жизнью):

В каждом игровом пособии даны указания по интерактивному применению игры (передвижение слайдов в соответствии с положительным или наоборот отрицательным ответом ребенка).

Кроме этого необходимо отметить, что все представленные в разработке игры, помимо практических целей (расширение словарного запаса, развитие навыков определения средств музыкальной выразительности), носят развивающий характер – развитие памяти, логического мышления, внимания, наблюдательности, а наличие добрых и эмоциональных персонажей (Лунтика, Маши, гусениц Вупсинь и Пупсинь, Царицы Музыки…) реализует еще и воспитательные цели.

Новизна работы заключается в использовании инновационных форм и методов при ознакомлении детей с жанровой музыкой, а так же в интеграции педагогического процесса, предполагающего включения слушание музыки в другие виды не только музыкальной деятельности, но и режимных моментов и самостоятельной деятельности дошкольников.

Перспектива дальнейшей работы над пособием – создание полноценного электронного образовательного ресурса по всем видам музыкальной деятельности, возрастным группам. Расширить спектр игр по другим образовательным областям.

I СЕРИЯ – «ДЕТСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

1.1 «Угадай инструмент по звуку»

Цель: Закрепить знания детей о музыкальных инструментах.

Задачи: развитие устойчивого слухового внимания, умения различать музыкальные инструменты на слух по их звучанию.

Возраст детей: 3-7

Описание игры: На игровом поле расположены иллюстрации музыкальных инструментов и аудио файлы их звучания. Игровая задача: при помощи мыши соединить аудио файл звучания музыкального инструмента с его иллюстрацией. Правильно соединенные пары исчезнут.

Предварительная работа: Познакомить детей с музыкальными инструментами барабан, погремушки, бубен, колокольчики, маракасы, деревянные ложки.

Игра может быть использована как в содержательной части занятия на восприятие музыки, так и в рефлексивно-оценочном этапе и самостоятельной музыкальной деятельности.

 

Игра создана в программе LearningApps.org является приложением Web 2.01 для поддержки учебного процесса с помощью интерактивных модулей. Эти модули могут быть использованы непосредственно в процессе обучения материалов, а также для самостоятельного изучения.

Ссылка на игру: http://learningapps.org/8185854

1.2 «Группы музыкальных инструментов»

Цель: Закрепить умение классифицировать музыкальные инструменты.

Задачи: Закрепление знаний детей о музыкальных инструментах, группах музыкальных инструментов. Умение делить музыкальные инструменты на группы по способу извлечения звука.

Возраст детей: 6-7

Описание игры: Игровое поле поделено на 4 части: струнные, духовые, ударные и клавишные. Игровая задача: перенести появляющиеся изображения музыкальных инструментов в соответствующую группу по способу звукоизвлечения. Когда все музыкальные инструменты будут на своих местах, при нажатии кнопки с «галочкой», иллюстрации инструментов окрасятся в зеленый цвет.

Игра может быть использована как в содержательной части занятия на восприятие музыки, так и в рефлексивно-оценочном этапе и самостоятельной музыкальной деятельности.

 

Игра создана в программе LearningApps.org является приложением Web 2.01 для поддержки учебного процесса с помощью интерактивных модулей. Эти модули могут быть использованы непосредственно в процессе обучения материалов, а также для самостоятельного изучения.

Ссылка на игру: http://learningapps.org/8187735

1.3 Шумовой оркестр «Веселый огородный»

Цель: активное приобщение к музыке, развитие интереса и любви к элементарному музицированию;

Задачи: Создание предпосылок для развития творческого мышления; развитие эмоциональной сферы детей, поощрение проявлений творческой фантазии; развитие слухового  и зрительного внимания; развитие восприятия на слух звуков, которые издают различные наполнители, спрятанные в емкостях;

Раздаточный материал: ложки деревянные, бубны, маракасы, колокольчики.

Описание игры: Дети по желанию выбирают инструменты из предложенных им, и делятся на группы в соответствии с выбранными инструментами.  Эта интерактивная игра предназначена для детей возрастом от 4 до 7 лет. Под веселую музыку ребенок играет на тех инструментах, которые показаны на слайдах. Является прекрасным средством для развития ритмического слуха, а также творческого импровизационного мышления. Способствует знакомству с музыкальными инструментами в процессе игры на них. Ребенок может играть самостоятельно, взяв на себя роль всего оркестра, играя поочередно на музыкальных инструментах, а может позвать своих друзей для совместной игры.

Игра создана в программе Киностудия Windows или Movie Maker

Ссылка на игру: http://https://disk.yandex.ru/i/wCRO4sRSvvMSiw

1.4 Шумовой оркестр «Во поле береза стояла»

Цель: активное приобщение к музыке, развитие интереса и любви к элементарному музицированию;

Задачи:  Создание предпосылок для развития творческого мышления; развитие эмоциональной сферы детей, поощрение проявлений творческой фантазии; развитие слухового  и зрительного внимания; развитие восприятия на слух звуков, которые издают различные наполнители, спрятанные в емкостях;

Раздаточный материал: ложки деревянные, бубны, маракасы, колокольчики, треугольник, трещотки, ксилофоны.

Описание игры: Дети по желанию выбирают инструменты из предложенных им и делятся на группы в соответствии с выбранными инструментами. 

На экране представлено видеосопровождение в котором появляются музыкальные инструменты, на которых в данный момент должна играть та или иная группа.

Игра создана по принципу предыдущей игры в программе Киностудия Windows или Movie Maker

Ссылка на игру: https://disk.yandex.ru/i/_afmBx07SVst8Q

II СЕРИЯ – «СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ»

2.1. «Три подружки»

Цель: развитие музыкального слуха детей.

Задачи: формирование умения внимательно слушать музыку и понимать ее характер; развивать творчество, умение передавать характер музыки в движении.

Возраст: 5-6 лет

Правила игры:

  • Наведи мышь на солнышко и послушай  музыкальную тему.
  • Выбери ту девочку, которая подходит по характеру музыкальной темы.
  • Проверь себя, кликнув на выбранную девочку
  • Если ты прав, то переходи на следующее задание, а если нет, то вернись и попробуй еще раз. Тебе обязательно повезет!

Игра создана программе Microsoft PowerPoint

Ссылка на игру: http://yadi.sk/d/uCh8Szyjh5DdXQ

2.2 «ТЕРЕМОК»

Цель: Развивать музыкальный слух, творческие способности;

Задачи: Стимулировать речь детей путем подбора прилагательных, характеризующих сказочных персонажей; развивать слуховое внимание, фантазию, память, выразительность и образность речи, движений под музыку.

Задание: Помоги Маше подобрать музыку для каждого персонажа

Правила игры:

  • Наведи мышь на облачко и послушай  музыкальный фрагмент.
  • Выбери персонаж, которому подходит по характеру музыка.
  • Проверь себя, кликнув на выбранный персонаж.
  • Если ты прав, то переходи на следующее задание, а если нет, то вернись и попробуй еще раз. Тебе обязательно повезет!

НРК – для создания игры использована бурятская музыка (национально-региональный компонент)

Ход игры

Педагог: Стоит в поле теремок, теремок. Как красив он и высок, и высок. Вот по полю кто-то к домику бежит? Вот по полю кто-то к домику спешит?

Игра создана программе Microsoft PowerPoint

Ссылка на игру: http://yadi.sk/d/Y3Af4ylHbiCu1Q

III СЕРИЯ – «МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР: "ПЕСНИ, ТАНЦЫ, ИГРЫ»

3.1 «Песня. Танец. Марш.»

Цель: Развитие музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти.

Задачи: Закреплять музыкальные способности детей в доступной игровой форме. Учить по слуху, определять различные детские музыкальные произведения.

Способствовать развитию музыкального слуха, творческих элементов, активности двигательных реакций.

Игровая ситуация: на занятие приходит Лунтик. Он с прилетел к нам с луны и не знает под какую музыку и что нужно выполнять.

Задание: Показать в действиях использования той или иной музыки

Правила игры: Прослушать мелодию, определить жанр, объяснить Лунтику как их различать, и потанцевать, промаршировать и спеть под предложенные композиции.

Игровые действия: Слушают музыку, определяют музыкальный жанр, объясняют, танцуют, поют и маршируют.

Игра создана в программе LearningApps.org

Ссылка на игру: http://learningapps.org/8250092

3.2 «Спой песню по картинкам»

Игра создана в программе Proshow Producer для Windows

с использованием мнемотаблиц для лучшего запоминания текста песен

Цель:  развитие слуховой и зрительной памяти, для разучивания песен, стихов.

Основная задача: развитие музыкального слуха, умственной активности, сообразительности, наблюдательности.

Методика знакомства и разучивания песен с помощью картинок:

1. Прослушивание музыкального произведения;

2. Беседа о характере произведения;

3. Демонстрация мнемотаблицы;

4. Разучивание текста по фразам, с использованием таблиц;

5. Закрепление текста песни.

Ссылка на песню: http://cloud.mail.ru/public/2B4K/41vqPaxWE

IV СЕРИЯ – ОБОБЩАЮЩИЕ ИГРЫ

4.1 «Как на масленой неделе»

Игра бала создана в рамках проекта «Широкая Масленица» (с использованием НРК), и была направлена на обобщение и закрепление знаний детей об обычаях и традициях русского и бурятского народов (одежда, танцы, пища)

Цель: Закрепление  и обобщение пройденного  материала по теме «Масленица»

Задачи: Закреплять знания детей о временах года, об отмечаемых праздниках в зимнее время, о национальных блюдах и танцах

Правила игры:

  • Прочти сам либо с помощью взрослого задание.
  • Выбери правильный ответ.
  • Проверь себя, кликнув на выбранную картинку.
  • Если ты прав, то картинка будет вращаться, по стрелочке  переходи на следующее задание, а если нет, то картинка исчезнет, значит  попробуй еще раз. Тебе обязательно повезет!

Игра создана программе Microsoft PowerPoint

Ссылка на игру: https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/11/07/interaktivna_igra_maslenitsa_muz._ruk._shemelina.pptx

4.2 «Кто хочет стать интеллектуалом»

Игра создана в рамках проекта «День народного единства». Создана по аналогии игры «Кто хочет стать миллионером»

Цель:  закрепление знаний детей по теме «День народного единства»

Задачи: развитие умения работать в команде, умение обсуждать вопросы и находить на них ответы.

Описание игры: на игровом поле расположены вопросы и варианты ответов. Дети с помощью воспитателя или самостоятельно зачитывают вопрос и варианты ответов. Обсуждают и выбирают правильный ответ. Если ответили правильно, ответ загорается зеленым цветом, если ответили неверно, то красным при этом правильный ответ загорается зеленым. Это означает, что вы проиграли игру.

Игра создана в программе LearningApps.org является приложением Web 2.01 для поддержки учебного процесса с помощью интерактивных модулей. Эти модули могут быть использованы непосредственно в процессе обучения материалов, а также для самостоятельного изучения.

Ссылка на игру: https://learningapps.org/8230715

4.3 «Праздник урожая»

Цель: закрепить знания детей о времени года осень

Задачи: умение различать овощи и фрукты

Правила игры: Игровое поле разделено на пазлы,  на которых изображены овощи, фрукты, листочки. При правильном открытии пазлов детей внутри ждет сюрприз мультфильм про Машу и Медведя «Праздник урожая» из которого они узнают в кого нарядилась Маша на праздник урожая.

Задания для игры: Найди правильно картинки относящиеся к осени, и ты узнаешь в кого нарядилась Маша на праздник урожая.

1-е задание: «Найди овощи»

2-е задание: «Найди фрукты»

3-е задание: «Найди листочки»

При правильном нажатии на картинку она исчезнет.

Игра создана в программе LearningApps.org является приложением Web 2.01 для поддержки учебного процесса с помощью интерактивных модулей. Эти модули могут быть использованы непосредственно в процессе обучения материалов, а также для самостоятельного изучения.

Ссылка на игру: https://learningapps.org/8212543

V серия КВЕСТ ИГРЫ

5.1 Квест-игра «В поисках клада»

Игра создана на основе программы Microsoft PowerPoint с использованием программ  LearningApps.org,  Jigsaw Planet, https://jarjad.ru/voice-changer/ (изменение голоса), https://online-audio-converter.com

Цель: разнообразить образовательный процесс, сделать его содержательно насыщенным и веселым посредствам использования инновационной педагогической технологии — КВЕСТ.

Задачи:

• Развивать психофизические качества: быстроту, выносливость, ловкость;

• Создание условия для установления доброжелательных, дружеских взаимоотношений между детьми и педагогами;

• Укрепление здоровья дошкольников, развитие у них сообразительности и самостоятельности мышления в решении возникающих задач;

• Умение работать в команде;

• Закрепить ранее полученные знания.

Ссылка на игру: https://yadi.sk/d/idCDypgRcT1Ydg

Приложение к квест-игре «В поисках клада»

Задания:

  • Прочти стихотворение А. Плещеев «Осень» (коллективное чтение стихотворения)
  • Возьми листочки, нажми на нотку и станцуй танец «Осень пришла»
  • Пройди по ссылке и сыграй в игру «Веселая кухня» https://learningapps.org/8291861
  • Пройди по ссылке, разгадай сканворд «Птицы» и прочти спрятанное слово https://learningapps.org/8292125
  • Возьмите инструменты: ложки, бубны, колокольчики, маракасы; пройдите по ссылке и сыграйте в оркестре. Игра находится на странице 9.
  • Выполнив все задания, прислушайся к звучанию музыки, иди на звук там ждет тебя сюрприз от Осени

VI СЕРИЯ – ИГРЫ ПО ДРУГИМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ

6.1 «Подари кукле цветочек»

Игра создана в программе LearningApps.org  и направлена на знание детьми четырех основных цветов.

Цель: закрепление знания цвета красный, желтый, зеленый, синий

Задачи: умение соотносить друг другу основные цвета желтый, красный, зеленый , синий

Правила игры: Игровое поле разделено на четыре части. В каждой части находится куколка одетая в платье определенного цвета. Поочередно появляются цветы желтого, красного, зеленого и синего цветов, нужно при помощи мыши соотнести цветок и платье соответствующего цвета.

Ссылка на игру: https://learningapps.org/8214318

6.2 «Числовой ряд»

Игра создана в программе LearningApps.org  и направлена закрепление порядкого числа

Цель: Закреплять в игре счет от 1 до 10

Задачи: закреплять порядковый счет, упражнять детей  в определении последующего и предыдущего числа к названному, упражнять детей в счете.

Правила игры: На поле расположены карточки с цифрами. Нужно путем перетаскивания карточек составить числовой ряд от 1 до 10.

Ссылка на игру: https://learningapps.org/8213474

Заключение

Наравне с традиционными методами обучения, такими как использование дидактических игр - мультимедийные интерактивные игры позволяют детям с особым интересом знакомиться с новым материалом, а также закреплять ранее изученный материал. Непосредственное общение с компьютером доставляет воспитаннику удовольствие, что отвечает современному образовательному процессу.

Однако педагогу дошкольного образования, применяющему ИК-технологии в своей работе с детьми, всегда надо помнить о чувстве меры. Ведь использование современных компьютерных технологий в музыкальном воспитании дошкольников – это только дополнительное средство для реализации целей и задач, поставленных перед музыкальным руководителем детского сада. А ценности непосредственного общения с педагогом, живой музыки для малышей остаются неоспоримыми.

Использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников - это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом. Главенствующая роль в музыкальном воспитании всегда останется за музыкальным руководителем!

Литература:

  1. Моторин, Воспитательные возможности компьютерных игр//Дошк. воспитание. – 2000. № 11;
  2. Новосёлова, С.Л. «Компьютерный мир дошкольника» //Новая школа. – 1997. - № 3;
  3. Комарова, Т. С. «Информационно-коммуникационные технологии в          дошкольном образовании» / Т. С. Комарова — М., 2011.

Интернет ресурсы:

https://yandex.  – картинки

nsportal.ru  - Социальная сеть работников образования

https://www.maam.ru – Международный образовательный портал

https://infourok.ru – ведущий образовательный портал России

https://jarjad.ru/voice-changer/ (изменение голоса),

https://online-audio-converter.com – конвертер звуковых файлов