3.6 Развивающая предметно-пространственная среда

Шемелина Наталья Владимировна

Всем известно и доказано учеными, что музыка обогащает духовный мир ребенка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Развитие музыкальных способностей зависит от психолого - педагогических условий и, конечно, от грамотно организованной предметно - развивающей среды.
Музыкальная предметная среда в группах должна быть ориентирована на пройденный материал и индивидуальные возможности детей.
Ни один вид музыкальной деятельности не может полноценно развиваться на чистом вербальном уровне, вне предметно - развивающей среды.

Содержание музыкальной развивающей среды должно ориентироваться на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложняться по возрастам, носить проблемный характер. Все это позволяет детям, действуя со знакомыми и мало знакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.

Музыкальная предметно-пространственная среда в группах ДОУ организуется по трем основным блокам:
1. Восприятие музыки
2. Воспроизведение музыки
3. Музыкально - творческая деятельность
Каждый блок, в свою очередь, предусматривает ориентацию на целостность определенного вида детской музыкальной дейтельности.
Оформление музыкальных мини - центров в группах младшего дошкольного возраста имеет сюжетную основу, в старшем - дидактическую.
Структура музыкальных мини - центров оформляется в виде модулей, имеющих целостность и в то же время - трансформирующие детали, вызывающие у детей живой интерес.
Музыкальная предметная среда сомасштабна глазу, действиям руки, росту ребенка. Пособия развивающей среды эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывают желание действовать с ними.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕd3fa8100b90efc845eefd0cf1cf1ce73.jpg

«ДУЛЬДУРГИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «ЧЕБУРАШКА»

8T6og5E8c.jpg

4086825-fa0186db24623c4c.png

Руководитель проекта:

Музыкальный руководительBayan.png

Наталья Владимировна Шемелина

2022г.

«Музыкальный уголок в группах детского сада в соответствии с ФГОС и парциальной программой музыкального воспитания  «Ладушки»  И.Каплуновой, И.Новоскольцевой.

ИЛИ

Организация предметно-пространственной среды (музыкальный уголок) согласно ФГОС

Тип проекта – информационно-практико-ориентированный, творческий

Руководитель проекта – музыкальный руководитель Шемелина Н.В.

Участники проекта – музыкальный руководитель, воспитатели детского сада, воспитанники детского сада и их родители, законные представители.

Срок реализации – 14.03.2022г. – 08.04.2022г.

Обеспечение проекта:

- материально-техническое

- учебно-методическое

- информационное

Актуальность: одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-пространственной среды. Правильно организованная среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, проверить свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.

Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечить безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья. Организация предметно-развивающей среды несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Она должна формироваться с учетом возраста детей, поскольку каждая возрастная группа обладает своими специфическими психолого-педагогическими характеристиками.

Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей очень большое значение имеет музыкальный уголок в группе. Наличие музыкальных инструментов в уголке уже вызывает у ребенка желание научиться играть, а с помощью музыкальных игр, музыкального материала можно решать разнообразные задачи в доступной для детей игровой форме.

Цель: организация предметно-развивающей среды (музыкального уголка) согласно ФГОС.

ИЛИ

Цель: повысить уровень компетентности педагогов в создании музыкальной предметно-развивающей среды в группах, способствующей гармоничному развитию и самовыражению детей с последующим ее формированием и доведением соответствия по требованиям ФГОС.

Задачи: 1. Внедрить в практику новые подходы к организации музыкальной предметно-развивающей среды ДОУ, обеспечивающих полноценное музыкальное развитие дошкольников в рамках образовательной программы ДОУ с учетом требований ФГОС.

2. Организовать развивающую музыкальную среду, способствующую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов.

3. Создать условия для обеспечения разных видов музыкальной деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, познавательной, самостоятельной, творческой).

4. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей музыкальной предметно-развивающей среды.

ОСНОВА ПРОЕКТА: Становление творческой личности ребенка через развитие его музыкальных способностей посредством обучения его игре на детских музыкальных инструментах, выявление одаренных детей.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: В результате развивающих занятий у дошкольников должен сформироваться устойчивый интерес к инструментальному музицированию как форме коллективной художественной деятельности и потребность в этой деятельности.

ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Презентация «Наш оркестр». Итоговый концерт  «Музыкальная шкатулка». Смотр-Конкурс «Самый музыкальный уголок»

Схема реализации проекта

Первый этап - пред проектный: организационно-подготовительный.

С 14.03.22г. по 16.03.22г.

  • Изучение методической литературы и интернет ресурсов по проекту.
  • Подборка наглядного материала (первые в мире музыкальные инструменты).
  • Подборка наглядного материала по теме «Музыкальные инструменты из бросового материала».
  • Создать картотеку звучания инструментов: (барабаны, бубен, ксилофон, арфа, кастаньеты, свирель, дудки и другие).
  • Создание презентации «Первые музыкальные инструменты».
  • Подбор методического и наглядного материала для дидактических игр.
  • Мониторинг музыкальных уголков в группах
  • Разработка условий конкурса «Самый музыкальный уголок»

Второй этап – непосредственно проект: С 17.03.22г. по 06.04.22г.

  • Просмотр видеороликов «Звучание необычных инструментов».
  • Стенд для родителей «Первые музыкальные инструменты».
  • Прослушивание аудиозаписей звучания старинных инструментов.
  • НОД «Музыкальные инструменты из бросового материала» (воспитатели).
  • Подбор иллюстраций, создание картотеки  музыкальных инструментов.
  • Создание тематических папок для всех групп
  • Подбор музыкального репертуара, создание фонотеки для каждого возраста.
  • Организация музыкальных уголков в группах.
  • Оформление стендовой информации для родителей «Музыкальные инструменты из бросового материала».
  • Конкурс для родителей «Умелые руки» (музыкальные инструменты из бросового материала)
  • Создание музыкально-дидактических игр.
  • Приобщение родителей к оснащению  музыкальных уголков.
  • Подготовка оркестров к выступлению
  • Проведение конкурса «Самый музыкальный уголок»

Третий этап - после проектный: 07-08 апреля 2022г.

  • Выставка работ «Музыкальные инструменты из бросового материала».
  • Создание в группах музыкальных уголков.
  • Пополнение музыкальных уголков дидактическими играми.
  • Участие групп в смотре-конкурсе музыкальных уголков «Самый музыкальный уголок» на уровне образовательного учреждения.
  • Презентация «Наш оркестр». 
  • Итоговый концерт  оркестров «Музыкальная шкатулка».
  • Подведение итогов проекта

I этап. Организационно-подготовительный

  1. Подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта.
  • Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования от 2014г.
  • Парциальная программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки» И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева Издательство «КомпозиторСанкт-Петербург» 2010г.
  • Развитие чувства ритма «Этот удивительный ритм» И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева  Издательство «КомпозиторСанкт-Петербург» 2005г.
  • Образовательная программа «Звук - волшебник» Т.Н.Девятова Линка-Пресс Москва 2006г.
  • «Музыкальный сундучок» методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей Москва, Обруч, 2012г.
  • «Подвижные тематические игры для дошкольников» ТЦ Сфера 2014г.
  • «100 игр для развития дошкольников» Г. И. Анисимова. Академия развития 2005г.
  • «Рабочая программа по музыкальному воспитанию МБДОУ «Дульдургинский детский сад «Чебурашка». Музыкальный руководитель Шемелина Н.В.

  1. Предварительный мониторинг музыкальных уголков в группах

Сроки проведения: 14.03.2022г.

Ответственные: музыкальный руководитель Шемелина Н.В.

Критерии оценки:

1. Эстетичность

2. Наполненность

3. Используемость

4. Наличие музыкальных инструментов

5. Тематические папки

6. Атрибуты

7. Кукольный театр

8. Техническое оснащение (флешки, диски, колонки, магнитофон, ноутбук и т.п.)

9. Наличие аудиозаписей

Вторая младшая группа «Почемучки»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Что еще требуется, на чьи средства будет приобретаться:

 -

 -

 -

Вывод:

Средняя группа «Любознайки»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Что еще требуется, на чьи средства будет приобретаться:

 -

 -

 -

Вывод:

Старшая группа «Фантазёры»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Что еще требуется, на чьи средства будет приобретаться:

 -

 -

 -

Вывод:

Подготовительная группа «Искорки»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Что еще требуется, на чьи средства будет приобретаться:

 -

 -

 -

Вывод:

  1. Разработка условий конкурса «Самый музыкальный уголок»

Цель: повышение компетентности педагогов в создании и использовании музыкальных уголков

Задачи: 1. Систематизировать работу воспитателей с музыкальным уголком

2. организовать музыкальную развивающую среду, способствующую эмоциональной заинтересованности детей в данном виде деятельности

3. создать условия для обеспечения разных видов музыкальной деятельности дошкольников

Роль воспитателя – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада.

В самостоятельной музыкальной деятельности происходит перенос способов действий, освоенных на музыкальном занятии, в совершенно новые условия, ситуации, ребенок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями.

Для того, чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности необходимо 1-2 раза в месяц обновлять уголок, менять музыкальные инструменты и т.п. Для прослушивания музыкальных произведений необходимо оборудование, а так же фонотека со списком произведений. Фонотека помогает глубже развивать музыкальный слух детей и приобретать музыкальные знания, обеспечивает всестороннее развитие личности каждого ребенка.

В музыкальном уголке должен быть театр. Знакомство детей с театральной игрой начинается в раннем детстве. Важно, чтобы уже первые встречи с театральной куклой создавали радостную атмосферу.

Театр может быть: театр картинок (фланелеграф или магнитная доска), пальчиковый или кукольный.

Критерии оценки

Показатели критериев оценки:

0 баллов – неудовлетворительная подготовка;

1 балл – удовлетворительно недостаточно материала (с незначительными замечаниями);

2 балла – хорошо (выполнение норм); материал подобран, но эстетически не оформлен

3 балла – отлично (материал подобран, соответствует возрасту и эстетически и оформлен)

4 балла – инновация, новизна

II этап. Реализация проекта

При изучении литературы по данной теме, был сделан вывод о большой роли музыкального уголка в музыкальном воспитании детей. Доказана необходимость его наличия в группе и постоянное использование.

  1. Пополнение предметно-развивающей музыкальной среды
  2. Создание музыкальных уголков
  3. Просмотр видеороликов «Звучание необычных инструментов».
  4. Стенд для родителей «Первые музыкальные инструменты».
  5. Прослушивание аудиозаписей звучания старинных инструментов.
  6. НОД «Музыкальные инструменты из бросового материала» (воспитатели).
  7. Подбор иллюстраций, создание картотеки  музыкальных инструментов.
  8. Создание тематических папок для всех групп
  9. Подбор музыкального репертуара, создание фонотеки для каждого возраста.
  10. Организация музыкальных уголков в группах.
  11. Оформление стендовой информации для родителей «Музыкальные инструменты из бросового материала».
  12. Конкурс для родителей «Умелые руки» (музыкальные инструменты из бросового материала)
  13. Создание музыкально-дидактических игр.
  14. Приобщение родителей к оснащению  музыкальных уголков.
  15. Подготовка оркестров к выступлению
  16. Проведение конкурса «Самый музыкальный уголок»

Приложения к проекту

  1. Консультация для воспитателей «Требования к музыкальному уголку» Приложение №1.

Ознакомление воспитателей с требованиями к музыкальным уголкам (в онлайн формате) (ответственный – музыкальный руководитель)

  1. Положение о смотре-конкурсе на лучший уголок музыкальной  деятельности в группе дошкольного образовательного учреждения Приложение №2
  2. Карта анализа предметно-развивающей среды в группе по музыкальному развитию детей Приложение №3

III этап. Подведение итогов

07-08 апреля 2022г. - Подведение итогов конкурса «Самый музыкальный уголок»

  • Выставка работ «Музыкальные инструменты из бросового материала».
  • Презентация «Наш оркестр». 
  • Итоговый концерт  оркестров «Музыкальная шкатулка».
  • Подведение итогов проекта

Выводы о работе с музыкальным уголком в течении реализации проекта:

«Солнышки»

«Почемучки»

«Любознайки»

«Фантазёры»

«Искорки»

  • Подбор призов, грамот
  • Награждение.
  • Подведение итогов проекта
  • Что улучшилось
  • Выводы
  • Приложение (фото)

Список использованной литературы:

  • Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования от 2014г.
  • Парциальная программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки» И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева Издательство «КомпозиторСанкт-Петербург» 2010г.
  • Развитие чувства ритма «Этот удивительный ритм» И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева  Издательство «КомпозиторСанкт-Петербург» 2005г.
  • Образовательная программа «Звук - волшебник» Т.Н.Девятова Линка-Пресс Москва 2006г.
  • «Музыкальный сундучок» методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей Москва, Обруч, 2012г.
  • «Подвижные тематические игры для дошкольников» ТЦ Сфера 2014г.
  • «100 игр для развития дошкольников» Г. И. Анисимова. Академия развития 2005г.
  • «Рабочая программа по музыкальному воспитанию МБДОУ «Дульдургинский детский сад «Чебурашка». Музыкальный руководитель Шемелина Н.В.



Предварительный просмотр:

МБДОУ «Дульдургинский детский сад «Чебурашка»

Семинар для воспитателей

«Роль развивающей предметно – пространственной среды ДОУ в развитии музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста»

В рамках проекта:

Организация предметно-пространственной среды (музыкальный уголок) согласно ФГОС

Выполнила: музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

Шемелина Наталья Владимировна

Апрель 2022

Семинар для педагогов

«Роль развивающей предметно – пространственной среды ДОУ в развитии музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста»

     Цель: раскрыть роль развивающей предметно – пространственной среды ДОУ в развитии музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста, способствовать созданию и совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОУ в соответствии с ФГОС.

Задачи:

1. Обеспечить цикличный, целенаправленный характер инновационным процессам  посредством создания условий для повышения профессионального уровня педагогов в вопросах инновационного подхода к организации развивающей предметно-пространственной среды в группе.

2.   Создать условия для развития ключевых профессиональных компетентностей педагогов (коммуникативной, информационной,  интеллектуально-педагогической) в ходе методических мероприятий по развитию умений у педагогов строить предметно-развивающее образовательное пространство группы для развития музыкально – творческих способностей детей.

3.   Способствовать развитию профессиональной коммуникации в едином культурно-образовательном сообществе.

Ход семинара для педагогов:

  1. Аналитико – теоретическая часть:

  1. Вступительное слово (Музыкальный руководитель МБДОУ)

- (слайд № 1) Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема нашего семинара «Роль развивающей предметно – пространственной среды ДОУ в развитии музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста»

(слайд № 2) Цель: раскрыть роль развивающей предметно – пространственной среды ДОУ в развитии музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста, способствовать созданию и совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОУ в соответствии с ФГОС.

(слайд № 3) Сегодня мы собрались, чтобы обсудить вопросы организации развивающей предметно-пространственной среды нашего образовательного учреждения. Выявить и установить связь между содержанием развивающей среды группы и развитием музыкально – творческих способностей детей дошкольного возраста. На сегодняшний день этот вопрос стоит особо актуально в связи с  введением ФГОС ДО, утвержденного 17.10.2013 года и вступившего в силу с 01.01.2014 года.

  1. Педагогический разговор

«Развивающая предметно – пространственная среда группы. Влияние на развитие музыкально – творческих способностей детей».

- Основополагающей целью ФГОС дошкольного образования является создание такой развивающей среды, которая сможет обеспечить творческую деятельность каждому ребенку, позволив ему наиболее полно реализовать собственные возможности.

(слайд № 4) Вопрос: Что же такое развивающая предметно-пространственная среда?

Ответ: Развивающая предметная среда – это специфические для каждой программы организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами распределения пространства организации (группы).

(слайд № 5) Вопрос: Что такое образовательная среда?

Ответ: Под образовательной средой подразумевается весь комплекс условий, в том числе, РППС, взаимодействие между педагогами и детьми, детская игра, развивающее предметное содержание образовательных областей и другие условия, перечисленные в стандарте.

(слайд № 6) Вопрос: Что должна обеспечивать РППС?

Ответ: РППС должна обеспечивать:

  • возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможность для уединения.
  • Реализацию различных образовательных программ;
  • Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  • Учет возрастных особенностей.

(слайд № 7) Вопрос: Какой должна быть РППС?

Ответ: содержательно-насыщенной;

  • трансформируемой;
  • вариативной;
  • доступной, безопасной;
  • иметь привлекательный вид
  • выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
  • снимать утомляемость;
  • положительно влиять на эмоциональное состояние;
  • давать возможность дошкольнику заниматься самостоятельной деятельностью;
  • помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир.

(слайд № 8) Вопрос: Перечислите основные принципы РППС

Ответ:

  • принцип дистанции, позиции при взаимодействии
  • принцип активности, самостоятельности, творчества
  • принцип стабильности
  • принцип комплексирования и гибкого зонирования
  • принцип сочетания привычных и неординарных элементов
  • принцип учета «половых и возрастных» различий
  • принцип открытости
  • принцип эмоциогенности среды

(слайд № 9) Вопрос: Основная цель построения среды в группе?

Ответ: Развивающая среда строится с целью предоставления детям как можно больших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности и является эффективным средством поддержки индивидуальности и целостного развития ребенка до школы, а также служит непосредственным организатором деятельности детей, и влияет на воспитательный процесс.

(слайд № 10) Вопрос: Какие задачи стоят перед педагогом в процессе обучения и саморазвития личности?

Ответ: Воспитатель должен помочь ребенку обнаружить в себе и развить то, что ребенку органично присуще. Поэтому педагог, для обучения и саморазвития личности ребенка, его способностей, самостоятельности и инициативности творчества, ставит перед собой следующие задачи:

- конструировать и наполнять предметно-развивающую среду соответствующим содержанием;

- обеспечить продуктивность использования предметно-развивающей среды.

(слайд № 11) Вопрос: Почему Среда называется развивающей?

Ответ: Среда должна создавать условия творческой деятельности каждого ребенка, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу, развивать все потенциальные возможности каждого ребенка.

(слайд № 12) Вопрос: Какие образовательные области выделяет ФГОС ДО?

Ответ: В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования представлено пять направлений развития воспитанников (или образовательных областей).

1. Социально-коммуникативное развитие

2. Познавательное развитие

3. Речевое развитие

5. Физическое развитие

4. Художественно-эстетическое развитие

(слайд № 13) Вопрос: Как ФГОС раскрывает художественно-эстетическое развитие?
Ответ: /выдержка из ФГОС: художественно-эстетическое развитие предполагает:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусства – словесного, музыкального, изобразительного, мира
природы (НОД, вариативные программы, проекты, взаимосвязь с семьей);
- становление эстетического отношения к окружающему миру (НОД,
развлечения, самостоятельная деятельность, совместная деятельность с
педагогом, взаимосвязь с социумом);
- формирование элементарных представлений о видах искусства: восприятие
музыки, художественной литературы, фольклора (НОД, совместная
деятельность с педагогом, взаимосвязь с социумом, досуги, праздники,
возможности сайта);
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
(НОД, развлечения, театры, драматизации, совместная деятельность с
педагогом, взаимосвязь с социумом, взаимосвязь с семьей);
- реализация самостоятельной творческой деятельности детей –
изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др. (НОД,
самостоятельная деятельность, совместная деятельность с педагогом,
взаимосвязь с семьей, предметно-пространственная среда)

(слайд № 14) Вопрос: Какие есть виды детской художественно-эстетической деятельности?
Ответ: 

  • Театрализованная
  • Художественная литература
  • Продуктивная
  • Игровая
  • Музыкальная

(слайд № 15) Вопрос: Чем должен обладать ребенок на этапе завершения дошкольного образования по художественно-эстетическому направлению?
Ответ: (Целевые ориентиры по художественно-эстетическому направлению:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности,
проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности -
игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности,
конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по
совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным
видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного
достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми,
участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать
интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам
других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя,
старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных
видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными
формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет
подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои
мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей,
чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения,
может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки
грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив,
владеет основными движениями, может контролировать свои движения и
управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам
поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со
взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного
поведения и личной гигиены;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам
людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
- Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в
котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает
элементарными представлениями из области живой природы,
естествознания, математики, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию
собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах
деятельности.

(слайд № 16) Вопрос: Как можно объединить несколько видов деятельности в единое целое?
Зачитываем, что же это такое.

Объединение разных видов деятельности одним тематическим
содержанием создает возможности творческого осмысления темы и наиболее
полного ее отражения с помощью средств выразительности, специфичных
для того или иного вида художественной деятельности; обеспечивает
глубокое познание и эмоциональное переживание ребенком образов,
созданных в музыке, литературе, игре.

Ответ:

Формирование гармонично, всесторонне развитой личности ребёнка,
обеспечивающей эффективное развитие художественно-творческих
способностей, определяется взаимосвязанным использованием всех средств
эстетического воспитания и разнообразной художественно-творческой
деятельности. Чтобы установить взаимосвязь между знаниями нужно
использовать интегрированный подход к процессу обучения дошкольников.

Интеграция - это сложный структурный процесс, требующий: научения
детей рассматривать любые явления с разных точек зрения; развития умения
применять знания из различных областей в решении конкретной творческой
задачи; формирования у детей-дошкольников способности самостоятельно
проводить творческие исследования; развития у них желания активно
выражать себя в каком-либо творчестве.

Музыкальный руководитель: Ответив на вопросы в ходе педагогического разговора, мы смогли выявить и установить связь между содержанием развивающей среды группы и развитием музыкально – творческих способностей детей дошкольного возраста. При правильно организованной развивающей среде ребенок-дошкольник активно включается в познавательную творческую деятельность, развивается его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит развитие личности. Предметная среда детства обеспечивает разные виды деятельности ребенка-дошкольника и становится основой для его самостоятельной активности, в том числе  способствует и развитию музыкально – творческих способностей детей.

  1. Результаты тематической проверки «Создание условий в группах ДОУ для развития музыкально – творческих способностей детей»

(старший воспитатель МБДОУ)

(аналитическая справка прилагается)

(слайд № 17 - 34)

  1. Результаты смотра – конкурса «Лучший уголок музыкальной деятельности в группах МБДОУ «Дульдургинский детский сад «Чебурашка»». (Заведующий МБДОУ Дс)

(решение смотра – конкурса прилагается)

(слайд № 35)

  1. Практическая часть.

Старший воспитатель: Современный педагог дошкольного образования стремится проектировать и реализовывать педагогический процесс на основе диалогичности и гуманности, усиливая внимание к интересам ребенка, развитию его способностей, ориентируясь на максимальный учет возрастных возможностей и индивидуальных особенностей, неповторимости, уникальности каждого ребенка.

Известно, что музыкальное развитие ребенка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специальной развивающей предметно-пространственной среды. Хорошо организованная музыкальная среда способствует поддержанию эмоционального благополучия детей и их эстетическому развитию. Огромное значение для развития у детей самостоятельности, инициативности в музыкальной деятельности имеют оборудование, пособия, которые успешно используются детьми в их самостоятельных и специально организованных музыкально-творческих проявлениях. Предметная среда должна быть максимально обеспеченной разнообразными музыкально-дидактическими материалами. Какие требования предъявляет ФГОС ДО к содержанию музыкальной предметно-развивающей среде в группах расскажет музыкальный руководитель Шемелина Н.В.

  1. Презентация «Музыкальная предметно-развивающая среда в группах ДОУ в соответствии с ФГОС» - музыкальный руководитель

Старший воспитатель: При создании предметно-развивающей среды необходимо учитывать и половозрастные особенности дошкольников. В настоящее время особенно ценится, когда дети принимают участие в оформлении и преобразовании развивающей предметно-пространственной  среды в группе, а воспитатель незаметно и мудро направляет  активность своих воспитанников.

  1. Заключительная часть.
  1. Подведение итога семинара для воспитателей. (Заведующий МБДОУ Дс).

Заведующий: подошел к концу наш семинар. В итоге работы можно сделать вывод: коллектив ДОУ  уделяет большое внимание развитию музыкально – творческих   способностей детей, во всех группах созданы музыкально – театральные уголки, регулярно проводятся музыкальные занятия и различные мероприятия, осуществляется тематическое планирование. Надеюсь, что вы учтете все рекомендации по содержанию и оформлению предметно – пространственной среды и будете всегда помнить, что если среда организована неправильно, она не вызывает новых впечатлений, не создает условия для развития воображения, фантазии, желания играть. В ней нет элемента неожиданности: все знакомо с первого дня и остается неизменным. Такая среда создает внутреннюю напряженность, создает у ребенка ощущение постоянного присутствия большого количества детей, и не отвечает основным детским потребностям.

  1. Рефлексия

Музыкальный руководитель 

 Нет ничего прекраснее на свете

Счастливой дружной садовской семьи,

Где педагоги, родители и дети

Живут в мире, дружбе, любви!

Мир без искусства

Всем будет тесен,

Вы все убедились, друзья.

А музыка — главное чудо на свете,

И с детства — наша путеводная звезда.        


  1. Принятие решения педагогического совета

(Заведующий МБДОУ Дс)

(слайд № 36 )

Считать  работу педагогического коллектива МБДОУ Дс № 38 по развитию музыкально – творческих способностей у детей дошкольного возраста удовлетворительной.

Решение:

  1. В целях повышения качества воспитательно-образовательного процесса,  систематически включать музыкальный  репертуар и музыкальные  игры для  развития  музыкальных  способностей  дошкольников во все виды деятельности детей с учетом их личностных интересов.

                                       

                                                                                Ответст.: воспитатели

                                                                                Срок: постоянно

  1. Способствовать обогащению развивающей предметно- предметно – пространственной среды групп для развития музыкально – творческих  способностей детей.

                                                                                Ответст.: воспитатели

                                                                                Срок: постоянно

  1. Педагогическому коллективу применять новые педагогические технологии, которые способствуют развитию творческого потенциала дошкольников, самовыражению и раскрытию дошкольников, ориентирует педагога на профессионально – личностное развитие и повышение его профессиональной компетенции.

                                                                                Ответст.: воспитатели

                                                                                Срок: постоянно

.


Наступила осень

Рассказ с использованием шумовых музыкальных инструментов

Наступила осень (звучит бубен).

Под ногами зашуршали первые опавшие листья (звуки шуршащей бумаги).

Подул осенний ветер (звучит панфлейтаможно заменить пластиковой бутылкой ),

Пригнал темные тучи (звуки барабана).

Закапал дождик (звучит металлофон),

А потом все чаще и чаще (звучит металлофон),

Побежали ручьи по дорогам (звучат «буль-бульки» ). /дуем в баночку с водой через трубочку/

Холодно и сыро стало вокруг...

Но вот дождь закончился

И из-за тучи выглянуло солнышко (звучат металлические тарелки, крышки от кастрюли),

Осветило солнышко осеннюю полянку (снова звучат тарелки, крышки от кастрюли),

и увидели мы красивые, разноцветные деревья.

Ветер подул на них (звучит панфлейта),

и деревья зашумели своей листвой (раздаются звуки погремушек из пластиковых бутылочек) .

Где-то далеко застучал дятел (звучат палочки или колпачки),

Белка готовила запасы на зиму и прыгала по веткам (звучит бутылочка-колокольчик),

зайка спешил поменять свою шубку (звучат барабанчики разной высоты).

Птицы запели в последний раз перед тем, как улететь на юг (свист птички-свистульки).

Днем все собрались на полянке: и солнышко, и деревья, и листья, и ветер — и стали радоваться последним теплым денькам (звучат все инструменты).

Но вот наступил вечер и все вокруг умолкло.

Стало тихо-тихо.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль развивающей предметно – пространственной среды ДОУ в развитии музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста Подготовила: музыкальный руководитель Высшей квалификационной категории Шемелина Наталья Владимировна

Слайд 2

Цель: раскрыть роль развивающей предметно – пространственной среды ДОУ в развитии музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста , способствовать созданию и совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОУ в соответствии с ФГОС. Задачи: Обеспечить цикличный, целенаправленный характер инновационным процессам посредством создания условий для повышения профессионального уровня педагогов в вопросах инновационного подхода к организации развивающей предметно-пространственной среды в группе. 2. Создать условия для развития ключевых профессиональных компетентностей педагогов (коммуникативной, информационной, интеллектуально-педагогической) в ходе методических мероприятий по развитию умений у педагогов строить предметно-развивающее образовательное пространство группы для развития музыкально – творческих способностей детей. 3. Способствовать развитию профессиональной коммуникации в едином культурно-образовательном сообществе.

Слайд 3

Вопрос: Что же такое развивающая предметно-пространственная среда? Ответ: Развивающая предметная среда – это специфические для каждой программы организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами распределения пространства организации (группы).

Слайд 4

Вопрос: Что такое образовательная среда? Ответ: Под образовательной средой подразумевается весь комплекс условий, в том числе, РППС, взаимодействие между педагогами и детьми, детская игра, развивающее предметное содержание образовательных областей и другие условия, перечисленные в стандарте

Слайд 5

Вопрос: Что должна обеспечивать РППС? Ответ: РППС должна обеспечивать: возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможность для уединения. Реализацию различных образовательных программ; Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; Учет возрастных особенностей.

Слайд 6

Вопрос: Какой должна быть РППС? Ответ: содержательно-насыщенной; трансформируемой; вариативной; доступной, безопасной; иметь привлекательный вид выступать в роли естественного фона жизни ребенка; снимать утомляемость; положительно влиять на эмоциональное состояние; давать возможность дошкольнику заниматься самостоятельной деятельностью; помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир.

Слайд 7

Вопрос: Перечислите основные принципы РППС Ответ: принцип дистанции, позиции при взаимодействии принцип активности, самостоятельности, творчества принцип стабильности принцип комплексирования и гибкого зонирования принцип сочетания привычных и неординарных элементов принцип учета «половых и возрастных» различий принцип открытости принцип эмоциогенности среды

Слайд 8

Вопрос: Основная цель построения среды в группе? Ответ: Развивающая среда строится с целью предоставления детям как можно больших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности и является эффективным средством поддержки индивидуальности и целостного развития ребенка до школы, а также служит непосредственным организатором деятельности детей, и влияет на воспитательный процесс.

Слайд 9

Вопрос: Какие задачи стоят перед педагогом в процессе обучения и саморазвития личности? Ответ: Воспитатель должен помочь ребенку обнаружить в себе и развить то, что ребенку органично присуще. Поэтому педагог, для обучения и саморазвития личности ребенка, его способностей, самостоятельности и инициативности творчества, ставит перед собой следующие задачи: конструировать и наполнять предметно-развивающую среду соответствующим содержанием; обеспечить продуктивность использования предметно-развивающей среды.

Слайд 10

Вопрос: Почему Среда называется развивающей? Ответ: Среда должна создавать условия творческой деятельности каждого ребенка, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу, развивать все потенциальные возможности каждого ребенка.

Слайд 11

Вопрос: Какие образовательные области выделяет ФГОС ДО? Ответ: В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования представлено пять направлений развития воспитанников (или образовательных областей). 1. Социально-коммуникативное развитие 2. Познавательное развитие 3. Речевое развитие 5. Физическое развитие 4. Художественно-эстетическое развитие

Слайд 12

Вопрос: Как ФГОС раскрывает художественно-эстетическое развитие? Ответ: / выдержка из ФГОС: художественно-эстетическое развитие предполагает: - развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства – словесного, музыкального, изобразительного, мира природы (НОД, вариативные программы, проекты, взаимосвязь с семьей); - становление эстетического отношения к окружающему миру (НОД, развлечения, самостоятельная деятельность, совместная деятельность с педагогом, взаимосвязь с социумом); - формирование элементарных представлений о видах искусства: восприятие музыки, художественной литературы, фольклора (НОД, совместная деятельность с педагогом, взаимосвязь с социумом, досуги, праздники, возможности сайта); - стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений (НОД, развлечения, театры, драматизации, совместная деятельность с педагогом, взаимосвязь с социумом, взаимосвязь с семьей); - реализация самостоятельной творческой деятельности детей – изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др. (НОД, самостоятельная деятельность, совместная деятельность с педагогом, взаимосвязь с семьей, предметно-пространственная среда)

Слайд 13

Вопрос : Какие есть виды детской художественно-эстетической деятельности? Ответ: Театрализованная Художественная литература Продуктивная Игровая Музыкальная

Слайд 14

Вопрос: Чем должен обладать ребенок на этапе завершения дошкольного образования по художественно-эстетическому направлению? Ответ: (Целевые ориентиры по художественно-эстетическому направлению: - ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности - ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты

Слайд 15

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; - ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; - у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

Слайд 16

- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. - Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Слайд 17

Вопрос: Как можно объединить несколько видов деятельности в единое целое? Объединение разных видов деятельности одним тематическим содержанием создает возможности творческого осмысления темы и наиболее полного ее отражения с помощью средств выразительности, специфичных для того или иного вида художественной деятельности; обеспечивает глубокое познание и эмоциональное переживание ребенком образов, созданных в музыке, литературе, игре.

Слайд 18

Ответ: Формирование гармонично, всесторонне развитой личности ребёнка, обеспечивающей эффективное развитие художественно-творческих способностей, определяется взаимосвязанным использованием всех средств эстетического воспитания и разнообразной художественно-творческой деятельности. Чтобы установить взаимосвязь между знаниями нужно использовать интегрированный подход к процессу обучения дошкольников. Интеграция - это сложный структурный процесс, требующий: научения детей рассматривать любые явления с разных точек зрения; развития умения применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи; формирования у детей-дошкольников способности самостоятельно проводить творческие исследования; развития у них желания активно выражать себя в каком-либо творчестве.

Слайд 19

Предварительный мониторинг музыкальных уголков в группах Сроки проведения: 14.03.2022г. Ответственные: воспитатели, музыкальный руководитель Шемелина Н.В. Критерии оценки: 1. Эстетичность 2. Наполненность 3. Используемость 4. Наличие музыкальных инструментов 5. Тематические папки 6. Атрибуты 7. Кукольный театр 8. Техническое оснащение ( флешки , диски, колонки, магнитофон, ноутбук и т.п.) 9. Наличие аудиозаписей

Слайд 20

Старшая группа «Фантазёры» Что еще требуется, на чьи средства будет приобретаться: - колонки - флешки - музыкальный центр -музыкальные инструменты для старшего дошкольного возраста Вывод: Необходимо обновление технического оснащения уголка, привлечение спонсоров, родителей к пополнению музыкального уголка. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 - - - + немного + немного + немного + + TV ноутбук -

Слайд 21

Вторая младшая группа «Почемучки» 1 2 3 4 5 6 7 8 9 - - В свободном доступе. В основном для повторения звучания, и танцевальных движений разученных на муз. занятии. Погремушки Бубны Маракасы нет Султанчики Листочки На стаканчиках На палочках Пальчиковый Би-ба-ба На дисках Флешка Колонка ТВ Ноутбук нет Что еще требуется, на чьи средства будет приобретаться: - Неваляшки - Танцующие игрушки по программному содержанию или пальчиковые резиновые герои из песен - Балалайки - Ксилофон - Деревянные ложки На средства ДОУ. Вывод: Из всего выше указанного, можно сделать вывод, что музыкальный уголок в группе, не особо наполненный (оснащенный).

Слайд 22

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ