3.2 Авторские игры по музыкальному воспитанию

Шемелина Наталья Владимировна

Работа в современном дошкольном образовательном учреждении требует от музыкального руководителя применения новых технологий, направленных на эффективное усвоение детьми содержания образовательных программ в условиях ФГОС, которое способствует формированию человека современного общества. Чтобы образовательная деятельность для ребенка стала интересней, насыщенней, нужно давать детям возможность принимать активное участие в процессе познания и творчества. В условиях информатизации дошкольного образования открываются новые возможности и для развития методов и организационных форм музыкального воспитания. Сегодня трудно кого-то удивить наличием в детском саду компьютера, интерактивной доски или мультимедийного проектора. Эта техника уже становится необходимым и незаменимым средством повышения качества воспитательного и образовательного процесса. Инновации в работе ДОУ с использованием интерактивных технологий повышают интерес и внимание дошкольников. Именно поэтому в образовательный процесс с детьми можно внедрять музыкальные интерактивные игры на различные темы. В целях обобщения знаний по детским музыкальным инструментам, закрепления музыкальных произведений по слушанию, а также для повторения пройденного музыкального репертуара мною были созданы серии интерактивных игр по всем видам музыкальной деятельности. Подобные игры могут использоваться на различных музыкальных занятиях и развлечениях и помогут не только в решении программных задач, но и позволят более эффективно взаимодействовать с детьми, заинтересовать их, удерживать внимание и интерес. 

I СЕРИЯ – «ДЕТСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

1.1 «Угадай инструмент по звуку»

Цель: Закрепить знания детей о музыкальных инструментах.

Задачи: развитие устойчивого слухового внимания, умения различать музыкальные инструменты на слух по их звучанию.

Возраст детей: 3-7

Описание игры: На игровом поле расположены иллюстрации музыкальных инструментов и аудио файлы их звучания. Игровая задача: при помощи мыши соединить аудио файл звучания музыкального инструмента с его иллюстрацией. Правильно соединенные пары исчезнут.

Предварительная работа: Познакомить детей с музыкальными инструментами барабан, погремушки, бубен, колокольчики, маракасы, деревянные ложки.

Игра может быть использована как в содержательной части занятия на восприятие музыки, так и в рефлексивно-оценочном этапе и самостоятельной музыкальной деятельности.

Игра создана в программе LearningApps.org является приложением Web 2.01 для поддержки учебного процесса с помощью интерактивных модулей. Эти модули могут быть использованы непосредственно в процессе обучения материалов, а также для самостоятельного изучения.

Ссылка на игру: http://learningapps.org/8185854

1.2 «Группы музыкальных инструментов»

Цель: Закрепить умение классифицировать музыкальные инструменты.

Задачи: Закрепление знаний детей о музыкальных инструментах, группах музыкальных инструментов. Умение делить музыкальные инструменты на группы по способу извлечения звука.

Возраст детей: 6-7

Описание игры: Игровое поле поделено на 4 части: струнные, духовые, ударные и клавишные. Игровая задача: перенести появляющиеся изображения музыкальных инструментов в соответствующую группу по способу звукоизвлечения. Когда все музыкальные инструменты будут на своих местах, при нажатии кнопки с «галочкой», иллюстрации инструментов окрасятся в зеленый цвет.

Игра может быть использована как в содержательной части занятия на восприятие музыки, так и в рефлексивно-оценочном этапе и самостоятельной музыкальной деятельности.

Игра создана в программе LearningApps.org является приложением Web 2.01 для поддержки учебного процесса с помощью интерактивных модулей. Эти модули могут быть использованы непосредственно в процессе обучения материалов, а также для самостоятельного изучения.

Ссылка на игру: http://learningapps.org/8187735

1.3 Шумовой оркестр «Веселый огородный»

Цель: активное приобщение к музыке, развитие интереса и любви к элементарному музицированию;

Задачи: Создание предпосылок для развития творческого мышления; развитие эмоциональной сферы детей, поощрение проявлений творческой фантазии; развитие слухового  и зрительного внимания; развитие восприятия на слух звуков, которые издают различные наполнители, спрятанные в емкостях;

Раздаточный материал: ложки деревянные, бубны, маракасы, колокольчики.

Описание игры: Дети по желанию выбирают инструменты из предложенных им, и делятся на группы в соответствии с выбранными инструментами.  Эта интерактивная игра предназначена для детей возрастом от 4 до 7 лет. Под веселую музыку ребенок играет на тех инструментах, которые показаны на слайдах. Является прекрасным средством для развития ритмического слуха, а также творческого импровизационного мышления. Способствует знакомству с музыкальными инструментами в процессе игры на них. Ребенок может играть самостоятельно, взяв на себя роль всего оркестра, играя поочередно на музыкальных инструментах, а может позвать своих друзей для совместной игры.

Игра создана в программе Киностудия Windows или Movie Maker

Ссылка на игру: https://disk.yandex.ru/i/wCRO4sRSvvMSiw

1.4 Шумовой оркестр «Во поле береза стояла»

Цель: активное приобщение к музыке, развитие интереса и любви к элементарному музицированию;

Задачи:  Создание предпосылок для развития творческого мышления; развитие эмоциональной сферы детей, поощрение проявлений творческой фантазии; развитие слухового  и зрительного внимания; развитие восприятия на слух звуков, которые издают различные наполнители, спрятанные в емкостях;

Раздаточный материал: ложки деревянные, бубны, маракасы, колокольчики, треугольник, трещотки, ксилофоны.

Описание игры: Дети по желанию выбирают инструменты из предложенных им и делятся на группы в соответствии с выбранными инструментами. 

На экране представлено видеосопровождение в котором появляются музыкальные инструменты, на которых в данный момент должна играть та или иная группа.

Игра создана по принципу предыдущей игры в программе Киностудия Windows или Movie Maker

Ссылка на игру: https://disk.yandex.ru/i/_afmBx07SVst8Q

II СЕРИЯ – «СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ»

2.1. «Три подружки»

Цель: развитие музыкального слуха детей.

Задачи: формирование умения внимательно слушать музыку и понимать ее характер; развивать творчество, умение передавать характер музыки в движении.

Возраст: 5-6 лет

Правила игры:

  • Наведи мышь на солнышко и послушай  музыкальную тему.
  • Выбери ту девочку, которая подходит по характеру музыкальной темы.
  • Проверь себя, кликнув на выбранную девочку
  • Если ты прав, то переходи на следующее задание, а если нет, то вернись и попробуй еще раз. Тебе обязательно повезет!

Игра создана программе Microsoft PowerPoint

Ссылка на игру: http://yadi.sk/d/uCh8Szyjh5DdXQ

2.2 «ТЕРЕМОК»

Цель: Развивать музыкальный слух, творческие способности;

Задачи: Стимулировать речь детей путем подбора прилагательных, характеризующих сказочных персонажей; развивать слуховое внимание, фантазию, память, выразительность и образность речи, движений под музыку.

Задание: Помоги Маше подобрать музыку для каждого персонажа

Правила игры:

  • Наведи мышь на облачко и послушай  музыкальный фрагмент.
  • Выбери персонаж, которому подходит по характеру музыка.
  • Проверь себя, кликнув на выбранный персонаж.
  • Если ты прав, то переходи на следующее задание, а если нет, то вернись и попробуй еще раз. Тебе обязательно повезет!

НРК – для создания игры использована бурятская музыка (национально-региональный компонент)

Ход игры

Педагог: Стоит в поле теремок, теремок. Как красив он и высок, и высок. Вот по полю кто-то к домику бежит? Вот по полю кто-то к домику спешит?

Игра создана программе Microsoft PowerPoint

Ссылка на игру: http://yadi.sk/d/Y3Af4ylHbiCu1Q

III СЕРИЯ – «МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР: "ПЕСНИ, ТАНЦЫ, ИГРЫ»

3.1 «Песня. Танец. Марш.»

Цель: Развитие музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти.

Задачи: Закреплять музыкальные способности детей в доступной игровой форме. Учить по слуху, определять различные детские музыкальные произведения.

Способствовать развитию музыкального слуха, творческих элементов, активности двигательных реакций.

Игровая ситуация: на занятие приходит Лунтик. Он с прилетел к нам с луны и не знает под какую музыку и что нужно выполнять.

Задание: Показать в действиях использования той или иной музыки

Правила игры: Прослушать мелодию, определить жанр, объяснить Лунтику как их различать, и потанцевать, промаршировать и спеть под предложенные композиции.

Игровые действия: Слушают музыку, определяют музыкальный жанр, объясняют, танцуют, поют и маршируют.

Игра создана в программе LearningApps.org

Ссылка на игру: http://learningapps.org/8250092

3.2 «Спой песню по картинкам»

Игра создана в программе Proshow Producer для Windows

с использованием мнемотаблиц для лучшего запоминания текста песен

Цель:  развитие слуховой и зрительной памяти, для разучивания песен, стихов.

Основная задача: развитие музыкального слуха, умственной активности, сообразительности, наблюдательности.

Методика знакомства и разучивания песен с помощью картинок:

1. Прослушивание музыкального произведения;

2. Беседа о характере произведения;

3. Демонстрация мнемотаблицы;

4. Разучивание текста по фразам, с использованием таблиц;

5. Закрепление текста песни.

Ссылка на песню: http://cloud.mail.ru/public/2B4K/41vqPaxWE

IV СЕРИЯ – ОБОБЩАЮЩИЕ ИГРЫ

4.1 «Как на масленой неделе»

Игра бала создана в рамках проекта «Широкая Масленица» (с использованием НРК), и была направлена на обобщение и закрепление знаний детей об обычаях и традициях русского и бурятского народов (одежда, танцы, пища)

Цель: Закрепление  и обобщение пройденного  материала по теме «Масленица»

Задачи: Закреплять знания детей о временах года, об отмечаемых праздниках в зимнее время, о национальных блюдах и танцах

Правила игры:

  • Прочти сам либо с помощью взрослого задание.
  • Выбери правильный ответ.
  • Проверь себя, кликнув на выбранную картинку.
  • Если ты прав, то картинка будет вращаться, по стрелочке  переходи на следующее задание, а если нет, то картинка исчезнет, значит  попробуй еще раз. Тебе обязательно повезет!

Игра создана программе Microsoft PowerPoint

Ссылка на игру: https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/11/07/interaktivna_igra_maslenitsa_muz._ruk._shemelina.pptx

4.2 «Кто хочет стать интеллектуалом»

Игра создана в рамках проекта «День народного единства». Создана по аналогии игры «Кто хочет стать миллионером»

Цель:  закрепление знаний детей по теме «День народного единства»

Задачи: развитие умения работать в команде, умение обсуждать вопросы и находить на них ответы.

Описание игры: на игровом поле расположены вопросы и варианты ответов. Дети с помощью воспитателя или самостоятельно зачитывают вопрос и варианты ответов. Обсуждают и выбирают правильный ответ. Если ответили правильно, ответ загорается зеленым цветом, если ответили неверно, то красным при этом правильный ответ загорается зеленым. Это означает, что вы проиграли игру.

Игра создана в программе LearningApps.org является приложением Web 2.01 для поддержки учебного процесса с помощью интерактивных модулей. Эти модули могут быть использованы непосредственно в процессе обучения материалов, а также для самостоятельного изучения.

Ссылка на игру: https://learningapps.org/8230715

4.3 «Праздник урожая»

Цель: закрепить знания детей о времени года осень

Задачи: умение различать овощи и фрукты

Правила игры: Игровое поле разделено на пазлы,  на которых изображены овощи, фрукты, листочки. При правильном открытии пазлов детей внутри ждет сюрприз мультфильм про Машу и Медведя «Праздник урожая» из которого они узнают в кого нарядилась Маша на праздник урожая.

Задания для игры: Найди правильно картинки относящиеся к осени, и ты узнаешь в кого нарядилась Маша на праздник урожая.

1-е задание: «Найди овощи»

2-е задание: «Найди фрукты»

3-е задание: «Найди листочки»

При правильном нажатии на картинку она исчезнет.

Игра создана в программе LearningApps.org является приложением Web 2.01 для поддержки учебного процесса с помощью интерактивных модулей. Эти модули могут быть использованы непосредственно в процессе обучения материалов, а также для самостоятельного изучения.

Ссылка на игру: https://learningapps.org/8212543

V серия КВЕСТ ИГРЫ

5.1 Квест-игра «В поисках клада»

Игра создана на основе программы Microsoft PowerPoint с использованием программ  LearningApps.org,  Jigsaw Planet, https://jarjad.ru/voice-changer/ (изменение голоса), https://online-audio-converter.com

Цель: разнообразить образовательный процесс, сделать его содержательно насыщенным и веселым посредствам использования инновационной педагогической технологии — КВЕСТ.

Задачи:

• Развивать психофизические качества: быстроту, выносливость, ловкость;

• Создание условия для установления доброжелательных, дружеских взаимоотношений между детьми и педагогами;

• Укрепление здоровья дошкольников, развитие у них сообразительности и самостоятельности мышления в решении возникающих задач;

• Умение работать в команде;

• Закрепить ранее полученные знания.

Ссылка на игру: https://yadi.sk/d/idCDypgRcT1Ydg

Приложение к квест-игре «В поисках клада»

Задания:

  • Прочти стихотворение А. Плещеев «Осень» (коллективное чтение стихотворения)
  • Возьми листочки, нажми на нотку и станцуй танец «Осень пришла»
  • Пройди по ссылке и сыграй в игру «Веселая кухня» https://learningapps.org/8291861
  • Пройди по ссылке, разгадай сканворд «Птицы» и прочти спрятанное слово https://learningapps.org/8292125
  • Возьмите инструменты: ложки, бубны, колокольчики, маракасы; пройдите по ссылке и сыграйте в оркестре. Игра находится на странице 9.
  • Выполнив все задания, прислушайся к звучанию музыки, иди на звук там ждет тебя сюрприз от Осени

VI СЕРИЯ – ИГРЫ ПО ДРУГИМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ

6.1 «Подари кукле цветочек»

Игра создана в программе LearningApps.org  и направлена на знание детьми четырех основных цветов.

Цель: закрепление знания цвета красный, желтый, зеленый, синий

Задачи: умение соотносить друг другу основные цвета желтый, красный, зеленый , синий

Правила игры: Игровое поле разделено на четыре части. В каждой части находится куколка одетая в платье определенного цвета. Поочередно появляются цветы желтого, красного, зеленого и синего цветов, нужно при помощи мыши соотнести цветок и платье соответствующего цвета.

Ссылка на игру: https://learningapps.org/8214318

6.2 «Числовой ряд»

Игра создана в программе LearningApps.org  и направлена закрепление порядкого числа

Цель: Закреплять в игре счет от 1 до 10

Задачи: закреплять порядковый счет, упражнять детей  в определении последующего и предыдущего числа к названному, упражнять детей в счете.

Правила игры: На поле расположены карточки с цифрами. Нужно путем перетаскивания карточек составить числовой ряд от 1 до 10.

Ссылка на игру: https://learningapps.org/8213474

VII СЕРИЯ ИГР СОЗДАННЫХ В ПРОГРАММЕ  LearningApps.org

Ссылка на мою страницу с играми в LearningApps.org  : https://learningapps.org/user/shemelina