10 класс

Максимова Наталья Александровна

Материалы для сочинения

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОЧИНЕНИЕ 2020

СОЧИНЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Составив план, напишите сочинение на черновике. Следуйте простой структуре:

  1. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.
  2. «Мостик» к основной части (20-30 слов). Укажите, что тема работы отражена во многих литературных произведениях.
  3. Основная часть (200-250 слов). Приведите один-два аргумента из литературы по такой схеме:
  • укажите название произведения и автора («Тема поднимается в романе…»);
  • вспомните конкретные ситуации, связанные с темой сочинения и подкрепляющие вашу идею;
  • дайте оценку приведенным примерам;
  • подведите промежуточные итоги;
  • сделайте «мостик» к следующему аргументу («Тема также отражена в повести…»).
  1. Вывод (60-70 слов). Начните с вводной конструкции («Подводя итог…», «Так что же значит..?») и еще раз сформулируйте свою идею.

Темы «Он и она»

  1. Согласны ли вы с утверждением: «Мы совершаем подвиги для тех, кому до нас нет никакого дела, а любят нас те, кому мы нужны и без всяких подвигов»?
  2. Как вы понимаете выражение «неразделенная любовь»?
  3. Счастливый брак зависит не от того, насколько вы совместимы, а от того, как вы справляетесь со своими различиями.
  4. Согласны ли вы с мыслью, о том, что люди, которых трудно полюбить, как раз больше всего нуждаются в любви?
  5. Согласны ли вы с утверждением: "У самого злого человека расцветает лицо, когда ему говорят, что его любят. Стало быть, в этом счастье»?

Темы «Гордость и смирение»

  1. Чем отличается гордость от гордыни?
  2. Как отличить гордость от высокомерия?
  3. Какого человека называют гордым?
  4. Нужно ли человеку смиряться с судьбой?
  5. Стоит ли терпеть обиды?

Темы «Добро и зло»

  1. Что такое доброта?
  2. Чем доброта отличается от милосердия?
  3. Почему человек должен быть добрым?
  4. Может ли доброта принести человеку разочарование?
  5. Нужно ли сдерживать в себе доброту?

 «Надежда и отчаяние»

  1. Тот, кто потерял любимого человека, не должен впадать в отчаяние.
  2. Согласны ли вы с высказыванием Иммануила Канта: «От пустых надежд человек сохнет»?
  3. Можно ли назвать отчаянием минуты, когда человеку кажется, будто, рушится весь мир.
  4. Прав ли был древнегреческий философ Платон, когда утверждал: «Надежды — сны бодрствующих»?
  5. Как вы понимаете смысл фразы: «Там, где есть надежда, непременно есть и отчаяние»?

Темы «Война и мир»

  1. Роль "Эпилога" в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
  2. Что значит быть патриотом? (По роману Л.Н. Толстого "Война и мир").
  3. Тема семьи и личного счастья в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
  4. Искусство портрета в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
  5. Поведение человека на войне: взгляд Л.Н. Толстого на природу подвига.


Универсальная литература, которая подходит под любое из 5-ти направлений

  • "Война и мир" Л.Н. Толстой.
  • "Капитанская дочка" А.С. Пушкин
  • "Евгений Онегин" А.С. Пушкин
  • "Шинель" Н.В. Гоголь
  • "Мертвые души" Н.В. Гоголь
  • "Вишневый сад" А.П. Чехов
  • "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевский
  • "Мастер и Маргарита" М.А. Булгаков
  • "Горе от ума" А.С. Грибоедов
  • "Мцыри" М.Ю. Лермонтов
  • "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтов
  • "Судьба человека" М.А. Шолохов
  • "На дне" М. Горький
  • "Отцы и дети" И.С. Тургенев
  • "Гроза" А.Н. Островский
  • "Премудрый пескарь" М.Е. Салтыков-Щедрин
  • "Обломов" И.А. Гончаров
  • "Матренин двор" А.И. Солженицын
  • "Господин из Сан-Франциско" И.А. Бунин
  • "И дольше века длится день" Ч.Т. Айтматов
  • "Уроки французского" В.Г. Распутин
  • "Обелиск" В.В. Быков
  • "Недоросль" Д.И. Фонвизин



Источник: https://www.ctege.info/itogovoe-sochinenie-2020/literatura-dlya-itogovogo-sochineniya-2019-2020.html



Источник: https://www.ctege.info/itogovoe-sochinenie-2020/literatura-dlya-itogovogo-sochineniya-2019-2020.html



Предварительный просмотр:

Алгоритм написания итогового сочинения 2019-2020

Алгоритм работы над сочинением:

  1. Внимательно прочитать формулировку темы.
  2. Выдели в ней ключевые слова или выражение, в котором тебе видится главный смысл.
  3. Попытайся своими словами, коротко сформулировать тему.
  4. Поставь вопрос к теме и спроси себя: «Что я хочу сказать по этому поводу?», «Что я могу сказать по этому поводу?».
  5. Кратко попытайся ответить на эти вопросы – одним-двумя предложениями, записывая их в черновике. Это может быть началом, отправной точкой твоих рассуждений и вступительной частью твоего сочинения.
  6. Потом займи другую (противоположную) позицию по отношению к своей мысли, представь себе своего оппонента и начни с ним диалог, пытаясь доказать верность своего рассуждения
  7. Вспомни примеры из литературных произведений, которые помогут доказать твою правоту.
  8. Выстрой логическую последовательность своих доказательств.
  9. Запиши их, составляя план.
  10. Пиши на черновике, пытаясь связно, красноречиво и убедительно изложить свои мысли.
  11. Возвратись к началу своих рассуждений; сравниваю исходную мысль и мысли, которые пришли во время рассуждения, обращения к художественным текстам; делаю выводы, записываю их; это заключительная часть твоего сочинения
  12. Проверь написанное, переписывай на чистовик. Проверь пунктуацию и орфографию. Ещё раз прочитай, находишь ошибки, то исправляй их. Следим за почерком!!!

Практические советы в написании итогового сочинения:

  1. Как писать вступление?
  • Вступление должно быть 60-70 слов.
  • Правильно ли определено ключевое слово в теме сочинения?
  • Отражено ли это во вступлении?
  • Намечена ли цель сочинения?
  • Сужена ли тема?
  1. Есть ли переход к основной части?
  • Эта проблема поднимается во многих произведениях русской (мировой, современной, …) литературы….
  • Так, в повести (романе, рассказе, …) речь идет о....
  • Неужели в нашей жизни нет…(обращаемся к теме)?
  • Так в произведении…показан….
  • Именно…( один из этих вариантов!)
  1. Как писать основную часть?
  • Основная часть — 200-250 слов (1 аргумент или 2 аргумента);
  • Обращение к произведению (указаны автор, название);
  • Озвучена проблема, связанная с темой сочинения (звучат слова из темы!);
  • Приведены конкретные примеры из произведения, иллюстрирующие сформулированную тобой проблему;
  • Слова, выражающие твою оценку (отношение) к сформулированной проблеме;
  • Промежуточный вывод (слова из формулировки темы!);
  • То же самое – по второму аргументу! Переход ко второму аргументу: - Еще одно произведение, где поднимается тема…. - ….;
  • О…(озвучиваем проблему, о которой пишем) рассуждает и …(имя автора) в произведении…;
  • Об этом же писал…;
  • Это же волновало….;
  • Если один аргумент – 200-250 слов, если два – примерно по 100-130 слов каждый.
  1. Как писать заключение?
  • В заключении — 60-70 слов.
  • Заключительная фраза, подводящая итог твоих размышлений по теме (опять – слова из формулировки темы) Эмоции!!! Например: Так что же такое любовь к Родине? Я думаю, это….(логично подведенный итог на ОСНОВЕ всего сказанного)
  • Клише для начала заключения:
  1. Подводя итог, хочется сказать:…
  2. Таким образом, мы понимаем, что….
  3. Так что же такое….? Как я оцениваю…? Какую же роль в жизни человека играет….? (один из вопросов, отражающих тему, цель, поставленную в начале сочинения, и резюмирующий ответ на этот вопрос)

 

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ

Надежда и отчаяние

Комментарий от ФИПИ

  • В широком мировоззренческом аспекте понятия «надежда» и «отчаяние» могут быть соотнесены с выбором активной или пассивной жизненной позиции по отношению к несовершенствам окружающей действительности. Надежда помогает человеку выстоять в тяжелых жизненных ситуациях, толкающих к отчаянию и вызывающих ощущение безысходности. Многие литературные герои оказываются перед трудным выбором: проявить слабость и сдаться на волю обстоятельств или бороться с ними, не теряя веры в людей и собственные силы, добро и справедливость. Проиллюстрировать проявления этих разных жизненных позиций можно, обратившись к произведениям отечественной и зарубежной литературы.
  • Что помогает человеку справиться с отчаянием?
  • Что такое пустые надежды?
  • Что помогает человеку пережить сложные моменты?
  • Кто живет надеждой, рискует умереть голодной смертью.
  • У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда — есть все.
  • Роль надежды в жизни человека
  • Роль надежды в годы ВОВ
  • Причины отчаяния
  • Гнев как следствие отчаяния
  • Последствия отчаянных поступков
  • Потеря смысла жизни как следствие отчаяния
  • На кого можно надеяться?
  • В чем проявляется отчаяние?
  • Каковы последствия отчаяния?
  • Тот, кто потерял любимого человека, не должен впадать в отчаяние.
  • Можно ли назвать отчаянием минуты, когда человеку кажется, будто рушится весь мир.
  • Можно ли вселить надежду в человека?
  • Может ли отчаяться человек, не понимающий причин зла?
  • Кто живет надеждой, рискует умереть голодной смертью.
  • У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда — есть все.
  • Бывают ли надежды напрасными?
  • Почему, по вашему мнению, важно не терять надежду?
  • Почему надежда по природе своей может быть расточительной.
  • Почему некоторые теряют надежду?
  • Почему надеяться нужно только на себя?
  • Почему нельзя впадать в отчаяние?
  • Почему решения нужно принимать с холодной головой?
  • К чему может привести отчаяние?
  • Потерять надежду – значит сдаться?
  • Как вселить надежду в человека?
  • Как вы понимаете слова А. Дюма: «Надежда - лучший врач из всех, какие известны».
  • Как вы понимаете смысл фразы «Там, где есть надежда, непременно есть и отчаяние».
  • Прав ли был древнегреческий философ Платон, когда утверждал: «Надежды — сны бодрствующих»?
  • Согласны ли вы с высказыванием Альбера Камю: «Подлинное отчаяние всегда ведет либо к тяжелым переживаниям, либо к бездеятельности»?
  • Согласны ли вы с высказыванием Бернарда Шоу: «Тот, кто никогда не надеялся, не может отчаяться»?
  • Согласны ли вы с высказыванием Александра Дюма: «Вся мудрость жизни заключена в двух словах: ждать и надеяться»?
  • Согласны ли вы с высказыванием Иммануила Канта: «От пустых надежд человек сохнет»?
  • Если бы вы знали, что отчаяние и надежда — это путь к одной и той же цели, что бы вы выбрали?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • К. Симонов «Жди меня»
  • Ф.М. Достоевский, роман «Преступление и наказание»
  • А. Грин «Зеленая лампа», «Алые паруса»
  • М. Горький «На дне»
  • А. С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»
  • М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
  • Н.В. Гоголь «Шинель»
  • А.Н. Островский «Гроза»
  • И.А. Гончаров «Обломов»
  • А.П. Чехов «Ванька», «Вишневый сад», «Чайка», «Три сестры»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • М.А. Шолохов «Судьба человека»
  • М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия»
  • А.И. Солженицын «Матрёнин двор», «Один день Ивана Денисовича»
  • В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
  • А.И. Куприн «Гранатовый браслет», «Чудесный доктор»
  • В.Г. Распутин «Живи и помни»
  • Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
  • Е.И. Замятин «Мы»
  • А.П. Платонов «Котлован»
  • Д. Дефо «Робинзон Крузо»
  •  «Дары волхвов»
  • Б. Шоу «Дом, где разбиваются сердца»
  • Т. Драйзер «Американская трагедия»
  • Дж. Боуэн «Как уличный кот изменил мою жизнь»
  • Г.Х. Андерсен «Снежная королева»
  • А. Дюма «Граф Монте-Кристо»
  • М. Митчелл «Унесенные ветром»
  • В. Гюго «Собор парижской богоматери», «Отверженные»
  • А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
  • Ш. Бронте «Джейн Эйр»
  • Ч. Диккенс «Большие надежды», «Рождественская песнь»
  • Дж. Лондон «Мартин Иден»

3. Добро и зло

Конфликт между добром и злом составляет основу большинства сюжетов мировой литературы и фольклора, воплощается в произведениях всех видов искусства. Вечное противостояние двух полюсов человеческого бытия находит свое отражение в нравственном выборе героев, в их мыслях и поступках. Познание добра и зла, определение границ между ними является неотъемлемой частью всякой человеческой судьбы. Преломление читательского опыта ученика в этом ракурсе даст необходимый материал для раскрытия любой из тем указанного направления.

  • Что такое доброта?
  • Что может сделать человека добрее?
  • Что порождает злость в людях?
  • Чем доброта отличается от милосердия?
  • В чем проявляется зло?
  • В чем проявляется истинная доброта?
  • В чем разница между добром и ханжеством?
  • Почему человек должен быть добрым?
  • Почему в народе говорят: «Добро должно быть с кулаками»?
  • Почему человечество до сих пор не может отказаться от зла и жестокости?
  • Почему старшее поколение так редко по достоинству оценивает добрые поступки молодежи?
  • Почему люди становятся жестокими/злобными?
  • Почему тема добра и зла будет вечно волновать человечество?
  • Может ли доброта принести человеку разочарование?
  • Может ли доброта причинить вред человеку?
  • Может ли зло быть на благо?
  • Может ли жестокостью заслужить уважение?
  • Может ли зло помочь человеку понять себя?
  • Может ли злой человек стать добрым?
  • Может ли злобный человек быть счастливым?
  • Может ли по-настоящему добрый человек совершить зло?
  • Может ли зло быть на благо?
  • Может ли за добрым поступком скрываться злой умысел?
  • Нужно ли сдерживать в себе доброту?
  • Нужно ли отвечать добром на зло?
  • Нужно ли быть добрым к тому, кто тебя обидел?
  • Как человек может воспитывать в себе доброту?
  • Как научиться прощать зло, сделанное тебе другими?
  • Кого можно назвать добрым человеком?
  • Какими качествами обладает добрый человек?
  • Доброта – это проявление силы или слабости?
  • Доброта как качество счастливого человека
  • Доброта как важнейшее качество человека
  • Можно ли воспитать в человеке доброту?
  • Можно ли утверждать, что в каждом добре есть зло, а в каждом зле есть добро?
  • Можно ли отвечать добром на зло?
  • Можно ли утверждать, что в каждом добре есть зло, а в каждом зле есть добро?
  • Могут ли доброта и злоба сочетаться в одном человеке?
  • Важно ли прививать доброту с детства?
  • В чем проявляется истинная доброта?
  • Всегда ли зло совершается намеренно?
  • Всегда ли люди отвечают добром на добро?
  • Всегда ли добро побеждает зло?
  • Высшая мудрость - различать добро и зло
  • Какую роль в судьбе человека может сыграть зло, причинённое другим?
  • Каждый ли человек заслуживает доброго отношения к себе?
  • Стоит ли совершать добрые поступки вопреки собственными интересам?
  • Каким был бы мир без добрых людей?
  • Есть ли среди героев русской литературы те, кто обладал безграничной добротой?
  • Есть ли место злости в добром сердце?
  • Что порождает злость в людях?
  • Как связаны понятия «злость/жестокость» и «трусость»?
  • Как Достоевский раскрывает проблему добра и зла на страницах своих произведений.
  • Как вы понимаете слова Л.Н. Толстого: «Искусство — одно из средств различения доброго от злого»?
  • Как вы понимаете смысл фразы: «Злодейство носит много масок, и самая опасная – маска добродетели».
  • Согласны ли вы с утверждением: «Триумф зла — бездействие доброго человека"?
  • Согласны ли вы с тем, что «ничто не является злым с самого начала"?
  • Согласны ли вы с утверждением, что «злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые»?
  • Согласны ли вы с утверждением О. Уайльда: когда Добро бессильно, оно - Зло?
  • Согласны ли вы с мнением Г. Гейне, что «Доброта лучше красоты»?
  • Роль добра в жизни каждого из нас
  • Роль доброты в современном мире

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • .А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце»
  • А. И. Куприн, рассказ «Чудесный доктор»
  • М. Шолохов, рассказ «Судьба человека»
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Бесы»
  • А.И. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ»
  • К.Г. Паустовский, «Телеграмма»
  • А.С. Грибоедов «Горе от ума»
  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Медный всадник», «Евгений Онегин»
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Демон»
  • Н.В. Гоголь «Ревизор», «Мертвые души»
  • А.Н. Островский «Гроза», «Без вины виноватые»
  • А.Н. Карамзин «Бедная Лиза»
  • М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города», Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
  • А.П. Чехов «Казак», «Воры», «Хамелеон», «Крыжовник»
  • М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне»
  • А.И. Солженицын «Матренин двор»
  • В.Г. Распутин «Уроки французского»
  • Б.Л. Васильев «Не стреляйте белых лебедей»
  • А.П. Платонов «Юшка»
  • А. и Б. Стругацкие «Трудно быть богом»
  • Ч.Т. Айтматов «Плаха»
  • В.К. Железников «Чучело»
  • С. Лукьяненко «Ночной дозор

4. Гордость и смирение

Данное направление предполагает осмысление понятий «гордость» и «смирение» в философском, историческом и нравственном аспекте с учетом многозначности их смысла у людей разных национальностей и религиозных убеждений. Понятие «гордость» может быть осмыслено как в позитивном ключе (чувство собственного достоинства), так и в негативном (гордыня); понятие «смирение» – как рабская покорность или как внутренняя сила, позволяющая не отвечать агрессией на агрессию. Выбор тех или иных смысловых аспектов, а также примеров из литературных произведений остаются за автором сочинения.

  • Что такое мнимая гордость?
  • Что толкает людей на месть?
  • Чем отличается гордость от гордыни?
  • В чем проявляется самоуважение?
  • В чём разница между гордостью и смирением?
  • Какого человека называют гордым?
  • Нужно ли человеку смиряться с судьбой?
  • Как связаны скромность и смирение?
  • Как связаны сила духа и гордость?
  • Как связаны гордость и эгоизм?
  • Как гордость влияет на взаимоотношения человека с окружающими?
  • Как заслужить уважения окружающих?
  • Как отличить гордость от высокомерия?
  • Гордость - это положительное или отрицательное чувство?
  • Помогает ли смирение понять себя?
  • Гордость или смирение обогащают личность?
  • Можно ли утверждать, что нет смысла превозносить смиренных и кротких, потому что, когда их превозносят, они перестают быть смиренными и кроткими?
  • Можно ли защитить свою честь, прибегнув к мести?
  • Кого можно считать сильным человеком?
  • Как вы понимаете смысл высказывания «Смиряясь, несчастный лишь довершает свое несчастье»?
  • Как вы понимаете значение высказывания «Кротость особенно похвальна тогда, когда причина гнева вполне справедлива»
  • Согласны ли Вы с мнением, что гордость – это способность идти вперед несмотря ни на что?
  • Согласны ли вы с высказыванием: «Гордость как проявление эгоизма, самовлюблённости, мешает человеку быть счастливым»
  • Согласны ли вы с тем, что гордость без смирения - тщеславие; смирение без гордости - униженность?
  • Согласны ли вы с утверждением: «Смирение — вот противоядие от стыда»?
  • Согласны ли вы с утверждением Вольтера: «Бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость»?
  • Роль гордости как положительного качества в жизни человека
  • Роль гордости как отрицательного качества в жизни человека
  • Мера гордости
  • Последствия чрезмерной гордости
  • Нужна ли человеку гордость?
  • Стоит ли терпеть обиды?
  • Указывает ли скромность на бесхарактерность?
  • Стоит ли прощать обиды?
  • Всегда ли нужно демонстрировать гордость?
  • Является ли прощение обиды благородным поступком?
  • Говорит ли умение прощать об отсутствии гордости?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Медный всадник», «Моцарт и Сальери», «Повести Белкина».
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Маскарад», «Песня про купца Калашникова», «Мцыри»
  • Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», «Шинель»
  • А.П. Платонов «Юшка»
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы», «Игрок», «Кроткая»
  • И.С. Тургенев «Отцы и дети», «Записки охотника»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина»
  • А.П. Чехов «Ионыч», «Вишневый сад», «Попрыгунья»
  • М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  • М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне»
  • А.С. Грибоедов «Горе от ума»
  • В.М. Шукшин «Обида»
  • М.А. Шолохов «Тихий Дон»
  • Л.Е. Улицкая «Бедные родственники»
  • Ф. Абрамов «Собачья гордость»
  • А.и Б. Стругацкие «Трудно быть богом»
  • А. Толстой «Петр Первый»
  • Г. Горин «Забыть Герострата»
  • А.Н. Островский «Бешеные деньги», «Бедность не порок»
  • А.И. Солженицын «Матрёнин двор»
  • И.А. Гончаров «Обрыв»
  • Ш. Бронте «Джейн Эйр»

5. Он и она

Взаимоотношения между мужчиной и женщиной, как в личной, так и в социальной сфере, всегда волновали отечественных и зарубежных писателей, публицистов, философов. Темы сочинений данного направления дают возможность рассмотреть разные проявления этих отношений: от дружбы и любви до конфликта и обоюдного неприятия. Предметом размышления может стать и многообразие взаимоотношений мужчины и женщины в социальном, культурном, семейном контексте, включая духовные связи между ребенком и родителями. Обширный литературный материал содержит примеры осмысления тончайших нюансов духовного сосуществования двух миров, именуемых «он» и «она».

  • Какие причины могут привести человека к измене?
  • Какие нравственные нормы регулируют отношения между мужчиной и женщиной?
  • Какие обязанности должен исполнять мужчина в семье?
  • Какие обязанности должна исполнять женщина в семье?
  • Зачем человеку нужна любовь?
  • Согласны ли Вы с утверждением, что человек не волен в своих чувствах
  • Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Любить – значит жить жизнью того, кого любишь»?
  • Согласны ли Вы с утверждением У. Шекспира: «Влюбиться можно в красоту, но полюбить – лишь только душу»?
  • Согласны ли вы с утверждением: «Мы совершаем подвиги для тех, кому до нас нет никакого дела, а любят нас те, кому мы нужны и без всяких подвигов»?
  • Согласны ли вы с мыслью, о том, что люди, которых трудно полюбить, как раз больше всего нуждаются в любви?
  • Согласны ли вы с утверждением: "У самого злого человека расцветает лицо, когда ему говорят, что его любят. Стало быть, в этом счастье»?
  • Согласны ли Вы с фразой «Мужчина играет первую скрипку, женщина – дирижирует!»?
  • Согласны ли вы с мнением М. Булгакова: "Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит"?
  • Согласны ли вы с высказыванием Толстого: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»?
  • Как вы понимаете смысл высказывания: "Умереть за любовь не сложно. Сложно найти любовь, за которую стоит умереть»?
  • Почему в любви важно понимать и прощать?
  • Почему человеку иногда приходится делать выбор между разумом и чувствами?
  • Почему важно уметь контролировать свои эмоции во взаимоотношениях с противоположным полом?
  • Почему мужчин называют «сильным полом», а женщин — «слабым полом»?
  • Почему мужчинам сложно понять женщин?
  • Когда разум и чувство борются в человеке?
  • Когда можно ли простить измену в любви?
  • Какие качества раскрывает в человеке любовь?
  • Чем можно пожертвовать ради любимого человека?
  • Как Вы понимаете фразу «Когда мужчина касается рукою руки женщины, оба они касаются сердца вечности»?
  • Должны ли женщины быть сильными?
  • Может ли быть равенство между мужчиной и женщиной?
  • Может ли женщина исполнять мужские обязанности?
  • Могут ли мужчины и женщины понять друг друга?
  • Каковы главные качества женщины?
  • Каковы главные качества мужчины?
  • Кого можно назвать настоящим мужчиной?
  • Кого можно назвать настоящей женщиной?
  • Как вы понимаете выражение «неразделенная любовь»?
  • Могут ли любящие друг друга люди быть несчастны?
  • Счастливый брак зависит не от того, насколько вы совместимы, а от того, как вы справляетесь со своими различиями.
  • От каких ошибок может предостеречь нас любимый человек?
  • Существует ли дружба между мужчиной и женщиной?

.Д. Бальмонт «Он и она»

А.Н. Майков «Он и она»

Р.И. Рождественский «Он и она»

А.Н. Плещеев «Она и он»

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

А.С. Пушкин

  • «Евгений Онегин»,
  • «Станционный смотритель»,
  • «Капитанская дочка»,
  • «Дубровский»,
  • «Я вас любил: любовь еще, быть может…»

М.Ю. Лермонтов

  • «Герой нашего времени»
  • «Песня про… купца Калашникова»

Ф.М. Достоевский

  • «Идиот»
  • «Кроткая»
  • «Братья Карамазовы»
  • «Бедные люди»
  • «Подросток»
  • «Преступление и наказание»

А.П. Чехов

  • «Он и она»
  • «Попрыгунья»
  • «Душечка»
  • «Дама с собачкой»
  • «О любви»
  • «Чайка»
  • «Анна на шее»

И.С. Тургенев

  • «Ася»,
  • «Дворянское гнездо»
  • «Первая любовь»
  • «Отцы и дети»
  • «Рудин»

Л.Н. Толстой

  • «Война и мир»
  • «Семейное счастье»
  • «Воскресение»
  • «Анна Каренина»
  • «Крейцерова соната»

И.А. Бунин

  • «Чистый понедельник»
  • «Темные аллеи»
  • «Солнечный удар»
  • «Первая любовь»
  • «Митинг любовь»
  • «Грамматика любви»

А.Н. Островский «Гроза»

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

А.И. Солженицын «Матренин двор»

А.И. Куприн

  • «Гранатовый браслет»
  • «Олеся»

М. Горький «На дне»

С.А. Есенин «Шаганэ ты моя, Шаганэ…»

М.А. Шолохов «Тихий Дон»

М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»

М.И. Цветаева

  • «Царь Девица»
  • «Молодец»

Г. Щербакова «Вам и не снилось»

В.К. Железников «Чучело»

Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

Л. Улицкая

  • «Казус Кукоцкого»
  • «Зеленый шатер»

А.С. Иванов «Тени исчезают в полдень»

А. Грин «Алые паруса»

1. «Война и мир» – к 150-летию великой книги

Темы, связанные с данным направлением, предполагают попытку осмысления важнейших исторических и нравственно-философских уроков знаменитой толстовской эпопеи. Опираясь на духовный опыт, воплощенный в великой книге, важно поделиться собственными размышлениями о вечном стремлении человека к миру и гармонии, о причинах разлада и поисках согласия между людьми в семейных и социальных отношениях, о многозначности понятий «война» и «мир» и их сложном соотношении, о природе подлинного героизма и патриотизма, а также о других вечных проблемах, неизменно находящих отклик в литературных произведениях.

  • Чем творчество Л.Н. Толстого может быть интересно современному читателю?
  • Какие проблемы в романе Льва Толстого «Война и мир» наиболее интересны для Вас?
  • Какие качества Наташи Ростовой привлекают вас? (по роману-эпопее «Война и мир»)
  • Каким должны быть взаимоотношения в семье? (по роману-эпопее «Война и мир»)
  • Что Вам близко (или чуждо) в героях Л.Н. Толстого?
  • Есть ли среди героев Л.Н. Толстого те, кто Вам особенно близок?
  • Как противостоять ударам судьбы? (по роману-эпопее «Война и мир»)
  • Важно ли понимание души другого человека? (по роману-эпопее «Война и мир»)
  • Роль «Эпилога» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
  • Что значит быть патриотом? (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир»).
  • Тема семьи и личного счастья в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
  • Искусство портрета в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
  • Поведение человека на войне: взгляд Л.Н. Толстого на природу подвига.
  • Взгляды Л.Н. Толстого на исторический процесс и его представление о полководце. (По роману «Война и мир»).
  • Кто из героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» вам особенно близок и почему?
  • Что есть зло? Что есть добро? (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир»).
  • Тема истинного и ложного патриотизма в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
  • Семья Болконских и семья Ростовых в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
  • Внутренняя красота человека в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
  • Кутузов и проблема «простоты, добра и правды» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
  • Каковы приемы изображения внутренней жизни человека в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»?
  • Каковы приемы изображения жестокого лица войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»?
  • Какова роль картин природы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»?
  • Каков авторский идеал женщины в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»?
  • Что такое вечные ценности в понимании героев Л.Н. Толстого? (По роману «Война и мир»).
  • В чем нравственный смысл взлетов и падений любимых героев Л.Н. Толстого? (По роману «Война и мир»).
  • В чем конфликт «отцов» и «детей» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»?
  • В чем близок облик Кутузова народу? (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир»).
  • Как в романе «Война и мир» Л.Н. Толстой решает вопрос о роли личности в истории?
  • Как проявился историзм мышления Л.Н. Толстого в романе «Война и мир»?
  • Почему далеки от народа императоры Наполеон и Александр I? (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир»).
  • Почему «дубина народной войны» одерживает победу? (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир»).
  • Почему говорят, что на войне не бывает победивших?
  • Особенности психологического анализа в романе «Война и мир».
  • Духовные искания любимых героев Толстого.
  • Реализм Толстого в изображении войны в романе «Война и мир».
  • «Война и мир» как роман-эпопея.
  • Путь нравственных исканий Андрея Болконского Пьера Безухова.
  • Как вы понимаете значение слов: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну»?
  • Москва и Петербург в изображении Толстого в романе «Война и мир».
  • Согласны ли вы с утверждением: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»
  • Согласны ли вы с мнением: «Война и мир» – величайший бестселлер, регулярно читаемый, переиздаваемый, экранизируемый и вызывающий споры и различные толкования даже спустя полтора столетия после первой публикации.»
  • Согласны ли вы с утверждением: «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть»?
  • Согласны ли вы с высказыванием В. Гюго: «Мир — добродетель цивилизации, война — ее преступление».
  • Л.Н. Толстой: «Я старался писать историю народа», - согласны ли вы с высказыванием автора романа-эпопеи?
  • Согласны ли вы с высказыванием княжны Марьи Болконской: «... надо быть снисходительным к маленьким слабостям; у кого их нет...».
  • Согласны ли вы с утверждением: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».
  • Духовные искания любимых героев Толстого.

  • Л.Н. Толстой  — «Война и мир», «Севастопольские рассказы» 
  • А.С. Пушкин —  «Капитанская дочка» 
  • М. А. Шолохов —  «Тихий Дон», «Судьба человека» 
  • М. Булгаков —  «Белая гвардия», «Дни Турбиных» 
  • Б. Васильев — «Завтра была война», «А зори здесь тихие» 
  • К.М. Симонов —  «Сын артиллериста», «Живые и мертвые» 
  • Б. Полевой — «Повесть о настоящем человеке» 
  • А.Т. Твардовский —  «Василий Теркин» 
  • А. Азимов —  «Смертный приговор»
  • А. Фадеев — «Молодая гвардия» 
  • И. Шмелев  — «Солнце мертвых» 
  • М. Алданов  — «Начало конца» 
  • В. Богомолов  — «Первая любовь» 
  • Д.С. Мережковский  — «Александр Первый», «14 декабря» 
  • М. Пришвин —  «Мирская чаша» 
  • Г. Бакланов  — «Навеки – девятнадцатилетние» 
  • В. Гроссман —  «Жизнь и судьба», «Авель (Шестое августа)» 
  • Э.М. Ремарк — «На Западном фронте без перемен», «Три товарища» 



Предварительный просмотр:

РЕЧЕВЫЕ  КЛИШЕ.  КАК СОЕДИНИТЬ ЧАСТИ СОЧИНЕНИЯ

Композиционная часть сочинения

Примеры речевых клише и скрепы

1. Скрепа, соединяющая вступление, в котором высказан тезис, и основную часть

В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная  литература.

Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема сочинения и доказывается высказанный мною тезис.

Могу доказать свою точку зрения, обратившись к произведениям (произведению) художественной (публицистической) литературы.

За доказательствами обратимся  (обращусь) к произведениям художественной литературы

Размышляя над тем, что …, не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…

Чтобы убедиться в правильности высказанного тезиса, достаточно привести пример из художественной литературы.

В этом легко убедиться, обратившись к художественной литературе

В произведении (назвать) я нашла (нашёл) отражение (подтверждение) своим мыслям...

В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная  литература

Если тезис  формулируется в основной части, то «мостики» должны быть другими.

1. Чтобы убедиться в правильности высказанного тезиса, достаточно привести пример из художественной литературы (пишется в первом абзаце, то есть во вступлении).

2. Каждый тезис начинается:

Во-первых, (тезис + аргумент)

Во-вторых, (тезис + аргумент)

1. Пишется в первом абзаце, то есть во вступлении:

В этом легко убедиться, обратившись к художественной  (публицистической) литературе

2. Каждый тезис начинается:

Например, (тезис + аргумент)

Кроме того, (тезис + аргумент)

2. Внутри основной части (переход от одного аргумента к другому)

Давайте вспомним  и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что…

Можно привести и другой пример.

Приведу еще один пример, доказывающий мою точку зрения, -  это произведение (ФИО, название)...

В качестве первого аргумента, подтверждающего мою мысль о..., возьму произведение...

В качестве второго аргумента, доказывающего выдвинутый мною тезис, приведу рассказ...

Эта же тема рассматривается и в произведении…

3. Скрепа, соединяющая основную часть и заключение

К какому же выводу я пришёл (пришла), размышляя над темой «…»? Думаю, надо…

И в заключение мне бы хотелось сказать, что...

Завершая своё сочинение, хочу обратиться к словам известного русского писателя, который сказал: «...»

В заключение нельзя не сказать об актуальности поднятой темы, которая до сих пор звучит современно, потому что ...

В заключение хочется призвать людей ...

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что