Сочинение по литературе 20-21

Максимова Наталья Александровна

Предварительный просмотр:

Алгоритм написания итогового сочинения 2020-2021

Алгоритм работы над сочинением:

  1. Внимательно прочитать формулировку темы.
  2. Выдели в ней ключевые слова или выражение, в котором тебе видится главный смысл.
  3. Попытайся своими словами, коротко сформулировать тему.
  4. Поставь вопрос к теме и спроси себя: «Что я хочу сказать по этому поводу?», «Что я могу сказать по этому поводу?».
  5. Кратко попытайся ответить на эти вопросы – одним-двумя предложениями, записывая их в черновике. Это может быть началом, отправной точкой твоих рассуждений и вступительной частью твоего сочинения.
  6. Потом займи другую (противоположную) позицию по отношению к своей мысли, представь себе своего оппонента и начни с ним диалог, пытаясь доказать верность своего рассуждения
  7. Вспомни примеры из литературных произведений, которые помогут доказать твою правоту.
  8. Выстрой логическую последовательность своих доказательств.
  9. Запиши их, составляя план.
  10. Пиши на черновике, пытаясь связно, красноречиво и убедительно изложить свои мысли.
  11. Возвратись к началу своих рассуждений; сравниваю исходную мысль и мысли, которые пришли во время рассуждения, обращения к художественным текстам; делаю выводы, записываю их; это заключительная часть твоего сочинения
  12. Проверь написанное, переписывай на чистовик. Проверь пунктуацию и орфографию. Ещё раз прочитай, находишь ошибки, то исправляй их. Следим за почерком!!!

Практические советы в написании итогового сочинения:

  1. Как писать вступление?
  • Вступление должно быть 60-70 слов.
  • Правильно ли определено ключевое слово в теме сочинения?
  • Отражено ли это во вступлении?
  • Намечена ли цель сочинения?
  • Сужена ли тема?
  1. Есть ли переход к основной части?
  • Эта проблема поднимается во многих произведениях русской (мировой, современной, …) литературы….
  • Так, в повести (романе, рассказе, …) речь идет о....
  • Неужели в нашей жизни нет…(обращаемся к теме)?
  • Так в произведении…показан….
  • Именно…( один из этих вариантов!)
  1. Как писать основную часть?
  • Основная часть — 200-250 слов (1 аргумент или 2 аргумента);
  • Обращение к произведению (указаны автор, название);
  • Озвучена проблема, связанная с темой сочинения (звучат слова из темы!);
  • Приведены конкретные примеры из произведения, иллюстрирующие сформулированную тобой проблему;
  • Слова, выражающие твою оценку (отношение) к сформулированной проблеме;
  • Промежуточный вывод (слова из формулировки темы!);
  • То же самое – по второму аргументу! Переход ко второму аргументу: - Еще одно произведение, где поднимается тема…. - ….;
  • О…(озвучиваем проблему, о которой пишем) рассуждает и …(имя автора) в произведении…;
  • Об этом же писал…;
  • Это же волновало….;
  • Если один аргумент – 200-250 слов, если два – примерно по 100-130 слов каждый.
  1. Как писать заключение?
  • В заключении — 60-70 слов.
  • Заключительная фраза, подводящая итог твоих размышлений по теме (опять – слова из формулировки темы) Эмоции!!! Например: Так что же такое любовь к Родине? Я думаю, это….(логично подведенный итог на ОСНОВЕ всего сказанного)
  • Клише для начала заключения:
  1. Подводя итог, хочется сказать:…
  2. Таким образом, мы понимаем, что….
  3. Так что же такое….? Как я оцениваю…? Какую же роль в жизни человека играет….? (один из вопросов, отражающих тему, цель, поставленную в начале сочинения, и резюмирующий ответ на этот вопрос)

 

Литература для направления «Забвению не подлежит»

Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших  влияние  как  на  судьбы  конкретных  людей,  так  и  на  развитие  общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.

Темы по направлению ЗАБВЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ

  • Какова роль исторических памятников?
  • Как судьба человека связана с историей народа?
  • Какие произведения становятся классическими?
  • Почему важно сохранять памятники культуры, созданные нашими предками?
  • Забвение есть измена.
  • Согласны ли вы с высказыванием древнеримского философа Цицерона: «Жизнь мёртвых продолжается в памяти живых»?
  • Как исторические события влияют на судьбу человека?
  • Забвение стирает, память преображает.
  • Как связано забвение с утратой ценностей?
  • Как научиться понимать самого себя?
  • Что дают человеку уроки прошлого?
  • Какую роль играют музеи в сохранении исторического наследия?
  • Почему нельзя забывать историю своего народа?
  • Нужны ли перемены обществу и почему?
  • Никто не забыт, ничто не забыто.
  • Какие люди остаются в истории?
  • Как произведения искусства становятся бессмертными?
  • Согласны ли вы с тем, что забвение прошлого грозит его повторением?
  • Согласны ли вы с тем, что культура – это память человечества?
  • В чём заключается ценность исторического опыта?
  • Почему важно помнить прошлое?
  • Кого можно назвать великим учителем человечества?
  • К чему может привести утрата памяти о Великой Отечественной войне?
  • Какие личности остаются в истории?
  • Какие подвиги никогда не забудутся?
  • Как вы понимаете выражение «искусство без срока давности»?
  • Почему человеку важно уметь прощать?
  • «Беспамятный» человек – неблагодарный или невежественный?
  • О каких людях говорят: «они изменили мир»?


А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

  • М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека»
  • Б. Пастернак «Доктор Живаго»
  • М.Ю. Лермонтов «Бородино»
  • А. Платонов «Котлован»
  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  • Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
  • В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»
  • В.А. Каверин «Два капитана», «Открытая книга»
  • К.М. Симонов «Живые и мертвые»
  • В.А. Обручев «Земля Санникова»
  • Е.И. Замятин «Мы»
  • А.И. Солженицын «Архипелаг «ГУЛАГ», «В круге первом»
  • А. Ахматова «Реквием»
  • «Слово о полку Игореве»
  • И. Стоун «Жажда жизни»
  • Т. Кенэлли «Список Шиндлера»
  • Х.Л. Борхес «Цербер»

Литература для направления «Я и другие»

При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.


Примерные темы по направлению Я И ДРУГИЕ

  • Каковы причины возникновения конфликтов между людьми?
  • Какова роль любви в жизни человека?
  • Как понять другого человека?
  • Какова роль дружбы в жизни человека?
  • Как вы понимаете выражение «быть самим собой»?
  • Почему важно быть толерантным?
  • Всегда ли нужно избегать конфликтов?
  • Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»
  • Может ли человек жить вне общества?
  • Может ли человек выжить без общения?
  • Чем опасны конфликты?
  • Почему люди не понимают друг друга?
  • Почему важно руководствоваться моралью, живя в обществе?
  • Что такое толерантность?
  • Согласны ли вы с высказыванием Александра Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»?
  • Личность и общество: возможна ли гармония?
  • Что важно изменить в самом себе, чтобы лучше понимать других?
  • Почему многие люди зависят от мнения окружающих?
  • Может ли человек жить вне общества?
  • Всегда ли нужно стремиться к полному взаимопониманию с близкими людьми?
  • Что сближает людей?
  • Почему наши представления о другом человеке не всегда соответствуют реальности?
  • Почему общество не принимает некоторых людей?



И.С. Тургенев «Отцы и дети»

  • А.С. Пушкин «Дубровский», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Маскарад»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • М. Горький «На дне», «Мать», «Старуха Изергиль», «Фома Гордеев»
  • А. Островский «Гроза»
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот», «Бедные люди»
  • А.И. Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет», «Поединок», «Тапер», «Чудесный доктор»
  • М.А. Шолохов «Тихий Дон»
  • А.И. Солженицын «Матренин двор»
  • В.В. Быков «Обелиск»
  • К.Г. Паустовский «Теплый хлеб», «Телеграмма»
  • Х. Ли «Убить пересмешника»
  • О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
  • Дж. Остин «Гордость и предубеждение»
  • Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»
  • У. Шекспир «Отелло» «Ромео Джульетта»
  • Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»

Литература для направления «Время перемен»

В  рамках  данного  направления  можно  будет  поразмышлять  о  меняющемся  мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в  период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристику, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями.



Примерные темы по направлению ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН

  • Почему люди боятся перемен?
  • Какие исторические события меняют судьбы людей?
  • Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?
  • Когда заканчивается детство?
  • Выбор, который меняет человека.
  • Как современные технологии влияют на жизнь общества?
  • Может ли человек жить без перемен?
  • Согласны ли вы с высказыванием А.П. Чехова: «Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека»?
  • К чему могут привести научные открытия, лишённые гуманности?
  • Согласны ли вы с тем, что «выживает не самый сильный и умный, а тот, кто лучше всех приспосабливается к изменениям»?
  • Сложно ли жить в эпоху перемен?
  • Как изменился человек благодаря техническому прогрессу?
  • Что способно изменить человека?
  • Как вы понимаете словосочетание «время перемен»?
  • Почему многие люди боятся перемен?
  • Влияют ли культурные изменения в обществе на мировоззрение человека?
  • К каким последствиям могут привести перемены?
  • Каковы причины внутренних перемен в жизни человека?
  • Как меняется человеческое мышление в эпоху инноваций?
  • Перед каким выбором оказывается человек в эпоху перемен?
  • Всегда ли жизненные перемены ведут к лучшему?
  • Всегда ли перемены бывают к лучшему?


М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

  • И.С. Тургенев «Отцы и дети»
  • А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
  • И. Гончаров «Обломов»
  • Д.И. Фонвизин «Недоросль»
  • Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Бесы»
  • А. Блок «Двенадцать»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • Ю.Ф. Трифонов «Обмен»
  • А.С. Грибоедов «Горе от ума»
  • С. Есенин «Я усталым таким еще не был»
  • М.А. Булгаков «Дни Турбиных», «Собачье сердце», «Белая Гвардия»
  • А.П. Чехов «Вишневый сад», «Ионыч», «Чайка»
  • Н.А. Некрасов «Поэт и гражданин»
  • М. Горький «На дне», «Фома Гордеев»
  • М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»
  • А.Н. Островский «Гроза»
  • Э.М. Ремарк «Три товарища», «Земля обетованная»
  • Дж. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»
  • Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту», «Вино из одуванчиков»

Литература для направления «Разговор с собой»

Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной    личности,    о    ценности    и    уникальности    своего    внутреннего    мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике.



А.П. Чехов «Вишневыи сад»

  • Л. Леонов «Русский лес»
  • Л. Толстой «Война и мир»
  • B. Распутин «Прощание с Матёрой»
  • A. Блок «Двенадцать»

Темы по направлению РАЗГОВОР С СОБОЙ

  • Что значит быть самим собой?
  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Чем опасно бессмысленное существование?
  • Для чего человеку нужна совесть?
  • Бывают ли обстоятельства, когда человеку можно пойти против совести?
  • Почему появляются «умные ненужности» («лишние люди»)?
  • Как найти «свой путь»?
  • Что помогает человеку найти свой путь?
  • Трудно ли быть самим собой?
  • Согласны ли вы с утверждением Л.Н. Толстого о том, что «человек текуч», а люди похожи на реки?
  • Каждый ли человек ищет смысл жизни?
  • Как узнать о сильных и слабых сторонах собственной личности?
  • К чему приводит душевный разлад?
  • Герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» дал себе такую характеристику: «Ум с сердцем не в ладу». В чём опасность внутреннего разлада с собой?
  • Важно ли быть в гармонии с собой?
  • Всегда ли внутренний мир соответствует внешнему облику?
  • Что происходит с человеком, который не хочет развиваться?
  • Что помогает человеку совершенствовать себя?
  • Что значит идти путём самосовершенствования?
  • Что влияет на формирование внутреннего мира человека?
  • Что значит быть честным с самим собой?
  • «Положительно прекрасный» человек – вымысел или реальность?

Литература для направления «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»

Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению  о культурных запросах  современного  человека,  его  литературных  пристрастиях,  жизненной  позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на    формирование    будущего    мира.    Потребуется    осмысление    духовных    ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.



Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

  • В. Астафьев «Конь с розовой гривой»
  • А.П. Чехов «Ионыч», «Тоска», «Душечк», «Попрыгунья»
  • Стругацкие «Трудно быть богом»
  • К. Паустовский «Телеграмма»
  • М. Шолохов «Тихий Дон»
  • Т. Толстая «Кысь»
  • Е. Замятин «Мы»
  • Дж. Роулинг «Гарри Поттер»
  • Ч. Паланик «Бойцовский клуб»
  • Я. Вишневский «Одиночество в сети»
  • Дж. Дэшнер «Бегущий в лабиринте»
  • Д. Браун «Код да Винчи»
  • С. Кинг «Кэрри», «Зеленая миля», «Как писать книги», «Сияние»

Примерные темы по направлению МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ

  • Как формируются нравственные ориентиры современного человека?
  • «Век нынешний» и «век минувший»: возможно ли согласие?
  • Можно ли утверждать, что современная молодёжь в чём-то ориентируется на поколения прошлых лет?
  • Кто является героем для молодежи?
  • Почему конфликт отцов и детей неизбежен?
  • Актуальна ли классическая литература в наши дни?
  • Почему особенно важно сохранять связь поколений в XXI веке?
  • Нужно ли читать книги в XXI веке?
  • Как меняется язык в XXI веке?
  • Кто такой - «герой XXI века»?
  • Можно ли назвать поколение Z потерянным?
  • Что читает современное поколение?
  • Согласны ли вы с высказыванием А.С. Пушкина: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»?
  • Почему в современном обществе снижается уровень речевой культуры?
  • Важно ли сохранять связь между поколениями?
  • Могут ли материальные ценности вытеснить духовные?
  • Что читает современное поколение?
  • Может ли художественное произведение дать ответы на вопросы, волнующие современную молодежь?
  • Для чего нужно передавать жизненный опыт из поколения в поколение?
  • Можно ли говорить о деградации современного поколения?
  • Что представляет собой портрет моего поколения?
  • Могут ли социальные сети заменить реальное общение?
  • Почему молодежь стремится жить в городе?



Список универсальных произведений под любое направление 2020-2021

  • «Война и мир» Л.Н. Толстой
  • «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков
  • «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов
  • «Капитанская дочка» А.С. Пушкин
  • «Евгений Онегин» А.С. Пушкин
  • «Мертвые души» Н.В. Гоголь
  • «Шинель» Н.В. Гоголь
  • «Судьба человека» М.А. Шолохов
  • «Горе от ума» А.С. Грибоедов
  • «На дне» М. Горький
  • «Отцы и дети» И.С. Тургенев
  • «Вишневый сад» А.П. Чехов
  • «Обломов» И.А. Гончаров
  • «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский
  • «Гроза» А.Н. Островский
  • «Недоросль» Д.И. Фонвизин
  • «Матренин двор» А.И. Солженицын
  • «Чучело» В.К. Железников



Предварительный просмотр:

                                                  Сочинение по литературе 2020

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА СОЧИНЕНИЯ-обозначить свою позицию по теме и аргументировать ее.

ОПОРА НА ЛИТЕРАТУРУ:     1.художественные произведения

2.дневники,мемуары,письма

3.публицистика

4.произведения УНТ

РАБОТАЕМ С ТЕМОЙ

Тема задана вопросом.Какова роль исторических памятников?

  • Внимательно прочитай тему и выдели ключевые слова
  • Попытайся кратко ответить на вопрос
  • Вырази свое мнение
  • Вспомни литературные произведения на эту тему
  • Переходи к написанию по плану

ПЛАН

1абзац-вступление и своя позиция

2 абзац-1 аргумент и комментарий

3 абзац-2 аргумент и комментарий

4 абзац –вывод по теме

КАК ОФОРМИТЬ ПЕРВЫЙ АБЗАЦ

1.Размышляем по теме и подводим к тезису

2.Тезис (Я считаю,что…)

3.Речевой мостик (для аргументации своей позиции приведу примеры из читательского опыта)

ПРИМЕР вступления:

Исторические памятники-это особый статус,присваиваемый государством объектам большой архитектурной или исторической ценности.Этот статус может быть присвоен и литературным произведениям.Такие произведения передают нам знания и опыт ушедших поколений.Я считаю,что роль исторических памятников велика потому, что они несут в себе национальную значимость,сохраняя память об истории нашей страны.Для аргументации своей позиции приведу примеры из читательского опыта.

КАК ПРАВИЛЬНО ПРИВЕСТИ АРГУМЕНТ

1.Название произведения и автор

2.Пересказ ситуации (комментирование)

3.Микровывод (Этот пример показывает….)

ПРИМЕР АРГУМЕНТА

Одним из таких памятников русской литературы является «Слово о полку Игореве».Созданное в 1185 году,оно до сих пор удивляет своей правдивостью и мудростью.Уже по названию можно определить тематику  «Слова…».Поводом для его написания стал неудачный поход против половцев князя Игоря.Последствия похода плачевны для земли русской,которая была раздроблена на мелкие княжества.И тем ярче звучит «золотое слово» Святослава,призывающего князей к объединению.Произведение актульно и по сей день.Оно призвано уберечь русский народ от неверного исторического шага.Только вместе мы сила.

Как правильно оформить заключение

Обобщение-возвращение к теме.

Таким образом,памятники древнерусской литературы служат нам напоминанием об общечеловеческих ценностях,учат нас любить свою родину и не повторять ошибок прошлого.

К этой теме можете взять « Повесть временных  лет», «Поучения Владимира Мономаха»



Предварительный просмотр:

Литература для направления «Я и другие» 

 

При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему. 

 
Примерные темы по направлению Я И ДРУГИЕ 

  • Каковы причины возникновения конфликтов между людьми? ( Грибоедов «Горе от ума», Тургенев «Отцы и дети»)
  • Какова роль любви в жизни человека? (Куприн)
  • Как понять другого человека? (Тургенев «Отцы и дети», Достоевский «Преступление и наказание»)
  • Какова роль дружбы в жизни человека? (Обломов и Штольц, Разумихин и Раскольников, «Фотография, на которой меня нет» Астафьев
  • Как вы понимаете выражение «быть самим собой»? 
  • !!!Почему важно быть толерантным? (Улицкая«Дочь Бухары»,Платонов «Юшка»)

Толерантность — это терпимость к чужому. Неважно, идет ли речь о чужом мнении, чужой религии и конфессии. Важно, что толерантный человек терпим к другим людям или общественным явлениям. Вопреки расхожему мнению быть толерантным — не значит быть равнодушным и безразличным ко всему. Толерантность предполагает наличие собственного мнения и собственной позиции по тому или иному вопросу. Важно то, что это мнение не навязывается, не насаждается насильно. Мы не должны грубо реагировать, проявлять агрессию, говорить злые слова тому, что отличается от нас. И тогда нас назовут по-настоящему толерантным человеком.

  • Всегда ли нужно избегать конфликтов? 
  • Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба» 
  • Может ли человек жить вне общества? («Старуха Изергиль» Горький, «Мцыри» Лермонтов)
  • Может ли человек выжить без общения? («Олеся» Куприн)
  • Чем опасны конфликты? 
  • Почему люди не понимают друг друга? («Олеся» Куприн)
  • Почему важно руководствоваться моралью, живя в обществе? («Ларра», «Цыганы» Пушкин, «Преступление и наказание» Достоевский
  • Что такое толерантность? 
  • Согласны ли вы с высказыванием Александра Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»? («Преступление и наказание» Достоевский)
  • Личность и общество: возможна ли гармония? («Евгений Онегин» Пушкин, «Герой нашего времени» Лермонтов, «Старуха Изергиль» Горький)
  • Что важно изменить в самом себе, чтобы лучше понимать других? (возвращение к толератности: Платонов «Юшка», «В прекрасном и яростном мире»
  • Почему многие люди зависят от мнения окружающих? («Горе от ума» Грибоедов)
  • Может ли человек жить вне общества? 
  • Всегда ли нужно стремиться к полному взаимопониманию с близкими людьми? 
  • Что сближает людей? 
  • Почему наши представления о другом человеке не всегда соответствуют реальности? 
  • Почему общество не принимает некоторых людей? 

 
 
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
 

  • А.С. Пушкин «Дубровский», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин» 
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Маскарад» 
  • Л.Н. Толстой «Война и мир» 
  • М. Горький «На дне», «Мать», «Старуха Изергиль», «Фома Гордеев» 
  • А. Островский «Гроза» 
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот», «Бедные люди» 
  • А.И. Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет», «Поединок», «Тапер», «Чудесный доктор» 
  • М.А. Шолохов «Тихий Дон» 
  • А.И. Солженицын «Матренин двор» 
  • В.В. Быков «Обелиск» 
  • К.Г. Паустовский «Теплый хлеб», «Телеграмма» 
  • Х. Ли «Убить пересмешника» 
  • О. Уайльд «Портрет Дориана Грея» 
  • Дж. Остин «Гордость и предубеждение» 
  • Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи» 

Доп. материал:

Тема: Каковы причины возникновения конфликтов между людьми?

Окружающий нас мир полон непонимания, протестов, желания людей показать свое превосходство. Удивляет неспособность прислушиваться к мнению другого человека, понять, каков его мир. Почему это происходит? Задумаемся над проблемой возникновения конфликтов между людьми.

Аргументы: разница мировоззрений, убеждений, возраста, неуважения, нелюбовь к конкретным людям, группам.(«Горе от ума»,Грибоедова,»Отцы и дети» Тургенева, очерк З. Прилепина «Самая реакционная часть общества», интервью с Андреем Кончаловским «Грядет ли конец нашей цивилизации?», рассказ Левшина «Полет»



Предварительный просмотр:

НАПРАВЛЕНИЕ Я И ДРУГИЕ

Каковы причины возникновения конфликтов между людьми?


Люди, находящиеся внутри социума, не защищены от возникновения конфликтов. Причин возникновения конфликтов между людьми много. Если говорить обобщенно, то конфликты происходят из-за разного отношения людей к одному и тому же явлению. Когда люди имеют разные, порой полностью противоположные взгляды относительно чего-то, между ними возникает конфликт. Человек может вступать в конфликт с отдельным человеком, с группой людей и даже с целым обществом. Важно, что не все люди с противоположными мнениями вступают друг с другом в конфликты, конфликты возникают только тогда, когда люди спорят, не желая понять позицию другого человека и не пытаясь найти компромисс.

!!Обратите внимание!! Нужно выделить причины и сделать акцент на тех причинах,которые вы будете рассматривать в сочинении.Значит,в каждом микровыводе вы подводите итог именно тем причинам конфликта,которые возникают в этом произведении!!

ПОЧИТАЙТЕ,ПРЕЖДЕ ЧЕМ БУДЕТЕ ПИСАТЬ!!!

Проблема социальных взаимодействий отображалась во многих произведениях русских и зарубежных писателей, поэтов и драматургов.

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» важное место занимает конфликт между представителями разных поколений, у которых наблюдаются разные мировоззрения. Представитель «отцов» Павел Петрович Кирсанов и представитель «детей» Евгений Базаров – две личности, на примере которых И.С. Тургенев демонстрирует конфликт между либеральными дворянами и революционными демократами.

Павел Петрович и Базаров имеют диаметрально противоположные мнения и взгляды на все сферы жизнедеятельности: политическую, экономическую, социальную, культурную. Кирсанов Павел Петрович жил в соответствии с «принсипами», потому что считал, что без них живут лишь люди безнравственные, Базаров же считал, что в жизни не нужны никакие принципы. Так как Кирсанов является представителем аристократического общества, что подчеркивается в повествовании различными портретными деталями, он защищает аристократию, в то время как Базаров считает, что доживающая свой век аристократия совершенно не нужна новой России. В повествовании подчеркивается принадлежность Евгения Базарова к течению нигилизма, которое в свою очередь не поддерживает Кирсанов Павел Петрович, считая нигилистов настоящими разрушителями общественных традиций, которые мешают государству. Базаров же уверен в том, что мешают государству не нигилисты, а представители дворянского сословия, которое уже давно устарело и не может вести общество вперед.

Разное отношение у ведущих спор Кирсанова и Базарова к таким понятиям, как любовь, природа, искусство. Если Павел Петрович искренне верит в любовь, то Базаров ее отрицает. Если Павел Петрович ценит природу, то Базаров считает природу мастерской человека. Если Павел Петрович ценит искусство, то Базаров утверждает, что наука важнее всех видов искусства.

И Базаров, и Павел Петрович Кирсанов стремятся доказать свою правоту, они даже не пытаются выслушать другую сторону, чтобы прийти к какому-то компромиссу. Две противостоящие друг другу личности не планируют пересматривать свои взгляды на жизнь, доводы другой конфликтующей стороны не способны изменить их точки зрения. Такое непонимание друг друга, свойственное Кирсанову и Базарову, подчеркивает авторскую позицию: конфликт «отцов и детей», которых отличается разные взгляды на жизнь, останется вечным.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

В романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» поднимается проблема личности и общества. Эти две категории в произведении противопоставляются друг другу. Индивидуальность оказывается в конфликте с обществом.

А.С. Пушкин показывает, что для того, чтобы быть частью общества, нужно быть таким же, как и все, нужно жить по традициям, которые приняты в обществе. Сначала Татьяна Ларина, любившая проводить время в одиночестве, была чуждой обществу и чуждой даже собственной семье, но когда героиня переехала в Москву, вышла замуж и начала вести такой же образ жизни, что и все светские женщины, общество ее приняло. Автор показывает, что общество принимает Татьяну Ларину, когда она становится похожей на других.

В романе показано, что если человек чем-то отличается от типичных представителей общества, то он оказывается никем не понятым и обреченным на одиночество. Центральный персонаж Евгений Онегин был принят обществом, когда он вел образ жизни, свойственный представителям дворянства, и был отвергнут обществом, когда он отказался от такого бессмысленного существования.

Общественное мнение, как отмечается в «Евгении Онегине», занимает особое место в жизни многих людей. Именно общество решает, кто «мил», а кто «чудак». Типичные представители общества не хотели выделяться, наоборот, они делали все возможное, чтобы походить на окружающих людей. Именно поэтому в романе в стихах не так много ярких персонажей. Евгений Онегин и Татьяна Ларина выделяются среди остальных, потому что они являются индивидуальными личностями.

Типичные представители общества хотят показать себя с лучшей стороны, на первый взгляд оно прекрасно, однако в романе в стихах подчеркивается, что общество – довольно безликое явление, которое требует от человека быть похожим на других. Общество не дает человеку возможности проявить свои индивидуальные качества. Оно негативно относится ко всем, кто чем-то выделяется среди массы одинаковых людей, кто имеет собственное мнение, противоречащее мнению окружающих. Стремясь к типичности, общество не давало людям раскрывать себя.

А.С. Пушкин показывает, что между отдельной личностью и обществом наблюдается огромный конфликт. В романе в стихах «Евгений Онегин» именно общество бросает вызов личности, а не наоборот. Ни юная, никем не понятая Татьяна Ларина, ни Евгений Онегин, отказавшийся от праздной жизни, не бросают вызов обществу. Это общество оценивает Онегина и Татьяну, принимая их или не принимая.

А.Н. Островский «Гроза»

Главная героиня драмы А.Н. Островского «Гроза» Катерина вступает в конфликт со своей новой семьей и со всем обществом.

Катерина выходит замуж за Тихона и становится частью семейства Кабановых. Катерина, в отличие от Тихона, который смирился с происходящим, и Варвары, которая приспособилась к жизни, не может привыкнуть к той жизни, с которой столкнулась. Катерина и Кабаниха становятся двумя яркими сторонами, которые вступают друг с другом в конфликт. И если Катерина, чувствуя себя неуютно рядом с Кабанихой, не выражает свои недовольства явно, то Кабаниха делает конфликт с Катериной открытым. Кабаниха, привыкшая к тому, что окружающие беспрекословно ей подчиняются, тиранит Катерину, которая не привыкла жить по правилам Кабанихи. Кабаниха, которая фактически является главой семейства Кабановых, заставляет Катерину жить в соответствии с теми старыми порядками, по которым живет Кабаниха и жили ее предки.

Катерина, ощущая себя одинокой в семье Кабановых, чувствует себя еще несчастнее из-за того, что ее никто не понимает. Муж Тихон не поддерживает ее, между Тихоном и Катериной вообще нет никакой любви. Даже Варвара, которая пытается поддержать Катерину, не способна понять внутренние переживания Катерины. Главная героиня оказывается обреченной на одиночество. Даже Борис, в которого влюбляется Катерина, не испытывает к ней серьезных чувств, которые бы помогли ему избавить Катерину от несчастной жизни. Из всего этого следует, что Катерина вступает не только в семейный конфликт, но и в конфликт социальный. Привыкшая жить в любви и заботе, привыкшая к свободе Катерина не может привыкнуть к жизни в Калинове. Поведение Кабанихи, притесняющей Катерину, не единично, она является типичным представителем того патриархального общества, которое окружило Катерину и не давало ей вздохнуть полной жизнью. Катерина, которая не понимает порядков города Калинова, в котором оказалась после замужества, вступает в конфликт с патриархальным обществом, которое жило по принципам «Домостроя». Как не понимала представителей патриархального общества Катерина, так и окружающие ее люди не понимали того, что для нее была важна свобода. Всеми притесненная, уставшая от того несвободного существования, которое ей пришлось проводить, Катерина кончает жизнь самоубийством, что становится бунтом против «жестоких нравов» «темного царства».

А.И. Куприн «Чудесный доктор»

В рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор» продемонстрированы отношениях между людьми, построенные на принципах милосердия и сострадания.

Семья Мерцаловых столкнулась с действительно крупными несчастьями, когда у родителей не было материальных средств, чтобы прокормить себя и своих трех детей, чтобы вылечить маленькую Машутку. А.И. Куприн показывает, что большинство людей равнодушно отнеслись к проблемам Мерцаловых, им было все равно на целое семейство. В рассказе показано, насколько жестоко и равнодушно общество.

В тот момент, когда глава семейства Емельян Мерцалов после неудачных попыток просить у окружающих милостыню уже думал о самоубийстве, к нему на лавку подсел незнакомый человек. Потрясенный теми трудностями, которые свалились на него и его семейство, Мерцалов сорвался на незнакомце. Тот мог уйти и даже не предлагать свою помощь, однако доктор Пирогов, которым оказался тот незнакомец, предложил Мерцалову свою помощь. И эта помощь была не только на словах, но и на деле. Доктор Пирогов проявил настоящую доброту по отношению к совершенно незнакомым людям, которых он видел первый раз в своей жизни. Поступок доктора Пирогова был искренен и совершенно бескорыстен, он ничего не требовал от Мерцаловых взамен, ему было важно хотя бы на немного облегчить существование семьи, которая столкнулась с трудностями, с которыми может столкнуться каждый.

А.И. Куприн, с одной стороны, восхваляет поступок доктора Пирогова, который бескорыстно помог Мерцаловым, дав им рецепт, оставив им деньги и дав совет никогда не сдаваться, с другой стороны, удивляется черствости общества, где обычный добрый поступок, который мог совершить каждый человек, воспринимается Мерцаловыми как настоящее чудо, которое спасло их от голодной смерти. В рассказе видно авторское сожаление по поводу того, что неравнодушным к проблеме Мерцаловых оказался лишь один человек.

А.И. Куприн с помощью своего рассказа призывает читателей к доброму отношению к окружающим людям, к взаимопомощи и взаимоподдержке. Писатель показывает, как важно людям получать поддержку от окружающих людей, как в мире необходимо добро и милосердие. «Чудесный доктор» является призывом к тому, что общество должно стать добрее и терпимее, что общество должно жить в соответствии с нравственными категориями.

Л.Н. Толстой «После бала»

В рассказе Л.Н. Толстого «После бала» отобразилась история, которая на самом деле произошла с братом писателя – С.Н. Толстым. В произведении четко прослеживается социальная проблематика, в повествовании особое место занимают размышления о том, какое светское обществе на самом деле. Л.Н. Толстой фактически бросает вызов всему лицемерному и лживому обществу.

Герой Иван Васильевич рассказывает своим собеседникам о том, как однажды после бала он стал свидетелем того, что отец девушки Вареньки, в которую он был влюблен, Петр Владиславович командует экзекуцией. С помощью образа Петра Владиславовича Л.Н. Толстой хотел разоблачить общество с его лживой маской идеальной жизни, за которой скрывается настоящая ничтожность.

Конфликт всего рассказа заключается в том, что жизненные принципы Ивана Васильевича отличались от жизненных принципов Петра Владиславовича, который изображен в произведении как типичный представитель общества. Неприятие взглядов Петра Владиславовича и окружающих людей говорит о том, что Иван Васильевич противопоставляется всему обществу, находится с ним в конфликте. Важную задачу выполняет композиция рассказа, который можно разделить на две части: то, что происходило на балу, и то, что происходило после бала. В первой композиционной части Иван Васильевич изображен как один из представителей светского общества, во второй же части не смирившаяся с насилием личность Ивана Васильевича противопоставлена грубому и жестокому обществу.

Иван Васильевич разочаровывается в обществе, он не может спокойно относиться к тому, что сделал Петр Владиславович. Невозможность мириться с общественной жестокостью приводит Ивана Васильевича к тому, что он отказывается от любви к Вареньке. Л.Н. Толстой показывает, что для героя нравственные ценности оказываются важнее любовных чувств.

В контексте всего произведения символичным становится название рассказа: бал – это красивые описания идеального общества, а вот то, что происходит уже после бала, контрастирует с тем, что происходит на балу. В рассказе подчеркивается двойственность светского общества. Л.Н. Толстой на конкретном примере демонстрирует, что светское общество за маской идеальной жизни скрывает жестокость. С помощью поступка главного героя автор рассказа выражает свою позицию ненасилия.

Н.В. Гоголь «Шинель»

Центральным персонажем повести Н.В. Гоголя «Шинель» является Акакий Акакиевич Башмачкин. Этот персонаж относится к такому литературному типу, как «маленький человек». Башмачкин, будучи «маленьким человеком», вступает в конфликт с обществом.

Общество, которое представлено в повествовании сослуживцами Акакия Акакиевича, ворами, укравшими новую шинель Башмачкина, и «значительным лицом», которое ничего не сделало для нахождения украденной шинели, не принимает смиренного и тихого Башмачкина. Общество действительно не понимает главного героя, потому что он отличается от большинства.

Сослуживцы «вечного титулярного советника» Акакия Акакиевича всячески издеваются над ним, подсмеиваясь и подшучивая над ним. Еще большей жестокостью по отношению к Башмачкину становится то, что у него крадут шинель, которую он впервые надел после многочисленных дней, когда герой во всем себя ограничивал, чтобы накопленные деньги потратить на новую шинель. Люди, которые украли у Башмачкина шинель, оставив его без верхней одежды на улицах морозного Петербурга, не думали о центральном персонаже. Башмачкин остался без того, что было для него действительно дорого. «Значительное лицо», к которому приходит Акакий Акакиевич, ничего не сделало для того, чтобы найти шинель, которую украли у Башмачкина. «Значительное лицо» равнодушно к главному герою, ведь он даже не задумывается о том, что Башмачкин будет ходить по морозу без шинели, на которую потратил все свои денежные сбережения. Автор задает риторический вопрос: если даже представители власти ничего не делают для представителей простого народа, то что можно говорить о принципах, в соответствии с которыми живет все общество?

Н. В. Гоголь во всех красках демонстрирует равнодушие, присущее обществу. Никому нет дела до «маленького человека» Башмачкина. Он оказывается никем не понятым и никому не нужным. Конфликт с обществом настолько усиливается, что Акакий Акакиевич умирает.

При жизни «маленький человек» Башмачкин не мог устроить бунт против несправедливости равнодушного и даже жестокого общества, только после смерти, когда в городе появились слухи о привидении, Башмачкин поднимает бунт против общества. В финале повести показано, как Башмачкин-привидение срывает с «значительного лица» шинель, бросая тем самым вызов всему обществу, которое стало причиной смерти главного героя.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Центральный персонаж романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников находится в особых отношениях с обществом.

Родион Раскольников очень беден, он не может нормально обеспечивать себя, он тяготится тем, что его мать и сестра вынуждены в чем-то себя ограничивать, чтобы заплатить за учебу. Главный герой наблюдает над современным ему обществом и видит, что вынужден справляться с нищетой не только он, но и многие другие люди. Раскольников узнает о Сонечке Мармеладовой, которая идет по «желтому билету», чтобы спасти свою семью от нищеты, несмотря на свою нравственную чистоту. Примеров сломанных судеб Раскольников видит сполна.

Уставший от реальной действительности, Раскольников совершает своеобразный бунт против общественной несправедливости. Бунтом становится теория главного героя, в соответствии с которой все люди делятся на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Чувство сострадания тем, кто вынужден сталкиваться с несправедливостью общества, заставляет Раскольникова проверить свою теорию на практике, чтобы хотя бы как-то побороться за «униженных и оскорбленных», коим был и он сам.

Спустя время после совершения убийства старухи-процентщицы и ее сестры Родион Раскольников осознает, что это преступление не было выходом из сложившейся ситуации. Поступок Раскольникова нельзя оправдывать, однако его можно назвать своеобразным бунтом против порочного общества. Теория Раскольникова была жестокой и ужасающей, но главный герой, гуманистическое начало которого нельзя отрицать, был одним из немногих, кто задумался о той несправедливости, которая существовала в обществе. Раскольников пытается бунтовать не просто так, а потому что сам знает, что такое нищета и невозможность реализовать себя. Ф.М. Достоевский показывает, что появление теории Раскольникова с разделением людей на материал и использующих этот материал неслучайно, это само общество рождало людей, выдвигающих такие теории. Автор романа выражает мысль о том, что общество, в котором нет места людям, живущим в соответствии с нравственными принципами, в котором царствует пошлость, разврат и пьянство, провоцирует Родиона Раскольникова на рождение таких безумных мыслей, которые, как это подчеркивается в самом повествовании, были схожи с мыслями Наполеона.

И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»

В рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» выражено отношение к буржуазному обществу, из-за которого люди живут в соответствии с безнравственными принципами. В рассказе отсутствует образ ярого борца с царящей общественной несправедливостью, писатель лаконично и символично демонстрирует пороки современного ему общества.

И.А. Бунин показывает, что в обществе царят материальные богатства и положение человека в обществе. Именно на эти категории обращают внимание люди при оценке человека. Желая показать себя, люди кичатся своим положением в обществе и разбрасываются деньгами, при этом людям совершенно без разницы, как человек ведет себя. Господина из Сан-Франциско уважают лишь за то, что он является знатным, влиятельным и богатым человеком, никто и знать не знает, каковы внутренние качества господина из Сан-Франциско и каковы его поступки по отношению к другим людям. Окружающие люди мирятся с положением дел, которое сложилось в обществе, они прислуживают людям, подобным господину из Сан-Франциско, пытаются им во всем угодить. И.А. Бунин показывает, что общество восхищается людьми, которые на самом деле ничего из себя не представляют. Люди готовы идти по головам, чтобы добиться высокого положения в обществе и обрести денежные средства, которые помогут им ни в чем себе не отказывать. Отсутствие в повествовании борца с общественной несправедливостью говорит о том, что все люди приспособились к жизни, они ничего не имеют против такого существования.

Также И.А. Бунин показывает, что за внешней оболочкой якобы идеальной жизни скрывается полная пустота. Существование господина из Сан-Франциско нельзя назвать полноценной жизнью, оно совершенно бессмысленно и ничтожно. Когда герой умирает, о нем сразу же забывают, потому что он ничего из себя не представляет, окружающих больше не интересует господин из Сан-Франциско, потому что он больше не может распоряжаться деньгами, которые в обществе имеют одну из главенствующих позиций. Автор рассказа поднимает актуальную во многие времена общественную проблему: люди забывают, что такое настоящая жизнь, потому что гонятся за вещами, которые на самом деле не способны принести человеку счастье. И.А. Бунин подчеркивает, что за внешней идеальностью жизни скрывается моральное уродство, с которым нельзя мириться, а нужно бороться.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» затрагивается проблема самоопределения человека в социальной среде.

Особое внимание в повести уделяется событиям, на фоне которых развивается история центрального персонажа Петра Гринева. Автор показывает, что восстание крестьян под предводительством Емельяна Пугачева не могло не сказаться на представителях народа. Это подчеркивает взаимосвязь человека и общества: жизнь человека, находящегося в обществе, всегда связана с общественными явлениями.

С помощью конкретного примера А.С. Пушкин показывает, что время пугачевского восстания было временем, когда представители народа выбирали, по какому пути им пойти и какие общественные мысли им поддерживать. Алексей Швабрин переходит на сторону пугачевцев, потому что не хочет погибать и хочет получить хотя бы какую-то власть в свои руки. Из-за того, что Петр Гринев не захотел переходить на сторону Пугачева, ему грозила смерть. Петр Гринев мог перейти на сторону восставших, как это сделали многие другие, как это сделал Швабрин, однако он этого не сделал, потому что для него преданность собственным жизненным принципам оказалась важнее жизни. Петр Гринев не поддался влиянию окружающих людей, совершая только такие поступки, которые соответствуют его нравственным ценностям. Поступок Петра Гринева показывает, что человек может противостоять обществу, если обладает сильным характером. В повести показано, что значит быть собой, находясь в обществе: не обязательно подчиняться тем правилам и принципам, по которым живут все остальные люди, важно найти собственное место в жизни и свое предназначение в обществе.

А.С. Пушкин показывает, что в обществе должна царить справедливость. Емельян Пугачев отменяет приговор Петру Гриневу, в соответствии с которым его должны были повесить, из-за того, что вспоминает добрый поступок Гринева, который дал Пугачеву заячий тулуп. Нельзя отрицать жестокости, которые совершал Пугачев, но и нельзя отрицать его справедливое отношение к людям: благодарный за помощь Гринева Пугачев освобождает его от казни, а также помогает ему спасти Машу Миронову от Швабрина, который совершил, по мнению Пугачева тоже, неправильный поступок. Взаимоотношения Гринева и Пугачева построены на взаимопомощи, несмотря на все те внешние обстоятельства, которые разъединяют героев.

А.П. Платонов «Юшка»

В рассказе А.П. Платонова «Юшка» показаны разные человеческие отношения с окружающими людьми. Центральным персонажем является Ефим Дмитриевич, которому дали прозвище Юшка, с его образом связано все повествование. Юшка оказывается непохожим на окружающих его людей, поэтому против него фактически выступает целое общество. А.П. Платонов поднимает проблему человека и общества.

Жители города, в котором живет Ефима Дмитриевича, не любили Юшку. И дети, и взрослые часто обижали Юшку, обзывали его, называли его некрасивым человеком. Отношение жителей города к Юшке были настолько жестоким, что некоторые люди кидали в Юшку камни и били его. А.П. Платонов демонстрирует, насколько жестокими могут быть люди. Умирает Ефим Дмитриевич после того, ка один человек, который начал издеваться над Юшкой, ударил его. Получается, что в конфликте человека с нравственно чистой душой и общества победителем становится жестокое общество, которое оказывается сильнее отдельного человека, которому некому помочь. В рассказе осуждается общество, в котором люди настолько озлоблены по отношению к другим, что это приводит к гибели человека. Общество в произведении представлено как большая толпа людей, которые не принимают непохожего на них человека, делая все, чтобы унизить его и оскорбить. Автор показывает, что обществу свойственно не столько равнодушие, сколько жестокость.

Юшка – добрый человек. Никому ни о чем не говоря, герой ухаживал за девочкой-сиротой. Юшка обладает способностью к самопожертвованию: он экономит деньги на себе, чтобы на них содержать девочку, которой в детском возрасте пришлось столкнуться с несчастьем. Юшка помог девочке оказаться в московском семействе, а затем устроил ее в пансион с обучением. На оскорбления и издевательства различного характера Юшка никак не реагирует, он не обижается на тех людей, которые обижают его. Он добр абсолютно к каждому человеку. А.П. Платонов выражает мысль о том, что в обществе будет царить мир и гармония в том случае, когда люди будут относиться к окружающим людям по-доброму.

Эта мысль подтверждается и поступком той самой сироты, которой помогал Юшка. Приехав узнать, что случилось с Ефимом Дмитриевичем, она узнала о его смерти. Героиня, выучившаяся на врача, остается в городе, лечит жителей и заботится о них, не ища никакой выгоды и ничего не требуя взамен. В рассказе выражается мысль о том, что человека нужно любить, несмотря ни на что.



Предварительный просмотр:

Почему люди боятся перемен?


Отношение к переменам в личной и общественной жизни у каждого человека свое. Есть люди, которые негативно относятся к переменам, так как боятся их. Возникает вопрос: по какой причине такие люди боятся перемен? Боязнь перемен связана с тем, что человек привыкает к тому образу жизни, который он ведет, поэтому ему страшно от мысли о том, что этот привычный образ жизни придется менять. Людям, боящимся перемен, страшно от мысли о том, что их новая жизнь будет хуже, чем у них есть на данный момент. Они боятся, что у них не получится подстроиться под новые условия, что они лишатся всего, что у них есть, и не смогут добиться никаких успехов в жизни.

АРГУМЕНТЫ

1.Боится перемен Обломов

2.Боится Фамусов и его общество

3. А.П. Чехов в рассказе «О любви» продемонстрировал причины того, что люди испугались менять свою жизнь, признавшись друг другу во взаимных чувствах. Алехин полюбил жену своего соседа, она отвечала ему взаимностью, и оба понимали, что необходимо узаконить это влечение. Анна фактически обманывала собственного мужа, оставаясь в его доме, но любя другого мужчину. Павел тоже был в ложном положении, пользуясь гостеприимством и расположением Дмитрия. Они идеально подходили друг к другу, но не имели решимости разорвать порочный круг сомнений. Он боялся проявить настойчивость в этом вопросе, потому что жил бедно, а Луганович — богато. Алехин также думал, что общество отвергнет его семью, ведь тогда разводы осуждались и были подобны преступлению против морали. Не менее напугана была сама Анна: она тревожилась за судьбы детей, которые могли пострадать от ее решения. Муж мог бы ограничить общение с ними, а они — отвергнуть ее за мнимое предательство. Кроме того, женщины того времени всегда ждали решительного шага от мужчины и были зависимы от них во всем: сама героиня не работала и стала бы обузой для Павла, который и так жил в нужде. Все эти колебания и мучительные переживания привели к тому, что влюбленные и любимые люди расстались навсегда, так и не сумев соединиться. Их страхи понятны: они не хотели ухудшать свое материальное положение, подвергать риску детей, ощущать осуждение общества, но главная причина состоит в том, что они привыкли к своей жизни и не готовы были измениться вслед за нею.

4.Также причины неприятия людьми изменений исследуются в рассказе А.П. !!!!!!!!!! ПРОЧИТАЙТЕ!!!!!Чехова «Человек в футляре». Уже в названии писатель выводит обозначение типажа людей, боящихся перемен, всего, что хоть как-то нарушает привычный порядок вещей. Учитель Беликов, преподаватель греческого языка, крайне консервативен. Любое новшество заставляет его задаться вопросом «как бы чего не вышло». Героя напрягают не только глобальные изменения, но и бытовые. Увидев Вареньку на велосипеде, Беликов приходит в ужас. Страшно то, что «футлярное состояние» Беликова негативно сказывалось на жителях провинции: люди перестали читать, ходить друг к другу в гости, развлекаться, самообразовываться. Демонстрируя последствия косности мышления, А.П. Чехов призывает читателя жить полной жизнью, трудиться, способствовать положительным переменам в обществе.

5. Не только люди апатичные и бездеятельные боятся перемен. Иногда и люди с передовыми взглядами и идеями внутренне не готовы к переменам. С подобными трудностями сталкивается  герой романа Тургенева «Отцы и дети» Базарову. Евгений «придерживается отрицательного направления», то есть полностью отвергает принципы, искусство, красоту и любовь. Однако он встречает умную, сильную, прекрасную женщину и понимает, что любовь на самом деле не «романтизм, чепуха, гниль, художество», а сильное чувство. Злую шутку сыграло это чувство с Евгением Базаровым. Да, он смог преодолеть свой страх перед отрицанием того, во что он так верил, разочаровался в своей теории и осознал, что не может больше жить, отрицая простые истины. К его несчастью Анна Одинцова оказалась из тех людей, которые ценят собственное спокойствие больше настоящего яркого чувства. Этот пример доказывает, что даже сильные люди могут бояться перемен.
В нашей жизни меняется все очень часто. Мы должны быть психологически готовы к переменам как внешним, так и внутренним и должны уметь преодолеть свой внутренний страх перед неизвестностью. Ведь от  этого умения может зависеть наша судьба.



Предварительный просмотр:

Как изменился человек благодаря техническому прогрессу?

Технический прогресс не может не оказывать влияние на людей. Несмотря на то что технический прогресс упрощает жизнь людей, он оказывает и негативное влияние, которое проявляется в том, что человек, отвыкающий от самостоятельной работы, становится более эгоистичным. Получая новые возможности, люди часто забывают, что такое нравственность. Привыкая к тому, что за них все сделает машина, люди забывают о том, что такое настоящий труд. С техническим прогрессом люди думают только об удовольствиях, забывая о других людях, даже о родных и близких, теряя способность сострадать и сопереживать. С техническим прогрессом всему обществу жить становится комфортнее и удобнее, поскольку люди не тратят время на то, что теперь может сделать машина, однако нравственно люди деградируют и становятся похожими друг на друга, теряя свою индивидуальность.

  1. В повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» ПЕРЕЧИТАЙТЕ!!!!! поднимается тема технического прогресса. Затапливать остров Матеру собираются не просто так, а для строительства гидроэлектростанции, которая нужна для оснащения всей страны энергией. Однако люди, стремящиеся к техническому прогрессу, не задумываются над тем, что во всем нужно знать меру. 
  2. Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Жена главного героя, Милдред, полностью погрузилась в мир телевидения. У них были три стены заставлены огромными экранами, однако ей и этого показалось мало. В начале у супругов были хорошие отношения, понимание и взаимоуважение. Так, главный герой любил свою жену, она отвечала ему тем же, но в конце они перестали уделять друг другу внимание. Милдред перестала что-либо замечать кроме телевидения, полностью погружаясь в виртуальную реальность. После этого их брак стал распадаться. Из этого рассказа можно сделать вывод, что люди забывают о родных и близких, ведь для них становится самым главным техника.

  3. Также в произведении М.Булгакова «Собачье сердце» рассказывается о необыкновенной операции. Профессор Преображенский решился на пересадку гипофиза бездомной собаке, однако изначального результата доктор не получил. Собака, приобретя «сердце» человека, научилась разговаривать, думать, мыслить. Однако мысли и действия были жестокими, наглыми, грубыми. В собаке соединились все отрицательные качества человека, что стало настоящим разочарованием для профессора Преображенского. Шариков оказался совершенно неуправляемым существом. История, описанная Булгаковым, как бы говорит читателю, что он должен быть в ответе за собственные изобретения. Чувство же ответственности с техническим прогрессом становится все менее актуальным для человека. Таким образом, технический прогресс может приносить пользу, как в случае с увеличением свободного времени. Однако если человек не способен правильно распределить последнее или уже не готов брать на себя хотя бы какую-то ответственность, то это уже проявление негативной стороны технического прогресса.