Самообразование 2018 - 2019

Абалян Аида Владимировна

План работы по самообразованию на тему:

«Использование песочной игротерапии в работе с детьми ОВЗ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию на тему:

«Использование песочной игротерапии в работе с детьми ОВЗ»

Год

Месяц

Этапы

Содержание работы

2018 - 2019 учебный год

Сентябрь - Октябрь

Аналитический

(изучение)

  • Определение темы по обобщению опыта работы, обоснование, ее актуальность
  • Составление плана
  • Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме.
  • Создать необходимую развивающую среду.

Октябрь - Апрель

Организационный

(обобщение)

  • Подготовить теоретический материал  по теме  самообразования.
  • Подготовить папку передвижку : «Как мы используем нетрадиционные  методы и приемы на своих занятиях»
  • Изготовить дидактический материал для совместной деятельности.

Май

Завершающий

(внедрение)

  • Подготовить консультации для родителей и педагогов по теме самообразования.
  • Изготовить картотеку игр с песком.



Предварительный просмотр:

Перспективное  планирование непосредственно образовательной деятельности  для детей 4 – 7 лет  с ограниченными возможностями здоровья по песочной игротерапии.

Номер

занятия

Тема

занятия

Цели

занятия

Октябрь

1

«Здравствуй песок»

Знакомство детей с правилами поведения в песочнице.

2

«Знакомство с жителями песочной страны»

Регуляция мышечного напряжения и расслабления.

3

«Удивительные следы»

Развитие тактильной чувствительности, воображения.

4

«Цветочная поляна»

Развивать память, мышление, восприятие цвета.

Ноябрь

1

«Песочный дождь»

Регуляция мышечного напряжения и расслабления, тактильной чувствительности.

2

«Волшебные грибочки»

Развивать умение регулировать мышечное напряжение.

3

«Узоры на песке»

развитие творческого воображения, тактильной чувствительности.

4

«Зонтики»

Развивать умение регулировать мышечное напряжение. Формировать представление о понятиях: «большой», «маленький».

Декабрь

1

«Строители»

Развитие и расширение знаний ребёнка об окружающем мире и рукотворном мире.

2

«Прятки»

Развитее тактильной чувствительности, зрительного восприятия, расслабление, активизация интереса.

3

«Ковер – самолет»

Развивать умение сравнивать предметы по цвету, по форме, по размеру.

4

«Мячики»

Формировать представление о понятии «круг». Развивать умение сравнивать предметы по цвету, по форме, по размеру.

Январь

1

«Секретное задание»

Развитие произвольности, внимания, активизация интереса.

2

«Раскопки» (с помощью кисточек)

Развитие памяти, внимания, поисковой активности.

3

«Необычные следы»

развитие творческого воображения, тактильной чувствительности.

4

«Ручейки»

Познакомить детей со свойствами мокрого песка, развитие тактильной чувствительности.

Февраль

1

«Отпечатки» (с помощью формочек)

Классификация предметов (геом. фигуры, животные, предметы).

2

«Узоры на песке»

Развитие зрительно – моторной координации, классификации, воображения.

3

«Шарики»

Совершенствовать навык регуляции вдоха и выдоха.

4

«Зоопарк»

Развитие внимания, памяти, зрительного и тактильного восприятия.

Март

1

«Узоры из камешков»

Учить детей создавать картинки, рисунки на песке, используя камешки, развивать фантазию.

2

«Мы исследователи»

Способствовать развитию мелкой моторики, зрительного и тактильного восприятия.

3

«Угадай, чей след?»

Развитие внимания, памяти, зрительного и тактильного восприятия.

4

«Укрась ладошки»

Повышение самооценки ребёнка.

Апрель

1

«Найди клад»

Развивать зрительную память, воображение.

2

Сказка «Репка»

Развивать умение выражать свое эмоциональное состояние.

3

«Веселые вагончики»

Развивать умение снимать мышечное напряжение; развивать память, восприятие цвета.

4

«Песочные строители»

Развивать пространственные представления, развивать слуховую и зрительную память.

Май

      1

«Песочный круг»

Развитие внимания, памяти, зрительного и тактильного восприятия.

2

«Победитель злости»

Учить ребенка справляться с гневом, не испытывая страха

3

«Кто к нам приходил?»

Развитие зрительного и тактильного восприятия.

4

«Норки - холмики»

Учить детей создавать картинки, рисунки на песке, используя камешки, развивать фантазию.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка»

Технологическая карта НОД с элементами песочной игротерапией

Тема: ««Путешествие в Песочную страну»

Средняя группа

Составил : педагог-психолог

Абалян Аида Владимировна

с. Звериноголовское 2019 год

Тема: ««Путешествие в Песочную страну»

Цель: Формирование коммуникативных умений и навыков, умение работать в группе. Привлечь внимание детей к эмоциональному миру человека. Способствовать снижению уровня тревожности.

Задачи:

Образовательные: Познакомить с песком, песочницей, правилами поведения в ней;

Развивающие: Развивать воображение, любознательность; развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность;

Воспитывающие: Воспитывать умение играть в песок; прививать в процессе познавательной деятельности любовь к окружающему миру;  уверенность в собственных силах.

Содержание занятия

Этап НОД

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводная часть

Здравствуйте дети. Сегодня к нам пришли гости, давайте им улыбнемся и поздороваемся.

Дети здороваются.

Проблемная ситуация, постановка и принятие детьми цели занятия.

Основная часть

Пальчиковая гимнастика

- Сегодня, я хочу пригласить Вас в необычное путешествие. Мы с Вами отправимся в таинственный и загадочный мир песка в «Песочную страну». Готовы, отправиться в путешествие?

- Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глазки.

- В страну волшебства отправляемся мы, где будем смеяться, грустить, удивляться. С героями этой волшебной страны, мы будем встречаться. Нас ждут приключения, сказки, игра. Ну что, вы готовы?

-Тогда нам пора.

- Открываем глазки. Ну вот мы попали в Песочную страну, посмотрите кто нас встречает. Это житель песочной страны – мудрая черепаха. Посмотрите, какая она хорошая, потрогайте ее ручкой. Послушаем, что она говорит?

- Я открою вам секреты, только надо знать при этом, правило моей страны. Здесь нельзя кусаться, драться и нельзя песком кидаться, можно строить и творить, реки, горы и моря, чтобы жизнь вокруг была. Никого не обижать, ничего не разорять, это мирная страна, дети поняли меня?

-  Черепаха наши ребята тебя очень внимательно слушали, и конечно же запомнили правило твоей страны.  

- Повторим для черепашки? Давайте попробуем.

- Черепашка посидит рядышком, а я хочу рассказать Вам одну историю.

- В одной сказочно стране жила-была мудрая черепашка, много лет она создавала свою страну, ползала по белому свету, и собирала самый лучший песок для своей страны. В песочной стране можно строить горы, реки, создавать моря и океаны, можно сажать цветы и разговаривать с животными.  Вот такие чудеса. Но как в любой песочной стране, в пустыне  в этой стране очень много света, солнца, много тепла. Но, к сожалению очень мало растений, деревьев и цветов. Потому что в этой стране совсем нет влаги. Очень мало воды в Песочной стране. Нашей черепашке от этого очень грустно, ведь ей так хочется, что бы в ее стране выросло хоть одно большое красивое дерево. Под которым она могла бы отдыхать в жару под ветвистыми  ветками.  

- Я хочу Вам предложить для нашей черепашки создать такое дерево на песке.

- Попробуем?

- Попробуем, а черепашка на это посмотрит. Хорошо?

- Вставайте, проходите пожалуйста к песочнице.

- Давайте с вами подойдем, поднимем ваши рукава, что бы не один герой, житель песочной страны не покинул ее, спрятавшись в ваших рукавах.

- Давайте с вами поздороваемся с песочком.

- А теперь поздороваемся с помощью рук. Поднимем правую ручку, пальчиками правой ручки, потрогаем песочек, молодцы. Теперь пальчиками левой ручки потрогаем песок. А теперь двумя ручками одновременно потрогаем песочек. Ладошкой правой руки коснемся мы песочка, помнем, нажмем хорошенько. Теперь ладошкой левой руки тоже коснемся песочка, попробуем какой он на ощупь. Теперь двумя ладошками будем разминать песок тщательно, молодцы. Перевернем ручки и внешней стороной тоже потрогаем, какой же он на ощупь. Хорошо, молодцы. А теперь возьмем в правую ручку песочек и попробуем высыпать песочек, а теперь подставим левую ручку и почувствуем как песок из правой ручки падает на ладошку, теперь поменяем ручку, возьмем песок в левую ручки и на правую ручку будем пересыпать песок. Молодцы.

- А теперь послушайте меня пожалуйста, обратите внимание в нашей волшебной стране голубые бортики, как вы думаете для чего они? На что они похожи?

- Но в нашей песочной стране есть еще один секрет. Посмотрите, если мы раздвинем песок, то обнаружим голубое дно.

- Видите? Для чего это нужно?

Конечно, для моря. Ведь  можно создавать море,  можно создавать, посмотрите горы озеро, речку или  подземное царство. Можно строить все что угодно. Можно сделать дом, построить мост,  ну и конечно же можно сделать дерево для нашей песочной черепашки, гостеприимной черепашки.

- Давайте построим?

- Прежде чем построить дерево мы сделаем пальчиковую гимнастику, разомнем наши пальчики.

- Приготовьте пожалуйста ваши кулачки, наши кулачки станут черепашками.

- У каждой черепашки будет панцирь, спинка. Показали мне ваших черепашек. Ну что готовы?

- Черепашка, черепашка,  в панцире живет.

  В стране своей песочной тихонечко бредет.

Ложиться то на спинку, а после на живот,

То высунет головку, обратно уберет (2 раза). Молодцы. Какие веселые черепашки у нас.

Дети слушают педагога-психолога.

ДА

Выполняют действия и слушают педагога-психолога.

Да.

Дети трогают черепаху и внимательно слушают.

Да.

Да. С педагогом проговаривают правило «Песочной страны».

Дети садятся на стульчики.

Да.

Да.

Дети подходят к песочнице.

Поднимают рукава

Здравствуй песочек.

Дети выполняют действия

На небо, на облака

Для моря

Да.

Да

Действие детей

Применение нового на практике, актуализация знаний, представлений

Заключительная часть

- Теперь мы с вами готовы строить дерево .

- Давайте разровняем песочек, что бы он был ровным, и нам было удобно строить.

- Посмотрите на меня ребята, послушайте.

-Наше дерево растет из земли, оно растет, образуя высокий, высокий ствол, (действие педагога). У нас получился высокий красивый ствол, и конечно у него будут веточки, а веточки мы сейчас сделаем с помощью наших ладошек.

- Прикладываем ладошки и сильно прижимаем, что бы  остались отпечатки ваших ладошек, посильнее будем нажимать.

- Ребята скажите пожалуйста, какой песок на ощупь?

- Вы чувствуете песчинки?

- Посмотрите какое красивое дерево у нас получилось с нашими ладошками в место веток, но мне кажется что чего то не хватает.

-Что не хватает  ребята?

-Давайте с вами ладошки отряхнем, над песочницей,  тихонечко.

-Посмотрите у нас на тарелочки есть вот такие украшения для нашего дерева, у нас есть листочки и  плоды.

-Давайте украсим наше дерево.

- А черепашка внимательно наблюдает за вашей работой.

- Распределяйте листья, плоды, украшения по веточкам нашего дерева, что бы было равномерно.

- Очень красиво получается, молодцы ребята.

- Давайте полюбуемся, вам нравиться ребята?

-Черепашка тебе нравиться дерево которое построили дети?

- Черепашке очень понравилось наше волшебное дерево, она очень благодарно Вам за вашу работу, за такое волшебство в «Песочной стране».

- Красиво получилось, спасибо вам ребята большое.

Ну а нам с вами уже пора покидать мир «Песочной страны» и возвращаться обратно в детский сад, в нашу группу.

- Вставайте в круг, возьмитесь за руки, закройте глаза.

- В волшебной стране побывали мы с вами,

  полна она сказками и чудесами,

 за руки друг друга мы крепко возьмем

из сказки в наш сад мы домой попадем.

- Открывайте глаза.

- Ну вот мы с вами оказались в нашем детском саду, наше путешествие подошло к концу.

-  Ребята скажите мне пожалуйста, где мы с вами побывали?

- Что интересного мы увидели там?

- Что нового мы узнали?

- Для чего черепашке дерево?

- Вам понравилось наше путешествие?

-  А сейчас мы скажем всем до свидания и  пойдем в группу и обязательно помоем руки с мылом.

- Спасибо Вам большое.

Дети выполняют задание

Дети слушают педагога-психолога

Дети выполняют действие.

Мягкий, влажный, мокрый, приятный, холодный, теплый.

Да

Не хватает листьев

Дети отряхивают ручки

Дети украшают дерево

Да

Дети встают в круг, берутся за руки и закрывают глаза.

Открывают глаза

в «Песочной стране»

Черепашку

Что из песка можно создать море, реки, подземное царство, построить дом и создать волшебное дерево.

Для того, что бы она отдыхала в знойную жару.

Да.

До свидания.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание по теме «Путешествие в песочную страну»

Добрый вечер,  уважаемые родители. Мы рады новой встречи с Вами. Чтобы снять напряжение, я предлагаю упражнение: «Приветствие». По кругу пускаем мяч, и называем себя ласковым именем, например: «Я умница» и т. д.                          Вот теперь я вижу улыбки  на Ваше лице.                                                                                Поскольку форма нашей сегодняшней встречи носит информационно-просветительский характер, и учитывая сложность восприятия педагогической информации, проведем наше собрание в виде игрового практикума. Итак, начинаем.

Отгадайте загадку:                                                                                                                      Он очень нужен детворе,

Он на дорожках, во дворе,

Он и настройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

 

Песок –это дар природы. Это материал доступен каждому ребенку. Ребенок не боится его, потому что  с самого раннего детства, Вы, научившись ходить, отправляетесь в большую педагогическую песочницу, которая есть в каждом дворе.

Игры с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка. Они позитивно влияют на эмоциональное состояние, способны стабилизировать эмоциональное самочувствие ребенка. Манипуляции с песком успокаивают импульсивных, очень активных детей, и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных, полезны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений. А все это напрямую связанно с развитием речи, мышления, внимания, наблюдательности и памяти. Игры с песком положительно влияют на развития воображения и творческих способностей детей, так как в песочнице ребенок может дать волю своей бурной фантазии.

И сегодня мы с Вами отправимся в путешествие в «Песочную страну».

Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза.

В страну волшебства отправляемся Мы, где будем смеяться, грустить, удивляться. С героями этой волшебной страны, мы будем встречаться. Нас ждут приключения, сказки, игра. Ну, что Вы готовы? Тогда нам пора.

Ну вот Мы с Вами оказались в песочной стране. Мы отправимся в гости к песочному человеку. Он расскажет о свойствах песка.

В песочной стране есть свои правила: здесь нельзя кусаться, драться, и в глаза песком кидаться! Можно строить и творить. Никого не обижать, ни кого не разорять! Это мирная страна, ну что Вы поняли меня? Тогда присаживайтесь.

«Песочный дождь»

Цель: развивать умение регулировать мышечное напряжение. Снижение эмоционального напряжения.

В песочной стране сегодня идет дождь. Давайте научимся с Вами делать дождь: высыпаем песок из кулачка в песочницу, затем пересыпаем его из кулачка в ладошку.

А теперь возьмем горсть песка в кулачек и постараемся его изо всех сил зажать что бы ни одна песчинка не просыпалась. Получается? Чем больше мы пытаемся удержать песок, тем больше он просыпается, а теперь просто расслабьте руку, разожмите кулачек, и песок перестает высыпаться. Здесь мы сразу вносим коррекционный момент, т. е. расслабиться и терпеливо ждать.

«Прятки»

Цель: развивать умение сравнивать предметы по цвету, по размеру; развивать умение снимать мышечное напряжение.

- Озорные жучки очень любят играть в прятки. Поиграем с ними? Вы закрываете глаза и сосчитайте до 5, а жучки спрячутся.

Будем мы жучков искать и вместе с ними мы играть. Песочек пальчиками шевелите, озорных жучков найдите.

«Дорога к домику»

Озорных жучков Вы нашли, а теперь им пора домой.

Давайте проложим дорожку из камешков и проводим жучков домой.

Вот таки не сложные но очень полезные и познавательные упражнения можно проводить с ребенком каждый день. в любое свободное время. Дети в восторге от таких игр.

Ну а нас ждет в гости кукла Маша, пойдемте к ней. И она нам расскажет о кинетическом песке.

Кинетический песок – уникальный материал для занятий и игр с детьми всех возрастов. Он позволяет строить замки не хуже, чем из обычного влажного песка, при этом невероятно приятный на ощупь. Для ребенка это не только интересное, но и полезное времяпрепровождение. А для взрослого – возможность расслабиться, ведь так приятно погрузить свои руки в мягкую массу.

Также в процессе игры с песком можно развивать речь ребенка, знакомить его с окружающим миром, изучать буквы, счет, свойства предметов и многое другое.

«В гости к Маше»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения, мелкой моторики, упражнения направленные на снятие психо - эмоционального напряжения и агрессии.

Мы попали в гости к кукле Маши. У нее сегодня день рождения, но она почему-то грустит. Давайте ее развеселим и испечем ей вкусные, разноцветные печенье.

У нас с Вами для этого есть все.

Игры с кинетическим песком направлены на:

  • сенсорное развитие
  • развитие мелкой моторики,
  • развитие фантазии,
  • снятие напряжения, расслабление,
  • работу со страхами и неврозами у детей,

развитие сосредоточенности.

В самом начале, как правило, дети мнут песок, оставляют отпечатки ладошек, пропускают сквозь пальцы.

Здесь подойдут обычные формочки для песка. Но можно разнообразить игру, взяв формочки для кексов или любые маленькие емкости. Мы еще выдавливаем разные фигуры, используя формы из наборов для лепки. Разровняйте песок и предложите малышу оставлять на нем отпечатки различными предметами. Дети любят втыкать в песок тонкие длинные предметы. Можно использовать соломинки или шпашки, спички, счетные палочки. Сделайте с ребенком колбаску или слепите тортик. Предложите малышу стеком или пластиковым ножом порезать блюдо на кусочки.  

Ну вот у нас все готово, нальем чай Маше, угостим ее печеньем, пожелаем ей верных, хороших друзей. Ну а нам пора отправляться в путь.

В царство мокрого песка.

И вот мы с вами пришли в «Царство мокрого песка».  

В  одной сказочной стране жила мудрая черепаха, много лет она создавала свою страну, ползала по белому свету, и собирала самый лучший песок для своей страны. В песочной стране можно строить горы, реки, создавать моря и океаны. Можно сажать цветы и разговаривать с животными. Вот такие чудеса. Но в этой стране очень много тепла и света, и к сожалению очень мало деревьев. Нашей мудрой черепахе от этого немного грустно, ведь ей так хочется, что бы в ее стране выросло хоть одно большое красивое дерево, под которым она могла бы отдыхать в жару. Давайте создадим такое дерево не песке?

Прежде чем приступить к работе, давайте сделаем пальчиковую гимнастику.

Приготовьте ваши кулачки, и повторяйте за мной.

- черепашка. черепашка, в панцире живет,

В стране своей песочной тихонечко бредет.

Ложиться то на спинку, а после на живот,

То высунет головку, обратно уберет.  (2 раза)

Посмотрите пожалуйста. наше дерево растет из земли, оно растет, образуя высокий  ствол. У нас получился высокий красивый ствол, ми конечно у него будут ветки, а ветки Вы сейчас сделаете с помощью Ваших ладошек.

- Прикладывайте ладошки и сильно прижимайте, что бы остались отпечатки.

_ Посмотрите какое красивое дерево у нас с Вами получилось, но чего то не хватает?

- У нас есть вот такие красивые украшения, давайте украсим наше дерево.

Красивое, раскидистое дерево у нас с вами получилось, черепаха очень довольна, она очень благодарна Вам за вашу работу. Ну а нам пора покидать мир «Песочной страны» и отправляться обратно в наш детский сад.

Встаем в круг, беремся за руки, закрываем глаза.

- В волшебной стране побывали Мы с Вами,

полна она сказками и чудесами.

За руки друг друга мы крепко возьмем

Из сказки в наш сад мы домой попадем.

Наше путешествие подошло к концу. Большое Вам спасибо.

Какое задание было самым увлекательным?

Что вам больше всего понравилось и запомнилось?

Что нового вы унесете с собой?

Какое у Вас настроение?

Я надеюсь, что каждый из Вас захочет иметь дома маленькую песочницу, будет играть в ней не только со своим малышом но и сам, после трудного рабочего дня.

Я надеюсь. что наша встреча была плодотворной и полезной. Спасибо за внимание.