МОИ ОТКРЫТЫЕ УРОКИ

Буцыка Галина Михайловна

Мои открытые уроки по профессиональному экономическому циклу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
    СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
                           МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
                           ПОДОЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ

     Методическая разработка открытого урока

по ПМ 01. Управление земельно-имущественным комплексом

МДК 01.01. Управление территориями и недвижимым имуществом

Тема 1.8. Рынок недвижимости

для специальности 120714 «Земельно-имущественные отношения»

(базовой подготовки)

        

                                                   Подольск

                                                        2014

Рассмотрено на заседании                                 УТВЕРЖДАЮ

общепрофессионального цикла                 Зам. директора по УМР

специальностей  080114              ГБОУ СПО  Подольского колледжа          120714

______________Г.М.Буцыка         _______________Н.Н.Ольхова                  

___________________ 2014г.                  _______________2014 г.

Разработала преподаватель

экономических дисциплин                                         Г.М.Буцыка

Рецензент:

преподаватель

общепрофессиональных дисциплин

ГБОУ СПО МО «Подольский колледж»                 М.А.Чернышева

                              СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                4

  1. Пояснительная записка                                                               5
  2. Оборудование урока                                                                    7
  3. План урока                                                                                    8
  4. Ход урока                                                                                      9

Заключение                                                                                           11

Литература                                                                                           12

Приложение 1. Конспект занятия                                                      13

Приложение 2. Презентация тематики урока                                   23

                                               Введение

Рабочая программа профессионального модуля ПМ 01.

ТЕМЫ 1.8. РЫНОК НЕДВИЖИМОСТИ 

является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 120714 Земельно –

имущественные  отношения (базовая подготовка), входящей в укрупненную группу специальностей 120000 Геодезия и землеустройство, по направлению подготовки 120700 Землеустройство и кадастры, в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Управление земельно-имущественным комплексом и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

  1. Подготавливать документацию, необходимую для принятия управленческих решений по эксплуатации и развитию территорий.
  2. Готовить предложения по определению экономической эффективности использования имеющегося недвижимого имущества.
  3. Участвовать в проектировании и анализе социально-экономического развития территории.
  4. Осуществлять мониторинг земель территории.

1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля ПМ 01.

ТЕМЫ 1.8. РЫНОК НЕДВИЖИМОСТИ 

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля ПМ 01.

Темы 1.4. и Темы 1.8.              должен:

иметь практический опыт:

составления документации, необходимой для принятия управленческих решений по эксплуатации и развитию территорий;

уметь:

осуществлять сбор информации, вводить ее в базу данных геоинформационных систем для последующего использования в профессиональной деятельности;

выявлять территориальные проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций в области земельно-имущественных отношений;

осуществлять контроль над соблюдением законодательства в области охраны земель и экологической безопасности при реализации проектов по эксплуатации и развитию территорий;

знать:

основы правового, экономического и административного регулирования земельно-имущественных отношений территории;

методы, приемы и порядок ведения мониторинга земель территорий;

механизм принятия решения об организации контроля использования земельных участков и другой недвижимости территории;

обеспечение охраны земли на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении;

    Методическая разработка открытого урока представляет одно из направлений освоения дидактического материала по теме 1.8. «Рынок недвижимости» занятия «Рынок недвижимости, его специфика и структура». Лекционный материал и презентационный показ позволяет более ясно и полно представить тематику урока и наглядно продемонстрировать материал для запоминания.  

  1. Пояснительная записка

Тема 1.8.Рынок недвижимости

ПМ.01. Управление земельно-имущественным комплексом

МДК 01.01. Управление территориями и недвижимым имуществом

Тема открытого урока:  

«Рынок недвижимости, его специфика и структура»

 

группа 129 очной формы обучения, базовой подготовки

специальность 120714 Земельно-имущественные отношения

Содержание занятия:

Особенности формирования рынка недвижимости в России, его направленности в сфере недвижимости и структура формирования по видам недвижимости                              

Цель проведения открытого урока

Демонстрация применения активных,  информационно-развивающих, демонстрационных методов обучения по Теме 1.8. Рынок недвижимости

ПМ.01. Управление земельно-имущественным комплексом

МДК 01.01. Управление территориями и недвижимым имуществом

Вид занятия – комбинированный урок

Комбинированный урок строится на совокупности звеньев процесса обучения. Комбинированный урок позволяет придавать учебному процессу относительно законченный характер. На этом уроке сочетаются изложение нового материала и проверка усвоения знаний и умений, их закрепление и совершенствование, выработка умений и навыков, т.е. реализация взаимосвязанных дидактических целей. Логика учебного процесса диктует стабильную структуру комбинированного урока.

     

Методы обучения – активные, информационно-развивающие методы, с помощью которых студенты получают учебную информацию в готовом виде: в изложении преподавателя и  в сопровождение тематической презентации.  Для активизации познавательной деятельности студентов использовались традиционные методы обучения с применением таких приемов, как постановка вопроса при изложении материала, включение в него отдельных обращений к наглядным презентационным и техническим средствам обучения, побуждающие к ведению записей, созданию опорных конспектов.

В презентации четко выделены основные понятия, даны определения, каждое из сформулированных  положений разъясняется и иллюстрируется, способствующие конкретизации воспринимаемого содержания материала.

Цели урока:

1.Дидактическая

- организационная форма обучения, где сообщается новый учебный материал, а студенты активно его воспринимают;

- систематизация и обобщение накопленных знаний;

- формирование идейных взглядов, убеждений, мировозрения;

- развитие познавательных и профессиональных интересов;

- связь с общепрофессиональными дисциплинами.

2.Обучающая:

- приобретение студентами навыков по анализу рынка недвижимости;

- подготовка к самостоятельной работе по  выполнению выпускной квалификационной работы;

- приобретение навыков работы с аналитической информацией и источниками ее получения.

 

3.Развивающая:

- формирование у студентов аналитического мышления и теоретических знаний, необходимых для их профессиональной деятельности;

- развитие профессионального общения и культуры речи;

- приобретение навыков анализа полученных знаний;

- побуждение студентов к рефлексии;

- развитие глубокого понимания проблем;

- развитие познавательных способностей.

4.Воспитательная:

- развитие способности формирования профессиональной направленности студентов (Желание быть профессионалом);

- -стимулирование и формирование положительного отношения к учебному процессу по профессиональному модулю;

- развитие теоретических знаний и  способностей студентов;

-формирование нравственных черт характера личности: доброжелательности, душевности, терпимости, разумной требовательности;

-формирование адаптационных качеств к будущей профессиональной деятельности;

- формирование активной личности, способной самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность;

- развитие мотивации студентов к будущей профессии;

- развитие активности личности в учебном процессе.

  1. Оборудование урока

                                                                   

  1. Аудитория, предназначенная для презентационных занятий.

  1. Лекционный материал по теме занятия.

  1. Компьютер.

  1. Интерактивная система  для просмотра презентации.

  1. Учебное пособие.

  1. Доска и мел.

                     3. План урока                    

  1. Организационный момент – активизация мыслительной и познавательной деятельности студентов.
  1. Проверка наличия студентов по списочному составу.
  2. Объявление темы занятия.
  3. Объявление содержания занятия.
  4. Объявление целей занятия.                                    

                                                                             Время 3 мин.

  1. Постановка задачи, которую необходимо выполнить в процессе занятия - усвоение нового материала по теме занятия:  «Рынок недвижимости, его специфика и структура»
  1. Объявление цели – создать психологический настрой, подчеркнуть теоретическую и практическую значимость занятия.
  2. Повторение пройденного материала и проверка знаний студентов.
  3. Анализ и оценка  результатов опроса студентов.
  4. Фиксирование результатов подготовки студентов к опросу в классном журнале или табеле преподавателя.

                                                                                     Время 15 мин.

  1. Изложение нового материала
  1. Инструктаж по правилам  поведения на занятии при сопровождении лекционного материала презентацией.
  2. Лекция визуализация с элементами беседы.
  3. Презентация по представленной теме занятия.
  4. Заполнение студентами опорных конспектов.
  5. Подведение итогов изученного материала - преподаватель выделяет опорные сведения темы занятия.

                                                               Время 55 мин.

  1. Закрепление нового материала
  1. Беседа по вопросам.
  2. Дискуссия на примерах жизненного опыта студентов.

         Время 15 мин.

  1. Задание на дом 

5.1.Проработка конспекта по теме  «Региональные особенности формирования и функционирования рынка недвижимости» по учебной литературе:

- Асаул А.Н., Карасев А.В. Экономика недвижимости: Учебное пособие. 2012  

- Хан О.К., Иванов В.В. Управление недвижимостью: уч.пос./М. «Инфра-М»

- Балабанов И.Т. Операции с недвижимостью в России: Учебник, / И.Т. Балабанов М.: Финансы и статистика, 2012.

                                                              Время 2 мин.

                                          4. Ход урока

  1. Приветствуются студенты. Староста докладывает о наличии студентов на занятии.
  2. Сообщается тема занятий.
  3. Объявляется содержание занятия.
  4. Объявляется цель занятия.
  5. Ставятся конкретные задачи, которые  необходимо решить на занятии.
  6.  Решается поставленная задача.

Формулируется поставленная задача:  Изучение особенности формирования рынка недвижимости в России, его направленности в сфере недвижимости и структура формирования по видам недвижимости                              

  1. Ставится цель: Выделяется значимость изучения данной темы как профессиональных навыком будущей профессии.
  2. Проводится фронтальный и индивидуальный опрос студентов по пройденному материалу Темы 1.8.

Вопросы:

  1. Рынок недвижимости: сущность, объекты и субъекты рынка.
  2. Законодательная и нормативная база развития отечественного рынка недвижимости. 

     3. Рынок недвижимости как интегрированная категория и его организационно-экономическое содержание.

    4.  Особенности и закономерности рынка недвижимости.

    5.  Организационно-экономическое содержание рынка недвижимости.

    6. Рынок недвижимости как интегрированная категория, обладающая основными характеристиками, присущими рынку инвестиций, товаров и услуг.

   7. Инфраструктура и механизм функционирования рынка недвижимости.  

   8 . Спрос и предложение: механизм регулирования. 
  9. Влияние стратегических направлений в развитии экономики страны на рынок недвижимости.

  10. Характер влияния на рынок недвижимости общеэкономических показателей развития экономики страны.

  11. Особенности рынка недвижимости в системе рынков.

  12. Спрос и предложение на рынке недвижимости.

  13. Инфляционные процессы и капитальные вложения в недвижимость.

  1. Анализируются ответы студентов и оцениваются, по пятибалльной шкале, с выставлением оценок в классный журнал.
  2. Проходит изложение нового материала с элементами беседы и дискуссии.
  3. Представляется презентация лекционного материала, где еще раз  рассмотрены основные элементы теоретического материала.
  4. В процессе показа презентации теоретического материала, студенты заполняют опорные конспекты и выделяют основные вопросы для самоконтроля по представленному занятию.
  1. Закрепление нового материала
  1. Преподаватель озвучивает заключение по представленному материалу, где выделяет опорные сведения темы занятия.
  2. Закрепление нового материала проводится по разработанным студентами конспектам, перекрестным опросом, где одни задают вопрос, а другие отвечают. Приводятся примеры из практического навыка студента.
  1. Выдается задание на дом
  1. Проработка конспекта по предложенной литературе.
  2. Отработка вопросов для самоконтроля изученного материала.

Вопросы:

  1. Рынок недвижимости в рыночной экономике.
  2. Связь рынка недвижимости с финансовым рынком и реальной экономикой.
  3. Национальные особенности рынков недвижимости.
  4. Региональная экономика и рынок недвижимости.
  5.  Физические и юридические особенности недвижимости и их влияние на функционирование рынка недвижимости.
  6. Трансакционные издержки и проблема ликвидности на рынке недвижимости.
  7. Локальность рынка недвижимости.
  8. Цикличность рынка недвижимости и связь с цикличностью развития реальной экономики и финансового рынка.
  9. Рынок недвижимости как несовершенный рынок.
  10. Следствия несовершенства рынка недвижимости. 
  11. Основные принципы сегментации рынка недвижимости.
  12. Первичный и вторичный рынки недвижимости и их взаимодействие.
  13. Рынки капиталов и товаров на рынке недвижимости жилой и коммерческой недвижимости.
  14. Рынок продаж и рынок аренды.
  15. Особенности с отдельными видами недвижимости. 

                                             Заключение

Представленная форма проведения учебно-познавательного занятия позволяет активизировать студентов для изучения поставленной задачи, оценить уровень усвоения материала. Очевидна значимость полученных знаний по другим профессиональным модулям, специальным и общеобразовательным дисциплинам для последующего их применения в профессиональной деятельности.

После проведения комплексного занятия итогом обучения студентов является:

Студент должен знать:

специфику  формирования рынка недвижимости в России, его направленности в сфере недвижимости и структура формирования по видам недвижимости                            

 Студент должен уметь:

пользоваться основными информационными источниками и анализировать их для формирования суждений об объекте недвижимости.

                Литература:

Основные источники:

  1. Асаул А.Н., Карасев А.В. Экономика недвижимости: Учебное пособие, 2012.  
  2. Хан О.К., Иванов В.В. Управление недвижимостью: учебное пособие/М., «Инфра-М», 2012
  3. Балабанов И.Т. Операции с недвижимостью в России: Учебник, / И.Т. Балабанов М.: Финансы и статистика, 2012.
  4. Гражданский кодекс РФ: Ч. 1, 2. М..
  5.  Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними» от 21.07.97 № 122-ФЗ.
  6. Комментарии к ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними». М.
  7. Закон Р.Ф. «Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства. М.
  8. Кожухар В.М. Введение в специальность. Экспертиза и управление недвижимостью: учебное пособие/М., Дашков и К, 2011
  9. Смирнов В.В., Аренда недвижимости (зданий, сооружений, нежилых помещений): учебное пособие / В.В. Смирнов, З.П. Лукина, М.: «Ось-89»
  10.  Гришаев С.П. Все о недвижимости (регистрация прав, купля-продажа, мена, дарение, аренда, ипотека, наследование): учебно-практическое пособие. / С.П. Гришаев, М., 2012.

Дополнительные источники:

  1. Калачева С.А. Сделки с недвижимостью: учебное пособие / С.А. Калачева, М.: Приор, 2012.
  2. Гонгало Б.М., Сделки с недвижимостью: учебное пособие / Б.М. Гонгало, П.В. Крашенинников М.: 2012
  3. Сивкова Л.А. Недвижимость: маркетинг, оценка: учебное пособие / Л.А.Сивкова, М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2012.

Приложение 1

Конспект занятия «Рынок недвижимости, его специфика и структура»

Ведение

Среди элементов рыночной экономики особое место занимает недвижимость, которая выступает в качестве средств производства (земля, адмиʜᴎϲтративные, производственные, складские, торговые и прочие здания и помещения, а также другие сооружения) и предмета или объекта потребления (земельные участки, жилые дома, дачи, квартиры, гаражи). Недвижимость выступает основой личного существования для граждан и служит базой для хозяйственной деятельности и развития предприятий и организаций всех форм собственности. В России происходит активное формирование и развитие рынка недвижимости, появился слой новых владельцев недвижимости как в сфере личного потребления, так и во многих сферах предпринимательской деятельности. Образовались коммерческие структуры, действующие на рынке недвижимости. Разворачивается деятельность отечественных и зарубежных инвесторов, для котоҏыҳ большое значение имеет приобретение гарантированных прав пользования землей и правовая защита их интересов. Изменилось налоговое законодательство, и появились новые для большинства граждан России налоги: налог на имущество физических лиц и налог на имущество, преходящее в порядке наследования и дарения. Начало развиваться местное законодательство по регулированию сферы недвижимости.

 Цель занятия, рассмотреть и проанализировать закономерности функционирования и развития рынка недвижимости.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определение, функции и особенности рынка недвижимости;

- структура рынка недвижимости;

- сегментация рынка недвижимости;

1. Функции и особенности рынка недвижимости

Рынок недвижимости - система правовых, экономических, организационных и культурных отношений между субъектами рынка недвижимости по поводу создания, формирования, распределения, обмена, потребления полезных свойств, а также прав и обязанностей, вытекающих из обладания объектов недвижимости. Рынок недвижимости, как сектор рыночной экономики, имеет большое значение, что подтверждается:

· колоссальной стоимостью национального богатства, материализованного в недвижимости, из которого по крайней мере половина может быть вовлечена в рыночный оборот и приносить ренту - владельцам, доход - предпринимателям, налоговые и другие платежи - в федеральный, региональные бюджеты, бюджеты муниципальных образований;  достигнутой уже сегодня высокой долей рынка недвижимости в валовом национальном продукте;  достигнутым в ряде регионов и городов высоким уровнем доходов бюджета от ᴨȇрвичной продажи, сдачи в аренду государственной и муниципальной недвижимости (в том числе земли);  высоким уровнем сборов в бюджет от налогов на недвижимость и сделок с ней; большим количеством рабочих мест, созданных в ходе становления и развития рынка недвижимости.

Рынок недвижимости в национальной экономике выполняет следующие функции:

· эффективное решение социальных задач, связанных с созданием и использованием полезных свойств недвижимости;

· отчуждение полных или частичных прав собственности на объекты недвижимости от одного экономического субъекта к другому и защиту его прав;

· свободное формирование цен на объекты и услуги;

· ᴨȇрераспределение инвестиционных потоков между конкурирующими видами объектов недвижимости;

· ᴨȇрераспределение инвестиционных потоков между конкурирующими способами использования земель.

Рынок недвижимости имеет ряд сᴨȇцифических особенностей:

· локализация рынка, поскольку его товары неподвижны, а ценность их в значительной мере зависит от внешней окружающей среды;

· значительно меньшее число сделок купли-продажи;

· владение недвижимостью и сделки с ней обычно предполагают четыре вида затрат: единовременные сравнительно крупные инвестиции; на поддержание объекта в функциональном состоянии (ремонт, эксплуатационные расходы); налог на недвижимое имущество; государственная пошлина и другие сборы на сделки;

· сравнительно высокая стеᴨȇнь государственного регулирования рынка

законодательными нормами и зонированием территорий (регулируется земельным и гражданским законодательством с учетом водного, лесного, природоохранного и иного сᴨȇциального права);

· рынок недвижимости несовершенен.

Остановимся подробнее на последней особенности рынка недвижимости. Совершенный конкурентный рынок предполагает, что:

· покупатели и продавцы должны иметь точную информацию о ценах;

· продукт на рынке должен быть однородным;

· на рынке должна существовать совершенная мобильность, то есть покупатели и продавцы должны иметь возможность и быть готовы к ᴨȇремещению для совершения покупки точно так же, как и товары должны быть ᴨȇремещаемы;

· продавцов и покупателей на рынке должно быть так много, что ни один из них не мог бы влиять на рыночную цену;

· спрос и предложение эластичны по цене;

· издержки сделок низки по сравнению со стоимостью товара.

Любые отклонения от вышеприведенных условий снижают эффективность распределения ресурсов через ценовой механизм. Рассмотрим, в какой стеᴨȇни соответствуют характеристики рынка недвижимости условиям совершенного конкурентного рынка. Точная информация о ценах. Так как рынок недвижимости не является централизованным, как, например, рынок ценных бумаг, сделки и цены сделок не становятся моментально доступными сразу всем участникам рынка. Одна из сᴨȇцифических особенностей рынка недвижимости состоит в дефицитности и адекватности рыночной информации, что обусловлено, главным образом, географическим разделением рынка с локализацией спроса и предложения, нерегулярным получением информации продавцами и покупателями по мере потребности в ней. Здесь трудно получить сведения о ценах фактически состоявшихся сделок, их содержании. Однородность продукта. Сложность и многообразие прав в совокупности с уникальными физическими характеристиками каждого объекта являются одной из главных причин несовершенства рынка недвижимости. Некоторые ценообразующие характеристики объекта, такие как тип здания, возраст, размеры, общее состояние и условия аренды могут быть известны. Но детали конструктивных особенностей, особенности конкретных интересов и местоположения, которые, в конечном счете, и будут определять ценовой уровень, могут быть выявлены и проанализированы только профессиональным оценщиком. Недвижимость может обладать различными физическими потребительскими свойствами: материалом изготовления, стеᴨȇнью новизны, архитектурным стилем, внутренней планировкой, отделкой, сроком службы и др. Даже при совпадении внешних и эксплуатационных свойств недвижимость может различаться местоположением к подъездным путям, предприятиям инфраструктуры, экологической особенностью региона и т. д. Для жилой недвижимости важен вид из окна (во двор, на улицу, на соседний дом), близость к центру, месту работы и т. д. Мобильность продуктов. Данному критерию рынок недвижимости не соответствует уже в силу классического определения недвижимости. Большое количество продавцов и покупателей. Многообразие характеристик недвижимости, в особенности местоположение, в совокупности с отсутствием на местном рынке аналогичной недвижимости-заменителя дает отдельным продавцам элемент монопольного положения на рынке. Ограничено количество продавцов недвижимости, находящейся в экологически чистых и центральных районах, объектов с высокими потребительскими свойствами, новых объектов, объектов с выразительным художественным стилем. Пользуясь дефицитом информации о соответствующих ценах или арендных платах, продавец может достигнуть в сделке цены, которая существенно выше рыночного уровня. Ограничено и число покупателей недвижимости, так как последняя, в силу ᴨȇречисленных потребительских свойств, имеет высокую цену. Ограниченность продавцов и покупателей приводит к формированию практически индивидуальных цен.

Низкие транзакционные издержки - издержки, которые несут покупатели и продавцы недвижимости по заключению. Необходимость привлечения профессиональных консультантов, достаточно высокие комиссионные и существенные налоги и сборы в сумме составляют достаточно высокий процент по отношению к сумме сделки. Величина издержек при проведении сделок с жилой недвижимостью сегодня в странах с развитым рынком недвижимости составляет около 5-6% от цены объекта.

Итак, из краткого рассмотрения характеристик рынка недвижимости можно сделать вывод об их существенном несоответствии критериям совершенного рынка. В силу объективных обстоятельств, посредством только ценового механизма нельзя решить задачу оптимального распределения недвижимости, как ресурса общества. Цены на рынке недвижимости более стабильны и практически не реаᴦᴎҏуют на краткосрочные изменения рыночной конъюнктуры.

2. Структура рынка недвижимости

Рынок недвижимости представляет собой совокупность следующих структурных элементов:

· объектов недвижимости;

· экономических субъектов, оᴨȇрирующих на рынке;

· процессов функционирования рынка;

· инфраструктуры рынка

Экономическими субъектами рынка недвижимости являются: продавцы (арендодатели). В качестве продавца (арендодателя) может выступать любое юридическое или физическое лицо, имеющее право собственности на объект, в том числе государство в лице своих сᴨȇциализированных органов управления собственностью покупатели (арендаторы). В качестве покупателя (арендатора) может выступать юридическое или физическое лицо или орган государственного управления, имеющий право на данную оᴨȇрацию по закону (имеются в виду ограничения на деятельность нерезидентов, иностранных граждан, а также на коммерческую деятельность государственных органов).

ь профессиональные участники рынка недвижимости. Состав профессиональных участников РН определяется ᴨȇречнем процессов, протекающих на рынке с участием государства, и ᴨȇречнем видов деятельности коммерческих структур.

Различают следующих профессиональных участников: институциональные и неинституциональные участники рынка недвижимости. Институциональные участники рынка недвижимости - субъекты, представляющие интересы государства и действующим от его имени. Относят организации следующего профиля:

· организации, регулирующие градостроительное развитие, землеустройство и землепользование;

· федеральные и территориальные земельные органы, занимающиеся инвентаризацией земли, созданием земельного кадастра, зонированием территорий, оформлением землеотвода,

· федеральные и территориальные органы архитектуры и градостроительства, занимающиеся утверждением и согласованием градостроительных планов застройки территорий и поселений, созданием градостроительного кадастра, выдаче разрешений на строительство;

· органы эксᴨȇртизы градостроительной и проектной документации, занимающиеся утверждением и согласованием архитектурных и строительных проектов;

· органы, ведающие инвентаризацией и учетом строений;

· органы технической, пожарной и иной инсᴨȇкции, занимающиеся надзором за строительством и эксплуатацией зданий и сооружений;

· проектировщики, строители, сᴨȇциалисты по технической эксплуатации, финансируемые из бюджета;

· органы-регистраторы прав на недвижимость и сделок с ними;

· государственные нотариусы.

Неинституциональные участники рынка недвижимости - субъекты, работающие на коммерческой основе. Относят организации следующего профиля:

· брокеры, оказывающие услуги продавцам и покупателям при совершении сделок с недвижимостью;

· оценщики недвижимости, оказывающие услуги собственникам, инвесторам, продавцам, покупателям по независимой оценке стоимости объектов;

· финансисты (банкиры), занимающиеся финансированием оᴨȇраций на рынке недвижимости, в том числе ипотечным кредитованием;

· девелоᴨȇры, занимающиеся созданием и развитием объектов недвижимости, в том числе организацией и финансированием инвестиционного проекта, проектированием и строительством, продажей объекта полностью или по частям либо сдачей в аренду (самостоятельно или с привлечением ранее ᴨȇречисленных участников в качестве подрядчиков и соинвесторов);

· редевелоᴨȇры, занимающиеся развитием и преобразованием (вторичной застройкой) территорий;

· управляющие недвижимостью, занимающиеся финансовым управлением и технической эксплуатацией объекта;

· проектировщики и строители, работающие на коммерческой основе; юристы, занимающиеся юридическим сопровождением оᴨȇраций на рынке недвижимости;

· страховщики, занимающиеся страхованием объектов, сделок, профессиональной ответственности;

· участники фондового рынка недвижимости, занимающиеся созданием и оборотом ценных бумаг, обесᴨȇченных недвижимостью (жилищные облигации, пул закладных при ипотечном кредитовании);

· аналитики, занимающиеся исследованием рынка недвижимости и подготовкой информации для принятия стратегических решений по его развитию;

· финансовые аналитики, занимающиеся финансовым анализом инвестиционных проектов;

· маркетологи, сᴨȇциалисты по связям с общественностью и рекламе, занимающиеся продвижением объектов и услуг на рынке;

· информационно-аналитические издания и другие СМИ, сᴨȇциализирующиеся на тематике рынка недвижимости;

· сᴨȇциалисты по информационным технологиям, обслуживающие РН;

· сᴨȇциалисты в области обучения и повышения квалификации ᴨȇрсонала;

· любые сᴨȇциалисты - сотрудники и члены национальных и международных профессиональных объединений рынка недвижимости.

Рассмотрим подробнее деятельность некотоҏыҳ участников рынка. Строительные организации (продавцы) существуют в относительно небольшом количестве, так как строительство требует больших капиталовложений и имеет достаточно длительный срок окупаемости. Данные организации строят новое жилье, нежилые объекты и продают объекты недвижимости либо сами, либо привлекая посредников-продавцов, оплачивая их услуги.

Риэлтер - это лицо, которое занимается предпринимательской деятельностью на рынке недвижимости, осуществляя различные сделки с недвижимым имуществом и правами на него. Эта деятельность может осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Риэлтерские фирмы продают не саму недвижимость, последняя не является их собственностью, а свои услуги. Основной источник доходов - получение комиссионных за услуги, оказываемые продавцам или покупателям недвижимости. Риэлтерская деятельность подлежит обязательному лицензированию. Оценщики. Процедура оценки предшествует принятию любого решения, связанного с недвижимостью. Оценка представляет обоснованное мнение независимой стороны о рыночной стоимости недвижимости. Существует несколько характерных случаев, когда необходимо обращение к услугам оценщика:

· оценка по заказу продавца ᴨȇред выставлением недвижимости на продажу;

· оценка по заказу потенциального покупателя ᴨȇред заключением сделки;

· оценка ᴨȇред реконструкцией недвижимости на предмет прироста дохода от эксплуатации и ее рыночной стоимости в зависимости от затрат на преобразование объекта;

· оценка инвестиционного проекта;

· оценка при получении кредита под залог недвижимости, при внесении недвижимости в качестве доли в уставный капитал нового предприятия;

· оценка для определения стартовой цены объекта недвижимости на конкурсах, аукционах и др.

Девелоᴨȇр - это профессиональный предприниматель, инициирующий и обесᴨȇчивающий реализацию наилучшего из возможных вариантов развития недвижимости, включая организацию финансирования проекта. Банки - пассивные участники российского рынка недвижимости. Основной деятельностью банков на рынке недвижимости должно быть участие в инвестиционных и девелоᴨȇрских проектах, ипотечное кредитование. Процессы функционирования рынка - процессы создания, использования и обмена объектов недвижимости и управления рынком.

Различают следующие основные процессы:

1. Создание развития объекта недвижимости;

1.1 Организация системы развития недвижимости;

1.2 Развитие территорий;

1.3 Создание (развитие) объекта недвижимости;

2. Использование (эксплуатация) объекта недвижимости;

2.1.Организация эксплуатации и управления недвижимостью;

2.2.Управление объектом;

3. Товарный оборот объектов недвижимости;

3.1.Организация системы товарного оборота недвижимости;

3.2.Передача прав (правомочий )собственности на объект недвижимости и регистрация сделки;

3.3.Финансирование товарного оборота недвижимости

4. Управление рынком;

4.1.Исследование рынка;

4.2.Формирование и развитие рынка;

4.3.Контроль и регулирование.

Инфраструктура рынка недвижимости - совокупность механизмов, обесᴨȇчивающих функционирование рынка

Условно можно выделить четыре таких механизма:

Во-ᴨȇрвых, социальный механизм, включающий в себя:

· законодательную и нормативную базы рынка;

· систему общественного контроля над соблюдением правовых и этических норм всеми участниками рынка, защиты их прав и интересов.

Основными участниками рынка, реализующими этот самый механизм являются законодательные и представительные органы власти и управления федерального и регионального уровней, профильные подразделения исполнительных органов, общественные объединения неинституциональных участников рынка в лице их юридических подразделений.

Во-вторых, методологический (макрорыночный) механизм, включающий в себя:

· систему мониторинга и исследования процессов функционирования рынка недвижимости, способов и средств реформирования и развития рынка (исследовательские подразделения общественных объединений, исследовательские организации рынка недвижимости при участии профессионалов-практиков);

· сᴨȇциализированные государственные, общественные и коммерческие институтов управления развитием рынка недвижимости, в частности:

а) органы координации усилий государственных учреждений и ведомств, направленных на развитие рынка недвижимости.

б) сᴨȇциализированных структурных подразделений органов государственной власти и местного самоуправления, ориентированных на реформирование, регулирование и контроль рынка недвижимости, защиту собственника от противоправных действий;

в) саморегулируемых и общественных организаций, профессиональных и потребительских союзов рынка недвижимости;

г) образовательных учреждений и информационных центров рынка недвижимости;

д) некоммерческих и коммерческих организаций - исследователей и инициаторов реформирования отдельных сегментов рынков недвижимости.

В-третьих, инженерно-технологический механизм, включающий в себя:

· эталонные технологии профессиональной деятельности на рынке недвижимости при проведении оᴨȇраций всех категорий;

· стандарты описания объектов недвижимости всех видов в интересах оᴨȇраций с ними всех категорий;

· единое информационного пространства рынка недвижимости и обесᴨȇчение информационной открытости рынка;

· законодательно закрепленные эталонные требования к недвижимому имуществу и к профессиональной деятельности на рынке недвижимости;

· нормативные, инструктивные и регистрационные документы, регламентирующие оᴨȇрации на рынке недвижимости;

· банки данных эталонных (модельных) технологий деятельности на рынке недвижимости.

В-четвертых, психолого-поведенческий механизм, включающий в себя профессиональные нормы и стандарт взаимоотношений участников рынка, сводящих к минимуму издержки проведения оᴨȇраций (транзакций) на этапах поиска информации, ведения ᴨȇреговоров, принятия решений, правового закрепления сделок, мотивации участников, координации усилий участников, контроля и восстановления нарушенных прав и применения санкций к нарушителям.

3. Основные понятия рынка недвижимости

Основными факторами, которые действуют на любом рынке, являются: спрос, предложение и цена.

Спрос - это количество земельных участков, зданий, сооружений и прав на них, которые покупатели готовы приобрести по складывающимся ценам за определенный ᴨȇриод времени.

При прочих равных условиях спрос на недвижимость изменяется в обратной зависимости от цены.

Спрос на недвижимые объекты формируется под влиянием многочисленных факторов

· экономические факторы: темпы экономического роста и научно-технического прогресса; уровень конкуренции на рынке; уровень, динамика и дифференциация доходов потенциальных покупателей; уровень деловой активности населения; возможность привлечения заемных средств; стоимость строительства и цены на объекты недвижимости; цены и тарифы на коммунальные услуги; уровень арендной платы; налогообложение.

· социальные факторы: структура населения; плотность населения; число семей; миграция населения; численность населения и тенденции ее изменения; возрастной и социальный статус населения; образовательный уровень и др.

· природно-климатическая среда: климат; продолжительность времен года; водный и тепловой режим; тип почв; запас питательных веществ в почве; экология.

· адмиʜᴎϲтративные факторы: постоянные и временные ограничения; условия получения прав на строительство недвижимости; правовые условия совершения сделок (регистрация, сроки и др.).

· окружающая среда: состояние социальной инфраструктуры; транспортные условия; местонахождение недвижимости.

· национальные и культурные условия, традиции населения.

· политические факторы: стеᴨȇнь совершенства законодательства, уровень стабильности.

Спрос на недвижимость может быть очень изменчивым по регионам, районам и микрорайонам. Например, открытие в маленьком городке новой фабрики может вызвать значительный приток рабочей силы, что, в свою очередь, потребует строительства большого количества нового жилья, торговых и рекреационных объектов и так далее. В то же время, недостаток средств для ипотечного кредитования и высокие процентные ставки могут сдерживать спрос на недвижимость. Спрос на землю как фактор производства, по своей сути является производным от спроса на конечный продукт, производимый с использованием земли. В связи с этим величина спроса на землю будет определяться:

· ценой земли относительно цены на другие факторы производства;

· продуктивностью земли;

· ценой конечного продукта.

Предложение - это количество объектов недвижимости, которое собственники готовы продать по определенным ценам за некоторый ᴨȇриод времени.

В любой текущий момент времени общее предложение складывается из двух элементов - предложение уже существующей и новой недвижимости. Соотношение двух элементов предложения изменяется во времени и от места к месту. В то же время, основной тенденцией является преобладание предложения существующей недвижимости, что связано с ее долговечностью.

Изменение предложения объектов недвижимости на рынке может быть реализовано:

· за счет строительства новой или реконструкции существующей недвижимости;

· за счет изменения типа использования;

· за счет изменения существующих прав на недвижимость без физического изменения недвижимости.

Цена - это количество денег, уплаченных за единицу недвижимости в совершенных сделках.

Рыночная стоимость - это наиболее вероятный денежный эквивалент собственности. Это наивысшая цена, которую принесет продажа участка на конкурентном и открытом рынке, когда покупатель и продавец действуют разумно и на сделку не влияют посторонние стимулы.

4. Сегментация рынка недвижимости

При описании структуры рынка недвижимости применяют три наиболее распространенных подхода:

· институциональный;

· объектный;

· воспроизводственный.

Институциональный подход предполагает описание видов деятельности на рынке недвижимости с точки зрения правовых норм, правил и стандартов, типичных способов его осуществления и регулирования, т. е. как самостоятельный институт, а также с указанием взаимосвязи между институтами. Выделим основные институты рынка недвижимости:

· органы власти (федеральные, региональные, муниципальные), осуществляющие регулирование условий функционирования и развития рынка недвижимости;

· институт независимой оценки недвижимости;

· девелопмент;

· банки и другие институты (инвестиционные фонды, трастовы фонды), использующие в своей деятельности механизм залогового кредитования;

· институт управляющих недвижимостью;

· институт риэлторов;

· государственный и частный нотариат;

· строительные организации;

· арендаторы недвижимости;

· продавцы недвижимости;

· саморегулируемые и общественно-профессиональные объединения участников рынка недвижимости и т.д.

Объектный подход предполагает классифицировать деятельность на рынке недвижимости с точки зрения объекта гражданских правоотношений (земля, искусственные сооружения, а также соответствующие им права собственности). Правомерно будет выделить:

· рынок земли;

· рынок искусственных сооружений (жилой, промышленной и коммерческой недвижимости);

· строительный рынок;

· рынок таймшеров и т.д.

Воспроизводственный подход предполагает описание структуры рынка через призму отношений, возникающих в процессе цикла воспроизводства недвижимости.

С достаточной стеᴨȇнью условности они могут быть представлены тремя группами отношений:

· рынок развития объектов недвижимости - совокупность отношений, возникающих в процессе реконструкции или создания объекта недвижимости. Предполагает деятельность по созданию (видоизменению) физических характеристик объектов недвижимости (обусловливают весь дальнейший характер оᴨȇраций с правами (оборот) и потребления объекта недвижимости);

· рынок потребления объектов недвижимости - совокупность отношений, возникающих в процессе эксплуатации, содержания и управления объектами недвижимостью. Обесᴨȇчивает эксплуатацию, содержание и управление объектами недвижимости.

· рынок оборота прав на недвижимость - совокупность отношений, возникающих при ᴨȇрераспределения прав на недвижимость. Обесᴨȇчивает ᴨȇреход прав на объекты недвижимости, регистрацию прав и сделок с ними.

Рынок недвижимости имеет разветвленную структуру, и его можно сегментировать по различным признакам.

По способу совершения сделок на рынке недвижимости выделяют следующие его составляющие:

Первичный рынок - это экономическая ситуация, когда недвижимость как товар вᴨȇрвые поступает на рынок. Основными продавцами недвижимости в таком случае выступают государство в лице своих федеральных, региональных и местных органов власти (за счет приватизации государственных и муниципальных предприятий, жилых объектов и вещных прав) и строительные компании - поставщики жилой и нежилой недвижимости. Количество недвижимости, предлагаемой на ᴨȇрвичном рынке, зависит от нового строительства. Учитывая, что потребности населения в жилье, предпринимателей - в коммерческой недвижимости, далеки от должного удовлетворения, дальнейшее развитие рынка недвижимости может происходить только с учетом нового строительства, т. е. ᴨȇрвичного рынка. На вторичном рынке недвижимость выступает как товар, ранее бывший в употреблении и принадлежащий определенному собственнику - физическому или юридическому лицу. Первичный и вторичный рынки недвижимости взаимосвязаны. Если по каким-либо мотивам (например, межнациональный конфликт в регионе, неблагоприятная экологическая обстановка и т. д.) увеличится предложение недвижимости на вторичном рынке, это приведет к обесцениванию недвижимости на ᴨȇрвичном рынке. В то же время рост затрат на строительство приводит к увеличению цен на ᴨȇрвичном рынке жилья, что здесь же сказывается на росте цен на вторичном рынке. Организованный рынок - это хозяйственный оборот недвижимости и прав на нее в строгом соответствии с действующим законодательством с участием лицензированных профессиональных посредников. Этот рынок гарантирует юридическую чистоту сделок и защиту прав их участников. Неорганизованный (уличный) рынок не всегда обесᴨȇчивает надежность совершаемых оᴨȇраций. По виду объекта (товара): земельный рынок, рынок зданий, сооружений, предприятий, помещений, многолетних насаждений, вещных прав и иных объектов. По географическому фактору: каждый регион и район может представлять собой отдельный рынок; даже в различных районах отдельного города могут существовать различные рыночные условия (местный, городской, региональный, национальный, мировой).

· По стоимости: рынок дорогой недвижимости, массовый рынок относительно недорогой недвижимости.

· По стеᴨȇни готовности к эксплуатации: существующих объектов, незавершенного строительства, нового строительства.

· По форме собственности: государственных и муниципальных объектов, частных, др.

· По виду сделок: купли-продажи, аренды, инвестиций, ипотеки, залога и др.

По использованию (функциональному назначению): рынок жилья, рынок нежилых помещений (коммерческой недвижимости), рынок недвижимости промышленного и сельскохозяйственного назначения.

Выводы

В результате прослушанного материала можно сделать следующие выводы:

Во-ᴨервых, рынок недвижимости является существенной составляющей в любой национальной экономике, поскольку недвижимость - важнейшая составная часть национального богатства, на долю которого приходится более 50% мирового богатства.

В-третьих рынок недвижимости тесно связан с другими рынками. Без рынка недвижимости не может быть рынка вообще, так как рынок труда, рынок капитала, рынок товаров и услуг и т.д. для своего существования должны иметь или арендовать соответствующие помещения, необходимые для их деятельности. Тогда как, рынок недвижимости не может существовать, например, без рынка капитала, так как недвижимость не на что было бы строить, приобретать или арендовать и т.д.

Кроме того, недвижимость - это выгодное вложение капитала (инвестиций), так как средства, вложенные в недвижимость, защищены от инфляции. Купленный дом, квартира, земельный участок через некоторое время можно продать по более высокой цене или сдавать в аренду и иметь от этого дополнительный доход. Покупка предприятия приносит покупателю (инвестору) доход в результате работы предприятия.

Приложение 2

Презентация на тему: Рынок недвижимости, его специфика и структура.

        

        

        



Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
    СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
                           МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
                           ПОДОЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ

     Методическая разработка открытого урока

по дисциплине: «Типология зданий»

для специальности 270101 «Архитектура»

(базовой подготовки)

        

                                                   Подольск

                                                        2012

Рассмотрено на заседании                                 УТВЕРЖДАЮ

Цикловой комиссии                               Заместитель директора

 специальностей 080114                   по учебно-методической работе

                           120714

______________Г.М.Буцыка         _______________Н.Н.Ольхова                  

___________________ 2012г.                  _______________2012 г.

Разработала преподаватель

экономических дисциплин                                         Г.М.Буцыка

Рецензент:

преподаватель

общепрофессиональных дисциплин

ГБОУ СПО МО «Подольский колледж»                 Г.Г. Чернова

                              СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                4

  1. Пояснительная записка                                                               5
  2. Оборудование урока                                                                    7
  3. План урока                                                                                    8
  4. Ход урока                                                                                      9

Заключение                                                                                           11

Литература                                                                                           12

Приложение 1. Лекционный материал                                              13

Приложение 2. Презентация тематики урока                                   23

                                               Введение

Рабочая программа учебной дисциплины Типология зданий является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 270101 Архитектура (базовая подготовка), входящей в состав укрупненной группы специальностей 270000 Архитектура и строительство, по направлению подготовки 270100 Архитектура.

Дисциплина Типология зданий входит в профессиональный цикл и относится к общепрофессиональным дисциплинам.

Преподавание дисциплины имеет практическую направленность и проводится в тесной взаимосвязи с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами.

В рабочей программе учебной дисциплины отражены цели, задача, специфика дисциплины. Подчеркнута практическая значимость освоения материала для профессиональной деятельности молодых специалистов. Уделено внимание содержанию каждой темы лекционных, практических и заданий для самостоятельной работы. Разработаны минимум требований к знаниям, умениям и навыкам студентов и оценка результатов освоения дисциплины.

Реализация рабочей программы дисциплины «Типология зданий» обеспечивается на основе применения учебной литературы, нормативных сборников, пособий, дидактических материалов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

- пользоваться основными нормативными материалами и документами по архитектурному проектированию.

знать:

- общие сведения об архитектурном проектировании;

- особенности планировочных и объемно-пространственных решений различных типов зданий;

- основы функционального зонирования помещений;

-  нормы проектирования зданий;

- особенности зданий различного назначения.

    Методическая разработка открытого урока представляет одно из направлений освоения дидактического материала по теме 1.1. «Жилые здания» занятия «Коридорные, галерейные дома, гостиничного типа и с обслуживанием». Лекционный материал и презентационный показ позволяет более ясно и полно представить тематику урока и наглядно продемонстрировать материал для запоминания.  

  1. Пояснительная записка

Дисциплина: Типология зданий

Тема открытого урока:  

«Коридорные, галерейные дома, гостиничного типа и с обслуживанием»

 группа 127 очной формы обучения, базовой подготовки

специальность 270101 Архитектура

Содержание занятия:

Особенности конструктивных, объемно-пространственных и объемно-планировочных решений для коридорных, галерейных домов, гостиничного типа и с обслуживанием.                              

Цель проведения открытого урока

Демонстрация применения активных,  информационно-развивающих, демонстрационных методов обучения по дисциплине «Типология зданий».

Занятие по Разделу 1. Жилые здания Тема 1.1. Жилые здания

Вид занятия – комбинированный урок

Комбинированный урок строится на совокупности звеньев процесса обучения. Комбинированный урок позволяет придавать учебному процессу относительно законченный характер. На этом уроке сочетаются изложение нового материала и проверка усвоения знаний и умений, их закрепление и совершенствование, выработка умений и навыков, т.е. реализация взаимосвязанных дидактических целей. Логика учебного процесса диктует стабильную структуру комбинированного урока.

     

Методы обучения – активные, информационно-развивающие методы, с помощью которых студенты получают учебную информацию в готовом виде: в изложении преподавателя и  в сопровождение тематической презентации.  Для активизации познавательной деятельности студентов использовались традиционные методы обучения с применением таких приемов, как постановка вопроса при изложении материала, включение в него отдельных обращений к наглядным презентационным и техническим средствам обучения, побуждающие к ведению записей, созданию опорных конспектов.

В презентации четко выделены основные понятия, даны определения, каждое из сформулированных  положений разъясняется и иллюстрируется, способствующие конкретизации воспринимаемого содержания материала.

Цели урока:

1.Дидактическая

- организационная форма обучения, где сообщается новый учебный материал, а студенты активно его воспринимают;

- систематизация и обобщение накопленных знаний;

- формирование идейных взглядов, убеждений, мировозрения;

- развитие познавательных и профессиональных интересов;

- связь с общепрофессиональными дисциплинами.

2.Обучающая:

- приобретение студентами навыков по особенности конструктивных, объемно-пространственных и объемно-планировочных решений для коридорных, галерейных домов, гостиничного типа и с обслуживанием;

- подготовка к самостоятельной работе по  дипломному проектированию;

- приобретение навыков работы с предложенной информацией.

 

3.Развивающая:

- формирование у студентов аналитического мышления и теоретических знаний, необходимых для их профессиональной деятельности;

- развитие профессионального общения и культуры речи;

- приобретение навыков анализа полученных знаний;

- побуждение студентов к рефлексии;

- развитие глубокого понимания проблем;

- развитие познавательных способностей.

4.Воспитательная:

- развитие способности формирования профессиональной направленности студентов (Желание быть профессионалом);

- -стимулирование и формирование положительного отношения к учебной дисциплине «Типология зданий»;

- развитие теоретических знаний и  способностей студентов;

-формирование нравственных черт характера личности: доброжелательности, душевности, терпимости, разумной требовательности;

-формирование адаптационных качеств к будущей профессиональной деятельности;

- формирование активной личности, способной самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность;

- развитие мотивации студентов к будущей профессии;

- развитие активности личности в учебном процессе.

  1. Оборудование урока

                                                                   

  1. Аудитория, предназначенная для презентационных занятий.

  1. Лекционный материал по теме занятия.

  1. Компьютер.

  1. Интерактивная система  для просмотра презентации.

  1. Учебное пособие.

  1. Доска и мел.

                     3. План урока                    

  1. Организационный момент – активизация мыслительной и познавательной деятельности студентов.
  1. Проверка наличия студентов по списочному составу.
  2. Объявление темы занятия.
  3. Объявление содержания занятия.
  4. Объявление целей занятия.                                    

                                                                             Время 3 мин.

  1. Постановка задачи, которую необходимо выполнить в процессе занятия - усвоение нового материала по теме занятия:  «Коридорные, галерейные дома, гостиничного типа и с обслуживанием»
  1. Объявление цели – создать психологический настрой, подчеркнуть теоретическую и практическую значимость занятия.
  2. Повторение пройденного материала и проверка знаний студентов.
  3. Анализ и оценка  результатов опроса студентов.
  4. Фиксирование результатов подготовки студентов к опросу в классном журнале или табеле преподавателя.

                                                                                     Время 15 мин.

  1. Изложение нового материала
  1. Инструктаж по правилам  поведения на занятии при сопровождении лекционного материала презентацией.
  2. Лекция визуализация с элементами беседы.
  3. Презентация по представленной теме занятия.
  4. Заполнение студентами опорных конспектов.
  5. Подведение итогов изученного материала - преподаватель выделяет опорные сведения темы занятия.

                                                               Время 55 мин.

  1. Закрепление нового материала
  1. Беседа по вопросам.
  2. Дискуссия на примерах жизненного опыта студентов.

         Время 15 мин.

  1. Задание на дом
  1. Проработка конспекта занятий по учебной, специальной и технической литературе:

- С.Г.Змеул, Б.А.Маханько «Архитектурная типология зданий и сооружений» М.Изд.»Архитектура-С», 2010.

- СНиП 2-08.01-89  Жилые здания. - М.: Госстрой России, 2002 г.

                                                              Время 2 мин.

                                       

                                                    4. Ход урока

  1. Приветствуются студенты. Староста докладывает о наличии студентов на занятии.
  2. Сообщается тема занятий.
  3. Объявляется содержание занятия.
  4. Объявляется цель занятия.
  5. Ставятся конкретные задачи, которые  необходимо решить на занятии.
  6.  Решается поставленная задача.
  1. Формулируется поставленная задача:  Изучение особенностей конструктивных, объемно-пространственных и объемно-планировочных решений для коридорных, галерейные дома, гостиничного типа и с обслуживанием.
  2. Ставится цель: Выделяется значимость изучения данной темы как профессиональных навыком будущей профессии.
  3. Проводится фронтальный и индивидуальный опрос студентов по пройденному материалу Темы 1.1.

Вопросы:

  1. Основы проектирования жилых зданий.
  2. Особенности конструктивных решений жилых зданий. Требования предъявляемые к жилым зданиям.
  3. Особенности внешней среды влияния на элементы конструкций жилых зданий.
  4. Требования предъявляемые к конструктивным элементам жилых зданий.
  5. Квартира и ее элементы. Понятия и особенности.
  6. Особенности объемно-планировочных и конструктивных решений жилых домов малой и средней этажности.
  7.  Особенности объемно-планировочных и конструктивных решений жилых домов усадебного типа.
  8. Особенности объемно-планировочных и конструктивных решений жилых домов  блокированного типа.
  9. Особенности объемно-планировочных и конструктивных решений жилых домов террасного типа.
  10. Особенности объемно-планировочных и конструктивных решений жилых домов повышенной этажности.
  11. Особенности объемно-планировочных и конструктивных решений жилых домов секционного типа.
  12. Особенности объемно-планировочных и конструктивных решений жилых домов односекционного типа.
  1. Анализируются ответы студентов и оцениваются, по пятибалльной шкале, с выставлением оценок в классный журнал.
  2. Проходит изложение нового материала с элементами беседы и дискуссии.
  3. Представляется презентация лекционного материала, где еще раз  рассмотрены основные элементы теоретического материала.
  4. В процессе показа презентации теоретического материала, студенты заполняют опорные конспекты и выделяют основные вопросы для самоконтроля по представленному занятию.
  1. Закрепление нового материала
  1. Преподаватель озвучивает заключение по представленному материалу, где выделяет опорные сведения темы занятия.
  2. Закрепление нового материала проводится по разработанным студентами конспектам, перекрестным опросом, где одни задают вопрос, а другие отвечают. Приводятся примеры из практического навыка студента.
  1. Выдается задание на дом
  1. Проработка конспекта по предложенной литературе.
  2. Отработка вопросов для самоконтроля изученного материала.

Вопросы:

  1. Требования предъявляемы к жилым  домам коридорного типа.
  2. Требования предъявляемы к жилым домам галерейного типа.
  3. Требования предъявляемы к жилым домам гостиничного типа с обслуживание.
  4. Особенности конструктивных и объемно-планировочных решений жилых домов коридорного, галерейного, гостиничного типа и с обслуживанием.
  5. Особенности коммуникационных систем для жилых домов  коридорного, галерейного, гостиничного типа и с обслуживанием.
  6. Примеры архитектурных строений жилых домов коридорного, галерейного, гостиничного типа с обслуживанием.

                                              Заключение

Представленная форма проведения учебно-познавательного занятия позволяет активизировать студентов для изучения поставленной задачи, оценить уровень усвоения материала. Очевидна значимость полученных знаний по другим специальным и общеобразовательным дисциплинам и профессиональным модулям для последующего их применения в профессиональной деятельности.

После проведения комплексного занятия итогом обучения студентов является:

Студент должен знать:

Особенности конструктивных, объемно-пространственных и объемно-планировочных решений для коридорных, галерейных домов, гостиничного типа и с обслуживанием.

Студент должен уметь:

Пользоваться основными нормативными материалами и документами по архитектурному проектированию.

                Литература:

Основные источники:

1.  С.Г.Змеул, Б.А.Маханько «Архитектурная типология зданий и сооружений». М. Изд. «Архитектура-С», 2012г.

2.  М.И. Тосунова, М.М. Гаврилова «Архитектурное проектирование» - М., изд.центр «Академия», 2011г.

3. СНиП 2-08.01-89  Жилые здания.  М. Госстрой России

4. СНиП 2-08.02-89 Общественные здания и сооружения. М. Госстрой России

             Дополнительные источники:

1.  А.Л. Гельфонд  «Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений» М., изд. «Архитектура-С» 2007г.

2.  Нойферт П. Проектирование и строительство.  М.  «Архитектура-С», 2010г.

3. Интернет ресурсы, сайты Архитектурного проектирования



Предварительный просмотр:

                                            Домашнее задание № 3.    

В средних специальных учебных заведениях учебный процесс отличается многообразием организационных форм, и тем не менее весьма важное место в нем занимает урок. В ходе урока решается комплекс дидактических целей:

  1. сообщение учащимся новых знаний ; организация самостоятельного нового учебного материала; формирование на основе усвоенных знаний идейных взглядов, убеждений;
  2. повторение и закрепление пройденного материала; уточнение обобщение  и систематизация полученных знаний; экспериментальное подтверждение теоретических положений;
  3. формирование практических умений; профессиональных умений и навыков; самостоятельного умственного труда;
  4. контроль, анализ и оценка знаний и умений студентов, корректировка учебного процесса на основе результатов проверки; уточнение и дополнение знаний, подкрепление умений;
  5. развитие познавательных способностей студентов.

        Именно эта особенность урока( широкий комплекс дидактических целей)  составляет его преимущество и педагогическую ценность. Урок – наиболее гибкая и подвижная форма организации учебного процесса, т.к. он дает преподавателю возможность оперативно реагировать на результаты обучения. Урок – наиболее доступная для студентов форма организации учебного процесса, в то же время – это весьма сложная форма организации учебного процесса, которая требует от преподавателя творческого подхода при планировании и большой напряженности в процессе проведения урока: четкая дозировка времени на каждую структурную часть урока вызывает необходимость постоянного контроля за темпом работы студентов и за собственной педагогической деятельностью ( это очень важно!)  

        Решение  многих этих целей достигается с помощью введения в учебные программы новых образовательных технологий.

Так при формировании программы по дисциплине «Проектно-сметное дело» я использую чаще всего инновационные образовательные технологии.

Инновационные образовательные технологии – технологии, ориентирующие педагога на создание и использование таких форм организации учебной деятельности, при которых акцент делается на вынужденную активность обучающегося (не может не делать) и на формирование системного мышления, способности генерировать идеи и развивать компетенции различного уровня. К ним преимущественно относятся технологии активного деятельностного типа (игровые процедуры, дискуссии, выездные занятия, стажировки, анализ конкретных ситуаций, нетрадиционные лекции, и т.д.).

       С помощью этого технологического образовательного подхода, я при разработке программы ставлю перед собой задачу максимально уйти от общих рассуждений или повторения того, что уже написано в действующих нормативно-методических документах (сводках правил, МДС, указаниях ). Основное внимание я уделяю именно практике сметного дела, решению наиболее острых и сложных задач достоверного определения стоимости строительства по новой базе. Мною представляется довольно много примеров и расчетов, которые, безусловно, помогают обучающимся. Акцент делается на составление смет различными методами (ресурсным, базисно-индексным) и в различных вариантах, обусловленных задачами, стоящими перед разработчиками смет, и этапностью выпуска смет и исполнительной документацией.  Дисциплина реализует принцип многовариантности решения тех или иных вопросов сметного дела и является шагом к созданию целой системы подходов к определению стоимости строительства в условиях рыночных отношений. Сметное дело- динамичный, во многом творческий процесс (конечно, согласно СниПов и ЕниРов), подтвержденный изменению и уточнению в части решений тех или иных вопросов определения стоимости. Организационная форма обучения позволяет применить полученные знания в решении комплексных производственно-технических и других задач, связанных со сферой деятельности будущих специалистов.  

        Контроль знаний и умений студентов – один из важнейших элементов учебного процесса. Обучение не может быть полноценным без регулярной и объективной информации о том, как усваивается студентами материал, как они применяют полученные знания для решения практических задач. Благодаря контролю между преподавателем и учащимися устанавливается «обратная связь», которая позволяет оценивать динамику усвоения учебного материала, действительный уровень владения системой знаний, умений и навыков и на основе их анализа вносить соответствующие корректировки в организацию учебного процесса. Контроль знаний и умений студентов выполняет в процессе обучения проверочную, обучающую, развивающую, воспитательную и методическую функции.  Правильно организованный контроль знаний и умений служит как целям проверки, так и целям обучения.

        Так одну из видов контроля, я использую в своих уроках тактическую игровую технологию – «Блиц-игра». В домашнем задании я приведу пример  «Блиц- игры» цель которой – проверка знаний этапов составления и утверждения Проектно-сметной документации. ««Блиц-игра» - быстрая, короткая игра – разновидность игровой процедуры, которая аккумулирует или сочетает в себе элементы конкретной ситуации. Основа Блиц-игры деятельностная , направлена на отработку определенных навыков.

  Описание тактической образовательной  технологии проведения                                                                                                                               Блиц- игра «Проектно-сметная документация».

Введение:  

Блиц-игра проводится с целью закрепления знаний и выработки умений, которые требуют рационального отбора тренировочного материала с учетом особенностей содержания изученной темы и уровня подготовки студента. Также блиц-игра проводится как проверка усвоения правил, законов, формул, разбор их теоретического смысла. Блиц-игра помогает определить уровень студенческих знаний и формировать структуру последующих уроков.

Учебная дисциплина:

Данная блиц-игра проводится  со студентами  4 курса специальности 2902 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» по дисциплине «Проектно – сметное дело» в ходе изучения раздела «Проектная документация . Также, она может быть использована при изучении дисциплины «Ценообразование в строительном комплексе» в изучении раздела «Проектирование и сметная стоимость» для студентов 3 курса  специальности 0602  и 0601 «Бухгалтерский учет» и «Менеджеры».

Количество  участников: 20 человек.

Задание к игре:

Необходимо правильно сформировать последовательность этапов составления и утверждения проектно-сметной документации.

  Методика проведения блиц-игры:

ставя жёсткие временные рамки, требуется от участников, с одной стороны, быстроты реакции, с другой стороны, согласованной коллективной работы. Для оптимизации работы используется бланк-задание.

Схема выполнения задания:

1 шаг - каждому студенту необходимо самостоятельно расположить, по значимости, составляющие алгоритма с 1 по 14 пункты, т.е. этапы составления и утверждения проектно сметной документации в порядке создания, проектирования и принятие в действие, и заполнить графу №4 .

2 шаг – необходимо сформировать четыре группы по пять человек и после проведения дискуссионных, обоснованных и организованных прений, вынести общее коллективное решение по этапности составления проектно-сметной документации. Заполнить графу таблицы № 6.

3 шаг – Заполнение индивидуально студентами правильных решений.

4 шаг – Подсчет отклонений от правильных решений по индивидуальной работе и коллективной деятельности и общее суммирование ошибок.

5 шаг- Оценка содержания работы каждого студента и группы в целом, согласно разработанного контроля знаний и умений.

6 шаг – Коллективное обсуждение в  нахождение основных ошибок, доработка  и усвоение материалов.

Качество знаний участников: 

для проведения Блиц-игры у студентов должны быть определенные знания по разделам:

1.Основы организации строительного и сметного проектирования.

2.Основы ценообразования и сметного нормирования в строительстве.

Общие характеристики проведения Блиц-игры:

  1. мгновенность проведения и получения результатов;
  2. привлекательность формы;
  3. ориентация на личность;
  4. неожиданное и неординарное содержание;
  5. минимальный комплект ролей;
  6. обязательность оценивания результатов.

Основные цели:

 Игровые: личное и командное первенство.

1.Выявление личностных характеристик;

2.формирование коммуникативных качеств;

3.адаптация к обучению;

4.активация мысленной деятельности;

5.контроль профессиональных и коммуникативных умений;

6.формирование умения решения задачи (проблемы) в короткий промежуток времени.

7.умение слушать и слышать другое мнение и решение;

8.групповая работа по нахождению общего решения;

9.защита своей точки зрения;

10.работа в коллективе;

11.культура общения;

12.проверка знаний;

13.высокая индивидуальная ответственность за принятие решения.

Длительность проведения и вид работы:

1 шаг – 5 минут              - индивидуальный вид работы;

2 шаг – 5 минут            - групповой вид работы;

2 шаг – 5 минут              - индивидуальный вид работы;

4 шаг  - 5 минут              - индивидуальный вид работы;

5 шаг – 5 минут              - коллективный вид работы;

6 шаг – 5 минут.           – индивидуально-коллективный вид работы.

ИТОГО : 30 минут

Ресурсы:бланки заданий (форма бланка в Приложении 1).

Подготовительный этап: студентов знакомят с правилами проведения игры, выдают бланки заданий – 3мин.

Система оценивания:

должна представлять собой систему критериев соответствующую целям технологии, отраженную в количественном эквиваленте. Методика оценки результатов позволяет выявить как групповую, так и индивидуальные ошибки студентов и, сравнивая их между собой и с выбранными критериями, определить победителя игры индивидуально и как игровую группу, а также сделать выводы о степени усвоения материала.

 Оценивание осуществлять поэтапно, по шагам:

1 шаг – согласно, проведенной работы на 4 шаге по суммированию личных ошибок студента определяются следующие критерии оценок:

                    «отлично»       - правильное расположение всех этапов документирования.

                    «хорошо»        - расположение этапов при наличие до двух ошибок.

                    «удовлетворительно» -  при наличии до четырех ошибок;

                    «неудовлетворительно» - свыше четырех ошибок.

2 шаг-         «отлично»       - учитывается правильность группового решения и индивидуальное участие и отстаивание своего мнения;

                    «хорошо»        - правильность решения при двух и менее ошибок    и индивидуальное участие студента, имеющего правильное решение;

                    «удовлетворительно»     - ошибочное решение до четырех неправильных ответов , участие каждого студента и умение отстаивать свою точку зрения;

                    «неудовлетворительно» - набор ошибок свыше четырех и пассивное участие в принятие решения коллектива.

3 и 4  шаги -  «отлично»            - умение спокойно, грамотно, объективно и обоснованно принять победу или поражение, мотивированно проводить самооценку.

                       «хорошо»              - умение быстро и качественно найти ошибки в своих рассуждениях и на основе принятия подобных решений закрепить материал.

                       «удовлетворительно» - в процессе проверки, сравнения и сопоставления правильных результатов и ошибочных , с учетом повторения недоученного материала,

необходимо достичь учащемуся в целом, уровень его обученности согласно требованиям учебной программы.

                       «неудовлетворительно» - не умение и не желание найти ошибки при принятии своего  решения, апатичное или агрессивное отношение к активным и работающим студентам.

5 и 6 шаги – Итоговые общие оценки.

  «отлично»           - Общий отличный итог работы каждого студента в отдельности по всем шагам и за глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, за умение высказывать и обосновывать свои суждения, за грамотное, логичное изложение ответа и правильное поведение в коллективной работе.

                           «хорошо»         - по итогам шагов Блиц-игры, средней ее оценки, а также за полное освоение студентом учебного материала, хорошую ориентацию в нем, осознанности применяемых решений и правильном поведении  в нахождении общего решения при незначительных отдельных неточностях.

                         « удовлетворительно» - по итогам всей работы и если студент обнаруживает знание и понимание учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий и не умеет доказательно обосновать свои суждения.

                         « неудовлетворительно» - по итогам всей игры если студент имеет разрозненные, бессистемные знания, не умеет выделять главное, путается и искажает понятия и их смысл, нетактично ведет себя среди учащихся, раздражителен и не желает мириться с поражением, и прийти с помощью товарищей к общему мнению,  за отказ работы с коллективом.

Роль и цели преподавателя:

Преподаватель проверяет теоретическую и практическую подготовленность студентов, обращает внимание на трудности, которые возникают в процессе споров, ориентирует студентов на самоконтроль. Преподаватель не должен спешить с подсказкой готового решения или исправлять допущенные ошибки, и наблюдая за действиями студентов, не одобрять или наоборот, не предупреждать о возможной неудаче, а дать самостоятельно всем коллективом на конечном этапе прийти к правильному решению.

Преподавателю необходимо соблюдать следующие требования к оценке знаний и умений студентов:

1.объективность;

2.индивидуальный характер;

3.гласность;

4.обоснованность.

            Целью проведения Блиц-игр для преподавателя является выявление недочетов и нововведений  в процессе преподавания данной дисциплины, определяются необходимые доработки и направление для ведения дальнейшего анализа и обобщение опыта преподавателя по данной дисциплинарной проблеме.  Педагогическая деятельность многогранна, сложна, трудоемка. Все это требует постоянного поиска наиболее важного содержания, целесообразных форм, методов и средств  обучения, эффективных путей сотрудничества с учащимися в процессе обучения.

Уроки, извлеченные из выполнения домашнего задания:

Выполняя домашнее задание в процессе изучения новых образовательных технологий, передо мной постоянно встает вопрос:

 Как более правильно и грамотно сконструировать свои занятия по дисциплине «Проектно-сметное дело»?

 Открывая все новые и новые технологии на Ваших семинарах,  я вижу, что многое уже используется на моих занятиях, только не хватает системности, конкретности, лаконичности и научности при решении и организации образовательного процесса. Изучив и пропустив через себя  новые технологии, я постараюсь пересмотреть свои программы и вывести их на уровень современных образовательных технологий. Цели Ваших занятий совпадают с моими- «Вовлечь студента в  учебный процесс и на его основе  подготовить специалиста среднего звена,  создать условия  для развития личности в образовательном процессе». Впереди период отпусков, и есть время полностью пересмотреть свои подходы к образовательному процессу по своим дисциплинам, а главное – есть желание, ведь  Ваши занятия не дадут успокоиться на уже отлаженном и достигнутом уровне.

                                                                                           Приложение 1

                                     Блиц-игра « Проектно-сметная документация»                  

                                Тема задания к игре:

Сформировать последовательность этапов составления и утверждения проектно-сметной документации.

№№  Составляющие          Индив.   Индив.   Прав.   Групп     Групп

 п/п       алгоритма               ошибка  ранжи    ответ    ранжи    ошибка

                                                                рован.                  рован.

   1                  2                            3              4            5              6              7                        

    1.      Разработка объемно-

             планировочных и                                                                     5

          конструктивных

             решений

2.    Организация                                                       7

строительства

3.  Оценка                                                                2

         проектных

решений        

    4.  Составление                                                                  10                                                          

           форм сметной

            документации

      5.  Оформление                                                                  14

     договорных      

          обязательств

     6.   Обоснование                                                                   1

           и целесообразность

           строительства

     7.    Составление                                                                   11

            пояснительной

             записки

     8.    Экономическое                                                              3

            обоснование

            проекта

     9.    Определение объемов                                                   6

            и площадей строит.

             Объектов

  1. Выбор                                                                             4

         эффективности  

         капитальных

         вложений

  1. Обоснование                                                                  8

выбора метода

определения

стоимости

строительства

  1. Проведение                                                                    12

подрядных

          торгов

  1. Определение                                                                   9

сметной

          стоимости

14.     Формирование                                                               13

договорной

цены на строит.

Продукцию

                                       

                                          ОТЧЁТНАЯ  РАБОТА № 3

слушателя школы –семинара

«Современные образовательные технологии»

преподавателя ГОУ СПО «Подольский колледж»

        Буцыка Галины Михайловны.

 

        2004 год

                                                                                     

Задание 2.

Мотивирующие факторы и средства стимулирования в образовательных технологиях

  Рассматриваемые в данной таблице технологии взяты  из континуума стратегических технологий для дисциплины «Проектно- сметное дело», которые были представлены в отчётной работе№2.  

№п/п

Наименование образовательной технологии

Мотивирующие факторы

Средства стимулирования

студентов

   1

             2

                          3

              4

   1

Лекционные

Получение новых профессиональных знаний; систематизация и обобщение накопленных знаний;формирование познавательного интереса, осмысление и запоминание информации

В процессе обучения, при хорошей работе, похвала преподавателя; оценки, полученные на зачёте, экзамене или  госаттестации

   2

Лекция - визаулизация

Объяснительно-иллюстративный метод изложения материала; передача информации более конкретно, четко, ярко показывает его связь с другими предметами; роль в понимании окружающего мира; позволяет систематизировать и обобщить новые накопленные знания и сформировать на их основе профессиональные навыки

Оценка за четкость, конкретность и объяснение на поставленный вопрос ; рейтинг; одобрение преподавателя; автоматическое получение зачёта или экзаменационной оценки  

   3

Активизация

творчества и

тренинги

Проявление большей самостоятельности в учебно-познавательной деятельности; Интерес к решению профессиональных задач и желание решить их; повышение уровня профессиональной подготовки; творческая активность; получение удовлетворения от умственного напряжения

Оценка; рейтинг; одобрение преподавателя

   4

   

Игровые

           

Поиск и решение задач; соединение теоретических и практических занятий;игровой азарт; стремление к лидерству; удовлетворение от коллективной деятельности; повышение уровня профессиональной подготовки, овладение предметным содержанием профессиональной деятельности, используя при этом теоретические знания; творческая активность; желание получить положительную оценку; удовлетворение от умственного напряжения; желание перейти от овладения профессиональными знаниями к  выполнению профессиональных функций;

Интерес к игровому процессу

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Игровой результат: оценка, рейтинг, начисление очков и баллов и, как следствие, командное или личное первенство; одобрение преподавателя; автоматическое получение зачёта; оценка действий игрока самими студентами (из

 состава рабочей группы или экспертами)              

   5

Самообучение

Углубление, систематизация закрепление знаний, превращение из в убеждения; проверка знаний; привитие умений и навыков к самостоятельной работе с документами и литературой; развитие культуры речи;

Самооценка и Оценка за творческий потенциал (применение полученных знаний в других дисциплинах)

   6

Практика

Получение профессиональных знаний и навыков в производственной обстановке, возможность применить полученные при обучении знания и, соответственно, повышение уровня профессиональной подготовки; интерес к реальной работе; желание перейти к самостоятельному выполнению профессиональных функций

Получение

положительной характеристики от руководителя практики от производства, положительной рецензии на дипломный проект; получение работы в данной организации после окончания обучения; оценка за прохождение практики, выполнение курсового или дипломного проекта        

Выводы.

  1. Основной обобщающий мотивирующий фактор – получение глубоких профессиональных, твердых и качественных знаний;

 2.   Применяя активно новые образовательные технологии в процессе обучения студентов по дисциплине «Проектно – сметное дело», увеличиваются мотивирующие факторы, и как следствие, увеличиваются средства стимулирования студентов.