Нормативно-правовая база

Татаринова Оксана Викторовна

 

Образовательная система "Гармония"

 

 

Учебники образовательной системы «Гармония» являются методическим средством, позволяющим реализовать современные требования к содержанию и организации образования младших школьников и тем самым обеспечить достижение предусмотренных ФГОС результатов начального образования – личностное развитие детей, их духовно-нравственное воспитание, формирование у них конкретных предметных умений и комплекса универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Осуществление поставленных целей обеспечивается следующим.

  • В учебниках реализуется деятельностный подход к организации учебной работы, что позволяет формировать у учащихся умение осознавать учебную задачу, планировать свои действия, осознанно их выполнять, осуществлять самоконтроль (итоговый и пошаговый), проводить самооценку.
  • На материале каждого учебного предмета осуществляется целенаправленное формирование приёмов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение), обучение установлению причинно-следственных связей, построению рассуждений, фиксации выводов в различной форме: словесной, схематичной, модельной.
  • Наряду с формированием логического мышления, все учебники создают условия для совершенствования эмоциональной сферы ребёнка, для расширения его опыта образного восприятия мира, для развития образного мышления.
  • Учебниками образовательной системы «Гармония» обеспечивается обучение всем видам речевой деятельности, в том числе различным видам чтения, поиску, получению, переработке и использованию информации, её пониманию и представлению в различной форме: словесной, изобразительной, схематичной, модельной.
  • Методическим аппаратом учебников созданы условия для организации продуктивного общения, сотрудничества детей с учителем и друг с другом, для формирования в целом коммуникативных умений: слушать и стараться понимать собеседника; строить свои высказывания с учётом задач, условий и принятых правил общения; использовать речь как средство организации совместной деятельности, как способ запроса, получения и передачи информации; создавать небольшой монолог, участвовать в диалоге, в коллективной беседе, понимать возможность различных точек зрения на один и тот же вопрос, осознавать и аргументировать своё мнение.

Все учебники направлены на духовно-нравственное воспитание младших школьников. При этом в рамках различных учебных предметов делаются акценты на разных компонентах работы.

В каждом из учебников системы «Гармония» решение задач личностного развития младших школьников, их духовно-нравственное воспитание в единстве с формированием предметных и метапредметных умений осуществляется за счёт особого построения курса, отбора и логики подачи учебного материала, способов организации учебной деятельности детей, системы учебных заданий, используемых средств обучения.

Образовательная система «Гармония» представлена системой учебников (заключение Российской академии образования № 01-5/7д-801 от 25.10.2011г.):

  1. М. С. Соловейчик, Н. М. Бетенькова, Н. С. Кузьменко, О. Е. Курлыгина. Букварь.
  2. М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. Русский язык.
  3. О. В. Кубасова. Литературное чтение.
  4. В. Г. Владимирова, Е. Я. Григорьева. Французский язык.
  5. Н. Б. Истомина. Математика.
  6. Н. К. Нателаури, С. С. Маранин. Информатика и ИКТ.
  7. О. Т. Поглазова, Н. И. Ворожейкина, В. Д. Шилин. Окружающий мир.
  8. Н. М. Конышева. Технология.
  9. Т. А. Копцева, В. П. Копцев, Е. В. Копцев. Изобразительное искусство.
  10. М. С. Красильникова, О. Н. Яшмолкина, О. И. Нехаева. Музыка.
  11. Р. И. Тарнопольская, Б. И. Мишин. Физическая культура.
  12. Н. И. Ворожейкина, Д. В. Заяц. Основы духовно-нравственной культуры народов России.

В состав учебно-методических комплектов по всем предметам учебного плана входят: программа, учебники, учебные тетради к ним, методические пособия, электронные образовательные ресурсы, пособия для оценки достижения планируемых результатов образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon uchebniki.ppt357 КБ
Package icon rabochie_programmy_3_klass.zip772.34 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

                    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

 3 КЛАСС        (34 часа в год)

Дата

Тема

                                Формируемые умения/личностные качества

(планируемые результаты обучения)

        Деятельность учащихся

предметные

метапредметные

Художник и мир природы

1.Творческая папка (с. 6-8)

ИКТ Создание рисунков. Графический редактор

Различать изобразительные возможности разных художественных материалов.

Выполнять рисунок по собственному замыслу.

Выбирать элементарную композиию оформления рисунка на бумажной основе папки или альбома (центр, справа, слева).

Оценивать эстетическую выразительность обложки папки или

альбома.

Анализировать выразительность

результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий.

Коммуникативные: вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Знакомятся с учебником и принятыми в нём условными обозначениями.

Вспоминают разные художественные материалы, анализируют их выразительные качества.

Рассматривают творческую папку ученика как форму хранения результатов  детского изобразительного творчества (папка, альбом, коробка – возможные формы

хранения творческих работ). Анализируют рисунки сверстников на один и тот же сюжет «Заботливая бабушка кормит кур», которые имеют разные композиции.

Понимают, что композиция – важнейший организующий элемент рисунка.

Делают вывод о том, что

выразительность рисунка зависит от его композиции, что обложка творческой папки или альбома для рисования –визитная карточка автора-художника.

Выполняют творческое задание: изображают рисунок на свободную или заданную тему «Как я провёл лето» любым графическим материалом, например чёрной шариковой или гелевой ручкой, с последующим расцвечиванием цветными карандашами. Рисунок выполняют на четверти  альбомноо листа ,или цветными фломастерами на 1/2 альбомного листа,или используют специальный формат из Творческой папки. Оформляют рисунок на обложку Творческой папки или альбома.

2. Радуга-дуга

(с. 9-11)ИКТ Добавь  звуки и музыку.

Различать изобразительные возможности разных художественных материалов.

Анализировать выразительность

произведений изобразительного

искусства.

Выполнять оригинальный рисунок на тему «Радуга» или иллюстрировать стихотворение С. Я. Маршака «Радуга-дуга» с использованием акварельной техники «по-сырому».

Использовать композицию рисунка в выразительных целях,размещая дугу радуги на вертиальном, горизонтальном или квадратном листе бумаги.

Получать разные оттенки цвета

в технике акварели «по-сырому»

или пастелью методом растирки. Оценивать эстетическую вы-

разительность результатов своей

и чужой продуктивной деятельности.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Знакомятся с содержанием

учебника.

Рассматривают произведения изобразительного искусства, в которых образ радуги представлен оригинально.

Рассматривают детские рисунки, отмечают выразительные качества акварели: умение детей по-своему изобразить композицию «Радуга».

Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь?».

Выполняют творческое задание: изображают семицветную радугу любым цветным материалом или выполняют иллюстрацию к стихотворению С. Я. Маршака «Радуга-дуга». Придумывают своей работе  оригинальное название.

3. «Ветер, ветер! Ты могуч…»

(с. 12-15)

Оценивать выразительность

скульптуры с «развевающимися

от ветра складками одежды».

Высказывать суждения о  выразительности воздушных змеев.

Различать основные виды искусства: скульптуру, декоративно-прикладное искусство, графику.

Продумывать замысел, сочинять

оригинальные названия будущей

композиции, давая словесное описание её содержанию.

Выполнять оригинальную композицию на тему «Я запускаю

воздушного змея», или «Летящая

Ника», или др. с использованием выразительных возможностей

графических материалов.

Передавать в самом общем виде

пропорции изображаемых объектов.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять  анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.

Знакомятся с содержанием учебника, зрительным материалом, отражающим силу и мощь ветра.

Узнают о том, что в Древней

Греции богиня победы Ника

изображалась крылатой («Победе, летящей к победителю, сопутствует попутный ветер…»).

Знакомятся с текстом рубрики «Это интересно».

Анализируют композицию

рисунков сверстников.

Выполняют творческое задание: изображают композицию на тему «Я запускаю воздушного змея», или «Летящая Ника», или др. с использованием выразительных возможностей графических материалов.

4. Пустыни и оазисы

(с. 16-19)

Оценивать выразительность не-

обычных природных форм.

Использовать сравнение как

средство выражения своего отношения к высоким объектам.

Различать тёплые и холодные

цвета.

Выполнять оригинальную композицию, используя выразительные возможности тёплого и холодного колорита.

Передавать в самом общем виде

пропорции изображаемых объектов.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Знакомятся с содержанием учебника, с особенностями природного ландшафта пустынь.

Анализируют изображения древнеегипетских пирамид Хеопса, Хефрена и Микерина, высказывают свои суждения о размерах, ф ункции, строительстве.

Сравнивают размеры гигантских пирамид с человеческим ростом.

Выражают отношение к рисункам сверстников.

Высказывают суждения о выразительности тёплого и холодного колорита.

Выполняют творческое задание: изображают солнечный пейзаж пустыни с караваном верблюдов, барханами или пирамидами,

используя выразительные

возможности формата и художественных материалов.

5.Кактусы-гиганты

(с.20-21)

ИКТ Выбери или нарисуй фон. Пиксель.

Оценивать выразительность

природных форм кактусов.

Использовать сравнение как

средство выражения своего отношения к высоким и низким объектам.

Выполнять оригинальную композицию и давать ей необычные

названия.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения  проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел

предстоящей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Знакомятся с содержанием

учебника, с природной красотой колючих кактусов.

Читают рубрику учебника «Это интересно», сравнивают человека с гигантским кактусом, растущим на американском континенте.

Узнают о многообразии форм кактусов, анализируют выразительную красоту цветущих кактусов.

Высказывают свои суждения о работах своих сверстников.

Выполняют творческое задание: изображают образ кактуса с натуры или по представлению, используя любой художественный материал.

6. Натюрморт в живописи

(с. 22-26)

Различать тёплые и холодные

цвета.

Создавать оригинальную контрастную или нюансную композицию.

Вычленять своеобразие образного языка живописи, в которой цвет является основным средством выражения.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Отличать выразительность творческого почерка разных художников.

Различать жанры изобразительного искусства: натюрморт, пейзаж, портрет.

Знать основные виды искусства — живопись и графику, а также

техники — аппликацию, пастель,

сухую пастель, масляную пастель,

гуашь.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме

урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать  правила общения.

Знакомятся с содержанием

учебника.

Закрепляют представления о  натюрморте как жанре изобразительного искусства, картине, на которой изображаются предметы быта. Отвечают на вопрос рубрики учебника «Подумай и ответь».

Узнают о том, что идею изобилия и праздника можно передать через изображение богато украшенного стола, а идею обыденности – через скромно оформленный стол.

Анализируют произведения

живописи — натюрморты,

созданные разными художниками.

Высказывают свои суждения по поводу композиции и цветового решения рисунков сверстников.

Сравнивают выразительность контрастного и нюансного цветового решения натюрмортов.

Выполняют творческое задание: изображают натюрморт с натуры или по представлению в тёплом или холодном, контрастном или нюансном цветовом решении, используя любой цветной художественный материал.

7. Орнамент – тиль эпохи

(с.27-29)

Высказывать эмоциональные

суждения о национальных орнаментах.

Знать выразительные средства

декоративно-прикладного искусства: ритм; геометрический или

растительный орнамент; тёплую

или холодную, нюансную или

контрастная цветовую гамму.

Выполнять оригинальную декоративную композицию, выражать

через форму и цвет своё отношение к сказочному или мифологическому персонажу.

Оценивать выразительные качества изображений, придумывать

оригинальные названия своим

рисункам.

Отличать произведения декоративно-прикладного искусства от графики и живописи.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения ,слушать другого, соблюдать правила общения.

Знакомятся с содержанием

учебника, узнают о том, что

каждая национальная культура создаёт свой неповторимый образ искусства.

Узнают, что орнамент – это

украшение из растительных

или геометрических ритмически организованных элементов декора.

Анализируют и сравнивают орнаменты, характерные для культур Древнего Египта, Древней Греции и России.

Выполняют творческое задание: украшают окно или ворота дворцов сказочных персонажей или мифологических героев..

8. Витражная роза

(с.30-33)

Различать основные виды изобразительного искусства: архитектуру, графику, живопись, скульптуру, декоративно-прикладное

искусство.

Выражать замысел через цветовое оформление узора в круге на тему «Окно-роза для дома сказочного или мифологического героя».

Оценивать выразительные качества витража и умение автора выражать своё отношение к сказочному герою через ритмически организованную орнаментальную композицию.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку  зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Знакомятся с содержанием учебника, с выразительными образами

 витражей средневековых готических храмов.

Узнают о том, что витраж – это картина или узор из цветного стекла, разновидность  монументальной живописи.

Анализируют цветовое убранство и форму витражей.

Узнают технологические

особенности изготовления

эскиза витража из рубрики

«Полезный совет».

Выполняют творческое задание: создают эскиз витража «Роза» методом вырезания снежинки из цветной бумаги или по-другому.

9. Чудо- дерево.

(с.34-37)

Различать основные виды изобразительного искусства: архитектуру, графику, живопись, скульптуру, декоративно-прикладное

искусство.

Выражать замысел через создание оригинальной композиции на тему «Чудо-дерево».

Оценивать выразительные качества своего рисунка и работ сверстников.

Уметь играть в «Художественное

лото».

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения, участвовать в коллективных дидактических играх.

Знакомятся с содержанием учебника, с выразительными иллюстрациями к сказке К. Чуковского «Чудо-дерево».

Приходят к выводу о том, что каждый художник по-своему иллюстрирует один и тот же текст  литературного произведения.

Закрепляют знания о выразительных средствах графики: точке, линии, штрихе, пятне.

Выполняют творческое задание: создают иллюстрацию к сказке К. Чуковского «Чудо-дерево», используя любой графический материал, или создают свой образ Чудо-дерева.

Играют в художественное лото.

Художник и мир животных

1. Образы  животных в мифах

и сказках

(с. 38-41)

Анализировать выразительность

скульптуры и графического изображения.

Выполнять иллюстрацию, используя средства художественной выразительности: линию, пятно,

штрих, точку.

Оценивать выразительные качества рисунка, основанного на чёрно-белом контрасте. Придумывать  оригинальные названия творческим работам.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблем урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий,

придумывать и воплощать оригинальный замысел

предстоящей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Знакомятся с содержанием учебника.

Узнают о том, что в древние времена существовали верования в священных (то темных) животных, образы которых закрепились в сказках и мифах разных народов и в предметах декоративно-прикладного значения. Отвечают на вопрос рубрики учебника «Подумай и ответь» и проверяют свои знания.

Узнают сюжет мифа «Капитолийская волчица», анализируют римскую скульптуру и детские рисунки.

Повторяют выразительные

средства графики: линию, точку, штрих, пятно.

Закрепляют приёмы изображения: белое – на чёрном, чёрное – на белом.

Выполняют творческое задание: создают иллюстрацию к мифу «Капитолийская волчица» или к любой сказке, в которой один из главных персонажей — волк.

2. Собака – верный друг

(с.42-47)

Высказывать суждения о повадках и характере собак, основанных на собственном опыте.

Продумывать замысел, сочинять оригинальные названия

будущей композиции, давать

словесное описание её содержанию. Использовать средства художественного выражения для достижения замысла: в скульптуре – объём, пластика; в графике – точка, линия, штрих, пятно.

Оценивать результаты своей творческой работы и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план  действий, придумывать и  воплощать оригинальный замысел

предстоящей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Проявлять импатийную способность, участвовать в игровых ситуациях.

Знакомятся с содержанием текста

 учебника, узнают о разных породах собак.

Анализируют произведения

изобразительного искусства.

Отвечают на вопросы рубрики учебника «Подумай и ответь». Высказывают свои суждения о выразительности рисунков сверстников, придумывают оригинальные названия для своих рисунков ,на которых главным героем будет собака.

Анализируют памятники собаке и этапы выполнения скульптурного изображения из пластилина.

Выполняют творческое задание: лепят или рисуют образ собаки, придумывают оригинальное название своей работе.

3. Полёт птиц

(с.48-49)  

ИКТ Работа со звуком.

Различать основные виды художественной деятельности (графику, живопись).

Продумывать замысел, сочинять оригинальные названия будущей композиции, давая словесное описание её содержанию.

Использовать выразительные

свойства разных материалов для

достижения замысла.

Оценивать ритмическое расположение птиц на листе, выражающих идею плавного полёта, птичьего беспокойства или одиночества или др.

Выражать отношение к чёрно-белому силуэтному рисунку.

Придумывать оригинальные

названия для своей композиции

и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Участвовать в коллективных видах деятельности.

Знакомятся с содержанием

текста учебника. Узнают о

том, что силуэт – это одно-

цветное контурное изображение.

Проявляют смекалку и угадывают птицу по её силуэту.

Знакомятся с произведениями художника-графика М. Эшера, обращают внимание на выразительность светлого и тёмного силуэта. Дают словесное описание своей графической композиции «Полёт птиц», возможность использования вертикального, горизонтального, квадратного или круглого формата для достижения замысла.

Выполняют творческое задание: создают силуэтное изображение одной или нескольких летящих птиц — белых на тёмном фоне или чёрных на светлом фоне, для работы используют любой

графический материал или бумагу в технике аппликации.

4. Образ лошади

в изобразительном

искусстве

(с.50-54)

Высказывать свои суждения по

поводу рассматриваемых иллюстраций.

Продумывать замысел, сочинять

оригинальные названия своим

рисункам.

Использовать выразительные

средства графики для достижения своих изобразительных замыслов. Высказывать суждения о влиянии формы листа (круглый, квадратный, ромбовидный, треугольный или др.) на замысел рисунка.

Оценивать выразительные качества детских рисунков, выполненных тушью, пером, гелевыми ручками или в технике граттажа.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать

оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Проявлять импатийную способность, участвовать в игровых ситуациях.

Знакомятся с содержанием учебника.

Анализируют произведения

изобразительного и декоративно-прикладного искусства, на которых изображена лошадь.

Определяют, чем стилизованное декоративно-условное изображение лошади отличается от живописного и графического.

Узнают о необычной технике граттажа – процарапывание по вощёной бумаге.

Анализируют выразительные средства графики: линию, точку, штрих, пятно; приёмы изображения по вощёной бумаге.

Обращают внимание на то, что одно и то же литературное

произведение Хорхе Гилье-на «Кони» разные ученики иллюстрируют по-разному.

Выполняют творческое задание: создают сюжетную композицию, в которой лошадь является главным героем, или иллюстрируют отрывок стихотворения Хорхе Гильена «Кони».

5. Медный всадник

(с.55-58)

Участвовать в обсуждении содержания памятнику Петру I в

Санкт-Петербурге и князю Юрию

Долгорукому в Москве и др.

Выражать своё отношение к монументальности скульптурных изваяний, в которых лошадь является дополнительным постаментом для всадника.

Продумывать замысел, сочиняя

небольшие рассказы, раскрывающие сюжет будущей скульптурной

композиции, придумывать оригинальные названия своим лепным

поделкам.

Использовать объём и пластику

пластилина как выразительные

средства (гордый, торжественный, величественный и т. п.).

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности  и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать

оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.

Проявлять импатийную

способность, участвовать в игровых ситуациях.

Знакомятся с содержанием учебника, со скульптурным памятником «Медный всадник», который находится вСанкт-Петербурге, а такж с другими произведениями художников, изображающих

коня.

Отвечают на вопросы рубрики учебника «Подумай и ответь».

Знакомятся с рекомендациями рубрики учебника «Коллективная работа».

Словесно проговаривают или пластически показывают индивидуальный или коллективный замысел, придумывают название будущей скульптурной композиции.

Выполняют творческое задание: лепят (индивидуально или коллективно) свою версию Медного всадника из пластилина с возможным включением подсобных материалов: коробок, банок, веток, палок, проволоки и т. п.

6. «Крокодил солнце в небе проглотил…»

(с. 59-62)

Высказывать эмоциональные

суждения по поводу иллюстраций.

Использовать выразительные

возможности графических материалов для достижения замысла.

Выполнять иллюстрацию к сказке или мифу. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Отличать графическое изображение от живописного и скульптурного.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу,  высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать планд ействий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Знакомятся с содержанием

учебника.

Рассматривают иллюстрации к стихотворению «Краденое солнце» К. Чуковского, высказывают свои суждения. Из рубрики учебника «Это нтересно» узнают миф о священном нильском крокодиле Себеке, появлению которого предшествовали наблюдения древних египтян за повадками и поведением крокодилов.

Анализируют рисунки сверстников, которые иллюстрируют миф о священном нильском крокодиле. Рассуждают о том, как юные художники использовали выразительные средства графики: линию, точку, пятно, штрих — для достижения

своего замысла.

Словесно проговаривают образ будущей композиции«Крокодил солнце в небе проглотил…».

Выполняют творческое задание: лепят образ крокодила или иллюстрируют стихотворение К. Чуковского, или миф о нильском крокодиле Себеке, используя любой материал.

7. «Божья коровка, улети на небо…»

(с.63-65)

Участвовать в обсуждении содержания мифов о «солнечных

жуках».

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой

деятельности.

Выбирать и использовать способы работы различными художественными материалами для передачи замысла (солнечный, летящий, таинственный и т. п.).

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Отличать произведения декоративно-прикладного искусства от графических и живописных.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать

оригинальную творческую

работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий,

придумывать и воплощать

оригинальный замысел

предстоящей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Знакомятся с содержанием учебника.

Из рубрики учебника «Это интересно» узнают о том, что «солнечным жуком» в Древнем Египте считался жук-скарабей.

Сравнивают образ жука-скарабея с образом божьей коровки и майского жука, выявляют типичное и особенное.

Анализируют ювелирные украшения – произведения декоративно-прикладного искусства, высказывают свои  предпочтения, создают зарисовки ювелирных украшений на классной доске

или на листе бумаги.

Выполняют творческое задание: рисуют или лепят, конструируют ожерелье, бусы, браслет, серьги,

кольца; индивидуально или коллективно создают ювелирный комплект, используя стилизованное изображение жука, пчелы, божьей коровки или др.

8. Фантастические

существа

(с.66-69)

Участвовать в обсуждении содержания художественных произведений.

Различать основные виды изобразительного искусства: живопись,  графику, декоративно-при-

кладное  искусство.

Создавать индивидуально или

в группе образ фантастического

существа, используя свойства разных художественных материалов.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать

оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий,

придумывать и воплощать

оригинальный замысел

предстоящей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения ,слушать другого, соблюдать правила общения.

Знакомятся с содержанием учебника, анализируют образы фантастических существ в  произведениях декоративно-прикладного искусства и живописи, в детском рисунке.

Высказывают свои суждения о возможностях мифологических существ (кентавра, Алконоста, Сирина и др.) обладать двойной силой — и человека, и животного.

Сравнивают особенности

изображения фантастических существ в разных мировых культурах, их символическое значение.

Выполняют творческое задание: создают образ мифологического или сказочного существа — птицы радости или печали, кентавра или Полкана и т. п.

9. Новогодняя игрушка

(с.70-71)

Высказывать эмоциональные

суждения о выразительности

ёлочных игрушек.

Различать основные виды изобразительного искусства: живопись, графику, скульптуру и декоративно-прикладное искусство.

Создавать оригинальную ёлочную игрушку, придумать ей необычное название.

Уметь выражать своё отношение

к новогоднему празднику через

цветовое оформление ёлочной

игрушки.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать

оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий,

придумывать и воплощать

оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.

Знакомятся с содержанием учебника, вспоминают о том, что существуют животные – символы Нового года по восточному и славянскому календарю.

Читая рубрику учебника «Это интересно», узнают о зарождении в древности традиции украшать игрушками дерево.

Анализируют выразительность ёлочных игрушек.

Знакомятся с возможными

вспомогательными материалами, которые можно использовать при изготовлении ёлочной игрушки: яичная скорлупа, цветная бумага,

цветной пластилин или др.

Словесно проговаривают этапы выполнения ёлочной игрушки.

Играют в художественное лото.

Выполняют творческое задание: изготавливают ёлочную игрушку, используя любые художественные и подручные материалы.

Художник и мир человека

1. Галерея детского

изобразительного

творчества

(с.74-77)

Участвовать в обсуждении содержания и выразительности

произведений изобразительного

искусства и продуктов детского

творчества.

Придумывать вариативные на-

звания персональной или коллективной выставке детского рисунка.

Работать над замыслом и его

воплощением, используя выразительные возможности художественного материала.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока, высказывать

свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий,

придумывать и воплощать

оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Знакомятся с содержанием учебника, узнают о том, что существуют международные и национальные музеи и галереи детского изобразительного творчества.

Вычленяют основные виды

пластических искусств: живопись, скульптуру, архитектуру, декоративно-прикладное искусство.

Отвечают на вопросы рубрики учебника «Подумай и ответь».

Анализируют содержание детских рисунков, определяют тему, возраст автора, материалы, выявляют зависимость от содержания рисунков от интересов и увлечений, характерных для мальчиков и девочек того или иного возраста. Выполняют творческое задание: изображают рисунок на свободную тему, оформляют его для участия в школьной выставке или для экспозиции  в классе.

2. Портрет в скульптуре

(с.78-81)

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Различать основные виды: скульптура, живопись, графику и жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт и др.

Выражать своё отношение

к скульптурным образам.

Выбирать и использовать способы работы пластилином для достижения своего замысла.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать

оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу,  понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.

Знакомятся с содержанием учебника. Вспоминают выразительные средства скульптуры: объём, пластику.

Отвечают на вопрос рубрики учебника «Подумай и ответь».

Анализируют римский

скульптурный портрет и этапы лепки портрета из пластилина.

Выполняют творческое задание: лепят из пластилина портрет любого сказочного героя с использованием подсобных материалов: баночки, пластмассового яйца от киндер-сюрприза в качестве основы.

3. Великаны и лилипуты

(с.86-89)

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Понимать общее и особенное

в произведениях разных видов искусств — иллюстрации и скульптуры.

Выражать своё отношение

к изображённым героям, используя метод сравнения большого

и маленького объектов.

Использовать выразительные

средства композиции: главный

герой — в центре или в углу листа

или др.

Выбирать и использовать способы работы разными художественными материалами (гелевые ручки, фломастеры, цветные карандаши или др.) для передачи замысла.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать

оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.

Знакомятся с содержанием учебника. На примере анализа книжной иллюстрации и скульптуры делают вывод о том, что сравнение большого и маленького объекта является средством передачи величия или уязвимости

главного героя.

Знакомятся с содержанием

рубрики «Это интересно».

Читают и анализируют стихотворение Шела  Сильверстейна «Маленький гном».

Обращают внимание на необходимость учёта основных пропорций в изображении частей человеческой фигуры.

Выполняют творческое задание: иллюстрируют любую сказку или миф, в которых главный герой – маленький человек. Для работы используют любой художественный материал.

4. Женский профиль

(с. 86-89)

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобрази-

тельной творческой деятельности.

Понимать общее и особенное

в профильных портретных образах, созданных разными художниками.

Выражать своё отношение к профильному женскому портрету, где

глаза намеренно увеличены.

Выбирать и использовать способы работы графическим художественными материалами для

передачи замысла.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать

оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий,

придумывать и воплощать

оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Знакомятся с содержанием

учебника.

Вспоминают о том, что портрет – жанр изобразительного искусства.

Отвечают на вопрос рубрики учебника «Подумай и ответь».

Анализируют изобразительные средства как способ выражения отношения к портретируемому: большие глаза, улыбка на лице, красивая причёска и др.

Повторяют основные пропорции лица, вспоминают выразительные средства граффики: линию, точку, штрих ,пятно.

Знакомятся с содержанием рубрики учебника «Полезный совет».

Выполняют творческое задание: изображают несколько набросков с натуры, используя простой карандаш, гелевую или шариковую ручку.

5. Мужской

профиль

(с. 90-92)

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Выражать своё отношение к портретируемому, используя выразительные свойства художественного материала.

Передавать в самом общем виде

пропорции человеческого лица.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Различают основные виды изобразительного искусства: живопись, графику, скульптуру.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать

оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий,

придумывать и воплощать

оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Осуществлять анализ сравнение, группировку материала по заданным критериям.

Знакомятся с содержанием учебника.

Узнают о рельефном изображении портрета в профиль.

Анализируют портретные образы.

Отвечают на вопросы рубрики учебника «Подумай и ответь».

Вспоминают приёмы изображения на листе (или рельефной лепки) профиля мужского лица.

Знакомятся с содержанием

рубрики учебника «Полезный совет».

Вспоминают основные пропорции лица человека.

Выполняют творческое задание: изображают мужской портрет с натуры или по представлению.

6а. Архитектурные

постройки:

Крепостные стены

(с. 93-97)

Участвовать в обсуждении вы-

разительных особенностей известных мировых архитектурных

построек: крепостей, кремлей,

замков, крепостных стен и т. п. Выражать своё отношение к самой длинной постройке мира –

Великой Китайской стене.

Выбирать и использовать способы печати для достижения изобразительного замысла.

Передавать в самом общем виде

пропорции изображаемых объектов.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Выделяют архитектуру других

видов пластических искусств.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать

оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий,

придумывать и воплощать

оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.

Знакомятся с содержанием учебника. Анализируют фоторепродукции, на которых изображены крепостные архитектурные сооружения. Знакомятся с содержанием рубрик учебника «Это интересно», «Подумай и ответь»,«Полезный совет».

Вычленяют приёмы изображения печатным способом при помощи штампов.

Вычленяют выразительные средства графики — точку, пятно, которые являются доминирующими средствами

изображения в печати.

Выполняют творческое задание: изображают рисунок, на котором архитектурная постройка из кирпича выполняется с использованием техники печати школьным резиновым ластиком (вместо ластика можно использовать деревянный, картонный или пробковый штамп).

6б. Архитектурные

постройки.

 Золотое

кольцо России

(с.98-102)

Высказывать суждения о постройках городов Золотого кольца России, значении храма в судьбе города.

Различать основные виды пластических искусств: архитектуру, скульптуру, живопись, графику

и декоративно-прикладное искусство.

Отличать специфику фоторепродукции от произведений изобразительного искусства.

Выражать своё отношение к архитектурной постройке храма,

подчёркивая её значительность.

Выбирать и использовать способы работы цветными художественными материалами (пастель, краски, цветные фломастеры

или др.) для передачи замысла

(«Величественный храм», «Дорога, идущая к храму» и др.).

Передавать в самом общем виде

пропорции изображаемых объектов.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать

оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий,

придумывать и воплощать

оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.

Знакомятся с содержанием учебника. Узнают о древнерусских городах, составляющих Золотое кольцо России.

Выражают свои суждения о выразительности главных соборов и уникальности архитектурного убранства городов.

Знакомятся с гербами некоторых городов Золотого кольца.

Отвечают на вопросы рубрики учебника «Подумай и ответь».

Анализируют способы выделения главного в изобразительной композиции :ближе – больше, дальше – меншье, приёмы загораживания, первый и второй планы.

Вспоминают о том, что цвет можно использовать как средство художественного выражения.

Анализируют выразительность тёплой и холодной гаммы цветов.

Выполняют творческое задание: используя любой цветной художественный материал, иллюстрируют фрагмент «Сказки о царе Салтане» или изображают любой понравившийся древнерусский кремль или храм, опираясь на фоторепродукции учебника.

7. Народная игрушка

(с.103-105)

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Различать основные виды пластических искусств: декоративно-

прикладное искусство, скульптуру, живопись, графику.

Использовать выразительные

свойства цвета для передачи замысла.

Придумывать оригинальные на-

звания продуктам своей творческой деятельности.

Оценивать выразительность результатов своей изобразительной

деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к  проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную

 задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения ,слушать другого, соблюдать правила общения.

Знакомятся с содержанием

учебника.

Сравнивают выразительность матрёшек, их красочность и декоративность.

Знакомятся с содержанием

рубрики «Это интересно».

Выполняют творческое задание: создают эскиз набора матрёшек, состоящего из трёх и более фигурок (три богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович ;времена года: зима, весна ,лето, осень; стихии природы: огонь, вода, ветер; герои

сказки «Репка»: дед, баба, внучка, Жучка, кошка, мышка и т. п.), используя цветные

художественные материалы.

8. Необычная чаша

(с.106-109)

Участвовать в обсуждении легенды о священном Граале. Учитывать выразительные возможности художественных материалов для достижения замысла.

Использовать симметричное

изображение предмета в выразительных целях.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий,

придумывать и воплощать

оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения ,слушать другого, соблюдать  правила общения.

Знакомятся с содержанием учебника, узнают об иконе Андрея Рублёва «Троица» и символическом значении

изображённой им чаши.

Знакомятся с мифологическим сюжетом о таинственной чаше Грааля.

Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь».

Вспоминают особенности

симметричного и несимметричного изображения.

Обосновывают зависимость внешнего облика предмета от того материала, из которого он изготовлен: стекло, камень, дерево, металл, керамика.

Знакомятся с содержанием рубрики учебника «Полезный совет».

Выполняют творческое задание: создают свой образ чаши Грааля, используя любой художественный материал.

9. Знаменитые скульптуры

(с. 110-113)

Осознавать роль монументальной героической скульптуры в жизни города. Участвовать в обсуждении

скульптурных произведений.

Высказывать суждения по поводу сходства и различия в образах

разных памятников неизвестному солдату.

Выбирать и использовать способы работы с художественными

материалами в процессе индивидуальной или коллективной деятельности.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий,

придумывать и воплощать

оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общния. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. Участвовать в индивидуальных и коллективных видах творческой деятельности.

Знакомятся с содержанием

учебника.

Узнают о монументальной

героической скульптуре. Знакомятся с произведениями скульптора Е. Вучетича

и символическим смыслом его монументальных скульптур на Мамаевом кургане в Волгограде и в Трептов-парке в Берлине.

Знакомятся с содержанием

рубрики учебника «Это интересно».

Отвечают на вопросы рубрики учебника «Подумай и ответь».

Анализируют пластические

особенности памятников не

известному солдату.

Выполняют творческое задание: лепят индивидуально или коллективно проект памятника павшим войнам или работникам тыла в период Великой Отечественной войны или создают памятник, олицетворяющий идею

жизни, счастья: цветок, дерево, солнце и т. п.

Художник и мир искусств

1. Фантастическое

рядом – музей космонавтики

(с.116-119)

Участвовать в обсуждении живописных произведений художников-фантастов.

Знать жанры изобразительного

искусства: пейзаж, портрет, натюрморт и др.

Иметь представление об основных отечественных музеях истории космонавтики.

Выбирать и использовать способы работы цветными материалами для передачи своего замысла.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий,

придумывать и воплощать

оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Осуществлять анализ ,сравнение, группировку материала по заданным критериям.

Знакомятся с содержанием учебника.

Узнают об экспонатах некоторых музеев космонавтики  в разных городов России.

Анализируют произведения

живописи художников-космонавтов.

Анализируют выразительные возможности тёплых и холодных цветов, контраста светлых и тёмных цветовых гамм.

Повторяют жанры изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт, портрет, выделяют специфику фантастического пейзажного жанра.

Выполняют творческое задание: изображают фантастический пейзаж: Зелёная планета, Фиолетовая планета, Оранжевая планета, планета Туманности, Серая планета или др. с транспортом или архитектурными строениями.

2. В мире книг

(с.120-123)

Участвовать в обсуждении выразительных средств книжной

графики.

Высказывать эмоциональные

суждения о форме и цветовом

оформлении букв своего имени

или фамилии.

Выбирать и использовать способы работы цветными материалами для передачи в слове-образе своего характера.

Использовать шрифтовую композицию в оформлении обложки

своей Творческой папки или альбома.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности.

Вычленять основные разделы

макета книги.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать

оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий,

придумывать и воплощать

оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Знакомятся с содержанием

учебника.

Узнают о том, что обложка книги раскрывает не только название и автора книги, но и её жанр (сказка, рассказ, роман, стихи и т. п.). По стилю написания шрифтовой

композиции названия догадываются о содержании

книги.

Отвечают на вопросы рубрики учебника «Подумай и ответь».

Анализируют рисунки –буквицы своих сверстников.

Сравнивают оформление

обложек разных книг, например, русских народных сказок, мифов народов мира или альбомов по исскуству и т.п.

Обсуждают возможность

украшения альбома или

Творческой папки шрифтовой композицией. Делают вывод о том, что слово-образ (имя автора папки) или буква-образ (первая

буква имени или фамилии или др.), помещённые на обложку, будут определённым  образом характеризовать автора.

Анализируют выразительные возможности тёплых и холодных цветов,  нюанса светлых и тёмных цветов на обложке книги.

Выполняют творческое задание: создают шрифтовую композицию для обложки  книги или творческой папки (альбома), используя цветные фломастеры или гелевые (шариковые) ручки.

3. В мире музыки

(с.124-129)

Участвовать в обсуждении фасада и интерьеров Детского музыкального театра имени Н. И. Сац, произведений живописи и результатов детского изобразительного творчества.

Различать основные виды

пластических искусств: живопись, декоративно-прикладное искусство, архитектуру, графику.

Использовать приёмы ритмического изображения музыкального узора» на круглой тарелке с целью достижения творческого замысла.

Придумывать оригинальное название своей «Музыкальной тарелке» (тихая, весёлая, грустная мелодия, озорная, маршевая, танцевальная,  величественная и т.п.).

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать

оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий,

придумывать и воплощать

оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Участвовать в индивидуальных и коллективных видах творческой деятельности.

Знакомятся с содержанием

учебника, узнают о Детском

музыкальном театре имени

Н. И. Сац, о том, что музыкальный театр – синтез слова, музыки и изображения.

Отвечают на вопросы рубрики учебника «Подумай и ответь». Анализируют картины художников, изображающих композиторов, и детские рисунки.

Высказывают свои впечатления от посещения музыкального театра, рассказывают о собственных занятиях музыкой.

Вспоминают, что ритм в изобразительном искусстве – это повторность (чередование) каких-либо элементов.

Выполняют творческое задание: создают эскиз музыкальной тарелочки (орнамента в круге) и придумывают ей музыкальное

(интонационное) название или изображают себя музыкантом, дирижёром, композитором, используя любой художественный материал.

4. Театр масок

(с. 130-135)

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Участвовать в обсуждении особенностей конструкции античного театра и образного смысла

масок.

Различать основные виды пластических искусств: архитектуру,

декоративно-прикладное искусство, графику.

Выражать своё отношение к

характеру маски через цветовую

гамму.

Выбирать и использовать способы работы с подсобными и цветными художественными материалами для передачи замысла (маска смеха, маска печали, озорная маска, маска «День и ночь» или др.).

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий,

придумывать и воплощать

оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Участвовать в индивидуальных и коллективных видах творческой деятельности.

Знакомятся с содержанием

учебника.

Узнают о том, что у всех народов мира с древних времён существуют праздники, связанные с ежегодными циклами умирания и возрождения природы: в России – Масленица, Навруз, Сабантуй и

другие.

Знакомятся с содержанием

рубрики учебника «Это интересно».

Отвечают на вопросы рубрики учебника «Подумай и ответь».

Узнают об античном театре,

о зарождении маскарадов и символическом значении маскарадных и ритуальных масок.

Анализируют античные, маскарадные и ритуальные маски, а также эскизы масок,

выполненных детьми.

Знакомятся с приёмами выполнения масок.

Выполняют творческое задание: создают характерную маску, используя любой художественный и подсобный материал.

5. Танцы народов мира

(с. 136-139)

Участвовать в обсуждении традиций своего народа, семьи, школы.

Анализировать выразительные

особенности произведений станковой и монументальной живописи, графики, детского рисунка.

Выбирать и использовать способы работы художественными

материалами для передачи замысла.

Уметь передавать основные про-

порции фигуры человека в движении.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать

оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий,

придумывать и воплощать

оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Осуществлять анализ сравнение, группировку материала по заданным критериям.

Знакомятся с содержанием

учебника.

Узнают о том, у каждого народа существуют свои традиции – представления, обычаи, привычки и навыки, передаваемые из поколения в поколение, что в народном танце и в костюме передаются темперамент и особенности национального характера.

Знакомятся с греческим танцем сиртаки, древнегреческим женским и мужским костюмом, причёсками, головными уборами и обувью.

Анализируют детские рисунки.

Вспоминают пропорции фигуры человека (голова укладывается в фигуре 6–7раз), этапы выполнения фигуры человека в движении.

Выполняют творческое задание: изображают танцующих людей, греческий танец или музыкантов, используя любой художественный материал.

6. Афины –

город-музей

(с.140-145)

Выражать своё отношение

к красоте столицы Греции – городу Афины.

Знать основные архитектурные

ордера: дорический, ионический,

коринфский, основные строения

афинского Акрополя.

Выбирать и использовать способы работы художественными материалами для передачи замысла,

уметь придумывать оригинальные названия своей композиции:

«Я любуюсь Парфеноном», «Я

хочу увидеть Акрополь», «Афина

гуляет по Акрополю», «Сильные

кариатиды» или др.

Передавать в самом общем виде

пропорции изображаемых объектов.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий,

придумывать и воплощать

оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Осуществлять анализ, сравнение, группировку  материала по заданным критериям.

Знакомятся с содержанием учебника. Узнают о том, что столица Греции — город Афины — назван в честь древнегреческой богини мудрости, что главным архитектурным комплексом го-

рода является Акрополь.

Отвечают на вопросы рубрики учебника «Подумай и ответь».

Учатся читать план-схему афинского Акрополя.

Знакомятся с архитектурными ордерами: дорическим, ионическим, коринфским.

Узнают, что в Парфеноне

использованы дорические

колонны, а в храме Эрехтейон афинского Акрополя – колонны-кариатиды.

Выражают свои суждения по поводу выразительности древнегреческих храмов, высказывают свои впечатления от посещения Акрополя. Вспоминают изобразительные приёмы выделения главного в композиции: ближе – больше, дальше – меньше, изображение

первого и второго плана.

Выполняют творческое задание: создают композиции с древнегреческой архитектурой и людьми в греческих

костюмах или себя, или туристов в Греции.

7. Музеи мира:

Государственный

Музей изобрази-

тельных искусств имени А. С. Пушкина

(с.146-153)

Выражать своё отношение к

произведениям изобразительного

искусства, хранящимся в ГМИИ

им. А. С. Пушкина.

Различать основные виды художественной деятельности: живопись, графику, скульптуру, архитектуру, декоративно-прикладное

искусство и жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, фантастический жанр.

Выбирать и использовать способы работы художественными

материалами для передачи замысла: «Я иду по лестнице ГМИИ им. А. С. Пушкина», «Я хочу посмотреть картину Пабло Пикассо

«Девочка на шаре», «Я иду в музей», «Я видел мумию фараона

в ГМИИ им. А. С. Пушкина»

или др.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать

оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий,

придумывать и воплощать

оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.

Играть в коллективную

игру — художественное лото.

Знакомятся с содержанием

учебника.

Узнают, что Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина – крупнейший музей мира, памятник культуры, первым директором которого был И. В. Цветаев.

Знакомятся с содержанием

коллекции музея, с залами Древнего Египта, Древней Греции и Рима, Итальянским двориком и др.

Высказывают свои суждения о выразительности фасада и интерьеров музея. Знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики и скульптуры, хранящимися в ГМИИ им.А. С. Пушкина: Поль Сезанн, Винсент Ван Гог,  ПьерОгюст Ренуар, Пабло Пикассо, Поль Синьяк.

Играют в художественное лото «Шедевры Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина».

Выполняют творческое задание: создают композицию с использованием техники

пуантилизма или изображают себя в залах ГМИИ им.А. С. Пушкина, глядя на фоторепродукции учебника.

7б. Музеи мира: Лувр Выставка

Детского изобрази-

тельного творчества

(с.154-157)

Выражать своё отношение к произведениям изобразительного

искусства, хранящимся в Лувре.

Различать основные виды пластических искусств: живопись,

графику, скульптуру, архитектуру,

декоративно-прикладное искусство и жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, фантастический и анималистический жанры.

Выбирать и использовать способы работы художественными

материалами для передачи творческого замысла.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Завершить оформление Творческой папки или альбома.

Участвовать в оформлении  итоговой выставки  детского рисунка.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать

оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий ,придумывать и воплощать оригинальный замысел

работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения ,слушать другого, соблюдать правила общения.

Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.

Играть в коллективную

игру — художественное лото.

Участвовать в оформлении итоговой выставки результатов детского изобразительного творчества.

Знакомятся с содержанием учебника. Узнают, что Лувр – это крупнейший музей мира, который находится в Париже, во Франции.

Знакомятся с содержанием коллекции музея, шедеврами изобразительного и декоративно-прикладного искусства, хранящимися в музее.

Высказывают свои суждения о выразительности внешнего вида и интерьеров музея.

Знакомятся с выдающимися

произведениями живописи,

графики и скульптуры Лувра

(Венера  Милосская,  картина

Леонардо да Винчи «Джоконда» и др.).

Отвечают на вопрос рубрики учебника «Подумай и ответь».

Играют в художественное лото «Шедевры Лувра».

Выполняют творческое задание: создают тематическую

композицию и придумывают ей название: «Я в залах Лувра», «Я хочу увидеть картину Леонардо да Винчи «Джоконда», или изображают портрет Осени, Лета, Весны или Зимы по мотивам произведений Джузеппе Арчимбольдо или др. Обсуждают содержание детских рисунков, созданных за год или помещённых в учебнике.

Участвуют в оформлении

своей Творческой папки (альбома) или итоговой выставки

детского рисунка (наклеивают свой лучший рисунок на

паспарту, изготавливают этикетку, возможно с использованием компьютера).