Проекты

Татаринова Оксана Викторовна

Здесь располагаются материалы по различным проектам, проведённые с учащимися.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социальный проект

«В каждом человеке есть художник!»

(Создание детских книг в подарок первоклассникам)

Автор проекта: Татаринова Оксана Викторовна,

 учитель начальных классов

Краткое содержание проекта.

ПРОБЛЕМА.

        Создание подарка для младших школьников – актуальная проблема. Почему мы должны что-то делать для других просто так? Пробудить в детях чувство заботы, доброты, бескорыстия – важная педагогическая задача. Получение морального удовлетворения и радости от выполненного доброго дела, повышение собственной самооценки – важное звено в развитии личностной сферы ребёнка.

      Дети 4-б класса проявили желание создать интересную и познавательную книжку для своих подшефных первоклассников 1-б класса для занятий в группе продлённого дня и изготовить на уроке технологии книжку-игрушку в качестве подарка на Новый год.

Цель и задачи проекта.

ЦЕЛЬ: развивать личностные универсальные учебные действия на основе коллективной творческой деятельности социальной направленности.

ЗАДАЧИ:

-развитие творческих способностей воспитанников

-воспитание доброты и заботы о младших ребятах

-обеспечение психологического благополучия и здоровья детей

-формирование коммуникативных навыков в групповой работе

-развитие творческого воображения и мышления

-формирование навыков работы в группе

Начало проекта: 25 октября 2011 года.

Окончание проекта: 28 декабря 2011 года

Продолжительность: 2 месяца

Направление проектирования: социальное, эстетическое, художественное, познавательное, организационно-педагогическое.

Участники проекта:  учитель, учащиеся, родители.

Актуальность проекта.

         Современные дети мало читают книг, ещё меньше знают, какой это труд- создание книги. В результате своей практической деятельности они поймут, как создаётся книга, как это нелегко. У них формируются зачатки издательской деятельности, развивается творческий потенциал, они получают навыки корректора и редактора. К тому же, они создают подарки первоклассникам. У них формируется чувство доброты и заботы о младших детях.

Цель и задачи проекта.

ЦЕЛЬ: сформировать познавательные и коммуникативные навыки на основе коллективной и индивидуальной творческой деятельности.

ЗАДАЧИ:

- развитие познавательных способностей детей, развитие навыков информационного поиска информации;

- развитие творческого воображения и мышления;

- воспитание чувства заботы о младших школьниках, бережного отношения к книге;

- обеспечение психологического комфорта и чувства удовлетворения своей работой;

- воспитание чувства ответственности за порученное дело и уважительное отношение друг к другу.

ОЖИДАЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ:

  1. В результате изучения темы «Новогодняя игрушка» в курсе «Технология» дети создадут своими руками из подручных средств (бумага, картон, украшения, вата, блёстки) книжку.

  1. Создание подарка первоклассникам.

Деятельность в рамках проекта.

Подготовительный этап

Мероприятия

сроки

участники

Урок

Внеурочная деятельность

1

Знакомство с созданием книги. Обзор титульных листов, иллюстраций разных детских книг. Беседа о бережном отношении к книге.

25.10

Учитель, ученики.

Классный час на тему: «Как создаётся книга?»

2

Знакомство с разными стилями: научным, учебным, художественным.

24.10

Учитель, ученики.

Урок литературного чтения

3

Беседа о правилах работы в группе, о вежливом обращении, об ответственности за полученные поручения

01.11

Учитель, ученики.

Классный час «Работаем все вместе»

4

Определение общих задач, создание творческих групп, ответы на вопросы детей, помощь в подборке материала, выбор тем сказок и научных рассказов, распределение ролей.

05.11

Учитель, ученики.

Внеурочное мероприятие в каникулы

ИТОГИ  ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО  ЭТАПА:

Распределены творческие задания по интересам и желаниям ребят.

Созданы творческие группы

«Художники» создают иллюстрации к сказкам, работают в паре с

сочинителями. Придумывают будущее оформление книги и её частей.

«Сказочники» сочиняют сказки.

Дети разделились на 4 группы по темам «Лунные сказки», «Сказки добрых друзей», «Игрушечные истории», «Моя любимая фея».

Основной этап

Вид деятельности

Урок

Внеурочная деятельность

сроки

участники

1

Составление памятки «Памятка критика»

учитель

2

Знакомство с творчеством наших «сказочников». Оценивание их работы «редакторами» по памятке

Литературное чтение

11.11

«сказочники»

«редакторы»

учитель

3

Знакомство с творчеством «художников»

ИЗО

15.11

«художники»

Учитель,

учащиеся

4

Коллективное обсуждение работы групп. Обучение вежливому обращению друг с другом, культуре решения спорных вопросов.

Классный час на тему: «Вежливы ли Вы?»

15.11

Учитель,

учащиеся

5

Создание титульного листа книг

Технология

16.11

Учитель,

учащиеся

6

Оформление книги

Технология

23.11

Учитель,

Учащиеся.

Групповая работа

Заключительный этап

1

Подарок – вручение книг детям 1-б класса

Праздник

 Новый год.

27 декабря 2011 г.

Учитель 1-б класса,

учитель4-б класса, творческая группа 4-б класса

2

Родительское собрание. Демонстрация результатов творческой деятельности детей.

25 декабря 2011г.

Родительское собрание

Учитель, родители

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  1. Учащиеся включены в творческую проектную деятельность.
  2. Вызван познавательный интерес к сочинению сказок.
  3. Сформировано чувство ответственности за порученное дело и уважительное отношение друг к другу.
  4. Сформированы зачатки издательской деятельности по оформлению книги.
  5. Повышена самооценка детей, сформированы коммуникативные навыки общения в группе.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ  РЕЗУЛЬТАТОВ:

  1. Можно использовать книгу на уроках внеклассного чтения и внеклассных занятий с младшими школьниками.
  2. Данный материал проекта можно использовать для публикации.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Курбатов В.И., Курбатова О.В. «Социальное проектирование». Учебное пособие. Ростов и /д «Феникс» 2001.
  2. Сергеев И. С., «Как организовать проектную деятельность учащихся».- М; АРКТИ; 2010.
  3. «Ученические социальные проекты в системе школьного образования». Методические рекомендации. С.-П, 2002.

СПИСОК  УЧАЩИХСЯ  4-Б КЛАССА  -  УЧАСТНИКОВ  ПРОЕКТА

№ п/п

Ф. И.  уч-ся

1.

Акуличева Анастасия

2

Базылева Анастасия

3

Березин Андрей

4

Борисов Антон

5

Ботин Александр

6

Бузлаев Максим

7

Букарёва Юлия

8

Ватармина Анастасия

9

Галкин Александр

10

Дубинкин Павел

11

Киселева Татьяна

12

Краснянский Кирилл

13

Капитальная Юлия

14

Кедина Александра

15

Лабузова Ангелина

16

Николаева Екатерина

17

Саламатова Ксения

18

Скокова  Екатерина

19

Столбов Ярослав

20

Чесноков Роман

21

Чикина Анастасия

22

Шиманаева Дарья

23

Широкова Дарья

24

Фёдоров Данила



Предварительный просмотр:

Социальный проект

«Спешите делать добро»

Автор: Татаринова О.В., учитель начальных классов МБОУ гимназии №184

АКТУАЛЬНОСТЬ  ПРОЕКТА:      

       Проблема воспитания доброты, сострадания и доброжелательности заслуживает того, чтобы на неё ещё раз обратили внимание.

       В современном мире, во времена компьютеризации, дети разучились общаться друг с другом, зачастую утратили такие человеческие качества, как уважение, сострадание, отзывчивость. И только усилиями родителей, учителей можно воспитать у ребёнка эти качества. Младший школьный возраст является благодатным периодом для пробуждения у детей добрых чувств.

        Совместная деятельность детей и родителей – хорошая ценностная основа для повышения уровня духовности семьи.

ЦЕЛЬ  ПРОЕКТА:

       Развитие представления учащихся о добре; воспитание стремления совершать добрые дела; развитие адекватной самооценки; развития умения делать правильный выбор при решении жизненных ситуаций.

ЗАДАЧИ  ПРОЕКТА:

  1. Сформировать в сознании детей понятие «доброта».
  2. Расширить знания школьников о доброте и её роли в жизни каждого человека.
  3. Воспитывать доброжелательность.
  4. Формировать положительную эмоциональную настроенность, жизнерадостность, активность ребёнка.
  5. Научиться жить под девизом:»Что бы вы ни делали, количество добра в мире должно увеличиваться».

УЧАСТНИКИ  ПРОЕКТА:

Руководитель проекта: Татаринова О.В., учитель начальных классов

Творческая группа:

  1. Белянкина Мария
  2. Жищук Мария
  3. Жукова Екатерина
  4. Заболонкова Екатерина
  5. Лебедева Алёна
  6. Любивая Анастасия

Список участников:

Бойнов Дмитрий  

Винокуров Никита

Горошкова Диана

Докукин Александр

Дробинин  Александр

Кондратьев Максим

Коробов Николай

Кравченко Олеся

Крышалович Никита

Куприянов Артём

Кутузов Константин

Мосягина Виктория

Панькин Артём

Преснова Алёна

Сазонова Юлиана

Селезнёва Софья

Тимофеева Мария

Титов Владимир

Филиппова Анастасия

Хренов Андрей

Чапуровская Яна

Шатова Анна

ЭТАПЫ  РАБОТЫ  НАД  ПРОЕКТОМ

этап

Содержание деятельности

Формы организации

I

Подготовительный этап

Постановка проблемного вопроса, сбор информации, выяснение актуальности вопроса, создание мотива к осуществлению благотворительной деятельности

Беседы с учителями школы, администрацией, учащимися, родителями

Родительские собрания

II

Этап планирования

Определение цели деятельности, основных задач проекта, определение направлений деятельности, распределение ответственных за направления, составление плана реализации по каждому направлению, определение сроков исполнения.

Сбор актива проекта, блиц-опрос «Кому нужна помощь?»,итоговый сбор актива проекта, информация о проекте (листовки, визитки, газета)

III

Этап реализации

Выполнение мероприятий по каждому направлению, сбор видеоматериалов.

Классные часы, беседы, акции, посещения. Встречи, конкурсы, внеклассные мероприятии,

IV

Аналитический этап (рефлексивный)

Подведение итогов по каждому направлению, создание презентации, фотоотчёт, выпуск газеты, итоговый сбор, поощрения и награждения участников.

Сбор актива проекта, газета, «Дерево добрых дел», фотовыставка, интервью.

V

Перспективный этап

Определение законченности или продолжения деятельности по данному направлению

Сбор отзывов и пожеланий.



Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНЫЙ  ПРОЕКТ

«Наша клумба»

Автор: Татаринова О.В., учитель начальных классов МБОУ гимназии №184

Актуальность проекта:

  Красивый, ухоженный пришкольный участок воспитывает в обучающихся чувство прекрасного, любовь к родному краю. Школьный участок – место, где гуляют вечером взрослые люди с детьми, мамы с колясками, школьники отдыхают летом в пришкольном лагере. Дети – участники проекта пока ещё ученики начальной школы, но они захотели посадить цветы на клумбе, чтобы они радовали не только их, но и всех жителей микрорайона. Каждый класс начальной школы получил по небольшому участку земли, который закрепляется за ним на все 4 года.

Форма организации детей:   групповая.

Тип проекта:

  • По доминирующей деятельности:  практико-ориентированный, творческий
  • По сфере применения результатов: социальный
  • По широте охвата содержания: межпредметный («окружающий мир», ИЗО, технология)
  • По времени работы: продолжительный (3-4 года весенне-летний период)
  • По характеру контактов: школа, родители.

Классы:  начальные

Предполагаемые результаты, их социальная значимость:

  • Организация социально-значимой общественной деятельности школьников
  • Комплексный подход к воспитанию гражданственности, патриотизма, экологической культуры, трудовому воспитанию
  • Создание условий для возможной организации совместной деятельности, способствующей духовному сближению детей и взрослых, рождению общих интересов и увлечений
  • Приобщение к здоровому образу жизни как важной составляющей экологической культуры
  • Создание гуманистической развивающей среды жизнедеятельности учащихся, представление им дополнительных возможностей для саморазвития, самоутверждения, самовыражения

Цель проекта:  Формирование экологической культуры учащихся, на основе трудового, духовно-нравственного развития личности через совместную деятельность учащихся, родителей в озеленении пришкольного участка.

Задачи:

  1. Организовать групповую работу
  2. Организовать в классе конкурс на лучший эскиз цветочной клумбы
  3. Изучить литературу по созданию ландшафтного дизайна и на основе изученного разработать свой проект озеленения пришкольного участка
  4. Подобрать растения для оформления клумбы, определить агротехнические приёмы выращивания растений

Ожидаемые результаты:

Повышение экологической культуры учащихся, изменение внешнего облика пришкольного участка

Содержание и структура проекта:

Структура:

- организация работы групп

- разработка схемы клумбы

- практическая деятельность учащихся и их родителей по внедрению проекта

Выделены 3 основных этапа деятельности:

  1. Предпроектная оценка участка
  2. Разработка проекта: эскиз клумбы, выбор растений, определение агротехники
  3. Воплощение проекта в реальность

1 группа – находит  и прорабатывает литературу по ландшафтному дизайну, составляет эскизы оформления клумбы.

2 группа – выращивает рассаду, вскапывает землю, сажает растения.

3 группа – решает организационные вопросы, составляет график дежурств по полив у и прополке клумбы.

Состав участников: учащиеся 1а (2а,3а) – 25 человек.

 Родители - 28 чел., педагог.

1 группа  «Дизайнеры»

1.

Белянкина Мария

Ольга Викторовна

2

Жищук Мария

Ольга Сергеевна

3

Жукова Екатерина

Анна Владимировна

Сергей Николаевич

4

Заболонкова Екатерина

Татьяна Николаевна

5

Лебедева Алёна

Оксана Олеговна

6

Любивая Анастасия

Елена Владимировна

7

Селезнёва Софья

Оксана Владимировна

8

Тимофеева Мария

Марина Павловна

9

Филиппова Анастасия

Галина Михайловна

10

Чапуровская Яна

Елена Николаевна

Артём Александрович

2  группа  «Агротехники»

1

Бойнов Дмитрий  

Ирина Николаевна

2

Докукин Александр

Светлана Геннадьевна

3

Дробинин  Александр

Надежда Рашитовна

4

Кондратьев Максим

Анастасия Витальевна

5

Коробов Николай

Тамара Сергеевна

Сергей Иванович

6

Кротов Павел

Наталья Николаевна

7

Крышалович Никита

Наталья Петровна

8

Куприянов Артём

Наталья Вячеславовна

9

Кутузов Константин

Маргарита Владимировна

10

Панькин Артём

Нина Александровна

3 группа  «Организаторы»

1

Кравченко Олеся

Зухра Каримовна

2

Мосягина Виктория

Наталья Геннадьевна

3

Преснова Алёна

Ирина Николаевна

4

Сазонова Юлиана

Наталья Николаевна

5

Хренов Андрей

Тамара Ивановна

6

Татаринова О.В. – классный руководитель

1. Предпроектная оценка участка.

1.1 Изучение литературы по созданию ландшафтного дизайна.

По принципу планировки территории сады бывают ландшафтные и регулярные; стили оформления – пейзажный, стиль «Модерн», японский сад, голландский, колониальный, сельский, и т.д.  Цветники оформляются в виде клумб, бордюров, рабаток или солитеров.

2. Разработка проекта

2.1 Подбор растений для оформления пришкольного участка.

Для нашей клумбы был выбран сельский стиль, поэтому были выбраны наиболее подходящие однолетние растения, неприхотливые и красивоцветущие: бархатцы, цинерария, кохия, сальвия, цинния, целозия .

2.2 Для каждого вида растений  определены агротехнические приёмы выращивания.

2.3 Разработка эскиза клумбы.

1 год. Решено оформить клумбу в виде цветка, с лепестками и центром. В центре – яркие циннии и бархатцы, лепестки – целозия, цинерария.

Выполнение: такое расположение растений оказалось не очень удачным, т.к. сорняки в течение лета наползали на лепестки и центр, и рисунок клумбы нарушился.

2 год. Решено оформить клумбу в виде прямоугольника, одного бордюра и островков  ярких  растений – солитеров. Основную часть занимали монопосадки  высокорослых ирисов разных сортов, бордюр состоял из низкорослого сорта молочая, солитерами выступали бархатцы и целозии. На заднем плане посажен куст жасмина, оранжевые лилейники и декоративные подсолнухи.

Выполнение: клумба оказалась более удачной. Дежурство по поливу и прополке поддерживало её состояние, клумба выглядела ухоженной, яркоцветущей. Однако сильные ветры в течение лета сломали несколько подсолнухов, их пришлось удалить с участка. На будущее необходимо учесть эту ошибку.

3 год. Решено выполнить клумбу тоже в виде прямоугольника и симметричных островков однолетних растений. Такое расположение наиболее удачно для летней клумбы.

3. Воплощение проекта в реальность

3 группа занималась воплощением проекта в реальность.

Куда обращались:

  • Родительский комитет (земля , инструменты)
  • Родители-садоводы (рассада)
  • Цветочный магазин (семена растений)
  • Учитель технологии (инструменты)
  • Родители-папы (перекопка земли, удаление сорняков)

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  1. Учащиеся включены в творческую проектную деятельность.
  2. Вызван познавательный интерес к изменению облика пришкольного участка.
  3. Сформировано чувство ответственности за порученное дело и уважительное отношение друг к другу.
  4. Сформированы навыки экологической культуры.
  5. Повышена самооценка детей, сформированы коммуникативные навыки общения в группе.



Предварительный просмотр:

        

Экологический проект

«Поможем птицам зимой»

                                                                                             Руководитель проекта:

                                                                           Татаринова О. В.                                                                                                                   учитель начальных классов

МБОУ гимназии №184

                                                                                       

г. Нижний Новгород

2011 г.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………. 3

Шаг 1. «Зимующие птицы города»

  1. Оседлые, кочующие птицы и перелётные птицы ……………………………4
  2. Виды зимующих птиц нашего города…………………………………………4

Шаг. «Сытой птице мороз не страшен»

2.1 Проведение акции «Покормите птиц зимой!»………………………………..6

2.2 Результаты исследования ……………………………………………………...7

Заключение…………………………………………………………………………8

Список источников информации…………….....................................................9

Приложения

Введение

Многие птицы улетают от нас на зиму в тёплые края. Многие птицы, которые остаются у нас на зиму, гибнут во время морозов и снегопадов. Однажды в зимнюю стужу, посмотрев в окно, мы увидели птиц, сидящих на деревьях у окна, им было холодно и голодно. Нам стало очень жаль этих птиц и мы решили заняться этой проблемой. Человек может помочь им пережить стужу тем самым сохранить их численность. Мы  поставили вопрос: всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в нашем крае? А может быть, птицы улетают на юг не потому, что становится холодно? Ведь за счет температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы. Отлёт большинства птиц, связан с отсутствием необходимого количества корма.

Предмет исследования – образ жизни и поведение птиц зимой.

Объект исследования: зимующие птицы города.

Цель работы: изучение образа жизни и поведения птиц зимой. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных условиях.

Для достижения этих целей были поставлены следующие задачи:

  • Изучить дополнительную литературу и определить зимующих птиц города.
  • Изготовить кормушки совместно с родителями.
  • Провести акцию «Покормите птиц зимой!»
  • Провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц.
  • Изготовить буклет с рекомендациями по проведённым наблюдениям.
  • Провести классные часы в начальных классах МБОУ гимназия № 184 по теме «Зимующие птицы нашего города»

    В своей работе мы использовали такие методы исследования и приёмы:

  • наблюдения,  сбор информации,
  • работа с литературой, экскурсии,  
  • обработка собранной информации,
  • сравнение,
  • практический метод (изготовление кормушек).

Территория исследования: территория гимназии.

Сроки проведения: ноябрь  – март.

Участники проекта: учащиеся 4 б класса

№ п/п

Ф. И.  уч-ся

1.

Акуличева Анастасия

2

Базылева Анастасия

3

Березин Андрей

4

Борисов Антон

5

Ботин Александр

6

Бузлаев Максим

7

Букарёва Юлия

8

Ватармина Анастасия

9

Галкин Александр

10

Дубинкин Павел

11

Киселева Татьяна

12

Краснянский Кирилл

13

Капитальная Юлия

14

Кедина Александра

15

Лабузова Ангелина

16

Николаева Екатерина

17

Саламатова Ксения

18

Скокова  Екатерина

19

Столбов Ярослав

20

Чесноков Роман

21

Чикина Анастасия

22

Шиманаева Дарья

23

Широкова Дарья

24

Фёдоров Данила

Проблемные вопросы:

  • Как человек может помочь зимующим птицам?
  • Чем можно подкармливать птиц?
  • Какие кормушки можно сделать своими руками?

План работы учеников:

  • Чтение дополнительной литературы.
  • Поиск информации в литературе и Интернете.
  • Собственные наблюдения во время прогулок и экскурсий.
  • Изготовление кормушек с помощью родителей и развешивание их на деревьях.
  • Регулярное подкармливание птиц.

Форма работы: групповая

Гипотеза: Если постоянно подкармливать зимующих птиц и тем самым помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, то можно сохранить их численность.

План – график реализации проекта

Этапы деятельности

Мероприятие в рамках проекта

Цель

 деятельности

Сроки

даты

Участники и ответственные

I

Подготовительный этап

1. Классный час «Зимующие птицы нашего города»

Постановка проблемного вопроса, создание мотива к осуществлению проекта.

Ноябрь

Учащиеся 4б класса, учащиеся начальных классов

Кл. рук.

Татаринова О.В.

II - Этап планирования

1. Собрание классного коллектива

Определение цели деятельности, основных задач проекта, определение направлений деятельности, выбор актива проекта

Ноябрь

Коллектив 4б

 класса

Кл. рук.

Татаринова О.В.

2.Сбор актива проекта

Определение направлений деятельности, распределение ответственных за направления, составление плана реализации проекта, определение сроков исполнения

Ноябрь

Актив проекта

Кл. рук.

Татаринова О.В.

3.Выпуск газеты, листовок, визиток

Информирование о проведении проекта

Ноябрь- декабрь

Актив проекта

Кл. рук.

Татаринова О.В.

III - Этап р еализации

1. Внеклассное мероприятие – интеллектуальная игра «Вот я превращаюсь в воробья…»

Развитие толерантного отношения к животному миру, умения сопереживать

Ноябрь-декабрь

Учащиеся начальных классов, классные руководители

2 Конкурс рисунков «Птицы родного края»

Развитие наблюдательности, художественных способностей

Ноябрь-декабрь

Учащиеся класса, кл. рук. Татаринова О.В.

3. Чтение художественной литературы о жизни птиц

Развитие умения осознанного чтения, расширение кругозора

Ноябрь- февраль

Учащиеся класса

4. Видеолекторий «Птицы зимой»

Расширение кругозора, осознание необходимости оказания помощи птицам зимой

декабрь

Учащиеся класса

5. Сбор информации о кормах, необходимых для кормления птиц. Сбор кормов

Познавательный аспект, развитие умения собирать необходимую информацию из различных источников

Ноябрь-декабрь

Учащиеся класса, кл. рук.

Татаринова О.В.

6 Мастер – класс по изготовлению кормушек

Практическая деятельность

ноябрь

Папа ученика класса Чикин И.Е.

7. Выставка кормушек

Развитие практических умений учащихся, включение членов семей в реализацию проекта

Начало декабря

Учащиеся класса, кл. рук.

Татаринова О.В.

8. Подкормка птиц, наблюдение за птицами

Формирование коллектива, чувства сопереживания, ответственности за начатое дело, развитие регулятивных качеств личности детей

Декабрь- март

Учащиеся класса, кл. рук.

Татаринова О.В.

IV – Аналитический  этап

1. Сбор актива проекта

Подведение итогов проекта , определение кандидатов на поощрение

март

Актив проекта, классный руководитель

Татаринова О.В.

2. Интервью с участниками проекта

Сбор обратной информации, откликов, оценивание проекта со стороны участников проекта

март

Группа учащихся

3. Выпуск газеты «Наши маленькие друзья»

Обобщить информацию о проведённом проекте, информировать об итогах проекта учащихся, родителей, учителей школы

Февраль-март

Группа учащихся

4. Мультимедийный отчёт

Подготовить видео отчёт о проведенной работе

март

Учащиеся 4 б класса

Кл. рук.

Татаринова О.В.

V -

Перспектив

ный  этап

1. Собрание классного коллектива

Анализ работы по проекту. Определение дальнейших действий в направлении защиты птиц зимой

декабрь

Учащиеся 4 б класса

Кл. рук.

Татаринова О.В.

Шаг 1. Зимующие птицы города.

1.1 Оседлые, кочующие птицы и перелётные птицы

Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Птицы, которые улетают в тёплые края из-за отсутствия корма и холода – это перелётные птицы. Птиц, которым холод не страшен и они круглый год находятся на родине, называют оседлыми. Некоторые птицы при благоприятной зиме остаются на родине, а в суровые зимы кочуют с места на место - это кочующие птицы. К зимующим птицам относятся оседлые и кочующие виды. В Нижегородской области  насчитывается 26 видов зимующих птиц. Увидеть всех птиц в мире невозможно, но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от вашего дома, надо знать.

1.2 Виды зимующих птиц нашего города

Зимой в городе можно встретиться с серой вороной. Ночь они проводят в центре города — на крышах зданий, а на день вылетают кормиться на окраины города и в его окрестности. Вороны предпочитают селиться поблизости от людей. Они всеядны, в зимнее время их часто можно встретить на мусорных контейнерах или на городской свалке. 

Сорока - средних размеров черно-белая птица с длинным хвостом. Издает резкое громкое стрекотание. Небольшие группы зимующих сорок (по 2 - 5 птиц) кормятся обычно на свалках и мусорных контейнерах. Строит прочное гнездо на высоких деревьях в марте - мае. Птица кочующая.

Синица большая одна из самых обычных для наших мест оседлая птица. "Щечки" белые, "шапочка" черная, брюшко желтое с черным галстучком. Живет повсюду в парках. Зимой питается семенами и другой растительной пищей. Чаще всего именно синицы посещают зимой кормушки и мы можем услышать её нежное «синь-синь-синь». Гнездится в дуплах и искусственных гнездовьях (скворечники, дуплянки) в апреле-июне.

Поползень - название говорит само за себя: значит, кто-то ползает. Но так может сказать про эту птичку только человек ненаблюдательный. Поползень не ползает, а бегает, притом очень ловко. Эта птица передвигается по стволу вниз головой так же хорошо, как и вверх головой. Ноги у поползня сильные. Спинка голубовато-серая, брюшко - белое с примесью рыжеватых тонов. От клюва к затылку проходит черная полоса, а хвост словно разлинован белыми тонкими полосками. Бегая, он постоянно засовывает свой длинный и острый клюв в каждую щелочку, трещинку в надежде найти семечко или зернышко. Еще любит полакомиться орехами. Будучи запасливой птицей, он их бережно складывает в просторном гнезде. Птица оседлая.

В нашем городе эта оседлая птица встречается довольно часто. У самцов верх головы - серый, бока головы - коричневые, "щечки" грязно-белые, на горле и груди - крупный черный "галстук". Спина коричневатая, пёстрая, грудь светло-серая. Самки однотонные серовато-бурые. Держатся  домовые воробьи стайками. Бойкая, энергичная, задиристая птичка. Может даже выгонять скворцов из скворечников. Издает разнообразный щебет, чаще всего известное всем чириканье. Питается семенами, в меньшей степени - насекомыми. Гнездится в нишах, дуплах и чужих гнездах с апреля до августа.

Снегири очень плотного сложения, голубовато-серые сверху с чёрной шапочкой, подбородком, крыльями и хвостом, белым надхвостьем и полосой на крыле. У самцов бывает красная грудь или щёки. Молодые птицы без чёрной шапочки. Питаются ягодами рябины, выедают из них семена, а мякоть плодов выбрасывают. У птиц характерное пение «жю-жю-жю». Гнездятся в основном на хвойных деревьях, зимой широко кочуют.

Эти кочующие  птички появляются у нас в городе большими стаями зимой. Шумными компаниями они облепляют городские рябины и быстро съедают все ягоды. Свиристель - это крупная, очень красивая птица с пушистым хохолком на голове и черным пятнышком на горле. Её нежное оперение имеет дымчато-розовую окраску, а темный хвостик заканчивается широкой желтой полоской. Назвали птицу так, за её нежную журчащую трель «сви-ри-ри-ри», похожую на звучание свирели.

Клёст - крупная оседлая птица окраса спелой малины с длинными и узкими крыльями, короткими толстыми лапами с сильными пальцами, заканчивающимися острыми когтями, коротким раздвоенным хвостом и густым оперением. Главная отличительная особенность клеста - клюв, сложенный крестиком, он помогает ему отгибать чешуйки шишки и ловко доставать из неё семена. Сосновые и еловые семена содержат в себе много смолы, которую они очень любят. Клестов называют подснежниками, потому что они выводят своих птенцов зимой.

Шаг 2. «Сытой птице мороз не страшен»

2.1 Акция «Покормите птиц зимой!»

Чтобы помочь зимующим птицам нашего города, необходимо  знать, чем они кормятся? Зимой птицам не только холодно, но и голодно. Зимой для птиц, особенно маленьких, с быстрым обменом веществ, самое неприятное – голод. У многих пернатых температура тела постоянно держится в пределах 42 градусов по Цельсию, а у мелких птиц достигает 45 градусов. Вот такая закономерность: чем мельче птица, тем напряженнее у нее тепловой баланс, тем выше температура тела. При наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы. Чаще всего птицам самим сложно найти корм и тогда на помощь приходит человек. Потому-то так важны кормушки!

    Мы объявили в классе акцию «Покормите птиц зимой!»  Ученики вместе с родителями изготовили кормушки из бросовых материалов. Мы выяснили, что кормушки лучше делать самые простые из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном,  чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку. Хороший вариант – пакеты из-под молока, конфет. Многие дети принесли картонные коробки-кормушки, в которых были подарки к Новому году. Эти коробки могли оказаться просто мусором, засоряющим наш город, а теперь с помощью них можно сделать доброе дело. Это очень хорошо, что они их не выбросили, а проявили заботу о птицах.1 декабря мы с родителями вышли на территорию гимназии, для того чтобы развешать кормушки и наполнить их кормом. Мы старались развешивать их в доступных местах, чтобы была возможность постоянно пополнять их кормом. Прибивать кормушки на гвозди к деревьям нельзя, чтобы не повредить деревья.  Кормушки должны быть в чистоте, чтобы не стать источником болезни. Птицы возле кормушек появляются с самого рассвета, поэтому корма надо засыпать с вечера. Во время морозов и метелей это нужно делать каждый вечер. Для удобства мы решили, что каждый ряд будет кормить птиц в течение недели, чередуясь. Это, как нам показалось, повлияет на то, чтобы каждый участник проекта более серьёзно и ответственно подошёл к вопросу подкормки птиц, почувствовал себя важным звеном в вопросе защиты и сохранения пернатых зимой.

2.2 Результаты наблюдений

Изучив литературу,  мы составили таблицу о видах корма для птиц,  которых мы наблюдаем на территории школы (Приложение 1).  Из таблицы видно, что основной корм для птиц  семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало. Мясо и сало можно давать сырое и варёное, но обязательно несолёное. Белый хлеб нужно, предварительно подсушив, мелко растолочь – крупные замершие куски они не смогут клевать. Чёрный ржаной хлеб птицам вреден. Нельзя предлагать птицам (перловую крупу, горох и чечевицу), разбухая в желудке, они могут вызвать мучительную смерть. Из круп птицы охотно любят поедать овсянку "Геркулес" и пшённую. Любят птицы клевать ягоды рябины. Каждый день мы наполняли кормушки различными видами корма и проводили наблюдения за кормушками. Наблюдения проводились как на улице на территории школы, так и из окна кабинета.

         Выводы: после того как мы повесили кормушки, мы заметили что птиц на территории гимназии стало больше. В холодную погоду к кормушкам прилетает больше пернатых гостей, чем в тёплую, поэтому обязательно нужно подкармливать птиц, чтобы их прилетало ещё больше и следить за кормушками (Приложение 2).  Проводя наблюдения, мы определили, что на территорию школы действительно прилетают снегири, воробьи, синицы, свиристели, вороны и сороки. Больше всего на кормушки прилетало воробьёв, а меньше всего снегирей, свиристелей.  При анализе наблюдений мы выяснили, что синицы прилетали в те кормушки, в которые  мы клали кусочки сала, мяса и семечки, воробьи в любую кормушку, а снегири и свиристели прилетали в удалённые кормушки с семенами и ягодами рябины.

         Таким образом, наша гипотеза подтверждается: если постоянно подкармливать зимующих птиц то, тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, и сохраняем их численность.

Заключение

В ходе реализации проекта мы сделали следующие выводы:

  • В Нижегородской области (в частности, в г. Нижнем Новгороде) зимуют только приспособленные к выживанию в контрастных погодных условиях оседлые и кочующие птицы.
  • Сытой птице мороз не страшен.
  • Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки вечером или рано утром. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.        
  • Подготовили материал для классного часа и познакомили учащихся начальных классов нашей школы с зимующими птицами нашего города.
  • Нас очень заинтересовала эта тема, в следующем году мы планируем продолжить эту работу.

Список источников информации

  1. Список  литературы.
  1.  Зелёные страницы: книга для учащихся нач. кл. / А.А. Плешаков. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 223с.
  2.  От земли до неба: атлас – определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.А. Плешаков. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 222с.
  3.  Дмитриев Ю.Д. О природе для больших и маленьких. М., Педагогика, 1982.
  4.  Захлебный А.Н. Книга для чтения по охране природы. М., Просвещение, 1985.
  1. Другие источники информации.

2.1. http://allforchildren.ru/birds/bird24.php - юный натуралист, орнитолог.

2.3 http://www.ecosystema.ru/08nature/birds/index.htm - атлас определитель птиц

Приложение 1

Виды корма для зимующих птиц города.

Название птицы

Чем питается в природе зимой

Чем можно подкармливать

Воробей домовой

Семена сорных растений, хлебные крошки.

Овес и просо,пшеничные отруби,  а также крошки белого хлеба

Сорока

Мелкими животными, падалью и плодами.

Крупы, семена арбуза и дыни, семена тыквы, крошки белого хлеба.

Синица большая

Семенами и другой растительной пищей, личинками и куколками спрятавшихся насекомых.

Семена, мясо, говяжий жир, несоленое  сало.    Очень  любят     семечки  подсолнечника.

Дятел

Семена  сосны и ели, личинками и куколками спрятавшихся насекомых.

 Сухофрукты, свежие мягкие фрукты, несоленое сало.

Снегирь

Семенами  растений  и  ягодами.

Ягоды рябины, бузины, боярышника.

Свиристель

Плодами рябины, калины, плоды можжевельника.

Бусы из сушеных ягод шиповника и боярышника.

Сойка

Семенами  растений  и  ягодами.

Ягоды рябины, семена, крошки белого хлеба.

Чёрный ворон

Всеяден.

Может питаться любыми отходами на мусорных контейнеров.

 

Приложение 2

Виды птиц прилетавших за время наблюдения.

Приложение 2

Количество птиц прилетевших во время наблюдения.