2019 - Год Театра в России

Бантурова Оксана Александровна

https://www.culture.ru/theaters/performances - Культура.рф. Театральные спектакли онлайн.

https://telekanalteatr.ru/ - Телеканал Театр.

http://www.mayakovsky.ru/about/ - Московский Академический театр им.Вл.Маяковского

https://www.bolshoi.ru/ - Большой Театр

http://www.maly.ru/ - Малый Театр

http://www.satire.ru/ - Театр Сатиры

https://www.dzerteatr.ru/ - Дзержинский Театр Драмы

http://arzteatr.ru/ - Арзамасский Театр Драмы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovar_teatralnyh_terminov.docx13.34 КБ
Файл kultura_i_tehnika_rechi.docx14.47 КБ
Файл teatralnaya_igra.docx13.96 КБ
Файл ritmoplastika.docx13.91 КБ

Предварительный просмотр:

Словарь театральных терминов

Авансцена – пространство сцены между занавесом и оркестром или зрительным залом.
Актер – деятельный, действующий (акт - действие).
Амфитеатр – места, расположенные за партером.
Антракт – промежуток между действиями спектакля.
Аплодисменты – одобрительные хлопки.
Артист – художник (умение, мастерство).
Афиша – объявление о представлении.
Балет – вид театрального искусства, где содержание передается без слов: музыкой, танцем, пантомимой.
Бельэтаж – первый этаж над партером и амфитеатром.
Бенуар – ложи по обеим сторонам партера на уровне сцены.
Бутафория – предметы, специально изготовляемые и употребляемые вместо настоящих вещей в театральных постановках (посуда, оружие, украшения).
Грим – подкрашивание лица, искусство придания лицу (посредством специальных красок, наклеивания усов, бороды) внешности, необходимой актеру для данной роли.
Декорация (лат.) – украшение; художественное оформление действия на театральной сцене.
Диалог – разговор между двумя или несколькими лицами.
Драма – сочинение для сцены.
Жест – движение рук, головы, передающие чувства и мысли.
Задник – расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены.
Карман – боковая часть сцены, скрытая от зрителей.
Кулисы – вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам.
Мизансцена – сценическое размещение, положение актеров на сцене в определенный момент.
Мимика – мысли и чувства, передаваемые не словами, а лицом, телодвижением, выражение лица, отражающее эмоциональное состояние.
Монолог – речь одного лица, мысли вслух.
Опера – музыкально-драматический спектакль, в котором артисты не разговаривают, а поют.
Оперетта – веселый музыкальный спектакль, в котором пение чередуется с разговором.
Падуги – горизонтальные полосы ткани, ограничивающие высоту сцены.
Пантомима – выразительное телодвижение, передача чувств и мыслей лицом и всем телом.
Парик – накладные волосы.
Партер – места для зрителей ниже уровня сцены.
Режиссер – управляющий актерами, раздающий роли; лицо, руководящее постановкой спектакля.
Реквизит – вещи подлинные или бутафорские, необходимые актерам по ходу действия спектакля.
Ремарка – пояснения драматурга на страницах пьесы, которые определяют место и постановку действия, указывают, как должны вести себя действующие лица в тех или иных обстоятельствах.
Репертуар – пьесы, идущие в театре в определенный промежуток времени.
Репетиция – повторение, предварительное исполнение спектакля.
Реплика – фраза действующего лица, вслед за которым вступает другое действующее лицо или происходит какое-либо сценическое действие.
Штанкет – металлическая труба на тросах, к которой крепятся кулисы, детали декораций.
Фойе – помещение в театре, которое служит местом отдыха для зрителей во время антракта.



Предварительный просмотр:

Культура и техника речи

Игры и упражнения на речевое дыхание

Игра со свечой
Цель: развивать правильное речевое дыхание.
Ход игры. Детям предлагается сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую свечу, стоящую на некотором расстоянии. Задача в том, чтобы не погасить свечу, а только заставить плавно «танцевать» пламя. Выдох делается тонкой упругой и плавной струей воздуха через плотно сжатые губы. Первый раз упражнение делается с настоящей горящей свечой, а потом можно играть с воображаемым пламенем.

Мыльные пузыри
Цель: развивать правильное речевое дыхание.
Ход игры. Дети распределяются на две команды. Первая команда с помощью воображаемых соломинок на ровном выдохе выдувает «мыльные пузыри». Надо стараться, чтобы они лопались не сразу, а становились как можно больше и, отрываясь от соломинки, улетали. Дети второй группы следят за их действиями и одновременно хором или по ролям читают стихотворение Э.Фарджен «Мыльные пузыри»:
Осторожно – пузыри!
- Ой, какие!
- Ой, смотри!
- Раздуваются!
- Блестят!
- Отрываются!
- Летят!
- Мой – со сливу!
- Мой – с орех!
- Мой – не лопнул дольше всех!

Артикуляционная гимнастика
Зарядка для губ
1.    Веселый пятачок:
а) на счет «раз» сомкнутые губы вытягиваются вперед, как пятачок у поросенка; на счет «два» губы растягиваются в улыбке, не обнажая зубов;
б) сомкнутые вытянутые губы (пятачок) двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и влево;
в) пятачок делает круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую.
    Заканчивая упражнения, детям предлагается полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадка.

2.    Лягушки.
Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются,
А глаза у них, как блюдца.
Губы растягиваются в улыбке, не обнажая зубов.
Зарядка для языка
1.    Жало змеи: рот открыт, язык выдвинут как можно дальше вперед, медленно двигается вправо – влево.
2.    Конфетка: губы сомкнуты, языком за ними помещаем «конфетку» вправо – влево, вверх – вниз, по кругу.

Упражнения на три виды выдыхания
Цель: разогреть мышцы дыхательного аппарата.
Первый вид обслуживает спокойную, плавно звучащую речь.
Свистит ветер      - ССССССС…
Шумят деревья    - ШШШШШ…
Летит пчела         - ЖЖЖЖЖ…
Комар звенит       - ЗЗЗЗЗЗЗ…
Второй вид обслуживает волевую, но сдержанную речь.
Работает насос     - ССССС! ССССС! ССССС!
Метет метель        - ШШШ! ШШШ! ШШШ!
Сверлит дрель      - ЗЗЗЗЗ! ЗЗЗЗЗ! ЗЗЗЗЗ!
Третий вид обслуживает эмоциональную речь в быстром темпе.
Кошка сердится    - Ф! Ф! Ф!
Пилит пила           - С! С! С!
Заводится мотор   - Р! Р! Р!
Игры и упражнения на опору дыхания

Эхо
Ведущий                                                                             Дети
Собирайся, детвора!                                                         Ра! Ра!
Начинается игра!                                                               Ра! Ра!
Ты ладошек не жалей!                                                      Лей! Лей!
Бей в ладошки веселей!                                                    Лей! Лей!     
Сколько времени сейчас?                                                 Час! Час!
Сколько будет через час?                                                  Час! Час!
И неправда: будет два!                                                      Два! Два!
Идет кругом голова!                                                          Ва! Ва!
Как поет в селе петух?                                                       Ух! Ух!
Да не филин, а петух?                                                        Ух! Ух!
Вы уверены, что так?                                                         Так! Так!
А на самом деле как?                                                         Как! Как!
Если кто-то закукарекал, отдает фант, игра начинается сначала.

Творческие игры со словом

Портрет героя
Цель: развивать воображение, фантазию, образное мышление.
Ход игры. Педагог называет детям имя героя, например, Немилуша, Нехочуха, и предлагает им описать внешность и характер героя.

Сочини сказку
Цель: развивать воображение, фантазию, образное мышление.
Ход игры. Педагог произносит первое предложение, например, «Жила-была гусеничка…», дети по очереди продолжают сказку, добавляя свое предложение.

Вопрос - ответ
Цель: учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнера, развивать быструю реакцию.
Ход игры. Ведущий (сначала взрослый, потом ребенок) произносит реплику и бросает мяч выбранному партнеру, который должен, поймав мяч, ответить на его вопрос. Выполнив задание, ребенок, в свою очередь, бросает мяч после своей реплики другому партнеру и т.д.
Винегрет из сказок
Цель: развивать воображение и фантазию, пополнять словарный запас, развивать образное мышление.
Ход игры. Группе детей предлагается вытянуть карточки с изображением персонажей из разных сказок, например, Красная Шапочка, Колобок, Бармалей, Машенька, Золотая рыбка, и сочинить новую сказку с данными персонажами.

Фантазии о…
Цель: развивать воображение, фантазию, связную образную речь, способность представлять себя другим существом или предметом.
Ход игры. Ребенок, превращаясь во что-либо или кого-либо, рассказывает, что вещь (существо) чувствует, что ее окружает, что волнует, где и как она живет, т.п.



Предварительный просмотр:

Театральная игра

Общеразвивающие игры

Что ты слышишь?
Цель: тренировать слуховое внимание.
Ход игры. Сидеть спокойно и слушать звуки, которые прозвучат в комнате для занятий (за окном, в коридоре) в течение определенного времени.

Передай позу
Цель: развивать память, внимание, наблюдательность, фантазию, выдержку.
Ход игры. Дети сидят на стульях в полукруге и на полу по-турецки с закрытыми глазами. Водящий ребенок придумывает и фиксирует позу, показывая ее первому ребенку. Тот запоминает и показывает следующему. В итоге сравнивается поза последнего ребенка с позой водящего. Детей следует поделить на исполнителей и зрителей.

Веселые обезьянки
Цель: развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции.
Ход игры. Дети стоят врассыпную – это обезьянки. Лицом к ним – ребенок – посетитель зоопарка, который выполняет различные движения и жесты. «Обезьянки», передразнивая ребенка, точно повторяют все за ним.

Вышивание
Цель: тренировать ориентировку в пространстве, согласованность действий, воображение.
Ход игры. С помощью считалки выбирается ведущий – «иголка», остальные дети становятся, держась за руки, за ним – «нитка». «Иголка» двигается по залу в разных направлениях, вышивая различные узоры. Темп движения может меняться, «нитка» не должна рваться. Усложняя игру, на пути можно поставить препятствия.

Специальные театральные игры

Упражнения и этюды
Угадай: что я делаю
Цель: оправдать заданную позу, развивать память, воображение.
Ход игры. Педагог предлагает детям принять определенную позу и оправдать ее.
1.    Стоять с поднятой рукой. Возможные варианты ответов: кладу книгу на полку, достаю конфету из вазы в шкафчике, вешаю куртку, украшаю елку.
2.    Сидеть на корточках.
3.    Наклониться вперед.
Кругосветное путешествие
Цель: развивать умение оправдывать свое поведение, развивать веру и фантазию, расширять знания детей.
Ход игры. Детям предлагается отправиться в кругосветное путешествие. Они должны придумать, где проляжет их путь – по пустыне, в горах, через лес, джунгли, по реке, по болоту, через океан на корабле – и соответственно изменять свое поведение.

Игры на превращения

Превращение предмета
Цель: развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.
Ход игры. Предмет передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения.
Варианты превращения разных предметов:
•    карандаш – ключ отвертка, вилка, градусник, зубная щетка, дудочка, расческа;
•    маленький мячик – снежок, колобок, яблоко, ежик, картошка.

Превращение детей
Цель: развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.
Ход игры. По команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, бабочек, лягушек, котят и т.д.





Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий

Король (народная игра)
Цель: развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.
Ход игры. Выбирается с помощью считалки на роль короля ребенок. Остальные дети – работники распределяются на несколько групп (3 - 4) и договариваются, что они будут делать, на какую работу наниматься. Затем они группами подходят к королю.
Работники: Здравствуй, король!
Король: Здравствуйте!
Работники: Нужны вам работники?
Король: А что вы умеете делать?
Работники: А ты отгадай!
    Дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют различные профессии: готовят еду, стирают белье, шьют одежду, вышивают, поливают растения и т.д. Король должен отгадать профессию работников.

День рождения
Цель: развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
Ход игры. С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки. С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они решили подарить.



Предварительный просмотр:

Ритмопластика

Игры на развитие двигательных способностей

Буратино и Пьеро   
Цель: развивать умение правильно напрягать и расслаблять мышцы.
Ход игры. Дети двигаются под музыку по залу хаотично, по команде «Буратино» останавливаются в позе: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, раскрыты в сторону, кисти прямые, пальцы растопырены, все мышцы напряжены. Движение по залу возобновляется. По команде «Пьеро» - опять замирают, изображая грустного Пьеро: голова висит, шея расслаблена, руки болтаются внизу. В дальнейшем можно предложить детям двигаться, сохраняя образы деревянного крепкого Буратино и расслабленного, мягкого Пьеро.
Снежная Королева
Цель: умение напрягать и расслаблять поочередно мышцы всего тела, координировать движения.
Ход игры. Сначала педагог (затем ребенок) превращается в «Снежную королеву» и начинает постепенно «замораживать» всех детей: называет при этом определенные части тела (правая рука, левая нога, корпус), соответствующие мышцы напрягаются. Дети превращаются в ледяную скульптуру, которая начинает медленно таять под лучами солнца (расслабляются шея, руки, корпус, ноги). Дети сначала опускаются на корточки, затем полностью расслабляются и ложатся на пол.

Не ошибись
Цель: развивать чувство ритма, произвольное внимание, координацию.
Ход игры. Педагог в разных сочетаниях и ритмах чередует хлопки в ладоши, притопы ногой и хлопки по коленям. Дети повторяют за ним. Постепенно ритмические рисунки усложняются, а темп ускоряется.

Ползущие змеи
Цель: развивать гибкость, пластическую выразительность.
Ход игры. Стать на колени и, прогнув спину, как можно дальше вытянуть руки вперед, прижимаясь грудью к полу. Затем подтянуть ноги – «хвост» - и снова продвинуться вперед. Характер движения волнообразный и непрерывный. Змеи могут изгибаться в разные стороны, пластически общаться, артикулировать звуки «с-с-с», «ш-ш-ш», «щ-щ-щ».

Скульптор
Цель: развивать воображение и фантазию, совершенствовать пластические возможности тела, умение действовать с партнером.
Ход игры. Дети распределяются на пары. Один ребенок берет на себя роль скульптора, а другой – роль пластилина или глины. Скульпторам предлагается слепить несуществующее фантастическое создание, придумать ему имя, рассказать, где оно живет, чем питается, что любит, как передвигается. Затем можно предложить существу ожить и начать двигаться. После этого дети меняются ролями.

Музыкально-пластические импровизации
Цель: передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений.
Утро
Дети лежат на ковре (спят), ощущают, как солнечный луч скользнул по лицу, медленно открывают глаза, потягиваются, поднимаются, подходят к окну и, открыв его, любуются ранним утром…
Музыкальное сопровождение: «Утро», Э.Григ.
В стране цветов
В стране цветов праздничный бал. Каждый цветок импровизирует свои движения, выражая общее радостное настроение.
Музыкальное сопровождение: «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»,
П.И.Чайковский.
Умирающий лебедь
Раненный, лебедь пытается взлететь, чтобы догнать свою стаю, он машет крыльями, но силы убывают, сломанное крыло не подчиняется, движения становятся все слабее, он бессильно опускается на землю.
Музыкальное сопровождение: «Умирающий лебедь», К.Сен-Санс («Карнавал животных»).
Танцующий огонь
Огонь то разгорается, то затухает, языки пламени то рвутся вверх, то наклоняются под порывами ветра, в разные стороны разлетаются маленькие искры…
Музыкальное сопровождение: «Время, вперед!», Г.Свиридов.