УЧИТЕЛЬ ГОДА - 2020

Бантурова Оксана Александровна

Четыре задания на заочный этап конкурса:

  1. «Интернет-ресурс»
  2. «Методический семинар»
  3. «Учебное занятие» https://yadi.sk/i/YN60SyfssoGm0w
  4.  "Я - учитель" (эссе)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к методическому семинару.

Слайд 1. Приветствие.

      Здравствуйте, уважаемые члены жюри, вас приветствует учитель английского языка высшей категории из Выездновской школы  Бантурова Оксана Александровна.

Моё профессиональное кредо как нельзя лучше отражают слова  Г.Гарднера: "Чтобы иметь право учить других, нужно постоянно учиться самому".

Слайд 2. Тема.

       Тема моего методического семинара «Эффективные методы и приемы расширения словарного запаса учащихся на уроках английского языка».

Слайд 3. Актуальность личного вклада педагога.

        Роль лексики для овладения иностранным языком очень важна, ведь именно лексика передает непосредственный предмет мысли. Недостаточный словарный запас вызывает чувство неуверенности у учащихся и нежелание говорить на иностранном языке.

Слайд 4. Условия формирования личного вклада педагога.

        В современных условиях модернизации основного общего образования наиболее остро встаёт вопрос о требованиях к выпускнику современной школы как к всесторонне развитой личности.

Это решается путем внедрения  ФГОС  через достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Освоение программы АЯ при этом направлено на  2 основные цели:

  • 1) развитие иноязычной комммуникативной компетенции
  • 2) развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению английского языка

      Развитие данных компетенций невозможно при ограниченном словарном запасе .

Слайд 5. Цель и задачи педагогической деятельности.

  • Цель:  расширение словарного запаса учащихся на уроках английского языка
  • Задача 1: отобрать наиболее эффективные методы и приемы в соответствии с возрастом учащихся 
  • Задача 2: вовлечь учащихся во внеурочную деятельность по английскому языку
  • Задача 3: способствовать овладению учащимися наиболее эффективными способами обучения

Слайд 6.Развитие коммуникативной компетенции невозможно без прочных знаний в области лексики.

           Знать слово - значит знать его формы, значение и употребление. Говоря о формах слова, имеют в виду его звуковую форму, без которой невозможно правильно понять слово на слух и адекватно озвучить его самому, а также графическую форму, без которой слово не будет узнано при чтении и не сможет быть написано. Что касается значения, то в английском языке, как и в любом другом, слова могут иметь несколько значений.  Успешное развитие коммуникативной компетенции невозможно без прочных знаний в области лексики, ибо с её помощью происходит приём и передача информации. В связи с этим на занятиях по английскому языку я уделяю серьёзное внимание работе над лексикой.

 Слайд 7 .Теоретическое обоснование личного вклада.

         Для запоминания лексики очень важно активное участие всех видов памяти: зрительной, которая тренируется путем чтения и написания слов; слуховой, которая развивается при восприятии иностранного языка на слух и в процессе устной речи; моторной, участие которой связано с работой органов речи и актом письменной фиксации слов, и, наконец, логической, при помощи которой происходит полное осмысление и всестороннее продумывание усвоенного материала.

         При проектировании занятий по активизации лексики я придерживаюсь теории великого русского педагога К.Д.Ушинского, который писал, что для прочного запоминания чего-либо необходимо «чтобы как можно больше органов чувств – глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус приняли участие в акте запоминания. При таком дружеском содействии всех органов в акте усвоения - вы победите самую ленивую память».

Слайд 8. Основные этапы работы над лексикой.      

          К основным этапам работы над лексикой относятся:

I) ознакомление с новым материалом (включая семантизацию),

II) первичное закрепление,

III) развитие коммуникативной компетенции на основе изученных лексических единиц (ЛЕ).

Слайды 9-11. I этап – ознакомление с новой лексикой.

       I) Ознакомление с новой лексикой и раскрытие значения слова (семантизация) может осуществляться различными способами, которые принято объединять в две группы:

а) беспереводные 

б) переводные способы семантизации.

К беспереводным способам семантизации относятся:

  1. демонстрация предметов, жестов, действий, картин, рисунков и др.;

В своей работе я широко использую слайды, фотографии, рисунки, таблицы и сами предметы.  Этот способ применяется для раскрытия значения слов, обозначающих реальные предметы, например, еда или мебель, или названия профессий, описание людей, действия или занятия (виды спорта и глаголы движения). С помощью этого способа легко организовать взаимодействие учеников. Например, ряд картинок, изображающих различные виды спорта служит для объяснения таких терминов, как skiing, skating, climbing и т.д.

2) раскрытие значений слов на иностранном языке, для чего могут использоваться:

а) определение (дефиниция) — описание значения слова;

Например, задание из УМК «Enjoy English» (8 класс):

Упр. 35 Стр. 13 Match the words and descriptions:

  1. a planet, 2) a galaxy, 3) the Solar System, 4) a spaceship, 5) space, 6) the universe.
  1. … is all space and everything that exist in it.
  2. … is a huge group of stars and planets.
  3. … is a place far above the Earth where there is no air.
  4. … is a rocket or other vehicle that can travel in space.
  5. … is a large, round object that goes round a star.
  6. … is the Sun together with the planets going round it.

б) перечисления, например: Dogs, cats, cows, horses, pigs are animals.

в) семантизация с помощью синонимов или антонимов;

Примером может служить задание из УМК «Rainbow English» (4 класс).

Упр. 7 Стр.117. Найди и соедини слова с противоположным значением.

1) morning                                                    a) white

2) dirty                                                          b) summer

3) black                                                         c) clean

4) winter                                                       d) evening

г) определение слова на основе контекстуальной догадки, знания фактов, например: Columbus discovered America in 1492.

д) определение значения слова на основе его внутренней формы. Например, известная основа и знакомые словообразовательные элементы: слова, сходные по написанию и звучанию в родном языке: patriot и др.

Также примером может служить задание из УМК «Rainbow English»

 (7 класс) Упр. 10 Стр. 52 Which of these words are international?  Write them down.

  1. comedy       4) sport         7) book
  2. shop            5) thing         8) telephone
  3. centre          6) comfort     9) house

Слайды 12 - 14. II этап – первичное закрепление лексики .

       II) Для первичного закрепления лексики может быть использован следующий прием работы  - а) использование лексических карточек

(разработан Ткач Н.Л): в клеточки прямоугольника вписаны слова; как правило, рядом с ними помещены соответствующие картинки. В четвертой клеточке сделан кармашек, в который вложен лист бумаги, закрывающий написанное слово.

Вот пример такого прямоугольника:

Good                                   White

Bad                                   (Black)

Он используется для фронтальной работы. Данный прямоугольник помещается на доску и ребятам предлагается назвать слово, которое можно поместить в четвертую клетку. Еще один пример:

Fine                         small        

Nice                        (little)

Я прошу учеников угадать слово в четвертой клетке и сравнить слова в первой и второй клетке. Затем спрашиваю, как такие слова называются в русском языке, дети отвечают - синонимы. Соответственно, я прошу подобрать слова-синонимы к данным английским словам.

б) шкалы

Например, рисуем график на доске  и пишем три ориентировочных слова. Затем, я раздаю ученикам карточки со словами из списка:

Awful, dreadful, not particularly good, so-so, brilliant, mildly amusing, a bit boring, quite good, pretty good, superb, quite funny, fabulous, great.

Прошу каждого ученика найти данное слово в словаре, если возникают трудности, и определить его место на шкале. В ходе обсуждения в группах необходимо выработать единый вариант. Правильный вариант записывается в тетради и отражается на доске.

        К переводным способам семантизации относятся:

1)  замена слова (словосочетания или оборота) соответствующим эквивалентом родного языка;

2)  перевод — толкование, при котором помимо эквивалента на родном языке учащимся сообщаются сведения о совпадении (или расхождении) в объеме значения.

         Важно при этом не злоупотреблять использованием перевода при раскрытии значений новых слов. Это снижает интерес и мотивацию учеников. Теряется чувство радости от изучения иностранного языка. Однако не следует полностью забывать о применении перевода и использовать его в разумных пределах.

Слайды 15 - 19.III этап – развитие коммуникативной компетенции на основе уже изученных лексических единиц.

         III) Для развития коммуникативной компетенции на основе уже изученных лексических единиц я применяю на своих уроках следующие упражнения:

  а) Рифмовки, стихи, песни

     Изучение лексических единиц происходит в игровой форме, что способствует комфортному состоянию учащихся на уроке. У детей обычно неустойчивое внимание. Поэтому в плане урока я стараюсь предусматривать виды работ, которые снимают напряжение, переключают внимание детей, вызывают положительное эмоциональное настроение. Разучивание рифмовок, стихов отвечает возрастным и психологическим особенностям детей. Они легко заучиваются, обладают такими признаками, как ритмичность, звуковая повторяемость. Разучивание стихов доставляет детям удовольствие. А то, что пережито эмоционально положительно, надолго остаётся в памяти, оставляя след в сознании ребёнка. Благодаря рифме легко активизируются в устной речи лексико-грамматические структуры. В подлинном песенном материале часто встречаются целые фразы и отдельные лексические единицы, характерные именно для разговорной речи.

На данном сайте http://www.agendaweb.org/songs-exercises огромный выбор песенного материала в формате видео как для маленьких, так и для школьников по-старше, nursery rhymes, поп-музыка, особый интерес представляет раздел Learn English songs-exercises, где во время прослушивания песни выполняется задание и сразу же выдается результат.

б) "Цепочка слов"

Эта игра также универсальна и интересна для учащихся. Например, я начинаю цепочку, произнеся  такое словосочетание: 'an old house'. Затем предлагаю первому ученику заменить в нём прилагательное, например: 'a beautiful house'. Далее прошу второго ученика заменить в новом словосочетании существительное, например: 'a beautiful girl' и т.д. Учащийся, не нашедший подходящего слова, выбывает из игры, а цепочку продолжает следующий участник. Задание продолжается до тех пор, пока в нём не останется один победитель.

в) Текстовый диктант

Учитель диктует текст, который был отработан с учащимися на уроке, или незнакомый текст с проработанной лексикой. Учащиеся записывают текст по возможности точно. После текста можно предложить дополнительные лексические или грамматические задания

г) "Подарки"

Для подготовки к проведению данной игры, нужно разрезать лист формата А4 на количество частей, равных количеству учеников в конкретном классе.

На уроке я раздаю по одной карточке каждому игроку и прошу написать на ней дату своего рождения. Затем собираю карточки, хорошо перемешиваю их и снова раздаю чистой стороной вверх. А  участникам игры я предлагаю написать на них то, что каждый хотел бы получить в качестве подарка на свой день рождения. Когда все будут готовы, Игрок А переворачивает свою карточку и спрашивает, например: 'Whose birthday is on the twenty-fourth of September?'. Игрок, написавший эту дату, отвечает: 'This is mine!'. Тогда Игрок А передаёт ему карточку, например с такими словами: 'I'm giving you a bike!'. После этого, "счастливый хозяин велосипеда" переворачивает карточку, доставшуюся ему при второй раздаче и т.д. Желательно проводить эту игру в конце занятия, потому что у детей обычно вызывает бурное обсуждение, кто кому и что подарил!

д) Кроссворд и word search

Кроссворд на английском языке – это головоломка, представленная в виде сетки слов, пересекающих друг друга по горизонтали и вертикали. Отвечая на вопросы или описательные определения кроссворда, учащиеся получают слова, которые и вписывают в сетку. По правилам, ответами могут быть только существительные в именительном падеже и единственном числе. Но в настоящее время можно встретить любые новшества в этой игре со словами. На сайте http://a4esl.org/ имеются кроссворды любой сложности с подсказками.

На сайтах http://www.english-4kids.com/games.html огромнейший выбор онлайн-игр для тренировки и закрепления лексического материала.

Слайд 20. Результативность профессиональной педагогической деятельности.

       Победы и участие учащихся МБОУ Мотовиловская СШ и МБОУ Выездновская СШ в мероприятиях районного, регионального и всероссийского уровней.

Список литературы

1. Введение в коммуникативную методику обучения английскому языку / Пособие для учителей России. - Oxford University Press, 2011.

2. Кривобокова И.Я., Лотарева Т.В. Некоторые приемы работы над лексикой  / И.Я. Кривобокова, Т.В. Лотарева// ИЯШ. -2011. -№2. - с. 53-55.

         3. Кувшинов В.И. О работе с лексикой на уроках английского языка  / В.И. Кувшинов // ИЯШ. - 2015. - №5. - с. 20-24.

         4. Кузнецова Т.М. Этапы работы над словом (Из опыта работы над лексикой) / Т.М. Кузнецова// ИЯШ. - 2011. - №5.- с.88-94.

          5. Мачхелян Г.Г. Современную лексику в учебный процесс /Г.Г. Мачхелян // ИЯШ. - 2009. - №6. - с. 54-59.

         6. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справочное пособие. / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова. - Минск: Высшая школа, 2016. –

 248 с.

         7. Очерки методики обучения чтению на иностранном языке / Под ред. И.М. Бермана, В.А. Бухбиндера. - Киев, 2007. - с.130

8. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе  / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. - М.: Просвещение, 2011. - 287 с.

         9. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций /пособие для студ-в пед. вузов и учит-й. / Е.Н. Соловова. - М.: Просвещение, 2012. - 239 с.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«Я - учитель»

Эссе на тему «Гражданская позиция современного учителя.»

“My dear, here we must run as fast as we can, just to stay in place. And if you wish to go anywhere you must run twice as fast as that.”
― Lewis Carroll, Alice in Wonderland

(Льюис Кэррол «Алиса в Стране Чудес»: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!»)

     «Я – учитель» - это звучит гордо! Тезис, не вызывающий у меня ни малейшего сомнения. «Гордо», потому что ты причастна к формированию личности ребёнка. «Гордо», потому что несёшь ответственность за судьбу другого. «Гордо», потому что именно от тебя зависит дорога, по которой предстоит идти новому человеку. Однако сегодня всё чаще можно услышать иные мнения, а вышеназванное высказывание звучит с вопросительной интонацией. Годы идут, времена меняются… Учителю не легко. Впрочем, как и всегда.

 На мой взгляд, в условиях тех проблем, которые стоят перед системой образования сегодня, именно активная гражданская позиция – это обязательное условие профессионального становления современного учителя.

 XXI век поставил перед школой такие вызовы, с которыми она раньше не встречалась. Главными из них я считаю следующие: инновации во всех сферах общественной жизни, глобализация и изменения рынка труда.

Непрерывные инновации

Научить в условиях постоянных стремительных изменений – непростая задача. Школьному учителю, как представителю одной из самых консервативных профессий, сложно принимать инновации, идти в ногу со временем, быть на одной волне со своими учениками. Однако без этого невозможно представить себе современного педагога. Педагога, который находится в постоянном творческом поиске и стремится к профессиональному совершенствованию.

В воспитании мы всё чаще пытаемся сформировать у учеников лидерские качества, стремление к успеху и всё реже говорим о том, как стать Человеком. От кого это зависит? В значительной степени - от педагога. Развивать внутренний мир ребёнка, формировать у него систему духовно-нравственных ценностей, убеждения, взгляды может только учитель, который сам обладает внутренним стержнем. Активная гражданская позиция учителя играет здесь не последнюю роль. Ребёнку очень важно в постоянно изменяющейся окружающей действительности в лице педагога видеть наставника, помогающего ориентироваться в жизни, человека с устойчивыми взглядами, идеалами и ценностями.

К сожалению, иногда настоящие идеалы и ценности подменяются мнимыми, а настоящая работа по воспитанию к созданию видимости таковой.

Например, сейчас стало модным много говорить о патриотизме, зачастую не все даже понимают значение этого слова. По моему мнению, наши современники все чаще заменяют это понятие формальным отношением, выражающимся в бесконечных фотоакциях и конкурсах в соцсетях на тему патриотизма. К сожалению, такая тенденция нередко подогревается равнодушием родителей и формализмом учителей к патриотическому воспитанию, сводящемуся к всякого рода беседам и участию в конкурсах.

Причин на это много, но не о них я бы хотела порассуждать… А о том, что в силах каждого учителя заложить в души учеников «семена» гордости за свою историю, успехи своей страны и своей собственной причастности к ее величию. Именно в том, что многие дети не понимают, что это величие и успех обеспечивается, в первую очередь, поддержкой граждан, их рвением сделать нашу страну лучше, и кроется причина такого явления. Что же может в столь великом деле обыкновенный сельский учитель? А многое…Своим личным примером показать, что гражданином быть не просто модно, а необходимо во все времена. И уже с раннего возраста каждый из нас может внести свою лепту в успех Родины. Так, на своих уроках на фронтальных беседах по проделанным переводам, мы рассуждаем о необходимости соблюдать законы, беречь природу, хранить исторические памятники. Видя опыт зарубежных стран, начинаем осознавать, что какая бы не была история у государства, она полна событий, которыми можно и нужно гордиться. Моя гражданская позиция как мамы и как учителя заключается в том, что в наших силах сформировать у наших детей «чувство нужности» государству, полезности обществу, что в эпоху потребительских ценностей является сложной задачей.

Глобализация

В моей педагогической практике, был случай, когда один из родителей задал вопрос о целесообразности изучения английского языка в школе, да ещё 3 часа в неделю, мол «его Гришке, эта ерунда не нужна…». Такая позиция родителей удручает, так как она говорит о низком уровне их сознательности и ответственности за будущее ребенка. Нужно понимать, что мы живём в глобальном мире, где английский язык является языком международной коммуникации, объединяющей не только транснациональные корпорации, но и обычных людей.

По моему мнению, любой уважающий себя гражданин должен понимать, что наша страна также является частью этого мирового сообщества. И моя задача как учителя, донести это и до учеников, и до их родителей. Выбирая эту профессию, я чётко осознавала, что буду иметь дело не только с учениками и преподаванием английского, но и должна буду уметь дипломатически работать с родителями. Думаю, участие моих учеников и их родителей в сетевых проектах, региональных и всероссийских конкурсах не только расширяют знания по предмету, но и позволяют родителям посмотреть на современный мир глазами детей, для которых блоггерство, хештеги и соцсети являются обыденной реальностью. Родители могут неожиданно для себя открыть, что их дети быстрее и лучше переведут инструкцию к новому пылесосу, чем они сами.

Изменение рынка труда

Раскрыть практическую значимость уроков английского также считаю одной из своих главных задач, подчёркивая актуальность его знания в будущем при определении профессиональной траектории. И хотя я понимаю, что нас всех ожидает третий вызов – изменение социального запроса и рынка труда. Ведь, смотря правде в глаза, мы должны признаться, что не сможем подготовить к взрослой жизни сегодняшнего первоклассника, так как сами не знаем наверняка, что нас ждет через десять лет. Но я убеждена, что нужно стараться изо всех сил, чтобы наполнить души учеников «правильной мотивацией» (А. Асмолов) - быть личностью с активной гражданской позицией. Главная задача образования – формирование ценностно-смысловой картины мира. Мы – учителя, должны, в том числе и своим примером, заложить в учеников понятия долга и чести, общественного блага, ответственности за свои поступки. В своей профессии я использую такой девиз «If a task is once begun, never leave it till it's done. Be the labour great or small, do it well or not at all. - Если ты только начала задание, никогда не оставляй его незаконченным.  Какие бы дела ты не совершала, маленькие или большие, делай их хорошо». И мое глубочайшее убеждение, что если каждый на своем месте будет выполнять свою работу хорошо, вести себя как добропорядочный гражданин, то все в нашей стране будет прекрасно.

 Таким образом, для меня профессия учитель является не только престижной, но и прогрессивной, именно учитель помогает ребенку построить свою собственную траекторию жизненного пути. То, насколько наши дети будут успешны во взрослой жизни, зависит прежде всего от учителя, который идёт в ногу со временем, развивается и быстро учится тому, что актуально на каждом этапе развития государства.